Социально реабилитационный центр для лиц с овз. Положение об отделении реабилитации для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Цели и задачи отделения

Пандусы и подъемные платформы у подъездов, новые автобусы, троллейбусы и трамваи — сайт рассказывает, как Москва становится ближе к маломобильным горожанам.

Поддержка инвалидов и семей с детьми-инвалидами — одно из приоритетных направлений работы Правительства Москвы. На создание комфортной городской среды для людей с ограниченными возможностями здоровья в этом году выделили 1,2 миллиарда рублей.

Дом и квартира

Не так давно маломобильным москвичам было трудно не только добраться куда-либо, но даже выйти из собственной квартиры. Сегодня в жилых домах появляются подъемные платформы, позволяющие беспрепятственно заходить в подъезд и выходить из него. За прошедшие годы установлено более трех тысяч подобных устройств. Сейчас это оборудование ждут в 592 домах. В ближайшие несколько лет вопрос должны решить: в 2018-м и 2019-м планируется устанавливать в год не менее 275 платформ в подъездах, где живут инвалиды.

Изменения происходят и в квартирах. Чтобы маломобильные граждане могли перемещаться в них самостоятельно, здесь монтируют специальные потолочные подъемные системы. Сейчас установлено около1,1 тысячи таких систем, 107 из них появились в этом году.

Городская инфраструктура

Более доступными для инвалидов стали объекты городской инфраструктуры. Сегодня для нужд маломобильных граждан приспособлено уже 85 процентов всех социально значимых объектов.

Особое внимание уделяется созданию комфортной среды в учреждениях системы образования. В столице проживают более 1,1 миллиона человек с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 39,5 тысячи детей. Поэтому в новых школах и детских садах появляются пандусы и лифты, что позволяет посещать эти образовательные учреждения маломобильным детям.

Транспорт

Сегодня город закупает только низкопольные виды наземного пассажирского транспорта. Это делает его доступным для маломобильных граждан. Количество автобусов такого типа составляет свыше 90 процентов, троллейбусов — более 70 процентов, трамваев — 33 процента.

Более комфортным стал и метрополитен. На лестничных спусках устанавливают пандусы, в вагонах появляются места для инвалидов в колясках, а во многих поездах о закрытии дверей предупреждает световая сигнализация или световая и тональная сигнализация. Кроме того, в метро маломобильным горожанам помогают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров .

Увеличение размеров соцвыплат

Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено большое количество мер социальной поддержки.

Например, ежемесячная выплата по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет составила 12 тысяч рублей (в 2017 году — шесть тысяч рублей). Такая же сумма выплачивается на ребенка в возрасте до 18 лет, проживающего в семье, в которой оба или единственный родитель не работают и являются инвалидами I или II группы.

Льготы для семей, где есть дети-инвалиды

Родителей детей-инвалидов освобождают от оплаты за содержание в государственных дошкольных образовательных учреждениях. За счет средств городского бюджета инвалиды, учащиеся первых — одиннадцатых классов, могут получать двухразовое горячее питание.

Сегодня ребенок-инвалид и его родители могут выбрать любую школу, в том числе ту, которая расположена рядом с домом. «Для того чтобы им там создали специальные образовательные условия, если они в них нуждаются, дети идут на центральную психолого-медико-педагогическую комиссию, которая дает им заключение об этих специальных образовательных условиях, и любая школа города обязана создать эти условия», — рассказала Юлия Камал, председатель Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства.

По ее словам, в городе работают восемь комплексных реабилитационно-образовательных центров, которые подведомственны Департаменту труда и социальной защиты населения. В этих учреждениях дети одновременно и учатся, и проходят реабилитацию. «Это дети сразличными заболеваниями, в том числе имеющие опорно-двигательные нарушения, интеллектуальные, дети с расстройством аутического спектра и дети с серьезными сколиозами», — уточнила Юлия Камал.

В городе есть для детей с расстройством аутического спектра проект «Ресурсные классы». «Это не отдельные классы, в которых собирают таких детей. Дети учатся в обычных регулярных классах, а ресурсные классы — это зона сенсорной разгрузки, зона, где дети могут индивидуально позаниматься. Это спецпроект для детей, у которых есть аутизм», — отметила она.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право бесплатно учиться в школах искусств, а также посещать музеи, выставочные залы, зоопарки, находящиеся в ведении Правительства Москвы.

До 23 лет детям-инвалидам и инвалидам с детства доступны занятия спортом, причем они совершенно бесплатные. Это возможно в учреждениях, которые входят в городскую государственную систему физической культуры и спорта, а также в некоторых коммерческих организаций.

Городской социальный пакет включает также ряд транспортных льгот. Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, их родители (опекуны, попечители), а также один из родителей инвалида с детства в возрасте до 23 лет имеют право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта. Исключение — такси. Воспользоваться правом бесплатного проезда также могут люди, сопровождающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В медицинской сфере город предлагает помощь по нескольким направлениям. Например, по заключению врачей дети-инвалиды до трех лет бесплатно получают продукты детского питания. В их числе молоко, кефир, творог, фруктовые соки и пюре, а также молочные смеси.

Помимо этого, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на бесплатное зубопротезирование, кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики. Детей-инвалидов с сахарным диабетом первого типа Департамент здравоохранения обеспечивает дозаторами инсулина (помпами).

За счет бюджета города дети-инвалиды (от четырех до 18 лет включительно) могут бесплатно получить услуги по выездной реабилитации в здравницах Черноморского побережья. В поездке каждого ребенка сопровождает его законный представитель.

