Теософия как путь. Теософия - это какая наука и что она изучает? Что такое теософия и что она изучает

Многие годы сохраняет популярность учение Елены Блаватской, которое нашло приверженцев в теософическом движении. Его основной девиз - «Нет религии выше истины», и личное самосовершенствование в современной жизни стало темой для особого внимания к такой теме, как теософия.

Что такое теософия?

Некоторые современные ученые утверждают, что теософия - новая наука, но это не совсем так. Это понятие возникло еще во 2 столетии, когда его взяли за основу философы Аммоний Саккас с последователями. Они стремились утвердить единую этику вечных истин и примирить все религии. Что такое теософия - в переводе с греческого это - «божественная мудрость», которой можно достичь познанием себя. В широком понимании, теософия - это наука, изучающая законы Вселенной, наука о духовном предназначении каждого человека.

Теософия - философия

В философии лучше всего изложен в учениях Елены Блаватской, которая позиционировала то, что в теософии объясняется суть всех религий мира. Девиз «нет религии превыше Истины» она позаимствовала у Махараджи Бенареса, опираясь на то, что только люди, знакомые с понятиями эзотерики могут познать Абсолютную Истину и очень успешно двигаться по этому пути. Теософия в философии это – трактовка главных моральных и . Но с позиций не Божьей воли, а как результат поступков самого человека, потому теософическое общество избрало девизом постулат: «Нет религии выше истины».

Основы теософии

Главные основы теософии состоят в создании всемирного Братства, в котором каждый будет жить ради других, а не ради себя. Чтобы этого достичь, нужно не только , привязанность к материальным благам, которые в духовном мире несущественны, но и принять идеи личного совершенства. Практическая теософия предусматривает 2 основных главных момента.

  1. Желание создать общество, в котором братская любовь была основой реальных, а не надуманных отношений.
  2. Индивидуальное совершенствование, этот процесс легко продвигается у тех, кто понимает ответственность перед обществом, отказ от эгоистичных стремлений ради духовного наслаждения.

Теософия в современном мире

Хотя теософия – учение о духовном совершенствовании, оно существенно повлияло на получении человечеством материальных благ. Огромную мировую известность эта философия получила через Теософское движение, которое было создано группой Елены Блаватской. Они объяснили, как влияние коллектива может пробуждать в каждом энергию Доброй Воли, создали методику, как реально развить в человеке искреннее стремление изменить свою жизнь к лучшему. Основные цели общество сформулировало так:

  1. Создание ячейки единого братства.
  2. Изучение древних религий и философий.
  3. Исследование необъяснимых феноменов природы или .

Теософия и эзотерика

Эзотерика - это направление для посвященных, которое базируется тайных знаниях и практиках медитации. С теософией их объединяет использование сходные методик и принципов воздействия, работа над совершенствованием своего «Я». А изучение феноменов природы и духовной сущности человека подразумевает закрытый доступ для неподготовленных к этому людей.

Теософия и магия имеют некий общий базис, поскольку оккультизм предполагает знание о тонких материях, которые и составляют нашу Вселенную. Теософия предлагает правила поведения в тонких мирах и грамотное использование постулатов, мистика же открывает способы воздействия на энергетику других с помощью тонких энергий, далеко не всегда во благо человеку.

Теософия и буддизм

Уже доказано, что многие постулаты и определения теософия одолжила из буддизма. Теософическое общество открыло для всей Европы особенности учения Будды. Многие современные исследователи называют теории Блаватской и ее сторонников «теософизм», что является попыткой выдать собственную доктрину за постулаты буддизма. Но, кроме общих черт, имеются и различия между этими двумя течениями.

  1. Для Теософского общества не характерна преемственность и касты.
  2. Теософия - это постоянное движение в совершенствовании.
  3. В буддизме различные состояния рассматриваются, как следствия кармы.

Теософия и православие

Христианство – одна из мировых религий, главная аксиома которой – постижение Божественной любви через гармоничное развитие. С теософией ее сближает цель - духовный рост человека. Теософию называют Божественной мудростью, но это некий список знаний о законах нашего мира. Христианство подает это учение через призму жестких постулатов. Но даже при своей общности, отношение религии к теософии критическое, и тому есть несколько причин.

  1. Еретические идеи, как учение о реинкарнации и карме.
  2. Теософия допускает, что человек путем совершенства может подняться к Абсолюту, в христианстве человек никогда не станет равным Богу.
  3. В христианстве за грехи наказывает Бог, в теософии – сам человек последствиями своих поступков.

