Проекты по речевому развитию в средней группе. Проект по развитию связной речи детей с использованием приемов мнемотехники на тему "в гостях у сказки" среднего дошкольного возраста. Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельност
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» В. А. Сухомлинский.
Актуальность проекта:
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у учащихся, развития их внутренней жизни, творчества.
Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям.Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому задача взрослых уделить немного больше времени в развитии и воспитании детей к сказкам.
Тип проекта : познавательный, речевой.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Цель: Использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей среднего возраста.
Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить со сказками.
Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.
Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Закреплять умения использовать средства выразительности (мимику, интонацию, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки.
Развивающие: Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. Развитие совместного творчества родителей и детей.
Воспитательные: Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.
Методы в работе:
Наглядные методы : рассматривание книг сказок в книжном уголке, альбома сюжетные картинки на тему «Сказки», представление театральной деятельности, показ театра на вилках по русской народной сказке «Теремок».
Словесные методы: загадывание загадок, вопросы к детям, пояснения, беседы.
Игровые методы: дидактические игры, игровые ситуации, игры - путешествия, сюжетно - ролевые игры.
Практические методы: изготовление театра на вилках для детей,изготовление и применение в работе интерактивной книги - лэпбука, рисование рисунков совместно с родителями на тему «Сказки».
Совместная деятельность с детьми:
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по данной теме.
Занятия по реччевому развитию, сказки «Лиса, заяц и петух», «Заюшкина избушка». - Выставка книг о сказках. - Создание папки загадок «Сказочные загадки». - Чтение художественной литературы по данной теме. Беседы с детьми о прочитанных сказках. - Театральная деятельность «Театр на вилках» по сказке «Теремок». - Театр в масках по сказке «Зимовье зверей». -Инсценировка и драматизация сказок «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Три медведя». - Аппликация с элементами конструирования «Терем-теремок». - Рисование силуэтное «Лисичка - сестричка», нетрадиционное рисование «Гуси-лебеди», - Лепка «Заюшкина избушка», «Петушок-золотой гребешок» из подручных материалов. - Просмотр презентации «По сказкам». - Работа с интерактивной книгой- лэпбук «Сказки». - Моделирование сказки «Теремок», «Заюшкина избушка».
Игровая деятельность. -Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки» «Сказка за сказкой». - Настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки». - Разучивание пальчиковых игр «Рукавичка», «Колобок», «Теремок».
Работа с родителями:
Консультации для родителей «Воспитание сказкой», «Сказка как средство воспитания». - Папка передвижка для родителей «Народные сказки в системе воспитания дошкольников». - Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности. - Развитие совместного творчества педагога, родителей и детей.
Итоговое мероприятие: проведение открытого занятия по речевому развитию «Путешествие по сказкам».
Ожидаемые результаты:
- Оснащение развивающей среды в группе. - Подбор сюжетных картинок, художественной литературы по данной теме. - Оформление книжного уголка, вставка книг по данной теме. -Театрализованная деятельность. 2. Формирование умения воспринимать книги не только как развлечение, но и как источник знаний. 3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. 4. Активное участие родителей в реализации проекта . 5. Развитие интереса у детей к чтению сказок. 6. Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
Этапы проекта
- I этап - подготовительный.
- II этап - совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
- III этап - заключительный (результат).
