Рабочая программа кружка по географии "занимательная география". Программа кружка эколого-географического направления "юный исследователь"

Пояснительная записка

Настоящая программа кружка разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:

Концепция интеллектуально-познавательного воспитания российских школьников

Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

Программа разработана с соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения. Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание школьнтков. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

патриотизма: через активное познание географии своей страны и других стран и народов;

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об экологической культуре;

ценностного отношения к окружающей среде и социально-ответственному поведению в ней;

Актуальность программы определяется не только требованиями ФГОС ООО. В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, приобретение практических умений и навыков работы с картой, со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету. Участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного уровня, конференциях. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Новизна данной программы в том, что программа является комплексной и вариативной, дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах деятельности, выбрать приоритетное направление и максимально реализовывать себя в реализации творческой проектной деятельности во внеурочное время.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, приемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Педагогические принципы

1. Любовь и уважение к ребенку как к активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

Комплексное решение задач обучения и воспитания (учебная деятельность и личностное общение на занятиях раскрепощенное, уважительное; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете), потребность детей в общении реализуется во внеурочной деятельности, при выполнении коллективной работы и посещении различных мероприятий;

Потребности, интересы обучающихся;

Уровень развития коллектива;

Уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.

К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

Осознание и признание права личности быть не похожей на других;

Предоставление права на свободу выбора (быть или не быть в творческом объединении);

Оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышление, мотивы, статус в коллективе, активность).

Индивидуальный подход требует дифференцированного обучения. На занятиях предлагаются работы различной степени сложности. Кульминацией деятельности является разработка творческих проектов направленное на развитие и поддержку детских инициатив, приобретение опыта взаимодействия с взрослыми и детьми.

Личностный подход требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

2. Создание ситуации успеха для каждого ребенка – один из значимых принципов, обеспечивающих условия, способствующие самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

Формирование индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

Развитие интереса к изучению географии, умения работать с различными источниками информации;

Расширение кругозора учащихся в области географии;

Воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнование;

Подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук;

Формирование у учащихся представления о «замечательных» объектах своей страны и мира.

Цель программы - Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.

Задачи

Обучающие:

Расширить знания учащихся о странах;

Обогатить представление учащихся о жизни в разных странах;

Включить учащихся в поисково-исследовательскую деятельность;

Формирование умения школьников работы с источниками географической информации.

Развивающие:

Способствовать развитию у учащихся навыков организации самостоятельных путешествий;

Развивать познавательные возможности учащихся;

Развивать познавательные умения работы с информацией (сбор, хранение и использование),навыки систематизации информации;

Развивать логическое и образное мышление .

Воспитательные:

Воспитывать инициативу, самостоятельность и активность;

Воспитывать чувство ответственности перед коллективом;

Воспитывать этику взаимоотношений, культуру общения.

Мотивационные:

Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.

Социально-педагогические:

Формировать социокультурную компетентность, умение общаться и совместно решать творческие задачи.

Отличительные особенности программы кружка состоит в том, что он завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом – проектом по разработке маршрута путешествия в мир географии. Критериями оценивания будет являться экономическая привлекательность маршрута. В ходе занятий кружка учащиеся, работая самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет осуществить индивидуальный подход, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

У учащихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

Возраст детей: программа предусмотрена для детей 12-15 лет учащиеся 6-9 классов.

Сроки реализации программы: 1 год.

Формы и методы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, беседы, конкурсы, викторины, игры, практические и теоретические занятия.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение.

Количество учебных часов в неделю: занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут, что составляет 68 часов в год.

Количество обучающихся в группе : наполняемость группы 8 человек, с учетом индивидуального подхода.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности . В процессе учащиеся должны:

Знать:

  1. Вклад Великих учёных в развитие науки;
  2. Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
  3. Природные рекорды на материках и океанах;
  4. Особенности стран мира и народонаселения;
  5. Приёмы работы с источниками географической информации;
  6. Географическая терминология.

Уметь:

  1. Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
  2. Проводить исследование на основе накопленных фактов;
  3. Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;
  4. Решать географические задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Ориентирования в потоке географической информации;
  2. Умения решать географические задачи
  3. Повышения собственной географической культуры.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- защита презентаций,проектов; участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного уровня, конференциях.

