Прогулки по еврейской польше. Чудом уцелевшие фотографии геноцида евреев из лодзинского гетто

Гетто в Польше - возникло в силу тех же условий, как и во всей средневековой Европе. С одной стороны, евреи сами стремились к концентрации, с другой стороны, разные внешние силы усиленно добивались, чтобы евреи были отрезаны от всякого общения с христианами. В этом отношении роль играли постановления церковных соборов (на известном Бреславльском соборе 1267 г. участвовало много представителей польского духовенства). К тому же в Средние века каждая общественная или религиозная группа сосредоточивалась вокруг своих учреждений (молитвенного дома, цехового дома и дома совещаний). Так группировались цехи, нации и религиозные общины. В польских городах встречаются улицы портных, сапожников и т. д., русские, татарские и армянские и, наконец, улицы еврейские. Синагога и кладбище - вот центр гетто, а часто лишь одна синагога, так как устройство кладбищ не везде разрешалось (§ 13 статута Болеслава установил, что нельзя взимать пошлины за перевозку евр. покойников, что указывает на существование в Калише одного центрального кладбища для евреев всей страны). Евр. квартал обыкновенно состоял из одной улицы, от чего происходило название «platea Judaeorum», в обиходной речи «die Gass»; co временем в одной улице становилось тесно, и евреи всякими способами старались расширить место своего жительства; когда евр. квартал обнимал несколько улиц, он назывался «circulus Judaeorum», «das Fertel» (Viertel, Judenviertel), а если охватывал целый город - «еврейск. городом» («miasto żydоwskie»). Уже в 1387 г. была евр. улица (ныне ulica Blacharska) во Львове; подобная же была в Кракове (до основания особого города в Казимерже), в Познани, Сандомире, Вильне и т. д. «Евр. города» существовали в Кракове (Kuzmir, Kuzmark al nehar Wisla we al nehar Wilga, как поныне пишут в разводных письмах-гетах) и Гнине при городе Гродеке или Грудеке. Многие польские города пользовались привилегиями «de non tolerandis judaeis», но тем не менее при этих городах на частных владельческих или же королевских землях возникали особые евр. селения, местечки и даже целые евр. города. Так, евреи поселились «na Fanie» под Самбором, «nа Вlichu» под Дрогобычем, в Вишнице поблизости Бохнии (все эти города принадлежат к Галиции) и в Фордоне около Бромберга. Бывало также, что ввиду ограниченного числа евр. улиц в больших городах часть или даже все евреи вынуждались селиться за городом, на частных или старостинских землях. Таким образом во Львове образовалось второе гетто, в так назыв. «Краковском предместье», в Люблине селение «na Podzamczu», в Познани - в соседнем Шверзенце; в Данциге, где евреям вовсе запрещалось жить, они поселились в деревнях, принадлежавших помещикам. В Варшаве долгое время существовала «летучая» община; евреи могли здесь пребывать лишь во время сеймов; только в последние годы Речи Посполитой существовали - и тο временно - два евр. местечка, «Nowa Jerozоlima» и «Nowy Potok» (см. Варшава). - Одним из интереснейших гетто в Польше был евр. город в «Казимерже» под Краковом, основанный Казимиром Великим. Более старая община существовала в самом Кракове. В 1494 г. евреев вытеснили оттуда в Казимерж, но не дали достаточно места. Поселенные в юго-западной части Казимержа евреи были отрезаны от остального города стеной и воротами. Стена была воздвигнута в 1627 г. каноником Мартином Клечинским с целью «устранить причины тревоги, возникающей при виде евреев по инициативе менее благоразумных, к великой опасности не только евреев, но и самих христиан». Ворота (деревянные) существовали до 20-х годов 19 века, хотя они уже тогда не были нужны, потому что христиане почти совершенно удалились к тому времени из Казимержа и евреи заняли этот «еврейск. город». Вплоть до 1867 года евреям было запрещено селиться вне его пределов в Кракове. В Познани город, между прочим, должен был уступить евреям для прогулок часть поля, граничащего с гетто. Ворота, которые вели в поле, на ночь закрывались (одновременно с другими городск. воротами); ключ хранился в канцелярии городского головы. Ввиду крайней тесноты гетто евреи на основании договора с помещиком Сигизмундом Грудзинским (1621) поселились в местечке Шверзенце, находившемся в расстоянии 14 километров от Познани. В Познани же гетто просуществовало до пожара 1803 года. Во Львове сперва имелась (кроме упомянутого Краковского предместья) одна евр. улица, потом две, отделенные воротами от города. В этом гетто жили сначала также русины, а с 1600 г. исключительно евреи. Ввиду тесноты евреи постепенно заняли соседние улицы, что вызвало долголетний процесс (от 1650 г. до конца Речи Посполитой) между евреями и городом: то евреи устраивали свои лавки на рынке, то погром загонял их в гетто. Австрийское правительство втиснуло туда евреев, поселившихся (после присоединения Галиции к Австрии) на других улицах Львова, где они и оставались до 1867 г. - Евр. улицы существовали и в Литве, как, напр., в Вильне, где, однако, евреи селились и на других улицах, а также в Гродне, где, кроме евр. улицы и евр. переулка, евреи жили в нескольких других соседних улицах. В Кременце (1563) они занимали несколько соприкасающихся улиц. Ввиду тесноты кагалы настаивали на том, чтобы вновь селившиеся не пользовались правом «хазаки». В местечке Опатове, напр., где тесную евр. улицу нельзя было расширить и куда во время шляхетских сеймиков стекалось много народа, кагал получил от «ваада», или евр. сейма (1687), разрешение удалять евреев, которые не заручились бы правом хазаки. - В городах частных владельцев евреи также селились в особых улицах, и начиная с 17 в. (на Руси, Волыни и Подолии) - в самом центре новых поселений, т. е. на рынке. Здесь господствовала воля владельца, и в связи с этим не было стен. В гетто больших польско-литовских городов ввиду их изолированности возросла административная власть кагалов. На Казимерже близ Кракова кагал превратился в магистрат (хотя вторая часть Казимержа имела христианского городского голову; последний - в 1802 г.). То же замечается во Львове, Познани и др. городах; здесь развились особые евр. должности, начиная с судебных и кончая сторожами ворот Г.; тут были свои аптекари, фельдшера, акушеры и пр. Жизнь в польских гетто похожа на жизнь в западноевропейских. - Ср.: обширные архивные материалы; «Русск. евр. арх.», III; Регесты, I-II; Balaban, Żydzi lwowscy na pszełomie 16 и 17 w., 1906; его же, Dzielnica żydowska, 1909 (описание гетто с иллюстрациями, изд. Львовского магистрата); Perles, Gesch. d. Jud. in Posen; Warschauer, D. Entstehung einer jüd. Gemeinde,. Zeitsch. f. Gesch. d. Jud. in Deutschland, IV; Ekielski, Miasto Kazimierz, 1869; Jaworski, Wladysław Jagiełło jako opiekun miasteczka, Львов., 1909; Promemoria der Krakaner Israeliten an ein hohes K. К. Ministerium des Innern (без даты, вероятно - 1848).

