Содом и Гоморра: значение фразеологизма, история и библейская легенда. История содома и гоморры

«Жители Содома были злы и очень грешны пред Господом» Бытие 13:13

Значение фразеологизма Содом и Гоморра

Многие люди слышали или сами употребляют в разговорной речи фразу «Содом и Гоморра», подразумевая какой-нибудь притон или говоря о неразберихе, полном бардаке. Однако откуда произошел этот фразеологизм знают далеко не все.

Содом и Гоморра - это названия двух городов, предположительно находившихся на Ближнем Востоке, в районе Мертвого моря. Они известны благодаря Библии и Корану, в которых ярко описано наказание их жителей, погрязших в распутстве и прочих грехах, посредством небесного огня и серы. Божья кара, обратившись в грандиозную катастрофу, полностью уничтожила с лица Земли оба города, но поиски подтверждения их существования до сих пор является заветной мечтой археологов. Подсказки и указатели местонахождения этой ветхозаветной трагедии ученые разыскивали повсюду: как в Библии, так и в сочинениях древних авторов; в легендах, которые рассказывают друг другу арабские племена, ныне живущие на предполагаемом месте события. Изучение священных текстов дало много направлений для поисков, но пока что они лишь заводят в тупик, поэтому многочисленные исследования продолжаются. Многие ученые склоняются к версии о сильнейшем землетрясении, случившемся примерно четыре тысячи лет назад, следствием которого стало оседание дна и приток соленых вод с севера, что сделало глубины Мертвого моря местом погребения Содома и Гоморры. Доказательством этого предположения, пусть и не стопроцентным, являются найденные клинописные тексты, фраза на которых, в примерном переводе, гласит: «Ранее здесь были города, а теперь соленое море».

Какие же сведения известны об этих двух городах, имеющих столь дурную славу даже в современном мире?

Считается, что скандально известные поселения появились на берегу Мертвого моря, отличающегося своим плодородием, около второго тысячелетия до нашей эры. У местных жителей было всё и в полном достатке безо всяких усилий, поэтому они вели праздную, свободную жизнь. Благополучие, получаемое без труда, привело к скуке и поиску новых удовольствий, причем, отнюдь не возвышенных. В итоге, население Содома и Гоморры увязло в порочных развлечениях, грехах и распущенности, причем настолько, что даже в современном мире слово «Содом» приобрело нарицательное значение, производным от него стало определение «содомия», иными словами, извращенные сексуальные отношения.

Когда Бог увидел происходящее, то разгневался и решил стереть с лица Земли оба города. Однако перед этим Он рассказал о своих планах праведнику Аврааму (родоначальник еврейского народа и один из трех выживших патриархов после всемирного потопа) , который стал просить о милости для невинных жителей. Несмотря на общую развращенность, в приговоренных богом городах все же жили люди, не поддающиеся грехам, одним из них был племянник Авраама - Лот, отвергаемый горожанами Содома из-за того, что не разделял их образ жизни. Бог проявил милосердие и отправил двух ангелов за Лотом, его семьей и праведниками, но было условие: ни в коем случае не смотреть на погибающий город. Как только невинные покинули Содом, город поглотил поток огня, пепла и серы. За спинами уходящих были слышны отчаянные крики умирающих людей. Супруга Лота обернулась, не удержавшись от искушения посмотреть на картину грандиозной катастрофы, посланной небом. В наказание за свое любопытство, она была моментально обращена в соляной столб. Остальные же благополучно спаслись.

Тысячи лет не смогли стереть след Содома и Гоморры в памяти человечества, несмотря на то, что доказательства их существования по сей день косвенны, и основываются, в основном, на рассказах Библии и Корана. В 1848 году к Мертвому морю прибыла первая научная экспедиция, отправленная США. Были обнаружены контуры развалин и укрепленных сооружений, одно из которых представляло собой религиозный центр. Его разрушение удивительно совпало по времени с резким изменением климата, которое превратило плодородные и благоприятные для жизни земли в пустыню.

