Составление психолого-педагогической характеристики учащегося. Пример: Психолого-педагогическая характеристика ученика

Психолого-педагогическая характеристика школьника:

структура и содержание

В психолого-педагогической литературе существует множество различных рекомендаций и схем составления характеристик ученика. У каждой из них есть свои плюсы и минусы.

Проанализировав существующие на сегодняшний день критерии составления характеристик, мы выделили несколько основных требований, которым эти характеристики должны соответствовать.

1. Характеристика ученика должна максимально полно отражать индивидуально-психологические особенности конкретного ребенка, проявляющиеся в его общении, поведении, обучении.

2. Характеристика ученика должна быть легко "читаемой" и понятной для других специалистов, не знакомых с характеризуемым ребенком.

3. Характеристика ученика должна составляться по стандартной схеме, этот процесс не должен быть трудоемким.

4. Структура характеристики должна включать 5 основных блоков:

1) общие сведения о ребенке;

2) особенности познавательной деятельности ребенка;

3) особенности личности ребенка;

4) особенности поведения ребенка;

Грамотно составленная психолого-педагогическая характеристика ученика помогает воспитателю и педагогу получить представление о личностных качествах ребенка, наладить с ним контакт, выстроить план дальнейшей педагогической и воспитательной работы, создать оптимальные условия для развития школьника.

Шаблон составления характеристики ученика и подробное содержание отдельных разделов, вызывающих наибольшие трудности в описании представлены ниже (см. табл. 1). Дополнительно мы приводим шаблон характеристики класса в целом (ее цели и задачи связаны с определением направлений развивающей профилактической работы с классом).

ученика (ученицы) ___ класса

(название школы)

Ф.И.О. ребенка __________ дата рождения_______________

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Ф.И.О.

Дата рождения.

Дата поступления в учреждение.

Родственные связи ребенка (родители, братья, сестры, ближайшие родственники).

Сведения о состоянии здоровья (наличие хронических заболеваний, группа здоровья).

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная).

Школьная мотивация (отношение к школе, наличие интереса и желания учится).

Особенности усвоения отдельных учебных предметов (уровень усвоения программы, трудности в усвоении материала, любимые предметы).

Особенности внимания (концентрация, переключение, устойчивость внимания).

Особенности восприятия и осмысления информации (понимание инструкций к заданиям, понимание содержания картин, рассказов выделение главного в тексте).

Особенности мышления (умение сравнивать предметы, обобщать материал, делать выводы).

Особенности памяти (быстрота и точность запоминания, вид памяти: слуховая, зрительная, моторная).

Особенности речи (словарный запас, полнота и связность речи, дефекты произношения).

Темп деятельности (скорость выполнения заданий, переключения, утомляемость).

Поведение на уроках (понимание и соблюдение школьных норм и правил поведения).

РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Направленность интересов ребенка (учебная, художественно-эстетическая, спортивная или др. виды деятельности).

 (нравится ли ученику учиться, что побуждает его к учению, отношение к различным учебным предметам, отношение к успехам и неудачам):

Общественная активность-пассивность;

Трудолюбие-леность;

Ответственность-безответственность;

Организованность-неорганизованность;

Аккуратность;

Стремление к успеху, лидерству;

Решительность;

Настойчивость.

Отношение к людям (взаимоотношения с классным коллективом, учителями, отношение класса к ученику):

Особенности отношений со взрослыми (вежливость, чувство дистанции, открытость, отношение к критике и похвале - самокритичность).

Особенности отношений со сверстниками (общительность, коллективизм, бескорыстие, честность, правдивость, справедливость).

Отношение к себе (самооценка и самоконтроль):

Скромность или, наоборот, рассказывает, хвастается о своих достижениях, достоинствах

Уверенность в себе, т. е. выполняет ли задания, поручения без помощи других или нуждается в одобрении и помощи других

Самоконтроль, эмоциональная уравновешенность.

В заполнении второго и третьего раздела характеристики может помочь таблица 1 "Содержание отдельных разделов психолого-педагогической характеристики ученика", представленная ниже.

РАЗДЕЛ 4. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Соблюдение социальных норм и правил поведения.

Реакция на неудачи и промахи.

Поведение в конфликтных ситуациях.

Вредные привычки.

Склонность к асоциальным формам поведения (обман, воровство, бродяжничество и др.)

Общее впечатление о ребенке.

