Про классификацию надводных боевых кораблей. Фрегаты заменят крейсеры

Сопоставление боевых возможностей фрегатов свидетельствует о значительном превосходстве российских кораблей.

По интегральному показателю соответствия боевой эффективности корабля его предназначению российский «Горшков» превосходит натовский «Горизонт» почти на 41 процент.

«Натовцу» для выхода в позицию залпа придется сближаться с нашим кораблем несколько часов, все это время находясь в зоне досягаемости его оружия

Эволюция эсминцев привела к возникновению двух современных классов кораблей. Это крупные эсминцы, по водоизмещению приблизившиеся к крейсерам, и фрегаты. Оба класса являются универсальными, сочетающими как эскортные, так и ударные возможности, в том числе и в плане поражения наземных объектов. Оба предназначены для действий в дальней морской и океанской зонах – индивидуально или в составе крупных корабельных оперативных соединений.

Рост водоизмещения эсминцев и последующее выделение фрегатов в особый класс обусловлены необходимостью размещения мощных боевых информационно-управляющих систем, развитого оборонительного и ударного вооружения. США, в свое время уделявшие фрегатам большое внимание, со временем отказались от их строительства и сосредоточились на эсминцах (доведя их по водоизмещению до 14 000 тонн, как это имеет место у «Замволта»). Это было обусловлено необходимостью обеспечивать действия крупных оперативных соединений (прежде всего авианосных) в удаленных районах Мирового океана, в том числе у берегов противника, а также наличием средств на такие проекты. Другие страны, не обладающие подобными возможностями и не претендующие на глобальную проекцию силы, продолжают развивать класс фрегатов. Это касается и членов НАТО, обладающих развитой кораблестроительной промышленностью.

Наш ВМФ в ближайшей перспективе будет получать для действий в дальней морской зоне только фрегаты, прежде всего проекта 22350. Перспективные эсминцы типа «Лидер» и более крупные корабли пока проходят стадию формулирования тактико-технических требований. Потому представители проекта 22350 (и 11356) будут единственными современными надводными кораблями дальней морской и океанской зон, которые в достаточно крупных количествах поступят на вооружение наших флотов.

В этой связи интересно сопоставить отечественную и зарубежные, прежде всего натовскую, школы в части развития фрегатов. Ранее в России/СССР они не строились, их роль исполняли менее универсальные сторожевые корабли, в том числе и океанской зоны, СКР 2-го ранга проекта 1135. Первым нашим полноценным фрегатом следует считать проект 22350. Его и возьмем для сравнительного анализа.

В противники целесообразно выбрать корабль из состава ВМС НАТО, адекватный по предназначению, составу вооружения и характеристикам, желательно новейшей постройки. Данным условиям удовлетворяют фрегаты типа «Горизонт». Они интересны еще и тем, что являются продуктом совместной разработки Франции, Италии и Великобритании (хотя последняя вышла из проекта на завершающем этапе, ее эсминец «Дэринг» фактически является версией того же «Горизонта»).

Сравним характеристики

Наш корабль при полном водоизмещении около 4500 тонн имеет корпус, выполненный с использованием технологий «Стелс», что позволило в разы снизить эффективную площадь рассеивания корабля, а соответственно его радиолокационную и оптическую заметность. Комплекс ударного вооружения представлен 16 единицами ПКР «Оникс», размещенных в двух универсальных комплексах вертикального пуска 3С14У1. Вместо «Ониксов» в ячейки могут загружаться ракеты семейства «Калибр-НКЭ» в противокорабельном и противолодочном вариантах, а также в комплектации для стрельбы по наземным объектам. Таким образом, фрегат рассматривается как многоцелевой, способный решать задачи уничтожения надводных кораблей противника и разрушения его инфраструктуры на берегу.




По данным открытых источников, зенитное ракетное вооружение представлено ЗРК «Полимент-Редут». Его ракеты размещаются в четырех восьмиячеечных модулях. Полный боекомплект может включать в различных комбинациях ракеты большой дальности 9М96 и 9М96Е2 (до 120 км) по одной в ячейку (всего 32 ракеты) или ЗУР самообороны 9М100 (дальность стрельбы – около 10 км) по четыре ракеты в ячейку установки вертикального пуска (всего 128). Для поражения воздушных целей в зоне самообороны фрегат оснащен двумя ЗРАК «Палаш», размещенными по бортам рядом с вертолетным ангаром.

Для поражения подводных лодок предназначен ракетный комплекс «Медведка-2». Две его пусковые установки расположены побортно, по четыре ПЛР в каждой – всего восемь ракет.

Артиллерийское вооружение корабля представлено 130-мм артиллерийской установкой А-192, имеющей дальность до 22 километров и скорострельность до 30 выстрелов в минуту. Система управления (5П-10 «Пума») и номенклатура боеприпасов позволяют использовать ее для поражения береговых, морских и воздушных целей. Авиационное вооружение фрегата представлено вертолетом Ка-27, для которого имеется палубный ангар. По оценке западных экспертов, для уничтожения или вывода из строя таких кораблей достаточно попадания одной-двух ПКР «Гарпун» или одного «Томагавка».

Фрегат «Горизонт» французских ВМС при водоизмещении около 7000 тонн в качестве главного вооружения имеет восемь ПКР MM40 Exocet или Teseo (Otomat) Mk 3 (обе с дальностью стрельбы до 180 км). В УВП на 48 ячеек размещаются ракеты ЗРК PAAMS Aster 15 (дальность – до 30 км) или Aster 30 (дальность – до 120 км). В настоящее время разрабатывается корабельная версия авиационной ракеты SCALP-EG, которая должна достичь дальности стрельбы по наземным объектам до тысячи километров (приблизившись по этому показателю к американскому «Томагавку»), а по морским – до 250 километров. Размещать ее предполагается в УВП вместо ЗУР. Универсальная артиллерия представлена тремя 76-мм АУ Oto Melara. Для уничтожения СВН в зоне самообороны есть одна шестиствольная 25-мм АУ SADRAL Oto Melara Mod 503. Противолодочное вооружение включает два двухтрубных аппарата ТА MU 90 для малогабаритных торпед. Корабли имеют мощные гидроакустические средства поиска субмарин (ГАС TMS 4110CL) и противолодочные вертолеты (Merlin EH101 HAS). Для вывода такого фрегата из строя или его потопления могут потребоваться одна-две ПКР с боевой частью 300–400 килограммов.

