Презентация на тему "слуховой анализатор". Презентация к уроку "Слуховой анализатор. Гигиена слуха" презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему Строение кортиева органа

Слайд 2

  • Ухо человека воспринимает звуки от 16 до 20000гц.
  • максимальная чувствительность от 1000 до 4000 Гц
  • Слайд 3

    Главное речевое поле

    • находится в диапазоне 200 – 3200 Гц.
    • Старики часто не слышат высокие частоты.
  • Слайд 4

    • Тоны - содержат звуки одной частоты.
    • Шумы– звуки, состоящие из несвязанных между собой частот.
    • Тембр – это характеристика звука, определяемая формой звуковой волны.
  • Слайд 7

    Психологические корреляты громкости звука.

    • шепотная речь – 30 дБ
    • разговорная речь – 40 – 60 дБ
    • уличный шум – 70 дБ
    • крик у уха – 110 дБ
    • громкая речь – 80 дБ
    • реактивный двигатель – 120 дБ
    • болевой порог – 130 – 140 дБ
  • Слайд 8

    Строение уха

  • Слайд 9

    Наружное ухо

  • Слайд 10

    • Ушная раковина – это улавливатель звука, резонатор.
    • Барабанная перепонка воспринимает звуковое давление и передает его к косточкам среднего уха.
  • Слайд 11

    • Не имеет собственного периода колебаний, т.к. ее волокна имеют разное направление.
    • Не искажает звук. Колебания мембраны при очень сильных звуках ограничеваетmusculus tensor timpani.
  • Слайд 12

    Среднее ухо

  • Слайд 13

    Рукоятка молоточкавплетена в барабанную перепонку.

    Последовательность передачи информации:

    • Молоточек→
    • Наковальня→
    • Стремечко →
    • овальное окно →
    • перилимфа → вестибулярной лестницы улитки
  • Слайд 15

    • musculusstapedius. ограничевает колебания стремечка.
    • Рефлекс возникает через 10мс после действия сильных звуков на ухо.
  • Слайд 16

    Передача звуковой волны в наружном и среднем ухепроисходит в воздушной среде.

    Слайд 19

    • Костный канал разделен двумя мембранами: тонкой вестибулярной мембраной (Рейснера)
    • и плотной, упругой основной мембраной.
    • На вершине улитки обе эти мембраны соединяются, в них имеется отверстие helicotrema.
    • 2 мембраны делят костный канал улитки на 3 хода.
  • Слайд 20

    • Стремечко
    • Круглое окно
    • Овальное окно
    • Базальная мембрана
    • Три канала улитки
    • Рейснерова мембрана
  • Слайд 21

    Каналы улитки

  • Слайд 22

    1) Верхний канал вестибулярная лестница (от овального окна до вершины улитки).

    2) Нижний канал – барабанная лестница (от круглого окна). Каналы сообщаются, заполнены перилимфой и образуют единый канал.

    3) Средний или перепончатый канал заполнен ЭНДОЛИМФОЙ.

    Слайд 23

    Эндолимфа образуется сосудистой полоской на наружной стенке средней лестницы.

    Слайд 26

    Внутренние

    • располагаются в один ряд,
    • их около 3500 клеток.
    • Имеют 30 – 40 толстых и очень коротких волосков (4 – 5 МК).
  • Слайд 27

    Наружные

    • располагаются в 3 – 4 ряда,
    • их 12000 – 20000 клеток.
    • Имеют 65 – 120 тонких и длинных волосков.
  • Слайд 28

    Волоски рецепторных клеток омываются эндолимфой и контактируют с текториальной мембраной.

    Слайд 29

    Строение кортиева органа

  • Слайд 30

    • Внутренние фоно- рецепторы
    • Текториальная мембрана
    • Наружные фоно-рецепторы
    • Нервные волокна
    • Базальная мембрана
    • Опорные клетки
  • Слайд 31

    Возбуждение фонорецепторов

  • Слайд 32

    • При действии звуков основная мембрана начинает колебаться.
    • Волоски рецепторных клеток касаются текториальной мембраны
    • и деформируются.
  • Слайд 33

    • В фонорецепторах возникает рецепторный потенциал и слуховой нерв возбуждается по схеме вторичночувствующих рецепторов.
    • Слуховой нерв образован отростками нейронов спирального ганглия.
  • Слайд 34

    Электрические потенциалы улитки

  • Слайд 35

    5 электрических феноменов:

    1.мембранный потенциал фонорецептора. 2.потенциал эндолимфы (оба не связаны с действием звука);

    3.микрофонный,

    4.суммационный

    5.потенциал слухового нерва (возникают под влиянием звуковых раздражений).

    Слайд 36

    Характеристика потенциалов улитки

  • Слайд 37

    1) Мембранный потенциал рецепторной клетки - разность потенциалов между внутренней и наружной стороной мембраны. МП= -70 - 80 МВ.

    2) Потенциал эндолимфы или эндокохлеарный потенциал.

    Эндолимфа имеет положительный потенциал по отношению к перилимфе. Эта разность равна 80мв.

    Слайд 38

    3) Микрофонный потенциал (МП).

    • Регистрируется при расположении электродов на круглом окне или вблизи рецепторов в барабанной лестнице.
    • Частота МП соответствует частоте звуковых колебаний, поступающих на овальное окно.
    • Амплитуда этих потенциалов пропорциональна интенсивности звука.
  • Слайд 40

    5)Потенциал действия волокон слухового нерва

    Является следствием возникновения в волосковых клетках микрофонного и суммационного потенциалов. Количество зависит от частоты действующего звука.

    Слайд 41

    • Если действуют звуки до 1000гц,
    • то в слуховом нерве возникают ПД соответствующей частоты.
    • При более высоких частотах – частота ПД в слуховом нерве снижается.
  • Слайд 42

    При низких частотах ПД наблюдаются в большом, а при высоких – в небольшом количестве нервных волокон.

