Проекты по речевому развитию в средней группе. Проект по развитию связной речи детей с использованием приемов мнемотехники на тему "в гостях у сказки" среднего дошкольного возраста. Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельност

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» В. А. Сухомлинский.

Актуальность проекта:

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у учащихся, развития их внутренней жизни, творчества.

Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям.Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому задача взрослых уделить немного больше времени в развитии и воспитании детей к сказкам.

Тип проекта : познавательный, речевой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Цель: Использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей среднего возраста.

Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить со сказками.

Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Закреплять умения использовать средства выразительности (мимику, интонацию, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки.

Развивающие: Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. Развитие совместного творчества родителей и детей.

Воспитательные: Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.

Методы в работе:

Наглядные методы : рассматривание книг сказок в книжном уголке, альбома сюжетные картинки на тему «Сказки», представление театральной деятельности, показ театра на вилках по русской народной сказке «Теремок».

Словесные методы: загадывание загадок, вопросы к детям, пояснения, беседы.

Игровые методы: дидактические игры, игровые ситуации, игры - путешествия, сюжетно - ролевые игры.

Практические методы: изготовление театра на вилках для детей,изготовление и применение в работе интерактивной книги - лэпбука, рисование рисунков совместно с родителями на тему «Сказки».

Совместная деятельность с детьми:

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по данной теме.

Занятия по реччевому развитию, сказки «Лиса, заяц и петух», «Заюшкина избушка». - Выставка книг о сказках. - Создание папки загадок «Сказочные загадки». - Чтение художественной литературы по данной теме. Беседы с детьми о прочитанных сказках. - Театральная деятельность «Театр на вилках» по сказке «Теремок». - Театр в масках по сказке «Зимовье зверей». -Инсценировка и драматизация сказок «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Три медведя». - Аппликация с элементами конструирования «Терем-теремок». - Рисование силуэтное «Лисичка - сестричка», нетрадиционное рисование «Гуси-лебеди», - Лепка «Заюшкина избушка», «Петушок-золотой гребешок» из подручных материалов. - Просмотр презентации «По сказкам». - Работа с интерактивной книгой- лэпбук «Сказки». - Моделирование сказки «Теремок», «Заюшкина избушка».

Игровая деятельность. -Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки» «Сказка за сказкой». - Настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки». - Разучивание пальчиковых игр «Рукавичка», «Колобок», «Теремок».

Работа с родителями:

Консультации для родителей «Воспитание сказкой», «Сказка как средство воспитания». - Папка передвижка для родителей «Народные сказки в системе воспитания дошкольников». - Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности. - Развитие совместного творчества педагога, родителей и детей.

Итоговое мероприятие: проведение открытого занятия по речевому развитию «Путешествие по сказкам».

Ожидаемые результаты:

  1. Оснащение развивающей среды в группе. - Подбор сюжетных картинок, художественной литературы по данной теме. - Оформление книжного уголка, вставка книг по данной теме. -Театрализованная деятельность. 2. Формирование умения воспринимать книги не только как развлечение, но и как источник знаний. 3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. 4. Активное участие родителей в реализации проекта . 5. Развитие интереса у детей к чтению сказок. 6. Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».

Этапы проекта

  • I этап - подготовительный.
  • II этап - совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
  • III этап - заключительный (результат).

Этапы проекта

Предметно - развивающая среда.

Подготовительный этап

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.Создание развивающей среды, театрального уголка, обновление и оформление книжного уголка в группе. Подбор развивающих игр, литературного и иллюстративного материала.

Основной этап

Беседы с детьми о сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Загадки по сказкам.

Расширение знаний детей о русских народных сказках.Учить рассказывать сказки, пересказывать по ролям. Закрепить знания детей о русских народных сказках через загадки.

Занятие по речевому развитию сказка «Лиса, заяц и петух».

