Публичная дипломатия и ее виды. Публичная дипломатия. Основы понятия Российская публичная дипломатия

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • сущность, содержание, роль и место общественной дипломатии в сфере международных отношений;
  • цели, формы, методы и способы функционирования общественной дипломатии;

уметь

  • налаживать конструктивные социально-политические отношения методами общественной дипломатии;
  • анализировать теоретические построения и практическую деятельность организаций, занимающихся общественной дипломатией;

владеть

  • информацией и навыками, необходимыми для совершенствования мирового сообщества на принципах гуманизма, свободы и демократии;
  • приемами и методами общественной дипломатии, используемыми для продвижения и защиты общественных и государственных интересов в системе международных отношений.

Понятие и характерные черты общественной дипломатии

Во все времена дипломатия была и остается важнейшим средством коммуникации между народами. От качества и эффективности дипломатии во многом зависит состояние безопасности страны, ее авторитет на международной арене, способность продвигать и защищать национальные интересы. Дипломатия также является важнейшим инструментом реализации внутренней политики государства, модернизации политического, экономического и духовного уклада общества.

Дипломатия - искусство ведения переговоров, заключения соглашений, направленных на поиск способов, которые позволили бы в отношениях между народами не прибегать к применению крайнего средства - войны 1 .

Происхождение термина

Понятие «диплома» (от др.-греч. diploma) в Древней Греции означало сдвоенные дощечки с нанесенными па них письменами, которые выдавались посланцам в качестве верительных грамот (документов, подтверждавших их полномочия).

В современной отечественной теории дипломатия чаще всего трактуется как «средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач, а также как официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях но осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей» .

Представляется, что приведенные определения не в полной мерс раскрывают сущность современной дипломатии как системного, многопланового и многоуровневого явления. В них рассматривается лишь государственное, официальное участие в дипломатической деятельности и только на международном, внешнеполитическом уровне. В этих определениях не учитывается растущий потенциал негосударственной, неофициальной дипломатии, у которой есть немалые возможности своей реализации как во внешнеполитическом, так и во внутриполитическом процессе. Общество как бы искусственно отгорожено от официальной дипломатии. На этом основании вполне обоснованно можно сделать вывод: у России, да и в мире, нет целостной теории дипломатии, отвечающей духу времени, условиям глобализации, потребностям выживания и созидательного развития народов, государств, цивилизаций, всего человечества.

Официальная дипломатия - особая форма официальной государственной деятельности, осуществляемая главами государств, правительствами, министрами иностранных дел, послами и посланниками, делегациями на международных конференциях, представительствами при международных организациях, а также ответственными сотрудниками центральных аппаратов МИД, посольств, миссий и других дипломатических представительств .

Движение в сторону новой трактовки дипломатии началось во второй половине XX в., когда наряду с государственными (официальными) структурами все чаще в дипломатической деятельности стали принимать участие общественные (неофициальные) организации, представители различных гражданских сообществ, которые все активнее и увереннее занимали позиции во внешнеполитической деятельности, включались в мировой политический процесс и оказывали влияние на его развитие.

Неофициальная дипломатия - неформальное общение членов и представителей противостоящих акторов, способствующее разрешению спорных вопросов.

Неофициальная дипломатия, используя свои возможности, осуществляет, в частности, подготовительную работу к переговорам на официальном уровне, усиливает их значимость. Официальная и неофициальная дипломатии не исключают, а взаимодопол- няют друг друга.

Субъекты неофициальной дипломатии принимают участие в поиске согласия в конфликтных ситуациях, предоставлении посреднических услуг, осуществлении мониторинга, контроля, экспертизы, проведении консультаций и исследований в области международных отношений и т.н. Их деятельность на Западе получила название второе направление дипломатии (track two diplomacy ). Представителями данного направления стали в основном исследователи, журналисты, дипломаты в отставке, военные. Первое направление закрепилось за официальной дипломатией.

Взаимодополняющая деятельность официальной и неофициальной дипломатии в дипломатическом общении определяется как многоканальная дипломатия (multi-track diplomacy ).

С учетом наблюдаемого переходного состояния от традиционной, классической дипломатии, к современной возникла необходимость введения в терминологический оборот понятия «национальная дипломатия».

Национальная дипломатия - деятельность дипломатии, в которой каждый субъект (личность, общество и государство) на своем уровне осуществляет дипломатическую деятельность, не противоречащую законодательству страны и международному праву.

Национальная дипломатия включает:

  • комплексную систему различных направлений и видов дипломатической деятельности в стране и за рубежом;
  • реализацию целей, задач внешней и внутренней политики, а также потребностей и интересов отдельных граждан, сообществ людей, предпринимателей и служителей религиозных культов;
  • искусство ведения переговоров, налаживания и поддержания межгосударственных, международных, межнациональных, межрелигиозных, межгрупповых, межличностных отношений, контактов и связей как внутри страны, так и за рубежом.

Государственная дипломатия - деятельность, направленная на разрешение вопросов в отношениях между государствами на официальном уровне.

Государственная дипломатия защищает и продвигает интересы государства за границей, используя официальные дипломатические методы. К ней относятся дипломатия на высшем и высоком государственном уровнях, правительственная и ведомственная дипломатия. Субъектами государственной дипломатии выступают: глава государства, глава правительства, руководители госструктур, ведомств, которые выстраивают свою деятельность на своем уровне в соответствии с законодательством.

Основным внешнеполитическим органом России в государственной дипломатии является Министерство иностранных дел (МИД России), которое осуществляет «государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями». Основными задачами МИД России являются:

  • разработка обшей стратегии внешней политики и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
  • реализация внешнеполитического курса Российской Федерации;
  • координация международных связей субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов Российской Федерации на международной арене;
  • защита прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
  • обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, общения с международными организациями;
  • координация деятельности и контроль над работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

Особую роль в усилении МИД России играет Указ Президента РФ от 12 марта 1996 г. № 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». В нем акцентируется внимание на том, что официальными заявлениями и инициативами по вопросам внешней политики государства могут выступать только Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации и Министр иностранных дел Российской Федерации, а другие лица - по соответствующему поручению этих лиц. Например, представители федеральных органов исполнительной власти могут выступать с заявлениями, затрагивающими отдельные внешнеполитические вопросы, но только по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Пример из практики

Для решения стратегических задач в области внутренней и внешней политики в последние годы в России было принято несколько официальных документов, в которых поставлена задача развития общественной дипломатии. В том числе Федеральный закон «Об общественной начато Российской Федерации» (2005 г.), Концепция внешней политики Российской Федерации (2008 г.), Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008 г.), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (2009 г.), Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (2012 г.), Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (2012 г.), Концепция внешней политики Российской Федерации (2013 г.).

Одним из главных видов неофициальной дипломатии является общественная дипломатия.

Общественная дипломатия - деятельность, направленная на выстраивание отношений как между государствами, так и между группами общественности, структурами гражданского общества на неофициальном уровне.

Виды и инструменты общественной дипломатии. Для обозначения различных проявлений общественной дипломатии в международных отношениях нередко используются такие понятия, как «народная дипломатия», «гражданская дипломатия» п «публичная дипломатия».

Во времена холодной войны на Западе было принято считать, что народная дипломатия - неофициальная внешнеполитическая деятельность общественных организаций в авторитарных, недемократических государственных системах, где отсутствуют независимые от власти гражданские институты, наделенные реально действующими гражданскими правами и свободами, а международная деятельность общественных организаций, общественных движений и частных лиц поставлена полностью под контроль государства.

