Религии россии. Русские

Язычество - это древнейшая религия на Земле. Оно впитало в себя многотысячелетнюю мудрость, знание, историю, культуру. В наше время язычниками называют тех, кто исповедует старую веру, бывшую до возникновения христианства.
А, к примеру, у древних евреев языческими религиями считались все верования, не признававшие Яхве, или отказавшиеся следовать его закону. Древнеримские легионы завоевали народы Ближнего Востока, Европы и Северной Африки. Одновременно это были и победы над местными верованиями.

Эти религии иных народов, «языков» именовались языческими. Им предоставлялось право на существование в соответствии с интересами Римского государства. Но с возникновением христианства и сама религия Древнего Рима с культом Юпитера была признана языческой…

Что касается древнерусского многобожия, отношение к нему после принятия христианства было воинствующим. Новая религия противопоставлялась прежней как истинная - неистинной, как полезная - вредной. Такая установка исключала терпимость и предполагала искоренение дохристианских традиций, обычаев, обрядов. Христиане не хотели, чтобы потомкам их остались признаки "заблуждения”, которому они дотоле предавались. Подвергалось преследованию все то, что так или иначе было связано с русскими верованиями: «бесовские игрища», «нечистая сила», волхвование. Возник даже образ подвижника-«бесоборца», посвятившего свою жизнь не ратным подвигам на поле брани, а преследованию и уничтожению «темных сил». Такой ревностностью отличались новые христиане во всех странах. Но если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество древних мраморных изваяний, то Древняя Русь стояла среди лесов. И царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ, ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писаных славянскими резами на деревянных дощечках.

И лишь негромкие отголоски донеслись до наших дней из глубин языческого мира. А он прекрасен, этот мир! Среди удивительных божеств, которым поклонялись наши предки, нет отталкивающих, уродливых, омерзительных. Есть злые, страшные, непонятные, но куда больше прекрасных, загадочных, добрых. Славянские боги были грозны, но справедливы, добры. Перун поражал молнией злодеев. Лада покровительствовала влюбленным. Чур оберегал границы владений. Велес являлся олицетворением хозяйской мудрости, а также был покровителем охотничьей добычи.

Религия древних славян являлась обожествлением сил природы. Пантеон богов был связан с выполнением родом хозяйственных функций: земледелием, скотоводством, борт-ничеством, ремеслом, торговлей, охотой и т. д.
И не следует считать, что язычество - это всего лишь поклонение идолам. Ведь даже мусульмане продолжают кланяться черному камню Каабы - святыне ислама. У христиан в этом качестве выступают бесчисленные кресты, иконы и мощи святых. А кто считал, сколько крови было пролито и жизней отдано за освобождение Гроба Господня в крестовых походах? Вот настоящий христианский идол, одновременно с кровавыми жертвами. И воскурить фимиам, поставить свечку - это то же самое жертвоприношение, только принявшее благообразный вид.

Расхожее представление о предельно низком уровне культурного развития «варваров» не подтверждается историческими фактами. Изделия древнерусских резчиков по камню и дереву, орудия труда, ювелирные изделия, былины и песни могли появиться только на почве высокоразвитой культурной традиции. Верования древних славян не были «заблуждением» наших предков, отражающим «примитивизм» их мышления. Многобожие - это религиозные верования не только славян, но и большинства народов. Оно было характерно для Древнего Египта, Греции, Рима, культуру которых никак не назовешь варварской. Верования древних славян мало чем отличались от верований других народов, и эти отличия определялись спецификой жизненного уклада и хозяйственной деятельности.

