Распространенные и нераспространенные обращения. Урок русского языка « Обращение. Нераспространённое и распространённое обращение

8 класс Русский язык Урок № _____

Дата ______________________

Тема: обращение распространенные и нераспространенные.

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении; познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания); находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации;

развивать логическое мышление и языковое чутье;

воспитывать умение работать в группе, внимательно слышать и слушать мнение другого человека; воспитывать любовь к родному языку, культуре.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, смайлики, музыкальное оформление

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

    Здравствуйте, ребята! Наш урок я хочу начать словами известного певца, актера, к сожалению, ушедшего из жизни в расцвете лет В.С.Высоцкого

Эпиграф

Мы рубим ступени... Ни шагу назад!
И от напряженья колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони! Ты счастлив на нем
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина еще впереди.

В. Высоцкий

Учитель: Да, есть жизненные вершины, а мы будем путешествовать по страницам русского языка, и покорять нелегкие языковые вершины.

Отрывок из песни « ВЕРШИНА»

Поэтому я приглашаю Вас к сотрудничеству,соавторству, содружеству

Какая приставка в этих словах? (СО -)

Приставка со - означает вместе. Давайте весь урок будем вместе.

ll. Актуализация опорных знаний

Учитель: запишите

Классная работа

Вершина № 1 « Буквенный диктант»

Бесценный, исчезнуть, безграничный,беспринципный, беспризорник, разблокировать, беспорядок, бесконечный, развести, разболеться, разжалобить, безвластие.

Вершина № 2 Синтаксический диктант. « Крестики нолики»

    Назывные предложения содержат в себе главный член предложения – сказуемое (0)

    В определенно-личных предложениях сказуемое выражено 3 л. мн.ч

    Однородными могут быть как главными так и второстепенные члены предложения

    Однородные члены предложения это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, выражаются обычно одной и той же частью речи

    Определения могут быть однородными и неоднородными

    В предложении может быть только один ряд однородных членов предложения

    В предложении есть обобщающее слово. Всюду слышались звуки: за окном, в печи, над крышей.

1

2

3

4

5

6

7

О

О

Х

Х

Х

О

Х

lll. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Ребята, посмотрите на предложение и определите тему урока

Сватовский край, ты вдохновляешь нас на великие дела: на создание картин и стихов, на научные открытия и спортивные достижения, на мужество и стойкость в защиту своей страны.

Ответ: Я, думаю, тема урока « Обращение»

Учитель: Запишите в тетради тему урока. Обращение распространенное и нераспространенное. Знаки препинания при нем.

Учитель: определите задачи урока.

Повторить сведения об обращении

Узнать что-то новое об обращении

Научиться находить обращения в предложении

Правильно ставить знаки препинания при обращении

Развивать логическое мышление и речь

Обогащать словарный запас

Прививать целеустремленность и любовь к родному краю

l V. Изучение нового материала

Вершина № 3 « Теоретическая» Стр. 165 §40

А. Составить « Кластер» по теме « Обращение»

Б. Составить алгоритм постановки ЗП

АЛГОРИТМ

В. Представить теоретический материал, используя прием « Фишбоун»

Г. Дополнение учителя

В роли обращения обычно употребляется одушевленное существительное

В поэтической речи используется прием –олицетворения-обращение к предметам и явлениям

Например: Я вернусь к тебе, мой край родной!

Местоимения ты, вы не являются обращением. Однако иногда встречаются предложения, в которых местоимения (ты,вы) выступают в роли обращения.

Например : Эй, ты, просмотри вокруг!

Если обращение находится в конце предложения, то может стоять и вопросительный знак

Например: О чем ты воешь, ветр ночной?

Существуют этикетные обращения

Например: Здравствуй, Днепр широкий!

С добрым утром, город мой любимый!

Следует избегать просторечных обращений(мамаша, бабка, женщина), фамильярдных слов и выражений(дорогуша, красавица)

V. Закрепление материала

Вершина № 4 « Практическая»

Учитель: Ваша задача - найти в предложениях обращение, определить распространенное оно или нераспространенное. Обратить внимание на знаки препинания.

Соколко Лидия Васильевна родилась в селе Первомайское Сватовского района. По специальности художник-педагог

Мама! Вишня у нас

Под окном расцвела!

(Зимний день)

Н. Щепенко родился в 1915 году. Входил в состав общества писателей Украины. В его честь названо детское учрежление « Слобожанська криниця»

О Земля, мать наша родная! Нет во всем мире человека, которого бы ты не воодушевляла животворящими соками своими.

Сергей Кривонос, Сватовский поэт, автор поэтических сборников « Живые голоса», « Цветенье вишен» и др…

Стихи мои, взлетите выше в небо

И навестите дальние края.

Я в тех краях ни разу, может, не был,

Но там такие люди, как и я.

Ольга Фоменко , Сватовская поэтесса, сейчас на пенсии, живет возле нашей школы

Спасибо, мама, за терпенье

И знай, что я тобой живу.

