Тэквондо. Описание и история тэквондо. История возникновения таэквондо

Тхэквондо можно назвать наиболее систематичным и научным корейским традиционным боевым искусством, которое может дать человеку намного больше, чем просто развитие физических навыков. Это дисциплина, которая может показать нам путь к укреплению нашего здоровья, как физического, так и духовного.

Давайте внимательно рассмотрим смысл слова «тхэквондо», которое состоит из трёх частей, хотя и на корейском языке это одно слово. «Тхэ» означает «нога», «стопа», «наступать»; «квон» - «кулак» или «поединок»; и «до» означает «путь» или «дисциплина». Сложив эти три части воедино, мы сможем увидеть две ключевые стороны понятия тхэквондо.

Во-первых, тхэквондо – это единоборство, которое учит человека правильно использовать своё тело. Во-вторых, тхэквондо можно рассматривать как способ сохранения спокойствия и мира. Таким образом, тхэквондо это путь, пойдя по которому человек сможет улучшить не только себя, но и мир вокруг себя.

Помимо регламентированных пхумсэ в современном тхэквондо можно выделить «фристайл» пхумсэ. В таком техническом комплексе нет строгой регламентации, что позволяет демонстрировать всю красоту тхэквондо.


Кёруги - основа спортивного тхэквондо в настоящее время, именно эта спортивная дисциплина признана Международным олимпийским комитетом как олимпийский вид спорта. Высокий уровень спортсменов требует не только развитие техники или физических качеств, но и духовного развития.

Кёруги - это практическая отработка техники самозащиты. Ученик использует все аспекты боевого искусства: сознательно-волевые, физические и технические - против силы и навыков противника. Для победы в поединке нужны быстрые рефлексы, решительность, здравый смысл, точное время реагирования, владение разнообразной техникой, хорошая концентрация на цели, чувство дистанции, хорошее равновесие, контроль движений и настойчивость. В поединке тхэквондо используются движения защиты и нападения, осваиваемые при изучении форм - пхумсэ : базовые удары ногами , комбинации ударов ногами, блоки , удары рукой , шаги в сторону и назад, скользящие шаги, комбинации шагов и обманные движения.

Можно выделить три категории применения поединка: реальные ситуации, показательные выступления и соревнования. При практическом применении в ситуации, требующей самозащиты, основное значение имеет технический аспект искусства. Здесь нет правил и реально стоит вопрос жизни и смерти. В такой ситуации те, кто занимается тхэквондо, должны руководствоваться здравым смыслом и использовать силу лишь настолько, насколько это необходимо для нейтрализации нападающего. Используемая в разумных пределах сила должна быть приложена к жизненно важным точкам тела нападающего.

При работе на тренировках, спортсмен учится преодолевать свой страх или панику, которые могут появиться в реальной ситуации. Тренировка развивает рефлексы, концентрацию, скорость и самоконтроль, необходимые для эффективной самозащиты в реальной ситуации. Развивая на занятиях дисциплину и самоконтроль, ученик получает возможность найти выход из опасной ситуации и потом не жалеть о том, что сделано.

В кёруги на показательных выступлениях ученик выполняет технические действия определенной последовательности, согласно установленным правилам и работая с партнером с определенными ограничениями, поскольку здесь это не настоящий нападающий, угрожающий жизни. Красивые и мощные атаки и контратаки должны показать разнообразные блоки, удары руками и ногами и комбинационную технику. Физическая мощь должна сочетаться с концентрацией, самодисциплиной, точной фокусировкой и точным временем реагирования. Самоконтроль и быстрые рефлексы здесь важны скорее не для победы, а для предотвращения травм.

В поединке на соревнованиях противники следуют официальным правилам , в том числе относительно разрешенных и запрещенных зон нанесения ударов, разрешенных и запрещенных ударов в определенную зону. Перед каждым поединком участникам напоминают о разрешенных и запрещенных ударах, а также о времени схватки, после которого производится подсчет очков. Для победы необходимы хорошие рефлексы, решительность, скорость, здравый смысл и чувство дистанции.


Кёкпха – техника разбивания твердых предметов рукой или ногой, - это процесс демонстрации силы и техники тхэквондо через разбивание предметов. В тхэквондо представлено огромное множество видов разбивания. Такое разнообразие обусловлено широким техническим арсеналом тхэквондо. Можно выделить разбивания в прыжках, разбивания с разворотом на 360, 540, 720, 900 градусов, акробатические разбивания, силовые разбивания.

В основном кёкпха можно увидеть на показательных выступлениях, фестивалях, спортивных праздниках. Также ежегодно всемирная штаб-квартира тхэквондо Куккивон проводит турнир «Ханмадан» (Сеул, Корея), на котором кёкпха включён в соревновательную программу.

История боевых искусств в Корее насчитывает около двух тысяч лет, начинаясь с эпохи Трех государств (I-VII вв.), когда на территории Корейского полуострова существовали три королевства - Когуре, Пэкче и Силла. В каждом из них имелись свои системы боевой подготовки. На формирование и развитие корейских боевых искусств сильное влияние оказала китайская традиция. Неслучайно комплекс корейских боевых искусств обозначается термином «квонбоп», аналогичным китайскому «цюаньфа» («кулачный бой»).

