Ребенок пессимист причины и коррекция. Советы родителям как не вырастить из ребенка пессимиста. А что лучше делать

Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений

Считается, что дети по натуре своей оптимисты: любознательные, активные, стремящиеся к новым открытиям и свершениям. Но на самом деле дети, как и взрослые, бывают и оптимистами, и пессимистами. Просто с первыми взрослым общаться привычней и проще, а вот вторые изучены мало. Эксперт «О!» психолог Анна Скавитина в открытом диалоге с собирательным образом мамы ребёнка-пессимиста ответила на самые интересные вопросы по этой теме.

— Мне бы хотелось, чтобы мой ребёнок был оптимистом, чтобы ему всё легко давалось, чтобы он видел во всём хорошее, а он постоянно ноет и этим нас всех достаёт. Можно ли его переучить или надо с таким пессимистом просто жить?

— А вы уверены, что быть пессимистом однозначно плохо?

— А разве нет?

— Например, оказалось, что дети с высокими баллами в тестах по оптимизму с меньшей вероятностью поступают в университет.

— Неужели так бывает? Наверное, они надеются на авось, да?

— Да, например. С оптимистами многим людям легче общаться, оптимисты сами верят, что «добро всегда побеждает зло» и как будто внушают эту веру другим. Именно этот смысл, кстати, вложил в термин «оптимизм» Лейбниц в 18 веке, придумав имя определенному виду мышления. А вот слово «пессимист» появилось примерно 100 лет спустя от Шопенгауэра, и обозначало, что для человека страдание, грусть и печаль перевешивают удовольствие и счастье. То есть оптимист — это про мышление, а пессимизм — про эмоциональный аспект. Получается, что оптимизм и пессимизм — это не антонимы, как многими принято считать. И можно даже быть пессимистом и оптимистом одновременно. Или в каких-то областях оптимистом, а в других пессимистом. Многие психологи-исследователи придерживаются концепции, что оптимизм и пессимизм — это не чёрное и белое или день и ночь, а разные человеческие характеристики.

— То есть нам не нужно ничего менять в жизни ребёнка, а нужно к этому привыкнуть?

— Не совсем так. Последние десятилетия тема оптимизма и позитивных аспектов человеческой жизни становится всё более актуальной: как чувствовать себя счастливым, как добиться успеха, самореализации, личностного роста. Многие родители хотят переделать своих детей в оптимистов, литературный образ Полианны стал символом счастливого преодоления препятствий. В американской психологии даже появилось отдельное направление «позитивная психология», основателем которого стал М. Салигман, всю жизнь посвятивший изучению оптимизма. С помощью перевоспитания всех людей в оптимистов можно было бы попытаться решать задачу профилактики депрессии, переживания стресса, развивать мотивацию, настойчивость, добиваться больших успехов в спорте.

Антрополог Тайгер в книге «Оптимизм: биология надежды» полагает, что оптимизм — это одна из наших наиболее адаптивных характеристик, приобретенных в ходе естественного отбора. Оптимизм или пессимизм возникают, когда люди начинают предвидеть, думать о будущем. Но люди могут представить себе в будущем ужасные события, в том числе и собственную смерть. Эволюционно должен был возникнуть механизм, который не даёт страху парализовать человека, и этим механизмом, по мнению Л. Тайгера, является оптимизм. Получается, что оптимизм — врожденная, наследуемая характеристика присущая всем людям в той или иной мере. Это наш способ выживать, справляться с кошмарами мира.

Мы все — врожденные оптимисты, так как не занимаем каждую секунду свою голову мыслями об ужасах этой жизни. Но взгляд на оптимизм, как на панацею от всех несчастий, который пропагандируется в популярных психологических статьях, особенно американских, ведёт к нереалистичными ожиданиям и впоследствии к ещё большим разочарованиям, а также к подавлению отрицательных переживаний, ограничению выражения негативных идей, а ещё — наносит вред многим людям, которые чувствуют себя какими-то «неправильными» из-за своих «неправильных» чувств. Негативные эмоции и мысли имеют право на существование, у одного американского профессора психологии Барбары Хельд даже вышла книга, которая называется «Хватит улыбаться, начинайте брюзжать!»

