Религиозный обряд: как совершать, отличия от верований, появление христианства. Смотреть что такое "религиозный обряд" в других словарях

Религиозные обряды у древних людей были очень разными и зависели от условий и образа жизни. Стараясь понять и использовать природу, люди населяли её ду́хами и божествами и надеялись с помощью обрядов установить с этими существами связь для решения насущных проблем.

Обряды сопровождали все важные события в жизни человека – рождение, переход во взрослость, вступление в брак, . Многие обряды были магическими – люди верили, что слова, предметы и явления сверхъестественно связаны между собой. Поэтому они рассчитывали, воздействуя в ходе обряда на один предмет, изменить в нужную сторону другой.

Когда возникли религиозные обряды?

Свыше 40 тысяч лет назад. Об этом говорят захоронения того времени. Останки животных лежат беспорядочно, а люди явно погребены с соблюдением каких-то ритуалов. На их останках обнаруживают следы краски, украшения, рядом аккуратно уложены оружие, посуда, фигурки людей, в детских могилах – игрушки.

Из этого ясно, что древние люди считали, что умершие будут жить в ином мире.

Каким богам в древности приносили человеческие жертвы?

Чаще всего это были самые главные божества. У постоянно воевавших скифов к их числу относился бог войны Арес. Только ему воздвигались особые святилища. Те имели вид огромных курганов из хвороста, а самого Ареса символизировал железный меч, воткнутый на вершине. Ему жертвовали скот и пленных.


Обряд был впечатляющим. Из каждой сотни пленённых мужчин отбирали одного, омывали ему голову вином и закалывали так, чтобы кровь стекала в сосуд. Ёмкость опрокидывали над мечом. А у бездыханных жертв ещё и отрубали правую руку, швыряли её в небо, и только тогда ритуал завершался.

Был ли в древности обряд типа современных поминок?

Был, хотя и не всегда проходил в большой печали. У славян известен ритуал тризны. Покойника омывали, одевали, украшали, близкие и знакомые сидели возле него ночь, причитая и распевая песни. С утра для выноса тела разбирали стену («чтобы покойник не мог вернуться»).

На месте захоронения разворачивалось пиршество, молодецкие песни, пляски, военные игрища – чтобы отогнать злые силы. Пили медовую брагу, ритуальной едой была каша-кутья, кисель, блины. Отгуляв, сжигали покойника на высоком деревянном помосте. Затем из золы выбирали кости, складывали в посудину и устанавливали на столбе у дороги. Учёные считают это отголосками более древнего обряда, когда хоронили на дереве или в его стволе.

Нередко тело перевозили к месту погребения на санях – в любое время года! Сани – транспорт древний, основательный, без тряски. Бывало, тело предавали земле, насыпав над могилой курган.

Для чего в пещерах, на скалах древние люди изображали животных?

Вряд ли только «для красоты». Иначе, зачем бы художники забирались для этого в тёмные, далёкие и труднодоступные закоулки? Скорей всего, рисунки были необходимы для охотничьего обряда.


Картины обычно изображают крупных животных (бизонов, оленей, кабанов), поражённых стрелами, копьями, топорами. Камень сохранил следы от ударов острым оружием во время обряда. Метко поразив нарисованного зверя, охотник рассчитывал сделать то же самое на охоте.

Сейчас у нас свадьбы гуляют два-три дня: застолье, тамада, танцы, игры. А как это бывало в древности?

К примеру, у ацтеков, жителей Мексики, обряд женитьбы был похож на сериал. Перескажем его бегло, опуская детали (сваха, прорицатели, смена костюмов и т.п.).

Основной ритуал начинался в доме невесты – с полудня до вечера её поздравляли, напутствовали, вручали подарки. На ночь поющая колонна родственников и подруг невесты отправлялась с факелами в дом жениха. Её саму, украшенную яркими перьями и цветами, кто-то из пожилых женщин нёс (!) на спине. Встретившись у порога, молодые окуривали друг друга благовониями.

Новобрачных сажали у очага, тёща дарила плащ и другую одёжку зятю, свекровь – блузку невестке. Сваха связывала плащ с блузкой – этот момент и был «регистрацией брака». Потом молодые были обязаны съесть блюдо особых пирогов, кормя друг друга кусочками. Затем шли песни, танцы, угощение, выпивка.

Пару отправляли в отдельную комнату, где они жили четыре дня, …вознося молитвы у алтаря и не позволяя себе ничего «такого». Лишь на четвёртую ночь им стелили постель на двоих, и клали в неё перья и камешек нефрита – символы будущего потомства.

На пятый день с утра приходил жрец, который окроплял молодожёнов освящённой водой, родственники тоже четырежды брызгали на них водой, потом разбавленным алкогольным напитком пульке. Снова сходились гости, снова подарки, все ели, пили, пели, танцевали.

Учебный предмет: модуль Основы мировых религиозных культур.

Тип урока : изучение нового материала.

Цель урока: познакомить с основными религиозными ритуалами и обычаями мировых религий.

Задачи урока:

  • предметные - формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • метапредметные - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • личностные - формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;

Оборудование:

  • Учебник “Основы мировых религиозных культур” для 4-5 классов, автор А.Л. Беглов, Е.В. Саплина.
  • Электронная презентация к уроку.
  • Карточки для работы на доске с названиями предметов из разных
  • мировых религий.
  • Аудиозапись молитв разных религиозных направлений.
  • Компьютеры (3 шт. для работы в группах).

Ход урока

1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок) .

2. Актуализация знаний:

Давайте с вами вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

Как на Руси выбирали новую веру, когда и почему выбрали христианство?

При каком князе в Киевской Руси было принята христианская религия? (Киевский князь Владимир.)

Что предшествовало этому событию? Может, князю Владимиру предлагались и другие религии? (Князь посылал своих гонцов в разные страны. Больше всех им понравилось богослужение в византийском храме Святой Софии. В результате выбор был сделан в пользу христианства.)

От какой страны Русь приняла христианство? (Византия.)

В каком году это произошло? (988 г.)

Мы говорили о том, что церковь внесла большой вклад в культуру и процветание России. Какие культурные изменения произошли на Руси с принятием христианства? (Создание первых школ, алфавит Кирилла и Мефодия, строительство храмов, появление иконописи.)

