Суффиксы глаголов неопределенной формы таблица. А17. Правописание суффиксов различных частей речи

Одной из трудных для учащихся тем является правописание глагольных суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-). С помощью суффикса -ыва- (-ива-) от глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида: оправдать (с. в.)-оправдывать (н. в.); смешать (с. в.)-смешивать (н. в.). С помощью суффикса -ова- (-ева-) образуются глаголы от других частей речи, чаще от существительных: бич - бичевать; тоска - тосковать.

Распространенной ошибкой является смешение суффикса -ова-(-ева-) с суффиксом -ыва- (-ива-) в неопределенной форме глаголов и в прошедшем времени.

Ученики должны усвоить, что если в 1-м лице единственного числа суффикс -ыва- (-ива-) сохраняется, то и в неопределенной форме, а также в прошедшем времени его следует писать.

Если же в 1-м лице единственного числа глагол оканчивается на -ую, -юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени следует писать суффикс -ова- (-ева). (Здесь происходит чередование овсу, а евсю.)

Эта тема требует длительного закрепления. Задания могут быть такими.

1. Образовать от глаголов форму 1-го лица единственного числа, указать вид, выделить суффикс.

Последовать, призывать, участвовать, заканчивать, вычерпывать, упорствовать, шефствовать, отсутствовать, заведовать, засовывать, покрикивать, испытывать, сочувствовать, организовать, попробовать.

2. Поставить данные глаголы в неопределенной форме и в форме прошедшего времени.

Захлебываюсь, завидую, приветствую, придумываю, исследую, организую, замахиваюсь, воспитываю, корчую, волнуюсь, клюю, откусываю, атакую, преследую, испытываю, использую, вздрагиваю, враждую, задумываюсь, волнуюсь.

3. Из данных словосочетаний выписать глаголы, поставив их в неопределенной форме, подчеркнуть суффиксы.

Образуем бригаду, придумываем предложения, пробуем пироги, исследуем местность, воспользуемся случаем, оглядываемся по сторонам, участвуем в самодеятельности, преследуем врага, беседуем с ребятами, действуем самостоятельно.

4. От глаголов совершенного вида с помощью суффикса –ыва (-ива-) образовать глаголы несовершенного вида. Составить с ними словосочетания: выглянуть (с. в.) - выглядывать (н. в.) из окна.

Уговорить, записать, выиграть, запугать, вспахать, захватить, взвесить, втянуть, воспитать, высказать, окутать, покачать, захлопнуть, откусить, завоевать, придумать, испытать, смешать, показать.

5. От данных существительных образовать глаголы с суффиксом -ова- (-ева-). Составить с ними словосочетания: чувство - чувствовать боль.

Команда, польза, расход, зависть, волнение, горе, беседа, участие, сочувствие, проба, исследование.

6. Заменить данные словосочетания глаголами с суффиксом -ова- (-ева-): указывать на недостатки-критиковать.

Торжественно идти (шествовать), покрывать лаком (лакировать), отправлять телеграмму (телеграфировать), быть шефом (шефствовать), принимать участие (участвовать), ездить по новым местам (путешествовать), идти по следам (преследовать), отдавать распоряжение (командовать).

7. К данным глаголам Подобрать антонимы, подчеркнуть суффиксы.

Обвинять (оправдывать), спать (бодрствовать), печалиться (радоваться), копить (расходовать), молчать (беседовать), сберечь (израсходовать).

8. Подобрать синонимы к данным глаголам и устойчивым выражениям.

а) Обрабатывать (возделывать), рукоплескать (аплодировать), находиться (присутствовать), помогать (содействовать), стараться (усердствовать), пророчить (предсказывать), просить (ходатайствовать), угощать (потчевать), повторять (репетировать).

б) Почивать на лаврах (бездействовать), поднимать на пьедестал (возвеличивать), подливать масла в огонь (подзадоривать), набрать в рот воды (безмолвствовать), из кожи лезть (усердствовать), становиться на дыбы (противодействовать).

С помощью суффикса -ва- образуется несовершенный вид глаголов. Способность суффикса -ва- появляться и исчезать в зависимости от вида помогает учащимся узнавать его и отличать от суффиксов -ова-, -ива-.

перестать (св.) - переставать (н. в.)

узнать (св.) - узнавать (н. в.)

созреть (с. в.) - созревать (н. в.)