В СССР народную дипломатию трактовали иначе. Исследователь Ахундов Намик Агалла-оглы отмечал, что народная дипломатия - деятельность людей, масс, их организаций и движений в международных отношениях. Это реализация стремлений масс к такой перестройке этих отношений, которая привела бы к новому мировому порядку, основанному на общепризнанных человеческих нравственных принципах, на принципах мира, ненасилия, уважения национальных и социальных прав народов, на признании и соблюдении их равенства, самостоятельности, взаимного уважения друг друга, развития взаимовыгодных и равноправных связей и сотрудничества во всех сферах международных отношений. Народная дипломатия - это дипломатия мира и свободы.

Исторический экскурс

Так, народная дипломатия осуществляла поддержку крупномасштабным советским мирным инициативам, в том числе, программе продвижения к безопасному и безъядерному миру (1986 г.). Тогда развернулась деятельность всемирного и советского движения сторонников мира. Идея безъядерного и безопасного мира отстаивалась ими в массовых манифестациях, на конгрессах и конференциях сторонников мира. Знаковыми конференциями стали Всемирный конгресс сторонников мира в Копенгагене (1986 г.), Международный форум «За безъядерный мир, за выживание человечества» (Москва, 1987 г.) и др.

Гражданская дипломатия определяется российским ученым Т. И. Медведевой как неофициальная внешнеполитическая и внутриполитическая деятельность независимых непосредственно от правительств физических и юридических лиц, неправительственных организаций (НПО), движений и институтов, направленная на сохранение мира, развитие и улучшение межгосударственных отношений, на развитие дружбы, взаимопонимания и сотрудничества между разными народами.

В гражданской дипломатии главным действующим субъектом является гражданин, поэтому она должна обеспечивать международную коммуникацию на уровне индивидов и, в меньшей степени, на уровне неправительственных организаций.

Пример из практики

Примером гражданской дипломатии может служить ежегодный Форум научной и творческой интеллигенции СНГ, проводимый в Москве по инициативе общественности. На его дискуссионных площадках представителями гражданских сообществ бывших советских республик формулируется своего рода техническое задание к своим национальным правительствам и межгосударственным органам. Участниками форума обсуждаются проблемы в гражданской жизни, в гражданском обществе, которые в равной степени волнуют Россию и другие страны СНГ. Ими предлагаются направления совершенствования нормативно-правовой базы, развития социальной среды, экономического роста, выработки новых принципов сотрудничества в гуманитарной сфере в современных условиях. В частности, на форуме ставились вопросы доступа молодежи из СНГ к российским учебным заведениям, унификации статуса творческого работника на всем пространстве СНГ.

Публичная дипломатия - государственная политика по взаимодействию с обществами других стран, в том числе, посредством взаимодействия неправительственных организаций с зарубежной общественностью, иностранными политиками, журналистами, общественными п политическими лидерами.

Пример из практики

Примером структуры публичной дипломатии может служить Фонд поддержки публичной дипломатии имени выдающегося российского дипломата и государственного деятеля XIX в. Александра Михайловича Горчакова. Эта общественная организация является механизмом государственно-общественного партнерства в сфере внешней политики и призвана интенсифицировать международную деятельность российских НПО и иных отечественных институтов гражданского общества. Отечественные НПО, финансируемые Фондом Горчакова, проявляют внешнеполитическую активность для успешного формирования достойного общественно-политического и делового образа России в мире, оказывают влияние на международное пространство с помощью своих культурных, исторических и политических ценностей.

По мнению исследователя Ольги Александровны Манжули- ной, сам термин «публичная дипломатия» был введен деканом факультета юриспруденции и дипломатии Университета Тафтса Эдмундом Галлионом (Edmund Gullion ) в 1965 г. при основании Центра им. Эдварда Марроу.

Использование публичной дипломатии позволяет государствам:

  • опосредованно обращаться к зарубежной аудитории с разъяснением собственных политических взглядов;
  • заниматься информированием зарубежной аудитории;
  • формировать позитивный образ субъектов международных отношений;
  • получать у населения поддержку в проводимой политике.

Общественная дипломатия является относительно самостоятельным, независимым, негосударственным видом дипломатической деятельности сообществ людей во всех сферах жизни общества в процессе их коммуникативных взаимосвязей и взаимодействий в интересах разрешения социально значимых проблем и реализации национальных интересов (рис. 6.1).

М. Кастельс в своей работе о глобальном гражданском обществе, рассматривая зарождение общественного дипломатического направления в рамках публичной дипломатии, описал проявляющуюся общественную дипломатию как дипломатию транснациональных общественных групп, которые создают эффективное коммуникационное пространство для достижения интересов общества .

Важнейшее методологическое и смысловое значение имеет включение в понятие «общественная дипломатия» таких составляющих, как: общественность, доверие, партнерство, культура мира, общественные интересы, общественный договор, переговоры. На этом выстраивается теория и практика общественной дипломатии, что отличает ее от деятельности государственных органов в области внешней политики, опирающихся на формальные нормативные правовые акты.

Общественность - главный субъект общественной дипломатии, носитель и выразитель общественного мнения по поводу конкретных фактов, событий, явлений и текущих процессов реальной жизни.

Рис. 6.1.

Отражая настроения определенных групп людей, она овладевает способностью влиять на позицию своих оппонентов.

Доверие - характеристика, которая несет в себе надежды граждан на улучшение жизни, веру в осуществление интересов, удовлетворение потребностей и желаний.

Утрата идеалов, жизненных ориентиров, безразличие к происходящему порождает так называемый кризис доверия (утрату уверенности в способность правительства или какой-либо другой политической силы решить назревшие социально-экономические проблемы, обеспечить нормальные условия жизни граждан).

Партнерство - широкий корпус взаимодействий между гражданами, их объединениями, организациями, институтами, государствами, региональными сообществами, союзами государств и международными организациями.

По мнению Вячеслава Филипповича Халипова, партнерство ориентировано:

  • на сотрудничество и солидарность в содействии достижения общих целей, ценностей, идеалов, интересов;
  • равноправие, диалог и компромиссы при решении спорных проблем;
  • закрепление в договорах и соглашениях исходных принципов каждого участника взаимодействия, обязательств перед другими субъектами взаимодействия и ответственности за все риски партнерства.

Культура мира включает в себя ценности, взгляды и типы поведения, которые :

  • отражают и вдохновляют социальное взаимодействие и сотрудничество на основе принципов свободы, справедливости и демократии, всех прав человека, терпимости и солидарности;
  • отвергают насилие и направлены на предотвращение конфликтов путем устранения их коренных причин, решения проблемы с помощью диалога и переговоров;
  • гарантируют возможность в полной мере пользоваться всеми нравами и средствами, чтобы участвовать в процессе развития своего общества.

Общественные интересы - осознанные субъектом общественности (личностью, социальной группой, гражданским обществом) потребности, имеющие важное социально-политическое значение (рис. 6.2).


Рис. 6.2.

Согласование и реализация общественных интересов как составной части национальных является основной целью общественной дипломатии.

Общественные интересы ориентированы:

  • на сохранение и развитие государства, демократии и гражданского общества;
  • обеспечение общественной и национальной безопасности.

Общественный договор - соглашение двух или более сторон,

устанавливающее их ответственность, права и обязанности. Общественный договор включает подготовку, обсуждение, заключение, реализацию и контроль за исполнением этого соглашения, является процессом постоянного поиска и согласования общественных интересов между гражданами, определения в конкретных исторических условиях границ и норм конфликта интересов, условий и механизмов их гармонизации. Его результатом становится гражданское согласие, которое воплощается в создании и функционировании политических институтов в качестве представительных органов власти, выражающих интересы гражданского общества.