Вспомните, в каком веке и на какие церкви разделилось христианство? (В XI веке на православную и католическую церкви.)

Мы знаем, что на территории современной России издавна жили и мусульмане, и иудеи, и буддисты. Какую роль в истории России сыграли люди, исповедующие ислам, иудаизм и буддизм. (Они развивали торговые связи России с разными странами, занимались развитием ремёсел, самоотверженно помогали защищать нашу страну от врагов.)

Какие народы России исповедовали буддизм? (Буряты, калмыки, тувинцы.)

3. Введение в тему урока

В этом году мы с вами начали изучать новый предмет. Что мы изучаем? (Мировые религиозные культуры.)

А почему эти религии называются мировыми? (Верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам.)

Давайте заполним таблицу на доске. Распределите, пожалуйста, названия, которые вы видите на доске по колонкам. (На доске на карточках написаны слова “Библия”, “Типитака”, “Коран”, “храм”, “мечеть”, “пагода”, “священник”, “имам”, “лама”. Карточки со словами “ритуалы”, “обычаи” и “обряды” закрыты.)

Какие названия мы видим в первой строке таблицы? (Священных книг.)

А во второй? (Священных сооружений.)

Какие названия мы видим в третьей строке таблицы? (Хранители мировых религий.)

А теперь откроем спрятанные слова. Как распределить эти слова по столбикам?

Проблема! (ученики решают проблемную ситуацию)

Вывод учеников: слова “ритуалы”, “обряды” и “обычаи” можно поместить во все столбики.

4. Сообщение темы урока.

А теперь я предлагаю вам снова обратить ваше внимание на нашу таблицу. Что вы заметили? (В каждой колонке по одному слову выделены цветом.)

Почему? Что объединяет эти слова? (Храм, мечеть и пагода – это сооружения или здания, построенные для совместных молитв.)

- Ребята, кто из вас был в церкви, мечети или молебном доме? Скажите, туда приходят только лишь для того, чтобы молиться? Что ещё там может проходить? (Крестины, венчание, праздники…)

Запишите в тетради тему урока: “Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды”.

Обсуждение названия темы:

  • с какими понятиями вы уже знакомы?
  • какие понятия новые для вас?

Какую цель можно поставить на сегодняшнем уроке?

  • познакомиться с понятиями “обряд”, “ритуал”, “обычаи”.
  • выяснить, какие ритуалы и обряды существуют в мировых религиозных культурах.

Скажите, ребята, а зачем нам это знать? Нужны ли эти знания в жизни? (Выслушиваются варианты ответов.)

Конечно, нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества.

Физминутка.

5. Работа над новым материалом. Работа с текстом учебника.

Учебник, с. 52

Во время чтения каждый ученик контролирует выполнение учебного задания путём выставления пометок простым карандашом на полях учебника.

  • ! – я этого не знал;
  • + - это мне известно;
  • ? – об этом хочется узнать подробней.

До наших дней дошло множество рисунков первобытных людей, на которых изображены животные. Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Почему он тратил на них время и труд? (Ответы учащихся.)

Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Именно поэтому для их отправления были избраны пещеры. Вера в магическую силу изображения, дающего власть над изображаемым, колдовство - все это присутствовало в сознании первобытного человека, не ведающего, что он творит искусство.

Как древний человек добывал себе пропитание? (Занимался охотой.)

Убивая нарисованного зверя копьями или стрелами, первобытные люди верили, что, выполняя такие действия, они как бы приманят к себе удачу. Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещер, где жили люди. Эти рисунки были ритуальными.

Также первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронения они складывали предметы, которыми пользовались в жизни. Так уже в древности начали складываться религиозные обряды.

Запись в тетради:

Ритуалы (обряды) – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром. Ритуал – традиционный порядок проведения какой – либо церемонии. Обряды могут быть коллективными или индивидуальными. Они связаны с основными событиями в жизни человека.

Ребята, как называли людей, которые руководили обрядами? (Колдуны, маги, жрецы.) Прочитаем о них в учебнике (3 абзац, стр. 52)

А теперь обратим свое внимание на стр. 53 на рубрику “Это интересно” в правом верхнем углу. Прочитайте это сообщение, пожалуйста. (Ученики знакомятся самостоятельно.)

Как выглядел шаман, назовите его важнейшие атрибуты? (На голове убор из орлиных перьев, в руках бубен и колотушка.)

Шаманизм - разновидность язычества, был первой религией коренного населения Сибири и Дальнего Востока задолго до христианства.

Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.

В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Они связаны с основными событиями в жизни человека, такими, как рождение, вступление в брак или смерть.

Обряды могут быть ежедневными, еженедельными, посвящёнными какому-то празднику или совершаться раз в жизни.

Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).

А можете ли вы сказать, что такое молитва?

Запись в тетради:

Молитва – это обращение верующего к Богу.

Послушайте небольшие отрывки молитв из разных религий и попробуйте догадаться, к какой из них может относиться тот или иной отрывок. (Прослушивание отрывков молитв из разных религий.)

6. Применение новых знаний

Групповая работа. Класс делится на 3 группы

  • 1 группа - христианство
  • 2 группа – ислам
  • 3 группа – буддизм

Задание учителя: каждая группа должна прочитать в учебнике, найти в Интернете и обсудить, какие важные религиозные обряды есть в одной из мировых религиозных культур. Время выполнения: 5 минут.

Повторение правил работы в группах.

Выступления групп

Христианство:

Молитва - главный ежедневный обряд. Молитва – это обращение верующего к Богу. Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).

Воскресение - в христианстве - праздничное богослужение было дано в память о воскресении Иисуса Христа. Этот день считается в христианских странах праздником, днем, посвященным не обычным делам, а Богу. В этот день верующие обычно посещают церковь.

Таинство - в христианстве семь таинств или священнодействия. существует семь таинств Это семь главных обрядов (таинств): крещение, причастия (евхаристия), покаяние(исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство. Таинствами они называются потому, что в них “под видимым образом сообщается верующим невидимая божественная благодать.

Венчание - таинство венчания совершается над юношей и девушкой, которые вступают в брак, создавая тем самым семью. На головы будущих супругов во время обряда возлагаются венцы.