Выставка книг «Сказки»

Ознакомление с русской народной сказкой «Лиса, заяц и петух».Развитие умения внимательно слушать сказку. Дать представление о многообразии оформления книг. Учить узнавать сказку по иллюстрациям.

Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Зимовье зверей»

Обогащать игровой опыт; формировать интерес к театрализованным играм; развивать творчество, умение импровизировать, эмоциональную сферу.

Лепка «Заюшкина избушка» Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки»

Раскрытие и развитие творческих способностей детей, закрепление навыков драматизации, закрепление навыков лепки, формировать умение пересказывать знакомую

сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание.

Рисование силуэтное «Лисичка - сестричка» Театральная деятельность «Театр на вилках» по сказке «Теремок»

Учить рисовать лису, передовая ее строение конусообразными овалами разной величины (туловище, хвост, голова). Стимулировать эмоциональное восприятие сказки, вызвать интерес к русской народной сказке «Теремок»; учить детей создавать образы животных с помощью выразительных средств.

Работа с интерактивной книгой- лэпбук «Сказки» Просмотр презентации «По сказкам»

Развивать познавательные способности детей с помощью заданий, игр и загадок, формировать умение выполнять задания по картинкам, закрепить знание о русских народных сказках.

Инсценировка и драматизация сказок «Лисичка - сестричка и серй волк»

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, оценивать характеры и поступки героев.

Занятие по речевому развитию сказка «Заюшкина избушка»

Закрепить умение детей узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам и вопросам.

Аппликация с элементами конструирования «Терем-теремок» Настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки».

Вызывать интерес к жанру устного народного творчества: сказке; учить использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения). Уточнить и обогатить знания детей о сказках, развить интерес к чтению

Нетрадиционное рисование «Гуси-лебеди»

Закрепить знания детей по содержанию сказки. Научить рисовать лебедей с помощью ладошек. Учить создавать композицию рисунка.

Театр в масках по сказке «Зимовье зверей».

Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности.

Разучивание пальчиковых игр «Рукавичка», «Колобок», «Теремок».

Совершенствование мелкой моторики, закрепление знания содержания сказок, развиватие речи и образного мышления.

Моделирование сказок «Теремок», «Заюшкина избушка»

Обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе создания наглядной модели.

Лепка «Петушок-золотой гребешок» из подручных материалов.

Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и подручного материала.

Конструирование по сказке «Маша и медведь»

Учить детей создавать констру кции домов в соответствии с условиями, заданными в сказке .

Заключительный этап Открытое занятия по речевому развитию «Путешествие по сказкам». Презентация проекта.


Подведение итогов работы над проектом

У детей развился интерес к русским народным сказкам; развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей; содействие творческому развитию детей.

Воспитание чувства дружбы, доброты в коллективе.

Дети получили эмоциональный отклик от своей работы.

Повсился интерес к книжному уголку, к книгам по разделу «Сказки».

Родители были заинтересованы темой и стали активными участниками воспитательно - образовательного процесса.

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех занятиях и заданиях, которе им предлагали; любят слушать сказки в исполнении взрослого; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; повысилась речевая активность.

Список использованной литературы

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательнаяпрограмма дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика Синтез, 2014.
  2. Гербова В.В. "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий ".- М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие: Для занятий с детьми 4-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
  3. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  4. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

8. Интернет ресурсы

для детей среднего дошкольного возраста

Актуальность проекта.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией (компьютер, телевидение), а живого человеческого общения получают недостаточно- развитие речи затормаживается. Отсюда у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Как сформировать речь ребенка, наполнить её палитрой слов, красивыми фразами, благозвучными словосочетаниями?

В своей педагогической деятельности мы используем такие методы, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для этого мы решили применять нетрадиционные, а главное эффективные приемы работы с детьми, такие как метод мнемотехники.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Актуальность использования мнемотехники в работе по развитию речевой активности детей дошкольного возраста состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование приёмом мнемотехники;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).

