Психологическая лаборатория литвиновой. Психологическая социальная игра "Лепёшка"

Для улучшения работы с детско-родительскими проблемами мы используем психологические игры, в которые играют – родитель, ребенок и психолог. Использование игр позволяет психологу увидеть специфику проблем данной семьи воочию и простроить коррекционную работу с данной семьей, родителю и ребенку – дает шанс на формирование новых взаимоотношений, тренировку определенных навыков. Важным, с нашей точки зрения, кажется то, что данный вид работы с семьей естественно вписывается в детскую жизнь, не оставляя следа от специальной работы психолога с ребенком.

«Психотерапия для ребенка – это таблетка, а игра – это хлеб». Гюнтер Хорн, Красноярск, 1999 год.

Проблема диагностики детско-родительских отношений в рамках психологического консультирования для родителей, не нова. Работая психологом в общеобразовательной школе, мы сталкиваемся с различными типами детско-родительских отношений и различным отношением со стороны родителей к этим проблемам.

Известно, что работа с детьми в рамках психологического консультирования качественно улучшается, если в ней активно участвует родитель, присутствие родителя и его включенность в совместную деятельность с ребенком, приносит хорошие результаты. Работая, в основном, с детьми младшего школьного и дошкольного возраста, мы используем модификацию игры, автором которых является немецкий детский психоаналитик Гюнтер Хорн. Это авторская модификация игры «Лепешка».

Огромную роль при игровой деятельности родителя и ребенка имеют разговоры, которые актуализируются игрой. «Дети, несмотря на небольшой возраст, приводят весомые аргументы, защищая свою позицию. Для ребенка очень важной является свободная игровая атмосфера, возникающая во время игры – с юмором, без авторитарного давления, без боязни наказания.» (Я.Л. Обухов) Обстановка, в которой ребенок не боится рассказать близким свои маленькие секреты, когда он чувствует их заинтересованность и поддержку, сама является благотворным фактором.

Обычно на прием к психологу приходит один из родителей, чаще всего мама. Для того, чтобы разнообразить игру родителя и ребенка мы начинали играть втроем (мама, ребенок и психолог). Показательным в этой совместной игре является все – выбор и изготовление героев; взаимодействие между ними; степень соблюдения правил как ребенком, так и родителем; включенность в игру, желание контактировать между собой; эмоциональный настрой и принятие действий другого.

Первым толчком для использования игры «Лепешка» в качестве диагностического средства детско-родительских отношений явилась коррекционно-развивающая работа с ребенком, имеющим проблемы с общением (отказ от взаимодействия со сверстниками, учителями, замкнутость, молчаливость). К нам обратилась мать ребенка 8 лет с жалобами на нежелание ребенка контактировать с другими людьми, со слов матери, с нею контакт у ребенка был, не по возрасту тесный (симбиотическая связь). На первом занятии ребенком было сказано только одно слово «да».

На втором занятии нами была предложена игра «Лепешка». Мальчик сказал маме на ухо, что он будет фишкой-«деревом», на наш вопрос о том, как это дерево будет с нами договариваться, он ответил, что будет качать ветками. «Дерево» качало ветками, когда это требовала игра, шелестело «листьями» в ответ на наши с мамой просьбы, но самое главное событие произошло в середине игры.

Мама мальчика слепила для себя фишку-«уточку», немного времени побыв «деревом» и пожив в своем домике, ребенок вдруг весь эмоционально переменился, он смял свою фигурку, начал размахивать руками, и только после долгих уговоров мамы, объяснил, что он не хочет быть «деревом» и жить в своем доме, он тоже хочет быть «уточкой», «такой как мама» и жить с мамой в одном домике, так мы и закончили эту игру – две одинаковые «уточки» жили в одном домике. На лицо симбиотическая связь ребенка и матери, но уже не со слов мамы, а как подтвержденный факт. Важность данного события еще и в том, что мама зрительно увидела эту позицию.

Здесь мы смеем предположить, что для ребенка такого возраста, с сохранным интеллектом, и его родителя, зрительно увидеть некоторые ситуации, значит – осознать их. Впоследствии, во время этой игры нами были «увидены» многие другие проблемы этого ребенка (сильная оральная фиксация, страхи, и т.д.).