    Слайд 43

    Блок-схема слуховой системы

  • Слайд 44

    Сенсорные клетки улитки

    • Нейроны спирального ганглия
    • Кохлеарные ядра продолговатого мозга
    • Нижние бугры четверохолмия (средний мозг)
    • Медиальное коленчатое тело таламуса промежуточный мозг)
    • Височная доля коры (41, 42 поля по Бродману)
  • Слайд 45

    Роль различных отделов ЦНС

  • Слайд 46

    • Кохлеарные ядра – первичное распознавание характеристик звуков.
    • Нижние бугры четверохолмияобеспечивают первичные ориентировочные рефлексы на звук.

    Слуховая область коры обеспечивает:

    1) реакцию на двигающийся звук;

    2) выделение биологически важных звуков;

    3) реакцию на сложный звук, речь.

    Слайд 47

    Теории восприятия звуков различной высоты (частоты)

    1.Резонансная теория Гельмгольца.

    2.Телефонная теория Резерфорда.

    3.Теория пространственного кодирования.

    Слайд 48

    Резонансная теория Гельмгольца

    Каждое волокно основной мембраны улитки настроено на свою частоту звука:

    На низкие частоты – длинные волокна у верхушки;

    На высокие частоты - короткие волокна у основания.

    Слайд 49

    Теория не нашла подтверждения потому что:

    Волокна мембраны не натянуты и не имеют «резонансных» частот колебаний.

    Слайд 50

    Телефонная теория Резерфорда (1880г.)

  • Слайд 51

    Звуковые колебания →овальное окно→ колебание перилимфы вестибулярной лестницы→через геликотрему колебание перелимфы барабанной лестницы→колебания основной мембраны

    → возбуждение фонорецепторов

    Слайд 52

    • Частоты ПД в слуховом нерве соответствуют частотам действующего на ухо звука.
    • Однако это справедливо только до 1000гц.
    • Более высокую частоту ПД нерв не может воспроизвести
  • Слайд 53

    Теория пространственного кодирования Бекеши.(Теория бегущей волны, теория места)

    Объясняет восприятие звука с частотами выше 1000 Гц

  • Слайд 54

    • При действии звука стремечко непрерывно передает колебания на перилимфу.
    • Через тонкую вестибулярную мембрану они передаются на эндолимфу.
  • Слайд 55

    • Вдоль эндолимфатического канала к геликотреме распространяется «бегущая волна».
    • Скорость ее распространения постепенно падает,
  • Слайд 56

    • Амплитуда волны сначала увеличивается,
    • затем снижается и ослабевает
    • не доходя до геликотремы.
    • Между местом возникновения волны и точкой ее затухания лежит амплитудный максимум.
  • Контрольная работа
    Тема «Возрастные особенности слуховой
    сенсорной системы. Гигиена слуха».
    По курсу возрастная анатомия и физиология1. Введение- 3 слайд
    2. Строение слухового анализатора- 4 слайд
    2.1. Периферический отдел слухового анализатора – 5 слайд
    2.2. Проводниковый отдел слухового анализатора – 6 слайд
    2.3. Центральный, или корковый отдел слухового анализатора – 7 слайд
    3. Возрастные особенности слухового анализатора у ребенка – 8 слайд
    3.1. Пренатальное развитие - 8-14 слайд
    3.2. Постнатальное развитие слухового анализатора – 15слайд
    Ушная раковина-15 слайд
    Наружный слуховой проход – 16слайд
    Барабанная перепонка – 17 слайд
    Барабанная полость – 18-20слайды
    Евстихиева (слуховая) труба- 21 слайд
    Внутреннее ухо – 22 слад
    4. Гигиена слуха – 23-25 слайд
    Список литературы -26-27слайд
    Автор презентации-28 слайд

    1. Введение

    Слух – это отражение действительности в форме звуковых явлений.
    Роль слуха трудно переоценить. Способность слышать дана
    большинству людей от рождения и воспринимается как должное.
    Слуховой анализатор – вторая по значимости сенсорная
    аналитическая система в обеспечении адаптивных реакций
    и
    познавательной деятельности человека. С помощью слуха восприятие
    мира становится ярче и богаче, поэтому снижение или лишение слуха в
    детстве существенным образом оказывает значительное влияние на
    познавательное развитие и мыслительную деятельность.
    Особая роль слухового анализатора человека связана с речью,
    поскольку слуховое восприятие является ее основой. Любые нарушения
    слуха в период становления речи ведут к задержке в развитии или к
    глухонемоте, хотя весь артикуляционный аппарат у ребенка остается не
    нарушенным. У взрослых людей, владеющих речью, нарушение слуховой
    функции не ведет к расстройству речи, хотя резко затрудняет общение
    между людьми.

    2. Строение слухового анализатора человека

    Орган слуха человека
    улавливает (наружное ух),
    усиливает (среднее ухо) и
    воспринимает (внутреннее
    ухо) звуковые колебания,
    представляя собой, по
    сути, дистанционный
    анализатор,
    периферический отдел
    которого располагается в
    пирамиде височной кости
    (улитке).

    2.1. Периферический отдел слухового анализатора

    Наружное ухо: ушная
    раковина, слуховой проход,
    барабанная перепонка
    Среднее ухо: полость
    среднего уха, слуховая
    труба, косточки среднего
    уха, молоточек, наковальня,
    стремечко
    Внутреннее ухо: улитка,
    слуховой нерв
    Вестибулярный аппарат:
    преддверие с мешочками,
    полукружные каналы

    2.2. Проводниковый отдел слухового анализатора

    Волосковые сенсорные клетки
    улитки
    Спиральный ганглий
    Кохлеарные ядра
    (1 переключение в ЦНС)
    Оливо – кохлеарный комплекс
    Нижние бугры
    четверохолмия(2
    переключение в ЦНС)
    Медиальные коленчатые тела
    Слуховая зона коры

    2.3. Центральный, или корковый отдел слухового анализатора

    Центральный конец слухового анализатора расположен в
    коре верхнего отдела височной доли каждого из полушарий
    головного мозга (в слуховой области коры). В продолговатом
    мозгу происходит частичный перекрест нервных волокон,
    соединяющих периферический отдел слухового анализатора
    в с его центральным отделом.

