Психосоматические причины заболеваний у детей. Это всё от нервов, или психосоматические расстройства у детей Психосоматика ребенок не разговаривает

Довольно часто родители сталкиваются с тем, что ни врачам, ни диагностам не удается установить истинную причину болезни ребенка. Другая ситуация - длительное лечение, которое не приводит к выздоровлению. Доктора говорят, что «это хроническое», и выписывают очередной рецепт на таблетки или уколы. Прервать замкнутый круг может психосоматическая медицина, которая позволит установить истинные глубинные причины недуга и подскажет, как ребенка вылечить.

Что это такое?

Психосоматика - это направление в медицине, которое рассматривает связь души и тела, влияние психических и психологических факторов на развитие тех или иных болезней. Многие великие врачи описывали эту связь, утверждая, что у каждого физического недуга есть психологическая первопричина. Да и сегодня многие практикующие врачи уверены, что на процесс выздоровления, к примеру, после хирургической операции, напрямую влияет настроение больного, его вера в лучший исход, его состояние духа.

Наиболее активно эта связь начала изучаться врачами еще в начале XIX века, большой вклад в это изучение внесли в середине XX века врачи из США, России, Израиля. О психосоматическом заболевании сегодня доктора говорят в том случае, если подробное обследование ребенка не показало каких-либо физических причин, которые могли бы способствовать развитию его заболевания. Причин нет, а болезнь есть. С точки зрения психосоматики, рассматривают и неэффективное лечение. Если все назначения врача выполняются, препараты принимаются, а болезнь не отступает, то это тоже может быть свидетельством ее психосоматического происхождения.

Специалисты-психосоматы рассматривают любую болезнь, даже острую, с точки зрения прямой связи между душой и телом. Они считают, что у человека есть все необходимое для того, чтобы выздороветь, главное - осознать глубинные причины недуга и принять меры к их устранению. Если выразить эту мысль в одной фразе, то получится знакомое всем утверждение – «Все болезни от нервов».

Принципы

Психосоматика основывается на нескольких важных принципах, которые обязательно должны знать родители, если они решили искать истинные причины болезни своего ребенка:

  • Негативные мысли, тревога, депрессия, страхи, если они довольно продолжительные или глубоко «спрятанные» всегда приводят к возникновению тех или иных физических болезней. Если изменить образ мышления, установки, то болезнь, которая не «поддавалась» медикаментам, уйдет.
  • Если причина найдена верно, то излечение труда не составит.
  • Человеческий организм в целом, как и каждая его клетка, имеет свойство самовосстанавливаться, регенерировать. Если позволить организму это делать, то процесс выздоровления будет более быстрым.
  • Любая болезнь у ребенка говорит о том, что малыш не может быть самим собой, что он испытывает внутренний конфликт. Если ситуацию разрешить, болезнь отступит.

Кто наиболее подвержен психосоматическим заболеваниям?

Ответ на этот вопрос однозначен - любой ребенок любого возраста и пола. Однако наиболее часто болезни имеют психосоматические причины у деток, которые находятся в периодах возрастных кризисов (в 1 год, в 3 года, в 7 лет в 13-17 лет). Воображение у всех детей очень яркое и реалистичное, порой у малышей стирается грань между вымышленным и реальным. Кому из родителей не приходилось хоть раз замечать, что ребенок, который очень не хочет по утрам идти в садик, чаще болеет? А все потому, что болезнь он создает сам, она необходима ему, чтобы не делать то, чего так не хочется - не идти в детский сад.

Болезнь нужна, как способ обратить на себя внимание, если его в семье уделяется мало, ведь с больным ребенком общаются больше, чем со здоровым, его окружают заботой и даже подарками. Заболевание у детей часто является защитным механизмом в пугающих и неопределенных ситуациях, а также способом выразить свой протест, если в семье долгое время царит обстановка, в которой малышу неуютно. Многие родители, пережившие развод, прекрасно знают, что в пик переживаний и семейной драмы ребенок «так не вовремя» начал болеть. Все это - лишь самые элементарные примеры действия психосоматики. Есть и более сложные, глубинные и запрятанные далеко в подсознание малыша причины.

Прежде чем их искать, нужно обратить внимание на индивидуальные качества ребенка, на его характер, на манеру его реагирования на стрессовые ситуации.

Наиболее серьезные и хронические заболевания случаются у детей, которые:

  • не умеют справляться со стрессом;
  • мало общаются с родителями и окружающими о своих личных проблемах и переживаниях;
  • находятся в пессимистичном настроении, всегда ждут неприятной ситуации или подвоха;
  • находятся под влиянием тотального и постоянного родительского контроля;
  • не умеют радоваться, не умеют готовить для других сюрпризы и подарки, дарить радость другим;
  • боятся не соответствовать завышенным требованиям, которые предъявляют к ним родители и педагоги или воспитатели;
  • не могут соблюдать режим дня, не высыпаются или плохо питаются;
  • болезненно и сильно принимают во внимание чужое мнение;
  • не любят расставаться с прошлым, выбрасывать старые сломанные игрушки, заводить новых друзей, переезжать на новое место жительства;
  • склонны к частым депрессиям.

Понятно, что по отдельности каждый перечисленный фактор случается время от времени с каждым человеком. На развитие болезни же влияет продолжительность эмоции или переживания, а потому опасна долгая депрессия, а не одноразовая апатия, опасен длительный страх, а не минутное состояние. Любая негативная эмоция или установка, если она длится достаточно долго, способна вызвать определенное заболевание.

Как найти причину?

Все без исключения болезни, по утверждениям известных мировых психосоматов (Луизы Хей, Лиз Бурбо и других), строятся на пяти основных ярких эмоциях:

  • страх;
  • гнев;
  • грусть;
  • интерес;
  • радость.

Рассматривать их нужно в трех проекциях - как ребенок видит себя (самооценка), как ребенок видит окружающий мир (отношение к событиям, явлениям, ценности), как ребенок взаимодействует с другими людьми (наличие конфликтов, в том числе и скрытых). Нужно установить доверительные отношения с ребенком, постараться вместе с ним выяснить, что же его волнует и тревожит, что огорчает, есть ли люди, которых он не любит, чего он боится. Помочь в этом могут детские психологи, врачи-психотерапевты. Как только обрисуется приблизительный круг эмоций ребенка, можно приступать к прорабатыванию глубинных причин.

Некоторые популярные авторы (та же Луиза Хей) составили психосоматические таблицы , чтобы облегчить задачу. В них указаны заболевания и наиболее распространенные причины их возникновения. Однако слепо доверять таким таблицам нельзя, ведь они довольно усредненные, составленные зачастую при наблюдении за небольшой группой людей со сходными симптомами и душевными переживаниями.

Таблицы не учитывают личности и индивидуальности вашего ребенка, а это очень важный момент. Поэтому с таблицами желательно ознакомиться, но анализ ситуации лучше провести самостоятельно или обратиться к специалисту в области психосоматики - сейчас и такие есть.

Следует понимать, что если болезнь уже проявилась, она очевидна, то путь пройден очень большой - от мысли до эмоции, от создания ошибочных установок до превращения этих установок в неправильный образ мышления. А потому процесс поиска может быть достаточно долгим. После того как причина будет найдена, придется поработать надо всеми изменениями, которые она вызвала в организме - это и будет процесс лечения. О том, что причина найдена правильно и процесс излечения начался, будет свидетельствовать улучшение общего состояния, снижение симптоматики. Родители практически сразу обратят внимание на позитивные изменения в самочувствии малыша.

Развитие заболевания

Нужно понимать, что сама по себе мысль не вызывает приступ аппендицита или появление аллергии. Но мысль дает импульс к мышечному сокращению. Эта связь понятна всем - головной мозг дает команды мышцам, приводя их в движение. Если у ребенка внутренний конфликт, то одна мысль будет говорить ему «действуй» и мышцы будут приводиться в готовность. А другая (конфликтующая) эмоция будет говорить «не надо так делать» и мышца застынет в состоянии готовности, не совершая движения, но и не возвращаясь в исходное спокойное состояние.