В сегодняшнем мире, ориентированном на достижения, предполагается, что оптимистично настроенный человек уверенно идёт к поставленной цели, а пессимист сомневается в том, что он сможет чего-то достичь. В этом есть много правды. То есть говоря об оптимизме или пессимизме мы говорим и об уверенности в своих силах, о ценности цели для этого человека. Оптимисты, сталкиваясь с препятствиями, прорываются вперёд, а пессимисты часто сдаются под разными предлогами: не справлюсь, не очень-то и хотелось, это вообще не моё.

— То есть, можно сказать, что пессимисты — не уверенные в своих силах люди?

— Да, можно и так. В американском исследовании «Принстон-Пен» изучали влияние оптимизма и пессимизма на успешность учебной деятельности. Во-первых, они выяснили, что плохая успеваемость ребёнка часто сочетается с депрессией, а основными факторами риска являются пессимистический стиль объяснения происходящего и неблагоприятные жизненные события, такие как постоянные семейные скандалы, разводы, нестабильность в жизни. Детям сложно вырваться из круга: депрессия, пессимистичный стиль объяснения происходящего, ухудшение учебы, усиление депрессии. То есть, часто постоянно пессимистичные дети — это дети в неблагоприятных жизненных обстоятельствах и/или с депрессией.
Как вам кажется, влияет ли пессимизм вашего ребёнка на учебу?

— Да, влияет, ещё как! Ему трудно многое делать, так как он не уверен, что он справится.

— Вот, мы уже видим одну сложность, с которой вполне можно что-то сделать, да?

— Наверное. Но ещё ребёнок находится в неблагоприятных условиях, как вы это называете, потому что мы с ним постоянно ругаемся, а два года назад был развод с его отцом. Но мне казалось, что на него это никакого влияния не оказало.

— Да, трудно признаваться во влиянии развода или семейных скандалов на ребёнка, ведь тогда нам приходится сталкиваться и со своими неприятными переживаниями.

— А все ли пессимисты — это дети с депрессией или жизненными трудностями?

— Нет, не все. Оказывается, у людей с повышенной тревожностью существует «защитный пессимизм» — стратегия психологической защиты. Они неосознанно снижают свои ожидания от будущих событий, чтобы меньше разочаровываться в последствии при неудаче, хотя в прошлом имели вполне благополучный опыт и нормальные результаты. И эта стратегия для них — выигрышная! Они не хуже оптимистов справляются с разного рода задачами, не оставляют попыток добиваться успеха, пробуют начинать раз за разом в случае неудачи. Тревожные люди, которые не используют такую стратегию справляются с различными задачами хуже.

— О, защитный пессимизм — это про меня! Я поняла, я так со своей тревогой справляюсь!

— Рассматривая оптимистов и пессимистов нам важно думать о сильной и слабой стороне их способностей: оптимисты более настойчивы, легче справляются с неудачами, но часто недооценивают факторы риска и переоценивают свои силы.

Пессимисты — предусмотрительны, аналитичны, внимательны к деталям. Они эффективны в профессиях, где необходимо оценивать все факторы риска. В некоторых специальностях люди с пессимистическим стилем объяснения событий оказываются более успешными и востребованными, например, среди юристов, финансовых директоров, бухгалтеров. Таким образом, и оптимисты и пессимисты могут быть эффективны в своей области знаний.

— Скажите, а если кому-то так повезло, что ребёнок — оптимист, можно расслабиться и уже не воспитывать?

— Если ваш ребёнок оптимист, то, конечно, вам необходимо больше внимания уделять обучению просчётам рисков, мыслям о расчётах, рассматриванию разных последствий событий.

— А если ребёнок пессимист? Можно его сделать немного оптимистичнее? Про то, что нужно проверить на депрессию, поработать с психологом и про принятие и изменение нашей жизненной ситуации, я уже поняла. Есть ли какие-то специальные методы, влияющие на пессимистичный стиль мышления?

