Структура и характеристика основных элементов системы управления организацией. Функции управления

Характеристика элементов системы управления

Элементы системы управления характеризуются следующими параметрами и показателями:

1. Технология управления – это совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение управленческих решений:

· состав и структура управленческих процессов, процедур и операций;

· длительность управленческого цикла;

· удельный вес управленческих операций рутинного и творческого характера;

· повторяемость и длительность процессов, процедур и операций;

· уровень типовых технологических процессов управления;

· уровень регламентаций процессов управления;

· ритмичность управления процессов управления;

· качество выполнения процессов управления;

· затраты на выполнение процессов, процедур и операций управления и т.д.

2. Методы организации управления – это совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение цели и решение задач предприятия:

· удельный вес организационно-административных, экономических и социально-психологических методов управления;

· обеспеченность нормативными, методическими и другими документами;

· уровень учета и контроля исполнения решений;

· уровень качества используемых методов управления;

· уровень мотивации труда;

· уровень творческой активности членов трудового коллектива;

· уровень организации делопроизводства и т. д.

3. Организационная система управления (ОСУ) – это совокупность специализированных органов управления, взаимодействующих, взаимосвязанных для достижения целей и задач предприятия:

· состав и количество управл. подразделений на иерархических уровнях управления;

· состав и соотношение целевого, линейного, функционального и обеспечивающего управления;

· тип существующей структуры управления;

· соответствие коэффициента управляемости к норме управляемости;

· уровень качества ОСУ;

· затраты на управление по подразделениям;

4. Информация – это совокупность сведений или данных, необходимых для обоснования выработки принятия управления решений по достижению целей и задач предприятия:

· виды, структура и объем информации;

· уровень информационного обеспечения;

· периодичность поступления информации;

· затраты на обработку информации;

· схема информационных потоков, схема документооборотов и т. д;

5. Технические средства управления – совокупность технических средств, применяемых для сбора, обработки, представления и использования информации управленческого персонала:

· виды и кол-во технических средств;

· качество технических средств;

· стоимость и цена потребления технических средств;

· удельный вес прогрессивных технических средств;

· возрастной состав технических средств;

· обеспеченность техническими средствами;

· уровень автоматизации решения управленческих задач;

· уровень организации рабочих средств и т. д;

6. Кадры управления – работники всех уровней управления:

· численность управленческого персонала, в целом по предприятию и всем подразделениям;

· удельный вес менеджеров и исполнителей;

· профессиональный и возрастной состав;

· квалификационный и образовательный уровень;

· текучесть кадров;

· условия труда;

· уровень трудовой дисциплины;

· оперативность принятия решений;

· соответствие занимаемым должностям;

· уровень обеспеченности кадрами управления.

7. Решения (результирующий элемент управляющей подсистемы) – акты, результат, конечный продукт управленческой деятельности:

· состав, структура и количество решений;

· полнота и обоснованность решений;

· своевременность решений;

· уровень исполнения решений;

· уровень регламентации решения;

· повторяемость решений;

· количество принимаемых решений;

· оперативность решений;

· затраты на принятие выполнение решений;

8. Технология производства – совокупность взаимосвязанных производственных процессов:

· прогрессивность тех. процессов;

· удельный вес основных и вспомогательных тех. процессов;

· удельный вес ручного труда;

· обеспеченность тех. обработки;

· уровень автоматизации тех. процессов, их длительность и качество и т. д;

9. Методы организации производства – совокупность способов организации производства:

· структура типов производства;

· уровень специализации;

· уровень конструкции, кооперирования и комбинирования производства;

· периодичность запуска партий;

· технический уровень производства и его ритмичность.

10. Производственная структура – состав и соотношение между производственными подразделениями:

· состав цехов, участков и бригад;

· территориальное расположение подразделений;

· внутрипроизводственные связи, материальные, финансовые, трудовые, производственные;

· распределение численности работающих по подразделениям;

· обеспеченность производства новыми разработками (инновационная политика).

11. Предметы труда – сырье, материалы, полуфабрикаты и т.д.: состав, объем, обеспеченность, использование, затраты, запасы, периодичность поставок, качество поставок, естественные и не естественные потери.

Целевые – направление объекта управления на достижение заданной цели системы;

Целевые управляющие функции :

    планирование

    координации деятельности людей

    принятия решения

    стимулирования

    учета и контроля

    обеспечение подготовки исполнителей

Организационные –

обеспечивают использование оптимальных методов объединения элементов системы для обеспечения жизнедеятельности всех ее подструктур, реализацию целевой функции системы.

Приемы подготовки, принятия, организации, контроля за выполнением управленческих решений

В современной интерпретации управление рассматривается как «элементарная функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности».

Представление реального объекта как совокупности взаимодействующих компонентов характерно для системного подхода. При этом считается, что связи между компонентами такого объекта, определяемого как система, является более тесными, чем связи между этими компонентами и другими объектами, образующими среду системы. Таким образом, выделим следующие элементы управления как системы (см. схему 2).

Механизм управления включает в себя: цели, миссии, функции, принципы, методы управления.

Организационная структура управления определяется целями, функциями, продуктом предпринимательской деятельности.

Процесс управления технологии принятия управленческих решений и организация их реализаций.

Принцип управления правила, нормы, которыми следует руководить в своей деятельности в ходе решения задач, стоящих перед фирмой, предприятием:

С х е м а 2

Элементы система управления

принцип развития - способности развиваются в результате изменения условий жизни;

принцип универсальной талантливости - нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом;

принцип неисчерпаемости - ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной.

Методы управления – способы, формы воздействия руководителя на подчиненных.

Основные методы управления и их характеристики

К экономическим методам относятся прогнозирование и планирование кадровой работы, расчет баланса рабочих мест и трудовых ресурсов, определение основной и дополнительной потребности в кадрах, источников ее обеспечения и др.

Организационно -распорядительные методы предполагают применение различных способов воздействия на работников и основываются на использовании установленных организационных связей, правовых положений и норм (например, на правилах внутреннего трудового распорядка, положениях о порядке проведения аттестации или высвобождения работников, инструкциях о порядке ведения учета и хранения трудовых книжек рабочих и служащих и др.).

Социально-психологические методы управления кадрами представляют собой конкретные приемы и способы воздействия на процесс формирования и развития трудового коллектива и отдельных работников, в связи, с чем они подразделяются на социальные и психологические. Первые призваны воздействовать на весь коллектив (социальное планирование, создание оптимального психологического климата, изучение общественного мнения и др.), а вторые - на отдельных работников (методы психологического отбора, изучения и оценки кадров и т. д.).