Учебно - тематический план

№п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Введение

Уникальность планеты Земля.

Путешествие по странам мира.

Итого

Календарно- тематический план работы по программе «Занимательная география» на 2016-2017 учебный год,68 часов

занятия

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Планируемые сроки

Фактические сроки

Вводное занятие.

Раздел 1.Уникальность планеты Земля.(42 ч)

Земля – планета Солнечной системы

Земная кора. Минералогия

Свойства минералов.

9-10

«Своя игра»

11-12

В мире падающей воды.

Водопады Анхель и

Йосемитский.

13-14

Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад.

15-16

Водопады Игуасу и Гуагира.

Водопад Виктория.

другие водопады мира

17-18

Водопады России.

Водопад Кивач.

19-21

Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока.

Культ праздников водопадов.

22-23

Эти удивительные

озёра . Самые большие озёра мира.

24-25

Озёра с уникальной солёностью.

Самые диковинные озёра

26-27

В мире падающей воды.

28-29

Грозное дыхание

Земли. Вулканы.

31-32

Предвестники подземных бурь.

33-34

Тепло подземных вод и природных фонтанов Горячие источники Памуккале. Гейзеры Исландии.

35-36

Гейзеры Северной Америки.

Новозеландское чудо.

Долина гейзеров на Камчатке.

37-38

Каньоны мира. Большой каньон.

39-41

В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби.

42-43

Этот удивительный ледяной мир . Ледники Гренландии, Антарктиды. Айсберги.

Раздел 2 Диковинки растительного и животного мира.(4ч)

44-45

Диковинки растительного мира

46-47

Диковинки животного мира

Раздел 3 Путешествие по странам мира.(21ч)

49-51

Имена на карте мира

52-53

Путешествия по странам Евразии.

54-56

Путешествия по странам Африки.

57-59

Путешествия по странам Северной Америки.

60-62

Путешествия по странам Южной Америки.

63-65

Путешествия по странам Австралии и океании.

66-67

Необычайные памятники мира

Итоговое занятие

Введение.

Вводное занятие. План работы кружка.

Уникальность планеты Земля.

Удивительное разнообразие природы Земли. Уникальность объектов солнечной системы.

Природа самых удивительных водопадов мира: Анхель, Ниагарский водопад, Кивач, Игуасу.

Эти удивительные озера: Байкал, Балхаш, Титикака, Чад. Вулканы Земли: Гекла, Фудзияма, Ключевская сопка.

Диковинки растительного и животного мира.

Растения, которые растут на определенных территориях земного шара. Необыкновенная фауна южных и северных материков.

Путешествие по странам мира.

Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира.

Методическое обеспечение программы

№ п/п

Раздел программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятия

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

Графа учета

Уникальность планеты Земли.

демонстрация

презентаций,сообщений,

игра с использованием ИКТ.

Индивидуальные; групповая.

Объяснительно-иллюстративные; репроруктивные

Географические атласы,

контурные карты,

настенные карты,

проектор,

компьютер,

справочники интернет.

Вводный

Рубежный

Защита проектов.

Диковинки растительного и животного мира.

демонстрация

презентаций, сообщений,

видеофрагментов; работа с дополнительной литературой, с картой; Выработка умения использования знаний в практической деятельности;

Индивидуальные; групповые

Объяснительно-иллюстративные; репроруктивные;

частично-поисковый.

Справочники, проектор, интернет ресурсы.

Вводный

Рубежный

Выставка поделок фотографий необыкновенных растений и животных.

Путешествие

по странам мира

демонстрация

презентаций, сообщений,

видеофрагментов; работа с дополнительной литературой, с картой; Выработка умения использования знаний в практической деятельности

Индивидуальные; групповые; коллективные

Объяснительно-иллюстративные;

Частично-поисковый

Географические атласы,

контурные карты,

настенные карты,

проектор,

компьютер,

справочники интернет.

Вводный

Рубежный

Защита проекта. Разработка презентации.

Список литературы

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2014 г

6.А.Муранов «Голубые очи планеты» Издательство «Детская литература» 1977г

7. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2013г.

8.Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002.

9. Земля: Универсальная энциклопедия для юношества. – М.: Педагогика – Пресс, 2001.