— Есть, конечно. М. Селигман написал целую книгу «Как научиться оптимизму». Можно попробовать освоить её сначала самостоятельно, а потом научить ребёнка стратегии НМПОА: Н — неприятность, М — мнение, П — последствие, О -обсуждение, А — активизация. Применяя эту стратегию сначала:

    идентифицируем неприятность, вызывающую негативные переживания,

    ищем связанные с ней мнения и обсуждаем последствия, к которым приводят данные мнения.

    осознав эти элементы, начинаем обсуждение неприятностей с самим собой, направленное на замену собственных негативных мнений другими, более позитивными, отвечающими оптимистическому стилю объяснения.

    после того, как к негативным мнениям удастся добавить позитивные, у человека должна возникнуть активизация, подкрепляющая его новые способы объяснения. То есть, можно сделать что-то маленькое, что закрепит такой стиль мышления.

Другой метод развития оптимизма — тренинг личной самоэффективности. Цель этой процедуры заключается в развитии отдельных умений и навыков, формировании частных видов компетентности (например, тренинг настойчивости или навыков общения). Психолог дает человеку возможность пережить опыт успешного преодоления трудностей, на основе чего у него формируются позитивный уровень оптимизма. Но часто в результате происходит и улучшение отношений в школе, с учителями и детьми, в семье.

— Скажите, пожалуйста, неужели генетика никак не влияет на рождение пессимистов и оптимистов?

— Влияет, и ещё как! В близнецовых исследованиях (это когда близнецов в силу обстоятельств воспитывают вместе или отдельно и смотрят как на них повлияли разные факторы) показано, что высокие баллы оптимизма передаются вместе с темпераментом. Но с возрастом оптимизм может как снижаться, так и повышаться, а значит, что мы можем хотя бы частично повлиять на генетически заданные особенности наших детей.

— Поняла, есть над чем работать.

Читайте другие статьи Анны Скавитиной на «О!»

Фото: AlohaHawaii, EvgeniiAnd, Nong Mars/Shutterstock.com

В каждом из нас иногда просыпается волнение и ожидание худшего. Иногда мысли о плохом исходе любого события можно быстро отсеять. А иногда мрачный настрой прочно укрепляется в нашем сознании. Обычно такого постоянно недовольного, хмурого человека, который ни в чем не видит положительных моментов, – называют пессимистом.Что же делать, если пессимистом оказались вы или ваш близкий человек? Заразен ли пессимизм? И главное – стоит ли с ним бороться?

Иногда пессимизм сравнивают с хандрой. Но следует понимать, что это совершенно разные явления. Хандра – это временное состояние человека, когда все видится в негативном свете. И работа не такая, и денег платят мало, и дома жена постоянно грызет – чему же тут радоваться? Но хандра возникает от усталости. Стоит человеку хорошенько отдохнуть, набраться новых сил – глядишь, и повышение заслужил, и жене цветов купил, и нарадоваться не может, какая она у него умница и красавица… Пессимизм – явление гораздо сложнее и глубже. Как правило, устойчивые мрачные мысли просто так не появляются. Чтобы понять, почему человек не может радоваться жизни – нужно выяснить, что случилось и когда именно всё вокруг человека начало обретать черный цвет.

Если ответ – женщина пессимист, то есть все основания попробовать измениться. Знаете, почему? – Потому что отношение к жизни передается от матери к детям. Это справедливо и для сыновей, и для дочерей. А вот пессимизм или оптимизм отца никакого влияния на детей не оказывает. Это не сексизм – так ученые говорят 🙂

Убедительно показал, что позитивный или негативный настрой по жизни зависит от того, как человек объясняет происходящие с ним события, особенно неприятные . Представьте, что вы выходите из дома и обнаруживаете на своей машине, стоящей перед подъездом, вмятину. Что вы подумаете?

«Черт, какая же я дура! Вечно со мной что-нибудь случается. Я так ленива, что не могу поставить машину на нормальную стоянку, а паркую ее в этом узком проходе» . Если вы говорите себе что-нибудь подобное, то вы пессимист. Точно. Ваши объяснения неприятных событий носят универсальный, устойчивый и внутренний характер.

