Технология нанесения рисунка кудринской резьбы. Кудринская резьба. Винтовая и накладная резьба

По сравнению со многими традиционными народными промыслами Абрамцево-Кудринская резьба как отдельный стиль сформировалась относительно недавно. Всего в конце 19 века.

История промысла

(Деревянная, украшенная резанным рисунком, доска )

В 1882 году художники И.Е.Репин и В.Д.Поленов нашли в деревне рядом с усадьбой С. Мамонтова в Абрамцево резную доску. Эта резьба на доске и послужила основой целого стиля. В этом же году художники открыли бесплатную школу по обучению резьбе по дереву. Ученикам преподавали рисунок и обучали основам живописи. Резные изделия учеников продавали затем в специализированном магазине в Москве.

(Василий Петрович Ворносков - мастер резьбы по дереву, основоположник стиля Абрамцево-Кудринской резьбы)

Один из учеников стал впоследствии самостоятельным известным мастером, который в своем селе Кудрино начал работать по заказам мастеров из Абрамцево. Звали этого мастера В. П. Ворносков и он считается основоположником стиля Абрамцево-Кудринской резьбы. В 1936 году мастера этого промысла создали уникальный резной шедевр: оформили вход на выставку народных промыслов в Третьяковской галерее. В 1937 году множество резных предметов этого стиля мастера-резчики представили на Международной выставке в Париже.

Элементы промысла

(Деревянная шкатулочка )

Особенностью этого стиля резьбы стали декоративные растительные элементы на деревянных предметах. Прототипом резных элементов стала старинная крестьянская резьба, а также орнаменты из старых книг. Поначалу мастера вырезали отдельные мотивы – веточки, листочки, завитки. Но с развитием стиля стали создавать цельные законченные резные композиции, которые полностью «оплетают» изделие.

(Деревянная композиция - цветущий папортник )

В этом стиле мастера объединили несколько техник резьбы по дереву: ажурную резьбу, геометрическую и плоскорельефную. При ажурной резьбе виден только орнамент, фон высверлен. При геометрической резьбе нарезается несколько выемок разных форм, которые и образуют разные узоры и композиции. При плоскорельефной резьбе получается выпуклый, скругленный рельеф, который возвышается над фоном. Ко всему этому мастера добавили целое кружевное переплетение из веток, листьев и завитков. Получился оригинальный и неповторимый «растительный стиль».

Техника промысла

(Деревянный черпак )

Резьбу в Абрамцево-Кудринском стиле наносят на разные предметы быта: ковши, солонки, вазы, блюда, бочонки, тарелки и т.д.

Прежде всего, будущее изделие обтачивают на станке. Затем мастер наносит контуры рисунка. Резьба производится только вручную. После того, как мастер закончил резьбу, он зачищает изделие, наносит тонировку, которая подчеркивает и оттеняет природную красоту дерева, а затем покрывает прозрачным лаком. Потом выпуклые части резного орнамента полируют, а фон остается матовым, чем подчеркивается рельефность резной композиции. Морилки и тонировки используются разных цветов и оттенков, от желтых и коричневых, до темно-вишневых.

Инструмент для резьбы.
Я давно пришел к заключению что инструмент, а точнее его режущая кромка определяет тип резьбы. Для геометрической и контурной резьб - косяк подойдет с прямой режущей кромкой. А кудринскую резьбу, и все виды так называемых объемных резьб требуют кроме резца – косяка еще наличие не менее 10 штук стамесок с различной формой режущей кромки. Начну по порядку с инструмента, что применяется для геометрической и контурной резьб, это так называемые плоско – выемчатые резьбы. То- есть в этом случае рисунок или резьба имеет плоский фон и находится на одном уровне с поверхностью заготовки. В отличие от объемных резьб: кудринской, резьбы с выбранным, подобранным фоном и т.д.

Инструмент для геометрической и контурной резьбы.
Инструмент всего один и применяется тут только один- нож косяк. Название такое потому дано ему, что его режущая кромка скошена под углом от 45 до 60 градусов. В начале может резьба не пойти, потому что банально режущая кромка мягкая. Это как нож с плохим лезвием! Наточили, два тоненьких прутика перерезали и лезвие опять тупое! Все в материале дело. Из чего делают резцы, а я и стамески для кудринской резьбы делаю?!