Для ребёнка сказка всегда была и остаётся не только первым и наиболее доступным средством познания, но и способом познания социальных отношений, поведения в ситуациях его повседневной жизни. Сказка удовлетворяет тягу малышу к поступкам, необычному, формирует и развивает фантазию.

При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

Взяв за основу мнение великих педагогов, мы решили использ овать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по - разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко предметно - схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Больш ако ва – коллажем, Л.Н . Ефименкова – схемой составления рассказа. Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемосхема (мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица) заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехника включает в себя: мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, признаков и явлений природы, персонажей сказки, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Наш детский сад работает по программе “От рождения до школы”. (Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - м.: мозаика синтез, 2014) Программа “От рождения до школы ” позволяет развивать наглядно – образное мышление и воображение, любознательность и речевую активность. У ребенка развивается интерес к экспериментированию, решению различных творческих задач. Но в данной программе нет системы использования мнемотехники для развития речевых способностей детей дошкольного возраста.

Учитывая актуальность и практическую значимость использования мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста, нами составлен проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием приёмов мнемотехники.

Цель проекта:

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием приемов мнемотехники.

Задачи проекта:

Создать условия для развития умений запоминать и рассказывания русских народных сказок с помощью приёмов мнемотехники.

Создать условий для развития речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.

Развивать связную и диалогическую речь.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки. (по мнемотаблице и коллажу).

Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.

Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.

Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки.

Закреплять и расширять знания детей о сказках;

Воспитывать культуру речи.

Обогащать и расширять словарь детей, совершенствовать диалогическую речь посредством различных игр-драматизаций, инсценировок;

Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности.

Побуждать включаться в игровой образ и брать роль на себя.

Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, способствовать накоплению эстетического опыта, обсуждая литературные произведения.

Развивать продуктивную изобразительную деятельность детей.

Формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувство дружбы и коллективизма.

Развивать коммуникативные, творческие способности детей;

В работе с родителями:

Вовлекать родителей в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей, педагогов и родителей

Повысить компетентность родителей по вопросам развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Активное включение родителей в образовательный процесс.

Повысить компетентность родителей в вопросе использования приема мнемотехники в развитии познавательно-речевой активности детей среднего возраста.

Предполагаемый продукт проекта:

Драматизация сказки «Заюшкина избушка» по мотивам русской народной сказки перед детьми младшего возраста, презентация опыта работы на педагогическом совете по результатам проекта.
.
Характеристика проекта
Вид проекта:
информационно - творческий.
По срокам проведения: долгосрочный – 9 месяцев.
По составу: групповой
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников (официальные представители), воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Понятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта: театр, ширма, театральное представление, сцена, зрительный зал, декорации, афиша, театр бибабо, кукольный спектакль.
Мотивация: Вы хотите превратиться в героев сказок и попасть в них?
Объект исследования: связная речь детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс работы по запоминанию и рассказыванию русских народных сказок с помощью приёмов мнемотехники.
Оборудование и материалы: Иллюстрации к сказкам, разные виды театра, мнемотаблицы по сказкам, атрибуты для музыкальных и дидактических игр, музыкальное сопровождение к драматизациям сказок, элементы костюмов к играм драматизациям по сюжетам сказок, материалы для продуктивной деятельности.

Содержание проекта.
Для развития связной речи детей в проекте задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование. Работа проходит на протяжении всего образовательного процесса нахождения ребёнка в детском саду. В течение месяца содержание может меняться и дополняться в зависимости от игровых ситуаций.
В средней группе нами за основу взяты русские народные сказки.
Обучение рассказыванию литературных произведений начинаем со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» при этом используется приём совместного рассказа.