К социально-психологическим методам относятся:

Метод властного принуждения . Этот метод базируется на применении руководителем властных полномочий в отношении подчиненных, в том числе при наложении дисциплинарных высказываний. Метод принуждения является необходимым методом при воздействии на недобросовестных подчиненных, нарушающих служебную дисциплину и законность. Вместе с тем, принуждение формирует страх перед возможным наказанием за совершенные (даже неумышленно) ошибки и меняет мотивацию труда – формируется мотивация избегания наказания, формализм, снижается инициативность т.д. Метод принуждения – не главный метод воздействия на подчиненных, а поэтому должен применяться руководителем осторожно с обязательным учетом индивидуальных психологических характеристик работников.

Метод вознаграждения . Подкрепление поведение работника, основанное на объективной оценке достигнутых им результатов в деятельности. Применение вознаграждения или поощрения эффективно при соблюдении следующих правил: индивидуализации вознаграждения; соответствия стимула достигнутым результатам; гласности при объявлении поощрения; наращивание стимулов в связи с достижениями в работе; учета ожиданий работников при выборе вознаграждения.

Двенадцать способов вознаграждения:

    деньги (материальное вознаграждение);

    одобрение поведения и деятельности подчиненного;

    признание эффективности служебных действий;

    предоставление свободного времени;

    предоставление любимой работы;

Способствование профессионально-личностному росту;

Продвижение по служебной «лестнице»;

    предоставление самостоятельности в работе;

    учет личных интересов работника;

    достижение взаимопонимания;

    ценные подарки, призы;

    представление к правительственным наградам и досрочному присвоению специальных званий.

Метод примера (харизмы) . Этот метод основывается на позитивном влиянии профессионально-личностных качеств и способностей руководителя в отношении подчиненных. В этом случае часто наблюдается идентификация подчиненного с руководителем, осознанное или неосознанное подражание стилю деятельности и признание его авторитета как лидера. Авторитет руководителя обладает определенными элементами внушающего воздействия и заставляет подчиненных неосознанно подражать манерам поведения своего непосредственного начальника. К числу харизматических характеристик личности руководителя относят: энергичность поведения руководителя и заражение им своей энергией окружающих; внушительную, солидную внешность, независимость характера; отличные риторические способности, достойную и уверенную манеру поведения, адекватное восприятие восхищения собой со стороны окружающих.

Метод влияния через участие подчиненных в управлении . Привлечение работников к участию вариантов и принятию управленческих решений. Большое значение для привлечения подчиненных к участию в управлении играет система обоснованного и своевременного делегирования полномочий.

Метод убеждения . Убеждение - это воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. Убеждение основано на логике и аргументации своей точки зрения. Начинается убеждение с попытки понять точку зрения подчиненного, его мотивацию поведения и позицию. При это, очень важно достигнуть доверительности в процессе беседы с работником, найти точки согласия в позициях. И всячески их развивать. Эффективное слушание руководителем подчиненного, проявление эмпатии и терпения в беседе с подчиненным, является хорошими предпосылками эффективности убеждения.

Таким образом, управленческие отношения представляют собой сложное сочетание объективных и субъективных составляющих. Управленческие отношения, с одной стороны, определяются материальными, техническими, экономическими факторами, а с другой стороны – складываются между людьми, отражая тем самым их психологические особенности.

    Психологические закономерности управленческой деятельности

Как известно, управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие динамику психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения. К числу подобного рода закономерностей можно отнести следующие. Закон неопределенности отклика (или иначе закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур. . Дело в том, что разные люди и даже один человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может приводить и нередко приводит к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкретной деловой ситуации. И как результат - к ошибке в деятельности.

Закон неадекватности восприятия человека человеком . Суть его состоит в том, что люди не всегда могут постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для выполнения принятия решении относительно этого человека.

Закон неадекватности самооценки . В принятии любого управленческого решения руководитель должен принимать во внимание адекватность самооценки подчиненных, так как в случает завышенной самооценки – подчиненный может браться за сложные задания, но решать их не достаточно продуктивно. В случаи заниженной самооценки подчиненного: он не всегда берет инициативу в свои руки, даже если его компетентность в решении данной задачи гораздо выше.

Закон расщепления смысла управленческой информации . Любая управленческая информация (директивы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможностями используемого естественного языка информации, что ведет к возникновению различий толкования информации, с другой - различиями в образовании, интеллектуальном развитии, физическом и, тем более, психическом состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит.

Закон самосохранения . Его смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.

Закон компенсации . При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками. Этот компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и ошибок. Однако следует иметь в виду, что данный закон практически не срабатывает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой деятельности.

Наука управления, естественно, не исчерпывается приведенными выше психологическими законами. Существуют многие другие закономерности, честь открытия которых принадлежит ряду выдающихся специалистов в области психологии управления, чьи имена и присвоены этим открытиям. Таковы законы Паркинсона, принципы Питера, законы Мерфи и другие.

Как и любая другая система, система управления предприятием состоит из элементов, которые объединены воедино целью функционирования, при этом особенно важно выделять субъект и объект управления, основные элементы системы управления. Каждый элемент подлежит исследованию, чтобы обеспечить целостность исследования системы управления.

Система управления предприятием включает такие элементы, как:

  • - функции управления,
  • - организационную структуру управления,
  • - персонал управления,
  • - технические средства управления,
  • - информацию,
  • - методы управления,
  • - технологию,
  • - финансы,
  • - управленческие решения.

Функции управления

Исследование такого элемента системы управления, как функции имеет большое практическое значение, так как они определяют структуру органов управления предприятия, о чем говорится в статье "Функции управления". При этом существует общие функции управления, которые являются обязательными для успешной работы любой организации (планирование, организация, мотивация и контроль), а также конкретные функции управления (специфические), определяемые объектом управления.

К функциям управления современным предприятием относят: планирование, маркетинг, предпринимательство, финансы, организацию, производство, инновации, информацию и социальное развитие.

Любая функция управления, как указывается в статье "Сущность функции управления" реализуется "в комплексе управленческих задач, решение которых обеспечивает достижение целей производства и поддержание процессов в заданных состояниях".

Также важно учитывать то, что исследование практической реализации функций управления на предприятии связано с исследованием тех решаемых задач в ходе выполнения последовательных действий соответствующим аппаратом управления, отмечают Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.

Организационная структура

Также необходимо исследовать такой элемент системы управления предприятием, как организационная структура управления. Организационная структура управления представляет собой одну из основных категорий теории управления и является целостной системой, специально разработанной таким образом, что бы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.