Таким образом, игра выявила и подтвердила многие наши предположения. Неоднократно используя эту игру, в качестве диагностического средства в психологическом консультировании и коррекционно-развивающей работе с семьей, мы пришли к выводу, что она вскрывает не только проблемы детей, но и проблемы родителей.

Приведем еще один пример. К нам обратилась мама ребенка с жалобами на гиперактивность ребенка, неадекватность его поведения, агрессивность, при этом сама мать представляла себя как «идеальную, любящую» своего ребенка. Во время первого занятия с ребенком и его мамой мы предложили им поиграть в «лепешку». На третьем ходу мама делает из фигурки ребенка лепешку. На основании этого хода игры можно сделать много выводов о проблемах мамы (о личностной незрелости, агрессии против ребенка, неумении позитивно контактировать, и т.д.). Впоследствии эта мать перестала посещать совместные занятия с ребенком, по причине «недостатка времени».

Одним из важных моментов этой игры является изготовление фигурки. Некоторые дети придают этому процессу очень большое значение, один из наших клиентов делал свою фигурку дома, бережно приносил ее и хранил до следующей игры, другой ребенок брал готовые фигурки и прилеплял к ним сделанные из пластилина детали (вымя лошади). То, как ребенок относиться к своей фигурке тоже очень показательно.

Еще один фактор, влияющий на психологическое поле игры это кубик сделанный из пластилина, агрессивные дети, дети не умеющие играть в игры по правилам, проявляют свои негативные эмоции и по отношению к кубику, делая и из него «лепешку». Другие дети украшают кубик, взаимодействуют с ним как с одушевленным объектом.

В ходе многих занятий игра «Лепешка» из игры по правилам превращалась в режиссерскую игру, обрастая множеством деталей (подарками одного героя другому, мебелью и домашней утварью, и т.д.). Один из наших маленьких клиентов перед игрой договаривался с другими игроками «а кто сегодня будет вредный», другой превращал поле игры в загадочную зону с перемещениями пространства и приносил из дома рисунки для этих перемещений, то есть у некоторых детей игра в «Лепешку» заменяет игровую терапию.

Проблема детско-родительских отношений, психологической коррекции и психотерапии детей дошкольного и младшего школьного возраста может решаться многими средствами. Одним из этих средств являются детские игры, в которые ребенок играет вместе с родителями. «Для здоровых, зрелых семей характерны такие качества, как высокая самооценка, подвижные и гуманные правила, ориентированные на принятие другого человека. Члены таких семей способны к гибкому приспособлению к любым возможным изменениям условий жизни». (Г.Хорн)

Отклонение от нормы психологического здоровья в семье характеризуется, как правило, преобладанием удовлетворения каждым членом семьи своих личных потребностей и снижением внимания к потребностям остальных. Но для единства семейных взглядов и ценностей, для принятия норм и правил семьи, чувств и мыслей каждого её члена необходимо, прежде всего, доскональное знание и прочувствование сложившихся норм поведения, то есть развитие социальной и «эмоциональной» компетенции. Особенно важна она для молодых членов семьи. Формирование социальной и «эмоциональной» компетенции помогает детям постепенно отойти от их эгоцентрической позиции и научиться рефлексировать свое поведение, поведение других людей и сравнивать его с нормами поведения.

На существующем рынке детских игр почти не существует игр, имеющих психологическую направленность. Большинство детских игр – это игры с означенными героями, в которых пропадает развивающая часть игры, связанная с развитием воображения, то есть непременно присутствующая в настоящей игре «мнимая ситуация». В игре «Лепешка» «мнимая ситуация» присутствует, поэтому наряду с наработкой социальных навыков общения, эта игра развивает и воображение.

В контексте психоанализа существенным оказывается то, что игра способствует развитию «Сверх-Я» ребенка. Причем в игре акцент направлен не на эгоцентрическую позицию, а на учет позиций и мнений других людей. Играя вместе с родителями и психологом, ребенок, с одной стороны, усваивает родительские нормы, а с другой стороны, в случае отказа взрослыми от общепринятых норм, ребенок видит относительность этих норм, что важно для разрушения идеализации чрезмерно сильного родительского авторитета и явно завышенных норм. В результате устанавливается «золотая середина» – какие-то нормы ребенок принимает, а от каких-то отказывается.