Выводы (сильные стороны ученика, которые следует развивать и слабые стороны, которые необходимо корректировать).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

___ КЛАССА

(название школы)

Общие сведения о классе (количество детей, возраст, состав класса, состояние здоровья детей).

Формальная структура класса (актив класса).

Цели и задачи класса как коллектива (основные направления воспитательной работы с классом).

Успеваемость и отношение к учебной деятельности (количество отличников, ударников, троечников, любимые предметы и т.п.).

Внеурочная деятельность (интересы детей, вовлеченность в кружковую деятельность, участие в мероприятиях, конкурсах).

Состояние дисциплины в классе (понимание и соблюдение социальных норм и правил поведения).

Взаимоотношения класса с классным руководителем , другими учителями.

Межличностные отношения в классе (неформальная структура класса, роль положительных и отрицательных лидеров класса, психологический климат в классе).

Сплоченность класса (умение коллективно трудиться, ценности учеников класса).

Достижения класса (учебные, спортивные, литературные и т.п.).

Таблица 1

Параметры оценки ребенка

Возможные варианты развития изучаемых параметров ребенка

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Внимание

Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает

Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их

Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их

Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке

Память

При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко

При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом

Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его

Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки

Мышление

Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает

В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач

Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Отношение к делам, поручениям

Общественная активность

Активно участвует во всех общественных делах.

Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

Редко принимает участие в общественных делах.

Трудолюбие

Любое поручение ребенок выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.

Дела по дому и поручения взрослых выполняет.

Часто уклоняется от дел и поручений, выполняет их недобросовестно.

Ответственность

Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.

Часто выполняет в срок порученное ему дело.

Редко доводит до конца порученные ему дела.

Организованность

Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу.

Правильно распределяет и в срок выполняет свою работу только под контролем взрослого.

Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

Аккуратность

Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.

Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Не заботится о своем внешнем виде. Не бережет общественное имущество.

Стремление к успеху, первенству

Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.

Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

Решительность

Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

Иногда колеблется перед ответственным решением.

Редко решается принять какое-либо ответственное решение

Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение

Настойчивость

Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

Редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

Отношение к людям

Положение ребенка в классе

Симпатии одноклассников

Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.

Пользуется симпатией только у части одноклассников.

В классе его не любят.

Отношения со взрослыми

Вежливость, тактичность

Всегда проявляет должное уважение к другим людям.

Иногда бывает невежлив и нетактичен.

Часто бывает слишком резок, затевает ссоры, оскорбляет других, грубит.

Самокритичность

Адекватно воспринимает критику, прислушивается к советам, старается исправить свои недостатки.

Часто прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления

Отношения со сверстниками

Общительность

Всегда охотно и с удовольствием вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

Общается с ограниченным кругом людей.

Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. Замкнут, необщителен.

Коллективизм

Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

Как правило, помогает товарищам, когда его просят.

Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.

Бескорыстие

В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.

Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.

В своих поступках руководствуется собственной выгодой, а пользой дела.

Честность, правдивость

Всегда правдив по отношению к учителям и воспитателям, товарищам. Говорит правду даже тогда, когда это ему «невыгодно».

Редко обманывает, почти всегда правдив по отношению к другим людям

Часто говорит неправду ради собственной выгоды

Справедливость

Активно борется с тем, что считает несправедливым.

Редко выступает против того, что считает несправедливым.

Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

Отношение к себе

Скромность

Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.

Иногда, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.

Часто хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами или еще не сделанными делами

Уверенность в себе

Очень уверен в себе. Редко советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

Уверен в себе. Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае необходимости.

Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.

Самоконтроль

Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.

Часто не может подавить нежелательные эмоции. Плохо владеет своими чувствами, легко выходит из себя.

Написание педагогической характеристики неотъемлемая часть планирования индивидуальной и групповой коррекционной работы, подведения итогов всей педагогической работы.

Целью написания педагогической характеристики на ребенка документальное оформление его психологических особенностей, полученных знаний, стадий его развития, для дальнейшего использования для подбора оптимального варианта индивидуального образовательного маршрута. Современная система образования позволяет на основе детальной характеристики учащихся выстроить наиболее оптимальный вариант усвоения школьной программы и облегчения совместной работы педагогов, специалистов и родителей ребенка. Результатом этой работы должна стать помощь ребенку в освоении школьной программы.