Согласно определению Кабушкиной Н.И., Бондаренко Г.А. организационная структура управления предприятием - это такая совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, которые находятся между собой в устойчивых отношениях, а это в свою очередь обеспечивает их функционирование как единого целого.

Организационная структура управления предприятием включает в себя состав организационный структуры, соотношение элементов структуры, а также расположение взаимосвязанных отдельных подсистем предприятия, при этом создание такой структуры нацелено на эффективное распределение прав и ответственности между всем управленческим персоналом предприятия, который тоже является элементом системы управления и подлежит исследованию.

Как отмечает Гольдштейн Г.Я., исследуя такой элемент системы управления, как организационная структура управления с целью его оптимизации и рационализации, необходимо проводить анализ (диагностику) существующей структуры управления и синтез (проектирование) структуры управления. При этом задача анализа - установление необходимого уровня соответствия организационной структуры управления предприятием и условиями среды функционирования, синтез же используется как определение числа и состава структурных единиц управления и определенных способов, связывающих их во взаимодействие.

Организационная структура предприятия должна постоянно совершенствоваться соразмерно ее развитию, чему может способствовать персонал управления предприятия, как один из элементов системы управления предприятием, требующий исследования и изучения.

Организационная структура - это способ группировки работ и проведения линии подчинения, объединяющий работы.

Структура управления рассматривается как необходимая форма реализации функций управления.

Функции и структура управления представляют две неразрывно взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны единого целого - организации системы управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления.

При этом между органами управления устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.

Другими словами, она, в классическом понимании, определяет следующие три характеристики организации:

  • - совокупность всех подразделений, служб и отдельных сотрудников фирмы;
  • - вертикальные и горизонтальные связи между ними;
  • - уровни иерархии, занимаемые ими (соподчиненность элементов организации).

Анализ сущности организационных структур управления, позволяет уточнить понятие "организационная структура управления предприятием".

Под субъектом предпринимательской деятельности понимается предприятие (организацию) имеющее целью удовлетворение общественных потребностей в определенных видах продукции (товаров и услуг) и получение прибыли.

При таком подходе, организационная структура управления представляет собой деление предприятия по видам деятельности, закрепленными за его отдельными элементами. Задача любой организации состоит в выборе типа организационной структуры с учетом ее специфики. Организационная структура должна обеспечить управляемость субъектом в постоянно изменяющихся условиях функционирования.

Современная парадигма управления предполагает, что организация должна быть способна изменять свою структуру управления, подстраиваться под внутренние и внешние условия функционирования. Данное положение основано на изменениях, с одной стороны в поведении потребителя, а с другой стороны в технологии.

Современный рынок все меньше и меньше характеризуется массовыми товарами (стандартизированными и унифицированными). Наоборот, на нем все большее место начинают занимать уникальные изделия с особыми характеристиками и свойствами.

В изменившихся условиях создание организационных структур управления может происходить лишь на основе интереса и инициативы субъекта предпринимательской деятельности.

Таким образом, организационная структура управления представляет собой совокупность всех подразделений предприятия, выстроенных в соответствии с их иерархической принадлежностью и взаимосвязей между ними. Она должна динамично изменяться и обладать способностью адаптации к различным изменениям, как внутри предприятия, так и во внешней среде.

В теории организации сформировалась определенная терминология, позволяющая характеризовать сложный и многоплановый процесс взаимодействия человека и организационного окружения. В общем виде, организационное окружение определяется как часть организации, с которой человек сталкивается в процессе работы в организации. При этом каждый член организации имеет свое собственное окружение, выделяет для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него важны. Кроме того, каждый человек занимает определенное место в организационном окружении и выполняет соответствующие функции, играет определенную роль.

Под ролью в организации понимают обособленную совокупность задач, функций и работ.

Для построения организационных структур предприятий важен именно учет роли человека в той или иной организации. Большое значение имеет правильное построение роли, формирование исходных предпосылок в отношении содержания, сущности и места данной роли в системе организации. Роли должны соответствовать целям, которые ставятся перед организацией.

В соответствии с ролью человека в организации сформировалось понятия верхнего (высшего), среднего и низового звеньев (или уровней) управления.

Управляющие верхнего звена управления - это, так называемые, топ-менеджеры, которые осуществляют управление деятельностью всей организации или занимают ключевые посты в различных видах ее деятельности. К ним, как правило, относят Генерального директора предприятия и его заместителей.

Управляющие среднего звена (уровня) управления, как правило, осуществляют следующие основные функции:

  • а) детализация и дальнейшая передача на более низкие уровни управленческих задач управляющих высшего уровня управления;
  • б) координация деятельности различных служб предприятия;
  • в) выполнение различных оперативных задач.

Управляющие низового уровня (звена) управления осуществляют оперативное управление деятельностью конечных исполнителей работ.

Это самый нижний уровень иерархии организации. В Японском менеджменте этот уровень уже давно активно вовлекается в процесс управления предприятием, как правило, в виде групповых форм работы (например, знаменитые кружки качества). Подобные методы организации деятельности предприятия в последнее время находят активную поддержку в европейском и американском менеджменте.

Не меньшее значение в выборе организационной структуры предприятия придается информации. Нередко владение информацией является более необходимым для принятия тех или иных решений, чем владение собственностью. Ведь использование информации может компенсировать ограниченность других ресурсов, открывает доступ к новым ресурсам, становится эффективным средством принятия технологических и коммерческих решений. Поэтому информационная среда является важной областью предпринимательской деятельности.

Организационные структуры управления формируются, в значительной мере, за счет перемещения информационных потоков.

Элемент организационной структуры управления, который нельзя раздробить ни по каким признакам, носит название структурной единицы (или структурного элемента). Так структурной единицей может быть, например: Генеральный директор, Главный энергетик, Инженер - то есть любой сотрудник организации.

Несколько структурных единиц, находящихся на одном иерархическом уровне и подчиняющиеся одному руководителю образуют структурный блок. С позиции стратегического менеджмента рекомендуется различать два их вида:

  • 1. Если структурными единицами, входящими в структурный блок являются менеджеры высшего, среднего или низшего уровня управления, то он называется стратегическим центром хозяйствования;
  • 2. Если в блок входят сотрудники исполнительного уровня, то они образуют бригаду.

Это разграничение очень важно, так как стратегические центры хозяйствования и бригады имеют значительные различия по своим функциональным возможностям и по заложенному управленческому потенциалу. Хотя бригады и могут осуществлять управление производственной деятельностью предприятия на основе групповых форм хозяйствования, но в их состав не входят профессиональные менеджеры, в функции которых изначально входят: принятие управленческих решений и организация деятельности подчиненных.

