Пропавшая кругосветная экспедиция лаперуза. Великий мореплаватель жан франсуа лаперуз

Во второй половине XVIII века затянувшееся противостояние Англии и Франции в споре о том, кто же главный в мире, казалось бы, окончательно было проиграно французами. Однако после гибели капитана Джеймса Кука в 1779 году французское правительство решило захватить пальму первенства в исследованиях Тихого океана. Французский король Людовик XVI вознамерился снарядить кругосветную экспедицию, чтобы открыть «все земли, ускользнувшие от зоркого взгляда капитана Кука». К началу 1785 года план экспедиции был готов. Вопрос оставался только в руководителе. Перебрав несколько кандидатур, Людовик остановился на капитане Жане Франсуа де Лаперузе.

Членам экспедиции вменялось в задачу «обследовать тихоокеанские побережья Северной Америки и Азии, найти северный проход в Атлантический океан, открыть и присоединить к владениям короны новые земли и, наконец, определить возможности для торговли с дальними странами». Плавание должно было носить исключительно мирный характер. В своих инструкциях Людовик XVI прямо указывал: «При любых обстоятельствах господин де Лаперуз будет обращаться к разным народам, какие он посетит во время своего плавания, с большой мягкостью и человечностью. Если бы экспедиция смогла закончиться, не потеряв ни одного человека, его величество воспринял бы это как одну из самых больших ее удач. Необходимо снискать расположение вождей далеких заморских племен как хорошим отношением к туземцам, так и подарками, определить, какие товары из цивилизованной Европы могут им больше всего понравиться и что они предложат в обмен».

Средств на подготовку экспедиции не жалели. Оба закупленных для этой цели корабля — вместительные торговые габары — по своим размерам превосходили суда Кука. После переоснащения для долгого плавания они получили названия «Буссоль» и «Астролябия». На корабли погрузили массу научных приборов и целую библиотеку. Кроме оборудования и запасов продовольствия в трюмы загрузили «товары для туземцев» — 600 зеркал, 2600 гребней для волос, 5 тыс. швейных игл, различные инструменты из металла, алое сукно и медали с отчеканенным профилем французского короля, бусы, кольца, ожерелья, бумажные цветы и множество других дешевых безделушек.

Наконец сборы и подготовка были закончены, и 1 августа 1785 года «Буссоль» и «Астролябия» под крики толпы и гром салюта отошли от причала французского порта Брест. Капитаном «Буссоли» был сам Лаперуз, «Астролябию» вел его близкий друг и боевой товарищ, капитан Флерио де Лангль. Экипаж судов с учетом ученых и офицеров составил 242 человека. Кораблям предстояло пересечь Атлантику и достичь Великого Южного моря, как называли тогда Тихий океан.

2 Мыс Горн

Благополучно пройдя Атлантический океан, парусники миновали мыс Горн, где их встретило стадо китов, «хором выпускающих фонтаны». Плавание вокруг мыса Горн оказалось более легким, чем можно было ожидать. 9 февраля экспедиция очутилась на траверзе 138 Магелланова пролива, а 24-го бросила якорь в бухте Консепсьон, так как из-за нехватки продуктов Лаперуз предпочел остановиться там, вместо того, чтобы идти к островам Хуан-Фернандес. Цветущее здоровье матросов привело в удивление испанского коменданта. До этого еще ни один корабль, обогнувший мыс Горн, не приходил в Чили, не имея больных. 15 марта корабли отправились дальше.

3 Остров Пасхи

9 апреля Лаперуз вошел в бухту Кука на острове Пасхи. Между жителями острова и участниками экспедиции установились довольно дружественные отношения, хотя жители Полинезии весьма своеобразно относились к частной собственности и при случае открыто крали у зазевавшихся европейцев их вещи. В этот раз предметом повышенного внимания жителей острова стали шляпы. Без шляп осталась значительная часть экипажа судов, в том числе и сам Лаперуз.

4 Гавайские острова

Покинув 10 апреля остров Пасхи, Лаперуз двигался почти тем же путем, по какому шел Кук в 1777 году, направляясь от Таити к берегам Америки, но его курс пролегал на сто лье западнее. Лаперуз льстил себя надеждой, что ему удастся совершить какое-нибудь открытие в этой мало исследованной части Тихого океана, и пообещал награду тому матросу, кто первый увидит землю.

29 мая «Буссоль» и «Астролябия» достигли острова Мауи Гавайского архипелага. Едва фрегаты стали на якорь, как их окружили пироги с туземцами, которые привезли свиней, сладкий картофель, бананы и т. д. Они торговали очень ловко и особенно ценили куски старых железных обручей.

5 Аляска

23 июня Лаперуз приблизился к американскому материку и увидел среди длинной, покрытой снегом горной цепи гору Святого Ильи, названную так Берингом. 2 июля на 58°36" северной широты и 140°31" западной долготы была замечена бухта, подходившая для якорной стоянки. На расположенном в бухте острове Лаперуз устроил астрономический наблюдательный пункт и разбил палатки для парусных мастеров и кузнецов.