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО» в г. Калининграде

Кафедра дизайна


ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

РЕКОНСРУКЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Студентки 6-го курса

очной формы обучения

В.А. Дурмановой


Калининград 2014


2. Сравнительный анализ реабилитационных центров России и зарубежья

Заключение

Список используемой литературы

Приложения


Введение


Проблемы, которые связаны с инвалидностью являются частью социальной политики. В настоящее время число людей с ограниченными возможностями составляет около 10% населения. С каждым годом увеличивается количество детей-инвалидов. В России за последние десять лет количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте до 18 лет, увеличилось в два раза и составляет на данный момент 642 тысячи человек. Также отмечено, что за последние пять лет увеличилась общая заболеваемость новорожденных. "Заболеваемость детей в возрасте до 15 лет увеличилась на 15%, а заболеваемость детей от 15 до 18 лет - на 20%" - сказала Шарапова, директор департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ. По данным того же Минздравсоцразвития, на сегодняшний день количество инвалидов в России продолжает увеличиваться и уже составляет 11 миллионов 400 тысяч человек.

Постановлением правительства была принята программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Данная программа заключается в формировании условий для безбарьерного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также повышение уровня жизни. Эта программа также предусматривает увеличение количества специализированных учреждений для инвалидов, количество рабочих мест, обеспечение техническими средствами и т.д. Государством принимаются законы и программы, в которых защищаются права инвалидов, но на деле выходит совершенно другое. Государство на данный момент времени не в силах поддерживать такую группу населения как инвалиды. К примеру, касаемо градостроительства, наши города не совсем предназначены для доступной жизни инвалидов. Планировка и строительство жилищных объектов не предусматривает потребностей людей с ограниченными возможностями, т.к. это должно повысить стоимость дополнительных работ. К сожалению, подобные «барьеры» инвалид встречает практически во всех сферах: моральной, медицинской, экономической, реабилитационной, трудовой и образовательной.

Многие из этих проблем могут решить центры, в которых бы оказывался комплекс медико-социально-педагогических реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями, отклонениями в физическом или (и) умственном развитии, где оказывалась бы помощь не только детям, но и их родителям. Быть родителем ребенка-инвалида это тяжелейший моральный и физический труд. Многие вынуждены постоянно носить на руках уже подросших детей, поэтому очень часто встречаются заболевания позвоночника, проблемы с нервной системой, связанные с моральными и эмоциональными перегрузками. Возможность отдохнуть, восстановиться, расслабиться и получить психологическую помощь - крайне важно для дальнейшей реабилитации детей. Восстановленный и отдохнувший родитель - это половина успеха!

В связи с этим, считаю выбранною мною тему в высшей степени актуальной. Такие реабилитационные центры существуют повсеместно: В Москве, Санкт- Петербурге, Ижевске, Екатеринбурге, Саратове, Калининграде; а также в городах Белоруссии, Украины, Германии, Польши, Греции, и т.д. Но, несмотря на это, их все равно не хватает и, зачастую, они не отвечают современным требованиям доступной среды.


Для создания комфортных условий пребывания детей-инвалидов, возможности приобретения ими наибольшей самостоятельности, достойного места в обществе, полной реализации их способностей необходимо формирование системы зданий для коррекционного воспитания, обучения и реабилитации (медицинской, профессиональной, социальной), включающей как специальные учебно-воспитательные здания, так и здания общего типа: школы, детские сады, дошкольные центры и другие учреждения, приспособленные для обучения детей с аномалиями развития.

Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями являются учреждениями государственной системы социальной защиты населения, осуществляющими комплексную реабилитацию детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательной системы, детского церебрального паралича (ДЦП), речевой патологии, нарушениями органов слуха и органов зрения, а также с отклонениями в умственном развитии.

Реабилитационный центр должен включать необходимые элементы учебно-воспитательного (детский сад и школа) и медико-восстановительного учреждения, временного интерната (от 1 до 5 месяцев проживания) и предназначены для комплексной реабилитации в возрасте от 0 до 18 лет, а также семей, в которых такие дети воспитываются.

Цвет. Детская архитектура - это именно та архитектура, в которой должны присутствовать различные цвета. Цвет - это мощный инструмент воздействия, один из мощнейших факторов, влияющих на психику, настроение, самочувствие (здоровье), зрительное восприятие размеров помещения. Цвет - самый простой и действующий способ изменить восприятие пространства, позволяет корректировать состояние человека. Цвет - это то, что может заинтересовать ребенка.

Фактура. Хорошие результаты дает использование отделочного материала рядом с другим, контрастным ему по фактуре, по ощущению строительного веса: тяжелых (камня, бетона, штукатурки) и легких (стекла, керамической или стеклянной плитки и т. д.); сочетание теплых по зрительному ощущению материалов с холодными: дерево - стекло и т.д.

Центры создаются из расчета одно учреждение на 1 тыс. детей с ограниченными возможностями, проживающих в городе или районе. При наличии в городе или районе менее 1 тыс. детей с ограниченными возможностями создается один центр.

Вместимость реабилитационного центра определяется числом мест в дневном и круглосуточном стационарах. В дневных стационарах число коек может быть ориентировочно принято равным 20 % числа мест (пропускной способности) дневного стационара.