Таким образом, представляя наш опыт по использованию авторской модификации игры Гюнтера Хорна в рамках психологического консультирования и психотерапии детей младшего школьного и дошкольного возраста мы хотели показать большие возможности и многогранность результатов применения этой игры. Думаем, что другие психологи и психотерапевты найдут в этой игре свои грани. Мы же, на основании своего опыта, позволим сделать некоторые выводы:

  1. Использование игры позволяет диагностировать и корректировать детско-родительские отношения.
  2. Игра обладает выраженным психотерапевтическим эффектом.
  3. Игра развивает воображение, коммуникативные навыки, произвольность.
  4. Эта игра способствует наработке социальных навыков и становлению личности ребенка.
  5. Для многих семей игра становиться семейной традицией, помогающей решению возникающих проблем.

В статье использованы материалы семинара проходившего в городе Красноярске в 1999году с участием Гюнтера Хорна (Германия) и Якова Обухова (Россия).

Правила и описание игры:

Игровое поле для этих игр можно изготовить самому. В зависимости от количества играющих Вам потребуется:

  • Одна покрытая пластиковым покрытием игровая доска или белое оргстекло любой толщины, размером 54 на 54 см. (на худой конец лист ватмана)
  • Семь или меньше, различных самоклеющихся цветных пленок. Тех цветов, какие Вы выберете для играющих, например для пяти игроков: красного, синего, зеленого, желтого, лилового цветов. Поле длительного использования.
  • Пять кусочков пластилина аналогичных же цветов (красного, синего, зеленого, желтого, лилового цвета) или просто разных по цвету.
  • Один кубик (можно изготовить кубик из пластилина).

Квадратными и прямоугольными кусочками пленки указанных цветов наклеивается «дорожка» от «Старта» до «Финиша», по типу игрового поля любой игры с фишками, (зигзагом, змейкой, по кругу).

Лепешка

В игре «Лепешка» игроки сами лепят из пластилина свои игровые фишки. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в «лепешку», что по нашим наблюдениям, происходит очень редко. Это не цель игры. В игре отрабатывается опыт взаимных обвинений, вежливых извинений, высказываний благодарности и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается.

Цель игры – первым придти к конечному пункту – «Финишу» Попасть туда можно только пройдя все клеточки-дома на игровом поле. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом, появляется понятие ценности своего дома.

Правила и описание игры:

Игровое поле для этих игр можно изготовить самому. В зависимости от количества играющих Вам потребуется:

Одна покрытая пластиковым покрытием игровая доска или белое оргстекло любой толщины, размером 54 на 54 см.

Семь различных самоклеющихся цветных пленок (например D-Efix). Тех цветов, какие Вы выберете для играющих, например для пяти игроков: красного, синего, зеленого, желтого, лилового цветов. А кроме того для любого количества игроков:

голубого, коричневого и серебряного цветов для изготовления цветных полей согласно приведенной далее схеме.

Пять кусочков пластилина аналогичных же цветов (красного, синего, зеленого, желтого, лилового цвета).

Один кубик.

Квадратными и прямоугольными кусочками пленки указанных цветов наклеивается "дорожка". В принципе игру можно изготовить и для большего количества игроков. Для этого игровое поле должно быть соответственно расширено; для новых игроков в дополнение к пяти существующим цветам нужно ввести другие цвета клеящейся пленки и пластилина.

ЛЕПЕШКА

В игре "Лепешка" игроки сами лепят из пластилина свои игровые фишки. Тем самым они дают понять как они относятся к другим игрокам, какие у них желания и намерения. В ходе игры между ее участниками постоянно возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в "лепешку". В игре отрабатывается также опыт взаимных обвинений, вежливых извинений и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым образом, а неприемлемое поведение наказывается.

Цель игры - первым придти к конечному пункту - на "Небо людей". Попасть туда можно только при помощи неповрежденной целой фигурки-фишки человека. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом.

Игра проводится по следующим правилам:

1. Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит им потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле "хлев".

2. Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка.

3. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле другого цвета.

4. Игрок, на цвет поля которого попала фигура другого цвета, должен обвинить попавшее на его поле животное за какой-то придуманный им проступок (например: "ты украл у меня мой бутерброд!").

