Теодор герцль биография. Создатель государства израиль, главный сионист в истории, теодор герцль - христианин, миссионер, друг христиан и враг иудеев Теодор Герцль о России

Теодор Герцль (Theodor Herzl) (1860-1904) - писатель и журналист, основатель сионизма. Уроженец Австро-Венгрии. Разработал план возрождения еврейского государства и заселения еврейским народом Палестины. По его инициативе был созван 1-й Сионистский конгресс, на котором было объявлено о создании Всемирной сионистской организации.

Теодор Герцль родился 2 мая 1860 года, в Будапеште в ассимилированной семье, соблюдающие еврейские традиции. Учился в реальной гимназии. В 1878 году поступил на юридический факультет Венского университета. В 1884 году Теодор получил степень доктора юридических наук и некоторое время проработал в судах Вены и Зальцбурга. Его мать, Жанетт Герцль, приобщала сына к немецкой культуре и языку. С детства будущий писатель имел склонность к литературе и писал стихи. Учась в гимназии, публиковал рецензии на книги и спектакли в одной из будапештских газет. Оскорбленный антисемитскими объяснениями учителя, бросил реальную гимназию.

Нация есть историческая общность людей, которую сплачивает наличие общего врага.

Герцль Теодор

В 1878 году, после смерти его девятнадцатилетней сестры от брюшного тифа семья Герцлеев переехала из Будапешта в Вену, где Теодор поступил на юридический факультет Венского университета. Недалеко от них жили великий новеллист Артур Шницлер и Густав Малер, будущий дирижер и один из наиболее выдающихся композиторов столетия.

В студенческие годы Герцль почти не интересовался еврейским вопросом (подобно Фрейду, Шницлеру и Малеру он поначалу занимал активные прогерманские позиции), однако на него тяжёлое впечатление произвела антисемитская книга немецкого философа Евгения Дюринга «О еврейском вопросе» (1881). Так же на него очень сильно повлияло избрание Карла Лугера мэром Вены. Этот харизматический антисемит вдохновил юного маляра Адольфа Гитлера, чье нищенское существование в Вене несколько лет спустя сформировало его жажду власти и ненависть к евреям (австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд признавал власть таких темных сил в подсознании человека, а его открытия привели к созданию современной психоаналитической терапии.)

В 1881 году он стал членом немецкого студенческого общества «Альбия» (Albia), но уже в 1883 покинул его в знак протеста против антисемитских высказываний его членов. В 1884 году получил степень доктора юридических наук и некоторое время проработал в судах Вены и Зальцбурга. В 1898 году, в своих автобиографических заметках им было отмечено: «Будучи евреем, я бы никогда не смог занять пост судьи. Поэтому я расстался одновременно и с Зальцбургом, и с юриспруденцией».

С 1885 года Теодор Герцль посвятил себя исключительно литературной деятельности. Он написал ряд пьес, фельетонов и философских рассказов. Некоторые его пьесы имели ошеломляющий успех на сценах австрийских театров, и некоторое время писатель считался одним из ведущих австрийских драматургов. Пьесы проходил на сценах Вены, Берлина, Праги и других театральных столиц Европы.

В 1889 году Герцль женился на Юлии Нашауэр (Julie Naschauer) (1868-1907), но семейная жизнь не сложилась, т.к. жена не понимала и не разделяла взглядов мужа. Судьба детей Герцля была трагична. Старшая дочь Паулина (1890-1930) покончила жизнь самоубийством, так же как и сын Ханс (1891-1930), который в 1906 году принял христианство, а после смерти сестры застрелился на её могиле в Бордо (Франция). Младшая дочь Маргарет (известная как Труде; 1893-1943) умерла в нацистском концлагере Терезин.

С октября 1891 по июль 1895 годов Герцль работал в Париже, корреспондентом влиятельной либеральной венской газеты «Neue Freie Presse», в которой публиковал, помимо прочего, заметки о парламентской жизни во Франции. Свои взгляды на политику Теодор опубликовал в небольшой книге «Бурбонский дворец» (здание, где находилась французская палата депутатов). В политических кругах Парижа Герцль неоднократно слышал антисемитские речи и высказывания. Его взгляды на решение еврейского вопроса постепенно менялись, что заметно уже в его пьесе «Гетто» (1894), переименованной затем в «Новое гетто».

В то время, как говорили, будущий вождь сионизма был пижоном, денди с бульвара, обожал слушать оперы Рихарда Вагнера, модно одеваться, сплетничать в кафе и фланировать по проспекту. Он был таким, каким и должен был быть джентльмен конца века, - щеголял аккуратно подстриженной бородой, пописывал модные пьески, унылую рекламу для туристов и фельетоны, наслаждался праздными радостями молодого человека в Вене мирного времени.

Мировоззрение Герцеля во взглядах и в жизни состоялся в 1894 году, под влиянием дела Дрейфуса (это совпало с прекрасным временем знаменитых людей: Тулуз-Лотрека, Клода Дебюсси, Шарля Бодлера и Сары Бернар). Раздававшиеся на парижских улицах крики «Смерть евреям!» окончательно и бесповоротно убедили его в том, что единственным решением еврейского вопроса является создание независимого еврейского государства. Поэтому в июне 1895 года Герцль обратился за поддержкой к барону Морису де Гиршу. Однако встреча не принесла результатов. В те дни Теодор начал писать дневник и делать первые наброски к книге «Еврейское государство». В своём дневнике он писал: «Идеи в душе моей гнались одна за другой. Целой человеческой жизни не хватит, чтобы все это осуществить…».

Свою программу Теодор Герцль изложил в книге «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» (Der Judenstaat), которая была опубликована в Вене 14 февраля 1896 года. В том же году были опубликованы её переводы с немецкого на иврит, английский, французский, русский и румынский языки. В этой книге Герцль подчёркивал, что еврейский вопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другую или ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства. Политическое решение еврейского вопроса, по его мнению, должно быть согласовано с великими державами. Массовое переселение евреев в еврейское государство будет проводиться в соответствии с хартией, открыто признающей их право на поселение, и международными гарантиями. Это будет организованный исход еврейских масс Европы в самостоятельное еврейское государство.

Герцль полагал, что образование подобного государства должно осуществляться по заранее продуманному плану. Еврейское государство должно быть проникнуто духом общественного прогресса (например, установление семичасового рабочего дня), свободы (каждый может исповедовать свою веру или оставаться неверующим) и равноправия (другие национальности имеют равные с евреями права). Для реализации этого плана Т. Герцль был убежден, что необходимо создать два органа - политический и экономический: «Еврейское общество» в качестве официального представительства еврейского народа и «Еврейскую компанию» для руководства финансами и конкретным строительством. Необходимые средства предполагалось получить при содействии еврейских банкиров, и только в случае их отказа должен был последовать призыв к широким еврейским массам».

Теодор Герцль в 1901 году на балконе отеля «Les Trois Rois» (Базель) во время очередного Сионистского конгресса вместе с Оскаром Мармореком и Максом Нордау организовал Всемирный сионистский конгресс (с 26 по 29 августа 1897) в Базеле и был избран президентом «Всемирной сионистской организации». Принятая там Базельская программа была основой для многочисленных переговоров (в том числе с германским императором Вильгельмом II и турецким султаном Абдул-Гамидом II) с целью создать «жилище для еврейского народа» в Палестине. Хотя старания Герцля тогда не увенчались успехом, его работа создала предпосылки для создания в 1948 году государства Израиль. В 1897 году Герцль опубликовал пьесу «Новое гетто» и создал в Вене «Die Welt», ежемесячник сионистского движения.

