Рассказ про аквариум для детей. Рассказ про аквариумных рыбок. Скачок в мире аквариумистов

У моего друга Никиты дома есть большой аквариум. Порой, придя к товарищу в гости, я могу часами наблюдать за тем, как в этом аквариуме плавают разноцветные рыбки, и это занятие не надоедает мне.

Вот я смотрю, как шевелит усами неповоротливый сомик, периодически пытаясь что-то отыскать в песке. Это самая большая рыбка в аквариуме Никиты, и у нее даже есть имя - Крапчатик, потому что все ее тело покрыто маленькими черными пятнышками - крапинками.

А вот резвятся возле подводного замка маленькие блестящие неоны. Они периодически стайкой проплывают сквозь окна и двери такой крепости. Эти рыбки настолько пугливы, что вздрагивают от любого звука и тут же расплываются в разные стороны.

Зато сомик, наоборот, очень любопытен. Стоит только постучать по стеклу, как он тут же подплывает и начинает исследовать мой прижатый к аквариуму с внешней стороны палец. Аналогично ведут себя гуппи и меченосцы: они тоже сразу же следуют на стук.

Никита говорит, что это для его рыбок условный сигнал, который сообщает о начале кормления. Неонов он поселил в аквариум совсем недавно, поэтому они пока еще не привыкли к местным правилам и ведут себя немного беспокойно. Зато все остальные не против такого общения.

Для своих подводных друзей Никита покупает специальный сухой корм в зоомагазине, а иногда даже и какие-то прессованные таблеточки. Мой товарищ очень трепетно относится к своему хобби, поэтому внимательно следит за состоянием воды в аквариуме, тщательно подбирает растения, грунт и декор.

Наверно, именно поэтому рыбки у Никиты живут подолгу, хорошо растут и имеют яркий окрас. Мне бы тоже хотелось, чтобы у меня дома был небольшой аквариум, но, думаю, я вряд ли смог бы стать хорошим аквариумистом. Слишком сложным и запутанным кажется мне это занятие, поэтому пока я лучше буду приходить в гости к Никите и любоваться на его маленьких друзей, восхищаясь их красотой и грациозностью.

Сообщение про рыб для детей может быть использовано при подготовке к уроку. Рассказ про рыб для детей 1,2 классов может быть дополнен интересными фактами.

Доклад про рыб

Рыбы — это водные жители, тело которых покрыто чешуёй. Тело рыбы состоит из головы, туловища, хвоста и плавников. При помощи плавников рыбы поворачиваются в воде и меняют направление. Рулём для них служит хвост.

У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду, «забирая» из воды кислород.

Большинство рыб мечут икру. Из каждой икринки потом появляются мальки. Они не совсем похожи на взрослых рыб. Но пройдёт немного времени и мальки превратятся во взрослых рыб.

Зимой, когда вода замерзает, рыбы опускаются на дно. В это время они ведут малоподвижный образ жизни, мало едят. Но в воде подо льдом очень мало кислорода, поэтому люди делают проруби, чтобы рыбам было легче дышать.

В зависимости от питания рыбы бывают:

  • растительноядные , которые питаются водорослями, мошками — попавшими в воду – это такие рыбы как : лещ, ёрш, толстолобик, белый амур, уклейка и другие.
  • хищные рыбы, которые всеядны – щука, карп, сом, окунь, пиранья, акула и другие.

В зависимости от места обитания рыб из делят на речных и морских.

