Типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Как называются эмоционально окрашенные предложения которые вырожают сильные чувства

1) восклицательные;

2) невосклицательные (нейтральные).

Если рассмотреть структурносемантические типы простого предложения на линейной шкале переходности, то выявятся следующие закономерности:

1) чаще всего восклицательными бывают нечленимые предложения и близкие к ним номинативные предложения;

2) односоставные чаще бывают восклицательными, чем двусоставными;

3) простые чаще бывают восклицательными, чем сложные.

  • - Подразделение предложений на различные типы в зависимости от положенного в основу деления признака...

    Словарь лингвистических терминов

  • - К.п. по с. является ступенчатой: 1) основное противопоставление – простое и сложное предложение; 2) в основе деления простого предложения на типы по структуре лежит различие в способе выражения предикативности...
  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - К.п. по с. является ступенчатой: 1) основное противопоставление – простое и сложное предложение...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - По функции, по целенаправленности заключенного в них высказывания предложения делятся на: 1) повествовательные, служащие для передачи одной из трех основных форм мысли – суждения...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Деление предложений на утвердительные и отрицательные, в связи с чем необходимо рассмотреть ряд положений: 1) соотношение модальности и утверждения / отрицания...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - 1) восклицательные; 2) невосклицательные...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - В русистике К.с.п. включает его содержательную и формальную стороны. Выделяется ряд классификаций: 1) семантическую классификацию разработал более ста лет назад Ф.И. Буслаев...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Логико-семантическая классификация, исходящая из синтаксической функции придаточного по отношению к главному, причем придаточное рассматривается как аналог члена предложения...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Типы предложений выделяются по разным основаниям: 1) по количеству предикативных частей: двучленные / многочленные предложения; 2) по наличию союзных средств связи: союзные / бессоюзные...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Выделение простых и сложных предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные...

    Синтаксис: Словарь-справочник

"классификация предложений по эмоциональной окраске" в книгах

Книга жалоб и предложений

Из книги Химия автора Володарский Александр

Книга жалоб и предложений История публикации этого поста забавна. Я периодически выходил в интернет со спрятанного телефона, но публиковать тексты в интернете с него не мог по соображениям безопасности. Оперативно реагировать на комментарии тоже было опасно, в

ПОЛСОТНИ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Из книги Жизнь-поиск автора Данилов Борис Федорович

ПОЛСОТНИ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Примерно к 1956 г. на моем счету было уже 50 рацпредложений. Не могу сказать, что все они были очень ценные, но все касались новых видов инструмента для получения резьбы или улучшали технологию изготовления различных инструментов. И

Подготовка поверхности к окраске

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Подготовка поверхности к окраске Масляная краска прекрасно ложится на загрунтованную и зашпатлеванную поверхность. В качестве подготовительных работ огромное значение отдается грунтовке: она выравнивает поверхность и пропитывает древесину, что создает защитный слой

Приложение 16 Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О маскирующей окраске самолетов, взлетно-посадочных полос, палаток и аэродромных сооружений»

Из книги Великая тайна Великой Отечественной. Ключи к разгадке автора Осокин Александр Николаевич

Приложение 16 Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О маскирующей окраске самолетов, взлетно-посадочных полос, палаток и аэродромных сооружений» № 1711-724сс 19 июня 1941 г. Сов. секретно В связи с тем, что выпущенные и выпускаемые промышленностью самолеты по своей окраске не

Еще несколько предложений

Из книги Избавь свою жизнь от хлама! автора Меллен Эндрю

Еще несколько предложений Отлично. С возвращением! Эту главу, как и все последующие, нужно осилить в один заход. Кроме того, чтобы заложить прочную основу для выработки новых привычек и закрепить их, следует прочитать первую главу и выполнить начальные упражнения в

Открыты для предложений

Из книги Забытая сторона перемен. Как творческий подход изменяет реальность автора Брабандер Люк Де

Открыты для предложений В сердце любой компании-новатора, конечно же, должна быть система распространения предложений. Это катализатор творчества персонала; это полезный «концентрат», который лежит в основе успеха компании. Многие исследования и достижения в данной

Чтение предложений

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Чтение предложений Теперь вам предстоит совершить еще один несложный шаг и перейти от словосочетаний к простым предложениям. Для этого на основе первых надо составить вторые.Мама прыгаетБоря читаетПапа естДаже при словарном запасе от 50 до 75 слов количество возможных

5. Замещение предложений

Из книги Антология реалистической феноменологии автора Коллектив авторов

5. Замещение предложений В любом суждении, выражаемом в языковом утвердительном предложении, следует, таким образом, хорошо различать три уровня, а именно уровень предложений, уровень суждений и уровень проецируемых суждениями положений дел. Несмотря на их различие, три

5. Подготовка поверхностей к окраске

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

5. Подготовка поверхностей к окраске Для того, чтобы свежеокрашенная поверхность была гладкой и имела ровный цвет, ее подвергают предварительной обработке. Подготовка поверхностей к окраске осуществляется специальным инструментом, к которому относятся скребки,