Этот механизм достаточно примитивно может объяснить, почему формируется заболевание. Речь идет не только о мышцах рук, ног, спины, но и о маленьких и глубоких мышцах внутренних органов. На клеточном уровне при длительном таком спазме , который практически не ощущается, начинаются метаболические изменения. Постепенно напряжение передается и соседним мышцам, сухожилиям, связкам, и при достаточном накоплении наступает момент, когда самый слабый орган не выдерживает и перестает функционировать так как положено.

Мозг «сигнализирует» не только мышцам, но и железам внутренней секреции. Известно, что испуг или внезапная радость вызывают усиление выработки надпочечниками адреналина. Таким же образом и другие эмоции влияют на баланс гормонов и секреторных жидкостей в организме. При дисбалансе, который неизбежен при длительном воздействии на определенный орган, начинается болезнь.

Если ребенок не умеет «сбрасывать» эмоции, а только накапливает их, не высказывая, не делясь своими мыслями с окружающими, скрывая от них свои настоящие переживания, боясь быть непонятым, наказанным, осужденным, то напряжение доходит до определенной точки, и выбрасывается в виде болезни, ведь выход энергии нужен в любом виде. Очень убедительно выглядит такой довод - два ребенка, которые живут в одном городе, в одной и той же экологической обстановке, которые питаются одинаково, имеют одинаковый пол и возраст, не имеют врожденных болезней, болеют почему-то по-разному. Один за сезон ОРВИ переболеет до десяти раз, а другой не заболеет ни разу.

Таким образом, влияние экологии, образа жизни, питания, состояния иммунитета - не единственное, что влияет на заболеваемость. Ребенок с психологическими проблемами заболеет несколько раз в году, а малыш без таковых проблем - не заболеет ни разу.

Не совсем очевидной пока для исследователей является психосоматическая картина врожденных заболеваний. Но большинство специалистов в области психосоматики рассматривают такие недуги как следствие неправильных установок и мыслей женщины во время беременности и даже задолго до ее наступления. В первую очередь важно понимать, как именно женщина воспринимала детей до беременности, какие эмоции у нее вызывал плод во время беременности, а также как она в это время относилась к отцу ребенка.

У гармоничных пар, которые обоюдно любят и ждут своего малыша, гораздо реже дети страдают врожденными заболеваниями, чем в семьях, где мама испытывала неприятие папиных слов и поступков, если регулярно задумывалась о том, что и беременеть-то вовсе не стоило. Мало кто из мам, воспитывающих детей-инвалидов, детей с тяжелыми врожденными недугами готовы признаться даже самими себе, что были и негативные мысли, и скрытые конфликты, и страхи, и неприятие плода в некоторые моменты, может, даже были мысли об аборте. Вдвойне трудно потом осознать, что ребенок болен из-за ошибок взрослых. Но помочь облегчить его состояние, улучшить качество жизни мама все-таки может, если наберется мужества проработать глубинные причины заболевания малыша.

Возможные причины некоторых заболеваний

Как уже говорилось, причины следует рассматривать только с учетом характера и особенностей данного конкретного ребенка, его семейной обстановки, отношений между родителями и малышом, и других факторов, которые могут оказывать влияние на психику и эмоциональное состояние ребенка. Мы же приведем лишь несколько диагнозов, наиболее изученных психосоматическим направлением медицины с возможными причинами их возникновения: (для описания использованы данные нескольких диагностических таблиц - Л. Хей, В. Синельникова, В. Жикаренцева):

Аденоиды

Достаточно часто аденоидит развивается у детей, которые чувствуют себя нежеланными (подсознательно). Маме стоит вспомнить, не испытывала ли она желания сделать аборт, не было ли разочарования после родов, послеродовой депрессии. Аденоидами ребенок «просит» любви и внимания, а также призывает родителей отказаться от конфликтов и ссор. Чтобы помочь малышу, нужно изменить отношение к нему, удовлетворять его потребности в любви, разрешить конфликты со второй половиной.

Лечебная установка: «Мой малыш желанный, любимый, он всегда был нам необходим».

Аутизм

Наиболее вероятной причиной аутизма считается защитная реакция, которую включил малыш в какой-то момент, чтобы «закрыться» от скандала, криков, оскорблений, побоев. Исследователи полагают, что риск развития аутизма выше в том случае, если ребенок становится свидетелем сильных скандалов родителей с возможным применением насилия в возрасте до 8-10 месяцев. Врожденный аутизм, который медики связывают с генной мутацией, с точки зрения психосоматики, является длительным ощущением опасности у мамы, возможно с самого ее детства, страхи во время беременности.

Атопический дерматит

Как и большинство заболеваний, которые имеют то или иное отношение к аллергии, атопический дерматит - это неприятие чего-либо. Чем сильнее ребенок кого-то или что-то не хочет принимать, тем сильнее проявления аллергической реакции. У грудничка атопический дерматит может быть сигналом того, что ему неприятны прикосновения взрослого (если его берут слишком холодными или мокрыми руками, если от человека при этом исходит резкий и неприятный малышу запах). Кроха таким образом просит не трогать его. Лечебная установка: «Малыш находится в безопасности, ему ничего не угрожает. Все люди вокруг желают ему добра и здоровья. Ему уютно с людьми».

Такой же установкой можно пользоваться при других видах аллергии. Ситуация требует устранения неприятного физического воздействия.

Астма, бронхиальная астма

Эти недуги, как и некоторые другие болезни, связанные с возникновением дыхательной недостаточности, чаще случаются у деток, которые патологически сильно привязаны к своей маме. Их любовь буквально «удушающая». Еще один вариант - строгость родителей при воспитании сына или дочки. Если малышу с самого раннего возраста внушают, что плакать нельзя, громко смеяться неприлично, прыгать и бегать на улице - верх дурного тона, то ребенок растет, боясь выражать свои истинные потребности. Они его постепенно начинают «душить» изнутри. Новые установки: «Мой ребенок в безопасности, он любим сильно и безусловно. Он прекрасно может выражать свои эмоции, он искренне плачет и радуется». Обязательные меры - устранить педагогические «перегибы».

Ангина

Болезнь может говорить о страхе ребенка высказать что-то, попросить о чем-то для него очень важном. Иногда дети боятся поднять голос в собственную защиту. Ангина более свойственна робким и нерешительным детям, тихим и застенчивым. Кстати, похожие глубинные причины могут крыться и у детей, страдающих ларингитом или ларинготрахеитом. Новые установки: «У моего ребенка есть право голоса. Он родился с этим правом. Он может открыто и смело сказать все, что думает!». К стандартному лечению ангины или хронического тонзиллита обязательно стоит добавить ролевые сюжетные игры или посещение кабинета психолога, чтобы ребенок смог осознать свое право быть услышанным.

Бронхит

Бронхит, особенно хронический, очень нужен ребенку для того, чтобы примирить своих родителей или других родственников, с которыми он проживает совместно или разрядить накаленную обстановку в семье. Когда малыша душит кашель, взрослые автоматически замолкают (обратите внимание при случае - это действительно так!). Новые установки: «Мой ребенок живет в гармонии и мире, ему нравится общаться со всеми, ему приятно слушать все вокруг, потому что он слышит только хорошее». Обязательные родительские действия - срочные меры по устранению конфликтов, причем убирать надо не только их «громкость», но и сам факт их существования.

Близорукость

Причины близорукости , как и большинства проблем со зрением, в нежелании что-то видеть. Причем нежелание это имеет осознанный и решительный характер. Близоруким может стать малыш в 3-4 года из-за того, что с рождения видит в своей семье что-то такое, что его пугает, заставляет закрывать глаза. Это могут быть сложные отношения родителей, физическое насилие и даже каждодневный приход к ребенку няни, которую он не любит (в этом случае у ребенка часто развивается параллельно и аллергия на что-нибудь).

