Самый первый русский царь. Первый русский царь. Как на Руси появился царь

Всем нам хорошо знакома последняя царская династия Романовых. А кто был первый русский царь? И почему русские правители стали называть себя царями?

Как на Руси появились цари?

Царь – это наивысший титул монархической власти на Руси. Чтобы русские правители могли носить этот титул, немаловажную роль сыграла Русская Православная Церковь. Царский титул – это не просто словесное выражение высочайшей степени власти, но и целая философия, созданная Церковью.

Православная церковь стала наследницей Греческой Церкви и Византийской империи. Царское звание официально досталось московским князьям от Царьграда (Константинополя). Произошло это примерно в 16 веке. С этого времени все русские государи называли себя наследниками боговенчанных Византийских басилевсов.

Наследие Византийской империи

Ряд исторических событий привел к тому, что во второй половине 15 века, после падения Константинополя, на политической карте мира образовалось новое русское государство – Московское. Дикарка-Москва не только получила державную власть, но и освободилась от ига Золотой Орды, став общерусским державным центром и объединив под собой большую часть раздробленных русских земель. На престоле тогда сидел Великий князь Иван III Великий (Рюрик), который после признания Москвы стал называть себя «Государем Всея Руси». Благодаря ему, дворцовый обиход «обзавелся» забытыми византийскими ритуалами и великолепием. Иван III Великий завел себе великокняжескую печать, с одной стороны которой был изображен двуглавый орел, с другой – воин-ездец, поражающий дракона (на первоначальной версии печати был изображен Лев (символ Владимирского княжества), терзающий змею).

Согласно русской летописи 15-16 вв. «Сказание о князьях Владимирских», Московский княжеский дом был тесно связан с римским императором Августом, от имени которого северными землям Римской империи, расположенными на берегу Вислы, правил его легендарный родственник Прус. Его потомком считается не менее легендарный основатель княжеского рода Рюрик. Именно его в 862 году новгородцы пригласили на княжеский престол. Следовательно, Иван Великий был его отдаленным потомком, а, значит, и потомком римских императоров, власть которых освящалась древней традицией престолонаследия. Именно поэтому Иван Великий и его Московское государство были признаны всеми европейскими династиями.

Кроме этого, согласно тому же «Сказанию», великий князь киевский Владимир Мономах получил в подарок от византийского императора Константина IX царские регалии (диадему, золотую цепь, венец, сердоликовую чашу, «крест Животрепещущего Древа» и царские бармы), принадлежавшие, согласно легенде, самому римскому императору Августу. Отсюда можно сделать вывод, что древнерусских князей Византийская империя уже тогда считала своими наследниками. Впоследствии эти регалии использовались при коронации первого русского царя.

Многие историки ставят под сомнение факт получения даров для коронации, ведь все предшественники первого русского царя ни разу их не одевали.

Венчание на царство

С момента появления Московского царства все государи, начиная с 15 века, носили великокняжеский титул. Тогда откуда на Руси появились цари? И кто был первый русский царь?

Несмотря на то, что историки приводят дипломатическую переписку Ивана III Великого, в которой наравне с императорским титулом употребляется титул «царь», в официальном обращении князья не использовали словесное выражение наивысшей власти до того времени, пока в январе 1547 года Иван (Иоан) IV Грозный не венчался на царство, именовав себя Царем Всея Руси.

Этот шаг стал важным не только в политической жизни русского государства, но и серьезной реформой, поскольку возвышал русского государя над всеми европейскими монархами и существенно поднимал Россию в отношениях с Западной Европой. Изначально титул Великого князя воспринимался европейскими дворами, как титул «принца» или «великого герцога», а титул царя позволил русскому правителю встать вровень с единственным европейским императором Священной Римской империи.

Летописцы понимали это событие по-своему – они считали Русь политической наследницей Византии после падения Константинополя, в результате которого русский царь сохранил христианские православные традиции и значимость Церкви.

Молодого царя Ивана Грозного короновал митрополит Макария. Церемония венчания на Царство проходила в Успенском соборе с особой пышностью. Коронация нового царя заключалась в приобщении в Святым тайнам, помазанию миром и возложении на самодержца царских регалий – бармы, шапки Мономаха и креста Животворящего Древа, которые, согласно легенде, принадлежали римскому императору Августу.

Молодого русского царя долго не признавали в Европе и Ватикане, пока патриарх Константинопольский Иоасафа II в 1561 году не выдал подтверждение статуса нового государя. Таким образом, осуществилась идея божественного происхождения царской власти, тесно связав царские и духовные интересы.

Необходимость принятия Великим князем Иваном Васильевичем царского титула было вызвано не только со стремлением Церкви сохранить свое владычество над русскими землями, а, прежде всего, с постоянными междоусобными кровавыми стычками между крупнейшими аристократическими родами, которые привели к упадку закона и порядка.

Только благодаря Церкви и некоторым русским аристократам, молодой Иван IV был избран для великой цели – прекратить эпоху беззакония. Для этого была придумана и реализована отличная идея – высоко возвеличить правителя над всей знатью, возведя его в царское звание, и женить на представительнице древнего рода Анастасии Захарьиной-Юрьевой.

Став царем и получив новый статус, Иван IV обрел не только роль главы семьи, но и государя православного мира, возвышающегося над русскими аристократическими кланами.

Благодаря русскому «священству» и царскому титулу, русский царь успешно проводит ряд реформ, в результате которых в стране воцаряется порядок, а молодое Московское государство признают в Европе.

Кто бы первый русский царь?

