Приемы обучения чтению. Методика обучения чтению и русскому языку в начальной школе

Обучение чтению в начальной школе

Изотова Юлия Викторовна,
учитель английкого языка
ГБОУ начальная школа-детский сад №682
Приморского района Санкт-Петербурга

В федеральном стандарте второго поколения зафиксированна новая государственная политика, которая требует расстановки новых акцентов в целях иноязычного образования в начальной школе.

Pазвитие языковой личности является ведущей целью обучения иностранному языку в начальной школе. Именно она способна самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания, развивать коммуникативную и информационную культуру. Таким образом, самостоятельная учебная деятельность становится важнейшим компонентом учебного процесса по обучению иностранному языку. В связи с этим необходим подход к обучению иностранному языку, основанный на необходимости формировать самостоятельную учебную деятельность, ее целенаправленном развитии, для обеспечения продуктивного характера образовательного процесса и развития необходимых личностных качеств.

Именно чтению принадлежит ведущая роль в формировании самостоятельной учебной деятельности младших школьников при овладении иностранным языком. Оно является одной из стратегических целей раннего обучения иностранному языку. Чтение необходимо ученику не только для практического овладения иностранным языком, оно также является средством самообразования и творческой деятельности. Практика в чтении позволяет поддерживать и совершенствовать универсальные учебные действия, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Чтение занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, так как он связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного, а в процессуальном - сам процесс чтения, то есть соотнесение графем с фонемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха. Необходимо тщательно работать над техникой чтения вслух, так как учебные действия формируются сначала во внешней речи, а затем переводятся во внутренний план. Овладение техникой чтения сопровождается умственной работой по смысловому распознанию зрительных форм, значит необходимо обучать технике чтения на знакомом материале с элементами новизны. Процесс чтения - это сложный психический и умственный процесс, тем более, когда речь идет о чтении на чужом для детей языке. Поэтому когда дети начинают изучать иностранный язык во втором классе, им так сложно овладевать навыками чтения, так как в силу физиологических особенностей у младших школьников еще только формируются познавательные процессы и восприятие начинает приобретать управляемый характер. Интеллектуальные операции, такие как сравнение, обобщение ориентировки, классификация, кодирование только начинают свое развитие в этом возрастром периоде. Происходит постепенный переход от наглядно-образного к словесному, критическому мышлению.

Цель и задачи обучения чтению на начальном этапе.

Начальный этап обучения чтению имеет своей целью формирование у учащихся техники чтения на иностранном языке и, в частности, таких способностей как:

· быстрое установление звукобуквенных соответствий;

· правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;

· чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;

· чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;

· выразительное чтение текстов вслух, с правильным ударением и интонацией

Эффективно решить поставленные задачи, можно используя современные обучающие технологии, учитывающие потребности младших школьников, их психологические возрастные возможности при организации процесса обучения.

Уметь читать — это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

В этом процессе восприятия букв, как символов определённого слова, большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум человека. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове.

Чтение является и целью, и средством обучения иностранному языку. В учебном процессе следует четко различать эти его две функции, так как они определяют методическую организацию всей работы.

Особенности чтения как речевой деятельности делают его весьма эффективным средством обучения. Его положительная роль особенно ощутима в овладении языковым материалом: мнемическая деятельность, сопровождающая процесс чтения, обеспечивает запоминание языковых единиц, причем как изучаемых, так и новых для учащихся.

Обучение детей непосредственно самому процессу чтения на иностранном языке имеет положительную оценку. Можно отметить, что обучение чтению на иностранном языке, как форме опосредованного общения, в младшем школьном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей. Оно оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. Обучение чтению влияет на общие речевые способности ребенка. Раннее обучение чтению на иностранном языке дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму, третьему иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной. Очень важна воспитательная и информативная ценность раннего обучения чтению на иностранном языке, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Чтение позволяет ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Процесс обучения чтению позволяет формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Дети получают представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознают изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и используют их в устном общении, овладевают техникой чтения вслух, читают про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения. Они учатся правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка, соблюдать интонацию основных типов предложения.

Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача. В процессе формирования навыков чтения младшим школьникам необходимо преодолеть массу трудностей. Прежде всего, это трудности, связанные с овладением техникой чтения, которая предполагает усвоение системы графических знаков, отличных от родного языка, формирование навыка звуко-буквенных и буквенно-звуковых соотнесений, синтагматического чтения. Становление рецептивного навыка осуществляется успешнее, если оно подкрепляется продуктивной деятельностью, поэтому рекомендуется обучать детей двум вариантам кода: письменному и печатному. К началу процесса обучения иностранному языку в начальной школе в речевой памяти учащихся, естественно, нет слухо-речемоторных образов иноязычного материала. Если обучение технике чтения начинается с самого начала изучения иностранного языка, то учащимся приходится соотносить не только звуки и буквы, но и звуко-буквенные связки со смысловым значением того, что читают. А это вызывает у них дополнительные трудности. Вот почему для их преодоления нередко проводится устный вводный курс, устное опережение, чтобы накопить необходимый и достаточный иноязычный речевой материал, сформировать слухо-речемоторные образы иноязычной устной речи.

Обучение чтению на иностранном языке должно осуществляться на хорошо известном лексическом материале, уже усвоенном в устной речи. А это достигается в результате проведения устного вводного курса, устного опережения. Суть устного опережения сводится к тому, что учащиеся приступают к чтению тогда, когда у них отработана артикуляция звуков, слогов, слов и даже небольших фраз. Вместе с тем Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина по поводу устного вводного курса отмечают, что предварительная устная отработка учебного материала помогает снимать часть трудностей, препятствующих пониманию содержания. Устное опережение помогает в содержательном плане, то есть учащиеся должны понимать то, что они читают, но практически не помогает в процессуальном плане. Подобное явление характерно и для овладения чтением и на родном языке; ребенок, хорошо владеющий устной речью, встречается с большими трудностями процессуального плана.

Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина указывают также на большую трудность чтения гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, читающихся по-разному в зависимости от положения в словах. Например, man-name, day-rain, this-think, pencil-cat, Geography-garden, window-down. При обучении чтению учащимися должны быть усвоены основные правила чтения, к которым следует отнести: чтение гласных под ударением в открытом и закрытом слогах; чтение сочетаний гласных ee, ea, ay, ai, oy, oo, ou, ow; согласных c, s, k, g, ch, sh, th, ng, ck и таких сочетаний, как -tion, -sion, -ous.

В то же время, многие слова в английском языке читаются не по правилам и учащимся приходиться заучивать чрезмерно большое количество правил чтения и исключений из них, а также многократно повторять учебный материал. К тому же само восприятие и озвучивание графических знаков является результатом выбора и сличения их с теми эталонами, которые уже имеются в долговременной памяти ученика. Сам факт выбора, предусматривающий припоминание нужного правила и (или) звукобуквенного соответствия, требует определенного времени, что в конечном счете, замедляет темп чтения и не позволяет ученику быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия и тем самым овладевать техникой чтения в достаточно высоком темпе.

Обучение чтению должно строиться как познавательный процесс. Спецификой чтения как речевой деятельности является то, что оно используется при решении задач познавательного плана. Само чтение может быть охарактеризовано как познавательная деятельность. В связи с этим важное значение приобретает содержание текстов для чтения. Оно фактически определяет отношение учащихся к чтению на иностранном языке как к способу получения информации. Поэтому все тексты должны представлять для них определенный интерес, быть для них значимыми.

