Соединительная связь в русском языке. Что такое сочинительный и подчинительный тип связи

В которых имеется подчинительная или сочинительная связь, значительно отличаются от аналогичных словосочетаний и простых предложений. Далее в статье рассмотрим основные различия упомянутых конструкций.

Общие сведения

Если говорить о словосочетаниях и простых предложениях, то справедливо заметить, что подчинительная связь может проявляться только в первом варианте, в то время как сочинительный тип чаще употребляется во втором. В последнем случае выполняется задача преобразования в распространенную конструкцию, создавая ряды однородных членов. В сложных структурах сочинительная и подчинительная связь не имеет таких резких отличий. Это связано с тем, что одно и то же высказывание можно оформить с использованием союзов и того, и другого типа.

Первое отличие

Применение сочинения и подчинения помогает определить смысловые отношения, существующие в простых и сложных формулировках. При этом имеет место различие в самой структуре высказывания. Так, сочинительная связь не создает таких четких границ. При использовании второго типа соединения выделяются части высказывания с указанием необходимости уделить определенному фрагменту сообщения больше внимания.

Таким образом, можно сказать, что используемые в разных вариантах союзы отличаются тем, как они выявляют связи в выражениях. В случае с подчинительной связью такие виды отношений, как уступительные, условно-следственные и причинно-следственные, принимают однозначную форму. При этом они выражаются союзами "хотя", "потому что", "если". Сочинительная связь в предложении позволяет использовать один и тот же союз. В качестве него выступает соединительный элемент "и". Но существуют такие ситуации, когда сочинительные союзы "а" и "но", которые обычно считаются противопоставительными, могут придавать высказыванию оттенок уступки, условия, следствия, сравнения и сопоставления. В выражениях, имеющих форму побуждения, союзы могут создавать в сообщении условие, которое в подчинительном предложении выражается элементами "если (вместо этого допускается использование частицы "не")… то". Некоторое взаимодействие обнаруживается между сочинением и подчинением за счет того, что их нельзя считать абсолютно противоположными понятиями.

Второе отличие

В сложных конструкциях сочинительная связь является важным самостоятельным элементом. Зато в простых структурах ее задачей считается определение отношений между членами однородной последовательности. Кроме того, в простую конструкцию сочинительная связь включается для того, чтобы обогатить высказывание дополнительными членами. Так происходит преобразование его в распространенное. В структурах, состоящих из нескольких частей, сочинительная связь имеет большее значение.

Третье отличие

Если сравнивать подчинение и сочинение с бессоюзием, то последние два вида связи имеют много общего. Это объясняется смысловым отношением внутри конструкции. Так, сочинительная связь выявляет их в выражении в меньшей степени. Однако сравним их более подробно. Сочинительная связь является не только синтаксическим, но и лексическим способом взаимодействия. Таким образом, отношения, возникающие между фразами, не имеют конкретного значения, а лишь получает определенную характеристику. Сочинительные союзы могут также сочетаться с подчинительными и различными лексическими элементами. При этом создаются разнообразные синтаксические конструкции. В качестве примеров союзного соединения можно привести разнообразные сочетания служебных частей речи "и", "вот", "а", "ну", "поэтому", "потому", "значит". Подчинительные союзы не нуждаются в дополнениях, так как сами могут создавать четкие границы для смысловых отрезков.

Особые случаи

Если сочинительная или бессоюзная связь не позволяет в полной мере изучить отношения, существующие в данных предложениях, то необходимо обратиться к дополнительным факторам. Ими может являться общее строение высказывания, а также присутствующие в нем вводные слова, частицы, различные местоимения, обороты. Кроме того, выделять отдельные части и указывать на их особенности могут наклонения и формы времени. В союзных конструкциях значение условия и следствия проявляется заметнее тогда, когда происходит взаимодействие повелительного наклонения в первом предложении (в случае со сложной формулировкой имеется в виду главная её часть) и других наклонений или иных форм времени, находящихся во втором элементе (в придаточной части).