В государстве Когуре существовала система единоборств «санбэ», название которой представляло собой корейское прочтение китайских иероглифов «шоубо», обозначавших борьбу, распространенную в Китае в первые века нашей эры. В королевстве Пэкче боевые искусства были известны под названием «субак», и элементы этой древней системы сохранились до наших дней в форме субакдо. Считается, что техника субак долгое время хранилась в тайне и передавалась весьма ограниченному кругу учеников.

Особенности

Впервые она была частично открыта в 1970 году , когда в трактате Ли Дон My «Муетобот хончжи» был приведен комплекс приемов кулачного боя. Особенности субак выражаются в том, что нога бьет в основном выше пояса, используются кулаки и ударная работа локтями, большинство ударов руками производится из стойки, в исходном положении которой руки сложены перед грудью, как будто для молитвы.

Принцип и практика

Школа современного субакдо была открыта в 1915 году в Сеуле мастером Хван Ки. В технике субакдо сочетаются жесткие резкие атаки и мягкие защиты.

Практика субакдо складывается из четырех разделов: базовой техники, формальных упражнений, спарринга и отработки приемов защиты от захватов и от вооруженного нападения.

Главная цель практики субакдо заключается в воспитании уважения к жизни во всех ее проявлениях. Надо уважать, в частности, и жизнь врага, оставляя ему шанс выжить.

Отряд военых — Хваран

В 540 году королем Силлы стал Чин Хун, поставивший цель не только укрепить собственное государство, но и объединить с ним два других. Недостающее для этого количество солдат молено было возместить высоким качеством подготовки главной ударной силы армии.

Буддийскому монаху Вон Вану было поручено сформировать, обучить и воспитать отряд отборных воинов, названный «Хваран» («Цветущая молодежь»), так как в него отобрали около пятисот 14-15-летних юношей из знатных семей.

В мирное время хвараны изучали комплекс боевых искусств, близкий к субак, учились управлять страной, а на войне сражались в первых рядах и проявляли себя наиболее умелыми воинами.

Метод тренировки

Тренировка хваранов заключалась не только в совершенствовании воинского мастерства, хотя оно было весьма разносторонним, включая в себя джигитовку, занятия фехтованием и стрельбу из лука.

Юноши практиковали:

  • медитации;
  • распевали магические песни;
  • декламировали стихи, участвовали в воинских плясках;
  • изучали историю страны и буддийское вероучение.

Задачей такой комплексной подготовки было воспитание совершенной, гармоничной личности, что осуществлялось в соответствии с «пятью заповедями» Вон Ванга :

  • верность государю;
  • почтительность к родителям;
  • искренность с друзьями;
  • храбрость перед врагом;
  • разборчивость в убийстве.

Суровый тренинг и целенаправленное моральное воспитание сделали из хваранов лучших воинов своего времени, численность их корпуса увеличилась до пяти тысяч человек. С помощью хваранов и танского Китая в 668 году произошло объединение Кореи вокруг Силлы и образовалось государство Объединенная Силла.

Роспуск Хваранов

Хвараны занимали ведущие позиции в армии и государственном аппарате как в период существования Объединенной Силлы (668-976 гг.), так и в эпоху государства Коре (976-1392 гг.). Б 1392 году полководец Сун Ге И основал династию Ли, при которой господствующей стала конфуцианская идеология, а буддийское духовенство подверглось гонениям.

Корпус хваранов был распущен, они были лишены занимаемых воинских и государственных должностей, обучение по программе их подготовки повсеместно запрещено. С этого времени искусство хваранов укрывалось в буддийских храмах, передаваясь только многократно проверенным ученикам.

Объединение Кореи при участие Китая

Так как объединение Кореи в 668 году происходило при непосредственном участии Китая, квонбоп обогатился китайской традицией, появились заимствованные направления и стили (например, тансудо - «танская рука»). Произошло расслоение квонбоп на две ветви: более китаизированная включала в себя придворные боевые искусства, в том числе те, которые применялись для обучения воинской элиты, а также практиковавшиеся в буддийских монастырях; сохранившая корейскую самобытность ветвь была популярна среди простых людей.

Возникновение Тхэккен в Кореи его техника

В эпоху Объединенной Силлы и Коре оформились несколько школ и стилей корейских боевых искусств.

В наибольшей степени национальным видом боевых искусств Кореи является тхэккен. Для него характерна развитая техника ног с большим арсеналом разнообразных подножек и подсечек. Круговые удары ногами встречаются гораздо чаще прямых, проникающих, так как выше грудной клетки ногами не бьют. В поединке главной целью считается повалить противника, а не нанести ему повреждение. Удары кулаками в тхэккен полностью исключены. Руки применяются для тычковых ударов ладонью в лицо и в горло, а также для захватов руки или ноги противника, после чего ему наносится сильный удар ногой. Во время тренировок ученики набивают ноги на камнях, на стволах деревьев или прыгая через колючие кусты.

Возникновение Юсуль отшельниками

Корейские горные отшельники развивали «мягкое искусство» юсуль, техника которого была построена на бросках, болевых замках, захватах и точечных ударах в уязвимые места.

Наряду с отработанной техникой отшельник занимался своим духовным совершенствованием, предполагавшим осознание себя частью природы, умение жить в гармонии с окружающим миром и способность гармонизировать мир вокруг себя.