Сопоставление тактико-технических характеристик кораблей свидетельствует, что сильной стороной нашего является наличие в составе его вооружения ПКР и СКР большой дальности, 130-мм универсальная АУ, а также противолодочный ракетный комплекс. «Горизонт» не имеет равноценных систем оружия. Корабельная версия ракеты SCALP-EG пока еще перспектива, притом весьма сомнительная с учетом экономических проблем ЕС.

Однако простого сравнения характеристик недостаточно для корректного сопоставления кораблей. Необходимо оценить их возможности в вероятных условиях боевого применения с учетом предназначения.

В этом отношении стоит рассмотреть два варианта: действия сопоставляемых кораблей в локальной войне против слабого в военно-морском отношении противника в интересах группировки ВВС и СВ или же в крупномасштабной войне Россия – НАТО. Имеет смысл просчитать и такой вариант столкновения: наш фрегат против натовского в составе корабельной ударной группы (КУГ).

Сопоставим возможности

В этих конфликтах в общем случае оба корабля будут решать следующие основные задачи, по которым и станем сопоставлять: уничтожение групп кораблей (КУГ, КПУГ) и подводных лодок, отражение воздушного нападения противника, нанесение ударов по его наземным объектам.

В локальной войне против слабой в военно-морском отношении страны весовые коэффициенты задач (с учетом вероятности их возникновения) для российского корабля могут быть оценены так: уничтожение групп надводных кораблей и катеров – 0,1, подводных лодок – 0,05, отражение воздушного нападения – 0,3, удары по наземным целям противника в оперативной глубине – 0,5, по объектам противодесантной обороны – 0,05.

«Горизонт» в современном варианте не имеет стратегических крылатых ракет. Поэтому для него распределение веса задач в ограниченной войне выглядит несколько иначе: уничтожение групп надводных кораблей и катеров – 0,3, подводных лодок – 0,15, отражение воздушного нападения – 0,4, удары по объектам противодесантной обороны – 0,15.

В крупномасштабной войне значение весовых коэффициентов задач для «Горшкова» выглядит так: уничтожение групп надводных кораблей (КУГ, КПУГ) – 0,2, подводных лодок – 0,2, отражение воздушного нападения – 0,3, удары по наземным целям в оперативной глубине – 0,25, по объектам противодесантной обороны – 0,05. Для «натовца»: уничтожение групп надводных кораблей (КУГ, КПУГ) – 0,18, подводных лодок – 0,3, отражение воздушного нападения противника – 0,5, удары по наземным целям и объектам противодесантной обороны – 0,02.

Теперь оценим возможности фрегатов по решению типовых задач. Первая состоит в уничтожении групп надводных кораблей и катеров. Совершенно понятно, что фрегаты значительно уступают по боевым возможностям крейсерам и эсминцам, которые будут составлять основу КУГ и кораблей охранения авианосцев. Поэтому участие в нанесении ударов по группам кораблей такого класса – задача для них нестандартная. Более вероятными и посильными будут удары по группам равноценных им по классу кораблей или классом ниже. Это корабельные поисково-ударные группы (КПУГ), охотящиеся за подводными лодками в назначенном районе, или ударные группы МРК (корветов) и ракетных катеров. Поэтому в качестве примера для сопоставления будем рассматривать типовой КПУГ (КУГ корветов) в составе трех-четырех единиц.

Российский фрегат, обладая более чем двукратным превосходством в дальности ракетного оружия («Оникс» и «Калибр-НКЭ») над объектом атаки, при прочих равных условиях может выйти в позицию залпа и выполнить стрельбу, оставаясь недосягаемым для противника. 16-ракетный залп обеспечивает вывод из строя или уничтожение кораблей типовой КПУГ или КУГ с вероятностью 0,76–0,8.

«Горизонт» имеет ракетный комплекс с дальностью стрельбы, почти равной той, которой располагает объект удара (на корветах и фрегатах противника могут иметься на вооружении либо такие же «Экзосеты», либо последние модификации «Гарпунов»). В случае упреждения противника в залпе он сможет вывести из строя или уничтожить корабли из состава типового КПУГ или КУГ с вероятностью 0,4–0,48. Но у противостоящей стороны такие же шансы. Таким образом, приведенная вероятность снижается до 0,23–0,35.

В ударах по наземным объектам наш фрегат может применить ракеты «Калибр» той модификации, которая была продемонстрирована в Сирии. Естественно, для фрегата будут ставиться задачи тактического масштаба, то есть вывод из строя одного важного объекта или группы из трех-четырех небольших.

Применив СКР «Калибр», «Горшков» сможет в пределах дистанции эффективной стрельбы (до 2000 км) решить задачу 16-ракетным залпом с вероятностью 0,55–0,7.

Кроме того, наш корабль способен подавить один ротный опорный пункт в системе противодесантной обороны на берегу на удалении до 10–15 километров от уреза воды с вероятностью 0,6–0.7.

«Горизонт» не имеет оружия для ударов по объектам в оперативной глубине, поэтому его возможности в этом отношении нулевые. При определенных условиях он, конечно, задействуется в ударах по объектам противодесантной обороны на берегу на глубину до пяти-шести километров. Если рассматривать тот же ротный опорный пункт, то вероятность его подавления тремя 76-мм АУ «Горизонта» не превысит 0,15–0,2 при самом благоприятном раскладе.

Оценку возможностей фрегатов по борьбе с подводными лодками целесообразно делать по критерию вероятности обнаружения и уничтожения субмарины противника в заданном районе в составе типового КПУГ из трех фрегатов. Обычно район поиска определяется так, чтобы КПУГ была способна с заданной вероятностью обнаружить и уничтожить в нем ПЛ противника. Этот показатель зависит от многих факторов, но при сравнении разных кораблей главнейшим из них является энергетическая дальность обнаружения подлодки гидроакустическим комплексом (ГАК), а также могущество противолодочного оружия.

«Горизонт» превосходит наш корабль по энергетической дальности ГАК. Но существенно уступает в оружии для решения задачи. Наличие на обоих кораблях противолодочных вертолетов, которые ведут допоиск и располагают средствами уничтожения подводных лодок на больших удалениях, в определенной мере нивелирует превосходство нашего корабля в поражающей мощи. Если за определенный промежуток времени наш фрегат способен обнаружить и уничтожить подводную лодку противника с вероятностью 0,5, то у «Горизонта» этот показатель чуть выше – 0,58.