Обучение чтению на иностранном языке должно опираться на имеющийся у учащихся опыт чтения на родном языке. Идентичность процесса чтения на разных языках служит основанием для переноса уже имеющихся у учащихся приемов зрелого чтения на родном языке в чтение на иностранном. Одним из важнейших условий такого переноса является соответствующее отношение учащихся к чтению на иностранном языке.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод:

Процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон — смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы. Становление и формирование составляющих его сторон протекает по разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного изучения английского языка в школе; вместе с тем, чтение — один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей; включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу; учить преодолевать трудности в учебной деятельности. Целенаправленное использование текстов, отобранных в соответствии с познавательными интересами ребят, на уроке иностранного языка и во внеклассной работе по предмету позволяет судить о возросшем интересе учащихся к предмету, о совершенствовании техники чтения и более глубоком понимании иноязычных текстов.

Соответствующим образом отобранные тексты и задания к ним способствуют развитию интереса школьников к чтению на иностранном языке, который в свою очередь является важным фактором успешного овладения этим видом речевой деятельности.

Литература:

    Азовкина, А. Н. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 2. — С.16

    Рогова Г.В., Верещагина И.Н., Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя.- М.:Просвещение, 2008.

    Лукьянчекова, Н. В. Обучение английскому языку на начальном этапе // Начальная школа. — 2002. — № 2. — С.28

    Риторина, А. К. Формы и методы работы с младшими школьниками на уроках английского языка // Начальная школа. — 1999. — № 5. — С.36

    Цветкова Л.С. «Нейропсихология счета, письма и чтения», Москва-Воронеж, 2000

МБОУ «Иртышская СОШ»

Педагогические чтения

«Приемы обучения смысловому чтению»

Учитель начальных классов

Фрик Н.Г.

2016 год

«Эти добрые люди и не подозревают, каких

Трудов и времени стоит научиться читать. Я

Сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать,

Чтобы вполне достиг цели»

И. Гете

Цель: формирование навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией.

Задачи:

1. Познакомить учителей со стратегиями смыслового чтения.

2. Углубить знания педагогов о методах и приемах смыслового чтения.

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Сейчас происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками информации. Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы. Новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая - это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ. Вторая - это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья - это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

    осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

    определением основной и второстепенной информации;

    формулированием проблемы и главной идеи текста.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности.

Технология продуктивного чтения.

1 этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

2этап
Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста.

1 Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

2. Перечитывание текста.


Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов)

Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста.


Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

4. Выразительное чтение.

3этап.
Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной

В отечественной и зарубежной лингвидидактике есть ряд наработок по формированию различных читательских стратегий, освоение которых значительно улучшит качество обработки прочитанного текста. Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

1. Актуализация.

Прием «Ассоциативный куст» : учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

2. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.

3. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.

4. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.

5. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.

Составление
вопросного плана

    Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.

    В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Памятка для учащегося

    выделить главные мысли текста;

    проверить, как они соотносятся между собой;

    сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);

    определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;

    сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;

Ромашка Блума

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них .

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Классификация вопросов Б.Блума:

    Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?

    Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

    Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

    Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

    Оценочные вопросы . Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к... ? Что лучше? Правильно ли поступил...?

    Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему" . Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд просты

    Практические вопросы . Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.

Как бы я поступил на месте героя?

Стратегия №2. Чтение в парах – обобщение в парах.

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

Стратегия № 3.Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.)

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.

Стратегия № 4. Дневник двойных записей.

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Стратегия № 5. Чтение с пометками

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

Стратегия № 6.Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.

2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна.

Стратегия № 7. Сенкан.

Цель : развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста.

Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура сенкана.

Существительное (тема).

Два прилагательных (описание).

Три глагола (действие).

Фраза из четырех слов (описание).

Существительное (перефразировка темы).

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно рекомендовать учителям следующее:

    выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;

    формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;

    предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;

    повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;

    организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;

    обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.

Виды вопросов и заданий к текстам (по математике).

Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения.

Задания «множественного выбора»:

1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих

содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;

3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.

Задания «на соотнесение»:

1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,

пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста

(короткими текстами);

2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.

3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.

Задания «на дополнение информации»:

1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним

словом/формулой.

2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.

Задания «на перенос информации»:

1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного;

2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.