Четвертое отличие

В сложных предложениях подчинительная связь менее многогранна, чем в словосочетаниях и простых фразах. Встречаются случаи, когда часть смысла сложной конструкции, образованной из совокупности простых, не реализуется. Это может быть связано с тем, что вероятно возникновение противоречия значению подчинительного союза, а также его полному изменению. Примером может стать соединительный элемент "когда". Он используется в подчинительных предложениях. Основным его значением является показатель времени. Однако если в главной части предложения описываются какие-либо чувства, эмоции или чье-то состояние, то данный союз может из временного превратиться в следственный. Когда же в придаточном предложении что-либо оценивают, пытаясь определить важность или значимость, то элемент "когда" приобретает целевое значение. Кроме того, этот союз может обладать сопоставительным значением и нести в себе указание на несоответствие.

Сложное предложение - это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.

Простые предложения в составе сложного не имеют интонационно-смысловой законченности и называются предикативными частями (конструкциями) сложного предложения.

Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как структурно, так и по характеру сообщения.

Поэтому определить сложное предложение - это значит в первую очередь выявить признаки, отличающие его от простого предложения.

Структурное отличие очевидно: сложное предложение представляет собой грамматически оформленное сочетание предложений (частей), так или иначе приспособленных друг к другу, тогда как простое предложение - единица, функционирующая вне такого сочетания (отсюда и его определение как простого предложения). В составе сложного предложения его части характеризуются грамматической и интонационной взаимосвязанностью, а также взаимообусловленностью содержания. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объеме передаваемых ими сообщений.

Простое нераспространенное предложение сообщает об одной отдельной ситуации.

Например: Мальчик пишет; Девочка читает; Вечереет; Наступила зима; У нас гости; Мне весело.

Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними или (специфический случай) об одной ситуации и отношении к ней со стороны ее участников или лица говорящего.

Например: Мальчик пишет, а девочка читает; Когда мальчик пишет, девочка читает; Он сомневается, чтоб тебе понравилась эта книга; Боюсь, что мой приезд никого не обрадует.

Таким образом, сложное предложение - это целостная синтаксическая единица, представляющая собой грамматически оформленное сочетание предложений и функционирующая в качество сообщения о двух или более ситуациях и об отношениях между ними.

В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов - относительных местоимений и наречий).

Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то... то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.

В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д.

В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложения (или, что то же самое, главная и придаточная части).

Придаточным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, которая содержит подчинительный союз или союзное местоименное слово; главным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, к которой присоединяется (или с которой соотнесено) придаточное.

В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства связи и знаки препинания.

Например:

1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.

, . – бессоюзное сложное предложение (БСП).

2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.

И . – сложносочиненное предложение (ССП).

3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.

, (что...). – сложноподчиненное предложение (СПП).

Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи.

Например: Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением.

Схема данного предложения: , (которую...), а , (которую...).

Сочинительная и подчинительная связи в сложном предложении не тождественны сочинительной и подчинительной связям в словосочетании и простом предложении.

Основные различия сводятся к следующему.

В сложном предложении между сочинением и подчинением не всегда может быть проведена резкая граница: во многих случаях одно и то же отношение может быть оформлено как сочинительным, так и подчинительным союзом.

Сочинение и подчинение предложени й - это такие способы обнаружения существующих между ними смысловых отношений, из которых один (сочинение) передает эти отношения в менее расчлененном, а другой (подчинение) - в более дифференцированном виде. Иными словами, сочинительные и подчинительные союзы различаются прежде всего своими выявляющими (формализующими) возможностями.

Так, например, если при подчинительной связи уступительные, причинно- или условно-следственные отношения получают специализированное, однозначное выражение при помощи союзов хотя, потому что, если , то при сочинении все эти значения могут быть оформлены одним и тем же соединительным союзом и.

Например: Можно быть прекрасным врачом – и в то же время совсем не знать людей (Чехов); Ты пришла – и светло, Зимний сон разнесло, И весна загудела в лесу (Блок); Зима как пышные поминки. Наружу выйти из жилья, Прибавить к сумеркам коринки, Облить вином – вот и кутья (Пастернак); С ребенком не повозились – и он не знает музыки (В. Мейерхольд).