Схема обучения пересказу сказки:
1.Рассказывание сказки с одновременным показом настольного театра.
2. Повторный рассказ воспитателя с детьми. Воспитатель начинает фразу, дети продолжают. Например, Жили-были дед…(и баба) Была у них…(курочка-ряба) Дети находят на столе предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности.
3.Показ иллюстраций, воспитатель обращает внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Используется приём художественного слова: читаются потешки, песенки на тему сказки.
4. Привлечение детей к обыгрыванию сказки
Работа по использованию мнемотаблиц состоит из 3 этапов:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации: символы в образы.
3 этап: После кодирования осуществляется пересказ сказки с помощью взрослого...
Для детей среднего дошкольного возраста предлагаем использовать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.
Этапы реализации проекта. Подготовительный этап.
1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2.Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
3. Подбор наглядно-дидактического материала.
4. Организация развивающей среды в группе.
5. Создание условий для продуктивной деятельности.
6. Разработка сценария литературно-музыкального праздника «В гостях у Феи сказок»
Основной этап.
Реализация плана мероприятий:
1.Работа по плану мероприятий
2.Создание презентации.
3.Работа с родителями (активное вовлечение родителей в реализацию проекта, индивидуальное и групповое консультирование по вопросам использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста).
Заключительный этап.
1.Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту.
2. Планы на расширение проекта по использованию приёмов мнемотехники в работе с детьми в старшей группе.

Ожидаемый результат.
В процессе реализации проекта «В гостях у сказки»:
- повысится интерес детей к познавательной деятельности, дети будут охотно включаются в образовательный процесс;

Обогатится и расширится словарь детей, совершенствуется диалогическая речь посредством различных игр-драматизаций, инсценировок;
- повысится творческая активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;
- появится желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;
- дети с интересом будут смотреть театральные постановки и удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности;
- родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.
Вхождение в проект.
Изменяется предметно-развивающая среда. Появляются мнемотаблицы с графическим изображением, иллюстрации со знакомыми детям сказками, разные виды театра, атрибуты для драматизации сказок.
Дети заинтересованы, что изображено на мнемотаблицах.
Беседа с детьми: Что мы знаем о сказках и мнемотаблицах?
Что мы хотим узнать? Как можно изобразить сказку.
Что мы будем делать, чтобы научиться по- разному изображать сказки?

План мероприятий. Сентябрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба», с использованием панорамы.

2. Показ настольного театра «Курочка Ряба» (разные виды театров)
3. Слушание сказки в аудиозаписи «Курочка Ряба».
4. Моделирование сказки «Курочка Ряба».

5. Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с помощью пальчиковой игры.

6. Просмотр мультфильма «Курочка Ряба» по ноутбуку.

7. Рассказывание детьми сказки «Курочка Ряба» с помощью мнемотаблицы.

Изобразительная деятельность: аппликация с элементами рисования «Гнездо для курочки Рябы».

Двигательная деятельность:подвижная эстафета « Кто быстрей до курочки», «Перенеси яичко»
Музыкальная деятельность:обыгрывание элементов драматизации сказки под музыку.

Октябрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с использованием панорамы.

2. Показ пальчикового театра «Теремок»..
3. Вспомним сказку по коллажу.

4. Рассказывание сказки «Теремок» с помощью пальчиков.

5.Моделирование сказки «Теремок».

6. Просмотр мультфильма «Теремок» по ноутбуку.

7. Игра-пазлы «Теремок».

8. Слушание сказки в аудиозаписи «Теремок».

9. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.

Продуктивная деятельность: рисование «Кто в теремочке живёт?»
Двигательная деятельность: подвижная игра «Кто быстрей до теремка?».

Музыкальная деятельность: инсценировка по сюжету сказки.

Ноябрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Репка» с использованием панорамы.

2. Показ плоскостного театра «Репка» на фланелеграфе.
3. Н/печатная игра «Репка».

5. Рассказывание сказки «Репка» с помощью пальчиков.

6.Слушание сказки в аудиозаписи «Репка».

7. Игра-пазлы «Репка».