В конце 80-х годов прошлого века доживающая последние дни Советская власть решила отпраздновать 1000-летие крещения Руси. Сколько раздавалось приветственных криков: «1000-летие русской письменности!», «1000-летие русской культуры!», «1000-летие русской государственности!» Но ведь Русское государство существовало и до принятия христианства! Недаром же скандинавское название Руси звучит как Гардарика - страна городов. О том же пишут и арабские историки, исчисляя русские города сотнями. При этом утверждая, что в самой Византии есть только пять городов, остальные же - «укрепленные крепости». И русских князей арабские хроники именовали хаканами, «хакан-Рус». Хакан - это императорский титул! «Ар-Рус - это название государства, а не народа и не города», - пишет арабский автор. Западные же летописцы называли русских князей «короли народа Рос». Не признавала за правителями Руси царского достоинства только надменная Византия, но она не признавала его и за православными царями Болгарии, и за христианским императором Священной Римской империи германской нации Оттоном, и за эмиром мусульманского Египта. Жители Восточного Рима знали только одного царя - своего императора. Но даже на врата Царьграда прибили щит русские дружины. И, между прочим, персидские и арабские хроники свидетельствуют, что русы делают «отличные мечи» и ввозят их в земли халифов.
То есть русы продавали не только меха, мед, воск, но и изделия своих ремесленников. И те находили спрос даже в краю булатных клинков. Другим предметом экспорта были кольчуги. Их называли «прекрасными» и «отличными». Технологии, таким образом, в языческой Руси были не ниже мирового уровня. Некоторые клинки той эпохи сохранились до наших дней. На них имена кузнецов-русов - «Людота» и «Славимир». И на это стоит обратить внимание. Значит, язычники-кузнецы были грамотны! Вот это и есть уровень культуры.

Следующий момент. Расчет формулы мирового круговращения (Коло) позволил язычникам построить кольцеобразные металлические святилища, где они создали древнейшие астрономические календари. Славяне определяли продолжительность года в 365, 242, 197 суток. Точность уникальна! А в комментарии к Ведам упоминается расположение созвездий, относимое современной астрономией за 10000 лет до н.э. По библейской хронологии в это время не был создан даже Адам. Космические познания язычников шагнули довольно далеко. Свидетельство тому - миф о космическом вихре Стрибоге. И это согласуется с теорией зарождения жизни на Земле - гипотезой панспермии. Суть ее сводится к тому, что жизнь не возникла на Земле сама, а была занесена целенаправленным потоком со спорами, из которых потом развилось многообразие живого мира.

Именно эти факты и являются показателями, по которому следует судить об уровне культуры и образованности славян-язычников. И что бы ни утверждали приверженцы православия, но христианство - это пришлая, иноземная религия, которая прокладывала себе дорогу на Руси огнем и мечом. О насильственном характере крещения Руси написано немало, причем не воинствующими безбожниками, а церковными историками.
И не стоит считать, что население русских земель безропотно приняло повеление Владимира-отступника. Люди отказывались приходить на берег реки, уходили из городов, поднимали восстания. И язычники отнюдь не таились в отдаленных лесах - еще век спустя после крещения волхвы объявились в крупных городах. А население никакой враждебности к ним не испытывало, и либо с интересом внимало им (Киев), либо вовсе охотно шло за ними (Новгород и Верхнее Поволжье).

Так и не смогло христианство полностью искоренить язычество. Не принимали люди чуждую веру и свершали языческие обряды. Приносили жертвы водяному - топили коня, или улей, или черного петуха; лешему - оставляли в лесу коня или хотя бы масленый блин или яйцо; домовому - ставили плошку с молоком, обметали углы смоченным в петушиной крови веником. И верили, что если от досаждающей нечисти не помогает крестное знамение или молитва, то поможет происходящая от языческих заклятий матерная брань. Кстати, в Новгороде были найдены две берестяные грамоты. В них содержится, по крайности, единственный матерный глагол да «ласковое» определение в адрес некой новгородки, задолжавшей деньги составительнице грамоты, и обозначенной за это женским естеством.

Спору нет - за десять веков православие оказало огромное влияние на историю, культуру, искусство России, на само существование Российского государства. Но вот принял бы Владимир Креститель католическую веру или ислам, и кричали бы нынешние апостолы «русской исконной веры» о «возрождении русского католичества…», или «… Россия - оплот мирового мусульманства!..» Хорошо еще, что не отправили послов к жрецам культа Вуду.
А старая вера древних руссов все равно останется русской верой.

Истинное Православие - это древнейшая вера на Земле. Оно впитало в себя многотысячелетнюю мудрость, знание, историю, культуру. В наше время язычниками называют тех, кто исповедует старую веру, бывшую до возникновения христианства.