Этапы проекта |
|||||
Предметно - развивающая среда. |
|||||
Подготовительный этап |
|||||
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.Создание развивающей среды, театрального уголка, обновление и оформление книжного уголка в группе. Подбор развивающих игр, литературного и иллюстративного материала. |
|||||
Основной этап |
|||||
Беседы с детьми о сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Загадки по сказкам. |
Расширение знаний детей о русских народных сказках.Учить рассказывать сказки, пересказывать по ролям. Закрепить знания детей о русских народных сказках через загадки. |
||||
Занятие по речевому развитию сказка «Лиса, заяц и петух». Выставка книг «Сказки» |
Ознакомление с русской народной сказкой «Лиса, заяц и петух».Развитие умения внимательно слушать сказку. Дать представление о многообразии оформления книг. Учить узнавать сказку по иллюстрациям. |
||||
Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Зимовье зверей» |
Обогащать игровой опыт; формировать интерес к театрализованным играм; развивать творчество, умение импровизировать, эмоциональную сферу. |
||||
Лепка «Заюшкина избушка» Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки» |
Раскрытие и развитие творческих способностей детей, закрепление навыков драматизации, закрепление навыков лепки, формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание. |
||||
Рисование силуэтное «Лисичка - сестричка» Театральная деятельность «Театр на вилках» по сказке «Теремок» |
Учить рисовать лису, передовая ее строение конусообразными овалами разной величины (туловище, хвост, голова). Стимулировать эмоциональное восприятие сказки, вызвать интерес к русской народной сказке «Теремок»; учить детей создавать образы животных с помощью выразительных средств. |
||||
Работа с интерактивной книгой- лэпбук «Сказки» Просмотр презентации «По сказкам» |
Развивать познавательные способности детей с помощью заданий, игр и загадок, формировать умение выполнять задания по картинкам, закрепить знание о русских народных сказках. |
||||
Инсценировка и драматизация сказок «Лисичка - сестричка и серй волк» |
Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, оценивать характеры и поступки героев. |
||||
Занятие по речевому развитию сказка «Заюшкина избушка» |
Закрепить умение детей узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам и вопросам. |
||||
Аппликация с элементами конструирования «Терем-теремок» Настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки». |
Вызывать интерес к жанру устного народного творчества: сказке; учить использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения). Уточнить и обогатить знания детей о сказках, развить интерес к чтению |
||||
Нетрадиционное рисование «Гуси-лебеди» |
Закрепить знания детей по содержанию сказки. Научить рисовать лебедей с помощью ладошек. Учить создавать композицию рисунка. |
||||
Театр в масках по сказке «Зимовье зверей». |
Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности. |
||||
Разучивание пальчиковых игр «Рукавичка», «Колобок», «Теремок». |
Совершенствование мелкой моторики, закрепление знания содержания сказок, развиватие речи и образного мышления. |
||||
Моделирование сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» |
Обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе создания наглядной модели. |
||||
Лепка «Петушок-золотой гребешок» из подручных материалов. |
Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и подручного материала. |
||||
Конструирование по сказке «Маша и медведь» |
Учить детей создавать констру кции домов в соответствии с условиями, заданными в сказке . |
||||
Заключительный этап Открытое занятия по речевому развитию «Путешествие по сказкам». Презентация проекта. |
Подведение итогов работы над проектом
У детей развился интерес к русским народным сказкам; развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей; содействие творческому развитию детей.
Воспитание чувства дружбы, доброты в коллективе.
Дети получили эмоциональный отклик от своей работы.
Повсился интерес к книжному уголку, к книгам по разделу «Сказки».
Родители были заинтересованы темой и стали активными участниками воспитательно - образовательного процесса.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех занятиях и заданиях, которе им предлагали; любят слушать сказки в исполнении взрослого; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; повысилась речевая активность.
Список использованной литературы
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательнаяпрограмма дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика Синтез, 2014.
- Гербова В.В. "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий ".- М.: Мозаика-Синтез, 2015.
3.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие: Для занятий с детьми 4-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
- Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Интернет ресурсы
для детей среднего дошкольного возрастаАктуальность проекта.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией (компьютер, телевидение), а живого человеческого общения получают недостаточно- развитие речи затормаживается. Отсюда у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Как сформировать речь ребенка, наполнить её палитрой слов, красивыми фразами, благозвучными словосочетаниями?
В своей педагогической деятельности мы используем такие методы, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для этого мы решили применять нетрадиционные, а главное эффективные приемы работы с детьми, такие как метод мнемотехники.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Актуальность использования мнемотехники в работе по развитию речевой активности детей дошкольного возраста состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование приёмом мнемотехники;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
Для ребёнка сказка всегда была и остаётся не только первым и наиболее доступным средством познания, но и способом познания социальных отношений, поведения в ситуациях его повседневной жизни. Сказка удовлетворяет тягу малышу к поступкам, необычному, формирует и развивает фантазию.
При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
Взяв за основу мнение великих педагогов, мы решили использ овать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по - разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно - схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Больш ако ва – коллажем, Л.Н . Ефименкова – схемой составления рассказа. Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемосхема (мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица) заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехника включает в себя: мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, признаков и явлений природы, персонажей сказки, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Наш детский сад работает по программе “От рождения до школы”. (Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - м.: мозаика синтез, 2014) Программа “От рождения до школы ” позволяет развивать наглядно – образное мышление и воображение, любознательность и речевую активность. У ребенка развивается интерес к экспериментированию, решению различных творческих задач. Но в данной программе нет системы использования мнемотехники для развития речевых способностей детей дошкольного возраста.