В Кракове мы немного погуляли по Казимежу — району, который раньше являлся отдельным городом на юге королевской столицы, эдакий город-бастион, окруженный городской стеной, имевшей четыре башни. На центральной площади Казимежа располагалась городская ратуша, которую видно на заглавной фотографии. Сейчас здесь находится этнографический музей.

В 1495 году был издан указ, запрещавший евреям проживать и владеть недвижимой собственностью в королевских городах. В свою очередь, в некоторых еврейских кварталах польских и литовских городов действовало аналогичное правило, запрещавшее христианам посещать места еврейского проживания.

Евреи, жившие в западной части Кракова, были вынуждены покинуть Краков и стали заселять северо-восточную часть Казимежа. Фактически, целью привилея было исключение торговой конкуренции между коренными жителями и евреями. Еврейский квартал был отделён от христианской части города каменной стеной, просуществовавшей до 1800 года.

Со временем еврейский квартал Казимежа стал важным центром еврейской жизни в Польше. В нём было построено многочисленные синагоги (семь из которых сохранились до нашего времени), несколько еврейских школ и кладбищ.

На старом еврейском кладбище мне не довелось побывать, только сфотографировал через окошко в заборе. Уже было закрыто.

Колбаса в банке в магазине по продаже продуктов, сделанных монахами. Хотя возможно они просто используются как торговый бренд:).

Костёл Тела Господня. Основателем костела был сам король Казимир Великий.

Во время Северной войны Казимеж был значительно разрушен шведскими войсками, а затем присоединён к Кракову и стал одним из его районов.

Дом Ландау или Дом Йорданов. Во внутреннем дворике сохранились оригинальные деревянные веранды XIX века.

«Краковия» — польский футбольный клуб из города Краков. Рассказывают, что раньше в городе были часты столкновения фанатов, но потом правительство стало развозить их на автобусах после матчей и стало потише.

Улица Шерока — центр старинного еврейского квартала.

Вывески еврейских магазинов, внутри бары, хотя выглядит очень аутентично. В общем, на текущий момент, район Казимеж — это своего рода декорация, ведь евреев тут живет всего около 200 человек.

Но, несмотря на это, в Казимеже, который в течение многих столетий был центром еврейской культуры Южной Польши, каждый год проводится фестиваль еврейской культуры.

Замечательное граффити.

В этом месте Казимежа снимали одну из сцен фильма «Список Шиндлера» по роману «Ковчег Шиндлера» Томаса Кенилли, написанному под впечатлениями от жизни Леопольда Пфефферберга, который пережил Холокост. «Список Шиндлера» — самый дорогой (на 2009 год) черно-белый фильм. Его бюджет — $25 миллионов. И самый коммерчески выгодный проект. Мировые сборы составили $321 миллион.

Спилберг отказался от гонорара за фильм. По его словам, это были бы «кровавые деньги». Вместо этого, на деньги, заработанные фильмом, он основал «Фонд Шоа» («Шоа» на иврите означает «Катастрофа»). Деятельность фонда Шоа состоит в сохранении письменных свидетельств, документов, интервью с жертвами геноцида, в том числе Холокоста.

Памятник Яну Карскому, участнику польского движения Сопротивления.

На пресс-конференции в Вашингтоне в 1982 году Карский сказал: «Бог выбрал меня, чтобы Запад узнал о трагедии в Польше. Тогда мне казалось, что эта информация поможет спасти миллионы людей. Это не помогло, я ошибался. В 1942 году, в Варшавском гетто и в Избице Любельской я стал польским евреем… Семья моей жены (все они погибли в гетто и в лагерях смерти), все замученные евреи Польши стали моей семьей. При этом я остаюсь католиком. Я католический еврей. Моя вера говорит мне: второй первородный грех, которое человечество совершило в отношении евреев в годы Второй мировой войны в Европе, будет преследовать его до конца времен…»

На улице находится кафе вот с такими замечательными столиками.

А на стенах зайцы.

Вот на таких машинках возят туристов по улицам Кракова.

Во время Второй мировой войны евреи были согнаны в Краковское гетто, которое располагалось на противоположном берегу Вислы. Вокруг гетто, руками самих же евреев, возвели высокую стену. На площади Згоды (сейчас это площадь Героев Гетто) собирали людей перед отправкой в трудовые или концлагеря. Стулья символизируют мебель, выброшенную из домов бывших владельцев. Большинство краковских евреев были убиты во время ликвидации гетто или в концентрационных лагерях.

Кто-то возможно скажет, что на этих стульях нельзя сидеть, ведь это памятники. Но, мне кажется, в этом нет ничего зазорного, ведь жизнь продолжается и нужно жить, и быть счастливым, и лишь помнить о том, что происходило, и делать всё, чтобы война не повторилась.

В этом районе находится старинная аптека "Под орлом", принадлежащая семье Панкевичей. Когда создавалось гетто, немецкие власти предложили Тадеушу Панкевичу перевести аптеку в «арийские районы». Он категорически отказался, мотивируя это тем, что потерпит от переезда большие убытки. Здание его аптеки оказалось на самом краю гетто, фасадом оно выходило на «арийскую сторону», на старый Малый рынок, а задней частью - в гетто.

Всё время существования гетто, с 1939 по март 1943, Тадеуш Панкевич помогал евреям выжить. Через его аптеку передавали в гетто продукты и лекарства. Через неё выводили детей во время облав, а тех, кто сбегал, чтобы спрятаться на «арийской стороне», он снабжал перекисью водорода, при помощи которой они осветляли волосы, чтобы меньше отличаться от поляков. Некоторых узников гетто он прятал в помещении аптеки. Если бы немцы разоблачили его, узнав, что он помогает евреям, приговор был бы один: смерть.

Все, что происходило на площади, было хорошо видно из окон аптеки. Панкевич, собственно, жил в аптеке, в одной из ее задних комнат. После войны Тадэуш Панкевич написал книгу «Аптека в Краковском гетто». За спасение жизней Тадеуш Панкевич в 1968 году получил титул "праведника мира".

История этого квартала — это кровь и боль. Недалеко от площади располагается фабрика Оскара Шиндлера, на которой мы также побывали.
Продолжение следует...

Польша.
Польша.
Польша. .
Польша. Краков.
Польша.