Остается оценить возможности кораблей по поражению воздушных целей. За основу возьмем отражение типового наряда СВН в 24 ПКР с размахом залпа в три минуты по ордеру, в котором три фрегата охранения и один корабль ядра (например крейсер с поражающим потенциалом ПВО 5 единиц). При таких условиях вероятность сохранения боеспособности нашего корабля ядра ордера может составить 0,55, а у натовцев – 0,61.
Один на один

Интересно рассмотреть дуэльную ситуацию. При прочих равных условиях наш «Горшков» за счет значительного превосходства в дальности стрельбы имеет возможность вывести из строя или потопить «Горизонт» с вероятностью до 0,6–0,7, не входя в зону поражения противника.

При взаимном обнаружении на дальности досягаемости ракет «Горизонта» вероятность гибели нашего фрегата будет существенно меньше и составит 0,3–0,35. Однако вероятность такого события относительно мала, ведь «натовцу» придется сближаться с нашим кораблем для выхода в позицию залпа несколько часов, все это время находясь в зоне досягаемости его оружия.

Нельзя сказать, что после Первой мировой войны англичане вообще не задумывались о проблемах войны будущей, однако их разумные идеи воплощались в металл на удивление неспешно. Например, Адмиралтейство выдало заказ на новые сторожевые и конвойные суда лишь после того, как их предшественники пришли почти в полный упадок, исчерпав свой ресурс. В итоге к моменту нападения Гитлера на Польшу «владычица морей» располагала всего шестью небольшими патрульными кораблями типа «Кингфишер», и еще три аналогичных находились в постройке.

И снова война обрушилась на британский флот, как снег на голову. Вновь, как и в Первую мировую, главной проблемой стали германские подводные лодки. Немногочисленные шлюпы и патрульные корабли никак не могли прикрыть все моря и маршруты в водах великой империи. К тому же для массового производства они не подходили. Шлюпы оказались слишком дорогими, а 102-мм спаренных зенитных установок катастрофически не хватало для других, более крупных кораблей. «Кингфишер» же был слишком мал для океанской службы, а производство турбинных механизмов для него требовало хорошо оборудованных заводов и весьма квалифицированных рабочих. И опять ситуация четвертьвековой давности повторилась почти в точности. На сцене снова появились универсальные эскортные суденышки, носящие названия цветов и оттого опять именуемые типом «Флаузр».

Однако за прошедшие 25 лет возможности Британии заметно снизились. Быстро начать массовую постройку противолодочных судов с мало-мальски современными характеристиками уже не удавалось. Пришлось снизить амбиции и использовать в качестве основы для проекта скромный китобоец «Саузерн Прайд», построенный фирмой «Смите Док». Прочный, но неуклюжий корпус (отношение длины к ширине лишь немногим превышало 5:1) удлинили на 10 м, продлили в корму полубак и расширили мостики и рубки, снабдив их легким противопульным бронированием. Для того чтобы военные моряки могли сохранить силы для боя, внутренние помещения снабдили искусственной вентиляцией и нормальным электрическим освещением, чего были лишены их гражданские коллеги. Это странное создание стало родоначальником нового класса кораблей, ностальгически названных корветами по аналогии со вспомогательными парусниками, «мастерами на все руки» времен Нельсона, Джервиса и Худа.

Несмотря на все попытки сделать из гражданского судна военный корабль, его китобойная родословная проглядывала в огромной для столь небольшого корпуса осадке, делавшей «флауэр» уязвимой целью для торпед (недаром практически все погибшие во время войны стали жертвами именно этого оружия). При аварии или повреждении единственной паровой машины охотник превращался в беспомощную мишень, которая была по зубам даже для артиллерии подводной лодки. Короткий широкий корпус предопределил невысокую скорость корвета, из-за чего он плохо подходил для погони за субмаринами, особенно в открытой Атлантике.

17.Корвет «Кенилворт Квел», Англия, 1943 г.

Построен фирмой «Смите Док». Водоизмещение стандартное 1060 т, полное 1610 т. Длина наибольшая 76,81 м, ширина 11,19 м, осадка 4,15 м. Мощность одновальной паровой установки тройного расширения 2750 л.с., скорость 16,5 узла. Вооружение: одно 102-мм орудие, шесть 20-мм автоматов, реактивный бомбомет «Сквид». Всего в 1943-1945 гг. построено 44 единицы.

18.Патрульный корабль «Кингфишер», Англия, 1936 г.

Построен фирмой «Фзйрфилд». Водоизмещение стандартное 520 т, полное 745 т. Длина наибольшая 74,14 м, ширина 8,08 м, осадка 2,44 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 3600 л.с., скорость 20 узлов. Вооружение: одно 102-мм орудие, 50 глубинных бомб. Всего в 1935-1939 гг. построено девять единиц.

19.Корвет «Анчуза», Англия, 1941 г.

Один из серии кораблей типа «Фпауэр». Построен фирмой «Харленд энд Вопьф». Водоизмещение стандартное 950 т, нормальное 1170 т, полное 1320 т. Длина наибольшая 63,5 м, ширина 10,11 м, осадка 4,35 м. Мощность одновальной паровой установки 2750 л.с., скорость 5 узлов. Вооружение: одно 102-мм орудие, 40 глубинных бомб. Всего в 1940-1944 гг. в Англии и Канаде построено 247 единиц.

20.Фрегат «Фал», Англия, 1943 г.

Один из серии кораблей типа «Ривер». Построен фирмой «Смите Док». Водоизмещение стандартное 1360 т, полное 2080 т. Длина наибольшая 91,84 м, ширина 11,18м, осадка 3,73 м. Мощность двухвальной паровой установки тройного расширения 2750 п.с., скорость 16,5 узла. Вооружение: два 102-мм орудия, четыре 20-мм автомата, реактивный бомбомет «Хеджехог». Всего в 1943-1945 гг. в Англии, Канаде и Австралии построена 131 единица.

Правда, при этом «цветы» обладали такими несомненными достоинствами, как дешевизна, простота в производстве, хорошая маневренность и достаточный запас глубинных бомб. Однако места для установки дополнительного вооружения явно недоставало. Максимум того, что удалось сделать, - с 1942 года устанавливать один 40-мм «пом-пом» и пару-другую легких 20-мм «зрликонов», а также «Хеджехог»- первый реактивный противолодочный бомбомет. Последний оказался не слишком эффективным, но в начале и середине войны считался весьма перспективным видом оружия.