    3. Возрастные особенности слухового анализатора у ребенка 3.1. Пренатальное развитие

    Орган слуха в пренатальном
    онтогенезе развивается из двух слоев:
    Из эктодермального слоя
    формируется кожа и подкожные
    структуры ушной раковины, наружного
    слухового прохода, барабанная
    перепонка и содержимое улитки;
    Мезодермального – слуховые
    косточки и височная кость. Развитие и
    формирование органа слуха человека
    начинается с первых недель
    внутриутробного развития и
    продолжается в течение всего периода
    беременности.

    2-3- я неделя
    Внутриутробного
    развития – появляется
    зачаток перепончатого
    лабиринта в виде
    утолщения эктодермы на
    поверхности головного
    конца зародыша по
    бокам от нервной
    пластинки.

    4- я неделя –
    эктодермальная
    пластинка прогибается,
    образует слуховую ямку,
    превращающуюся в
    слуховой пузырек
    5- я неделя –
    внутреннее ухо
    представляет собой
    слуховой пузырек, а
    наружное ухо только
    начинает образовываться.

    8 неделя – внутреннее ухо
    представлено
    одним завитком
    .
    элементов спирального
    органа (будущая улитка),
    наличием мешочков и
    полукружных каналов с
    сенсорными клетками
    вестибулярного рецептора; в
    среднем ухе формируется
    нижняя часть барабанной
    перепонки, хрящевые
    молоточек и наковальня; в
    наружном – хрящевая часть
    наружного слухового прохода
    и ушная раковина.

    11-12 неделя

    Во внутреннем ухе
    появляются два завитка
    улитки, формируется
    перепончатый лабиринт
    и волосковые клетки,
    волокна слухового нерва
    прорастают во
    внутреннее ухо;
    начинает формироваться
    звуковоспринимающий
    аппарат – Кортиев орган.

    20 неделя –
    внутреннее ухо
    созревает до размеров
    взрослого,
    заканчивается
    окостенение молоточка
    и наковальни и
    начинается
    окостенение стремени;
    ушная раковина
    полностью
    сформирована.

    37 неделя – при созревшем
    внутреннем, среднем и
    наружном ухе происходит
    пневматизация структур
    височной кости (сосцевидный
    отросток) и барабанной
    полости (среднее ухо).
    Орган слуха, включающий
    наружное, среднее и внутреннее
    ухо и волокна слухового нерва,
    к моменту рождения полностью
    сформирован.
    В постанатальном периоде
    происходит дальнейшее
    созревание органа слуха.

    3.2. Постнатальное развитие органа слуха

    Ушная раковина у
    новорожденного утолщена, хрящ ее
    мягкий, рельеф слабо выражен,
    покрывающая его кожа тонкая. Мочка
    имеет небольшие размеры. Наиболее
    быстро ушная раковина растет в
    течение первых 2-х лет жизни ребенка
    и после 10 лет. В длину она растет
    быстрее, чем в ширину.

    Наружный слуховой проход

    у
    маленьких детей короче и уже, чем
    у детей старшего возраста и
    взрослых. У новорожденного он
    имеет вид узкой щели и может
    быть
    заполнен
    первородной
    смазкой. По мере роста наружный
    слуховой проход ребенка из
    щелевидного становится овальным
    с более стойким просветом и
    отличается от взрослого только
    размерами.
    Его
    длина
    у
    новорожденного около 15 мм, у
    ребенка 1 – года 20 мм, у ребенка 5
    лет – 22 мм. У 10-12 летних детей
    его длина и форма близких к их
    величинам у взрослого.

    Барабанная перепонка

    у
    взрослого имеет овальную форму, а у
    детей – круглую. У новорожденного
    она наклонена по отношению к оси
    наружного слухового прохода на 2030 градусов, этот угол с возрастом
    увеличивается на 40-45 градусов. У
    новорожденного
    размеры
    барабанной перепонки те же, что и у
    взрослого, но толщина ее больше. У
    новорожденного ее высота 9 мм,
    ширина 8 мм. Постепенно плотная
    неоформленная
    соединительная
    ткань
    в
    центре
    барабанной
    перепонки замещается коллагеново –
    волокнистой тканью.

    Барабанная полость(среднее ухо)

    Барабанная полость у детей первых
    лет жизни не отличается по абсолютным
    размерам от полости у старших детей и
    взрослых, однако в строении некоторых
    элементов барабанной полости ребенка
    имеются возрастные отличия. Барабанная
    полость имеет форму неправильной
    пирамиды объемом от 0, 75 до 2 мм³.
    Передний отдел ее лежит латеральнее, чем
    у взрослых. К моменту рождения полость
    среднего уха плода заполнена зародышевой
    соединительной тканью. С первым вздохом
    воздух проходит в барабанную полость
    через слуховую трубу. Происходит распад
    зародышевой ткани и превращение ее в
    зрелую соединительную ткань.

    Барабанная полость ограничена шестью стенками. У
    детей первого года жизни в верхней стенке имеется
    незакрытая щель, толщина стенки очень незначительна –
    1-1, 15 мм.
    Нижняя стенка (дно) барабанной полости у детей тоже
    очень тонкая от 0,7 до 2 мм. Она отделяет полость от
    луковицы внутренней яремной вены, на которую при
    гнойном
    воспалении
    среднего
    уха
    может
    распространиться инфекция, и привести к сепсису.
    Передняя стенка барабанной полости у новорожденных
    и детей первого года жизни постепенно и незаметно
    переходит в нижнюю и внутреннюю. Верхняя часть ее
    занята устьем евстахиевой трубы.