На вопрос «Кто был первый русский царь? » можно дать два ответа. Прежде всего, не стоит забывать о периоде, когда Русью правил Великий князь Иван III Великий из династии Рюрика. Именно под его правлением произошло объединение разрозненных русских земель в единое государство. Он первый в различных государственных актах и дипломатических грамотах стал именоваться не Иван, а Иоанн, и присвоил себе титул самодержца. После падения Византийской империи Иоанн III считал себя преемником византийских императоров, породнившись для этого с племянницей последнего императора Византии - Константина. Согласно праву наследования, Великий князь разделил со своей женой самодержавное византийское наследие и стал внедрять у себя в Кремле византийский дворцовые ритуалы, придворный этикет и великолепие, царившее в рухнувшей империи. Изменений претерпело все, включая облик Москвы, Кремля, дворцовую жизнь и даже поведение самого Великого князя, которое стало более величественным и торжественным.

Несмотря на такие новшества, официально «Царем Всея Руси» Иван III так и не называл себя. До середины 15 века царями в Древней Руси назывались только византийские императоры и золотоордынские ханы, в подчинении у которых несколько сот лет находились русские земли, платившие татарам дань. Царем можно было стать только тогда, когда русские князья избавлялись от ханской данности, что и произошло в 16 веке, когда пришел конец татарскому игу.

К концу 15 века Иван III начинает скреплять важные политические документы печатью, на одной стороне которой был изображен двуглавый орел – герб византийского императорского дома.

Однако, несмотря на все свои старания, первым русским царем стал не Иоанн III. Кто бы первый русский царь? Официальное венчание на царство произошло в 1547 году и первым русским царем стал Иоанн IV Грозный. После него все правители стали носить царский титул, который передавался по наследству по мужской линии. Дворянский титул «Великого князя/княгини» автоматически присваивался всем царским наследникам при рождении, как титул «принца».

Поэтому первым официальным русским царем, признанным европейскими монаршими домами, стал внук Ивана III, Иван IV Грозный.

Происхождение слова «царь»

Царь Всея Руси – такой титул носили российские монархи в период 1547-1721 гг. Первым русским царем был Иван IV Грозный (из династии Рюрика), последним – Петр I Великий (династия Романовых). Последний впоследствии изменил царский титул на титул императора.

Считается, что слово «царь» происходит от римского «цезарь» (лат. - «Caesar») или «кесарь» - такой титул носили римские императоры во времена Римской империи. Слово «цезарь» происходит от имени римского императора Юлия Цезаря, от которого все римские императоры получили впоследствии свою власть. Несмотря на такую связь двух слов «царь» и «цезарь», сам Юлий Цезарь не стремился именовать себя царем, помня печальную судьбу последних семи царей Древнего Рима.

  • Слово «цезарь» у римлян заимствовали их соседи (готы, немцы, балканы и русские) и так именовали своих верховных властителей.
  • В древнеславянском лексиконе слово «цезарь» пришло от готов и постепенно сократилось до «царь».
  • В письменности впервые слово «царь» упоминается с 917 г. – такой титул носил болгарский царь Симеон, первым принявший этот титул.

Кроме этой версии, существует еще одна версия происхождения слова «царь», которую дает один из представителей русской литературы 17 в. Сумароков. Он пишет, что слова «Царь» и «Цесарь» обозначают не «Короля», как думали многие европейцы, а «Монарха», и происходит слово «царь» от слова «отецъ, из котораго зделано слово Отцаръ».

С другой стороны, выдающийся русский историк Н.М. Карамзин также не согласен с римским происхождением слова «царь», не считая его сокращением от «Цезарь». Он утверждает, что «царь» имеет более древнее происхождение, не латинское, а восточное, ссылаясь на такие имена ассирийских и вавилонских царей, как Набонассар, Фалассар и др.

В древнерусской истории неформальный титул царя употребляли, начиная с 11 века. Систематическое использование царского титула, в основном в дипломатических документах, встречается во времена правления Ивана III. Кто был первый русский царь? Несмотря на то, что наследник Ивана III Василий III довольствовался титулом Великого князя, его сын, внук Ивана III, Иван IV Грозный, достигнув совершеннолетия, официально короновался (1547) и впоследствии стал носить титул «Царь Всея Руси».

С принятием Петром I императорского титула титул «царь» стал полуофициальным и «ходил» в употреблении до свержения монархии в 1917 году.

Разногласия по вопросу кто был первый русский царь в истории России, наблюдаются, если нет конкретного определения – «кого можно считать царём». Но и период Российского царства, продолжался чуть более 170 лет.

Историческая справка

Русское царство, являлось временным образованием, между Московским княжеством и Российской империей. Обозначить строгую дату зарождения Российского царства достаточно сложно, так как необходимо привязаться к какому-то решающему эпизоду истории.

Московское княжество

При Иване Великом, произошёл ряд значимых событий, которые поднимают статус Московского княжества. В частности:

· В несколько раз увеличилась территория страны;

· Выход из-под татаро-монгольской зависимости (после стояния на р. Угра);

· Начат процесс формирования жёсткой вертикали власти и создания органов гос. управления;

· Создан первый сборник законов – «Судебник».

В дополнении ко всему, Иван Великий женился на византийской принцессе – Софье Палеолог. А она была наследницей императорской крови. Это ещё более поднимало статус правителя. Но Иван третий не был первым русским царём, хотя и любил себя так называть.

Сейчас мало кто про это знает, но в 1498 году, внук Ивана Великого, Дмитрий Иванович, был венчан на царство по полному византийскому чину. Это была не только прихоть деда, но и предсмертная просьба сына (Ивана Молодого).

В течение 5 лет, он был соправителем деда. И можно считать, что имя первого русского царя – Дмитрий. Хотя в документах он имел титул Великого Князя.

Но внутрисемейный раздрай отчасти затеянный Софьей Палеолог, привёл к тому, что Дмитрий Внук был отстранён от правления ещё при жизни деда, не смотря на свой царственный статус.

Другими словами, это был спорадический элемент в системе русских правителей, без начала и продолжения.

Как звали первого русского царя?

Год венчания на царство первого русского царя, который положил начало царской династии – 1647. 16 января был проведён полный византийский чин поставления на царство. На монарший престол воссел царь Иван Грозный.