Здания и помещения, предназначенные для размещения центра и его структурных подразделений, должны соответствовать реализации целей и задач этого учреждения, которые приведены в приложении, а также располагать всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечать противопожарным требованиям, санитарно-гигиеническим нормам и другим нормативным документам.

В составе реабилитационного центра в соответствии с «Примерным положением о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями» следует предусмотреть:

) отделение медико-социальной реабилитации;

) отделение психолого-педагогической помощи;

) отделение дневного пребывания;

) стационарное отделение;

) административно-управленческую службу.

Дополнительно в состав центра может быть включено отделение экспертизы и разработки программ социальной реабилитации. Отделение может размещаться также и автономно от реабилитационного центра. Оно предназначено для выполнения следующих функций:

выявления детей и подростков, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии;

сбора информации об анамнезе, основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале и сведений о его семье;

разработки индивидуальной программы реабилитации и реабилитации ребенка или подростка совместно с другими учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, спорта и иных ведомств;

координации выполнения индивидуальных программ и контроля эффективности проводимых мероприятий;

создания компьютерной базы данных о детях и подростках с ограниченными возможностями в городе или районе и о реализации индивидуальных программ социальной реабилитации этих детей.

Эргономические требования.

Дети и подростки в возрасте от 3 до 18 лет, пользующихся дополнительными приспособлениями при передвижении (палки, костыли, кресла-коляски и пр.)имеют специфические эргономические данные. Эти данные следует учитывать при проектировании коммуникационных связей в здании, помещений различного назначения, расстановки стационарных элементов оборудования и мебели (Приложение А).

Для проектирования комфортной среды в зданиях для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов, пользующихся креслами-колясками, необходимо учитывать габариты разворота коляски по трем возрастным группам: до 7 лет; от 7 до 13 лет, от 13 до 18 лет (Приложение Б).

Участки размещения.

Реабилитационные центры размещают на отдельных участках, как правило, в пределах населенных пунктов, в озелененных районах, вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей, автодорог с интенсивным движением и других источников загрязнения и шума.

Ориентировочную (усредненную) площадь участка реабилитационного центра следует определять по расчетной площади на 1 место в учреждении, которая составляет не менее:

при вместимости 80 обслуживаемых детей-инвалидов и менее - 200 м2/место;

при вместимости более 80 обслуживаемых детей-инвалидов - 160 м2/место.

Полный набор сооружений и элементов территории, которые могут размещаются на участке реабилитационного центра, приведен ниже, это:

групповые (прогулочные) площадки;

навесы при групповых площадках;

физкультурно-оздоровительные площадки для подвижных игр;

беговая дорожка (не менее 30 м);

яма для прыжков 2?4 м;

площадки для размещения гимнастических снарядов;

площадки для спортивных игр;

открытые бассейны;

хозяйственная площадка.

Игровые площадки, прогулочные зоны, а также озеленение и благоустройство являются такими же необходимыми составными частями, как помещения детского реабилитационного центра, предназначенные для проведения медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи и социально-педагогической реабилитации.

Эти площадки и прогулочные зоны представляют собой рекреационные пространства, свободные для передвижений и общения детей-инвалидов различных возрастов. Они могут иметь травяное покрытие в виде газона, а также различную форму и площадь, позволяющие достаточно легко размещать их среди других площадок, построек и зданий на территории рассматриваемого центра.

Игровые площадки могут быть подразделены на площадки для детей младших возрастов (от 3 до 7 лет) и различные площадки для старших возрастов детей-инвалидов.

Игровые и прогулочные площадки оборудуются для проведения занятий в различную погоду и в различное время года. Над площадками или рядом с ними необходимо разместить навесы от дождя и снега, а также предусмотреть подсобные складские помещения для хранения нестационарного оборудования и инвентаря.

Для детей с частичной потерей зрения на участке реабилитационного центра необходимо

устраивать полосу ориентации шириной не менее 1,2 м по периметру ванн открытых бассейнов, по периметру игровых площадок, а также дорожек для бега или разбега перед прыжком - не менее 1,5 м.

По внешнему периметру вокруг открытых бассейнов следует предусматривать ограждение высотой не менее 1 м с поручнями.

На гимнастических площадках для реабилитации предусматривается дополнительное оборудование:

брусья длиной 3-5 м, устанавливаемые на различных покрытиях (песок или галька или трава);

манеж размером 2?3 м для детей, не способных к самостоятельным передвижениям;

надувной бассейн размером 2?3 м, наполняемый водой или разноцветными пластиковыми шариками.

Игровые площадки для детей-инвалидов младших возрастов оборудуются песочницами и специально разработанными возвышающимися опорными силуэтами или устройствами небольшой высоты, о которые можно опираться, проползать под ними или, наоборот, забираться или заезжать на креслах-колясках по наклонным плоскостям без больших усилий.

Для детей-инвалидов старше 7 лет на территории детского реабилитационного центра реально могут быть размещены различные игровые площадки сравнительно небольших размеров, что позволит обеспечить их необходимое число и достаточное разнообразие.

На территории детского реабилитационного центра могут быть размещены:

площадка для мини-волейбола общим размером 8*16 м (играют от 2 до 6 детей);

площадка для игры в бадминтон размером 8*15 м (играют от 2 до 4 детей);

площадка для мини-баскетбола общим размером 16*19 м (играют 10 детей);

городошная площадка размером 15*30 м (играют от 2 до 10 детей);

площадка для настольного тенниса размером 4,5*7,8 м (может быть несколько площадок, на каждой из которых играют от 2 до 4 детей);

площадка для наземного бильярда размером 1,7*3,0 м, с бортами высотой 12 см и фунтовым покрытием из минеральной спецсмеси (может быть несколько площадок), при этом шары могут быть деревянными крокетными или из уплотненной пластмассы (играют от 2 до 4 детей);

площадка для мини-футбола и различных игр с мячом размером 18*25 м (играют до 12 детей).