Задания «на восстановление деформированного текста»:

1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной

последовательности.

2) «собери» правило, алгоритм.

3) «найди ошибку»

Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности. В зависимости от цели и конкретного содержания вопросы можно разделить на три основные группы.

1. Поиск и целенаправленное извлечение информации («Общее понимание

текста» и «Выявление информации»):

    нахождение фактического материала – в основном вопросы кто (что)? где? когда? для чего?

    определение темы;

    выявление информации, явно невыраженной в тексте.

2. Обобщение и интерпретация содержания текста («Интерпретация текста»):

    нахождение в тексте заданной информации;

    нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определённую мысль;

    использование информации из текста для подтверждения своей гипотезы;

    установление смысловых связей между частями текста или двумя

(несколькими) текстами;

    определение основной мысли (идеи) текста;

    соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;

    интерпретация (комментирование) названия текста;

    формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.

3. Оценка содержания и формы текста, рефлексия («Рефлексия содержания» и «Рефлексия формы подачи текста»):

    сопоставление содержания текста с собственным мнением;

    соотнесение информации текста с собственным опытом;

    обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;

    оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учетом собственных знаний и системы ценностей;

    определение назначения, роли иллюстраций;

    «предугадывание» алгоритма;

    «предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нем информации;

    определение жанра и стиля текста;

Библиографический список:

1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

3.Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru

4.Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2007

5.Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000

6.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 201

Современный человек, человек будущего не может жить без книги.
Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения,

самосовершенствования, самообразования.
Ш. А. Амонашвили

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают .

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков, и эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека .

Исследование проблемы формирования навыков чтения имеет давнюю историю. Основные методики чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». В 80-е годы методы и программы были усовершенствованы. Авторами новых методик, программ и книг для чтения стали В. Г. Горецкий, Л. Ф Климанова, Л. К. Пискунова, Л. С. Геллерштейн.

Согласно положениям ФГОС НОО (2010), учащиеся начальной школы должны:

Узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;

Объяснять поступки героев и давать им оценки;

Находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;

Устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;

Объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;

Пересказать подробно небольшое эпическое произведение;

Писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов);

Таким образом, сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),

б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

Если сформировать технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение. Изучение грамотности чтения - это изучение процесса понимания текста, 55% старших школьников не понимают того, что читают, по исследованиям PISA. У нас от 40 до 60% детей заканчивают начальную школу с непроходящими трудностями в чтении и письме. Поэтому учителя сейчас озабочены тем, как читают их ученики, что читают, как часто, с какой целью, что понимают и запоминают из прочитанного.

Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения - возникновения из букв слова.

Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном, научном тексте и т. д. .

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Путь от аналитического этапа до этапа автоматизации может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы; 1) упражнения в чтении должны быть каждодневными; 2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов; 3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения; 4) учителем должна быть использована целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок; 5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, "тихое чтение" (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Основные подходы к выбору методики обучения чтению:

  • 1) Фонетический подход
  • 2) Лингвистический метод
  • 3) Метод целых слов
  • 4) Метод целого текста
  • 5) Метод Зайцева.

Фонетический метод - это система обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе и центральным компонентом которой является обучение соотношениям меду буквами или группами букв и их произношением. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.

Лингвистический метод. Лингвистика это наука о природе и о строении языка. Часть ее используется при обучении чтению. Дети приходят в школу с большим запасом слов, и это метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся. Именно на примере последних ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками.

Метод целых слов. Здесь детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В России этот метод известен как метод Глена Домана. Поборники раннего развития увлекались им в 90-х годах.

Метод целого текста . В чем то схож с методом целых слов, но больше апеллирует к языковому опыту ребенка. Например, дается книга с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов. Цель этого подхода сделать процесс чтения приятным. Одна из особенностей фонетические правила вообще не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Главенствующий аргумент: чтение, как и освоение разговорного языка, естественный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса самостоятельно.