13 июля случилась трагедия, первая за время экспедиции. Двухмачтовая парусная лодка с «Астролябии» и две шлюпки поменьше с «Буссоли» получили задание определить глубину бухты. Но вернулась только одна шлюпка, остальные две потерпели крушение. Двадцать один человек, в том числе шесть офицеров, погиб. В память о погибших Лаперуз назвал это место Бухтой Французов.

Вынужденная долгая стоянка помешала Лаперузу побывать в других местах и заняться, как он намеревался, исследованием всех извилин береговой линии. Ему необходимо было достигнуть не позднее февраля Китая, чтобы посвятить лето съемке берегов Восточной Азии. Двигаясь вдоль американского берега, он нанес на карту пролив Кросс-Саунд, где оканчиваются высокие, покрытые снегом горы, залив Кука, мыс Эджкомб, сильно выдающуюся в море полосу низменности с возвышающейся на ней горой, названной Куком горой Эджкомб, пролив Норфолк, гавани Неккер и Гильберт, мыс Чирикова, бухту Латуш острова Де ла Кройера. Далее «Буссоль» и «Астролябия» направились в испанскую Калифорнию, чтобы потом двинуться в Макао.

6 Макао

14 декабря «Астролябия» и «Буссоль» очутились в виду Марианских островов. Моряки высадились на вулканическом острове Асунсьон, но задерживаться там не стали. Лаперуз хотел достигнуть берегов Китая до отплытия в Европу кораблей, с которыми он должен был отослать отчет о работах экспедиции на американском берегу и о плавании до Макао. 2 января 1787 года суда экспедиции бросили якоря в гавани Макао. Лаперуз застал там небольшой французский шлюп под командованием мичмана Ришери.

Выйдя из Макао 5 февраля, корабли направились к Маниле. А 9 апреля отправились обратно к берегам Китая. 21 апреля Лаперуз очутился в виду Формозы (Тайваня) и немедленно вошел в пролив, отделяющий ее от Китая. Вскоре он миновал бухту, где когда-то находился голландский форт Зеланд, а теперь расположен город Тайвань, столица острова.

Затем суда вступили в Восточно-Китайское море и взяли курс ко входу в пролив, отделяющий Китай от Японии. Там Лаперуза встретили туманы, такие же густые, как на берегах Лабрадора, и сильные непостоянные течения. Прежде чем вступить в Японское море, он исследовал остров Чечжудо и определил координаты его южной оконечности, с исключительной тщательностью засняв берега на протяжении двенадцати лье.

7 Сахалин

Далее курс экспедиции Лаперуза лежал на север, к берегам Татарии — именно так европейцы называли территорию к востоку от Уральских гор. Лаперуз писал: «Мы горели нетерпением приступить к изучению страны, занимавшей наше воображение со времени отплытия из Франции». 11 июня Лаперуз увидел берег Татарии. Горы там имели, вероятно, от шестисот до семисот саженей в вышину. На их вершинах виднелся снег, но в небольшом количестве. Французы не обнаружили никаких следов возделанной земли или жилья.

23 июня «Буссоль» и «Астролябия» бросили якорь в бухте, расположенной на 45°13" северной широты и 135°9" восточной долготы. Она получила название бухты Терней. После стоянки в бухте Сюффрен, расположенной на 47°51" северной широты и 137°25" восточной долготы, Лаперуз 6 июля увидел остров, являвшийся не чем иным, как Сахалином. Увидев дымки и хижины, Лаперуз с членами экспедиции съехал на берег. Местный житель, по их просьбе, нарисовал очертания Сахалина, из которых явно следовало, что он является островом. «Между материком и островом Сахалином он оставил пролив и, обернувшись к нашим кораблям, которые были видны с берега, провел линию, показывая, что они могут там пройти. К югу от Сахалина он нарисовал другой остров и оставил между ними пролив, пояснив, что это еще один путь для наших кораблей», — писал Лаперуз.

Командир экспедиции решил проверить информацию о том, что Сахалин — это остров. Суда отправились в плавание по Татарскому проливу, между Сахалином и материком. Миновав залив Жонкиер (Александровский), Лаперуз бросил якорь в бухте Де-Кастри. Запас пресной воды у него подходил к концу, дров больше не было. Чем дальше, двигался он по проливу, тем мельче тот становился. Во время стоянки в Де-Кастри члены экспедиции выяснили у местных жителей, что северная оконечность Сахалина соединялась с материком лишь песчаной мелью, поросшей морскими водорослями, где глубина дна очень незначительна. Было принято решение не идти дальше, а повернуть обратно.

2 августа «Астролябия» и «Буссоль» покинули бухту Де-Кастри и вновь направились к югу. Мореплаватели обогнули южную оконечность Сахалина, названную ими мыс Крильон, и вступили в пролив между этим островом и Хоккайдо, получившим название пролива Лаперуза. Это была одна из наиболее важных географических проблем, которую оставили нерешенной предшествовавшие мореплаватели. До тех пор географы сообщали об этом районе самые фантастические сведения: для Сансона Корея являлась островом, а Хоккайдо, Сахалина и Камчатки вовсе не существовало; по мнению Г. Делиля, Хоккайдо и Сахалин представляли собой один остров, тянувшийся до Сангарского пролива. В этом вопросе царила полная неразбериха, которой Лаперуз положил конец.