А, к примеру, у древних евреев языческими религиями считались все верования, не признававшие Яхве, или отказавшиеся следовать его закону. Древнеримские легионы завоевали народы Ближнего Востока, Европы и Северной Африки. Одновременно это были и победы над местными верованиями. Эти религии иных народов, «языков» именовались языческими. Им предоставлялось право на существование в соответствии с интересами Римского государства. Но с возникновением христианства и сама религия Древнего Рима с культом Юпитера была признана языческой…

Что касается древнеруского многобожия, отношение к нему после принятия христианства было воинствующим. Новая религия противопоставлялась прежней как истинная - неистинной, как полезная - вредной. Такая установка исключала терпимость и предполагала искоренение дохристианских традиций, обычаев, обрядов. Христиане не хотели, чтобы потомкам их остались признаки “заблуждения”, которому они дотоле предавались. Подвергалось преследованию все то, что так или иначе было связано с рускими верованиями: «бесовские игрища», «нечистая сила», волхвование. Возник даже образ подвижника-«бесоборца», посвятившего свою жизнь не ратным подвигам на поле брани, а преследованию и уничтожению «темных сил». Такой ревностностью отличались новые христиане во всех странах. Но если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество древних мраморных изваяний, то Древняя Русь стояла среди лесов. И царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ, ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писаных славянскими резами на деревянных дощечках.

И лишь негромкие отголоски донеслись до наших дней из глубин ведического мира. А он прекрасен, этот мир! Среди удивительных божеств, которым поклонялись наши предки, нет отталкивающих, уродливых, омерзительных. Есть злые, страшные, непонятные, но куда больше прекрасных, загадочных, добрых. Славянские боги были грозны, но справедливы, добры. Перун поражал молнией злодеев. Лада покровительствовала влюбленным. Чур оберегал границы владений. Велес являлся олицетворением хозяйской мудрости, а также был покровителем охотничьей добычи.

Вера древних славян являлась обожествлением сил природы. Пантеон богов был связан с выполнением родом хозяйственных функций: земледелием, скотоводством, борт-ничеством, ремеслом, торговлей, охотой и т. д.

И не следует считать, что ведизм - это всего лишь поклонение идолам. Ведь даже мусульмане продолжают кланяться черному камню Каабы - святыне ислама. У христиан в этом качестве выступают бесчисленные кресты, иконы и мощи святых. А кто считал, сколько крови было пролито и жизней отдано за освобождение Гроба Господня в крестовых походах? Вот настоящий христианский идол, одновременно с кровавыми жертвами. И воскурить фимиам, поставить свечку - это то же самое жертвоприношение, только принявшее благообразный вид.

Расхожее представление о предельно низком уровне культурного развития «варваров» не подтверждается историческими фактами. Изделия древнеруских резчиков по камню и дереву, орудия труда, ювелирные изделия, былины и песни могли появиться только на почве высокоразвитой культурной традиции. Верования древних славян не были «заблуждением» наших предков, отражающим «примитивизм» их мышления. Многобожие - это верования не только славян, но и большинства народов. Оно было характерно для Древнего Египта, Греции, Рима, культуру которых никак не назовешь варварской. Верования древних славян мало чем отличались от верований других народов, и эти отличия определялись спецификой жизненного уклада и хозяйственной деятельности.


В конце 80-х годов прошлого века доживающая последние дни Советская власть решила отпраздновать 1000-летие крещения Руси. Сколько раздавалось приветственных криков: «1000-летие русской письменности!», «1000-летие русской культуры!», «1000-летие русской государственности!» Но ведь Руское государство существовало и до принятия христианства! Недаром же скандинавское название Руси звучит как Гардарика - страна городов. О том же пишут и арабские историки, исчисляя руские города сотнями. При этом утверждая, что в самой Византии есть только пять городов, остальные же - «укрепленные крепости». И руских князей арабские хроники именовали хаканами, «хакан-Рус». Хакан - это императорский титул! «Ар-Рус - это название государства, а не народа и не города», - пишет арабский автор. Западные же летописцы называли руских князей «короли народа Рос». Не признавала за правителями Руси царского достоинства только надменная Византия, но она не признавала его и за православными царями Болгарии, и за христианским императором Священной Римской империи германской нации Оттоном, и за эмиром мусульманского Египта. Жители Восточного Рима знали только одного царя - своего императора. Но даже на врата Царьграда прибили щит руские дружины. И, между прочим, персидские и арабские хроники свидетельствуют, что русы делают «отличные мечи» и ввозят их в земли халифов.