Переговоры - организованный процесс межличностного взаимодействия субъектов широкой общественности, гражданского общества, ориентированный на налаживание отношений, разрешение конфликтных ситуаций или развитие сотрудничества, и предполагающий совместное принятие общественно значимых решений для их реализации во внешней и внутренней политике государства, на международной арене (рис. 6.3).


Рис. 63.

Некоторые исследователи видят в переговорах, прежде всего, стремление к консенсусу и определяют их как совокупность нрактик, которые позволяют мирно сочетать антагонистические интересы или разногласия групп, автономных социальных сообществ или индивидуумов.

Результаты общественных дипломатических переговоров воплощаются в общественных договорах, которые могут обладать различным социальным статусом и обязательной силой.

Общественный договор - постоянный переговорный процесс между субъектами гражданского общества и субъектами политического общества как внутри страны, так и за рубежом, устанавливающий конструктивные нормы и правила социального взаимодействия между гражданами, обществом, бизнесом и государством. В основе общественного договора лежат принципы прав и обязанностей человека, взаимного доверия и взаимной ответственности, прозрачности и подотчетности. В нем определяется согласованное видение будущего страны, развития конкретных сфер жизни общества.

Выделяют две основные модели переговоров - интегративная и полемическая.

Интегративная модель - партнерское коммуникативное взаимодействие, рассчитанное на интеграцию участников переговоров, нахождение ими общих точек соприкосновения, достижение взаимовыгодных результатов для всех участников. Главный принцип интегративного подхода - видеть в переговорах процесс совместного анализа проблемы с целью ее решения.

Пример из практики

Примером интегративной модели переговоров в общественной дипломатии может служить круглый стол, организованный Фондом общественной дипломатии и Московским гуманитарным университетом в 2013 году па тему «Шанхайская организация сотрудничества: новые инициативы России в 2013-2015 годах». Участниками форума стали представители посольств и неправительственных организаций стран ШОС. Ими была выдвинута инициатива проведения Школы общественной дипломатии ШОС. По итогам переговоров была принята резолюция для ее последующего направления главам государств и структурным подразделениям ШОС, а также в ООН и другие международные организации. В резолюции содержится призыв разработать Стратегию развития ШОС на 2015-2035 годы, создать в структуре ШОС Институт стратегических исследований и перспективных разработок.

Для подготовки Молодежной российско-польской зимней школы «Развитие городов России и Польши: видение молодых», которую иланировалось провести в г. Краков Республики Польши в феврале 2012 г., неправительственной организацией «Социоглобус» были проведены предварительные переговоры с российскими и польскими молодежными и исследовательскими организациями. Там определился потенциальный круг участников, экспертов и модераторов зимней школы, был подготовлен проект программы школы, разработан медиаплан мероприятия. В школе были спланированы интегративные площадки для коммуникации молодых ученых России и Польши по вопросам совместной деятельности:

  • развития молодежного самоуправления и парламентаризма;
  • пространственного развития городов и регионов;
  • развития академической мобильности и научной интеграции;
  • актуализации и интенсификации партнерских отношений между городами России и Польши.

Полемическая модель переговоров характеризуется субъективными противоречиями партнеров, мешающими должным образом согласовать их позиции. В этой модели переговоров применяются методики, направленные на снижение уровня конфликтности. Переговоры полемического типа часто оказываются неконструктивными, однако при помощи полемики зачастую открывается путь к преодолению «конфликтного тупика».

Пример из практики

Так, в декабре 2014 г. в Дамаске но инициативе сирийской общественности проходила Международная конференция по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом. В ней приняли участие более 100 человек из 25 стран мира, включая и Россию, в том числе представители российского Фонда общественной дипломатии. Главной задачей конференции являлась выработка согласованной резолюции, включающей положения о невмешательстве во внутренние дела Сирии иностранных государств под предлогом борьбы с терроризмом, снятии США и ЕС экономической блокады Сирии. Итоговая резолюция и сам ход обсуждения на конференции были опубликованы в центральных сирийских газетах и освещены на центральных телевизионных каналах.

Переговоры нередко применяются в качестве средства мирного урегулирования споров, принятия взаимоприемлемого соглашения. Общение в таком случае может происходить через посредника (медиатора).

Посредник (медиатор) помогает наладить диалог между сторонами, выступает третьей стороной в переговорном процессе на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

В контексте посредничества следует снова обратить внимание на Международную конференцию по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом, где российской делегацией было предложено внести в резолюцию конференции пункт о создании условий для поиска миротворческих решений между сирийскими оппозицией и властью, обсуждение возможности создания альтернативной Женеве переговорной площадки в Москве (пункт подразумевает привлечение институтов международного посредничества). Следствием выдвинутого предложения стал незамедлительный визит в Россию членов патриотической оппозиции Сирии в формате делегации Комитета национального сирийского диалога, в состав которого входили представители различных политических партий, члены парламента и неправительственных организаций.

Общественная дипломатия реализуется через посредническую, коммуникативную и представительскую функции.

Посредническая функция общественной дипломатии - посредничество при общении на специальных диалоговых площадках граждан, общественных структур, государственных ведомств и организаций, целью которого является содействие мирному урегулированию общественно-политического конфликта.

Посреднические функции общественной дипломатии реализуются:

  • общественными советами. Они представляют собой один из важнейших механизмов обеспечения взаимодействия правительства и общества, гражданского контроля органов власти;
  • общественными организациями;
  • социальными группами, частными лицами, которые выступают в качестве третьей нейтральной стороны в процессе переговоров между государствами для поиска взаимоприемлемого решения.

Последовательность осуществления посреднической функции:

  • инициация поиска согласия;
  • налаживание переговорного процесса;
  • участие в переговорном процессе;
  • наблюдение за выполнением соглашений.

Коммуникативная функция общественной дипломатии - обмен

информацией между людьми во время их общения, а также осмысление этой информации и выработка точек взаимодействия.

Реализация коммуникативной функции улучшает понимание взглядов и установок участников коммуникации, оценку результатов общения.

Представительская функция - деятельность субъектов общественной дипломатии, представляющих интересы различных групп общественности. Представители информируют противоположную сторону о намерениях группы, от имени которой выступают.

Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги как внутри страны, так и на международной арене в целях создания благоприятных условий для защиты и продвижения общественных и национальных интересов.

Осуществляется общественностью в рамках культурных и научных обменов. Большое значение для исполнения этой функции имеет деятельность лидеров общественного мнения (общественные деятели, артисты, художники, ученые и т.д.), общественных палат, общественных советов, специализированных общественных организаций.

«Мягкая сила» и общественная дипломатия. Основным средством реализации общественной дипломатии служит общественная власть, которую относят к неполитическому виду социальной власти. Она включает в себя власть личную, семейную, неформальных лидеров, общественных организаций, объединений, групп, формальных и неформальных сообществ.

Общественная власть - способность негосударственного и некоммерческого властвующего субъекта оказывать волевое воздействие на поведение людей и деятельность их сообществ в интересах себя и своего сообщества неполитическими средствами.

Если политическая власть в лице государственной имеет предметно-материальные источники «жесткой силы» в виде органов насилия, принуждения, вооруженных организаций, то неполитическая (общественная) власть в лице общественной реализуется посредством «мягкой силы».

Сегодня перед Российской Федерацией стоят задачи, решение которых возможно только «мягкой силой». Они вытекают из потребностей внутреннего развития страны, модернизации самой России - обеспечение благоприятного окружения, создание модернизационных альянсов, усиление евразийской интеграции.

«Мягкая сила» позволяет достигать целей внешней и внутренней политики без применения физического насилия, за счет информационных, психологических, моральных и иных рычагов воздействия на сознание и чувства людей.