Общение людей(эзотериков или нет) не привязано к топосу. К хроносу-да.
интернет, как искусственное пространство реальное общение очень сильно искажает.
Благо имеет неоспоримый козырь(и кстати причину своего существования,как по мне)-свободу и безответственность(безнаказанность).
А переход на личности или агрессия. ни что иное,как защита несуществующей слабости.
Бог создал человека могущим (умеющим мочь),
последний же, теряя так или иначе "первичность"начинает бороться за ее "отсутствие".
Истина как общественный транспорт:все пользуются и никто не ценит

[Ответить] [Отменить ответ]

Ни черта вы не ра... лись ни в религиях, ни в болтовне вокруг религии (т.н. В«теософииВ»)! Только, скорчив умную рожу, выдумали скользкую терминологию (В«теософияВ») и вертите её вокруг пальца... И высокомерно произносите "Нет религии выше истины". А на самом деле продолжаете делать своё грязное дело - МАССОВЫЙ ОБМАН НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ!

[Ответить] [Отменить ответ]

я согласен на все100 с оригеном и гангой это не только интересно а на все 100 верно

[Ответить] [Отменить ответ]

Уважаемый?

ДУХОВНОСТЬ процесса жизни людей это ТРИ триединых процесса:
первый это пусть будет ваш божественный или это просто духовность людей в понятиях ПРАВИЛ жизни земной социума вселенского и РАЗУМА.............
второй процесс это атеистический или это просто научные знания людей о ПРАВИЛА жизни людей и в материальном, и в социальном, и в духовном мире и земном и в социуме и во вселенной................
третий процесс духовности людей это САТАНИНСКИЙ или работа отрицательной энергии и людей, и социума, и вселенной и т.д...........

Ну или так это работа трех триединых начал в жизни людей - добро, пофигизм, зло...............

ну и т.д. по схеме..............

а ты мило просто БРЕШИШЬ...............

а я даю русскую философию на современном научном языке.................

Эта методология изложена в моей новой книге - Основы методологии русской экономической школы. / В.М. Чефонов — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. - 247с.
ISBN 978-5-7253-2330-6

Прошу уведомить об интересе к теме.

[Ответить] [Отменить ответ]

Интересная статья

[Ответить] [Отменить ответ]

Полностью за

[Ответить] [Отменить ответ]

Человеческое Существо состоит из 4х Психических Сущностей разной степени разумности,самостоятельных и в то же время все они - одно целое...
1.Монада(воля,активность,мудрость).
2.Духовная Триада(духовная воля,интуиция,высший ум).
3.Духовная Душа(3 постоянных атома:ментальный,астральный,физический).
4.Земная Личность(ментальное тело,астральное тело,физическо-эфирное тело).
Умирает на физическом плане бытия только Личность.Все остальные Психические Сущности относительно бессмертны(относительно человеческого мышления)...
Для сравнения: Духовная Душа умней Личности примерно в 1 миллион раз и так далее вверх..

[Ответить] [Отменить ответ]

Довольно интересно узнавать все новое и новое, особенно что связано с неким мистическим. Долго думала над девизом..нет религии выше истины.....почему именно этот? теософия может дать истину познав все религии? заинтерисовала Блаватская своей жизней и всем этим..

[Ответить] [Отменить ответ]

Почему все люди такие разные?... Да потому, что когда полуживотные люди эволюционно переходили в 4-е царство природы в ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЦАРСТВО - этот процесс эволюционного перехода длился миллионы лет и проходил неравномерно: одни группы стали людьми раньше других... Вот почему сегодня мы все такие разные!!! И эта разница обязательно сказывается в личном восприятии мира и Бога... Человек воплощается на земле 777 раз. Первые 700 воплощений, а это 85% населения земли,это люди пока еще духовно ниже среднего. Вторые - 70 воплощений - это вся мировая интеллигенция. И последние 7 воплощений - это все гении человечества, Святые и Посвященные разных духовных степеней...
Именно количество воплощений и определяет духовный личный эволюционный статус человека. Физические клетки мозга способны воспринимать информацию-энергию только в пределах конкретного воплощения

[Ответить] [Отменить ответ]

Поэтому Е.П.Блаватская еще при жизни предупреждала: самый большой вред мировой теософии принесут САМИ ТЕОСОФЫ - которые еще не избавились от личной гордыни... Чаще всего в интернете на так называемых теософских и эзотерических сайтах лидируют "теоретики" главная проблема которых - в будущем творчески переработать всю теорию в конкретную практическую духовную практику - в бескорыстное служение людям. Можно сутками сидеть в медитации, можно до верху забить голову разной эзотерической теорией - все это ничто, в сравнении с духовной бескорыстной работой среди окружающих людей - практикой!!!
Учителям Духовной Иерархии теоретически подкованные Личности мало пригодны - личностями Учителя вообще не занимаются.