Напоследок, стоит упомянуть соляной столп, выделенный археологами из множества других, из-за схожести с женской фигурой. Что самое главное, изучение этого изваяния привело к ошеломляющим результатам: в нем были обнаружены сердце и прочие внутренние органы, иными словами, внутри должен находится человек. Благодаря углеродному анализу, удалось также выяснить приблизительный возраст находки - около 4000 лет. Что же это на самом деле, ошибка ученых, распространенная верующими в целях подтверждения легенды или же здесь кроется что-то большее, еще предстоит узнать. Скорее всего, библейские рассказы, которые воспринимают как сказки или иносказательные притчи принесут еще немало сюрпризов. А пока что трагическая и красивая библейская история о Содом и Гоморре, жители которых не ценили своего райского существования и собственноручно, своим легкомыслием и похотью все уничтожили, является и поучительным примером, и, в некотором роде, темой для вдохновения творческих личностей, художников, писателей или кинематографов.


Наверное, библейская притча о двух городах – Содоме и Гоморре , уничтоженных Богом «огнем и серой» за греховное поведение их обитателей, известна всем. Жители двух городов предавались разврату, отличались жестокостью, злым нравом, распущенностью, за что и были покараны. О том, что легендарные города действительно существовали, свидетельствуют найденные археологами клинописные тексты. Однако до сих пор ученым так и не удалось найти следы древних городов, а о причинах их гибели и по сей день не утихают споры.



Во ІІ тыс. до н. э. Содом и Гоморра, согласно Ветхому Завету, располагались на берегу Мертвого моря, ранее называвшегося Содомским. Города были цветущими и богатыми, и их жители вели праздный образ жизни и погрязли в грехах и пороках. В наказание Бог решил уничтожить города вместе с их обитателями. Авраам просил пощадить Содом и Гоморру ради невинных праведников, но оказалось, что таковыми были только Лот с женой и двумя дочерьми. Ангелы вывели их из города, запретив на него оглядываться. Жена Лота ослушалась и превратилась в соляной столп. Ведь оглядываться назад – значит сожалеть о жизни в греховной среде.



«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли», – говорится в Библии.



Несмотря на то, что эти города упоминаются в некоторых древних источниках, в частности, в «Географии» Страбона и «Истории» Тацита, многие ученые ставят под сомнение историческую достоверность их существования. Британский ученый Майкл Сандерс, напротив, уверен, что Содом и Гоморра действительно были разрушены и покоятся на дне Мертвого моря.



Больше всего версий и споров вызывают причины гибели городов. Согласно одной из научных гипотез, Содом и Гоморра были разрушены в результате падения астероида. Эта версия появилась в результате расшифровки записей шумерского астронома, подробно описавшего движение огромного белого шара по небосводу. Некоторые ученые уверены в том, что разрушительные процессы такого масштаба могли произойти только в результате столкновения с астероидом.



Вероятной причиной исчезновения древних городов многим ученым представляется мощное землетрясение. Города были построены в месте разлома земной коры, на стыке двух тектонических пластов, в одной из самых сейсмически активных зон планеты. Кроме того, в районе Мертвого моря есть метановые месторождения. Землетрясение могло сопровождаться выбросом горючих газов и битумов, что спровоцировало пожар. А битумы в этом районе отличаются высоким содержанием серы. Отсюда и библейские «огонь и сера». Ряд ученых из России и Израиля придерживаются версии об извержении вулкана, что тоже объясняет упоминание «огня и серы».





Некоторые ученые высказывают предположение о том, что в конце ІІІ тыс. до н.э. в этом районе произошла природная катастрофа, ставшая частью глобального катаклизма. Резко ухудшились климатические условия, плодородные земли высохли. Внезапное изменение климата могло быть спровоцировано выбросом огромного количества пыли в атмосферу, что опять-таки указывает на столкновение с метеоритом.

Население которых отличалось крайней распущенностью нравов, в частности — развратом и жестокостью к иноземцам. Точное его расположение до сих пор не установлено, хотя, согласно Библии, город располагался на юго-восточной границе Ханаанской земли (Быт. 10:19; 13:12).

Библия о Содоме и Гоморре

«И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдёте в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.

Ещё не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.

Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь. Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа.

Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть ещё здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места» (Быт.19)

Историко-географические данные

Содом — переводится как «горящий». Гоморра — переводится как «переполненный водой» или «погружённый».

Содом и Гоморра — два из пяти городов окрестности Иорданской, которые были уничтожены огнём и серой. Пять городов окрестности Иорданской — Содом, Гоморра, Сигор, Адма и Севоим (Цевоим). Упоминание о них находится в Бытии 10:19 «И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, Отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши».

Все эти города находились в долине Сиддим, где ныне находится :

«И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор. Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое». Бытие 14:1-3

Что собой представляла эта местность?

«Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская». Бытие 13:10

Бытие 14:10 «В долине же Сиддим было много смоляных ям».

Библия о жителях Содомы и Гоморры

Злы и весьма грешны: Бытие 13:13 «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом».

«И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю». Бытие 18:20-21

В городах этих не нашлось десяти праведников, ради которых Бог не истребил бы эти города: Бытие 18:23-32.

Горды, пресыщены, праздны, немилосердны и совершающие мерзости: Иезекииль 16:48-50

«Живу Я, говорит Господь Бог; Содома, сестра твоя, не делала того сама и ее дочери, что делала ты и дочери твои. Вот в чём было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала. И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их».

Гордятся своим грехом: Исаия 3:9

«Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло».

Сексуальный разврат достиг апогея в Содоме и Гоморре: Бытие 19:4-9.

Уничтожение Содома и Гоморры

Нечестие и беззаконие жителей Содома и Гоморры привело к испепелению этих городов. Картина уничтожения Содома и Гоморры описана в Бытии 19:15-26.

Особо нужно обратить внимание на картину уничтожения городов: Бытие 19:24-25 «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли». Также

«И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи. И было, когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот». Бытие 19:27-29

Отношение Лота к случившемуся описано в Бытии 19:30 «И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его».

Известно, что в долине Сиддим находилось пять городов: Содом, Гоморра, Сигор, Адма и Севоим. Сколько же городов было уничтожено в тот день: два, три, четрыре или все пять? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо внимательно прочесть историю выведения семьи Лота из Содома: Бытие 19:15-26.

Во-первых, особое внимание нужно обратить на разговор Лота и ангелов (Бытие 19:15-22)

«Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города. Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, — он же мал; и сохранится жизнь моя. И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор».

По замыслу Бога все пять городов долины Сиддим должны были быть уничтожены огнём и серой. По этой причине ангелы предупредили Лота, чтобы он не останавливался ни в одном городе окрестности Иорданской, а бежал в горы:

«Спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть» (стих 17).

Лот опасался не успеть убежать в горы и просил ангелов разрешить ему укрыться в Сигоре — одном из пяти городов долины Сиддим. Ангелы пообещали Лоту, что Сигор не будет уничтожен ради него: «И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь» (стих 21).

Во-вторых, следует обратить внимание на стихи 23-25:

«Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли».

Здесь описывается уничтожение Содома, Гоморры, а также всей окрестности Иорданской, за исключением Сигора. Таким образом мы видим, что кроме Содома и Гоморры в тот день было уничтожено ещё два города.

Об этом же повествует отрывок из книги Второзаконие 29:23

«...сера и соль, пожарище — вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей».

Видео: Содом и Гоморра (27 мин)

Майкл Руд анализирует Библейскую историю о Содоме и Гоморре, приводя доказательства, факты, аргументы, интерпретации и гипотезы на месте событий. Это увлекательный рассказ об Аврааме, его племяннике, праведном Лоте, и его спасении Ангелами Господними, городах Содоме и Гоморре и их гибели. Рассказ сопровождается историческими экскурсами, инсценировками событий, интервью с обычными людьми.

Почти каждый человек, даже не читавший Библию, слышал о Содоме и Гоморре — городах, которые по воле Бога были стерты с лица земли. Так Бог наказал жителей этих городов за распущенность нравов, разврат и жестокость.