Теория «мягкой силы», разработанная американским политологом, профессором Гарвардского университета Дж. Наем мл., стала сегодня главным инструментарием в системе международных отношений, нацеленным на получение и удержание ведущих позиций на международной арене (подробнее см. в гл. 8).

Дж. Най мл. впервые сформулировал понятие «мягкая сила» (soft power ) в 1990 г. в работе «Призвание к лидерству: меняющаяся природа американской силы» 1 . Он определяет «мягкую силу» как «способность получать желаемый политический результат путем привлекательного побуждения другой стороны принять ваши цели». Дж. Най мл. считал, что этого следует добиваться путем облачения своего политического товара (идей, идеологий, инициатив, повесток дня, институтов) в привлекательную для других упаковку, подкрепляя это солидными «призовыми» за сотрудничество, например, расширяя рыночные возможности партнера .

Следует отметить, что технология применения «мягкой силы» была известна еще в Древнем Китае. В «Книге правителя области Шан» говорится: «Совершенно мудрый, управляя людьми, должен непременно овладеть их умом и сердцами, и тогда он может использовать их силу» .

У России есть своя парадигма использования «мягкой силы», которая основывается на нравственно-этических принципах. Министр иностранных дел С. В. Лавров выдвинул такое определение «мягкой силы»:

«Мягкая сила» - способность воздействовать на поведение других государств с помощью культурно-цивилизационной, гуманитарно-научной, внешнеполитической и иной привлекательности своей страны, готовность и умение продвигать позитивную, объединительную повестку дня в международных отношениях .

Российская «мягкая сила» применяется как за рубежом, так и внутри государства. Она прежде всего направлена на продвижение благоприятного имиджа страны и борьбу с навязанными извне стереотипами в отношении РФ и ее граждан.

Одним из инструментов «мягкой силы» стал фонд «Русский мир», общественно-государственная организация, созданная указом Президента РФ В. Путина 21 июня 2007 года. Целями Фонда являются популяризация русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, поддержка программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом.

Глава фонда В. Л. Никонов пишет: «Русский мир - это мир России. Призвание каждого человека - помогать своему отечеству, заботиться о ближнем. Очень часто можно услышать, что страна могла бы сделать для людей. Но ничуть не менее важно, что каждый из нас может сделать для Родины». Русский мир - это еще и русское примирение, согласие, русский лад, единство, преодоленные расколы XX в.

Примером проекта «мягкой силы» фонда может служить продвижение русского языка в мире. В Тбилиси, на базе «Российско-Грузинского общественного центра» с 2015 года организуются бесплатные курсы русского языка. Их будут вести профессиональные педагоги, которые объяснят специфику языка, особенности произношения, помогут лучше понять его эмоциональные особенности. Уже поступило более 400 заявок от желающих выучить русский язык и углубить знания. Среди кандидатов: практикующие врачи, действующие юристы, работники банковского сектора, журналисты ведущих СМИ, сотрудники госучреждений и представители частного бизнеса 1 .

Сегодня Россия располагает существенным потенциалом общественной дипломатии. «Русский мир» составляют миллионы людей в ближнем и дальнем зарубежье. Для них Россия, русский язык и культура были и будут привлекательными и притягательными, поскольку они испытывают человеческую потребность в поддержании связей с Россией и россиянами.

В 2012 г. по рейтингу «мягкой силы», выполненного совместно компанией «Ernest and Young» и Московской школой управления «Сколково», Россия занимала 10-е место, уступая США, Франции, Германии, Великобритании, Канаде, Италии, Японии, Китаю и Индии.

  • туризм;
  • олимпийские медали;
  • миграционные потоки;
  • привлекательная индивидуальность;
  • культура;
  • политические ценности, институты и стратегии, которые расцениваются как легитимные или обладающие моральным авторитетом.

Махатма Ганди считал ненасилие ключом ко всем социальным проблемам, его правило - управление обществом, ориентированным на жизнь в согласии с человеческим достоинством, а его главный постулат выражен в концепции «ненасильственного несотруд- иичества», «гражданского неповиновения» в условиях проявляемой властью несправедливости.

Castells М. The New Public Sphere: Global Civil Society, CommunicationNetworks, Global Governance // The ANNALS of the American Academy of Politicaland Social Science. 2008. 616 (1). P. 79.

  • Паршин П. Проблематика «мягкой силы» во внешней политике России //Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. 2014. 3 марта. URL: http://www.perspektivy.info/book/problematika_magkoj_sily_vo_vneshncj_politike_rossii_2014-03-03.htm (дата обращения: 27.02.2015).
  • И.Ш. Шамугия

    ПОНЯТИЕ «ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ» В ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    THE CONCEPT OF "PUBLIC DIPLOMACY"

    IN INTERNATIONAL RELATIONS THEORY

    В статье анализируется процесс появления и развития понятия «публичная дипломатия». Рассматриваются различные трактовки этого термина. Дается характеристика основных форм публичной дипломатии.

    Ключевые слова: публичная дипломатия, «мягкая сила», пропаганда, иностранная общественность.

    The article gives a detailed analysis of the origins and development of the "public diplomacy" concept. Various interpretations of this term are formulated. The characteristics of the basic forms of public diplomacy are provided.

    Key words: public diplomacy, "soft power", propaganda, foreign public.

    В настоящее время мы становимся свидетелями крупных перемен в мировой политике и структуре международных отношений. В эпоху, когда информация, равно как и дезинформация, распространяется с невиданной скоростью, меняется сама суть дипломатии, которая теперь имеет дело с более широким спектром различных сил. Можно сказать, что задачи дипломатии заметно усложнились, ведь сегодня для формирования восприятия какой бы то ни было страны становится недостаточным учитывать лишь ее политические, экономические или демографические характеристики. В качестве одного из самых важных аспектов общей оценки государства можно рассматривать то, какое впечатление оно производит на мировой арене.

    В связи с этим в последние годы все более активную роль стала играть публичная дипломатия. Понятие public diplomacy впервые было предложено в 1965 г. Эдмундом Галлионом, деканом Школы права и дипломатии им. Флет-чера при Университете Тафтса, для обозначения процесса, посредством которого субъекты международных отношений достигают внешнеполитических целей, оказывая воздействие на иностранную общественность . Э. Галлион рассматривал «публичную дипломатию» в качестве синонима к слову «пропаганда». Однако если в английском языке термин propaganda имеет негативную коннотацию, то, введя в оборот понятие public diplomacy, американский ученый придал ему нейтральную окраску. На официальном же уровне этот

    термин впервые был употреблен на заседании Конгресса США в 1977 г. в докладе Комиссии Мэрфи по организации внешнеполитического аппарата .

    В свою очередь руководитель магистерской программы по публичной дипломатии в Университете Южной Калифорнии Николас Калл выяснил, что понятие public diplomacy применялось и ранее, но имело несколько иное значение. Например, в статье британской газеты London Times от 1856 г. оно использовалось в качестве обозначения «добропорядочной дипломатии», а несколько лет спустя в американском издании The New York Times означало «открытую, не тайную дипломатию» .

    В целом необходимо отметить, что инструменты публичной дипломатии в различных своих формах применялись в международных отношениях на протяжении многих столетий, но концептуальное объяснение само понятие получило лишь в середине XX в., благодаря Э. Галлиону. На эти годы и пришелся расцвет публичной дипломатии, когда США и СССР, используя в своей внешней политике всевозможные методы ее реализации, боролись за глобальное лидерство.

    Американский исследователь Дж. Фишер, стремясь объяснить, что представляет собой public diplomacy, писал в 1976 г. следующее: «Недостаточно быть уверенным в том, что ваши иностранные коллеги-дипломаты понимают политику вашего государства. Ее должна понять массовая аудитория, которая влияет на политику своего Министерства иностранных дел» . Действительно, если раньше мировые державы добивались международного влияния путем применения силы, то с появлением ядерного оружия это стало практически невозможным. Вследствие этого приходилось искать другие способы продвижения своих национальных интересов.