В 1899 году Теодор Герцль создал «Еврейское колонизационное общество» с целью закупки земли в Палестине, которая тогда была частью Османской империи. Великобритания предложила Герцлю как представителю Всемирной сионистской организации землю в Британской Восточной Африке (часть территории современной Кении под названием Уганда; не путайте с современным государством Уганда) для организации там еврейского государства (так называемый план Уганды). Герцль сам готов был принять данное предложение, но этому воспротивились другие активисты движения в том числе весьма близкие к Герцлю. Угандийские планы провалились из-за того, что большинство сионистов рассматривали как возможную территорию для еврейского государства только Палестину; кроме того, представители конгресса сочли предложенную британским министром колоний Джозефом Чемберленом территорию как непригодную для поселения.

В 1900 году Герцль опубликовал «Философские рассказы». В написанном им утопическом романе на немецком языке «Altneuland» («Старая новая земля» 1902, позже Нахумом Соколовым он был переведён на иврит), Теодор Герцль создал идеалистическую картину будущего еврейского государства. Здесь он сформулировал эскиз политического и общественного строя еврейского государства в Палестине. Он не предвидел арабско-еврейских конфликтов и стоял на точке зрения, согласно которой живущие в Палестине арабы будут радостно приветствовать новых еврейских поселенцев. В переводе на иврит роман назывался Тель-Авив (то есть «весенний холм», название библейского поселения); название будущего города Тель-Авив было навеяно романом Герцля.

Ожесточенные схватки с оппонентами, в дополнение к напряжённой борьбе за дело сионизма, привели к обострению болезни сердца, которой страдал Герцль. Его болезнь осложнилась воспалением легких. Своему другу, приехавшему навестить его, Герцль сказал: «Почему мы дурачим себя?. Колокол звонит по мне. Я не трус, и могу спокойно встретить смерть, тем более что я не потерял попусту последние годы своей жизни. Я думаю, что неплохо послужил своему народу». Это были его последние слова. Вскоре его состояние ухудшилось, и 3 июля 1904 году Герцль скончался в Эдлах, (Австрия).

В завещании Герцль просил похоронить его в Вене рядом с отцом, пока еврейский народ не перенесёт его останки в Землю Израиля. На его похороны в Вену приехали тысячи и тысячи сторонников со всей Европы. Венцы были потрясены душевной отзывчивостью евреев на его смерть, ибо помнили его лишь как литератора с причудливыми националистическими идеалами. Останки вождя сионизма были доставлены из Австрии в Иерусалим 14 августа 1949 года, вскоре после создания Государства Израиль. Ныне прах провозвестника еврейского государства покоится на горе Герцля в Иерусалиме, а недалеко от его могилы построен музей Герцля.

День смерти Герцля по еврейскому календарю 20-й день месяца таммуз отмечают в Израиле как национальный день его памяти.

Государство Израиль было провозглашено в 14 мая 1948 года, немного позже той даты, которую предсказал Теодор Герцль после 1-го Сионистского конгресса.

Теодор Герцль - цитаты

Нация есть историческая общность людей, которую сплачивает наличие общего врага.

Богатые могут сделать тебя знаменитым; но только бедные могут сделать тебя героем.

Деньги - вещь хорошая и приятная, вот только люди их портят.

Теодор Герцль - писатель, журналист, основатель политического сионизма. Его имя является главным символом современного Израиля, а также всей еврейской истории. Теодор создал Всемирную сионистскую организацию. Его фамилией названы многие бульвары и улицы в израильских городах. В этой статье будет описана краткая биография писателя.

Детство

Теодор Герцль появился на свет в Будапеште в 1860 году. Мальчик рос в ассимилированной семье, которой были не чужды еврейские традиции. Тем более что дед Теодора был евреем и обучался у рабби Алкалая Йехуды. Мать и отец мальчика на особо соблюдали еврейские обычаи. Хоть юный Герцль и прошёл церемонии «бар-мицвы» и обрезания, его приверженность иудаизму была довольно поверхностной. Он не знал ни языка, ни элементарных обычаев Израиля.

Учёба

Теодор Герцль с юных лет любил читать литературу и сочинять стихи. Во время учёбы в гимназии мальчик опубликовал в одной будапештской газете свои рецензии на спектакли и книги. В скором времени Теодор покинул гимназию, оскорбившись антисемитскими объяснениями учителя.

В 1878 году семья Герцлей переехала в Вену, где молодой человек поступил в университет на юридическое отделение. Спустя шесть лет Теодор получил степень доктора и проработал некоторое время в судах Зальцбурга и в австрийской столице. Но вскоре будущий писатель завязал с юриспруденцией.

Литературная и журналистская деятельность

С 1885 года Теодор Герцль, цитаты которого до сих пор используют многие израильтяне, занимался исключительно писательством. Он сочинил ряд философских рассказов и пьес. В начале 1890-х молодой человек заработал в Европе репутацию блестящего журналиста. Сильной стороной Теодора стали короткие эссе и фельетоны. В то время единственной затрагиваемой им еврейской темой был антисемитизм. Тем не менее он защищал в Европе ряд известных людей этой национальности, которые приняли католичество. Герцль надеялся, что это подтолкнёт других евреев к массовому обращению и приведёт к концу антисемитизма. Но потом он пришёл к выводу: подобная «эвтаназия» не имеет ни морального, ни практического смысла.

Дело Дрейфуса

Вскоре Герцль, история жизни которого известна любому еврею, стал приверженцем сионизма. Виной тому было дело Альфреда Дрейфуса. Последнего публично подвергли обряду «гражданской казни»: сорвали ордена с мундира и сломали шпагу. Теодор присутствовал на этой церемонии и был поражён криками французской толпы. Она призывала убить Дрейфуса.

Еврейское государство

Воссоздание еврейского государства - именно этой мыслью загорелся Герцль. Идеи писателя требовали поддержки. И её он отправился искать у барона де Гирша и Ротшильдов - богатейших евреев планеты. Впрочем, это оказалось бесполезной затеей. Но Теодор не оставил своей идеи и написал памфлет «Еврейское государство», содержащий 63 страницы. Там он подробно объяснил, почему его возможно создать, и рассказал, как это сделать.

Развитие сионизма

Между унижением Дрейфуса и смертью писателя прошло порядка десяти лет. За этот срок Теодор успел основать все главные структуры сионистского движения. В 1897 году в Базеле состоялся первый конгресс этого сообщества. С каждым годом число его членов увеличивалось в Евреи видели в сионизме реальное политическое движение, способное решить их проблемы.

На протяжении первого года своей деятельности Теодор старался заручиться поддержкой турецкого султана (Эрец-Исраэль находился под его господством). Но долгие переговоры не увенчались успехом. После этого Герцль решил обратить внимание в сторону более дальновидной Англии. В 1917 году, когда Теодора уже как 13 лет не было на свете, эта страна буквально вырвала из рук Турции контроль над Эрец-Исраэлем. А потом Англия выпустила декларацию Бальфура, которая поддерживала идею создания еврейского государства на этой израильской земле.