Работа с учебником

Упражнение 267 А

l вариант – 1,2

ll вариант – 3,5

Творческая работа

Задание: преобразовать предложения, чтобы они были с обращением

    Людям всей земли следует беречь и охранять памятники архитектуры.

    Молодежь внимательно относится к людям старшего возраста.

    Жители нашего города помнят историю Сватовского края.

Задание на опережение

Экскурсия по городу с использованием обращения

Уважаемые слушатели! Приглашаю Вас отправиться в путешествие по нашему Сватовскому краю.

Слайд № 1

В нашем городе проходит много культурных мероприятий. Мы знакомимся с интересными и творческими людьми.

Сватовчане! Уважайте традиции нашего края.

Слайд № 2

Уважаемые гости, в нашем городе есть прекрасные, удивительные места. Он имеет удивительно живописные уголки. Приезжие восхищаются его чистотой и жителями

Слайд № 3

Чтобы лучше знать историю нашего края в школе читается курс « Украинознание», « Этногеография».

Школьники! Изучайте историю родного края.

Сватовчане! Любите свой родной край!

V l . Итог урока

Ребята, вот и покорили мы с вами языковые вершины. Друзья, прекрасен наш союз.- говорил О.С.Пушкин и я, работая с вами. Мне приятно было идти по ступеням к вершинам. На парте у вас лежит 2 вида смайликов. С их помощью скажите мне: какое у вас настроение от проведенного урока?

V ll . Прием « Незаконченное предложение»

- Обращение выражается ….. словом или ссч

В конце предложения с обращением может ставиться ….. ! или?

Обращения бывают ….. распространенные и нераспространенные

Частица О …. Не отделяется запятой от обращения

V lll. Домашнее задание: §40,41, упражнение 271 А (1-4)

Обращение — комбинация словоформ, которые выражают имя и название субъекта, к которому направлена речь.

Они представляют собой, как правило, имена существительные в именительных падежах. Могут идти в паре с зависимым словом, могут быть и без них. Обращениями могут быть любые . Как подчеркивается в письменной речи, и другие аспекты выясним далее.

Конкретных, определенных позиций для этих литературных структур, нет. Они могут располагаться в предложении в любом месте.

Вконтакте

Примеры

Начало предложения:

  • Иванов, тебя не смущает, что у тебя такая стандартная фамилия?
  • Учитель , можно обратится к вашему коллеге за помощью?
  • Мистер Джонс , а знаете ли вы, чем револьвер отличается от пистолета?

Обращение в середине предложения:

  • Меня смущает, друг мой любезный , общаться с теми, кого волнуют фамилии.
  • Давай еще немного почитаем, любимый , ведь нам не нужно завтра рано вставать.
  • Если честно, как по мне, доктор Ставропольский , лимонад черного цвета не может быть вкусным…
  • Если бы ты была птичкой, собака , ты бы скучала за хозяевами?

В конце предложений:

  • Я читал письмо, и что же, думаете я не заметил, как вы покраснели, Смирнов ?!
  • Я трижды повторять не буду, марш к доске, двоешник !

Обращения и подлежащие

Каким членом предложения может быть словоформа в ?

Часто можно услышать высказывание, что обращение является подлежащим.

На самом деле, это заблуждение, хотя основания так думать есть. Подлежащее тоже выражено такой же формой, поэтому спутать их представляется вполне логичным. Тем не менее следует помнить:

  • Когда подлежащее – существительное, сказуемое должно быть поставлено в третьем лице. Примеры:Степан Васильевич знает важные вещи о всех жителях дома. Мариночка уходит после семи часов в направлении второго трамвая.
  • Когда в предложениях есть обращения, оно, как правило, односоставно, при этом в нем присутствует глагол-сказуемое в форме второго лица. Примеры: Степан Васильевич, знаешь важные вещи о всех жителях дома? Мариночка, уходишь после семи часов в направлении второго трамвая?
  • Когда обращения произнесены с особыми звательными интонациями, например, присутствуют усиленные ударения или паузы. Примеры: Дети, немедленно подошли сюда! Дважды повторять не буду, Толя, исправь ошибку!

Каким членом предложения являются представленные словоформы? Они не являются членами предложения!

Какие слова могут быть обращениями

Чаще всего, распространенные предложения содержат наименование личностей (не путать с именами, хотя имена, в том числе) или прозвищами зверей. Причем не всегда по отношению к ним применимо именно прозвище, зачастую даже само наименование вида является обращением. Примеры:

  • Что ты мне, Пеньков, скажешь нового? Когда, Ваня, жениться собираешься?
  • Ну что, Шарик, вот и остались мы вдвоем…
  • Эх ты, пес, не быть тебе нормальной собакой!