Когда мой хороший приятель, а по совместительству следователь в г.Москве, гуляя по парку показывал мне, где, кого и каким образом убил маньяк Пичужкин (Битцевский маньяк), мне было довольно некомфортно. Но мне интересно, тем более, что зло в итоге наказано. Однако то, что испытал гуляя по польскому городу Лодзь, иначе как жестью не назвать. Представьте себе целую армию битцевских маньяков, которая вошла в ваш город с одной целью - убивать. Вас всех вырезать как баранов, пустить реки крови по этим улицам. Вам не на кого надеяться, вас никто не спасет, а живые будут завидовать мертвым. Все эти дома видели страдания и смерть и они стоят вот уже более 70 лет в том виде, в котором их оставили их жители. Есть много версий того, почему немалая часть третьего по величие города Польши по сей день выглядит столь кошмарно. Многие местные говорят, что в этих квартирах плохая аура, жить тут никто не желает. Факт остается фактом - в этом городе в 1939-1944 годах случился натуральный ад, какой может присниться лишь в самом кошмарном сне.

До войны Лодзь был самым развитым и богатым городом Польши, здесь был один из крупнейших индустриальных центров страны, а также третий по важности (после Варшавы и Кракова) как культурный и политический. Всему этому был положен конец в один миг, 1 сентября 1939 года, когда германская армия напала на Польшу и спустя несколько дней солдаты Вермахта маршем вошли в Лодзь. Плохо пришлось всем, но в особенности местным евреям, которых было в Лодзе порядка 250 тысяч человек, или примерно 30% населения города. Уже 18 сентября немцы отобрали весь бизнес принадлежащий евреям, включая немалую часть городских мануфактур, магагазинов, гостиниц, доходных домов. С этого же дня евреям запретили снимать свои средства со счетов в банках. Собственно, с этого момента стало понятно, что евреев ждет незавидная участь и некоторая их часть покинула оккупированную немцами часть Польши и бежала; кто в ту часть Польшу, что оттяпал Советской Союз (как мы помним, двухсторонняя оккупация Польши стала результатом пакта Риббентроп - Молотов), кто в тогда еще свободную Чехословакию.

Те же, кто не успели бежать в течении первого месяца после прихода немцев - подписали себе смертный приговор, поскольку 28 октября 1939 года евреям было запрещено появляться в центре города и был введен комендантский час. Любой, кто был пойман на улице после семи вечера - расстреливался на месте. Дальше пошло по нарастающей: в феврале 1940 года началось насильственное выселение евреев из их квартир и переселение в северную часть города, где активно огораживался каменными стенами новый район, куда переселяли всех евреев. Излишне говорить про адские условия жизни в гетто: ни отопления, ни воды, ничего. Все было отключено. Полная антисанитария и голод. Собственно, для этого гетто и создавалось, чтобы люди не пережили зиму. Тем не менее, гетто просуществовало четыре года, прежде чем немцы приняли решение об его полной ликцидации и отправке оставшихся в живых евреев в концлагеря. К этому моменту, от живших там 230 тысяч человек, от голода и болезней умерла примерно треть. Но это было в гетто, за высокими стенами.

А в других частях Лодзя, у поляков, жизнь все же как-то теплилась. Люди ходили на работу, покупали продукты в магазине (правда к 1943 голод начался и у поляков), рожали детей и даже могли выезжать из города. Собственно, с тех пор город мало поменялся -

Но за стеной все было совсем иначе. Сегодня в Лодзе нет даже намека не стены гетто. Только вот такие штуковины в земле, указывающие, где стена проходила. Мы с вами идем туда, откуда каких-то 70 лет назад можно было выйти только одними способом - в виде трупа.

Примечательно, что эта церковь на фото оказалась внутри гетто. Почему? Во многом это показывает отношение немцев к религии в целом. Еще до создания гетто, немцы превратили действующую церковь в полицейский участок. Здесь заседало Гестапо. Но вскоре они перевели Гестапо в другое место (его я вам покажу чуть далее), а здесь разместили еврейскую полицию. Да-да, немцы создали еврейскую полицию в гетто, так называемый "Юденрат", который отвечал за поддержание порядка в гетто. Немцы предпочитали вообще без необходимости внутрь периметра не заходить. За порядком следили сами евреи, предотвращая любые попытки поднять восстание, или даже просто высказывать недовольство. Это отдельная и весьма печальная страница еврейской истории и об этом можно почитать в интернете, введите в поиск "юденрат".

Этот большой дом справа какое-то время пустовал и это было странно, с учетом того, в какой кошмарной тесноте жили люди в гетто. Вы только представьте себе: 230 тысяч человек на территории размером 3 на 2 километра. Так вот, в итоге в этот и пару соседних зданий заселили несколько тысяч(!) пригнанных сюда евреев из Чехословакии. Люди ютились по 7-10 человек в каждой комнате -

Что-то захотелось мне купить водички. Зашел в этот супермаркет сети "Tesco" и только потом прочитал, что в этом белом здании, где до войны был кинотеатр, немцы заселили пригнанных евреев из Гамбурга. Сколько, на глазок, людей может жить в этом здании? Вы удивитесь, но очень много -

Все эти убогие дома были битком набиты людьми, спали везде, даже в туалете и на чердаке. Зимой это был вопрос выживания, при минусовых температурах только пребывания в закрытой комнате впритык друг к другу могло спасти от обморожений. Все эти деревья посажены уже после войны. В холодные зимы умирающие люди вырубили абсолютно все деревья, чтобы хоть как-то согреться, топя печки -

Обратите внимание на этот дом и улицу -

А теперь взгляните на фотографию 1940 года. Поскольку сквозь гетто проходила трамвайная линия, а пользоваться трамваями евреям не полагалось, то улицу для евреев закрыли, связав две части гетто несколькоми мостами. Один из них находился прямо возле этого здания -

А вот и здание, вызывавшее ужас у узников гетто. Оно называлось "Красный дом", или "Крипо". Последнее расшифровывается как криминальная полиция, фактически Гестапо. Сюда попадали все те, кто был пойман при попытке побега, незаконной торговле (попытка обменять у поляков часы на булку хлеба вела к расстрелу), любой форме неповиновения. Подчеркну, что основная часть убитых здесь евреев попадали в это здание посредством еврейской полиции, Юденрата, которые выполняли за немцев немалую часть черной работы по контролю над гетто -

Еще одно здание с мрачной историей. До 1941 года это был рынок, но потом немцы его закрыли и превратили в место для массовых расстрелов -

О-о, а работе в этом здании позавидует любой сотрудник российского УФМС! Это паспортно-статистическое управление лодзинского гетто. Здесь вели учет живущих, умерших, родившихся, приехавших, уехавших. В последнем случае, как вы понимаете, уехать можно было только в Освенцим. Представляете, как бы тетушки из паспортных столов хотели бы нас с вами отправить в газовые камеры, чтобы не морочили им головы со своими загранпаспортами. А тогда было легко работать: родился младенец, не сообщили (надеясь, что дите выживет и если о нем не узнают) - расстрел! Мечта паспортистки, она бы и ваше имущество присвоила. Какая досада, блин, времена не те, думают чиновники. Люди в этих конторах не меняются, в этом я уверен -

Главное управление еврейской полиции и здесь же заседал главный комиссар, Леон Розенблат. Достойный был человек, честный, правильный. Тысячи людей отправил на убой в концлагеря, надеясь, что отобранное у них имущество сможет присвоить себе. Не вышло. Его в 1944 отправили вслед за другими евреями -

Вот он, главный еврейский полицейский гетто, справа -

Впрочем, Розенблатт был далеко не главным палачом собственного народа. Руководил гетто другой человек, Хаим Румковский, который вначале командовал Юденратом и лишь потом стал фактически "мэром" гетто. Как и все руководители юденратов, Румковский лавировал между попытками сохранить еврейское население гетто и выполнением приказов нацистов. Безусловно, что он не забывал и о себе любимом. В Израиле личность Румковского является крайне спорной, поскольку он активно сотрудничал с нацистами и сдал им немало еврейских подпольщиков, а кроме того по сути отбирал у жителей гетто и присваивал себе их жилье, имущество.

