Роль снов Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание. Мотив сна в произведениях Н.С. Лескова: функции сновидений

Сцена первого свидания Катерины с Борисом самая поэтичная в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Из душного и мрачного дома Кабановой мы попадаем в чудесный мир волжской природы. Очень хорошо сказал об окружающей красоте механик – самоучка Кулигин: «Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чисто…» Романтичность обстановке придают народные песни, в которых высказалась душа русского народа.

Об этой атмосфере красоты и свободы высказался в начале третьего явления Борис, «человек со стороны», который понимает, что всё это «русское, родное», а всё-таки привыкнуть не может к нравам города Калинова. «Точно сон какой вижу! Эта ночь, песни, свидания! Ходят обнявшись. Это так ново для меня, так хорошо, так весело!» - с восторгом говорит он сам себе.

Это первая встреча Катерины и Бориса, когда они могут рассказать друг другу о своих чувствах. В начале свидания трижды повторяется ремарка «молчание». Катерина в большом белом платке стоит, потупив глаза в землю. В душе женщины происходит страшная борьба между любовью к Борису и сознанием гибельности этой любви. Поэтому в начале встречи она ещё пытается бороться с любовью, как с искушением, как с грехом: «…ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем». Она причитает словно в исступлении, повторяя Борису: «загубил, загубил, загубил!» Но Борис не осознаёт драматизма ситуации, всего, что творится в душе женщины. Он живёт одной минутой, не заглядывая в будущее, уверяет Катерину, что любит её, жалеет и не погубит, что никто не узнает про их любовь. Катерина бросается в любовь, как в омут с головой: «Не жалей меня, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» Она не побоялась Божьего суда, а людской суд ничего для неё не значит. В этот момент проявляются решительность и сила её характера, способность на безоглядные поступки ради любви.

Борис проявляет себя в этом эпизоде как робкий, нерешительный, малодушный человек. Он надеется только на то, что никто не узнает об их «беззаконной» любви, радуется тому, что в запасе целых три недели: «О, так мы погуляем!» Он совершенно не задумывается над тем, к чему приведёт эта связь, какая судьба ожидает любимую женщину.

Катерина же знает, что теперь ей не жить: «Как запрут на замок, вот смерть!» Влюблённые словно говорят на разных языках. Катерина, понимая, что падает в пропасть, говорит: « Теперь мне вдруг умереть захотелось!» Борис не понимает страданий любимой: «Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?» В женщине прочно живёт сознание греха: «Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься». Борис же не хочет думать ни о каком грехе: «Ну, что об этом думать, благо теперь-то хорошо!»

В этом эпизоде показано, насколько разные по своему характеру, по своей жизненной позиции Катерина и Борис, предугадывается трагическая развязка этой любовной истории. Борис не герой, он не имеет ни силы, ни решительности Катерины, ни способности любить самоотверженно, без оглядки. И уж, конечно, он не сможет защитить любимую женщину, спасти её от гибели, он не достоин её.

Шумейко Юлия Александровна / Shumeyko Yuliya Aleksandrovna – студент,

факультет филологии, журналистики и межкультурной коммуникации,

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в данной статье проанализированы функции, которые выполняют сновидения в прозе Н.С. Лескова (на примере произведений «Житие одной бабы», «Воительница», «Леди Макбет Мценского уезда», «Неразменный рубль»).

Abstract: this article analyzes the functions that perform dreaming in prose N.S. Leskov (for example, works of «Zhitie odnoj baby», «Voitel"nica», «Ledi Makbet Mcenskogo uezda», «Nerazmennyj rubl"»).

Ключевые слова: мотив, сон, сновидение, функции сновидений.

Keywords: motive, sleep, dreaming, dreaming functions.

Литературные сновидения в произведениях Н.С. Лескова полифункциональны. Они выполняют роль универсального медиатора между искусством и действительностью.

Мы можем выделить следующие функции, которые выполняют сновидения:

  • философско-эстетическая;
  • сюжетно-композиционная;
  • мифологическая;
  • информативная.

Философско-эстетическая функция сновидения в контексте произведений Н.С. Лескова состоит в том, что сон способен воздействовать в реальной жизни на взгляды людей, менять их. Эту функцию выполняет, например, сон Миколаши в «Неразменном рубле». Именно во сне мальчик понял, что такое для него настоящее счастье. Об этом он, проснувшись, сообщил своей бабушке.