    Задняя стенка (самая длинная 12-15 мм) имеет широкое
    отверстие, ведущее в сосцевидную пещеру – антрум.
    Сосцевидные ячейки у новорожденного отсутствуют изза слабого развития сосцевидного отростка.
    Наружная стенка в большей степени состоит из
    барабанной перепонки. В строении внутренней стенки
    барабанной полости у детей и взрослых существенных
    отличий нет.
    У детей в первые дни жизни слуховые косточки почти
    тех же размеров, что и у взрослых.

    Евстахиева труба

    Евстахиева (слуховая) труба новорожденного
    и грудного ребенка (17-22 мм) значительно короче,
    чем у детей старшего возраста (около 35 мм), без
    кривизны и изгибов, а просвет значительно шире.
    Длина слуховой трубы у ребенка 1 – го года жизни
    равна 20 мм, а 2-х лет 30, 5 лет – 35, у взрослого –
    35-38 мм. Глоточное устье у маленьких детей
    расположено на высоте нижнего края носовых
    полостей. Далее с ростом лицевого скелета и
    опусканием твердого неба глоточное устье
    евстахиевой трубы поднимается до уровня нижней
    носовой раковины, при этом глоточное отверстие в
    раннем детском возрасте постоянно зияет, чего не
    бывает у детей 5-6 лет. Просвет слуховой трубы
    суживается постепенно: от 2,5 мм в 6 месяцев до 2
    мм в 2 года и до 1-2 мм у 6 –летнего ребенка. Именно
    поэтому у детей до 3 лет на фоне респираторных
    инфекций часто возникают воспаления среднего уха.
    Барабанное устье у младенцев находится в верхней
    части передней стенки барабанной полости и
    постепенно
    с
    возрастом
    перемещается
    в
    нижнепередний отдел.

    Внутреннее ухо

    у новорожденного развито хорошо, его
    размеры близки к размерам взрослого. Костные стенки
    полукружных каналов тонкие. Постепенно утолщаются за счет
    слияния ядер окостенения в пирамиде височной кости. В
    постнатальном онтогенезе продолжаются миелинизация
    аксонов многих нейронов и синаптогинез
    специализированные функциональные контакты между
    клетками, служащие для передачи и преобразования сигналов)
    центральных слуховых путей и центров
    Важным этапом в росте поверхности коры височной
    области является возраст 2 года, когда височная область
    приближается по величине височной области мозга взрослого
    (к 2-3 годам наблюдается значительный скачок в развитии речи
    у ребенка). К 7 годам височная область к величине почти
    достигает размеров взрослого (93-96%); 7 лет – важный этап
    развития сложной аналитоко – синтетической деятельности
    мозга. Таким образом, развитие слуховой системы не
    заканчивается с рождением ребенка, а окончательное
    формирование ее элементов охватывает длительный период
    жизни.

    Гигиена слуха ребенка

    Ушные раковины и, в целом, все части
    строения уха выполняют очень важные
    функции в организме.
    Гигиена уха занимает минимум времени и
    усилий.
    Проводить
    гигиенические
    мероприятия можно не каждый день, так
    как слишком частое или неаккуратное
    очищение ушной раковины может стать
    причиной неприятных последствий. Если
    слишком часто удалять серные отложения в
    ухе, то это может привести к тому, что железы
    начнут работать в усиленном режиме,
    вырабатывая еще больше серы. Кроме того,
    нередко при прочищении ушного прохода от
    серы человек, напротив, заталкивает ее еще
    глубже, что провоцирует развитию серных
    пробок, удалить которые может только
    отоларинголог.

    Гигиена ушей включает в себя
    элементарные
    манипуляции:
    ушные
    раковины необходимо тщательно мыть
    теплой водой с мылом. Если во время
    водных процедур вода попала в ухо, ее надо
    убрать оттуда, промокнув ватной палочкой.
    Глубину, на которую можно погружать
    ватную палочку в ухо, чтобы не нанести
    повреждений барабанной перепонке, каждый
    человек должен ощущать самостоятельно.
    Следует обратить особое внимание на то,
    чтобы во время данных процедур рядом с
    ребенком и взрослым, не находился ктолибо, способный нечаянно толкнуть или
    совершить другое резкое действие. Именно в
    таких
    ситуациях
    часто
    случаются
    повреждения барабанной перепонки в
    процессе
    проведения
    гигиенических
    мероприятий.

    Существует также и другой уход, который лучше назвать
    заботой. В настоящее время наиболее распространена картина,
    когда дети слушают музыку в наушниках. Подобная практика
    ведет к невритам, и статистика показывает, что в последнее время
    к врачам обращаются с этой проблемой в разы чаще.
    Следует также обратить внимание на состояние здоровья
    органов слуха во время зимних морозов, так как переохлаждение
    головы может, в числе прочего, привести к развитию воспалений
    органов слуха.
    Еще одна сторона гигиены ушей – прокалывание с целью
    украшения серьгами. Данная процедура, казалось бы, опасности
    не представляет. Тем не менее, следует знать, что на ушной
    раковине расположено огромное количество точек, которые
    связаны с разными внутренними органами и системами организма.
    Поэтому проводить даже эту простую процедуру необходимо у
    специалиста.