То, что Содом и Гоморра существовали на самом деле, несомненно, подтверждают найденные археологами клинописные тексты с упоминанием о них: «Ранее здесь были города, а теперь соленое море». А вот что было причиной гибели городов, до сих пор точно не установлено.

СЕРА И ОГОНЬ С НЕБА

Скандально известные города располагались на плодородных землях на берегу Мертвого моря, ранее называвшемся Содомским, во II тысячелетии до н. э. Здесь было все для того, чтобы люди могли жить в достатке. Однако жители работать не хотели и, ведя праздный образ жизни, погрязли в грехе и пороке.

Когда весть об этом дошла до Бога, он в наказание решил уничтожить города вместе с жителями. Господь поделился своими планами с Авраамом, и тот стал просить за невинных праведников, которые могли пострадать вместе с грешниками.

Более всего он ходатайствовал о своем племяннике Лоте, презираемом жителями Содома за то, что не предавался разврату. И Бог послал за Лотом и его семьей ангелов, которые и вывели праведников из города (других не нашлось), запретив оглядываться на гибнущий Содом.

Как только Лот с женой и двумя дочерьми покинули прибежище разврата, на город с небес снизошла лавина огня и пепла: ««И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли».

Жена Лота не смогла не оглянуться, услышав за своей спиной грохот и крики гибнущих людей. И, ослушавшись, тут же превратилась в соляной столб. А Лот с дочерьми продолжил свой путь и, поднявшись на гору, увидел, что на месте процветающих городов дымилась равнина, покрытая горячим пеплом...

Название Содом стало нарицательным, от него появилось понятие «содомия» — извращенные половые отношения.

Предположительно пещера, в которой после бегства укрылся Лот с дочерьми, находится недалеко от родника и смотрит прямо на Мертвое море. Здесь же построены церковь и монастырь.

В 2000 году британский ученый Майкл Сандерс с группой археологов установил, что Содом и Гоморра в настоящее время покоятся на дне Мертвого моря.

КОСМИЧЕСКАЯ КАРА

Существует много версий причины гибели Содома и Гоморры. Согласно одной из гипотез, выдвинутых британскими учеными, города были разрушены в результате падения астероида. Основанием для этого предположения стала расшифровка ученым Марком Хэмпсэллом записок шумерского астронома (700 год до н. э.) с Планисферной таблички.

В записке подробно описано, как огромный белый шар стремительно пронесся по небосводу. С помощью компьютеров ученые создали модель неба того времени и определили дату катастрофы. По их мнению, древний астроном наблюдал падение астероида 29 июня 3123 года до н. э.

Это соляной столб на берегу Мертвого моря носит название "Жена Лота"

Им так же удалось установить размеры небесного тела: в поперечнике астероид составлял 800 метров. Хэмпсэлл считает, что разрушительные процессы такого масштаба могли произойти только в результате столкновения с огромным космическим телом.

«ЗЕМНОЕ СБРОСИЛО С ЗЕМЛИ»

Другой английский ученый археолог Харрис считает, что на месте Содома и Гоморры около 5 000 лет назад произошло мощное землетрясение, в результате которого города ушли под воду. Ведь они были построены в месте разлома земной коры: здесь находились два тектонических плато, двигавшихся в противоположные стороны. Это одна из самый сейсмичных зон на планете.

Кроме того, эти города располагались практически «на пороховой бочке», ведь в районе Мертвого моря есть нефтяные и метановые месторождения. Еще в Бытие говорится о «смоляных ямах», имеющихся в долине Сиддим, рядом с Содомом. Когда-то Мертвое море именовалось Асфальтовым, так как в нем плавали огромные глыбы битума, а после землетрясения, видимо, их стало слишком много.

Геолог Дороти Виталиано подтверждает этот факт: «Мощное землетрясение произошло в долине Сиддим примерно за 2 000 лет до н. э. Оно сопровождалось выбросами природных горючих газов и битумов, загоравшихся от огня в домашних очагах. Если некоторые породы с высоким содержанием битума использовались при строительстве внешних стен или зданий, они послужили дополнительным топливом для пожара».