Тем временем все более становилось очевидным, что чисто «китобойный» проект исчерпал свои возможности. И тогда главный инженер все той же фирмы «Смите Док» Уильям Рид разработал новый проект. Предложенный им удлиненный еще на 13 м (при сохранении ширины) корпус с протяженным полубаком и заметно приподнятым форштевнем значительно лучше подходил для действий при сильном волнении. Корветы серии «Касл», получившие названия английских, шотландских и ирландских замков, куда больше напоминали военные корабли, чем их предшественники. Главным их достоинством стала установка новейшего противолодочного оружия - реактивного бомбомета «Сквид».

Залп из трех тяжелых глубинных бомб, взрывавшихся на разной глубине, при накрытии оставлял субмарине немного шансов, в отличие от россыпи мелких бомбочек «Хеджехога», к тому же срабатывавших только при прямом попадании. Недаром «Сквид» оставался основным противолодочным оружием англичан еще довольно долго после окончания войны. И чисто внешне «Касл» имел намного более солидный вид - в основном за счет внушительной решетчатой мачты, несущей поисковый радар и пеленгатор.

Однако при всех своих положительных качествах корветы имели лишь ограниченное применение. Для сопровождения трансатлантических конвоев им недоставало дальности, а продолжительная служба в открытом океане сильно изматывала команду. Не зря практически одновременно с созданием «цветочной» серии Адмиралтейство заказало проект более крупного эскортного судна.

Главными условиями стали максимальная дешевизна и унификация с корветами. Последнее достигалось за счет использования тех же паровых машин тройного расширения, но в удвоенном числе. Также вдвое увеличилось и число 102-миллиметровок. В качестве главного противолодочного оружия установили лучшее, что имелось в 1941 году, - все тот же «Хеджехог». Заметно возрос запас обычных глубинных бомб, достигший полутора сотен.

Так появился еще один класс эскортных кораблей, название которого также возвратилось из эпохи парусного флота, - фрегаты. Первая серия получила обозначение «Ривер» («Река»): все ее единицы несли названия рек Великобритании - страны, в общем-то, реками не богатой. Поскольку число судов приближалось к сотне, «овеществленными» в металле оказались даже совсем небольшие речушки.

Весьма удачные первые фрегаты тем не менее все же не полностью удовлетворяли требованиям моряков. Запас топлива оказался недостаточным, и конструкторам пришлось отказаться от трального оборудования, а также перепроектировать кубрики и кладовки. В результате удалось увеличить вместимость нефтяных танков в 1,5 раза- до 650 т, что позволяло не только пересекать Атлантику без дозаправки, но и вести активный поиск и преследование подводных лодок на большой скорости.

К британским «речкам» вскоре прибавились канадские. Простые в производстве, корабли десятками закладывались на верфях заокеанского доминиона. Канадцы не только добросовестно воспроизвели проект, но и усилили вооружение, заменив одноствольную четырехдюймовку на двухорудийную установку, в дополнение к которой на некоторых фрегатах смонтировали еще и 76-мм зенитку. До конца войны в Канаде построили столько же «риверов», что и в самой Великобритании, а заказ на еще 20 пришлось отменить в связи с окончанием военных действий. Всего же доминион сумел поставить почти половину эскортных кораблей, произведенных за войну в Британской империи, причем зачастую с более сильным вооружением и лучшим оборудованием.

Построен фирмой «Каледон». Водоизмещение стандартное 1435 т, полное 2260 т. Длина наибольшая 93,57 м, ширина 11,76 м, осадка 3,76 м. Мощность двухвальной паровой установки тронного расширении 5500 л.с., скорость 19,5 узла. Вооружение: одно 102-мм орудие, четыре 40-мм автомата, два реактивных бомбомета «Сквид». Всего в 1944-1945 гг. построено 28 единиц.

Построен фирмой «Харленд энд Вольф». Водоизмещение стандартное 1585 т, полное 2420 т. Длина наибольшая 93,7 м, ширина 11,76 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной паровой установки тройного расширения 5500 л.с., скорость 19,5 узла. Вооружение: четыре 102-мм орудия, четыре 40-мм автомата, реактивный бомбомет «Хеджехог». Всего в 1944-1948 гг. построена 21 единица.

Относился к серии «Хант-4», построен фирмой «Торннкрофт». Водоизмещение стандартное 1180 т, полное 1590 т. Длина наибольшая 90,2 м, ширина 10,15 м, осадка 2,43 м. Мощность двухвальной турбинной установки 19 000 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: шесть 102-мм универсальных орудий, четыре 40-мм и два 20-мм автомата, два бомбомета и бомбосбрасыватель для глубинных бомб. Всего в 1942 г. построено две единицы: «Брекон» и «Бриссеиден».

Надо сказать, что канадцы не слишком строго следовали английским традициям присвоения названий, давая своим кораблям имена и рек, и гор, и городов, и заливов. А вот в Австралии, стране практически лишенной больших рек, нашелся-таки десяток надлежащих названий. Австралийский «Гаскойн» и его систершипы также несли по паре 102-мм зениток, но, в отличие от канадских фрегатов, не в виде спарки, а в двух одиночных установках на носу и в корме.

Вполне удовлетворительным по конструкции «риверам» все же не хватало главного - более мощного противолодочного вооружения. В то время его просто еще не было. Но к концу 1943 года подоспел перспективный «Сквид», и конструкторам пришлось вновь перерабатывать чертежи.

В немного увеличенном корпусе удалось разместить сразу два реактивных бомбомета. Заодно инженеры сумели еще больше упростить саму конструкцию, так что секции корпусов теперь можно было изготавливать на заводах, а затем уже собирать на верфи.

Эта методика, перенятая у американцев, позволяла строить эскортные корабли еще быстрее. Именно благодаря ей большая часть новой серии «Лох», получившей названия озер Великобритании (в силу географии - исключительно шотландских), успела вступить в строй до окончания войны.

Относительно слабым местом новых конвойников оставалась противовоздушная оборона. Их вооружение увеличилось на четырехствольный «пом-пом», уже не слишком котировавшийся в конце войны и недостаточно дальнобойный для прикрытия эскортируемых кораблей. Более полезные для заградительного огня четырехдюймовки все еще были в большом дефиците.