    Список литературы

    1.Гапанович В.Я. Александров В.М. «Отортноларингологический
    атлас». Минск: «Высшая школа» 1989
    2.Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. «Возрастная атомия и физиология»,
    Москва, Академия, 2008-272
    3. Нейман Л.В, Богомильский М.Р. «Анатомия, физиология и патология
    органов слуха и речи» Издательство: "Владос" 2001-222
    4.Сапин М.Р., Брыскина З.Г. «Анатомия и физиология детей и
    подростков», Академия 2002-456
    5.Хрипкова А.Г., Антропова М.В, Фарбер Д.А. «Возрастная
    физиология и школьная гигиена», Москва, Просвещение, 1990-319
    6.А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и
    речи», Великий Новгород,2006-68
    7.Шипицына Л.М., Вартанян И.А. «Анатомия, физиология и патология
    органов слуха, речи и зрения», 2012-432

    8. Режим доступа:do.gendas.ru
    9. Режим доступа: med.books.info
    10. Режим доступа: WOMAN-LAFI-Женский журнал
    11. Режим доступа: Схемо.рф.2015

    Выполнила студентка 1 курса
    711-З группы
    заочной формы обучения
    Шорошнева Марина Анатольевна

    Цель урока: сформировать у учащихся знания о значении слуха в жизни человека на основе межпредметной интеграции.

    Задачи урока:

    Образовательные :

    продолжить формирование знаний о строении анализаторов на примере слухового анализатора;

    рассмотреть строение и функции уха;

    изучить, как происходит преобразование звуковой энергии в механическую;

    выработать правила гигиены слуха.

    Развивающие :

    развивать умение сравнивать, анализировать, формулировать выводы, самостоятельно работать с информационными источниками, применять полученные знания для решения практических задач;

    содействовать развитию умения интегрировать материал разных наук (биологии, физики, истории, музыки, литературы).

    Воспитательные :

    воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, коммуникативных навыков;

    продолжить формирование умений и навыков бережного отношения к своему здоровью.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мыслительный лист, дидактический материал (биологическое лото – карточки с заданием на соответствие), ватные палочки.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

    Здравствуйте, ребята. Я попрошу сейчас улыбнуться всех, кто сегодня пришёл в школу с хорошим настроением. А теперь поднимите руки те ребята, кто очень торопился в школу. Те ребята, которые сегодня будут помогать мне на уроке, похлопайте в ладоши. Я тоже рада нашей встрече с вами.

    2. Актуализация знаний и умений.

    Сегодня вы будете работать не только с учебником и фрагментами презентации, но и с мыслительными листами (приложение 2 ) , которые вы видите у себя на столе.

    Скажите мне, а какие отделы нервной системы мы изучаем с вами?

    Верно, анализаторы.

    А для чего необходимы анализаторы?

    Да, чтобы жить в мире, чувствовать его, познавать его. Любой анализатор имеет свои составляющие, назовите их.

    (Слайд 2 ). Задание №1 . Разбейте на группы. На слайде вы видите отделы анализатора. На мыслительном листе (приложение 2 ) – отделы разных анализаторов. Разбейте на группы.

    Посмотрим на слайд 3 и сравним с правильным ответом.

    Задание №2. Напомните мне, а каком анализаторе мы говорили с вами на прошлом уроке.

    Верно, о зрительном.

    На столах у каждого из вас биологическое лото, поработав в парах, соедините карточки по смыслу.

    Проверим, правильно ли мы это сделали (слайд 4 ).

    Посмотрите на (слайд 5 ). О чём он?

    Верно, о дальтонизме – болезни, при которой человек не различает определённые цвета.

    (Слайд 6 ). Заболевание получило название в честь учёного Дальтона, который страдал этим недугом.

    3. Изучение нового материала.

    А теперь посмотрите на эпиграф нашего урока, который помещён на доске. Прочитаем его вслух:

    Мир звуков так многообразен,
    Богат, красив, разнообразен,
    Но всех нас мучает вопрос:
    Откуда звуки возникают,
    Что слух наш всюду услаждают?
    Пора задуматься всерьез.

    Итак, какова тема нашего урока?

    Слуховой анализатор.

    А что такое звук, прочитав стихотворение Заболоцкого на мыслительном листе (приложение 2 ), вы поймёте, что это такое.

    Рождённый пустыней, колеблется звук,
    Колеблется синий на нитке паук.
    Колеблется воздух,
    Прозрачен и чист,
    В сияющих звёздах
    Колеблется лист.

    (Н. Заболоцкий)

    Обратимся к физике. Дело в том, что звук – это механические колебания, происходящие с частотой от 20 до 20 000 Гц т.е. от 20 до 20 000 раз в секунду. Говоря о строении человеческого организма, мы не должны забывать о том, что мы изучаем себя для того, чтобы сохранить здоровье.

    4. Физкультурная пауза.

    Работая на уроке, мы напрягаем глаза, поэтому очень важно делать гимнастику для глаз. Вращаем глаза, рисуем глазами знак бесконечности, сосредоточенно смотрим на кончик пальца, приближая и отдаляя его.

    5. Продолжение изучения нового материала.

    Теперь мы поговорим о строении слухового анализатора.

    Рецепторы – слуховой нерв – височная зона коры больших полушарий.

    Изучаем строение уха. (слайд7 ): Орган слуха - ухо: наружное, среднее, внутреннее.

    Поработайте с учебником (стр. 85-87). Заполните схему (приложение 2 ):

    Давайте, посмотрим на доску, где помещена правильно заполненная схема, я предлагаю сравнить и исправить ошибки, если они у вас есть.

    (Cлайд 8,9 ) . Теперь поговорим о функциях:

    Ушная раковина: улавливает звуки

    Наружный слуховой проход: проводит звуковые колебания

    Барабанная перепонка: преобразует звуковые колебания в механические, передаёт в среднее ухо.

    Слуховые косточки: молоточек и наковальня - рычаги, стремя – своеобразный поршень. Они усиливают слабые колебания барабанной перепонки и передают их во внутреннее ухо. Стремя упирается в овальное окно.