Евхаристия или благодарение, – центральное таинство православной церкви, установленное самим Христом перед его распятием. В этом таинстве, по вере церкви, хлеб и вино, принесенные верующими, во время их молитвы превращаются в тело и кровь Христа и затем предлагаются верующим для причащения.

Причащение - таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушая самого тела и крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни. Освященные хлеб и вино называются Святыми Дарами.

Крещение – одно из важнейших таинств, это таинство вхождения в христианскую общину. В Православной церкви крещение обычно совершается над новорожденными детьми.

Погребение - у православных христиан особо почитаемы дни, посвященные памяти усопших. Поминальными днями являются: 3,9, 40-й дни и годовщина после смерти.

Молитва - ежедневная молитва “намаз”. Мусульманин обязан молиться пять раз в день. Поскольку молитва считается приближением к Богу, то мусульманин обязан приготовить себя к ней – совершив ритуальное омовение и очистившись от дурных мыслей.

Пятница - является днем коллективной молитвы в главных мечетях, сопровождающейся проповедью. Пятницу называют “соборным днем”. Все слушают специальную пятничную проповедь, а также читают совместную молитву, которая призвана их всех сплотить. Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммед, совершавший в этот день публичную молитву.

Милостыня - закят - это обязательная милостыня, которую мусульмане выплачивают раз в году при определённых условиях.

Паломничество - хадж - паломничество в Мекку, которое должно совершаться в 12-й месяц мусульманского календаря. Хадж состоит в посещении Мекки, главного храма Каабы, поклонении главной святыне ислама - гробнице Мухаммеда в Медине. Совершившие обряд паломничества получают почетное наименование - хаджи.

Пост - соблюдение поста (перс, ураза) в месяц рамазан. Тридцать дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления темноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и др.

Продукты, допустимые для мусульман известны как халяльная пища.

Свадьба - мусульманский свадебный обряд предусматривает, непосредственно перед свадебной церемонией, приглашение муллы, совершающих обряд никах, который состоит в чтении сур Корана. Затем мулла задаёт молодожёнам вопрос о том, согласны ли они принять на себя брачные обязанности. Женщина в этом случае может молчать, мусульманский свадебный обряд это допускает, поскольку её молчание будет воспринято, как положительный ответ. При совершении никаха обычно прочитывается четвёртая сура Корана, посвященная женщинам. В этой суре говорится о том, что мужчина может иметь несколько жён, а также имеет полное право на то, чтобы расторгнуть брачный союз, применить наказание по отношению к своей супруге, но при этом он не должен проявлять жесткость.

Запрет - в Коране содержится запрет на употребление свинины и вина. Запрет на вино, как правило, означать общий запрет на алкоголь. Курение так же запрещено.

Курбан-Байрам - наиболее почитаемый праздник мусульман. Он празднуется в память о том, как Авраам готов был принести в жертву Богу своего сына. В память об этом событии мусульмане должны заколоть овцу или барана. В эти дни мусульмане посещают мечеть, где совершают праздничную молитву и щедро раздают милостыню. Праздник длится три дня, во время которых принято просить у своих близких прощения за плохие поступки, посещать могилы предков и родственников, наносить визиты друзьям, надевать новую одежду, устраивать обильные угощения, дарить подарки.

Ураза-Байрам в честь окончания 30-тидневного поста в месяц рамадан (9-й месяц мусульманского лунного календаря) называется малым праздником (в отличие от великого праздника курбан-байрам). Однако празднуется он также торжественно и тоже в течении трех дней. Ночь на ураза-байрам желательно провести в бдении, в служении Аллаху. В Ураза-Байрам установлены обязательные общие молитвы, которые могут происходить как в мечети, так и на специальных открытых площадках.

Погребение - мусульманские похоронно-поминальные обряды предписывают четкое соблюдение традиций и законов Шариата, который предлагает целую систему правил по переселению мусульманина в загробный мир. Строгое соблюдение погребальных обрядов – долг каждого мусульманина. Прежде всего, умирающего (будь то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Умирающему так, чтобы он слышал, читают молитву “Калимат - шахадат” (“Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха, Его Пророк”).

Буддизм:

Молитва - ежедневные молитвы – мантры. Чтение молитв в буддизме может быть заменено поворотами специальных цилиндров, в которые заложены молитвенные тексты.

Свадьба - для того, чтобы определить дату, необходимо поговорить с монахами и астрологами, которые вычисляют наиболее благоприятный момент для заключения брака.

Свадьба начинается с утра молитвами монахов. После чего происходит торжественное шествие по улице. Под бой барабанов молодожёны отправляются в местный храм, где монахи до обеда для них читают мантры. Потом молодожёны садятся в особом молитвенном жесте, руки обвязывают лентой и каждый гость поливает их водой, попутно желая молодым долгой и счастливой жизни.

Дзул-хурал (светильный обряд). Множеством свечей, освещаются храмы снаружи и внутри, а верующие перед ликами богов раскаиваются в плохом обращении с домашними животными. Этот обряд совершается поздней осенью.

Обо - обряд, заключается в произношении перед кучей камней молитвы, прося помощи у духов. А на камнях оставляются подарки “хозяевам местности”. Обряд совершается перед сенокосом, в период засухи.

Ритуал очищения - Дугжууба – это особый обряд очищения в канун нового года. С давних времен народы, исповедующие буддизм, очень трепетно и серьёзно относились к данному обряду. Обряд Дугжууба - это также своеобразный обряд “уборки”, очищения -специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.

Погребение - к умирающему должен быть приглашен лама для совершения обряда напутствия. В течении семи недель после смерти, буддисты совершают обряды, которые должны подготовить души к ее новому перерождению.

Обряд посвящения - те монахи, которые решали посвятить всю жизнь религии, проходили обряд посвящения. Послушника подвергали суровому экзамену, проверяя его дух и волю. Принятие в сангху в качестве монаха накладывало дополнительные обязанности и обеты: не пой и не танцуй; не спи на удобных постелях; не ешь в неположенное время; не стяжай; не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет.

7. Оценка работ групп.

8. Рефлексия.