Только к самому концу войны, когда англичане собирались совместно со «старшим партнером» штурмовать острова Японии, было решено создать конвойный корабль с более ярко выраженным «противосамолетным» назначением. В качестве платформы вполне подходил универсальный «озерный» корпус. На нем установили две 102-мм зенитные спарки и такое же количество современных 40-мм двухствольных «бофорсов», дополненных еще двумя или четырьмя одноствольными и несколькими 20-мм «зрликонами». Получился своего рода корабль ПВО (размером с довоенный эсминец!), потерявший большую часть своей противолодочной мощи, представленной теперь только одиночным «Хедже-хогом».

В принципе, состояние дел на океанах в 1945 году вполне позволяло принять такое решение. Главным противником теперь виделись не германские подводники, а японские «камикадзе». Трудно сказать, насколько тип «Бэй» («Залив») смог бы соответствовать ожиданиям: война закончилась, и половина из двух дюжин бывших «озерных» корпусов достраивалась по новому проекту уже после окончания военных действий. Часть из них перестроили в посыльные и спасательные суда еще на стапелях.

На такой, в общем-то, мажорной ноте завершилось развитие английских конвойных сил во время Второй мировой войны. Пусть и не сразу, но удалось создать вполне дееспособные типы специализированных эскортных кораблей и наладить их массовое производство. Однако по сравнению с американцами и усилия, и результаты выглядели достаточно скромными.

Завершая описание военной истории все еще великого тогда имперского флота, следует отметить, что британцы не отказались и от идеи создания эскортных миноносцев. Интересно, что прототипом для проекта стали именно чистые сторожевики - шлюпы типа «Блэк Суон».

Очень амбициозный первоначальный вариант оказался слишком перегруженным для своих 800 т, и из вооружения исключили единственное, что позволило бы будущему кораблю называться миноносцем,- четырехтрубный торпедный аппарат.

Уже в ходе постройки «Хант» первой серии лишился трети артиллерийского вооружения - одной из трех 102-мм зенитных спарок.

На второй серии эскортных миноносцев удалось восстановить статус-кво с артиллерией, увеличив ширину корпуса (и, соответственно, остойчивость) перегруженного корабля. Напротив, на третьей серии вернули в состав вооружения торпедный аппарат, оставив только две артустановки.

Такие шатания от артиллерии к торпедам и обратно весьма характерны для кораблестроительной политики Англии в начале Второй мировой войны. В какой-то степени это объясняется достаточно объективными причинами: в этот период еще не вполне было ясно, как именно будут развиваться дальнейшие события на морях.

Столь же характерно, что наиболее удачный и соответствующий практически всем требованиям эскортный миноносец типа «Хант-4» удалось построить только к середине войны. Здесь необходимо отметить, что в его основу лег проект, разработанный еще в 1938 году и тогда же отвергнутый как недостаточно быстроходный.

Длинный полубак (как у всех фрегатов) обеспечивал хорошую мореходность и большой полезный объем помещений, а вооружение включало и три 102-мм спаренные зенитки, и трехтрубный торпедный аппарат. Однако неизбежной платой за все улучшения стало уменьшение скорости до 25 узлов - она убавилась примерно на два узла по сравнению с предыдущими сериями.

Впрочем, гораздо дороже стоил тот факт, что ко времени вступления в строй двух первых (и единственных) «хантов» острая надобность в них уже отпала.

Почти все проблемы войны на море, в том числе и связанные с эскортированием конвоев и прикрытием десантов, уже удалось решить в основном за счет США - «младшего брата», неожиданно ставшего «старшим».

В. КОФМАН

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Для Российского Военно-Морского Флота задача обороны прибрежной морской зоны была, есть и остается одной из самых насущных задач. Это вызвано большой протяженностью морских границ государства, наличием в прибрежной морской зоне большого количества стратегически важных объектов военного и экономического назначения. Подобной стратегии придерживались еще в Советском Союзе, где функцию по охране морских рубежей выполняли сторожевики. Не изменилась картина и в наши дни. Сегодня на смену устаревшим боевым судами пришли новые и совершенные боевые суда — корабли проекта 20380.

Боевая необходимость или дань традиции

Сторожевики в российском флоте — явление не новое. С кораблями этого класса русские моряки познакомились в годы Первой Мировой войны. Эти сравнительно небольшие военные суда стали универсальными боевыми единицами, выполняющими огромный объем боевой работы. За рубежом подобные суда классифицировались как фрегаты и корветы. В Российском флоте пошли своим путем, создав отдельный класс боевых судов – сторожевые корабли.

Появление этих судов в составе флота было вызвано острой необходимостью. Функции охраны побережья и морских рейдов, охрану конвоев и противодействие малым силами флота противника могли выполнять и эсминцы, однако эти корабли были немногочисленны. Строить новые эсминцы в большом количестве было дорогостоящим занятием. Посчитали, что будет выгоднее использовать для выполнения поставленных задач однотипные суда меньшего водоизмещения. Не следует сравнивать сторожевики по боевым и мореходным качествам с эсминцами – это совершенно разные по характеру применения боевые корабли. Такие корабли должны быть универсальными и строиться в массовом порядке.

Играл огромную роль и экономический фактор. Постройка одного сторожевого корабля, фрегата или корвета обходилась казне в два, в три раза дешевле, чем постройка одного эсминца. В Советском Союзе сумели оценить эти преимущества. В 20-е и в 30-е годы, в тяжелых экономических условиях постройка сторожевиков стала для СССР единственной возможностью поднять боеспособность своего флота. В предвоенное время, в годы войны сторожевые корабли стали самыми массовыми боевыми судами советского Военно-Морского Флота. Аналогичного принципа комплектования флота придерживались в СССР и в послевоенное время. На оснащении флота появились более мощные и совершенные корабли, ввиду которых класс сторожевых кораблей получил новое развитие.

В отличие от первых судов подобного класса, советские сторожевики (СКР) стали на порядок сильнее и мощнее. В Советском Союзе строятся корабли, которые по огневой мощи и техническому оснащению не уступают эсминцам. За рубежом советские сторожевики давно причисли к классу фрегатов, считая их полноценным боевыми судами. В СССР привыкли строить много и мощно. Соответственно и сторожевики стали больше в размерах, получили мощные средства вооружения. Такая тенденция сохранялась до последних дней существования Советского Союза. Для флота планировалось построить сторожевики проект 11540 – большие военные корабли океанского класса. Говорить о том, что флоту нужны СКР для охраны и обороны прибрежной морской зоны не приходилось. Эта ниша в советском ВМФ так и осталась незаполненной.