Метод Зайцева . Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова. Методика относится к фонетическим методам, ведь склад это или слог, или фонема. Таким образом, ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает понятие о буквенно-звуковых соответствиях, поскольку на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы «поодиночке».

Мы считаем, что ребенку, испытывающему трудности в чтении, лучше предложить на время отвлечься от этого "нудного" занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом; выполнение этих упражнений приведет к формированию у него целого ряда важных операций, лежащих в основе чтения; овладев ими, ребенок впоследствии начнет читать гораздо лучше. Такие методики описаны в работах Н.Ю.Чечериной, М.М.Безруких, Н.Н.Светловской и других известных педагогов, ученых, методистов.

Лучше всего занятия проводить с группой из 3-4 детей, испытывающих трудности в чтении, в форме веселых соревнований: кто правильнее и успешнее выполнит задание? Желательно проводить их ежедневно, допустимы также варианты через день и два раза в день. Максимальная продолжительность занятия - 30 мин, минимальная - 5-10 мин.

«Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания" - писал А. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что "нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда".

Литература

  1. Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. - 1994 №3
  2. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2.
  3. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm
  4. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.
  5. «Ранее развитие детей» -Методики обучения чтению
  6. http://danilova.ru/publication/read_metod_05.htm
Фрик Н.Г.

2016 год

Правильное чтение - это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах.

Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.

Формирование навыка правильного чтения

Одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнени я способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтение текста.

Материалом для заданий служат слоговые структуры слов и целые слова.

Виды заданий подбирают с учетом общего уровня развития у детей навыка чтения.

Задания, включённые в эту группу, предназначены для тех учащихся, которые допускают большое количество ошибок в процессе чтения текста.

Примеры заданий:

Дифференциация сходных слогов и слов:

    ла-ра ма - мя дом - том

    ло - ро мо - мё Дима - Тима

    лу -ру му - мю кадушка - катушка

2. Чтение слогов и слов по подобию:

    ма мо му Маша шапка

    са со су Даша лапка

    ла ло лу Паша папка

3. После воспроизведения слоговых структур дети читают слово либо в слоговой разбивке, либо целиком.

    Ра тра трам-вай трамвай

4. Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами или порядком их расположения:

кто - кот так - тот рак - как

5. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:

    лес - лесок

    шел - пошел

    нырял - нырнул

    увидел - увиделся

6. Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни:

    прошел - проделал - просмотрел

    увял - увел - увез

    На это упражнение отводится 4-5 мин, в зависимости от объема материала.

    На доске заранее выписываются слова:

    бе-жим бе-га-ет бе-жа-ли

    по-бе-жим по-бе-жит по-бе-жа-ли

    под-бе-жим под-бе-жит до-бе-жа-ли

    при-бе-жа-ли

7. «Слог потерялся», «Буква потерялась». На доске записывают слова из текста с пропущенной буквой или слогом.

8. «Шепни на ушко». На доске записываются слова и закрываются полосками.

Полоски снимают поочередно на короткий промежуток времени и возвращают на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо учителю, какое слово они прочитали. Правильно назвавшим слово вручают игровые жетоны.

9.«Бегущая лента». Слова записываются на полоске бумаги. Лента постепенно разворачивается. Школьники должны успеть прочитать и запомнить слова (не более двух-трех).

Не менее важно для формирования навыка правильного чтения организовывать наблюдения учащихся за чтением друг друга.

10. Медленное чтение учителя, когда учащиеся имеют возможность следить по книге, используя закладку или водя по строке пальцем. Педагог в любой момент может проверить учеников и поощрить, выдав игровую фишку.

11. Комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложения для чтения их хором. Перед детьми ставят задачу вовремя включиться в хоровое чтение.

12. Сопряженное чтение, когда текст начинает читать учитель вместе с учениками. Затем на время он замолкает, а дети продолжают читать хором.

13. Контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ошибок.

    Чтение строчек наоборот по словам . Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.

    Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

Солнце и ветер

Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.