5. После этого обвинения владелец животного должен соответствующим образом извиниться за свое животное или предложить исправить содеянное.

6. Если владелец поля удовлетворен извинением или возмещением ущерба, то он может отказаться от наказания попавшей к нему фигуры. Тогда следующий игрок может бросать кубик. Если владелец поля не удовлетворен извинением, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в "лепешку".

7. На полях своего цвета фигура находится у себя дома. В своем доме фигура может залечить раны, изменить себя, отдохнуть и "развить себя". Поэтому все игроки восстанавливают свои фигуры, если им выпадает количество ходов, позволяющее им достичь собственного игрового поля или если у них есть возможность его перескочить. В последнем случае они идут только до своего "дома". Лишь неповрежденные фигуры имеют право перешагнуть через поле своего цвета.

8. Цель игры - стать человеком и попасть на "Небо людей". Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Для этого нужна помощь другого игрока, который, как в сказке, сможет "расколдовать животное", превратив его обратно в человека. Когда кто-то захочет стать человеком, он должен выбрать кого-то из игроков и попросить его перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, когда целая и неповрежденная фигурка животного находится на поле своего цвета. Необходимо также убедить другого игрока, обосновав ему почему животное хочет стать человеком. Если фигурка животного попадает на поле своего цвета поврежденной, то владелец животного должен сам исправить ее, долепив до целого животного. И только когда очередь в следующий раз вновь дойдет до того, что можно будет бросать кубик, можно будет попросить какого-то другого игрока превратить животное в человека.

9. Если приведенное обоснование кажется игроку, к которому обратились с просьбой превратить животное в человека, достаточно убедительным, то он лепит из фигурки животного человека. С этого момента владелец фигурки-человека должен вести себя в игре "по-человечески", "гуманно". Это значит, что он в принципе не должен бить, давить или разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб. Однако "человек" может, не разрушая другую фигуру, таким образом согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание своей вины. Например, можно склонить голову животного, согнуть спину, поставить на колени, заставить ползти по полу.

10. Если игрок, имеющий фигурку-человека, все равно - забывшись или намеренно - раздавит кулаком фигурку животного или человека в лепешку, то его фигурку возвращают в "хлев" и он начинает игру сначала, но уже снова в форме животного.

11. Игрок, чьей фигурке-животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад на ближайшее поле своего цвета и там самостоятельно превратиться в человека. Кубик при этом не кидается.

12. Последнее поле в игре - зеркальное. Наказанные и поврежденные фигурки должны точно попасть на это поле. Владелец поврежденной фигурки животного исправляет ее и переставляет ее затем на "небо животных". Владелец поврежденной фигурки человека может "подлечить" себя на зеркальном поле. На "небо людей" неповрежденная фигурка человека переходит уже при следующем ходе, если на кубике выпадает число "I". Выигрывает тот, кто первым попадет на "небо людей". Целым фигуркам-человечкам не нужно останавливаться ждать на зеркальном поле, при точном выпадении числа на кубике они могут сразу перейти на "небо людей".

13. Дополнительное правило для опытных игроков: человеческая фигурка опять превращается в животное, если ее владелец наказывает попавшую на его поле фигурку, не дожидаясь обвинения или извинения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические игры

Психологические игры

Терпимость, уважение, умение общаться и сотрудничать – необходимые условия в жизни. Учителю важно уделить особое внимание развитию этих качеств у ребят. Помочь в этом могут игры, улучшающие навыки об...

Большая психологическая игра "Лабиринт"

Данная игра является началом работы по программе "Давайте жить дружно!" Результатом игры будет появление у обучающихся 2-ых классов возможности узнать друг друга в ситуации опасности, возможности увид...

"Лепешка" - одна из самых известных социальных игр немецкого психотерапевта Гюнтера Хорна. Ее основная цель - развитие умения общаться (учиться договариваться, отстаивать свои права, уступать, извиняться), распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре. Очень важно то, что игра помогает участникам осознать и проработать тему границ и учит справляться с агрессией социально приемлемым способом (выражение агрессии предусмотрено правилами, но ограничено временем и рамками игры). В этой игре нет стандартных фишек, участники сами лепят их из пластилина, создавая своего представителя на поле и неся за него ответственность. Тем самым они дают понять, как они относятся к себе и другим, какие у них желания и намерения. По ходу игры между участниками возникают самые разные отношения, иногда чью-то фигурку могут даже смять, превратить в "лепешку". Хотя формальная цель игры - первым дойти до Замка в облике человека, процесс игры часто затягивает настолько, что подлинной целью становятся...