  • «Со мной вечно что-нибудь случается!» . Это устойчивое объяснение, поскольку используется слово «вечно». А также универсальное: случается «что-нибудь», а не «неприятности с машиной».
  • «Я так ленива» . Лень – устойчивая черта характера, которая вредит во многих обстоятельствах, а не только в данном конкретном случае.
  • «Какая же я дура!» — устойчивое, универсальное и внутреннее объяснение.

Если подобные высказывания слышат дети, то волей неволей они усваивают, что неприятности случаются регулярно, что они портят всё подряд, и виноват в них тот человек, с которым они происходят.

Дети постоянно улавливают то, как их родители, особенно матери, отзываются о причинах эмоционально насыщенных событий. Не случайно вопрос «почему?» является одним из первых и наиболее частых у малышей. Получить объяснения, трактующие устройство окружающего мира, особенно, социального – основная интеллектуальная задача ребёнка.

Дети ловят каждое наше слово, особенно в ситуациях, когда случается что-то нехорошее. При этом они слышат не только детали сказанного нами, но и понимают «суть»: является ли причина, о которой мы говорим, устойчивой или временной, специфичной или универсальной, коренящейся в нас самих или в ком-то другом.

Тот способ, каким мать сообщает ребенку о мире, оказывает на него существенное влияние. Попробую об этом вспомнить, когда в следующий раз появится желание при сыне обругать себя балдой и растяпой 🙂

Что делать? — обсуждая при ребенке неприятные события, не стоит употреблять слова и фразы вроде «всегда», «вечно со мной», «я такая…». В большинстве случаев негатив — это всего лишь частное событие, которое вполне можно пережить.

PS: Почему именно мать, вернее, ее пессимизм оказывает влияние на ребенка? – Вероятно, от того, что в раннем детстве она является наиболее близким для ребенка человеком, с которым он проводит большую часть времени.

PPS: Кстати, если вы думаете, что пессимизм или оптимизм – это просто особенность того или иного человека, этакие изюминки, не оказывающие особого влияния на его жизнь, то вы ошибаетесь. Пессимизм – это особый стиль мышления, который влияет на реакции, на поведение и, в конечном счете, на способность добиваться успеха и быть счастливым.

Очень грустная история от Мартина Селигмана.

Жила-была одна студентка. В течение трех лет ее научный руководитель, профессор английской литературы, относился к ней крайне внимательно. Благодаря его поддержке и высоким оценкам ей удалось получить стипендию для годичного курса обучения в Оксфорде. По возвращении из Англии оказалось, что она утратила интерес к Диккенсу, на творчестве которого специализировался её руководитель, и заинтересовалась работами более ранних английских романистов, в частности – Джейн Остин. Руководитель попытался убедить её написать дипломную работу по Диккенсу, но потом уступил её намерению посвятить работу творчеству Остин и даже согласился остаться её консультантом.

За три дня до защиты ее бывший руководитель обратился в экзаменационную комиссию с заявлением, где обвинял девушку в плагиате, который он обнаружил в ее работе. По его словам, она привела несколько утверждений относительно раннего периода Джейн Остин, не указав два научных источника, и присвоив, таким образом, их авторство себе.

Плагиат – один из самых серьезных проступков в академической среде, так что подобное обвинение поставило под угрозу будущее этой девушки. Под вопросом оказалось даже получение диплома об окончании университета.

Проанализировав те утверждения в тексте, которые, по словам профессора, не имели ссылок на первоисточники, она обнаружила, что источник у них один – сам профессор. Она получила от него информацию во время личной беседы, когда он высказывал свое мнение по рассматриваемому вопросу, не упоминая при этом какие-либо печатные работы. По сути, девушка оказалась жертвой ревности наставника, потерявшего ученицу.

Думаете, Элизабет (так звали девушку) попыталась защитить себя и обвинила профессора в махинации? – Не тут-то было! Она сказала себе, что

  • Ей никто не поверит (универсальное суждение);
  • Она всегда попадает впросак (устойчивое объяснение);
  • Она сама во всем виновата (внутреннее объяснение).

В результате девушка так и не получила диплом. Следующие десять лет она работала продавцом. Ее ничего не интересовало. Она ни к чему не стремилась. И книг не читала – ни Диккенса, ни Остин.