    Слуховая труба: соединяет среднее ухо с носоглоткой. Выравнивает давление, возникающее при усиленном шуме. (врач ухо-горло-нос).

    Улитка: раковина в 2,5 оборота. Внутри костного лабиринта улитки находится перепончатый лабиринт. Оба они заполнены жидкостью, колебания которой вызываются ударами стремечка по овальному окну. Внутри перепончатого лабиринта по всей длине завитков улитки тянутся пять рядов клеток с тончайшими волокнами (по 60-70 у каждой клетки). Это волосковые слуховые клетки (их около 24 тыс.) крепятся к мембране, которая состоит из отдельных волокон. Стоит возникнуть колебаниям в жидкости улитки, как занавес начинает касаться волосков слуховых клеток, порождая электрические импульсы различной силы. Слуховой нерв собирает эти импульсы и передаёт их через подкорковые узлы в кору височных долей головного мозга. Они и обеспечивают анализ и синтез звуков.

    Презентация по биологии - Слуховой анализатор

    Слуховой анализатор - совокупность структур, обеспечивающих восприятие звуковой информации, преобразовывать ее в нервные импульсы, последующую ее передачу и обработку в центральной нервной системе.

    Строение слухового аппарата
    Орган слуха и равновесия у млекопитающих и человека состоит из:
    Наружного и среднего уха(проводящих звук)
    Внутреннего уха(воспринимающего звук)

    Внутреннее ухо (улитка )
    Внутреннее ухо - костный лабиринт (улитка и полукружные каналы), внутри которого лежит,
    повторяя его форму, перепончатый лабиринт. Перепончатый лабиринт заполнен эндолимфой, пространство между перепончатым и костным лабиринтом - перилимфой (перилимфатическое пространство). В норме поддерживается постоянный объем и электролитный состав (калий, натрий, хлор и др.) каждой из жидкостей

    Кортиев орган
    Кортиев орган - рецепторная часть слухового анализатора, которая преобразует энергию звуковых колебаний в нервное возбуждение. Кортиев орган расположен на основной мембране в улитковом канале внутреннего уха, заполненном эндолимфой. Кортиев орган состоит из ряда внутренних и трех рядов наружных воспринимающих звук волосковых клеток, от которых отходят волокна слухового нерва.

    Вестибулярный аппарат
    Вестибулярный аппарат - орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных животных и человека; часть внутреннего уха. Вестибулярный аппарат - сложный рецептор вестибулярного анализатора. Структурная основа вестибулярного аппарата - комплекс скоплений реснитчатых клеток
    внутреннего уха, эндолимфы, включенных в неё известковых образований - отолитов и желеобразных купул в ампулах полукружных каналов.

    Ушные болезни
    Холодный ветер или мороз, травма, фурункул, воспаление, скопление серы и многое другое могут вызывать тянущую или режущую боль в ухе, привести к образованию гнойника. наиболее распространенной причиной глухоты является скопление ушной серы. Хроническое заболевание слухового прохода, инфекции могут дать отек и ухудшение слуха. Причиной снижения слуха является и механическая травма барабанной перепонки, рубцы на ней. У людей пожилых крошечные косточки позади барабанной перепонки часто срастаются, и они глохнут. Ухудшает слух ожирение, болезни почек, злоупотребление никотином, аллергии, большие дозы аспирина, антибиотики, мочегонные, сердечные препараты, тоник.На несколько дней ухудшает слух сильный насморк

    Гигиена уха
    Природа удивительно предусмотрела периодическую очистку уха перемещением серы. Состояние уха, как это ни удивительно, отражается на общем здоровье. К примеру, из-за повышения давления серы на барабанную перепонку возможно головокружение. Внешнее ухо (ушную раковину) лучше всего помять рукой, вращая его во все стороны, оттягивая вниз, вперед, заставляя ушную серу и остатки ее передвигаться и выходить наружу. В неменьшем внимании и уходе нуждается слуховой канал. В здоровом ухе сера не собирается. Местная же ушная боль, зуд, раздражение или воспаление канала не только может быть легко предупреждено, но даже излечено небольшой ежедневной заботой об этом органе. Ушные капли размягчают серу, могут увеличить ее массу и усилить давление, не принеся никакой пользы. Ежедневная чистка ушной раковины заключается в орошении отверстий и в омовении внешних частей обыкновенной водой. Указательный палец нужно вставить в ухо и медленным движением из стороны в сторону с легким нажимом им на стенку удалить серу, сухие отмершие клетки и пыль, накопившуюся за день.

    Скачать Презентация по биологии - Слуховой анализатор

    Дата публикации: 09.11.2010 05:12 UTC

    Теги: :: :: :: :: :: :.

    Выполнила Плотникова Анастасия МЛ 502

    Слайд 2: Особенности зрительного анализатора

    Слайд 3: Зрительный анализатор

    1. Диаметр глазного яблока новорожденного – 17,3 мм (у взрослого – 24,3 мм) Из этого следует, что лучи света, идущие от удаленных предметов сходятся ЗА сетчаткой, то есть для новорожденных характерна физиологическая дальнозоркость До 2х лет глазное яблоко на 40%, к 5 годам – на 70% и к 12-14 годам достигает размеров глазного яблока взрослого

    Слайд 4: Зрительный анализатор

    2. Зрительный анализатор к моменту рождения незрелый. Развитие сетчатки заканчивается только к 12 месяцу и миелинизация зрительных нервов завершается на 3-4 месяце Созревание коркового анализатора завершается только к 7 годам Характерно недоразвитие мышцы радужки из-за чего зрачки у новорожденного узкие

    Слайд 5: Зрительный анализатор

    3. в первые дни жизни глаза у новорожденного двигаются нескоординированно (до 2-3 недель) Зрительное сосредоточение появляется только к 3-4 неделе после рождения и продолжительность реакции составляет 1-2 мин max