Ну, вот и закончилось наше путешествие по изучению обычаев и обрядов, существующих в разных мировых религиях, познакомились с основными религиозными традициями людей разных вероисповеданий.

Мы с вами живём в большом государстве, где вместе проживают люди разных национальностей и разных религиозных взглядов. Скажите, как нужно относиться к людям разных вероисповеданий, чтобы сохранить мир и покой в нашем общем доме? Какой вывод каждый из вас может сделать из урока? (Высказывания учащихся. Мы должны уважать, понимать и ценить религиозные традиции разных народов, быть терпимыми друг к другу).

ОБРЯДЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - символич. коллективные действия, воплощающие релит, представления и идеи и направленные на сверхъестеств. иллюзорные объекты. О. р. представляют собой важнейший компонент культа религ. Вера в , лежащая в основе всякой религиозности, предполагает также веру в наличие двусторонних отношений между человеком и сверхъестеств. объектами. О. р. выступают как способы реализации этих отношений, способы воздействия религ. человека на сверхъестественное. Древнейшей формой О. р., по-видимому, является магия, служившая иллюзорным средством практического воздействия первобытн. людей на окружающий мир. В совр. мир. религиях О. р. образуют сложную систему ритуальных действий, в центре к-рой находится , т. е. коллективный О. р., совершаемый верующими в церкви или ином спец. месте. О. р. являются важным средством идейного и эмоц.-психологич. воздействия на верующих, они формируют систему привычных религ. образов и представлений в их сознании и культовых стереотипов в их поведении. О. р. отличаются большим консерватизмом. Их многократное повторение превращается в привычку, становится потребностью верующего. Перед мн. церквами в наст. вр. стоит проблема приспособления архаических по своему происхождению О. р. к современности.

Атеистический словарь.- М.: Политиздат . Под общ. ред. М. П. Новикова . 1986 .

Смотреть что такое "ОБРЯДЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ" в других словарях:

    ОБРЯДЫ И МИФЫ - Связь обряда (ритуала) с мифом давно отмечена исследователями. Обряд составляет как бы инсценировку мифа, а миф выступает как объяснение или обоснование совершаемого обряда, его истолкование. Такая связь «миф обряд» особенно отчётливо проявляется … Энциклопедия мифологии

    Обряды скандинавского культа - Cтатья является частью серии о Северное язычество … Википедия

    Религиозные посягательства - (преступления) по терминологии действующего права преступления против веры и ограждающих оную постановлений; по терминологии проекта уголовного уложения посягательства на ограждающие веру законы. По еврейскому правовоззрению понятие греха и… …

    Обряды и праздники - Имена существительные БОГОСЛУЖЕ/НИЕ, слу/жба, высок. священноде/йствие, устар. служе/ние. Обряды и культовые действия, совершаемые священнослужителями при участии верующих, как правило, в специальном помещении, определяемые требованиями… … Словарь синонимов русского языка

    Обряды литургические - ♦ (ENG devotions, liturgical) религиозные действа, включающие праздники и ритуалы, в к рых чувства к Богу выражаются через богослужение … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Кризисные обряды - религиозные или ритуализированные обряды, выполняемые во время кризиса (природных стихий, неурожая и т.п.) и имеющие существенное психотерапевтическое значение для тех людей, которые верят в эффективность таких обрядов. В современных обществах… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Церковные обряды - Обряд ость внешнее выражение верований человека. Человек есть существо чувственно духовное, в природе которого бытие духовное идеальное соединилось с чувственным и материальным: поэтому он в представлении своем старается идеальное облечь в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Церковные обряды - – человек представляет собой явление, в котором сочетаются чувственная и духовная сторона. Поэтому мир абстрактный, идеальный он стремится воплотить в какой нибудь реальный образ, ибо лишь тогда он получает для человека смысл и становится… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Народов Сибири религиозные верования - В Сибири проживает более 30 аборигенных народов, относящихся к 9 языковым группам: 1) самодийская (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы); 2) угорская (ханты, манси), угры и самоДийцы нередко включаются в одну, уральскую, семью языков; 3) стоящая… …

    Бурят религиозные верования - Буряты коренное население Бурятии. Проживают также в Иркутской и Читинской обл. Численность бурят в России 421 тыс. чел., в т. ч. в Бурятии 249,5 тыс. (1989). Среди бурят распространены буддизм (ламаизм), христ во (православие) и традиционная… … Религии народов современной России

Книги

  • , Я. Д. Коблов. Религиозные обряды и обычаи татар магометян (при наречении имени новорожденному, свадебные обряды и похоронные). Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1908 года… Купить за 1927 грн (только Украина)
  • Религиозные обряды и обычаи татар магометян , Я. Д. Коблов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Религиозные обряды и обычаи татар магометян (при наречении имени новорожденному, свадебные обряды и…

Обряд похорон, содержание которого устанавливается религиозными организациями, конфессиями. Может включаться составной частью в общегражданский обрядовый церемониал. Источник: МДК 11 01.2002: Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Религиозный обряд похорон - обряд похорон, содержание которого устанавливается религиозными организациями, конфессиями. Может включаться составной частью в общегражданский обрядовый церемониал... Источник: Приказ Госстроя РФ от 10.01.2000 N 3 Об утверждении Инструкции о… … Официальная терминология

РЕЛИГИОЗНЫЙ - РЕЛИГИОЗНЫЙ, религиозная, религиозное; религиозен, религиозна, религиозно. 1. только полн. прил. к религия. Религиозный дурман. || прил., по знач. связанное с исполнением предписаний религии. «Свобода отправления религиозных культов и свобода… … Толковый словарь Ушакова

- ▲ процедура символический, общественный обряд традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человека. обрядность. этикет. церемония официальная процедура (# встречи). церемониал. церемониймейстер. церемониальный. ритуал. ритуальный …

Обряд - Эта статья о религиозных ритуалах. О фильме см. Обряд (фильм). Обряд или ритуал совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых… … Википедия

Обряд - 1) ♦ (ENG ordinance) (от лат. ordinans упорядочивание) религиозный ритуал, сходный с таинством, к рый выполняется скорее как поминовение или акт послушания, чем как обладающий эффектом таинства. В несакраментальных христианских традициях… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Обряд - (общеслав. обрядити – устраивать, устроить) – 1. культурно определяемый способ проведения определённой церемонии (свадебной, по случаю рождения ребёнка и т.п.); 2. иногда – религиозный ритуал … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ - КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. cultus почитание, поклонение) в широком смысле богопочитание вообще; в узком комплекс религиозных акций, выражающих почитание Бога или богов со стороны приверженцев той или иной религии. Каждая религия имеет особый… … Философская энциклопедия

РИТУАЛ БЫТОВОЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ - (лат. обрядовый): исторически сложившаяся, стереотипная последовательность действий, специфическая для определенных обстоятельств. В каждой религии упорядоченная система действий, выражающих отношение человека к Богу и другим объектам поклонения … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

- ▲ религиозный обряд обращение (к кому), к (предмету), Бог молитва обращение верующего к божеству с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла (совершить молитву. вознести # господу). моление. молить. молиться (# богу). помолиться. богомолье … Идеографический словарь русского языка

Книги

  • , Харт Уильям. Випассана - одна из древнейших индийских техник медитации. Она существовала задолго до Будды, была заново открыта им и стала важной частью буддийской практики. Самослово "випассана"… Купить за 828 руб
  • Искусство жизни. Медитация випассана, как ее преподает С. Н. Гоенка , Уильям Харт. Випассана - одна из древнейших индийских техник медитации. Она существовала задолго до Будды, была заново открыта им и стала важной частью буддийской практики. Самослово `Випассана`…

Для восстановления религиозных верований аборигенов Австралии и Океании используется следующий круг источников: археологические материалы, а также дневниковые записи и воспоминания путешественников, относящиеся к XVIII – XX вв. Во многом современные экспедиции позволяют решать проблемы восстановления религиозной и мифологической картины мира аборигенов. В связи с тем, что с XVIII века началась колонизация, вслед за ней начался процесс христианизации аборигенов, который не мог не сказаться на верованиях аборигенов.

Религиозные верования, обычаи, обряды и народные знания

Аборигены Австралии. Все имеющиеся у нас в распоряжении данные позволяют судить о значительной однородности религиозных и магических верований и обрядов австралийцев. Преобладающей формой верований является тотемизм. Австралию без сомнения можно считать районом классического тотемизма, эта вера известна и в других регионах мира, но там до нас дошли, главным образом, его пережитки. Надо сказать, что религиозные действия среди аборигенов – дело мужское. Именно они принимают самое активное участие в религиозной жизни племени. Но женщины также причастным мистическому опыту. Угасание роли женщин в религиозной жизни некоторые ученые (проф.С.А.Токарев) связывают с переходом от матрилинейного к патрилинейному роду.

Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между людьми, животными и растительным миром или даже явлениями природы. Ошибочно было бы считать тотемизм поклонением материальным предметам. Слово из пришло в английский язык из языка индейцев-алгонкинов. Смысл тотемизма в том, что каждый род обязательно должен иметь тотема, наследуемого по мужской или по женской линии. В тотемизме необходимо различать два члена отношения: человеческая группа (в Австралии – примитивный род, т.н. тотемическая группа) и тотем.

В зарубежной (Р.Смит, А.Ван-Геннеп, Э.Дюркгейм и некоторые др.) и отечественной (С.П.Толстов, Д.К.Зеленин, А.М.Золотарев и др.) вопрос о происхождении тотемизм а во многом можно считать решенным. Здесь учеными отмечается два ключевых момента: первое, суеверным человеком кровнородственные связи внутри охотничьих общин, где они играют огромную роль переносятся на окружающий мир и родными становятся животные, растения и явления природы; и второе, в тотемизме есть особая связь между первобытной общиной и территорией, каждая местность наполнена религиозно-магическими ассоциациями.

Тотемическая группа всегда экзогамна, причем зачастую экзогамию рассматривают как один из признаков тотемизма. Количество тотемических групп (родов) колеблется внутри племени от 10 до 30.

Тотемизм бывает также двух видов (на основе материалов по юго-восточным районам Австралии): половой и индивидуальный. Суть полового тотемизма в том, что помимо родовых тотемов все мужчины племени своим тотемом считают одно животное, а женщины – другое. Индивидуальный тотемизм предполагает наличие помимо того же родового тотема наличие еще и индивидуального, наследуемого от отца или получаемого в момент посвящения.

Безусловно, что выбор тотемов у каждого племени определялся физико-географическим характером местности. Преобладающей группой тотемов является наземные и летающие животные: страус эму, кенгуру, опоссум, змея, ящерица, ворон, летучая мышь и т.д.

Близость между тотемом и человеком выражалась в тотемистической табуации и в тотемистических мифах (священных преданиях племен), а также в священных тотемистических эмблемах (чурингах).

В тотемистических мифах видно зарождение веры в высшее божество, появление мифов о культурном герое, давшего людям знания, обычаи. В мифах отражался примитивный быт австралийцев, возрастно-половое расслоение, выделение знахарей. Нет пока четкого представления о потустороннем мире. Не было святилищ, молитв, пантеона божеств, нет культа предков, природы из-за отсутствия хищников и землетрясений.

Отношение к тотему у различных племен было различным. В некоторых племенах Центральной Австралии была жива вера в то, что человек есть живое воплощение своего тотема (инкарнация или тотемическое воплощение ). Одним из таких мифических воплощений является «ратапа ». Ратапа – это сверхъестественное существо, детский зародыш, якобы оставленный мифическими предками в различных местах (камнях, скалах, деревьях и т.д.). Если молодая женщина пройдет мимо такого центра, то она забеременеет. Идей о перевоплощении души умершего в тот или иной тотем в мифологии австралийских аборигенов нет.

С томизмом связано представление о сверхъестественных свойствах некоторых материальных предметов. Эти предметы – тотемические эмблемы. У племени аранда – это чуринги . Чуринги – камни или деревянные пластинки овальной формы, покрытые символическими рисунками.

Потирание чуринги жиром может размножать тотемное животное. Хранят чуринги в пещерах старейшины, которые подкрашивают и гладят их. Если чуринга разбилась – человека нет. Чуринга как бы тело тотемного предка и человека одновременно. При обрядах размножения тотема делали еще “ванингу ” (нуртунджа ) из копий, перьев в виде креста и использовалась она только в тотемических церемониях и означает связь с определенным тотемом.