Вокруг площадок для занятий детей-инвалидов, пользующихся креслами-колясками, размещают полосы безопасности шириной не менее 2 м, а по торцевым сторонам игровых площадок - не менее 3 м. Участок реабилитационного центра ограждают по всему периметру оградой высотой 1,6 м. Допускается по местным условиям увеличение или уменьшение высоты ограждения на 0,4 м, а также применение живой изгороди.

На участке следует предусматривать подъезды, а также возможность объезда вокруг зданий для пожарных машин. Поверхность подъездных путей должна иметь твердое покрытие.

На хозяйственной площадке размещают мусоросборники, складские постройки, гараж, конюшню и т. п.

Хозяйственная площадка должна иметь твердое покрытие, размещаться при входах в помещения кухни и примыкать к дорожному покрытию подъезда к зданию реабилитационного центра.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

На основании данных годовой отчетности проведен анализ показателей и изучена динамика распространенности, нозологической патологии инвалидности и эффективность реабилитационной помощи детям на базе МКУ г.о. Новокуйбышевск СО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Светлячок» за период 2012–2014 гг. Оценивая данные, можно отметить, что количество выписанных детей «с улучшением» оставалось стабильно высоким, что, очевидно, связано с применением адекватных методик реабилитации (сочетание медикаментозного, физиотерапевтического лечения). В статье обозначена проблема детской инвалидности в регионе, которая представляет собой актуальную медико-социальную задачу, требующую систематического мониторинга и многоуровневого решения выявления различных патологий в ранние сроки и своевременного начала коррекционных мероприятий для улучшения показателей состояния здоровья у детей.

детская инвалидность

структура

реабилитация

реабилитационный центр

дети с ограниченными возможностями

критерии эффективности

1. Анаева Л.А., Жетишев Р.А., Крымукова М.А., Ацканова Б.Л. Динамика распространенности и нозологической структуры детской инвалидности в Кабардино-Балкарии // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 10-9. – С. 1680-1684.

2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н. Инвалидность детского населения России. – М.: Центр развития межсекторальных программ, 2008. – 240 с. (Серия «Социальная педиатрия»; Вып.7).

3. Дмитриева М.В. Особенности комплексной реабилитации детей, родившихся с низкой массой тела: материалы научно-практической конференции с международным участием «Молодые учёные XXI века – от идеи к практике», посвященной 85-летию Клиник СамГМУ. Самара, 2015. – С. 113-114.

4. Дмитриева М.В., Мазур Л.И., Щербицкая О.В. Организация комплексной реабилитации детей, родившихся с низкой массой тела, в условиях реабилитационного центра // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т.17, № 5-3. – С.758-761.

5. Дмитриева М.В., Мазур Л.И., Щербицкая О.В. Структура инвалидизирующей патологии у детей дошкольного возраста, родившихся недоношенными // Инновационные направления в научной и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 ч. Общество с ограниченной ответственностью "НОВАЛЕНСО". – 2015. – С. 40-44.

Уровень инвалидности детей, наряду с заболеваемостью и смертностью, - ведущий показатель, характеризующий, с одной стороны, состояние здоровья детского населения, а с другой - положение детей в стране, уровень развития и эффективность деятельности государственных систем и негосударственных организаций, оказывающих помощь детям-инвалидам, а также служб, ответственных за проведение политики по предупреждению инвалидности среди детей .

Особого внимания заслуживает анализ детской инвалидности. Важность оценки данного показателя предопределяется тем, что распространенность и структура детской инвалидности, с одной стороны, являются важнейшими характеристиками здоровья населения территории, а с другой - создают предпосылки для падения трудовых ресурсов на территории и ставят дополнительные задачи перед системой социальной защиты населения . Органы здравоохранения в своей работе широко используют показатели инвалидности, выявляют их тенденции для определения состояния здоровья населения и дальнейшей реабилитационной помощи инвалидам. Сплошное изучение распространенности детской инвалидности, ее динамики и тенденций по классам обусловивших заболеваний, ведущим нарушениям и жизнеограничениям проводится на основе обязательной государственной отчетности.

Распространенность и нозологическая структура детской инвалидности зависят от возраста ребенка и имеют свои региональные особенности. В этой связи мероприятия по снижению детской инвалидности и реабилитационные программы должны носить региональный характер.

Целью настоящей работы стало изучение динамики распространенности и нозологической структуры детской инвалидности, эффективность реабилитации в условиях реабилитационного центра городского округа Новокуйбышевска Самарской области за 2012-2014 гг.

Материалы и методы исследования. В исследование были включены 858 детей-инвалидов от 0 до 18 лет, получающих реабилитационную помощь на базе муниципального казенного учреждения городского округа Новокуйбышевск Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями “Светлячок”» за период 2012-2014 гг. Для реализации поставленной цели нами проведен ретроспективный анализ показателей детской инвалидности по данным годовой отчетности. В процессе проведения исследования были выделены три группы детей в зависимости от года: 272 ребенка - 2012 год, 287 - 2013 год, 299 - 2014 год. Дизайн исследования - одномоментное, контролируемое.