    Слайд 6: Зрительный анализатор

    4. Новорожденный не различает цветов в связи с незрелостью колбочек сетчатки глаза, к тому же их число значительно меньше палочек Дифференцировка цветов начинается примерно на 5-6 месяце, но осознанное восприятие цвета наступает только в 2-3 года К 3 годам ребенок различает соотношение яркости цветов. Способность различать цвета значительно возрастает к 10-12 годам

    Слайд 7: Зрительный анализатор

    5. У детей очень эластичный хрусталик, он способен в более значительной мере изменять свою кривизну, нежели у взрослых Но с 10 лет эластичность хрусталика снижается, снижается и объём аккомодации С возрастом «отодвигается» ближайшая точка ясного видения – в 10 лет она на расстоянии 7 см, в 15 на 8 итд 6. к 6-7 годам формируется бинокулярное зрение

    Слайд 8: Зрительный анализатор

    7. Острота зрения у новорожденных очень низкая. К 6 месяцам – 0,1; в 12 мес – 0,2; в 5-6 лет – 0,8-1,0; у подростков острота зрения около 0,9-1,0 8. Поля зрения у новорожденных гораздо уже, чем у взрослых, к 6-8 годам расширяются, но окончательно этот процесс заканчивается в 20 лет 9. Пространственное зрение у ребенка формируется к 3 месяцам. 10. Объёмное зрение формируется с 5 месяца и до 5-6 лет

    Слайд 9: Зрительный анализатор

    11. Стереоскопическое восприятие пространства начинает развиваться к 6-9 месяцу У большинства детей к 6-летнему возрасту развита острота зрительного восприятия и полностью дифференцированы все отделы зрительного анализатора Из-за «шаровидности» и укорочения передне-задней оси глаза у детей до 7 лет наблюдается дальнозоркость. К 7-12 годам она постепенно сменяется нормальным зрением, но у 30-40% детей развивается близорукость

    10

    Слайд 10: Особенности слухового анализатора


    11

    Слайд 11: Слуховой анализатор

    Формирование улитки происходит на 12-й неделе внутриутробного развития, а на 20-й неделе начинается миелинизация волокон улиткового нерва в нижнем (основном) завитке улитки. Миелинизация в среднем и верхнем завитках улитки начинается значительно позднее.

    12

    Слайд 12: Слуховой анализатор

    Подкорковые структуры, относящиеся к слуховому анализатору, созревают раньше, чем его корковый отдел. Их качественное развитие заканчивается на 3-м месяце после рождения. Корковые поля слухового анализатора приближаются к взрослому состоянию к 5-7 годам.

    13

    Слайд 13: Слуховой анализатор

    Слуховой анализатор начинает функционировать сразу же после рождения. Первые реакции на звук носят характер ориентировочных рефлексов, осуществляемых на уровне подкорковых образований. Они отмечаются даже у недоношенных детей и проявляются в закрывании глаз, открывании рта, вздрагивании, уменьшении частоты дыхания, пульса, в различных мимических движениях. Звуки, одинаковые по интенсивности, но разные по тембру и высоте, вызывают разные реакции, что свидетельствует о способности их различения новорожденным ребенком.

    14

    Слайд 14: Слуховой анализатор

    Ориентировочная реакция на звук появляется у младенцев на первом месяце жизни и с 2–3 месяцев принимает характер доминанты. Условные пищевые и оборонительные рефлексы на звуковые раздражения вырабатываются с 3-5 недель жизни ребенка, но их упрочнение возможно лишь с 2 месяцев. Дифференцирование разнородных звуков отчетливо совершенствуется с 2–3 месяцев. В 6–7 месяцев дети дифференцируют тоны, отличающиеся от исходного на 1–2 и даже на 3–4,5 музыкального тона.

    15

    Слайд 15: Слуховой анализатор

    Функциональное развитие слухового анализатора продолжается до 6–7 лет, что проявляется в образовании тонких дифференцировок на речевые раздражители и изменении порога слышимости. Порог слышимости уменьшается, острота слуха увеличивается к 14–19 годам, затем они постепенно изменяются в обратном направлении. Изменяется также чувствительность слухового анализатора к разным частотам. С рождения он "настроен" на восприятие звуков человеческого голоса, причем в первые месяцы – высокого, негромкого, с особыми ласкательными интонациями, получившего название "baby talk", именно таким голосом большинство мам инстинктивно разговаривают со своими младенцами.

    16

    Слайд 16: Слуховой анализатор

    С 9-месячного возраста ребенок может различать голоса близких ему людей, частоты различных шумов и звуков повседневной жизни, просодические средства языка (высота тона, долгота, краткость, различная громкость, ритм и ударение), прислушивается, если с ним заговаривают. Дальнейшее повышение чувствительности к частотным характеристикам звуков происходит одновременно с дифференциацией фонематического и музыкального слуха, становится максимальной к 5–7 годам и в значительной степени зависит от тренировки.

    17

    Слайд 17: Особенности обонятельного анализатора

    18

    Слайд 18: Обонятельный анализатор

    Периферический отдел обонятельного анализатора начинает формироваться на 2-м месяце внутриутробного развития, а к 8 месяцам он уже полностью структурно оформлен. С первых дней рождения ребенка возможны реакции на запаховые раздражения. Они выражаются в возникновении различных мимических движений, общих движений тела, изменений работы сердца, частоты дыхания и т. д. Около половины недоношенных и 4/5 доношенных детей ощущают запахи, но обонятельная чувствительность у них примерно в 10 раз меньше, чем у взрослых, и они не отличают неприятные и приятные запахи. Различение запахов появляется на 2 – 3-м месяцах жизни. Условные рефлексы на обонятельные раздражения вырабатываются с 2 месяцев постнатального развития.