Особое значение имеют также тотемические центры, располагающиеся в пределах охотничьей территории рода неподалеку от скалы, дерева, водоема, ущелья и т.д. Здесь же где-нибудь находился священный тайник, хранилище чуринг.

Известно несколько типов тотемистических обрядов:

    Интичиум ” – размножения тотемного животного или растения.

    Квабара ” – инсценировка мифов о тотемных предках во время обрядов инициации с познавательно-воспитательной целью.

В обряде “интичиум ” участвуют только мужчины в главном стойбище и распевают песни-заклинания, устраивают танцы-пантонимы, поливание кровью скалы, разрисовывание скалы охрой, изображая на ней скелеты тотемного животного-самца и самки, а также торжественное поедание тотема как бы в подтверждение единства. Обряды заканчивались дождем, оживлением природы и тотемных животных, что было лучшим утверждением веры.

Обряд инициации (в восточной Австралии называется «бора» ). Направлен на изменение религиозного и социального статуса посвящаемого и играющего огромную роль в жизни аборигенов.

Обряды инициации относимы некоторыми религиоведами (см.работы М.Элиаде) к обрядам посвящения, которые делятся на несколько типов: 1) обряды перехода от детства или юношества к взрослому возрасту; 2) обряды при вступлении в тайное общество или братство; 3) призвание знахаря, колдуна, шамана.

В нашем случае мы рассмотрим только перехода от детства или юношества к взрослому возрасту. Этот обряд проходил в несколько этапов

    подготовка священной территории, где мужчины будут изолированы на время праздника;

    отделение новичков от их матерей и от женщин вообще;

    их сбор в лесной чаще или в специальном изолированном лагере, где их будут наставлять в религиозных традициях племени;

    некоторые операции, которым подвергают новичков, из них наиболее распространенные – обрезание, удаление переднего зуба, рассечение полового члена вдоль мочеиспускательного канала, а также насечка на коже и удаление волос.

Обряды инициации для юношей были направлены на обучение племенным обычаям и нормам поведения и испытание при переходе в социальную группу взрослых. Обряд был групповой и длился несколько дней или даже лет. Инициируемых (вуртья ) подвергали длительной изоляции от женщин и детей, в это время шло сближение со взрослыми мужчинами. Проводился своеобразный экзамен на владение оружием, навыкам охоты, собирательства, рыболовства. Мальчиков испытывали на выносливость делая им обрезание, нанесение рубцов на теле, копчение в дыму костра, выбиванием передних зубов, выщипыванием волос. Проверяли дисциплину, подвергая воздержанием от еды и обязывая при этом добывать и приносить старейшим пищу. Понятия о священных обрядах передавалось демонстрацией обрядов с инсценировками, рассказыванием мифов о культурном герое.

Инициируемых девочек просто насиловали, при этом дефлорация была, как бы искуплением за право жить в браке. Затем тело мазали жиром, рисовали грудь, а на спину прикрепляли украшения из шкурок опоссума.

Магия . Вредоносная (ведовство) – направлена на людей из другой локальной группы с помощью действий и заклинаний. Доступна не только знахарям и колдунам, но любому аборигену. Смерть всегда аборигенами рассматривалась как результат враждебного колдовства со стороны врага. Поэтому смерть любого представителя племени влекла за собой череду наказаний «врагам». Сначала устраивались гадания по выяснению истинных врагов и их нынешнего местоположения, а затем к ним отправлялся отряд мстителей с целью убийства виновного. Помимо этого могли околдовать врага с помощью заостренной палочки, кости животного или человека, размахивая ей у костра и резко втыкая в песок после заклинания. Иногда колдовскую палочку подбрасывали врагу как знак. Этнографы-религиеведы выделяют несколько типов магии:

    Инициативная, смысл которой заключается в том, что начальное действие совершается реально, а его завершение (поражение противника) принадлежит высшим силам.

    Гомеопатическая, симильная или имитативная магия - порча через воздействие на изображения человека.

    Парциальная или контагиозная – через предмет, бывший в соприкосновение с заколдованным (волосы, остатки пища или кал). Вещь коптили на огне, привязав к палке-копалке или колдовали через след человека на земле, куда клали заколдованный кусок кварца.

Положительная магия. Представлена несколькими разновидностями.

    Любовная у австралийских аборигенов встречается в элементарной форме. Молодые люди с помощью налобной повязки “чилары ”, выбеленной глиной и натертой корой эвкалипта, с помощью поясного украшения “лонка-лонка ”, деревянной трубы-дудки, прокопченной в костре и, конечно, с заклинаниями привораживали женщин.

    Лечебная магия (знахарство) является прерогативой знахарей с использованием лекарственных трав, припарок, массажа, кровопускания, гипноза, высасывания болезни и выплёвывания ее в виде мелких камешков. Параллельно лечебной магии в среде австралийских аборигенов появился шаманизм, который так и не вышел из зародышевой стадии. Так, например, у племен курнаи и аранда был известен обряд посвящения от духов, когда знахарь шел к пещере и ложился возле нее спать, считая, что ночью к нему явиться дух пронзит его копьем и сделает шаманом. Таких людей называли бирраарки (у племени курнаи ).

    Магия погоды – вызывание дождя разбрызгиванием воды изо рта, пусканием крови и пуха. Высшие колдуны получали дар по наследству и имели метку.

    Промысловая магия проявлялась в закапывании на полях камней обернутых листьями. Развитой была мантика – предсказания по приметам. Например, крик птиц, падающие звезды, чихание, появление змеи. Перед началом войны всегда гадали.

Погребальный культ . Погребальные обряды в Австралии очень разнообразны. Среди этих разнообразных форм можно назвать: зарывание в вытянутом и скорченном положениях, погребение в боковой нише, воздушные погребения (на подмостках или деревьях), эндоканнибализм (поедание умерших), копчение трупа, ношение его с собой, сжигание.

Раннеплеменной культ . Он имеет наиболее позднее происхождение. Этот культ связан в первую очередь с зарождением богов. У каждой тотемической группы были свои духи мифы и обряды. Существовали и особые сверхъестественные существа: духи-учредители и покровители и духи-чудовища.