Иван Грозный


По странному стечению обстоятельств, звали первого русского царя, как и последнего – Иван. Но последний царь, Иван V, был соправителем Петра Великого. И так как он умер раньше Петра, то Иван V«почил в бозе» с царскими регалиями. А вот Пётр Великий, умирая, был уже императором.

И по факту получается, что последние царские похороны были у Ивана V.

Но разночтения в этих хитросплетениях исторических фактов возникают из-за разных точек зрения на один и тот же эпизод.

Пётр Великий родился царевичем, был царём, стал императором и умер как император.

А вот Иван V, и в заупокойных литиях поминался как царь.

Нюансы престолонаследия России

До принятия императором Павлом акта о престолонаследии, при кончине царя (а позднее и императора), постоянно возникали разночтения с определением следующего монарха.

Подковёрная борьба в монаршем окружении, разрушала стабильность и вносила смутьянские мысли в властолюбивое сознание родственников.

Именно Павел Первый законодательно закрепил полусалическую промогенитуру. Её принцип был предельно прост, и престолонаследие получило следующую последовательность:

1. Старший сын и его потомство. Если таковых нет, то -

3. Престолонаследие переходит на этих же принципах в женское поколение, к старшей дочери и т.д.

Но это было уже с императорами, а вот царей ещё выбирали. Хотя, выборы эти очень сильно напоминали аналогичный процесс с выбором губернаторов в современной России.

По факту, претендент на царский престол был известен, это сын последнего монарха. Но его требовалось формально избрать.

Для этого созывался специальный, «избирательный на царство», Земский Собор, и его участники принимали единогласное решение.

В некоторых критических ситуациях, обходились без Собора. При этом обязательно требовалось чтобы закулисное решение, подтвердил народ. Может быть, это был некий отголосок древней формулы: «Voxpopuli - voxDei» (Глас народа – глас Божий). Но такие цари правили недолго, и наследников не оставляли.

Иван Грозный, хотя и был первым русским царём, избежал процедуры выборов. А вот первым избранным на русский престол царем был его сын – Феодор Иоаннович.

Царь Феодор Иоаннович

По запискам современников, Феодор Иоаннович был слаб здоровьем и умом. Особой тяги к управлению страной он не питал. Жил по принципу «ни Богу свечка, ни чёрту кочерга».

И что особенно важно, будучи последним, прямым потомком Рюриковичей, у него не было детей. А значит, наследник престола должен был выбираться из непрямых родственников.

Со смертью первого избранного русского царя, началась чехарда со сменой правителей. Исторически это совпало с пиком «Малого Ледникового Периода», что привело к чудовищным неурожаям и голоду. Сюда же присовокупилось крайнее недовольство православного народа, появлением питейных домов, которое не раз приводило к бунтам. И в итоге, этот период между смертью Феодора Иоанновича и воцарением первого царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича, назвали эпохой Смутного времени.

Кстати, опять любопытное совпадение. Если не знать историю смутного времени, и судить по отчеству, то несведущий человек может подумать что царь Михаил Фёдорович, был сыном Феодора Ивановича.

Вот такие странные совпадения случались в русской истории.

Традиционной формой правления в России считается монархия. Когда-то часть этой большой страны входила в Киевскую Русь: главные города (Москва, Владимир, Великий Новгород, Смоленск, Рязань) были основаны князьями, потомками полулегендарного Рюрика. Отсюда первую правящую династию именуют Рюриковичами. Но они носили титул князей, цари России появились намного позже.

Период Киевской Руси

Изначально великим князем всей Руси считался правитель Киева. Удельные князья платили ему дань, подчинялись ему, выставляли дружины во время военной кампании. Позже, когда настал период феодальной раздробленности (одиннадцатый-пятнадцатый века) не было единого государства. Но все равно именно киевский престол был самим желанным для всех, хотя и влияние былое он утратил. Нашествие монголо-татарского войска и создание Батыем Золотой Орды углубило обособленность каждого княжества: на их территории начали формироваться отдельные страны - Украина, Белоруссия и Россия. На современной русской территории самыми влиятельными были города Владимир и Новгород (он совсем не пострадал от нашествия кочевников).

История царей России

Владимирский князь Иван Калита, заручившись поддержкой великого хана Узбека (с которым у него были хорошие отношения), перенес политическую и церковную столицу в Москву. Со временем Московские объединили возле своего города другие русские земли: Новгородская и Псковская республики вошли в состав единого государства. Именно тогда и появились цари России - впервые такой титул стал носить Хотя есть легенда, что царские регалии были переданы правителям этой земли намного раньше. Считается, что 1 царь России - это Владимир Мономах, который был коронован по византийским обычаям.

Иван Грозный - первый самодержец в России

Итак, первые цари России появились с приходом к власти Иоанна Грозного (1530-1584). Он был сыном Василия III и Елены Глинской. Став московским князем очень рано, он начал внедрять реформы, поощрял самоуправление на местном уровне. Однако он упразднил Избранную раду и начал править самолично. Правление монарха было весьма строгим, и даже диктаторским. Разгром Новгорода, бесчинства в Твери, Клине и Торжке, опричнина, затяжные войны привели к социально-политическому кризису. Но также усилилось и международное влияние нового царства, расширились его границы.

Переход русского трона

Со смертью сына Ивана Грозного - Федора Первого - прекратилась На престол воцарился род Годуновых. Борис Годунов еще при жизни Федора Первого имел большое влияние на царя (его сестра Ирина Федоровна была женой монарха) и фактически правил страной. Но сын Бориса - Федор Второй не сумел удержать власть в своих руках. Началось смутное время, и страной некоторое время управляли Лжедмитрий, Василий Шуйский, Семибоярщина и Земский совет. Потом на престоле воцарились Романовы.

Великая династия царей России - Романовы

Начало новой царской династии положил Михаил Фёдорович, избранный на трон Земским Собором. Этим заканчивается исторический период, названный Смутой. Дом Романовых - это потомки великого царя, которые правили в России вплоть до 1917 года и свержения монархии в стране.