§ 178. Типы предложений

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 178. Типы предложений Простые предложения разнообразны по структуре и по цели высказывания. В зависимости от количества главных членов, необходимых для передачи сообщения, все предложения делятся на односоставные, представленные несколькими разновидностями, и

7.5. Типы предложений

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

7.5. Типы предложений В русском языке существует несколько типов предложений.1. По характеру отношения к реальной действительности различают предложения реальной и ирреальной модальностей.2. Утвердительные и отрицательные предложения.3. По цели высказывания –

5.3. Ввод предложений

Из книги Программирование на языке Пролог автора Клоксин У.

Признаки мизаджа, выявляемые по цвету и прежде всего по окраске кожи

Из книги Избранное автора ибн Сина Абу Али

Признаки мизаджа, выявляемые по цвету и прежде всего по окраске кожи Исследуя натуру, нам негоже, Не зная местности, судить о цвете кожи. К примеру, в жарком климате страна, Там кожа местных жителей черна. А у славян у снежного предела На удивленье кожа побелела. Семь

Различия в окраске самолетов A6M, выпущенных фирмами Мицубиси и Накадзима

Из книги А6М Zero автора Иванов С. В.

Различия в окраске самолетов A6M, выпущенных фирмами Мицубиси и Накадзима A6M2. выпускавшиеся Накадзимой. кроме мелких технических отличий можно было определить по белому ободку вокруг Хиномару на фюзеляже. Накадзима наносила белый ободок начиная с первого выпущенного

Система предложений

Из книги Кайдзен: ключ к успеху японских компаний автора Имаи Масааки

Система предложений Система предложений - неотъемлемая часть кайдзен для индивида. Чтобы сделать ее динамичной, высшему менеджменту нужен тщательно продуманный план.Все знают, что первые представления о статистическом контроле качества и его значении для управления

Восклицательные предложения выражают эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (повествовательно-восклицательное);

- Кто б Измаила смел спросить о том?! (вопросительно-восклицательное);

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (побудительно-восклицательное).

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

1) интонация , передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию) (Прощай, письмо любви, прощай!; Кума-то, видно, басурманка! Постой, голубушка моя!; Явись, вдохни восторг и рвенье полкам, оставленным тобой!);

2) междометия , например: Ах, этот человек, всегда причиной мне ужасного расстройства!; ...И, увы, мое шампанское торжествует над силою магнетических ее глазок!, Ух! хорошо здесь подают! Ахти, хорошо!; Тьфу, господи, прости! Пять тысяч раз твердит одно и то же!;;

3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, сообщающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др., например: Ну что за шейка! Что за глазки!; Ну вот вам и потеха!, Куда как мил!; Толь дело Киев! Что за край!; Фу ты, какая! Слова ей не скажи!.

Невосклицательное – предложение, не имеющее дополнительной эмоциональной интонации.

5. Система структурно-семантических типов простого предложения:

а) по модальности.

По характеру предикативных отношений предложения делятся на:

    утвердительные;

    отрицательные.

Предложение называется утвердительным , если устанавливаемая в нем связь между предметом речи и тем, что о нем высказывается, осознается как реально существующая (В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись – выражается наличие связи между представлением о делах как предмете речи и тем, что о них говорится, – продвинулись).

Предложение называется отрицательным , если эта связь отрицается, т.е. осознается как не существующая в реальности (К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены выражается отсутствие связи между предметом речи и его признаком, т.е. отрицается принадлежность данного признака данному подлежащему).

Грамматически отрицание обычно выражается частицей НЕ , а утверждение – ее отсутствием.

Отрицание может быть

  1. частичным.

Полное отрицание достигается постановкой частицы не перед сказуемым, такое предложение называется общеотрицательным .

Частица не перед другими членами предложения выражает частичное отрицание . Такие предложения называются частноотрицательными , так как в целом они заключают утверждение. Например, в предложении Но Кочубей богат и горд не долгогривыми конями, не златом, данью крымских орд, не родовыми хуторами, прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей (П.) утверждается принадлежность данного признака богат и горд данному подлежащему Кочубей и отрицается лишь то, что Кочубей богат златом и конями. В предложении Меж нами речь не так игриво льется (П.) отрицание относится к обстоятельству так и в определенном отношении ограничивает утверждение, выраженное предложением в целом.

Не лишает предложение общего утвердительного смысла и отрицание, стоящее перед подлежащим, например: «Здравствуй, племя младое, незнакомое! Не я увижу твой могучий поздний возраст...» (П.).

Таким образом, категория отрицания непосредственно связана с категорией сказуемости: «Именно только отрицание, стоящее при сказуемом, делает все высказывание отрицательным, отрицание же, стоящее при другом каком-либо члене, не колеблет общего утвердительного смысла высказывания» (А.М. Пешковский «Русский синтаксис в научном освещении»).