8 Петропавловск

3 сентября путешественники увидели берег Камчатки. Три дня спустя корабли вошли в Петропавловскую бухту. Астрономы немедленно приступили к наблюдениям, а естествоиспытатели совершили очень трудное и опасное восхождение на вулкан, расположенный в восьми лье от берега моря. Тем временем остальной экипаж, свободный от работ на корабле, развлекался охотой или рыбной ловлей. Жители Петропавловска радушно встретили французов. В честь гостей был устроен бал, а по приказу коменданта города лейтенанта Хабарова корабли Лаперуза снабжались водой, топливом и продовольствием бесплатно.

В Петропавловске один из молодых офицеров эскадры, Жан-Батист-Бартелеми Лессепс, из морского путешественника стал сухопутным. По приказу Лаперуза знающий русский язык Лессепс должен был сухим путем отправиться в Европу с дневниками и записками экспедиции. Целый год он ехал через бескрайние просторы Российской империи. Именно на основе привезенных им записей, несмотря на трагическую гибель всех участников путешествия, во Франции впоследствии был издан отчет об экспедиции Лаперуза.

9 Самоа

Покинув Петропавловск, Лаперуз снова устремляется в южную часть Тихого океана. В декабре 1787 года его корабли бросили якорь у острова Мауиа, входящего в архипелаг Самоа. Сначала ничто не предвещало беды. Местные жители относились к французам с подчеркнутым дружелюбием, те в свою очередь восторгались красотой туземных женщин, кротким нравом островитян и идиллическими пейзажами. Однако в последний день пребывания экспедиции на этом острове разразилась кровавая бойня, стоившая жизни двенадцати французам, включая капитана «Астролябии» де Лангля.

Сойдя на берег, чтобы пронаблюдать за работой матросов, запасающих пресную воду, Флерио де Лангль захватил с собой «товары для туземцев», которые принялся раздавать обступившим его островитянам. Однако подарков на всех не хватило. В бухте собралось слишком большое количество местных жителей — более тысячи человек. Ситуацию усугублял отлив, бухта совсем обмелела. В конце концов на моряков градом посыпались камни. Де Лангль успел лишь дважды выстрелить из ружья. Затем он был сбит с ног и свалился, к несчастью, за левый борт. Туземцы убили его на месте ударами дубинок и камнями.

Баркас «Буссоли» под начальством Бутена стоял в двух саженях от шлюпки «Астролябии». Между ними оставалась полоса воды, куда не проникли индейцы. Благодаря этому все раненые, которым посчастливилось упасть не в ту сторону, где находились враги, спаслись. До шлюпок добрались сорок девять человек из шестидесяти одного, высадившегося на берег.

Лаперуз не стал мстить за погибших земляков. «Буссоль» и «Астролябия» снова устремились в открытое море. От Самоа французы взяли курс на острова Тонга, лишь частично исследованные Куком. 27 декабря в этом архипелаге были открыты острова Вавау; английскому мореплавателю на них не удалось побывать. По величине равные Тонгатабу, острова Вавау более возвышенные, и на них имеется достаточно пресной воды. Лаперуз исследовал несколько островов архипелага Тонга и завязывал иногда сношения с жителями, доставлявшими свежую провизию лишь в небольшом количестве, не покрывавшем ежедневный расход. Поэтому 1 января 1788 года он решил направиться в Ботани-Бей, избрав курс, по которому не проходил еще ни один мореплаватель.

10 Австралия

26 января 1788 года корабли вошли в залив Ботани-бей у побережья Австралии. Буквально накануне у берегов Новой Голландии, как тогда называли Австралию, появились корабли Артура Филлипа. Там началась английская колонизация.

Воспользовавшись оказией в лице английского капитана, Лаперуз передал во Францию письма родным, новую партию отчетов и письмо с планами на будущее. Капитан рассчитывал посетить острова Товарищества, Новую Каледонию, острова Санта-Крус и Луизиаду, после чего пересечь Индийский океан и добраться до Маврикия. Взяв курс на северо-восток, «Буссоль» и «Астролябия» 10 марта покинули Австралию. Однако ни в одном из указанных пунктов корабли Лаперуза так и не появились.

11 Гибель экспедиции

О судьбе экспедиции Лаперуза долгое время ничего не было известно. В 1789 году во Франции началась революция, всем было не до поисков пропавших кораблей. Прошло два года пока французское правительство что-то предприняло для поиска Лаперуза: 25 сентября 1791 года два корабля под командованием контр-адмирала Жозефа Антуана Брюни д’Антркасто вышли из Бреста. В мае 1793 года поисковая экспедиция подошла к острову Ваникоро из группы островов Санта-Крус к северо-востоку от Австралии. Когда на этом гористом, густо поросшем лесом острове экипаж заметил столбы дыма, Д’Антркасто был уверен, что нашел Лаперуза или, по крайней мере, остатки его экспедиции. Но после того, как его корабли едва не сели на мель на коварных рифах, он был вынужден уйти, так и не послав на берег поисковый отряд. Позже адмирал заболел и через два месяца умер.