То есть русы продавали не только меха, мед, воск, но и изделия своих ремесленников. И те находили спрос даже в краю булатных клинков. Другим предметом экспорта были кольчуги. Их называли «прекрасными» и «отличными». Технологии, таким образом, в ведической Руси были не ниже мирового уровня. Некоторые клинки той эпохи сохранились до наших дней. На них имена кузнецов-русов - «Людота» и «Славимир». И на это стоит обратить внимание. Значит, кузнецы были грамотны! Вот это и есть уровень культуры.

Следующий момент. Расчет формулы мирового круговращения (Коло) позволил нашим предкам построить кольцеобразные металлические святилища, где они создали древнейшие астрономические календари. Славяне определяли продолжительность года в 365, 242, 197 суток. Точность уникальна! А в комментарии к Ведам упоминается расположение созвездий, относимое современной астрономией за 10000 лет до н.э. По библейской хронологии в это время не был создан даже Адам. Космические познания славян шагнули довольно далеко. Свидетельство тому - миф о космическом вихре Стрибоге. И это согласуется с теорией зарождения жизни на Земле - гипотезой панспермии. Суть ее сводится к тому, что жизнь не возникла на Земле сама, а была занесена целенаправленным потоком со спорами, из которых потом развилось многообразие живого мира.

Именно эти факты и являются показателями, по которому следует судить об уровне культуры и образованности славян. И что бы ни утверждали приверженцы христианства, но это пришлая, иноземная религия, которая прокладывала себе дорогу на Руси огнем и мечом. О насильственном характере крещения Руси написано немало, причем не воинствующими безбожниками, а церковными историками.


И не стоит считать, что население руских земель безропотно приняло повеление Владимира-отступника. Люди отказывались приходить на берег реки, уходили из городов, поднимали восстания, и отнюдь не таились в отдаленных лесах - еще век спустя после крещения волхвы объявились в крупных городах. А население никакой враждебности к ним не испытывало, и либо с интересом внимало им (Киев), либо вовсе охотно шло за ними (Новгород и Верхнее Поволжье).

Так и не смогло христианство полностью искоренить ведизм. Не принимали люди чуждую веру и свершали ведические обряды. Приносили жертвы водяному - топили коня, или улей, или черного петуха; лешему - оставляли в лесу коня или хотя бы масленый блин или яйцо; домовому - ставили плошку с молоком, обметали углы смоченным в петушиной крови веником. И верили, что если от досаждающей нечисти не помогает крестное знамение или молитва, то поможет происходящая от ведических заклятий матерная брань. Кстати, в Новгороде были найдены две берестяные грамоты. В них содержится, по крайности, единственный матерный глагол да «ласковое» определение в адрес некой новгородки, задолжавшей деньги составительнице грамоты, и обозначенной за это женским естеством.

Спору нет - за десять веков христианство оказало огромное влияние на историю, культуру, искусство России, на само существование Российского государства. Но вот принял бы Владимир Креститель католическую веру или ислам, и кричали бы нынешние апостолы «русской исконной веры» о «возрождении русского католичества…», или «… Россия - оплот мирового мусульманства!..» Хорошо еще, что не отправили послов к жрецам культа Вуду.

А старая вера древних русов все равно останется руской верой.


Территории России существует множество представителей других конфессий. Конечно, число религиозных объединений не пропорционально численности приверженцев той или иной конфессии.

Распространение христианства . Из пяти направлений современного христианства (православие, католицизм, протестантизм, несторианство и монофиситство) абсолютное большинство российских христиан исповедует православие). Которое стало с конца Х века, после крещения Руси, государственной религией.

Из коренных россиян на Севере европейской части и Северном Урале православия придерживается основная масса верующих карелов, вепсов, коми, коми-пермяков, удмуртов; в бассейне Волги - большинство верующих марийцев, мордвы и чувашей; в Сибири - большая часть верующих хакасов, шорцев и якутов; на Северном Кавказе - более половины верующих осетин. Кроме того, православие исповедуют часть алтайцев, бурятов, ненцев, хантов, манси, эвенков, эвенов, чукчей, коряков и другие верующие из числа малых народов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Вперемешку с приверженцами тех или иных форм православия живут последователи разных сект духовных христиан.