Однако частица не даже при сказуемом не всегда служит признаком отрицательного предложения. Предложение лишается отрицательного смысла ,

во-первых, при повторении частицы не, например: Я не мог не засмеяться (П.); - предложение с двойным отрицанием, т.е. оно утвердительное.

во-вторых, при приобретении частицей НЕ других оттенков значения, например: предположения - Обрыскал свет, не хочешь ли жениться? (Гр.); обобщения - Кто не проклинал станционных смотрителей?(П.); опасения - Как бы чего не вышло! (Ч.); одобрения - Ну чем не работа! ; необходимости - Как мне не плакать!

В качестве отрицательной частицы может выступать частица НИ , вносящая дополнительно усилительный оттенок значения: В гостиной ни души (Ч.) .

Усиление отрицания достигается и при помощи отрицательных местоимений и наречий: Ничто не предвещало непогоды.

Частица НИ не всегда выражает отрицательное значение: она может выступать и только как усилительная частица при передаче утвердительного смысла. Это характерно для частей сложного предложения, имеющих уступительный оттенок значения: Но как бы ни говорили девушки по всему белу свету, все становится милым в их устах (Фад.).

Грамматическим признаком отрицательного предложения может служить специальное отрицательное слово НЕТ , выполняющее функцию главного члена в безличном предложении: Сильнее кошки зверя нет (Кр.); Ему нет равной реки в мире (Г.).

Отрицание может быть выражено и без участия специальных лексических средств - с помощью интонации, словопорядка, некоторых эмоциональных частиц. Такие конструкции характерны для стиля разговорного, сопровождаются субъективно-модальными значениями. Они всегда экспрессивны. Например: Куда уж мне плясать (М. Г.); Как же, дожидайся, буду я молчать! (А. Остр.); Так и буду я вас ждать! Тоже мне командир нашелся!

б) по возможности синтаксической членимости;

По возможности синтаксической членимости простые предложения делятся на:

1) членимые , то есть имеющие члены предложения;

2) нечленимые (слова-предложения) , то есть лишенные способности выделять в своем составе члены предложения (Эх! Конечно. Ну. Да. Нет.) . Нечленимые предложения состоят или из одного незнаменательного слова, отсюда традиционное название «слова-предложения» , или из сочетаний частиц, модальных слов и междометий.

Среди нечленимых предложений различают:

    утвердительные (Да, Конечно);

    отрицательные (Нет, Еще чего) ;

    вопросительные (Неужели? Разве?,

    побудительные: Давай, Вон! Ну! Тш-ш!);

    эмоционально-оценочные (Ура! Увы! Э-э-эх!)

Среди нечленимых слов-предложений есть большое количество так называемых этикетных слов типа Спасибо, Пожалуйста, До свидания и т.п ., которые некоторыми учеными рассматриваются в составе междометий. Слова-предложения употребляются в диалогической речи. Они свойственны только разговорному языку.

Нечленимые предложения следует отличать от некоторых односоставных и неполных предложений. Например, предложения Весна. Вечер. Светает. не относятся к нечленимым, так как, во-первых, в их составе выделяются члены предложения, чего не наблюдается в составе слов-предложений, и, во-вторых, их образуют знаменательные слова, а не частицы, междометия и модальные слова, которые не являются членами предложения.

в) по наличию одного или двух главных членов предложения;

Вспомните, какие типы предложений по наличию одного или двух главных членов предложения вам известны из школы?

Членимые предложения по наличию одного или двух главных членов предложения могут быть:

    односоставными , то есть имеющими один главный член в качестве организующего центра предложения (Кому-то принесли от мастера ларец) ;

    двусоставными , то есть имеющими два главных члена в качестве организующих центров предложения (Люблю отчизну я , но странною любовью!).

г) по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения;

По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения выделяют:

    распространенные предложения;

    нераспространенные предложения.

Распространенные предложения – предложения, имеющие, наряду с главными, второстепенные члены (Ночною дымкою даль заволокло .).

Нераспространенные предложения – предложения, имеющие только позиции главных членов – подлежащего и сказуемого (Она не ответила и отвернулась . Бессонница .).

д) по структурной и семантической полноте;

В соответствии со структурной и семантической полнотой предложения делятся на:

1) полные;

2) неполные.

Полные предложения – предложения, включающие все необходимые члены данной структуры предложения.

Неполные предложения – предложения, в которых один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки (Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я - довольно плохо, по обыкновению (И. Тургенев). Во второй части этого сложного предложения пропущено сказуемое стрелял, которое легко восстанавливается из предыдущего предложения).

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения.

Неполные предложения характерны прежде всего для разговорной речи и широко используются в художественной литературе при передаче диалога:

1) - А дом этот давно стоит?

- Давно. (И. Тургенев)

2) - Вы прочитали?

- Что?

- Записку (К. Федин).