Румковский считал, что прилежный труд евреев в пользу оккупационных властей позволит избежать уничтожения гетто и всячески привлекал людей к каторжному труду взамен на еду. По сути, евреи работали на предприятиях, снабжавших германскую армию одеждой, обувью, запчастями для танков и так далее.

В сентябре 1942 года, когда нацисты приказали выдать еврейских детей для отправки их в лагерь смерти (детей и стариков убивали первыми, ведь они не могли работать), Румковский произнёс перед жителями гетто агитационную речь с рефреном с требованием отдать детей по-хорошему, угрожая в противном случае привлечь Гестапо. Он пытаяся убедить людей, что ценой жизни детей можно будет спасти жизни многих других узников гетто. Примечательно, что Румковский был отправлен в итоге в Освенцим вместе с другими узниками.

Приятный парк, называется Пиастовский. Сегодня тут приятно прогуляться, посидеть на лавочке. Лучше всего сидеть вот на тех лавочках, что видны на фото. Сидя на них, вы могли бы наблюдать за казнями. Прямо тут, откуда я фотографирую, стояли виселицы и ежедневно на них вздергивали очередных несчастных. Вот прямо тут, да, где только что прошла тетенька с девочкой -

Это следственный изолятор гетто, тут еврейская полиция держала задержанных. Собственно, редко кому удавалось выйти из этого здания живым. Пишут, что некоторым удавалось откупаться. Но большинство отсюда отправлялись к немцам, а далее путь один - в концлагерь. А здание так ничего, крепкое, вон, даже люди живут в нем и спутниковую антенну поставили, чтобы смотреть много иностранных каналов -

Гетто состояло из нескольких сот подобных домов -

Раньше тут был госпиталь, а что сейчас - я не в курсе.

Заметили, что улицы мощеные? Еще с тех времен -

Это здание с удивительным граффити ужасно для цыган -

Дело в том, что это и несколько других зданий гетто немцы выделили для цыган. От еврейской части цыганскую часть гетто отделяла каменная стена. Здесь жили около 5000 цыган и все они были отправлены в концлагерь, где погибли -

Когда я остановился напротив этого мрачного здания, ко мне неожиданно подошел пожилой дядечка и спросил, не журналист ли я. Ответил, что нет, но интересуюсь. И он мне сказал, что это место проклято. По его словам, в 1941 году здесь был магазин. Ну, сами понимаете, что такое магазин в гетто, где народ умирал от голода. Хлеб по карточкам. Так вот, тут всегда была очередь, днем и ночью. И однажды сюда приехали немцы выбрали из толпы 20 человек и расстреляли их прямо тут, перед входом. Это за то, что какой-то еврей сумел сбежать из гетто. Так немцы приучали людей к дисциплине и порядку, чтобы на будущее не вздумали молчать, если кто-то соберется бежать.

С тех пор, про словам дядечки, тут открывались и закрывались многочисленные магазины, конторы. Но место проклято, ничего тут не функционировало и в итоге решили его просто замуровать -

Друзья, а вы не в курсе, что это за железяки на стене здания? Таких очень много на старых домах -

Поразительно, но подъезды абсолютно не поменялись со времен войны -

Я не впечатлителен, но мне было не по себе. Вы правильно догадались, я полез в то самое проклятое здание, в котором расстреляли людей. Здесь, меж тем, живут люди. Пара квартир заселены бомжами -

А тут вообще такое ощущение, что сделано все, чтобы сохранить до мелочей память об ужасах. В этом здании содержались польские дети, чьи родители были расстреляны за партизанщину. Немцы отправляли таких детей сюда, в гетто, причем держали детей отдельно от евреев, за забором. Но если вы думаете, что дети выжили, то ошибаетесь. Большинство из них использовались для выкачки крови, которая требовалась раненным солдатам Вермахта, прибывающим с восточного фронта.

Ирония жизни и судьбы состоит в том, что теперь в этом жутком месте, где из детей откачивали кровь, размещается гостиница для собак -

Большинство туристов... хотя, Лодзь далеко не туристический город, а уж гулять по мрачной разрухе в бывшем гетто - и вовсе представляет интерес для абсолютных маньяков, вроде меня. Так вот, большинство туристов везут сюда, в место под названием "Радегаст" на окраине города. Принято считать, что это самое страшное место в в Лодзи, ибо это название железнодорожной станции, откуда в последний путь уезжали выжившие узники гетто -

Место страшное, это вне всяких сомнений. Но не менее страшна и жизнь в гетто, где еще до отправки в крематории люди умирали от голода, болезней, расстрелов, пыток. Многие уезжали в концлагерь будучи сломленными настолько, что даже ощущали некое освобождение в виде скорой смерти -

Последний гудок и в путь. В последний путь -

А это уже мемориал на станции -

Рядом со станцией расположено огромное кладбище, между прочим самое большое в Европе еврейское кладбище. В нем почти 150 тысяч могил, большая часть которых разбита нацистами, но немало и сохранилось. Про кладбище расскажу отдельной статьей, а пока обратите внимание на этот мавзолей и замните фамилию - Познанский. Человека звали Исраэль Познанский и о нем я тоже расскажу отдельно -

Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер

После такого материала возникают закономерные вопросы: история ничему не учит, господа хорошие? Хочется повторения?

Оригинал взят у visualhistory в Лодзинское гетто и Лодзь. 1940-1944 / Łódź Ghetto

В 1939 г. крупнейший промышленный город Польши Лодзь был захвачен немцами и включен в состав Третьего Рейха под названием "Лицманштадт". В феврале 1940 г. здесь было создано Лодзинское гетто (Litzmannstadt Ghetto ), второе по величине в Польше. На небольшой территории в полной изоляции оказались более 200 тысяч человек.

Как сообщает в Википедия , Гетто задумывалось как временное место концентрации нежелательных элементов, но развилось в значительный промышленный центр, который работал на нужды вермахта. Благодаря высокому уровню производительности труда, который был достигнут в гетто, и тотальной системе контроля, его ликвидация произошла лишь в августе 1944 года, когда последние выжившие жители были вывезены в Освенцим .