    Однако после окончания холодной войны, когда идеологическое противостояние прекратилось, роль публичной дипломатии заметно снизилась. Во многом это связано с тем, что в 1990 г. ей на смену пришел новый термин -soft power. Его автором является американский политолог, профессор Гарвардского университета Джозеф Най. В течение нескольких лет он развил это понятие и разработал целую концепцию, выделив «жесткую силу» государства, которая основывается на военной и экономической мощи, «мягкую силу», суть которой заключается в возможности добиваться от других желаемых результатов на добровольной основе - без принуждения и угроз, и «умную силу», которая, по его мнению, является наиболее выигрышной стратегией, и включает в себя сбалансированное сочетание «жесткой» и «мягкой» силы .

    Кроме того, Дж. Най выразил мнение, что один из основных способов развития потенциала «мягкой силы» заключается в реализации публичной дипломатии. Он предложил рассматривать три измерения публичной дипло-

    матии. Первое - ежедневное освещение внутренней и внешней политики и разъяснение аудитории принимаемых правительством решений. Второе измерение - «стратегическое общение», которое представляет собой целенаправленное обсуждение наиболее важных для государства политических вопросов. Третье - развитие прямых контактов с иностранной общественностью с помощью обменных программ, стипендий, научных конференций, которые позволяют иностранным гражданам знакомиться с культурой и образом жизни страны . Таким образом, исследование Дж. Ная объяснило то, какими образом должна работать публичная дипломатия.

    Возрождение публичной дипломатии произошло после терактов 11 сентября 2001 г. Оно проходило параллельно с борьбой против международного терроризма. Власти США стремились понять, почему эта трагедия произошла в их стране, а одновременно пытались улучшить международный имидж и оправдать свое вторжение в Афганистан и Ирак. Ричард Холбрук, бывший заместитель госсекретаря США, в интервью газете Washington Post заявил следующее: «Называйте это публичной дипломатией, связями с общественностью, психологической борьбой или - если хотите говорить прямо - пропагандой. Как вы это ни назовете, самое важное - это объяснение целей войны для миллиарда мусульман в мире» . Так желание одержать победу в «битве за умы и сердца людей» снова стало крайне актуальным вопросом для Соединенных Штатов .

    Данный факт послужил неким толчком для активизации публичной дипломатии и в других странах. В настоящее время можно наблюдать резкий рост научного и практического интереса к этой сфере . Ничего удивительного в этом нет, ведь правительства стран должны поддерживать 24-часовой новостной цикл и знать, что информация, которую они передают, находится под постоянным вниманием зарубежной аудитории. Вследствие этого публичная дипломатия приобретает всё большую политическую роль и выходит за рамки простых лозунгов и других средств массовой коммуникации, которые на протяжении долгого времени ассоциировались с пропагандой или пиаром.

    Классическое определение public diplomacy, которое было выдвинуто Э. Галлионом, звучит следующим образом: «это средства, при помощи которых правительства, частные группы и отдельные лица меняют установки и мнения других народов и правительств таким образом, чтобы оказать влияние на их внешнеполитические решения» . Однако, кроме данного определения, существуют и некоторые другие трактовки, которые фактически не меняют основной сути. Например, американский дипломат Ганс Тач определяет публичную дипломатию как «процесс общения правительства с зарубежной аудиторией, цель которого заключается в том, чтобы иностранная

    общественность понимала идеи и идеалы нации, имела представление об институтах и культуре данной страны, а также о национальных целях и современной политике» . Британский профессор Лидского университета Филип Тейлор рассматривает public diplomacy как «действия, которые направлены на поддержание долгосрочных отношений, защиту целей внешней политики страны и лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом» .

    Если говорить о российской науке, то в нашем политическом лексиконе можно встретить два варианта перевода термина public diplomacy - «публичная дипломатия» и «общественная дипломатия». В этом и заключается определенная путаница, т.к. эти понятия нельзя отождествлять. Дело в том, что слово «общественная» переводится на другие языки как «социальная», «гражданская», «народная» . Между тем гражданская (народная) дипломатия представляет собой неофициальную деятельность физических и юридических лиц, НПО, различных институтов и движений, которые напрямую не зависят от правительства, но тем не менее могут способствовать улучшению межгосударственных отношений и налаживанию сотрудничества между народами.

    Следовательно, под общественной дипломатией мы подразумеваем дипломатию на уровне неправительственных организаций, экспертного сообщества, в то время как публичная дипломатия включает в себя более широкий круг деятельности. В связи с этим средства, при помощи которых одно государство стремится оказать воздействие на аудиторию другого, правильно обозначать термином «публичная дипломатия», ведь под ним мы понимаем систему взаимодействия с иностранной общественностью как правительственных, так и неправительственных образований. Следовательно, общественная дипломатия является лишь одним из направлений публичной дипломатии, но никак не синонимом.

    Необходимо также выделить еще одну составляющую public diplomacy, а именно cultural diplomacy, что в переводе означает «культурная дипломатия». Под ней понимается система мер правительственных и неправительственных акторов, которые стремятся достичь определенных внешнеполитических задач, используя в своей деятельности культурные механизмы. Реализуется же это на практике путем организации конференций, выставок, фестивалей, тематических недель, посвященных национальной культуре, литературе, кинематографу и т.д. . С помощью распространения и популяризации культуры, науки, образования, литературы, языка за рубежом можно добиться куда большего результата, чем через угрозы, запугивания и подкупы.

    Следующее направление публичной дипломатии - цифровая дипломатия (digital diplomacy), которая изначально получила свое распространение в Соединенных Штатах. Ее появление стало возможным благодаря динамичному развитию информационно-коммуникационных технологий, которые фактически позволяют стирать национальные границы и оказывать глобальное влияние на все сферы жизни общества того или иного государства. Исходя из этого, цифровую дипломатию можно трактовать как применение социальных сетей и возможностей сети Интернет в дипломатической практике правительства для содействия государственным органам в вопросах, связанных с внешней политикой, включая механизмы влияния на зарубежную аудиторию . Размещая телепередачи в Интернете, распространяя определенную литературу и официальные документы, правительство способно влиять на иностранную общественность. Кроме того, в последнее время актуальным становится понятие «твипломаси». Оно появилось совсем недавно, когда внешнеполитические ведомства, государственные структуры, а также президенты, министры, дипломаты стали пользоваться социальными сетями и Твиттером. Через Интернет-аккаунты они получили возможность публиковать различного рода информацию, которая находится в открытом доступе и способна определенным образом воздействовать на зарубежную аудиторию.

    Еще одной формой публичной дипломатии можно назвать панда-дипломатию, которая проводится Китаем. Суть ее состоит в том, что КНР преподносит в подарок иностранному государству большую панду, национальный символ страны, тем самым выражая свою благодарность и уважение. Стоит отметить, что этот шаг способствует укреплению двусторонних отношений и налаживанию диалога.

    Таким образом, public diplomacy - это обобщающее понятие, обозначающее деятельность различных акторов, как правительственных, так и неправительственных, которая призвана объяснить иностранной общественности проводимую страной внешнюю политику и побудить то или иное зарубежное государство принимать свои внешнеполитические решения в том русле, которое выгодно данным акторам. Другими словами, публичная дипломатия -это система диалога с иностранной общественностью. Однако нельзя ставить знак равенства между публичной дипломатией и пропагандой. Принципиальным отличием public diplomacy является то, что в ее методах деятельности отсутствует такой компонент, как дезинформация, а в основе работы ее механизмов лежит правильное преподнесение выгодных для государства событий. Если же говорить о связи public diplomacy и soft power, то и в данном случае два этих понятия нельзя приравнивать друг к другу, т.к. публичная дипломатия является лишь одним из инструментов «мягкой силы». В свою оче-

    редь к формам публичной дипломатии можно отнести: общественную, культурную, цифровую дипломатию и др.