Ответная реплика в первом примере - неполное предложение, в котором опущено подлежащее, сказуемое и определение.

Во втором примере все три реплики являются неполными предложениями: в первой реплике пропущено дополнение, в двух других - грамматическая основа.

е) по наличию или отсутствию осложняющих членов предложения.

По наличию или отсутствию осложняющих членов предложения бывают:

    осложненные;

    неосложненные.

Осложненные – предложения, имеющие осложняющие конструкции: однородные и обособленные члены, вводные слова, вставные конструкции, обращения (Деревья, дома, скамейки в парке были занесены снегом.).

Неосложненные – предложения, не имеющие осложняющих конструкций (И опять звезда играет в легкой зыби невских волн...) .

Предложения делятся на невосклицательные и восклицательные. Эмоционально насыщенные предложения, произнесенные с особой интонацией, называются восклицательными. Все функциональные типы предложений могут быть восклицательными

Кроме восклицательной интонации, восклицательные предложения характеризуются наличием в их составе междометий, местоимений и наречий (такой, так, как, что за…).

Основное средство выражения – особая восклицательная интонация, тон высокий, напряженный.

Средства выражения: междометия (Ах, злые языки страшнее пистолета ), частицы (Что за горе, что за скука, что за бедное житьё ).

Простое предложение

1. Структурно-семантические типы ПП

2. Предложения утвердительные и отрицательные

Классификация ПП разнообразна.

1. По возможности\ невозможности выделить члены предложения.

2. По составу главных членов предложения.

3. По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.

4. По признаку осложненное/ неосложненное

5. По полноте или неполноте / по представленности всех или не всех членов предложения, необходимых для данного структурно-семантического типа.

6. По характеру выражаемого в предложении отношения содержания к действительности.

1. Все ПП делятся на синтаксически членимые и синтаксически нечленимые. В составе первых можно выделить члены предложения, а в составе нечленимых предложений нельзя выделить никаких членов предложения. (Да. Нет. Неужели).

2. Все ПП делятся на двусоставные и односоставные. В двусоставных предложениях имеется в наличии предикативная основа, состоящая из двух членов предложения. Основа односоставного предложения одночленна.

3. Все ПП делятся на распространенные и нераспространенные. В распространенных предложениях помимо главного члена присутствуют и второстепенные.

4. По наличию или отсутствию в ПП осложняющих компонентов ПП делятся на неосложненные и осложненные. В осложненных предложениях присутствует осложнение.

5. Выделяются полные и неполные предложения. В полных предложениях присутствую все необходимые данному предложению члены.

6. Все ПП делятся на утвердительные и отрицательные.

Деление предложений на утвердительные и отрицательные связано с предикативностью. В одних предложениях говорящий считает, что предикативный признак реально относится к субъекту. Это соответствует действительности, и в этом случае получается утвердительное предложение. Говорящий утверждает наличие предикативного признака субъекту в соответствии с действительностью.

Иванов учится в институте

Если же этого нет – предложение будет отрицательным.

Иванов не учится в институте.

Средства выражения отрицания .

1) Специальные отрицательные слова (не, ни, нет), отрицательные местоимения и наречия, отрицательные слова КС, которые выступают в роли главного члена односоставного предложения:

Мне некуда больше спешить.

Мне некого больше любить.

Здесь нельзя пройти .

Отрицательные предлоги делятся на общеотрицательные (здесь отрицается предикативный признак (сказуемое)) и частноотрицательные (отрицание может относится ко всем остальным членам предложения (подлежащие и второстепенные члены)).

Не всегда формальные особенности ПП (имеется в виду наличие или отсутствие отрицательных слов) свидетельствует о соответствии семантики. Утвердительным, например, является предложение, в котором сказуемое имеет два отрицания.

Я не мог не засмеяться.

В вопросительно-риторических предложениях с местоимениями (кто, что, какой )

Какой же русский не любит быстрой езды.

Предложение по форме может являться утвердительным, а по значению отрицательным.

Ну, кто ж так одевает детей.

Предложения могут дополнительно выражать эмоции (чувства) говорящего и пишущего. Произносятся они при этом с особой интонацией восклицания: Уж постоим мы головою за родину свою! (М. Лермонтов). Такие предложения называются восклицательными.

Предложения, в которых не выражено чувство, называются невосклицательными.

По цели высказывания восклицательным может быть каж­дое простое предложение: повествовательные восклицательные, вопросительные восклицательные, побудительные восклица­тельные. Например: Как хорошо в лесу! Разве это хорошо? Пойдём в лес!

В восклицательных предложениях местоимения и наречия, а также междометия используются в роли усилительных частиц: Голубушка, как хороша! Чем любоваться тут? Ох, признаюсь - хоть это мне и больно - не прав и я! (И. Кры­лов).

Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов, (подлежащего и сказуемого) или одного из них: Зеленеет трава. Началась весна (М. Пришвин);

Сумерки. Летний вечер. Рано вечереет. Мы плыли довольно медленно (И. Тургенев).