[Ответить] [Отменить ответ]

Единого теософского Общества в масштабах России сегодня практически нет. Главная вина - все общение нынешних теософов и в живой жизни и в интернете идет по пути общения Личностей, а не Духовных Душ. А Личности переполнены личными амбициями и гордыней. Практически нынешние теософы только кичатся друг перед другом книжными теоретическими личными знаниями и только... Разумеется, речь идет только об эКзотерике; потому как личные эзотерические знания никто и никогда не выставит на публику - запрещено оккультной клятвой. Знающие это поймут... О личных эзотерических энергетических практиках также строжайше запрещено высказываться на публике. Вот и остается только кичиться друг перед другом: кто кого умней и начитанней. Настоящие же эзотеристы "общаются" на субьективной стороне Жизни, в другом измерении.

[Ответить] [Отменить ответ]

Все верно! А личность - это личина, в отличие от Сознательной Активной Творческой Индивидульности (Я Есмь). В среде эзотериков Земли таких единицы! Я тоже себя к ним не отношу, но сталкнулась с такой вещью - когда указываешь человеку - современному эзотерику на явный пробел в его учении или иллюзорность, все последователи сразу переходят на личности и даже не удосуживаются отвечать, просто как стая нападают и опускаются до уровня ниже плинтуса в своих оскорблениях! Я долго в затворничестве жила, хотя и книги писала, но вышла в Интернет и ужаснулась. Ответы на замечания двух видов - или оскорбления, или - типа вам не дано понять, или на один манер - желаю вам любви и покоя и т.д. Поговорить в Интернете не с кем! Даже в эзотерике - все чисто по-русски! Мне кажется, не хватает конференций и открытых выступлений, поэтому иллюзорные бредовые учения типа Гоча и Грабового множатся, а доказательств - никаких.

[Ответить] [Отменить ответ]

Уважаемая Ганга, если вы не возражаете, то мы смогли бы с вами пообщаться.
Оставляю для вас свой E-maul [email protected]
C искренностью к вам и уважением.

[Ответить] [Отменить ответ]

Уважаемая Ганга, доброй ночи! А как можно почитать вашу книгу или книги!? Если можно. [email protected]

- (от греч. theos Бог, sophia мудрость) в широком смысле интуитивное мистическое богопознание, созерцание Бога, в свете которого открывается таинственное знание всех вещей. К. Т. относят учения Плотина, гностиков, Иоанна Скота Эриугены, Я. Бёме, Э … Философская энциклопедия

- (греч., от Theos Бог, и sophos мудрый). 1) наука, имеющая притязание научить сноситься непосредственно с Богом; духовидевие. 2) общее название всех мистических учений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Антропософия Словарь русских синонимов. теософия сущ., кол во синонимов: 1 антропософия (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

теософия - и, ж. théosophie f. <, ср. лат. theosphia. Религиозное философско мистическое учение о постижении божества через откровение и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром. БАС 1. Она вдалась в эту... как она называется? .. в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

теософия - (неправильно теософия). Произносится [тэософия] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

- (от греческого theos Бог и sophia мудрость), 1) в широком смысле всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн. 2) Мистическая доктрина Е.П. Блаватской и ее последователей соединение мистики буддизма и других… … Современная энциклопедия

- (от греч. theos Бог и sophia мудрость) ..1) в широком смысле всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн2)] Мистическая доктрина Е. П. Блаватской и ее последователей соединение мистики буддизма и др. восточных… … Большой Энциклопедический словарь

- (греч. theos Бог и sорhiа мудрость, знание) (1) доктрина Богопознания (в отличие от теологии, опирающейся на идею откровения и догматы церкви), основанная на внеконфессиональном эзотерическом опыте. К Т. относятся гностицизм, герметизм,… … Новейший философский словарь

ТЕОСОФИЯ, теософии, мн. нет, жен. (от греч. theos бог и sophia мудрость). Религиозно философское мистическое учение, утверждающее, будто в мистической опыте общения с т.н. потусторонним миром открывается внутренний смысл всех религий. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

ТЕОСОФИЯ, и, жен. Учение о возможности непосредственного постижения божественных тайн и общения с потусторонним миром. | прил. теософический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Теософия и Новая Психология , Безант Анна Категория: Эзотерические знания Серия: Классика духовной мысли Издатель: Амрита ,
  • Теософия и Новая Психология , Анни Безант , Лекции Анни Безант - известной писательницы, теософа, неслучайно соединяют в себе Новую Психологию и Теософию. Теософия владеет теорией жизни и сознания, основанной на идущем из глубины веков… Категория: Эзотерика Серия: Классика духовной мысли Издатель:

ТЕОСОФИЯ

ТЕОСОФИЯ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ТЕОСО́ФИЯ

(от греч. ϑεός – бог и σοφία – мудрость, знание) – 1) В широком смысле слова – мистич. богопознание. В "Ареопагитиках" Т. употребляется как синоним теологии. Позднее Т., в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистич. опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Нек-рые исследователи относили к Т. гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т.п. Более распространенным является, однако, отнесение этого термина к ряду мистич. учений 17–18 вв., стоящих вне прямой церк. христ. традиции, – Бёме, Парацельса, Сен-Мартена, Сведенборга, Этингера и др. Шеллинг употреблял термин "Т." для обозначения синтеза мистич. богопознания и рацион. философии; после него в этом же смысле говорили о "Т." применительно к собств. системам Баадер и Росмини. Для Вл. Соловьева "свободная Т." означает высший всякого познания вообще. Ред.