Еще одно боевое искусство Чхарек от отшельников

Другой вид боевых искусств, развитый среди отшельников, получил название «чхарек» («заимствование силы»). Термин «сонин» (отшельник) переводится как «совершенный человек». В основе системы духовного и физического совершенствования отшельников лежала концепция единства человека и природы. Все существование отшельника в горах подчинялось естественным природным ритмам и законам.

Суровые условия жизни сочетались с интенсивными медитациями, например, под ледяными струями водопада. Постепенно тело человека становилось нечувствительным к зною и холоду, он мог подолгу находиться без пищи и сна, приобретал звериную чувствительность и интуицию, но его дух оставался спокоен. Отшельник приобретал способность к целительству, ясновидению и гипнозу. Слияние с природой давало ему возможность черпать энергию из неиссякаемого источника и использовать ее, в частности, для самозащиты.

На что направлен Чхарек?

Чхарек направлен на развитие способностей самого человека, а природная энергия помогает этому. Занятия чхарек пробуждают скрытые резервы человека, и его мощь простирается изнутри. Природная энергия, аккумулированная в организме человека, позволяет ему выполнять такие упражнения, как «железная рубаха», когда тело выдерживает сильные удары и давление тяжелых предметов.

Техника

В чхарек нет строгих схем защиты или атаки, не существует формальных упражнений (пхумсэ). Техника работы ногами, включающая в себя типично корейские удары ногами из положения сидя, сочетается в чхарек с системой блоков, где кулак противника захватывается согнутой в локте рукой. Удержания чередуются с заломами и жесткими ударами.

Техника с оружием

Много внимания в чхарек уделено работе с оружием, преимущественно с шестом и дубинкой. Дыхательные упражнения выполняются в положениях стоя, сидя, лежа и вверх ногами. Искусство использования внутренней энергии включает в себя способность прицельной «стрельбы» ею, когда от удара по горке кирпичей разбивается нужный.

Возникновение БИ «кулак пяти видов» полководцем Чой

В королевстве Коре боевые искусства, развивавшиеся при дворе, были местными разновидностями китайских. К концу правления династии фактическая власть в стране принадлежала полководцам из клана Чхве (Чой), установившим режим по типу японского сегуната. Личная гвардия дома Чхве, самбельчхо («три особых корпуса»), изучала китайское искусство боя голыми руками, на основе которого было создано боевое искусство оренквон («кулак пяти видов»).

Оренквон состоял из пяти направлений:

  • «кулак пушечного удара»;
  • «кулак свирепого тигра»;
  • «кулак обезьяны»;
  • «кулак журавля»;
  • «кулак семи звезд».

У каждого из них существовали китайские прототипы:

  • пао-чуй;
  • хусинцюань;
  • хоуцюань;
  • хэцюань;
  • цисинцюань.

Перенятая борьба Ссирым из Монголии

В XIII веке Корея попала под монгольское влияние, проявившееся в разных областях, в том числе и боевых искусствах. От монголов корейцы переняли борьбу ссирым — борьбу на поясах, в которой запрещены удары и допускаются только броски с применением корпуса, бедер, рук и ног. Чем больше вес борца, тем больше у него шансов одержать победу.

Корея под властью Монголии

Правящая династия Коре с приходом монголов сохранила свою власть, хотя и попала в политическую зависимость, отдав часть властных полномочий в руки монгольских чиновников. Свержение монгольской династии Юань в Китае в 1368 году и установление власти династии Мин предвещало скорые перемены и в Корее. В 1392 году к власти на Корейском полуострове пришла династия Ли, тесно связанная союзническими узами с Китаем. В результате господствующим течением в государственной идеологии стало конфуцианство.

Для офицеров и чиновников были введены государственные экзамены, где необходимо было продемонстрировать знание древних трактатов, искусство стрельбы из лука и вольтижировки, а также победить в кулачном бою не менее трех соперников.

С 1592 по 1598 гг. Корея вела тяжелую войну с японской армией, в то время лучшей на Дальнем Востоке. Партизанские отряды ыйбен («армия справедливости») возглавляли местные мастера боевых искусств. На помощь пришли китайские инструкторы и войска. Они принесли с собой традицию шаолиньского ушу. Кореизированный вариант шаолиньских боевых искусств известен как соримквон.

Развитие Хельдо по время войны

В это же время развивались и другие системы самообороны, базировавшиеся на буддийской идеологии и практиковавшие использование внутренней энергии человека. Такое боевое искусство, как хельдо, включало в себя броски и обездвиживание противника через воздействие на биологически активные точки, вызывающие болевой шок или потерю сознания.

Развитие Пульмудо по время войны

Стиль пульмудо был похож на китайские стили, использующие мягкую технику работы рук; в основе техники пульмудо лежит движение открытой ладони по кругу, темп исполнения форм медленее, чем в других стилях. В пульмудо используются элементы китайских стилей журавля и богомола, сегодня к ним добавился и комплекс тайцзицюань из 24-х форм.

Развитие Пакчхиги по время войны

В конце XVI веке на северо-западе Кореи появилась техника пакчхиги. В ее основу легла работа локтями, плечами и головой. Оригинальным оружием пакчхиги была собственная коса бойца, которая становилась плеткой, когда в нее вплеталось подобие небольшой металлической гири или вставлялся острый гребень.