ИЗ ЧЕГО НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЕЗЬБЫ.
Когда вы только решите заняться резьбой, то наткнетесь, несомненно, на такого рода советы! Вот говорят вроде можно сделать резец косяк из косы. Может быть, кто- то и делал из косы резец и даже им резал! Но где ее косу найти, а найдя не лучше ли ее насадить и косить траву в саду. Без проблем лет 50 она прослужит! Кроме того косы делались в последнее время очень не качественные и ими чаще рвали траву, а не косили.
Да! Вот вроде можно перековать напильник, так как он, делается из хорошей стали, или его попробовать переточить. Напильником хорошо работать с металлом, но я перетачивал и резец, сделанный из напильника не резал!
Да я встречал экзотические советы, типа делать стамеску из пера для авторучки! Мол оно перо и так круглое, как лезвие стамески. Ну куда его вставлять в авторучку что ли?
По этой же причине не пойдут наборы из Китая, кажется! Сталь плохая, на дереве лезвие тупится и сминается. А цанговый, пластмассовый зажим разваливается после пяти минутной резьбы.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ РЕЗЦОВ.
Забудьте навсегда про косы, напильники, и прочую ерунду, что в виде советов кочует из одной статьи или книги по резьбе в другую!
Есть только несколько вещей из чего можно сделать хороший резец или стамеску! Это хорошее ножовочное полотно по металлу. Это наше, отечественное полотно из марки 5ХНФА! Это выбито ВСЕГДА на полотне. Не спрашивайте в магазине хозтоваров, есть ли хорошее полотно, так как импортных полотен для ножовки продается до 10 типов. Я попробовал сделать из примерно 10 китайских, польских и прочих не наших полотен резцы и они не резали?!!

КАК ПРОВЕРИТЬ ПОЛОТНО?
Из ножовки по металлу! Косвенно покажет место излома! Во первых полотно на сломе должно иметь мелко зернистую структуру и главное в месте слома на полотне не должно быть загиба. Если вы перегнули полотно по любым углом, и оно не сломалось, а в таком же положении осталось, то толку от такого полотна не будет!!! Но полотно может ломаться как стекло, резко без загиба, а резать то же не будет. Оно может быть наоборот на столько хрупким, что наточенная режущая кромка выкрошится после того, как вы вырежете 10 элементов! И так я как то собрал все полотна для ножовки по металлу, а у меня их собралось до 10 типов от различных производителей и ни одно из этих полотен не годилось для резца косяка. И так только 35 копеечное советское ССССР овское полотно! Сейчас они так же выпускаются, но стоят 3- 5 рублей! Качество то же, так что используйте смело! Я режу косяком с 1996 года, привык и практически он не сносился. То есть им можно резать день доску с геометрической резьбой и изредка подправлять лезвие пастой ГОИ или на самой мелкой микронной наждачной бумаге, где зерно уже не определяется на ощупь. Теперь подробно о том, как и из чего сделать основной резец любого резчика, нож или резец косяк!

Кудринская резьба

Богат и разнообразен мир увлечений. Многие художники-любители охотно отдают свой досуг прекрасному искусству — резьбе по дереву. Расскажем о декоративных особенностях, материалах, инструментах, приемах исполнения одного из красивейших видов народной резьбы — Кудринской.

Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. В ее названии удивительным образом сочетаются наименование подмосковной деревни Кудрино, где зародился этот вид резьбы, и характер ее внешнего вида. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей вызывают ощущение "кудрявости" узоров. Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой — закругленных. Они сливаются в непрерывный, упругий поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включены иные изобразительные элементы — всадники, птицы, звери, рыбы, ягоды, цветы. Изображения птиц, зверей, рыб в окружении цветов и листьев — наиболее частые мотивы у мастеров прошлого. Они встречаются на подносах, круглых шкатулочках, стаканах для кистей, чернильных приборах, ларцах.

В дальнейшем традиции и мотивы кудринской резьбы стали богаче, разнообразнее. Появились сюжетные композиции, связанные с тематикой защиты Отечества, памятными датами в жизни нашей страны, показывающие мирный труд нашей Родины. Но какие бы мотивы ни рождались под резцами Кудринских мастеров, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы обволакивающим основное изображение, окаймляющим его драгоценной оправой. Мягкость контуров, округлость форм рельефа, богатство светотени, живость узоров составляют декоративный строй этой резьбы. Он дополняется эффектным сочетанием сверкающего полировкой выпуклого орнамента с матовыми промежутками углубленных участков.