8.Моделирование сказки «Репка».

9. Просмотр мультфильма «Репка» по ноутбуку.

10.Рассказывание детьми сказки «Репка» с помощью мнемотаблицы.

Продуктивная деятельность: Лепка «Репка большая и маленькая».
Двигательная деятельность: Подвижная игра «Вытяни репку».
Музыкальная деятельность: муз. дид. игра «Урожай собирай».

Декабрь.
1. Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием панорамы.

2. Показ настольного театра «Колобок» (би-ба-бо)
3. Игра-пазлы «Колобок».

5.Моделирование сказки «Колобок».

6.Рассказывание сказки «Колобок» с помощью пальчиков.

7. Слушание сказки в аудиозаписи «Колобок».

8. Просмотр мультфильма «Колобок» по ноутбуку.

9. Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы.


Продуктивная деятельность: аппликация-коллаж «Путешествие колобка» (коллективная работа).
Двигательная деятельность: подвижная игра «Хитрая лиса».
Музыкальная деятельность: музыкально-театрализованное представление по сказке «Колобок».

Январь.
1.Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

2. Показ настольного театра «Маша и медведь».
3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).
4. Слушание сказки в аудиозаписи «Маша и медведь».
5. Моделирование сказки «Маша и медведь».

6.Рассказывание сказки «Маша и медведь» с помощью пальчиков
7. Просмотр мультфильма «Маша и медведь» по ноутбуку.

8. Рассказывание детьми сказки «Маша и медведь» с помощью мнемотаблицы.

Продуктивная деятельность: рисование «Маша и медведь» (трафаретные рисунки) составление сюжетов сказки.
Двигательная деятельность: подвижная игра «Медведь и пчёлы», «У медведя во бору»

Февраль.
1. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка».

2. Показ плоскостного театра «Заюшкина избушка» на фланелеграфе.

3. Настольно - печатная игра «Расскажи сказку».

4. Вспомним сказку по коллажу.

5.Моделирование сказки «Заюшкина избушка».

6.Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с помощью пальчиков.

7. Слушание сказки в аудиозаписи «Заюшкина избушка».

8. Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка» по ноутбуку.

9. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.

Продуктивная деятельность: рисование «Лисья избушка» (НТР солёный рисунок).
Двигательная деятельность: подвижная игра «Лиса и петухи».

Март.
1. Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

2. Показ пальчикового театра по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».
3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных.
4. Вспомним сказку по коллажу.
5.Слушание сказки в аудиозаписи «Петушок и бобовое зернышко».

6.Моделирование сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

7.Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью пальчиков.

8. Просмотр мультфильма «Петушок и бобовое зёрнышко» по ноутбуку

9. Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью мнемотаблицы

Продуктивная деятельность: рисование использование нетрадиционной техники (набрызгом и ладошкой) «Петушок и курочки клюют зёрнышки.
Двигательная деятельность: эстафета «Петушки».
Музыкальная деятельность: попевки про петушка.

Апрель.
1. Рассказывание русской народной сказки «Волк и козлята» с использованием панорамы.

2. Инсценирование сказки «Волк и козлята».
3. Н/печатная игра «Расскажи сказку».
4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».
5.Рассказывание сказки «Волк и козлята» при помощи моделирования.

7.Рассказывание сказки «Волк и козлята» с помощью пальчиков.

8. Слушание сказки в аудиозаписи «Волк и козлята».

9. Просмотр мультфильма «Волк и козлята».