В более старшем возрасте (в школьном и подростковом) диагностированная близорукость может говорить об отсутствии у ребенка целей, планов на будущее, нежелание видеть дальше сегодняшнего дня, страх перед ответственностью за принятые самостоятельно решения. Вообще, многие проблемы с органами зрения связаны с этими причинами (блефарит, конъюнктивит, при гневе - ячмень). Новая установка: «Мой ребенок четко видит свое будущее и себя в нем. Ему нравится этот красивый, интересный мир, он видит все его краски и детали». В младшем возрасте нужна коррекция отношений в семье, пересмотр круга общения чада. В подростковом ребенку требуется помощь в профориентации, общение и сотрудничество со взрослыми, выполнение их ответственных поручений.

Диарея

Речь идет не о единичном поносе, а о проблеме, имеющей затяжной характер или поносе, повторяющемся с завидной частотой. Жидким стулом детям свойственно реагировать на сильный страх, на выраженное беспокойство. Понос - это бегство от чего-то, что не поддается детскому осмыслению. Это могут быть мистические переживания (страх Бабая, зомби) и вполне реальные страхи (боязнь темноты, пауков, тесных помещений и так далее). Нужно выявить причину страха и устранить ее. Если это не получается в домашних условиях, следует обязательно обратиться за помощью к психологу.

Новая установка: «Мой малыш никого не боится. Он смелый и сильный. Он живет в безопасном пространстве, где ему ничего не угрожает».

Запоры

Склонность к запорам свойственна жадным детям, впрочем, и взрослым тоже. А также запоры могут говорить о нежелании ребенка расставаться с чем-либо. Иногда запоры начинают мучить ребенка именно в то время, когда он переживает серьезные жизненные перемены - переезд, перевод в новую школу или садик. Ребенок не хочет расставаться со старыми друзьями, со старой квартирой, где ему все понятно и привычно. Начинаются проблемы со стулом. Запоры у грудничка могут быть связаны с его подсознательной тягой вернуться обратно - в привычную и защищенную среду материнской утробы.

Новая лечебная установка: «Мой ребенок легко расстается со всем, что ему уже не нужно. Он готов к восприятию всего нового». На практике требуется доверительное общение, частое обсуждение достоинств нового садика или новой квартиры.

Заикание

Достаточно часто начинает заикаться ребенок, который не чувствует себя в безопасности на протяжении достаточно долгого времени. А еще этот речевой дефект свойственен деткам, которым строго запрещают плакать. Дети-заики в глубине души сильно страдают от невозможности самовыражаться. Следует понимать, что эта возможность пропала раньше, чем нормальная речь, и во многом ее исчезновение стало причиной возникновения проблемы.

Новая установка: «Мой ребенок имеет огромные возможности показать миру свои таланты. Он не боится выражать свои чувства». На практике заике хорошо заняться творчеством, рисованием и музыкой, но лучше всего - пением. Категорические запреты плакать - путь к болезням и проблемам.

Насморк

Затяжной ринит может говорить о том, что у ребенка заниженная самооценка, о том, что он остро нуждается в понимании своей истинной ценности в этом мире, в признании его способностей и заслуг. Если ребенку кажется, что мир его не понимает и не оценивает по достоинству и это состояние затягивается, может быть диагностирован гайморит. Лечебная установка: «Мой ребенок - самый лучший. Он счастливый и очень любимый. Он просто необходим мне». Дополнительно нужно поработать с оценкой ребенком самого себя, чаще хвалить его, поощрять.

Отит

Как и любые другие заболевания органов слуха, отит могут вызвать негативные слова, ругань, мат, который ребенок вынужден слушать от взрослых. Не желая слушать чего-то, ребенок сознательно ограничивает способности своего слуха. Более сложен механизм развития сенсоневральной тугоухости и глухоты. В случае таких проблем ребенок категорически отказывается прислушиваться к кому-то или чему-то, что сильно ранит его, оскорбляет, унижает его достоинство. У подростков проблемы со слухом связаны с нежеланием слушать родительские наставления. Лечебные установки: «Мой ребенок послушен. Он хорошо слышит, ему нравится прислушиваться и слышать каждую деталь этого мира».

На деле нужно снизить избыточный родительский контроль, говорить с ребенком на приятные и интересные для него темы, избавиться от привычки «читать морали».

Повышенная температура, лихорадка

Беспричинная лихорадка, повышенная температура, которая держится без видимых на то причин при нормальных анализах, может говорить о внутреннем гневе, который накопился у ребенка. Злиться чадо может в любом возрасте и невозможность высказать злобу выходит наружу в виде жара. Чем младше ребенок, чем труднее ему выражать свои чувства словами, тем выше у него бывает температура. Новые установки: «Мой ребенок позитивен, он не злится, он умеет отпускать негатив, не копит его и не таит зла на людей». На деле следует настроить ребенка на что-то хорошее. Внимание малыша нужно переключить на красивую игрушку с добрыми глазами. С ребенком большим обязательно нужно пообщаться и выяснить, какие конфликтные ситуации у него недавно были, на кого он держит зло. После проговаривания проблемы чаду станет значительно легче, и температура начнет снижаться.

Пиелонефрит

Это заболевание достаточно часто развивается у детей, которые вынуждены заниматься не «своим» делом. Мама хочет, чтобы сын стал хоккеистом, поэтому ребенок вынужден посещать спортивную секцию, в то время как самому ему ближе игра на гитаре или рисование пейзажей восковыми мелками. Такой ребенок с подавленными эмоциями и желаниями - оптимальный кандидат на роль пациента врача-нефролога. Новая установка: «Мой ребенок занимается любимым и интересным делом, он талантлив и у него большое будущее». На практике нужно позволить ребенку самому выбрать себе дело по душе и если хоккей давно не в радость, нужно без сожалений расставаться с секцией и идти в музыкальную школу, куда он так рвется.

Энурез

Основной причиной этого неприятного ночного явления чаще всего выступает страх и даже ужас. Причем наиболее часто, по утверждениям экспертов в области психосоматики, у ребенка чувство страха каким-то образом связано с отцом - с его личностью, поведением, воспитательными методами папы, его отношением к ребенку и его матери. Новые установки: «Ребенок здоров и ничего не боится. Его папа любит и уважает его, желает ему добра». На деле порой требуется достаточно емкая психологическая работа с родителями.

Выводы

Рвота, цистит, пневмония, эпилепсия, частые ОРВИ, стоматит, сахарный диабет, псориаз и даже вши – каждый диагноз имеет свою психосоматическую причину. Главное правило психосоматики – не подменять традиционную медицину. Поэтому поисками причин и устранением их на психологическом и более глубинном уровне следует заниматься параллельно с назначенным лечением. Так, вероятность выздоровления существенно вырастает, а риск рецидива заметно снижается, ведь найденная и решенная правильно психологическая проблема - это минус одна болезнь.

9028

Психосоматика детских болезней: устранение неочевидных причин и лечение заболеваний.

Часто болеющий ребенок сегодня не редкость. Традиционно слабое физическое здоровье ребенка связывалось с плохой экологией, недостаточно развитой иммунной системой. В этом вопросе есть серьезное упущение, ведь, говоря о здоровье, нельзя учитывать только физическую сторону (здоровое тело), необходимо принимать во внимание и более тонкие материи (ментальные, эмоциональные, психологические).

Немного научной терминологии

Основоположник современной концепции стресса, канадский врач и ученый Ганс Селье одним из первых указал на связь между эмоциональным напряжением и болезнью. Он пришел к выводу, что страх, гнев и другие сильные чувства вызывают увеличение надпочечников за счет избыточного воздействия на них гормонов гипофиза.

Иными словами, сильный стресс и переживания приводят к тому, что мозг посылает сигналы в гипоталамус, гипофиз и надпочечники, чтобы эти железы начали выработку определенных гормонов. Надпочечники вырабатывают адреналин, который распространяется по всему телу. Если стресс недолгий, то выброс адреналина, как правило, приносит пользу. Но для нормальной жизнедеятельности телу необходимо определенное количество каждого гормона, которые должны находиться в равновесии. Нехватка или избыток определенного гормона приводит к негативным физическим последствиям и нарушению в работе внутренних органов.