Сюжетно-композиционная функция представляет собой так называемый «узел», на котором «завязан» сюжет произведения. Данную функцию выполняют сновидения Катерины Львовны в «Леди Макбет Мценского уезда». В данной повести так сновидения являются сюжетообразующим звеном.

Мифологическая функция проявляется в использовании всеобщих символических форм, образов, схем, сюжетов и жизненных сценариев во сне. Это содержание того самого всеобщего, архетипического материала, накопленного человечеством вообще, и конкретной культурной исторической традицией в частности. Архетипическое проявление материала сновидений – более глобально, чем просто символическое выражение. Оно относится к функции судьбы, жизненному пути сновидца и функции личного мифа, который отражает основные, переломные этапы жизни. Эту функцию выполняет сон Маши в повести «Житие одной бабы». В этом сне девочка видит, как гуляет по райскому лугу с женщиной, образ которой можно соотнести с образом Богородицы, а Настю, оставшуюся внизу, рвут на части волки.

Также эту функцию выполняют сны Катерины Львовны: первый раз кот является после убийства ею свекра, а во второй раз кот с лицом убитого Бориса Тимофеевича появляется перед новым убийством.

Информативная функция сновидения состоит в том, что во сне происходит обработка различных сигналов и информации, которые получил человек в реальности от окружающей среды, тела, всего прочитанного, увиденного, услышанного и пережитого в прошедший день. Эту функцию выполняет первый сон Домны Платоновны. Пока Леканида рассказывала о себе, о своей жизни, о своем прошлом, Домна заснула, и услышанное спроецировалось в сновидческую реальность.

Сновидения используются в качестве игрового литературного приема, идет «игра в сны» и «игра со снами», сами тексты подчас строятся по законам сновидения. Сны служат в качестве мотивировки поступков персонажей, участвуют в создании ирреального плана повествования .

Область сновидения является «пространством промежутка», подверженным влиянию противоположных сил, отношения между разными категориями в ней взаимообратимы .

Предметный мир сновидений Н.С. Лескова «населен» всевозможными сновидческими существами, от существ, более-менее сходных с персонажами традиционных мифологий и демонологии (кот во снах Катерины Львовны) до непонятных существ («человек, так маленький, росту не больше как с петуха будет; личико крошечное; в синеньком кафтанчике, а на головке зеленый картузик держит» во сне Домны Платоновны из «Воительницы»). Он подвержен трансформациям, сопоставимым с фольклорно-мифологическими превращениями.

Персонажи-сновидцы Н.С. Лескова воплощают авторские представления о связи сна и смерти, сна и жизни, о возможности получения во сне тайного знания о мире и о преобразовании личности, но не всегда пользуются этими знаниями.

Литература

  1. Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11 т. – Т. 1. – М., 1956–1958. – 494 с.
  2. Нагорная Н.А. Онейросфера в русской прозе XX века: модернизм, постмодернизм // Поэтика прозы. Тезисы доклада научной региональной конференции. – Смоленск, 2003. – С. 3–10.

На примере жизни отдельно взятой семьи из вымышленного города Калинова в пьесе «Гроза» Островского показана вся суть устаревшего патриархального устроя России XIX века. Катерина - главная героиня произведения. Она противопоставлена всем остальным действующим лицам трагедии, даже от Кулигина, который также выделяется среди жителей Калинова, Катю отличает сила протеста. Описание Катерины из «Грозы», характеристики других персонажей, описание жизни города - всё это складывается в обличающую трагическую картину, переданную фотографически точно. Характеристика Катерины из пьесы «Гроза» Островского не ограничивается лишь авторским комментарием в перечне действующих лиц. Драматург не даёт оценки поступкам героини, снимая с себя обязанности всезнающего автора. Благодаря такой позиции каждый воспринимающий субъект, будь то читатель или зритель, сам может дать оценку героини исходя из своих моральных убеждений.

Катя была выдана замуж за Тихона Кабанова, сына купчихи. Именно выдана, ведь тогда, согласно домострою, брак был скорее волеизъявлением родителей, чем решением молодых людей. Муж Кати представляет собой жалкое зрелище. Безответственность и инфантильность ребёнка, граничащие с идиотией, привели к тому, что Тихон не способен ни на что, кроме пьянства. В Марфе Кабановой в полной мере воплотились идеи самодурства и ханжества, присущие всему «тёмному царству».

Катя стремится к свободе, сравнивая себя с птицей. Ей тяжело выжить в условиях застоя и рабского поклонения ложным идолам. Катерина по-настоящему религиозна, каждый поход в церковь для неё кажется праздником, а будучи ребёнком, Кате не раз чудилось, будто она слышит ангельское пение. Бывало, Катя молилась в саду, потому что верила, что её молитвы Господь услышит где угодно, не только в церкви. Но в Калинове христианская вера лишилась какого бы то ни было внутреннего наполнения.