Речные рыбы

Морские рыбы

  • Меч-рыба — одна из самых больших хищных рыб. Она достигает 4,5 метра в длину и весит до 500 кг. На хвосте у неё большой полулунный плавник, верхняя челюсть несет меч, а тело голое, без чешуи.
  • Морской чёрт – крупная рыба длиной до 1,5 м, а весит до 20 килограммов. На голове удочка — аппетитная светящаяся «приманка» для других рыб.
  • Летучие рыбы – невелики, от 15 до 25-35 см. Даже гигантская летучая рыба не длиннее 50 см. Её грудные плавники немного короче тела и содержат большое число лучей.
  • Электрический скат – крупная рыба, нередко достигающая длину 2 м и вес 100 кг, с почти круглым диском тела и голой, лишённой шипов и колючек кожей. Они используют своё грозное оружие главным образом для того, чтобы убивать добычу и, конечно, для обороны.
  • Рыба-зебра – морская рыбка, раскрашенная кремовыми и бордовыми полосами. Тело рыбы-зебры оснащено большим количеством плавников, игл и других придатков. В минуту опасности она быстро поворачивается из стороны в сторону, стараясь встать к противнику спиной, и бьёт его спинными плавниками. Яд крылаток чрезвычайно опасен.
Сколько живут рыбы?

Продолжительность жизни рыб от 5 до 100 лет!
Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго.

Аквариумные рыбки – это такие рыбки, которые могут жить в аквариуме всю жизнь, при этом проходить все стадии развития и даже давать потомство. На протяжении долгого времени виды аквариумных рыбок были не слишком разнообразными. Как правило, это были некрупные рыбки, которые не предъявляли высоких требований к качеству воды.

В первую очередь аквариумными рыбками являются лабиринтовые рыбки, мелкие барбусы, определенные харациновые и декоративные щуки и сомики.

Скачок в мире аквариумистов

Распространенными аквариумными рыбками являются черные барбусы и красные орнатусы.

Эти рыбки многочисленными стаями на протяжении многих лет жили в аквариумах, в которых не имелось аэрации, подогрева и специального освещения.

Но научно-технический прогресс набрал обороты и аквариумистика превратилась в специализированную и высокотехнологичную область. Появились лампы для освещения, лампы для стерилизации, турбинные помпы для вспенивания воды, фильтры для очистки. Всё это позволяет добиться высокого качества аквариумной воды.

Кроме того, благодаря скоростным самолетам появилась возможность быстро доставлять экзотические виды рыб из тропических стран. В результате всех этих изменений, круг аквариумных обитателей значительно расширился.

Разновидности современных аквариумных рыб

Полиптерусы и лепидосирены

Полиптерус – рыба африканского происхождения. На воле эти рыбы достигают до 40 сантиметров в длину, в условиях неволи они, конечно, не вырастают в таких гигантов.

Лепидосирен по внешнему виду и пластике напоминает мурену или змею. В природе лепидосирены могут достигать в длину полметра. Но в продажу они поступают небольшими 15-сантиметровыми подростками.


Полиптерус — рыбка с африканскими корнями.

Полиптерусы и лепидосирены первое время живут очень дружно, вместе питаясь фаршем из говяжьего сердца.

Протоптерусы

Протоптерусы являются африканскими родственниками лепидосирен, но они имеют более скверный характер.

На воле эти хищники могут достигать в длину 1 метр. При этом рыбины не терпят присутствия себе подобных и желают жить в аквариуме одни. По ночам они ловят мелких рыбок и поедают их.

У протоптерусов имеются наружные жабры, но это не говорит о том, что эти рыбы, как личинки испанских тритонов, могут обитать в грязной воде с высокой окисляемостью и большим содержанием нитритов. Может в Африке для них и подходят такие условия, но только не в аквариуме. Здесь понадобится контролировать гидрохимические показатели.


Протоптерий — привередливая аквариумная рыбка.

Если течение в аквариуме будет недостаточным, то протоптерусы моментально отказываются от еды. При неблагоприятных условиях молодые особи быстро погибают. Может ли данный вид считаться аквариумными рыбками? Если обеспечить питомцам необходимые условия, то да, может.

Высокоплавничный акулий сом

Родиной высокоплавничного акульего сома является Юго-Восточная Азия. Что примечательно, это рыба не имеет к акулам никакого отношения, хотя сходство поразительное.

