Сообщение о происхождении религии или искусства. Возникновение искусства и религиозных верований

Тема соотношения религии и искусства очень важна как для атеистической теории, так и для практики атеистического воспитания.

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.

Даже в эпоху господства религии в духовной жизни общества искусство нередко выступало как сила, враждебная религии и противостоящая ей. История свободомыслия и атеизма неразрывно связана с историей искусства. Прогрессивное искусство прошлого и сейчас может быть с успехом использовано в системе атеистического воспитания трудящихся. Важную роль в формировании научного мировоззрения у тружеников развитого социалистического общества призвано играть советское искусство. Сила искусства - в его доходчивости, в его эмоционально-психологическом воздействии. С помощью искусства атеистические идеи могут проникнуть в самые различные слои населения. В формировании нового человека существенную роль играет развитие эстетического творчества масс, все более полное удовлетворение их эстетических потребностей. Отсюда вытекает важность изучения вопроса о роли искусства в системе атеистического воспитания.

У истоков религии и искусства

Научное понимание соотношения религии и искусства невозможно без изучения их генезиса. Проблема происхождения религии и искусства вызывала и вызывает в настоящее время острые дискуссии. Споры, ведущиеся между учеными разных специальностей (археологами, этнографами и т. п.) по вопросам происхождения искусства и религии, вызваны отчасти тем обстоятельством, что в распоряжении ученых находятся лишь отрывочные, разрозненные факты, относящиеся к первобытной эпохе, а также тем, что истолкование археологических источников (дошедших до нас наскальных изображений, предметов мелкой пластики, орнамента и т. п.) не является, как правило, однозначным и создает возможность нескольких гипотетических суждений. Однако это лишь одна сторона дела. Другая - и гораздо более важная -- состоит в том, что проблема происхождения религии и искусства была и остается ареной острой идеологической борьбы, борьбы идеализма и религии против научного, материалистического мировоззрения. Поэтому как методологические предпосылки, так и выводы многих буржуазных ученых определяются их общими философскими, мировоззренческими позициями, что неизбежно накладывает отпечаток на интерпретацию ими известных науке фактов.

Первобытное искусство было открыто лишь во второй половине XIX в. В археологии в это время существовало мнение о первобытном человеке как о "троглодите", который стоял на весьма низкой ступени развития культуры и чья жизнь ограничивалась лишь удовлетворением основных материальных потребностей. Поэтому первые находки в Европе гравюр на кости оленя с превосходно выполненными изображениями животных первоначально датировались исследователями началом нашей эры, в то время как в действительности они были созданы минимум на десять тысяч лет раньше. Открытие цветных изображений животных в испанской пещере Альтамире в 1879 г. было встречено с недоверием большинством археологов. Яркость, живость и совершенство первобытных изображений столь контрастировали с привычными представлениями о "троглодитах", что понадобилось четверть века (и открытие аналогичных изображений в ряде других пещер на юге Франции), чтобы признать подлинность альтамирской первобытной живописи. Лишь в начале XX в. было общепризнано, что первобытный человек эпохи верхнего палеолита активно занимался художественным творчеством и оставил нам ряд наскальных изображений, скульптур и гравюр, отличавшихся художественной зрелостью и совершенством. В этой связи возникал вопрос: каковы были мотивы, заставлявшие первобытного человека заниматься художественным творчеством?

Большинство зарубежных исследователей, опираясь на так называемую магическую концепцию возникновения искусства, считали, что наскальные изображения и скульптуры, найденные в пещерах, создавались первобытными людьми в магических целях. Вокруг этих изображений и скульптур устраивались магические обряды, которые призваны, были обеспечить успешную охоту на животных, а также их размножение, что гарантировало удачную охоту в будущем. Отсюда делался общий вывод, согласно которому искусство якобы вырастает из магии, из религии. Например, известный западногерманский исследователь первобытного искусства Герберт Кюн писал: "Живописные изображения были всегда связаны с культом, не только в ледниковую эпоху, но и позднее, в мезолитическую, в эпоху неолита, бронзы, и, наконец, на протяжении всех средних веков, вплоть до настоящего времени". Искусство, так же как и религия, по мнению Г. Кюна, есть "путь человека к раскрытию вечной тайны божества", есть один из способов приблизиться к богу.

Действительно, многие наскальные изображения в пещерах и скульптуры, найденные в них, создавались и использовались для магических целей.