Теодор Герцль о России

Герой этой статьи посетил нашу страну в 1903 году. Во всех еврейских местах Теодора приветствовали словно мессию. Также Герцль встретился с русскими чиновниками и пытался убедить их оказать давление на султана, чтобы договорная компания писателя в Палестине увенчалась успехом. Наибольшее впечатление Герцль произвёл на Плеве (министр иностранных дел). Пожалуй, самое известное высказывание Теодора о нашей стране звучит так: «Чтобы завоевать мир, нужно завоевать Россию». Приведем еще несколько популярных цитат: «Деньги - вещь хорошая и приятная, вот только люди их портят», «Богатые могут сделать тебя знаменитым; но только бедные могут сделать тебя героем», «Нация есть историческая общность людей, которую сплачивает наличие общего врага».

Личная жизнь

Герцлю и его семье пришлось заплатить очень высокую цену за увлечение сионизмом. В 1889 году Теодор женился на Юлии Нашауэр. Но, будучи человеком одержимым, он уделял ей очень мало внимания. В роду у супруги были люди с психическими заболеваниями. Это сказалось на судьбе детей Теодора. Паулина (старшая дочь) скончалась из-за употребления наркотиков. Сын Ганс совершил самоубийство в день похорон сестры. Младшая дочь Труда почти всю жизнь провела в больницах, а закончила её в одном из нацистских концлагерей. Но она успела родить сына. В 1946 году единственный внук Герцля покончил с собой. Таким образом, у писателя не осталось наследников.

Болезнь

Помимо напряжённой борьбы за сионизм, Теодор Герцль, биография которого была представлена выше, участвовал в ожесточённых словесных схватках с оппонентами. Это привело к обострению его сердечной болезни. Ситуацию осложнило воспаление лёгких. Вскоре состояние писателя ухудшилось, и он скончался в июле 1904 года в Эдлах (Австрия).

Похороны

В завещании Теодор Герцль попросил, чтобы его похоронили рядом с отцом в Вене. А как только у еврейского народа появится возможность, пусть перенесут его тело на израильскую землю. Останки Теодора были транспортированы только в августе 1949 года. Ныне прах писателя покоится в Иерусалиме на горе Герцля. День смерти основателя сионизма празднуют в 20-й день месяца таммуз.

Не много можно назвать людей, которые смогли изменить или создать предпосылки для кардинальных перемен в судьбе своего народа. Одной из таких неординарных личностей, оставивших свой след в истории, является Теодор Герцль, о биографии которого рассказывает эта статья.

Детство

Будущий известный общественный деятель и идеолог сионизма Теодор (Биньямин Зеэв) Герцль родился в мае 1860 года в состоятельной еврейской семье в Будапеште.

Его мать Жанетт Диамант, в замужестве Герцль, с детства обучала мальчика немецкому языку. Однако Теодор, хотя и рос в ассимилированной семье, с детства интересовался историей еврейского народа. Однажды он даже написал стихотворение о том, как Мессия взял его на небо и показал Моисею, воскликнув, что это именно тот мальчик, которого он ждал.

В годы учебы в евангелистской гимназии Герцль имел конфликт с учителем, выражавшим антисемитские взгляды, а в старших классах он стал писать рецензии на спектакли в одной из будапештских газет.

В Вене

В 1878 году семья Теодора Герцля переехала из Будапешта в столицу Австро-Венгерской империи, где он поступил на юридический факультет университета. В годы студенчества будущий идеолог политического сионизма практически не интересовался еврейским вопросом. Более того, он считал ассимиляцию своего народа благом и надеялся, что прогресс искоренит антисемитизм. Однако на него крайне неприятное впечатление произвела книга «О еврейском вопросе» Е. Дюринга, изданная в 1881 году, а также отклик, который она нашла в широких кругах венского общества.

Примерно в тот же период Теодор Герцль покинул студенческое общество «Альбия», так как не был согласен с антисемитскими высказываниями его членов.

Первые шаги во взрослой жизни

После окончания университета Теодор Герцль стал работать в судах Вены и Зальцбурга. Вскоре молодой человек испытал на себе все прелести дискриминации по национальному признаку и убедился, что, несмотря на все свои знания и профессиональные навыки, никогда не сможет стать судьей. В результате было принято решение уехать в Вену и распрощаться с юриспруденцией, тем более что у Герцля был опыт литературной деятельности.

Дело Дрейфуса

После отказа от карьеры юриста Герцль попробовал себя в роли драматурга и написал несколько пьес по заказу театров Вены и Берлина. Несколько позже он стал парижским корреспондентом одной из столичных либеральных газет. Во Франции Герцль писал отчеты о заседаниях парламента и описывал светскую жизнь Парижа. Его очерки пользовались огромным успехом у венского читателя. Возможно, он бы стал известным писателем, если бы не так называемый процесс Дрейфуса. В ходе этого судебного разбирательства невиновный французский офицер был обвинен в шпионаже в пользу Германии на основе подложных документов, так как являлся евреем по национальности. Процесс Дрейфуса расколол общество. Он стал лакмусовой бумажкой, которая показала, насколько глубоко антисемитизм укоренился в среде французской буржуазии. На Герцля сильное впечатление произвело то, что тысячи парижан вышли на улицу и скандировали: «Смерть евреям!» И все это происходило в стране, где сто лет назад было провозглашено всеобщее равенство и братство! Впоследствии Герцль признался, что именно процесс Дрейфуса сделал из него убежденного сиониста.

Идеи

В 1895 году Теодор Герцль, биография которого представлена в данной статье, приступил к написанию книги о необходимости создания еврейского государства. Она была издана в Вене в феврале 1896 года, вышла на немецком языке, а затем была переведена на иврит‚ английский‚ французский, русский и румынский.

В своем труде Теодор Герцль указывал, что никакая эмиграция не сможет прекратить страдания его народа. Согласно его идеям, единственно возможное решение еврейского вопроса — создание независимого государства и исход из Европы. При этом Герцль требовал, чтобы великие державы признали право его народа на переселение, дали соответствующие международные гарантии и предоставили суверенитет над территорией‚ которая была бы достаточной для нужд еврейства.

Встреча с Морицом Гиршем

Сначала Герцль предполагал‚ что в качестве места для создания нового государства может быть выбрана часть Аргентины. Однако вскоре ему стало ясно, сколь важна для его народа Эрец Исраэль (Земля Израильская). В то же время Герцль не собирался заниматься реализацией своих идей, так как считал себя лишь литератором. Роль лидера сионистского движения он решил предложить парижскому банкиру барону Морицу Гиршу. Последний за несколько лет до выхода книги Герцля приобрел земли в Аргентине и стал переселять туда евреев из России, чтобы спасти их от постоянных погромов. Во время личной встречи герой нашего повествования высказал мнение, что барон зря потратил свои деньги, а затем попросил Гирша созвать Всемирный еврейский конгресс и стать политическим лидером сионистов. Однако банкир не выказал никакого интереса и даже отшутился.

Формирование сионистского движения

Герцля не поддержали и другие состоятельные евреи, включая барона Эдмонда Ротшильда. Последний даже назвал его опасным авантюристом. Кроме того, часть евреев считала единственным решением своих проблем ассимиляцию. Нашлись и такие, кто полагал, что излишний шум только помешает заселению Эрец Исраэль. Тем не менее вскоре вокруг Герцля стали сплачиваться известные представители еврейской интеллигенции и общественные деятели: Менахем Усышкин, Макс Нордау, Израэль Зангвил и др. Его также поддержали раввины Лондона‚ Парижа и Белостока.