Точно так же противительные союзы а и но могут оформлять отношения уступительные: Мальчишка был мал, а разговаривал и держался с достоинством (Трифонов); Он знаменитость, но у негопростая душа (Чехов); условные: Моя восторженность может охладеть, а тогда все погибло (Аксаков); следственные: Я знаю, все это вы говорите в раздражении, а потому не сержусь на вас (Чехов); сравнительно-сопоставительные: Надо быхохотать до упаду над моим кривляньем, а ты – караул (Чехов).

При побуждении разделительные союзы могут оформлять условное значение, в рамках подчинительной связи выражающееся союзом если (не)... то : Ты женишься, или я тебя прокляну (Пушк.); Или вы сейчас одевайтесь, или я поеду один (Писем.); Одно из двух: или увези он ее, энергически поступи, или дай развод (Л. Толстой). Именно потому, что по характеру выражаемых отношений сочинение и подчинение предложений резко не противопоставлены друг другу, между ними обнаруживается тесное взаимодействие.

2) Сочинительная связь в сложном предложении самостоятельна ; в простом предложении она сопряжена с выражением отношения синтаксической однородности. Существенно и другое различие: в простом предложении сочинение служит только целям расширения, усложнения сообщения; в сложном предложении сочинение - один из двух видов синтаксической связи, организующих само такое предложение.

3) Сочинение и подчинение по-разному соотносятся с бессоюзием.

Сочинение близко к бессоюзию. Выявляющие (формализующие) возможности сочинения, сравнительно с возможностями подчинения, слабее, и с этой точки зрения сочинение не только не равноценно подчинению, но и отстоит от него значительно дальше, чем от бессоюзия.

Сочинение есть одновременно и синтаксический, и лексический способ связи: отношение, которое возникает между предложениями на базе их семантического взаимодействия друг с другом, как уже отмечалось, не получает здесь однозначного выражения, а характеризуется лишь в самом общем и недифференцированном виде.

Дальнейшая конкретизация и сужение этого значения осуществляются так же, как и при бессоюзии, - с опорой на общую семантику соединившихся предложений или (там, где это возможно) на определенные лексические показатели: частицы, вводные слова, указательные и анафорические местоимения и местоименные обороты. В отдельных случаях дифференцирующие функции берут на себя соотношения видов, временных форм и наклонений.

Так, условно-следственное значение в предложениях с союзом и выявляется отчетливее при сочетании форм повелительного наклонения (обычно, но не обязательно - глаголов совершенного вида) в первом предложении с формами других наклонений или с формами настоящего-будущего времени - во втором: Изведайте постоянство в добрых делах, и тогда только называйте человека добродетельным (Грибоедов, переписка).

Если сочинительные союзы легко и естественно сочетаются с лексическими средствами связи, образуя с ними нестойкие союзные соединения (и вот, вот и, ну и, а потому, и поэтому, и потому, потому и, а значит, и значит, и следовательно, следовательно и, и тогда, тогда и, а при том условии и др.), то подчинительные союзы сами достаточно четко дифференцируют смысловые отношения между предложениями.

4) Вместе с тем подчинительная связь в сложном предложении менее однозначна , чем в словосочетании. Очень часто бывает так, что какой-то компонент того значения, которое создается взаимодействием предложений в составе сложного, остается за пределами выявляющих возможностей подчинительного союза, оказывая противодействие его значению или, напротив, обогащая его в том или ином отношении.

Так, например, в сложноподчиненных предложениях с союзом когда , при наличии в главном предложении сообщения об эмоциональных реакциях или состояниях, на фоне собственно временного значения с большей или меньшей силой проступают элементы причинного значения: Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих (Гоголь); [Маша:] Меня волнует, оскорбляет грубость, я страдаю, когда вижу, что человек недостаточно тонок, недостаточно мягок, любезен (Чехов); Показался родной, крашенный охрой вокзальчик. Сладко екнуло сердце, когда услышал звон вокзального колокола (Белов).

Если содержание придаточного предложения оценивается с точки зрения необходимости или желательности, временное значение осложняется целевым: Подобные милые вещи говорят, когда хотят оправдать свое равнодушие (Чехов). В других случаях при союзе когда обнаруживаются значения сопоставительное (Никто еще не вставал, когда я уже был готов совсем . (Аксаков) или несоответствия (Какой тут жених, когда и просто приехать боится? (Достовский).