Тем не менее в речи с обращениями из художественной литературы, допускаются обращения к неживым предметам:

  • Ну что, Вселенная, не ожидал я от тебя такого подарка.
  • Я люблю тебя, жизнь, слышишь

Также возможны географические названия:

  • Эх, Россия, как я рад тебя снова видеть!
  • Ну здравствуй, Германия, вот мы и снова с тобой увиделись…

Важно ! Обращения и словосочетания междометного типа – разные вещи. Даже, если учитывать вроде бы явное обращение к одушевленной личности. Например: спаси господи, боже смилуйся, спасибо господи, слава тебе богу.

«Ты» и «вы», несмотря на всю свою схожесть, почти никогда не используются в качестве обращения . Они являются подлежащими частями предложения.

К примеру:

Здравствуйте, дорогие земли и поля бескрайние, и вы, птицы небесные, и вы, ветра могучие!

Однако в некоторых случаях данные местоимения могут быть обращениями . Случаи эти следующие:

1) Когда местоимения используются сами по себе. Примеры:

  • Эй, ты! Давай уже быстрее, сколько можно!
  • — Громче, ты! – крикнул генерал пианисту и властно улыбнулся.

2) Когда местоимения представляют собой сочетания определений со словами которые определяются, если между этими словами находятся вторых лиц, не выделяемые запятыми. Примеры:

  • Почему же ты такой глупый вид имеешь, красавец ты мой ненаглядный?
  • Ты всех нас подвел, слышишь, умник ты наш.

3) Когда обращение содержит местоимение, перед которым идет частица «о», а после – придаточное определительное предложение. Примеры:

  • Слышите ли вы меня, о вы, глупцы в сенатских тогах…
  • О ты, лучшая из лучших, богиня богинь, царица цариц, любить тебя могу ли?

Как выделяется обращение

Если обращение находится в середине предложения, то его выделяют запятые с двух сторон . Если оно находится в начале предложения или же в конце, то отделяется запятой с одной стороны.

  • Тридцать пятый, ты готов идти в другой лагерь или хотел бы еще попить кофе?
  • Однажды ты, сынок, научишься и сам отцом быть.
  • Не даром ли я был тем кем был всю жизнь, скажи, не даром, Лаврентий?

Хотелось бы указать на одну крайне распространенную ошибку, применяемую в расстановке знаков препинания в обращениях.

Чаще всего, в текстах, обращение используется одним или двумя словами, например «Привет, Паша, как твои дела?».

Частое использование именно таких, коротких обращений, приводит к тому, что многие считают обращение – априори короткой частью предложения.

Приведем ошибочные предложения с обращением (внимание, в предложениях намеренно допущена ошибка):

1) Наши братья, за столом соседним вы под солнцем подгорели летним.

2) Наши братья, за столом соседним, вы под солнцем подгорели летним.

В первом предложении запятая поставлена с расчетом на то, что обращением является словосочетание «Наши братья». Однако, очевидно, что часть «вы под солнцем подгорели летним» является придаточным предложением и должно быть отделено запятой.

Во втором предложении именно так и поступили. Тем не менее оба написаны неверно. Все дело в том, что запятая после слов «Наши братья» вообще не должна стоять, поскольку обращением является: «Наши братья за столом соседним». Несмотря на большую длину, именно это является целым и не разрывным обращением. Правильно будет написать:

Наши братья за столом соседним, вы под солнцем подгорели летним.

Аналогичный пример, только с использованием обращения в конце предложения:

«Всего вам наилучшего, мой дорогой и высококультурный товарищ!»

Если обращение стоит в самом начале и оно произносится с восклицательной интонацией, то следует помнить, что оно не выделяется запятыми, а выделено восклицательным знаком, после чего идет новое предложение, как и положено, с большой буквы. Пример:

Дорогой мой! О былых проблемах забывай…

Внимание! Какими бы цельными и неразрывными не казались обращения, случаются ситуации, когда и они могут разделяться запятыми.

Это происходит в случае, если в однородном обращении происходит повтор союза «и», например:

Всего наилучшего и Марина, и Елена.

Кроме того, при обращении в одном предложении несколько раз , они все должны отделятся. Пример:

Степан Семенович, расскажите ребятам, дорогой, как вы на фронте под звездами ночевали.

Также бывает разрывание одного обращения другой словоформой. Это делается для подчеркивания действия. В таком случае, обе части, необходимо отделять запятыми. Пример:

Крепче, конское , бей, копыто , отчеканивая шаг!

Схема предложения с изучаемой словоформой может быть составлена учеником самостоятельно.

Как выделяется обращение в предложениях

Учим русский — предложения с обращениями

Основные задачи урока:


«8 класс Урок №71 -РМ»

8 класс

    Мотивационный этап

Подумайте, что общего у предложений? Найдите соответствующую предложению схему, соедините ее стрелкой с предложением. Работа в парах. Время на работу – 3 мин.

Предложения

1) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.

2) На вершине гор лежали густые облака, не позволяющие различать их верхние очертания.

3) Горячим пламенем горел костер, бросая в темноту скупые блики света.

4) Далеко, в лесу, раздавались удары топора.

5) Для чего ты плачешь, звон свирели?

1)  как? , как именно ? , … .

2) где? , где именно ? , … .