В России, которая унаследовала от Советского Союза огромный военный флот, пришлось с нуля решать задачу создания кораблей ближней морской зоны. Первоначально решить проблему должны были корабли проекта 12441, однако с «Новиком» — головным кораблем проекта — не сложилось. Проект был отклонен. Было решено начать строительство СКР в том виде и в том варианте, в котором эти корабли должны быть изначально. В таких условиях родился проект 22380, предусматривающий постройку малого сторожевого корабля для охраны ближней морской зоны.

Первые шаги на пути постройки нового сторожевика

В трудные 90-е годы основная задача командования российского ВМФ заключалась в сохранении боеспособности корабельного состава, доставшегося в наследство от советского военного флота. Необходимость в постройке новых судов ощущалась остро, однако экономические трудности и недостаток финансирования не позволяли с размахом начать строительство новых боевых кораблей. Ввиду того, что реализовать проект 12441, было признано нецелесообразно, высшее военно-морское руководство страны поставило перед отечественными кораблестроителями задачу: создать малый сторожевой корабль, которым можно будет заменить выводящиеся из состава флота сторожевики советской постройки.

Поручили это задание традиционно ЦМКБ «Алмаз», одному из ведущих отечественных проектно-конструкторских бюро страны. В техническом задании к будущему проекту указывались основные технические параметры нового корабля. Это должен был быть, в соответствии с западной классификацией, многоцелевой корвет проекта 20380. Говоря простым языком, было необходимо создать простой и дешевый надводный корабль 2-го ранга, предназначенный для выполнения боевых задач в прибрежных морских акваториях.

Начало проектирования пришлось на 1997 год. В окончательном виде проект сформировался к 2001 году. Строительство новых судов было решено поручить Санкт-Петербургской «Северной верфи». Это судостроительное предприятие должно было обеспечить постройку судов для нужд Балтийского флота. При удачной реализации проекта со временем планировалось начать постройку новых корветов на Дальнем Востоке, которыми будет оснащаться Тихоокеанский флот.

В соответствии с проектом новый сторожевик должен был выполнять следующие боевые задачи:

  • основная зона действия корабля — прибрежные акватории и экономическая морская зона;
  • основная функция кораблей заключалась в борьбе с надводными кораблями и подводными силами флота вероятного противника;
  • патрулирование в зоне ответственности, защита прибрежных морских коммуникаций, блокада объектов береговой инфраструктуры.

В целом, ничего нового в предназначении новых боевых судов не было. Все перечисленные цели соответствовали этому классу кораблей, которые должны будут наглухо закрыть прибрежный морской фланг от посягательств.

Закладка головного корабля проекта корвета «Стерегущий» состоялась в декабре 2001 года. Всего командование ВМФ в рамках первого заказа планирует получить от корабелов 7 судов проекта 20380. Через два года состоялась закладка следующего корабля этого типа, корвета «Сообразительный». В 2005 году состоялась закладка третьего корабля, получившего название «Бойкий». К этому времени состоялся спуск на воду головного корабля. Корвету «Стерегущему» предстояло еще пройти долгий цикл заводской достройки, оснащение средствами навигации и вооружения, приемки и ввода в строй.

Строительство оставшихся судов в соответствии с Государственным заказом для Балтийского флота на «Северной верфи» продолжается и сегодня. Первые четыре корабля введены в строй и входят в состав Балтийского флота. Ввиду успешности конструкции кораблей, проект получил продолжение. В 2015 году состоялась закладка еще двух судов для балтийских моряков, корвет «Ретивый» и корабль того же класса «Строгий» планируется сдать флоту до 2020 года.

Летом 2006 года состоялась закладка первого корабля проекта 20380 на «Амурском судостроительном заводе» в г. Комсомольск на Амуре. Сегодня этот совершенный и современный корабль под названием «Совершенный» уже числится в составе Тихоокеанского флота. Последующая реализация проекта 20380 ориентирована на строительство боевых судов для нужд Тихоокеанского флота. Второй корабль, строившийся на АСЗ в соответствии с программой технического переоснащения Тихоокеанского флота, корвет «Громкий» предполагается передать флоту в 2018 году. Сегодня на корабле ведется доводка и отладка основных систем корабля, включая комплекс управления и электротехнического обеспечения.

На данный момент мощности судостроительного завода в Комсомольске на Амуре загружены полностью. Следом за «Громким» ведется постройка еще двух однотипных корветов: кораблей «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Резкий», на котором начаты работы по формированию корпуса. Суда должны быть переданы Тихоокеанскому флоту в 2020-21 гг.

Особенности корветов проекта 20380

Не стоит думать о том, что корветы проекта 20380 стали чем-то новым для Российского флота. Внимательно присмотревшись к кораблям, можно увидеть внешнее сходство с другими боевыми судами, стоящими на вооружении отечественного флота. Подобная схема сегодня в разных вариантах реализована в ходе строительства других боевых кораблей. Малые ракетные корабли типа «Буян-М», хотя и обладают вдвое меньшим водоизмещением, имеют те же обводы корпуса и конфигурацию надстройки. Подобным сходством обладают и корабли проекта 22350, строившиеся для боевой службы в дальней морской зоне. Корабли разнятся только в размерах, в водоизмещении и в комплексе вооружений.

Следует отметить, что концепция развития современного российского военного флота, в корветах проекта 20380 получила максимальную реализацию. Конструкция кораблей продумана и проработана. Основные системы боевого судна автоматизированы и оснащены современными электронно-цифровыми приборами и устройствами.

Благодаря удачной конструкции, корабли имеют превосходные мореходные качества. Несмотря на то, что корветы считаются кораблями прибрежного действия, дальность плавания этих судов составляет 3500 км. На борту судна созданы комфортные условия для экипажа, который может автономно пребывать в боевом походе до 15 суток.