15. Чтение строчек наоборот по буквам .

Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения.

Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.

    заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос. окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агуда окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб.

16. «Заколдованное слово».

Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.

Задание: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.

Ворон и лисица

Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед.

Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и

говорит:

- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по

твоему утсор да красоте только бы

тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац,

если бы у тебя солог был.

Ворон лунизар рот и лароаз, что было

мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и

тировог:

Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был,

быть бы тебе мёрац.

17. Чтение только второй половины слов. Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.

Задание: Прочитай текст, произнося вслух только подчёркнутую часть слова.

Заботливый брат

На буз ине сид ели бок о бок два молод ых воро бья . Совс ем ещё молод ых , с пушк ом , сквозящ им из-под перь ев . Один бой ко и уверен но перепорх нул на край кадуш ки и стал пить. Пил и всё погляды вал на другого, перекликал ся с ним. Друг ой с серьёзн ым видом сидел на ветк е и опасл иво косил ся на кадушк у . Клюв был разин ут от жар ы . Тот, перв ый , непрерыв но прыг ал по кра ю кадуш ки , опускал клюв, захватыв ал воду и тотчас рон ял её из клюва. Я понял: он давно напил ся и просто ободря ет другого, показыв ает , что ничего тут нет страшн ого .

Данные задания способствуют не только формированию навыков правильного чтения, но и наращиванию темпа последнего, развитию умения прогнозировать слова.

Формирование навыка беглого чтения

Беглость чтения - это такой темп, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.

Средняя скорость разговорной речи человека в зависимости от типа нервной системы колеблется в пределах 100-160 слов в минуту.

В начале занятия следует проводить разминку.

«Разминка» проводится в начале занятия.

Примерная методика работы в период «разминки» может быть следующей:

Учащиеся читают про себя текст на карточках (не более 1 мин), готовясь к быстрому, плавному чтению вслух.

Одного-трех учеников вызывают для чтения вслух. Они обязательно должны выполнить установку, которую
дал учитель.

По тексту каждого ученика всему классу задается один вопрос - либо учителем, либо читающим учеником.

Ученики оценивают технику чтения своего товарища (с помощью «светофоров», например зеленый цвет - «5», желтый - «4», красный - «3»), комментируя свое суждение.

Наиболее часто встречающаяся и аргументированная оценка выставляется в журнал.

Для формирования навыка беглого чтения предлагается следующий комплекс упражнений.

1. Развитие речевого аппарата.

Навык чтения во многом зависит от правильного произношения и различения звуков речи. Такие задания рекомендовано выполнять детям с нарушениями звукопроизношения.

Артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Пропевание гласных.

АОУЫЭ, ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭЕЫИ…

    АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ…

    З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ…

    Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С…

    Ба-бя бо-бё бу-бю бэ-бе бы-би

    За-зя зо-зё зу-зю зэ-зе зы-зи

    Тра-тро-тру-три; бра-бро-бру-бри

    Чтение чистоговорок.

    Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

    Жу-жу-жу – молока дадим ежу.

    Ло-ло-ло – на улице тепло.

    Му-му-му – молока кому?

    Ко-ко-ко – пейте, дети, молоко.

    Чтение и четкое проговаривание скороговорок.

    Утром, присев на пригорке,

    Учат сороки скороговорки.

    От топота копыт пыль по полю летит.

    Шел Егор через двор с топором чинить забор.

    Проворонила ворона вороненка.

В качестве тренировочного упражнения в беглости чтения (но не для контроля за техникой) можно использовать прием подсчета слов , прочитанных учениками за определенный промежуток времени.

2. Работа над развитием зрительной памяти.

    В процессе обучения чтению ребенок должен запоминать буквы, слоги, слова и их последовательность, чтобы воспроизвести слово и предложение.

    От уровня развития зрительной памяти зависит беглость чтения. Для развития оперативной памяти, а в конечном итоге - для совершенствования навыка беглого чтения и орфографической грамотности полезны зрительные диктанты.