Выброс адреналина в кровь сопровождается выделением еще одного гормона - кортизола. С течением времени избыточное содержание кортизола приводит к повышению уровня сахара и инсулина в крови, снижению иммунитета, усиленным накоплением жиров, истощением костной ткани и проч.

Доктор Н. Волкова полагает, что психологические расстройства становятся причиной 85 % заболеваний тела, в 15% случаев не удалось доказать прямую взаимосвязь, однако она, вероятнее всего, существует. «Дирижером» заболевания специалист считает именно психологические аспекты, тогда как внешние факторы (переохлаждение, инфекции) действуют лишь вторично. Т. е. в спокойном состоянии ваш иммунитет способен справиться с заболеванием, под воздействием стресса - нет.

С Н. Волковой соглашается с доктором А. Манегетти. В своей работе «Психосоматика» автор утверждает, что для победы над хронической (или часто возникающей) болезнью необходимо психологическое изменение.

У болезней детей также есть эта психологическая, подсознательная составляющая. Как же понять истинную причину болезни ребенка и помочь малышу?

Подавляющее большинство детских заболеваний связано с глазами, носом, ушами, кожей, горлом. Заболевания детей говорят о том, что они не могут в полной мере выразить своих чувств (из-за неумения это делать или родительского запрета). Болезни становятся следствием недостатка любви, внимания и заботы.

С момента рождения ребенок попадает в социальную среду со своим набором убеждений, верований. Однако малыш с рождения имеет свои верования. Ребенку придется приспособиться под окружающих его людей. Малыш должен понимать, что он имеет право выражать свои эмоции и чувства, даже если это не нравится взрослым, но он также должен понять, что у окружающих его людей есть свои дела, заботы, и они не могут посвящать ему все свое свободное время.

Практикующий психотерапевт, гомеопат, психолог В. В. Синельников в своей книге «Возлюби болезнь свою» обращает внимание на особенности детских болезней. Зачастую за недугом физическим скрываются глубокие эмоциональные переживания. Для победы над болезнью родителям и ребенку необходимо будет пройти серьезное психологическое изменение.

Дети на тонком энергетическом уровне связаны со своими родителями и детские болезни – это отражение взаимоотношений в семье. Ребенок чувствует напряжение в отношениях между близкими родственниками, даже если при нем никто не показывает неприязни друг к другу.

Каким же образом дети чувствуют состояние родителей. Еще немного теории.

Петрановская: "Очень грубо говоря, мозг можно разделить на "внешний" (кортикальный) - это наш разум ("обычный мозг") и "внутренний" - лимбическая система, которая отвечает за наши самые базовые, витальные потребности: пища, безопасность, голод, холод, любовь, блаженство, тепло, страх, эмоции. Он же регулирует иммунитет, артериальное давление, выбросы гормонов и вообще отвечает за связь психики с телом, а также ПРИВЯЗАННОСТЬ. Глубокая эмоциональная связь, существующая между ребенком и «его» взрослым, называется привязанностью.

В ситуации стресса внутренний мозг включает сигнал тревоги. Чем выше стресс, тем громче сигнал. Внешний мозг в этом случае просто «сносит», он теряет работоспособность, мы плохо соображаем. Характер стресса, кстати, может быть любой: и сильный испуг, и горе, и яркая влюбленность, и неожиданный выигрыш в лотерею разумности нам не прибавляют. Как говорят психологи, «аффект тормозит интеллект»".

Профессор Алан Шор исследовал большое количество научной литературы и совершил значимый вклад в развитие неврологии. Он подчеркивает, что рост клеток мозга - "следствие взаимодействия младенца с главным опекуном (чаще всего матерью)". Отношение к ребенку в первые два года жизни предопределяет возможность полноценного функционирования его мозга в будущем. ⁠Воспитание оказывает непосредственное влияние на функционирование генов ребенка.

Поэтому для правильного развития нервной системы и мозга младенца так важно спокойное состояние матери и окружающей обстановки.

С этой позиции нельзя не согласиться с утверждением, что дети отвечают за грехи своих родителей. Однако не стоит слепо корить себя в неправильном поведении, которое вызвало болезнь ребенка, тем более испытывать чувство ВИНЫ! Любой недуг малыша стоит расценивать как сигнал к его, либо вашему внутреннему изменению.

Если ребенок заболел, родители могут обратить внимание на взаимоотношения в семье, изменить их в лучшую сторону, совместными усилиями прийти к гармонии. Большинство современных родителей игнорируют подобные детские сигналы. Пытаются лечить малыша всевозможными лекарственными препаратами, забывая о комфортной психологической обстановке.

Ребенок гармонично сочетает в себе мужское (от отца) и женское (от матери) начало. В сознании маленького человека уже содержатся эмоции, чувства обоих родителей. Если эти мысли негативны, то они пагубно влияют на здоровье и развитие ребенка. Поэтому от отношений родителей в семье так же зависит физическое и психическое здоровье их ребенка (но не на 100%).

Часто физическими и психическими расстройствами ребенок «кричит» родителям о том, что ему некомфортно.

Так, в семье, где родители постоянно ругаются, у детей нередко возникают воспалительные заболевания ушей, бронхов, легких. Этими сигналами ребенок дает понять родителям, что ему важны спокойствие, гармония. Способны ли родители услышать маленького ребенка и понять его?

«Настраивать» ребенка на болезнь может и сама мать. У тех малышей, матери которых всерьез задумывались об аборте на самых ранних сроках, «включается» программа уничтожения, которая может проявляться в тяжелых формах привычных заболеваний.

На состояние ребенка также оказывает влияние беременность женщины, события которые с ней происходили в этот период, чувства и переживания.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что поведение и мысли родителей могут отражаться , «программировать» ребенка на определенные состояния. Излечиться от заболевания частично или полностью возможно осознав его истинные причины и трансформировав запускающие механизмы, разумеется если человек (ребенок) к этому готов.

Не стоит рассматривать болезни ребенка только как негативный опыт , зачастую это стимул к внутренним трансформациям ребенка, возможно и родителей, выход на новый уровень осознанности.

Эту точку зрения поддерживает и доктор О. Торсунов. Автор уникальных методик оздоровления, он уверен, что в семьях, в которых отсутствует гармония и взаимопонимание, дети часто болеют (жар, беспричинные крики, беспокойства, истерики).

Доктор Л. Вильма в книге «Психологические причины болезней» приводит обширный список детских заболеваний и психологических проблем, которые к ним приводят. Так:

  1. ангину у малышек до года провоцируют плохие взаимоотношения в семье;
  2. аллергию – гнев родителей, страх ребенка, что его не любят;
  3. причину астмы стоит искать в дефиците любви, постоянном подавлении чувств;
  4. частые головные боли возникают у детей, родители которых не могут разрешить возникшие разногласия;
  5. у детей, родители которых привыкли ссориться, громко выяснять отношения, нередко болит горло ;
  6. переживание ребенка за папу провоцирует недержание мочи ;
  7. насилие над психикой ребенка выливается в задержку умственного развития ;
  8. ребенок, которого постоянно стыдят, часто страдает заболеваниями ушей ;
  9. сутулость является проявлением чрезмерной власти матери;
  10. шизофрения может стать следствием навязчивых родительских идей.

Люби себя

Подробный анализ причин распространенных детских заболеваний приводит в своей книге «Твое тело говорит «Люби себя!» Лиз Бурбо. Детские болезни не появляются сами по себе. Зачастую они становятся следствием более глубоких внутренних переживаний.