Предложения бывают простые и сложные . Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых пред­ложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу, интонацией и лексическими средствами.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Простое предложение - это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа. Она может состоять из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, например: С чего начинается Родина? (М. Матусовский), или из одного - подлежащего, например: Зима. Кругом лежит снег; сказуемого, например: Вечереет. Небо на западе порозовело.

К подлежащему и сказуемому могут относиться зависимые слова - второстепенные члены. Подлежащее вместе с зависи­мыми словами образует состав подлежащего , напри­мер: Задремали звёзды золотые (С. Есенин).

Сказуемое вместе с зависимыми словами образует состав сказуемого , например: Листья в поле пожелтели (М. Лермонтов).

ЧЛЕНЫ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Члены предложения делятся на главные и второ­степенные .

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главные члены предложения - подлежащее и ска­зуемое .

Подлежащее - это главный член предложения, кото­рый связан со сказуемым и отвечает на вопросы именитель­ного падежа кто? или ч т о?, например: Установилась (ч т о?) хорошая погода (М. Горький). (К т о?) Колхозники заканчи­вают сев.

Практическая работа № 1

1. В каждом предложении подчеркните подлежащее.

Образец: Анна Сергеевна заторопилась.

На дороге встретилась ему Анна Семеновна. Меня никто не узнал.

На темной поверхности воды появились круги.

В морозном воздухе раздавались смех и веселый говор.

Жить становилось с каждым годом все труднее и труднее.

Пробираться сквозь заросли горелого леса всегда трудно.

Оба отошли к окну и стали говорить о чем-то шепотом.

Около нее хлопотали два врача.

Вдруг с шумом поднялись сразу три птицы.

В каждой морщинке Егорушкиного лица сидела тысяча тайн.

Большая часть дня уже прошла.

По одному краю площадки тянется ряд возов.

Несколько ярких звезд мерцало над рекой.

В окрестностях бродило много кабанов.

Все остальные люди остались внизу устраивать бивак.

Мы все четверо не пишем.

В тот же день вечером один из мудрецов явился к царю.

Обедающие его не замечают.

Некоторые из них явились к нам в бивак.

Сказуемое
Сказуемое - это главный член предложения, который согласует­ся с подлежащим, обозначает его действие или признак и от­вечает на вопросы что делает предмет? что с ним про­исходит? каков он? что он такое? и др. Есть несколько видов сказуемого: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.


Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

Глаголами в форме изъявительного, условного или повелитель­ного наклонения: В это время в гостиную вошел гость. Он охотно бы занял его место. Вы не смотрите на меня так;

Глаголами в форме сложного будущего времени: Скорее расти будут усы;

Глаголами повелительного наклонения с частицами да, ну, же и др.: Да подите сюда!

Глаголами с частицами было, так, знай себе и др.: Снег так и валил . Фадеев пошел было с корзиной на берег;

Фразеологизмами: Он стоял как вкопанный (т. е. остолбенел).

Практическая работа № 2

1. Подчеркните подлежащее и простое глагольное сказуемое.
Образец: Так мыпрожили целый месяц.

Вы бы взяли билет!

Да уходите же вы наконец!

Вы покажите нам что-нибудь подешевле.

Он непременно будет искать нас на берегу.

Карандаш так и ходил по бумаге.

Я не делаю визитов.

2. Подчеркните подлежащее и простое глагольное сказуемое.

Образец: Ятак и ахнул !

1) Сердце так и стучит. 2) Жизнь знай себе проходит. 3) Тогда я не упускал ее из виду. 4) Лишь бы он учился да дома не баловался. 5) Он нашел было портфель, да опять потерял. 6) Ты бы пошел в сени да на засов двери запер! 7) Он сделал шаг назад и остановился как вкопанный. 8) На вашем месте я теперь икал и страдал бы изжогой от этих осетров. 9) Я к вам теперь часто буду ездить. 10) Из всей роскоши ей прежде всего бросилось в глаза большое зеркало. 11) Множество зеленых и серых ящериц бросилось к щелям и в траву. 12) Я взял себя в руки и остался на месте. 13) Гене­рал сел за стол и взял перо в руки.

Составное глагольное сказуемое имеет две части - вспомогатель­ную и основную.

Основная часть выражается глаголом в неопределенной форме : Он хотел есть . Он хотел пить .

Вспомогательная часть может быть выражена :

Глаголами: Глаза начали уставать . Он продолжал рассказы­вать про свою жизнь. Он хотел проехать мимо;

Краткими прилагательными с оттенком долженствования и их сочетаниями с глаголом быть и др. (рад, был рад, буду рад, должен, был должен, буду должен, готов, был готов, буду го­тов и др.): Я буду рад встретиться с вами;

Фразеологизмами или устойчивыми словосочетаниями: имел на­мерение (хотел), лелеял надежду (надеялся) и др.: Он горел желанием выступить.