10. Рассказывание детьми сказки «Волк и козлята» с помощью мнемотаблицы


Продуктивная деятельность: рисование «Путаница для волка»(загадочные рисунки нитью)
Двигательная деятельность: соревнование козлят с волком.
Музыкальная деятельность: музыкальное представление по сказке «Волк и семеро козлят»

Май.
Отгадывание загадок по сказкам.
Дидактическая игра «Наши сказки».
Вспомним сказку по коллажу.
Инсценирование детьми сказок с помощью мнемотаблицы.
Презентация результатов реализации проекта: показать драматизацию сказок «Заюшкина избушка» детям младшей группы.
Работа с родителями. Сентябрь: Педагогическое просвещение родителей «Использование мнемотехники для детей среднего дошкольного возраста »
Октябрь: Семинар – практикум «Как работать с мнемотаблицами».
Ноябрь: Папка - передвижка с образцами мнемотаблиц, составленных по сказкам.
Февраль: Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по сказкам.
Март: Выставка любимых детских книжек с русскими народными сказками.
Апрель: Привлечение родителей к изготовлению костюмов к презентации сказок «Заюшкина избушка» Выставка любимых детских книжек с русскими народными сказками
Май: «Герои в русских народных сказках» Выставка совместных рисунков родителей и детей.

Литература.
1.Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.
2.Вераксы Н. Е. , Комаровой Т. С., Васильевой М. А..Программа «От рождения до школы»- М.: мозаика синтез, 2014.
3. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.
4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.
6. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.
9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.
10. Ушакова О. С, Ознакомление с художественной литературой

Актуальность: В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №49»

Ольга Борисовна Карева

Ленинск-Кузнецкий городской округ.

2019

Актуальность темы:

При проведении сюжетно-ролевых игр я обратила внимание, что детям не хватает словарного запаса, они не умеют активно сопровождать свою деятельность речью. Это послужило поводом для разработки и реализации данного проекта.

Цель проекта:

Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.

Задачи проекта:

  • Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Расширение словарного запаса.
  • Развитие связной речи.

Участники проекта : воспитанники средней группы, родители, воспитатели.

Ожидаемые результаты:

  • Расширение активного и пассивного словаря дошкольников.
  • Развитие диалогической речи дошкольников
  • Развитие монологической речи дошкольников.
  • Уточнение, систематизация и углубление знаний по теме сюжетно-ролевой игры.
  • Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к сверстникам.
  • Накопление опыта при участии в сюжетно-ролевой игре

Продукт проекта: создание картотек

  • дидактических, подвижных, театрализованных игр,
  • сюжетно – ролевых игр.

Тип проекта: Обучающий, игровой проект

Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Длительность проекта :1 год.

Материалы и оборудование:

  • Методическая и художественная литература;

  • Атрибуты к играм;

  • Иллюстрационный материал;

  • книги с загадками, стихами, сказками, рассказами,

Формы и методы реализации проекта:

  • подвижные и дидактические игры;
  • театрализованные игры,
  • сюжетно – ролевые игры.
  • чтение художественных произведений;
  • выставки;
  • прослушивание аудио записи;
  • беседа.

Этапы проекта

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
  • определение цели и задач проекта;
  • изучение необходимой литературы;
  • подбор методической литературы;
  • разработка тематического плана для реализации проекта;
  • диагностика детей.
  • Обращение к электронным ресурсам.
  • Прописывание основных мероприятий и занятий по проекту.
  • Привлечение родителей к проекту:

Консультации: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста »,

  • « Сказкотерапия в жизни дошкольника», « Дети и чтение»,
  • « Подвижные игры в жизни ребенка», « Маленькие фантазеры»,
  • Памятка для родителей « Игры по развитию речи»

2.ОСНОВНОЙ ЭТАП

Месяц

Дидактические игры

Подвижные игры

Сюжетно-ролевые игры

Театрализованные игры

Сентябрь

1.«Что делает?»