  • Аденоиды. Опухание тканей носоглотки говорит о чувствительности ребенка. Такие дети, как правило, чувствуют проблемы семьи на самой начальной стадии. Часто они скрывают тревоги, не говорят о них родителям. На ментальном уровне ребенок чувствует себя нелюбимым, полагая, что все проблемы семьи из-за него. Луйза Хэй, автор книги «Исцели себя» советует поговорить с ребенком, объяснить ему, что он любимый, желанный.
  • Врожденные заболевания. Причиной врожденных заболеваний Лиз Бурбо называет нерешенные конфликты прошлой жизни. Ребенок, рождаясь на свет, приносит их с собой как напоминание. Родителям детей с врожденным заболеваниями не стоит винить себя, так как это был выбор ребенка. Детям с врожденными заболеваниями придется приспособиться к жизни, понять ограничения.
  • Наследственные болезни. Они говорят о том, что ребенку и взрослому, от которого «унаследовано» заболевание предстоит получить одинаковые уроки в жизни. Неприятие этого простого закона приводит к конфликту: ребенок винит родителя, родитель – ребенка. Наследственное заболевание нужно принять как возможность для духовного роста, а не для конфликта.
  • Заикание. Ребенок с заиканием боится высказывать свои потребности и желания, пугается властных людей. Ребенка важно научить не бояться высказывать свое мнение, нести ответственность за поступки.
  • Коклюш. Чаще всего от него страдают дети до 5 лет. Сильный кашель стоит рассматривать как еще один способ привлечения внимания. Чаще всего его используют малыши, которые чувствуют себя любимчиками в семье.
  • Рахит. Заболевание, характеризующееся отставанием в физическом развитии, недостатком витамина Д в организме. На ментальном уровне рахит говорит о недостатке внимания. Механизм прост: ребенку нужно быть в центре внимания, они принимает решение дольше оставаться маленьким и буквально «затормаживает» физическое развитие.
  • С ребенком нужно разговаривать, объяснять, что его любят и заботятся, но необходимо взрослеть и учится принимать самостоятельные решения.
  • Сомнамбулизм (хождения во сне). Встречается у детей с очень богатым воображением. Фантазия таких детей настолько богата, что порой они теряют грань между реальностью и сном (чаще всего при очень ярких, насыщенных событиями снах), что и сопровождается ночными хождениями. После утреннего пробуждения ребенок забывает о происходившем ночью
  • Энурез (ночное недержание мочи). Заболевание возникает у детей старше 3 лет, которые по физиологическим нормам уже должны контролировать свое тело. Ночное недержание объясняется чрезмерным напряжением и контролем в течение дня. Такие дети как правило боятся своего отца. Такого ребенка нужно чаще поддерживать, хвалить, со временем страх (как и заболевание) исчезнет.

Возможно, данная статья полностью перевернет ваше представление о детских болезнях и способах их лечения, однако не забывайте про принцип разумности. Многие ошибочно начинают полагать, что психосоматика отменяет медицинское лечение. Это не так, болезнь ребенка - это сигнал о том, что с ним происходит и это уже последствие проблемы. Любое заболевание - это совокупность множества факторов, в том числе и психологических, и не всегда мы можем проанализировать каких именно и в каких пропорциях. Иногда в наших силах изменить ситуацию или повлиять на нее, а иногда нет. Иногда болезнь нужно просто прожить или пережить. Что касается ребенка, он способен гармонично развиваться и расти в спокойной обстановке любви и заботы (не "идеально-вакумной", а просто спокойной в большинстве своем), в противном случае малыш будет справляться со стрессом всеми известными для него способами.

В аптеке то и дело слышишь: «Одно разорение на лекарствах, каждый месяц ребенок болеет, только в садик пошел, а уже снова больничный!» И это один взгляд на проблему. Вполне реальный: здоровый ребенок сталкивается с вирусами в детском коллективе, организм не может их побороть и заболевает. Хотя... Заболевает не каждый ребенок. Может, малыш просто подсознательно готов заболеть, чтобы остаться дома с мамой? Почему же болеют наши дети? Портал ННмама.ру спросил гештальт-терапевта, специалиста в области семейных проблем, психосоматических расстройств Центра психологической помощи «Отражение» Илону Фомину.

Психосоматика у детей: отвергнутая девочка

Илона Фомина предлагает на простом примере рассмотреть, как рождаются детские страхи и болезни. Вы удивитесь, но «родитель» у них один. Просто сам ребенок в какой-то момент выбирает, какую реакцию он сделает ключевой на окружающую его обстановку: страх или болезнь.

Пример №1 : В семье растет ребенок - девочка пяти лет. У мамы с папой рождается малыш. Понятно, что мама эмоционально перегружена, а старшему ребенку не хватает внимания и заботы. И вот девочка подходит к маме и говорит: «Поиграй со мной!». А мама отвечает: «Отстань, у меня нет времени. Ты не видишь, я говорю с подругой по телефону?!».

Дочка продолжает крутиться рядом, смотрит в глаза, дергает за юбку, а мама не обращает внимание. Девочка опять: «Пойдем играть?». А мама раздражается и говорит: «Иди сама играй!».

И вот эта пятилетняя девочка в состоянии злости кричит маме: «Я тебя ненавижу!» Ну, или любые другие болезненные для любой мамы слова. Женщина в растерянности и испуге думает: «Боже мой, какого монстра я воспитываю!» А дочке говорит: «Закрой рот сейчас же, чтобы я больше таких слов не слышала!» Тут из комнаты выходит папа и подливает масла в огонь: «Ты наказана за такие слова!»

В итоге наша девочка оказывается в очень сложной ситуации. Она не знает, как выразить злость, ведь пятилетний ребенок еще не умеет говорить: «Мама, я понимаю, что ты занята, но я злюсь на то, что ты меня отвергаешь». Ребенок не может видеть мир целостно. К слову, и многие взрослые склонны видеть либо черное, либо белое.

Она оказывается в ситуации, когда рядом нет ни одного доброго человека, например, бабушки с пирогами или того же папы, который поймет ее злость и научит ее выражать. Она никак не может понять, что ей делать с болью и одиночеством.

Страх или болезнь?

1. Первый вариант развития событий: образуется страх. Девочка понимает, что злиться нельзя, что на это у нее стоит запрет, и, если она будет злость показывать, то будет наказана и дополнительно отвергнута матерью. Она проецирует эту «злостную часть» на собаку (или мультяшного героя, монстра, темноту, высоту) и выстраивает между собой и страхом жесткую границу, чтобы не общаться со своей отвергнутой частью. И говорит: «Ой, эта собака злая, ненавистня, кусачая!» Так формируется страх.

И она начинает эту собаку бояться, а фактически она боится злость внутри себя, боится эту злость и нужду выражать в отношениях. С одной стороны, она везде будет этих собак видеть, чтобы наконец-то завершить ситуацию. А с другой, - выстраивать очень жесткие границы и говорить: «Я не пойду к собаке, она плохая!». Фактически, она никак не хочет встретиться со своей злостью и это лучшее, что придумал ребенок чтобы остаться в отношениях с родителями.

2. Второй вариант развития событий: образуется болезнь. Ребенок в этой точке берет и проецирует эту энергию на свое тело, зажимая грудную клетку. Почему? В том момент, когда мама кричит: «Закрой рот сейчас же!» И выбегает папа... Ей хочется разрыдаться от отчаяния. Она настолько в своей нужде отвергнута, что у нее внутри очень много слез.

У нее идет энергия рыдания, боли, крика. Но одновременно мама с папой ее остановили. И вот представьте, в грудной клетке есть желание прокричаться, до конца высказать свою боль: «Вы на меня не обращаете внимание, посмотрите на меня!» И начать рыдать. А с другой стороны – есть остановка. Вот вам готовый асматический приступ.

Илона Фомина уточняет, что такое сдерживаемое телесное состояние должно закрепиться. Разовая ситуация, конечно, к астме не приведет. Но, если из раза в раз повторяется одно и то же, и в семье есть запрет на выражение злости, то такая участь вполне вероятно может ждать ребенка.

Главное, что любой симптом – приглашение к отношениям. Болезнь – это творческое приспособление как раз для того, чтобы остаться и сохранить мир в семье.

В чем здесь ловушка? Наше тело устроено так, что каждая часть тела отвечает за разные чувства. Симптом у ребенка возникает, чтобы дорогие ему отношения сохранить. Наша девочка развила астму именно потому, что она любит маму и папу, и хочет с ними остаться, ну и просто зависима от них. Поэтому она формирует симптом, который удовлетворяет и останавливает обе потребности, оба чувства: и злость, и радость. А в основе лежит боль одиночества и неразделенные переживания.