Практическая работа № 3

1. Подчеркните подлежащее и составное глагольное сказуемое.

Образец: Ядаже могу уйти в другую комнату.

Надя начала глядеть в окно.

Он перестал мне высылать деньги.

Я не хотел идти к Оле.

Вы обязаны поступить на сцену!

Вы не имеете права говорить это!

2. Подчеркните подлежащее и составное глагольное сказуемое.

Образец: Ядолжна уехать отсюда сегодня же!

1) Я рад бы лечиться. 2) Я ужасно есть хочу. 3) Я старался не глядеть вниз. 4) Мы его терпеть не могли. 5) Мы принялись варить чай. 6) Начал я ходить по коридору. 7) В противном же случае я дол­жен буду принять крайние меры. 8) Но доктор должен был пре­рвать свою речь. 9) Он мог бы написать полный курс садоводства. 10) Кунья шапка продолжала еще висеть на гвозде. 11) Он тер­петь не мог барской спеси и важничанья. 12) И он опять принял­ся кричать протяжно и громко. 13) Ольга продолжала глядеть на меня с удивлением. 14) Ловкости моей не могли завидовать даже медведи. 15) По этому пункту я готов спорить с вами без конца. 16) Петров не хочет больше отпускать в кредит бумагу. 17) Я была бы не в силах огорчить ее своим неповиновением. 18) Дебютантка готова была провалиться сквозь землю от стыда и ожидания.

Составное именное сказуемое состоит из двух частей - глагола-связки и именной части : Он был солдатом . (Важно не то, что он был, а то, что он был солдатом.)

Именная часть обозначает признак подлежащего, отвечает на во­просы каков предмет? что он такое? что с ним про­исходит? и может быть выражена:

Именем существительным или словосочетанием: Он учитель. Он был директором. Он в восторге;

Полным или кратким прилагательным: Мы молодые . Мы молоды ;

Сравнительной степенью прилагательного: Эта дорога короче;

Кратким страдательным причастием: Дорога проложена через лес;

Именем числительным: Он был пятым по очереди;

Местоимением: Вишневый сад теперь мой ;

Наречием: Ей туфли будут впору ;

Синтаксически неделимым словосочетанием: Вечером море было черного цвета .

Глагол-связка может отсутствовать (нулевая связка): Он солдат .

Глагол-связка может быть выражен:

Всеми формами глагола быть: Самовар был бы важным нововве­дением ;

Глаголами, их сочетаниями или синтаксически неделимыми словосочетаниями: Он стал врачом . Он хотел бы стать вра­чом . Я чуть не сошел с ума от радости (т. е. обрадовался). Она сидела усталая (была усталая, т. е. важно не то, что она сидела, а то, что сидела усталая).

Практическая работа № 4

1.Подчеркните подлежащее и составное именное сказуемое с нулевой связкой.

Образец: А все же яхрабрая . 1) Все это понятно. 2) Я раб. 3) Воз­дух великолепен. 4) Оба вы люди со средствами. 5) Вы очень любезны. 6) Егорушка жив и здоров. 7) Доктор очень хоро­ший. 8) Вы просто избалованы успехом. 9) Она неизмеримо выше вас. 10) Первый был брат Федор Федорыч. 11) Чемодан этот мой. 12) Я один из постояннейших посетителей оперы.

2.Подчеркните подлежащее и составное именное сказуемое.
Образец: Велика была его радость . Скучный ты стал. Ночь была ясная. Горы сделались темно-синими и угрюмыми. Долина ста­новилась все шире и шире. Жизнь ее будет прекрасной. А вы бы стали свободны. А дверь так и осталась незатворенной. В де­сять часов бал был в разгаре.

3.Подчеркните подлежащее и составное именное сказуемое.

Образец: Не буду яначальницей . 1) Ночь обещала быть холодной. 2) Ночь выпала на редкость тихая и спокойная. 3) Подсудимый держал себя на суде очень странно. 4) Погода стояла великолеп­ная. 5) Охота вышла неудачна. 6) Оно показалось мне знако­мым. 7) Не он первый. 8) Теперь он мой.

4. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Образец: Онанеряшлива . Лицо его холодно и строго. Жребий брошен. Уговор дороже денег. Он не трус и не боится людей. Она была ду­шой компании. Он добрый и честный малый. Улыбки менее чем уместны. Один из домиков оказался порожним. Она была в обмо­роке. Они будут вам очень рады. В это время показалась ящерица. Один след показался мне каким-то странным. Он глядел и чувство­вал себя на верху блаженства. С каждым днем идти становилось все труднее и труднее. Впереди на илистой почве были видны от­печатки тигровых лап. Под старость он уже не мог заниматься охо­той и стал звероловом.

Классификация предложений по эмоциональной окраске.

Классификация предложений по цели высказывания.

План

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Лекция 7

1. Классификация предложений по структуре.