ослабеть (св.) - ослабевать (н. в.)

Всегда ударный, суффикс -ва-, появляясь в глаголе, перетягивает на себя ударение, и гласная, стоящая перед ним, становится безударной (переставать, ослабевать). Для проверки этой гласной следует опустить суффикс -ва- (перестать, ослабеть).

Исключение: застрять, затмить, продлить

Упражнения на закрепление

1. Проверить безударную гласную, отбросив суффикс -ва-, расставить ударение: воспевать - воспеть.

Назревать, заболевать, надевать, выдавать, подливать, выбивать, раздаваться, запивать, одеваться, ослабевать, перебивать, познавать, вставать, успевать, создавать, овладевать, зашивать, отогревать, преодолевать, претерпевать.

2. Изменить вид глагола, вставив или опустив суффикс -ва-. Если это невозможно, объяснить почему: восставать (н. в.) - восстать (с. в.); забить (с. в.)-забивать (н.. в.); рассчитывать (н. в.) - суф. -ыва-.

Господствовать, закрывать, подавать, всплыть, вскрывать, ликвидировать, надеть, выдать, завыть, тосковать, заканчивать, продувать, засевать, вышивать, вставать, бедствовать, засеять, добиться, переплыть, закрывать, подавать, обувать, последовать, обыскивать, закрыть, отдать, испытывать, обивать, выписывать, высказываться, накрапывать.

3. Из данных глаголов выписать глаголы с суффиксом -ва-, рядом написать эти глаголы без суффикса, образовать 1-е лицо единственного числа настоящего или будущего простого времени: успевать - успеть - я успею.

Расклеивать, согревать, присутствовать, смешивать, воспевать, голосовать, придавать, одеваться, волноваться, задавать, перебивать, преследовать, усиливать, потребовать, добиваться, досадовать, сравнивать, овладевать, закрывать, торжествовать, подкрадываться, оглядываться, высмеивать, укладывать, сознаваться, передавать, жаловаться.

4. Из данного текста выписать глаголы, суффиксы подчеркнуть. Мы наблюдали за обезьянами, которые жили на вершинах высоких деревьев. Их можно было спокойно рассматривать, фотографировать, потому что они, казалось, ни перед кем не испытывали страха. На деревьях обезьяны проделывали настоящие чудеса: они не перепрыгивали, а перепархивали с ветки на ветку, раскачивались, кувыркались в воздухе. Пищу обезьяны добывали легко, Все, что съедобно, они срывали, охватывали, осматривали, обнюхивали и пробовали. Что-то закладывали за щеку, что-то отбрасывали.

Приводим предложения для тренировки.

1) Сочно всхрапывает пила, въедаясь в дерево, посвистывают, шаркая, рубанки, звонко рубят топоры, и всхлипывает точило, облизывая лезвие топора (М. Г.).

2) Коты бросаются к частоколу, но не успевают перелезать через него, а протискиваются между кольями и застревают (Пауст.).

3) Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем (Т.)

4.) Ширяев прихлебывал из стакана чай и прислушивался к разговору (Вер.).

5) Урядник предсказывал мне бурю и советовал остаться ночевать (П.).

6) Все завидовали согласию, которое царствовало между надменным Троекуровым и бедным его соседом (П.).

7) Человек что-то насвистывал и в такт помахивал маленькой палочкой (М.С).

Илинька с робкой улыбкой удивления поглядывал на нас и, когда ему предлагали попробовать тоже, отказывался (Л. Т.).

9) Воробьи нескладно попискивали и попархивали на своих маленьких крыльях (Л. Т.).

10) Они беседовали за чаем… о казачьих делах, о соседях, о России, про которую Оленин рассказывал, а они расспрашивали (Л. Т.).

11) Она расчесывала их кудри и смачивала слезами (Г.).

12) Тема вскакивал, запирал дверь и оглядывался (Г.-М.).

13) Ночь ночевать - не век вековать (поел.).

Большинство глагольных суффиксов - безударные: заведовать, похлопывать, что и вызывает трудность в их написании.