Результаты и их обсуждение. Мы провели общую оценку численности детской популяции в городе Новокуйбышевске Самарской области за период 2012-2014 гг. Выявлено, что, несмотря на уменьшение численности детского населения за данный период с 18846 до 18562 человек, анализ структуры показал устойчивую тенденцию к повышению количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от 0 до 18 лет с 1,4 % (272) до 1,6 % (299), что связано с ухудшением качественных показателей здоровья детей. Дети с ограниченными возможностями - самая уязвимая часть детского населения. Контингент этих детей очень разнообразен: как инвалиды, так и неучтенные инвалиды, к которым относятся дети с ограничениями, но не имеющие статус инвалида. Среди детей с ОВЗ в городе Новокуйбышевске количество неорганизованных детей увеличилось на 10,04 % (с 29 до 62 детей), дошкольников - на 8,43 % (с 38 до 67 человек), школьников на 18,38 % (со 101 до 166 детей) и студентов на 0,97 % (с 1 до 4 человек) (рис. 1).

Рис. 1. Число детей с ограниченными возможностями от 0 до 18 лет в городском округе Новокуйбышевске Самарской области за период 2012-2014 гг.

В условиях реабилитационного центра увеличение количества детей-инвалидов в 2014 году в сравнении с 2012-2013 гг. происходило за счет детей в возрасте от 0 до 4 лет. Число детей-инвалидов в возрасте от 16 до 18 лет снизилось незначительно за исследуемый период - с 14,7 % до 12,7 %. Среди детей в возрасте от 0 до 18 лет значительную часть занимала группа детей - от 10 до 16 лет, на которых приходилось около 37 % за все изучаемые года. За весь анализируемый период распространенность впервые установленной инвалидности у мальчиков была выше, чем у девочек, во всех возрастных группах (табл.1).

Таблица 1

Динамика поло-возрастной структуры у детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет за период 2012-2014 гг.

(n= 272)

(n= 287)

2014 год (n= 299)

Возраст детей

От 0 до 4 лет

От 4 до 10 лет

От 10 до 16 лет

От 16 до 18 лет

Пол детей

Мальчики

Причины детской инвалидности изучаются во всех странах мира . Так, в Российской Федерации в структуре причин инвалидности детей в возрасте 0-15 лет в 1996 году первое место занимали болезни нервной системы, второе - психические расстройства и расстройства поведения и третье - врожденные аномалии. В 2005 г. на первое место вышли психические расстройства и расстройства поведения, а болезни нервной системы стали занимать второе место . В г. Ташкенте (Д.А. Касимов) ведущие причины инвалидности - болезни нервной системы, врожденные пороки развития. В нашем исследовании получились сходные данные. Мы установили, что первое место в структуре инвалидности среди детей в возрасте 0-18 лет, так же, как за все предыдущие года, стабильно принадлежало врожденным аномалиям и болезням нервной системы. В 2012 г. оно составляло 27,2 %, в 2013 г. - 26,4 %, в 2014 г. - 24,08 % (табл. 2).

В структуре всех приведших к инвалидности болезней нервной системы наибольший удельный вес заняли церебральный паралич и другие паралитические синдромы, эпизодические и пароксизмальные расстройства; системные атрофии нервной системы, воспалительные заболевания - встречались с наименьшей частотой.

Таблица 2

Структура инвалидности по обусловившему ее заболеванию среди детей в возрасте 0-18 лет за 2012-2014 гг.

Классы болезней

Заболеваемость

(n =272)

(n =287)

2014 год (n =299)

Врожденные аномалии

[пороки развития] и болезни

нервной системы

Врожденные аномалии

[пороки развития] и болезни

органов чувств

Врожденные аномалии

[пороки развития], деформации

и хромосомные нарушения

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и

нарушения обмена веществ

Болезни костно-мышечной

системы и соединительной

Психические расстройства и расстройства поведения

Болезни системы

Кровообращения

Болезни органов пищеварения

Болезни крови, кроветворных органов, отдельные нарушения с вовлечением иммунного

механизма

Болезни мочеполовой системы

Болезни костно-мышечной

системы и соединительной ткани

Новообразования

Болезни органов дыхания

Врожденные аномалии [пороки развития], деформации и хромосомные нарушения заняли третье место. Максимальный уровень регистрировался в 2013 году - 12,3 %, а далее стал уменьшаться - 9,36 % в 2014 г. Чаще всего врожденные аномалии отмечались в возрасте от 0 до 4 лет, по мере взросления распространенность уменьшалась и достигала минимального уровня в возрасте 15-17 лет. Лидирующую позицию среди врожденных аномалий занимали врожденные аномалии сердца (открытое овальное окно, открытый артериальный проток) и системы кровообращения, нервной системы.

Уровень инвалидности, связанной с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ, связан с развитием заболеваний щитовидной железы и сахарного диабета, которые чаще встречались у детей школьного возраста.

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани заняли пятое место в ранговой структуре. Уровень инвалидности достоверно снижался с 7,5 до 6,68 % за период. Самой частой причиной являлись остеопатии и хондропатии, юношеский артрит, системные поражения соединительной ткани.

Частота встречаемости инвалидизируюшей патологии, связанной с болезнями крови, кроветворных органов, у детей в условиях центра за 2012-2013 гг. уменьшался с 4,2 до 3,1 %, тогда как в 2014 году - снова увеличился до 4,01 %. Наиболее значимыми в формировании инвалидности при данной патологии являлись нарушения свертываемости крови, пурпура и другие геморрагические состояния.

