Санкции запада против ссср (досье тасс). Ссср и западные санкции

Реакция Запада на введение советской властью ГМВТ (государственная монополия внешней торговли) была болезненной. Одной из причин того, что Запад в течение нескольких лет не принимал решения о дипломатическом признании нового государства, было именно наличие государственной монополии внешней торговли. На международных конференциях в Генуе и Гааге Запад оказывал бешеное давление на советскую делегацию, добиваясь отмены в РСФСР ГМВТ. Не получилось. Об этом нам, студентам, рассказывал еще профессор Н.Н. Любимов, который участвовал в генуэзской конференции в качестве советника.

Еще до установления дипломатических отношений с СССР некоторые западные страны начали торговать с нашей страной, но при этом не признавали ГМВТ. Англия, первая из капиталистических стран вступившая в торговые отношения с Советской Россией, в лице Ллойд Джорджа заявляла, что она согласна торговать лишь с «русским народом» и с «русскими кооперативными организациями». В частности, Англия, а также другие страны Запада отказывались признавать наши торгпредства, рассматривая их институтами ненавистной им ГМВТ.

На СССР оказывалось всяческое давление с целью заставить Москву демонтировать ГМВТ. Среди этих мер давления можно назвать следующие:

  1. Торговая и морская блокада.
  2. «Золотая блокада».
  3. Кредитная блокада.
  4. Ограничения или запреты на ввоз товаров из СССР по причине «советского демпинга».
  5. Такие же ограничения и запреты на основании того, что СССР при изготовлении товаров использует «бесплатный труд заключенных» (другой вариант: «принудительный труд»).
  6. Повышенные пошлины на ввоз товаров из СССР, лицензирование советского импорта и т. п.
  7. Отказ от предложений СССР о заключении соглашений о взаимном предоставлении во внешней торговле режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
Торговая и морская блокада была установлена странами Запада (Антанты) сразу же после прихода к власти большевиков, их заявления об отказе от долгов царского и Временного правительства, принятия декрета о национализации внешней торговли. Указанная блокада предусматривала полное прекращение экспортно-импортной торговли с нашей страной. Кроме того, чинились препятствия для перевозки товаров в нашу страну и из нашей страны по Балтийскому морю. Лишь в январе 1920 года Антанта отменила торговую блокаду против Советской России.

«Золотая блокада» заключалась в том, что Запад отказывался принимать от Советского Союза в порядке оплаты импорта золото. И это несмотря на то, что после Первой мировой войны к 1925 году существовавший до 1914 года золотой стандарт был уже восстановлен (хотя и в усеченном виде). То есть золото рассматривалось как универсальные, мировые деньги. СССР мог покрывать свои импортные закупки только поставками природных ресурсов, сельскохозяйственной продукции, особенно зерна.

Кредитная блокада – отказ предоставлять Советскому Союзу кредиты, в том числе кредиты торговые (что считалось нормой в международной торговле). Либо же кредиты предоставлялись на невыгодных (по процентным ставкам, срокам) условиях и под избыточное обеспечение.

Застрельщиком кампаний против «советского демпинга» и «принудительного труда» выступили США. Начало этих кампаний было положено серией статей «Нью-Йорк Ивнинг Пост» об угрозе «красной торговли»; вслед за этим правительство матерого врага Советского Союза Гувера издало ряд административных и таможенных актов, открыто направленных против советских товаров, а именно:

  1. Распоряжение Министерства финансов США от 23 мая 1930 года, в котором содержится ссылка на антидемпинговый закон 1921 года, признаётся, что «продажная цена советских спичек ниже настоящей добросовестной стоимости их», и вводится специальное обложение советских спичек запретительной антидемпинговой пошлиной в дополнение к обычной пошлине.

  2. Специальное таможенное ограничение в отношении ввоза советского асбеста и марганца.

  3. Распоряжение таможенного комиссара, утвержденное 20 февраля 1931 года Министерством финансов США, о запрещении ввоза советских пиломатериалов и балансов из четырех зон европейской части СССР: Кольского полуострова (включая Мурманское побережье), Карельской автономной республики, Северной области и Зырянской автономной области как из областей, где якобы используется труд заключенных.
В качестве примера дискриминационного лицензирования советского импорта и использования повышенных импортных пошлин можно привести Францию. 3 октября 1930 года там был издан декрет, вводивший систему лицензий на импорт основных советских товаров. Этот декрет ставил советские товары в худшие условия по сравнению с товарами других стран. В 1933 году во Франции были предприняты новые попытки дискриминации советских товаров. Они были отнесены к числу товаров, вывозимых из стран с падающей валютой, и были обложены особым налогом (фактически пошлиной) в размере 25% от стоимости товара.

* * *

Надо сказать, что советское правительство часто находило необходимые ответные средства. Так, оно приняло 20 октября 1930 года постановление о введении в действие специального режима для всех стран, которые устанавливают в отношении внешней торговли СССР различные ограничения. Это постановление сыграло большую роль в нашей борьбе против дискриминации советской внешней торговли. В частности, ответные меры СССР быстро образумили французское правительство, и уже к 16 июля 1931 года оно было вынуждено отменить злополучный декрет от 20 октября 1930 года. Позднее французы вынуждены были отменить и дополнительную 25-процентную пошлину на советские импортные товары.

А вот истории, касающиеся наших отношений с Великобританией. Они были очень непростыми. В августе 1924 года был подписан торговый договор с Великобританией, устанавливавший принцип взаимного наибольшего благоприятствования и правовое положение Торгпредства СССР в Великобритании, что означало признание английским правительством монополии внешней торговли. Однако консервативная партия, пришедшая к власти после лейбористов, отказалась внести в парламент на ратификацию подписанный лейбористским правительством торговый договор. Поэтому торговые отношения с Англией продолжали в связи с этим регулироваться временным торговым соглашением, заключенным 16 марта 1921 года.

В 1927 году в Лондоне был осуществлен разбойный набег на нашу организацию, которая называлась АРКОС , что привело к разрыву дипломатических отношений между двумя странами. После этого Лондон стал чинить всяческие ограничения для ввоза советских товаров. Но разрыв с СССР в большей степени ударил по экономическим интересам самой Англии, особенно после начала кризиса в конце 1929 года. В апреле 1930 года Англия была вынуждена заключить с нами временное англо-советское торговое соглашение.

Другая история относится к 1933 году. Она началась с того, что в марте-апреле 1933 года в Москве проходил процесс по делу английских инженеров, обвиненных во вредительской деятельности. В ответ на этот процесс 17 апреля 1933 года английское правительство объявило эмбарго (запрет ввоза) на основные товары нашего экспорта в Англию. Этим эмбарго охватывалось до 80% наших товаров. В ответ на эту акцию советское правительство приняло соответствующие контрмеры, в результате которых наши заказы и закупки в Англии, а также фрахтование английских судов советскими организациями резко упали, что ощутительно сказалось на всей экономике Англии (она и без того никак не могла выкарабкаться из кризиса). Поэтому через два с половиной месяца после введения эмбарго английское правительство вынуждено было его отменить и вновь приступить к переговорам о заключении нового торгового договора с СССР.

В целом Западу нехотя приходилось признавать де-факто государственную монополию внешней торговли СССР. Впрочем, не только де-факто, но и де-юре. В торговом договоре с Италией от 7 февраля 1924 года впервые была признана монополия внешней торговли и установлены в полном объеме права Торгпредства как части полномочного представительства СССР в Италии. Всего за годы восстановительного периода нашей страной было заключено свыше 40 различного рода договоров и соглашений более чем с 20 странами. Если в 1920 году советская страна полулегально вывозила свои товары только в 7 и ввозила немногочисленные товары из 16 стран, то уже в 1921-1922 гг. она вывозила товары в 17 стран и ввозила из 31 страны. В 1924-1925 гг. советские товары вывозились в 33 страны, а необходимые нам ввозились из 38 стран.