Характеристика развития ребенка должна представлять собой документ, структурировано отражающий информацию об особенностях развития, навыках, чертах характера, достижениях ребенка. С ее помощью составляется представление об уровне развития ребенка, проведенной педагогом работе и выстраивается дальнейшая педагогическая или коррекционная работа.

Составление педагогической характеристики требует всестороннего изучения ребенка. Основными методами педагога кроме наблюдения в учебном процессе, изучения школьных оценок, должны стать и беседы со школьным врачом, родителями, применение психолого-педагогических методик, наблюдение во внеурочной деятельности.

План (структура) написания педагогической характеристики.

У молодых педагогов часто возникают трудности, как написать характеристику на ребенка. При составлении педагогической характеристики необходимо придерживаться определенной структуры, для того чтобы максимально точно описать особенности развития ребенка и не упустить важных характеристик. Предлагаемая структура характеристики детей младшего школьного возраста содержит основные пункты, без которых описание не будет полным. Структура может изменяться в зависимости от особенностей ситуации использования и педагогических потребностей, возможно добавление и расширение некоторых позиций, аналитической части.

Структура педагогической характеристики на ребенка младшего школьного возраста:

Фамилия. Имя. Отчество.

Возраст учащегося.

С какого периода обучается в этой школе, классе, по какой программе. При обучении — в СКК с какого времени был осуществлен перевод.

Результативность овладения материалом изучаемой программы. Анализ причин в случае неуспеваемости: нарушение поведения, пропусков занятий, индивидуальной соматической слабости, наличия хронического заболевания, недостаточного кругозора. Эта часть характеристики может содержать выводы учителя. Возможные формулировки: материал школьной программы усваивает полностью/частично/с трудом/ удовлетворительно не смотря на потенциальные возможности/ , без затруднений, о чем свидетельствует принадлежность к хорошистам….

В этом пункте нужно указать особенности усвоения различных предметов программы. Рекомендации специалистов о переходе на обучение по другой программе (указать какого вида) . При рекомендациях обучения по специальной программе указывается причина, по которой ребенок продолжает обучаться в классе.

Характеристика учебно-познавательной деятельности учащегося. В отличии от предыдущего пункта. Здесь раскрывается не результат усвоения, а процесс усвоения, причины по которым достигается результат.

При описании учебно-познавательной деятельности следует учитывать как ребенок принимает учебную задачу: принимает/не принимает/ в соответствии с настроением/ самочувствием/ понимает задачу не полностью/ самостоятельно/с помощью педагога. Анализируется способность удержать задачу, довести начатое до конца, теряет цель, уходит на второстепенные факторы, отвлекается. В ходе выполнения задачи учитывается требуется ли ребенку помощь, характер помощи: наводящие вопросы, многократная обучающая помощь, организующая помощь. Планирование решения задачи. Умение самостоятельно планировать решение: планирует, нуждается в помощи, не умеет планировать. Методы решения учебных задачи: поиск пути наименьшего сопротивления, отказывается от решения при затруднениях, старается избежать трудностей, переложить решение на другого, использует все средства для достижения результата, использует рациональные способы решения, способен к выбору из предложенных ответов.

Способности к оценке собственных действий, умению исправлять ошибки, принимать оценку педагога.

Описание особенностей получения знаний, овладения навыками. В этом пункте описываются особенности восприятия, затруднения при письме и усвоении материала на слух, при самостоятельном прочтении, понимания прочитанного, счет в уме. Степень осмысленности материала ребенком, способность действовать по аналогии, применять знания в новых условиях, умение применять на практике.

Характеристика познавательных процессов. Расшифровка выше перечисленных особенностей:

— внимания: произвольность, объем, устойчивость, переключаемость;

— работоспособность: высоая-низкая, устойчивая-неустостойчивая в течении урока;

— характеристики восприятия: его объем, полнота, скорость и активность, формирование сенсорных эталонов, пространственная ориентации, доминирующих показателей переработки информации) ;

— характеристики преобладающей памяти.

— тип мышления ребенка: активность, инактивность, способности к устанавлению причинно-следственные связей, умения формирования и оперирования понятиями.

Речевая деятельность.

Характеристика эмоциональной сферы ученика. Сила и степень проявления эмоций, яркость проявлений, раздражительность, агрессивность, дисфорических расстройств, проявление чувства эйфории, акцентуаций характера, уравновешенность или лабильность настроения, наличие аффектов. Характеристики уровня самооценки. Развитие волевой регуляции, способность к волевым усилиям, критичности, способность к контролю собственных поступков. Склонность к асоциальному поведению. Черты характера, способствующие или мешающие учебной деятельности, интересы, их устойчивость.