Инвалидность, связанная с болезнями органов пищеварения, в динамике за 2012-2014 гг. имела тенденцию постепенного снижения во всех возрастных группах. Максимальный уровень отмечался за весь исследуемый период в 2012 году и достигал 0,9 %.

За период 2012-2014 гг. выявлялась небольшая тенденция к увеличению удельного веса среди всех причин врожденных аномалий и болезней органов чувств (с 11,2 до 16,72 %) и новообразований, включая оперированные опухоли (с 1,5 до 2,0 %). Это увеличение связано с возрастными особенностями. Так, согласно литературным данным, при переходе от возраста к возрасту распространенность инвалидности в связи с новообразованиями в России увеличивается, достигая максимума к 15-17 годам, и более половины в структуре занимают злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственной им тканей .

Необходимо отметить, что в целом в 2014 году по сравнению с 2012 и 2013 годами структура детской инвалидности в реабилитационном центре по обусловившему заболеванию не изменилась.

Критерием эффективности комплексной реабилитации является динамика в клинической картине с лабораторным и функциональным подтверждением . Анализ статистических данных эффективности комплексной реабилитации детей показал, что минимальный уровень детей без улучшения состояния здоровья зафиксирован в 2012 году (0 %), а со значительным улучшением - в 2013 году и составил 41 % (рис. 2).

Оценивая данные, можно отметить, что количество выписанных детей «с улучшением» оставалось стабильно высоким, что, очевидно, связано с применением адекватных методик реабилитации (сочетание медикаментозного, физиотерапевтического лечения).

Рис. 2. Статистические данные за период 2012-2014 гг., отражающие динамику эффективности реабилитации у детей (%)

В период с 2012 по 2014 гг. отмечалось уменьшение оказания стационарной помощи детям на 25,57 %; амбулаторная помощь не изменялась за весь исследуемый период и была оказана 50 % детей (рис.3). За период 2012-2014 гг. увеличилось количество детей, получающих санаторно-курортное лечение и обследование на 5,0 % (2012 г. - 8,08 %, 2014 г. -13,08 %). Данная помощь была оказана в санатории ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России, в санаториях г. Анапы и г. Сочи.

Рис. 3. Статистические данные за период 2012-2014 гг., отражающие динамику количества детей, прошедших курс реабилитации (%)

Таким образом, подтверждено, что проблема детской инвалидности в регионе представляет собой актуальную медико-социальную задачу, требующую систематического мониторинга и многоуровневого решения.

Главными приоритетами на ближайшую перспективу должны стать профилактика детской инвалидности, а не ее снижение, и улучшение медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями, в том числе инвалидам, на основе национальной оценки потребностей и проверки качества предоставляемых услуг. В контексте профилактики детской инвалидности необходимо рассматривать ее предотвратимость.

Библиографическая ссылка

Дмитриева М.В. СТРУКТУРА ДЕТСКОЙ ИНВАЛИДНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАБИЛИТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
URL: http://сайт/ru/article/view?id=25075 (дата обращения: 01.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности на примере РЦ «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Горно-Алтайский реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» в Республики Алтай, который начал работать с 3 января 2001 года. Целями деятельности учреждения:

  • · Оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированную социальной медико-психолого-педагогической помощи;
  • · Обеспечение максимально полной и своевременной социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями к жизни в обществе, семье, к обучению и труду;
  • · Привлечение государственных учреждений, организация разных форм собственности к решению вопросов в интересах эффективной медико-социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями развития;

В центре «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья организуется через включение этих детей в игровую, трудовую и социокультурную деятельность. С детьми работают 84 работника специалистов,40 из них имеют первую и высшую квалификационные категории.

Реабилитационный Центр «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» осуществляет комплексную (социальную, медицинскую, психолого-педагогическую) реабилитацию детей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии, и членов их семей. Центр предоставляет услуги детям и подросткам инвалидам от 0 до 18. лет, имеющих заболевания ЦНС, со сложной структурой дефекта с выраженной умственной отсталостью (олигофрения, эпилепсия, гидроцефалия, ДЦП и т.д.). Хромосомные нарушения (синдром Дауна, синдром Ретта, миопатия Дюшена, и т.д.), психические расстройства в стадии ремиссии (шизофрения, аутизм и т.д.), речевые и соматические расстройства. Большинство детей, обслуживаемых в Центре - инвалиды детства, которые являются «неорганизованными».

Центр работает четыре отделения: стационарное отделения, где дети проходят курс лечения за 20 дней, дневное отделение посещают с родителями и приходят 10 дней. Еще есть медико-социальное, психолого-педагогическое отделение.

Центр обслуживает: ежедневно в среднем - 2-3 человека. В течение года - до 600 тыс. человек (физических лиц). В стационаре до 300 человек.

Структура Центра:

Отделение социально-медицинской реабилитации:

Комплекс восстановительного лечения включает в себя: функциональную диагностику, комплексный и сегментарный массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру, ЛФК с использованием лечебно-нагрузочных устройств «Гравистат» и «Адель», механотерапию, медикаментозное лечение.