Пожалуй, дольше всего сопротивлялись установлению с советским государством дипломатических и нормальных торговых отношений Соединенные Штаты. Правящие круги этой страны заняли резко враждебную позицию по отношению к советскому государству. Однако торговля между СССР и США все-таки развивалась. Она велась через «Амторг» – акционерное общество, учрежденное по законам штата Нью-Йорк. Советское правительство предоставило «Амторгу» право ведения торговых операций в СССР. Впрочем, представители деловых кругов США воспринимали «Амторг» чуть ли не как торговое представительство СССР в Америке. Начиная с 1934 года (на следующий год после установления дипломатических отношений между США и СССР) началось быстрое наращивание товарооборота между двумя странами. По объемам поставок машин и оборудования для советских строек эпохи сталинской индустриализации США оказались на первом месте. Я об этом писал в своей статье «Об источниках индустриализации СССР».

Только благодаря огромным преимуществам монополии внешней торговли, давшей Советскому Союзу возможность гибко маневрировать на внешних рынках своими ресурсами, нам удалось, используя противоречия между отдельными капиталистическими странами и монополиями, преодолеть периодически организующиеся Западом блокады, бойкоты и другие попытки помешать внешнеторговой деятельности СССР.

В.Ю. Катасонов , проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

5 февраля 1982 года Великобритания приостановила контакты с СССР на высшем уровне и сократила деятельность четырёх русско-английских договоров в области науки, здравоохранения и охраны окружающей среды.
Месяцем ранее - 29 декабря 1981 года - санкции к СССР применили и США. О причинах столь серьёзных разногласий между Советским Союзом и западными странами - в материале RT. Танки в городе Збоншинек, 13 декабря 1981

Польские профсоюзы против

1981 год ознаменовался для Польши политическим и экономическим кризисом. Недовольство коммунистическим правительством угрожало перейти в открытое восстание. Во главе оппозиции стоял профсоюз «Солидарность» под руководством Леха Валенсы. Организация требовала передать всю власть Общественному совету народного хозяйства, состоящему из делегатов, направленных непосредственно трудовыми коллективами. Это представляло серьёзную опасность для просоветского режима в Польше - к осени 1981 года численность «Солидарности» составляла 10 млн человек (население Польши на тот момент - 36 млн). Действовал профсоюз весьма решительно: устраивал массовые забастовки и демонстрации, разрабатывал политические программы. Западный мир напряжённо ждал ответа Советского Союза и согласовывал план действий на случай его реакции.
Но действовать начал не СССР, а глава Польской объединённой рабочей партии, генерал Войцех Ярузельский. В декабре 1981 года он объявляет в стране военное положение, якобы предотвращая тем самым вмешательство Советского Союза. По другой версии, генерал сам звонил в Москву с просьбой о вводе войск в Польшу, но получил отказ. В пользу этого говорят стенографические записи, якобы сделанные во время разговора. Сам Ярузельский подлинность документов впоследствии отрицал.
Военное положение официально было введено в полночь 13 декабря с выступления генерала Ярузельского по телевидению: он обвинил «Солидарность» в разжигании братоубийственной войны. Власть перешла к специально созданному Военному совету национального спасения. Сразу после этого начались массовые аресты членов профсоюза (к концу 1981 года в тюрьмах пребывали более пяти тысяч активистов), закрылись границы, появился комендантский час, исчезла возможность беспрепятственно перемещаться между населёнными пунктами страны.

Реакция Запада

Эта мера стала полной неожиданностью для западных держав: осенью 1981 года европейские лидеры отметили потепление в отношениях между правительством в лице умеренного, как считалось в то время, Войцеха Ярузельского и оппозиции в лице Леха Валенсы. Да и рассматривали на Западе только тот вариант, при котором СССР вводит свои войска для борьбы с «Солидарностью», но никак не усмирение оппозиции руками самих поляков.


Войцех Ярузельский и Лех Валенса

Весь 1981 год протестная активность в Польше поддерживалась деньгами извне. Кроме того, на Западе пристально следили за советскими войсками, оставшимися на территории страны после весенних учений, готовясь ввести санкции (об этом ещё весной заявила Маргарет Тэтчер, предупреждая СССР о последствиях вмешательства). Советский Союз войска не ввёл, что тем не менее не помешало западным странам обвинить его в объявленном в Польше военном положении. Первыми начали действовать США. 29 декабря 1981 года президент Рональд Рейган ввёл ряд экономических санкций против Советского Союза, главной из которых стал запрет продажи американским компаниям нефтегазового и электронного оборудования в СССР. Кроме «заботы» о Польше у администрации американского президента был вполне очевидный политический интерес: прервать строительство газопровода Уренгой - Помары - Ужгород. Планировалось, что по этому трубопроводу газ из Западной Сибири будет поступать в страны Центральной и Западной Европы, что, по мнению США, вело к энергетической зависимости их европейских партнёров от СССР и к появлению угрозы национальной безопасности Америки.


Рональд Рейган 1981 год, Вашингтон
5 февраля 1982 года Великобритания также выразила своё недовольство военным положением в Польше, приостановив действие четырёх договоров с СССР: соглашений о сотрудничестве в области медицинских наук и здравоохранения, мирного использования атомной энергии, охраны окружающей среды и научных сельскохозяйственных исследований. Эти санкции не были столь радикальными, как меры, принятые Соединёнными Штатами, что объясняется экономической заинтересованностью Великобритании в сотрудничестве с СССР. Этот вывод подтверждается тем, что произошло с американскими санкциями в дальнейшем.
Летом 1982 года США ужесточили запрет, заявив, что теперь не только американские фирмы, но и их иностранные филиалы, а также компании других стран, имеющие американские лицензии, не могут продавать СССР оборудование. Это возмутило европейских лидеров (включая британское правительство), которые объявили американские санкции незаконными. Переговоры длились до осени, но запреты Рейгану всё же пришлось снять, и газопровод Уренгой - Помары - Ужгород был завершён (хотя и в меньшем масштабе) в 1984 году, и, к слову, для этого СССР прибег к частичному импортозамещению.

Отступление СССР

На первый взгляд, санкции Великобритании и США против СССР носили странный характер, ведь, по сути, Союз наказывали за то, чего не произошло. Но со стратегической точки зрения всё было логично: Западу не была нужна сверхдержава в лице СССР, и было необходимо подорвать могущество геополитического противника.
Хотя введение военного положения в Польше было выгодно Москве, она в данном случае выступала в роли наблюдателя. В то время советские войска воевали в Афганистане. Участвовать в двух конфликтах, да ещё и в условиях экономической изоляции, в планы руководства Советского Союза не входило. Де-факто подавление польской оппозиции в начале 1980-х стало делом чести для официальной Варшавы, которая всё меньше могла рассчитывать на помощь «старшего брата». А смерть Брежнева в ноябре 1982-го и желание польской верхушки стабилизировать ситуацию в стране привели к тому, что военное положение в Польше было отменено 22 июля 1983 года.
И хотя у власти всё ещё оставался Ярузельский, приход Горбачёва и его «новое мышление» в отношениях с США и их сателлитами привели уже к настоящей потере влияния СССР на страну соцлагеря. Коммунистический режим окончательно рухнул в Польше в 1989 году, а в 1990-м просоветского генерала Ярузельского на президентском посту в результате выборов сменил его идеологический противник Лех Валенса.