    Список использованных источников и литературы

    1. What is Public Diplomacy? // The Edward R. Murrow Center of Public Diplomacy. The Fletcher School. Tufts University. - URL: http://fletcher.tufts.edu/murrow/diplomacy (дата обращения: 11.03.2016)

    2. Цатурян С. А. Общественная дипломатия США в новом информационном столетии // США и Канада: экономика, политика, культура. - М., 2010. - № 8. - С. 105.

    3. Cull N. "Public Diplomacy" Before Gullion: The Evolution of a Phrase // USC Center on Public Diplomacy. - 18.04.2006. - URL: http://uscpublicdiplomacy.org/blog/060418_public_diplomacy_before_gullion_the_e volution_of_a_phrase

    4. Fisher G.H. Public Diplomacy and the Behavioral Sciences. - Bloom-ington, 1972. - P. 4.

    5. Nye J.S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. - N.Y.: Public Affairs, 2005. - P. 63.

    6. Nye J.S. Public Diplomacy and Soft Power // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. - 2008. - Vol. 616. - P. 101102.

    7. Долинский А. Дискурс о публичной дипломатии // Международные процессы. - 2011. - Т. 9. - № 1. - С. 64.

    8. Blinken A. Winning the War of Ideas // The Washington Quarterly. -2002. - Vol. 25. - № 2. - P. 102.

    9. Зонова Т.В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. - М., 2003. - С. 129.

    10. What is Public Diplomacy? // The Edward R. Murrow Center of Public Diplomacy. The Fletcher School. Tufts University. - URL: http://fletcher.tufts.edu/murrow/diplomacy (дата обращения: 11.03.2016)

    11. Hans T. Communicating with the world: U.S. Public Diplomacy Overseas. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 1990. - P. 3.

    12. Routledge handbook of public diplomacy / ed. by N. Snow, Ph. Taylor. - N.Y.: Routledge, 2009. - P. 13.

    13. Зонова Т.В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. - М., 2003. - С. 129.

    14. Мухаметов Р. С. Специфика общественной дипломатии как инструмента внешней политики государства // Известия Уральского федерального университета. - 2014. - Т. 9. - № 2. - С. 87.

    15. Сурма И. В. Цифровая дипломатия в мировой политике // Государственное управление. Электронный вестник. - 2015. - № 49. - С. 222.

    Шамугия Ира Шалериевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]

    Briefly about the author

    Shamugiya Ira Shalerievna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]

    По мнению директор Александра Владимировича Лукина, – директора центра международных исследований МГИМО, существует проблема в понимании терминов. Поэтому перед рассмотрением проблемы по существу необходимо договориться об их точном значении. Термины «публичная» и «общественная» дипломатия часто применяют как взаимозаменяемые. Причина здесь в том, что по сути это два разных перевода английского «public diplomacy » .

    Классическую современную концепцию «публичной дипломатии» представил декан Школы права и дипломатии им. А.Б. Флэтчера Университета Тафтса Эдвард Гуллион при формировании Центра публичной дипломатии им. Э.Р. Мэрроу в 1965 году.
    В брошюре, посвященной Центру, она излагалась следующим образом:

    «Публичная дипломатия… имеет дело с влиянием общественных установок на осуществление внешней политики. Она включает в себя измерения международных отношений, выходящие за рамки традиционной дипломатии: культивирование правительствами общественного мнения в других странах, взаимодействие частных групп и интересов одной страны с другой, освещение международных отношений и их влияния на политику государства, взаимодействие между теми, чья работа заключается в коммуникации (дипломаты и зарубежные корреспонденты) и процесс межкультурных коммуникаций… Центральным моментом для публичной дипломатии является транснациональный поток информации и идей».


    Сам Эдвард Гуллион писал:

    «Под публичной дипломатией мы понимаем средства, при помощи которых правительства, частные группы и отдельные лица меняют установки и мнения других народов и правительств таким образом, чтобы оказать влияние на их внешнеполитические решения».

    В этих определениях можно выделить целый ряд аспектов.


    Во-первых,
    субъектами публичной дипломатии могут быть:

      правительства и органы государственной власти;

      частные группы интересов и отдельные лица;

      те, кто освещает международные отношения, то есть СМИ и работающие в них журналисты;

      участники межкультурных коммуникаций (как организации, так и отдельные граждане).

    Во-вторых , публичная дипломатия осуществляется по нескольким линиям:

      правительство (одной страны) - общество (другой страны);

      общество (одной страны) - общество (другой страны);

      общество (одной страны) - правительство (другой страны).

    В-третьих, ее целью является изменение установок, как общества, так и правительства другой страны с целью влияния на внешнеполитические решения в благоприятную сторону.

    Отличие публичной дипломатии от пропаганды стало видеться не только в том, что последней занимается только государство. Сам термин «пропаганда» после Второй мировой войны в результате борьбы с геббельсовской и сталинской пропагандой получил на Западе уничижительное значение. Пропаганда понималась как введение в заблуждение путем дезинформации и искажения фактов, публичная же дипломатия - как распространение позитивной, но правдивой информации, основанной на реальных фактах и достижениях, что считалось более действенным, чем дезинформация.

    Это положение еще в 1963 году хорошо сформулировал выдающийся журналист, директор ЮСИА Э.Р. Мэрроу : «Американские традиции и американская этика требуют от нас быть правдивыми, но наиболее важная причина в том, что правда - это лучшая пропаганда, а ложь - худшая. Чтобы быть убедительными, нам надо быть правдоподобными, чтобы быть правдоподобными, нам надо быть достоверными, чтобы быть достоверными, нам надо быть правдивыми. Все очень просто».

    Впоследствии именно такое понимание публичной дипломатии утвердилось как в политических, так и в экспертных кругах.

    В это понятие включали несколько элементов:

      бóльшая открытость внешнеполитической деятельности, полное информирование о ней общественности своей страны (это направление получило в США название «работа с общественностью» (Public Affairs);

      прямое обращение государства к общественности других стран для разъяснения целей своей внешней политики, создания благоприятного образа страны за рубежом;

      разъяснительная работа правительства с общественностью других стран через НПО своей страны;

      непосредственное общение между гражданскими обществами и представляющими его НПО разных стран с целью изучения других государств, организации мероприятий по темам работы НПО, лоббирования определенных вопросов в другой стране (например, стимулирования защиты природы, прав человека и т. д.).

    По мнению Татьяны Зоновой , в условиях электронной революции и стирания граней между внутренней и внешней политикой на первый план в дипломатической деятельности выходит публичная дипломатия как неотъемлемая часть «soft power» .

    Публичная дипломатия в рамках дипломатической службы разных странах

    Правительства многих стран мира ввели государственные должности или целые ведомства, ответственные за публичную дипломатию. В США с 1999 года за эту сферу отвечает заместитель государственного секретаря по публичной дипломатии и работе с общественностью. Согласно официальному интернет-сайту Госдепартамента, «миссия американской публичной дипломатии состоит в поддержке достижения целей и решении задач внешней политики США, продвижении национальных интересов и укреплении национальной безопасности путем информирования иностранной общественности и влияния на нее, а также путем расширения и укрепления отношений между народом и правительством США и гражданами остального мира».