Отделение психолого-педагогической реабилитации:

Социальная и психолого-педагогическая реабилитация осуществляется через включение детей в игровую, трудовую и социокультурную деятельность здоровых сверстников по 4 основным направлениям (программам):

  • · «Раннее вмешательство» (для детей с ДЦП от 2 до 5 лет).
  • · «Развитие предпосылок учебной деятельности у детей с ОВ» (для детей с умственной отсталостью и ДЦП от 6 до 13 лет).
  • · «Трудовая реабилитация и профориентация подростков с ОВ» (в трудовых мастерских и творческих кружках на базе Центра и профориентационные бригады в музеях, библиотеках, театрах).
  • · «Социокультурная реабилитация» (через театральную, клубную деятельность, а также в виде участия в социально значимых областных, городских и районных мероприятиях).
  • · Для детей-колясочников в Центре организован «Детский маршрут» - 1 раз в неделю автомобиль Центра привозит их для участия в реабилитационных и социокультурных мероприятиях.
  • -отделение нестационарных форм реабилитации (в сельских районах области):

Для семей, проживающих в районах области, работа организуется по следующим направлениям:

  • · Детей возят в бассейн на экскурсии и в аквапарк «Радужный».
  • · Патронаж семьи с трудными детьми по программе «Мы вместе» 12 детей в год. На одного ребенка отводится для реабилитации 1 месяц.
  • · Осуществляются командировки по районам.

Воспитание в семье ребенка с ограниченными возможностями - это очень важная и ответственная задача, поставленная перед родителями, так как семья ребенка - это именно та среда, которая должна создать благоприятные условия для его развития и роста. Но справиться самостоятельно с данной ситуацией, к сожалению, под силу не каждой семье. Ведь рождение ребенка с отклонениями в развитии - большое потрясение для родителей. В данной ситуации требуется определенный период адаптации. Круг проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов, довольно обширен - проблемы психологической помощи, воспитания и обучения, экономические проблемы, низкий уровень юридической грамотности, зачастую - отсутствие специальной медицинской помощи. Именно здесь и должны задействовать свои силы, свой потенциал специалисты специальных учреждений, так как без их квалификационной помощи, без тех средств, какими обладают реабилитационные учреждения, при отсутствии оптимального для ребенка режима сопровождения, родители довольно долго преодолевают все стадии совладения с проблемной ситуацией.

Реабилитационный Центр - именно то государственное учреждение, которое призвано решать комплексные задачи, связанные с социальной реабилитацией детей и семей, их воспитывающих.

Семьи детей с ограниченными возможностями имеют в чем-то сходные затруднения. Найти ответы на вопросы, возникающие у родителей, под силу лишь команде, в которую входит вся семья, социальные работники, медики и педагоги реабилитационных центров, образовательных и других учреждений. Наличие комплексной программы по реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов, перспективных и текущих планов работы специалистов позволяют решать эти проблемы.

Специалист, работающий с семьей, должен иметь полные сведения о семе, в которой воспитывается ребенок.

С этой целью в план работы включаются индивидуальные консультации для родителей и несовершеннолетних детей. Индивидуальную работу с родителями проводят на занятиях лечебной гимнастики (каждый родитель должен овладеть комплексом занятий лечебной гимнастики для своих детей). На сеансах массажа, на встречах с логопедами, психологами, на музыкальных занятиях и на занятиях по коррекционному труду, в беседах с социальными педагогами, где вместе со своими детьми родители шаг за шагом продвигаются к положительным результатам.

Для семей имеющих детей-инвалидов, организована работа по социально правовой поддержке.

Сотрудники Центра, строят свою реабилитационную работу с семьей, стремятся, чтобы все члены семьи поняли, что предрассудки в отношении физической неполноценности - результат недостаточной информированности, а некорректного отношения к конкретному ребенку. Кроме того, специалисты Центра помогают родителям определить приоритеты - важней ли для них избежать предупрежденности окружающих или важней их собственная свобода удовлетворять свою потребность в социальных контактах, появляясь с ребенком в общественных местах.

Последняя задача является наиболее трудной, так как отдельные семьи скрывают ребенка от окружающих, дабы сохранить свой престиж в глазах знакомых.

Важной составляющей социальной реабилитации ребенка-инвалида и его семьи является социокультурная деятельность.

Без социокультурной деятельности как системы реабилитационных мероприятий не может быть раскрыт внутренний потенциал ребенка и его

семьи, его креативные способности, коммуникабельность. Включение матери в социокультурную деятельность (участие в экскурсиях, культурно-досуговых мероприятиях) является способом профилактики депрессивных состояний и уменьшает период негативных переживаний с последующей оптимизацией реабилитационного процесса.

Большое внимание в Центре уделяется роли досуговых мероприятий, на которые приглашаются семьи. Для многих родителей очень важны встречи с другими семьями, у которых такие же проблемы, одинаковые заболевания или травмы детей. Объединяясь в группы взаимоподдержки, они помогают друг другу преодолевать жизненные трудности. Так, в 2009 г. Было организованно 11 выставок и 9 экскурсий, 16 праздничных мероприятий.

Таким образом, в условия Реабилитационного центра, проводящего комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями, происходит наиболее полная социальная реабилитация семей, воспитывающих «нетипичных детей».

В настоящее время в реабилитационной практике используются как традиционные, так и инновационные технологии. Принципиальной чертой современных медицинских технологий является их социальная ориентированность, наличие педагогического компонента (предусматривающего обучение родителя базовым навыкам медико-социальной реабилитации), критериальная оценка эффективности.

Обратимся к немедикаметозным методам реабилитации детей с церебральным параличом.