Католицизм исповедуют проживающие в России поляки, литовцы, венгры, часть немцев. Большинство же верующих немцев - протестанты. Лютеранство исповедуют также некоторые из проживающих в России латышей, эстонцев и финнов.

Распространение ислама. Процесс религиозно-культурного возрождения происходит и в мусульманской России. Возникнув в VII веке н.э. в Аравии (самая молодая мировая религия), ислам широко распространился в мире.

Приверженцы ислама в РФ - верующие татары (Поволжье, Западная Сибирь и другие регионы), башкиры (Урал), кабардинцы, адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, часть осетин (Северный Кавказ), а также немногочисленные удмурты, марийцы и чуваши. Суннитами-ханифитами является также некоторая часть проживающих в Российской Федерации казахов, узбеков, каракалпаков, киргизов, таджиков, туркмен, уйгуров, дунган, абхазов, аджарцев и т.д.

В 1991 г. в Москве на базе соборной мечети был открыт Исламский центр, при котором действует медресе (ИЦМ). В Дагестане существует Исламский институт имени имама Аш-Шафии.

Включение в свое время в состав Российской империи мусульманских народов никогда не сопровождалось искоренением ислама и насаждением православия. «Покоритель Кавказа» генерал Ермолов на личные деньги построил мечеть. Православные, мусульмане и буддисты порой столетиями жили бок о бок в мире и добрососедстве.

Распространение буддизма . В сравнении с приверженцами христианства и ислама сторонников буддизма - самой ранней из мировых религий (VI-V века до н.э.) - в Российской Федерации меньше.

В нашей стране буддизм появился в XVI веке, причем первые ламы были родом из Монголии и Тибета. Официально же буддизм признан соответствующим указом императрицы Елизаветы Петровны. В Российской Федерации верующие исповедуют преимущественно ламаизм. В Калмыкии, Бурятии и Тувы, также в Иркутской и Читинской областях и в ряде крупных городов (Санкт-Петербурге, Владивостоке, Кемерове, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, Перми, Ростове-на-Дону и др.) существуют Буддийские общины. Центральное духовное управление буддистов Российской Федерации находится в Улан-Удэ.

Другие религии . Известное распространение в России получил ортодоксальный иудаизм, который не является мировой религией. Его исповедуют только представитель одной нации. С 1990 г. в России существует Всероссийский совет еврейских религиозных общин, который осуществляет координирующую и представительные функции. Синагоги расположены во многих крупных городах. В Москве действует хоральная синагога, при которой открыты культурный центр, служба милосердия, маце-пекарня.

Ранних форм религии на территории современной России осталось не много. На Крайнем Севере, в Тыве, на Алтае можно встретить представителей анимизма, тотемизма, культа предков, шаманизма. Люди здесь веками одухотворяли природу. Они верили, что каждое явление природы - живое, верили, что весь мир населен добрыми и злыми духами.

3.6. Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций.

В советской научной литературе смысл понятий «национальный интерес» и «государственный интерес» обычно совпадали. Проводя аналогию, старались показать внутреннее единство населения государства, однородность его жизненных условий и интересов. Однако, как мы уже видели, тождественность понятий «нация» и «государство» далеко не бесспорно.

Различие этих понятий особенно остро воспринимается, когда речь идет о внешнеполитических интересах и мотивах. Нередко идею «национальной» тенденции называют стремление какого-либо государства к расширению сфер своего влияния или намерение включить в свой состав родственные группы населения, проживающие на территории других государств. Что часто является предлогом расширения влияния, территории, т.е. в действительности речь идет об экспансионистских поползновениях под националистическими лозунгами.

Очевидно, что механический перенос понятий «национальный интерес», «государственный интерес» на словосочетание «государственные границы» - «национальные границы» способен привести лишь к межэтническим конфликтам. Далеко не все представители каждого этноса проживают в пределах одного государства и далеко не каждое государство мононационально.

Во всем мире сейчас около 5000 народов, причем более 90% из них находятся в составе многонациональных государств. На территории 32 европейских стран более 100 национальных меньшинств. При этом многие из них дисперсно «распылены». Так, немцы за пределами Германии живут в Бельгии, Дании, Франции, Польше, России, Румынии, Италии, Чехии, Сербии и т.д. Болгары проживают в Югославии, в Румынии, Греции, на Украине; греки - на Кипре, Турции, Болгарии, Албании, Румынии, России, на Украине; каждый шестой поляк живет за пределами Польши и т.д.