Походил Михаил Фёдорович из старинного русского дворянского рода, который носил фамилию Романовы с середины шестнадцатого столетия. Родоначальником его считается некий Андрей Иванович Кобыла, отец которого приехал в Россию то ли с Литвы, то ли с Пруссии. Есть мнение, что происходил он из Новгорода. Пять сыновей основали семнадцать дворянских родов. Представительница рода - Анастасия Романовна Захарьина - была женой Ивана IV Грозного, которым новоявленный монарх приходился внучатым племянником.

Цари России из дома Романовых прекратили Смуту в стране, чем заслужили любовь и уважение простого народа. Михаил Фёдорович во время избрания на трон был молодым и неопытным. В первое время править ему помогала великая старица Марфа и поэтому Православная Церковь существенно усилила свои позиции. Правление первого царя из династии Романовых характеризуется началом прогресса. В стране появляется первая газета (выпускали ее дьяки специально для монарха), укрепились международные связи, строятся и работают заводы (чугуноплавильный, железоделательный и оружейный), привлекаются иностранные специалисты. Централизованная власть упрочняется, к России присоединяются новые территории. Жена подарила Михаилу Федоровичу десять детей, один из которых унаследовал престол.

От царей к императорам. Петр Великий

В восемнадцатом столетии преобразовал свое царство в империю. Посему в истории все имена царей России, которые правили после него, уже употреблялись с титулом император.

Великий реформатор и выдающийся политик, он многое сделал для процветания России. Правление начал с жесточайшей борьбы за трон: его отец, Алексей Михайлович, имел весьма многочисленное потомство. Сначала он правил вместе с братом Иваном и регентшей но отношения у них не складывались. Устранив других претендентов на трон, Петр начал управлять государством единолично. Затем он начал военные кампании для обеспечения выхода России к морю, построил первый флот, реорганизовал армию, залучив иностранных специалистов. Если великие цари России раньше не уделяли должного внимания образованию своих подданных, то император Петр Первый лично отправлял дворян обучаться за границу, жестоко подавляя инакомыслящих. Свою страну он переделывал по европейскому образцу, так как много путешествовал и видел, как там живут люди.

Николай Романов - последний царь

Последним российским императором был Николай Второй. Он получил хорошее образование и весьма строгое воспитание. Отец его - Александр Третий - был требовательным: от своих сыновей он ждал не столько послушания, сколько разума, сильной веры в бога, охоты к труду, особенно не мирился с доносами детей друг на друга. Будущий правитель служил в Преображенском полку, поэтому хорошо знал, что такое армия и военное дело. Во время его царствования страна активно развивалась: экономика, промышленность, сельское хозяйство достигли пика своего расцвета. Последний царь России активно участвовал в международной политике, провел в стране реформу, сократив срок службы в армии. Но также проводил собственные военные кампании.

Падение монархии в России. Октябрьская революция

В феврале 1917 года начались волнения в России, в частности в столице. Страна в то время принимала участие в Первой мировой войне. Желая прекратить противоречия дома, император, находившись на фронте, отрекся от престола в пользу малолетнего сына, а спустя несколько дней сделал то же самое от имени царевича Алексея, поручив править своему брату. Но и великий князь Михаил отказался от такой чести: на него уже давили восставшие большевики. По возвращении на родину последний царь России был арестован вместе со своей семьей и отправлен в ссылку. В ночь с 17 на 18 июля того же 1917 года монаршая фамилия вместе с прислугой, которая не захотела покидать своих соверенов, была расстреляна. Также были уничтожены все представители дома Романовых, которые остались в стране. Некоторым удалось эмигрировать в Великобританию, Францию, Америку, и потомки их живут там до сих пор.

Будет ли возрождение монархии в России

После развала Советского Союза многие начали говорить о возрождении монархии в России. На месте расстрела царской фамилии - там, где раньше стоял дом Ипатьева в Екатеринбурге (в подвале здания был приведен в действие смертный приговор) построили храм, посвященный памяти невинно убиенных. В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил всех к лику святых, утвердив днем их памяти четвертое июля. Но многие верующие с этим не согласны: добровольное отречение от престола считается грехом, так как на царство благословляли священники.

В 2005 году потомки российских самодержцев провели в Мадриде совет. После чего направили в Генеральную прокуратуру Российской Федерации требование реабилитировать дом Романовых. Однако их не признали жертвами политических репрессий по причине нехватки официальных данных. Это уголовное преступление, а не политическое. Но представители российского императорского дома не согласны с этим и продолжают обжалование вердикта, надеясь на восстановление исторической справедливости.

Но нужна ли монархия современной России - это вопрос к народу. История расставит все по своим местам. А пока люди чтят память жестоко расстрелянных во время красного террора членов царской семьи и творят молитвы за их души.

Им стал на Руси Иван Грозный. Его трудно однозначно назвать созидателем. Он блестяще начал и трагично для себя и страны закончил. Кем он был?

Конец XV - начало XVI века - время значительного укрепления идеи самодержавия в Русском государстве. Ведь "царь" и "самодержец" - это титулы такого правителя, который способен и свою державу, и весь мир привести к победе истинной веры.

Убеждение в том, что именно московский государь способен взять на себя исполнение божественных предначертаний, повести народ русский к всемирному величию и тем самым спасти остальной, духовно "изрушившийся" мир, утвердилось не в одночасье.

Именно в первой трети XVI века в России рождаются и утверждаются в качестве официального духовно-политического учения, легенды о происхождении рода Рюриковичей от римского императора Августа, о наследственном характере власти русских государей от византийских императоров, нашедшие выражение в "Сказание о князьях Владимирских".

При этом русские государи фактически объявлялись наследниками как "Первого", так и "Второго Рима". В послании великому князю, приписываемому старцу Филофею, на основе мистического образа "Третьего Рима" формулируются конкретные религиозно-политические задачи, стоящие перед русским государем, - русский государь обязан принять на себя обязанности вселенского православного государя. А сам царь и великий князь объявлялся "браздодержателем Святой Руси".