В мае 1826 года ирландец Питер Диллон, который бороздил южную часть Тихого океана в поисках выгодной торговли и приключений, сделал остановку на островке Тикопиа из группы островов Санта-Крус. Увидев у аборигенов ожерелья из стеклянных бусин, Питер поинтересовался откуда они. Туземцы объяснили, что эти бусы, а также другие предметы явно европейского происхождения: серебряные вилку и ложку, ножи, чайные чашки, железные болты и серебряную рукоять шпаги с буквами «J.F.G.P.», они получили при меновой торговле от жителей острова Ваникоро, который расположен от Тикопиа в двух днях хода под парусом. К концу лета Диллон сумел достать денег на поиск оставшихся в живых участников экспедиции Лаперуза, но прежде чем он попал на Ваникоро, прошел еще год. Старый туземец рассказал ему, что много лет назад в шторм два корабля сели на мель на окружающих остров рифах.

На Ваникоро отряд Диллона нашел корабельный колокол с гравировкой, доску с вырезанными на ней геральдическими лилиями, кусочек глобуса с полустершейся сеткой широт, отдельные детали астрономических приборов, нагели, шипы, топоры, ядра, куски медной обшивки кораблей, маленькую бронзовую пушку, кусок шомпола, подсвечники, молотки. В феврале 1829 года Питер Диллон привез то, что осталось от злосчастной экспедиции Лаперуза, в Париж. Все привезенные предметы опознал Лессеп, покинувший экспедицию на Камчатке.

Впоследствии на острове Ваникоро работало множество экспедиций, в результате чего со дна моря были подняты различные предметы, подтверждающие, что «Буссоль» и «Астролябия» затонули именно здесь.

В путешествиях, тем более великих, всегда присутствует какая-нибудь тайна. Ведь все эти походы и плавания «за тридевять земель» и начинались-то с загадок - сказок, мифов и просто ошибок. Более того, результаты экспедиций, вообще-то призванных стирать белые пятна на картах, часто окутывались таким ореолом таинственности, что о них и по сей день известно крайне мало.

Одна из самых таинственных экспедиций в истории географии - плавание Лаперуза. Казалось, после трех грандиозных путешествий Кука и многочисленных открытий искать что-то новое в Тихом океане бессмысленно. Тем не менее в 1784 г. французы начали готовить свою экспедицию в Великий океан. О значении, которое ей придавалось, говорит тот факт, что к подготовке плавания были привлечены такие авторитетные люди, как мореплаватель Бугенвиль, первым из французов совершивший кругосветное плавание, натуралист Бюффон и химик Лавуазье, а его организацию контролировали морской министр маркиз де Кастри и сам Людовик XVI. Возглавить экспедицию поручили морскому офицеру Лаперузу, который, возможно, и выступил ее инициатором.

Жан Франсуа де Гало, граф де Лаперуз, родившийся в 1741 г., сначала учился в иезуитском колледже, а в возрасте 15 лет поступил в военно-морскую академию в Бресте. Не успев ее окончить, в 1758 г. отправился воевать с англичанами и принял участие во многих морских сражениях у берегов Америки, был ранен и взят в плен, но сумел бежать. Служил на Маврикии (тогда Иль-де-Франс), плавал в Индию, из дальних странствий вернулся во Францию с молодой креолкой, своей будущей женой. В 1777 г. Лаперуз был произведен в лейтенанты, а затем снова воевал против англичан - за независимость Соединенных Штатов. В 1780 г. он стал капитаном I ранга. Ничего удивительного, что с таким послужным списком именно ему доверили сложное и ответственное задание. Но какое? Официальные цели экспедиции отличались необычайной скромностью: пройти по «местам славы» Джеймса Кука и уточнить открытия, сделанные великим британцем, попытаться установить контакты с туземцами, а также определить перспективы китобойного промысла в южной части Тихого океана.

В начале августа 1785 г. два фрегата с мирными академическими названиями «Буссоль» и «Астролябия» вышли из Бреста. Лаперуз командовал флагманом, а капитаном «Астролябии» был назначен Флерио де Лангль - офицер, хорошо знакомый Лаперузу по боям с англичанами. В состав экспедиции входили инженер Поль Моннерон, ботаник и медик Жозеф де Ла Мартиньер, священник и по совместительству геолог Жан Андре Монже, ботаник и физик Робер де Ламанон, а также астроном, математик, художники. Они везли с собой научные приборы и внушительную библиотеку. Всего на двух кораблях насчитывалось 223 человека. Занятно, что первоначально в списках участников экспедиции значился юный курсант парижской Военной школы Наполеон Бонапарт. Позже это имя из списков почему-то исчезло.

В начале ноября корабли уже прибыли в Бразилию. Отсюда они направились не вдоль берега Южной Америки, а в центральную часть Южной Атлантики, якобы на поиски некой «Большой земли». Поиски оказались непродолжительны, и в январе 1786 г. экспедиция приблизилась к берегам Патагонии, а затем, обогнув мыс Горн, вышла в Тихий океан. После недолгой остановки в Чили Лаперуз взял курс на остров Пасхи. В мае он прибыл на Гавайи, а 23 июня «Буссоль» и «Астролябия» достигли берегов Северной Америки в окрестностях горы Святого Ильи - там же, где подошел к Америке Беринг в 1741 г., т. е. в год рождения Лаперуза.