10. Самые красивые города Европы: Открытия. Путешествия. Отдых. История. Современность.- М.: БММ АО, 2012 г.

11. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий.- М.: Профиздат, 2000.

Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя

4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru

6. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru

Образовательные диски

1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).

2.http://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура).

3 . http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.

4. http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm .

5.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html (Долина гейзеров. Общие сведения).

Сайты:

Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru

Природа России priroda.ru

Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru

--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России

www. isles.ru

Все о геологии. www.geo.web.ru

Каталог минералов www. catalogmineralov,ru

Цифровые образовательные ресурсы:

библиотека электронных наглядных пособий;

школьная геоинформационная система;

цифровые карты и космические снимки.


Дословно география переводится как землеописание . Эта наука была известна еще до нашей эры. Все дело в том, что представители древних цивилизаций нуждались в пространственном ориентировании, открытии и освоении новых земель, идентификации себя в мире. Человечество знает массу выдающихся географов и дерзких, революционных, смелых географических открытий. «Золотые века» этой науки пришлись на XV-XVII века. Это время было названо эпохой Великих географических открытий.

География неразрывно связана с путешествиями и путешественниками, благодаря этому мы знаем имена Колумба, Кука, Афанасия Никитина, Марко Поло и многих других. Романтика, жажда новых знаний привлекает и ребят, живущих в нашем городе. Для них открыли свои двери специализированные клубы, кружки и студии, в которых можно узнать много нового о географии, своем крае, туризме. Теоретические занятия нередко совмещаются с «полевыми», что идет только на пользу ребятам.

Пожалуй, география является одной из самых увлекательных наук естественного цикла. Она позволяет получить не только знания в «чистом» виде — например, названия столиц, площадь и население государств, но и практические умения — свободное ориентирование на местности, туристические навыки и многое другое. Это современно, увлекательно и актуально для всех представителей нового поколения.

Несмотря на то, что школьный предмет «География» появляется у ребят не ранее 5 класса, родители могут познакомить детей с этой наукой еще в раннем возрасте. Конечно, неправильно «пичкать» мальчиков и девочек сухими фактами, требовать заучивать названия столиц, рек, морей. Важно заинтересовать ребенка и проводить занятия в игровой форме. Например, читая сказки о Карлсоне и Чипполино, можно одновременно задействовать карту или глобус и найти Швецию и Италию, рассказав немного о расположении и истории стран. На прогулке малышей можно познакомить со сторонами света, используя компас. Песни и стихи, в которых встречаются географические названия, также помогут узнать и запомнить много нового.

Главное о географическом атласе


Изучение географии прежде всего ассоциируется с географическими картами. По сути, на картах представлены материки и страны в миниатюре. Они отражают особенности рельефа и климата, национальный состав стран, экономическое положение. Атлас представляет собой комплекс географических карт, объединенных определенной темой. Например, всем известный Атлас России содержит максимально полную информацию о нашей стране. В нем можно увидеть и карту по областям, и ознакомиться со всеми граничащими с Российской Федерацией государствами, и найти отдельные города и даже автодороги. В тех или иных изданиях Атласа России представлена разная информация. Но все карты любого атласа должны быть объединены одинаковыми условными обозначениями, примерно равным масштабом, общими особенностями оформления. Составителем первого в мире атласа был древнегреческий астроном, математик и географ Клавдий Птолемей. Он подготовил сборник карт еще во втором веке нашей эры.

Рабочая программа

учебного предмета «География»

объединения дополнительного образования

«В мире географии»

для учащихся 9-А класса

на 2017-2018 учебный год

Составитель:

Поликарпова Е.Е., учитель географии

Высшей квалификационной категории.

г. Воскресенск

2017 год

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа дополнительного образования «В мире географии» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, при разработке была использована авторская рабочая программа Арван Е. Ю.

Данная программа предназначена для углубления знаний учащихся 9 класса по географии и повышения интереса к предмету. Она систематизирует и обобщает знания учащихся. Кружок «В мире географии» помогает развивать у учащихся умственные способности, расширять и углублять знания в области географии, формировать коммуникативную культуру. Материал программы опирается на знания учащихся по географии, истории, литературе. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др. Результатом деятельности объединения дополнительного образования является участие в различных олимпиадах, конкурсах по предмету.

Цели программы : повышение интереса к естественным наукам на основе расширения географического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; формирование положительной мотивации к изучению географии, геоэкологии, воспитание бережного отношения и любви к окружающему миру и Родине.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • развитие у учащихся научных взглядов на взаимосвязь природы и общества, на пространственные особенности этой взаимосвязи;
  • закрепление картографических представлений о размещении основных географических объектов на территории России;
  • углублённое изучение самой большой страны материка Евразия – России, своей Родины;
  • совершенствование языка географической науки у учащихся.

Развивающие:

  • развитие пространственного представления, использовать географические знания на практике, в повседневной жизни;
  • развитие мотивации к самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание гражданственности и патриотизма с широким взглядом на мир, любви к природе;
  • овладение географической культурой, воспитание толерантности;
  • воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
  • включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты

В ходе реализации программы учащиеся

Должны знать/понимать:

  • основные понятия курса;
  • основные методики проведения наблюдений;
  • основные географические понятия и термины;
  • различия плана, глобуса и географических карт;
  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
  • географическую зональность и поясность;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальных уровнях; меры по сохранению природы и защиты людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  • воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека.

Должны уметь:

  • проводить самостоятельный поиск информации;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);
  • выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;
  • находить в разных источниках географическую информацию;
  • составлять краткую характеристику разных территорий;
  • приводить примеры, используя основные источники географической информации;
  • определять расстояния и направления на местности и по плану;
  • находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • ориентирования на местности;
  • чтения планов местности и географических карт;
  • проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.;
  • повышения собственной географической культуры.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесные (рассказ, диалог), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ, различных источников географической информации), практические (разбор учебных и олимпиадных заданий), проблемно-поисковые и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Формы занятий: лекция, эвристическая беседа, практикум, исследование, интеллектуальная игра, викторина, решение географических задач, конкурсы.

Учебно-тематический план

Название раздела

Часы

Введение.

Основы теории и практики физической географии.

Экономическая география. Население и хозяйство России.

Всего

Основное содержание программы

Введение – 1 ч.

Значение географии в жизни человека Знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Раздел I. Основы теории и практики физической географии. – 28 часов

Тема 1. Источники географической информации – 6 часов

Основные источники географической информации. Виды изображения Земли. План местности, географическая карта, глобус. Картографические проекции. Градусная сеть. Географические координаты. Определение направлений и измерение расстояний на плане и карте. Масштаб. Условные знаки. Чтение плана местности и географической карты. Решение олимпиадных заданий: «План и карта».

Предпосылки Великих географических открытий. Четыре экспедиции Колумба. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию . Открытие Южной Америки соперниками Колумба . Америго Веспуччи и происхождение названия «Америка» . Магеллан и первое кругосветное плавание . Кортес и завоевание Мексики . Происхождение легенды об Эльдорадо . Открытие Амазонки и бассейна Ла-Платы . Испанские и французские открытия в Северной Америке в 20 - 40 годах XVI века. Голландская экспансия в Азии, открытие Австралии и островов Океании . Этапы и методы изучения территории России. Поход Ермака Тимофеевича и его гибель . Открытие русскими Средней и Восточной Сибири . Интерактивная викторина: «Исследователи России».

Геологическое прошлое планеты. Литосфера. Строение Земли. Геологическая история Земли. Внутренне строение Земли. Земная кора и ее строение. Горные породы. Платформы и складчатые пояса. Рельеф как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Основные формы рельефа. Минеральные ресурсы.

Атмосфера. Значение атмосферы, состав и структура. Атмосферная циркуляция. Постоянные ветры. Воздушные массы. Погода и климат. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Климатообразующие факторы. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.

Гидросфера. Части гидросферы. Мировой океан и его части. Источники пресной воды на Земле. Реки. Речная система. Режим и питание рек.

Биосфера. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы. Почва как особое природное образование. Разнообразие почв. Природный комплекс. Природные зоны. Широтная зональность и высотная поясность. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Сообщения учащихся, презентации, составление коллажей.

Путешествие по материкам и океанам. Происхождение материков и впадин океанов. Географическое положение, площадь материков. Особенности рельефа и климата. Основные природные и экономические объекты. История освоения. Разнообразие природы. Типичные ландшафты. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Составление диаграмм. Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Выполнение презентаций: «Рекорды материков».