    1. Зрительные диктанты следует проводить регулярно на каждом уроке письма в течение двух-трех месяцев (можно повторять этот прием дважды).

    2. Длительность этого вида работы не должна превышать 5 мин.

    3. В качестве речевого материала для диктанта следует использовать одно предложение, постепенно увеличивая общее количество букв в нем.

    4. Предложение, написанное на доске (еще лучше - на карточке), прочитывается с установкой на его запоминание. Количество времени, которое отводится на открытую экспозицию в начале работы, составляет 20-16 с, в конце ее - 12-8 с.

    5. Предложение закрывается, а учащиеся проговаривают его по слогам перед записью.

    6. Если ученики не запоминают содержание предложения, его открывают еще раз для повторного зрительного восприятия.

    7. Если некоторые учащиеся не запомнили речевой материал, его предлагают для нового прочтения только им, но уже на индивидуальной карточке.

    8. После окончания работы предложение на доске открывают, и школьники сверяют свои записи.

    9. Если многие дети не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, предложение предъявляется вторично на следующем уроке

Прием фотографирования карточек с речевым материалом.

    Начинаем работу с запоминания четырех букв.

    В Л О Н

    Для запоминания одной буквы дается 1,5 секунды.

    В конце работы количество букв увеличиваем, а время запоминания одной буквы уменьшаем до 0,5 секунды. Таким образом, на запоминание 6 букв даем 3 секунды.

    Затем переходим к запоминанию слогов.

    Мо-ро-ли-со; ту-не-му-ду…

    Здесь на запоминание одной буквы даем 1 секунду. Итого на 8 букв – 8 секунд.

    Прием фотографирования слов.

    Лев, мак, слон, тигр.

    На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов. Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить.

Тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи . Этот прием необходим для выработки внимательности к читаемым словам.

    Вода, водный, водяной, водопад, водопровод, водянистый, наводнение.

    Родина, родной, родимый, родитель, родить.

При чтении этих слов используется прием многочтения .

    Первый раз слова читаются плавно, хором, вместе со взрослым.

    Второй раз ребенок тренируется прочитывать слова вполголоса медленно и в нормальном темпе.

    В третий раз дети читают вслух.

    Чтение слов, записанных пирамидкой.

    Например:

бури снег

ветры весна

ураганы ручьи

разыграйся

побежали

заморозить

3. Развитие смысловой догадки.

Смысловая догадка – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно ускоряет процесс чтения.

Чтение слов с пропущенными буквами .

    К. Ш. А С. Б. КА

    К. О. О. ИЛ К. Р. ВА

    С. Л. В. Й С. ОН

    Б. Г. М. Т В. Р. НА

    Ребенку даются слова из определенной лексической темы. Разгадав их, дети должны сказать, как это все называется одним словом.

    Чтение слов с перепутанными буквами.

    Слова с перепутанными буквами разгадываются с опорой на цифры:

    ФИТЛУ ПИГАСО ПАКТИ

    3 5 1 4 2 3 6 5 2 1 4 3 2 4 1 5

    Деревья: НЁКЛ, БУД, ЗЁРЕБА

    Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях.

Гроза.

    Гроза надвига…. Огромная лиловая ту… медленно выплыва… из-за ле….

    Сильный ветер загуд… в выши…. Дере… забушева…. Крупные кап… дож… резко застуча… по листь…, но вот солн… опять засия…. Как всё засверка… вокруг. Как пахнет земляни… и гри…

    Чтение текстов с пропущенными словами.

    Над городом повисли снеговые …. Вечером началась …. Снег повалил большими …. Холодный ветер выл, как дикий…. На конце пустынной и глухой … вдруг показалась девочка. Она была худа и бедно…. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и … ей идти.

    Прием щадящего чтения.

Он заключается в том, что ребенок прочитывает несколько строчек, после чего ему дается отдых. Для этого используют иллюстрированные энциклопедии, познавательные детские книги с картинками и краткими пояснениями к ним. Полученная информация обсуждается. Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы по тексту.