То есть землетрясение могло стать причиной возникшего масштабного пожара. Известно, что битумы в этом районе отличаются высоким содержанием серы, которая в соединении с горячей соленой водой образует газы, включающие в себя саму серу и сульфид водорода. Воздействие этих газов смертельно для человека. Становится понятно, откуда появилась горящая сера в библейском рассказе.

Возможно, города погубил пожар, а потом очередное землетрясение унесло их на дно моря.

Есть и такое мнение, что Содом и Гоморра погибли во время Всемирного потопа. Спустя какой-то промежуток времени вода отсюда ушла, осталась лишь часть ее в расщелине, где и похоронены библейские города. Эту гипотезу подтверждают следы илистых отложений, найденные в этих местах.

Российский ученый А. Логинов считает, что Содом находился в северной части Мертвого моря и погиб от извержения вулкана. Этой же версии придерживаются и ряд ученых из России и Израиля.

ГОРЕ ОТ УМА

Совсем недавно появилась новая версия исчезновения библейских городов. Эрих фон Дэникен, немецкий путешественник и писатель, считает, что причиной мог стать ядерный взрыв.

Он уверен, что на Содом и Гоморру было сброшено две ядерные бомбы, правда, откуда они взялись и кому это было нужно, писатель не уточняет.

Итак, мощные ядерные взрывы не оставили от городов камня на камне. Лот с семьей спаслись потому, что знали о предстоящей катастрофе и покинули опасную зону. А превращение жены Лота в соляной столб Дэникен объясняет воздействием на человеческий организм радиации. Все живое: люди, животные, растительность — превратилось в пепел, а строения — в руины.

На этом писатель делает вывод, что такая картина может быть только после атомного взрыва. Однако никаких признаков повышенной радиации в этой местности ученым найти не удалось, хотя прошло достаточно времени для того, чтобы она бесследно исчезла.

ПЕРЕКЛИЧКА ВЕКОВ

Древнегреческий географ Страбон выдвигал свою гипотезу катастрофы. Вот что он писал: «В пользутого, что эта земля насыщена огнем, приводят много других доказательств. Обрывистые обожженные скалы и во многих местах расселины и подобную пеплу почву, реки, распространяющие зловоние, и повсюду в окрестностях развалины человеческих жилищ.

Поэтому приходится верить весьма распространенным среди местных жителей преданиям, что некогда здесь было тринадцать населенных городов, из которых главный город — Содом — имел около 60 стадий (примерно 10,6 километра) в окружности.

От землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод озеро внезапно вышло из берегов, и огонь охватил скалы; что же касается городов, то одни были поглощены землей, а другие покинули жители, еще имевшие возможность бежать».

Кроме того, он упоминал, что асфальт, находящийся в Мертвом море, порой выходит на поверхность в виде пузырьков, а с ним выходит еще что-то, от чего все чернеет. Сейчас известно, что именно от сероводорода темнеет металл. А горящий сероводород превращается в серную кислоту. Она-то и лилась с неба вместе с дождем.

Если все это представить, получится картина, достойная фильма ужасов, — все одновременно: землетрясение, пожары и напоследок дождь из серной кислоты...

Галина БЕЛЫШЕВА

Марсель открыл тайну де Шарлю, став невольным свидетелем любовной пантомимы. При виде Жюпьена надменный аристократ вдруг завилял задом и стал строить глазки, а жилетник молодцевато приосанился и потянулся к барону, словно орхидея к Неожиданно налетевшему шмелю. Оба мгновенно распознали друг друга, хотя прежде никогда не встречались. Пелена спала с глаз Марселя: все странности де Шарлю сразу же получили объяснение. Не случайно барон любил сравнивать себя с калифом из арабских сказок, который прогуливался по Багдаду в одежде уличного торговца: обитатель Содома живёт в мире, где самые фантастические связи становятся реальностью - гомосексуалист способен бросить герцогиню ради отпетого мошенника.