Аналогичная картина наблюдается и в пределах Российской Федерации. В России проживает около 143 миллионов человек. Из них русских - 80 процентов, татар – почти 4 процента, украинцев – 2 с лишним процента. Всего же в России - представители около 160 народов и народностей. Иногда их расселение достаточно компактно, а иногда они рассредоточены по территории Российской Федерации, проживая среди представителей других этнических групп.

Невозможно себе представить, к каким трагичным последствиям привела бы попытка отдельных народов осуществить на практике принцип тождественности национальных и государственных границ. Между тем это происходит в реальной жизни. Например, распад бывшей Югославии и кровавый конфликт в Боснии наглядно иллюстрируют реализацию принципа тождественности государственных и национальных границ и возникновение межэтнических конфликтов.

Национальный вопрос встает в противоборстве двух общих тенденций. Во-первых, движения наций к самоопределению. Во вторых, стремления к образованию крупных полиэтнических общностей, к формированию мощных супернаций, где органично были бы соединены этносы, различные традиции и культуры. Обе эти тенденции имеют одну и ту же цель: преодоление всех форм национально-этнического неравенства и демократизацию межнациональных отношений.

С другой стороны, ни независимое развитие этносов, ни их сотрудничество в рамках «суперэтносов» само по себе не обеспечивают успеха. В любом случае торжество одного народа может обернуться унижением другого, ущемлением прав национально-этнических меньшинств. Длительное время образ США сравнивали с гигантским котлом, где представители сотен народов «переплавились» в американцев. Однако процесс «переплавки» означает утрату народами своих специфических черт. Поэтому образ «котла» в США уступил образу огромного «лоскутного одеяла». Механизм ни одного, ни другого варианта не дает достаточных гарантий ни для демократического, ни для экономическогоразвития общества.

Реализация права на самоопределение в любых условиях не должна затрагивать такие же права на суверенитет других народов государства. Строго говоря, право наций на самоопределение противоречит другому принципу международного права - права на территориальную целостность государства. Поэтому принцип права народов на самоопределение - никогда и нигде не реализовался как чисто правовой принцип, а всегда был ориентирован на политическую и экономическую целесообразность.

В Европе одновременно два сложных процесса - экономического и политического сближение в Западной Европе и суверенизацию Восточной. Однако эти процессы носят отнюдь не абсолютный характер. При этом происходит и подъем национальных движений во Франции, попытками отделения франкоязычной провинции Квебек от Канады, и севера Италии от остальных территорий и т.д.

Таким образом, можно отметить, что этнические процессы носят часто противоположный характер: разделительные процессы национальным развитием и размежеванием, сочетаются с объединительными, при которых идет консолидация или даже слияние близких по языку и культуре этносов в один.

В любом случае, национальный вопрос является продолжением социальных условии развития этноса. Он тесно связан с взаимодействием и условиями свободного их развития в многонациональном государстве. Поэтому государство должно создавать максимальные условия для свободного развития этносов и формирования национальной терпимости, используя системы воздействия средствами массовой информации, законодательные акты и т.п.

Государственно-правовые формы решения национального вопроса существуют и широко используются (Испания, Великобритания, Дания) - создание автономий и т.д.

Сложившиеся в Европе в XYIII-XIX вв. государства выступали, прежде всего, как факторы национального строительства. Государство создавало внешние рамки, в которых гораздо быстрее и эффективнее протекали процессы культурной, языковой и экономической интеграции. Оно способствовало возникновению общности исторических судеб, в частности, в отношениях с другими народами и общую идеологию, отражающую национальные проблемы. Способствуя созданию суперэтноса (нации), а во многих случаях было инициатором обособлением национальной религии.

Варианты объединения различных этносов в пределах одного государства без ущемления интересов отдельных этносов существуют и достаточно хорошо реализуются в рамках федеративного или конфедеративного государства - объединения самостоятельных государств, имеющих свою конституцию, верховные органы власти, законодательство и гражданство. При этом все эти признаки переносятся и на общефедеративный уровень. При существовании единой территории, денежной единице, и вооруженных сил полномочия федерации и ее субъектов строго разграничены. Полномочия федеральных органов включают оборону охрану границ формирование высших органов власти и решения спорных вопросов между членами федерации, а также между ними и центром.