Зарождение кудринской резьбы связано с именем Василия Ворноскова, сына плотника из деревни Кудрино, который был одним из учеников созданной в конце XIX века в Абрамцеве столярной мастерской. Эта художественно-столярная школа-мастерская была основана передовыми русскими художниками. Заведовала мастерской Елена Дмитриевна Поленова. По деревням и селам она собирала все лучшее, что было создано народными мастерами. На этих образцах обучались дети окрестных кустарей. Вокруг мастерской объединились кустари из сел Кудрино, Ахтырка, Мутовки, Левково и других близлежащих мест. Впоследствии из выпускников мастерской и местных кустарей были организованы артели. В 1960 году артели были преобразованы в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий. Следуя лучшим традициям прошлого и развивая их, фабрика выпускает деревянные изделия (долбленые, строганные, выточенные на станке), покрытые кудринской резьбой и отполированные. Это ковши, блюда, декоративные тарелки, сухарницы, коробочки для рукоделия, шкатулки. В настоящее время при фабрике действует художественно - промышленное училище, где приемы и традиции кудринской резьбы преподаются в учебных мастерских и аудиториях.

Порядок работы

Кудринская резьба выполняется в несколько приемов, связанных с особенностями узора. Как и каждый вид резьбы, она начинается с рисунка. Рисунок выбирается в зависимости от изделия, которое нужно декорировать, и от набора стамесок того или иного размера (на первых этапах, когда инструмента немного). Диаметры стамесок и очертания узоров резьбы находятся в прямой зависимости.

Набор инструментов для резьбы по дереву.

Круглый напильник, подготовленный к вытачиванию желобка.

Стамеска для кудринской резьбы.

Изготовление полукруглой стамески из напильника:
круглого, полукруглого, квадратного, треугольного.

Заточка рабочего конца стамески:
а) неправильно, б) правильно.

Для первых работ лучше воспользоваться образцами, приводимыми в литературе по резьбе. В дальнейшем, используя накопленный опыт, можно пробовать сочинять самостоятельные композиции. На подготовленную деревянную поверхность рисунок переводят с помощью копирки. Только при передавливании рисунка на дерево нужно пользоваться не карандашом, а костяной палочкой, чтобы не забить контур, не испортить его случайной линией (костяную палочку можно заменить деревянной, сделанной из прочной породы, или шариковой ручкой, в которой кончилась паста). Само резание условно разделяется на несколько стадий: накалывание, обработка фона и моделирование элементов.

Последовательность Кудринской резьбы (сверху вниз):
- сделана наколка;
- первая стадия подрезки фона;
- срезано ребро между углублением и фоном;
- завалены элементы узора.

При накалывании стамеску держат в кулаке лезвием вертикально вниз, Вначале накалывают наиболее крутые, завитки резьбы, затем более пологие. Острая кромка стамески ставится на линию контура, с нажимом углубляется в дерево на 3—4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение идет до тех пор, пока лезвие стамески движется по контуру, соответствующему диаметру стамески. Затем берут более пологую стамеску и, наставив ее вплотную к прорези, оставленной первой стамеской, делают наколку дальше. Прорезанная линия должна плавно, без изломов и пропусков, переходить от дуги одного диаметра к дуге другого. Переходы делаются плавно, подобно сопряжениям в черчении. Наиболее пологие части узора прорезаются ножом-резаком. Все линии прорези по отношению к плоскости должны быть вертикальны. Глубина наколки не везде одинакова: в круто закрученных завитках она наиболее глубока, а там, где отдельные лепестки сходятся на общий стебель растения, наколка выходит на поверхность. Наколку можно делать сразу по всей резной поверхности, но можно и последовательно, по участкам, завершая каждый из них окончательно.

Основной элемент Кудринского узора.
Стрелками показано направление движения лезвия стамески при наколке. Точками отмечены места перехода радиусов. Штриховой линией обозначены границы первой подрезки фона.

Следующая стадия - освобождение узора от окружающего поля, то есть срезание фона вокруг каждого наколотого элемента. Эта операция может выполняться или ножом-резаком или полукруглыми стамесками большего диаметра, чем те, которыми производилась наколка узора. От края узора отступают в сторону фона на 2—3 мм и под углом около 45° с нажимом углубляются в дерево по круговым контурам вокруг узоров. Ребро между углублением и фоном убирается дополнительными, более плоскими срезами ножом-резаком. Узор становится как бы мягко поднимающимся из фона. Все заусенцы, все остатки, обрывы волокон должны быть срезаны и удалены из всех закоулочков и узких мест вокруг узора. Он должен четко и чисто выступать из заглубленного фона.