Боевые искусства Кореи под властью Японии

В XVII-XIX вв. боевые искусства Кореи практически не развивались: некоторые из них были позабыты, качественный уровень других снизился. В 1910 году Корея стала составной частью Японской империи, и во все сферы жизнедеятельности корейцев стали привноситься японские традиции. Не стали исключением и боевые искусства – доминировавшее когда-то китайское влияние сменилось не менее сильным японским.

Популярные единоборства страны в 20 веке

Наибольшую популярность в Корее приобрели дзюдо и кэндо, под термином «юсуль» стали понимать дзю-дзюцу, а видоизмененная техника монахов-отшельников, практиковавших «мягкое искусство» (юсуль), получила название «кидо» («путь энергии»).

После освобождения Кореи в 1945 году национальные боевые искусства вышли из подполья, но традиция их передачи была утеряна, поэтому развивалось большое количество родственных направлений со схожим техническим арсеналом, у которых отсутствовали философские принципы и духовная основа.

Появление тхэквондо национально боевого искусства Кореи в 1955 году

После Корейской войны 1950-1953 гг. в обществе возникла идея создания единого национального боевого искусства, которое стало бы символом духа нации. Реализовал эту идею генерал Чхве (Чой) Хон Хи в 1955 году. Новое боевое искусство было создано на базе традиционных корейских видов борьбы субак и тхэккен с использованием элементов карате, которое создатель стиля изучал в Японии. Корейское национальное боевое искусство стало унифицированным вариантом, объединившим технику девяти послевоенных школ, и получило название «тхэквондо» - «путь руки и ноги», или «путь ноги и кулака». По сути, этот термин вобрал в себя все разновидности боевых искусств.

Тхэквондо - современный вид спорта, боевое искусство, имеющее духовно-философские корни и адаптированное для массового физического воспитания. В1972 году Чхве Хон Хи перевел штаб-квартиру созданной им в 1966 году Международной федерации тхэквондо в Торонто (Канада), покинув Сеул. В результате название стиля стало звучать на западный манер (таэквондо), чтобы отличаться от южнокорейского аналога, а границы влияния Международной федерации таэквондо (ИТФ) сузились.

Открытие центра популяризации тхэквондо

Тем временем развитие тхэквондо в Южной Корее успешно продолжалось. В ноябре 1972 года был открыт центр исследования, обучения и популяризации тхэквондо «Кук-кивон» в Сеуле. С 1973 года там же находится штаб-квартира Всемирной федерации тхэквондо (ВТФ).

Боевое искусство сегодня

Сегодня тхэквондо развивается в Корее как официальное государственное боевое искусство, в Сеуле создан центр изучения, развития и пропаганды тхэквондо – Кук-кивон, работающий с ноября 1972 года. Он осуществляет официальное присвоение данов и выдачу сертификатов, подготовку инструкторов, ведет хронику рекордов тхэквондо, издает учебные пособия и выпускает учебно-методические видеофильмы.

Путь руки и ноги — перевод тхэквондо

В технике тхэквондо объединены комплексы разнообразных ударов ногами, характерные для тхэккен, и элементы карате. Не случайно тхэквондо переводится как «путь руки и ноги». Этот синтетический вид, с одной стороны, возродил древнее корейское боевое искусство, а с другой – вобрал в себя элементы, которые дополнили технический арсенал стиля и сделали его гармоничным.

Что такое Тхэквондо?

Тхэквондо – это корейское боевое искусство и олимпийский вид спорта, в котором с помощью рук и ног человек может научиться защищать себя и атаковать противника. Тхэквондо тренирует не только тело, но и закаляет дух.

Слово "Тхэквондо" означает - "Путь постижения истины посредством совершенствования рук и ног". В Тхэквондо каждый может получить то, что ему нужно: поправить здоровье, научиться самообороне, ознакомиться с философией Тхэквондо, воспитать сильное тело и дух. Но для того, чтобы стать профессионалом требуется большая самоотдача, изнурительные тренировки и умение терпеть. Тхэквондо доступно каждому, потому что оно дает возможность развивать психологические, физиологические и умственные резервы человека, а также воспитывать силу воли, самодисциплину и воинский дух. В настоящее время Тхэквондо превратилось в современный вид спорта, сохранив традиции и дух боевого искусства. Тхэквондо изучают как учебный предмет в школах и колледжах многих стран. Тхэквондо стало неотъемлемой частью тренировок в вооруженных силах Кореи. Устав, правила соревнований и аттестации Тхэквондо отвечают требованиям международного олимпийского вида спорта.


.


Материал из Википедии - свободной энциклопедии.