Судя по всему, одна из задач экспедиции Лаперуза состояла в обнаружении Северо-Западного пути. Но искал он его не там, где Кук, т. е. севернее Америки. Лаперуз тщательно исследовал берег южнее Аляски, заходя в каждую бухту - очевидно, в надежде обнаружить устье судоходной реки, которая приведет его в центральные районы материка, поближе к Миссисипи и Великим озерам. Ни река, ни озера к тому времени французам уже не принадлежали, но они надеялись их вернуть (как потом окажется, не совсем беспочвенно). Одна из таких бухт, вытянутая Гавань французов, как окрестил ее Лаперуз, казавшаяся такой тихой, такой уютной, стала могилой для 20 моряков. Три лодки, отправившиеся на поиски предположительно впадающей в бухту реки, внезапно были подхвачены чудовищной силы течением, возникшим во время прилива, и брошены на скалы. Лишь одной лодке чудом удалось вырваться из смертельных объятий потока. К слову, эта бухта под названием Литуйя известна не только высокими приливами, но и фантастическими цунами: в 1958 г. волна, вызванная гигантским обвалом, достигла 520 м в высоту!

Французы продолжали плавание вдоль берега, торговали с индейцами, набивая трюмы пушниной, но, видимо, уже не были настроены на детальное исследование каждой из глубоко вдающихся в сушу бухт. В сентябре они дошли до испанского порта Монтерей на берегу одноименного залива (немногим южнее современного Сан-Франциско), пополнили там запасы пресной воды и провианта. Теперь путь экспедиции лежал на запад, через Тихий океан к берегам Азии.

В начале января 1787 г. французы добрались до Макао, португальского владения на юге Китая, и выгодно сбыли здесь пушнину. Весной Лаперуз побывал на принадлежавших Испании Филиппинах, зашел на Формозу (ныне Тайвань) и оттуда двинулся на север вдоль азиатского берега. В конце мая корабли прошли Корейским проливом в Японское море и вскоре достигли северного берега японского острова Хонсю, а затем проследовали Татарским проливом на север. Вскоре Лаперуз достиг земли, которую местные жители называли Тапшока, тогда как на русских картах она именовалась Сахалин. Сахалян-улла («Черная река») - маньчжурское название Амура, которое ошибочно было перенесено на остров. О том, что это именно остров, Лаперуз слышал от его жителей и населения Хоккайдо. И все же он решил проверить их утверждение и повел корабли на север, в сужающийся пролив, но, напуганный мелями, не отважился пройти в Охотское море и повернул на юг. Доказывать островное положение Сахалина Лаперуз предоставил другим. В середине августа французы проследовали в Охотское море проливом между Сахалином и Хоккайдо (ныне пролив Лаперуза). Обследовав Курилы, Лаперуз взял курс на Камчатку.

Французские корабли прибыли в Петропавловск в начале сентября. Здесь их ждали радушный прием, несколько недель отдыха и известия из Франции. Еще недавно последнее показалось бы невозможным: отношения России и Франции при Людовике XV были весьма прохладными - достаточно вспомнить войны за польское и австрийское наследства. Судя по всему, при Людовике XVI ситуация изменилась: французское правительство знало о том, что Лаперуз непременно прибудет в Петропавловск, и отправило туда через всю Россию послания для него. Какие же известия получил Лаперуз? Во-первых, сообщение о присвоении ему очередного воинского звания и поздравления в связи с этим. А во-вторых, предписание отправляться к берегам Австралии, куда уже шла английская эскадра Артура Филипа с приказом начать колонизацию самого далекого от Европы континента. Но в чем заключалась задача Лаперуза? Опередить англичан? Воспрепятствовать им? Проконтролировать процесс колонизации?

Очевидно, задание было достаточно рискованным, поскольку материалы экспедиции, включая путевые журналы и карты, Лаперуз не взял с собой, а отправил во Францию сушей через Сибирь, европейскую часть Россию и Европу. Исполнил это поручение молодой офицер Жан Батист Лессепс, до этого 10 лет живший в России и прекрасно знавший русский язык.

В конце сентября Лаперуз вышел в море, но не отправился прямо на юг, а сначала заглянул в ту область океана, где за 36 лет до него Беринг пытался найти злосчастную «Землю Жуана да Гамы». Неужели мифы так живучи? Спустя некоторое время «Буссоль» и «Астролябия» все же взяли курс на юг и в начале декабря добрались до Самоа. Там произошла трагедия: 12 участников экспедиции, в том числе де Лангль, сошли на берег и попали в западню, устроенную островитянами, которые забили их камнями насмерть. Надо отдать должное Лаперузу: он не стал мстить и открывать по негостеприимному острову огонь из пушек. Побывав после этого на островах Тонга и Норфолк, 23 января 1788 г. французы приблизились к побережью Австралии и через три дня вошли в залив Ботани. Но там уже стояли английские корабли, привезшие первых австралийских колонистов - каторжан. По свидетельству британцев, в начале марта экспедиция Лаперуза покинула берега Австралии. После этого она как сквозь землю провалилась.