Учитывая актуальность и практическую значимость использования мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста, нами составлен проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием приёмов мнемотехники.
Цель проекта:
Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием приемов мнемотехники.
Задачи проекта:
Создать условия для развития умений запоминать и рассказывания русских народных сказок с помощью приёмов мнемотехники.
Создать условий для развития речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.
Развивать связную и диалогическую речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки. (по мнемотаблице и коллажу).
Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.
Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки.
Закреплять и расширять знания детей о сказках;
Воспитывать культуру речи.
Обогащать и расширять словарь детей, совершенствовать диалогическую речь посредством различных игр-драматизаций, инсценировок;
Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности.
Побуждать включаться в игровой образ и брать роль на себя.
Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, способствовать накоплению эстетического опыта, обсуждая литературные произведения.
Развивать продуктивную изобразительную деятельность детей.
Формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувство дружбы и коллективизма.
Развивать коммуникативные, творческие способности детей;
В работе с родителями:
Вовлекать родителей в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей, педагогов и родителей
Повысить компетентность родителей по вопросам развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Активное включение родителей в образовательный процесс.
Повысить компетентность родителей в вопросе использования приема мнемотехники в развитии познавательно-речевой активности детей среднего возраста.
Предполагаемый продукт проекта:
Драматизация сказки «Заюшкина избушка» по мотивам русской народной сказки перед детьми младшего возраста, презентация опыта работы на педагогическом совете по результатам проекта.
.
Характеристика проекта
Вид проекта:
информационно - творческий.
По срокам проведения:
долгосрочный – 9 месяцев.
По составу:
групповой
Участники проекта:
дети средней группы, родители воспитанников (официальные представители), воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Образовательные области:
речевое развитие, познавательное развитие художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Понятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта:
театр, ширма, театральное представление, сцена, зрительный зал, декорации, афиша, театр бибабо, кукольный спектакль.
Мотивация:
Вы хотите превратиться в героев сказок и попасть в них?
Объект исследования:
связная речь детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
процесс работы по запоминанию и рассказыванию русских народных сказок с помощью приёмов мнемотехники.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации к сказкам, разные виды театра, мнемотаблицы по сказкам, атрибуты для музыкальных и дидактических игр, музыкальное сопровождение к драматизациям сказок, элементы костюмов к играм драматизациям по сюжетам сказок, материалы для продуктивной деятельности.
Содержание проекта.
Для развития связной речи детей в проекте задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование. Работа проходит на протяжении всего образовательного процесса нахождения ребёнка в детском саду. В течение месяца содержание может меняться и дополняться в зависимости от игровых ситуаций.
В средней группе нами за основу взяты русские народные сказки.
Обучение рассказыванию литературных произведений начинаем со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» при этом используется приём совместного рассказа.
Схема обучения пересказу сказки:
1.Рассказывание сказки с одновременным показом настольного театра.
2. Повторный рассказ воспитателя с детьми. Воспитатель начинает фразу, дети продолжают. Например, Жили-были дед…(и баба) Была у них…(курочка-ряба) Дети находят на столе предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности.
3.Показ иллюстраций, воспитатель обращает внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Используется приём художественного слова: читаются потешки, песенки на тему сказки.
4. Привлечение детей к обыгрыванию сказки
Работа по использованию мнемотаблиц состоит из 3 этапов:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации: символы в образы.
3 этап: После кодирования осуществляется пересказ сказки с помощью взрослого...
Для детей среднего дошкольного возраста предлагаем использовать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2.Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
3. Подбор наглядно-дидактического материала.
4. Организация развивающей среды в группе.
5. Создание условий для продуктивной деятельности.
6. Разработка сценария литературно-музыкального праздника «В гостях у Феи сказок»
Основной этап.
Реализация плана мероприятий:
1.Работа по плану мероприятий
2.Создание презентации.
3.Работа с родителями (активное вовлечение родителей в реализацию проекта, индивидуальное и групповое консультирование по вопросам использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста).
Заключительный этап.
1.Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту.
2. Планы на расширение проекта по использованию приёмов мнемотехники в работе с детьми в старшей группе.
Ожидаемый результат.