В качестве третьего вида связи в сложном предложении нередко выделяется связь бессоюзная .

Однако за исключением одного частного случая, когда отношения между бессоюзно соединившимися предложениями (условные) выражаются вполне определенным соотношением форм сказуемых (Не пригласи я его, он обидится; Окажись рядом настоящий друг, беды бы не случилось ), бессоюзие не является грамматической связью.

Поэтому разграничение сочинения и подчинения применительно к бессоюзию оказывается невозможным, хотя в семантическом плане между разными видами бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений устанавливается вполне определенная соотносительность.

Так, например, по характеру отношений очень близки к сфере подчинения сочетания предложений, из которых одно занимает в составе другого позицию объектного распространителя (Я слышу: где-то стучат ), или характеризует то, о чем сообщается в другом предложении, с точки зрения тех или иных сопутствующих обстоятельств (Какой был снег, я шла! , т. е. (когда я шла)). Отношения, складывающиеся между предложениями при бессоюзии, могут получать неграмматическое выражение с помощью определенных, в разной степени специализированных элементов лексики: местоименных слов, частиц, вводных слов и наречий, которые как вспомогательные средства употребляются также и в сложных предложениях союзных типов, особенно сложносочиненных.

Объединение двух или более предложений в одно сложное предложение сопровождается их формальным, модальным, интонационным и содержательным приспособлением друг к другу. Предложения, являющиеся частями сложного, не имеют интонационной, а часто и содержательной (информативной) законченности; такой законченностью характеризуется все сложное предложение в целом.

В составе сложного предложения претерпевают существенные изменения модальные характеристики соединившихся предложений:

во-первых, здесь вступают в различные взаимодействия объективно-модальные значения частей, и в результате этих взаимодействий формируется новое модальное значение, относящее в план реальности или ирреальности уже все сообщение, заключенное в сложном предложении в целом;

во-вторых, в формировании модальных характеристик сложного предложения могут принимать активное участие союзы (прежде всего подчинительные), которые вносят свои коррективы в модальные значения как частей сложного предложения, так и их объединения друг с другом;

в-третьих, наконец, в сложном предложении, в отличие от простого , обнаруживается тесная связь и зависимость объективно-модальных значений и тех субъективно-модальных значений, которые очень часто бывают заключены в самих союзах и в их аналогах.

Особенностью предложений, входящих в состав сложного, может быть неполнота одного из них (обычно не первого), обусловленная тенденцией к неповторению в сложном предложении тех семантических компонентов, которые являются общими для обеих его частей. Взаимное приспособление предложений при их объединении в сложное может проявляться в порядке слов, взаимных ограничениях видов, форм времени и наклонения, в ограничениях целевой установки сообщения. В составе сложноподчиненного предложения главная часть может иметь для придаточной открытую синтаксическую позицию. В этом случае главная часть располагает также особыми средствами для обозначения этой позиции; такими средствами являются указательные местоименные слова. Виды и способы формального приспособления предложений при их объединении в сложную синтаксическую единицу рассматриваются при описании конкретных типов сложного предложения.

Под сочинительной связью понимается такая связь, при которой отсутствует грамматическая зависимость одного компонента синтаксической конструкции от другого компонента. Сочинительная связь имеет место между словоформами простого предложения и предикативными единицами в составе сложного предложения. Так, на примере стихотворения А.С. Пушкина «Эхо» можно выделить не один ряд сочинительной связи; в первой части стихотворения Ревёт ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поёт ли дева за холмом – На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг сочинительная связь устанавливается между четырьмя предикативными единицами (простыми предложениями в составе сложного предложения): 1) ревёт зверь в лесу глухом, 2) трубит рог, 3) гремит гром, 4) поёт дева за холмом , которые в свою очередь связаны подчинительной связью с пятой предикативной единицей: на всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Во второй части Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пастухов – И шлешь ответ … (А. Пушкин) сочинительной связью оформлены словоформы внемлешь и шлешь ; грохоту , гласу и крику . В предложении Ежедневно, вставши с постели часов в одиннадцать, Ольга Ивановна играла на рояли или же, если было солнце, писала что-нибудь масляными красками (А. Чехов) сочинительная связь устанавливается между словоформами играла, писала.