Ключевые слова

"ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" / СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / АФГАНИСТАН / ДИПЛОМАТИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / COLD WAR / SOVIET-AMERICAN RELATIONS / SANCTIONS / AFGHANISTAN / DIPLOMACY / REGIONAL ARMED CONFLICTS

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы - Рабуш Таисия Владимировна

В данной статье детально рассматриваются дипломатические, экономические, культурные и иные санкции, предпринятые США против СССР сразу же после ввода советских войск в Афганистан , а также их последствия как для СССР, так и для США. Это отнюдь не первые предпринятые США антисоветские санкции, но именно этот комплекс санкций, принятых США после ввода советских войск в Афганистан , был самым полным в ряду всех прочих антисоветских санкций как более ранних, так и более поздних по времени. Автор активно использует американские документы изучаемого периода, в частности официальный бюллетень госдепартамента США записи дебатов Конгресса США. Особое место в статье уделяется фактам дипломатического осуждения с трибун международных организаций ввода советских войск в Афганистан . Также автор обращает внимание на попытки США привлечь своих союзников по НАТО к поддержке санкций, направленных против СССР. Подробно рассмотрены такие санкции, как эмбарго на продажу зерна в СССР и попытка США организовать массированное бойкотирование Олимпийских игр-1980 в Москве. Практически ко всем антисоветским санкциям США привлекали (либо делали попытки привлечь) своих союзников во всем мире, что и рассматривается автором в каждом отдельном случае. В статье особо подчеркивается тот факт, что хотя санкции и были задуманы как средство «наказать» СССР за неприемлемое (по мнению США) поведение в региональном вооруженном конфликте в государстве третьего мира, но вместе с тем они нанесли ущерб не только советским, но и американским интересам.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам, автор научной работы - Рабуш Таисия Владимировна,

  • Афганские беженцы в советско-американской «Пропагандистской войне» (1980-е гг.)

    2016 / Рабуш Таисия Владимировна
  • Все было не так просто. Причины и мотивы ввода советских войск в афганиcтан в 1979 году

    2010 / Полынов Матвей Федорович
  • Ввод советских войск в Афганистан: причины и последствия

    2008 / Мелкумян Е.
  • "афганский вопрос" в 1980-е годы и резолюции ООН

    2018 / Рабуш Таисия Владимировна
  • Битва за Кавказ в исторических судьбах народов региона

    2018 / Судавцов Николай Дмитриевич

This article discusses in detail the diplomatic, economic, cultural and other sanctions imposed by the United States on the Soviet Union immediately after the Soviet invasion of Afghanistan , as well as their consequences both for the USSR and the United States. It was not the first time the US used sanctions against the Soviet Union, but it was this set of sanctions that became the most comprehensive of all other anti-Soviet sanctions , both of earlier and later periods. The author actively used American documents of the period under study, in particular the Department of State Bulletin and Congressional Records. A special place in the article is given to the facts of diplomatic condemnation of the Soviet invasion of Afghanistan , expressed from the rostrums of various international organizations. The author also focuses on US efforts to engage their NATO allies into supporting US sanctions against the Soviet Union. The paper dwells on such sanctions as the grain embargo and the attempt of the US to organize a massive boycott of the 1980 Summer Olympics in Moscow. In almost all anti-Soviet sanctions the US got (or tried to get) involved their allies; each of the cases was studied here. The author emphasizes the fact that, although sanctions had been intended to punish the Soviet Union for the unacceptable (according to the US) behaviour in a regional armed conflict in a Third World country, at the same time, the sanctions harmed not only Soviet, but also US interests.

Текст научной работы на тему «Санкции США против СССР, их итоги и последствия (на примере антисоветских санкций 1980 года)»

УДК 94(47)084.9+355.48 DOI: 10.17238/issn2227-6564.2016.6.45

РАБУШ Таисия Владимировна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры общественных наук Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Автор 11 научных публикаций, в т. ч. двух монографий*

САНКЦИИ США ПРОТИВ СССР, ИХ ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ

(на примере антисоветских санкций 1980 года)

В данной статье детально рассматриваются дипломатические, экономические, культурные и иные санкции, предпринятые США против СССР сразу же после ввода советских войск в Афганистан, а также их последствия как для СССР, так и для США. Это отнюдь не первые предпринятые США антисоветские санкции, но именно этот комплекс санкций, принятых США после ввода советских войск в Афганистан, был самым полным в ряду всех прочих антисоветских санкций - как более ранних, так и более поздних по времени. Автор активно использует американские документы изучаемого периода, в частности официальный бюллетень госдепартамента США записи дебатов Конгресса США. Особое место в статье уделяется фактам дипломатического осуждения с трибун международных организаций ввода советских войск в Афганистан. Также автор обращает внимание на попытки США привлечь своих союзников по НАТО к поддержке санкций, направленных против СССР Подробно рассмотрены такие санкции, как эмбарго на продажу зерна в СССР и попытка США организовать массированное бойкотирование Олимпийских игр-1980 в Москве. Практически ко всем антисоветским санкциям США привлекали (либо делали попытки привлечь) своих союзников во всем мире, что и рассматривается автором в каждом отдельном случае. В статье особо подчеркивается тот факт, что хотя санкции и были задуманы как средство «наказать» СССР за неприемлемое (по мнению США) поведение в региональном вооруженном конфликте в государстве третьего мира, но вместе с тем они нанесли ущерб не только советским, но и американским интересам.

Ключевые слова: «холодная война», советско-американские отношения, Афганистан, дипломатия, региональные вооруженные конфликты.

На протяжении второй половины 1980-х годов США неоднократно применяли в отношении СССР санкции вследствие неприемлемого

(по мнению администрации Вашингтона) поведения СССР в той или иной международной ситуации. Так, события 1980 и 1981 года в Польше

*Адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 18; e-mail: [email protected]. Для цитирования: Рабуш Т.В. Санкции США против СССР, их итоги и последствия (на примере антисоветских санкций 1980 года) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2016. № 6. С. 45-53. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2016.6.45.

послужили для США поводом введения санкций не только в отношении Советского Союза, но и Польши. Катастрофа «Боинга-747», произошедшая 1 сентября 1983 года, тоже обернулась для СССР не только ростом международной напряженности, но и повлекла за собой направленные против СССР санкции. По сути, в этих и тому подобных случаях санкции в отношении СССР для США - один из способов «наказать» Советский Союз, принудить проводить приемлемую для США внешнеполитическую линию. Подобное практиковалось и в 1970-е годы, в относительно безоблачный для советско-американских отношений период разрядки. Так, США неоднократно пытались «увязать» политику СССР в различных регионах третьего мира с вопросами позитивного продвижения в переговорах об ограничении стратегических вооружений. Также заметим, что зачастую антисоветские санкции были для США средством не только «наказать» СССР в экономическом или политическом плане, но и вполне вписывались в контекст глобального идеологического противоборства двух сверхдержав, преследуя в т. ч. цель воздействовать на СССР в психологическом ключе.

В данной статье мы бы хотели подробно рассмотреть американские санкции против СССР, предпринятые в связи с вводом ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан. Американская администрация, вопреки распространенному мнению, не подталкивала СССР ко вводу войск в Афганистан, но благодаря органам разведки была в курсе всех советских военных перемещений по периметру советско-афганской границы уже с лета 1979 года1. Для США советское военное вовлечение в конфликт в Афганистане было одним из нескольких прогнозируемых сценариев развития событий, но вместе с тем мы сейчас можем утверждать, что в верхах руководства США

до последнего предполагали, что СССР, имея в виду отрицательный американский опыт войны во Вьетнаме, не пойдет на военное прямое вмешательство2.

Возьмем на себя смелость заявить, что все исследователи сходятся в одном: после ввода ОКСВ в Афганистан начался новый (и очень острый) виток «холодной войны». Военное вмешательство СССР в афганские события было расценено в Вашингтоне как фактический отказ от политики мирного сосуществования. США способствовали осуждению действий СССР в Афганистане с трибун ООН и других международных организаций, пытались подключить к антисоветским мероприятиям европейских союзников, что также будет рассмотрено в данной статье. По сути, ввод ОКСВ в Афганистан стал своего рода водоразделом в советско-американских отношениях рубежа 1970-1980-х годов.