В такой напряженной духовно-политической обстановке в 1533 году вступил на престол новый великий князь Иван IV Васильевич, которому суждено было прослыть на Руси Иваном Грозным. Было ему тогда всего три года, а правил он Русской державой более полувека – 51 год…

Царский выбор

С малых лет Иван Васильевич воспитывался в духе ожидания восшествия на российский престол великого православного государя, истинного Помазанника Божиего. В годы малолетства великого князя государством управляла его мать Елена Глинская с Боярской думой. Но в 1538 году Елена Глинская внезапно умерла, и власть захватили бояре. Маленький Иван IV оказался в центре интриг и ожесточенной борьбы между различными боярскими группировками. Этот факт оказал значительное влияние на формирование характера молодого государя. Чуть позже, в 1551 году, в речи на Стоглавом соборе, Иван Васильевич скажет, что после смерти матери, когда "боляре наши улучиша себе время сами владеша всем царством самовластно", и сам государь поддался их влиянию "и навыкох их злокозненныя обычаи, и тояжде мудрствовах якоже и оне". "И от того времени и доднесь, - сокрушался Иван IV, - каких зол не сотворих пред Богом, и каких казней не послал на нас Бог, приводя нас на покаяние".

В качестве "казней Божиих" Иван Грозный приводит множество несчастий, постигших государство, в том числе и стихийных бедствий. Но главным событием, вернувшим Ивана на путь истинный, стали грозные события 1547 года, когда в Москве произошли три страшных пожара, последний из которых вылился в восстание горожан. Дело, как представляется, в том, что бедам, обрушившимся на Москву весной-летом 1547 года, предшествовало событие не только исторического, но и религиозно-мистического характера - 16 января 1547 года великий князь Иван IV Васильевич принял царский титул, а Московское великое княжество превратилось в Российское царство.

С исторический точки зрения, Иван IV решился на поступок, который не позволили себе совершить ни его дед, ни его отец. Став первым русским царем, он оказался приравненным к величайшим государям прошлого и настоящего и наконец-то исполнил долгожданную мечту, лелеемую в русском сознании, - Русское царство теперь стало полновластным наследником величайших христианских государств. Наверное, сам юноша-царь не понимал этого поначалу в полной мере. И только страшные события, последовавшие сразу же за венчанием на царство, убедили Ивана Васильевича в том, что он обязан покаяться в грехах и начать исполнять свое высочайшее предназначение неуклонно и ревностно. Иначе и он сам, и царство, ему вверенное, будут ввергнуты Господом в еще более страшные испытания.

Избранные и избранный путь

Озаботившись и приняв на себя этот груз ответственности, Иван IV приблизил к себе и новых советчиков. В первые годы царствования Ивана IV вокруг него образовался круг приближенных, которых с легкой руки современника царя и одного из его ближайших советников Андрея Курбского, стали называть "Избранной радой". "Избранной радой" руководили молодой боярин А.Ф. Адашев и священник Сильвестр. Активными ее участниками был митрополит Макарий, ближние бояре Д.И. Курлятев, И.В. Шереметев, М.Я. Морозов.

Душой "Избранной рады" был пресвитер Благовещенского собора и духовник царя Сильвестр. Влияние, которое оказывал Сильвестр на Ивана Васильевича, было велико, ведь беседы с Сильвестром образовывали у Ивана Васильевича определенную систему религиозных воззрений. А в силу того, что сам Сильвестр был близок к "нестяжателям", то и воззрения эти строились на фундаменте нестяжательского учения. Во всяком случае, во многих речах и делах Ивана Васильевича в первые годы царствования прослеживаются "нестяжательские" мотивы.

Сильвестр пытался привить Ивану Васильевичу и "нестяжательское" понимание сути царской власти. По убеждению "нестяжателей", "благочестивый царь" обязан править государством только с помощью "мудрых" советников. При исполнении этого условия и станет реальностью вековая мечта об "истинном" православном царстве, глава которого - "благочестивый царь" - понесет свет истины по всем земным пределам. И, судя по всему, Иван Васильевич поначалу поддавался такому влиянию, следуя советам своих духовных наставников из "Избранной рады". Именно в этот период и свершились важнейшие реформы, которые значительно укрепили Российское царство: военная, земская, приказная, законодательная, частично было отменено местничество в армии.

При этом "Избранная рада" старалась опираться на широкое народное представительство - именно в ее правление на Руси начали созываться Земские соборы, которые утверждали самые важные решения правительства. Таким образом, в политическом отношении "Избранная рада" стремилась возродить древнюю русскую традицию - плодотворное сочетание "Власти" с "Землей", сильной центральной власти с развитым местным самоуправлением. Иначе говоря, самодержавные основы российской государственной власти были укреплены поддержкой широкого земского самоуправления. И, кстати говоря, именно земское самоуправление, устроенное при царе Иване IV Грозном, спасет Россию через полвека, в страшное Смутное время.

Зримым следствием деятельности "Избранной рады" стала великая Казанская победа - завоевание Казанского царства в 1552 году. Сам смысл Казанского похода виделся и государю, и всему его окружению не только в его политическом значении, но и в значении религиозном - это был поход православного народа против "агарян". И здесь следует помнить, что завоевание и покорение Казанского царства было не только делом жизни Ивана IV, но делом всех его предков, московских государей. Более того, взятие Казани не только ознаменовало собой исполнение трехвекового чаяния русского народа, но и стало началом нового этапа в жизни России. Поэтому многим людям того времени и самому Ивану Васильевичу виделся в этом событии глубочайший мистический смысл - это был знак Божий, свидетельствующий об особом расположении Господа к русскому царю.