Читать полностью

"Лепешка" - одна из самых известных социальных игр немецкого психотерапевта Гюнтера Хорна. Ее основная цель - развитие умения общаться (учиться договариваться, отстаивать свои права, уступать, извиняться), распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре. Очень важно то, что игра помогает участникам осознать и проработать тему границ и учит справляться с агрессией социально приемлемым способом (выражение агрессии предусмотрено правилами, но ограничено временем и рамками игры). В этой игре нет стандартных фишек, участники сами лепят их из пластилина, создавая своего представителя на поле и неся за него ответственность. Тем самым они дают понять, как они относятся к себе и другим, какие у них желания и намерения. По ходу игры между участниками возникают самые разные отношения, иногда чью-то фигурку могут даже смять, превратить в "лепешку". Хотя формальная цель игры - первым дойти до Замка в облике человека, процесс игры часто затягивает настолько, что подлинной целью становятся живые отношения участников друг с другом, разработка своего стиля поведения, исследование стратегий взаимодействия с другими игроками. Игру можно проводить много раз, изменяя героев, меняя их характеры, устанавливая дополнительные правила (придумывая правила поведения на пустых незанятых домиках).
Состав комплекта:
игровое поле;
пластилин;
кубик;
инструкция.

Скрыть

Участники выставки -конкурса:

Васильева Дарья Сергеевна ,

педагог-психолог

МАУДО «Детский сад №9», г.Ялуторовск

«Психотерапия для ребенка –

это таблетка, а игра – это хлеб»

Гюнтер Хорн

Пояснительная записка

Я представляю модификацию известной социально-психологической игры детского психотерапевта из Германии Гюнтера Хорна«Лепёшка» («Эмоции»). Играть с детьми может как воспитатель и психолог, так и родители.

Игра «Лепешка» предназначена для взрослых и детей старше 5 лет.

В нее может играть от трех и более человек. Взрос­лый, играющий с детьми, может и сам быть одним из игроков, или сопровождать процесс игры, наблюдать за игрой, помогать детям. Игра может прово­диться неоднократно с одними и теми же участниками. Игру можно проводить несколько раз, изменяя героев, меняясь ими, устанавливая дополнительные правила.Участников игры выбирает ведущий или предостав­ляет право выбрать для себя «соседей по полю» одному из детей, или участники могут быть выбраны посредством лоте­реи, жребия или любого другого способа.

Каждый участник делает фишку для себя из пластилина и ходит ей по игровому полю. Эту фишку он ассоциирует с образом «Я» и переживает, если игроки в ходе игры лепят из неё новую фигурку или лепешку.

В оригинальном варианте игры одним из условий является формули­ровка обвинения и объяснения своего поступка, а также обращение к рефлек­сии собственных чувств и переживаний в различных ситуациях, способствуют развитию самосознания. В игре происходит сравнение «образа Я» с не­которым эталоном. При этом вся группа принимает участие в обсуждении. Это дает участнику возможность сравнить еще и свое представление о себе с мнением других, с «образом Я глазами других». А сам процесс выбора качеств помогает формированию «Я идеального». В данном случае игра провоцирует про­явление у игроков агрессии (игроки могут превратить фишку партнера в лепешку или изменить по своему усмотрению). В конце игры проводится общая рефлексия, а с некоторыми игроками необходимо провести психологическое консультирование и коррекцию.

Процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом,

Данный вариант игры имеет как психологическую составляющую, так и педагогическую.

В ходе игры выявляется эмоциональное состояние игроков и его причины. Игра может стать инструментом для диагностики эмоционального состояния участников и его коррекции. Игра может показать родителям переживания детей, их эмоциональное состояние в той или иной жизненной ситуации и стать источником для коррекции родительских установок в общении со своим ребенком.Такая форма работы педагога-психолога с семьейорганично вписывается в детскую жизнь, не оставляя следа от специально организованной психолого-коррекционной работы с ребенком.

Игра обладает большим развивающим потенциалом: развивает воображение, коммуникативные навыки, произвольность, способствует наработке социальных навыков и становлению личности ребенка.

Изучив эту игру, я адаптировала её для детей старшего дошкольного возраста и разработала новые пра­вила, не требующие от игрока обвинения по отношению к гостю. В основе игры «Лепешка» («Эмоции») - понимание детьми своих эмоциональных состояний.

Цель игры для детей - как можно быстрее прийти в домик и пригласить в гости остальных игроков, придумать повод для приглашения в гости. Попасть туда можно только пройдя все клеточки-дома на игровом поле.

В ходе игры педагог-психолог или родитель может проследить, какие вопросы вызывали затруднение. В ответах ребёнка может содержаться важная информация, которая раскроет, почему ребёнок часто плачет в детском саду «Мне грустно, потому что я скучаю по маме». Ответы ребёнка могут указать на возможные проблемы, связанные с внутрисемейными отношениями или материальными трудности. Ответы ребёнка могут дать неадекватную реакцию на вопрос «Мне весело, когда кто-то упал». Исходя из всего выше сказанного, можно утверждать, что данная игра поможет ребёнку научиться не только различать свои эмоции, но и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями, т.е. будет эффективна в работе педагога-психолога. Также сами родители, используя данную игру, смогут понять, на что в отношениях с ребёнком стоит обратить внимание.

Вариантом усложнения данной игры может стать игра с приемами диагностики «Социометрия», когда участник приглашают (или не приглашает) к себе игроков в гости и объясняет свой выбор. При этом количество игроков можно увеличить.

Еще один вариант - коррекция детско родительских отношений. В данном случае ребенок вместе с родителями и психологом играют в игру, и в качестве одной темы выбирается какая-либо жизненная ситуация, в которой находятся родители и ребенок.

Как вариант - игра с агрессивными (или тревожными) детьми. Здесь предлагается изменять фигуры и объяснять причину, выяснять эмоциональное состояние игроков.

Данная игра может применяться и в работе с педагогическим коллективом как способ показать эмоциональное состояние детей и помочь педагогам принять и понять своих воспитанников.

Конспект социально-психологической игры «Лепёшка» («Эмоции»)

Цель: понимание детьми своих эмоциональных состояний с помощью соотношения с определёнными событиями, происходящими в их жизни.

Задачи :

  1. Познакомить детей с пятью эмоциональными состояниями «Радость», «Грусть», «Гнев», «Удивление» и «Страх».
  2. Помочь детям осознать посредством игры, в каких случаях они выражают данные эмоции.
  3. Научить детей различать эмоции.

Правила игры:

  1. Каждый игрок ходит по игровому полю «фишкой» своего цвета, которую он вылепил из пластилина (она может представлять собой что угодно).
  2. Игроки бросают игральный кубик по очереди, в зависимости какая цифра выпала на столько клеток они перемещаются вперёд.
  3. Если игрок встал в клетку своего цвета, то он отдыхает и может как-то видоизменить свою «фишку».
  4. Если игрок попал на клетку другого игрока, т.е. с отличным цветом от своей «фишки», то в этом случае он выполняет задание хозяина клетки. Хозяин клетки задаёт вопрос, связанный с однимиз пяти эмоциональным состояние, например, радость, грусть, злость, удивление или страх. Вопрос звучит следующим образом«Когда тебе было грустно (ты грустил)?», «Когда ты радовался (был рад)?», «Когда ты удивлялся?», «Когда ты злился (сердился)?», «Когда тебе было страшно?».
  5. Если игрок не отвечает на вопрос хозяина, то последний, т.е. хозяин, вправе превратить «фишку» игрока в лепёшку, или видоизменить её (приклеить к ней часть из пластилина своего цвета).
  6. Тот,кто приходит к домику-финишу, становится его хозяином, оставшиеся игроки – гостями. Хозяин приглашает остальных игроков в домик говоря «Я приглашаю тебя в гости, потому что…». Гость отвечает «Я приду в гости, потому что…».