У принцессы Германт-Баварской Марсель встретил профессора Э. Узнав о смерти бабушки, тот обрадовался - его диагноз был поставлен верно. Марсель с интересом следил за маневрами барона де Шарлю, который ревностно ухаживал за женщинами, но провожал пронизывающе-скользящим взглядом всех красивых юношей. Гости с упоением обсуждали новость дня: принц, известный своим антисемитизмом, сразу же увлёк Свана в сад с очевидным намерением отказать от дома. Марселя поразила трусость великосветских дам; герцогиня Германтская жалела «милого Шарля», но боялась даже поздороваться с ним. А герцог порицал Свана за неблагодарность: его друг не должен был становиться дрейфусаром. Слухи оказались преувеличенными; принц предпочёл защищать Дрейфуса наедине со Сваном, ибо не смел сделать это открыто. Когда Сван появился вновь. Марсель угадал близкую смерть на его лице, изъеденном болезнью.

Отношения с Альбертиной перешли в новую стадию - Марсель Начал подозревать, что она ведёт какую-то другую, скрытую от него жизнь. Он решил прибегнуть к уже испытанному приёму и на время расстаться с девушкой. Госпожа Вердюрен настолько укрепила свои позиции в обществе, что могла позволить себе снять на лето замок маркизы де Говожо (Ла Распельер), расположенный рядом с Бальбеком. Марсель приехал сюда в погоне за воспоминаниями, и память настигла его: когда он наклонился завязать шнурки, ему стало плохо от приступа удушья, и перед ним вдруг возникла бабушка, о которой он почти забыл. Бабушка всегда была его спасительницей и опорой, а он посмел читать ей нравоучения в Донсьере! Злополучная карточка истерзала ему душу, и он понял, что отдал бы все на свете, лишь бы вернуть любимое существо. Но настоящее горе он увидел, когда к нему приехала постаревшая мать: она очень походила на бабушку и читала только её любимые книги.

Альбертина появилась в Бальбеке, однако Марсель первое время избегал её. Он стал бывать на «средах» у Вердюренов, чтобы послушать музыку Вентейля. Старый пианист умер, и его заменил красавец скрипач Шарль Морель. Барон де Шарлю, влюблённый в Мореля, снизошёл до салона Вердюренов, которые поначалу отнеслись к нему свысока, ибо не подозревали о его высоком положении в обществе. Когда же барон заметил, что лучших из их гостей не пустили бы дальше прихожей его брата герцога, доктор Котар сказал «верным», что госпожа Вердюрен - женщина обеспеченная, и по сравнению с ней принцесса Германтская - просто голь перекатная. Госпожа Вердюрен затаила злобу на барона, но до Времени терпела его выходки.

Марсель начал вновь встречаться с Альбертиной, и ревность вспыхнула с прежней силой - ему казалось, что девушка кокетничает и с Морелем, и с Сен-Лу. Однако мысль о Гоморре не приходила ему в голову, пока он не увидел, как Альбертина и Андре танцуют, прижавшись к друг другу грудью. Правда, Альбертина с негодованием отвергла саму возможность подобной связи, но Марсель чувствовал, что живёт в атмосфере распространившегося порока -так, двоюродная сестра Блока жила с актрисой, шокируя своим скандальным подведением весь Бальбек.

Постепенно Марсель пришёл к убеждению, что ему следует порвать с возлюбленной. Мама не одобряла этой связи, а Франсуаза, презиравшая Альбертину за бедность, твердила, что с этой девушкой молодой хозяин не оберётся беды. Марсель ждал только повода, но случилось непредвиденное; когда он упомянул о своём желании послушать последние веши Вентейля, Альбертина сказала, что хорошо знает дочь композитора и её подругу - этих девушек она считает своими «старшими сёстрами», ибо многому у них научилась. Потрясённый Марсель словно увидел наяву давно забытую сцену в Монжувене: воспоминание дремало в нем как грозный мститель - это было возмездие за то, что он не сумел спасти бабушку. Отныне образ Альбертииы будет связан для него не с морскими волнами, а с плевком в фотографию Вентейля. Представив возлюбленную в объятиях лесбиянки, он залился слезами бессильной ярости и объявил испуганной матери, что ему необходимо жениться на Альбертине. Когда девушка дала согласие поселиться у него, он поцеловал её столь же целомудренно, как целовал маму в Комбре.