Затем начинается проработка каждого из элементов узора: срезаются острые ребра, закругляются очертания. В конечном итоге вся резьба должна быть мягко закруглена, не иметь резких границ. Все контуры должны быть как бы мягко тающими. Проработка, удаление лишнего материала с элементов узора выполняются полукруглыми стамесками (повернутыми желобком вниз) и ножом-резаком. Среди этих мягко закругленных лепестков, листочков, завитков Кудринские мастера вводят для контраста некоторые элементы, четко изрезанные углубленными контурными штрихами,— прочерченные крест-накрест сердцевинки цветов и другие детали. Такая насечка — заключительная стадия отделки.

В кудринской резьбе фон можно оставить мягко закругленным «подушечным», находящимся на одном уровне с верхними точками узора. Но можно сделать так, чтобы резьба оказалась приподнятой над фоном. В этом случае фон выбирается вокруг узора на глубину наколки. Получается кудринская резьба с подобранным фоном. Чтобы придать работе особую выразительность, красоту, фон прочеканивают, придают ему матовую точечную фактуру. Проще всего это делать с помощью большого гвоздя, заточенного на конус и отполированного. Для зачеканивания больших плоскостей рекомендуется изготовить специальные инструменты — пуансоны с насечкой на боевой части. Насечка должна быть в достаточной степени глубокой и острой, чтобы оставлять на дереве четкие, равномерно углубленные следы.

Отделочные операции

К ним относятся шлифование резной поверхности, тонирование ее красителями и нанесение защитного прозрачного покрытия. По традиции кудринскую резьбу, материалом для которой служит главным образом светлая липа, тонируют в темно-коричневый цвет, лакируют, а затем полируют выпуклые места узоров и фона. Получается чудесное по красоте сверкание узора с глубокими матовыми промежутками углубленного фона. В зависимости от художественного замысла можно, однако, сохранить и естественный цвет дерева. Чтобы защитить изделие от пыли и влаги, его покрывают жидко разведенным лаком, который втирается в дерево жесткой щетинной кистью. В этом случае лаковое покрытие не дает блеска и сохраняет цвет дерева. Кудринские узоры одинаково великолепно смотрятся на точеных, долбленых и на строганных поверхностях, дополняют и обогащают форму изделий.

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Резьба по дереву – древнейшее прикладное искусство, украшающее нашу жизнь на протяжении нескольких веков. Чаще всего мы сталкиваемся с резными предметами в интерьере. Даже в современном мире, переполненном разнообразием материалов и стилей, люди предпочитают оформлять свои дома деревом, так как он не только создает уют и гармонию в доме, но и весьма экологичен. Колонны, арки, резные розетки на потолках, каминах, дверях, фризы, балясины, капители, поручни и множество других элементов, создают в доме особенную атмосферу, уникальную и живую.

Разнообразие материала и способов его обработки дерева создало в течении времени отдельные направления этого мастерства.

Из наиболее распространенных стилей можно выделить такие:

  1. барокко (присуща пышность, закругленность форм, насыщенность растительными мотивами, использование приемов маркетри и путти. Отличается так же игрой светотени, насыщенностью цветов и драматичностью);
  2. ампир (присуща ажурность форм, множество необыкновенных, сложных узоров, героические и зооморфные мотивы);
  3. классицизм (характеризуется стабильностью, строгой элегантностью форм, четкой геометричностью резьбы);
  4. готика (отличается богатым декором, множеством скульптурных форм, как правило, религиозного направления).

Понятия рельеф, барельеф и горельеф

Основой и отличительным элементов стилей резьбы по дереву является понятие «рельеф» (скульптурное изображение на плоскости). Разновидностями рельефа являются барельеф (скульптурное изображение выступает над поверхностью не больше, чем на половину) и горельеф (изображение выступает над поверхностью больше, чем наполовину).

Винтовая и накладная резьба

Так же созданию неповторимости стиля способствует такой вид резьбы по дереву, как винтовая резьба. Она отличается чередование винтовых впадин и выступов. Оно может быть, как одиночным, так и состоять из нескольких винтовых линий сразу. Одной из самых распространенных видов резьбы по дереву, является накладная резьба, которую так же называют мебельной. Ее особенность в том, что уже готовый орнамент, созданный прорезным способом, прибивается на готовый фон.

Богородская и кудринская резьба

Отдельными самобытными видами резьбы по дереву являются Богородская и кудринская резьба по дереву.