Симптомы и последствия

  • Болят руки. Если у нас есть зажим в руках, они болят и плохо двигаются, мы не можем ни обнять человека, ни оттолкнуть. Психотерапевты работают не только над тем, что «я не могу тебя обнять», но и над «я не могу тебя оттолкнуть».
  • Зажим в челюсти при неврозах. Мы не можете ни улыбаться, ни целоваться, ни выражать злость.
  • Болят уши. Отит в ухе и ребенок плохо слышит. Это: «Я не хочу тебя слышать!» И одновременно «Подойди поближе ко мне, и скажи мне на ухо!»
В любом симптоме, какую часть тела вы не возьмете, есть два разных амбивалентных переживания: любовь и злость, радость и грусть. И всегда он удовлетворяет две потребности. Он нужен, чтобы сохранить отношения.

Показательный пример: как у женщин образуется мигрень?

Пример №2: Вы живете с мужем, любите его, хотите, чтобы он вам дарил цветы, а он не дарит. И вы на него обижены, что он не делает то, что вам нужно. Он подходит к вам и говорит: «Пошли спать. А вы: «Ой, я не могу, у меня голова болит». Вы не можете ему прямо сказать, что я не хочу тебя, потому что я на тебя обижена».

Почему? Потому что вы не хотите скандала, конфликта. У вас есть и другие чувства помимо обиды: вам муж дорог, вы его любите и хотите с ним жить. Вот вы взяли и организовали спазм в голове. И удовлетворили обе потребности: вы и остались с ним в кровати, и его отвергли .

В этом тонкость работы, чтобы понять, какие же разные чувства скрыты за симптомом.

Получается, что родители бегают за таблеткой. Таскают ребенка по врачам, пичкают таблетками, а психосоматика, тем временем, развивается. Один симптом переходит в другой.

1. Задумайтесь, чего не хватает в отношениях между вами и ребенком, чтобы он мог смело выражать разные чувства. Это работа над доверием, над опорой, над безопасностью.

2. Если вы накричали на ребенка, остановитесь, подойдите и извинитесь. Мама, в первую очередь, должна уметь выражать свои чувства и осознавать, что с ней происходит: «Я люблю тебя, но я устала и поиграю с тобой в следующий раз. Хорошо?» И она должна научить этому ребенка.

Современные родители всё чаще сталкиваются с ситуацией, когда та или иная болезнь ребенка - простуды, кишечные расстройства, аллергии и так далее – возвращаются к нему снова и снова, что бы они ни делали, чем бы ни лечили. И вот уже задействованы все ресурсы, найдены лучшие врачи, а облегчение не наступает.

В этом случае психологи советуют обратить внимание не столько на физиологическое состояние ребенка, сколько на его психику. Сегодня широкое развитие получила наука под названием психосоматика, которая утверждает наличие связи между психологическим состоянием человека и его здоровьем.

Ни для кого теперь уже не секрет, что психологическое состояние сказывается на нашем физическом состоянии. Эта взаимосвязь и называется психосоматикой (слово состоит из двух греческих корней: психэ – душа, и сома - тело).

Но почему-то многие даже не задумываются о том, что дети точно так же подвержены психосоматическим воздействиям, как и взрослые. Ошибочно считать, что раз детские проблемы нам кажутся несерьезными, значит, и малышами они переживаются также легко. На самом деле, малыши относятся к своим неурядицам ничуть не менее остро, чем взрослые люди.

При этом маленькому человечку гораздо сложнее высказать наболевшее. Особенно если взрослые запрещают полноценно выражать свои мысли и чувства: «Ты же мальчик, разве мальчики плачут? Ты же воспитанная девочка, хорошие девочки так не кричат».

Чем более категорично высказывание родителей, тем больше ребенок чувствует себя виноватым, причем не только за то, как он выражал чувства, но и за сами эмоции. В итоге в стрессовых ситуациях ребенок остается один на один со своими проблемами, и вымещает их из области психологии в область физиологии.

В этом случае и возникают психосоматические расстройства у детей. Часто бывает очень сложно заподозрить психологическую основу реальной болезни. Но если болезнь возвращается вновь и вновь без видимой на то причины, имеет смысл рассмотреть психосоматику, как возможное объяснение.

Согласно последним исследованиям, психосоматические расстройства могут возникать даже у новорожденных детей. А некоторые медики высказывают предположение, что и в перинатальном периоде психологические факторы могут влиять на состояние плода.

Давно замечено, что нежеланные дети часто бывают излишне болезненными, ослабленными. Часто у них встречаются и заболевания, которые сложно бывает вылечить в рамках традиционной медицины. Что и позволяет предположить наличие психосоматики.

Вообще, для плода и детей в первые месяцы жизни эмоциональное состояние матери имеет огромнейшее значение. Уже давно никто и не пытается отрицать, что между матерью и ее ребенком существует тесня связь. Ребенок чувствует малейшие изменения в состоянии матери. Поэтому стрессы, недовольство, ревность, беспокойства могут повлиять негативно не только на женщину, но и на ее малыша.

Какие проблемы могут спровоцировать развитие психосоматических расстройств у ребенка в более старшем возрасте? Увы, их тоже немало. Недостаток внимания мамы, адаптация к садику или школе, постоянные ссоры дома, развод родителей, даже излишняя забота со стороны взрослых.

Например, когда родители ребенка постоянно ссорятся или даже готовятся к разводу, ребенок может заболеть для того, чтобы родители хотя бы ненадолго объединились для ухода за ним. Сложности адаптационного периода в детском саду также известны многим, и на частые болезни в это время родители просто не обращают внимание. Но если в те редкие моменты, когда малыш всё же ходит в садик, он возвращается оттуда грустный, а утром остается в саду с криками и плачем, возможно, стоит задуматься о поиске психологической подоплеки у частых простуд.

Нередко заболеть стремятся дети излишне требовательных родителей . Ведь во время болезни режим ребенка смягчается, а, нагрузки значительно снижаются. Для маленького человечка болезнь – единственная возможность отдохнуть.

У детей может быть огромное количество очень серьезных и, порой, трудноразрешимых проблем, о которых мы, взрослые, можем вовсе ничего не знать. А ребенок страдает, не всегда даже сам не зная, отчего ему так плохо, и что ему нужно. И уж тем более не в состоянии сам что-то изменить. Нервное напряжение накапливается и со временем начинает выходить наружу через самые разные болезни и проблемы тела, освобождая таким образом душу.

Как понять, в чем причина?

Врачи выделяют несколько групп заболеваний, которые чаще других бывают связаны с психосоматикой. К ним относятся простудные заболевания, ангины и бронхиты, аллергии, экземы и дерматиты, кишечные расстройства, даже диабет первого типа и онкология.

Причём, согласно наблюдениям опытных психологов, часто работающих с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами, по тому, какое именно заболевание мучает вашего малыша, можно предположить и характер мучающей его проблемой.

Так, если ваш ребенок постоянно простужен , его мучает кашель или насморк, другие расстройства, связанные с затрудненным дыханием, вам предстоит найти, что именно «мешает дышать» вашему ребенку. Это может быть и чрезмерная опека взрослых и резкая критика в адрес любых его действий, и завышенные (не по возрасту или не по темпераменту) требования.

Все эти действия как бы заключают ребенка в кокон, мешая полноценно жить. Заставляют постоянно оглядываться: не обманет ли он ожидания родителей своим поступком, не расстроит ли их, не вызовет ли новый поток упреков, обвинений и критики.

Частые ангины, потеря голоса могут свидетельствовать о том, что ребенок хочет сказать что-то, но не решается этого сделать. Его может мучить чувство вины и стыда. Часто эти чувства надуманны, являются следствием попыток родителей убедить ребенка, что то или иное действие является недостойным, стыдным.