Тхэквондо́ (кор. 태권도, 跆拳道) - корейское боевое искусство. В древних рукописях упоминается о существовании в начале нашей эры в древней Корее систем рукопашного боя и различных видов борьбы. На королевских гробницах династий Когуре (137 год до н.э.) изображены воины, выполняющие отдельные приемы в стойках, характерных для современного тхэквондо. В 17 веке в государстве Силла корейского полуострова был основан военно-религиозный институт хваранов. "Хваран" переводится с древнекорейского языка как "цветы-юноши". Овладение искусством поединка было необходимым для каждого хварана. В 1953 году по инициативе школы "Мудукван" был организован Корейский Союз Тэнгсудо. В 1955 году генерал-майор южно-корейской армии Чхве Хон Хи зарегистрировал тхэквондо как вид спорта, а боевому искусству тхэквондо более 2000 лет. Характерные особенности тхэквондо - это тот факт, что 70% техники выполняется ногами. Сверхзадачей тхэквондо в древности было выбивание всадника из седла. Слово «тхэквондо» складывается из трёх слов: «тхэ» - нога, «квон» - кулак (рука), «-до» - искусство, путь тхэквондо, путь к совершенствованию (путь руки и ноги). По определению Чхве Хон Хи, «тхэквондо означает систему духовной тренировки и технику самообороны без оружия, наряду со здоровьем, а также квалифицированным исполнением ударов, блоков и прыжков, выполняющихся голыми руками и ногами для поражения одного или нескольких соперников».

Характерная особенность тхэквондо - ноги в поединке используются более активно, чем руки. Сверхзадачей тхэквондо в древности было выбивание всадника из седла. Слово «тхэквондо» складывается из трёх слов: «тхэ» - нога, «квон» - кулак (рука), «-до» - искусство, путь тхэквондо, путь к совершенствованию (путь руки и ноги). По определению Чхве Хон Хи, «тхэквондо означает систему духовной тренировки и технику самообороны без оружия, наряду со здоровьем, а также квалифицированным исполнением ударов, блоков и прыжков, выполняющихся голыми руками и ногами для поражения одного или нескольких соперников».

История

В древних рукописях упоминается о существовании в начале нашей эры в древней Корее систем рукопашного боя и различных видов борьбы. На королевских гробницах династий Когурё (37 год до н. э. - 668) изображены воины, выполняющие отдельные приёмы в стойках, характерных для современного тхэквондо.

Версии

В мире существует ряд неправительственных организаций, развивающих тхэквондо как вид спорта и как боевое искусство.

Принципы тхэквондо

  • Учтивость
  • Честность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Непоколебимость духа

Техника

Обучение идёт по пяти дисциплинам:

  • Тхыль (туль) - формальный комплекс
  • Массоги - спортивный поединок (спарринг)
  • Туки - техника нанесения ударов ногами в прыжках
  • Вэрёк - силовое разбивание предметов руками и ногами
  • Хосинсуль - практика самообороны
  • Пхумсе - формальный комплекс (ВТФ)
  • Керуги - спортивный поединок (спарринг) (ВТФ)

Пояса

В тхэквондо уникальная система выдачи поясов: существует 10 разрядов-«кыпов» - цветных поясов и 9 степеней (данов) - чёрных. В зависимости от интенсивности тренировок чёрный пояс можно получить от одного года (если тренироваться 4 часа 6 раз в неделю) до 4-5 лет, если тренироваться 2-3 раза по 1,5 часа. Чтобы получить 2-й дан, надо ждать вне зависимости от технического уровня ещё 1 год, 3-й дан - два года, 4й - три, и так далее. Обладатели с 1-го по 3-й дан могут считаться помощниками учителя (по-са бом). Обладатели с 4-го по 6-й дан считаются учителями (са бом), а обладатели 7-го - 8-го дана считаются мастерами (са хюн ним). Обладатель 9-го дана считается великим мастером - са сон ним . кып (от кор. 급 - уровень) - ученическая степень, уровень техники и физического развития ученика, а также уровень его духовности.

Уровень Иллюстрация Пояс
10 кып Белый пояс
9 кып Бело-жёлтый пояс
8 кып Жёлтый пояс
7 кып Жёлто-зелёный пояс
6 кып Зелёный пояс
5 кып Зелёно-синий пояс
4 кып Синий пояс
3 кып Сине-красный пояс
2 кып Красный пояс
1 кып Красно-чёрный пояс
1 дан Чёрный

В Тхэквондо ВТФ после красного 2 кыпа идёт коричневый 1 кып, после него тхэквондист не достигший 15 лет возраста может получить чёрный с красной полоской по центру пояс - это детский чёрный 1 пхум, после 15 лет автоматически становится 1 даном.

Стойки

Способность к эффективным техническим действиям в большей степени зависит от сохранения правильного положения тела. Правильное же положение тела обусловлено выбором подходящей в данной ситуации стойки. Стойка в тхэквондо главным образом связана с положением нижней части тела, которая является основой для верхней части тела. Основной момент в каждой стойке (за небольшим исключением) заключается в том, что спина должна быть выпрямлена.

Диаграмма Название Описание
Чарёт Соги
  • Charyot Sogi
позиция «Внимание».
Моа Соги
  • Moa Sogi
4 разновидности, Moa Junbi Sogi A, Moa Junbi Sogi B, Moa Junbi Sogi C and Moa Junbi Sogi .
Гоннун Соги
  • Gunnun Sogi
  • Ap sogi
передняя наступательно-боевая стойка.

разновидность Nachuo Sogi на одну ступню длиннее.