Основную массу населения Гетто составляли евреи, кроме них туда заключали, по данным Википедии, цыган, коммунистов, представителей других этносов и партий, а также криминальных элементов.

Дети Гетто:

Лодзинское гетто управлялось преимущественно еврейской администрацией — юденратом, во главе которого стоял Хаим Румковский.
Юденрат также помогал отправлять людей на принудительные работы и одновременно организовывал создание производственных мастерских в самом гетто.



В последнем был достигнут значительный успех, уже в середине 1942 года работало 77 % населения гетто, а в сентябре того же года гетто было превращено в трудовой лагерь. При этом работали и дети, и старики, и больные, оплата была низкой, а условия работы очень тяжелыми.

Питание в гетто строго нормировалось нацистами, на человека полагалось не более 1 100—1 400 килокалорий в день. При этом белки животного происхождения (кроме 0,25 литра молока в день для маленьких детей), свежие овощи, фрукты и зелень вообще не полагались. Фактическое потребление продуктов в гетто было ниже планового из-за плохого снабжения в военное время.

В одном из дворов Гетто:


В Лодзинском гетто была организована также система образования. С сентября 1939 года по конец 1941 года работали школы. Были сделаны попытки организации колледжа (1940), профессиональной школы (1941), действовали курсы переквалификации, организованы курсы математики и идиш на отдельных фабриках. Велось неофициальное обучение детей.
Юденрату, несмотря на помехи, создаваемые нацистами, удалось создать упорядоченную систему здравоохранения, в составе которой были больницы, поликлиники, станции скорой помощи, аптеки, организованная помощь женщинам, детям, туберкулезным и диабетическим больным.

Переполненная улица Гетто:

Транспорт в Гетто:

Люди Гетто:

Balucki Rynek (Baluter Ring) - место, где располагалась немецкая администрация Гетто:

Ганс Бибов , один из руководителей немецкой администрации Гетто:


Сначала чуть не подумал, что это Оскар Шиндлер.

Тот же Ганс Бибов:

Визит Генриха Гиммлера в Лодзинское гетто:

Они охраняли Гетто:

Хаим Румковскй прибыл на вокзал ехать в Освенцим

Отправка:

За все время существования гетто там умерло более 40 000 человек от голода, тяжелейших условий труда, плохой гигиены.
Из 204 тысяч евреев, прошедших через Лодзинское гетто, выжили лишь 10 тысяч. Данных по узникам других национальностей не имеется.

А за заборами Гетто оккупированная Лодзь-Лицманштадт вела жизнь обычного центральноевропейского города тех времен, и этот разительный контраст только усиливает вопсприятие предыдущих снимков.

Центральная улица Лодзи с католическим собором Св. Духа:

По улицам ходили трамваи:


Кстати, Лодзь была первым городом в Царстве Польском, где появился электрический трамвай (1898).

Ещё один трамвай:


Извозчик:


Уличная сцена:

На фоне скученности Гетто Лицманштадт кажется полупустым:

Использованы фотографии из разных источников, для всех снимков сделана цветокоррекция.

Оригинал взят у puerrtto в Почему евреи были готовы отдать своих детей в концлагерь, чтобы спастись самим? Тяжелая тема

Гуляя по жуткому лодзенскому гетто (читатели с крепкими нервами, вам сюда ) где 4 года последовательно умирали от голода, болезней, пыток и казней 250 тысяч евреев этого города, не мог отделаться от крамольного факта: абсолютное большинство евреев, убитых нацистами во время Холокоста, сами отдали себя в руки убийц. Не только в Лодзе, а везде, от Будапешта до Львова и от Вильнюса до Парижа. Культ повиновения более сильному настолько силен в еврейской среде (по сей день), что практически без единого выстрела немцы переселяли десятки и сотни тысяч человек в гетто и те выполняли приказ, еще и самоорганизуясь для максимально быстрого и эффективного переселения. Случаи неповиновения были единичны, причем сами же евреи выдавали тех, кто пытался бороться. А уж если вспомнить восстание в Варшавском гетто, когда восставшие евреи воевали не только с гитлеровцами, но и с другими евреями из Юденрата (еврейской полиции), которые помогали немцам. Уместно также вспомнить обращение главы лодзенского гетто назначенного нацистами, Хаима Румковского к его жителям с призывом отдать своих детей немцам для отправки в концлагерь, ведь дети не могут работать, а ресурсы потребляют. Если от детей избавиться, то немцы может быть сохранят жизнь взрослым. И что вы думаете? Большинство прислушались к новому Моисею-спасителю евреев. В конечном итоге все без исключения оказались в печах Освенцима, включая самого Румковского.

Огромное еврейское кладбище в Лодзе - самое большое в Европе. И немалая часть здешних могил - это узники гетто, которых просто закапывали в землю, поскольку не было возможности устанавливать могильные плиты. А кладбище вообще-то говоря старинной, интересное -

Как вы понимаете, ухаживать за могилами некому, из 250 тысяч евреев Лодзи в живых осталось менее 900 человек -

Но очень редкие могилы выглядят относительно ухоженными. Но не думайте, что это родственники умершего больше 100 лет назад человека, а это израильские экскурсанты, по традиции ставящие свечи на ту, или иную могилу -

И если со старыми могилами все более-менее понятно, то с "новыми" могилами все очень плохо. Половину кладбища занимают таблички с именами людей. На самом деле, тел в земле нет, большей частью. Это символическая часть кладбища, поскольку людей отправили в Освенцим в 1944 году, но кого конкретно и в какой день - не знает никто. Были люди и исчезли. Представим себе, что они похоронены здесь, в этом поле -

И эти свежие могилы тоже в массе своей символичны, вот к примеру могила, поставленная внуками для бабушки, умершей в гетто в 1943 году. Им даже удалось узнать точную дату ее смерти, скорее всего от голода и болезней -

Тож самое, могилы тех, кто предположительно умер в гетто, но не был отправлен в Освенцим -

Адская, необьяснимая покорность, с которой миллионы людей сами отдали себя в руки палачей, да еще и создали собственную полицию, которая следила за порядком, дабы не сердить нацистов. Сейчас, когда мир пугают "израильской военщиной", сложно представить себе, что каких-то 70 лет назад евреи сделали все, чтобы их последовательно уничтожили. Почему так? На мой взгляд, причина тому - религия, ведь в массе своей жертвами Холокоста были люди верующие, не склонные к радикальным шагам и привыкшие следовать канонам и правилам. Инициатива не приветствовалась, все должны были идти строем, выскочки наказывались самой же общиной.

Но, блин, отдать нацистам собственных детей, чтобы выжить самим? Это не укладывается в голове, ибо за гранью добра и зла. И что самое паршивое, что очень многие так и поступили.

Покидал кладбище с абсолютно четкой мыслью, что уж если суждено умереть, то уж точно не в промерзшей квартирке гетто, моля нацистов о милости, а с оружием в руках.