Одна или несколько структурных единиц, входящих в одну структуру, призванную осуществлять четко очерченный круг функций и не поддающуюся дальнейшему дроблению, образуют службу.

Процесс дробления предприятия на отдельные структурные подразделения, службы и структурные единицы носит название департаментализации. Данный процесс имеет значение при принятии решений менеджерами различного уровня для достижения целей организации. Иными словами, этот термин используется в исследовании процесса организационного обособления, который отличается по природе, целям и принципам от процесса создания рабочих групп или групповой работы.

Персонал управления.

Сатору Такая Наги отмечает, что предприятие должно ориентироваться на участие персонала управления в принимаемых решениях непосредственно на всех уровнях управления, в ходе использования приемов управления предприятием и системой, направленных на максимально возможное использование талантов и способностей работников.

Исследование персонала управления как отмечает С. Сильченко должно рассматриваться с точки зрения эффективности использования и управления рабочим временем с помощью планирования и для взаимодействия с другими элементами системы управления, так как именно системный принцип может обеспечить большее достижение целей всей системы управления предприятием.

Технические средства управления.

В статье "Технические средства управления" говорится, большую роль при принятии управленческих решений играют технические средства, при этом для получения более высокой эффективности необходимо комплексное применение технических средств: связи, проведения совещаний, демонстрационной техники, средств оснащения рабочего места руководителя, средств контроля. Исследование технических средств управления, как отмечает В.И. Кнорринг способствует повышению эффективности технологии управления, организации управленческого труда и процесса управления на предприятии, используя при этом более совершенную технику и грамотное пользование руководителем.

Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc отмечают, что управленческая информация должна не просто соотноситься с задачами руководителя, а также подходить и сочетаться с применяемыми моделями процессов, при этом информация должна быть значимой, то есть влиять на принимаемые решения. Для всего этого должна быть организована информационная система управления, что увеличит эффективность системы управления предприятием.

Информация.

Потребность в информации разных субъектов и звеньев системы управления предприятием неодинакова и определяема задачами, которые решаются в процессе управления субъектом управления: руководителем или работником управленческого аппарата, что отмечает В. Попов.

При исследовании управленческой информации, необходимо учитывать, что в ходе исследования: "большие объемы информации должны обрабатываться в жестко ограниченные сроки; исходная информация подвергается неоднократной обработке с различных производственных точек зрения и с учетом требований потребителей; исходные данные и результаты расчетов хранятся длительное время". Также при проведении исследования управленческой информации как элемента системы управления предприятия, как отмечает В.П. Нестеров основой принятия правильных решение во внешней, внутренней сферах работы предприятия является "наличие необходимой для корректного анализа достоверной информации".

Методы управления.

Методы управления являются одним из основополагающих элементов системы управления, так как именно с их помощью можно проводить как исследование системы управления предприятием, так и именно методы обеспечивают достижение целей и задач для предприятия.

Игнатьева А.В., Максимцов М.М. отмечают, что "эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования".

Методы управления - способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, руководителя на возглавляемый им коллектив.

Следует различать методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный акт воздействия на объект управления, тогда как с помощью методов процесса управления выполняются лишь отдельные работы.

Методы управления классифицируются по различным признакам. Так, нередко выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых (приказ, стимул) предполагается непосредственный результат воздействия, вторые направлены на создание условий для достижения высоких результатов (качество трудовой жизни).

Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Соотношение их в практике управления отражает характерные черты стиля управления. Методы неформального воздействия включают воспитательную работу руководителя, психологическую атмосферу его взаимодействия с подчиненными, поведение в коллективе и т.д.

Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту управления, на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют методы:

  • 1) организационные (в том числе административные);
  • 2) экономические;
  • 3) социально-психологические.
  • 1. Организационные методы управления базируются на организационных отношениях между людьми. Всю совокупность организационных методов управления можно классифицировать по трем группам:
    • - методы организационно-стабилизирующего воздействия,
    • - методы распорядительного воздействия,
    • - методы дисциплинарного воздействия.

Методы организационно-стабилизирующего воздействия предназначены для создания организационной основы совместной работы. Это - распределение функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений. Они включают: регламентирование - четкое закрепление функций и работ; нормирование - установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности; инструктирование - ознакомление с обстоятельствами выполнения работы, ее разъяснение.

Методы распорядительного воздействия предназначены для реагирования на неучтенные моменты организации, корректировки сложившейся системы организации под новые задачи и условия работы. Методы данной группы реализуются в форме директивы, приказа, указания, распоряжения, резолюции, предписания и т.д.

Методы дисциплинарного воздействия предназначены для поддержания организационных основ работы, четкого и своевременного выполнения установленных задач и обязанностей, ликвидации возникающих отклонений в системе организации.

Административные методы управления связаны с властной природой управления: одна сторона (вышестоящий орган, должностное лицо) наделяется властными полномочиями и вследствие этого может приказывать другой стороне - управляемому. В этом случае наблюдается, как правило, прямая подчиненность. Каждое нижестоящее звено организационно подчинено вышестоящему органу и обязано выполнять все его решения независимо от собственного мнения.

  • 2. Экономические методы управления предназначены для воздействия на экономические отношения. Здесь выделяются следующие методы: хозяйственный расчет, капитальные вложения, система амортизационных отчислений; плата за фонды; использование фондов развития производства; системы материального стимулирования, распределения прибыли и др. К экономическим методам управления относятся также ценообразование, кредитование, система дотаций, осуществление материальных санкций. Каждый из этих методов специфичен. Часть из них возможно использовать только в широких масштабах управления - народное хозяйство, отрасль и т.д., другие же используются независимо от уровня управления.
  • 3. Социально-психологические методы управления предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления. Речь идет о направлениях деятельности, методах, приемах, инструментах влияния на поведение людей в организациях, определяющих сферу компетенции современного менеджера и специалиста по персоналу.

Социально-психологические методы включают:

  • 1) социальное планирование и социальную поддержку;
  • 2) развитие потенциала коллектива, групп и работников;
  • 3) формирование и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы в организации;
  • 4) формирование команд;
  • 5) соучастие работников в принятии решений;
  • 6) формирование привлекательной миссии и видения будущего коллектива, группы, организации;
  • 7) повышение качества трудовой жизни;
  • 8) индивидуальный подход к работникам;
  • 9) создание высокого уровня качества трудовой жизни и т.п.