Смена курса

Но Казанская победа положила начало будущей пропасти, все более расширяющейся меж царем и его советниками. Ведь именно тогда Иван Васильевич заявил своим приближенным: "Теперь оборонил меня от вас Бог!". А это означало, что все больше и больше царь стал тяготиться советчиками. И все больше и больше приходил к убеждению, что только он, царь Иван, может быть исполнителем Божией воли. Недаром, несколько позднее, в первом послании Курбскому, Иван Васильевич писал о том, что никого не видит над собою, кроме Бога и Пресвятой Богородицы…

И вот, в конце 1550-х годов, между царем Иваном IV и его "Избранной радой" наступает явное охлаждение. В 1560 году и Сильвестра, и Адашева удалили из Москвы, а после смерти царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, обвиненные в ее отравлении, Сильвестр и Адашев были заочно осуждены и отправлены в ссылку. Тогда же начались и первые гонения Ивана Васильевича на "бояр и вельмож", многие из которых пытались скрыться от царского гнева за границей. Бежал за границу и бывший царский советник и воевода Андрей Курбский. В 1564 году, уже из Литвы, он написал свое первое послание царю, в котором публично обвинил его во всех грехах. В ответ Иван IV пишет свое послание, известное сегодня под названием "Первое послание А.М. Курбскому". И именно в нем царь формулирует уже совершенно устойчивую религиозно-мистическую концепцию царя-Помазанника Божиего, облеченного Высшей Благодатью на труды свои. Причем важно отметить, что эта концепция появилась, во-первых, еще до введения опричнины и, во-вторых, стала религиозно-мистическим обоснованием ее введения.

Принципы власти

Послания Ивана Грозного Андрею Курбскому - это уникальный религиозно-философский памятник, ибо в них впервые в русской истории сам государь полностью, в законченном виде сформулировал и религиозно-философски, духовно-политически обосновал основные принципы самодержавной власти русских монархов. Один из важнейших принципов - полнота самодержавной власти. Неслучайно в первом послании Курбскому государь Иван Васильевич приводит немало исторических доказательств того, что полная самодержавная власть намного более эффективна в достижении стоящей перед Россией великой мистической цели. Основываясь на этом историческом опыте, Иван Грозный и утверждает необходимость и возможность только неограниченно самодержавного, единовластного правления в России, если Российское царство хочет исполнить возложенную на него вселенскую миссию по утверждению истинного православия. В этом заключался кардинальный политический разрыв Ивана Грозного и с "Избранной радой", и с "нестяжательской" традицией.

Но главное место в рассуждениях Ивана Васильевича занимает осмысление собственной роли в борьбе за спасение мира. И здесь государь формулирует второй принцип - божественное происхождение самодержавной власти. Более того, Иван Грозный обосновывает тезис богоизбранности самого государя. С этой же точки зрения следует оценивать позицию Ивана Грозного по отношению к любым покушениям на его самодержавство. И это вовсе не жалкая попытка оправдать жажду власти, непомерно раздутое желание повелевать людьми. Власть в данном случае - это не прихоть царя, а обязанность, возложенная на него Господом. И воспринимает он эту власть не как способ самоутверждения, но как тяжелейшую повинность Божию, как подвиг служения Господу. И вот здесь Иван Грозный формулирует третий принцип самодержавной власти: главный смысл власти русского самодержавного государя состоит в том, чтобы нести свет истины по всему миру, устроить и свою страну, а то и весь мир по Божественным заповедям.

Словом, в первом послании Курбскому Иван Грозный впервые свел в единую систему основные принципы самодержавной власти русских государей. Но понимание методов воплощения этих принципов в реальную историческую практику связано уже исключительно с личными качествами Ивана Грозного, с его личным мировоззрением, как политическим, так и религиозно-мистическим.

Методы властвования

Важнейший из этих методов - внушение страха Божьего. По сути дела, программа действий Ивана Грозного заключалась в одной идее - страхом Божиим обратить людей к истине и свету, а значит, спасти их души. И в этом смысле русский царь вполне серьезно считал, что он должен исполнять и мирские, и духовные обязанности, ибо царская власть объединяет их в одно целое и неразрывное. Иван Грозный понимал суть царской власти в мистическом духе как разновидность монашеского подвига. Недаром в одном из посланий он говорит о себе - "наполовину я уже чернец...". Вот это мироощущение - "наполовину я уже чернец..." - и определяло избранную Иваном Грозным линию поведения в мирской жизни. Иван Грозный, судя по всему, возродил на Руси идею древнего аскетизма в том виде, как ее понимали самые первые русские монахи, - в виде "истязания плоти", и попытался перенести ее основы на мирскую жизнь. Создается впечатление, что, считая себя воплощением Божественного Замысла на земле, Иван Грозный внутренне уверился и в том, что он имеет полное и несомненное право относиться к собственному государству и к собственному народу, как к "телу", которое просто необходимо истязать, подвергать всяческим мучениям, ибо только тогда откроются пути к вечному блаженству. И только пройдя через страх Божий в его самом непосредственном выражении, Российское государство, ведомое своим государем-иноком, придет к "истине и свету".

Поэтому казни и преследования, совершаемые государем, вовсе не плод его больной воспаленной фантазии, не следствие самодурства и нравственной распущенности. Это - совершенно сознательная борьба с изменниками Богу, с теми, кто, по его мнению, предал истинную веру. Иван Грозный, карая измену, последовательно и целенаправленно отсекал от "плоти" Русского государства все греховное. И тогда открываются причины многих позднейших поступков царя. Так, осуществленное в 1565 году разделение государства на две части - земщину и опричнину - объясняется помимо всего прочего еще и тем, что земщина представляет собой часть "плоти" единой Русской земли, которую государь подверг жесточайшему истязанию, дабы проучить врагов православия и поселить в их душах страх Божий. Потому и войско опричное изначально строилось по принципу военно-монашеского ордена, главой которого является сам царь, исполнявший обязанности игумена.

Можно сказать, что уже в 1564 году в первом послании Курбскому Иван Грозный сформулировал собственную идею "богоизбранного инока-самодержца", которую выдвинул взамен идеи "благочестивого царя", столь трепетно лелеемой его бывшим окружением, близким к "нестяжательским" традициям.