В природе акульи сомы достигают больших размеров, но аквариумные виды, как правило, не достигают в длину 50 сантиметров. Высокоплавничный акулий сом имеет довольно спокойный характер, но это лишь в том случае, пока рыба сыта. А в голодном состоянии они нападают на всё, что может поместиться в пасть. Те рыбы, которые не могут поместиться во рту, не вызывают у акульих сомов никаких эмоций. Они никогда не будут пытать оторвать от жертвы кусок, как это делают настоящие акулы.


Акулий сом — аквариумный житель, не имеющий ничего общего с акулами.

Высокоплавничных акульих сомов могут содержать со скатами моторо и красными попугаями.

Пятнистая панцирная щука

Это еще один хищник с эффектной внешностью из Северной Америки. Размеры взрослой особи в условиях дикой природы составляют 1,5 метра.

На сегодняшний день пятнистых панцирных щук разводят в Малайзии и Китае. Этих диковинных рыб можно купить в крупных зоомагазинах.


Пятнистые панцирные щуки — нечастый экземпляр домашних аквариумов.

Индийский глазчатый нож

Индийские глазчатые ножи тоже в условиях дикой природы достигают внушительных размеров – до 1,5 метра, в аквариумах они, конечно, гораздо мельче. На теле у них имеются хорошо заметные глазки, а у молодняка это всего лишь ряд пятен черного цвета. Количество глазков в рядах у разных особей различное.

Индийские глазчатые ножи являются хищными рыбами. По скорости и резвости они уступают акульим сомам. Иногда они неплохо уживаются с такими соседями, как крупные барбусы, дискусы и полиптерусы.


Паку

Совсем не обязательно экзотические аквариумные рыбки должны быть хищниками. Например, паку питается растительностью, хотя ее внешний вид напоминает пиранью. Паку как и пираньи обитают в реках Амазонки, но вот способ питания у них совершенно различный.

Рацион питания паку состоит из бананов, огурцов, тыквы. В аквариуме эти рыбки моментально уничтожают любые растения.

Хотя паку могут весить 2-3 килограмма, они не нуждаются в аквариумах большого размера. Особи могут вполне комфортно себя чувствовать в аквариуме объемом 200-300 литров.


Паку — пиранья-вегетарианец.

Акантикус

Эти рыбки очень красивые. Взрослая особь в длину достигает около 50 сантиметров. Купить их можно совсем крошечными, размером от 25 сантиметров. Что интересно, акантикусы к другим рыбкам не проявляют никакого интереса, но вот себе подобных не переносят.

Гастромизон

Поистине аквариумной рыбкой гастромизонам не дают стать не слишком большие размеры и свирепый нрав, а то, что эти рыбки должны жить в условиях сильного течения. По всему телу гастромизонов располагаются присоски, а это говорит о том, что природным биотопом рыб являются реки с быстрым течением, в которых необходимо присасываться всей поверхностью тела.


Гастромизон — свирепая рыбка-чистюля.

Вода должна быть свежей. Течение создают при помощи мощных помп. Кормят гастромизонов живыми кормами, но также они приспособились к тонущему сухому корму.

Конспект летней беседы по теме: «Путешествие в Рыбье Царство» для детей старшего дошкольного возраста.

Горчакова Юлия Алексеевна, воспитатель МБДОУ "Ирдановский детский сад "Колосок", Никольский район, Вологодская область.
Описание материала: предлагаю воспитателям конспект познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста. Данная беседа расширит представления детей о рыбах, а загадки и занимательная викторина уточнят и закрепят полученные знания. уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повадках и местах обитания, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах; расширять знания детей о взаимосвязях в природе; развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка; воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле.

Словарная работа:

плавники, мальки, чешуя, аквариум, камбала, жабры, сом, щука, карась, ёрш, акула, икра.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций с изображением разных видов рыб, наблюдение за рыбками в аквариуме, беседы о рыбах, о бережном отношении к жителям водоёмов.