Суффиксы -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)

1. В неопределенной форме и в форме прошедшего времени глагола пишется суффикс -ова-(-ева-), если в форме настоящего (или будущего простого) времени он чередуется с суффиксом [-уф]: бесед- ова-ть, бесед-ова-л, бесед[у}-у]; советовать, советовал (советую); командовать, командовал (командую); требовать, требовал (требую); экзаменовать, экзаменовал (экзаменую); горева-ть, гор-ева-л, eopl’yj-y]; танцевать, танцевал (танцую); потчевать, потчевал (потчую); бушевать, бушевал (бушую); заплевать, заплевал (заплюю).

2. В неопределенной форме и в форме прошедшего времени глагола пишется суффикс -ыва-(-ива-), если в форме настоящего (или будущего простого) времени он не изменяется; суффикс -ыва-(-ива-) всегда безударный: подгляд-ыва-ть, подгляд-ыва-л (подглядываю); допытываться, допытывался (допытываюсь); запрятывать, запрятывал (запрятываю); обусловливать, обусловливал (обусловливаю); расстёгивать, расстёгивал (расстёгиваю); развеивать, развеивал (развеиваю); навьючивать, навьючивал (навьючиваю).

Пр имечания: 1. Наиболее трудным является определение суффиксов у глаголов с историческим корнем еед-. Запомните: глаголы исповедовать, исповедовал (исповедую); проповедовать, проповедовал■ (проповедую); заведовать, заведовал (заведую) пишутся с суффиксом -ова-; а глаголы разведывать, разведывал (разведываю);

отведывать, отведывал (отведываю); проведывать, проведывал, (проведываю); наведываться, наведывался (наведываюсь); выведывать, выведывал (выведываю) - с суффиксом -ыва-.

2. В действительных причастиях прешедшего времени сохраняются суффиксы глаголов, от которых причастия образованы: беседовавший (беседовать), подглядывавший (подглядывать).

3. Суффикс -ва- отличается от суффикса -ова-(-ева) тем, что не чередуется с [-г//-], а от суффикса -ыва-(-ива) тем, что находится под ударением. Перед суффиксом -ва- в корне пишутся гласные е, и, а, которые легко проверяются ударением: обвевать (обвеять), успевать (успеть), одолевать (одолеть), вызревать (зреть), согревать (согреть), заболевать (заболеть), распевать (спеть), высевать (сеять), обвивать (обвитъ), разбивать (разбить), запивать (запйть), расшивать (расшить), издавать (издать).

Запомните: в глаголах затмевать, застревать, намереваться, обуревать, увещевать, растлевать пишется суффикс -ва-, которому предшествует е.

Суффиксы -е-, -и- в глаголах с приставкой обез-

В глаголах с приставкой обез- пишется суффикс -е- или -и-.

Существуют глагольные пары с суффиксами -е-, -и-: обезводеть - обезводить, обезволеть - обезволить, обезглаветь - обезглавить, обезденежеть - обезденежить, обездометь - обездомить, обездушеть - обездушить, обезземелеть - обезземелить, обезлесеть - обезлесить, обезлистветъ -" обезлиствить, обезлошадеть - обезлошадить, обезлюдеть - обезлюдить, обезмолветь - обезмолвить, обезножеть - обезножить, обезрыбеть - обезрыбить, обезуметь - обезумить, обескроветь - обескровить, обессилеть - обессилить, обессмыс- леть - обессмыслить. Указанные глаголы различаются переходностью и непереходностью. Переходными являются глаголы, после которых можно поставить существительное в форме винительного падежа без предлога^ обезземелить (кого?) крестьянина, обезрыбить (что?) водоём. В переходных глаголах пишется суффикс -и-. После непереходных глаголов нельзя поставить существительное в форме винительного падежа без предлога: крестьянин обезземелел (‘лишился земли’), водоём обезрыбел (‘стал безрыбным’). В непереходных глаголах пишется суффикс -е-.

Обратите внимание: глаголы обезболить, обезвредить, обездолить, обезжирить, обеззаразить, обеззвучить, обезличить, обезнадежить, обезоружить, обескрылить, обесславить(ся), обессмертить(ся), обессолить, обессудить, обесформить, обесцветить(ся), обесценить(ся) и др. употребляются только как переходные и пишутся с суффиксом -и-. Глаголы обезголосеть, обеззубеть, обезручеть, обеспамятеть и др. употребляются только как непереходные и пишутся с суффиксом -е-.

Примечание. В глаголах трухляветь - трухлявить, червиветь - черви- вить, шершаветь-шершавить употребление суффиксов -е-, -и- также связано с переходностью и непереходностью.