Нынджа Соги (буквально: похожая на букву «Ны» корейского алфавита или букву «L» латинского алфавита).
  • Niunja Sogi
  • Hoogulsagee
задняя защитно-боевая стойка.
Наранхи Джунби Соги
  • Naranhi Junbi Sogi
стойка боевой готовности.
Твибаль Соги
  • Dwi Kobi
  • Dwit Bal Sogi
  • Bum Sogi
стойка с перемещением веса на заднюю ногу, передняя нога рядом на носке(переводится с корейского «задняя стойка»)
Аннун Соги
  • Annun Sogi
  • Jumchum Sogi
стойка всадника или буквально - сидячая стойка.

Боевая стойка

Стойка применяется в поединках. Ноги ставятся широко, тело повёрнуто в сторону (на 45 градусов), уменьшая при этом цель поражения, а руки защищают протектор (живот).

Удары руками

В тхэквондо удары руками исполняются на короткой дистанции - стоя, в прыжке, в крутящемся положении или в нападении. Нанесённые быстро по отдельности, или в комбинациях, они могут вывести соперника на некоторое время из оборонительной позиции и сделать его уязвимым. Их можно разделить на два типа:

Удары кулаком:

  • чон-гвон - удар согнутыми указательным и средним пальцами в верхнюю часть тела.
  • чон-гвон чируги - удар кулаком вперёд (во Всемирной Федерации Тхэквондо (WTF) - момтхонг чируги).
  • сан-гвон чируги - удар обоими кулаками одновременно.
  • тычибо чируги - перевёрнутый удар кулаком.
  • сево чируги - удар кулаком снизу вверх. (?)
  • умджи - удар кулаком с выпирающим большим пальцем.

Удары открытой рукой:

  • судо ёп чируги - удар ребром ладони со стороны.
  • риквон чируги - удар обратной стороной кулака.
  • судо ануро чируги - удар ребром ладони, который наносится со стороны в средину.
  • сонкаль - нанесение удара открытой ладонью сверху вниз.
  • чоумук - нажатие пальцев на болевые точки.
  • ап палькуп чируги - параллельный поверхности удар локтем.
  • сонкали чируги - удар ребром ладони со стороны.

Удары ногами

  • Тымё-ап-чхаги - прямой удар ногой в прыжке в туловище или в голову.
  • Ап-чхаги - удар передней подушечкой или пяткой стопы в уровень живота, также при хорошей растяжке наносится в голову.
  • Еп-чхаги - боковой удар: с ускорением поднимается колено, закрывая им тело, чтобы стопа носком вперёд оказалась у колена опорной ноги, с дальнейшим ускорением выпрямляется нога с поворотом таза и тела боком, а опорной стопы на носке пяткой вперёд, и направляется наружное ребро стопы в цель, доворачивая её в горизонтальное положение. Одноимённая ей рука выставлена вперёд, другая прикрывает голову.
  • Доллё-чхаги - круговой удар передней/задней ногой наносится подъемом стопы (в спарринге) или передней подушечкой стопы, пальцы при этом оттянуты вверх(в базовой технике и в кекпа).
  • Тыме-Момдоллё-чаги - удар наносится носком (подъёмом) переднестоящей (напр.левой) ноги после разворота на ней на 360 градусов по часовой стрелке, замаха правой ногой, в прыжке в туловище или в голову. Если спереди правая нога, то удар ею наносится после разворота тела против хода часовой стрелки. Максимальная скорость поворота тела достигается резким поворотом головы после начала разворота тела, который инициируется низким движением назад задней руки.
  • Ды-чхаги - удар плоскостью стопы производится заднестоящей ногой с разворотом через спину, носок должен смотреть вниз.
  • Неро-чхаги - удар плоскостью стопы заднестоящей ногой проводится в корпус, похож на толчок, но является очень сильным ударом.
  • Пандэ-доллёчхаги - удар с разворотом через спину, проводится в голову пяткой, носок смотрит в сторону, противоположную направлению удара.
  • Нере(бакуро)-чхаги - производится замах ноги на уровень выше головы и производится резкий удар сверху вниз в корпус или голову пяткой, носок смотрит вверх (в базовой технике) или вытянут (для удлинения ударной поверхности в спарринге).
  • Ануро-неречхаги - удар наносится движением выпрямленной ноги снаружи вверх-вовнутрь.
  • Касоге-еп-чхаги - стойка во время удара не меняется, производится за шаг задней ноги за переднюю сзади, затем бьёт передняя нога, удар производится полной плоскостью стопы в район туловища или головы, мысок смотрит параллельно полу.
  • Тора-ды-чхаги - удар с разворота, наносящийся пяткой в грудь или в голову (кор. «дора» - разворот ).

Приставка «тымё-» означает, что удар производится в прыжке.

  • ттвиодоллё-чхаги - вынос задней ноги и затем резкий удар и перескок на другую ногу, всё делается в прыжке, сам удар получается в воздухе.
  • ттвионерио-чхаги - вынос задней ноги как можно выше и производится удар ею в голову.

Приставка «твитула-» также означает, что перед ударом будет вынос задней ноги, однако данные удары выполнить может только человек, хорошо владеющий своим телом, имеющий хорошую координацию и технику, данные удары выполняют в основном мастера и кандидаты в мастера спорта, а также при сдаче на 1-й дан чёрный пояс.