2.«Подбери пару»

3.«Собери урожай»

1.«У медведя в бору»

2.«Ловушки»

3.«По ровненькой дорожке»

4.«Мой весёлый звонкий мяч»

1.«Парикмахерская»

2.«Магазин»

Игра – драматизация «Репка»

Октябрь

1.«Угадай»

2.«Какое небо»

3.«Горячо – холодно»

4.«Вчера, сегодня, завтра»

1.«Воробушки и кот»

2.«Птички в гнёздышках»

3.«Листопад»

4.«День – ночь»

1.«Строители»

2.«Больница»

Игра – инсценировка по русской народной сказке «Война грибов»

Ноябрь

1.«Из чего сделана посуда»

2.«Узнай по описанию»

3.«Найди такой же»

1.«Море волнуется»

2.«Гуси – лебеди»

3.«Подбрось – поймай»

«Почта»

Игра – драматизация «Кошкин дом»

Декабрь

1.«Найди свой цвет»

2.«Раздели на группы»

3.«Какое время года?»

4.«Закончи предложение»

1.«Ловушки с ленточками»

2.«Вертушки»

3. «Попади в мишень»

«Семья»

«Айболит»

Игра – драматизация сказки «Колосок»

Январь

«1.Слушай внимательно»

2.«Чего не хватает»

3.«Кто в домике живёт»

1.«Найди своё место»

2.«Самолёты»

3.«Зайка беленький сидит»

«Моряки»

Игра – драматизация «Теремок»

Февраль

1.«Кто что делает»

2.«Кто больше»

3.«Раздели поровну»

4.«Что изменилось»

1.«Лохматый пёс»

2.«Поезд»

3.«Перехватчики»

4.«Хитрая лиса»

«Шофёры»

«Автобус»

Игра – драматизация «Кто сказал мяу?»

Март

1.«Магазин»

2.«Выбери картинку»

3.«Кто первый»

4.«Хорошо-плохо»

1.«Мышеловка»

2.«Третий лишний»

3.«Куропатки и охотники»

4.«Серый волк»

«Ателье»

Игра – драматизация «Колобок

Апрель

1.«Найди лишний предмет»

2«На кого похож»

3.«Как называется»

1.«Мяч в кругу»

2.«Бездомный заяц»

3.«Догони меня»

4.«Охотники и зайцы»

«Магазин игрушек»

«Салон красоты»

Игра – инсценировка

« Первая охота»

По рассказу В.Бианки

Игра

Май

1.«Найди на рисунке»

2.«Один – много»

3.«Столько-сколько»

1.«Уголки»

2. «Птички на ветках»

3. « Затейники»

«Пожарные»

Игра Игра-драматизация

« Кошкин дом»

3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Диагностика детей.

Презентация проекта.


Проблема Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности Цель Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность. Причины В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Тема Коммуникация. Название проекта «Вместе весело играть!» Тип проекта Обучающий, игровой Проблема Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности Цель Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность. Причины В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Тема Коммуникация. Название проекта «Вместе весело играть!» Тип проекта Обучающий, игровой


















1 этап- Предварительный: 2 этап- Основной. 3 этап- Заключительный. - выдвижение гипотезы; - определение цели и задач проекта; - изучение необходимой литературы; -подбор методической литературы; Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Период осмысления собственных результатов. Презентация проекта.




Мероприятия: Ноябрь. Дидактические игры: «Скажи,какой?», «Эхо», «Назови как можно больше предметов», «Разноцветный сундучок». Подвижные игры: «У медведя во бору», «Ловишки», «По ровненькой дорожке», «Мой веселый звонкий мяч». Театрализованные игры: Игра-драматизация «Мамины детки». Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Семья», «Шоферы».


Декабрь. Дидактические игры: «Садовник и цветы», «Кто больше действий назовет?», «Козлята и волк», «Прятки». Подвижные игры: «Мышеловка», «Перелет птиц», «Гори, гори ясно!», «Хитрая лиса». Театрализованные игры: Игра-драматизация «Теремок». Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Магазин», «Библиотека».