2) Религ.-мистич. учение Е. П. Блаватской (1831–91; соч. "Тайная доктрина" –"The secret doctrine", v. 1–2, L., 1888) и ее последователей. Сложилось под влиянием инд. философии (учение о карме, перевоплощении человеческой души и космич. эволюции как манифестации духовного абсолюта), оккультизма и вост. эзотерич. доктрин. Отбрасывая "историч. формы религии", Т. стремится объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религ. символов и создать на этой основе "универсальную религию", не связанную к.-л. определенной догматикой. Унификация разнородных религ.-мифологич. представлений в Т. сопровождается детальной схематизацией космогонич. и антропогонич. процессов (многоступенчатая семичленная "планов", или уровней, универсума и "периодов", "кругов" и т.д. его эволюции, напр. учение о семи расах, последовательно сменяющих друг друга в течение одного "мирового периода", и т.п.). Согласно Т., каждый состоит из трех тел: физического, астрального и ментального; "развитый" оккультист может управлять своим телом, т.е. посылать его в любые точки времени и пространства. Конечная теософа – выявить в себе ментальное (т.е. духовное) и достигнуть "сверхсознания". Достижение этого оккультного "знания" и сверхъестеств. способностей осуществляется благодаря наличию эзотерич. традиции немногочисленных "посвященных" или "мастеров", инспирирующих духовную эволюцию человека.

Е. Головин. Москва.

Теософское об-во было основано в 1875 в Нью-Йорке Е. П. Блаватской и амер. полковником Г. Олкоттом с целью "образовать ядро всемирного братства", "содействовать сравнит. изучению религии и философии", "исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека". Деятельность об-ва вскоре распространилась на мн. страны Европы и Америки; в 1879 центр его был перенесен в Индию (в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом об-ва стала А. Безант, бывшая социалистка и активная деятельница англ. движения свободомыслящих. В 1912 Безант объявила Кришнамурти новым "спасителем" человечества (позднее Кришнамурти отошел от Т.), после чего произошел раскол и из Т. выделилась антропософия во главе с Р. Штейнером. В наст. об-во насчитывает 150 тыс. членов (в т.ч. 33 тыс. в Индии). Как форма вневероисповедной мистики Т. свидетельствует о кризисе традиц. религ. систем, к-рые она пытается заместить собою.

Лит.: Ледбитер Ч., Краткий очерк Т., пер. с англ., Калуга, 1911; "Вестник Т.", 1908–18; Шахнович М. И., Совр. мистика в свете науки, М.–Л., 1965; Guenon R., Le théosophisme. Histoire d"une pseudoreligion. P., 1921; Вiсhlmair G., Christentum, Theosophie und Anthroposophie, W., 1950.

M. Шахнович. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ТЕОСОФИЯ

ТЕОСОФИЯ (от греч. θεός - бог и σοφία - мудрость, знание) - 1) в широком смысле слова - мистическое богопознание. У Псевдо-Дионисия Ареопагита синоним теологии. Позднее теософией, в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к теософии гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т. п. Более распространенным является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений 16-18 вв., стоящих вне прямой церковной христианской традиции, - Я. Бёме, Парацельса, Л. К. Сен-Мартена, Э. Сведенборга, Ф. Этингера и др. Шеллинг употреблял термин “теософия” для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие “свободной теософии” у Вл. Соловьева; 2) религиозно-мистическое учение Е. П. Блаватской (1831-91; соч. “Тайная доктрина” - The Secret Doctrine, v. 1-2,1888, рус. пер. т. 1-3. Л., 1991) и ее последователей. Сложилось под влиянием религиозно-философских концепций брахманизма, буддизма, индуизма (учение о карме - перевоплощении человеческой души и космической эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также оккультизма и элементов гностицизма. Отбрасывая “исторические формы религии”, теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе “универсальной религии”, не связанной определенной догматикой. Согласно теософии, конечная цель человека - достижение оккультного “знания” и сверхъестественных способностей - осуществляется благодаря наличию эзотерической традиции “посвященных”, или “мастеров”, инспирирующих духовную эволюцию человека. Теософское общество было основано в 1875 в НьюЙорке Блаватской и американским полковником Г Олкоттом. Деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Европы и Америки; в 1879 центр его был перенесен в Индию (с 1882 - в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом общества стала А. Безант, которая объявила Кришнамурги новым “спасителем” человечества, после чего произошел раскол и из теософии выделилась антропософия во главе с Р. Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики теософия свидетельствует о кризисе традиционных религий, которые она пытается заместить собой.