  • твимё-твит-чхаги - вынос задней ноги разворот на 180 градусов, затем производится удар в голову или корпус, во время удара делается полный оборот вокруг своей оси, вынос ноги производится резко и само вращение и удар происходят в воздухе.
  • твимё-хурё-чхаги - вынос задней ноги, разворот и удар хурё в голову, полный разворот с ударом получается на 540 градусов, удар достаточно сложный, перед его выполнением спортсмены должны выполнить комплекс упражнений на разогрев мышц и связок всего тела. Перед тем как выполнять удар, необходимо убедиться, что мышцы, суставы и связки тазобедренной области, ног и поясницы хорошо разогреты и растянуты.

Блоки

Блоки ставятся руками, коленями и ногами, чтобы отбить удары противника. Чтобы начать блок, нужно предвидеть вид и направление его атаки. Первое, что необходимо запомнить для изучения основных блоков и их применения, это то, что рука, блокирующая атаку противника, должна начинать свое движение почти одновременно с началом движения атакующей руки или ноги, обеспечивая защиту своей атаки.

  • анпхальмок еммакки - блок внутренней стороной руки в кулаке со стороны большого пальца; (пхальмок - по-корейски буквально «шейка предплечья», то есть лучезапястный сустав, а кулак-голова; «епхуро» или в сложном слове «ем» - в бок, в сторону; «ануро» - с корейского «вовнутрь»);
  • баккатпхальмок еммакки - сметающий наружу блок;
  • баккатпхальмок чуге макки - блок, отводящий вверх;
  • сан баккатпхальмок макки - сдвоенный блок двумя руками против удара прямого и против удара сбоку в верхний уровень; («сан» - по корейски «гора»; руки в блоке как бы изображают гору);
  • баккатпхальмок заньдан макки - блок сверху
  • баккатпхальмок хэчё макки - блок двумя руками(в исходном положении клином ладонями к себе) против ударов, например по ушам или вискам;(«хечё» - с корейского «разводя по сторонам»);
  • анпхальмок дольё маки - круговой блок внутренней стороной руки
  • сонкхаль маки - рубящий блок ребром ладони («сонкхаль» - с корейского «рука-меч»);
  • пхальмок дяби макки - сдвоенный блок руками в кулаке: передней рукой против прямого удара, задней-против удара в корпус;
  • сонкхаль дяби макки - сдвоенный блок двумя руками ребрами ладоней(похож на предыдущий);
  • муроп ануро макки - блок коленом движением вовнутрь;
  • муроп баккат макки - блок коленом движением наружу;
  • баккат макки - блок движением наружу (баккуро - с корейского «наружу»);

Тхыль (ITF)

Принцип изучения боевого искусства на основе тхыль состоит в том, что повторяя его много раз, практик приучает свое тело к определённого рода движениям, укрепляя соответствующие мышцы, сухожилия и суставы, сопрягая их с правильным дыханием вводит их на безсознательный уровень. Таким образом, попадая в боевую ситуацию, тело работает «само» на основе рефлексов, вложенных многократным повторением тхылей. Также тхыли безусловно являются медитативной практикой, где общим фоном их исполнения является расслабленное состояние тела и как вспышки молний производятся удары и блоки при сосредоточенном, но не напряжённом внимании. Совершенствуя свои движения и корректно используя боевые стойки, практик таким образом укрепляет не только тело, чувство уверенности через уверенные позы и движения, но и боевой дух и совершенствует свою духовность, поскольку практика овладения искусства тхэквондо и тхылей предписывает обязательную практику принципов тхэквондо в этом процессе.

  • Чон-джи
  • Дан-Гун
  • Чи-Сан
  • До-Сан
  • Вон-Хё
  • Дхан-Гун
  • Юль-Гок
  • Джан-Гун
  • Тхэ-Ге
  • Хва-Ран
  • Чун-Му
  • Чи-гу
  • Кван-Гэ
  • По-Ун
  • Гэ-Бяк
  • Чун-Джан
  • Чу-Че
  • Сам-Иль
  • Ю-Син
  • Че-Йон
  • Йон-Ге
  • Уль-Ти
  • Мун-Му
  • Со-Сан
  • Се-Джон
  • Тхонъиль

Команды

  • Чхарёт - смирно
  • Кённе - поклон
  • Чунби - приготовится
  • Апссоги-чунби - боевая стойка
  • Сиджак - начать, сделать
  • Баро-закончить
  • Кукиро кюне-приветствие государственной символике

Обычно данные команды исходят от сабомнима (тренера) в начале и конце тренировки. Поклоном спортсмены-ученики приветствуют учителя, тем самым также показывая его превосходство и уважение.

Команды во время спарринга:

См. также

Примечания

Ссылки

Таэквондо - корейское традиционное боевое искусство. Термин "таэквондо" в переводе означает "путь руки и ноги". Поводом для названия послужила специфическая техника борьбы - активная работа руками и ногами. Но главное отличие таэквондо от других восточных единоборств - прыжковая техника и разбивание предметов.

Таэквондо является одним из самых популярных видов боевых искусств. Довольно распространенным является мнение, что таэквондо не свойственны такие понятия, как национальные традиции и самобытность, и многие элементы этой борьбы заимствованы из других направлений. Но на самом деле это не так. То, что третья часть технических особенностей таэквондо перенята у кунг-фу , а все остальное неотделимо от каратэ-до , отчасти правда. Но это не означает, что так было всегда.
Действительно, многие специфические черты корейских национальных видов борьбы безвозвратно затеряны во времени, но некоторые из них сохранились. Прежде всего, это активная работа ногами и большое количество прыжков, а также мастерство разбивания предметов, причем не только с места, но и в прыжках в высоту и в длину через согнутые спины нескольких партнеров. Чтобы в совершенстве овладеть прыжковой техникой, требуется не один год тренировок.