3) ,  и … .

4) сущ.,  .

5)  ,  .

    Операционно-деятельностный этап

    Знакомство с § 36, стр. 164 – 165.

Задание: самостоятельно прочитать теоретическую часть, составить опорный конспект «Обращение». Работаем в группах. Каждая группа «сворачивает» информацию одного абзаца параграфа в схемы, символы, ключевые слова (кроме последнего абзаца на стр. 164). Время на работу – 3 мин.

    Составление алгоритма.

Каким может быть алгоритм

    Работа с текстом.

- «Казахстан», подчеркнуть в карточке.

Казахстан – суверенное государство, расположенное в центральной части Европы. Если взглянуть на территорию Казахстана из космоса, то мы увидим высокие, покрытые ледниками горы, холмы и возвышенности. Родина многих великих писателей: Кунанбаева и Дулатова, Сейфуллина и Майлина, Кудайбергенова и Ауэзова - Казахстан. Тысячи туристов приезжают в Казахстан, чтобы посетить один из красивейших заповедников - Баянаул. Я люблю тебя, мой Казахстан!

    Конструирование предложений:

Хороша роза ранним утром когда на ней блестят капельки росы. Пусть ветры буйные несут привет нашим братьям за моря и океаны. Ах, белая березонька шумит своей листвой. Дождик щедрый и теплый напоит землю досыта. Не гремит гром не шумит ветер не мешают спать детке маленькой.

    Дифференциация заданий.

    Рефлексия

Что объединяет обращение с обособленными членами предложения?

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №71 Обращение»

8 класс

Урок №71

Обращение. Нераспространенные, распространенные обращения.

Цели:

    актуализировать уже имеющиеся знания по теме и мотивировать к дальнейшему изучению материала; научиться использовать распространенные обращения в речи; развивать умения обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;

    развивать речь учащихся (обогащать словарный запас; усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность) через умение выразительно, с соблюдением звательной интонации читать предложения с обращениями); совершенствовать пунктуационную зоркость учащихся; выделять в информации главное, сравнивать, доказывать, «сворачивать» информацию в схемы, таблицы;

    способствовать воспитанию культуры умственного труда, коммуникативного общения в группе.

Прогнозируемые результаты:

обобщают и систематизируют материал об обращении в виде опорной схемы, находят обращения в предложениях и выделяют знаками препинания, стремятся к овладению художественными образами и выразительными свойствами языка;

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

раздаточный материал, учебник, опорные таблицы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационно-мотивационный этап

    Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности.

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму».

(Китайская пословица)

    Выход на тему урока. Целеполагание.

Прочитайте предложения на интерактивной доске. Подумайте, что общего у них? Найдите соответствующую предложению схему, соедините ее стрелкой с предложением. Работа в парах.

Итак, что общего в предложениях?

Прокомментируйте выбор соответствия схем и предложений.

Почему, как вы утверждаете, нет схемы этого предложения?

Что можно сказать о последнем предложении? Чем оно осложнено?

Начертите схему, соответствующую предложению.

Определите тему урока и учебные задачи.

Приветствуют учителя.

Расшифровывают эпиграф к уроку

Выполняют задание, комментируют выбор.

Они простые, осложнены разными членами предложения.

1-е предложение соответствует схеме № 3, простое предложение, осложнено однородными членами предложения – дополнениями.

2-е предложение соответствует схеме № 4, простое предложение, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

3-е предложение соответствует схеме № 5, простое предложение, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

4-е предложение соответствует схеме № 2, простое предложение, осложнено уточняющим обстоятельством места.

Для 5-го предложения нет схемы.

Схема №1 не соответствует пятому предложению, т.к. она показывает осложнение предложения уточняющими обстоятельствами.

Предложение осложнено обращением.

Выполняют схему пятого предложения.

Определяют тему урока, формулируют цель и задачи урока.

Тема: «Обращение».

Узнать новую информацию об обращении, вспомнить значение, основные отличительные признаки обращения, использование в речи. Уметь находить в предложении обращение, правильно ставить знаки препинания.

    Операционно-деятельный этап

    Составление кластера (ОК)

Так как вы уже много знаете об обращении, то работу по углублению знаний проведем как самостоятельное знакомство с §50, стр. 304 – 307. Задание: самостоятельно прочитать теоретическую часть, составить опорный конспект «Обращение». Работаем в группах. Каждая группа «сворачивает» информацию параграфа в схемы, символы, ключевые слова. Время на работу – 5 мин.

Проверка выполненной работы.

Информация.

Обращение – это слово или словосочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение выражается формой именительного падежа существительных, прилагательных, причастий в значении существительных. Местоимения не могут быть обращениями.

Обращения могут быть распространенными и нераспространенными.

В поэзии обращениями могут быть неодушевленные существительные. Это один из приемов олицетворения.

Обращение произносится с особой, звательной, интонацией. Оно может стоять в начале, середине и в конце предложения. Не является членом предложения.