Степень принятия роли «ученика» (усвоение и принятие полностью — непринятие роли ученика) Характеристик учебной мотивации: сформирована, не сформирована, частично сформирована, Характеристика преобладающих мотивов: достижения успехов, избегания неудач, игровых, учебных, профессиональных, асоциальных, личных, возникающих под влиянием сиюминутных желаний. Устойчивость, активность и степень внешнего проявления мотивации. Умение соблюдать требований к учащимся, соблюдения норм поведения, умения организовать учебную деятельность во время и после уроков.

Особенности коммуникации. Развитие коммуникативных навыков, особенности контактов с посторонними людьми. Характеристика отношений в детском коллективе. Мотивы общения. Стремление к лидерству, выполнению социальных ролей. Возрастные предпочтения в контактах. Умение держать дистанцию при общении со взрослыми, склонность к панибратству. Стиль общения, наличие демонстративности, аффективных вспышек, психопатоподобные проявления. Прогноз развития коммуникативных навыков, перспективы нахождения в детском коллективе, возможности проведения мероприятий по коррекции поведения.

Полнота и практическая направленность предоставленных данных может стать определяющим моментом в решении о дальнейшем образовательном маршруте ребенка. При составлении характеристики, педагогу необходимо отталкиваться от фактов, особенностей ребенка и показателей учебной деятельности, а не субъективного мнения.

Характеристика должна быть максимально объективной и отражать действительное положение вещей, тогда на ее основе будет принято решение в интересах ученика, что является главной задачей системы образования.

Схема составления психолого-педагогической характеристики школьника

Октябрь 30th, 2011 admin

В период педагогической практики возникают проблемы написания психолого-педагогической характеристики школьника. Шаблон написания такой характеристики может облегчить ее написание. Следует только внимательно изучить все пункты предлагаемого шаблона, подобрать предлагаемые методы и методики в соответствии срекомендациями в имеющейся литературе или с помощью определенных сайтов.

СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

I. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Здоровье ребенка (здоровый или ослабленный), рост (отстает в росте или очень рослый), вес (нормальный, избыточный, недостаточный), есть ли недостатки зрения, слуха. Нарушение осанки. Уровень развития моторики (в частности, мелких движений). Соответствие физического развития возрасту.

МЕТОДЫ : анализ документации, наблюдение, беседа с родителями, учителями, школьным врачом.

Как влияет физические особенности школьника на развитие его личностей? В чем и как это проявляется? Если влияние негативное. Существует ли возможность коррекции? Как ее осуществить?

II. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОЙ СРЕДЫ

Состав семьи, профессия и место работы родителей, взаимоотношения в семье, особенности психологического климата, отношение взрослых к ребенку, позиция ребенка в семье.

МЕТОДЫ : беседа с членами семьи, учеником, анкета на выявление отношения ученика к близким людям.

Отметить положительные и отрицательные факторы семейной среды, их влияние на развитие личности ребенка. Что следовало бы изменить, усилить или сохранить?

III. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧЕНИКА СО СВЕРСНИКАМИ

Социальный статус и социальная роль и ученика в коллективе, его отношение к товарищам по классу (кого считает другом, к кому благосклонен, с кем конфликтует и по каким причинам), какие моральные качества проявляются во взаимоотношениях с одноклассниками, отношение к нему одноклассников (какие отмечают положительные или отрицательные черты). Совпадает ли их оценка с оценкой учителя? Имеет ли друзей вне класса? С кем общается вне школы? Каков характер этих взаимоотношений?

МЕТОДИКА : наблюдение, беседа с учителем, социометрия, референтометрия. Сделать вывод: благоприятна ли позиция ученика в классе, как это сказывается на развитии его личности? Чем определяется его позиция в коллективе? Что и как следовало бы изменить в социометрическом статусе школьника? Проанализировать особенности общения вне школы. Какое влияние оно оказывает на школьника? Возможности исправления отрицательных черт, проявляющихся на отношениях с другими людьми.

IV. IV.УЧЕБНАЯ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Успеваемость уровень знаний. Отношение к учебе (общий интерес к учению, отношение к различным предметам), старательность. Умение учиться (работать с книгой, заучивать, составлять планы, контролировать себя), основной мотив учения. Наличие трудовых навыков и умений, предпочитаемые виды труда. Отношение к труду, организованность и дисциплинированность в труде, привычка к длительным трудовым условиям.