    Заместитель госсекретаря руководит программами публичной дипломатии, которые включают в себя связи с международными аудиториями, культурные программы, исследовательские гранты, обмены в области образования, программы посещения США и усилия правительства США противостоять идеологической поддержке терроризма.

    В Индийском МИД, например, в 2006 году создан Отдел публичной дипломатии, усилия которого направлены на «стимулирование большего понимания Индии и проблем ее внешней политики». Отдел организует и поддерживает широкий спектр программ как внутри страны, так и за рубежом.

    В посольствах многих стран созданы должности координаторов программ публичной дипломатии, часто на уровне заместителя главы миссии. Кроме того, в ряде государств были образованы специальные государственные органы и организации, деятельность которых направлена на распространение культуры, языка и знаний о стране среди иностранцев (Британский совет, Институт Гёте, Альянс Франсез, Институт Сервантеса, Государственная канцелярия по распространению китайского языка за рубежом, Японский фонд, Корейский фонд и т. п.).

    Новые термины

    Потребность привлечения общественности на свою сторону в условиях мгновенного распространения информации, равно как и дезинформации, стала особенно значимой. Публичная дипломатия пополнилась общением в социальных сетях. Родился новый термин - «твипломаси» . Твиттер и другие социальные сети стали использоваться внешнеполитическими ведомствами. Президенты, премьеры, министры, главы внешнеполитических ведомств, послы выходят в социальные сети и становятся «твипломатами». Форин-офис создал специальную «интернет-гавань» (hub), оказывающую техническое содействие своим «твипломатам» и разрабатывающую цифровые стратегии внешней политики. Французское агентство «Франс-Пресс» (AFP) занялось мониторингом в реальном времени влияния в сети государственных акторов, занимающихся публичной дипломатией. Данные учитывают количество фолловеров официальных лиц и экспертов. Для США таких фолловеров насчитывается около 43 млн человек, для России - 2,5 млн. Стоит всерьез задуматься о причинах такого разрыва.


    Текст: Павел Степанов

    Несмотря на поговорку «Против лома - нет приема», общественная дипломатия оказалась сильнее, и то, что не смогли перед СССР сделать оружием, сделали холодной войной. Эти же цели и методы они пытаются сейчас применить и к России, сопровождая их различными экономическими и политическими санкциями, попытками изоляции, вовлечения в вооруженные конфликты и прочее. Несмотря на то, что мы нашли против них противоядие на внешней арене, благодаря силе нашего оружия, экономического потенциала и сильной официальной дипломатии. Раненный и озлобленный «зверь» готовит нам новые испытания через активизацию своего «либерально-демократического актива», финансируемые ими НПО и прочие организации, и приступит к расшатыванию ситуации изнутри, в т.ч., разыгрывать межэтнические и межрелигиозные карты, а также ударить по самосознанию русского населения.

    Хорошо, что Президент своевременно отреагировал на готовящиеся новые вызовы и сейчас проводятся организационные и превентивные решения по консолидации общества и предотвращению противостояния в обществе.

    Однако, успокаиваться пока рано и это только начало той большой работы, которая нам предстоит как во внешней, так и внутренней политике, где как раз общественная (народная) дипломатия выходит на первый план как мягкая сила, за которой, несомненно, должны стоять и консолидация общества, и патриотизм и вся мощь нашей страны

    Мы позволили развалить СССР, потому что своевременно не среагировали на произошедшие социальные и интеллектуально-технические сдвиги в мировом сообществе, позволяющие использовать неправительственные организации, НПО-дипломатию, «мягкую информацию», мягкую силу в качестве эффективного оружия для достижения геополитических, геоэкономических и геокультурных целей. США, Запад сумели найти способ превратить, модернизировать народную или НПО-дипломатию в инструмент подрывных действий, разложения советского строя, системы изнутри, в духовной и виртуальной сферах. Превратили информационное превосходство для поражения эмоций, восприятия, психики, интеллект противника и др.

    В период 2-х полярного мира, роль народной (общественной) дипломатии играла существенную роль и оказывала существенное влияние на принятие тех или иных политических решений. Дальше США установили свой диктат, которому мы и наши партнёры не смогли ничего противопоставить, и роль народной дипломатии растворилась в грубой силе и лживой пропаганде Америки. Результаты этого всем известны по искусственным катастрофам и войнам, трагедиям многих государств (более 20 государств) и народов, написанных и осуществляемых по сценариям США, при содействии купленных ими элит и наёмников.

    В условиях роста глобальных вызовов и угроз, природных, техногенных и социальных катастроф в обществе наступило осознание всё большего числа людей того, что необходимо действовать самым и помогать властям. Пришло понимание, какие угрозы несет человечеству однополярный мир и необузданные амбиции США. Об этом свидетельствуют и опросы Международного Исследовательского Центра Геллапа (Gallup International), проводимые авторами исследования «Глобальный барометр надежды и отчаяния» в 65 странах различных континентов с охватом более 70000 респондентов. На вопрос: «Какая страна представляет наибольшую угрозу для всего мира?» 24% опрошенных такой страной назвали США, (далее: с 8% Пакистан; 6% Китай; по 5% Афганистан, Израиль, Иран и Сев. Корея; по 4% Индия, Ирак, Япония; 3% Сирия, и только 2% назвали Россию?!»

    Общественная дипломатия - это форма ответа на глобальные вызовы и угрозы, на становление нового мирового порядка, на ход внутриполитического развития. Она родилась и получила признание в эпоху глобализации, цивилизационных сдвигов, глубоких изменений, произошедших в мире, в том числе и в психологических установках людей. Все более расширяющиеся познания увеличивают способности общественных дипломатов для оказания влияния на людей в процессе общения и формирования общественного мнения. Всё больше возрастает роль и возможности общественной дипломатии в вопросах предупреждения и разрешения конфликтов через массовые интернет коммуникации.

    Общественная дипломатия имеет ряд преимуществ перед официальной, она менее затратна, более разнообразна в используемых приёмах, методах и содержании, менее стереотипна и действует с учётом различия в социокультурных условиях и традициях. Она несопоставимо более свобода в своих действиях, менее зависима от официальных решений, более рациональна с точки зрения житейского подхода к сложным проблемам межгосударственных отношений и способна на своём уровне выявить ранние, латентные стадии назревающего конфликта и осуществлять превентивные меры по его гашению. Общественная дипломатия использует, как правило, негосударственные формы и методы неофициального общения и действия на различных уровнях и в рамках непрерывно разрастающейся сети НПО-сообществ, межличностных, семейных и иных отношений, с применением новейших достижений в области коммуникативных технологий и способов влияния на интеллект и психику человека, на общественное мнение.

    Правомерно подчеркнуть, что Россия на порядки отстаёт от США, Запада в том, что касается теории и практики использования мягкой силы и общественной дипломатии в интересах достижения своих целей во внешней политике и тем самым обрекает себя на малую конкурентоспособность в международных делах.

    В условиях настоящего кризиса и глобальной «войны», навязываемой России, настойчивых разнообразных попыток втянуть её в настоящую войну или изолировать руководство России, наряду с мерами самозащиты, поисками друзей и процессов их вовлечения в свою орбиту. Должно срочно, системно и фундаментально содействовать и всемерно создать механизмы поддержки и расширения возможностей функционирования общественной дипломатии (т.н. мягкой силы). Активнее и шире привлекать парламентскую и общественную дипломатию к решению глобальных проблем. Без соответствующей поддержки государства сильную общественную дипломатию не выстроить, так как кроме финансового, здесь нужен серьезный административный ресурс и содействие.