Во Францию было доставлено сообщение Лаперуза о его дальнейших планах, отправленное с одним из английских судов, которые уходили в Европу в феврале. Он собирался продолжить плавание по маршруту: Тонга - Новая Каледония - острова Санта-Крус - Новая Гвинея - Иль-де-Франс (Маврикий). Но во Францию и даже на Маврикий он так и не прибыл. Возвращения Лаперуза и его спутников ждали в 1789-м, в 1790-м, когда во Франции уже пылал пожар революции, и, наконец, в 1791 г. на их поиски была отправлена экспедиция под командованием Жозефа Антуана де Брюни д’Антркасто, через два года вернувшаяся ни с чем.

Лишь в 1820-х гг. ирландец Питер Диллон случайно обнаружил следы кораблекрушения на острове Ваниколо (Ваникоро), указывавшие, по его мнению, на экспедицию Лаперуза. В 1828 г. прибывший сюда французский моряк Жюль Себастьен Сезар Дюмон-Дюрвиль подтвердил правоту Диллона. В 1960-х гг. благодаря подводным исследованиям удалось окончательно установить: у рифов Ваникоро находятся останки «Астролябии» и «Буссоли». Но как именно погибли корабли и что стало с людьми, до сих пор достоверно не известно.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Жан Франсуа де Гало, граф де Лаперуз, французский военный моряк

Другие действующие лица

Людовик XVI, король Франции; Флерио де Лангль, капитан «Астролябии»; Питер Диллон, ирландский моряк и др.

Время действия

Маршрут

Из Бреста через Атлантику в Тихий океан

Цели

Научно-исследовательские и разведывательные (оставшиеся тайной)

Значение

Проведение важных научных исследований

3440

Жан Франсуа Лаперуз

Трагическая судьба французского исследователя Лаперуза потрясла всю предреволюционную Европу.

После смерти Кука французское правительство решило продолжать исследования. Оно разработало чрезвычайно обширный план и отправило экспедицию во главе с офицером французского флота Лаперузом (1741–1788), которому предписывалось исследовать почти весь Тихий океан.

Жан Франсуа Голуп граф де Лаперуз был военным моряком с опытом плаваний в открытом океане. Когда он в 1785 году отплыл из Бреста, ему было уже сорок четыре года, и он имел за плечами опыт двух морских войн. В состав его экспедиции входили фрегаты «Буссоль» и «Астролябия» и двести двадцать три члена экипажа.

Лаперуз использовал богатое научное наследство и прекрасный опыт своего английского предшественника, прежде всего для того, чтобы избавиться от угрозы цинги. Очень хороший состав ученых, сопровождавших его, обеспечивал ему серьезный успех в научных исследованиях.

Обогнув мыс Горн, они через Маркизские и Гавайские острова направились к горе Святого Илии на Аляске. Оттуда путешественники спустились к бухте Монтерей в Калифорнии и снова пересекли Тихий океан на широте Гавайских островов в направлении Макао и Филиппин.

От Филиппин Лаперуз в 1787 году начал картографирование азиатских берегов. Его корабли прошли Формозу (Тайвань), острова Риу-Киу, остров Квельпарт и через Корейский пролив и Японское море вошли в Татарский пролив, отделяющий Сахалин от материка.

Лаперуз доказал, что Сахалин представляет собой остров. Далее экспедиция следовала проливом, отделяющим Сахалин от острова Хоккайдо (этот пролив теперь именуется проливом Лаперуза). Обследовав цепь Курильских островов, корабли пришли на Камчатку, откуда Лаперуз отправил через Сибирь во Францию донесение о состоянии экспедиции и ее достижениях, а также судовой журнал и сделанные им карты.

Затем он снова двинулся на юг, чтобы продолжать исследования. В январе 1788 года Лаперуз прибыл в Порт-Джексон (ныне Сидней). Вскоре его корабли покинули бухту Ботани и с тех пор исчезли бесследно.

В течение двух лет спасательная экспедиция д"Антркасто искала следы Лаперуза на многих островах Тихого океана, но вернулась ни с чем. Между прочим, д"Антркасто побывал и у берегов острова Ваникоро, но не высаживался там. Было немало различных, иногда совершенно противоречивых предположений о месте и причине гибели «Буссоли» и «Астролябии». В конце концов пришли к выводу, что оба корабля затонули, разбившись о рифы. Поиски были прекращены после того, как в 1827 году ирландец Питер Диллон, плававший на маленьком судне за сандаловым деревом, нашел на отмели у Ваникоро и доставил французскому правительству обломки погибших кораблей и вещи с них. Путешественник Дюмон-Дюрвилль, посетивший по поручению французского правительства Ваникоро, узнал от туземцев, что корабли Лаперуза разбились о рифы, но команда благополучно добралась до берега.

Французы много лет прожили на уединенном острове, и последний из спутников Лаперуза умер всего за несколько лет до того, как Диллон посетил Ваникоро.

Дюмон-Дюрвилль узнал от туземцев Ваникоро, что моряки, потерпевшие крушение, видели корабли д"Антркасто и, зажигая костры, пытались привлечь их внимание, но на кораблях не заметили их сигналов.

Памятью об этом трагическом происшествии стала книга Лаперуза «Вокруг света», написанная по материалам его экспедиции под редакцией Л Миле-Моро и вышедшая в 1797 году.

Жан Франсуа де Гало граф де Лаперуз (1741–1788), французский мореплаватель. Руководил кругосветной экспедицией, открыл на Дальнем Востоке пролив, названный его именем.