Россия является федеративным государством – Российская Федерация. В соответствии с новой Конституцией РФ края и области получили столько новых прав и полномочий, сколько республики не получили за 70 лет советской власти.

Тем не менее, до идеального варианта далеко. Требуется упрочнение формы национально-культурной автономии. Особенно это касается народов, живущих внутри коренного населения (создание национальных школ, театров, культурных центров). Будущее России может быть связанно лишь с добровольным объединением этих этносов, но не в единый однородный этнос, а суперэтнос с сохранением и развитием культуры отдельных субэтносов.

Попытки игнорировать национальные образования вообще, как и попытки утверждения понятий "коренной нации" и подчинения всех интересов, национальному интересу в узком его понимании способны привести к катастрофе и страны, и нации.

РУССКИЕ , восточнославянский народ, большинство населения Российской Федерации .

По данным Переписи населения 2002 года, в России проживает 116 миллионов русских. По данным Переписи 2010 года - 111 млн. Также русские составляют значительную долю населения Белоруссии, Украины, Казахстана, Эстонии, Латвии, Молдавии, Киргизии, Литвы и Узбекистана.

Язык

Термин "русский язык" употребляется в четырех значениях:

Совокупность всех языков восточнославянский ветви до сложения русского, украинского и белорусского языков

Письменный язык, сложившийся на основе древнерусских говоров под сильным влиянием общеславянского литературного языка (так называемого старославянского) и выполнявший литературные функции в Киевской и Московской Руси

Совокупность всех наречий и говоров, которыми пользовался и пользуется русский народ

Общерусский (общероссийский) язык, язык прессы, школы; государственный язык.

Письменность - вариант кириллицы.

Религия и духовная культура

Основой традиционной духовной культуры русских является православие. Со времен Киевской Руси, принятия христианства, русское самосознание принимает преимущественно конфессиональный характер, получивший свое выражение в идеале Святой Руси. Православный культ святых постепенно вытеснял поклонение языческим божествам. Объектами народного почитания становились и выдающиеся лица русской истории - политические и церковные деятили, ревнители благочестия.

В традиционном народном сознании особое место выделялось царскому служению. Ему, в соответствии с византийскими канонами, придавался теократический смысл. Царь воспринимался как Божий избранник. Вместе с тем отношение к царю как к высшему государственному лицу - радетелю о народных интересах - связано с постоянно воспроизводимыми крестьянским сознанием надеждами на справедливое устройство общества.

Общественная и частная жизнь также была связана с православными представлениями о мироустройстве. она вписывалась в систему церковного календаря, в ней велико было место религиозных праздников, церковных таинств, обрядов и обычаев, связанных с верой.

В настоящее время большинство верующих русских - православные. В меньшей степени распространены протестантизм, католичество, неоиндуистские религиозные течения, буддизм, неоязычество и др.

Традиционные занятия

Основу хозяйства русских исстари составляло земледелие, которое развивалось по мере заселения различных территорий и в разных районах и в зависимости от природных условий приобретало свои особенности. Успехам в земледелии сопутствовало занятие ремеслами, промыслы, горно-рудные разработки и создание крупной промышленности. В индустриальную эпоху на высокий уровень выходят научные исследования, формируется система общего и профессионального образования.

Народное искусство и промыслы

Русское народное искусство базируется на художественной традиции, формировавшейся в Древней Руси. Строй русской художественной традиции возник в результате сложных взаимовлияний древнерусского искусства на протяжении веков и искусства Византии, Запада и Востока и развивался затем во взаимовлиянии с художественными культурами многих народов Европы и Азии. В допетровской России древняя художественная традиция была единой для всех социальных слоев, с начала 18 века она стала достоянием главным образом крестьянского искусства.