Однако никак нельзя считать, что все первобытное искусство связано с магией. Известны многие произведения первобытного искусства (гравюры, статуэтки), которые выполнены на орудиях труда и предметах домашнего обихода. Так, например, найдены копьеметалки, на ручках, которых вырезаны изящные фигурки козлика, куропатки, других животных. Многие бытовые вещи эпохи палеолита украшены орнаментом. Все подобные предметы использовались для производственных или бытовых, но не культовых надобностей. Здесь эстетическое освоение мира не было связано с первобытной религией.

Но дело не только в этом. Сам факт связи первобытного искусства с магией отнюдь не свидетельствует о том, что оно возникло из магии. Как указывают многие исследователи, первобытное сознание носило синкретический, слитный, недифференцированный характер. В нем переплетались и сливались мифологические и магические образы и представления, зачатки эстетического освоения мира, первоначальные нормы, регулировавшие поведение людей, и, наконец, первые эмпирические знания об окружающих людей предметах и явлениях. Исследования советских ученых (А. П. Окладникова и др.) показали, что произведения искусства неразрывно связаны со всей жизнедеятельностью первобытных людей, что они полифункциональны, т. е. удовлетворяют одновременно несколько их жизненных потребностей. Слитность, недифференцированность, синкретизм первобытного сознания не означает, что одни его элементы (эстетические) возникли из других (магических). Следует, напротив, подчеркнуть, что общественные потребности, вызвавшие к жизни первобытное искусство и первобытную магию, не только отличны друг от друга, но и противоположны.

Эстетическое отношение к миру и его эстетическое освоение возникают на основе и в процессе трудовой, производственной деятельности людей. Процесс труда есть не только процесс присвоения человеком продуктов природы. Он есть вместе с тем, как показал Маркс, процесс "очеловечивания" природы, в ходе которого человек запечатлеваег в предметах труда свои цели, способности, опыт и умение. Используя свойства, закономерности природных вещей, человек преобразует, формирует эти вещи согласно своему замыслу, своей цели. Он выявляет их внутренние возможности, реализует их в нужном для него направлении и одновременно воплощает в предметах свои способности и силы. Создавая предметы для утилитарных целей, человек в то же время стремится реализовать в них "меру", заложенную объективно в каждом предмете, наилучшим образом выявить в них такие свойства, как симметрия, гармония, ритм. При этом человек наслаждается самим процессом творчества, способностью овладеть каждым предметом, подчинить его своим целям. Так, в процессе трудовой деятельности возникает впервые как сторона этого процесса эстетическое отношение к миру. В дальнейшем это отношение развивается, усложняется, охватывает все больший круг объектов и, наконец, отделяясь от утилитарного процесса производства, выступает как специфическая форма деятельности, самостоятельная форма освоения мира. Рождается искусство.

Таким образом, эстетическое освоение мира и его высшая форма - искусство -- появляются в процессе творческого, свободного труда человека, основанного на подчинении ему сил природы, в процессе все более полной реализации человеческих способностей, умений и знаний. Можно сказать, следовательно, что искусство есть одно из проявлений свободы человека.

Как известно, социальные истоки религии вообще и магии как одной из ее первых форм прямо противоположны. Религия возникает как порождение и отражение бессилия первобытных людей перед лицом природы, ее рождает страх перед неведомыми и чуждыми явлениями окружающего мира, неспособность овладеть ими. Первобытная магия тесно связана с процессом труда, но связь эта весьма своеобразная. Магия представляет собой совокупность фантастических, иллюзорных представлений и колдовских действий, с помощью которых первобытные люди пытаются Добиться практических результатов (удачной охоты, рыбной ловли, победы над врагами-иноплеменниками и т. п.) в тех случаях, когда у них отсутствует уверенность в возможности добиться этих результатов с помощью реальной практики. Английский этнограф Б. Малиновский удачно определил социально-психологическую почву магии, охарактеризовав ее как "колебания между надеждой и страхом". Предпринимая магический обряд, первобытные люди, с одной стороны, страшатся воздействия на их жизнь неведомых для них и неконтролируемых ими сил (например, исчезновения дичи в лесу, рыбы в реке или океане, внезапного массового заболевания сородичей, нападения врагов и т. п.), а с другой - надеются на то, что данный обряд предохранит их от бедствий и несчастий, которых они боятся. Отсюда ясно, что социальной основой первобытной магии является практическое бессилие людей, их зависимость от природных и социальных сил, которыми они не в состоянии овладеть и природы которых они не понимают. Следовательно, религия и магия как одна из ее форм представляют собой отражение и проявление несвободы людей.

Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить гран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции отрезали поврежденную руку или ногу

По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Однако о многом они не имели никого понятия. Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представления существовании невидимых сил -- духах и богах, которые влияют природу и жизнь человека. Так зародилась религия, Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были 1"Нвкими потусторонними силами, управляющими миром, они не |^воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, животных. Богами были и предки рода. Эти предки часто также считались какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную "* связь с богами. Поэтому они считали, что могут воздействовать на |"6огов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприношения), а иногда и наказывать.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помощью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.

С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются периодом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаружены следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали с время инициации как своеобразную школу охотничьего мастерства.

Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки животных из камня, кости, дерена. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер -- небольших (5--15 см) статуэток женщин, как правило, обнаженных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа, а также "около Байкала. Историки предполагают, что это прародительницы рола. Подобные скульптуры также выражали идеи материнства, плодородия.

Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, тайны.

Конспект урока истории в 5 классе по теме Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фассахиева Наталия Рафиковна

Учитель истории

МАОУ НГО СОШ №12

Конспект урока истории в 5 классе

Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Задание 1. Найдите ошибки в тексте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

Задание 2. Экспресс опрос.

  1. Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?
  2. Как изменился животный мир?
  3. Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
  4. Что называется родовой общиной?
  1. Переход к изучению новой темы

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы. На помощь приходит религия.

Что такое религия? Почему она появилась.

Запишем тему урока: «Возникновение искусства и религиозных верований»

  1. Изучение новой темы

План

  1. Причины появления религии.
  2. Появление искусства.

Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. Почему снятся сны? Что такое смерть? Почему идет дождь? Люди искали ответы на сои вопросы. Во сне он видел людей, давно умерших. И думал, что в теле живет душа . Человек считал, что миром управляют высшие одушевленные силы – духи .

У них вера в то, что между животным и его изображением, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Первобытный человек представлял себе богов виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изображение бога – идола , думая, что бог вселяется в него. Человек верил, что боги могут оказать помощь. Нужно только, чтобы бог услышал просьбу, и сделать так могли только шаманы и колдуны.

Верования первобытных людей в то, что у человека есть душа, в жизнь после смерти называются религиозными .

Запишем термин: религия – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.

Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

  1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.
  2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.
  3. Хронология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.
  4. Ремесло главное занятие древнейших людей.
  5. Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо.

Работа с документом.

Давайте мы тоже «побываем» в Альтамире. (просмотр видеоролика).

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Лергиия
  2. Пграну
  3. Спиьовжи
  4. Авржет
  5. Бирсоаетлвость
  6. Оидл
  7. Араальтми
  1. Подведение итогов урока.

Список литературы:

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Михайловский Ф.А
  2. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. Арасланова О.В., Соловьев К.А.
  3. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Годер Г.И.

Интернет-ресурсы:

  1. http://miro101.ru/index.php/10-klass/61-naskalnaya-zhivopis 01.11.2014
  2. http://www.youtube.com/watch?v=WncWu61Htm8 01.11.2014

Приложение 1

Раздаточный материал.

  1. Найдите ошибки в тексте.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

  1. Альтамира - одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Хотя пещера и ее живопись известны всему миру, далеко не все знают о драматической истории ее первого исследователя, графа Марселино Санз де Саутуолы. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Можно себе представить, какую моральную травму нанесли "хранители научной истины" испанскому гранду, с его обостренным чувством достоинства и чести. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.
  1. Расскажите об открытие пещерной живописи?
  2. Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта?
  3. Игра “Путаница” (работа в парах работают за партами). Задача учащихся расшифровать исторические понятия и дать им определение.
  1. Лергиия
  2. Пграну
  3. Спиьовжи
  4. Авржет
  5. Бирсоаетлвость
  6. Оидл
  7. Араальтми

Данный материал позволяет познакомить учащихся с понятиями "искусство" , "религия"; выяснить причины их появления. Использование презентации помогает обучающимся представить события, о которых идет речь на уроке.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работа по понятиям

люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов

отличительные знаки государства

то, чем человек работает

наука, изучающая прошлое и настоящее человечества

собирание готовых видов пищи: корешков, плодов, ягод

памятники истории, которые дают информацию о жизни людей в далеком прошлом

Решите задачи

Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы – коллективы. Эти коллективы назывались?

Человеческое стадо

Около зо тыс.лет назад человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников. Они назывались ………………

Родовая община

В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя -2, горного козла - 767, леопарда - 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди?