Чтобы управление предприятием было наиболее эффективным, необходимо применять системную методологию, то есть методы системного подхода к организации управленческой деятельности на предприятии. Как отмечает автор статьи "Методы управления", при этом в зависимости от разнообразия функций управления, для осуществления которых применяются такие определенные методы как методы управления функциональными подсистемами предприятия, выполнение функций управления и принятие управленческих решений.

Технологии управления.

Еще одним элементом системы управления предприятия, подлежащим исследованию является технология управления. Технология управления определяется как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение решений управленческих процессов. Технология управления состоит из "информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств", именно эти составные части и подлежат исследованию.

Как отмечает Д. Плотников, финансовый анализ и исследование всей финансовой деятельности предприятия, так и конкретно системы управления предприятия может помочь в эффективной и объективной оценке платежеспособности, эффективности и доходности от деятельности предприятия, а также выявить перспективы развития и в результате принять обоснованные решения.

Управленческие решения.

И, конечно же, исследованию подлежат управленческие решения, принимаемые в сфере системы управления. Как отмечает В. Цыплухин, что большую часть решений принимают руководители, но также часто специалисты гораздо лучше разбираются в отрасли, чем руководитель, поэтому исследование управленческих решений должно обеспечить четкую разграниченность областей принимаемых решений и тем самым повысив в конечном итоге их эффективность, иначе ошибки руководства могут привести к неэффективности системы управления предприятия и невозможности ее развития.

Основными характеристиками исследования системы управления являются: методология исследования, организация исследования, ресурсы исследования, объект исследования, предмет исследования, тип исследования, результат исследования, эффективность исследования.

Авдошина З.А. указывает на то, что для достижения поставленных целей исследования систем управления должны быть определены объект, предмет, новизна, практическая значимость, методы исследования, ограничения и условия использования различных методов технология управления, определение проблемы в исследовании процессов и систем управления, осуществление системного анализа прямых и косвенных факторов, эффективность.

1. Как осуществляется текущий контроль в организации?

1. Путем заслушивания работников организации на производственных совещаниях;

2. Путем наблюдения за работой работников;

3. + С помощью системы обратной связи между руководящей и руководимой системами;

4. Путем докладов на сборах и совещаниях;

5. Вышестоящей структурой.

2. Тест. Кто должен осуществлять контроль за выполнением поставленных задач перед коллективом?

1. Специалисты;

2. Работники;

3. + Руководители;

4. Отдельные руководители;

5. Министерства.

3. Контроль - это:

1. + Вид управленческой деятельности по обеспечению выполнения определенных задач и достижения целей организации;

2. Вид человеческой деятельности;

3. Наблюдение за работой персонала организации;

4. Наблюдение за выполнением персоналом отдельных заданий;

5. Постоянная проверка того, как организация осуществляет свои цели и корректирует свои действия.

4. Для сокращения потребности в контроле целесообразно:

1. + Создавать организационные и социально-психологические условия для персонала;

2. Создавать соответствующие социальные условия для персонала;

3. Создавать соответствующие организационные условия для персонала;

4. Постоянно совершенствовать систему стимулирования труда персонала;

5. Постоянно повышать квалификацию персонала.

5. Контроль должен быть:

1. Объективным и гласным;

2. Гласным и действенным;

3. + Объективным, деловым, эффективным, систематическим и гласным.

4. Эффективным;

5. Текущим.

6. Что есть основой мотивации труда в японских корпорациях?

1. Получение высоких материальных вознаграждений;

2. + Гармонизация между трудом и капиталом;

3. Признание заслуг;

4. Постоянное повышение квалификации персонала;

5. Достижение конкурентного преимущества.

7. Какие основные группы потребностей выделил украинский ученый Туган-Барановский?

1. Физиологические и альтруистические;

2. Половые и физиологические;

3. + Физиологические, половые, симптоматические инстинкты и потребности, альтруистические;

4. Физиологические и симптоматические;

5. Физиологические, потребности в безопасности, в отношениях принадлежности, в самовыражении, в самоактуализации.

8. Когда исторически возник вопрос мотивации труда?

1. Со времен появления денег;

2. Со времен возникновения организаций;

3. Со времен появления руководителя организации;

4. + Со времен зарождения организованного производства;

5. Во время буржуазных революций в Европе.

Тест - 9. Как следует понимать мотивы престижа?

1. Попытки работника занять высшую должность в организации;

2. + Попытки работника реализовать свою социальную роль взять участие в общественно важной работе;

3. Попытки работника получать высокую зарплату;

4. Попытки работника взять участие в общественной работе;

5. Попытки работника иметь влияние на других людей.

10. Какие основные группы мотивов к труду выделил украинский ученый В. Подмарков?

1. Обеспечение и признание;

2. Признание и престиж;

3. + Обеспечение, признание, престиж;

4. Обеспечение и престиж;

5. Имидж, престиж.

11. Оперативные планы разрабатываются сроком на:

1. + Полгода, месяц, декаду, неделю;

2. По рабочим дням;

12. Под планированием понимают:

1. Вид деятельности;

2. + Отделённый вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее состояние организации;

3. Перспективу развития;

4. Состояние организации;

5. Интеграцию видов деятельности.

13. Организационное планирование осуществляется:

1. Только на высшем уровне управления;

2. На высшем и среднем уровнях управления;

3. На среднем уровне управления;

4. + На всех уровнях управления;

5. Определение потребностей подчиненных.

14. Если Вам придется объяснять, что представляет собой функция планирования, то Вы скажете что это:

1. + Установление целей и задач развития объектов управления, определение путей и средств их достижения;

2. Установление целей организации;

3. Определение путей и средств выполнения заданий;

4. Определение способов достижения целей организации;

5. Моделирование действий организации.

15. Одна из форм монополии, объединение многих промышленных, финансовых и торговых предприятий, которые формально сохраняют самостоятельность, а фактически подчинены финансовому контролю и руководству главенствующей в объединении группе предприятий:

1. + Концерн;

2. Картель;

3. Консорциум;

4. Корпорация;

5. Ассоциация.

16. Вид хозяйственной деятельности, при которой часть участников отвечает по долгам всем своим имуществом, а часть только в пределах своих взносов в уставной фонд

1. Дочернее товарищество;

3. Полное товарищество;

4. + Коммандитное товарищество;

5. Акционерное общество.

17. Вид хозяйственной деятельности, при которой ее участники отвечают по долгам предприятия своими взносами в уставной фонд, а при недостаче этих сумм - дополнительное имущество, которое им принадлежит:

1. Полное товарищество;

2. Товарищество с ограниченной ответственностью;

3. Коммандитное товарищество;

4. + Товарищество с дополнительной ответственностью;

5. Производственный кооператив.