Впоследствии первый президент Израиля Хаим Вейцман вспоминал, какое воодушевление у него и у его ровесников вызвали идеи Герцля и сама его личность. Со всех уголков Европы он получал письма с просьбой возглавить сионистское движение.

Поездка в Турцию

В конце 19-го века земли Эрец Исраэль все еще входили в состав Османской империи. Летом 1896 года Герцль отправился в ее столицу Стамбул и встретился с великим визирем. Согласно его плану, евреи всего мира должны были заплатить Турции крупную сумму в обмен на разрешение осуществить переселение евреев в Эрец Исраэль.

Султан Абдул-Хамид Второй не принял Герцля, но тот не терял надежды. На свои средства он основал газету «Ди Вельт» и сам финансировал деятельность сионистских организаций. В результате за 9 лет, которые прошли с момента написания «Еврейского государства» до его смерти, у Герцля почти ничего не осталось, хотя в молодости он был достаточно богатым человеком.

Всемирный сионистский конгресс

Изначально делегаты из всех еврейских общин должны были собраться в Мюнхене. Однако местные раввины опасались недовольства сограждан-немцев. Тогда было решено провести мероприятие в швейцарском городе Базеле. Конгресс начал свою работу в конце августа 1897 года. В Базель прибыли 204 делегата из 17 стран‚ включая 66 участников из Российской империи. Они были представителями различных профессий и религиозных течений. Кроме того, в числе участников присутствовали евреи-христиане.

Конгресс длился 3 дня. В результате была принята так называемая Базельская сионистская программа. Она провозгласила необходимость создания государства для еврейского народа в Палестине. Кроме того, впервые за 2000 лет у него появилась своя политическая сила — Всемирная сионистская организация. Как и следовало ожидать, ее президентом избрали Герцля. Сам же он до конца жизни считал, что на Базельском конгрессе было создано Еврейское государство.

Пустые надежды

Зная о тесных связях Германии и Турции‚ Герцль попросил аудиенцию у Вильгельма Второго. Она состоялась в Иерусалиме, куда монарх отправился с визитом в 1898 году. Вильгельм дал Герцлю обещание передать турецкому султану его просьбу. И хотя монарх сдержал свое слово, его усилия ни к чему не привели. Султан недвусмысленно высказался против сионизма, хотя признал, что Герцль - интересный и достойный человек.

Уганда

Потеряв надежду найти общий язык с турецким правительством, Герцль попросил о помощи Великобританию. Неожиданно ему было предложено рассмотреть в качестве территории для переселения евреев колониальную провинцию Уганду. Для принятия решения по этому вопросу в 1903 году был созван 6-й Сионистский конгресс. С одной стороны, делегаты были потрясены и обрадованы поддержкой Великобритании, а с другой — не могли смириться с мыслью отказаться от мечты создать государство в Палестине. В результате предложение о переселении в Уганду было отвергнуто.

Последние годы жизни

У Теодора Герцля, память о котором бережно хранят в Израиле, был порок сердца. К 40 годам его состояние ухудшилось, и он уже не надеялся дожить до создания Еврейского государства. Тем не менее он не сдавался и продолжал свою деятельность, встречаясь с влиятельными политиками, от которых надеялся получить поддержку. Кроме того, он убедил Папу Римского, что сионисты не представляют угрозы для имущества церкви в Палестине.

Умер Герцль в начале июля 1904 года, так и не увидев воплощения своей мечты и завершения дела всей жизни.

Память

Теодор Герцль, книги которого были переведены на многие языки, завещал похоронить его рядом с отцом, а после создания Еврейского государства перевезти прах в Палестину. В 1949 году его воля была исполнена. Сегодня он покоится в Иерусалиме, на горе, названной в его честь. Кроме того, об основоположнике сионизма напоминает город Герцлия.

Израиль чтит память о великом сыне еврейского народа и другими способами. Например, его изображение присутствует на банкнотах, его именем названы улицы и площади многих городов.

«Старая новая земля»

Задолго до того как на карте Ближнего Востока появилась Герцлия (Израиль), политик опубликовал утопический роман, в котором описывал жизнь в Еврейском государстве через 20 лет после его создания. Возможно, в его мечтах населенные пункты выглядели именно такими, как город, названный впоследствии в его честь. Однако социальное устройство и жизнь в нем, по задумке Герцля, должны были быть несколько другими. В частности он считал, что люди должны работать не более 7 часов в день.

Теперь вы знаете, кто такой Теодор Герцль. Еврейское государство, которое сегодня является одним из наиболее процветающих на Ближнем Востоке, возникло не в последнюю очередь благодаря его самоотверженности. Жители Израиля не забывают о Герцле. В этой стране даже отмечается национальный день его памяти.

Он дал целому народу мечту и цель, которую многие считали утопией. Он сказал: желайте, и ваше желание станет реальностью, а не сказкой. Теодор Герцль стал Моисеем нового времени и умер, не дожив всего несколько лет до воплощения своей мечты.

Как все начиналось

Теодор Герцль (на иврите его имя читается как Биньямин Зеэв) родился в 1860 году в Будапеште в еврейской семье, которая старалась адаптироваться в окружающем мире. Хотя такая ассимиляция не была полной. Родители Теодора все-таки старались не забывать свои национальные традиции и изредка даже ходили в еврейскую церковь. А юный Герцль, как заведено у евреев, считал своим долгом получать благословение у родителей на любое дело, к которому он приступал.

В детстве мать Герцля, урожденная Диамант, старалась прививать мальчику любовь к немецкому языку и литературе. Он рос очень светским ребенком, вовлеченным в социум, и был очень далек от еврейства, мессианства, антисемитизма и прочих проблемных вопросов. До определенного возраста он вообще не чувствовал, что чем-то отличается от других детей, пока на уроке в гимназии не услышал от одного из преподавателей резкое антисемитское высказывание. Это оскорбило подростка настолько, что он покинул стены гимназии.

В 1878 году семья Герцлей покидает Будапешт и переезжает в Вену, где Теодор поступает на юридический факультет Венского университета. Именно здесь, в Австрии, он не только получил профессию, но и новый опыт негативного отношения к евреям вообще и к себе в частности. Антисемитизм расцветал, не порицаемый обществом. Теодор сталкивался с ним в быту, на улице. Поступив в студенческое общество, вскоре вынужден был его покинуть из-за оскорблений. Получив в 1884 году диплом юриста и определившись на работу сначала в венский, а потом в зальцбуржский суды, он столкнулся с тем, что не может делать здесь карьеру. Начинающему юристу прямо дали понять, что будучи евреем, он никогда не станет судьей в Австрии.

Разочаровавшись и в профессии, и в стране, Герцль решает переехать в либеральную Францию. Эта страна первой в Европе приняла пакет законов, наделяющих евреев равными правами с остальными гражданами страны, и Герцль надеялся обрести здесь покой и комфорт. Он начинает работать во влиятельной газете «Neue Freie Presse» и делает определенные успехи. Особенно заметными стали его публикации о парламентской жизни Франции, а также фельетоны и сатиры. Острое слово, тонкий юмор и глубокое понимание темы отличали его журналистские материалы. Он стал неплохо зарабатывать, учил язык, чувствовал себя достаточно комфортно до определенного времени. В этот период Герцль был убежден, что антисемитизм может быть преодолен, если евреи будут следовать его примеру и ассимилироваться в том обществе, в той стране, в которой они оказались. Он не осуждал евреев, принявших христианство, и думал, что это выход для еврейства. Так продолжалось до судебного дела, которое перевернуло сознание молодого журналиста и писателя.