В процессе реализации проекта «В гостях у сказки»:
- повысится интерес детей к познавательной деятельности, дети будут охотно включаются в образовательный процесс;
Обогатится и расширится словарь детей, совершенствуется диалогическая речь посредством различных игр-драматизаций, инсценировок;
- повысится творческая активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;
- появится желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;
- дети с интересом будут смотреть театральные постановки и удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности;
- родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.
Вхождение в проект.
Изменяется предметно-развивающая среда. Появляются мнемотаблицы с графическим изображением, иллюстрации со знакомыми детям сказками, разные виды театра, атрибуты для драматизации сказок.
Дети заинтересованы, что изображено на мнемотаблицах.
Беседа с детьми: Что мы знаем о сказках и мнемотаблицах?
Что мы хотим узнать? Как можно изобразить сказку.
Что мы будем делать, чтобы научиться по- разному изображать сказки?
План мероприятий.
Сентябрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба», с использованием панорамы.
2. Показ настольного театра «Курочка Ряба» (разные виды театров)
3. Слушание сказки в аудиозаписи «Курочка Ряба».
4. Моделирование сказки «Курочка Ряба».
5. Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с помощью пальчиковой игры.
6. Просмотр мультфильма «Курочка Ряба» по ноутбуку.
7. Рассказывание детьми сказки «Курочка Ряба» с помощью мнемотаблицы.
Изобразительная деятельность: аппликация с элементами рисования «Гнездо для курочки Рябы».
Двигательная деятельность:подвижная эстафета « Кто быстрей до курочки», «Перенеси яичко»
Музыкальная деятельность:обыгрывание элементов драматизации сказки под музыку.
Октябрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с использованием панорамы.
2. Показ пальчикового театра «Теремок»..
3. Вспомним сказку по коллажу.
4. Рассказывание сказки «Теремок» с помощью пальчиков.
5.Моделирование сказки «Теремок».
6. Просмотр мультфильма «Теремок» по ноутбуку.
7. Игра-пазлы «Теремок».
8. Слушание сказки в аудиозаписи «Теремок».
9. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: рисование «Кто в теремочке живёт?»
Двигательная деятельность: подвижная игра «Кто быстрей до теремка?».
Музыкальная деятельность: инсценировка по сюжету сказки.
Ноябрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Репка» с использованием панорамы.
2. Показ плоскостного театра «Репка» на фланелеграфе.
3. Н/печатная игра «Репка».
5. Рассказывание сказки «Репка» с помощью пальчиков.
6.Слушание сказки в аудиозаписи «Репка».
7. Игра-пазлы «Репка».
8.Моделирование сказки «Репка».
9. Просмотр мультфильма «Репка» по ноутбуку.
10.Рассказывание детьми сказки «Репка» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: Лепка «Репка большая и маленькая».
Двигательная деятельность: Подвижная игра «Вытяни репку».
Музыкальная деятельность: муз. дид. игра «Урожай собирай».
Декабрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием панорамы.
2. Показ настольного театра «Колобок» (би-ба-бо)
3. Игра-пазлы «Колобок».
5.Моделирование сказки «Колобок».
6.Рассказывание сказки «Колобок» с помощью пальчиков.
7. Слушание сказки в аудиозаписи «Колобок».
8. Просмотр мультфильма «Колобок» по ноутбуку.
9. Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: аппликация-коллаж «Путешествие колобка» (коллективная работа).
Двигательная деятельность: подвижная игра «Хитрая лиса».
Музыкальная деятельность: музыкально-театрализованное представление по сказке «Колобок».
Январь.
1.Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».
2. Показ настольного театра «Маша и медведь».
3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).
4. Слушание сказки в аудиозаписи «Маша и медведь».
5. Моделирование сказки «Маша и медведь».
6.Рассказывание сказки «Маша и медведь» с помощью пальчиков
7. Просмотр мультфильма «Маша и медведь» по ноутбуку.
8. Рассказывание детьми сказки «Маша и медведь» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: рисование «Маша и медведь» (трафаретные рисунки) составление сюжетов сказки.
Двигательная деятельность: подвижная игра «Медведь и пчёлы», «У медведя во бору»
Февраль.
1. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка».
2. Показ плоскостного театра «Заюшкина избушка» на фланелеграфе.
3. Настольно - печатная игра «Расскажи сказку».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5.Моделирование сказки «Заюшкина избушка».
6.Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с помощью пальчиков.
7. Слушание сказки в аудиозаписи «Заюшкина избушка».
8. Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка» по ноутбуку.
9. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: рисование «Лисья избушка» (НТР солёный рисунок).
Двигательная деятельность: подвижная игра «Лиса и петухи».
Март.
1. Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
2. Показ пальчикового театра по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».
3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных.
4. Вспомним сказку по коллажу.
5.Слушание сказки в аудиозаписи «Петушок и бобовое зернышко».
6.Моделирование сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
7.Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью пальчиков.
8. Просмотр мультфильма «Петушок и бобовое зёрнышко» по ноутбуку
9. Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью мнемотаблицы
Продуктивная деятельность: рисование использование нетрадиционной техники (набрызгом и ладошкой) «Петушок и курочки клюют зёрнышки.
Двигательная деятельность: эстафета «Петушки».
Музыкальная деятельность: попевки про петушка.
Апрель.
1. Рассказывание русской народной сказки «Волк и козлята» с использованием панорамы.
2. Инсценирование сказки «Волк и козлята».
3. Н/печатная игра «Расскажи сказку».
4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».
5.Рассказывание сказки «Волк и козлята» при помощи моделирования.
7.Рассказывание сказки «Волк и козлята» с помощью пальчиков.
8. Слушание сказки в аудиозаписи «Волк и козлята».
9. Просмотр мультфильма «Волк и козлята».
10. Рассказывание детьми сказки «Волк и козлята» с помощью мнемотаблицы
Продуктивная деятельность: рисование «Путаница для волка»(загадочные рисунки нитью)
Двигательная деятельность: соревнование козлят с волком.
Музыкальная деятельность: музыкальное представление по сказке «Волк и семеро козлят»
Май.
Отгадывание загадок по сказкам.
Дидактическая игра «Наши сказки».
Вспомним сказку по коллажу.
Инсценирование детьми сказок с помощью мнемотаблицы.
Презентация результатов реализации проекта: показать драматизацию сказок «Заюшкина избушка» детям младшей группы.
Работа с родителями.
Сентябрь:
Педагогическое просвещение родителей «Использование мнемотехники для детей среднего дошкольного возраста »
Октябрь:
Семинар – практикум «Как работать с мнемотаблицами».
Ноябрь:
Папка - передвижка с образцами мнемотаблиц, составленных по сказкам.
Февраль:
Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по сказкам.
Март:
Выставка любимых детских книжек с русскими народными сказками.
Апрель:
Привлечение родителей к изготовлению костюмов к презентации сказок «Заюшкина избушка» Выставка любимых детских книжек с русскими народными сказками
Май:
«Герои в русских народных сказках» Выставка совместных рисунков родителей и детей.
Литература.
1.Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.
2.Вераксы Н. Е. , Комаровой Т. С., Васильевой М. А..Программа «От рождения до школы»- М.: мозаика синтез, 2014.
3. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.
4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.
6. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.
9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.
10. Ушакова О. С, Ознакомление с художественной литературой
Актуальность: В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №49»
Ольга Борисовна Карева
Ленинск-Кузнецкий городской округ.
2019
Актуальность темы:
При проведении сюжетно-ролевых игр я обратила внимание, что детям не хватает словарного запаса, они не умеют активно сопровождать свою деятельность речью. Это послужило поводом для разработки и реализации данного проекта.
Цель проекта:
Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.
Задачи проекта:
- Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
- Формирование грамматического строя речи.
- Расширение словарного запаса.
Развитие связной речи.
Участники проекта : воспитанники средней группы, родители, воспитатели.
Ожидаемые результаты:
- Расширение активного и пассивного словаря дошкольников.
- Развитие диалогической речи дошкольников
- Развитие монологической речи дошкольников.
- Уточнение, систематизация и углубление знаний по теме сюжетно-ролевой игры.
- Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к сверстникам.
- Накопление опыта при участии в сюжетно-ролевой игре
Продукт проекта: создание картотек
- дидактических, подвижных, театрализованных игр,
- сюжетно – ролевых игр.
Тип проекта: Обучающий, игровой проект
Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Длительность проекта :1 год.
Материалы и оборудование:
Методическая и художественная литература;
Атрибуты к играм;
Иллюстрационный материал;
- книги с загадками, стихами, сказками, рассказами,
Формы и методы реализации проекта:
- подвижные и дидактические игры;
- театрализованные игры,
- сюжетно – ролевые игры.
- чтение художественных произведений;
- выставки;
- прослушивание аудио записи;
- беседа.