Фактически сформулировав принципы российской самодержавной власти, Иван Васильевич довел их до крайнего предела, до абсолюта, и даже перешел некую таинственную грань, поставив лишь самого себя в центр чуть ли не всего мироздания. А в результате он начал войну с собственной страной, ибо не верил, что подданные его способны понять и исполнить его устремления. Однако если опричнина во много раз усилила личную самодержавную власть государя, то многочисленные и беззаконные погубления, совершенные как самим царем, так и простыми опричниками, нанесли государству огромный вред. И здесь следует помнить, что разорения времен опричнины и Ливонской войны значительно подорвали мощь Российского государства. Именно этими разорениями было вызвано и усиление крепостничества в конце XVI века, ибо люди во многих землях были или уничтожены, или бежали на вольные земли. Например, к концу XVI века только в Московском уезде пустовало 84% всей обрабатываемой земли. А у российского правительства не было иной возможности содержать дворянское поместное войско, кроме как наделять дворян землей. Но кому нужна земля без крестьян, на ней работающих? Усиление же крепостничества стало, в свою очередь, одной из причин крестьянских восстаний в начале XVII века, ставших прологом Смутного времени.

В конце жизни Иван Васильевич признал беззаконность убийств, совершенных по его приказу в годы опричнины. Свидетельством тому стал "Синодик опальных царя Ивана Грозного", составленный в начале 1580-х годов. В этот "Синодик" по личному распоряжению царя включили 4 тысячи имен казненных - для поминовения во всех монастырях. Этот факт говорит о многом, и в первую очередь о том, что к концу жизни Иван Грозный глубоко раскаялся в совершенных грехах.

Но дело, конечно, не в том, чтобы в который уже раз только осудить Ивана Васильевича. Важнее другое: понять, что Иван Грозный - это великая и трагическая фигура русской истории. И тайна Ивана Грозного скрывается в его духовной и душевной трагедии, подлинной трагедии человека, истово стремящегося к истине и свету, но так и не обретшего их в земной жизни.

Специально для Столетия

Хоть историю России каждый из нас изучал в школе, далеко не все знают о том, кто был первым царём на Руси. Этим громким титулом в 1547 г. стали именовать Ивана IV Васильевича, прозванного за свой нелёгкий характер, жестокость и крутой нрав Грозным. До него все правители на русских землях были великими князьями. После того как Иван Грозный стал царём, наше государство вместо Московского княжества начали называть Русским царством.

Великий князь и царь: в чём разница?

Разобравшись с тем, кого первым нарекли царём всей Руси, следует выяснить, для чего стал необходим новый титул. К середине XVI столетия земли Московского княжества занимали 2,8 тысячи квадратных километров. Это было огромное государство, раскинувшееся от Смоленской области на западе до Рязанского и Нижегородского уездов на востоке, от калужских земель на юге до Северного Ледовитого океана и Финского залива на севере. На столь огромной территории проживало около 9 млн человек. Московская Русь (так иначе называли княжество) являлась централизованным государством, в котором все регионы подчинялись великому князю, то есть Ивану IV.

К XVI веку перестала существовать Византийская империя. Грозный вынашивал идею стать покровителем всего православного мира, а для этого ему необходимо было укрепить авторитет своего государства на международном уровне. Изменение титула в данном вопросе играло не последнюю роль. В странах Западной Европы слово «царь» переводили как «император» либо оставляли в нетронутом виде, в то время как «князь» у них ассоциировался с герцогом или принцем, что было на разряд ниже.

Детство государя

Зная, кто на Руси стал первым царём, интересно будет познакомиться с биографией этого человека. Иван Грозный появился на свет в 1530 году. Его родителями были Великий московский князь Василий III и княжна Елена Глинская. Будущий правитель русских земель рано осиротел. Когда ему исполнилось 3 года, умер его отец. Так как Иван был единственным наследником престола (его младший брат Юрий родился умственно отсталым и не мог возглавить Московское княжество), правление русскими землями перешло к нему. Произошло это в 1533 году. Фактической правительницей при малолетнем сыне некоторое время была его мать, однако в 1538 году не стало и её (по слухам, она была отравлена). Полностью осиротев к восьмилетнему возрасту, будущий первый царь на Руси рос среди опекунов-бояр Бельских и Шуйских, которых ничего, кроме власти, не интересовало. Взрослея в атмосфере лицемерия и подлости, он с детства не доверял окружающим и от каждого ожидал подвоха.

Принятие нового титула и женитьба

В начале 1547 г. Грозный объявил о своём намерении венчаться на царство. 16 января этого же года ему был присвоен титул царя всей Руси. Корону на голову правителя возложил митрополит Московский Макарий — человек, пользующийся авторитетом в обществе и имеющий на юного Ивана особое влияние. Торжественное венчание состоялось в Успенском соборе Кремля.

Будучи 17-летним отроком, новоиспечённый царь задумал жениться. В поисках невесты сановники объездили все русские земли. Жену Иван Грозный отбирал из полутора тысяч претенденток. Больше всего пришлась по душе ему юная Анастасия Захарьина-Юрьева. Она покорила Ивана не только своей красотой, но и умом, целомудрием, набожностью, спокойным характером. Венчавший Грозного на царство митрополит Макарий одобрил выбор и обвенчал молодожёнов. Впоследствии у царя были и другие супруги, но Анастасия была из них всех для него самой любимой.

Московское восстание

Летом 1547 г. в столице случился сильный пожар, который не могли потушить 2 дня. Его жертвами стало около 4 тысяч человек. По городу распространились слухи, что столицу подпалили родственники царя Глинские. Разгневанная толпа людей отправилась к Кремлю. Дома князей Глинских подверглись разграблению. Результатом народных волнений стало убийство одного из членов сего знатного рода — Юрия. После этого восставшие явились в село Воробьёво, где от них прятался юный царь, и потребовали выдать им всех Глинских. Бунтовщиков с трудом удалось утихомирить и отправить обратно в Москву. После того как восстание пошло на убыль, Грозный приказал казнить его организаторов.