Тема 5. Природа России - 6 часов

Пространство России. Особенности физико-географического положения России. Границы России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны. Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий.

Административно-территориальное деление РФ. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, и их взаимосвязь. Оценка природно-ресурсного потенциала страны.

Факторы, определяющие климат России. Типы климата России, климатические пояса. Внутренние воды России. Байкал – жемчужина России. Главные речные системы. Размещение основных типов почв России.

Растительный и животный мир России. Природно-хозяйственные зоны России. Экологические проблемы. Заповедная Россия. Памятники природы.

Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.

Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России. – 5 часов

Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Население России. Численность, особенности воспроизводства населения. Половозрастной, этнический и религиозный состав населения. Особенности расселения. Сельское и городское население, урбанизация. Направления и типы миграций. Трудовые ресурсы.

Хозяйство России. Структура хозяйства и ее особенности. Первичный, вторичный и третичный сектора хозяйства: состав, особенности отраслей, роль и значение. Экономические районы России. Географическое положение района, состав территории. Природные особенности и природно-ресурсный потенциал. Население, крупные города. Географические особенности экономических регионов России. Хозяйство регионов, их специализация и крупные центры производства. Проблемы экономических регионов. Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам. Решение практических задач.

Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива. Защита творческих работ.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Для учащихся:

  1. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
  2. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М., 1999 г.
  3. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  4. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  5. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва, 2000 г.
  6. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997.
  7. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
  8. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006.

Для учителя:

  1. «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005.
  2. Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.
  3. Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя .
  4. Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988.
  5. В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год
  6. Войткевич Г.В. «Основы учение о биосфере» «Просвещение», Москва, 1989.
  7. География: Все для учителя географии. Сайт: http://geo.1september.ru
  8. География: Энциклопедическая библиотека. Сайт: http://megacollection.ru
  9. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям. Сайт: http://www.danilova.ru
  10. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
  11. Клепинина.А. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
  12. Клюшникова Н. М. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград, 2000.
  13. Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.
  14. Литвиненко Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005.
  15. Лугич М.В. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
  16. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002-302 с.
  17. Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год
  18. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000 г.
  19. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.
  20. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по географии», Москва, «Глобус», 2008.

Перечень материально-технического обеспечения: географические карты, атласы, коллекции, раздаточный материал, таблицы, дополнительные дидактические материалы, учебные пособия, компьютер, мультимедийный проектор, экран. (полный перечень указан в паспорте кабинета).

Календарно-тематический план

кружка «В мире географии»

для 9-А класса

на 2017-2018 учебный год

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема занятия

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение – 1 час

Значение географии в жизни человека Специфика занятий и общие требования.

01.09-08.09

Раздел I. Основы теории и практики физической географии - 28 часов

Тема 1. Источники географической информации - 6 часов

Источники географической информации и методы географических исследований

11.09-15.09

План местности. Масштаб. Решение задач.

18.09-22.09

Географическая карта, глобус. Картографические проекции.

25.09-29.09

Решение задач на определение географических координат.

02.10-06.10

Чтение плана местности и географической карты.

09.10-11.10

Решение олимпиадных заданий: «План и карта».

16.10-20.10

Тема 2. Великие географические открытия – 5 часов

Предпосылки Великих географических открытий.

23.10-27.10

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

30.10-03.11

Великие географические открытия и расширение их ойкумены.

06.11-10.11

Этапы и методы изучения территории России.

13.11-17.11

Интерактивная викторина: «Исследователи России».

27.11-01.12

Тема 3. Удивительное разнообразие природы Земли – 5 часов

Геологическое прошлое планеты.

04.12-08.12

Атмосфера. Научное объяснение разнообразия климатов Земли.

11.12-15.12

Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.

18.12-22.12

Гидросфера и ее части. Составление коллажа: «Мировой океан».

25.12-29.12

Разнообразие природных зон и комплексов Земли.

09.01-12.01

Тема 4. Природа материков. Рекорды планеты. – 6 часов

Происхождение материков и впадин океанов.

15.01-19.01

Население Земли. Численность населения

Земли. Человеческие расы, этносы. Составление диаграмм.

22.01-26.01

Основные черты природы Африки, Австралии. Составление визитной карточки.