Лит.: Ледбитер Ч. Краткий очерк теософии, пер. с англ. Калуга, 1911; Шахнович М. И. Современная мистика в свете науки. М.-Л., 1965; Guenon R. Le théosophisme. Histoire d"une pseudoreligion. P., 1921; BichimairG. Christentum, Theosophie und Antroposophie. W, 1950.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ТЕОСОФИЯ" в других словарях:

    Теософия … Орфографический словарь-справочник

    - (греч., от Theos Бог, и sophos мудрый). 1) наука, имеющая притязание научить сноситься непосредственно с Богом; духовидевие. 2) общее название всех мистических учений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Антропософия Словарь русских синонимов. теософия сущ., кол во синонимов: 1 антропософия (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    теософия - и, ж. théosophie f. <, ср. лат. theosphia. Религиозное философско мистическое учение о постижении божества через откровение и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром. БАС 1. Она вдалась в эту... как она называется? .. в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    теософия - (неправильно теософия). Произносится [тэософия] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (от греческого theos Бог и sophia мудрость), 1) в широком смысле всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн. 2) Мистическая доктрина Е.П. Блаватской и ее последователей соединение мистики буддизма и других… … Современная энциклопедия

    - (от греч. theos Бог и sophia мудрость) ..1) в широком смысле всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн2)] Мистическая доктрина Е. П. Блаватской и ее последователей соединение мистики буддизма и др. восточных… … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. theos Бог и sорhiа мудрость, знание) (1) доктрина Богопознания (в отличие от теологии, опирающейся на идею откровения и догматы церкви), основанная на внеконфессиональном эзотерическом опыте. К Т. относятся гностицизм, герметизм,… … Новейший философский словарь

    ТЕОСОФИЯ, теософии, мн. нет, жен. (от греч. theos бог и sophia мудрость). Религиозно философское мистическое учение, утверждающее, будто в мистической опыте общения с т.н. потусторонним миром открывается внутренний смысл всех религий. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

Слово «теософия» не так уж часто, но мелькает в СМИ, его мы порой видим на расклеенных на улицах объявлениях. Курс лекций по теософии от Роберта Монро встречается в книжных лавках, доступен в авторстве А. М. Алферова в интернете. И это не говоря о многочисленных книгах Блаватской и Рерихов.

Данная статья популярно познакомит вас с этим учением и его основоположниками.

Что такое теософия?

Название сие состоит из двух слов «тео» - бог и «софия» - мудрость. Поэтому чисто с лингвистической точки зрения, теософия - это мудрость божественная. Однако суть данного понятия в действительности оказывается совершенно иной.

Впервые теософами назвали себя неоплатоники, жившие во втором веке нашей эры. Амоний Сакос и его ученики создали философскую систему, в основу которой положили вечные истины, с намерением примирить все религии, выработать единый универсальный принцип и общую этику. Их последователи - средневековые ученые-схоласты, коими были Якоб Бёме, Парацельс, Сведенборг, Сен-Жермен, - вкладывали в понятие теософии мистический опыт познания божества, тайн природы, противопоставляя рассматриваемое нами течение теологическому богословию.

Фактически же современная теософия - это учение, созданное Е. П. Блаватской. Авторство за ней, поскольку ни древним грекам, ни их средневековым последователям так и не удалось сформулировать теоретический базис учения.

Елена Петровна родилась в Екатеринославле (современный Днепропетровск) в 1831 году, прожила шестьдесят лет, происходила из дворянской семьи, имеющей немецкие корни. В семнадцать лет вышла замуж за старого генерала Блаватского, но, прожив с ним месяца три, сбежала. Много путешествовала, изучая различные религии (Индия, Тибет, Греция, Турция, Франция, Британия, США). Слыла человеком необычным, ее окружали мистерии, а поступки были скорее интуитивны, чем логичны. Жизнь Елены Петровны стоит того, чтобы стать основой многих приключенческих романов.

Часто Блаватскую называют русским философом, мистиком, писательницей. Впрочем, основную суть ее неординарной личности определяли медиумные способности. По многим свидетельствам современников, она могла часами находиться в трансе, путешествуя в тонких мирах, при этом ее взгляд, смотрящий в одну точку, был осмыслен, но пульса и дыхания не наблюдалось.

Это был медиум экстра-класса.

Теософия - не религия

Чем же является ее учение? Порой в публикациях встречаются его определения, составленные по следующему образцу: «Теософия - это наука и религия одновременно, поскольку изучает Вселенную через высшее «Я» человека (в христианстве этот термин называется душой).

Следует задуматься, прежде чем принять их на веру. Зададимся вопросом: «Разве созданная оккультным способом, пусть даже самым талантливым медиумом теология - это религия?»