Обращение в предложении выделяется запятыми. Если обращение произносится с особым чувством и стоит перед предложением, то после него ставится восклицательный знак, а предложение начинается с большой буквы.

Обращения употребляются в устной речи для привлечения внимания слушающего к сообщению. Они используются в разных стилях речи.

Выделите, что самое главное в информации?

Что нового в информации об обращении вы узнали?

Каким может быть алгоритм определения обращения? Попробуйте составить.

    Комментирование опорной схемы.

Из упражнения №571 выписать два - три предложения, подтверждающие информацию опорного конспекта. Прочитать с соблюдением правильной интонации, доказать по алгоритму, что предложение осложнено обращением, объяснить постановку знаков препинания.

    Работа с текстом.

Казахстан – суверенное государство, расположенное в центральной части Европы. Если взглянуть на территорию Казахстана из космоса, то мы увидим высокие, покрытые ледниками горы, холмы и возвышенности. Родина многих великих писателей: Кунанбаева и Дулатова, Сейфуллина и Майлина, Кудайбергенова и Ауэзова - Казахстан. Тысячи туристов приезжают в Казахстан, чтобы посетить один из красивейших заповедников - Баянаул. Я люблю тебя, мой Казахстан!

- Определить синтаксическую роль слова «Казахстан», подчеркнуть в карточке.

Доказать, опираясь на алгоритм, что в последнем предложении есть обращение.

    Переконструирование предложений.

Перестройте записанные на доске предложения так, чтобы подлежащие стали обращением. Выполнить схемы к предложениям.

Хороша роза ранним утром когда на ней блестят капельки росы. Пусть ветры буйные несут привет нашим братьям за моря и океаны. Ах, белая березонька шумит своей листвой. Дождик щедрый и теплый напоит землю досыта. Не гремит гром не шумит ветер не мешают спать детке маленькой.

В чем испытывали затруднения?

Сделайте вывод: что объединяет эти предложения?

    Дифференциация заданий.

Группа более подготовленных учеников: создайте текст, используя обращения к другу, к родственнику, к учителю (на выбор);

Группа менее подготовленных учеников: вставьте распространенные обращения в текст упр. 320.

Выборочная проверка. Почему использовали именно эти обращения? Приведите аргументы, опираясь на тексты. Подвести учащихся к выводу: обращения используются в различных стилях речи в зависимости от ситуации.

Самостоятельная работа учащихся.

Опорный конспект учащихся

    Значение.

Словосочетание

2. Именительный падеж

Сущ .,

Местоимение

Распр. Нераспр.

Неодуш. сущ = Олицетворение

Звательная интонация

Член предложения

Выделительные знаки: , !

Устная речь Все стили речи

Понятие обращения, признаки, функции, знаки препинания при обращении.

Виды обращений, употребление частиц и междометий с обращениями.

Алгоритм. Это обращение, так как

1. Называет того, к кому обращаются с речью

2. Стоит в форме именительного падежа

3. Звательная интонация

4. Не является членом предложения

Выписывают из упражнения два – три предложения, которые иллюстрируют любую часть опорного конспекта. Читают с соблюдением звательной интонации, по алгоритму доказывают, что предложение осложнено обращением, объясняют постановку знаков препинания.

Взаимопроверка. Озвучивание результатов.

Тема – Казахстан. Стиль – публицистический.

Самостоятельная работа. Синтаксическая роль: подлежащее, определение, сказуемое, обстоятельство; в последнем предложении – обращение, не является членом предложения.

Ответы учащихся.

Самопроверка через ключ на доске.

Проверяют свои записи предложений, схемы, корректируют работу.

В этих предложениях обращения употреблены в художественном стиле, выражены именем существительным неодушевленным. Это олицетворения.

Самостоятельная творческая деятельность учащихся. Используют обращения, исходя из стилевой принадлежности текста.

    Рефлексивно-оценочный этап

    Рефлексия «Свободный микрофон»

Что объединяет обращение с другими изученными темами в курсе 8 класса?

Чем обращение отличается от них?

Сравните предложения. Почему в одном предложении после «О» перед обращением стоит запятая, а другом предложении – нет?

О, Даша, посмотри, как здесь красиво!

Опять я ваш, о юные друзья!

Как вы понимаете фразу Н.В.Гоголя «Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения»?

Осложняет предложения, как обособленные определения, обособленные обстоятельства, уточняющие члены предложения.

Не является членом предложения.

Видимо, главная причина в том, какой частью речи является «О».

Домашнее задание

§50, стр. 304 – 307, выучить опорный конспект

Продвинутый уровень: выписать из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» 8-10 предложений с обращениями. Указать, чем выражены обращения, как они характеризуют говорящего и того, к кому обращаются с речью.

Достаточный уровень: Упр. 576.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Просмотр содержимого презентации
«Обращения»


ОБРАЩЕНИЕ

Слова или сочетания слов, называющие адресата речи (лицо, реже предмет).