Предложение - многоаспектная единица, следовательно, имеет большую типологию (много классификаций). Все предложения в первую очередь классифицируются по структуре, цели высказывания (функции в коммуникации) и по наличию или отсутствию эмоциональной окраски. Казалось бы, в первом случае учитываются структурные признаки единицы, во втором и третьем – семантические (содержательные) особенности. В действительности в каждой классификации учитывается и то и другое, т.е. ведущим является структурно-семантический принцип. В первом случае на первое место выдвигаются именно структура, а от нее идут к значению. А во втором и третьем случаях на первый план ставится семантика, а от нее движутся к форме, средствам выражения, структуре.

1.Классификация предложений по структурному признаку.

По структуре предложения делят на простые и сложные . Простое предложение состоит из 1 грамматической основы (грамматического ядра), выражает одно значение предикативности. Следовательно, простое предложение – единица монопредикативная .

Шарик улетел в небо. Студенты записывают лекцию.

Сложное предложение состоит из двух и более предикативных центров. Это полипредикативная единица. Когда преподаватель читает лекцию, студенты конспектируют.

Различаются простые и сложные предложения и по содержанию, и по объему передаваемых ими сообщений. В простом предложении часто сообщается об одном событии, а в сложном о нескольких ситуациях и об отношениях между ними. Таким образом, в сложном предложении заключается более сложное суждение.

Хотя сложное предложение строится из простых, однако последние, выступая в составе сложного предложения, теряют свою смысловую и интонационную завершенность, поэтому их нельзя считать предложениями в полном смысле этого слова.

Деление предложений по коммуникативной целеустановке проводилось с самого зарождения синтаксиса. Однако взгляды на эту классификацию менялись. Сначала, например, выделяли предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные , тем самым совмещали два различных признака в одной классификации, что, безусловно, неверно. Затем стали выделять повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (наиболее распространенный подход в вузовской и школьной практике). В последнее время это деление стали сводить к оппозиции двух типов: вопросительные и невопросительные предложения (В.А. Белошапкова, Н.Ю. Шведова в Академической грамматике).


Сопоставим 2 и 3 точки зрения.

Невопросительные предложения отличаются от вопросительных тем, что их основная цель заключается в передаче слушателям определенной информации.

Цель вопросительных предложений заключается в не передаче информации, а в поиске ее (стремлении получить). Они выражают особую форму мысли – вопрос.

По характеру передаваемой информации невопросительные предложения делятся на 3 типа: а) повествовательные, б) побудительные, в) оптативные (выражающие желание) .

Повествовательные предложения – собственно информирующие предложения. В них повествуется о каких-либо фактах, явлениях, событиях (как реальных, так и нереальных). Это наиболее распространенный тип предложений. Грамматически они, как правило, имеют в предикативной основе формы изъявительного наклонения. Любви все возрасты покорны. Люблю грозу в начале мая. Реже формы сослагательного наклонения. Учился бы сын получше.

Ярким средством выражения значения повествования является специфическая повествовательная интонация: спокойный, ровный тон, повышающийся на наиболее значимом слове и понижающийся к концу предложения.

Побудительные предложения выражают волеизъявление, требование, просьбу, предполагающие исполнение. Побуждение оформляется: а) формами повелительного наклонения глагола: Иди к униженным, иди к обиженным...; б) морфологическими средствами, используемыми в языке для выражения побуждения (частицы да, пусть, давай ; глаголы в форме изъявительного наклонения Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу…; инфинитив Молчать! ); в) разнообразными «безглагольными» средствами: Ни с места! Ко мне! Марш! Айда! Цыц!.

Важным средством оформления выражения побуждения в устной речи является интонация побуждения. Например, при требовании – высокий тон, большая напряженность.

Оптативные предложения выражают значение желания (модальность желательности) , т.е. модально-волевые устремления к тому, чтобы действие осуществилось. Хоть бы зашел кто-нибудь в гости! Если б сегодня мороз! Только бы никто не заболел!

Внешне они обычно выражаются формой сослагательного наклонения глагола, в которых частицы бы сочетается со словами хоть, пусть, если, хорошо и т.д., образуя своеобразные составные частицы (оптитативные частицы) пусть бы, хорошо бы, если бы и т.д.

Значение желания, с одной стороны, похоже на значение повествования, так как оно не содержит обращения к другим лицам с целью побудить их к действию. По этой причине оптантивные предложения некоторыми учеными рассматриваются вместе с повествовательными (см. Современный русский язык. Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000. С.337-338.)

С другой стороны, оно близко к значению побуждения, так как содержит элемент волевого устремления. Поэтому такие предложения рассматриваются вместе с побудительными (школьный учебник под ред. В.В. Бабайцевой).

Как и побудительные, оптантивные предложения не преобразуются в вопросительные.