Отвечая на него, следует пояснить принципиальную разницу: чем отличается человек-медиум, порабощенный волей духа, от творцов религии (Иисуса Христа или Мухаммеда). И создатель христианства, и создатель ислама являлись людьми просветленными, приблизившиеся к Абсолюту и ставшие им, а значит, это были личности свободные. Религия соединяет с Абсолютом, она гармонична. Теософия этой целостностью не обладает, подчиняя человека воле духов. Учение, полученное при помощи спиритизма, и религия, созданная путями откровения Божьего, - вещи разные.

Кстати (факт документально подтвержден), во время крещения Елены на одном из священников загорелось одеяние. Потом в «Разоблаченной Изиде» Блаватская напишет: «Законы Библии, учение которой он полностью отвергал, Христос нарушил первым, за что в конечном счете был распят».

Как известно, мистическое учение Блаватской декларирует замещение собой всех религий.

Теософия - не наука

Елена Петровна была образованнейшим человеком своего времени как благодаря самопросвещению, так и (простите, но факт есть фактом) мистической подпитке, путем ментальной связи с духами. Ведь как объяснить, что женщина, не окончившая даже гимназии, выходила победителем в спорах по специальности с профессорами химии или же биологии?!

Она была полиглотом, знала «мертвые языки»: санскрит и древнеегипетский. Старик-египтянин, живший в Стамбуле, научил ее умению разбираться в неизвестных текстах при помощи ясновидения. Современные исследователи ее трудов определили, что в них она использовала более 1400 источников. Такое не под силу ни одному ученому!

На ее работах, написанных в конце 19 века, основывается современная теософия. Книги Блаватской, несмотря на тяжелую авторскую подачу текста, популярны и по сей день:

  • «Тайная доктрина».
  • «Ключ к теософии».
  • «Голос безмолвия».
  • «Разоблаченная Изида».
  • «Из пещер Индостана».

Вера теософов

Практическая теософия описана Е. П. Блаватской в книге «Голос безмолвия», впервые напечатанной в 1889 году. Японский идеолог сэн-буддизма Дайсэцу Судзуки считал, что ей удалось отразить учение Махаяны, изложенное в книге мистических учений «Золотые правила», и что она, несомненно, была посвящена в него.

Спустя сто лет предисловие к юбилейному изданию книги написал Далай-Лама XIV, отметивший оригинальность изложения Еленой Петровной пути бодхисаттвы (адепта).

Таким образом, формально буддизм признал теософию своим прозападным ответвлением.

  • «Голос безмолвия».
  • «2 пути».
  • «7 врат».

Практическая теософия представляет собой позаимствованную идеологом теософии из «Лалитавистары» (жизнеописания Будды Шакьямуни - труда 3 века нашей эры) теории пути бодхисаттвы (адепта, идущего путем просветления). Он является последовательным преодолением парамит (ступеней), ведущих к архатству:

  1. Дана (нескупость, единство всего сущего).
  2. Шила (руководствования обетами).
  3. Кшанти (смирение, терпение).
  4. Вайраги (бесстрастность).
  5. Вирья (старания, усердие).
  6. Дхьяна (сосредоточение, созерцание).
  7. Праджня (мудрость).

Архат в толковании Елены Петровны - «заслуживающий почестей божественных», «представитель разума… сравнимого со степенью архангелов в сказах библейных». (Блаватская, «Учение храма»).

Учение Блаватской. Цели. Фундаментальные истины

В 1875 году Елена Петровна создает в Нью-Йорке теософское общество, теоретической основой которого стал ее труд «Тайная доктрина», в котором изложены основы истины. Содержание: первый том «Космогенезис» («Сотворение мира»), второй том «Антропогенезис» («История создания человечества») и краткая история религии.

Перед теософией ставятся цели:

  1. Братство человечества без учета рас, цвета кожи или социального положения.
  2. Изучение древних мировых религий для сравнения и формулирования универсальной этики.
  3. Изучение скрытых божественных и сверхъестественных сил в человеке.

Базис учения - три фундаментальные истины:

  1. Существует вечный, беспредельный и непреложный принцип как источник первопричины мироздания. Причем о нем ничего, кроме наличия этой причинной связи, не известно.
  2. Вселенная вечна и циклична. Т. е нет ни начала мира, ни его конца.
  3. Всемирная душа тождественно-индивидуальна душе каждого человека. Что также называется седьмым принципом. Считается, что душа - это высшее «Я» человека.

Блаватская почерпнула идею познания мира через самопознание человека из индийского учения Адвайты (первопричины всего сущего и знания). Согласно ему:

  • Душа бога и индивидуальная душа человека тождественны.
  • Отдельное бытие есть иллюзия - отражение истинного бытия.
  • В мире фактически нет многообразия душ, душа одна - божья, все остальное - ее отражения.

Как устроено мироздание

«Весь мир создан из одной и той же материи, различающейся своими модусами», - гласит теософия. Лекции по этому учению дают толкование понятию модуса. Попробуем его пояснить.