    19

    Слайд 19: Особенности вкусового анализатора


    20

    Слайд 20: Вкусовой анализатор

    Периферическая часть вкусового анализатора начинает формироваться на 3- месяце внутриутробной жизни. К моменту рождения она уже полностью сформирована, и в постнатальном периоде в основном меняется лишь характер распределения рецепторов. В первые годы жизни у детей большинство рецепторов распределяется преимущественно на спинке языка, а в последующие – по краям его. У новорожденных детей возможна безусловно-рефлекторная реакция на все основные виды вкусовых веществ. Так, при действии сладких веществ возникают сосательные и мимические движения, характерные для положительных эмоций. Горькие, соленые и кислые вещества вызывают закрывание глаз, сморщиванеи лица.

    21

    Слайд 21: Вкусовой анализатор

    Чувствительность вкусового анализатора у детей меньше, чем у взрослых. Об этом свидетельствует большая, чем у взрослых, величина латентного периода возникновения реакции на вкусовой раздражитель и большой порог раздражения. Лишь к 10 годам длительность латентного периода при действии вкусовых раздражений становится такой же, как и у взрослых. К 6 годам устанавливаются свойственные взрослым пороги раздражения. Условные рефлексы на действие вкусовых раздражителей можно выработать на 2 месяце жизни. В конце 2-го месяца вырабатываются дифференцировки вкусовых раздражителей. Различительная способность детей уже в 4-месячном возрасте довольно велика. С 2 до 6 лет вкусовая чувствительность увеличивается, у школьников она мало отличается от взрослых

    22

    Слайд 22: Особенности кожного анализатора

    23

    Слайд 23: Кожный анализатор

    На 8-й неделе внутриутробного развития в коже выявляются пучки безмиелиновых нервных волокон, которые свободно в ней оканчиваются. В это время появляется двигательная реакция на прикосновение к коже в области рта. На 3-м месяце развития появляются рецепторы типа пластинчатых телец. В разных участках кожи нервные элементы появляются неодновременно: раньше всего в коже губ, затем в подушечках пальцев руки и ноги, затем в коже лба, щеки, носа. В коже шеи, груди, соска, плеча, предплечья, подмышечной впадины формирование рецепторов происходит одновременно.

    24

    Слайд 24: Кожный анализатор

    Раннее развитие рецепторных образований в коже губ обеспечивает возникновение сосательного акта при действии тактильных раздражений. На 6-м месяце развития сосательный рефлекс является доминирующим по отношению к различным осуществляемым в это время движениям плода. Он влечет за собой возникновение различных мимических движений. У новорожденного кожа обильно снабжена рецепторными образованиями, и характер их распределения по ее поверхности такой же, как у взрослого человека.

    25

    Слайд 25: Кожный анализатор

    У новорожденных и грудных детей наиболее чувствительна к прикосновению кожа в области рта, глаз, лба, ладоней рук и подошв ног. Кожа предплечья и голени менее чувствительна, а еще менее чувствительна кожа плеч, живота, спины и бедер. Это соответствует степени тактильной чувствительности кожи взрослых.

    26

    Слайд 26: Кожный анализатор

    Очень интенсивное увеличение инкапсулированных рецепторов происходит в первые годы после рождения. При этом особенно сильно увеличивается их число в участках, подвергающихся давлению. Так, с началом акта ходьбы растет число рецепторов на подошвенной поверхности ноги. На ладонной поверхности кисти и пальцев рук увеличивается число полиаксонных рецепторов, которые и характеризуются тем, что в одну колбу врастает много волокон. В этом случае одно рецепторное образование передает информацию в центральную нервную систему по многим афферентным путям и, следовательно, имеет большую область представительства в коре.

    27

    Слайд 27: Кожный анализатор

    Отсюда понятно увеличение в онтогенезе числа подобных рецепторов в коже ладонной поверхности кисти: с возрастом все большее значение в жизни человека приобретает рука. Поэтому возрастает роль ее рецепторных образований в анализе и оценке предметов окружающего мира, в оценке осуществляемых движений. Лишь к концу первого года все рецепторные образования кожи становятся очень сходными с таковыми у взрослых. С годами возбудимость тактильных рецепторов возрастает, особенно с 8 – 10 лет и у подростков, и достигает максимума к 17 – 27 годам. В течение жизни образуются временные связи зоны кожно-мышечной чувствительности с другими воспринимающими зонами, что уточняет локализацию раздражений кожи.

    28

    Слайд 28: Кожный анализатор

    На холод и тепло новорожденные реагируют через значительно более продолжительный период, чем взрослые. На холод они реагируют сильнее, чем на тепло. Наиболее чувствительна к теплу кожа лица. Ощущение боли имеется у новорожденных, но без точной локализации. На повреждающие раздражения кожи, которые вызывают у взрослых болевые ощущения, например на укол булавкой, новорожденные реагируют движениями уже на 1 – 2-й день после рождения, но слабо и через большой скрытый период. Кожа лица наиболее чувствительна к болевым раздражениям, так как скрытый период двигательной реакции примерно такой же, как у взрослых.

    29

    Слайд 29: Кожный анализатор

    Реакция новорожденных на действие электрического тока значительно слабее, чем у старших детей. При этом они реагируют только на такую силу тока, которая невыносима для взрослых, что объясняется недоразвитием центростремительных путей и большой сопротивляемостью кожи. Локализация боли, вызванная раздражением интерорецепторов, отсутствует даже у детей 2 – 3 лет. Точная локализация всех раздражений кожи в первые месяцы или в первый год жизни отсутствует. К концу первого года жизни дети легко различают механические и термические раздражения кожи.

    30

    Последний слайд презентации: Анатомо-физиологические особенности анализаторов у детей

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!