"Дело Дрейфуса"

Еврей Альфред Дрейфус был капитаном французской армии. В 1894 году его обвинили в шпионаже в пользу Германии. Прямых доказательств вины не было. Часть представленных в суде улик была сфабрикована. Как удалось установить позже, шпион действительно существовал. Это был француз майор Эстергази. Однако кандидатура на "вакансию шпиона" в лице еврея выглядела более предпочтительной. И представители высшего звена французской армии при содействии правых уничтожила доказательства виновности Эстергази.

Суд над Дрейфусом превратился в судилище. На глазах у толпы с него сорвали все награды, погоны, а шпагу сломали.

Процесс был громким и публичным. О нем писали все французские СМИ. Каждое заседание сопровождалось массовыми акциями под зданием суда. Люди не просто кричали "Смерть Дрейфусу!". Они скандировали "Смерть всем евреям!"

Эта ненависть не к какому-то конкретному человеку, а ко всему еврейскому народу шокировала Герцля. Если так происходит в либеральной Франции, думал он, то что же творится в головах людей в Германии, Австрии, Румынии.

Осознание этой безграничной и безличной, неперсонифицированной ненависти породило в голове Герцля одну простую и ясную мысль: никакая ассимиляция не способна решить проблему евреев. Только выселение на отдельную территорию, только создание собственного еврейского государства, признанного сильнейшими державами мира, способно защитить евреев от этой тотальной ненависти.

И он пишет памфлет "Еврейское государство", где на 63-х страницах излагает свои идеи, где оно может возникнуть как и на каких условиях.

Макет страны

Макет будущей страны сначала возник в голове Герцля, а после он стал обсуждать свою идею с людьми, которые могли бы помочь в ее реализации. Первым, к кому он обратился, стали известные еврейские миллионеры бароны Ротшильд и Гирш. Однако они идею сионистского государства не поддержали. Слишком уж нереалистичной, несбыточной показалась им она.

Но Герцль считал по-другому. Он садится за книгу "Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса", которая выходит в 1896 году. В отличие от памфлета, здесь идея сионистского государства была изложена дотошно и пошагово - от идеи до полной реализации, программы, основ существования, политики и экономики будущей страны. Книга была переведена на пять языков и разлетелась по миру. И чем больше людей ее читало, тем менее сказочной становилась сама идея создания еврейского государства.

Первый конгресс сионистов

Летом 1897 года в Базеле Герцль и двое его соратников, Оскар Марморек и Макс Нордау, организовали и провели первый Всемирный сионистский конгресс, на котором изложили свои идеи и цели. Развернулась горячая дискуссия, где географически могло бы расположиться еврейское государство, на каких принципах построено.

Итогом споров стала знаменитая программа Базеля, которая определила конечную цель конгресса - создание государства Израиль на территории Эрец-Исраэля, нынешней Палестины. В Базеле было принято решение о создании "Еврейского колонизационного общества", которое должно заниматься приобретением земель в Палестине.

Программа Базеля стала платформой для начала переговоров с Османской империей, куда в то время входили земли Палестины, с кайзером Германии, имевшим влияние на Османскую империю, с Великобританией, которая имела немало колоний.

Однако переговоры проходили очень трудно, понимания позиции конгресса сионистов не было. Исключением стала лишь позиция Англии, которая стала предлагать сионистам альтернативные Палестине территории. В частности, был предложен проект "Уганда", который чуть было не расколол единство в составе конгресса.

Герцль хотел использовать предложенные Англией территории как старт проекта, как временное пристанище для евреев из восточной Европы, которые в то время терпели сильнейшие притеснения. Однако часть конгресса, особенно его русское представительство, оскорбилось такими планами.

Герцлю, чтобы избежать противоречий и восстановить взаимопонимание, пришлось заверить всех и подтвердить первоначальные планы: да, только Палестина, только Иерусалим могут стать настоящим домом для евреев.

Не дожил...

Все эти конфликты, сложные переговоры и титаническая работа подорвали слабое сердце Теодора Герцля. Он умирал в клинике Вены.

"Я не трус. Я ухожу со спокойным сердцем, потому что не зря потратил последние годы своей жизни", - говорил он, прощаясь с друзьями.

Герцль завещал после смерти похоронить его рядом с отцом в Вене, но перезахоронить, как только его мечта - независимое государство Израиль - будет воплощена.

Цель жизни Теодора Герцля была осуществлена в 1948 году. Вторая мировая война обернулась наистрашнейшей трагедией для еврейского народа. Но именно жертва, принесенная евреями на алтарь борьбы с фашизмом, и подтолкнула мировое сообщество к скорейшей реализации идеи создания еврейского государства.

В 1949 году прах Теодора Герцля был перезахоронен в Израиле. К сожалению, до этого не дожил не только "отец государства", но и его дети. Старшая дочь Герцля употребляла наркотики и погибла от них. Сын покончил с собой на могиле своей сестры, а младшая девочка была казнена в фашистском концлагере.

Герцль не оставил по себе потомков, но зато оставил дело, подарившее надежду на счастье миллионам обездоленных евреев во всем мире.

В Израиле день смерти Теодора Герцля считается национальным днем памяти. Его портрет украшает денежную купюру. Именем Теодора назван целый город - Герцлия, не говоря уже об улицах, парках, музеях. Израиль помнит имя своего отца.

Я раньше думал, что кроме меня никто не догадывается, что провозвестник государства Израиль, основатель практического политического сионизма - христианин, а не иудей, как принято считать. Но, в журнале "Огонёк" я нашел единомышленников:

Теодор Герцль (1860-1904) Создатель политического сионизма — движения, которое ставило своей целью основание еврейского государства на земле Израиля. Герцль родился в обеспеченной христианской семье с еврейскими корнями http://www.kommersant.ru/doc-y/1771667
Теодор Герцль Был журналистом, писателем, доктором юриспруденции.

Именем Теодора Герцля назван город Герцлия в Израиле, центральные улицы и площади во всех городах Израиля. Его прах и прах его крещеных детей перенесены из Европы в Израиль и похоронены на горе Герцля в Иерусалиме. Это главное мемориальное место Израиля подобно Кремлевской Стене в Советском Союзе.