Суффикс -енетъ(-енитпъ)

1. В русском языке не существует глаголов с суффиксом «-янетъъ, глаголы имеют только ударный суффикс -енеть: леденеть, костенеть, остекленеть, остолбенеть, окровенеть, остервенеть и др. Эти глаголы образованы с помощью суффикса -енеть от существительных; например, глагол деревенеть образовался от существительного дерево (а не от прилагательного деревянный). Глаголы с суффиксом -енеть-■ непереходные: Он умер, отупели, остекленели глаза, угасла в них даже тень осмысленности (Герц.-).

2. Глаголы с ударным суффиксом -енить - переходные: леденить, костенйть, искровенйть и др. [Понимаю, война будет долго кровенить душу и судьбу (Н. С.).]

Примечание. Глагол пьянеть и его производные образованы от прилагательного пьяный и в зависимости от переходности или непереходности в них пишется суффикс -еть или -шпь: опьянеть (неперех.) - опьянить (перех.).

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Правописание суффиксов глаголов в таблицах

Возможные трудности

Добрые советы

Трудно запомнить правописание всех безударных глагольных суффиксов.

Заполните пробелы в списке 1, предварительно его распечатав.

Легко спутать глаголы с суффиксами –ива-, -ыва-, -ова-, -ова- и глаголы с ударным суффиксом –ва-.

Это может привести к орфографической ошибке.

Нап…вать.

Прицел…ваться.

Отличайте глаголы с ударным –ва- от других глаголов. Помните, что они пишутся по особому правилу.

Напе-ва́-ть (перед суффиксом –ва- пишется та же гласная, что и под ударением в однокоренном глаголе без суффикса -ва-: напЕть, пЕть).

Прицел-ива-ться (Я прицел-ива-юсь - гласная в суффиксе сохраняется, следовательно, пишется –ива-).

Не забудьте о глаголах на –ва-, которые пишутся не по правилу: заполните пробелы в списке 2, предварительно его распечатав.

Таять - та…л.

Сеять- се…л.

Веять - ве…л.

Реять - ре…л.

Лаять - ла…л.

Надеяться - наде…лся.

Маяться - ма…лся.

Затеять - зате…л.

Слышать - слыш…л.

Ненавидеть - ненавид…л.

Видеть - вид…л.

Зависеть - завис…л.

Обидеть - обид…л.

Отчаяться - отча…лся.

Чуять - чу…л.

Выздороветь - выздоров…л.

Опротиветь - опротив…л.

Опостылеть - опостыл…л.

Обессилеть (самому) - обессил…л.

Клеить - кле…л.

Верить - вер…л.

Метить - мет…л.

Бросить - брос…л.

Обессмертить - обессмерт…л.

Разбавить- разбав…л.

Приблизиться - приблиз…лся.

Встревожиться - встревож…лся.

Обессилить (кого-либо) - обессил…л.

Правописание суффиксов причастий

Возможные трудности

Добрые советы

Без умения определять спряжение глагола легко ошибиться в суффиксах причастий настоящего времени.

Лаять (? спряжение) - ла…щий.

Стелить (? спряжение) - стел…щий.

Обратитесь к теме «Правописание безударных личных окончаний глагола». Особое внимание обратите на глаголы-исключения.

Не запомнив безударных глагольных суффиксов, легко ошибиться и в написании причастий.

Зате…ть - зате…нный.

Посе…ть - посе…нный.

Вернитесь к теме «Правописание суффиксов глаголов», ещё раз загляните в справочные материалы и в раздел «Комментарии преподавателя».

Обратите внимание на слово движимый.

Слово движимый имеет суффикс –им-, поскольку образовано от устаревшего глагола движить.

Иногда кажется, что к одному и тому же причастию можно подобрать сразу два глагола, от которых оно образовано.

Замеч…нный (от замечать или от заметить?).

Нагруж…нный (от нагружать или от нагрузить?).

Обычно страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида. Выберите из двух глаголов-кандидатов тот, который отвечает на вопрос что сделать? (т.е. глагол совершенного вида).

ЗамечЕнный (от заметить - сов.в.).

НагружЕнный (от нагрузить - сов.в.).

Запомните также:

замешенное тесто (замесить тесто);

замешанный в преступлении (замешать в преступлении);

выкаченная бочка (выкатить);

выкачанная вода (выкачать).