Прежде чем перейти непосредственно к детальному анализу антисоветских санкций (последовавших после ввода ОКСВ в Афганистан) и их последствий как для США, так и для СССР, кратко скажем о степени разработанности данной проблемы в отечественной и зарубежной историографии. Тема советско-американских отношений в целом в рассматриваемый период (1980-е годы) достаточно хорошо разработана как советскими, так и зарубежными исследователями (Г.А. Трофименко, В.Ф. Петровский, Н.Е. Егорова, Р.С. Овинников, А. Коэн, Дж. Хау и т. д.). Многосторонне представлена тема советско-американского взаимодействия и противоборства в локальных и региональных конфликтах (И.Д. Звягельская, В.В. Кортунов, В.А. Кре-менюк, С. Галстер, Э. Арнольд и пр.). В свет вышло и продолжает выходить множество самых разнообразных работ (как отечественных, так и зарубежных) - от монографий до мемуаров и публицистики, - общей темой которых является конфликт в Афганистане с участием СССР.

lBredly Р. Recent Events in Afghanistan // Congressional Records. 1979. Vol. 125, № 152.

2Секретная переписка внешнеполитических ведомств США по Афганистану / под ред. Ю.В. Ганковско-го. Спецбюллетень Института востоковедения АН СССР № 5(244). М., 1986. С. 119-125, 136-137, 149-150, 153-154, 159-161.

Но именно тематика советско-американского противостояния в Афганистане на текущий период времени разработана достаточно слабо. И в т. ч. по этой причине при написании данной статьи мы опирались в основном не на научные труды предшественников, а на документы и материалы прессы.

Итак, перейдем непосредственно к санкциям. 4 января 1980 года, практически сразу после ввода ОКСВ в Афганистан (который начался 25 декабря 1979 года), президент США Дж. Картер обратился в ООН с требованием осудить действия СССР в Афганистане. В речи Дж. Картера, обращенной к ООН, было особо подчеркнуто, что поведение СССР в Афганистане представляет серьезную угрозу миру: «Советы фальшиво утверждают, что они были приглашены в Афганистан помочь защитить страну от безымянной внешней угрозы <...> Это вторжение само по себе представляет крайне серьезную угрозу миру - ввиду опасности дальнейшей советской экспансии в соседние страны Южной Азии <.. > Афганистан, оккупированный Советами, угрожает Ирану и Пакистану, и эта оккупация является шагом к возможному контролю над мировыми источниками нефти3 <...> Ни США, ни другие нации, заинтересованные в мире и стабильности, не могут продолжать иметь дело с СССР, как обычно <...> Из-за советской агрессии я попросил Сенат отложить ратификацию договора ОСВ-2»4.

7 января 1980 года действия Советского Союза в Афганистане были осуждены на Совете безопасности ООН, а 14 января - на 4-й чрезвычайной специальной сессии Генеральной

Ассамблеи ООН. Надо отметить, что одним из самых «рьяных» инициаторов осуждения действий СССР в Афганистане с трибуны ООН были США. Как заключил в своем выступлении перед Советом безопасности ООН постоянный представитель США при ООН Д. Мак-генри, «вторжение в Афганистан было акцией», осуществленной с «холодным расчетом», что «вдвойне безответственно в этом крайне нестабильном регионе»5. Генеральная Ассамблея ООН, осудив ввод ОКСВ в Афганистан, потребовала «немедленного и полного вывода иностранных войск из Афганистана» (за осуждение ввода войск проголосовало 104 страны, против - 18, воздержались - 18), а также приняла резолюцию «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности». В последующем указанное требование повторялось во всех резолюциях по Афганистану, которые Генеральная Ассамблея ООН принимала на протяжении 1980-х годов на своих ежегодных сессиях, а число противников пребывания ОКСВ в Афганистане не опускалось ниже 100.

На советскую военную акцию в Афганистане жестко отреагировала Организация «Исламская конференция» (ОИК) и практически весь мусульманский мир. В резолюции, принятой на чрезвычайной встрече министров иностранных дел ОИК, которая состоялась в Исламабаде 25-28 января 1980 года по инициативе Пакистана и Саудовской Аравии, была осуждена «советская военная агрессия против афганского народа» и было выдвинуто требование о немедленном выводе всех советских войск6. США одобрили решения ОИК.

3Тема «советской угрозы источникам нефти», якобы возникшей после ввода ОКСВ в Афганистан, рефреном проходит через выступления американских высокопоставленных лиц (особенно первой половины 1980-х годов) - как политиков и дипломатов, так и военных; находит отражение в ряде трудов американских ученых этого периода и оказывает непосредственное влияние на внешнеполитические «доктрину Рейгана» и «доктрину Картера». Но эта интереснейшая тема выходит за рамки данной статьи.

4 Special // Department of State Bulletin. 1980. Vol. 80, № 2034.

6Resolution on Afghanistan Adopted January 28, 1980, аt the Extraordinary Meeting of the Foreign Ministers of the Islamic Conference // New York Times. 1980. 30 January. P. 13.

Подход стран Западной Европы к событиям в Афганистане в целом отличался от подхода Вашингтона. Практически все государства Западной Европы проявили желание сохранить экономические и политические связи с СССР в прежнем объеме7. Не в последнюю очередь такое дистанцирование европейских союзников США от американской позиции было обусловлено тем, что у государств Западной Европы имелось больше общих интересов с СССР, нежели у США. Только лишь Великобритания изъявила готовность полностью поддержать политику США в отношении СССР и афганского вооруженного конфликта.

Комментируя наличие разногласий между США и странами Западной Европы по вопросу согласованной реакции на поведение СССР в Афганистане, глава госдепартамента США Э. Маски 18 августа 1980 года в интервью журналу «U.S. News and World Report» заметил, что между США и союзниками имеются разногласия по вопросам событий в Афганистане, но «не по поводу стратегического значения советских действий в Афганистане, а по поводу того, как правильно на это отвечать»8. Но в итоге США так и не удалось склонить европейских союзников к полной поддержке своей позиции в отношении СССР в связи с его поведением в Афганистане.

4 января 1980 года Дж. Картер выступил по телевидению с речью, значительную часть которой мы считаем нужным привести, поскольку именно в этой речи президентом США были обозначены реализованные впоследствии основные направления санкций против СССР: «В связи с советским вторжением я обратился к сенату США с просьбой отложить дальнейшее рассмотрение ОСВ-2 с тем, чтобы Конгресс и я могли подумать, как ответить на советские действия и намерения <.. .> Большинство культурных и экономических обменов <.. > будет также отложено. Торговля с Советским Союзом

будет строго ограничена. Я решил прекратить или сократить экспорт в Советский Союз товаров, которые наиболее важны для него. Эта новая политика будет согласована с нашими союзниками <.. .> Привилегии Советскому Союзу в рыболовстве в водах США будут существенно сокращены. 17 млн т зерна, запрошенных Советским Союзом сверх того количества, которое мы обязаны поставить, проданы не будут <...> Советский Союз должен осознать, что продолжение агрессивных действий поставит под вопрос участие спортсменов, которые хотели бы приехать на Олимпийские игры. Вместе с другими странами мы поставили военное снаряжение, продовольствие и другую помощь Пакистану, чтобы он смог защитить свою национальную безопасность от угроз с Севера. США готовы подобным образом помочь и другим странам в этом регионе»9.