Оригинал взят у puerrtto в Представьте себе целую армию битцевских маньяков, которая вошла в ваш город с одной целью - убивать

Когда мой хороший приятель, а по совместительству следователь в г.Москве, гуляя по парку показывал мне, где, кого и каким образом убил маньяк Пичужкин (Битцевский маньяк), мне было довольно некомфортно. Но мне интересно, тем более, что зло в итоге наказано. Однако то, что испытал гуляя по польскому городу Лодзь, иначе как жестью не назвать. Представьте себе целую армию битцевских маньяков, которая вошла в ваш город с одной целью - убивать. Вас всех вырезать как баранов, пустить реки крови по этим улицам. Вам не на кого надеяться, вас никто не спасет, а живые будут завидовать мертвым. Все эти дома видели страдания и смерть и они стоят вот уже более 70 лет в том виде, в котором их оставили их жители. Есть много версий того, почему немалая часть третьего по величие города Польши по сей день выглядит столь кошмарно. Многие местные говорят, что в этих квартирах плохая аура, жить тут никто не желает. Факт остается фактом - в этом городе в 1939-1944 годах случился натуральный ад, какой может присниться лишь в самом кошмарном сне.

До войны Лодзь был самым развитым и богатым городом Польши, здесь был один из крупнейших индустриальных центров страны, а также третий по важности (после Варшавы и Кракова) как культурный и политический. Всему этому был положен конец в один миг, 1 сентября 1939 года, когда германская армия напала на Польшу и спустя несколько дней солдаты Вермахта маршем вошли в Лодзь. Плохо пришлось всем, но в особенности местным евреям, которых было в Лодзе порядка 250 тысяч человек, или примерно 30% населения города. Уже 18 сентября немцы отобрали весь бизнес принадлежащий евреям, включая немалую часть городских мануфактур, магагазинов, гостиниц, доходных домов. С этого же дня евреям запретили снимать свои средства со счетов в банках. Собственно, с этого момента стало понятно, что евреев ждет незавидная участь и некоторая их часть покинула оккупированную немцами часть Польши и бежала; кто в ту часть Польшу, что оттяпал Советской Союз (как мы помним, двухсторонняя оккупация Польши стала результатом пакта Риббентроп - Молотов), кто в тогда еще свободную Чехословакию.

Те же, кто не успели бежать в течении первого месяца после прихода немцев - подписали себе смертный приговор, поскольку 28 октября 1939 года евреям было запрещено появляться в центре города и был введен комендантский час. Любой, кто был пойман на улице после семи вечера - расстреливался на месте. Дальше пошло по нарастающей: в феврале 1940 года началось насильственное выселение евреев из их квартир и переселение в северную часть города, где активно огораживался каменными стенами новый район, куда переселяли всех евреев. Излишне говорить про адские условия жизни в гетто: ни отопления, ни воды, ничего. Все было отключено. Полная антисанитария и голод. Собственно, для этого гетто и создавалось, чтобы люди не пережили зиму. Тем не менее, гетто просуществовало четыре года, прежде чем немцы приняли решение об его полной ликцидации и отправке оставшихся в живых евреев в концлагеря. К этому моменту, от живших там 230 тысяч человек, от голода и болезней умерла примерно треть. Но это было в гетто, за высокими стенами.

А в других частях Лодзя, у поляков, жизнь все же как-то теплилась. Люди ходили на работу, покупали продукты в магазине (правда к 1943 голод начался и у поляков), рожали детей и даже могли выезжать из города. Собственно, с тех пор город мало поменялся -

Но за стеной все было совсем иначе. Сегодня в Лодзе нет даже намека не стены гетто. Только вот такие штуковины в земле, указывающие, где стена проходила. Мы с вами идем туда, откуда каких-то 70 лет назад можно было выйти только одними способом - в виде трупа.

Примечательно, что эта церковь на фото оказалась внутри гетто. Почему? Во многом это показывает отношение немцев к религии в целом. Еще до создания гетто, немцы превратили действующую церковь в полицейский участок. Здесь заседало Гестапо. Но вскоре они перевели Гестапо в другое место (его я вам покажу чуть далее), а здесь разместили еврейскую полицию. Да-да, немцы создали еврейскую полицию в гетто, так называемый "Юденрат", который отвечал за поддержание порядка в гетто. Немцы предпочитали вообще без необходимости внутрь периметра не заходить. За порядком следили сами евреи, предотвращая любые попытки поднять восстание, или даже просто высказывать недовольство. Это отдельная и весьма печальная страница еврейской истории и об этом можно почитать в интернете, введите в поиск "юденрат".

Этот большой дом справа какое-то время пустовал и это было странно, с учетом того, в какой кошмарной тесноте жили люди в гетто. Вы только представьте себе: 230 тысяч человек на территории размером 3 на 2 километра. Так вот, в итоге в этот и пару соседних зданий заселили несколько тысяч(!) пригнанных сюда евреев из Чехословакии. Люди ютились по 7-10 человек в каждой комнате -

Что-то захотелось мне купить водички. Зашел в этот супермаркет сети "Tesco" и только потом прочитал, что в этом белом здании, где до войны был кинотеатр, немцы заселили пригнанных евреев из Гамбурга. Сколько, на глазок, людей может жить в этом здании? Вы удивитесь, но очень много -

Все эти убогие дома были битком набиты людьми, спали везде, даже в туалете и на чердаке. Зимой это был вопрос выживания, при минусовых температурах только пребывания в закрытой комнате впритык друг к другу могло спасти от обморожений. Все эти деревья посажены уже после войны. В холодные зимы умирающие люди вырубили абсолютно все деревья, чтобы хоть как-то согреться, топя печки -

Обратите внимание на этот дом и улицу -

А теперь взгляните на фотографию 1940 года. Поскольку сквозь гетто проходила трамвайная линия, а пользоваться трамваями евреям не полагалось, то улицу для евреев закрыли, связав две части гетто несколькоми мостами. Один из них находился прямо возле этого здания -

А вот и здание, вызывавшее ужас у узников гетто. Оно называлось "Красный дом", или "Крипо". Последнее расшифровывается как криминальная полиция, фактически Гестапо. Сюда попадали все те, кто был пойман при попытке побега, незаконной торговле (попытка обменять у поляков часы на булку хлеба вела к расстрелу), любой форме неповиновения. Подчеркну, что основная часть убитых здесь евреев попадали в это здание посредством еврейской полиции, Юденрата, которые выполняли за немцев немалую часть черной работы по контролю над гетто -

Еще одно здание с мрачной историей. До 1941 года это был рынок, но потом немцы его закрыли и превратили в место для массовых расстрелов -

О-о, а работе в этом здании позавидует любой сотрудник российского УФМС! Это паспортно-статистическое управление лодзинского гетто. Здесь вели учет живущих, умерших, родившихся, приехавших, уехавших. В последнем случае, как вы понимаете, уехать можно было только в Освенцим. Представляете, как бы тетушки из паспортных столов хотели бы нас с вами отправить в газовые камеры, чтобы не морочили им головы со своими загранпаспортами. А тогда было легко работать: родился младенец, не сообщили (надеясь, что дите выживет и если о нем не узнают) - расстрел! Мечта паспортистки, она бы и ваше имущество присвоила. Какая досада, блин, времена не те, думают чиновники. Люди в этих конторах не меняются, в этом я уверен -