Недалеко от его могилы построен музей Герцля. День смерти Герцля по еврейскому календарю 20-й день месяца таммуз отмечают в Израиле как национальный день его памяти. Его почитали евреи-сионисты почти как Мессию, сына Давида. Вот как описано в еврейской энциклопедии:

Для того, чтобы конгресс успешно состоялся, Герцль должен был трудиться без передышки. В течение месяцев он постоянно совещался с сионистскими лидерами в разных странах, дабы обеспечить их пребывание на конгрессе. Он вникал во все детали. Все было готово в своей роскоши и великолепии, и сотни делегатов со всех концов мира прибыли на первый всемирный сионистский конгресс. Восхищению участников во время открытия не было предела. Делегат из России, писатель М. Бен-Ами дал характерное описание чувств, охвативших всех при этом историческом событии.
"Внезапно все затихло в зале. Воцарилось торжественное молчание ... На сцену поднялся совершенно спокойный Герцль. Я жадно смотрел на него. Что это? Разве это не тот Герцль, которого я уже знаю?.. Этот удивительно яркий образ царского отпрыска с глубоким сосредоточенным взглядом; одновременно грустный и красивый... Один из дома Давидова, что вдруг воскрес во всем своем сказочном великолепии. Весь зал содрогнулся так, будто пред нами свершилось чудо истории... Зал задрожал от радостных криков и рукоплесканий... Казалось, что великий сон нашего народа, длившийся два тысячелетия, свершился теперь, и перед нами стоит Мессия, сын Давида ",
Совершенно справедливо писал Герцль в те дни: "Если бы нужно было подвести итог базельскому конгрессу одним коротким предложением, я бы сказал: в Базеле я создал Еврейское государство!"
В те дни рассказывали об одном раввине, которому, чтобы охладить его восторги от появления Герцля. сказали, что последний — совсем не религиозный человек. На это раввин ответил радостно:
"Счастье мое, что он такой; в противном случае, если бы он был еще и верующим, я бы уже бегал по улицам и объявлял, что он Мессия" .

Во время закрытия второго конгресса в 1898 г. президиумом была получена благодарственная телеграмма от султана, в ответ на посланные ему поздравления.

В те годы, самой приближенной к Турции державой, была Германия, и Герцль решил, вооружившись рекомендацией баденского герцога, обратиться к германскому кайзеру Вильгельму Второму. После обмена консультациями с приближенными кайзера решено было, что кайзер примет Герцля дважды: в Константинополе и в Иерусалиме, во время своего путешествия по Среднему востоку по приглашению султана.

До этого Герцль достиг большого успеха во время массового митинга в Лондоне, где его приветствовали десять тысяч людей , и Солсбери, глава британского правительства, заявил в приветственной речи: "У сионистского движения есть большие шансы на успех. Евреи создадут государство всем на удивление... У еврейского народа, выдержавшего столько бурь в течение двух тысяч лет, хватит духу осуществить эту идею" (из Еврейской энциклопедии)

В Израиле существует выражение: "Еврей тот, у кого дети евреи". В христианской семье родился не только сам Теодор Герцль, но и его дети:

Сегодня в Иерусалиме состоялась торжественная церемония перезахоронения детей Биньямина-Зеэва (Теодора) Герцля, основателя политического сионизма, провидца государства Израиль. Гробы с останками Ганса и Паулины были захоронены на горе Герцля.

Теодор Герцль в своем завещании просил похоронить его и детей в еврейском государстве, в создании которого он не сомневался. Его тело было перезахоронено в Израиле в 1949 году. Однако только несколько недель назад главный сефардский раввин Израиля Шломо Амар постановил, что крещенные Ганс и Паулина считаются евреями, после чего правительство и Еврейское агентство ("Сохнут") немедленно приступили к процедуре перезахоронения детей Герцля в Израиле.


На церемонии на горе Герцля присутствовали премьер-министр Эхуд Ольмерт, спикер Кнессета Далия Ицик, глава Еврейского агентства Зеэв Бельский, министр абсорбции Зеэв Бойм и другие политические и общественные деятели. Президент Моше Кацав не присутствовал на церемонии http://newsru.co.il/israel/20sep2006/gerzl.html

Любопытно. По закону о возвращении крещеные евреи не считаются евреями и им запрещено репатриироваться в страну созданную христианином Герцлем. А первый, кого не признали евреем на государственном уровне, был активный сионист-антифашист еврей Освальд Руфайзен, который родился в еврейской семье. (подробности тут http://sites.google.com/site/levhudoi/iudeyam-i-ateistam-o-hristianstve/rufaizen_ulitskaya). О нем даже в верховном суде Израиля сказано дословно, что еврейство вырыгнуло его из себя.

Но, почему-то, крещеных детей Герцля можно хоронить в самом святом месте того же еврейского государства Израиль.

С распространением мадьярского антисемитизма мальчика перевели в будапештскую евангелическую гимназию, большинство учащихся которой были еврейского происхождения

Вопреки распространенным среди иудеев поверий, реальность выглядит так:

1) Герцль учился в христанской школе;
2) Там же,
в христанской школе, не в иудейской, училось много евреев;

3) именно там, в христанской школе, не было антисемитизма;

Христиане в Израиле и в мире сопли жуют, миссионерствуют среди евреев "спустя рукава", в час по чайной ложке. А вот символ еврейского государства рубил с плеча наотмашь.

Получив степень доктора права Венского университета, Герцль до середины 1890-х годов продолжал верить, что ассимиляция или полное равноправие обеспечат евреям безопасность в нееврейском окружении. В 1895 г. он писал в своем дневнике:

Приблизительно два года тому назад я хотел решить еврейский вопрос, по крайней мере в Австрии, с помощью католической церкви. Я пытался получить гарантии от австрийских епископов и через них получить аудиенцию у папы римского, чтобы сказать ему: помогите нам в борьбе с антисемитизмом, а я создам среди евреев сильное движение, с тем, чтобы они свободно и достойно приняли христианство.

Свободно и достойно в том смысле, что лидеры движения, в том числе я сам, останутся евреями и, опираясь на иудейское учение, будут пропагандировать принятие господствующей религии.

При свете дня, в полдень, переход в другую веру откроется под звон колоколов торжественным шествием к собору Святого Стефана (в Вене). Не стыдливо, как раньше поступали единицы, а с гордо поднятой головой. Тот факт, что сами лидеры, оставаясь в рамках иудаизма, проводят народ до порога церкви, а сами останутся снаружи, возвысит все это дело и придаст ему глубокую искренность. …

Как обычно, я представил себе это дело во всех деталях. Я уже видел себя на переговорах с архиепископом венским, в мыслях я уже стоял перед папой римским…». http://www-r.openu.ac.il/radio/ahad_haam.html

Также множество других ссылок на этот факт - пол интернета, за год не поперекопирую.

Чего и говорить - Христу и апостолам остается только "курить в сторонке" рядом с таким монстром евангелизации.

1. Для символа еврейского государства характерно полное пренебрежение религией. Он это считает чистейшей условностью.

2. Ничего плохого в христианстве символ еврейского государства не видит.

Лично я его считаю выдающимся гениальным, добрейшим, искренним человеком.

Но я не пойму что Герцль говорит:

Свободно и достойно в том смысле, что лидеры движения, в том числе я сам, останутся евреями и, опираясь на иудейское учение, будут пропагандировать принятие господствующей религии
Тем боле это

Тот факт, что сами лидеры, оставаясь в рамках иудаизма, проводят народ до порога церкви, а сами останутся снаружи , возвысит все это дело и придаст ему глубокую искренность

Вперед, орлы, а я за вами!

Я пошутил, летите сами!

1. Что значит "опираясь на иудейское учение" пропагандировать принятие господствующей религии? Где в иудейском учении есть основа для пропагандировать принятие господствующей религии? - по моему мнению, Герцль под "иудейским учением " понимает не то, что в наше время именуется иудейским учением, а истинный иудаизм библейских времен. Ведь христианство возникло только среди евреев, когда не было написано книги "Новый Завет". Первые христиане из евреев понимали, что еврейский Мессия уже пришел на основании слов иудейских пророков в "Ветхом Завете" или Танахе по-еврейски.

2. Почему это все евреи должны принять "господствующую религию", кроме Герцля и еще нескольких "лидеров"? Наверное Герцль не афишировал, что он уже крещеный, чтобы не смущать евреев. Если лидеры сионизма публично примут христианство, то для других евреев они будут уже чужаками.