Возникновение искусства и религии

Искусство творческое отражение действительности

Марселино де Саутуола Саутуола работал в одиночку, приходил в пещеру - и день за днем копал. (Археологи были тогда еще одиночками - первопроходцами своей науки). Хотя археолог не был совсем один: он брал с собой дочку, Марию. Девочке полезна прогулка в горы, а пока отец работал, ей нравилось ходить по пещере и рассматривать ее. И вот однажды он услышал ее звонкий возглас: «Папа, смотри, нарисованные быки!» Оторвавшись от земли, папа поднял усталые глаза - и замер от удивления, не зная, что и подумать. Действительно, быки.

Религия это вера в сверхъестественные силы (богов, духов, души) и поклонение им

Предварительный просмотр:

Возникновение искусства и религии

Цели урока : Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия », « искусство »; причины их

Появления. Продолжить формирование умения рассуждать,логически мыслить, элемен-

Тарно анализировать исторические источники, факты.

Оснащение: презентация

Ход урока :

I. Повторение

В течение нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте вспомним, что мы с вами узнали.

1. Работа по понятиям (слайд 1 - 7)

2. Решение задач (слайд 8 - 16)

II. Изучение нового материала

Обратите внимание, на этот слайд. Помимо названных вами предметов здесь мы видим и наскальные рисунки, которые тоже были отличительной чертой первобытного человека.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, как заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры.

Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя, возникло около 30-го тысячелетия до н. э. (слайд 18)

Искусство - творческое отражение действительности.

Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

В 1878 г. в Испании археолог Саутола (слайд 19) и его дочь отправились в пещеру Альтамира.Когда Сауто ла зажег факел, они увидели картины нарисованные на стенах и своде пещеры. Всего насчитали 23 изображения - целое стадо! Они были выполнены твердой рукой древнего художника, который талантливо использовал естественные выпуклости свода пещеры. Он оживил эти выпуклости резцом и обвел краской - получились не просто рисунки, а цветные барельефы. Массивные туши бизонов с характерными горбатыми загривками раскрашивались красной краской .(слайд 20)

Позднее были открыты и другие пещеры с рисунками древних художников.

Давайте с вами посмотрим, что же изображали первобытные художники. (слайд 21 -22)

Среди изображений легко узнаются бизоны и олени, медведи и носороги. Все рисунки были сделаны с удивительным мастерством - хотя не обошлось и без курьезов - встречались изображения животных с большим количеством ног-так художники пытались передать движение

Многие рисунки содержат загадки - непонятные знаки и предметы, люди с птичьими головами, или в одеянии похожем на скафандр. Но самое главное-мы не можем понять, почему сцены изображающие охоту были нарисованы в труднодоступных, темных пещерах. Есть версия, что рисунки носили магический характер - если изобразить зверя в пещере - он обязательно попадет в ловушку. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Возможно, что перед рисунками разыгрывались ритуальные обряды - охотники как бы отрабатывали ход будущей охоты.

Почему древние люди так поступали?

Древние люди многое умели, но они не знали истинных причин природных явлений. Для того, чтобы не бояться человек должен был не только научиться многим полезным вещам, но и научиться объяснять всё, что происходит вокруг него и с ним.

Так у них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая – то сверхъестественная связь. У всего в природе был свой дух. Духи по отношению к людям могли быть и добрыми и злыми. Чтобы умилостивить духов природы, люди приносили им жертвы и совершали в их честь специальные обряды.

Так у первобытных людей возникает религия. (слайд 23)

Религия – это вера в сверхъестественные силы (богов, духов, души) и поклонение им.

Древние люди считали, что у каждого человека есть душа. Душа - это бестелесное начало, делающее человека живым и мыслящим существом. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит душа покинула его тело. Будить человека резко нельзя: душа не успеет вернуться.

Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить.

Люди верили, что души предков переселяются в далекую « страну мёртвых».

Религиозные верования возникли:

  1. от бессилия человека перед могуществом природы;
  2. от невозможности объяснить многие ее явления.
  3. Они зародились с появлением человека разумного, способного не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе, о своем прошлом и будущем
  4. Религиозные верования проявлялись в совершении специальных обрядов, связанных с важными событиями в жизни.

Первобытные люди создали своё искусство, которое было связано с их религиозными верованиями.

Домашнее задание: § 3, вопросы


На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов - древних людей, живших 80-50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик - Коба и Тешик - Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик - Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения - это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека - вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным - гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

Между учеными и богословами давно идет спор о том, какими были ранние религиозные обряды. Богословы говорят, что у человека с самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда - почти на миллион лет.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами - они удобнее в переноске. Глиняная посуда - признак постоянных земледельческих поселений.