Главное управление еврейской полиции и здесь же заседал главный комиссар, Леон Розенблат. Достойный был человек, честный, правильный. Тысячи людей отправил на убой в концлагеря, надеясь, что отобранное у них имущество сможет присвоить себе. Не вышло. Его в 1944 отправили вслед за другими евреями -

Вот он, главный еврейский полицейский гетто, справа -

Впрочем, Розенблатт был далеко не главным палачом собственного народа. Руководил гетто другой человек, Хаим Румковский, который вначале командовал Юденратом и лишь потом стал фактически "мэром" гетто. Как и все руководители юденратов, Румковский лавировал между попытками сохранить еврейское население гетто и выполнением приказов нацистов. Безусловно, что он не забывал и о себе любимом. В Израиле личность Румковского является крайне спорной, поскольку он активно сотрудничал с нацистами и сдал им немало еврейских подпольщиков, а кроме того по сути отбирал у жителей гетто и присваивал себе их жилье, имущество.

Румковский считал, что прилежный труд евреев в пользу оккупационных властей позволит избежать уничтожения гетто и всячески привлекал людей к каторжному труду взамен на еду. По сути, евреи работали на предприятиях, снабжавших германскую армию одеждой, обувью, запчастями для танков и так далее.

В сентябре 1942 года, когда нацисты приказали выдать еврейских детей для отправки их в лагерь смерти (детей и стариков убивали первыми, ведь они не могли работать), Румковский произнёс перед жителями гетто агитационную речь с рефреном с требованием отдать детей по-хорошему, угрожая в противном случае привлечь Гестапо. Он пытаяся убедить людей, что ценой жизни детей можно будет спасти жизни многих других узников гетто. Примечательно, что Румковский был отправлен в итоге в Освенцим вместе с другими узниками.

Приятный парк, называется Пиастовский. Сегодня тут приятно прогуляться, посидеть на лавочке. Лучше всего сидеть вот на тех лавочках, что видны на фото. Сидя на них, вы могли бы наблюдать за казнями. Прямо тут, откуда я фотографирую, стояли виселицы и ежедневно на них вздергивали очередных несчастных. Вот прямо тут, да, где только что прошла тетенька с девочкой -

Это следственный изолятор гетто, тут еврейская полиция держала задержанных. Собственно, редко кому удавалось выйти из этого здания живым. Пишут, что некоторым удавалось откупаться. Но большинство отсюда отправлялись к немцам, а далее путь один - в концлагерь. А здание так ничего, крепкое, вон, даже люди живут в нем и спутниковую антенну поставили, чтобы смотреть много иностранных каналов -

Гетто состояло из нескольких сот подобных домов -

Раньше тут был госпиталь, а что сейчас - я не в курсе.

Заметили, что улицы мощеные? Еще с тех времен -

Это здание с удивительным граффити ужасно для цыган -

Дело в том, что это и несколько других зданий гетто немцы выделили для цыган. От еврейской части цыганскую часть гетто отделяла каменная стена. Здесь жили около 5000 цыган и все они были отправлены в концлагерь, где погибли -

Когда я остановился напротив этого мрачного здания, ко мне неожиданно подошел пожилой дядечка и спросил, не журналист ли я. Ответил, что нет, но интересуюсь. И он мне сказал, что это место проклято. По его словам, в 1941 году здесь был магазин. Ну, сами понимаете, что такое магазин в гетто, где народ умирал от голода. Хлеб по карточкам. Так вот, тут всегда была очередь, днем и ночью. И однажды сюда приехали немцы выбрали из толпы 20 человек и расстреляли их прямо тут, перед входом. Это за то, что какой-то еврей сумел сбежать из гетто. Так немцы приучали людей к дисциплине и порядку, чтобы на будущее не вздумали молчать, если кто-то соберется бежать.

С тех пор, про словам дядечки, тут открывались и закрывались многочисленные магазины, конторы. Но место проклято, ничего тут не функционировало и в итоге решили его просто замуровать -

Друзья, а вы не в курсе, что это за железяки на стене здания? Таких очень много на старых домах -

Поразительно, но подъезды абсолютно не поменялись со времен войны -

Я не впечатлителен, но мне было не по себе. Вы правильно догадались, я полез в то самое проклятое здание, в котором расстреляли людей. Здесь, меж тем, живут люди. Пара квартир заселены бомжами -

А тут вообще такое ощущение, что сделано все, чтобы сохранить до мелочей память об ужасах. В этом здании содержались польские дети, чьи родители были расстреляны за партизанщину. Немцы отправляли таких детей сюда, в гетто, причем держали детей отдельно от евреев, за забором. Но если вы думаете, что дети выжили, то ошибаетесь. Большинство из них использовались для выкачки крови, которая требовалась раненным солдатам Вермахта, прибывающим с восточного фронта.

Ирония жизни и судьбы состоит в том, что теперь в этом жутком месте, где из детей откачивали кровь, размещается гостиница для собак -

Большинство туристов... хотя, Лодзь далеко не туристический город, а уж гулять по мрачной разрухе в бывшем гетто - и вовсе представляет интерес для абсолютных маньяков, вроде меня. Так вот, большинство туристов везут сюда, в место под названием "Радегаст" на окраине города. Принято считать, что это самое страшное место в в Лодзи, ибо это название железнодорожной станции, откуда в последний путь уезжали выжившие узники гетто -

Место страшное, это вне всяких сомнений. Но не менее страшна и жизнь в гетто, где еще до отправки в крематории люди умирали от голода, болезней, расстрелов, пыток. Многие уезжали в концлагерь будучи сломленными настолько, что даже ощущали некое освобождение в виде скорой смерти -

Последний гудок и в путь. В последний путь -

А это уже мемориал на станции -

Рядом со станцией расположено огромное кладбище, между прочим самое большое в Европе еврейское кладбище. В нем почти 150 тысяч могил, большая часть которых разбита нацистами, но немало и сохранилось. Про кладбище расскажу отдельной статьей, а пока обратите внимание на этот мавзолей и замните фамилию - Познанский. Человека звали Исраэль Познанский и о нем я тоже расскажу отдельно -

Варшавское гетто - жилая зона, созданная нацистами в период оккупации Польши, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения. За время существования гетто его население уменьшилось с 450 тысяч до 37 тысяч человек. Немецкому солдату-радисту и по совместительству фотографу Вилли Георгу (Willy Georg), будучи в Варшаве в 1941 году, удалось нелегально пробраться в гетто и отснять четыре плёнки происходящего ужаса, после чего, при задержании, у него был конфискован фотоаппарат, но плёнки сохранились до наших дней.