Все основные узлы и агрегаты корабля обладают высокой технологичностью и отличаются высокой степенью ремонтопригодности. Конструкция корабля позволяет осуществлять в дальнейшем его модернизацию. Двигательная установка корветов представлена двумя дизельными двигателями ДДА 12000 конструкции ОАО «Коломенский машиностроительный завод». В результате удачной компоновки корпуса корабля и двигателей, корабль водоизмещением 1500 тонн обладает хорошим ходом. Двухвальная двигательная установка позволяет кораблю двигаться с максимальной скоростью 27 узлов. Особо стоить отметить низкую шумность работающих двигателей, которая обеспечивает тем самым кораблю малую заметность в гидроакустическом диапазоне. В плане невидимости новые российские корветы представляют собой образец инженерной мысли. Помимо того, что сам корабль имеет специфическую конфигурацию надстройки и обводы корпуса, в конструкции корабля массово применены композитные материалы.

Навигационное оборудование, мачты и антенны могут быть убраны внутрь надстройки. Общая концепция выдержана в рамках использования технологии «Стелс». Корветы «Бойкий» и «Стойкий» во время испытаний на морском полигоне продемонстрировали удовлетворительные параметры радиолокационной заметности. Это особенно важно в условиях плавания в акватории Балтийского мора, где присутствуют береговые и авиационные комплексы противокорабельных вооружений стран НАТО.

Вооружение кораблей проекта 20380 универсально. На первых серийных судах, которые находятся в строю действующих флотов, установлены:

  • основное ударное вооружение, противокорабельный комплекс «Уран», оснащенный 8-мю ракетами Х-35;
  • оборонительный зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», состоящий из артиллерийских 30-мм установок АК-630М и переносных ЗРК «Игла». В дальнейшем планируется оснастить корабли более совершенным ЗРК «Редут» с дальностью стрельбы 10 км;
  • артиллерийская 100-мм артустановка А-190, способная поражать все виды наземных и надводных целей на дистанции до 21 км;
  • противолодочный комплекс «Пакет-НК», в состав которого входят два торпедных аппарата калибром 330 мм.

В качестве вспомогательного противолодочного и поискового средства на корветах базируется вертолет Ка-27. Летательный аппарат размещается на открытой взлетно-посадочной площадке или в закрытом ангаре.

Навигационный комплекс корветов проекта 20380 представлен радиолокационной станцией обнаружения «Фурке-2». Для управления ракетным комплексом имеется своя РЛС целеуказания и система управления ракетным огнем «Монумент». Управление и позиционирование судном осуществляется с помощью системы спутниковой навигации СН-3101, ориентированной на ГЛОНАСС.

Для управления всеми боевыми система корабля имеется система БИУС «Сигма-20830» и СУО 5П-10-02 «Пума». Радиолокационное вооружение корвета усилено системой постановки радиоэлектронных помех, другими средствами радиоэлектронной борьбы.

В заключение

Корабли проекта 20380, корветы «Стерегущий», «Сообразительный», «Стойкий» и «Бойкий» сегодня составляют основу береговых сил Балтийского флота. Обладая совершенным комплексом вооружений и хорошими мореходными качествами, суда регулярно несут боевое дежурство по охране морских рубежей на Балтийском морском театре.

На Тихом океане службу по охране морских рубежей, в особенности рыбных промыслов в акватории Охотского моря, выполняет корвет «Совершенный».

Несмотря на удачную конструкцию кораблей, принято решение о модернизации проекта в рамках усиления огневых возможностей кораблей. Последующим развитием должны стать корабли проекта 20385 «Гремящий и «Проворный», строящиеся на Дальнем Востоке. Основное отличие этих двух судов – наличие на них тактического ударного вооружения, представленного УКСК Калибр.

На вопрос Чем отличаются фрегат, тральщик, миноносец и эсминец. Кто из них крупней и кто дороже? заданный автором Просьба лучший ответ это Тральщик - это судно, предназначенное для обнаружения и уничтожения мин. Обычно небольшие (водоизмещение от нескольких сот до 1000 т) , слабо вооружённые или вообще не вооружённые. Из всего перечисленного вами самые маленькие и дешёвые.
Фрегат - в настоящее время за рубежом один из основных классов боевых кораблей водоизмещением примерно 3-5 тыс. т. Предназначен для противолодочной (ПЛО) и противовоздушной (ПВО) обороны, в меньшей мере - для уничтожения кораблей противника. Однако из-за небольшого водоизмещения обычно не способен одинаково хорошо выполнять все три функции и специализируется на чём-нибудь одном (как правило, на ПЛО) .
Вообще-то термин очень многозначный. Исторически этим термином обозначали множество самых разных классов кораблей. В парусных флотах - второй по силе корабль после линейного. В годы Второй мировой войны (в Англии) - небольшой тихоходный эсминец (1000 т и менее) , предназначенный для проводки конвоев. В США с 1950-х до 1975 года так называлось большинство кораблей, оснащённых ракетным оружием (кроме переоборудованных артиллерийских крейсеров и крейсера «Лонг Бич») . Водоизмещение американского фрегата этого периода - от 3 до 11 тыс. т. В России после ухода в небытие парусных флотов фрегатов отродясь не было (точнее, не было такой классификационной единицы - фрегат) , но по размерам и функциям современным фрегатам соответствует российский сторожевой корабль.
Стоимость современного фрегата - несколько сот миллионов баксов.
Миноносец - это русский термин, обозначающий небольшой корабль конца XIX - начала XX в. , предназначенный для атаки вражеских кораблей торпедами. Со временем миноносцы стали достаточно мореходными (то есть большими) и быстроходными, чтобы действовать в составе эскадры. Такие миноносцы стали называться эскадренными миноносцами или сокращённо «эсминцами» . В настоящее время русский термин «миноносец» имеет чисто историческое значение, зато есть довольно обширный класс кораблей, называемый эсминцами. По-английски же и то и другое называется «destroyer» (разрушитель, уничтожитель) .
Эсминец - в настоящее время самый крупный (водоизмещение 7-10 тыс. т) из основных боевых кораблей, за исключением авианосцев и ещё сохранившихся кое-где (в России и США) крейсеров. Основные функции - ПВО, ПЛО, ударные (уничтожение кораблей противника) , артиллерийская поддержка десантных операций. На то, чтобы одинаково хорошо выполнять все четыре функции, опять же, не хватает водоизмещения, поэтому бывают специализированные эсминцы (ПВО, ПЛО) , а бывают эсминцы с претензией на универсальность. Например, лучший современный эсминец, американский «Бёрк» , хорошо справляется с ПВО и ПЛО, с остальным послабее. Российские эсминцы проекта 956 имеют монструозные ударные и артиллерийские возможности, хорошую ПВО, но откровенно никакую ПЛО.
Стоимость современного эсминца типа «Бёрк» - 1-2 млрд. баксов.
До 1950-х годов эсминцами называли самые хиленькие артиллерийские корабли водоизмещением 1-3 тыс. т с пушками 76-127 мм. Основные их функции - ПВО и ПЛО. Также атака противника торпедами, но после Первой мировой войны это уже не практиковалось. По мере схода с исторической арены артиллерийских кораблей эсминцы пошли в гору. В 1975 году эсминцами стали называть крупные ракетные корабли, у которых не было ПВО средней и большой дальности (а если было, то называли ракетными крейсерами) . Постепенно ракетные крейсера стали сходить с исторической арены, а их место заняли эсминцы.
Отдельная история - японские эсминцы-вертолётоносцы. Японцы, дабы не смущать пацифистски настроенную общественность и не произносить слово «авианосец» , любой свой вёртолётоносец называют эсминцем-вертолётоносцем.
Лариса Крушельницкая
Гений
(53139)
Самый первый наш БПК (проект 61, 1962 г.) имел водоизмещение 4,3 тыс. т, и НАТО классифицировала его как фрегат, что было близко к истине. В то же время, модернизация этого проекта (проект 61Э) водоизмещением 5 тыс.т. сейчас состоит на вооружении индийского флота и его там классифицируют как эсминец. Это, как мне кажется, не совсем правильно, это где-то на границе между фрегатами и эсминцами.
Дальше водоизмещение наших БПК росло. Скажем БПК проекта 1155 имеет полное водоизмещение 7,5 тыс. т. и это уже 100%-ный противолодочный эсминец. Сейчас категории «фрегат» примерно соответствует наш сторожевой корабль.
В СССР и потом в России корабли делились на две большие группы - ударные и противолодочные.
Классификация была такая: Ударные: ракетный крейсер - большой ракетный корабль - малый ракетный корабль - ракетный катер.
Противолодочные: противолодочный крейсер (это крейсер-вертолётоносец) - БПК - сторожевой корабль - малый противолодочный корабль.