Сочинение – это особый тип синтаксической связи, обладающий своими содержательными и формальными признаками.

Формальным показателем сочинительной связи являются сочинительные союзы. Определённый тип союза закреплён за выражением определённого типа синтаксических отношений. Так, в предложении В тихую лунную ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду, то на красивые берега (А. Чехов) сочинительная связь между словоформами стояла и смотрела ; то на воду, то на берега . Союз и выражает перечислительные отношения совпадающих во времени действий; повторяющийся союз то…то выражает отношения чередования: вниманием субъекта поочерёдно овладевает то один предмет, то другой. Ср.: (Л. Соболев). Повторяющийся соединительный союз ни…ни в предложении Ни тоски, ни любви, ни обиды, Всё померкло, прошло, отошло (А. Блок) информирует об отсутствии перечисляемых денотатов (референтов). Ср.: Ни в погребах, ни в башнях, ни в машинах случаев никаких не было (Л. Соболев). Противопоставление условий проявления разных признаков субъекта в предложении По годам он бы должен был быть с молодыми, но по богатству и связям он был членом кружков старых, почтенных людей (Л. Толстой) переданы противительным союзом но. Повторяющийся союз не то … не то вносит значение неопределённости. Например: И опять не то снится, не то думается Чангу то далёкое утро, когда после мучительного, беспокойного океана вошёл пароход, плывший из Китая с капитаном и Чангом, в Красное море (И. Бунин). Союз или выражает смысловые отношения взаимоисключения. Например: Потом, с позволения Мими, я или Володя отправляемся в карету (Л. Толстой).

При бессоюзии решающим грамматическим показателем сочинённости является интонация. Она же, интонация, является и дифференциатором смысловых отношений сочинённого ряда. Пример перечислительной интонации в простом предложении: Всё спит кругом; одни лампады Во мраке храма золотят Столпов гранитные громады И их знамён нависший ряд (А. Пушкин); те же смысловые отношения в сложном предложении также переданы перечислительной интонацией: За окошком белеют березы, Ёлки тянут колючие лапы, На сосновой коре, точно слезы, Смолянистые светятся капли (Л. Ошин).

Компоненты предложения, связанные сочинительной связью, формируют сочинённый (или сочинительный) ряд. Существенным признаком сочинённого ряда является такое свойство его структуры, как отсутствие главного и зависимого компонента. Это вызвано тем, что ни одно из слов, входящих в сочинённый ряд, не служит для пояснения другого слова, в сочинённом ряду нет отношения определяемого и определяющего . Компоненты сочинённого ряда, таким образом, формально независимы друг от друга. Однако в смысловом отношении они могут иметь не одинаковую значимость, один из компонентов, как правило, постпозитивный, может нести информацию более значимую по сравнению с информацией, представленной первым компонентом; постпозитивный компонент может выступать в качестве конкретизатора другого, препозитивного члена ряда. Например: Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него (Н. Гоголь); Все, а особенно чиновники , некоторое время оставались ошеломленными (Н. Гоголь); На скрещении их, на круглых полянах , стояли старые, иные поломанные , в лишаях , большие статуи из песчаника (Л. Толстой); Кругом гудела толпа, обсуждая невиданное происшествие; словом был гадкий, гнусный, соблазнительный, свинский скандал, который кончился лишь тогда, когда грузовик унёс на себе от ворот Грибоедова несчастного Ивана Николаевича, милиционера, Пантелея и Рюхина (М. Булгаков).

Другим существенным признаком сочинения является соподчинённость компонентов ряда (в структуре простого и сложноподчинённого предложений) одному слову (словоформе) и способность выразить в этом соподчинении определённый тип синтаксических отношений. Например, сочинённый ряд фонтаны, линии, золото, море в предложении Помню фонтаны, давно уж угасшие, Мрамора белого строгие линии, Золото, тускло на солнце сверкавшее, Море за парком холодное, синее (Л. Ошин) распространяет, поясняет слово помню (помню что?), все компоненты ряда выражают изъяснительные отношения. В многокомпонентном сложноподчинённом предложении Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало (А. Фет) придаточные являются соподчинёнными, они, отвечая на вопрос «о чём?», распространяют, поясняют, конкретизируют лексическое значение слова рассказать в главной части (рассказать о чём?: что солнце встало; ещё о чём? что оно горячим светом по листам затрепетало ), и выражают изъяснительные отношения.