Следуя теории Блаватской, физическая и духовная материи по своей сути одинаковы, они различаются лишь модусами (т. е. способами существования, характером бытия). Для сравнения представим себе, что жидкость, лед и пар - модусы одной и той же материальности - воды. Все эти состояния связаны между собой. Таким образом, дух и материя родственны, и никакого бога за пределами мира материального не существует, ибо он волен пребывать в различных модусах, в том числе и материальном.

Впрочем, модусов больше, чем известных нам состояний воды. Блаватская говорит о семи состояниях материи. Седьмое - духовное и непостижимое, соответствующее высшему принципу. Состояние это теологи называют христом, т. е. у них так называют не мессию, не Бога-сына, а то высшее состояние, которого может достигнуть каждый человек, пройдя путем бодхисаттвы.

Таким образом, достигший просветления архат (теософ) - это человек, который через медитацию, через транс может жить во всех семи модусах, т. е. на всех уровнях реальности. Т. е. архат может так же сознательно действовать в них, как мы это делаем в «нижнем», т. е. материальном мире.

Взгляды на человека, рай и ад, карму и перевоплощение

Третьей по важности в ряду своих произведений Елена Блаватская называет книгу «Ключ к теософии». В ней повествуется о природе человека, карме, жизни после смерти. В предисловии автор указывает на то, что этот труд есть только ключом, открывающим дверь познания в ее учение, не претендуя на базовость.

В частности, в нем, рассказывая о строении человека, Блаватская говорит о его семи телах:

  1. Физическом.
  2. Эфирном (энергетическом).
  3. Астральном (эмоциональном).
  4. Интуитивном (душевном).
  5. Каузальном (кармическом).
  6. Ментальном (разумном).
  7. Духовном (высшем «Я»).

Исходя из этой теории, болезнь с эпицентром в эфирном теле будет влиять на физическое. Причем эффекта от лечения обычного человек не почувствует. Такова природа, например, рожистых заболеваний. Кстати, китайская медицина, обращаясь к телу эфирному, давно и эффективно лечит мигрень, перед которой пасует западная наука.

Следуя закону кармы, Блаватская утверждает, что рай и ад - это временные состояния, подобные сну. В этом смысле диалектична теософия. Лекции эзотериков на тему причинно-следственных связей упоминают как позитивную, так и негативную карму. Первая следует из тонких человеческих чувств (дружбы, любви, уважения), вторая - из грубых звериных эмоций (грубость, гнев).

Время пребывания человеческой души в раю или аду пропорционально результирующему кармическому накоплению. Т. е. в загробном мире не существует ни вечных мук, ни вечного блаженства.

Также Елена Блаватская переняла из индуизма закон перевоплощения. Считает мир совокупностью различных монад (сущностей, конструктивных элементов бытия). Причем первичная монада не обладает самоосознанием, личностью, индивидуальностью. Однако в своем развитии она должна пройти семь царств: каменное, растительное, животное, человеческое, ангельское, а потом - более высокие ступени.

Теософия о человеческих расах

Теософы связывают будущее человечества с 6-й расой, более духовной, обладающей новыми знаниями, экстрасенсорными способностями, которой будут противиться расы более ранние. Всего же их, согласно книге Елены Петровны Блаватской «Антропогенезис», должно быть семь.

Первая раса (бахишады, пришедшие с Венеры) выделили свои тонкие тела и создали тонкие формы тел человека - эфирные . Они не были материальными, не обладали сознанием, передвигались в виде призраков.

Вторая раса произошла от первой, она как бы отпочковалась от ее ауры, обладая более плотной оболочкой, однако сознания у нее также не было.

Начиная с третьей расы у людей появляется разум. Владыки мудрости (по Блаватской - Махатмы) даруют его. Третья раса была огромна ростом, фактически соразмерна с современными ей динозаврами, а их рост составлял около 18 метров. В среде ее представителей появляются пол, они являлись гермафродитами. Ее представители стали смертными. Ведь первая и вторая расы как таковые не умирали, эволюционно превращаясь друг в друга.

Третья раса обитала на материке, который назывался Лемурией. Материк погиб примерно 700 000 лет тому назад вследствие катаклизмов: землетрясений и извержений вулканов. Однако часть лемурийцев проживала на острове Атлантида. Их рост постепенно уменьшался.

Четвертая раса (атланты) как таковая появилась 4-5 миллионов лет тому назад. Первые ее представители были высотой около 3,5 метра. Постепенно их рост уменьшался и на момент гибели Атлантиды сравнялся с человеческим. Информацию об Атлантиде Блаватская почерпнула из «Диалогов» Платона. Атланты якобы занимались черной магией, что и погубило материк. Однако к концу существования Атлантиды часть их мигрировала в Египет.

Сейчас, по Блаватской, на Земле существуют три расы:

  • отдельные представители 4-й (на уровне диких островных племен),
  • 5-я (современное человечество);
  • представители 6-й (люди по типу «индиго»).