  • Собственные имена людей;
  • названия лиц по степени родства, по положению в обществе, по профессии, занятию, должности, званию, по национальному или возрастному признаку, по взаимоотношениям людей и т. д.;
  • названия или клички животных;
  • названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетворяемых;
  • географические наименования и т. д.

Обращения

выражаются

именами

существительными

в форме

именительного

падежа

субстантивированными

словами:

Жизнью пользуйся,

живущий.


  • Побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению


  • нераспространённым
  • распространённым определениями (согласованными, несогласованными, приложениями)
  • Прощай, немытая Россия…
  • Ты пахни в лицо, ветер с полудня !
  • Тебе, Кавказ, суровый царь земли , Я посвящаю снова стих небрежный.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ

  • Обращение выделяется ЗАПЯТЫМИ.

Поздравляю, товарищи, с благополучным прибытием!

  • При усилении эмоциональности ставится восклицательный знак после обращения:

Откройся, мысль!

  • Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется. Такое определение воспринимается как второе обращение:

Дедушка, миленький, где ж ты был?


  • Частицы О, АХ, А и другие, стоящие перед обращениями, от них не отделяются:

О мой милый, прекрасный сад.

Ах Надя, Наденька…

Смерть, а смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко?

  • Если же перед обращением стоит междометие, то оно отделяется запятой или восклицательным знаком:

Ах, поля мои, хороши вы в печали своей.


  • ЧАСТИЦА имеет усилительное значение и от обращения интонационно не отделяется (не имеет самостоятельного ударения):
  • О поле моё заветное, ты сейчас отдыхаешь после жатвы.
  • МЕЖДОМЕТИЕ интонационно самостоятельно, ударно, после него имеется пауза:
  • О, ветер! О, снежные бури!

Вы любите осень?


РАССТАВЬТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Что с вами синий свитерок?

Что с вами, синий свитерок ?

О солнце раскалённое чрез меру угасни смилуйся над бедною землёй!

О солнце, раскалённое чрез меру, угасни , смилуйся над бедною землёй!

Дай коры мне о берёза!

Дай коры мне , о берёза !


Принимаю тебя неудача

И удача тебе мой привет!

Принимаю тебя , неудача,

И , удача, тебе мой привет!

Куда так кумушка бежишь ты без оглядки?

Куда так , кумушка, бежишь ты без оглядки?

Возьмёмся за руки друзья

Чтоб не пропасть поодиночке.

Возьмёмся за руки , друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке.


  • Приезжай ты к нам соколик мой ясный мы тебе и лошадей вышлем на Песочное.
  • И в это самое мгновенье не ты ли милое виденье в прозрачной темноте мелькнул?
  • Спешу уведомить тебя душа Тряпичкин какие со мной чудеса.
  • Приезжай милый дедушка Христом Богом тебя молю возьми меня отседа.

Ключ к карточке 1

  • Приезжай ты к нам , соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. (Из письма няни Егоровны Владимиру Дубровскому.)
  • И в это самое мгновенье не ты ли , милое виденье, в прозрачной темноте мелькнул? (Из письма Татьяны к Онегину.)
  • Спешу уведомить тебя , душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. (Из письма Хлестакова.)
  • Приезжай , милый дедушка, Христом Богом тебя молю , возьми меня отседа. (Из письма Ваньки Жукова.)

  • А по вечерам я всё чаще вспоминаю о тебе мой …
  • Скажи мне добрый …
  • А вы уважаемый …
  • это только тебе мой милый потому что только ты …
  • вам дорогие мои друзья с самым добрым …

  • А по вечерам я всё чаще вспоминаю о тебе , мой
  • Скажи мне , добрый
  • А вы , уважаемый
  • это только тебе , мой милый, потому что только ты …
  • Но если вы снова попробуете …
  • вам , дорогие мои друзья, с самым добрым

  • Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу.
  • Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе.
  • Берёзка повсюду снилась нам ты вдали от родины любимой.
  • И рано-раненько весною берёзка белая опять оделась новою листвою и стала землю украшать.
  • Спой мне иволга песню пустынную.
  • Уж очень осторожна иволга у гнезда.
  • Принесли баян и рокот густых басов заполнил комнату.
  • Про родимый край так баян сыграй чтоб жилось и пелось от души.

Ключ к карточке 3

  • Сыпь ты , черёмуха , снегом , пойте вы , птахи , в лесу.
  • Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе.
  • Берёзка , повсюду снилась нам ты вдали от родины любимой.
  • И рано-раненько весною берёзка белая опять оделась новою листвою и стала землю украшать .
  • Спой мне , иволга , песню пустынную.
  • Уж очень осторожна иволга у гнезда.
  • Принесли баян , и рокот густых басов заполнил комнату.
  • Про родимый край так , баян , сыграй , чтоб жилось и пелось от души.

  • Летите прочь воспоминанья.
  • Скажи болван чем ты оправдаешься?
  • Хорошая любимая родная мы друг от друга далеко живём.
  • Прекрасны вы поля земли родной.
  • О поле поле кто тебя усеял мёртвыми костями?
  • Забушуй же непогодушка разгуляйся Волга-матушка.
  • Нина а Нин поди сюда.
  • В минуту унынья о родина-мать я мыслью вперёд улетаю.