История таэквондо

Сами корейцы считают, что таэквондо - это древняя национальная система обороны, возраст которой около 2 тыс. лет. В различных источниках содержатся упоминания о нескольких видах рукопашного боя, которые применялись представителями различных слоев населения, как беднотой, так и знатью. Некоторые боевые искусства применялись в Корее в течение многих веков. Еще во II в. н э. солдаты китайского императора Уди принесли на территорию древних государств, где ныне расположена современная Корея, боевое искусство под названием субак. О характере ведения этого боя свидетельствуют сохранившиеся наскальные изображения. По ним можно судить, что бои проводились в суровых условиях, иногда в ледяной воде. Победитель поединка становился обладателем почетного титула Сонби, все последующие годы он был окружен почетом и уважением.

Среди участников соревнований выделялись бойцы офицерского корпуса под названием "Хва Ран", что в переводе означает "цветы юноши". Корпус хваранов одержал множество побед и прославился по всей Корее. В процессе обучения бойцы офицерского корпуса постигали основы различных видов поединков, с оружием и без него. В обязательную программу воинской подготовки хваранов входила также система тэк кьон, состоящая из различных способов борьбы руками и ногами. Было у хваранов и отличительное действие, которое никогда прежде не применялось ни в одной из школ, - удар заплетенной косой. В нее специально вплетались металлические нити и иглы, оставлявшие на теле противника рваные раны.

Наставниками хваранов были буддийские монахи, которые в VI в. стали активно прибывать на Корейский полуостров. Вместе с буддизмом они принесли с собой различные виды единоборств. Китайский монах Вон Кан разработал кодекс чести воина хварана под названием "Хваран-до". Некоторые исследователи считают, что "Хваран-до" послужил основой для создания кодекса чести самураев - "Буси-до". В том, что буддистские монахи были мастерами своего дела, сомневаться не приходится. В VII в., в период вторжения китайских войск в Пэкче, группа китайских монахов одержала убедительную победу над оккупантами и обратила их в бегство.
Хвараны осваивали более 20 стоек, различные подсечки, а также множество приемов для рук и ног, исполняемых в падении, прыжке и подкате. При внимательном рассмотрении базовых приемов хваранов становится очевидным, что они являются результатом синтеза восточных видов борьбы с ушу . Постепенно искусство борьбы без оружия распространялось и за пределами монастырей. В обязательном порядке единоборства стали изучаться в армии. Так же как и в Китае, они были своеобразным экзаменом для претендентов на государственные посты.

В VIII в. Корея прервала отношения с Китаем и встала на путь самостоятельного развития. Именно в это время возникла отличительная черта корейского национального боя - сложная система прыжков и ударов в полете. Мастера-воины наносили мощный удар в прыжке на высоту человеческого роста и без труда выбивали всадников из седел. В IX в. искусство хваранов было предано забвению. Следующий этап в развитии боевых искусств в Корее наметился в период становления государства. В это время в Корее стали действовать различные школы самообороны, сохранявшие древние традиции боевых искусств. Позднее стали появляться и новые направления. Среди них особо следует отметить стиль юсуль, в котором противнику противопоставлялась его собственная сила, и чхарек, основанный на философии даосов о единстве человека и мироздания.

Большой отпечаток на развитие боевых искусств Кореи наложила борьба корейского народа с монголо-китайскими и японскими интервентами. И хотя различные виды борьбы с использованием штыкового оружия в Корее не прижились, их влияние на корейскую борьбу очевидно. Возможность развиваться самостоятельно Корея получила только в 1945 г., когда добилась полного освобождения от японских оккупантов.

Слово "таэквондо", соединившее воедино понятия "нога", "кулак" и "путь", в качестве названия корейского вида борьбы используется с 1955 г. Название полностью отражает принцип борьбы: 70% ударов в таэквондо наносится ногами, 30% - руками. Наибольший вклад в развитие и становление таэквондо внесли представители стилей мудуккван, юнмукван, чундокван и сунмун-кван, которые в 1953 г. объединились в Корейский Союз тансу-до.

Сразу же после окончания Второй Мировой войны неоднократно предпринимались попытки объединить многочисленные школы боевого единоборства в рамках единой национальной системы, но в единую ассоциацию мастера боевых единоборств объединились только в 1960 г. Созданная ими система получила название таэквондо. В 1977 г. данный вид борьбы приобрел современную форму.

Так же как и каратэ , таэквондо не долго просуществовало в едином виде. Вначале были созданы две федерации: Международная и Всемирная. С момента создания они вели непримиримую борьбу друг с другом. Всемирная федерация признана Международным олимпийским комитетом, является членом Ассоциации международных спортивных федераций и в ближайшее время в своем варианте может быть включена в программу Олимпийских игр . С марта 1990 г. действует еще одна федерация таэквондо - Глобальная. На сегодняшний день она объединяет более 40 стран.