3. Почему это Герцль и лидеры останутся евреями, а пропагандировать будут именно другую религию? Абсурд какой-то. Как можно пропагандировать другое учение, которое сам не исповедуешь? - по моему мнению Герцль предполагает что эти лидеры последними перейдут в христианство. Очевидно, Герцль следует "инструкции" апостола Павла:

19 будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:

20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

21 для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона;


22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.


23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его (1Кор.9:18-27)

4. Каким образом то что сами лидеры проводят народ "до порога церкви", а сами останутся снаружи, возвысит все это дело и придаст ему глубокую искренность? - как мне кажется, искренность в том, что еврейские лидеры пропагандируют христианство не потому, что сами христиане и "каждый кулик свое болото хвалит".

И еще один важный момент. Мало кто знает что религиозные иудеи были главными врагами Герцля в его сионистской деятельности. А самым активным и искренним помощником был почитаемый тогда во всем мире христианский священник, миссионер и борец с антисемитизмом Уильям Хехлер, - сделал больше, чем сам Герцль и делал безвозмездно:

В XIX, и особенно, в ХХ веках движение христианских сионистов расширяется. Наиболее видным его представителем был Вильям Хехлер (1854-1931), каппелан британского посольства в Вене, который работал в тесном сотрудничестве с Герцлем и многое сделал для легитимации сионизма http://www.machanaim.org/tanach/_weekly/ba_zav.htm
Важнейшую роль в развитии не только христианского, но и еврейского сионизма сыграл Уильям Хехлер - англиканский священник немецкого происхождения.
В 1897 году, после страшного разочарования от встречи с турецким султаном, Теодор Герцль стал сомневаться в будущем сионизма.

Однако в этот момент Хехлер, прочитавший герцлевское "Еврейское государство" и искавший его по всему свету, нашёл лидера еврейских сионистов и воодушевил его на новые попытки.

Он организовал встречу Герцля с кайзером. Герцль готовился к этой встрече несколько недель, собирая аргументы для германского монарха, однако с её началом он не успел произнести и слова, как присутствовавший там Хехлер открыл Библию и стал обсуждать с кайзером библейские пророчества относительно судьбы Израиля. Герцль был уверен, что и эта возможность упущена, однако, к его крайнему удивлению, кайзера убедили библейские аргументы, и он поддержал сионистский проект. Хехлер и в дальнейшем оказывал деятельную поддержку Герцлю, организовывая его встречи с представителями британского правительства; 30 лет своей жизни он потратил на осуществление сионистских идеалов.

О Хехлере есть еще один источник:

В понедельник в Лондоне состоялась мемориальная церемония, приуроченная к 80-летию со дня смерти англиканского священника Уильяма Генри Хеклера. В церемонии приняли участие израильские официальные лица и лидеры еврейской общины Великобритании.

Хеклер был воспитателем детей и личным другом великого герцога Фридриха I Баденского. В 1896 году Хеклер, служивший капелланом британского посольства в Вене, прочитал сочинение Герцля «Еврейское государство». Хеклер тут же пришел к выводу о важности работы Герцля, поскольку сам верил в библейские пророчества о том, что в конце времен евреи вернутся в Палестину.

Благодаря содействию Хеклера и баденского великого герцога Герцль смог встретиться с турецким султаном Абдулом-Хамидом II в 1896 году и с германским императором Вильгельмом II в 1898-м.

Хеклер родился в 1845 году в Индии, умер в 1931 году в Лондоне, проведя последние годы в одиночестве и бедности.

В прошлом году могилу Хеклера на кладбище Нью-Саутгейт обнаружил Джерри Клингер, президент Американского еврейского общества по сохранению исторического наследия. «Я, как сионист, не мог поступить иначе, — объясняет Клингер. — Хеклер был другом и соратником Герцля до самой смерти последнего в 1904 году.

Когда Герцль умирал, он призвал своих сторонников не забывать о вкладе Хеклера в дело сионизма.

И вы можете это видеть: мы не забыли!»

Клингер отметил также, что, возможно, без поддержки Хеклера Герцль так и остался бы странноватым венским журналистом, а сионизм, как политическое движение, никогда не получил бы массовой поддержки.

На церемонии присутствовал заместитель председателя Всемирной сионистской организации Дэвид Брейкстоун. «Мы собрались здесь, чтобы отдать дань уважения преподобному Уильяму Хеклеру. Мы отмечаем также и значительный вклад, который внесли и продолжают вносить в поддержку сионизма верующие христиане и христианские организации», — подчеркнул он. На церемонии выступил также израильский посол в Великобритании Рон Прозор: «Сионистское движение и еврейский ишув в Палестине пользовались широкой поддержкой в Великобритании еще задолго до провозглашения Государства Израиль. Во многом это заслуга христианских сионистов, в том числе преподобного Хеклера. Поддержка, которую Уильям Хеклер оказал Герцлю, была следствием его глубокой веры в неразрывную связь еврейского народа и Эрец Исраэль». Глава Сионистской федерации Великобритании Алан Азиз заявил: «Для Израиля, для международного сионистского движения и для всего еврейского народа чрезвычайно важно отметить поддержку, оказываемую нам нашими христианскими друзьями. У сионистской федерации налажены прочные связи с христианским сообществом, которые мы оцениваем чрезвычайно высоко». «Сегодня, когда все чаще подвергается сомнению сама легитимность еврейского государства, особенно важно подчеркнуть верность нашему делу наших христианских друзей», — подчеркнул Дэвид Брейкстоун http://www.jewish.ru/history/facts/2011/02/news994293280.php

Еще источник:

Уильям Хеклер, англиканский священник, сын ученого - знатока древнееврейского языка, исходя из своего изучения Библейских пророчеств, пришел к убеждению, что 1897 год должен стать критическим в восстановлении еврейского государства. Поэтому, когда он прочитал книгу Герцля, Der Judenstaat (Еврейское Государство), спустя три недели после ее опубликования, он пришел прямо к Герцлю и предложил себя в распоряжение Герцля, чтобы помочь ему в осуществлении его мечты.

Хотя сам Хеклер не был приятным человеком, но обладал впечатляющими связями. Ранее в своей карьере он был воспитателем детей Фредерика, Великого герцога Баденского, который приходился дядей Кайзеру Вильгельму. Более того, он убедил Великого герцога и членов королевского дома Германии, что еврейское государство должно быть восстановлено; он показал им свои библейские карты и графики. Он предложил открыть двери для Герцля. Герцль не был религиозным человеком. Он мало знал о пророчествах. Но он был прагматиком. Он понимал, что если он хочет получить доверие и поддержку со стороны своих еврейских собратьев, ему нужно заручиться подтверждением и поддержкой светских правителей. Более того, Хеклер был англичанин, а Герцль знал, что христианские реставрационисты Англии, пожалуй, были наиболее сильными союзниками в его деле, каких он только мог найти. Так он принял предложение Хеклера. В течение одного месяца со дня их первой встречи Хеклер устроил для Герцля двухчасовую аудиенцию у Великого герцога Фредерика, и сам напрямую разговаривал с кайзером Вильгельмом в пользу Герцля. Фредерик одобрил план Герцля, и использовал свое влияние для организации его встречи с кайзером, которая фактически состоялась в октябре 1898 года в Константинополе и Иерусалиме.