Соотносясь с одним стержневым словом, компоненты сочинённого ряда могут выражать один тип смысловых отношений, занимая тем самым одно синтаксическое место и выполняя функцию одного члена предложения, и разные смысловые отношения, занимая, таким образом, разные синтаксические места и выполняя функцию разных членов предложения.

Компоненты сочинённого ряда, занимающие одно синтаксическое место и выполняющие функцию одного члена предложения, являются однородными и образуют ряд однородных членов . Например: Ни Акрополь, ни Баальбек, ни Фивы, ни Пестум, ни Святая София, ни старые церкви в русских Кремлях и доныне несравнимы для меня с готическими соборами (И. Бунина) – сочинённый ряд представлен существительными Акрополь, Баальбек, Фивы, Пестум, Святая София, церкви , называющими разные предметы речи, но занимающими позицию субъекта, представленного именительным падежом, и являющимися подлежащими. Они образуют ряд однородных членов. В предложении Адмирал увидел то красные, то оранжевые вспышки (Л. Соболев) однородный ряд представлен прилагательными красные, оранжевые, называющими признак предмета по цвету, в функции определения.

Компоненты сочинённого ряда, занимающие разные синтаксические места и являющиеся поэтому разными членами предложения, не являются однородными. Например, не являются однородными компоненты сочинённого ряда в предложении На песках, в райской наготе валяются кофейные тела черноволосых подростков (А. Фадеев). Сочинённый ряд представлен здесь словоформами на песках и в райской наготе, первая словоформа занимает позицию обстоятельства места, вторая – обстоятельства образа действия (или сопутствующего обстоятельства): тела валяются где? – на песке; валяются в каком состоянии? – в наготе. Аналогично также в высказывании Учёные растерялись: нашего предка они ожидали увидеть совсем не там и не таким (В. Щеулин) словоформы не там и не таким являются компонентами сочинённого ряда, о чём свидетельствует сочинительный соединительный союз «и», однако однородными членами они не являются, поскольку наречие «там» занимает позицию обстоятельства места: ожидали увидеть где? – не там; тогда как местоимение «таким» выражает атрибутивные отношения: ожидали увидеть предка каким? – не таким. Это говорит о том, что синтаксические позиции у выделенных словоформ разные, поэтому их нельзя признать однородными.

Компоненты сочинённого ряда, занимающие одно синтаксическое место и выполняющие функцию одного члена предложения являются однородными, если они соотнесены с одним общим для них членом предложения или подчинены ему. Однородными могут быть все члены предложения. Пример однородных подлежащих: Из века в век поэзия и проза смертельный бой ведут между собой (Е. Винокур); Тот рассказ сложили горы, башни, звёзды, облака , снег и трав весенних ворох , люди, песни и река (Н. Тихонов);

однородных сказуемых: Жизнь моя – судьба моей державы, каждый сущий день её и час (М. Алигер); Нет, это время несчастное , болезненно-чувствительное, жалкое (И. Бунин); Еще в детских летах он прослыл чудаком и был непохож на товарищей (Ф. Достоевский); Сначала был я весел и остёр , А иногда и чересчур небрежен (М. Лермонтов).

Однородные второстепенные члены предложения:

однородные определения: В произведении должна быть ясная, определённая мысль (А. Чехов); Сумрачными, смутными клубами нависли над садом дождевые облака (И. Бунин);

дополнения: Берегите старых людей от обид , холодов, огня (Л. Татьяничева); Всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство , свои кровные связи с отечеством (В. Белинский);

обстоятельства: Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык (М. Горький); Спелые хлеба тускло, сумрачно белели впереди (И. Бунин); Ты в летнем зное и снегах светла и хороша (Е. Долматовский).