Говорить о духовной культуре тасманийцев представляется весьма проблематичным в силу уже указанных обстоятельств. Но, тем не менее, ученые предполагают наличия в их среде зачатков тотемистических верований. Существовали довольно сложные погребальные обычаи. Характерной особенностью духовной культуры можно считать боязнь ночного сумрака, что, видимо, имеет анимистическое происхождение.

Папуасы и меланезийцы . В Меланезии сохранялись пережитки древнейших тотемистических представлений в форме родового культа и культа вождей. В некоторых частях Меланезии господствует тотемизм (западная часть). Изменилась здесь система возрастных инициаций. Здесь имеет места усиления религиозной стороны обрядов инициации и ослабление их физической стороны (продолжительные испытания, мучительные операции и т.д.).

Были знахари-врачеватели, гадатели, колдуны, вызыватели духов жертвоприносители и хранители святилищ, духовидцы-шаманы. Причем, знахарство наследовалось от дяди по матери. Помимо этого была специализация колдунов – по воде, земле и т.д. В Новой Каледонии существовала каста жрецов-колдунов, а на Фиджи - придворных жрецов.

У папуасов наиболее развитой оставалась вера в разнообразную магию (вредоносную, хозяйственную, лечебную и пр.). У меланезийцев в равной степени, как и у папуасов, магические верования играли значимую роль.

У меланезийцев получила распространение магическая практика, связанная с верой в таинственную силу «мана ».

О происхождение этой веры высказано несколько довольно много точек зрения. Одни видели анимистическое происхождение идеи о мана (Л.Я.Штернберг, Р.Кодрингтон, У.Риверс и др.), другие, выводили веру в мана из веры в духов, и, наконец, третьи считали, что мана куда древнее анимизма и является более примитивной формой верований (Р.Маретт, К.Прейс и др.). Советская историография рассматривала веру в мана как явление выросшее из социальных условий. Выделение привилегированных членов общины в разных сферах деятельности (предводители, колдуны, члены тайных союзов и т.д.) порождало особое отношение к этим людям, выраженное в усилении роли их социального превосходства, что нашло свое отражение и в религиозной сфере (мана ).

Мана – сила, которая отличается от силы естественной. Мана для меланезийцев это способ объяснения всего – это успех, хороший урожай и пр. Причем, мана по своему значению может действовать как во вред, так и во благо.

Помимо мана была известна идея о табу как запрете, служащем для охраны собственности через мужские союзы.

Развит был и анимизм . При значительном развитии анимизма в Меланезии, он обладает региональной спецификой. Так, например, северо-западная Меланезия (Тробриандовы осторова) показывает нам более архаичные формы анимизма, в отличие от Центральной Меланезии (архипелаг Бисмарка, Соломоновы и Ново-Гебридские острова), где анимизм достиг большей степени развития.

Духи в анимистических верованиях Меланезии разделены на две основные категории:

    духи природы (вуи , духи, связанные с известными местностями, находящиеся в горах, воде);

    духи умерших людей (тамате ).

Отличительной особенностью меланезийских анимистических верований можно назвать то, что меланезийцы никогда не считали, что духи были когда-то людьми.

Духи видимы только знахарям, собакам и тем, кто родился с открытыми глазами у ночного костра. Духи крадут вещи, раненых зверей. У каждой группы имеются свои духи. Живут они как люди, имея свои тотемистические центры. Оттуда в виде “ратапа ” вселяются в новых людей. Душа-двойник может покидать тело во сне при храпе. Сны – это путешествие души по миру в разных временных промежутках.

Проявляется анимизм и в погребальных обрядах. Хоронят людей лежа или сидя в могиле, сжигают, было известно также наземное захоронение и мумификация. Известны случаи уродования трупа, наваливания кургана из камней, оставление пищи, разжигание огня для обогрева, натирание трупным соком, копчение отрезанной руки для амулета, поедание мозга, почечного жира врагов или родственников.

В отличие от австралийцев у меланезийцев существовал культ предков , что проявлялось с обычае изображения умерших «ули » из дерева и мела, употребления священных черепов во время обрядов и хранение черепов в священных хижинах. Иногда в мужских домах к деревянной фигуре приладили настоящий череп умершего предка. Кроме того, в мужских домах – гамалях – хранили ритуальные маски в домиках предков, куда не подпускались женщины и непосвященные.

Одним из проявлений анимизма стал культ вождей . Вожди, по мнению, меланезийцев, обладают большой и сильной мана . Власть вождя как раз на этой силе и базируется. Духи умерших вождей становятся особым предметом почитания.

Своё выражение магия и анимизм нашли в мужских тайных союзах. Наиболее типичная их форма известна в Центральной Меланезии. Это своего рода тайные колдовские общества, практикующие некоторые виды магии (архипелаг Бисмарка). Эти союзы бывают двух основных типов: открытые союзы (являются скорее социальными институтами) и религиозно-магические союзы (тамате , что букв. означает «дух умершего», см.выше). По сути дела, мы можем рассматривать мужские тайные союзы и мужские дома как зачаточную форму святилищ, получивших наибольшее распространение в Полинезии.

Тотемистические верования сохранились в пережиточной форме. Поскольку социальные процессы у меланезийцев зашли дальше, чем у австралийцев, то тотем является уже не родовым, а племенным божеством.

Мифология меланезийцев довольно слабо развита. Здесь в основном мифы о культурных героях, причем значительное количество мифов связано с древним фратриальным делением.

В силу резкого социального расслоения Полинезии наибольшее распространение получил культ вождей. Для полинезийца вождь – священная особа. Поэтому зачастую вождь мог совмещать еще и функции жреца. Умершего вождя считали божеством.

Жрецы как профессиональные служители культа продолжали оставаться. Различают две категории жрецов: официальные (служили при святилищах, тохунга или кахуна ) и вольнопрактикующие (гадатели, предсказатели, шаманы, таура или таула ).

В Полинезии был известен культ жертвоприношения. Приносили в жертву плоды, кур, свиней. Иногда совершались человеческие жертвоприношения. Такое жертвоприношение в 1777 году наблюдал Джемс Кук на острове Таити.