Возможно, у ребенка возник конфликт с кем-то из детей или воспитателей в садике, и он считает, что сам виноват в этом? Или он очень скучает по маме, но ведь ей надо работать, и он боится ее беспокоить.

Анемия также считается психосоматическим расстройством у ребенка и может свидетельствовать о том, что в его жизни слишком мало ярких, радостных моментов. А может быть, ребенок просто сомневается в своих силах? И то и другое, по мнению специалистов, может вызвать стойкий недостаток железа.

Стеснительные, замкнутые нервные дети чаще других страдают кишечными расстройствами . Кроме того, запор, боль в животе могут быть свидетельством острого чувства страха.

Чаще других на нервной почве возникают проблемы с кожей : аллергическая сыпь, экземы, дерматиты, крапивницы. К сожалению, определить причину подобных расстройств бывает очень сложно, такую реакцию вызывают самые разные трудности у детей. Проблемы и напряжение уже распирает ребенка, выплескиваясь на его кожу красными и зудящими пятнами, но какая это именно проблема? Вам придется проявить максимум внимания и тактичности к своему ребенку, чтобы разобраться и помочь ему.

Лечение психосоматических заболеваний

Самые большие трудности с лечением психосоматических расстройств у детей заключаются в их диагностике. Порой родители месяцами и даже годами не задумываются о том, что причина соматических проблем их чада кроется в напряженном состоянии психики.

Поэтому врачам, как правило, приходится иметь дело с крайне запущенным состоянием психологических проблем у маленького пациента. Естественно, что в этом случае лечение будет сильно осложнено.

В Европейской медицине уже некоторое время существует практика направлять детей с повторяющимися заболеваниями или частыми рецидивами хронических заболеваний на консультацию психолога. Это позволяет вовремя выявить зарождающиеся проблемы и решить их. К сожалению, в нашей стране такая практика пока не прижилась, и вся надежда в этом направлении только на внимательное отношение родителей к своему ребенку.

Но мало заподозрить у своего ребенка проблемы психосоматики. Очень важно убедиться, что действительно существует взаимосвязь между психическим и физическим здоровьем ребенка, а также точно определить проблему, с которой предстоит работать.

После этого можно приступать к лечению психосоматических расстройств у ребенка. Такие болезни требуют к себе комплексного подхода. Врач, психолог и родители должна стать одной командой. Педиатр подбирает консервативный метод лечения, психолог работает с выявленной проблемой, а родители во всем их поддерживают, тщательно выполняют рекомендации и стараются сохранить дома теплую, дружескую атмосферу.

Если проблемы ребенка заключаются в затянувшемся адаптационном периоде, кому-то из родителей лучше снова посидеть дома. Это не значит, что ребенок останется с ним. По утрам его также нужно отводить в садик, но не на полный день, а на несколько часов, постепенно удлиняя эти периоды. Кроме того, если ребенок начинает плакать и капризничать, воспитатель сможет позвонить маме или папе и попросить прийти. Таким образом ребенок убедится, что родители всегда с ним, любят его и заботятся. Ему легче будет преодолеть сложившуюся ситуацию.

Скорее всего, родителям придется сосредоточиться на построении с ребёнком более доверительных отношений. Он не должен бояться говорить с вами, делиться переживаниями, страхами и обидами. Он должен чувствовать, что вы всегда на его стороне. И даже если он неправ, рассказывать ребенку об этом необходимо в доброжелательной форме, ни в коем случае не критикуя и не осуждая его.

Если проблема изначально лежала именно в психосоматической плоскости, совместная работа над здоровьем ребенка в конце концов даст свои результаты и малыш пойдет на поправку.

Профилактика психосоматических заболеваний

Для психосоматических расстройств профилактика имеет особое значение. И дело не только в том, что подобные проблемы проще предотвратить, чем вылечить. Психологическое здоровье всегда нуждается в большем внимании, ведь если вовремя не отследить проблему в этой области, она остается с человеком на всю жизнь. При этом он может об этом и не подозревать. Но комплексы, фобии и другие расстройств напрямую влияют на жизнь человека в любом возрасте.

Огромное значение для профилактики имеет отсутствие поощрения болезни . Многие родители всячески облегчают жизнь детей во время болезни, разрешают им больше, чем обычно, покупают игрушки и снимают ограничения в сладком. Конечно же, ребенку в таких условиях значительно выгоднее болеть, чем быть здоровым, особенно если существуют и другие поводы, проблемы.

Очень часто в ответ на жалобы молодой мамы о том, что ребенок уже третий раз за сезон болеет простудой, можно услышать такие фразы, как «все дети болеют», «перерастет», «надо кутать, а то вы, молодежь, сами раздетые, и детей не одеваете» и т.д. Так ли это на самом деле, имеют ли место быть такие установки общества в реальности?

Да, то, что все дети болеют – это факт. Но частота, серьезность и характер заболеваний зависят от множества разных факторов. Основные факторы – это психоэмоциональное состояние матери и психологическая атмосфера в семье или так называемый психологический климат. Если эти два момента оставляют желать лучшего, если мама не умеет сама экологично проживать свои эмоции, если родители не научились слушать и слышать друг друга, даже если открытых конфликтов нет, как таковых, то вероятность возникновения у детей психосоматических заболеваний возрастает в несколько раз.

Почему болеют дети: по данным исследований…

По данным Всемирной организации здравоохранения около 40 % всех заболеваний имеют психосоматическую природу. А у детей этот процент намного выше, так как в среднем до 3 лет они полностью находятся в поле матери, а выходят из него совсем только к 24-25 годам, то есть присутствует очень сильная эмоциональная, энергетическая и психологическая связь матери и ребенка, а если ребенок остается жить с родителями, то эта связь остается еще на долгие годы, здесь и кроется частично ответ на вопрос, почему болеют дети.

В современном обществе уже доказано многочисленными исследованиями и общеизвестно, что родительская, в частности, материнская любовь – это залог крепкого здоровья, адекватной самооценки, успешного построения партнерских и семейных отношений.

Хочу рассказать Вам об одном интересном психологическом исследовании, проведенном в Соединенных Штатах Америки. Цель его заключалась в том, чтобы выяснить, насколько здоровье человека зависит от его личной удовлетворённости отношений с родителями. Студентам различных учебных заведений предлагали ответить всего на один простой вопрос «Считают ли они, по их внутренним ощущениям, любят их родители или нет?». Спустя 35 лет экспериментаторы нашли всех опрошенных студентов и встретились с ними, попросив заполнить анкеты с вопросами

касательно их здоровья. В итоге оказалось, что среди тех людей, которые были внутренне удовлетворены родительской любовью, болевшими различного рода заболеваниями было около 25%.

Среди тех, кто по итогам первичного опроса был не удовлетворён родительской любовью, болеющих было 87%.

А среди тех, кто в юношестве ответил, что чувствуют любовь только одного родителя, уровень заболеваний был около 50%.

Согласитесь, очень интересные выводы, которые заставляют задуматься, особенно когда в очередной раз хочется отругать капризничающего ребенка вместо того, чтобы уделить так необходимое ему в эти моменты внимание и показать свою родительскую любовь и поддержку?

Материнская любовь обладает огромной силой, как разрушающей, так и созидающей

Обычно подразумевается, что мать обожает своего ребёнка, она в нем души не чает. В связи с этим во многих источниках упоминают про безусловную материнскую любовь. Как выяснилось в процессе научных исследований, когда человек испытывает любовь, угнетается работа тех отделов мозга, которые отвечают за критику и активизируют отрицательные чувства. Когда женщина с нежностью любуется на ее любимого карапуза, в теле вырабатывается дофамин (этот гормон отвечает за ощущение эйфории), а в мозгу активизируются участки, которые отвечают за чувство удовольствия. Потребность в любви - базовая потребность абсолютно всех людей. Но, к сожалению, так случается, что мама по определенным причинам не может так относиться к своему малышу, не может дать ему безусловное принятие и любовь.