Однако следует помнить о том, что выполнение одной и той же синтаксической функции рядом расположенных словоформ не является гарантией однородности. Для однородности таких членов предложения необходимым условием является наличие сочинительной связи. Например, в предложении Дубов и не подозревал о сложных морозкиных переживаниях (А. Фадеев) определения сложных и морозкиных , характеризуя предмет (переживания Морозки) с разных сторон (по качеству и принадлежности), не являются однородными, так как они не связаны сочинительной связью, о которой сигнализирует сочинительный союз, здесь отсутствующий, и перечислительная интонация, о чём свидетельствует отсутствие запятой между определениями. Аналогично: На нём была новенькая синяя сатиновая рубашка (Н. Островский). Отсутствие запятой и союза – знаков сочинительной связи – говорит о неоднородности выделенных определений к слову рубашка .

Если в предложении повторяется одно и то же слово в той же форме, говорить об однородности обозначенного ими члена предложения нельзя и при наличии сочинительной связи, ибо речь здесь идёт об одном действии, об одном признаке. Например: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня (А. Пушкин); Еду, еду в чистом поле, Колокольчик динь-динь-динь . Повтор лексемы выполняет стилистический приём, информируя о длительности действий.

Компоненты однородного ряда могут быть представлены как одной морфологической формой, так и разными формами одной части речи, а также разными частями речи. Например: И чье-то ласковое мясистое лицо, бритое и упитанное , в роговых очках, появилось перед Иваном (М. Булгаков); И это очень хорошо известно не только в России , но и в Европе (М. Булгаков); Вовсе не воздух влечет его в сад, он что-то видит в это весеннее полнолуние на луне и в саду , в высоте (М. Булгаков); В одних только его глазах, голубых , навыкате и несколько неподвижных , замечалась не то задумчивость, не то усталость, и голос его звучал ровно (И. Тургенев); Нос горбинкой, губы гордые, лоб бел и чист , без особых примет (М. Булгаков).

Компоненты неоднородного сочинённого ряда также могут иметь как один, так и разные способы морфологического выражения. Например: Она смотрела на него долго и внимательно (А. Фадеев); Она смотрела на него долго , в глубокой задумчивочти .

Таким образом, сочинённость и однородность – понятия не тождественные. Понятие сочинённого ряда шире понятия однородности: однородные члены предложения формируют сочинённый ряд и являются его компонентами, но не все компоненты сочинённого ряда являются однородными.

Сочинённый ряд может быть открытым и закрытым. Под открытым понимается ряд, способный к потенциальному распространению. Он характерен для конструкций с перечислительными отношениями, а также с отношениями взаимоисключения и чередования. Они могут быть многокомпонентными. Например: Най-Турс с размаху всадил кольт в кобуру, подскочил к пулемету у тротуара, скорчился , присел, и левой рукой поправил ленту (М. Булгаков); Никогда она (Мари) не уставала внимать этим морским наивным повестям – пусть уже не раз повторяемым – о морской и рыбачьей жизни , о маленьких скудных радостях , о простой безыскусственной любви , о дальних плаваниях , о бурях и крушениях , о покорном, суровом приятии всегда близкой смерти , о грубом веселье на суше (А. Куприн); Я или зарыдаю , или закричу , или в обморок упаду (А. Чехов); Скользящим движением, как кошка, он не то прополз , не то проскочил , не то перелетел через езженую дорогу ...(А. Фадеев).

Под закрытыми понимаются двухкомпонентные ряды, которые не могут быть дополнены новыми членами с теми же смысловыми отношениями. Это, как правило, конструкции сопоставительные, градационные, противительные. Например: Гость направился не за город , а в город (М. Булгаков); Левин покорно положил себе соуса, но не дал есть Степану Аркадьичу (Л.Толстой); Не только Володя , но и другие дети радовались походу в театр .

Связь между компонентами сочинённого ряда может быть обязательной и факультативной. При наличии обязательной связи нельзя опустить один из компонентов ряда. Обязательность этой связи определяется, например, лексическим значением глагола в качестве общего слова. Это глаголы со значением соединения, разделения, сопоставления: сложить, сопоставить, разделить, поженить, разграничить, сравнить . Особенностью этих глаголов является то, что они называют действия, направленные одновременно не на один предмет, а на несколько предметов, которые находятся в одинаковом отношении к этому действию. Все компоненты сочинённого ряда в этом случае оказываются в числе обязательных распространителей глаголов : совмещать работу и отдых; разделить сахар и соль, сопоставить свойства и состояния предмета, сложить вещи и книги, поженить брата и подругу, сравнить структурный и семантический подходы к предложению и под. Облигаторность связи в сочинённом ряду может диктоваться и характером союза, а также наличием других служебных слов (частицы не ), определяющих наличие однородных членов. Например: Но предложение отправить Канта в Соловки не только не поразило иностранца, но даже привело в восторг (М. Булгаков); Левин надел большие сапоги и в первый раз не шубу , а суконную поддёвку , и пошёл по хозяйству (Л. Толстой).