В 1785 году по инициативе и под эгидой французского правительства была организована кругосветная морская экспедиция, имевшая целью исследование и по возможности захват новых земель в Тихом океане взамен утерянных владений в Индии и Северной Америке. В состав экспедиции входили два военных корабля – фрегаты «Буссоль» и «Астролябия». Экипаж состоял из 223 человек – матросов и офицеров. На офицерские должности были зачислены несколько курсантов Парижской военной школы. Кроме того, в состав экспедиции была включена группа учёных различных специальностей – астроном, географ, врач, ботаник. Как всегда в подобных экспедициях, на борту находились два художника – живописец и картограф. О научной составляющей экспедиции должны были говорить даже названия фрегатов, обозначающие непременные на борту судна измерительные инструменты.

Это была первая французская кругосветная экспедиции, и король Людовик ХVI назначил командором опытного военного моряка, капитана первого ранга Жана Франсуа графа де Лаперуза. Разумеется, это назначение было продиктовано не аристократическим происхождением Лаперуза и его высоким образованием, а исключительно качествами мореплавателя и боевыми заслугами в войне с Англией, когда капитан Лаперуз отличился в нескольких морских сражениях.

Руководя всей экспедицией, Лаперуз одновременно был командиром «Буссоли», а командиром «Астролябии» по его рекомендации назначили Поля Антуана Флерио де Лангля – боевого товарища и друга Лаперуза. Покинув берега Франции (порт Брест) 1 августа 1785 года, корабли после более чем трёхмесячного плавания через Атлантику подошли к берегам Бразилии, откуда проследовали к мысу Горн. Эти места давно снискали грозную славу своими штормами. Но Лаперуз, не заходя в проливы Огненной Земли, провёл суда вокруг мыса Горн – впервые в истории мореплавания без потерь «живой силы и техники».

Уже в феврале 1786 «Буссоль» и «Астролябия» вступили в Тихий океан. Путешественники посетили чилийский порт Консепсьон, после короткой стоянки в котором направились к острову Пасхи. После недолгого пребывания там и осмотра гигантских статуй «мауи» экспедиция двинулась дальше. Лаперуз рассчитывал обнаружить на пути неведомые земли, но до самых Гавайских островов Тихий океан не подарил французам никаких открытий. Достигнув Гавайского архипелага, моряки высаживались на острове Мауи. Здесь к бортам фрегатов подходили лодки местных жителей. Туземцы предлагали морякам в обмен на ножи и простые железные бруски и прутья свои богатства – свиней, бананы, сладкий картофель батат.

Отплыв от Гавайских островов, Лаперуз направил фрегаты на север. В двадцатых числах июня экспедиция достигла северных берегов Аляски и начала обследование с залива Айси-Бей. Отметили на картах гору Святого Ильи над Аляскинским заливом, открытую ещё Витусом Берингом, и присвоили его имя реке, обнаруженной во время съёмки берега. В водах океана у берегов Северной Америки экспедиция понесла первые потери: приливная волна опрокинула две шлюпки, отправленные к берегу, и все находившиеся в них моряки – 21 человек – погибли. Памятник на острове Кенотаф до сих пор напоминает людям о морской драме.

От этих мест корабли Лаперуза шли вдоль берега в направлении, противоположном движению Кука в 1778 году, то есть на юго-восток, до залива Монтерей. После обхода он сделал вывод, что в пятидесятых широтах близ материка расположен архипелаг (на самом деле их два, сейчас они носят имена Александра и K°ролевы Шарлотты). Далее Лаперуз направился к Филиппинским островам, а весной 1787 года начал обследовать берега Восточной Азии в умеренной зоне, постепенно продвигаясь на север. Французы нанесли на карту берега Восточно-Китайского и Японского морей, поднялись на север почти до 40-й широты, а 3 июля двинулись к северо-востоку. Утром 7 июля с борта увидели гористую землю, вытянутую вдоль меридиана. Уверенные, что перед ними побережье острова Хоккайдо, французские моряки шли в густом тумане на север практически наугад, а через пять дней бросили якорь в удобной бухте. Здесь благодаря помощи местных жителей и нарисованной ими карте выяснилось, что экспедиция находится на острове Сахалин, отделенном проливами от материка и острова Йессо (Хоккайдо).

У входа в узкий пролив (ныне – пролив Невельского), соединяющий Амурский лиман с Татарским проливом (название дано Лаперузом) капитан повернул назад – решив, что это залив, он сделал ошибочный вывод, что Сахалин есть полуостров, соединяемый с материком песчаным перешейком. Корабли, пройдя пролив между островами Сахалин и Хоккайдо (пролив Лаперуза), вышли из Японского моря в Тихий океан. Оставляя слева гигантскую дугу Курильских островов, Лаперуз начал подыматься к высоким широтам, и 6 сентября 1787 года фрегаты «Буссоль» и «Астролябия» прибыли в Петропавловский порт.

Плавание от Франции до Камчатки длилось два года. Маленький гарнизон порта под командованием прапорщика Хабарова гостеприимно встретил мореплавателей. Через несколько дней из Верхнекамчатска в Петропавловск прибыл комендант Охотского края Козлов-Угренин. По просьбе французов хозяева русского порта отправили на корабли семь голов крупного рогатого скота и различное продовольствие.