18. Вид хозяйственной деятельности, когда все ее участники занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом это -:

1. Товарищество с дополнительной ответственностью;

2. Товарищество с ограниченной ответственностью;

3. + Полное товарищество;

4. Коммандитное товарищество;

5. Акционерное общество.

19. Организация, которая имеет однозначные внутренние взаимосвязи жесткую регламентацию всех сторон деятельности это:

1. Первичная организация;

2. Органическая организация;

3. Вторичная организация;

5. На корпоративном уровне.

20. К средствам мотивации труда не относятся:

1. Вознаграждения;

2. Проведение производственных совещаний;

3. Повышение квалификации персонала;

4. + Обеспечение условий для самовыражения;

5. Объявление благодарности.

21. На уверенности в том, что за определенную выполненную работу человек получит вознаграждение основывается следующая теория мотивации:

1. Справедливости;

2. Потребностей;

3. Вознаграждений;

4. + Ожиданий;

5. Предположений.

22. В соответствии с концепцией Мескона основные (общие) функции управления реализуются в следующем порядке:

1. + Планирование, организация, мотивация, контроль;

2. Организация, планирование, контроль, мотивация;

3. Планирование, организация, контроль, мотивация;

4. Мотивация, контроль, планирование, организация;

5. Стратегия, планирование, организация, контроль.

23. Когда осуществляется заключительный контроль в организации?

1. До фактического начала выполнения работ;

2. + После, выполнения запланированных работ;

3. В ходе проведения определенных работ;

5. После достижения поставленных целей.

24. Когда осуществляется текущий контроль в организации?

1. После выполнения определенных работ;

2. До фактического начала выполнения определенных работ;

3. + В ходе проведения определенных работ;

4. Тогда, когда удобно руководителю;

5. Тогда, когда удобно коллективу.

25. Что обеспечивает управленческая функция «мотивация»?

1. Достижение личных целей;

2. + Побуждение работников к эффективному выполнению поставленных задач;

3. Исполнение принятых управленческих решений;

4. Обеспечение бесспорного влияния на подчиненного;

5. Побуждение работников к деятельности.

26. Если вам придется объяснять, что представляет собой функция мотивации, то Вы скажете, что это:

1. Процесс достижения поставленных перед администрацией целей;

2. Побуждение себя к эффективной деятельности;

3. +Процесс побуждения себя и других к эффективной деятельности достижения поставленных перед организацией целей;

4. Способ влияния на персонал с целью достижения целей;

4. + Механистическая организация;

5. Динамичная организация.

27. Определяются следующие фазы жизненного цикла организации:

1. Создание, становление, развитие, возрождение;

2. Рождение, зрелость;

3. + Рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение;

4. Рождение, зрелость, возрождение;

5. Создание, развитие, зрелость, старение.

28. К основным составляющим элементам внутренней среды организации не относятся:

1. Потребители, конкуренты, законы;

2. + Цели, задачи;

3. Персонал, технологии;

4. Структура управления;

5. Потребители.

29. Что следует понимать под миссией организации?

1. Основные задания организации;

2. Основные функции организации;

3. Основное направление деятельности;

4. + Четко выраженные причины существования;

5. Основные принципы организации.

30. Если Вам придется объяснять что следует понимать под организацией, Вы скажете, что это:

1. Объединение людей для выполнения определенных работ;

2. + Сознательное объединение людей, которое действует на основании определенных процедур и правил и совместно реализует определенную программу или цели;

3. Группа людей, которые совместно реализуют определенные программы; .

4. Группа людей, которые объединяются на основе симпатии друг к другу для реализации личных целей;

5. Объединение людей по интересам.

31. К внутренней среде относятся:

2. Состояние экономики, изменения в политике, социальная культура, НТП, технологии, групповые интересы, международная среда;

3. + Цели, кадры, задачи, структура, технология, организационная культура;

32. Тест по менеджменту. К внешней среде организации непрямого действия относятся:

1. Поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты;

2. + Состояние экономики, изменения в политике, социальная культура, НТП, технологии, групповые интересы, международная среда;

3. Цели, кадры, задачи, структура, технология, организационная культура;

4. Планы, прогнозы, организационная структура, мотивация, контроль;

5. Партнеры, персонал, социально-психологические условия.

33. Какие принципы менеджмента обосновал в своей книге «Никомаховая этика» древнегреческий философ Аристотель?

1. + Этические и эстетические принципы;

2. Организационные;

3. Корпоративные;

4. Моральные принципы;

5. Специфические принципы.

34. Как можно объяснить сущность принципа «подчиненность личного интереса общему»?

1. В организации всегда должен учитываться только личный интерес руководителей организации;

2. Интерес одного работника должен преобладать над интересами организации в целом;

3. Интерес отдельных менеджеров должен преобладать над интересами отдельных групп работников;

4. + В организации интересы одного работника или группы не должен преобладать над интересами организации в целом;

5. Интерес организации не должен преобладать над интересами коллектива.

35. Что предусматривает дисциплина как принцип менеджмента?

1. Выполнение всеми работниками поставленных заданий;

2. + Четкое придерживание администрацией предприятия и его персоналом заключенного коллективного договора и контракта;

3. Выполнение менеджерами поставленных заданий;

4. Выполнение работниками аппарата управления поставленных заданий;

5. Полное подчинение работников руководящему аппарату.

36. Что должны отражать современные принципы менеджмента?

1. Основные закономерности управления;

2. Основные связи, которые складываются в системе;

3. Основные отношение, которые складываются в системе;

4. + Основные свойства, связи и отношения управления, которые складываются в системе;

5. Обязательное наличие цели при управлении.

37. Что является основой управления какой либо системы?

1. + Принципы, которые отражают рыночные условия хозяйствования;

2. Методы менеджмента;

3. Функции менеджмента;

4. Финансовые ресурсы;

5. Объект менеджмента.

38. Где по мнению отечественных и зарубежных специалистов менеджмента формировалась практика управления организацией?

1. В Шумерии, Македонии, Риме, Киевской Руси;

2. В Киевской Руси;

3. + В Риме и Шумерии;

4. В Шумерии и Македонии;

5. В Русской империи.

Тест. 39. Подход, который требует принятия оптимального решения, которое зависит от соотношения взаимодействующих факторов - это:

1. + Ситуационный подход;

2. Системный подход;

3. Процессный подход;

4. Поведенческий подход;

5. Текущий подход. ;

40. Если управление рассматривает все процессы и явления в виде целостной системы, которая имеет новые качества и функции, которые отсутствуют у элементов, которые их составляют, то мы имеем дело с :

1. Поведенческим подходом.