Начало реформирования государства

Московское восстание перебросилось на другие русские города. Перед Иваном IV возникла необходимость проведения реформ, направленных на наведение порядка в стране и укрепление его самодержавия. Для этих целей в 1549 году царём была создана Избранная Рада — новая правительственная группировка, в состав которой входили верные ему люди (митрополит Макарий, священник Сильвестр, А. Адашев, А. Курбский и другие).

К этому периоду относится начало активной реформаторской деятельности Ивана Грозного, направленной на централизацию его власти. Для управления различными отраслями государственной жизни первый царь на Руси создал многочисленные приказы и избы. Так, внешней политикой Российского государства руководил Посольский приказ, во главе которого на протяжении двух десятилетий стоял И. Висковитый. Принимать заявления, прошения и жалобы от простых людей, а также проводить по ним расследования обязана была Челобитная изба, находящаяся под контролем А. Адашева. Борьбу с преступностью возложили на Разбойный приказ. Он выполнял функции современной полиции. Столичную жизнь регулировал Земский приказ.

В 1550 г. Иван IV издал новый «Судебник», в котором были систематизированы и отредактированы все существующие в Российском царстве законодательные акты. При его составлении были учтены изменения, произошедшие в жизни государства за последние полвека. В документе впервые вводилось наказание за взяточничество. До этого Московская Русь жила по «Судебнику» 1497 года, законы которого к середине XVI века заметно устарели.

Церковная и военная политика

При Иване Грозном значительно усилилось влияние православной церкви, улучшилась жизнь духовенства. Этому способствовал созванный в 1551 г. Стоглавый Собор. Положения, принятые на нём, способствовали централизации церковной власти.

В 1555-1556 годах первый царь на Руси Иван Грозный вместе с Избранной Радой разработал «Уложение о службе», способствующее увеличению численности Российской армии. В соответствии с данным документом каждый феодал обязан был выставлять со своих земель определённое количество солдат с конями и вооружением. Если помещик поставлял царю воинов сверх нормы, его поощряли денежным вознаграждением. В том случае, когда феодал не мог предоставить необходимое количество солдат, он платил штраф. «Уложение о службе» способствовало улучшению боеспособности армии, что было немаловажно в условиях проведения Иваном Грозным активной внешней политики.

Увеличение территории

В царствование Ивана Грозного активно проводилось завоевание соседних земель. В 1552 г. к составу Русского государства было присоединено Казанское ханство, а в 1556 г. — Астраханское. Помимо этого владения царя расширились за счёт завоевания Поволжья и западной части Приуралья. Зависимость от русских земель признали кабардинские и ногайские правители. При первом русском царе началось активное присоединение Западной Сибири.

На протяжении 1558-1583 годов Иван IV вёл Ливонскую войну за выход России к берегам Балтийского моря. Начало боевых действий было для царя удачным. В 1560 г. русским войскам удалось полностью разгромить Ливонский орден. Однако успешно начатая война затянулась на долгие годы, привела к ухудшению положения внутри страны и закончилась для России полным разгромом. Царь начал искать виновных в своих неудачах, что привело к массовым опалам и казням.

Разрыв с Избранной Радой, опричнина

Адашев, Сильвестр и прочие деятели Избранной Рады не поддерживали завоевательную политику Ивана Грозного. В 1560 г. они выступили против ведения Россией Ливонской войны, за что вызвали гнев правителя. Первый царь на Руси разогнал Раду. Её члены подверглись преследованиям. Не терпящий инакомыслия Иван Грозный задумался об установлении на подвластных ему землях диктатуры. Для этого с 1565 г. он начал проводить политику опричнины. Её суть заключалась в конфискации и перераспределении боярских и княжеских земель в пользу государства. Такая политика сопровождалась массовыми арестами и казнями. Её результатом стало ослабление местной знати и усиление на этом фоне власти царя. Опричнина длилась до 1572 года и была прекращена после опустошительного нашествия на Москву крымских войск под предводительством хана Девлет-Гирея.

Политика, которую проводил первый царь на Руси, привела к сильному ослаблению экономики страны, опустошению земель, разорению имений. К концу своего правления Иван Грозный отказался от казни как способа наказания виновных. В своём завещании от 1579 года он раскаивался в своей жестокости по отношению к подданным.

Жёны и дети царя

Иван Грозный вступал в брак 7 раз. Всего у него родилось 8 детей, 6 из которых умерли в детстве. Первая супруга Анастасия Захарьина-Юрьева подарила царю 6 наследников, из них до взрослого возраста дожили только двое — Иван и Фёдор. Сына Василия государю родила вторая жена Мария Темрюковна. Он умер в 2 месяца. Последнего ребёнка (Дмитрия) Ивану Грозному родила его седьмая жена Мария Нагая. Мальчику суждено было прожить всего 8 лет.

Взрослого сына Ивана Ивановича первый русский царь на Руси убил в 1582 году в порыве гнева, поэтому единственным наследником трона оказался Фёдор. Именно он возглавил престол после кончины своего отца.

Смерть

Иван Грозный правил Русским государством до 1584 года. В последние годы своей жизни из-за остеофитов ему было сложно ходить самостоятельно. Отсутствие движения, нервозность, нездоровый образ жизни привели к тому, что в 50 лет правитель выглядел стариком. В начале 1584 года его тело начало распухать и издавать неприятный запах. Доктора называли болезнь государя «разложением крови» и предрекали ему быструю кончину. Грозный умер 18 марта 1584 г., во время игры в шахматы с Борисом Годуновым. Так закончилась жизнь того, кто был первым царём на Руси. По Москве упорно ходили слухи, что Иван IV был отравлен Годуновым и его подельниками. После смерти царя престол достался его сыну Фёдору. Фактически же правителем страны стал Борис Годунов.