МЕТОДЫ: анализ документации. Наблюдения, беседы с учителем, родителями, учеником, анкетирование по выявлению мотивов учебной деятельности.

Проанализировать причины того или иного отношения к труду, возможные пути перестройки отрицательного или активизации положительного отношения. Какие умения (учебные и трудовые) необходимо сформировать у школьника, какими способами?

V. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Учебные и внеучебные интересы (их направленность, широта, глубина, активность). Убеждения, специальных способностей: музыкальных, артистических, художественных и др.

МЕТОДЫ: экспериментальные методики к разделу V.

VI. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИКА

Общее умственное развитие, осведомленность, понятливость, словарный запас, умение выразить мысль. Особенности мышления: умение анализировать, сравнивать, выделять существенное, обобщать, делать выводы, уровень развития наглядно-образного и понятийного мышления.

Характеристика воображения (оригинальность, богатство, уровень развития творческого и воссоздающего воображения). Особенности внимания (концентрация, распределение, объем).

МЕТОДЫ: наблюдение, экспериментальные методики к разделу VI.

Рекомендации по формированию недостаточно развитых приемов мышления, запоминания, наблюдения. Возможные для данного ученика пути повышения уровня умственного развития, коррекции имеющихся недостатков внимания, памяти. Мышления, воображения. Учет интеллектуальных особенностей ученика в учебной работе.

VII. ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ТЕМПЕРАМЕНТА

Определить тип высшей нервной деятельности, описав силу протекания нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. Проявление свойств темперамента: сенситивность, реактивность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, экстраверт, интроверт.

МЕТОДЫ: наблюдения, беседы с учеником, учителями, методики определения силы, уравновешенности и подвижности первых процессов, о типе темперамента и его отдельных свойств.

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА

Ярко выраженные черты характера, проявляющиеся в отношении к людям, учебе, труду, самому себе. Самооценка, уровень притязаний. Волевые черты характера: настойчивость, самостоятельность, упрямство, внушаемость. Эмоциональные черты характера, преобладающее настроение. Реакция на препятствие (фрустрация).

МЕТОДЫ: наблюдение, беседа, с учеником, родителями, методика по определению самооценки, уровня притязаний.

Проанализировать причины формирования положительных или отрицательных черт характера школьника. Возможные пути и способы формирования положительных и преодоления отрицательных качеств.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Сделать вывода о сильных и слабых сторонах личности учащегося. Определить возможные перспективы дальнейшего развития личности данного ребенка.

Главные причины недостатков, пути их преодоления.

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Описать проведенную во время изучения ученика индивидуальную работу с ним, какие умения и навыки удалось у него сформировать.

Проанализировать индивидуальную работу с учеником, удалось ли достичь поставленных целей, какие сделаны ошибки, что считаете своей удачей.

Краткие выводы по работе с изучаемой личностью.

При написании психолого-педагогической характеристики на школьника пользуйтесь повествовательными предложениями, и содержание исследований излагайте в виде рассказа.

Каждый пункт характеристики должен начинаться с одной из фраз:

На основе наблюдения……. Беседы с ….. Анкетирования по выявлению…. Тестирования по определению….. и др. фразы, поясняющие что вы делали и какие методы и методики использовали, чтобы изложить результаты этого исследования кратко, лаконично и понятно.

Если психолого-педагогическая характеристика класса составлена грамотно, то она может оказаться весьма полезной, например, новому классному руководителю при переходе школьников из младшего звена в среднее. С помощью этой характеристики любой учитель-предметник или педагог-психолог сможет понять, какие ученики учатся в этом классе, разобраться в их личностных характеристиках и в соответствии с этим конкретным контингентом учащихся разработать адекватные методы педагогического взаимодействия. Как правильно составить психолого-педагогическую характеристику класса? Ниже приводятся общие рекомендации и образец такой характеристики.

Произвольная форма составления педагогической характеристики недопустима, так как это в первую очередь документ.

Информация, подающаяся в характеристике школьного класса, не должна быть хаотичным или случайным нагромождением сведений. Этот документ должен быть структурирован.

Сведения о школьном коллективе лучше всего излагать в официально-деловом стиле. Но при этом информация должна быть понятна не только самому составителю, но и тому, кто будет читать этот документ в дальнейшем. Запрещается указывать сокращенно имена и фамилии учеников.