Этапы проекта
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
- подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика детей.
- Обращение к электронным ресурсам.
- Прописывание основных мероприятий и занятий по проекту.
- Привлечение родителей к проекту:
Консультации: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста »,
- « Сказкотерапия в жизни дошкольника», « Дети и чтение»,
- « Подвижные игры в жизни ребенка», « Маленькие фантазеры»,
- Памятка для родителей « Игры по развитию речи»
2.ОСНОВНОЙ ЭТАП
Месяц | Дидактические игры | Подвижные игры | Сюжетно-ролевые игры | Театрализованные игры |
Сентябрь | 1.«Что делает?» 2.«Подбери пару» 3.«Собери урожай» | 1.«У медведя в бору» 2.«Ловушки» 3.«По ровненькой дорожке» 4.«Мой весёлый звонкий мяч» | 1.«Парикмахерская» 2.«Магазин» | Игра – драматизация «Репка» |
Октябрь | 1.«Угадай» 2.«Какое небо» 3.«Горячо – холодно» 4.«Вчера, сегодня, завтра» | 1.«Воробушки и кот» 2.«Птички в гнёздышках» 3.«Листопад» 4.«День – ночь» | 1.«Строители» 2.«Больница» | Игра – инсценировка по русской народной сказке «Война грибов» |
Ноябрь | 1.«Из чего сделана посуда» 2.«Узнай по описанию» 3.«Найди такой же» | 1.«Море волнуется» 2.«Гуси – лебеди» 3.«Подбрось – поймай» | «Почта» | Игра – драматизация «Кошкин дом» |
Декабрь | 1.«Найди свой цвет» 2.«Раздели на группы» 3.«Какое время года?» 4.«Закончи предложение» | 1.«Ловушки с ленточками» 2.«Вертушки» 3. «Попади в мишень» | «Семья» «Айболит» | Игра – драматизация сказки «Колосок» |
Январь | «1.Слушай внимательно» 2.«Чего не хватает» 3.«Кто в домике живёт» | 1.«Найди своё место» 2.«Самолёты» 3.«Зайка беленький сидит» | «Моряки» | Игра – драматизация «Теремок» |
Февраль | 1.«Кто что делает» 2.«Кто больше» 3.«Раздели поровну» 4.«Что изменилось» | 1.«Лохматый пёс» 2.«Поезд» 3.«Перехватчики» 4.«Хитрая лиса» | «Шофёры» «Автобус» | Игра – драматизация «Кто сказал мяу?» |
Март | 1.«Магазин» 2.«Выбери картинку» 3.«Кто первый» 4.«Хорошо-плохо» | 1.«Мышеловка» 2.«Третий лишний» 3.«Куропатки и охотники» 4.«Серый волк» | «Ателье» | Игра – драматизация «Колобок |
Апрель | 1.«Найди лишний предмет» 2«На кого похож» 3.«Как называется» | 1.«Мяч в кругу» 2.«Бездомный заяц» 3.«Догони меня» 4.«Охотники и зайцы» | «Магазин игрушек» «Салон красоты» | Игра – инсценировка « Первая охота» По рассказу В.Бианки Игра |
Май | 1.«Найди на рисунке» 2.«Один – много» 3.«Столько-сколько» | 1.«Уголки» 2. «Птички на ветках» 3. « Затейники» | «Пожарные» | Игра Игра-драматизация « Кошкин дом» |
3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Диагностика детей.
Презентация проекта.
Проблема Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности Цель Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность. Причины В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Тема Коммуникация. Название проекта «Вместе весело играть!» Тип проекта Обучающий, игровой Проблема Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности Цель Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность. Причины В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Тема Коммуникация. Название проекта «Вместе весело играть!» Тип проекта Обучающий, игровой
1 этап- Предварительный: 2 этап- Основной. 3 этап- Заключительный. - выдвижение гипотезы; - определение цели и задач проекта; - изучение необходимой литературы; -подбор методической литературы; Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Период осмысления собственных результатов. Презентация проекта.
Мероприятия: Ноябрь. Дидактические игры: «Скажи,какой?», «Эхо», «Назови как можно больше предметов», «Разноцветный сундучок». Подвижные игры: «У медведя во бору», «Ловишки», «По ровненькой дорожке», «Мой веселый звонкий мяч». Театрализованные игры: Игра-драматизация «Мамины детки». Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Семья», «Шоферы».