Эту историю, конечно, нельзя назвать обычной – такие вещи случаются не каждый день. Но она достаточно показательна. Пессимизм склоняет человека из любых проблем делать катастрофы, мешает правильно воспринимать и осмыслять негативные события. Так что повод помочь своему ребенку выработать позитивный стиль мышления точно есть.

«Мне жарко», «Я не хочу никуда идти», «Зачем ты дала мне эту глупую кашу» – постоянное недовольство ребенка может вывести из себя самых терпеливых родителей . Вроде на не похоже, но и на нормальное поведение тянет с натяжкой. И ладно бы это проявлялось редко когда, например, кроха устал. Но нет. Такое поведение становится ежедневной нормой. Маленькие ворчуны, кажется, даже не прилагают никаких усилий, чтобы заставить окружающих чувствовать себя такими же несчастными, как и они. Зачастую взрослые пребывают в полном недоумении: откуда в ребенке этот всепоглощающий пессимизм ? Причин может быть несколько. Давайте разбираться.

Причины пессимизма

  • Врожденная склонность к пессимизму . Одни дети рождаются решительными и властными, другие – спокойными и уступчивыми. Одни легко приспосабливаются к любым катаклизмам, других выбивает из колеи даже незначительные перемены в жизни. Точно так же некоторые дети с самого рождения склонны к меланхолии и пессимизму . В этом случае нужно принять это как факт, и стараться только помочь адаптироваться к жизни маленькому крохе.
  • Влияние ближайшего окружения. Присутствие в семье взрослого пессимиста неизбежно повлияет на мировоззрение ребенка. Потому что дети, словно губки, впитывают в себя все, что постоянно видят вокруг. Если они видят недовольство и ворчание – реакция будет такой же. Если вокруг будет все хорошо, то и жить им будет легко.
  • Дистимия – состояние, схожее по симптомам с хронической депрессией, но менее тяжелое. Характеризуется упадком сил и отсутствием интереса к жизни. Дистимия излечима , но в этом случае ребенку необходима помощь детского психолога .

В первых двух случаях вы можете самостоятельно скорректировать поведение ребенка , если будете терпеливы и последовательны. В третьем – только с помощью квалифицированного психолога.

Ребенок пессимист – что делать?

Итак, вы понимаете, что ваше чадо постоянно пребывает в состоянии пессимиста . И тут уже неважно сколько ему лет. Вопрос «Что делать » задается уже всеми членами семьи. Ведь порой даже человек с устойчивой психикой не может спокойно реагировать на такое упадническое настроение. Психологи в это случае рекомендуют следующее:

  • Старайтесь сохранять спокойствие. Трудно держаться в стороне от воронки плохого настроения, которая засасывает всех вокруг. Но помните, что дом – самое безопасное место для ребенка , где он может выплеснуть накопившиеся за день негативные эмоции так, как он это умеет. Задача родителей – научить малыша делать это правильно и научить себя принимать его таким, какой он есть.