Другой помощник тоже христианин, светский человек. Выполнял поручения Герцля за деньги.

Без этих двух христиан не было бы никакого сионизма и Авигдор Либерман жил бы сейчас в своей родной Молдавии. Вобщем, похоже, что Герцля покрестил этот Хехлер или Герцль крестился еще в евангелической гимназии, но скрывал это, чтобы ему верили евреи и не считали за предателя.

Особенно, учитывая что его дети точно покрестились и он жутко враждовал с иудейскими авторитетами, был ими проклят, писали на него доносы в полицию.

А кто был врагом Герцля и Хехлера? Разумеется религиозные иудеи! Вот что пишет об этом не христианская и не антисемитская энциклопедия, а, внимание!!! официальная еврейская государственная энциклопедия http://eleven.co.il/article/15542# :

Одним из главных источников антисионизма в еврейской среде был и остается ортодоксальный иудаизм , многие приверженцы которого видят в сионизме, основанном на концепции естественного самоизбавления еврейского народа вне зависимости от Божественной воли, выраженной в приходе Мессии Сиону . ... Уже первые выступления Ц. Х. Калишера и его немногочисленных сторонников вызвали негативную реакцию подавляющего большинства ортодоксов.

Один из их духовных вождей, раввин Ш. Р. Гирш , признавая, что «еврейский народ... нигде не найдет свой стол и свою лампу [не достигнет экономического процветания и духовного совершенства], кроме как в Святой земле», подчеркивал в то же время, что и сама Эрец-Исраэль , и созданное в ней государство были и будут даны евреям только свыше , как орудие для выполнения заветов Торы

С возникновением в России, Польше, Румынии и ряде других стран первых ячеек Ховевей Цион противодействие ортодоксов нарождавшемуся еврейскому национальному движению стало более энергичным.

Наиболее непримиримо борьбу с ним повели ультраортодоксы Галиции, во главе которых стоял раввин города Коломыя Х. Лихтенштейн (1815–91). Духовные вожди хасидов (см. Хасидизм), как правило, строго запрещали своим приверженцам сотрудничать с Ховевей Цион, а позже — и с сионистами, в особенности религиозными.

Такие же позиции заняла организация Махзикей ха-дат, созданная ортодоксальными раввинами Галиции и Буковины в 1878 г. (первоначально — для борьбы с ассимиляторами и маскилим). Даже либерально настроенный раввин Вены А. Еллинек решительно отверг предложение присоединиться к Ховевей Цион, переданное ему Л. Пинскером , и вступил с ним в публичную полемику. Ортодоксы, составлявшие костяк «старого» ишува , крайне враждебно отнеслись к участникам первой алии .

Руководители крупнейших ортодоксальных общин в решительной форме осудили идеи Т. Герцля и планы созыва Сионистского конгресса (ортодоксы Мюнхена воспрепятствовали его проведению в этом городе ), а в некоторых странах (например, в Нидерландах) даже запретили верующим под страхом херема вступать в сионистские организации .

Группа ортодоксальных раввинов-митнагдим учредила в Ковне так называемое «Черное бюро» («Ха-Лишка ха-шхора»), выпускавшее антисионистскую литературу.

К ортодоксии принадлежали два из пяти протестраббинер, подписавших в 1897 г. резкую антисионистскую декларацию (см. Сионизм), которая годом позже была поддержана Ассоциацией раввинов Германии; сам факт возникновения группыпротестраббинер, в которую вошли как ортодоксы, так и их противники из реформистского лагеря , показал, что антисионизм стал одной из точек соприкосновения между ними.

Даже в наше время, религиозныеиудеи живущие копактно в небольших поселениях в Израиле переименовывают улицы Герцля в своих городках в имена разных раввинов.

Итак, если бы религиозные иудеи не умничали, не полагались на Талмуд, а слушались бы христиан Герцля и Хехлера, то не было бы Холокоста - евреи еще до Гитлера создали бы свое государство-убежище. Было достаточно времени в запасе.

Об оношениях иудаизма и сионизма написал историк Вальтер Лакер в книге

"ИСТОРИЯ СИОНИЗМА". (Москва. "Крон-пресс". 2000 г)

Стр. 139:

ГЛАВНЫЙ РАВВИН Вены Гюдеманн резко высмеивал Герцля, называя его "Кукушкой " еврейского национализма. Утверждал, что евреи НЕ НАЦИЯ, что их объединяет только вера в Бога и что сионизм не совместим с иудейскими верованиями (Moritz Gudemann. Nationaljudentum. Leipzig and Vienna,1897) .
Стр. 142:
Ближайшим помощником Герцля был Вильгельм Гехлер, священник (*христианский, разумеется*) британского посольства в Вене
Стр. 135:
Герцль был против любой формы теократии: "Священникам нельзя позволять вмешиваться в управление государством".
Стр.147:
В окт 1896 Герцль пишет в своем дневнике: "В Германии у меня одни противники
Стр.148:
Руководители Мюнхенской общины заявили, что еврейского вопроса не существует, его несомненно нет ни в центральной, ни в Западной Европе

Вот что написал Герцль в своей книге о будущем еврейском государстве:

Теократия
Но может быть, в конце концов, у нас будет теократическое правление?
На это, положим, можно ответить отрицательно .
Религия нас соединяет, но совесть – освобождает. Мы не дадим даже возникнуть бессильным желаниям нашего духовенства. Предоставив им наши храмы, как предоставляем нашей милиции казармы, мы настолько уделим им права и уважения, насколько того заслуживают и требуют обязанности того и другого.

Обратите внимание, что иудейский антисионизм основывается именно на религиозных догмах иудаизма. Ибо приверженцы иудаизма

видят в сионизме, основанном на концепции естественного самоизбавления еврейского народа вне зависимости от Божественной воли, выраженной в приходе Мессии , разрыв с религиозной традицией еврейства, закрепившей эсхатологическую трактовку возвращения к Сиону .

Наиблее отвратительное конкретное деяние совершили иудеи еще в конце 19 века, когда сорвали самый первый сионистский конгресс, который должен был состояться в, пожалуй, самом еврейском городе Европы - Мюнхене. Иудеи донесли полиции ложный донос на Теодора Герцля, Хехлера и их единомышленников. В результате конгресс пришлось перенести на более поздний срок в город, где нет много евреев - в швейцарский Базель. Было упущено время, а главное широкие еврейские массы были обмануты раввинами и отвёрнуты от сионистского движения. В той же еврейской энциклопедии отмечается:

В 70 г армия Тита Веспасиана окружила Иерусалим, но не неожиданно отступила по непонятным причинам. Христиане Иерусалима послушались своего Учителя и покинули быстро город, "убежав в горы", а неверующие в Иисуса иудеи остались. Христиане спаслись, а иудеи погибли либо были уведены в плен. харедим написали на каждом из них "Язычник" .

Кроме этого, хулиганы сожгли израильский флаг, демонстрируя таким образом отрицание самой идеи основания и существования государства Израиль http://www.strana.co.il/news/?ID=51484

Я не уверен, но под "язычником", они подразумевали скорее всего "христианин", потому что, по-видимому, знают из своих источников, кто он такой.

Еще одна заметка на эту тему http://www.7kanal.com/news.php3?id=12186 :

Муниципалитет Бней-Брака принял решение переименовать улицу Герцля в улицу раввина Шаха.