2. Процессным подходом;

3. Ситуационным подходом;
4. + Системным подходом;

5. Текущим подходом.

41. Что является составляющим элементом управления?

1. + Маркетинг;

2. Менеджмент;

3. Экономические процессы;

4. Социально-экономические процессы;

5. Финансы.

42. Каким методам управления, организациями принадлежит ведущая роль в современных условиях?

1. + Экономическим;

2. Социально-психологическим;

3. Организационно-распорядительным;

4. Распорядительным;

5. Социально-экономическим.

43. К первичным потребностям относятся:

1. Психологические;

2. + Физиологические;

3. Экономические;

4. Материальные;

5. Социальные.

44. Потребности бывают:

1. Первичные и внутренние;

2. Внутренние и вторичные;

3. + Первичные, вторичные, внутренние и внешние;

4. Внутренние и внешние;

5. Первичные и внешние.

45. Мотивация базируется на:

1. Потребностях и самовыражении;

2. + Потребностях и вознаграждениях;

3. Вознаграждениях и удовлетворении отдельных людей;

4. Удовлетворении всех людей;

5. Самовыражении и вознаграждениях.

46. Основной формой материального стимулирования персонала организации является:

1. Премии;

2. Премии и ценные подарки;

3. Ценные подарки и зарплата;

4. + Зарплата;

5. Премии и зарплата.

47. Что создает структуру управления организацией?

1. Совокупность линейных органов управления;

2. Совокупность функциональных служб;

3. Совокупность линейных и функциональных служб (органов);

4. + Совокупность органов управления;

5. Совокупность программно-целевых служб.

48. Анализ конкурентов организации проводится с целью:

1. Определения их стратегии и сильных сторон;

2. Определения их целей и сильных сторон;

3. + Определения их целей, стратегий, сильных и слабых сторон;

4. Определения стратегии;

5. Определения их целей и слабых сторон.

49. Цели организации должны удовлетворить такие основные требования:

1. + Достижимость, конкретность, ориентация во времени;

2. Достижимость и ориентация во времени;

3. Ориентация во времени и конкретность;

4. Достижимость;.

5. Ориентация во времени.

50. Когда получил широкое распространение в экономической литературе термин «организация»?

1. В 20-е годы XX столетия;

2. В 30-е годы XX столетия;

3. + В 60-е годы XX столетия;

4. В 70-е годы XX столетия;

5. В 80-е годы XX столетия.

51. Организация как объект менеджмента:

А. Выступает в качестве основной единицы рыночной экономики, в рамках которой принимаются управленческие решения

б. Служит связующим звеном между государством и потребителями произведенных благ и услуг

в. Помогает государству в сборе и аккумулировании различных видов налогов

52. Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?

а. Контроль

б. Планирование

В. Мотивация

53. Практика управления возникла:

а. В ходе бурной индустриализации промышленного производства

б. Одновременно с возникновением системного подхода к управлению

В. Одновременно с объединением людей в организованные группы

54. Конечной целью менеджмента является:

а. Рационализация организации производства

Б. Обеспечение прибыльности предприятия

в. Повышение мотивации работников

55. Какова важнейшая функция управления?

А. Создание благоприятных условий для дальнейшего развития и функционирования предприятия

б. Повышение производительности труда работников

в. Постоянное внедрение достижений НТП в производство

56. Является ли управление производительным трудом?

а. Нет. Менеджеры и управленцы не принимают прямого участия в производственном процессе.

б. В зависимости от формы собственности и специализации организации

В. Да. Потому что управление - это неотъемлемая часть производственного процесса

57. Что не является продуктом труда менеджера?

А. Товары и услуги

б. Решение по выбору рынков сбыта

в. Подготовка бизнес плана

58. Размер организации в менеджменте определяется:

Количеством отделов и структурных подразделений

Количеством работающих в ней людей

Количеством постоянных клиентов и/или заказчиков

59. Цель стабилизационного менеджмента заключается в:

Разработке мероприятий, способных повлиять на стабилизацию финансового состояния фирмы

Вклинивании фирмы в отраслевые и межотраслевые структуры для стабилизации своего финансового состояния

Постоянном внедрении и проведении мероприятий, направленных на стабилизацию финансовой, кадровой, технико-технологической, внутренней и внешней структуры организации

60. Что характеризует норма управляемости?

Общее число человек, которые подчинены одному руководителю

Закрепленное в должностной инструкции число обязанностей для каждого отдельного сотрудника

Время, за которое сотрудник выполнил задание руководителя

61. Менеджмент – это наука, изучающая:

Человеческий потенциал

Взаимодействие работников внутри коллектива

Процессы управления материальными, сырьевыми, трудовыми и т.д. ресурсами фирмы

62. Методы исследования в менеджменте:

Представляют собой конкретные способы реализации управленческих решений, которые ведут к достижению поставленных целей и задач

Это специфические способы познания, приемы, подходы и принципы, которые делают воздействие на объект управления эффективным

Свод правил, норм и научных приемов, которые используются для изучения мотивационных признаков сотрудников

63. Менеджмент как наука – это:

Комплекс междисциплинарных исследований, направленных на изучение принципов принятия эффективных управленческих решений

Специфическое экономическое знание, изучающее все виды ресурсов и управление ими

Область знаний о том, как эффективно воздействовать на имеющиеся в организации ресурсы

64 - тест. Методы менеджмента - это:

Подходы к подбору и выбраковыванию ресурсов

Способы повысить эффективность используемых ресурсов

Приемы и способы воздействия на коллектив, а также отдельно взятых работников для достижения целей и миссии организации

65. Планирование как функция менеджмента заключается в:

Формулировании целей развития организации, а также определении способов их достижения

Разработке тактических и стратегических планов хозяйственной деятельности организации

Составлении производственных планов для каждого работника

66. Процесс принятия решений в менеджменте – это:

Хаотичный процесс

Систематизированный процесс

Рутинная деятельность

67. Критерием эффективности менеджмента является:

Срок, в течение которого организация функционирует на рынке

Совокупность показателей, которые характеризуют, насколько эффективна работа управляемых в организации систем и подсистем

Непрерывный рост прибыли

Тест. 68. Задачами менеджмента являются:

Разработка и научное обоснование управленческих решений

Создание необходимых условий для принятия рациональных и эффективных управленческих решений

Разработка, проверка на практике и внедрение научных методов, подходов и принципов, которые обеспечивают слаженную и бесперебойную работу коллектива и отдельных ее членов

69. Что является объектом и субъектом менеджмента?