  • Определите причину нытья. Жалобы – это способ справиться с беспокойством и страхом. А дети зачастую не могут или не хотят прямо рассказать о причине их плохого настроения . Они могут бояться вашего недовольства на сложившуюся ситуацию, и не знать как им-то на нее реагировать, что бы не стало еще хуже. Если ваш ребенок начал беспричинно ворчать по поводу и без, подумайте, возможно, он перегружен учебой и домашней работой или просто не справляется с нахлынувшей на него волной неудач? А может он хочет внимания и проявления любви со стороны родителей, но не знает, как этого добиться? Причин будет несколько, возможно этот «букет» смогут согреть ваши объятия. Только если малыш слишком уж хлещет негативом, прежде чем обнимать его насильно, попросите разрешения. В случае, если он откажет сразу – подскажите, что в любое время, когда сам будет готов, сможет подойти к вам, чтобы вы просто посидели в обнимку рядом.
  • Бесполезно взывать к здравому смыслу ребенка и говорить, что это пустяк, о котором не стоит сокрушаться. Даже самый незначительный инцидент может восприниматься детьми-пессимистами, как катастрофа. Иногда достаточно дать понять ребенку, что вы слышите их ворчание , чтобы прекратить его. Но не поощряйте ребенка к долгим жалобам. Скажите, что вам очень жаль, что ему не понравился обед, и продолжайте заниматься своими делами. В общем, если малыш пришел к вам и начал рядом выражать свои недовольства по любому поводу, оторвитесь от своих дел и просто выслушайте его. Выразите свои сочувствие, что так произошло, что вы всегда и при любых обстоятельствах будете любить своего малыша и поддержите любое его (!) решение.
  • Реагируйте правильно и не навешивайте ярлыки . Не говорите ребенку: «Почему тебе все время все не нравится? Ты просто невыносим!». Правильным вариантом будет: «Мне жаль, что тебе не нравится фильм, но я хочу его досмотреть. Пойди к себе в комнату и поиграй пока». Ребенок – не робот . У него есть свои мысли, идеи и желания. Они могут не совпадать с вашими и это совершенно нормально!
  • Подумайте, возможно, ваш любимый пессимист копирует поведение кого-то из членов семьи. Если вы привыкли постоянно жаловаться и осуждать, не удивительно, что ваш ребенок будет поступать точно так же. Будьте положительным примером для малыша. И не требуйте от него того, что не можете сделать сами! В этом случае научитесь вначале сами оптимистично реагировать на ситуации , потом, показывая пример, научите этому ребенка. Видеть только хорошее – заложено в нас с детства, но пессимизм порой захлестывает нас от нежелания видеть просвет в конце тоннеля. Учитесь быть позитивными, учите личным примером этому искусству ваше чадо.

  • Научите ребенка выражать чувства адекватно : спокойно и вежливо. Не нужно кричать и срываться на друзьях и членах семьи. Они не заслужили это, только потому что у крохи плохое настроение.
  • Помогите ребенку научиться решать проблемы . Если ему жарко, он может посидеть в тенёчке или выпить прохладной воды. Если устал – пусть присядет и отдохнет. Только не нужно каждый раз предлагать малышу готовое решение – он должен научиться находить его самостоятельно. Когда ребенок понимает, что из любой ситуации можно найти выход, он жалуется намного меньше . В дальнейшем он будет с гордостью вам рассказывать о проделанном нелегком выборе, а вы порой будете поражаться, что он предпочел такое интересно и нестандартное решение. У детей нет пока шаблонов поведения.
  • Научите ребенка искать не только негативные, но и позитивные стороны . Если малыш жалуется, что идет дождь, и он не может погулять, напомните, что у него есть игрушки, с которыми он давно не играл, новый альбом и карандаши, настольная игра. Это поможет ребенку выработать более сбалансированный взгляд на мир и искать выход и позитив в любых ситуациях.
  • Хвалите ребенка , если он спокойно реагирует на разочарование или делает неприятную работу без нытья . Для маленького ворчуна это действительно большие достижения. Он не хочет мыть посуду, полы и убирать кровать. Он хочет, чтобы это все делалось без его участия, но такого не может быть, когда ответственность за чистоту на кухне в этот день лежит на нем. Только будьте внимательны, если чувствуете, что задания слишком сложные и ребенок просто не может их выполнить – вот здесь может начать зарождаться в себе, пессимистичный малыш.

Полезное видео

Очень хорошо рассказывает про все типы психолог старой школы Ковалев С.В. :

Итоги

Определить является ваш ребенок пессимистом или у него просто череда неудач и ему нужно помочь с ними справиться – порой задача не такая ясная, как может показаться с первого взгляда. В любом случае, вы как родитель, должны понять и предложить свою помощь крохе. Где-то это будут ваши объятия, где-то рассказ с примером из вашей жизни, а где-то придется потрудится вместе, чтобы из маленького пессимиста вырос уверенный в себе человек. Порой понятия реалиста и пессимиста путают. Разница заключается в том, что в момент, когда ситуация меняется – мнение реалиста тоже меняется, у пессимиста – упадническое настроение сохраняется на все время.

Фото и видео: свободные источники Интернет