Особенностью религиозной практики полинезийцев является наличие святилищ. Как правило святилищами служили могильники (погребения вождей или знати) – мораи . Каждая семья имела свой морай , но были и общие. В мораях был жертвенник с изображениям богов. Были также одержимые в эпилептическом припадке передавали волю жрецов. Перед и во время церемоний все пили каву . Эти понятия связаны с регулировкой общинного производства в древности, но в классовом обществе приняли новый смысл.

Довольно сильно было распространены идеи о мана - безличной сверхъестественной силе, приносящей удачу и счастье и о табу - запрет. Силой “табу ” обладают только священные вожди и знать. И табу здесь выполняет охранительную функцию (охрана частной собственности) как и в Меланезии, так и являлась политическим орудием. Табуация заменяла королевские указы, законодательство. Маной управляют жрецы, которые имеют свои категории и объединяются в касты.

Загробный мир полинезийца был также социально неоднороден, как и мир живущих. Вожди после смерти попадали на счастливый остров на Западе, в отличие от простолюдинов, путь которых вел в по – подземную страну.

Существовал обычай бальзамирования и помещения в склеп тела вождей, кремации, захоронение в мужском доме, вторичное захоронение, захоронение в лодке. Иногда труп вождей расчленяли, отделяя голову и помещая в специальный шалаш в морае .

Существовал пантеон богов: Тане – бог солнца, покровитель плодородия, растительности, Ту – бог войны, Ронго – бог дождя, земли, Тангороа – создатель всего живого, связан со всеми стихиями природы.

Микронезия . В отличие от предшествующих районов менее всего изучена. Форму религиозных верований микронезийцев определить также не просто. Н.Н.Миклухо-Маклай говорил о существовании здесь шаманизма. Основным понятием у микронезийцев являлось понятие «калит ». Калитами могли называть жрецов, гадателей, вызывателей духов, причем это звание является наследственным. В еще более широком смысле калитом называли все сверхъестественное. После смерти калиты (как служители культа) становились богами. Зачастую, калит рассматривают как пережиток тотемизма. Поскольку калит , по представлению микронезийцев, есть у каждого человека, которого нельзя убивать и есть.

Устное и музыкальное народное творчество , связанное с религиозно-магическими обрядами, подразделялась на а) тотемические мифы, мифилогические рассказы о происхождения мира, небесных светил и явлений природы, о происхождении людей, потопе, о змее-радуге. Интересны мифы о происхождении солнца, которое ассоциируется с женщиной. Существуют также мифы о культурных героях, в которых они выступают в туманном полуживотном-получеловеческом облике. Все мифы наполнены идеей особого существования предков-тотемов. б) сказки, рассказываемые всеми о людях-полуживотных (крысы и т.д.).

Музыкальным инструментом была труба 60х5 см, с добавлением ударами в ладоши, по бедрам, ударами бумерангами, ударами в барабаны из кожи ящериц, при инициации использовался гуделка. Песни состояли из 2-3 звучных мелодий, повторяющиеся на одном уровне. Песни исполнялись о дикой собаке, белой крысе, опоссуме. В Меланезии часто использовался барабан, гонг, погремушки, губная флейта из трубок. В Полинезии - труба из раковины, бамбуковая трубка для ударов бамбуковой палкой по земле, носовая флейта, деревянный гонг, барабан из кожи акулы. Широко распространены песни, поговорки, пословицы, легенды, гимны, заклинания, трудовые, военные песни с коллективными плясками, насыщенные общественным религиозно-магическим смыслом и подражанием животным, длиться которые могли до 5-6 ночей подряд. При заключении мира обязательными были коллективные пляски карробори . Руководил плясками старейшина с копьем. Все движения в плясках были слажены. В перерыве решались проблемы. Карробори передавались между племенами.

В Меланезии существовали танцевальные площадки отдельно для мужчин и женщин. Танцы гребцов, воинов и т.д. со строгой ритмичностью. Танцы иногда в масках с раскраской тела с погремушками.

Спортивные игры и развлечения . Игра в мяч из пузыря или из кожи, набитой волосом. Соревнования спортивными бумерангами. Игра в веревочку, веретеном вит-вит, борьба с рыцарскими турнирами, отгадки следов зверей, даже игра в куклы из коры и в прятки. В Полинезии запускали змея из внутренних слоев коры шелковистого дерева в форме птицы или стилизованного человека. В Новой Зеландии соревновались с хождении на ходулях, бросании копья, устраивали борьбу в воде, кулачные бои стенка на стенку, катание на волнах на доске или на санях по каменному жалобу на Гавайях. Игра в мяч, шашки в 14 клеток, загадки и игра в веревочку.

Изобразительная деятельность и зачатки искусства . У аборигенов Австралии были орнаментированы щиты, палицы, бумеранги, копья у наконечника. Наносили они также символические знаки на скалах, камнях. Рисунки имели сакральный сюжет, помимо этого они выполняли еще и эстетическую функцию. На культовых предметах все рисунки условно-символического смысла - образы тотемистических предков или отдельные эпизоды из мифов. Очень славился художник абориген Альберт Намаджира. Наносили рисунки также на теле, оружие, утвари, на чурингах , ванингах . По технике, рисунки выжиганием, раскраской охрой, глиной, углем, орнаментация птичьим пухом. Преобладал условно-схематический стиль с геометрическими фигурами, зигзагами, кругами с учетом рельефа тела.

В Полинезии и Меланезии распространено рубцевание тела, орнаментация лодок и оружия выжиганием. Вырубали деревянные скульптуры, ритуальные маски, резные флейты, сосуды из тыквы. В Полинезии встречались скульптуры из камня, кости, дерева и наскальные изображения. Всемирную известность получили каменные изображения моари на острове Пасхи и Маркизских островах. Делали резные изображения на носах лодок, ходулях, чашах, рыболовных грузилах, жезлах вождей и заколках. Рисунки наносились также охрой при помощи кисти с символическими изображениями птиц, рыб.

На острове Пасхи были известны мавзолеи для монарха Хота-Матуа. Существовали в религиозных верованиях зачатки мессианства – все ждали прихода бога Макемаки.