29.01-02.02

Основные черты природы Антарктиды, Южной Америки. Составление визитной карточки.

05.02-09.02

Основные черты природы Северной Америки и Евразии. Составление визитной карточки.

12.02-21.02

Конкурс презентаций: «Рекорды материков».

26.02-02.03

Тема 5. Природа России – 6 часов

Пространство России. Границы. Особенности географического положения

России.

05.03-09.03

Часовые зоны. Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий.

12.03-16.03

Рельеф и недра России. Оценка природно-ресурсного потенциала страны.

19.03-23.03

Климат. Внутренние воды. Байкал – жемчужина России.

26.03-30.03

Почвы, природные зоны России. Составление коллажей.

02.04-06.04

Заповедная Россия. Памятники природы.

16.04-20.04

Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России - 5 часов

Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Особенности населения России.

23.04-27.04

Основные межотраслевые комплексы.

30.04-04.05

Географические особенности экономических регионов России.

07.05-11.05

Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам.

14.05-18.05

Итоговое занятие. Защита творческих работ.

21.05-25.05

Итого

часов

В том числе:

по программе

выпол нено

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР __________/Москотельникова Н.В./

«___» августа 2017 г.

Руководитель ШМО _____________ / Содонова О.А./


Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Организовать географический кружок можно с учащимися различного возраста, но все же наиболее приемлема эта форма работы для среднего звена школьников.

Активность учащихся возрастает в том случае, если работа в кружке имеет общественную значимость. Поэтому в работе кружка целесообразно это учесть и выбрать виды общественно полезной работы: организацию краеведческого уголка, музея, выставки, озеленение участка и т.д.

Важным этапом работы является составление конкретных заданий для отдельных кружковцев или группы учащихся с учетом интересов каждого ученика. В процессе разнообразной по содержанию и характеру деятельности работы учащиеся овладевают умениями и навыками, которые позволяют им проявить свою активность и интерес.

На кружковых занятиях можно проводить индивидуальную работу с учащимися, развивать их творческие способности, ориентировать на определенные профессии, связанные со знанием географии. Участники кружка должны стать активом при подготовке и проведении массовых мероприятий по предмету.

Географические кружки по содержанию можно разделить на группы:

Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету.

Кружки этой группы формируют лишь поверхностный интерес к географии, без углубленного изучения каких-либо вопросов. При организации подобного кружка следует отличать занимательность от развлекательности. Занимательность, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, предполагает вовлечение их в аналитическую деятельность, способствует выявлению различных связей. Развлекательное ограничивается лишь эмоциональным воздействием на учащихся. Если школьников не привлекать к аналитической работе, то их интерес перейдет только в стремление к развлекательности, не развивая познавательный интерес, не углубляя знаний по предмету.

Однако чтобы сохранялся интерес к изучаемым географическим объектам и явлениям, необходимо во время занятий использовать элементы занимательности: проведение соревнований, игр, решение задач географического характера.

Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, фенологический и т.д.).

Кроме практических умений и навыков, у учащихся формируются познавательные интересы. Такие занятия содержат, прежде всего, практическую задачу, которая должна быть обязательно значимой для учащихся.

Кружки, посвященные специальным вопросам географии, изучаемым на уроках, например, этнографический, по изучению глобальных проблем человечества и др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела географии.

Организация кружка начинается с выявления интересов, наклонностей и умений учащихся. Для этого целесообразно провести анкетирование. Количественный состав кружка не должен превышать 15-18 человек. Кружки имеют название, устав.

Сформулируем некоторые общие принципы работы географического кружка:

  • а) руководящая роль учителя,
  • б) применение исследовательского метода,
  • в) тщательная разработка темы, доведение начатого дела до конца,
  • г) обязательное оформление результатов кружковой работы.

Эффективная работа кружка возможна при четком планировании работы. В плане работы кружка необходимо отражать различные виды деятельности учащихся. Его обычно составляют вместе с активом кружка, а потом обсуждают и утверждают на первом заседании. Занятия кружка обычно проводятся 1-2 раза в месяц, в установленные администрацией школы дни и часы. Отчетно-выборное собрание кружка проводится в конце учебного года.

Особенностью методики проведения занятий географического кружка является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету, углублять знания учащихся по географии, следует чередовать теоретические и практические виды деятельности.