Ежедневный самозамер скорости чтения .

Данный прием в значительной степени усиливает мотивацию ребенка к чтению и стимулирует заинтересованность в достижении лучшего результата. Суть заключается в том, что ребенок ведет таблицу достигнутых результатов.

1) Чтение с подсчётом слов (строчек).

Читая текст, ученик механически считает слова (строчки). Досчитав до десяти, начинает считать заново. Перед чтением можно дать задание найти ответы на поставленные перед чтением текста вопросы.

2) Поиск в тексте заданных слов.

Перед чтением учитель даёт задание найти в тексте определённое слово и подчеркнуть его.

3)Чтение с полосками.

Полоска под строкой и полоска над строкой дают возможность ребёнку ускорить темп чтения.

4) Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой.

Чистый лист бумаги накладывается на строку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки. Аналогично проводится чтение строчек с прикрытой верхней половинкой. Данное упражнение формирует умение прочтения нескольких слов сразу. Рекомендуется проводить в парах: один ученик читает, другой проверяет.

5) Метод ритмических фиксаций.

    Это упражнение основано на принудительном увеличении скорости перемещения взгляда по строкам, что способствует формированию навыка скачкообразного движения взгляда во время чтения.

    ения взгляда во время чтения.

Формирование навыка выразительного чтения

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения.

Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, силу голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодику тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения.

Все средства интонации поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

Логические ударения

На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.

    Дети завтра пойдут в кино.

    Дети завтра пойдут в кино.

    Дети завтра пойдут в кино.

    Дети завтра пойдут в кино.

Учитель спрашивает, с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове.

На доске или на карточках записаны пословицы. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом), и объяснить смысл пословиц.

    Родина – мать, умей за нее постоять.

    Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

    Жить – Родине служить.

    Тот герой, кто за Родину горой.

    Паузы

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно.

Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.

    Как удивили | его слова | брата!

    Как обрадовали | его успехи отца!

    Коля, | мой старший брат, очень любит футбол.

    Мой старший брат Коля очень любит футбол.

    Мой старший брат, | Коля, | очень любит футбол.

    а) Упражнение «Прыжок»

Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.

    б) Упражнение «Поход»

Это упражнение направлено на умение распределять силу голоса. Учитель говорит школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх.

    Поход

    По тропинке узкой горной,

    Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,

    За горой нас солнце ждет,

    Наш подъем все выше, круче,

    Вот шагаем мы по тучам,

    За последним перевалом

    Нам навстречу солнце встало.

в) Упражнение «Пещера»

Упражнение способствует развитию гибкости голоса , умению повышать и понижать голос. Учащиеся удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.

Формирование навыка осознанного чтения

Осознанность чтения является основным качеством, при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста.

1) Чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом бумаги. Необходимо прочитать текст, стараясь угадать невидимые части по смыслу. Данное упражнение развивает у учащихся умение читать по догадке.

2) Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного. Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.

На рек__, в завод_, раскрылись бел.. лилии и жёлт..__кувшинки. Буйно цветёт над вод… водян__кашка. Дик__ут__вывела из осоки своих ут__, учит их пла___и ловить мо___. Летят над вод__бел__и син__стре___, и гудит над цветущей кашкой деловит__пче__.

3) Поиск в тексте смысловых несуразностей.

Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.

    Задание: Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления.

    В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым.

    4) Поиск отрывков из разных текстов .

Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста.

Задание: Найди отрывки из разных текстов: Ю. Мориц «Весёлая лягушка» и В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.

Весёлая лягушка жила в одной реке. Вверх дном её избушка стояла - бре-ке-ке! Сидела она в болоте, ловила комаров и мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. Избушка не стояла, а кверху дном плыла, Но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Она двумя руками играла на баяне. Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зелёном сарафане плясала - пара-пам!

Если мы хотим,чтобы наши дети грамотно говорили и писали, нужно научить их смысловому чтению!