Социализация: 1.Сюжетно-ролевые игры. 2. Дидактические игры. 3. Подвижные игры со словами. 4. Театрализованные игры. Физическая культура: Развитие потребности в физическом совершенствовании, развитие физических качеств, воспитание культуры движений. Познание: 1. Беседы: «Кто такие писатели?», «Кто такие поэты?» 2. НОД: «Путешествие в прошлое одежды», «Путешествие в прошлое кресла» Коммуникация: 1.Беседа: «Надо ли учиться говорить?» 2.НОД: «Составление рассказа –описание игрушек», «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»», «Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд»» и др. План работы с детьми через интеграцию образовательных областей


Художественное творчество: 1. Рисование: «Маленький гномик» 2. Аппликация «Корзина с грибами» 3. Лепка: «Девочка в зимней одежде» Чтение художественной литературы: 1. Чтение рассказов, стихов, рассказывание сказок. 1. Загадывание загадок. 2. Заучивание стихотворений. 3. Чтение рассказов, стихов,рассказывание сказок. Музыка: Слушание муз.произведений, беседы. Безопасность: Беседы об основных источниках опасности в детском саду, на улице, в быту. Здоровье: Пальчиковые игры, физминутки. Труд: Формирование представлений о разных профессиях, наблюдение за работой сотрудников д/с




Литература: М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»; Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»; А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»; Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»; В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи»; Е.А.Тимофеева «Подвижные игры»; А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»; М.Кольцова «Ребёнок учится говорить»; А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» М.А.Васильева «Руководство играми детей в детском саду»; «Игра дошкольника» под ред. С.Л.Новосёловой; А.И.Максакова, Г.А.Тумакова «Учите, играя».

Актуальность проекта:

Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как?, а почему?, а смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей.

Проблема:

Низкий уровень активного словарного запаса детей.

Причины:

  1. Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря.
  2. Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством.

Гипотеза:

В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.

Цель проекта:

Повысить активный словарь детей посредством стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.

Задачи проекта:

  • Развивать активный словарь детей.
  • Развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
  • Поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный (январь – февраль)

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатель, родители.

Ресурсное обеспечение проекта: ноутбук, принтер, картотека речевых игр, игрушки, краски, кисточки, ватман, сказки, стихи, иллюстрации к сказкам, диски с мультфильмами, диски с записью детских песен.

Идея проекта:

Все занятия и игры по проекту «Маленькие фантазёры» взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и педагог, и дети, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.

Ожидаемые результаты:

  • Активный словарный запас составил 70% по высокому уровню.
  • Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря.
  • У родителей повысился уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.

Результаты:

  1. Создание картотеки игр для развития словаря детей.
  2. Консультация для родителей «Речевые игры дома» .
  3. Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения» .
  4. Создание альбома совместно с родителями «Говорят наши дети» .
  5. Создание альбома «Красивые слова» .
  6. Стенгазеты «Мы – фантазёры» , «Сочинялки» , «Наш детский сад» .

Презентация проекта:

Выставка стенгазет и альбомов по словотворчеству детей.

Этапы реализации проекта:

Критерии результата:

  1. Доступность
  2. Эстетичность.
  3. Мобильность.
  4. Содержательность.

Ключевые компетенции:

  • Умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации
  • Умение продумывать способы действий и находить новые способы решения задач
  • Умение задавать вопросы
  • Умение взаимодействовать в системах «ребёнок-ребёнок» , «ребёнок взрослый» .
  • Умение получать необходимую информацию в общении
  • Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками

Литература:

  1. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия»
  2. Дошкольная педагогика №7/2012 стр19.
  3. Ломбина Т.Н. Рюкзачок с загадками: хорошая книга по развитию речи. Ростов- на- Дону 2006
  4. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 3 – 7 лет М.2012
  5. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников. Ульяновск 2005
  6. ФесюковаЛ. Б. Воспитание сказкой М.2000
  7. Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4 – 7 лет. М. 2011
  8. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. С-П «Детство - пресс» . 2003
  9. Меремьянина О.Р. Развитие социальных навыков детей 4 – 7 лет Волгоград 2011