Торговец газетами за работой

После вступления в Польшу войск Третьего рейха в октябре 1939 года оккупационные власти отдали приказ, согласно которому евреям предписывалось сдать наличные деньги в кредитно-финансовые учреждения. На человека разрешалось оставить не более 2000 злотых.

Молодая еврейка в толпе

В общественном транспорте нацисты расклеивали плакаты оскорбительного характера с целью разжигания межнациональной розни.

Уличные букинисты

Говоря о причинах создания гетто в населённых пунктах Польши, нацисты утверждали, что евреи являются переносчиками инфекционных заболеваний, и их изоляция поможет защитить нееврейское население от эпидемий.

Прохожая

В марте 1940 года ряд городских районов с высокой концентрацией еврейского населения были объявлены карантинной зоной. Из этих районов было выселено около 113 тысяч поляков и на их место заселено 138 тысяч евреев из других мест.

Уличный торговец

Решение об организации гетто было принято 16 октября 1940 года генерал-губернатором Гансом Франком. К этому моменту в гетто находилось около 440 тысяч человек (37 % населения города), при этом площадь гетто составляла 4,5 % площади Варшавы.

Человек без сознания у витрины

Первоначально выход из гетто без разрешения наказывался тюремным заключением сроком 9 месяцев. С ноября 1941 года стала применяться смертная казнь. 16 ноября гетто было огорожено стеной.

Уличный попрошайка

Официально установленные продовольственные нормы для гетто были рассчитаны на гибель жителей от голода. Во второй половине 1941 года продовольственная норма для евреев равнялась 184 Килокалориям.

Торговля дровами вразвес

Однако, благодаря нелегально поставлявшимся в гетто продуктам питания, реальное потребление составляло в среднем 1125 Килокалорий в день.

Старики, просящие подаяние на улице

Часть жителей была занята на немецком производстве. Так, на швейных предприятиях работало 18 тысяч евреев. Рабочий день длился 12 часов без выходных и праздников. Из 110 тысяч рабочих гетто постоянная работа была лишь у 27 тысяч.

Группа женщин с корзинами на улице варшавского гетто

На территории гетто были организованы нелегальные производства различных товаров, сырьё для которых поставлялось тайно. Продукция так же тайно вывозилась для продажи и обмена на пищу за пределы гетто. Кроме 70 легальных пекарен в гетто работало 800 нелегальных. Стоимость нелегального экспорта из гетто оценивалась в 10 миллионов злотых в месяц.

Пожилой еврей на улице варшавского гетто

Труп жителя варшавского гетто, лежащий на тротуаре

В гетто выделялась прослойка жителей, деятельность и положение которых обеспечивали им относительно благополучную жизнь (коммерсанты, контрабандисты, члены юденрата, агенты гестапо). Большая часть жителей страдала от недоедания. Худшее положение было у евреев, переселённых из других районов Польши. Не имея связей и знакомств, они испытывали трудности в поиске заработка и обеспечении своих семей.

Две женщины, торгующие на улице варшавского гетто

В гетто происходила деморализация молодёжи, образовывались молодёжные банды, появлялись беспризорники.

Старик просящий подаяние

В гетто циркулировали слухи о массовом уничтожении евреев в провинциях Польши. Чтобы дезинформировать и успокоить жителей гетто, немецкая газета «Варшауэр цайтунг» сообщала, что десятки тысяч евреев занимаются строительством производственного комплекса. Кроме того, в гетто было разрешено открыть новые школы и приюты.

Чаепитие на улице

22 июля 1942 года юденрат был проинформирован, что все евреи за исключением работающих на немецких предприятиях, работников госпиталей, членов юденрата и их семей, членов еврейской полиции в гетто и их семей будут депортированы на восток. Еврейской полиции было приказано обеспечить ежедневную отправку 6 тысяч человек на железнодорожную станцию. В случае неисполнения распоряжения нацисты угрожали расстрелять заложников.

Торговцы обувью

В тот же день состоялось собрание участников подпольной еврейской сети, на которой собравшиеся решили, что отправка жителей будет производиться с целью переселения в трудовые лагеря. Было принято решение не оказывать сопротивления.

Овощной торговый прилавок в варшавском гетто

Ежедневно из здания больницы, назначенной пунктом сбора, людей выгоняли на погрузочную платформу. Физически крепких мужчин отделяли и направляли в трудовые лагеря. Кроме того, освобождались занятые на немецких предприятиях. Остальных (не менее 90 %) загоняли по 100 человек в вагоны для скота. Юденрат делал заявления, опровергая слухи о том, что вагоны следуют в лагеря уничтожения. Гестапо распространяло письма, в которых от имени выехавших жителей рассказывалось о трудоустройстве на новых местах.

Истощенный человек, сидящий на тротуаре

В первые дни полиция захватывала нищих, инвалидов, сирот. Кроме того, было объявлено, что добровольно явившимся на пункты сбора будут выданы три килограмма хлеба и килограмм мармелада. С 29 июля началось окружение домов с проверкой документов, не имевших справок о работе на немецких предприятиях отправляли на погрузочную платформу. Пытавшиеся скрыться расстреливались. В этих проверках также принимали участие литовские и украинские коллаборационисты. К 30 июля было вывезено 60 000 человек.

Истощенный ребенок

Двое детей, просящие подаяние на тротуаре в варшавском гетто

21 сентября были окружены дома еврейской полиции, большинство полицейских вместе с женами и детьми были отправлены в лагеря уничтожения.

Чаепитие на улице варшавского гетто

В течение 52 дней (до 21 сентября 1942 года) около 300 тысяч человек было вывезено в Треблинку. В течение июля еврейская полиция обеспечила отправку 64 606 человек. В августе было вывезено 135 тысяч человек, за 2-11 сентября - 35 886 человек. После этого в гетто осталось от 55 до 60 тысяч человек.

Уличные торговцы дровами и углем в варшавском гетто

В последующие месяцы оформились Еврейская боевая организация численностью около 220-500 и Еврейский боевой союз численностью 250-450 человек. Еврейская боевая организация предлагала оставаться в гетто и оказывать сопротивление, тогда как Еврейский боевой союз планировал покинуть гетто и продолжать действия в лесах. Участники организаций были вооружены преимущественно пистолетами, самодельными взрывными устройствами и бутылками с горючей смесью.

Пожилые евреи

С 19 апреля по 16 мая 1943 года в Варшавском гетто произошло вооружённое восстание. Восстание было подавлено войсками СС. В ходе восстания было убито около 7000 защитников гетто и около 6000 сгорели заживо в результате массовых поджогов зданий со стороны немецких войск. Оставшиеся в живых жители гетто в количестве около 15000 человек были отправлены в лагерь смерти Треблинка.

Групповой портрет жителей варшавского гетто

Прохожий подает детям на улице в варшавском гетто

Уличное движение в варшавском гетто. На переднем плане конный катафалк и велосипедист