Оборудование:

рыбки - жетоны, иллюстрации с изображением Русалочки, кораблика, краба, лягушки, энциклопедия с иллюстрациями рыб, запись звуков «Журчание ручья», «Шум моря»).

Ход беседы:

Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу, сядьте красиво.
Руки на месте!
Ноги на месте!
Локти у края!
Спинка прямая!
Кто из вас любит приключения? Мы отправляемся в увлекательное путешествие, а на чём, вы узнаете, отгадав загадку:
Ходит город - великан на работу в океан. (Корабль).

Отправляемся на красивом сказочном корабле. У нас в гостях сегодня Русалочка. Она покажет нам дорогу в страну интересных созданий.


Кто живёт в этой стране, вы узнаете, отгадав загадку:
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

Кто живёт в этой стране? (Рыбки).
Отправляемся в путь. Дорога наша трудна и опасна, поэтому мы должны сидеть тихо и слушать очень внимательно.
А кораблик наш тем временем подплывает к первой остановке.
1 остановка «Встреча с умным крабом».
Крабик нам расскажет всё, что знает о своих соседях - рыбах.


Рыбы очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки.
А каких рыб вы знаете? (Ответы детей).
У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.
Кто может ответить, как передвигаются рыбы? Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые.
Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.
Как и люди, рыбы могут дышать. Когда рыба глотает воду, вода проходит через жабры. Жабры поглощают кислород и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.
Рыбе легче плавать, если её тело имеет продолговатую форму, но иногда встречаются такие интересные рыбы, что их и описать сложно. У рыбы - меч верхняя челюсть похожа на меч. Тело рыбы - сабли напоминает саблю, а у нож - рыбы, как вы думаете, что? Верно, нож. Нож рыба умеет плавать хвостом вперёд.
Рыба - ёж покрыта длинными иголками. А рыба - землекоп любит покопаться в земле.
А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет!)
Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. Краб интересуется, как живут аквариумные рыбки? Давайте расскажем ему. (Ответы детей).
Скажем спасибо умному крабу, он нам столько всего рассказал! И мы подплываем к следующей остановке.
2 остановка «Встреча с лягушкой».


Лягушка приготовила для вас несколько заданий (за правильные ответы выдаются жетончики).
- Назовите все места, где обитают рыбы. (Море, океан, озеро, река, речей, пруд, аквариум).
- Назовите самую хищную рыбу. (Акула).
- Из чего выводятся мальки - детёныши рыб? (Из икры).
- Чем покрыта поверхность тела рыб? (Чешуёй).
Молодцы, справились с заданиями, а наш кораблик плывёт всё дальше, за Русалочкой.
А сейчас немного отдохнём.
Физминутка.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три! Вот как славно освежились!
От зелёного причала оттолкнулся пароход: раз, два!
Он назад поплыл сначала: раз, два!
А потом поплыл вперёд: раз, два!
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
Пальчиковая и зрительная гимнастика «На море».
Маленькая лодочка по реке плывёт,
На прогулку лодочка всех детей везёт.
Пароход плывёт по речке,
И труба дымит, как печка.
Рыбки плавают, ныряют
В чистой, свеженькой воде,
Приплывают, уплывают,
Зарываются в песке.
А сейчас наблюдайте за моей рыбкой, куда она поплывёт.
3 остановка «Золотая рыбка».


Её задание: отгадать сложные - сложные загадки.
1. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом).
2. У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех глотала, всех пугала,
А теперь в уху попала.
(Щука).

3. Колючий, да не ёж,
Кто же это? … (Ёрш).
4. В пруду или озере, больше нигде.
В тихой, спокойной стоячей воде,
Где буйная зелень на дне разрослась,
Вот именно там обитает …
(Карась).
Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее - будем умнее.
Вы такие молодцы, справились со всеми заданиями, Русалочка дарит вам этих красивых рыбок (медальки).