Ответ от Евровидение [эксперт]
фрегат дороже


Ответ от Микаело мен [гуру]
ты сравниваешь извини жопу с пальцем... эсминец больше в 3 раза любого другого


Ответ от Кот Обормот [гуру]
Тральщиком можно назначить любую шаланду, с мотором - не жалко!..
Эсминец - это тяжёлый корабль...тяжелее только полные танкеры и авианосцы...

Типы кораблей: минный тральщик, миноносец, крейсер, эсминец, линкор (1850-1945 г.).

Исчезновение специальных наименований па­русных военных судов было обусловлено не столь­ко появлением парового двигателя, сколько ис­пользованием железа и стали при постройке корпусов и одновременно с этим развитием вооружения.

Паровой двигатель не сыграл значительной роли в изменении ситуации: так в 1860-1870 гг. все еще существовали типы кораблей, классифицировав­шиеся как «парусно-винтовые», «колесные фрега­ты» или «паровые корветы». Даже появление брони не привело к каким-либо значительным переменам, потому что применялись такие назва­ния как, «бронированные фрегаты», «бронирован­ные корветы» и «бронированные плавучие бата­реи».

Со временем, после отказа от парусного обо­рудования, а главным образом, от размещения артиллерийских орудий по бортам, появились

новые названия для военных кораблей, которые в 1870-х г. были известны как броненосцы и линейные корабли. Пришедшие на смену броне­носцам корабли таких же примерно размеров и вооружением называли крейсерами. Согласно рас­положению бронированной защиты они подразде­лялись на броненосные и бронепалубные крейсе­ра. В 1910-1915 гг. развитие броненосного крей­сера привело к появлению линейного крейсера с большей скоростью и более мощным вооружени­ем. Разница между броненосным и бронепалуб­ным крейсерами постепенно стерлась, им на смену пришел новый тип корабля, так называемый лег­кий крейсер. После первой мировой войны крей­сера делились на легкие и тяжелые.

Использование парового двигателя возродило древнее оружие - таран, который принес успех в битве при Лиссе (1866). Поэтому с таранами строились не только броненосцы и крейсера, но и меньшие по размерам специализированные ко­рабли, подобные итальянскому «Аффондаторе».

Благодаря созданию нового оружия - торпе­ды - в мировых флотилиях появился новый тип кораблей - миноносцы.

Поскольку огромные линкоры и крейсера ока­зались недостаточно быстрыми и маневренными, чтобы противостоять этим небольшим судам, возник еще один тип кораблей - эскадренные миноносцы, или просто эсминцы. Они предназна­чались для уничтожения миноносцев, однако с дальнейшим изменением своего назначения, со­хранили свое первоначальное название.

Миноносцы и эсминцы образовывали так на­зываемые торпедные или легкие суда, в отличие от линкоров и крейсеров, именовавшихся тяже­лыми.

В начале 1900-х г. в состав ВМФ стали вклю­чать подводные лодки. По прошествии несколь­ких лет они уже подразделялись на несколько типов: подводные лодки малые (для прибрежных районов), средние (морские) и большие (океанс­кие).

Во время первой мировой войны появился еще один класс небольших военных судов, куда вхо­дили торпедные и артиллерийские катера.

В годы первой мировой войны британские и германские флотилии использовали несколько кораблей для транспортировки, спуска на воду и подъема на борт гидросамолетов, однако лишь после окончания войны были введены в действие настоящие авианосцы. Этот тип военно-морских кораблей сформировался за двадцатилетний промежуток между двумя мировыми войнами, сыг­рав крайне важную роль во второй мировой войне.

Первые корабли, оборудованные как минные заградители и минные тральщики, начали действо­вать тоже во время первой мировой войны и совершенствовались даже после второй мировой войны по мере развития минной технологии. Во время второй мировой войны снова вернулись такие наименования как «фрегат» и «корвет», но они применялись не для обозначения судов с одной или двумя артиллерийскими батареями, а для кораблей-эскорта со специальной противовоз­душной и противолодочной защитой.

После войны 1939-1945 гг. линкоры и мино­носцы исчезли из флотилий, поэтому ныне воен­ные суда делятся на подводные лодки, авианос­цы, крейсера, эсминцы, фрегаты и корветы, МТЛ, канонерские лодки, минные тральщики, плюс не­сколько видов специальных кораблей, таких как например десантных.

В скором времени ожидайте темы о современных миноносцах.