Распространение теософии в мире

В конце 19 века на свет появилась теософия. Развитие движение получило после смерти Блаватской. В мире было создано несколько теософских обществ:

  • Самое мощное, международное, находящееся в Адьяре (Индия). Его основала сама Елена Петровна, проведшая свои последние годы в Адьяре.
  • Со штаб-квартирой в Пасадене (США). Оно произошло от секции, которую в 19 веке возглавлял Уильям Джадж. Он отделил свое общество от международного после смерти Блаватской.
  • Национальные, ранее подчинявшиеся адьярскому, но потом связи с ним утратившие. Они существуют более чем в трех десятках стран.
  • Альтернативные теософские общества «Объединенная ложа теософов», «Теософ интернешнл», а также антропософтские и рериховские общества.

Теософия в России начала свой путь развития с Петербургского общества, созданного в 1908 году, но в 1918-м большевики его запретили.

Действующее же ныне Теософское общество России было организовано в 1991 году.

В настоящее время в России действуют 17 подобных организаций, расположенных в следующих регионах:

  1. Московская область, индекс 143500.
  2. Новомосковск Тульской области.
  3. Петербург.
  4. Пятигорск.
  5. Нижний Новгород.
  6. Сызрань.
  7. Тольятти.
  8. Самарская область, г. Отрадный.
  9. Пермь.
  10. Кемерово.
  11. Красноярск.
  12. Омск.
  13. Юрга.
  14. Новосибирск.
  15. Братск.
  16. Хабаровск.
  17. Якутск.

Встречи членов общества проходят 1-2 раза в неделю. К примеру, в Московском они спланированы по четвергам, а иногда и по понедельникам. Адепты вникают в учение Блаватской путем изучения курса «Теософия, живая этика». Лекции, проводимые в его рамках, бесплатны и доступны всем желающим.

Поясним, почему в названии лекций появился новый термин. Нередко отечественные теософские общества проводят совместные встречи с рериховскими (их в России больше). Учение Рерихов, созвучное и родственное созданному Блаватской, так же как и теософия, многое почерпнуло из буддизма. При этом оно называется агни-йогой, или живой этикой.

Кратко об учении Рерихов

Елена и Николай Рерихи примерно на 40 лет младше, чем Е. П. Блаватская. Их предшественница издавала свои труды в конце 19 века в Нью-Йорке. Елена Ивановна, сама будучи членом теософского общества, перевела их на русский язык. Далее, будучи медиумом, она стала контактером одного из Махатм Блаватской, известным под именем Мориа.

Настало время пояснить, кто такие Махатмы. Это легендарные в Индии люди, имя которых переводится как «Великий дух». Блаватская утверждала, что ее учителями являются три такие личности. Их вживую видела лишь она и несколько ее сподвижников. В Британском музее (Лондон) хранится переписка Махатм с теософским обществом.

Материалом для учения агни-йоги послужили беседы Елены Рерих с этим учителем. Основой мистического учения Николая и Елены Рерихов стали 14 книг, среди которых наиболее известны «Шамбала», «Практика и теория Агни-йоги», «7 тайн космоса»,«Гималаи-Алтай»,«Держава света»,«Цветы Мории». В них в более доступном, чем у Елены Петровны, стиле излагаются теософия и живая этика.

Лекции общества агни-йоги порой проводятся сугубо по книгам Блаватской, ведь Елена Рерих в начале своей деятельности являлась фактически переводчиком и популяризатором учения Елены Петровны в России. Со временем два учения в отечественных условиях практически слились. В настоящее время двумя российскими обществами совместно разработан, а также посредством интернета и печатных изданий популяризирован «Курс теософии и живой этики».

Заключение

В мире есть много как сторонников, так и противников теософии. Пик ее популярности пришелся на конец 19 века. Медиум Блаватская сделала себе мировое имя и выполнила миссию Махатм, создав международное сообщество, сверхпопулярное в конце 19 - начале 20 века. Его членами были Томас Эдисон, Льюис Кэрролл, Джек Лондон, Джеймс Джойс, Генри Миллер, Поль Гоген. Общались с сообществом и знакомились с его теорией Альберт Эйнштейн и Сэр Артур Конан Дойл.

Заслуживает уважения подвижничество Блаватской и супругов Рерихов. Теософия, живая этика сегодня доступны и популяризированы. Более широкому их распространению препятствует, с одной стороны, отрицающая его позиция христианства, а с другой, его дискредитируют различные псевдоучения теософии.

Не зря на сайте российского теософского сообщества имеется страничка «Господа! Остерегайтесь шарлатанов!». На ней кратко изложены признаки псевдотеософских сообществ:

  • платность;
  • декларирование исключительности;
  • эго их руководителей;
  • требование личной преданности;
  • демонизация других сообществ;
  • обещания физического бессмертия.