Администрация США, о чем заявил госдепартамент в своем официальном бюллетене, в связи с вводом ОКСВ в Афганистан решила принять следующие меры: выдвинуть требование осудить СССР в Совете безопасности ООН за открытую агрессию против независимой страны; отказаться от обсуждения в конгрессе США Договора ОСВ-2 до тех пор, пока не будет прекращена агрессия; заморозить все двусторонние переговоры, наложить запрет на продажу зерна в СССР; запретить советское рыболовство в американских водах; ограничить для СССР возможность получения кредитов от США и их союзников; увеличить масштабы военного сотрудничества США и НАТО и оборонный бюджет США; оказать помощь Пакистану с целью укрепления его оборонительных возможностей; заключить договоренности с правительствами Сомали и Египта об использовании вооруженными силами США баз на их территории в случае возникновения угрозы какому-либо государству в регионе Персидского залива; принять программу

7SchmidtH. A Policy of Reliable Partnership // Foreign Affairs. 1981. Spring. P. 743-755.

interview with Secretary of State E. Muskie // U.S. News and World Report. 1980. 18 August. P. 4-5.

9Special. Afghanistan // Department of State Bulletin. 1980. Vol. 80, № 2034.

обеспечения афганских мятежников вооружением советского производства10.

Некоторые экономические санкции действительно оказали определенное негативное влияние на СССР. Так, из-за отмены разрешения на лов рыбы в американских территориальных водах Советский Союз терял приблизительно 75 тыс. т рыбы в год. 8 января 1980 года была запрещена выдача лицензий на продажу в СССР высоких технологий, а те технологии, лицензии на продажу которых были выданы ранее (общей суммой на 150 млн долл.), запрещались к продаже11. Запрет на экспорт высоких технологий (к нему присоединились некоторые страны Западной Европы и Япония) стал довольно чувствительным ударом для советской экономики: она многое черпала из этих технологий, в частности в области оборонных разработок.

6 января 1980 года Дж. Картер заявил об одностороннем свертывании научных, культурных и торгово-экономических связей с СССР. 26 февраля Национальная академия наук США объявила, что из-за событий в Афганистане она прекращает контакты с Академией наук СССР на полгода.

Значительно сократился объем советско-американской торговли. Для СССР последствия уменьшения торговли с США были ощутимы, т. к. объемы советско-американских торговых отношений и импорта-экспорта значительно возросли начиная с 1971 года (так, американский импорт в СССР вырос с 72 млн долл. в 1971 году до 540 млн долл. в 1979 году)12.

Американские политические лидеры в своих официальных выступлениях представляли санкции в отношении СССР как необходимый ответ на советскую агрессию в Афганистане, но вместе с тем подчеркивали, что США по-прежнему готовы к сотрудничеству с Советским Союзом.

23 января 1980 года советник президента США по национальной безопасности З. Бжезинский так высказался о санкциях против СССР, выступая на встрече с американскими журналистами: «Это представляется нам долгосрочной реакцией <...> Нельзя сказать, что дело идет к неминуемой конфронтации. Это - реакция на долгосрочное стратегическое развитие событий, <...> которые представляют собой потенциально серьезную угрозу для наших ин-тересов»13. Несомненно, в своем выступлении З. Бжезинский выразил точку зрения основного большинства представителей правящих кругов США.

3 марта 1980 года глава госдепартамента США С. Вэнс, выступая на Чикагском совете по международным отношениям, остановился на мерах (санкциях), которые США предприняли в ответ на ввод ОКСВ в Афганистан. Он заявил, что «советские акции создали потенциальную угрозу безопасности стран этого региона и свободному доступу всего мира к жизненно важным ресурсам и коммуникациям и <.. > наша первая цель состоит в том, чтобы заставить расплачиваться за эту агрессию дорогой ценой и чтобы предотвратить подобные акции в другом месте»14.

Наиболее значительным из числа экономических санкций стало эмбарго на продажу 17 млн т зерна в Советский Союз (известно как «зерновое эмбарго»). На неделе, следующей после объявления эмбарго, президент США Дж. Картер провел в Вашингтоне встречу представителей ведущих стран-экспортеров зерна с целью убедить их не осуществлять поставки зерна в СССР 10 января 1980 года в Бюллетене госдепартамента США было опубликовано совместное заявление по итогам этой встречи, в котором американские союзники

10Vanse S. Afghanistan: America"s Course // Department of State Bulletin. 1980. Vol. 80, № 2037. P. 12-14.

"Technology Transfers to USSR // Department of State Bulletin. 1980. Vol. 80, № 2036. P. 52.

12Export Administration Annual Report F. Y. U.S. // Department of Commerce, International Trade Administration. Washington, 1980. 400 p.

13Хроника советско-американских отношений. Ч. 4. 1980 г. М., 1981. С. 19.

14Там же. С. 32.

высказались в поддержку зернового эмбарго и обязались не продавать зерно в СССР15.

Но на деле основные мировые экспортеры зерна (Канада, Аргентина и Австралия) не уменьшили свои зерновые продажи в СССР. Так, Австралия в 1980 году продала в Советский Союз зерна больше, чем за вместе взятые 4 года до этого. 26 июля 1980 года Канада отменила введенное ранее зерновое эмбарго в отношении СССР и на протяжении 1980 года увеличила продажи в Советский Союз на 50 %16. Аргентина, второй в мире экспортер зерна после США, также увеличила поставки зерна в СССР, игнорируя американское эмбарго. В целом мировые экспортеры зерна за 1980 год увеличили свои поставки в Советский Союз с 7 до 8 млн т17.

В январе 1980 года сенатор-демократ У. Проксмайр представил в Сенат Конгресса США доклад «Воздействие на Советский Союз зернового эмбарго и других экономических санкций», где доказывал, что зерновое эмбарго и запрет на продажу высоких технологий в совокупности могут нанести значительный ущерб экономике Советского Союза. Автор доклада подчеркивал, что эти меры вряд ли заставят СССР уйти из Афганистана, но взвалят на его экономику тяжелую ношу18.

Но надежды США на эффективность зернового эмбарго не оправдались. Правительство США разработало программу помощи фермерам, которая должна была компенсировать убытки, причиненные эмбарго, но сельские работники понесли значительный финансовый урон (в размере 2,5 млрд долл. уже к лету 1980 года)19.

25 марта 1980 года в ходе слушаний в комитете Сената по делам банков представители американского бизнеса и ведущие специалисты в области международной торговли указали, что меры по ограничению торгово-экономических отношений с СССР наносят ущерб прежде всего интересам США. Так, президент железнодорожной компании «Норт Американ Кар» Дж. Озанн заявил, что только одна его компания, которая перевозила зерно, предназначенное для поставок в СССР, с момента введения зернового эмбарго понесла убытки на сумму 200 млн долл.20

21 июня 1980 года группа сенаторов и конгрессменов внесла на рассмотрение двух палат Конгресса США законопроект, предусматривающий отмену зернового эмбарго. Как отмечал конгрессмен Р. Доул, «подобными действиями мы надели на наших фермеров и экспортеров зерна нечто вроде смирительной рубашки»21. Но 24 июля палата представителей Конгресса США отклонила предложение об отмене зернового эмбарго. Конгрессмены, проголосовавшие против отмены данной экономической санкции, указали, что отмена эмбарго «подорвала бы попытки Картера продемонстрировать американское неодобрение» политике СССР в Аф-

ганистане22.

В конечном итоге американской администрации все же пришлось отменить в целом экономически неэффективное (как средство «наказания» СССР) зерновое эмбарго. Его отмена стала одной из первых мер Р. Рейгана с избранием на пост президента США. 19 ноября

15Current Actions // Department of State Bulletin. 1980. Vol. 80, № 2034. P. 66.

17PaarlberdR. Lessons of the Grain Embargo // Foreign Affairs. 1980. Fall. P. 144-162.

18The Effects of the Soviet Union of a Grain Embargo and Other Economic Sanctions // Congressional Records. 1980. Vol. 126, № 11.

19Michel R. Grain Embargo: A Misguided Method of Retaliation // Congressional Records. 1980. Vol. 126, № 1; Carter J. Restrictions on Agricultural Commodity Exports to the USSR: Report to the Congress // Department of State Bulletin. 1980. Vol. 80, № 2036. P. 46-48.

""Congressional Records. 1980. Vol. 126, № 38.

21Ibid. № 121.

22Ibid. № 125.

1980 года Сенат проголосовал за принятие этого законопроекта. Эмбарго принесло слишком большие убытки, чтобы было возможным сохранить его23. Но хотя зерновое эмбарго и не имело значительного экономического эффекта в отношении СССР, тем не менее демонстрация Вашингтоном своего намерения связать продажи зерна с осуществлением внешней политики имела, по мнению некоторых исследователей, определенное психологическое влияние на советских лидеров, которые «утверждали, что законы капитализма требуют от США продавать зерно вне зависимости от политических условий»24 .

Еще одним важным элементом американских санкций в отношении СССР должно было стать бойкотирование летних Олимпийских игр-1980 в Москве. Большинство членов Конгресса и администрации США поддерживало идею бойкотирования Олимпиады25. В январе -апреле 1980 года вопрос американского бойкота летней Олимпиады обсуждался на многих заседаниях Конгресса США26. Конгресс США неоднократно принимал резолюции, обращенные к Международному Олимпийскому комитету (МОК), с просьбой отменить Олимпиаду, отсрочить ее или перенести в другое место. К примеру, в январе 1980 года по инициативе сенатора С. Вайскера и лидера демократического большинства в Сенате Р. Бэрда была принята резолюция с призывом к отказу от участия США в Олимпийских играх. Подобные резолюции принимались регулярно на протяжении первых месяцев 1980 года.

20 января 1980 года президент США Дж. Картер обратился к главе МОК лорду М. Кил-ланину с просьбой отменить Олимпиаду или перенести Игры в другое место27. Председатель Национального американского олимпийского комитета Р. Кейн сдержанно отнесся к инициативам бойкотирования Олимпиады и 21 января сделал официальное заявление, указав на то, что спорт должен быть вне политики28.

12 февраля 1980 года МОК ответил окончательным отказом на обращения США, а 12 апреля правительство США приняло решение бойкотировать Олимпиаду. 29 марта президент США дал указание министру торговли запретить экспорт в СССР товаров и оборудования, имеющих связь с летними Олимпийскими играми.

В связи с предстоящим бойкотированием Олимпийских игр-1980 американской администрацией была развернута широкомасштабная антисоветская пропаганда. В периодической печати США проводились параллели с Олимпиадой 1936 года в Германии, которая для немцев, как писали в американских СМИ, была не просто спортивным состязанием, а способом посредством пропаганды легитимизировать гитлеровский режим. Утверждалось, что для СССР Олимпийские игры-1980 -это удобный способ показать всему миру лучшие стороны коммунистического режима. И именно поэтому провал летней Олим-пиады-1980 (если она не состоится или будет бойкотирована большим количеством государств) будет внешнеполитическим поражением для СССР29.

23Soth L. The Grain Export Boom: Should It Be Tamed? // Foreign Affairs. 1981. Summer. P. 895-912.

24Kaiser R. U.S. - Soviet Relations: Goodbye to Détente // Foreign Affairs. 1980. America and the World. P. 500-521.

25Smith R. The Games U.S. Need Not Play // New York Times. 1980. 22 January. P. 3; KindredD. Moscow Should Be Boycotted // Washington Post. 1980. 6 January. P. 2.

26Congressional Records. 1980. Vol. 126, № 1, 6, 8, 10, 14, 15.

"Department of State Bulletin. 1980. Vol. 80, № 2035. P. 3.

28Kane R. The Games Should Be Kept Free of Politics as Much as Possible // U.S. News and World Report. 1980. 21 January. P. 3-4.

29KaiserR. Olympic Boycott: A Genuine Punishment // Washington Star. 1980. 13 January. P. 4; Derwinski E. Soviet Aggression Is Violation of the Basic Principles of the Olympic // U.S. News and World Report. 1980. 21 March. P. 1.

США стремились привлечь к бойкотированию Олимпиады максимально большое число своих союзников по НАТО и стран третьего мира, используя для этого даже экономические поощряющие меры. Так, 29 мая 1980 года сенатор Р. Бэрд предложил поправку № 1157, одобряющую помощь США государствам, которые бойкотировали Олимпийские игры30. В итоге США все же не удалось добиться такого эффекта, на который они изначально рассчитывали: летняя Олимпиада-1980 состоялась в Москве и не стала для СССР дипломатическим поражением, а напротив - своего рода не только спортивной, но и дипломатической победой.

Таким образом, сразу же после ввода ОКСВ в Афганистан американской администрацией был предпринят ряд мероприятий против СССР: осуждение действий СССР в Афганистане с трибун международных организаций; экономические, дипломатические и культурные санкции. Некоторые из этих санкций -в частности осуждение с трибун ООН и ряда

международных организаций, свертывание двухсторонней торговли, запрет на продажу технологий в СССР - действительно оказали негативное влияние на советскую экономику, способствовали снижению международного престижа СССР (в т. ч. и среди государств третьего мира).

Но вместе с тем следует отметить, что такие крупномасштабные и по своему замыслу, и по размаху проведения американские санкции, как бойкотирование Московских Олимпийских игр-1980 или зерновое эмбарго, не достигли своей цели («наказать» СССР), более того - негативно сказались на авторе санкций - США (как, например, зерновое эмбарго, ударившее по благосостоянию американских фермеров). Во-первых, введение США антисоветских санкций способствовало росту международной напряженности и осложнению и без того непростых советско-американских отношений; во-вторых, санкции почти всегда являются обоюдоострым оружием и «бьют» по двум сторонам.

DOI: 10.17238/issn2227-6564.2016.6.45

Taisiуa V Rabush

Saint Petersburg State University of Technology and Design ul. Bol"shaya Morskaya 18, St. Petersburg, 191186, Russian Federation;

e-mail: [email protected]

US SANCTIONS AGAINST THE SOVIET UNION, THEIR RESULTS AND CONSEQUENCES (Exemplified by the Anti-Soviet Sanctions of 1980)

This article discusses in detail the diplomatic, economic, cultural and other sanctions imposed by the United States on the Soviet Union immediately after the Soviet invasion of Afghanistan, as well as their consequences both for the USSR and the United States. It was not the first time the US used sanctions against the Soviet Union, but it was this set of sanctions that became the most comprehensive of all other anti-Soviet sanctions, both of earlier and later periods. The author actively used American documents of the period under study, in particular the Department of State Bulletin and

""Congressional Records. 1980. Vol. 126, № 99. P. 7123.

Congressional Records. A special place in the article is given to the facts of diplomatic condemnation of the Soviet invasion of Afghanistan, expressed from the rostrums of various international organizations. The author also focuses on US efforts to engage their NATO allies into supporting US sanctions against the Soviet Union. The paper dwells on such sanctions as the grain embargo and the attempt of the US to organize a massive boycott of the 1980 Summer Olympics in Moscow. In almost all anti-Soviet sanctions the US got (or tried to get) involved their allies; each of the cases was studied here. The author emphasizes the fact that, although sanctions had been intended to punish the Soviet Union for the unacceptable (according to the US) behaviour in a regional armed conflict in a Third World country, at the same time, the sanctions harmed not only Soviet, but also US interests.

Keywords: Cold War, Soviet-American relations, sanctions, Afghanistan, diplomacy, regional armed conflicts.

Поступила: 08.03.2016

For citation: Rabush T.V US Sanctions Against the Soviet Union, Their Results and Consequences (Exemplified by the Anti-Soviet Sanctions of 1980). Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal"nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial"nye nauki, 2016, no. 6, pp. 45-53. DOI 10.17238/issn2227-6564.2016.6.45.

От экономической блокады странами Антанты Советской России до санкций, введенных против СССР администрацией Рональда Рейгана. В марте 2014 года США, Евросоюз, Австралия, Япония и Канада ввели первые санкции против России из-за присоединения Крыма. Сначала ограничительные меры касались отдельных граждан, которые, по мнению западных стран, способствовали нарушению территориальной целостности Украины, затем санкционные списки пополнили российские компании. Ранее Запад уже пытался повлиять на политику СССР посредством экономических и политических ограничений.

Экономическая блокада странами Антанты Советской России
Вскоре после прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. государства Антанты (Великобритания, Франция, США и др.) ввели против Советской России (с 1922 г. - СССР) экономическую блокаду, полностью прекратив с ней всякие экономические отношения.

В декабре 1917 г. торговые отношения с Советской Россией прекратили США, в 1918 г. к ним присоединились Англия и Франция. После завершения Первой мировой войны и заключения Версальского мирного договора (28 июня 1919 г.) Верховный совет Антанты объявил о полном запрещении всех форм экономических связей с Советской Россией. К экономической изоляции РСФСР подключилась и Германия, вынужденная исполнять решения стран-победителей. Блокада начала действовать с 10 октября 1919 г. и продолжалась до 16 января 1920 г. Санкции Антанты оказали серьезное влияние на внешнюю торговлю РСФСР: если в 1918 г. ее оборот составлял 88,9 млн руб., то в 1919 г. - 2,6 млн руб.

Антидемпинговые меры и другие санкции против СССР в начале 1930-х гг.

В июле 1930 г. США обвинили СССР в демпинге (сознательном занижении цен на свои товары) при поставках в Соединенные Штаты спичек, угля, асбеста, марганца и других товаров и ввели протекционистские меры (ввозные пошлины и др.).
В 1931 г. Соединенные Штаты запретили импорт советских пиломатериалов из четырех зон европейской части СССР - Кольского полуострова, Карельской автономной республики, Северной области и Зырянской автономной области - в связи с тем, что в этих регионах использовался принудительный труд заключенных.
3 октября 1930 г. Франция обвинила СССР во вмешательстве в свои внутренние дела, в частности в финансировании подрывной деятельности компартии. В качестве санкционных мер была введена система лицензирования советских товаров, что привело к их удорожанию и потере конкурентоспособности. В том же году аналогичные меры против советской продукции ввели Югославия, Венгрия, Бельгия и Румыния.
20 октября 1930 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление "Об экономических взаимоотношениях со странами, устанавливающими ограничительный режим для торговли с СССР". Внешнеторговым организациям было запрещено размещать заказы и производить закупки в подвергнутых санкциям странах и фрахтовать их суда. Было максимально сокращено использование портов этих стран для транзитных и реэкспортных операций через СССР.
Ограничения на торговлю с Францией были отменены в 1931 г. в связи с денонсацией французским парламентом декрета от 3 октября 1930 г. Эмбарго в отношении США снято после официального установления советско-американских дипломатических отношений 16 ноября 1933 г.
В результате антидемпинговых мер общий оборот советский внешней торговли упал с 1,6 млрд руб. в 1930 г. до 1,5 млрд в 1931-м. Советский экспорт за этот период также снизился с 812,7 млн до 636,1 млн руб.

Санкции, связанные с советско-финской войной

2 декабря 1939 г. администрация президента США Франклина Рузвельта объявила так называемое "моральное эмбарго" на торговлю с СССР. Одной из причин его введения стали бомбардировки жилых районов Хельсинки советской авиацией. В связи с этим в рамках эмбарго был установлен запрет на поставки в СССР авиатехники, а также материалов для авиапромышленности, таких как алюминий, молибден и авиабензин. "Моральное эмбарго" было отменено в январе 1941 г., когда в США стали рассматривать СССР в качестве потенциального союзника против гитлеровской Германии.

Согласно советским статистическим данным, советско-финская война не оказала негативного влияния на внешнеторговый оборот СССР. Объем торговли с США в 1939 г. составлял 66,1 млн руб., в 1940 г. возрос до 95,3 млн руб. Общий оборот советской внешней торговли также увеличился - с 271,4 млн руб. в 1939 г. до 485,2 млн руб. в 1940-м.

Ограничение экспорта в СССР и соцстраны

С началом холодной войны США стали применять новый тип экономических санкций против СССР и стран социалистического блока. Они были направлены на перекрытие доступа к передовым технологиям и высокотехнологичной продукции. В марте 1948 г. Министерство торговли США ограничило экспорт стратегических материалов, оборудования и вооружений в СССР и соцстраны Восточной Европы. В 1949 г. эти ограничения были закреплены в Законе об экспортном контроле (Export Control Act).

Для реализации ограничительных мер в 1949 г. по инициативе США был создан Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ; Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, COCOM), который осуществлял надзор за поставкой товаров и технологий западных государств СССР и его союзникам. В КОКОМ входили 17 стран (США, Канада, Австралия, Япония, Великобритания, Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Турция). Еще шесть государств сотрудничали с комитетом (Австрия, Финляндия, Ирландия, Новая Зеландия, Швеция и Швейцария), формально не являясь его членами. Комитет разработал стратегию "контролируемого технологического отставания", согласно которой техника и технологии могли продаваться в социалистические страны не раньше чем через четыре года после их серийного выпуска.

Самым громким случаем нарушения ограничений, наложенных КОКОМ, стала продажа в 1982-1984 гг. японской компанией Toshiba совместно с норвежской Kongsberg Gruppen фрезерных станков с программным управлением. С их помощью советской промышленности удалось создать новый тип лопастей для подводных лодок, которые значительно снизили уровнем шума и, соответственно, возможность обнаружения субмарин противником.

Закон об оборонной взаимопомощи и контроле

В 1951 г. США ужесточили экономические ограничения для экспорта в социалистические государства в связи с войной в Корее (1950-1953), где СССР поддерживал Северную Корею (КНДР), а западные государства – Южную.

В том же году Соединенные Штаты расторгли соглашение с советским правительством о торговле 1937 г., лишив СССР режима наибольшего благоприятствования. В результате таможенные тарифы на советские товары выросли в 4,6 раза по сравнению с уровнем налогообложения товаров других стран. Американский Конгресс принял Закон об оборонной взаимопомощи и контроле (Mutual Defense Assistance Control Act). Согласно этому документу, США могли отказать в экономической поддержке (например отменить режим наибольшего благоприятствования в торговле) любому государству, которое не присоединится к эмбарго против СССР и "находящихся под его влиянием" стран и продолжит поставки им стратегических товаров. Однако впоследствии, под давлением своих европейских союзников, США внесли в данный закон множество поправок и исключений, которые привели к тому, что акт фактически не действовал.

Эмбарго НАТО на поставку труб большого диаметра для трубопровода "Дружба"

С 1955 по 1965 г. СССР нарастил экспорт нефтепродуктов практически в десять раз. В 1959 г. в Праге руководители стран - членов Совета экономической взаимопомощи (СССР, Венгрия, Чехословакия, Польша и ГДР) подписали соглашение о строительстве нефтепровода "Дружба", который должен был связать СССР и соцстраны Восточной Европы.

Строительство началось в 1960 г. и завершилось в 1964 г., с 1969 г. велось расширение системы трубопровода, а в 1974 г. построена его вторая нитка. Позднее, в начале 1970-х гг., с помощью системы трубопроводов "Дружба" был налажен экспорт советских нефти и газа в капиталистические государства, в первую очередь в Западную Германию. Одной из проблем при строительстве был недостаток и низкое качество отечественных труб большого диаметра, производство которых в СССР только началось. Поэтому Советский Союз организовал закупку таких труб в Западной Европе. В октябре 1962 г. три крупные германские фирмы Mannesmann, Hoesch и Phoenix-Rheinrohr подписали контракт на их поставку в СССР. Также заказы были сделаны в Италии и других западноевропейских государствах.

США расценили активное продвижение СССР на нефтегазовом рынке как "военную угрозу". Для противодействия строительству нефтепровода американская администрация организовала давление на своих союзников по НАТО через структуру Комитета экономических советников альянса. В ноябре 1962 г. подготовленный США проект эмбарго на поставку труб большого диаметра в СССР был одобрен Североатлантическим советом НАТО (за - 13 из 15 стран-участниц). При этом эмбарго носило рекомендательный характер. Поначалу Германия и Франция разорвали свои соглашения о поставке 40-дюймовых труб в СССР, что привело к задержке строительства трубопровода на один год. Первая очередь "Дружбы" была построена из труб, произведенных в СССР. Позднее, под давлением европейских производителей, запрет на поставку труб большого диаметра в СССР был полностью снят. В феврале 1970 г. Карл Шиллер, министр экономики ФРГ, и Николай Патоличев, министр внешней торговли СССР, подписали контракт на поставку советского природного газа в Западную Германию – около 3 млрд куб. м в год. Со своей стороны Германия через компанию Mannesmann оплачивала полученное топливо поставками 1,2 млн тонн труб большого диаметра, необходимых для строительства газопровода. Поставки по контракту начались 1 октября 1973 г.

"Зерновое эмбарго" США

В 1975 г. между СССР и США был заключен долгосрочный договор, согласно которому Соединенные Штаты обязались поставлять 8 млн тонн зерна в Советский Союз. В 1979 г. Министерство сельского хозяйства США разрешило продать СССР в 1980 г. 17 млн тонн зерна свыше этой нормы. 4 января 1980 г., в ответ на ввод советских войск в Афганистан 25 декабря 1979 г., президент США Джимми Картер объявил о расторжении зернового контракта на поставку 17 млн тонн. Он пообещал, что предназначенное для СССР зерно будет выкуплено государством у американских фермеров по рыночным ценам, после чего его излишки направят в бедные страны и на производство биотоплива. Помимо ограничений на продажу зерновых, в январе 1980 г. была прекращена выдача лицензий на продажу высоких технологий СССР, ограничен экспорт американских товаров, заморожены все совместные культурные и экономические мероприятия, а советским судам было запрещено заниматься рыбным промыслом в водах США.

Согласно данным американских исследователей, зерновое эмбарго не достигло своей цели. СССР приобрел зерно в Аргентине, Канаде, Испании, Австралии, которые не поддержали позицию США. При этом американское правительство потратило более 2 млрд долларов на то, чтобы выкупить продукцию своих фермеров. В апреле 1981 г. новый президент США Рональд Рейган объявил об отмене эмбарго.
Бойкот московской Олимпиады

20 января 1980 г. президент США Джимми Картер заявил о бойкоте летней Олимпиады в Москве (19 июля - 3 августа 1980 г.) в качестве ответной меры на введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

Санкции, введенные против СССР администрацией Рональда Рейгана

В годы президентства Рональда Рейгана отношения между США и СССР обострились, Соединенные Штаты ввели целый ряд экономических санкций против Советского Союза. Первый пакет был объявлен президентом Рейганом 29 декабря 1981 г. Формальным поводом для этого послужило обвинения в том, что СССР принимал участие во "введении чрезвычайного положения в Польше" 13 декабря и репрессиях "по отношению к польскому народу".

Главным решением администрации Рейгана стал запрет на поставку американскими компаниями в СССР электронного и нефтегазового оборудования. Этот шаг должен был воспрепятствовать строительству советского экспортного газопровода Уренгой - Помары - Ужгород, в котором участвовали европейские компании и банки (Deutsche Bank, Creusot-Loire, Mannesmann, John Brown Engineering и др.). США рассматривали этот проект как угрозу своей национальной безопасности, так как он вел к энергетической зависимости западноевропейских государств от СССР.

Санкции против "Аэрофлота"

В декабре 1981 г. президент США Рональд Рейган заявил о том, что "Аэрофлоту" будет запрещено совершать полеты в воздушном американском пространстве. Эта мера вступила в силу с 5 января 1982 г.
Дальнейшие санкции против советской авиакомпании были введены в сентябре 1983 г., после того как советские системы ПВО сбили Boeing 747 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, который вторгся в воздушное пространство СССР и не отвечал на предупредительные сигналы.

Федеральное управление гражданской авиации США закрыло авиалинию R-20 для гражданской авиации, что, по сути, означало блокаду авиасообщений с СССР. В течение двух месяцев отменялись рейсы "Аэрофлота" и воздушное пространство между США и СССР было перекрыто, однако под давлением американских авиакомпаний, потерявших один из кратчайших маршрутов между Аляской и Восточной Азией, сообщение было открыто уже 2 октября.

С 12 сентября 1983 г. в Соединенных Штатах был введен запрет на продажу билетов на рейсы "Аэрофлота". Были закрыты представительства компании в Вашингтоне и Нью-Йорке, запрещены контакты американских авиакомпаний с "Аэрофлотом". Возобновление воздушного сообщения между СССР и США состоялось только в апреле 1986 г.

После присоединения Крыма к Российской Федерации западные страны во главе с США ввели экономические санкции против России. А давайте вспомним, какие санкции были применены к СССР и как он успешно с ними боролся? Может нынешнему руководству РФ есть, что взять за основу?

Первые санкции против СССР были введены ещё в 1917 году, сразу после Октябрьской революции. Тогда причиной послужил отказ большевиков выплачивать долги Российской империи перед другими государствами. Затем началась полная национализация всех предприятий в стране, в том числе и иностранных, что, конечно же, только усилило санкции в отношении Советского Союза. В итоге, санкции дошли практически до полного разрыва экономических связей между СССР и капиталистическими странами. Европейские страны не покупали у СССР никаких товаров советского производства, за исключением природных ресурсов и продовольствия. Продавать в СССР было запрещено любое технологическое и военное оборудование.

Однако, несмотря на это СССР быстро развивался. После Второй мировой войны мир стал двухполярным. Образовалось две сверхдержавы - США и СССР. В СССР было сосредоточены огромные запасы природных ресурсов - приблизительно 35% от общих мировых. Это не устраивало капиталистов США - ведь вся их экономика была завязана на цены природных ресурсов. Они начали разрабатывать план по развалу СССР, с целью дробления его на мелкие государства, в которых легко будет установить свой протекторат. Для этого нужно было техническое превосходство США над СССР. Что для этого было сделано? Был создан Координационный комитет по экспортному контролю, который контролировал экспорт в СССР любой технологии и оружия. Была навязана «Гонка вооружений», вследствие которой СССР все свои ресурсы «зарывал» на укреплении своей армии. Ресурсов на людей и их потребности оставалось очень мало. В итоге, уже к концу 70-80 наблюдался большой дисбаланс между жителями СССР и США по уровню жизни. Но даже не это привело в итоге к развалу СССР, а подкуп определённых людей в самом СССР.

Но как же СССР сумел так долго существовать и развиваться, несмотря на нулевую торговлю и тотальные санкции Запада? Дело в том, что многие кампании, даже несмотря на запрет, торговали с СССР, поставляли высокотехнологичное оборудование, делились технологиями, потому что это были деньги для них, а для наживы можно и законом пренебречь, сообщает сайт. Во времена Карибского кризиса 1962 года США наложило запрет на поставку труб в СССР, которые нужны были для строительства нефте и газопроводов. Чем ответил СССР? Он предложил не покупать газ, а менять как раз на эти трубы. И запрет не сработал, потому что жажда наживы капиталистических стран всегда перевешивала санкции. Это говорит о двойных стандартах в США.

Сейчас США ввела санкции против России и если сравнивать - нынешние санкции это лишь фантики, в сравнении, что было применено к СССР. Ситуация тогда тоже была другой - альтернативы торговли с Западом не было. Не было тогда мощного Китая, Индии, Бразилии и других. Сейчас у России есть альтернатива торговли и вектора направления. Поэтому есть и будущее.