Ход игры

Педагог-психолог: сегодня я вам предлагаю поиграть в интересную игру, у которой смешное название «Лепешка». На игровом поле квадраты 4 цветов, поэтому в игре могут принимать участие не более четырех игроков. Выберите себе кусочек пластилина, из которого вы вылепите свою фишку. Пластилин соответствует цвету квадратов.

Дети выбирают пластилин соответствующего цвета по желанию и лепят фигурку фишки, которой они будут ходить по игровому полю.

Педагог-психолог: С помощью жребия (или другим способом) выберем, кто из вас будет ходить первым, вторым, третьим и четвертым.

Дети с помощью жребия определяют очередность ходов

Педагог-психолог: поставьте фигурки на старт. Ход делает первый игрок.

Дети ставят фигурки на старт, первый участник бросает кубик. Сколько точек выпало на кубике, на столько клеток он перемещается вперед.

Педагог-психолог: (Обращаясь к «хозяину» клетки) Задай вопрос игроку, который пришел на твою клетку, связанный с однимиз пяти эмоциональных состояний: грусть, радость, страх, удивление, злость.

Педагог-психолог показывает детям карточки-символы пяти эмоциональных состояний человека и помогает сформулировать вопрос в случае затруднений у ребенка.Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не придет к финишу-домику.

Педагог-психолог: (обращаясь к игроку в домике) Пригласи ребят к себе в домик.

Пример приглашение хозяина может звучать так «Варя, я приглашаю тебя в гости, потому что мне очень хочется, чтобы ты пришла поиграть со мной».

Ответ гостя может быть таким «Таня, я приду в гости, потому что мне тоже хочется поиграть с тобой, и я обязательно возьму свою новую игру».

Педагог-психолог: наша игра закончилась. Что в игре для вас было трудным? Что понравилось больше всего?

Педагог-психолог спрашивает каждого игрока о впечатлениях от игры, для себя делает выводы об эмоциональном состоянии детей

Литература:

видеоролик организации игры


В игре «Лепешка» участники сами лепят из пластилина свои игровые фишки. Тем самым они дают понять как они относятся к другим игрокам, какие у них желания и намерения. В ходе игры между ее участниками возникают самые разные отношения, иногда и такие, когда кого-то превращают в «лепешку». В игре отрабатывается опыт взаимных обвинений, вежливых извинений, высказываний благодарности и просьбы о помощи. Игроки учатся справляться с агрессией социально приемлемым способом, а неприемлемое поведение наказывается. Также игра помогает участникам осознать и проработать тему границ. Цель игры – первым придти к конечному пункту (на голубое облачко). Гюнтер Хорн, автор этой игры, назвал это поле «Небо людей». Попасть туда можно только пройдя все клеточки-дома на игровом поле. Сам же процесс игры часто затягивает настолько, что забывается формальная цель, а подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом, появляется понятие ценности своего дома. Игра проводится по следующим правилам: сначала каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, это
его игровая фишка. Старт игры начинается на поле «Хлев» в нижнем левом углу поля. Игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка, это его «дома». Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свои фигурки-фишки через соответствующее количество полей-домиков. В игре «Лепешка», как и во всех социальных играх Гюнтера Хорна, первым ходит самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, в чужой домик. Хозяин поля обвиняет попавшую к нему фигурку в каком-то проступке, например, «ты вел себя слишком шумно», или «что-то у меня дома разрушил». После этого обвинения владелец животного должен соответствующим образом извиниться за свое животное или предложить исправить содеянное. Также есть вариация правил, когда пришедший в домик гость должен упросить хозяина впустить его в свой домик. При этом хозяин домика может поставить некоторые условия, например, не мусорить, не прыгать на кровати и т.д. Если владелец домика удовлетворен поведением гостя, его извинением за проступок или возмещением ущерба, то гость остается в домике безнаказанно. Если же гость нарушил установленные хозяином правила, то хозяин может наказать его, щелкнув по попавшей в его дом фигурке, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в «лепешку». Если целая, неповрежденная фигурка попала на свое поле, она может приукрасить себя, изменить себя, отдохнуть. Поврежденная, раненая фигурка не имеет права проходить мимо своего домика, она обязана там остановиться и залечить раны. Игру можно проводить несколько раз, изменяя героев, меняя их характеры, устанавливая дополнительные правила (придумывая правила поведения на пустых незанятых домиках).