Правописание суффиксов прилагательных

Суффиксы прилагательных

Большинство суффиксов имен прилагательных следует запоминать. Для некоторых суффиксов установлены особые орфографические правила.

Запомните правописание следующих суффиксов прилагательных.

Еньк- (оньк)

усидчив ый

обман чив ый

завистлив ый

опаслив ый

подат лив ый

волев ой

алюминиев ый

кремниев ый

Исключения:

юродивый

милостивый

перепончат ый

веснуш чат ый

Запомните:

мясист ый

навар ист ый

вкусненьк ий

махоньк ий

Выбор суффиксов -К- и -СК-

Пишется -к-

1) Если прилагательное имеет краткую форму:

.

2) Если прилагательное образовано от существительного с основой на к, ч, ц (при этом к и ч превращаются в ц):

;

.

Исключения:

большевик - большевистский;

узбек - узбекский.

Во всех остальных случаях:

Суффиксы глаголов

В неопределенной форме глагола и в формах прошедшего времени обычно пишется один и тот же глагольный суффикс:

Когда этот суффикс находится в безударном положении, его следует запоминать.

Обратите внимание на некоторые глаголы, написание суффиксов которых представляет проблему:

Выбор -ЕВА- / -ОВА- и -ЫВА- / -ИВА- в глаголах

Исслед..вать, совет..вать, отклад..вать.

Поставьте глагол в форму 1 лица ед. ч. наст. (буд.) времени (я что делаю?).

Если в конце -ую / -юю, то пишется -ОВА- / -ЕВА-.

Если в конце -ываю / -иваю , то пишется ЫВА- / -ИВА.

Исследовать - (я исследую).

Советовать - (я советую).

Откладывать - (я откладываю).

Суффиксы причастий

Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени

Дремл..щая природа; вер..щий в себя; стел..щийся кустарник.

Дремлющая природа - образовано от дремать, I спр.

Верящий в себя - образовано от верить, II спр.

Стелющийся кустарник - образовано от стелить, I спр.

Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени

Неслыш..мый; открыва..мый; рису..мый.

Неслышимый - образовано от слышать, II спр.

Открываемый - образовано от открывать, I спр.

Рисуемый - образовано от рисовать, I спр.

Правописание гласных перед суффиксом -ВШ- в действительных причастиях прошедшего времени

Раста..вший; повер..вший; посе..вший.

Растаявший - растаять.

Поверивший - поверить.

Посеявший - посеять.

Правописание гласной перед Н/НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Правописание суффиксов и окончаний глаголов

1) Вспомните правила правописания личных окончаний глаголов.

В настоящем и будущем (простом) времени различают два типа спряжения в зависимости от личных окончаний глаголов; чтобы определить тип спряжения, нужно поставить глагол в неопределенную форму и соотнести с типом спряжения (проверять легче, начиная со второго спряжения).

Ко II спряжению относятся все глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться, зыбиться, + 11 глаголов на -ать и на -еть: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть и смотреть.

К I спряжению относятся соответственно все остальные глаголы, т.е. те, которые имеют в неопределенной форме окончания –ать, -оть, -еть (имеются в виду безударные окончания), и исключения из II спряжения (брить, стелить, зиждиться (используются только две формы: зиждется и зиждутся

), зыбиться ).

Например: клеить – глагол, оканчивающийся на –ить, – 2 спр., следовательно, ты клеишь; бороться - глагол, оканчивающийся не на – ить, 1 спр., следовательно, они борются; стелить – глагол - исключение из 2 спр., следовательно, 1 спр. – стелющийся; видеть – глагол 2 спр., следовательно, - ты видишь.

Существуют так называемые разноспрягаемые глаголы. Это глаголы брезжить, бежать, хотеть. Ср. он бежит и они бегут; рассвет брезжит и брезжущие перемены. Обратите внимание на формы глагола мучить. Возможны варианты спряжения этого глагола (и по 2-му, и по 1-му спряжению):

  • я мучу я мучаю
  • ты мучишь ты мучаешь
  • он мучит он мучает
  • они мучат они мучают

Литературные глаголы мерить, домерить, померить и др. спрягаются по II спряжению (мерю, меришь, мерит... мерят), а просторечные глаголы мерять, домерять, померять спрягаются по I спряжению (меряю, меряешь, меряет).

Итак, глаголы I спряжения имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют; глаголы II спряжения имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят.