Богородская резьба появилась в деревне Богородское много веков назад и представляет собой особый вид скульптурной резьбы по дереву из мягких пород дерева. С ее помощью создаются фигурки людей, животных с движением. Создаются изделия и вручную, и с помощью техники. Однако, настоящую ценность имеют изделия, созданные руками Богородских мастеров. Особенностью является так же использование особого инструмента – Богородского ножа, или «щучка».

Кудринская резьба называется иногда абрамцево-кудринской. Особенность этого вида резьбы по дереву в тонкой резьбе «бесконечных» растительных орнаментов, которые обрамляют изображение животных, птиц, ягод, людей и т.п. на практически отсутствующем фоне. Для своих изделий кудринские мастера используют липу и березу. После резьбы работу тонируют и покрывают бесцветным лаком, а также полируют.

В данном блоге мне хотелось бы показать как создаются изделия с абрамцево-кудринской резьбой. Данная резьба привлекает лично меня тем, что её освоить сможет любой желающий. Необходимо лишь желание, небольшой набор инструментов и, соответственно, деревянная заготовка. Для того, чтобы освоить данную резьбу, сначала нужно научиться строить саму композицию будущих элементов. Именно с этого мы и начнём. И так, начинаем!

В данной резьбе главной основой всех элементов является закруглённая линия, которая называется криуль . Хочу обратить ваше внимание на то, что криуль является также основным элементом во всех разновидностях хохломской росписи. Криуль может располагаться по-разному. Всё зависит лишь от того, на какой поверхности вы планируете вырезать. Вариации возможных вариантов расположения криуля представлены на рисунке:

После того, как мы построили криуль на своём будущем изделии, начинаем заполнять пространство следующими элементами. Как правило, на концах криуля располагаются цветки и бутоны, а иногда даже шишки. Внешний вид цветков, бутонов и шишек зависит полностью от вашей фантазии, так как вариаций исполнения данных элементов бесконечное множество. Я покажу вам, как примерно выглядят данные элементы на следующих рисунках:

Теперь, когда на наших криулях появились цветы и шишки, следует заполнить оставшееся пространство недостающими элементами. Такими элементами являются капельки, завитушки и листочки. Иногда можно криуль (то есть произвольную веточку) оставить без цветов и шишек, а заполнить лишь капельками и листочками, тогда у нас получится кустик. Пример кустика представлен на рисунке:

Примерно так поэтапно выглядит построение композиции:

Теперь я наглядно покажу, как наношу рисунок и вырезаю построенные элементы. Для примера я взял лицевую сторону шкатулки размером 7,5х20 см. Сначала на поверхности строю криули:

Затем располагаем на концах криуля цветы:

Теперь в местах раздвоения криулей добавляем шишки и оставшееся пространство "забиваем" капельками, завитушками и листочками:

Теперь пришла пора вырезать. Для этого нам понадобится небольшой набор инструментов, а именно:

Нож-косяк (может, кому-то будет удобнее вырезать богородским ножом, но я лично пользуюсь именно таким);

Несколько полу-круглых стамесок (вполне достаточно будет иметь на вооружении №12 и №7).

Когда вы построите элементы, то обратите внимание, что между элементами получаются своеобразные треугольнички. Их нужно вырезать в первую очередь:

Вспоминаем порядок построения элементов (что за чем мы рисовали). Сначала мы начали рисовать цветы, затем шишки, а затем уже остальные элементы. Начинаем с цветов. У каждого элемента я сначала прорезаю контур:

Я решил сделать листочки вогнутыми (можно было их сделать выпуклыми или вовсе нанести какие-нибудь насечки, повторюсь, что всё зависит от вашей фантазии и желания). Для этого при помощи полукруглой стамески "углубляю" рельеф листочков:

Ножом скругляем все острые углы на элементе и наносим насечку-решётку на сердцевину цветка:

Хочу отметить, что данная резьба очень хорошо сочетается с геометрической резьбой, с росписью и живописью. На одном изделии можно комбинировать несколько вариантов. Как видите, немного базовых понятий о построении рисунка, небольшое количество инструмента и вы легко можете творить подобную резьбу на каких-либо изделиях, украшая свою жизнь или жизнь людей, в чьих руках окажется ваша работа. Чем покрывать готовое изделие вы решайте сами. Кому-то нравится покрывать лаком, кому-то больше по душе вощение, а кто-то предпочитает пропитывать изделие маслом. На самом деле вариантов обработки древесины достаточно много, надеюсь, вы найдёте способ по душе. Надеюсь, что данная статья кому-то действительно пригодится и откроет новые грани в творчестве. Всегда помните, что главное - это фантазия и желание творить.Творческих вам успехов!Спасибо за внимание!