Объекты – управленческие решения, субъекты – менеджеры, подчиненные

Объекты – производственная деятельность и взаимодействие с контрагентами, ресурсы всех видов, рынок, информация, субъект – менеджер

Объекты – деньги, трудовые ресурсы, рынок, субъект – рыночная экономика

70. Управление – это в менеджменте:

Основной метод работы руководителя

Процесс упорядочения информации и грамотное распоряжение ею

Процесс прогнозирования и планирования, организации, координации, мотивации и контроля, который позволяет сформулировать цели организации и наметить пути их достижения

71. Организация – это в менеджменте:

Группа людей, которые прикладывают совместные усилия для реализации конкретной цели, действуя при этом на основе определенных правил

Основная управляющая система

Основная управляемая подсистема

72. Родоначальник науки управления:

Ф. Тейлор

73. Основу мотивации трудового коллектива в японских компаниях составляет:

Равновесие между капиталом и трудом

Постоянное повышение квалификационного уровня

Бонусы за необычные подходы к решению трудовых задач

74. Кто реализует функцию контроля?

Линейные руководители

Все члены коллектива

Высшее руководство фирмы

75. От чего зависит количество подчиненных у руководителя?

Вида организации

Иерархического уровня

Занимаемой должности

76. По какому принципу нельзя классифицировать управленческие решения?

Уровня ответственности

Времени

Степени формализации

Основные элементы системы управления организацией

Система, в буквальном переводе с греческого, есть целое, составленное из частей. Для целœей нашего изложения система - это совокупность, объединœение взаимосвязанных и расположенных в определœенном порядке элементов (частей) какого-либо целостного образования. Система управления представляет собой определœенным образом организованную совокупность элементов, образующих единое целое, несводимое к свойствам составляющих ее отдельных элементов, в которой реализуются функции управления.

В соответствии со сложившимися взглядами в числе системных выделяют следующие основные принципы:

Целостности – принципиальной не сводимости свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и не выводимости из последних свойств целого; зависимость каждого элемента͵ свойства и отношения системы от его места͵ функций и т.д. внутри целого;

Структурности – возможности описания системы через установление ее структуры, ᴛ.ᴇ. сети связей и отношений системы; обусловленности поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры;

Взаимозависимости системы и среды – система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим компонентом взаимодействия;

Иерархичности – каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая система представляет собой один из компонентов более широкой системы;

Множественности описания каждой системы – в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделœей, каждая из которых описывает лишь определœенный аспект системы.

В общем случае модель системы управления включает следующие основные элементы: субъект, объект управления, силы и средства управления, каналы связи (прямой и обратной). Система управления испытывает воздействие внешней среды , соответствующим образом изменяется и обеспечивает тем самым свое функционирование (работоспособность).

Субъектом управления организацией является должностное лицо или определœенным образом организованная группа лиц (орган, подразделœение, коллегия, совет, совещание, собрание и т.п.), которые могут и должны в силу должностных обязанностей, данных полномочий или имеющихся договоренностей (согласия) оказывать управляющее воздействие на соответствующий объект управления. Персонифицированными субъектами управления различного уровня являются, в частности, директор фабрики, заместитель руководителя департамента͵ начальник воинского подразделœения, ректор университета͵ президент ассоциации, генеральный секретарь партии, председатель собрания, управляющий делами международного комитета͵ руководитель группы, менеджер и т.д. Групповым субъектом управления в организации являются, в частности, совет директоров крупной компании, общее собрание акционеров, коллегия министерства, ученый совет научного или учебного заведения, экспертный или консультативный совет законодательного органа, управляющая структура холдинга и т.д.

Каждый субъект управления, независимо от положения в иерархии организационной структуры, является одновременно объектом управления системы более высокого организационного уровня. Это означает, что он должен не только воспринимать управляющее воздействие своего субъекта управления (руководителя, вышестоящего органа управления), но и, свою очередь, оказывать на него соответствующее воздействие по каналам обратной связи (к примеру, путем предоставления информации, крайне важно й для функционирования общей системы и т.д.).

Объект управления в организации - должностное лицо, отдельный работник или коллектив (подразделœение организации), осуществляющие деятельность в интересах организации. Указанные объекты управления: воспринимают управляющее воздействие субъекта управления; обладают относительной самостоятельностью в решении служебных вопросов или реализации управленческих функций; имеют четко определœенные (нормативно закрепленные) организационные отношения с субъектом управления, устойчивые каналы прямой и обратной связи с ним. Объектом управления, хотя и специфичным, является и неформальная группа работников внутри организации.

Определœение и распределœение объектов управления между различными уровнями, звеньями управления и конкретными должностными лицами осуществляется с учетом сложности, важности, состояния таких объектов; качеств и способностей управляющего субъекта; норм управляемости и некоторых других факторов управления. Общими правилами являются следующие: у каждого объекта должен быть свой и желательно единственный субъект управления; у каждого субъекта должен быть свой объект управления или их группа, объединяемая по каким-либо существенным признакам (территориальный, функциональный и т.п.); каждый субъект и объект управления должны иметь вполне определœенный и точно очерченный перечень обязанностей, прав и ответственности в сфере управления.

Управленческое воздействие - это любой вид взаимного воздействия объекта и субъекта управления. Различают два его вида: управляющее воздействие и обратное воздействие. Управляющее воздействие представляет собой воздействие субъекта управления на объект управления с целью изменения (сохранения) его состояния, поведения, действий. Обратное воздействие отражает, реакцию объекта управления на управляющее воздействие его субъекта͵ собственное видение управленческой ситуации объектом управления, а также детальную информацию о факторах управления на конкретном участке. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, объект управления принимает участие в процессе управления.

Силы управления - это организованная на базе штатного расписания и профессиональных и квалификационных характеристик совокупность работников, объединœенных в аппарат управления , - помощники, советники, консультанты, референты, секретари и т.д. Сюда же относятся отдельные, специально выделœенные работники, на которых возложено (возможно, временно) выполнение определœенных управленческих функций. На практике в небольших подразделœениях специально выделœенные работники осуществляют функции анализа и планирования. Эта категория работников организации нуждается в углубленной управленческой подготовке и специализации с учетом характера выполняемых функций.

Средства управления - любые физические объекты, позволяющие фиксировать и передавать управленческое воздействие, осуществлять прямую и обратную связь, обеспечивая тем самым эффективное функционирование системы управления. К ним относятся разного рода технические средства - главным образом средства вычислительной техники, современные средства связи, а также организационной техники (диктофоны, копировально-множительные аппараты, дистройеры и т.д.).

Основные элементы системы управления организацией - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные элементы системы управления организацией" 2017, 2018.