Обратите внимание на глаголы с приставкой вы-; например, выглядеть, выспаться. Определять спряжение этих глаголов следует по бесприставочной форме:

выспаться - проверяем по глаголу спать (II спряжение, окончания находятся под ударением): ты спишь, он спит, они спят; следовательно, ты выспишься, он выспится, они выспятся.

2) Вспомните правописание глагольных суффиксов

Написание суффиксов –ова-/-ева-, -ыва-/-ива- в неопределенной форме и в прошедшем времени глагола вызывает затруднение, т.к. они безударные. Чтобы определить, какой суффикс пишется, нужно поставить глагол в форму настоящего (или простого будущего) времени; если суффикс сохраняется, то пишется –ыва- ; если суффикс выпадает, то - -ова-/-ева- .

Например: разведывать (наст. время - я развед-ыва-ю – суффикс сохраняется, следовательно, пишется -ыва- ); обусловливать (наст. время - я обусловл-ива-ю – суффикс сохраняется, следовательно, пишется –ива- ), советовать (наст. время – я совет–у-ю – суффикс исчезает, следовательно, пишется -ова- ), потчевать (наст. время - я потч-у-ю – суффикс исчезает, следовательно, пишется –ева-

).

От суффиксов –ова- /-ева-; -ыва- /-ива- следует отличать суффикс –ва- . Этот суффикс всегда ударный; ему предшествует гласная корня, которую можно проверить. Например: одолевать – одолеть; успевать – успеть; издавать – издать; обвивать – обвить; обвевать – обвеять, преодолевать – преодолеть.

Написание некоторых глаголов следует запомнить: в них перед ударным суффиксом –ва- пишется –е- ; например: затмевать, увещевать, намереваться

.

Написание суффиксов –е

- и –и- определяется переходностью и непереходностью глаголов. Если глаголы обозначают действия непереходные, т.е. выполняются самим субъектом, в самих предметах и не переходят на объект, то пишется –е- ; если глаголы обозначают действия, которые переходят на объект, то пишется –и- . Сравните пары глаголов:

обезденеже ть – обезденежи ть (он обезденеже л – остался без денег; большие расходы его обезденежи ли - забрали деньги);

обессиле ть – обессили ть (он обессиле л – остался без сил; работа обессили ла его – забрала силы);

обезводе ть – обезводи ть (участок обезводе л – потерял воду; засуха обезводи ла участок).

3) Правописание глаголов в прошедшем времени.

Вспомните, что написание гласных в корне перед суффиксами в глаголах прошедшего времени не связано со спряжением. Прошедшее время глаголов образуется от основы инфинитива с помощью суффикса л . Соответственно в деепричастиях и действительных причастиях прошедшего времени также сохраняется гласная основы.

Например: видеть – глагол 2 спряжения, в настоящем времени пишется и – ты види шь, но в прошедшем времени сохраняется буква е - ты виде л (от инфинитива видеть + суффикс л ); надея ться – надея лся – надея сь; приумножи ть – приумножи л – приумножи вший; выровня ть – выровня л – выровня вший.

4) Употребление Ь в глаголах

Буква ь пишется в неопределенной форме глагола. Наличие или отсутствие ь в формах глагола следует проверять по вопросу, поставленному к глаголу (если в вопросе есть ь , то и в глаголе пишется ь ). Например: нужно трудиться – глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопрос что делать? - следовательно, пишется ь

; магазин должен открыться - глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопрос что сделать? - следовательно, пишется ь . Обратите внимание, что в глаголах настоящего или будущего времени 3 лица единственного числа ь не пишется. Например: он трудится что делает? – следовательно ь не пишется; магазин скоро откроется – глагол стоит в форме 3 л. ед. числа и отвечает на вопрос что сделает? – следовательно ь не пишется.

Сравните

пары словосочетаний: нужно подготовиться – он обязательно подготовится; он хвалится – не нужно хвалиться; ему пора удалиться – он скоро удалится .

Обратите внимание, что в безличных глаголах (похожих на форму 3 лица ед. числа настоящего или будущего времени) ь не пишется, например: ему нездоровится; ему приходится много работать

.

Буква ь пишется во 2 лице единственного числа настоящего или будущего времени и в повелительном наклонении, например: держишь , организуешь , представишь ся; оставь , прибавь те, присядь те.