Оказывается, когда человек действительно получает или только чувствует отказ в любви или другими словами отвержение, то активируются участки нашего мозга, которые отвечают за ощущения боли в теле и кожном покрове. В такие моменты человек может реально ощутить физическую боль. Болит наша душа, сердце, тело, порой просто тяга к жизни ослабевает. И если случается так, что мать отвергает своего ребёнка, то для него жизнь теряет всякий смысл. Отвергнутые дети в таком случае как бы получают от матери бессознательное послание “Не живи!”, и послушный любящий ребёнок его принимает и исполняет. К примеру, часто и серьезно болеет, периодически бывает в депрессивных состояниях, свою собственную семью, отказывается иметь хорошую (да и вообще, какую-либо) работу – словом, действительно отказывается жить полноценно.

Под отвержением понимаются не только те случаи, когда мама, к примеру, оставила малыша на попечение в детском доме или ближайшим родственникам (чаще всего бабушкам), или умерла в раннем детстве. Возможно и так, что у матери ранее были прерванные/замершие беременности или ее мать рано оставила ее, или какие-то другие случаи, то, что и сейчас очень тяжело переживается, и теперь приятные заботы о малыше не находят должного отклика в ее израненной душе. Мама как будто энергетически “уходит” туда, где осталась её боль, и малыш перестаёт ощущать безусловную любовь от той, которая его родила. Хотя со стороны может казаться, что она довольно заботливая, опекающая и тревожащаяся (или же тревожная) мама. При этом часто прослеживается прямая зависимость, чем больше мать опекает ребенка, тем меньше у неё внутренняя связь с ним. Такой гиперопекой часто женщина просто-напросто неосознанно компенсирует своё душевное и энергетическое отсутствие в отношениях с ребенком. Гиперопеку очень часто принимают за любовь, но на самом деле это совершенно разные и очень далекие друг от друга понятия. Безусловная материнская любовь – это, скорее, своего рода бессознательный поток. Человек его ощущает, как некую внутреннюю силу, как бы далеко ни находилась его мама, даже если она уже умерла. Это создает глубокое неосознанное чувство защищённости, удовлетворённости жизнью и внутреннего спокойствия. Такой ребёнок доволен своей жизнью, и что немаловажно, обладает крепким здоровьем, которое часто окружающие объясняют генетикой, везением (якобы не сталкивался со страшными вирусами или молод еще).

Если у женщины много внутренних переживаний, тягот на душе, она не всегда вовремя может проследить, что психологическое состояние ребенка меняется не в лучшую сторону. Она так сильно погрузилась в свою душевную боль и переживания, что состояние ребенка кажется ей вполне себе нормальным, обычным по сравнению с её состоянием. В связи с этим часто случается так, что мама обращает внимание на появившиеся проблемы ребёнка уже тогда, когда не заметить их уже просто невозможно, когда они выходят на физический уровень и проявляются в виде недомоганий. И для мамы они ощущаются очень болезненно и чаще всего кажется так, как будто

появились внезапно. Но в действительности для того, чтобы у ребёнка начали появляться, а потом проявляться физически различные проблемы со здоровьем, нужно достаточно много времени, чем серьезнее заболевание, тем больше времени. К счастью или к сожалению, в этом мире ничего не появляется случайно. Поэтому большую часть проблем можно предотвратить, а проявление остальных изменить и ослабить. В этом случае негативные изменения в здоровье появляются как следствие недостатка материнской любви. Но проявляются они в важные, переломные моменты жизни малыша, в такие периоды, когда ребёнку необходим ресурс для очередной ступени в его жизни, например, начал посещать детский сад или центр развития для детей – начал легко подхватывать простуды, стал капризным, конфликтным и т.д.

Личный пример

У меня есть наглядный пример того, как внутреннее состояние матери влияет на здоровье ребенка, из собственного опыта. Буквально на днях мне пришлось экстренно обратиться к стоматологу, усыпила своего 2-летнего сына в коляске и взяла с собой. Не буду описывать свои телесные терзания, но вышла я от врача с еще большей болью, чем пришла, в почти предобморочном состоянии, но сил придавала мысль, что ребенка надо доставить домой, внутренне собралась, спрятала свои слезы и всхлипы поглубже. И этой же ночью мой крайне редко болеющий сын несколько раз просыпался с температурой, с болями непонятного происхождения. За переживаниями о состоянии ребенка я и не подумала о связи произошедшего со мной и его внезапным недомоганием. На это указал мне муж, предположив, что непонятная болезнь сына связана с пережитым мной ужасом прошедшим днем. И я утвердилась в этой мысли, когда уже утром от недомогания не осталось и следа. Я признала тот страх, признала ту боль, которые испытала накануне, дала им выход, и ребенок снова бодр и весел, как обычно.

Влияние атмосферы в семье на здоровье ребенка

Еще один фактор, влияющий на возникновение психосоматических заболеваний у детей, который хочется упомянуть в моей статье, это психологический климат в доме. После рождения своего ребенка я стала замечать в разных семьях некую взаимосвязь между тем, насколько родители умеют договариваться между собой, принимать ответственность за важные решения согласно семейной иерархии, вести конструктивные диалоги при решении проблем и тем, как часто болеют дети в этих семьях. Результаты удивили не только меня, но и моего скептика мужа. В тех семьях, где оба родителя обладали вышеперечисленными навыками, проявляли свою взрослую позицию, а также не зависели от старшего поколения материально и психологически, прослеживалась закономерность – дети очень редко и непродолжительно болели. Важный момент, на который стоит обратить внимание, заключается в том, что, если родители конфликтуют и не могут найти компромисс, пусть даже не показывают свои противоречия при детях, все равно атмосфера в доме становится напряженной, а тонко чувствующие детские натуры считывают это на подсознательном уровне и показывают родителям в виде болезней, что им срочно надо научиться конструктивно взаимодействовать.

Я не отрицаю существование вирусов и других возбудителей заболеваний, но то, насколько ребенок подвержен их воздействию, напрямую зависит от вышеописанных факторов.

Приведу небольшой пример из моей практики. Муж с женой на грани развода, но принимают совместное решение постараться сохранить семью ради двоих детей-подростков, ведут себя вполне мирно дома, избегают

прямых противостояний и выяснений отношений, даже вместе ходят к семейному психологу в надежде разрешить свои накопившиеся внутренние проблемы, избавиться от претензий друг к другу. И спустя некоторое время женщина замечает резко возросшее количество заболеваний у обоих детей. В подобных случаях важно понимать, что микроклимат даже в полной семье, но где родители несчастны, каждый сам по себе, на самом деле может негативно повлиять на здоровье детей, вызвав у них развитие психосоматических заболеваний. Иногда лучше не сохранить семью, но стать внутренне спокойным, удовлетворенным жизнью взрослым/родителем, чем психологически мучить себя и партнера ради мнимого блага детей. Но я призываю к сохранению семьи в тех случаях, когда это возможно без энергетических потерь и внутренних страданий обеих сторон, путем естественного развития людей, достижения компромисса мирным способом.

Как пишут в книгах по психологии и жизненным ценностям: на первое место в списке приоритетов нужно ставить себя, потом свою пару (я+партнер) и только потом идут дети. Если в вашей голове будет ясность и порядок, то, скорее всего, и пару вы создадите гармоничную, и как следствие, дети будут считывать правильную модель поведения, и бонусом ко всему не узнают про психосоматические заболевания.

В заключение

Я очень надеюсь, что после прочтения этой статьи вы сделаете для себя вывод, насколько важно внутреннее состояние родителей в целом и мамы в частности для сохранения психологического и физического здоровья детей. То, что вы вкладываете в детей, учите их и показываете им – это один фактор, а то, что скрываете от них и переживаете внутри себя – это другой, немаловажный фактор, но который воздействует на них энергетически и психологически даже сильнее и глубже первого.

Я очень хочу донести до всех женщин, до всех матерей, будущих и состоявшихся, ту мысль, что нужно экологично проживать свои эмоции, нужно решать свои внутренние проблемы, не закрываться от них, уходя в быт или развлечения, об этом подробно мы говорим на моем . И это нужно не только для их стабильного психологического состояния, но и для ментального и физического здоровья их детей.