ДЦП во всех странах мира занимает одно из ведущих мест в структуре хронических болезней детей и имеет тенденцию к увеличению его распространенности (до 9 на 1000 человек). Тяжесть клинических проявлений приводит к ранней инвалидизации больных.

Задачами реабилитационного центра являются:

  • · Выявление в районах республики, республиканском центре всех детей и подростков с ограниченными возможностями; создание базы данных о таких детях;
  • · Изучение, совместно со службами здравоохранения и образования, причин и сроков ограничения жизнедеятельности, определения исходного уровня здоровья и психики, прогнозирование восстановления нарушенных функций (реабилитационного потенциала).
  • · Разработка на основании типовых базовых программ индивидуальных программ реабилитации (ИПР) детей и подростков с ограниченными возможностями.
  • · Оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подкосков с ограниченными возможностями, их социальной реабилитации, поведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
  • · Обеспечение и проведение широкого комплекса восстановительного лечения и различных видов
  • · Обеспечение и проведение широкого комплекса восстановительного лечения и различных видов реабилитации с учетом заболевания и особенностей ребенка, направленных на частичное или полное восстановление нарушенных функций.

Реабилитация детей является достижение такого результата, при котором ребенок оказывается способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Для этого в реабилитационном центре создана программа комплексной реабилитации, включающая лечебные мероприятия - ЛФК с элементами кондуктивной педагогики, массажа, тепловые процедуры, методы аппаратной физиотерапии.

Вывод по главе:

В данном параграфе изучили деятельность реабилитационного центра «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», в результате этого можно заключить, что система социальной реабилитации этого центра находится на высоком уровне. Рассмотрели применяемые в центре медико-социальное лечение детей такое как гирудотерапия, иглоукалывание, гидромассажем. В центре работают специалисты по дошкольному образованию, дефектологи, логопеды, социальные педагоги. Ознакомились с программой «Мы вместе», который способствует развитию навыков эффективного социального поведения во внешней среде; изучили нестационарные формы реабилитации, которые необходимы в развитии процесса реабилитации детей и подростков с инвалидностью.

Светлана Чиркина
Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности , бедности контактов со сверстниками и взрослыми, и доступа к культурным ценностям. Эта проблема является выражением не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.

Ребенок, поставленный лицом к лицу с родителями, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируются от общества, и не о каком его воспитании и тем более развитии психических процессов речи быть не может. Социализация ребенка происходит микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество) .

В результате воздействия объективных неблагоприятных факторов более 85% детей в России (а по некоторым оценкам, до 93%) уже в момент рождения попадают в «зону риска» , то есть имеют предрасположенность к возникновению различного рода нарушений в процессе дальнейшего психического развития. Поэтому рост числа следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений.

Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий которые способствуют обеспечение людям, неполноценным вследствие рожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.

Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни .

Ребенок, имеющий инвалидность может быть также способен и талантлив, как его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем.

Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Таким учреждением, которое создано с целью оказания детям и подросткам с ограниченными возможностями , медико-социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной социальной жизни в обществе, в семье является ГБУ РС (Я) «РРЦ г. Нерюнгри» «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями , г. Нерюнгри».

Введение в человеческое сообщество детей с ограниченными возможностями является основной задачей всей системы деятельности Центра . Основным направлением психолого-педагогической деятельности является аппеляция к личности детей - инвалидов , построенная на приемах партнерства, активного участия таких детей в собственной реабилитации , разносторонности усилий, единства и поэтапности психосоциального и педагогического воздействия.

Социальная реабилитация , обуславливая способность ребенка с ограниченными возможностями приспособиться к изменяющимся условиям жизни , является важным механизмом его интеграции в социум.

Социальная реабилитация играет ведущую роль в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и осуществляется в процессе различных видов деятельности.

В систему психолого-педагогического сопровождения необходимо включать различные виды социальной реабилитации : социально-бытовую, социально-трудовую, социально-культурную и т. д.

Они нацелены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни; на формирование у них знаний, умений и навыков самообслуживания, помощи в ведении домашнего хозяйства, на освоение простейших навыков кулинарии; умение пользоваться предприятиями служб быта, торговли, транспорта, медицинской помощи, то есть способствуют всецелой социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья .

Особую роль в психолого-педагогическом процессе нашего учреждения уделяется социально-культурной . Основная цель коррекционно-развивающей работы в этом направлении является как социализация, так и коммуникация, как правило, приходящие к нам дети и родители не умеют общаться друг с другом и другими окружающими.

Социокультурная реабилитация детей и подростков осуществляется по следующим направлениям :

Музыкотерапия;

Арт-терапия;

Сказкотерапия;

Билиотерапия;

Деятельность семейного клуба «Надежда» ;

Проведение круглых столов по проблемам комплексной реабилитации ;

Участие в городских в городских и республиканских конкурсах и выставках.

Включение «особых» детей и подростков в различные формы социокультурной реабилитации оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации. Наши дети неоднократно являлись участниками и победителями творческих конкурсов, что позволяет обеспечить равные возможности со сверстниками , и играет важную роль для успешной интеграции в общество.

В заключении следует сказать, что важность социальной реабилитации в условиях Реабилитационного центра невозможно переоценить . Использование индивидуального подхода к усвоению детьми социальных навыков, применение различных инновационных методов и приемов, активное участие в этом педагогов, психологов, родителей – способствует обеспечению максимально эффективной социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и приводит к снижению у наших воспитанников уровня социально депривации.