Тема урока: Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

Цели урока:

Познакомить учащихся с правилом правописания гласных в суффиксах –ова-, (-ева-), -ыва- (-ива-);

Развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание;

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельное мышление.

Оборудование: компьютер, алгоритм, карточки для домашнего задания, учебник.

Х о ду р о к а.

1. Организационный момент.

2. Повторение с использованием слайда «Уважаемое Словообразование»

Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?

Осенний ---осеньвидел ---- видеть

Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?

умываетСЯ, расчёсываетСЯ, одеваетСЯ, собираетСЯ.

Какая приставка поможет ученику завершить действие?

Учил -----выучил

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы. Слайд «Загадки Словообразования»

Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

Докладо ,ы вать, командо , ы вать, горе, и вать, настае , и вать

Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»

Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбирать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.

Знакомство с теоретическим материаломпо учебнику под редакцией Ладыженской.

Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию по применению правила.

Слайд «Алгоритм правописания суффиксов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»

Применение алгоритма. Объяснение орфограммы.

«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:

докладЫВАЮ – докладЫВАть

горЮЮ – горЕВАть

командУЮ – командОВАть

настаИВАЮ – настаИВАть

Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах –ова-, -ыва- показывают твёрдость предшествующей согласного, а гласные е, и в суффиксах –ева-, -ива- покахзывают мягкость предшествующего гласного.)

Грамматическая сказка, позволяющая представить правило и лучше его запомнить.

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы –ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место другим суффиксам:

рассказЫВАю

рассказЫВАешь

рассказЫВАет

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы –ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы –ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали своё место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

командОВАть

командУю

командУешь

командУет

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это –ыва-, -ива-., а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами -о, е.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Какой урок даёт нам эта сказка? Сформулируйте правило ещё раз.

4. Закрепление нового материала.

Работа по алгоритму.

1.Слай с заданием: замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами.

(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе.)

Его усиленно угощали (потчевали – потчую )

Кучер подгонял лошадей (подстёгивал – подстёгиваю )

Улицу покрыли асфальтом (заасфальтировали – заасфальтирую )

На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать – опаздываю )

Слова для справок: п..дстёгивал, з..асфальтировали, потчевали, опаздывать

2.Слайд « Фразеологическая пауза».

Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы:

Подливать масла в огоньусердствовать

Набрать в рот водыподзадоривать

Из кожи вон лезтьбезмолвствовать

5. Промежуточный контроль

Слайд «Самостоятельная работа»

Из каждой пары глаголов выберите слово с требуемым суффиксом и запишите его в таблицу, выделяя суффиксы.

1. –ыва-оправд..вать – атак..вать

2. –ова-воспит..вать – торжеств..вать

3. –ова-лакир..вать – испыт..вать

4. –ова-доклад..вать – исслед..вать

5. –ова-запис..вать – чувств..вать

6. –ова-негод..вать – откус..вать

7. –ыва-действ..вать – образов..вать

Обведите столбик, состоящиц из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку

Слад «Проверь себя» (самопроверка)

о правдывать

т оржествовать

л акировать

и сследовать

ч увствовать

н егодовать

о бразовывать

Разбираем допущенные ошибки.

6. Слайд «Самостоятельная работа»

Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы

Использ..вать, жал..ваться, танц..вать,

расспрш..вать, отпляс..вать, откап..вать,

высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать,

склад..вать, попроб..вать, затраг..вать,

проветр..вать, дн..вать и ноч..вать.

Самопроверка по слайду:

ООЕ

ИЫЫ

ЫИЫ

ЫОИ

ИЕЕ

7. Подведение итога урока.

Используя данные на слайде слова, составьте предложение, соответствующее схеме:

[ =,=,=,= и=]. В своём предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.

(Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной ипробовали силы в самостоятельной работе.)

8. Домашнее задание (на карточках)

1) От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

Команда -_______________________

расход - ________________________

Зависть - _______________________

участие - _______________________

Горе - __________________________

сочу..ствие - ____________________

2) К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.

обвинять- __________________________

копить - _____________________________

печалиться - _________________________

молчать - ____________________________

3) Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.

торжественно идти - __________________________

покрывать лаком - ____________________________

быть шефом - _______________________________

принимать участие - _________________________

ездить по новым местам - __________________________

проводить расследование - _________________________

посылать телеграмму -____________________________

дать совет -___________________________