  • Летите прочь , воспоминанья .
  • Скажи , болван, чем ты оправдаешься?
  • Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём.
  • Прекрасны вы , поля земли родной .
  • О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?
  • Забушуй же , непогодушка, разгуляйся , Волга-матушка .
  • Нина, а Нин, поди сюда.
  • В минуту унынья , о родина-мать, я мыслью вперёд улетаю.

Урок русского языка № 71

Класс: 8 Дата: «______» ________________

Тема Обращение. Нераспространённые и распространённые обращения.

Цель: формировать у учащихся навыки различения разных видов обращений через парную и групповую форму работы.

Результат обучения:

1. Учащиеся знают виды обращений, способы их выражения, условия постановки знаков препинания, объясняют и обозначают их.

2. Учащиеся умеют устно и письменно отстаивать свою точку зрения, аргументировать свое суждение, логически мыслить.

3. Учащиеся совершенствуют коммуникативные способности (устную и письменную монологическую речь)

Ключевые понятия: обращение, нераспространённые и распространённые обращения, способы выражения обращений.

Критерии оценивания

А:

Я знаю функцию обращения;

Я знаю, чем может быть выражено обращение;

Я знаю виды обращений;

Я знаю условия постановки знаков препинания при обращении

В:

Я умею находить обращение в предложениях;

Я умею правильно определять способы выражения обращения;

Я умею различать виды обращений;

Я умею отличать обращения от подлежащих;

Я умею правильно ставить знаки препинания при обращении;

С:

Я умею создавать собственное речевое высказывание с обращением;

Я умею оценивать свою работу и работу товарищей по критериям.

Ресурсы: интерактивная доска, презентация, маршрутный лист, информационный текст, раздаточный материал (6шляп), листы оценки.

Ход урока

время

Этапы урока

Задача

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационные формы

Используемые модули

1мин

Организационный

Доброжелательный настрой на работу

Доброжелательный настрой на урок

фронтально

2-3мин

Вызов

Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.

Задание: внимательно рассмотрите предложения (знаки препинания не расставлены), разделите их на две группы. Назовите общий признак одной из групп предложений, неизменно сопровождаемый пунктуационным действием, и сформулируйте тему урока.

    Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

    Сыпь черемуха снегом.

    Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.

    Мой друг попытался собрать осколки разбитой вазы.

Группируют, находят общий признак одной из групп предложений.

Формулируют тему урока.

Работа в МГ

Диалогическая беседа

ИКТ Слайд 1-2

4- 5

Целеполагание

Отталкиваясь от темы урока и учитывая, что в определенной степени вы с обращением уже знакомы, сформулируйте цель урока.

Составляют цели, проговаривают их классу

(повторить, изучить, научиться, совершенствовать, развивать, уметь, использовать )

ИКТ Слайд 3

5-6

Для работы с новым понятием мы разделимся на группы (приём геометрические фигуры)

Вам дано задание. Внимательно прочитайте и выполните его. Результат вашей работы вы представите на постере.

Задание для работы в группе (этап получения новой информации) Приложение.

Распределяются в группы, распределяют роли в группе, читают задание.

Фронтально, затем по группам

ТиО -консультанты

6-18

Осмысление содержания

Получение новой информации по теме.

Проходит по группам, осуществляя контроль, предлагая дозированную помощь

Выполняют задание, распределяя роли в группе, готовят постер.

Работа в группе.

Управление и лидерство.

Оценивание

Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).

18 - 19

Итог

Анализ работы с информацией

Какие трудности встретили при выполнении задания?

Отвечают на вопрос.

Фронтально

Новые подходы к обучению: диалогическая беседа.

19- 25

Осмысление содержания

Постановка задачи

Выдвигают спикеров – представителей.

Фронтально

Формативное оценивание Управление и лидерство

Интерпретация полученной информации

Подхожу к группам, слушая выступления учащихся

Слушают спикера, задают ему вопросы.

Работа в группах

Диалоговое обучение

КМ

Невербальное оценивание

25-30

Рефлексия

Обсуждение результатов работы групп

Выявление и коррекция пробелов

Ответ на контрольные вопросы стратегия ГОРНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ

1 группа:

1.Для чего служит обращение?

2. С какой интонацией произносятся обращения?

3. Формой какого падежа выражаются обращения?

4. Как отличить обращение от подлежащего?

5. Как отличить нераспространённое обращение от распространённого?

2 группа:

1.Назовите способы выражения обращений.

2. Каким членом предложения является обращение?

3. Перечислите виды обращений по составу.

4.Как обычные обращения отличить от риторических?

5. Как выделяются обращения в зависимости от места положения и интонации?