В письме сибирскому генерал-губернатору Лаперуз тепло поблагодарил жителей Петропавловска за гостеприимство. «Я не мог бы в собственной стране, у моих лучших друзей, встретить более теплого приема, чем здесь, на Камчатке», – писал он затем французскому послу в Петербург. Французское правительство высоко оценило помощь мореплавателям и через год наградило прапорщика Хабарова медалью Людовика XVI.

Пребывание фрегатов Лаперуза в Петропавловске длилось более трех недель. За это время французские моряки смогли полностью подготовить свои корабли к предстоящему дальнему плаванию. Перед отходом «Буссоли» и «Астролябии» из Петропавловска Лаперуз оставил на попечение хозяев порта своего помощника, вице-консула Жана Батиста Лессенса, которому предстояло отправиться сушей через Петербург во Францию с почтой экспедиции. Этот человек оказался единственным участником плавания, которому суждено было вернуться на родину…

30 сентября 1787 года фрегаты Лаперуза покинули Авачинскую губу и направились к Австралии. Сначала Лаперуз перешел в Океанию, к островам из восточной группы Самоа. Здесь по невыясненным причинам 11 декабря произошла кровопролитная стычка с туземцами, в ходе которой было убито было 11 самоанцев и 2 француза, в том числе капитан «Астролябии» Поль Антуан де Лангль. Затем корабли двинулись на запад. 17 декабря был открыт остров Савайи, крупнейший в архипелаге Самоа. Оттуда Лаперуз направился к Австралии и в конце января 1788 г. стал на якорь в заливе Ботани.

Там французы встретились с английской флотилией, доставившей в Восточную Австралию первую партию ссыльных каторжан. Так формировалось будущее население Австралии, ныне одной из самых богатых и процветающих стран мира. Начальник флотилии Артур Филипп, первый губернатор колонии Новый Южный Уэльс, основал у залива Порт-Джексон одноименный поселок, давший начало развитию будущего Сиднея. В феврале 1788 года Лаперуз послал оттуда во Францию донесение, где в числе прочего сообщал о намерении посетить острова Меланезии, в том числе Санта-Крус, обогнуть Новую Голландию и идти к острову Иль-де-Франс (Маврикий). Больше никаких известий об экспедиции не поступало…

Оставив Порт-Джексон, экспедиция Лаперуза пропала без вести. Спустя сорок лет исследователь Ж.С. Дюмон-Дюрвиль предположил, а в 1959 году известный вулканолог Гарун Тазиев подтвердил факт гибели кораблей в районе острова Ваникоро (архипелаг Веракрус).

В честь пребывания экспедиции Лаперуза в Петропавловске установлен памятник. Именем известного французского мореплавателя названы пролив между Сахалином и Хоккайдо, рифы у бухты Вилючинской и другие географические объекты.


| |

Лаперуз Жан Франсуа де Гало (1741- 1788), французский мореплаватель.

В 1756 г. в звании гардемарина начал службу во французском военно-морском флоте. Во время войны с Англией (1756-1763 гг.) находился в Канаде, где был ранен и взят в плен.

После освобождения вернулся на военную службу. Вёл гидрографические исследования у берегов Канады и на Великих озёрах. Командовал военным транспортом «Адур», участвовал в боевых действиях в Ост-Индии, был произведён в капитаны 1-го ранга, участвовал в захвате фортов Принца Уэльского и Йорк в Гудзоновом заливе.

В 1785 г. французское правительство поручило Лаперузу подготовить и возглавить кругосветную экспедицию. 1 августа 1785 г. из порта Брест на северо-западе Франции вышли фрегаты «Астролябия» и «Буссоль». Они пересекли Атлантический океан, проследовали вдоль побережья Южной Америки, обогнули мыс Горн и вышли в Тихий океан. Направившись на север вдоль американского побережья, Лаперуз в 1786 г. достиг мыса Святого Ильи в Южной Аляске. Потом, взяв курс на Гавайские острова и Макао, экспедиция дошла до Филиппин.

Оттуда путешественники направились в Японию и Корею, обследовали Восточно-Китайское и Японское моря, побережье Приморья и Татарского пролива до неизвестного залива, названного Де-Кастри. Затем они подошли к острову Сахалин, открыли остров Минерон и пролив между Сахалином и островом Хоккайдо, позже названный проливом Лаперуза.

25 августа 1787 г. экспедиция прибыла в Петропавловск-Камчатский. Отправив вице-консула французского королевского двора Ж. Б. Лессепса с отчётом и материалами экспедиции в Париж, Лаперуз 19 сентября оставил Петропавловск и отправился на юг.

В 1787 г. большая часть экипажа «Астролябии» погибла на островах Самоа. Последний раз экспедицию Лаперуза видели в бухте Ботани в Новом Южном Уэльсе (1788 г.), после чего она пропала без вести. Остатки затонувшего фрегата были обнаружены в 1826 г. путешественником П. Диллоном на рифах острова Ваникоро в группе островов Санта-Крус.

В 1797 г. вышла книга «Путешествие вокруг света», написанная по записям Лаперуза, сохранённым Лессепсом.