Сны Катерины позволяют ей ненадолго сбежать из реального мира. Там она свободна, словно птица, вольна лететь куда хочет, не подчиняясь никаким законам. «А какие сны мне снились, Варенька, - продолжает Катерина, - какие сны! Или храмы золотые, или сады необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Однако в последнее время Катерине стал присущ некий мистицизм. Повсюду ей начинает видеться скорая погибель, а во снах она видит лукавого, который горячо обнимает её, а после губит. Эти сны были пророческими.

Катя мечтательна и нежна, но вместе с её хрупкостью в монологах Катерины из «Грозы» видна стойкость и сила. Например, девушка принимает решение выйти навстречу Борису. Её одолевали сомнения, она хотела выбросить ключ от калитки в Волгу, думала о последствиях, но всё же сделала важный для себя шаг: «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу!» Дом Кабанихи опостылел Кате, Тихона девушка не любит. Она думала над тем, чтобы уйти от мужа и, получив развод, честно жить с Борисом. Но от самодурства свекрови скрыться было некуда. Своими истериками Кабаниха превратила дом в ад, пресекая любую возможность для побега.

Катерина удивительно проницательна по отношению к самой себе. Девушка знает о своих чертах характера, о решительном нраве: «Такая уж я зародилась, горячая! Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять!» Такой человек не будет подчиняться самодурству, не будет подвержен грязным манипуляциям со стороны Кабанихи. Катерина не виновата, что родилась во время, когда жена должна была беспрекословно подчиняться мужу, была почти бесправным приложением, функцией которого было деторождение. Кстати, сама Катя говорит, что дети могли бы быть её отрадой. Вот только у Кати нет детей.

Мотив свободы повторяется в произведении множество раз. Интересной представляется параллель Катерина - Варвара. Сестра Тихона также стремится быть свободной, но эта свобода должна быть физической, свободой от деспотизма и запретов матери. В финале пьесы девушка сбегает из дома, обретая то, о чём мечтала. Катерина же понимает свободу иначе. Для неё это возможность поступать так, как она хочет, брать на себя ответственность за свою жизнь, не подчиняться глупым приказам. Это свобода души. Катерина, как и Варвара, обретает свободу. Но такая свобода достижима только путём самоубийства.

В произведении Островского «Гроза» Катерина и характеристика её образа по-разному воспринималась критикой. Если Добролюбов видел в девушке символ русской души, терзаемой патриархальным домостроем, то Писарев видел слабую девушку, которая сама загнала себя в такую ситуацию.

Тест по произведению

Сон — это выражение бессознательного в человеческой психике. Поэтому как элемент художественного произведения — это одно из средств создания образа, возможность показать внутренний мир героя, его подспудные мысли, скрытые от него самого.

Роль снов в раскрытии внутреннего мира Раскольникова

Каждый из таких эпизодов имеет своего «двойника» в реальной жизни.

  • Первый сон героя- отражение его внутреннего состояния перед убийством, состояние болезненного восприятия несправедливости мира, мира униженных и оскорбленных. Сон об убийстве лошади (в восприятии ребенка) характеризует бесчеловечность этого мира, а также доброту самого Раскольникова, имеет композиционного двойника — смерть Катерины Ивановны («Заездили клячу»);
  • Второй сон Раскольникова (об избиении квартальным квартирной хозяйки героя), с одной стороны, продолжение темы беззакония этого мира, с другой стороны, предощущение будущей отрезанности героя от людей, т.е. его наказания. Композиционный «двойник» — убийство старухи процентщицы и Лизаветы.
  • Третий сон Раскольникова (повторное убийство старухи) — аналог реального убийства, вторичное проживание содеянного. Ожившая старуха (литературный двойник старой графини из «Пиковой дамы» А.С.Пушкина) — символ поражения теории героя.
  • Последний сон героя (он видит его на каторге) — аллегорическое воплощение реализации теории, символ освобождения героя из-под власти теоретических построений, возрождения его к жизни. Литературный аналог — философский трактат Вольтера о безумии человечества. Этот сон не имеет реального композиционного двойника, что символично.
    Герой отказывается от теории — она не может осуществиться.

Сны Раскольникова являются своеобразной пунктирной линией, которая на разных уровнях отражает идейное и художественное содержание романа.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А. (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь