Синдром дефицита внимания у взрослых. Определение синдрома дефицита внимания (сдвг)

Повышенная активность, неуравновешенное поведение, невозможность сконцентрировать внимание – признаки, часто встречающиеся у людей различной возрастной категории. Эти симптомы свидетельствуют о наличии серьезного заболевания под названием синдром дефицита внимания. Важно разобраться с проблемами протекания заболевания и выявить оптимальный способ лечения, как для взрослого пациента, так и для ребенка.

Характеристика проблемы

Развитию болезни чаще подвержены дети в возрасте от 2-3-х лет и старше. У взрослых также может возникнуть заболевание, но такие люди меньше поддаются его негативному воздействию, больше себя контролируют. Дети, наоборот, испытывают острую нехватку взаимоотношений с другими людьми.

Возникновение в сознательном возрасте болезни обусловлено генетической предрасположенностью. Но проявляющиеся симптомы практически не развиваются. Это обусловлено тем, что на первом плане у взрослого человека стоят семья, работа, поэтому эмоции отодвигаются на второстепенный план.

Часто заболевание проявляется у мальчиков. Практически в каждом классе есть яркий представитель симптомов синдрома дефицита внимания.

Когда фиксируется развитие СДВГ у детей, то он характеризуется неспособностью удерживать собственное внимание на каком-то определенном предмете или событии. Пациент проявляет чрезвычайную активность, пытаясь быть в нескольких местах одновременно.

Если на уроке ребенок совершает ошибку в задании, он не концентрирует внимание на ней, не слушает объяснений в своей неправоте и не вслушивается в поучительные слова. В некоторых ситуациях поведение ребенка переходит все границы, он не может контролировать себя, постоянно вертится, вскакивает на своем месте. Именно такие реакции сильно заметны на фоне других детей, которые спокойно увлечены учебными занятиями или совместной ролевой игрой.

В большинстве случаев учителя замечают отклонения в развитии и стремятся повесить на ребенка ярлык «СДВГ». Для подтверждения симптомов необходимо пройти диагностику у психолога.

Выделяют следующие разновидности дефицита внимания у ребенка:

  1. Невнимательность – только этот симптом, предопределяющий болезнь, проявляется у больного при СДВГ. При этом вероятность возникновения гиперактивности практически полностью исключается;
  2. Импульсивность и гиперактивность – клиническая картина сопровождается не только повышенной по сравнению с другими детьми активностью, но и вспыльчивостью, неуравновешенностью, импульсивностью и нервозностью;
  3. Смешанный вид – формирующийся у пациентов чаще других типов. В него включаются оба признака синдрома. Может развиваться не только у маленьких пациентов, но и у взрослых людей.

Если опустить человеческий фактор и прислушаться к языку психологии, синдром дефицита внимания представляет собой дисфункцию нервной системы, характеризуется нарушением нормального функционирования головного мозга. Такие проблемы, связанные с важнейшим органом человека, являются самыми опасными и непредсказуемыми.

Для предотвращения последствий от развития заболевания необходимо следить за поведением ребенка и вовремя обратить внимание на возможные неполадки в формировании индивида. Своевременно обнаруженные симптомы подлежат терапевтическому воздействию. Поэтому паниковать без причин и расстраиваться при выявлении диагноза не стоит.

Причины возникновения гиперактивности

Медицина точно не может определить причины, обуславливающие возникновение гиперактивности и нарушений во внимании у пациентов разных возрастных категорий. Факторами развития могут выступать различные ситуации, негативно воздействующие на больного, а также совокупность происходящих процессов. Все влияние негативно отражается на нервной системе человека.

Выделяют определенные причины, стимулирующие формирование дефицита внимания у детей:

  1. Развитие ребенка внутри утробы, при котором происходят негативные изменения в формировании центральной нервной системы малыша, что приводит к кислородному голоданию или кровоизлиянию в мозг;
  2. Прием беременной женщиной лекарственных препаратов, в неконтролируемых дозировках;
  3. Негативное влияние пагубных привычек при беременности на развивающийся плод (алкогольное пристрастие, никотиновая и наркотическая зависимость);
  4. Угроза выкидыша или прекращение подачи крови через пуповину к плоду;
  5. Тяжелые роды, осложнения или, наоборот, стремительные роды, которые способны привести к травме головы малыша или развитию проблем с позвоночником;
  6. Конфликт по резус-фактору крови, что приводит к иммунологической несовместимости матери и развивающегося ребенка;
  7. В годовалом возрасте и раньше наличие заболеваний, которые провоцируют повышение температуры тела младенца до критических показателей (до 39-40 градусов);
  8. Воспаление легких или перетекание незначительной болезни в бронхиальную астму;
  9. Заболевания почек, характеризующиеся тяжелой степенью протекания;
  10. Ввод в организм маленького пациента, возрастом до 1-2-х лет, препаратов нейротоксического воздействия;
  11. Врожденный порок сердечной мышцы или выявление ее недостаточности;
  12. Генетическая предрасположенность.

Наследственность, проявившаяся у ребенка, может просматриваться напрямую от родителей, и передаться от дальних родственников. Недоношенные младенцы имеют больше 80% склонности приобрести синдром дефицита внимания на первых порах своего существования, чем новорожденные, появившиеся на свет в положенный момент.

Причиной появления заболевания в подростковом периоде служит знакомство с компьютером и другими гаджетами. При контакте с техникой у ребенка вырабатывается кортизол (гормон стресса), что приводит к невозможности мозга сосредоточиться.

Проявление процесса нарушений в развитии ребенка не стоит путать с избалованностью. Диагноз СДВГ поддается лечению, а невоспитанность молодого человека невозможно искоренить.

Клиническая картина

Яркая картина протекания симптомов выявляется у детей. Во взрослом периоде признаки нарушения тщательно прячутся и замалчиваются, поэтому выявить заболевание в сознательном возрасте постороннему человеку достаточно проблематично. В большинстве случаев направляют детей в больницу воспитатели, замечающие отклонения и недостаток внимания у малышей.

Яркие симптомы начинают проявляться у ребят по достижению 5-12-летнего возраста. Первые признаки можно заменить еще раньше, они выявляются в следующем:

  1. Младенец рано и подолгу начинает держать головку, присаживаться, переворачиваться и ползать;
  2. Новорожденный мало спит, больше бодрствует;
  3. Перед засыпанием ребенок утомляется, но заснуть самостоятельно он не в состоянии, обязательно присутствует истерика;
  4. Малыши с таким диагнозом очень чувствительны к посторонним предметам, людям, яркому свету и громкому звуку;
  5. Игрушки или любые предметы откидываются раньше, чем ребенок полностью их рассмотрел.

Эти признаки могут, как указывать на дефицит внимания у детей в раннем периоде жизни, так и присутствуют у некоторых детей с беспокойным характером, возрастом до 3-х лет. Часто проблемы с активностью накладывают своеобразный отпечаток на работу всех внутренних органов.

Дети в такой ситуации нередко подвержены расстройству пищеварения. Наличие частой диареи – явный симптом постоянной стимуляции тонкого кишечника нервной системой малыша. Кроме этого, у пациентов с установленным диагнозом аллергические реакции и различные кожные высыпания присутствуют чаще, чем у сверстников.

При дефиците внимания у детей основными признаками нарушения в протекании нормального становления организма являются недостаточное внимание, импульсивность и гиперактивность. Для каждого определенного симптома выделяются собственные признаки.

Отсутствие внимания проявляется в следующем:

  1. Концентрация на одном предмете или ситуации быстро становится в тягость. Пациент теряет интерес к деталям, не старается отличить главное от второстепенного или дополнительного. Малыш в этот момент начинает заниматься несколькими делами одновременно. Он старается закрасить все участки одного цвета, но не может довести начатое дело до конца. При чтении перескакивает через слово или даже строчку. Такое проявление означает, что ребенок не умеет строить планов. Чтобы лечить симптом, требуется научить малыша планировать: «Сначала нужно сделать этот пункт, а затем перейти к следующему».
  2. Больной под любым предлогом старается не прибегать к выполнению повседневных заданий, уроков или помощи по дому. В такой ситуации заболевание проявляется либо тихим протестом, либо гневным скандалом или истерикой.
  3. Цикличность внимания. В этой ситуации дошкольник концентрирует свое внимание на определенном предмете или занятии до 5-ти минут, школьник в состоянии заниматься до 10 минут. После необходим такой же период времени для восстановления сил и концентрации. У больных в период отдыха выявляется особенность: человек просто не слышит собеседника, не реагирует на происходящее, он занят своими мыслями и делами.
  4. Внимание проявляется, только если пациент остается с учителем или родителем наедине. В этот момент концентрация полностью налаживается, малыш становится послушным и усердным.

Дети с синдромом дефицита внимания отличаются специфической особенностью. Их мозг совершенствуется в момент, когда маленький пациент бегает, разбирает игрушки или играется. Такая двигательная активность заставляет работать структуры головного мозга, ответственные за самоконтроль и мышление.

Симптомы импульсивности выражаются определенным образом:

  • Ребенок слушается и руководствуется только собственными проблемами и желаниями. Все действия основаны на первом импульсе, поступившем в головной мозг. В большинстве случаев последствия осуществленных поступков никогда не обдумываются и не планируются. Ситуаций, в которых малыш должен находиться в полном спокойствии, для него не существует.
  • Больной не может выполнять действий по инструкции, особенно если она включает в себя несколько составляющих. При выполнении заданного действия, пациент находит для себя новое задание, бросая предыдущий процесс.
  • Нет возможности ждать или терпеть. Больной требует, чтобы ему сиюминутно преподнесли то, что он хочет. Если его требованиям не соответствуют, то ребенок начинает скандалить, устраивать истерики, оставлять ранее начатые дела или выполнять бесцельные действия. Такое проявление повышенной двигательной активности очень заметно при выжидании очереди;
  • Каждые несколько минут происходит резкая перемена настроения. Заметны переходы от надрывного смеха к истерическому плачу. Если малыша что-то не устроило в его собеседнике, он швыряет вещи, может сломать или испортить личный предмет другого ребенка. Все производимые действия не несут специфической мести, исполняются под импульсом.
  • Отсутствует чувство опасности – совершаются поступки, которые опасны для жизнедеятельности не только этого ребенка, но и окружающих его сверстников.

Все эти симптомы проявляются в связи с тем, что нервная система пациента в раннем возрасте достаточно уязвима. Ей трудно принять и переработать весь объем поступающей информации. Недостаток внимания и активность – возможность защититься от чрезмерной нагрузки на ЦНС.

При гиперактивности малыш производит большое количество ненужных движений. Ребенок в таком случае даже не замечает собственных деяний. Он может дергать ногами, водить руками, описывая круги или другие фигуры. Все это объединяется в единый отличительный признак – бесцельность.

Такой ребенок не настроен говорить тихо, он все произносит с определенной быстротой и на повышенных тонах. Не удосуживается дождаться окончания вопроса, перекрикивает и перебивает. Его слова в большинстве случаев не отличаются обдуманностью, они обидны для посторонних.

Гиперактивность также выражается в мимике лица такого малыша. На его физиономии за короткое время проскакивает весь спектр эмоций – от гнева, до счастья.

В некоторых случаях дополнительно присутствуют некоторые симптомы:

  1. Нарушения в общении, как со своими сверстниками, так и с взрослыми людьми. Больной старается везде и всюду успеть, иногда бывает резкий и даже агрессивный. Эти признаки в некоторых случаях мешают другим людям идти на контакт и устанавливают преграду для дружеских отношений.
  2. Выявляются трудности в осваивании школьной программы, при том, что интеллектуальное развитие пациента находится на достаточно высоком уровне;
  3. Отставание больного в развитии эмоционального плана – часто проявляются капризы или плаксивость. Уже подросший ребенок не воспринимает критики, не принимает неудачного итога, часто ведет себя по-детски. Медицина установила, что при СДВГ отставание в развитии на эмоциональном уровне происходит в среднем на 30%. Так 10-и летний индивид ведет себя как 7-ми летний дошкольник.
  4. Самооценка такого человека падает. Это обусловлено тем, что за день малыш слышит значительный объем критики и замечаний в свой адрес, его сравнивают с более послушными и удачливыми сверстниками. Такое состояние снижает собственную значимость и понижает ребенка в своих глазах, что приводит к агрессивности, неуравновешенности и непослушании, стимулирует различные расстройства.

Но вместе со всеми негативными сторонами присутствия синдрома, такие дети отличаются специфическими положительными чертами. Они подвижны, легки на подъем, действенны. При контакте с человеком быстро воспринимают его состояние, пытаются помочь действием или советом. Часто такие люди самоотверженны, готовы бросить все свои дела и кинуться на помощь к другу. Человек не имеет способности затаивать обиду, мстить, он быстро забывает любые неприятности и относится к окружающим «со всей душой».

Если четко дают о себе знать симптомы, ими не стоит пренебрегать и оттягивать поход к доктору. Раннее выявление подобного заболевания помогает быстро избавиться от проблемы посредством медикаментозного воздействия или сдерживания позывов и импульсов ребенка.

Диагностика патологии

При выявлении любого синдрома следует обратиться к врачу. Медицина советует обратиться к любому из специалистов: психиатры, неврологи, социальные работники или психологи. Для начала можно получить консультацию у семейного врача или педиатра.

Но социальные работники, терапевты и психологи часто не имеют права назначать лечение, они устанавливают диагноз и направляют для дальнейшей консультации к узкому специалисту, такому как невролог или психиатр.

Для того чтобы назначить лечение СДВГ у детей, доктор проведет необходимое обследование. Последнее осуществляется в несколько этапов, соответственно определенному алгоритму.

Первоначально врач попросит рассказать пациента о себе. Если терапию проходит несовершеннолетний пациент, то следует нарисовать его психологический портрет. В повествование требуется обязательно включить манеру поведения ребенка и среду жизнедеятельности.

Вторым этапом для пациента станет прохождение определенного теста, выявляющего степень рассеянности малыша.

Следующим этапом алгоритма определения диагноза является проведение требуемых лабораторных обследований. Такая проверка считается классической при установлении верного диагноза.

Необходимо пройти томографию головного мозга и ультразвуковое исследование головы. Протекание болезни на полученных снимках отчетливо видно. В такой ситуации работа головного мозга подлежит изменениям.

Кроме основных методов диагностики, можно прибегнуть к полному обследованию:

  1. Генетическое исследование обоих родителей на установление причин, послуживших толчком для развития проблемы;
  2. Осуществляется осмотр неврологического типа, на котором требуется проведение методики NESS;
  3. Проведение нейропсихологического тестирования для малышей, дошкольников и подростков школьного возраста.

На основании полученных результатов анализов и обследований доктор устанавливает диагноз. В результате проводимого тестирования будет точно выявлено наличие гиперактивности и возбудимости у пациента или ее полное отсутствие. После подтверждения диагноза назначается результативное лечение.

Лечение заболевания

В России дефицит внимания у детей распространен, его лечение состоит из комплекса мероприятий и контролируется на всех этапах. Главным воздействием на пациента считается психотерапия, а также коррекция поведения путем педагогического контроля и нейропсихологического влияния.

В первую очередь доктор проводит беседу с родителями и ближайшим окружением пациента, разъясняет им особенности взаимодействия с больным. Перед родителями устанавливаются задачи, которые необходимо обязательно выполнять:

  1. Воспитание должно быть строгим. Не следует сюсюкать, жалеть ребенка, все ему разрешать. В противном случае чрезмерная опека и любовь усилит протекающие симптомы заболевания.
  2. Не требовать от ребенка выполнения действий, с которыми он не в силах справиться. Невозможность выполнения поставленных задач ведет к увеличению капризности, нервозности, недовольства собой и еще большему падению самооценки пациента.

Для медикаментозного лечения назначается комплексная терапия. Препараты подбираются на основании выявленных признаков в индивидуальном порядке. Для лечения синдрома дефицита внимания применяются следующие средства:

  1. Для центральной нервной системы вегетативного характера, ее стимулирования прописываются Пемолин, Декстроамфетамин или Метилфенидат;
  2. Рекомендуется применение трициклических антидепрессантов, таких как Амитриптилин, Имипрамин, Тиоридазин;
  3. Следует принимать таблетки ноотропного ряда: Семакс, Ноотропил, Фенибут, Церебролизин;
  4. Психостимуляторы: Дексметилфенидат, Дексамфетамин или Левамфетамин.

Дополнительно назначаются витамины, стимулирующие мозговую активность. Терапия осуществляется в низких дозировках, чтобы не спровоцировать развитие у несовершеннолетнего побочных явлений.

Контроль протекания заболевания подобного типа фиксирует, что все препараты действуют только во время приема. После отмены их влияние полностью прекращается, и симптоматика возвращается.

Дополнительно к медикаментозному воздействию можно применять физиотерапию и лечебный массаж. Процедуры этого комплекса направлены на устранения травм, полученных при рождении малыша. Это положительно влияет на мозговое кровообращение и давление внутри черепа.

Применяется перечень упражнений:

  1. Лечебная гимнастика проводится ежедневно, стимулирует укрепление мышечной ткани плечевого пояса и шеи;
  2. Массаж зоны воротника – должен проводиться до 3-х раз в год по 10 процедур ежедневно в течение 10-15 минут;
  3. Проводится физиотерапия с помощью инфракрасного излучения, способствующего прогреванию определенной зоны. Осуществляется по 10-15 сеансов не чаще 2-х раз в год.

Назначать комплекс мероприятий физиологического воздействия должен только лечащий врач. Обращение к неквалифицированному специалисту может стоить больному здоровья.

Гиперактивность можно устранить и без комплексного медикаментозного лечения. Можно воспользоваться народными средствами, пропить успокоительные травы, такие как шалфей, ромашка или календула.

Кроме этого, следует набраться терпения и уделять маленькому человеку больше внимания, выполняя следующие рекомендации:

  1. Находить время на общение с ребенком;
  2. Отдать малыша в развивающие кружки;
  3. Со школьником следует вместе учить уроки, больше заниматься, воспитывать его усидчивость и внимание;
  4. При гиперактивности требуется найти применение его непоседливости и энергии: отдать на танцы, бег или другие подвижные спортивные занятия;
  5. Не проявлять агрессию, не ругать больного, демонстрировать больше спокойствия и сдержанности;
  6. Поддерживать все начинания и увлечения своего ребенка. В этой ситуации важно не спутать вседозволенность и принятие маленького человека в качестве самостоятельного индивида.

При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат. Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия. Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача.

СДВГ - это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ранее было принято считать, что данные психологические отклонения присущи только детям, в особенности подросткам. На сегодняшний день уже научно подтвержден факт, что СДВГ страдают и взрослые лица. Это связано с тем, что ребенок, отличающийся гиперактивностью, не перерастает это состояние и признаки нарушений проявляются у него и в более зрелом возрасте. Это, конечно, касается не всех детей, а только большей половины из них, которая имеет предрасположенность к дальнейшему развитию недуга. По статистике, каждый двадцатый житель планеты страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности, но при этом даже не подозревает о наличии отклонений такого характера. Рассеянность, забывчивость, импульсивность и прочие симптомы, людям свойственно списывать на переутомление, влияние стрессов и другие причины. Однако, если такие факторы присутствуют и проявляются неоднократно, то следует задуматься о посещении специалиста. Какие же признаки указывают на нарушения и на что обращать внимание, чтобы выявить недуг у себя или у своих близких?

Симптоматика СДВГ

Когда человек регулярно забывает о намеченных планах и важных встречах, стремится успеть всегда и везде, озадачивает себя массой ненужных дел и пытается со всем справиться, не может спокойно выстоять очередь в магазине - все это свидетельствует о наличии синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Многие скажут, что жизнь в суете свойственна большинству людей, как и не желание стоять в длинных очередях, в автомобильных пробках и так далее. Но есть и более четкие признаки расстройств психологического состояния, которые в совокупности с забывчивостью, рассеянностью и суетностью, точно подтвердят диагноз СДВГ. Итак, к симптоматике этого заболевания относят:

  1. Несобранность (невнимательность). Для каждого здравомыслящего человека некоторые жизненные ситуации ассоциируются с хаосом, когда невозможно справиться с накопившимися делами и найти решения внезапно возникших вопросов. Люди же с СДВГ постоянно пребывают в хаотическом состоянии. Им сложно выполнять все свои домашние и профессиональные обязанности, своевременно приходить на работу, на встречу, на прием к врачу и т. д. Накопившиеся задания они пытаются отложить на потом. При этом, больные СДВГ не могут оценить важность того или иного дела, то есть им не удается правильно расставить приоритеты. Встречаются ситуации, когда пациенты с такими отклонениями проявляют обратные реакции и им свойственна «гиперконцентрация». Это явление выражается в усиленном внимании к какому-либо делу. Человек на столько концентрируется на интересующем его занятии, что отключается от окружающей реальности.
  2. Забывчивость . Здоровые люди могут периодически запамятовать что-то важное или наоборот несущественное, но это случается лишь иногда и не вызывает особых проблем. При гиперактивности свойство все забывать становится естественным спутником по жизни. Больные постоянно забывают имена, адреса, даты важных событий, местонахождение вещей в доме и другие факты. Все бы ничего, но такие явления могут очень неблагоприятно отразиться как на личной жизни, так и на профессиональной деятельности.
  3. Импульсивность . Этот фактор подразумевает в себе неадекватность поведения. Гиперактивность у взрослых в данном случае проявляется в свойстве перебивать собеседника, действовать спонтанно даже в сложных ситуациях, не задумываясь о последствиях, принимать скоропалительные решения, под влиянием обычных желаний. Особо ярко импульсивность выражается в вопросах покупок. Люди с СДВГ могут скупить пол магазина, приобретя массу дорогостоящих, но в то же время бесполезных вещей.
  4. Эмоциональная нестабильность . Гиперактивность у взрослых сопровождается проблемами и эмоционального характера. Нормальным явлением при данном недуге является резкая смена настроения. Переход от слез к хохоту, от истерики к спокойствию, происходит в считанные минуты и больной не замечает за собой ничего необычного. Попадая в скучную обстановку, человек с СДВГ срочно начинает искать повод для поднятия себе настроения. Но часто эмоциональное возбуждение вызывает не позитив, а наоборот - депрессию, угнетение. Пациентам с данным диагнозом свойственны также необоснованная ярость, гнев, злость.
  5. Заниженная самооценка . Гиперактивность у взрослых вызывает неуверенность в себе и своих силах, постоянные сомнения и мучения совести. Это связано с повышенной самокритичностью к собственной персоне. Она подтверждается слабыми успехами в школе, в сфере деятельности, а также в личных отношениях. Все неудачи в жизни такие люди считают следствием своей неполноценности, что еще больше усугубляет положение.
  6. Отсутствие мотивации . Взрослые с СДВГ часто не желают выполнять те или иные действия, по причине непонимания их надобности. В детском возрасте данный фактор можно отследить по тому, что ребенок не хочет учить уроки и посещать школу, так как не имеет весомых побуждений. В зрелых годах также отпадает желание ходить на работу, заниматься бытовыми делами и тому подобное. Опять же, под влиянием отсутствия сильной мотивации.
  7. Повышенное беспокойство . В связи с тем, что гиперактивность у взрослых постоянно побуждает к активным действиям, которые не приносят плодов, больных начинает беспокоить чувство тревожности. Они не понимают, почему при всех их усилиях и стараниях, итог остается безрезультатным. Людям кажется, что они трудятся не покладая рук, в то время, когда хватаясь за все, они не успевают ничего. Характерным признаком СДВГ является мысленное прокручивание всех пережитых событий, особенно тех, которые вызывают тревогу и беспокойство.
  8. Ухудшение здоровья. Проблемы эмоционального характера, психическая неуравновешенность, забывчивость, приводят к тому, что пациенты с гиперактивностью перестают быть внимательными к своему здоровью. Они могут забыть о посещении врача, о приеме приписанных лекарств. Их мало интересует правильность образа жизни, сбалансированность и польза пищевого рациона. Привычным явлением может стать и регулярное переедание. Все эти факторы способствуют ухудшению здоровья и появлению расстройств со стороны различных систем организма.

Дефицит внимания и гиперактивность у взрослых характеризуются и непрямыми симптомами, таким как:

  • частая смена сферы деятельности или рабочего места;
  • финансовое неблагополучие;
  • повышенный риск несчастных случаев;
  • алкогольная и наркотическая зависимость.

Считается, что СДВГ передается по наследственной линии, так как у многих обратившихся пациентов в роду имелись родственники с подобными отклонениями.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — известная проблема детей школьного возраста, которой особенно большое внимание уделяют в США. Однако известный нейробиолог доктор Амен видит в СДВГ причину и многих взрослых проблем — от привычки откладывать дела на потом до неполадок в сексуальной жизни. Приводим симптомы СДВГ, развенчиваем основные мифы об этом состоянии и предлагаем пройти тест.

Особенности, подобные синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), были описаны еще в XVIII веке. Философ Джон Локк описал группу незадачливых молодых студентов, которые «как ни старались... не могли не отвлекаться». Отличительные симптомы этого состояния такие: непродолжительная устойчивость внимания, патологическая отвлекаемость, дезорганизация, беспокойство и импульсивность.

Многие полагают, что это расстройство касается только гиперактивных мальчиков с проблемным поведением. Но оно затрагивает и девочек. И часто остается незамеченным, потому что девочки, как правило, не столь гиперактивны и имеют меньше проблем с поведением. Игнорирование СДВГ у женщин может иметь разрушительные последствия для их здоровья, настроения, отношений, карьеры и финансов.

Чтобы разобраться, есть ли у вас проблемы с концентрацией внимания, посмотрите, какие из нижеследующих утверждений относятся к вам:

  1. Вы легко начинаете скучать.
  2. Вы обычно витаете в облаках во время разговора с кем-либо.
  3. Вы легко отвлекаетесь на что-то.
  4. Вы нередко становитесь инициатором конфликтов.
  5. Вы часто говорите вещи, о которых позже сожалеете.
  6. Вы забываете сделать то, что обещали.
  7. Вы отвлекаетесь даже во время секса.
  8. Вы обнаруживаете, что ваша дезорганизация создает проблемы для вас и/или других.
  9. У вас бывают вспышки гнева по несущественным поводам или вообще без поводов.
  10. Нередко ваше сознание отключается во время разговоров.
  11. Вам нужна музыка или звук работающего вентилятора, чтобы усыпить свое сознание перед сном?
Если подходящих вам утверждений более 4, то есть вероятность, что у вас СДВГ.

8 мифов о СДВГ

К сожалению, в нашем обществе существует множество мифов об СДВГ. Вот список общих заблуждений и истин, касающихся СДВГ, какими их вижу я.

Мифы о СДВГ Правда о СДВГ
Это просто «модная» болезнь: причудливый диагноз и лишь повод для плохого поведения. СДВГ не является чем-то новым. В 1902 году педиатр Джордж Стилл описал группу детей, которые были гиперактивны, импульсивны и невнимательны.
Диагноз СДВГ ставят слишком часто. Каждому ребенку, который начинает немного шалить, сразу же дают лекарства. СДВГ затрагивает примерно 6% населения, но менее 2% получают лечение. Детский психиатр Питер Дженсен обнаружил, что только 1 из 8 детей, которым поставлен диагноз СДВГ, принимает лекарства. Нередко детей с СДВГ, особенно девочек, не лечат вообще.
СДВГ — это болезнь гиперактивных мальчиков. Многие страдающие СДВГ совсем не гиперактивны. И их расстройство не замечают, поскольку они привлекают меньше негативного внимания к себе. Часто этих детей, подростков или взрослых просто называют своенравными, ленивыми, немотивированными или «не очень умными». Среди женщин СДВГ достаточно распространен, однако у мужчин это расстройство диагностируют в 3-4 раза чаще.
СДВГ — это американское изобретение, придуманное обществом, которое ищет простые решения сложных проблем. СДВГ встречается в любой стране, где его изучают. Мы наблюдали пациентов с СДВГ из Гонконга, Ливана, Эфиопии, Западной Африки, Израиля, России.
Причиной СДВГ являются плохие родители или плохие учителя. Если бы наше общество было тверже и жестче с ними, не было бы этих проблем. Родители или учителя, конечно, могут усугубить симптомы СДВГ, но главными его причинами являются генетические особенности, плохое питание и токсины окружающей среды. Поведение таких детей и взрослых порой заставляет даже опытных родителей и учителей опускать руки.
Страдающие СДВГ должны больше стараться. И нечего оправдывать их. Чем больше стараются страдающие СДВГ пациенты, тем хуже все становится. Томографические исследования мозга выявляют, что у большинства пациентов с СДВГ во время выполнения заданий на сосредоточенность отключается лобная кора. Иначе говоря, когда они пытаются сконцентрироваться, отдел мозга, связанный с сосредоточением внимания и доведением начатого до конца, фактически подавляется.
Все перерастают СДВГ в возрасте 12-13 лет. Статистические данные говорят о том, что по крайней мере у половины детей с СДВГ симптомы этого расстройства сохраняются и во взрослой жизни.

Почему существует так много мифов об СДВГ? Ответ прост. Дети, подростки и взрослые с СДВГ выглядят как остальные люди. До тех пор, пока вы не узнаете историю жизни человека с СДВГ, вы не сможете определить у него СДВГ.

Мы сделали десятки тысяч исследований мозга пациентов с СДВГ и на сканах компьютерной томографии смогли увидеть, как проблемные системы мозга влияют на поведение. Когда вы видите воочию симптомы СДВГ в мозге, мифы исчезают, и возникает возможность понимания и эффективного лечения.

4 симптома СДВГ у взрослых

Характерные симптомы СДВГ таковы: непродолжительная устойчивость внимания, рассеянность, дезорганизация, прокрастинация (постоянное откладывание важных дел на потом) и недостаточный внутренний контроль. Гиперактивность, которую чаще всего замечают у маленьких мальчиков, у взрослых мужчин и женщин встречается нечасто.

Неустойчивость внимания — основной симптом СДВГ, но он проявляется не во всех сферах жизни. Люди с СДВГ имеют проблемы с регулярным, рутинным, повседневным вниманием. Например, им крайне сложно выполнить домашнее задание, вовремя платить по счетам, убираться в доме, делать отчет о расходах на работе, слушать супруга или регулярно принимать лекарства. Однако на что-то новое, необычное, стимулирующее, интересное или страшное страдающие СДВГ обращают внимание без проблем. Они как будто нуждаются в стимуляции, чтобы обратить внимание на что-то, и именно поэтому ходят на страшные фильмы, занимаются рискованными видами деятельности и склонны нарываться на конфликт в своих взаимоотношениях.

Многие пациенты с СДВГ играют в игру «Пусть у меня будут проблемы». Если такой человек расстроен, он способен сосредоточиться и, возможно, даже чрезмерно сосредоточиться на какой-то проблеме. Эта черта часто вводит окружающих, даже врачей, в заблуждение.

Рассеянность — это еще один распространенный симптом СДВГ. В норме человек способен блокировать несущественные, отвлекающие вещи. Но не страдающие СДВГ: их мысли и разговоры, как правило, крутятся по кругу. Люди с СДВГ обычно чересчур восприимчивы. Им мешают (раздражают кожу) этикетки на одежде — обостренная тактильная чувствительность. И одежда должна быть им впору, иначе они испытывают дискомфорт. Им может понадобиться белый шум ночью, чтобы уснуть; в противном случае они слышат все в доме.

«Что нужно для оргазма?» — часто спрашиваю я зрителей на своих лекциях. Кто-то скажет: «Компетентный любовник». Другие могут крикнуть: «Большое воображение». Я продолжаю спрашивать, пока кто-то не скажет: «Внимание». Действительно, для получения оргазма человеку надо сосредоточиться на происходящем. Рассеянность часто влияет на способность женщины испытывать оргазм. Необходимо сосредоточиться на своих ощущения достаточно долго, чтобы он возник. После правильного лечения СДВГ сексуальная жизнь многих людей становится намного лучше.

Многие страдающие СДВГ дезорганизованны . В их комнатах, на столах, в выдвижных ящиках столов и в чуланах царит беспорядок. Они неорганизованны и в плане времени и нередко опаздывают. Такой человек всегда приходит на работу на 10 минут позже и, как правило, с большой чашкой кофе в руках, поскольку ему требуются стимуляторы вроде кофеина и никотина.

Обычно у страдающих СДВГ плохой внутренний контроль . Они не думают, прежде чем сказать что-то или сделать — именно поэтому они часто оказываются в неприятных ситуациях. При СДВГ также имеются проблемы с долгосрочными целями. Такие люди живут только нынешним моментом. Они откладывают дела до последней минуты, и им трудно копить деньги на черный день.

Купить эту книгу

Обсуждение

Я никогда не задумывалась о том, что я могу быть СДВГ, а вот старший сын с таким диагнозом. Почитала вашу статью и начала задумываться о том, а вдруг и у меня такое же.

Комментировать статью "СДВГ у взрослых: как он мешает сексу, работе и личной жизни"

Проснулась сегодня утром, спускаюсь на кухню, а там мой муж стоит в одних трусах, кашу нам варит... И такой он красивый, плечи широкие, попа узкая, половина спины помятая, другая - поцарапанная... Подошла, обняла, вот оно - СЧАСТЬЕ! :) И мне всегда это нравилось, и трусы эти, и самой его обнять, потискать, и валяться вместе на диване "ложками", но теперь с нами живут мои дети, которым все эти нежности видеть не особо приятно... :(А муж не понимает... :/ Если я спиной стою, готовлю на кухне...

Обсуждение

Поздравляю Вас, здорово, когда женщина счастлива. А насчёт детей нужно, чтобы они видели как ваш муж нежно относится к вам (обнимает аккуратно,целует мило в щёчку, в губы не в засос), но не переступать грани приличного, конечно то что в спальне происходит это не для ушей глаз детей, потому что у подростков фантазия бурная и они давно уже всё знаю и понимают. А как это сделать, просто обговорить с мужем и всё, объяснить как и что. А так очень за вас рада

все ОК, детям полезно. Особенно старшему - пусть мотает на ус, что незаменимых нет и свое счастье надо беречь, а не квартиры любовницам прикупать.

Жизнь с СДВГ: вопросы воспитания (Типичные ошибки родителей). Лечение СДВГ у детей и взрослых: 7 советов. Он работает с СДВГ. Но мы лично к нему не обращались, я только по отзывам могу судить.

Обсуждение

Мне сложно судить о Вашем ребенке, но мой мелкий, например, на детской площадке постоянно бежит вперед, смотрит назад, в итоге или спотыкается и падает, или врезается лбом в столб. Ну а уж воздеть руку вперед и с воплем "Туда!" ломануться куда угодно - это его коронный номер - только и успеваю ловить. У него СДВГ точно нет, у неврологов были, сказали - все ок, просто темперамент такой, плюс возраст.

Может быть, и нет. У Вас пока сирийский хомячок. Подождите с полгода еще, минимум полгода. У многих детей из ДД нет чувства опасности и самосохранения, как и у сирийского хомячка чувства края.)))

Грыса, свинка, котенок, посаженные на стол, не упадут - есть чувство края.

Психолог и блогер Джун Силни написала потрясающую статью о том, как жить рядом с человеком, страдающим от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). А AdMe.ru перевел ее для вас. - На самом деле, любить человека с СДВГ трудно. Вы никогда не знаете, что сказать. Это как гулять по минному полю: вы ходите на цыпочках, но понятия не имеете, какой шаг (или слово) вызовет взрыв эмоций. Люди с СДВГ страдают. Жизнь для них сложнее, чем для большинства. Их блестящие умы постоянно находятся в...

По DSM IV выделяют три типа СДВГ: - Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ. - Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики. - Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ. _______________ () Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев: НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ 1. Часто неспособен удерживать внимание на...

1 есть уроки на которых СДВГ или нет но все слушаются а на других - нет а почему собственно СДВГ надо уделять больше внимания - ну чисто так абстрактно, у вас равные права на внимание учителя даже с близорукими не все однозначно - что им мешает носить очки?

Обсуждение

У меня сын СДВГ 5 класс справку дает невролог на ней написано только первая парта.Справку получили после новогодних каникул,учитель пересмотрел справки всех сидящих на 1 парте- у одного справки не было моего и посадили,отвлекаться меньше стал,но и конечно пьет препараты назначенные тем же неврологом.

У нас в коррекционный класс переводят. Или родители забирают таких детей и переводят в частные школы.

Даже сдвг -шек можно научить никого не трогать. Наблюдала за детьми американцами (детский лагерь), очень строго с личным пространством. Так вот - остальные "выстроились" в течение 3-4 месяцев. Мне сказали "делай что хочешь, но чтобы они не мешали школе работать ".

Обсуждение

Ищите комфортную среду обитания ребенку, учителя, который её примет и будет "вашим". По молодости мне тоже всегда хотелось "победить" на ниве поиска справедливости. Да, в большинстве случаев удавалось. Сейчас вспоминаю эти случаи и дивлюсь, сколько же времени было потрачено на посторонних малоприятных мне и ребенку людей и ситуаций. Да, бывают форсмажорные ситуации,в которых следует показать свою силу прежде всего, ребенку. чтобы успокоить его и придать уверенность. но чаще деточке следует демонстрировать мудрость - как при наименьших затратах всех видов энергии получить максимально удовлетворяющий результат.

Мнение с другой стороны.Мои дети не ангелы,были основания опасаться их асоциального поведения в классе.Приняла для себя мысль,что если начнут мешать одноклассникам усваивать знания на уроке,то заберу из школы по доброй воле.Являюсь бессменным членом родительских комитетов.ЗАДОЛБАЛИ родители,использующие школу в качестве камеры хранения для своих неадекватов.Почему мои дети,ценой моих невероятных усилий ориентированные на получение знаний,должны страдать из-за одного-двух экземпляров,срывающих уроки и снимающих трусы на перемене?Очень плохо,что родительская общественность нонче бессильна,и нормальные воспитанные дети вынуждены выступать терпилами в этом дурдоме.

Почему ваши мечты остаются только мечтами? Чего вы хотите: железное здоровье, потрясающие взаимоотношения, любви, секса, денег, хорошую работу, путешествовать, выучить язык или что-то еще, о чем так давно мечтаете? Зачастую, получить желаемое нам мешает недостаток мотивации, боязнь неудачи, не знание что и как делать, отсутствие хорошего плана, неуверенность в себе, различные страхи. А иногда мы даже не знаем, чего хотим. Вы удивитесь, но исследования психологов показывают, что это далеко не...

Качественной работе с информацией в школе не учат – большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль. Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают… Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности? Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу… Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное умение годами терпеть ненужное и бесполезное. Вместо...

Журналы для женщин советуют перед тем как строить долгосрочные отношения, чтобы не было сюрпризов, договориться «на берегу» как жить вместе: как вести хозяйство, растить детей, отдыхать, и за чей счет этот банкет. Даже если вы не договорились «на берегу», никто не запрещает вам это сделать прямо сейчас. Через 3-5 лет совместной жизни, большинство пар устают каждые выходные доводить друг друга до совершенства и хотят начать наконец-то наслаждаться простыми радостями семейной жизни. Что же...

Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Я вообще не понимаю, как _муж_, взрослый, по идее, человек, может " мешать работать " или что-то еще делать. Тяжелая жизнь людей с СДВГ.

Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку» Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в ра­боте. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуаль­ную беседу с таким ребенком, заранее огово­рив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно ма­териальное). Гиперактивного ребенка необхо­димо чаще поощрять...

Женщины, которых устраивает количество секса, являются более целеустремленными и успешными во всех сферах жизни – карьере, увлечениях, занятиях спортом, в отличие от тех, кто хотел бы изменить регулярность интимной близости. При этом дамы, которые хотели бы заниматься сексом реже, чувствуют себя менее уверенными как в профессии, так и в увлечениях, чем женщины, настроенные на увеличение сексуальной активности. Такие выводы были сделаны в ходе недавнего исследования, проведенного крупнейшим в...

Посмотрите другие обсуждения: Жизнь с СДВГ: вопросы воспитания (Типичные ошибки родителей). Лечение СДВГ у детей и взрослых: 7 советов. Он работает с СДВГ. Но мы лично к нему не обращались, я только по отзывам могу судить.

Обсуждение

У нас мальчик 4 года и совсем не разговаривает, врачи говорили ждите до трех лет, не чего сказать не могут, сейчас как я сам понял уже у него гиперактивность, на месте не сидит, не чего не понимает и т. Д, но ходит на горшок иногда нет, как с ним заниматься в плане речевого развития

06.02.2019 20:15:59, Арман

Мой сын до 2го класса тоже самое делал, но не от отсутсвия внимания а от ума как оказалось. Ему было скучно. Показатели от ниже нормы перешли выше нормы. У многих родителей у кого развитые дети таже жалоба, я не вижу никакой проблему, ей скорее всего не интересно. Ну мой правда еще и клоуном работал, мне учителя по началу намекали что он скорее всего осталый и вываливали жалобы, теперь вижу восторг в глазах. У сына в классе деть с СДВГ. Тот ребенок не успевает ничего потому что занят тем что корчит рожы, убегает из класса, за ним бегают учителя, у него серьезные нарушения в сфере социального общения и агрессия.

СДВГ в подростковом возрасте. Есть здесь кто-то у кого ребенок с СДВГ? Если бы мне об этом сказали 7 лет назад... не поверила бы - держалась за работу: жить -то на что? Сейчас понимаю, сколько страхов было в прежней жизни... сплошной стресс.

Если беременность проходит нормально, сексом будущим родителям заниматься можно, ребенку он не повредит, а с приближением срока родов делать это даже желательно. Запрет на занятия сексом во время беременности, если и налагается, то чаще всего, на время, и лучше уточнить у лечащего врача, как долго нужно сохранять воздержание. Врачи женских консультаций обычно предупреждают будущих мам, если им противопоказан секс, а когда все идет хорошо, не всегда поясняют, что интимные отношения не опасны...

Сегодня опять поругалась с мужем. И последний год это происходит по одной и той же причине: я в декретном отпуске, ребенку два года, я сложла на себя большую часть быта. Слава богу мне активно помогает мама, без неё мне было бы невыносимо. Каждый раз приходя с работы муж ищёт повод придраться к чистоте в квартире. Меня мучает вопрос, почему раньше его это не волновало, а теперь, даже какая-нибудь неубранная за ребенком игрушка становиться моим "косяком"? Поясню. Когда мы начинали жить вместе...

Обсуждение

Спасибо большое всем за отзывы. Мамин пример меня всё-таки научил и без гроша я в любом случае не останусь. С сентября дочь пойдёт в садик, а там и я на работу и домашняя спокойная жизнь мужа закончится. Няню нанимать не при каких условиях не буду, это моё субъективное мнение.
Тем кто меня не совсем понял, хочу пояснить: делать домашние дела при наличии всей бытовой технике, конечно не катарга, но выполнять её каждый день не горю желанием. Когда же за весь день успеваешь с ребенком и по врачам и по дому кучу дел переделать, и в магазин и ещё что-нибудь сшить своему чаду, да и спортом позаниматься. И к возвращению папы довольная собой ждешь ну если не восхищения, так хоть какой-нибудь благодарности, а вместо этого слышишь: "И всё? Я бы всё это сделал за 3 часа, а здесь трудно было убрать?" Ничем, кроме как скандалом это не заканчивается, а после этого ни секса, ни тепла, ни даже говорить не хочется.

Пример жизни моей мамы(.Она так толком и не вышла из декрета со мной.Зато были музыкалки-балет-художка и т.д. Институт и всё в порядке.Отец обеспечивал ОЧЕНЬ хорошо.Но...,как я подросла,он время от времени заводил со мной разговор о том,почему мать не работает(видимо,рассчитывал на то,что я передам ей.Я не смела открыть такую тему..) .Точно знаю,что деньги никакой роли не играли.Отец очень много получал (большой чин в армии) и при этом был очень нематериальный.Ему нужен был социальный статус жены.Точно такая же прекрасная мамочка -моя подруга.Её муж обеспеченный восточный мужчина.При том его очень тяготит жена-домохозяйка..Озвучено в присутствии меня и моего мужа и дело медленно,но верно движется к разводу,скорее всего((.Ну вот есть такие мужчины.Хотя и женщины тоже..Я не представляю,что могу полюбить *домохозяина* ,даже если он богат.

11.07.2012 14:47:42, птичка певчая...

О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Всю службу отстоять она не может, начинает ходить толкаться, всем мешает. Пытаюсь понять взрослые психопаты это не бывшие СДВГ -шки?

Обсуждение

ВСЕ взрослые истерики, известные мне (не очень много) - пребывают таковыми от безнаказанности. В семье - 300%, на работе - встречаются только и исключительно там, где могут себе это позволить на должности гендира или владельца предприятия. Если характер демонстрирует субъект, над которым есть начальник, начальник обычно его увольняет в 24 часа, и на следующей работе (или через три рабочих места) субъект научается держать свои эмоции в известном потаенном месте. Или вылетает на улицу.
Может, впрочем, прибиться к криминалу в качестве отморозка и попадает под естественный отбор.

Не понимаю, о чем полемика. Хорошая статья, впервые вижу открытым текстом написано, что ММД - это не медицинский диагноз. Мне всегда казалось, что медицинский диагноз должен основываться на тем или иным способом выявленной физиологической патологии, а ММД - это просто, посмотрели на ребенка и решили, что-то с ним не то. И никаких энцефалограм, эмэрай или еще чего, даже анализа крови не надо. Вот посмотрела нянечка на ребенка и сказала: у него с головой не все в порядке, ну не так, чтобы очень, тогда бы сразу написали УО или олигофрению, а так, немного, в итоге получаем диагноз ММД. И если посмотреть топик внизу, то с точки зрения многих сотрудников "учереждений", да и многих врачей, у детей сирот априори что-то с головой не в проядке. Вот и получаем в массовом порядке такие диагнозы: у младенцев перенатальную гипоксию и энцефалопатию, у детей по-старше ММД ну и т.д.
Так что все правильно в статье написано и многое объясняет, о чем тут копья ломать?

Я не знаю, как запретить сидеть, если он найдет такой сайт. Но постараюсь вложить в голову, что это просто сказка для взрослых с несчастливым концом.

С каким нескрываемым интересом мой сын вчера читал эту тему (из-за моего плеча). Выдал себя восторженным хрюканьем:))
А недавно мы с ним гворили о порно, так он на мои слова, что я хотела бы его оградить, засмеялся и сказал, что сейчас откроет локалку, где у каждого в открытом доступе среди фильмов-порнуха, и если бы он хотел смотреть, то смотрел бы. Логично. Свинья везде грязь найдет:))Захочет- запреты не помогут.

Вот с такого длинного научного заглавия я начинаю новую статью. Не спешите закрывать страницу если термин синдром дефицита внимания и гиперактивности вам не знаком, ведь то, что он обозначает достаточно сильно распространено среди людей, несмотря на малую известность самого понятия. На Западе этот синдром уже давно стал предметом бурного обсуждения и научных споров. Многие ученые выражают сомнение в том, что указанный синдром можно признавать психическим расстройством и назначать соответствующее лечение. Некоторые вообще отрицают существование такого синдрома в качестве психологического феномена.

Здесь я объясню как избавиться от синдрома дефицита внимания и гиперактивности вам или вашим детям, основываясь на примере собственного избавления от синдрома.

Дефицит внимания — миф или реальность?

В этой статье я не собираюсь опровергать мнение противников постановки диагноза дефицита внимания, а также не буду доказывать концепции его сторонников, так как для участия в академических спорах у меня нет никаких компетенций. Да мне это и не нужно. Потому что, в рамках рассматриваемого мной вопроса, совсем не важно существует ли такой феномен в виде заболевания или это просто какие-то черты характера. Бесспорно то, что есть некие психические черты или свойства личности, или симптомы расстройства, или все это вместе, что в совокупности принято, в определенных кругах, называть дефицитом внимания. И невозможно отрицать, что многие люди испытывают проблемы с , суетливы, не могут усидеть на месте, постоянно теребят что-то в руках, не получается долго стоять в очереди. Это факт, а уж как этот факт называть и является ли он заболеванием или чем-то другим не такое большое дело, для решения частной проблемы.

Фактом также является то, что вышеназванные черты могут привести к большим личностным проблемам и всячески тормозят развитие личности. Как правило, все это начинает проявляться в детстве и, затем, может перейти во взрослую жизнь, как, например, было у меня. Этот своеобразный недуг пополняет список моих прошлых психологических «болячек», вроде панических атак, эмоциональной нестабильности и тревожности. От некоторых из этих недугов я избавился полностью, от некоторых, частично, но при этом сделал ощутимые подвижки в сторону избавления, и я уверен, что в будущем мне удастся их ликвидировать до конца.

Короче, этот опыт самостоятельного избавления от множества психологических проблем и сопутствующее развитие личности сделали возможным этот сайт, который вы сейчас читаете.

Что касается дефицита внимания, я подробно объясню что это такое. Я не собираюсь пугать вас какими-то диагнозами, вроде жили-жили, а тут, вдруг, выясняется что у вас какое-то заболевание или синдром с мудреным названием: «Спасибо вам, Николай!» — скажете вы. Нет, я, расскажу чем это может грозить, и вы сами сделаете вывод, опасно это для вас или нет. Часто люди сами не подозревают о наличии у себя подобных проблем, как не подозревал и я, считая эту свою суетливость и вечную спешку вполне естественными. И конечно же я расскажу как от этого избавиться, основываясь на своем опыте.

Если вы давно читаете мой блог, то вы могли видеть статью про чувство скуки. Многие положения этой статьи схожи с той, которую вы сейчас читаете. Объясню разницу между хроническим чувством скуки и СДВГ, во избежании путаницы. Первое проистекает, в больше степени из каких-то личностных аспектов, наших увлечений, устремлений, привычек, тогда как второе больше относится к работе нашей нервной системы и закрепленных схем работы мозга.

Если скука симптом духовной ограниченности, внутренней пустоты, то СДВГ коренится в каких-то привычках ума определенным образом усваивать информацию. Скука проявляется на длинном промежутке времени, СДВГ — на коротком. И то и то сильно опасно для личности и, в большой степени, взаимосвязано и отделить одно от другого не всегда легко, часто хроническая скука и СДВГ проявляются вместе. Так что рекомендую после прочтения этой статьи прочитать , чтобы иметь полное представление о проблеме.

Как понять страдаете ли вы дефицитом внимания и гиперактивностью.

Следующие «симптомы» могут говорить в пользу того, что у вас наблюдается данный синдром:

  • Вам сложно долго сидеть на месте без дела: вы испытываете потребность постоянно занимать чем-то руки.
  • Вы с трудом сохраняете внимание на каком-нибудь длительном процессе, вам постоянно хочется отвлечься.
  • Вам тяжело дожидаться своей очереди: когда вы стоите в магазине, ждете свое блюдо в ресторане или когда участвуете в разговоре. В диалоге вы в основном говорите, а не слушаете собеседника.
  • У вас с трудом получается дослушивать кого-то до конца.
  • Вы болтливы, часто в разговоре перескакиваете с одного на другое.
  • Вы чувствуете постоянную потребность в бесцельном движении: кручение на стуле, ходьба взад-вперед, и т.д.
  • Проведение досуга в интернете характеризуется для вас в большой степени хаотическим перескакиванием с вкладки на вкладку, из одного окна клиента в другое: ответили в аське, потом сразу обновили почту, зашли на сайт, не дочитав поста переметнулись куда-то еще и так происходит основную часть вашего времени работы в интернете.
  • Вам трудно доводить начатое до конца, работа у вас кипит, только в моменты кратковременного вдохновения, когда вы сильно увлечены.
  • У вас всегда чем-то заняты руки или рот: сигареты, мобильный телефон или планшет с игрой, семечки, пиво и т.д.
  • Вы не можете спокойно проводить время, когда вы ничем не заняты, например долго лежать на пляже или читать не самую увлекательную книгу.
  • Вам сложно методично и последовательно о чем-то размышлять, не перескакивая с одной мысли на другую.
  • Вы испытываете импульсивность в принятии решений, вам хочется решить все сразу, прямо сейчас, не дожидаясь более подходящих для этого решения обстоятельств. Если у вас появляется какая-то потребность, вам не терпится удовлетворить ее сию же минуту, идею хочется реализовать сразу и не дожидаться нужных условий, чтобы решить только что появившуюся проблему. Как следствие вы склонны совершать импульсивные покупки, покупать то, что вам не по карману. Вам трудно планировать свою жизнь наперед, разбивая ее на временные этапы, а затем, придерживаться этого плана. Вы все хотите сразу и сейчас.
  • В результате некоторых вышеназванных пунктов вы испытываете проблемы в самоорганизации, построении порядка в своей жизни так как не умеете планировать, дожидаться и терпеть.

Не пугайтесь сразу если увидите у себя сразу несколько из вышеперечисленных пунктов. Многие расстройства характеризуются симптомами, которые так или иначе выражены у нормальных людей, просто в случае расстройства они проявляются более интенсивно, имеют большое влияние на жизнь пациента и всегда существуют в связке с сопутствующими симптомами. Именно из-за этого, многие люди, прочитав о симптомах депрессии, пугаются и ставят такой диагноз себе, так как очень многим, например, бывает необъяснимо грустно. Но это еще не депрессия. Она подразумевает целый спектр хронических симптомов.

Так же и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Всем нам сложно долго удерживать внимание на том, что нас не занимает, например, читать скучную профессиональную литературу. Это нормально, ведь мы не роботы. Не стоит сразу ставить себе диагнозы, если что-то из того что я перечислил, вы наблюдаете у себя. Задуматься нужно в том случае, когда:

  1. Имеет место явный факт отклонения от условно «нормального». Например, на лекции почти все сидят спокойно и записывают, а вы все время вертитесь и не можете сидеть на месте и слушать. Ваши друзья могут сосредотачиваться на работе, а вы нет. Вы больше всех болтаете в компании и т.д. Короче вы видите, что у вас не как у других.
  2. Симптомы СДВГ мешают вашей жизни. Из-за этого вы испытывается трудности в общении, в обучении (не можете сосредоточиться), в работе, в попытках расслабиться (вы все время напряжены, дергаетесь), в организации своей жизни.
  3. Вы обнаружили у себя большинство из перечисленных симптомов СДВГ.

Если эти три условия соблюдены, тогда у вас, скорее всего наблюдается, то, что называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Чтобы у вас была возможность сравнивать, я скажу, что какое-то время назад у меня проявлялись вообще все из вышеперечисленных симптомов (с одной стороны, и не мудрено, ведь срисовывал их я, отчасти, с себя), притом в довольно интенсивной форме.

Сейчас же картина совершенно иная. Мне, по-прежнему, бывает сложно сосредоточиться, часто хочется отвлечься (например от написания этой статьи). Но теперь это намного легче контролировать, я нахожу в себе силы для того, чтобы противостоять этим беспокойным побуждениям и доводить начатое до конца, не отвлекаясь. Теперь я умею терпеть длительное ожидание, расслабляться, не принимать импульсивных решений и не поддерживать бесцельную двигательную активность.

Благодаря этому я избавился от многих проблем СДВГ , к которым относятся:

  • Повышенная нервная возбудимость.
  • Напряженность, неумение расслабиться.
  • Множество брошенных на полпути задач и сопутствующие этому проблемы (опасность быть исключенным из института, санкции в связи с невыполненной работой).
  • Проблемы в общении с людьми.
  • Трудности в обучении, овладении ремеслом, познании нового.
  • Вредные привычки: курение и алкоголь, «информационный голод».

Как я от этого избавился и как можете избавится вы и пойдет речь далее.

Избавляемся от СДВГ

Я не думаю, что дефицит внимания — древний феномен, уходящий корнями в давние времена. На мой взгляд — это, преимущественно, продукт нашего времени, текущего и прошлого веков. В нашей жизни яростно бушуют лавины информации. А бешеная спешка и суета, задают ритм общественной жизни. Под натиском этих факторов мозг начинает работать в режиме многозадачности и привыкает к постоянной активности, без которой уже не может обходиться. Постоянное, хаотическое, беспокойное переключение ума с одного предмета на другой закрепляется в нас в качестве своеобразного умственного рефлекса, который начинает работать постоянно. Мы становимся не в состоянии направлять свою энергию, она начинает распыляться на много разных задач и ненужных действий.

На Западе СДВГ пытаются «лечить», психостимуляторами и даже дают это детям (Применение Риталина при профилактике СДВГ — предмет ожесточенных споров, препарат изъят из оборота лекарственных средств во многих странах, в том числе и в России) . Лекарство вызывает побочные эффекты и зависимость, сродни амфетамину. В терапевтических успехах такого «лечения» я сильно сомневаюсь. На мой взгляд это попытка врачей и пациентов игнорировать причины проблемы и прийти к легкому, но, ненадежному решению. Врачи не хотят разбираться в индивидуальных причинах проблемы или просто не знают что делать, а пациенты не желают работать над собой или со своими детьми и та и другая сторона довольна простым и быстрым решением.

Для меня очевидно, что для устранения СДВГ нужно проводить большую работу, устранять причину расстройства и это даст куда больший эффект чем все лекарства и не принесет вреда и привыкания, в отличие от последних. Для меня это так же очевидно, как то, что для того чтобы необходимо работать с основными причинами зависимости, и никакие никотиновые пластыри и таблетки вам не помогут, пока вы не поймете из-за чего вы курите.

Эти истины звучат до ужаса банально, но еще ужаснее то, что они не принимаются большинством людей, несмотря на свою простоту и очевидность. Если причинами СДВГ являются хаотическое потребление разнородной информации, беспокойство и суета, то нужно избавляться от этих причин, прежде чем говорить о каких-то таблетках! Я избавился от синдрома дефицита внимания и гиперактивности при помощи простого метода непосредственного противодействия симптомам этого недуга. Этот принцип заключается в том, что нужно стараться делать противоположное тому, что «велит» тебе СДВГ! И все! Все очень просто. Давайте объясню поподробнее.

Методы избавления от дефицита внимания

Следите за собой

Вы должны выработать привычку следить за собой. Как это сделать? Следуйте рекомендациям, которые я дам ниже и такая привычка у вас появится. Она нужна не только для работы с СДВГ, но, например, для и самопознания. Подробно эту тему я описал в статьях и во своей программы саморазвития, вы можете прочитать эти статьи, после того как завершите эту.

Не допускайте бесцельной активности вашего тела

Следите за положением своего тела и его членов. Если ловите себя на том, что начали вертеться на стуле или теребить что-то в руках, бросайте это, старайтесь сидеть спокойно. Внедряйте этот принцип в свою повседневную жизнь. Если вы ждете блюдо в ресторане, которое долго не приносят — сидите прямо, не ерзайте, руки держите перед собой на столе, кладите их ладонями вниз и старайтесь особо не двигаться. Избавляетесь от привычек кусания губ, ковыряния ногтей, обгрызания ручек — и т.д. Эти привычки являются маркерами СДВГ и, давая им ход, вы культивируете синдром. Следите за своей позой, пускай она будет почти неподвижной, если обстоятельства не требуют движения.

Сразу говорю, что сначала будет сложно, когда вы попробуете выполнять эти рекомендации, вы почувствуете силу, которая распирает вас изнутри, заставляет двигаться и суетиться, это «энергия» СДВГ. Как будто вы пытаетесь загородить своим телом бурный поток воды и с трудом его сдерживаете. Ничего, потерпите, потом будет легче, поток постепенно, по мере вашего следования рекомендациям, превратиться в тонкий ручеек, а ваше тело, которое его загораживает станет шире и сильнее.

Соблюдайте информационную гигиену, когда сидите в интернете

Одна из причин СДВГ — постоянное хаотическое блуждание в информационном пространстве. Такое блуждание, перескакивание с одного на другое, оставляет на нашем мышлении «слепок», так что мы уже не может сосредоточиться на чем-то другом. Поэтому нужно постепенно избавляться от этой причины. Организуйте свою работу в интернете таким образом, чтоб она не превращалась в перемещение со вкладки на вкладку. Для этого ограничьте свое пребывание в , например, выделите под это определенное время, «до 15.00 я не захожу ни в контакт, ни в твитер, а в 15.30 я заканчиваю свое посещение соц. сетей и вновь не захожу туда до вечера».

Кстати, широкое распространение активности в соц. сетях, по всей видимости, является одной из причин СДВГ. Так как социальные сети, самой своей структурой организуют получение нами информации таким образом, что она потребляется нами маленькими и разнородными порциями, быстро и интенсивно. Почитали новости, зашли на страницу друга, одновременно запустили аудиозапись, опубликовали твит и все это за 5 минут. Это все равно что есть много разной еды одновременно: съели кусок рыбы, сразу закусили огурцом, потянулись за мороженным, положили в рот креветку и запили все это глотком кефира и кофе. А потом, несварение.

Мозг тоже сильно утомляется и изнашивается от интенсивного поступления разной информации за короткий промежуток времени, также как желудок от усвоения кучи еды. Тем и вредны соц сети. Если вы проводите время в интернете, то лучше пусть информация в вас поступает бОльшими порциями и с бОльшим временным интервалом. Читайте большие статьи в википедии или где-нибудь еще, по-долгу рассматривайте картины. Не нужно прерывать этот процесс и судорожно следить за обновлением вашей личной страницы почты или соц сети и жать клавишу F5.

На это время отключите свои аськи и скайпы, чтобы на них не отвлекаться. И вообще, при использовании этих клиентов старайтесь не строчить туда друзьям по каждому возможному поводу, также, помните, что вы не обязаны отвечать туда сразу после того, как вам кто-то написал. Сначала завершите начатое дело, а потом пишите, если только не что-то очень срочное. Помните, когда вас что-то отвлекает от какого-то процесса, выполнение его идет с куда меньше эффективностью, это научный факт.

Заставляйте себя сосредотачиваться

Читайте книги, не отвлекаясь на посторонние стимулы. Чем более книга скучна, тем лучше вы тренируете способность концентрировать внимание. Но многие скучные книги достаточно полезны, так что пускай это упражнение послужит вам также хорошим поводом для обучение новому, совершенствованию своих профессиональных и личных качеств. Засекайте время, в ходе которого вы не должны отвлекаться, а только читать, пускай это будет час или два. Можете измерять это в количестве прочитанных страниц, как вам угодно. И пока это время не пройдет — никаких посторонних дел! То же самое относится к вашей работе, делам. Делайте все это, не отвлекаясь и засекая время на выполнение. (Перво-наперво дочитайте эту статью до конца, с короткими передышками, если нужно, но не отвлекаясь на внешние стимулы)

Удерживайте внимание на том, что вам говорят люди, учитесь слушать собеседника. Все это, по началу, очень сложно. Внимание будет постоянно уплывать в сторону, но пускай это вас не огорчает и не раздражает, просто, когда вы осознаете что вы отвлеклись, спокойно переводите внимание вновь на предмет концентрации. Медленно но верно ваша способность концентрации будет улучшаться.

Меньше болтайте не по делу

В компании других людей не нужно говорить все что приходит вам на ум, перебивать и торопиться высказаться. Спокойно слушайте других до конца, старайтесь говорить по существу и по теме. Выдерживайте паузы прежде чем отвечать, обдумывайте свои ответы. Не нужно тараторить, держите ровную и спокойную интонацию.

Бросайте вредные привычки

Курение — самый большой союзник СДВГ: сигарета занимает ваше внимание и руки и только способствует развитию синдрома. Люди часто начинают курить от распирающего их внутреннего беспокойства, неумения усидеть на месте без дела. Так было, например у меня. Я уже давно не курю. О том как бросить курить можете потом прочитать статью на моем сайте, ссылку я давал выше.

Пейте меньше алкоголя. Вы не задумывались в чем заключается феномен, так называемого, пивного алкоголизма? Не только в любви к пенному напитку, как таковому, а в том, что пиво, как легкий алкоголь позволяет делать глотки часто, в результате у вас постоянно заняты руки и рот. А если в паузах еще и курить, а между затяжками болтать, одним глазом смотреть в экран, то это занимает все ваше внимание и только способствует развитию дефицита внимания, вдобавок еще и очень вредно. Так что старайтесь избегать шумных посиделок в барах за пивом и сигаретами, лучше отдыхайте в тишине и старайтесь расслабиться.

Учитесь терпеть ожидание

Старайтесь расслабиться, не ерзать, стоя в очереди, не выбегать курить каждые 10 минут, потому что вам некуда себя деть. Все это время пытайтесь расслабиться.

Совершайте длительные и спокойные прогулки

Размеренная прогулка на свежем воздухе хорошо способствует расслаблению и выходу из ритма СДВГ. Так что после работы вместо того, чтобы продолжать бомбардировать свой мозг новыми порциями информации (интернет, телевизор, разговор), спокойно прогуляйтесь по улице, можно даже в одиночестве. Старайтесь не думать о проблемах сегодняшнего дня, вообще меньше думайте и больше смотрите по сторонам, подмечая окружающее. Мысли текут спокойно и размеренно, старайтесь расслабиться как можно сильнее.

Медитируйте

Это, пожалуй, наиболее действенный и безотказный метод при профилактике СДВГ и многих других неприятных недугов! Как работает медитация, сейчас расскажу. Вы заметили, что объединяет все вышеперечисленные методы? Это принцип противодействия симптомам СДВГ, о котором я упомянул выше. Вы делаете противоположное тому, что заставляет вас делать синдром дефицита внимания и так от него избавляетесь: хотите дергаться — заставляете себя сидеть спокойно, есть желание переключаться с вкладки на вкладку — контролируете себя и не допускаете этого, трудно дослушать музыкальный альбом до конца, испытываете сильные порывы чтобы встать — не делаете этого, вот и все.

Медитация — это сеанс расслабления и концентрации, который оказывает крайне положительное влияние на психику и полностью реализует принцип противодействия СДВГ! Когда вы медитируете вы во-первых пытаетесь направить внимание на какой-нибудь предмет (образ, физиологический процесс в вашем теле, фраза в голове), тем самым развивая навыки концентрации, во-вторых успокаиваетесь, сидите минут 20 в неподвижной, расслабленной позе. Вам будет очень хотеться встать и прервать этот процесс, ваше тело захочет активности, но вы будете бороться с этим желанием, усмирять его и вновь направлять свое внимание на его предмет!

Разве можно придумать лучшее упражнение для того, чтобы научиться быть расслабленным и справляться с внутренним беспокойством?! Медитация очень сильно помогла мне, и далеко не только в устранении СДВГ, благодаря ей была проделана вся та работа над собой, в ходе которой во мне произошли все положительные метаморфозы и я смог сформулировать те выводы, которыми наполнен мой сайт и, в частности, данная статья.

Медитация не волшебство, это несложное упражнение, которое может выполнять каждый. Чтобы узнать , читайте статью по ссылке.

Информационное голодание

В одной из я описал упражнение, которое будет очень полезно людям с СДВГ!

Если СДВГ у вашего ребенка

Зачастую синдром дефицита внимания и гиперактивности начинает проявляться в детстве. Но помните о том, что когда вы пытаетесь определить клиническую картину у ребенка, делайте поправку на то, что дети всегда более активные чем взрослые и им сложнее сидеть спокойно и удерживать внимание чем нам. То, что ненормально для нас — может быть нормальным для ребенка. Так что не надо бить в набат, если вы обнаружили симптомы СДВГ у ребенка. Ничего страшного, спокойно работаете с ним, применяя грамотные и мягкие воспитательные меры.

Если ваш ребенок слишком уж активен и рассеян, то ему помогут все те советы, что подойдут для взрослого. Совершайте с ним длительные прогулки, приучайте к занятиям, требующим концентрации (шахматы, чтение, моделирование самолетиков и т.д.), контролируйте его досуг, проведенный в интернете, развивайте его память и концентрацию, научите следить за своими телодвижениями и спокойно объясните ему простыми словами о всем том плохом, что с ним будет, если его беспокойство и рассеянность перенесутся во взрослую жизнь. Главное не давить и не принуждать силой, найдите ту грань, которая разделяет мудрое воспитание и агрессивную диктатуру и не переходите за нее.

А если с детства приучить ребенка к медитации, это будет вообще отлично! Уже при достижении зрелости у него не будет всех тех проблем, какие могли испытывать мы: проблемы с нервной системой, беспокойство, импульсивность, тревожность, раздражительность, вредные привычки и т.д. Только если взрослому нужно медитировать 15 — 20 минут за сеанс, то ребенку хватит 5 — 10 минут.

Не переживайте, если работа с ребенком не приводит сразу к желаемому результату. Не теряйте терпения. Большинство детских, а также, взрослых проблем решаемы, но только в том случае, если от них не отворачиваться, не игнорировать их причины, не предоставлять их произволу безалаберных врачей, а работать с ними осознанно, методично, самостоятельно.