Широко было распространено художественное ткачество, вышивка, в том числе золотое и лицевое шитье, кружевоплетение, в значительно меньшей степени - ковроткачество. Искусство художественной обработки металла выражалось в литье колоколов, пушек, украшенных орнаментом, гравировке холодного и огнестрельного оружия, при ковке решеток, дверей, крестов и пр. Развито было и ювелирное производство, в том числе с использованием чернения серебра (Великий Устюг), финифти (Ростов-Ярославский), работа по серебру (Красное село Костромской губернии) и др. Со времен Киевской Руси известно изготовление художественных укерамических изделий (Гжель, Скопин) - как предметов утвари, посуды, так и всевозможных игрушек, свистулек. Резные костяные изделия в Западной Европе носили название "резьба руссов". Особенно это искусство было развито до начала 19 века на Русском Севере (холмогорские косторезы). С 18 века развивалась резьба по камню, использовавшаяся для украшения интерьеров и облицовки зданий.

В России, богатой лесом, широко бытовало изготовление токарным способом резной и расписной посуды, игрушек, мебели, а также украшение жилища, орудий труда и средств передвижения. С 17 века возникли центры посудного промысла и изготовления предметов быта в Хохломе, Городце, Сергшиевом Посаде... В Вологодской и Архангельской губерниях, на Урале развивается резьба и роспись на бересте, плетение из нее туесов, шкатулок, поставцов и пр. Украшение резьбой жилища сохраняется до сих пор - это наличники окон, торцовые доски, причелины и др.элементы сельского жилища. Искусство деревообработки особенно ярко проявляется в деревянном церковном зодчестве.

Какая религия русская? Обобщение религий, это ошибка упрощения, такая же, как провозглашение общечеловеческих ценностей, как экуменизм-равенство религий. Религия: по лат. re-ligare — восстановление связей и духовное объединение с Богом, Создателем всего сущего; бытие по Его образу, праведные, нравственные усилия, труды, для уподобления Ему. Это главное человеческое целеполагание. Для русского человека, только одна религия восстанавливает духовную связь с Богом, это Православие — вера в Христа. А для христианина — свободная воля человека, его развитие, творчество, наука, самоопределение, есть дела богоугодные. Остальные способы вероисповедания, с этой точки зрения ошибочны и греховны, они налаживают связь скорее с бесами. Отрицание Бога, тоже греховная вера, но греховнее прочих, ибо безумна. Даже по законам мышления нельзя отрицать того, чего не знаешь.

Нравственные ценности имеют один источник (Бог) и три пути к человеку. Один путь через религию, второй биологический, через ДНК, третий социальный, от окружающих. У животных нравственности нет, а есть целесообразность приспособления для выживания. То есть биологическая цель жить. Человек также может под воздействием внешних причин деградировать до животного состояния. Для этого необходимо воздействие одной или множества псевдо-религий и их производных-идеологий, нарушение ДНК мутациями, общество конкуренции всех со всеми, приоритет личной или родо-племенной выгоды.

В современном, глобальном обществе, сформировавшимся под воздействием тысячелетних усилий деструктивных сект, овладевших за последние сто лет уже реальной властью: происходит деградация, отпадение от божественной нравственности (любовь, желание делиться); обретение животных качеств, основными из которых являются агрессия и доминирование как выгода от насилия. Идея власти как миссии, помазанничеству от Бога, для организации развития общества в гармонии и любви, подменена идеей власти ради власти, произвола, накопительства статусных символов. Идея жизни как ответственной части общего организма (совесть, долг, жертвенность), подменена идеей личного удовлетворения бесконечности новых (внушенных) потребностей и удовольствий. Ложное знание внушается через СМИ, нео-язычество, сектантство, воинствующий атеизм.

Русский народ отличается как большой массой мозга, так и наличием множества его специализированных полей, прежде всего очеловечивающих человека, предназначенных для сдерживания мышления в направлении агрессии и выгоды. Это обусловлено сложными условиями выживания на русской равнине, требовавшее сложносоставной социальной организации, длительного планирования, слаженности действий. Естественно сложившиеся требования условий для социального отбора лучших: совесть, правда, нестяжательство, приоритет общего над личным, социальная справедливость, приспособленность к прерывистой сезонной активности. То есть биологический путь: ДНК, мозг, физиология, и путь социального устройства, традиций — вели русских нравственным путём. Поэтому Православие, объединяющая многие русские племена вера в единого Бога, который и есть нравственность и любовь — пришлось по-душе; естественным образом прилепилось к русскому народу, было обще-принято, согласовано с традицией, и сделалось русским целеполаганием, образом жизни, духом русского народа, национальной религией.