На окраине одной деревеньки имелся прудик. Был он маленьким, но очень красивым. Много рыбы водилось в нём. В одной семье пескариков жила маленькая рыбка, звали её Викуся. Была она такая хорошенькая, что и родители, и бабушка, и дедушка просто души в ней не чаяли. Баловали её, самый лакомый кусочек всегда для неё оставляли.

Целыми днями рыбки добывали себе пропитание на самом дне пруда – в водорослях или тине. Это была тяжёлая работа: нужно было долго откапывать еду, рыться носом в иле, ворошить песок. Но никто не жаловался. Ведь рыбкам с самого детства говорили, что от лёгкой добычи могут быть большие неприятности! Все знали, что на прудик приходят рыбаки и закидывают в воду свои коварные ловушки – удочки. На них легко попасться, а вырваться на свободу уже невозможно. Лишь немногим удалось улизнуть. Одним из этих везунчиков был дедушка Викуси – большой старый пескарь.

Одним прекрасным утром он собрал всех маленьких рыбок вокруг себя и принялся рассказывать им свою любимую историю:

– Однажды, ещё в далёкой молодости, я плыл по пруду и вдруг увидел большого червяка. Этого червяка не надо было искать и откапывать, вытаскивать из песка. Как сейчас помню: вот он, прямо передо мной! Такой жирный и вкусный! «Ну что может случиться, если я съем этого червяка? – подумал я тогда. – Один разочек можно и попробовать». Я ловко схватил червяка и хотел быстро шмыгнуть с ним к себе домой, но не тут-то было! Червяк был привязан к удочке, и через секунду я почувствовал, что лечу над водой и вот-вот попаду на берег, прямо в руки к рыбакам. Если бы я тогда не выплюнул червяка, не быть мне в живых. Нам, рыбам, права на ошибку не даётся. Вот и вы, внуки мои, всегда помните мои слова: никогда не хватайте лёгкую наживку, каждый кусок зарабатывайте собственным трудом.

Все рыбки слушали дедушку внимательно, а Викуся мечтательно и бездумно плавала неподалёку. Ей было неинтересно слушать старого пескаря, ведь она не умела добывать еду. Всё самое вкусное Викусе приносила мама.

Вдруг она увидела перед собой настоящего червяка! Викуся очень обрадовалась. Она сразу подумала о том, что её подружки умрут от зависти, когда увидят, что такая маленькая и хрупкая рыбка сама нашла и притащила домой такого огромного червяка.

Викуся попыталась уцепиться за червяка. Она долго не могла справиться с ним, ведь она была очень маленькой. Когда ей это наконец удалось, Викуся рванула с ним на дно. Но червяк – наоборот: вдруг поплыл вверх.

Тут дедушка, сидевший неподалёку, увидел это и закричал:

– Викуся, не трогай червяка, это же ловушка!

Но Викуся только разозлилась и ещё сильнее сжала червяка во рту.

– Они просто завидуют мне, – промелькнуло у неё в голове, – никому не дам моего червяка.

– Викуся! Викуся! – закричали все остальные рыбки. Но было уже поздно. Викуся взмыла в воздух и, блеснув золотистой чешуйкой на солнышке, упала на песчаный берег. Она не сразу поняла, где оказалась. Ещё какое-то время она жадно сжимала червяка во рту и была очень занята мыслями о нём.

Тем временем мама Викуси уже горько плакала на дне пруда, бабушка пила сердечные капли, а дедушка, вздыхал и молчал. Он винил себя в том, что не уберёг любимую внученьку. Но тут к ним приплыла Викуся. Рыбаки отпустили её, потому что она была ещё очень маленькая. Правда, червяка все-таки отняли. Но ничего: Викуся найдет другого, заработает себе пропитание – теперь уже честным трудом!

Колыбелька – Сказки бесплатно