Декабрь. Дидактические игры: «Садовник и цветы», «Кто больше действий назовет?», «Козлята и волк», «Прятки». Подвижные игры: «Мышеловка», «Перелет птиц», «Гори, гори ясно!», «Хитрая лиса». Театрализованные игры: Игра-драматизация «Теремок». Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Магазин», «Библиотека».
Социализация: 1.Сюжетно-ролевые игры. 2. Дидактические игры. 3. Подвижные игры со словами. 4. Театрализованные игры. Физическая культура: Развитие потребности в физическом совершенствовании, развитие физических качеств, воспитание культуры движений. Познание: 1. Беседы: «Кто такие писатели?», «Кто такие поэты?» 2. НОД: «Путешествие в прошлое одежды», «Путешествие в прошлое кресла» Коммуникация: 1.Беседа: «Надо ли учиться говорить?» 2.НОД: «Составление рассказа –описание игрушек», «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»», «Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд»» и др. План работы с детьми через интеграцию образовательных областей
Художественное творчество: 1. Рисование: «Маленький гномик» 2. Аппликация «Корзина с грибами» 3. Лепка: «Девочка в зимней одежде» Чтение художественной литературы: 1. Чтение рассказов, стихов, рассказывание сказок. 1. Загадывание загадок. 2. Заучивание стихотворений. 3. Чтение рассказов, стихов,рассказывание сказок. Музыка: Слушание муз.произведений, беседы. Безопасность: Беседы об основных источниках опасности в детском саду, на улице, в быту. Здоровье: Пальчиковые игры, физминутки. Труд: Формирование представлений о разных профессиях, наблюдение за работой сотрудников д/с
Литература: М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»; Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»; А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»; Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»; В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи»; Е.А.Тимофеева «Подвижные игры»; А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»; М.Кольцова «Ребёнок учится говорить»; А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» М.А.Васильева «Руководство играми детей в детском саду»; «Игра дошкольника» под ред. С.Л.Новосёловой; А.И.Максакова, Г.А.Тумакова «Учите, играя».
Актуальность проекта:
Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как?, а почему?, а смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей.
Проблема:
Низкий уровень активного словарного запаса детей.
Причины:
- Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря.
- Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством.
Гипотеза:
В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.
Цель проекта:
Повысить активный словарь детей посредством стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.
Задачи проекта:
- Развивать активный словарь детей.
- Развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
- Поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении.
Тип проекта: творческий, групповой.
Продолжительность проекта: среднесрочный (январь – февраль)
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатель, родители.
Ресурсное обеспечение проекта: ноутбук, принтер, картотека речевых игр, игрушки, краски, кисточки, ватман, сказки, стихи, иллюстрации к сказкам, диски с мультфильмами, диски с записью детских песен.
Идея проекта:
Все занятия и игры по проекту «Маленькие фантазёры» взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и педагог, и дети, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.
Ожидаемые результаты:
- Активный словарный запас составил 70% по высокому уровню.
- Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря.
- У родителей повысился уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.
Результаты:
- Создание картотеки игр для развития словаря детей.
- Консультация для родителей «Речевые игры дома» .
- Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения» .
- Создание альбома совместно с родителями «Говорят наши дети» .
- Создание альбома «Красивые слова» .
- Стенгазеты «Мы – фантазёры» , «Сочинялки» , «Наш детский сад» .
Презентация проекта:
Выставка стенгазет и альбомов по словотворчеству детей.
Этапы реализации проекта:
Критерии результата:
- Доступность
- Эстетичность.
- Мобильность.
- Содержательность.
Ключевые компетенции:
- Умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации
- Умение продумывать способы действий и находить новые способы решения задач
- Умение задавать вопросы
- Умение взаимодействовать в системах «ребёнок-ребёнок» , «ребёнок взрослый» .
- Умение получать необходимую информацию в общении
- Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками
Литература:
- Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия»
- Дошкольная педагогика №7/2012 стр19.
- Ломбина Т.Н. Рюкзачок с загадками: хорошая книга по развитию речи. Ростов- на- Дону 2006
- Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 3 – 7 лет М.2012
- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников. Ульяновск 2005
- ФесюковаЛ. Б. Воспитание сказкой М.2000
- Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4 – 7 лет. М. 2011
- Белоусова Л.Е. Удивительные истории. С-П «Детство - пресс» . 2003
- Меремьянина О.Р. Развитие социальных навыков детей 4 – 7 лет Волгоград 2011