Вопросительные предложения. Их значение связано с целевой задачей получить информацию: говорящий хочет получить информацию от другого лица и с этой целью задает вопрос. По модальности вопросительные предложения так же, как и невопросительные, могут выражать реальную и нереальную модальность.

Средства выражения (оформления) вопросительности:

1) вопросительная интонация – повышение тона на вопросительном слове или том слове, в котором заключен смысл вопроса;

2) порядок слов: часто слово, заключающее в себе вопрос выносится в начало или в конец предложения Сдал ты экзамен? Экзамен ты сдал? Экзамен сдал ты? ;

3) вопросительные слова: наречия, местоимения, частицы Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном?(Лермонтов); Чей это конь неутомимый бежит в степи неукротимый? (Пушкин) .

Вопросительные предложения неоднородны по своему значению и по коммуникативной целенаправленности.

Не всякое предложение, вопросительное по форме, содержит в себе вопрос. Поэтому по коммуникативной целенаправленности вопросительные предложения делятся на собственно вопросительные и несобственно вопросительные , не заключающие вопроса.

Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, обращенный к собеседнику и требующий ответа или предполагающий его. По способы выражения вопроса эти предложения делятся на неместоименные (общевопросительные) и местоименные (частоновопросительные) .

Неместоименные вопросительные предложения предполагают утвердительный или отрицательный ответ, который может быть выражен нечленимыми словами-предложениями Да или Нет . Например: Вы читали Пушкина? Знакомы ли вы с творчеством Мураками?

Вопросительное значение выражается главным образом с помощью интонации, причем выделяется слово (или группа слов), где заключена суть вопроса: Вы очень ее любили? Сильно он изменился с нашей последней встречи? Кроме интонации могут быть использованы вопросительные частицы разве, ли, неужели, неужто и т.д.

Местоименные вопросительные предложения требуют развернутого ответа. Они включают в свой состав вопросительные слова – местоимения или местоименные наречия. В ответах на такие вопросы должны содержаться новые сведения о предметах, признаках, обстоятельствах, действиях. Например: В котором часы приходит поезд? Кто пойдет отвечать?

Несобственно вопросительные предложения не направлены на получение информации (не требуют обязательного ответа). Они имеют лишь форму вопросительных предложений. Выделяют вопросительно-риторические и вопросительно-побудительные предложения.

Вопросительно-риторические предложения не предполагают и не требуют ответа. В них могут быть выражены чувства и переживания говорящего. Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит? (Пушкин). Такие предложения встречаются главным образом в художественной речи и создают эмоционально окрашенный, взволнованный тон повествования.

Вопросительно-побудительные предложения служат для выражения побуждения. В них нет собственно вопросительного значения. Долго я буду тебя умолять съесть кашу? – начала сердиться мама. Побуждение может сопровождаться оттенками нетерпения, досады, негодования.

П.А. Лекант среди несобственно вопросительных предложений выделяет еще две группы – вопросительно-отрицательные предложения и вопросительно-утвердительные предложения. Первые имеют форму, совпадающую с собственно вопросительными предложениями, однако содержат не вопрос, а сообщение. Например: Что есть на свете лучше певчей птицы? =Нет ничего на свете лучше певчей птицы; Какой вы охотник? Вам лучше в кухне на печи лежать да тараканов давить. А не лисиц травить. (Чехов). Вопросительно-отрицательныепредложения выражают разнообразные модальные оттенки (невозможность, нецелесообразность и т.п.) с помощью так называемых вопросительных слов(не выражающих здесь вопроса) и интонации. Которая отличается от собственно вопросительной тем, что тон в конце предложения повышается значительно меньше.

Вопросительно-утвердительные предложения имеют в своем составе вопросительные частицы, местоимения, наречия в сочетании с отрицательной частицей не . Однако в таких предложениях данная частица не выражает отрицания. Например: Кто в детстве не осаждал старинные замки, не погибал не корабле с изодранными в клочья парусами? (Паустовский). Вопросительные слова и частицы могут выступать в сочетании со словом нет , эта конструкция также имеет утвердительное значение. Подобные конструкции очень эмоциональны, выразительны, поэтому активно используются в художественных текстах для выражения усиленного утверждения.

3. Классификация предложений по эмоциональной окраске . Все предложения, независимо от цели высказывания и структуры, в русском языке могут быть восклицательными или невосклицательными. Восклицательные предложения обладают эмоциональной окраской, т.е. выражают отношение говорящего к сообщаемому. Например: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (повеств., воскл. – восхищение); Да замолчишь ты, наконец?! (вопросит., вопр.-побуд, воскл. – возмущение, требование); Руки вверх! (побуд., воскл. – приказ); Если бы я был президентом! (оптантивное, воскл. – мечтательность).

Основное средство выражения восклицательного предложения – особая восклицательная интонация: тон высокий, при этом наибольшее повышение тона приходится на слова, выражающие чувства. В восклицательных предложениях также могут быть использованы междометия Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства (Грибоедов). восклицательные частицы Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом?! (Грибоедов) .