Отвечают на контрольные вопросы,

восходя на гору

фронтально

Диалоговое обучение

КМ

ИКТ Слайд 4

ОдО

30- 43

Закрепление понятия

Задание уровня В:

Задание уровня С:

Переход в новые группы по цвету фигуры

Работа по маршрутному листу

Задание1. Выпишите номера тех предложения, 1 группа - в которых есть обращения, 2 группа – в которых нет обращений.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес

Задание 2. 1 группа - Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. Определите способы выражения обращения. Расставьте знаки препинания.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Настойчивый добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

2 группа – Определите способы выражения обращений. Перестройте предложения так, чтобы обращения стали подлежащими.

1. Отдыхающие, пойдёмте на речку.

2. Милая, купи мне книгу.

3. Петя, сначала выучи уроки, а потом иди гулять.

Задание 3. 1 группа – Спишите, распространите обращения, расставьте знаки препинания .

1) Пётр Андреевич отведите нас на площадь. 2).Умой нас тёплой влагой дождик.

2 группа – Спишите, замените распространённые обращения нераспространёнными, расставьте знаки препинания.

1).Спи милый мой. 2) Разгадай мою загадку старый конюх.

Задание 4 . Оцените, какие обращения чаще используются в вашей речи? От чего это зависит? Приведите примеры предложений с обращениями, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)

Переходят

Выписывают, аргументируют . Проверяют по ключу.

пределяют, перестраивают, расставляют знаки препинания.

Аргументируют.

Проверяют по ключу.

Распространяют, заменяют. Аргументируют.

Проверяют по ключу.

Создают собственное речевое высказывание с обращением;

Работа в группах.

Работа в группах.

Индивидуально, затем в группе. Один выступает от группы.

Новые подходы в организации обучения.

Возрастные особенности. ИКТ (ключи)

Слайды 5,6,7

ОдО

УиЛ

Новые подходы в организации обучения

УиЛ

Новые подходы в организации обучения

УиЛ

КМ

ОдО

43- 44

Рефлексия

Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

Синквейн (2 человека)

2 прилагательных для описания

3 глагола для объяснения назначения

4 слова - предложение для описания повседневного использования

обобщающее понятие

6 шляп

1.Красная Шляпа.

Какие возникли чувства в ходе урока?

2.Желтая Шляпа.

Почему эту тему стоит изучать?

3.Черная Шляпа.

Какие вы видите недостатки в уроке по этой теме?

4.Зеленая Шляпа.

Какие предложения у вас возникли?

5.Белая Шляпа.

Какая нам нужна информация для дальнейшей работы по этой теме

6.Синяя Шляпа.

Чего мы достигли на уроке? Что нужно сделать дальше?

Пишут в рабочей тетради

Индивидуальная работа.

КМ

Управление и лидерство

ИКТ Слайды 8, 9

Невербальное оценивание

44-45

Организационный момент

Завершение урока

Благодарю за работу. Прошу сдать листы оценки

Сдают листы оценки

индивидуально

Д/З

А: повторить теорию в параграфе 43. упр. 535 (распределение по номерам)

В: выписать из комедии «Ревизор» 6 предложений с разными по составу и месту положения обращениями.

С: Составить тест с разноуровневыми вопросами по теме “Обращение ” (8 – 10 вопросов)

Возрастные особенности.

ИКТ Слайд 10


Обращения могут быть распространенные и нераспространенные. Самый простой вид распространения: прилагательное + обращение.
Н-р, Что отуманилась, зоренька ясная?
Трудности изучения темы «Обращение»:
  1. Распространенные обращения могут быть довольно пространными, их характеристическое качество становится содержанием предложения. Обращения могут распространяться: а) распространенными определениями; б) придататочными предложениями.
Н-р, Ты, серый от пепла сожженных селений,
Над жизнью навесивший тень своих крыл!
Ты, ждавший, что мы поползем на коленях,
Не ужас, но ярость ты в нас пробудил (Твардовский)
  1. Распространенные обращения могут быть рассечены.
Н-р, Отколе, умная, бредешь ты, голова?
  1. В разговорной речи в качестве обращений могут употребляться неуправляемые предложно-падежные формы существительных или их эквиваленты.
Н-р, С высшим образованием, шаг вперед! Эй там, в лодке, не лезь под колеса!
Обращение употребляется преимущественно в диалоге, основная сфера их функционирования - художественный стиль. Широко используется в ораторской речи, лозунгах, призывах, приказах, объявлениях.
Обращение является той официальной формой, с которой начинается всякое деловое или личное письмо, т.е. обращение часто воспринимается как обязательное и при этом клишированное выражение, как штамп речи.
Обращение может быть фигурой поэтического синтаксиса. Особую выразительность придает речи обращение к неодушевленным предметам.
Н-р, Раззудись, плечо, размахнись, рука.
О, Муза! Я у двери гроба.
И пусть я много виноват.
Пусть увеличит во сто крат.
Моей вины людская злоба.
Такие обращения метафоричны, имеют экспрессивно-оценочное значение.
В разговорной речи встречаются особые формы обращений. Это так называемый усеченный именительный падеж существительного, обычно имени собственного (Надь, Маш).