    К сожалению, никто у нас в стране этим конкретно не занимается. Ни Администрация Президента, ни Правительство в купе с МИД, ни Госдума с Советом Федерации, ни общественная Палата РФ, несмотря на наличие в них определенных структур по данному профилю. Дальше единичных публичных обсуждений данной проблематики на площадках этих структур дело не идёт, а если где и есть попытки и результаты, то явно топором рубленные. И все это, несмотря на серьезные задачи, поставленные Президентом в этой области, выделяемые значительные финансовые средства и связанные с этим ожидания. Не хотелось бы думать, что это неприбыльная работа и потому ею не занимаются (хотя и средства списываются, наверное, немалые), просто надо понимать, что прибыль от общественной (народной) дипломатии много больше и выражается не только в безопасности, стабильности и развитии, но и в самом факте дальнейшего существования государства. Притом, что общественная дипломатия - это важнейший стратегический ресурс, наиболее оправданное и эффективное средство в современных условиях для преодоления тяжелейших последствий геополитической и социальной катастрофы начала 21 века и особенно нынешних условиях.

    Современная общественная дипломатия России должна рассматривается как инновационная гуманитарная технология общественной самоорганизации граждан, используемая для недопущения и мирного разрешения конфликтных ситуаций в стране и за рубежом, сближения народов и государств, достижения высокого качества жизни людей, сохранения окружающей среды. Поэтому чрезвычайно актуальной является задача научного осмысления и обеспечения, с одной стороны, российской общественной дипломатии, имеющей конструктивный и созидательный смысл, а с другой, - активного противодействия западной общественной дипломатии, применяющей против России разрушительную «мягкую силу».

    Общественная дипломатия имеет колоссальное значение и влияние, как во внешней, так и внутренней политике. В обоих случаях, помимо организационных и финансовых, мы имеем дело с человеческими ресурсами, что наиболее важно и имеет основную миссию. Выход общественной дипломатии в практическую деятельность на международной арене и внутри страны поставил вопрос о профессиональной подготовке общественных дипломатов, чтобы они могли достойно, грамотно, со знанием дела выполнять свои миротворческие, гуманитарные функции и добиваться положительных результатов. Общественный дипломат - это, по существу, новая профессия, чрезвычайно необходимая. В перспективе эти люди должны составлять элиту России.

    При всем выше сказанном, в России можно отметить положительную динамику развития общественной дипломатии, особенно НПО-дипломатии. В основном усилиями самых организаций, расширяется диапазон целей, содержания и методов деятельности общественной дипломатии. Россия многонациональная страна и для неё особое значение общественная дипломатия приобретает и во внутренних конфликтных ситуациях, когда государство не в состоянии решить проблемы, возникающие на национальной, этнической, религиозной почве. Только путем общественной дипломатии можно разрешать конфликты идентичности, восстанавливать идентификационную принадлежность к одной стране - России. В частности, речь идёт об идентификации мусульман с Россией. Общественная дипломатия держится на самом мощном ресурсе - на ресурсе человеческих отношений, связей и интересов, на доброй памяти, на общей истории, на понимании, доверии, чувствах. Этим она отличается от классической дипломатии, в основе которой лежат формальные межгосударственные отношения, нормы и предписания, и в этом, помимо внутренней, она играет существенную внешнеполитическую роль.

    В условиях отсутствуя национальной идеи, соединяющей людей и народы и создающей нацию, перед Россией ещё и стоит вопрос, какую миссию ей нести в глобализирующемся мире, и здесь роль общественной дипломатии незаменима, так как надо вести непрерывный диалог, договариваться, искать согласия по всем жизненно важным вопросам и сообща решать возникающие проблемы.

    К сожалению, при всем развитии различных общественных организаций и форм общественного воздействия, нам никак не удается построить достойное гражданское общество и соответствующую ему систему институтов влияния. При всем этом, самоорганизация Российского общества продолжается в различных сферах общества, в т.ч. информационной. Появляются общественные организации, которые берут на себя функции охраны порядка, миротворчества, правозащитников, защиты русскости, укрепления дружбы народов; включаются в борьбу с коррупцией, с преступностью; налаживают диалог с властями, объединениями граждан, с предпринимателями; находят способы проведения во власть на местах, людей способных нести ответственность и возлагать на себя обязанности, и многое другое.

    Можно сказать, что во внутренней политике речь идет о признаках начала широкого общественного движения за возрождение страны, за достижение межнационального, межрелигиозного мира, неотъемлемым элементом которого является общественная дипломатия. Если бы у нас была достаточна поддержка институтов гражданского общества и в соответствии с этим развиты общественная дипломатия и искусство применения мягкой силы, вполне удалось бы избежать и чеченской войны, и войны с Грузией и украинских событий.

    В России, всё ещё имеет место пренебрежительное и даже недоверчивое отношение к неправительственным и самостийным общественным организациям, особенно патриотическим. Со стороны государства им, за редким исключением, не оказывается ни какой поддержки. В определенной мере такая настороженность объяснима по отношению к общественным организациям, получающим гранты из-за рубежа и действующим в интересах грантодателей, вопреки национальным интересам. Что имело место и продолжает иметь место, даже, несмотря на определенные меры, принимаемые к «Иностранным агентам». При этом государство несмотря на поговорку «Сколько волка не корми...» само начало финансировать их на десятки миллионов рублей («Хельсинская группа», «Голос» и др.) а реально работающие общественные организации, за редким исключением, не получают ни рубля поддержки (кроме прикормленных и откатывающих организаций). Есть случаи, когда под видом неправительственных организаций, действуют и криминальные структуры. Имеет место неравноправный характер отношений государственных органов и общественных организаций, которые их открыто, критикуют и указывают на недостатки и др. К ним, нередко предъявляются завышенные требования со стороны власти, их игнорируют, вытесняют на обочину или закрывают. У подавляющего большинства способных и общественных организаций есть немалые финансовые проблемы, которые не позволяют им появляться на международных форумах и особенно за рубежом в международных структурах, что сдерживает потенциал действовать в виде мягкой силы и вынуждает пребывать в вялотекущем режиме.

    Сегодня российской общественной дипломатии отводится важная роль в решении таких задач как участие в деятельности ООН и других крупных международных организаций, актуализации национальных интересов в культуре, экономике и экологии, миграционной политике, защиты прав соотечественников за рубежом, продвижения русского языка в мире, укрепления добрососедских отношений с приграничными странами, налаживания культурных и образовательных обменов, нераспространения оружия, наркотиков, эпидемий и других социально опасных явлений, профилактики экстремизма и ксенофобии.

    Для продвижения общественной дипломатии, повышения её эффективности и вовлечения в неё новых сил, было бы целесообразно:

    - Создать под эгидой МИД - Общественную Палату Народной Дипломатии или общественный Совет по вопросам народной дипломатии;

    - Изыскать для этой важной работы и структуры необходимые средства и приступить к профессиональной подготовке и переподготовке кадров;

    - Реформировать работу ФА «Россотрудничество и Фонда «Русский мир»;

    - Эффективно использовать потенциал различных национально-культурных организаций, землячеств, автономий и др. сообществ;

    - Создать механизмы влияния мягкой силы через потенциал обучающихся зарубежных студентов (через самообразующиеся молодёжные организации);

    - Использовать как мягкую силу рычаги миграционной политики, туристических, спортивных и молодёжных организаций;

    - Создать базу организаций и спикеров, для организации командировок и привлечения их потенциала по участию в различных международных организациях и мероприятиях;

    - Создать пул активистов по основным различным темам и регионам и приглашать их в различные СМИ;

    - Как было предложено ранее, открыть для них и других организаций, занятых в сфере общественной дипломатии, Специальный канал на телевидении. Система ГЛОНАСС (цифровое телевидение) будет иметь 64 канала. Один из них может принадлежать общественной дипломатии.