При отсутствии названных условий связь между компонентами сочинённого ряда факультативная. Например: Были собаки, лошади, овцы, коровы, работники, были кучер, староста, стряпухи, скотницы, няньки, мать и отец, гимназисты – братья, сестра Оля, еще качавшаяся в люльке (И. Бунин).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в синтаксис. Аспекты синтаксиса

На сайте сайт читайте: "введение в синтаксис. аспекты синтаксиса "

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет ], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы , бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но , когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться ), [я решил

Сложные предложения позволяют передавать объемные сообщения о нескольких ситуациях или явлениях, делают речь более выразительной и информативной. Чаще всего сложные предложения употребляются в художественных произведениях, публицистических статьях, научных трудах, текстах официально-делового стиля.

Что такое сложное предложение?

Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, представляет собой интонационно оформленное смысловое единство, выражающее определенное значение. В зависимости от соотношения частей, выделяют сложные предложения с сочинительной подчинительной и бессоюзной связью.

Сложные предложения с сочинительной связью

Сложносочиненные предложения - союзные предложения, которые состоят из равноправных частей, соединенных сочинительной связью. Части сложносочиненных предложений объединяются в одно целое при помощи сочинительных, противительных или разделительных союзов. На письме между частями сложносочиненного предложения перед союзом ставится запятая.

Примеры сложносочиненных предложений : Мальчик тряхнул дерево, и спелые яблоки посыпались на землю. Катя пошла в институт, а Саша остался дома. То ли кто-то меня позвал, то ли показалось.

Сложные предложения с подчинительной связью

Сложноподчиненные предложения - союзные предложения, состоящие из неравноправных частей, которые соединяются подчинительной связью. В сложноподчиненных предложениях выделяют главную часть и зависимую (придаточную). Части СПП соединяются между собой при помощи союзов и союзных слов. На письме между частями сложноподчиненного предложения перед союзом (союзным словом) ставится запятая.

Примеры сложноподчиненных предложений: Он сорвал цветок, чтобы подарить маме. Присутствующим было интересно, откуда приехал Иван Петрович. Миша зашел в магазин, о котором рассказывал его друг.

Обычно от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Примеры : Я пришел домой, (когда?) когда все уже сели ужинать. Мы узнали о том, (о чем?) что случилось вчера.

Сложные предложения с бессоюзной связью

Бессоюзные сложные предложения - предложения, части которых соединяются только при помощи интонации, без использования союзов и союзных слов.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Примеры сложных предложений с бессоюзной связью между частями : Заиграла музыка, гости пустились в пляс. Утром будет мороз - никуда не поедем. Таня обернулась: к стене жался крохотный котенок.

Между частями бессоюзных сложных предложений могут ставиться запятая, тире, двоеточие или точка с запятой (в зависимости от того, какое значение выражают части БСП).

Сложные предложения с разными видами связи

Смешанные сложные предложения могут включать несколько предложений, соединенных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. На письме в смешанных сложных предложениях соблюдается пунктуация, характерная для сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложений.

Примеры: Витя решил: если учитель попросит ответить на вопрос, придется сознаться, что не готовился к уроку. Справа висела картина, на которой был изображен цветущий сад, а слева стоял столик с резными ножками. Погода ухудшилась: поднялся сильный ветер и начался дождь, но в палатке было тепло и сухо.

Если сложные предложения в составе смешанного предложения образуют логико-синтаксические блоки, между такими блоками ставится точка с запятой. Пример : На крыльце воробей клевал зерна, которые случайно рассыпала бабушка; в это время вышел папа, и птица поспешно улетела.

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 468.