При составлении психолого-педагогической характеристики класса необходимо учитывать три важных принципа.

Принцип комплексности

И классному руководителю, и педагогу-психологу в силу своей профессии приходится составлять большое количество характеристик. Поэтому не стоит удивляться тому, что порой эти документы получаются безликими и шаблонными. Однако этого следует избегать, так как психолого-педагогическая характеристика класса должна отражать полезные сведения, которые после ознакомления с документом может использовать любой педагог. Полезность шаблонных фраз сводится к минимуму.

Надо отметить, что вся информация должна подаваться логично и последовательно. Вся информация в документе должна давать четкое представление о школьном коллективе, на который составлена характеристика.

Принцип гуманизма

В характеристике должны содержаться адекватные и непредвзятые сведения, потому что по назначению может использоваться только объективная информация. Необъективно составленная психолого-педагогическая характеристика ученика, класса или бывшего воспитанника дошкольного учреждения не позволит новому учителю, не знакомому с личностью школьника, строить с ним эффективное педагогическое воздействие. И хорошо, если результат такого взаимодействия будет только неэффективным, а не вредным для развития личности школьника.

Учитель, как и врач, должен в своей работе руководствоваться важным принципом - не навреди.

Принцип объективности

Надо учитывать, что психолого-педагогическая характеристика начального класса будет не похожа на характеристику класса старшего школьного звена. То есть, здесь действует принцип объективности - каждое анализируемое явление должно быть объяснено с опорой на теоретические положения возрастной психологии.

Если характеристика составлена в соответствии с этим принципом, то она будет действительно полезным документом, которым могут руководствоваться в своей работе классные руководители и учителя-предметники.

План психолого-педагогической характеристики класса

Характеристику школьного класса можно составлять, следуя предлагаемому плану:

1. Общие сведения о классе: когда класс был сформирован, кто из учителей был первым классным руководителем, менялись ли классные руководители и как часто.

2. Общие сведения об учениках: количество учащихся, пол, возраст.

3. Лидеры школьного коллектива, актив класса, их характеристики.

4. Уровень воспитанности учеников.

5. Микрогруппы в коллективе, характеристика их образования, взаимодействие микрогрупп с другими членами школьного коллектива.

6. Социометрическая и статусная характеристика класса.

7. Приоритеты и основные ценности, принятые в классе.

8. Оценка уровня коммуникативной культуры учеников.

9. Какими способами решаются конфликты в классе.

10. Мнение педагогов о классе в целом и об отдельных учениках.

А теперь конкретный пример психолого-педагогической характеристики класса.

Образец психолого-педагогической характеристики класса

1. 8 "А" класс средней школы №44 города Челябинска был образован в 2008 году. Первым классным руководителем была Сергеева Наталья Петровна. В 2012 году классным руководителем стала Смирнова Анастасия Павловна.

2. В 8 "А" классе 25 учеников, 13 из них юноши и 12 - девушки. 20 ученикам исполнилось по 14 лет. 5 учеников в возрасте 13 лет.

3. Лидеры класса Савельева Оксана и Антонов Александр. Актив класса - Яковлева Вероника, Станько Марина, Ефимова Антонина. Девушки принимают активное участие в общественной жизни класса и школы, а также в спортивных соревнованиях.

4. Уровень воспитанности учеников достаточно высок. Ребят, нарушающих дисциплину, в классе нет.

5. Основные «ячейки» класса представляют собой актив группы и лидеры. Остальных ребят они ведут за собой, поддерживают высокий уровень сплоченности в классе. Данные микрогруппы были образованы ещё в младшем школьном звене.

6. В классе было проведено социометрическое исследования, по результатам которого были выявлены лидеры в классе. «Звезда» - Савельева Оксана; предпочитаемые - Антонов Александр, Станько Марина, Ефимова Антонина; изолированный - Демарин Иван.

7. В целом класс ориентирован на получение новых знаний и хороших отметок. В ценностных ориентациях школьников преобладают коллективная ответственность за жизнь класса и дружба.

8. На высоком уровне коммуникативная культура класса.

9. Возникающие конфликты в основном решаются коллективным обсуждением проблемы.

10. Педагоги довольны поведением и успеваемостью учеников 8 "А" класса.

Психолого-педагогическая характеристика класса выглядит таким образом. Но это только «каркас» документа. Сведения необходимо подавать в более развернутом виде. Тогда характеристика будет более информативной.