Убеждённость (Убеждения) Убеждённый. Убеждения человека

"Наши убеждения оказывают огромное влияние на наше поведение.
Принято считать, что если человек по-настоящему верит, что он может
что-либо совершить, то обязательно это совершит. Но если он убежден в
невозможности этого, никаких сил не достаточно, чтобы убедить его в
обратном. Такие убеждения, как "Уже слишком поздно", "Ничего не
поделаешь, здесь я бессилен", "Я —- жертва обстоятельств ", "Раз уж на
мою долю выпало, никуда не денешься" —- часто могут являться камнем
преткновения, не позволяющим человеку в полной мере использовать
весь потенциал своих естественных ресурсов и бессознательной
компетенции (unconscious competence). Наши убеждения относительно
самих себя и своих возможностей в окружающем мире неизменно и в
значительной мере влияют на повседневную деятельность. У каждого есть
убеждения, служащие ресурсом, и наряду с этим —- убеждения,
сдерживающие движение вперед."

Роберт Дилтс. "Изменение убеждений с помощью ".

Убеждения, как они есть.

На мой взгляд, наиболее авторитетным специалистом по работе с убеждениями является Роберт Дилтс. Он определяет убеждения как "Убеждение - это обобщение какого-либо взаимоотношения между различными проявлениями жизненного опыта ".

Но это убеждение все-таки достаточно строгое и научное. Я бы попробовал определить убеждения немного по-другому.

У человека есть его собственное представление о мире, его карта . Убеждения - это скелет его карты, вокруг которого она строится. Убеждения же в наибольшей мере определяют внутренний мир человека. Человек либо что-то делает ради своих убеждений, либо не делает ничего. Если вы читаете эту статью, у вас должно существовать убеждение, которое бы поддерживало это ваше стремление. Например, что "понимать себя важно " или "нужно же хоть чем-то занять время ".

Структура убеждений.

Убеждения могут быть выражены при помощи развернутого предложения, и их можно привести к приблизительно такому виду:

X = Y (X соответствует Y) или X => Y (Из X следует Y)

  1. Если у человека в жизни есть Любовь, то он Прожил ее не Зря.
    (Любовь = Прожил не Зря).
  2. Если стараться, то можно достигнуть в жизни Счастья
    (Стараться => Счастье)
  3. Если у меня будет Хорошая Работа, то я смогу выбраться из трудной ситуации
    (Хорошая Работа => выбраться из трудной ситуации).
  4. Если я была бы достаточно интересной, то я нашла бы себе Любимого Мужа.
    (Быть интересной => найти Любимого Мужа).

Еще примеры:

  1. Я - Интересный Человек.
  2. Женатый человек несвободен.
  3. Любовь - это хорошо.
  4. Если я все сделаю хорошо - то это означает, что я талантлив.
  5. Если я буду много работать, то стану богатым человеком.

Внутреннее представление.

Сами убеждения внутри человека чаще всего представлены не словами, а чувствами, образами которые несут это значение. Попытка же сформулировать убеждение - это просто подбор наиболее подходящих слов. И когда вы убеждение пытаетесь сформулировать, может возникнуть проблема с точностью передачи. Очень похожие фразы могут описывать достаточно разные убеждения.

Я могу изменяться.

Я могу изменять.

Эти два убеждения достаточно похожи по звучанию, но сильно отличаются по смыслу.

Типы убеждений.

Роберт Дилтс предлагает разбить убеждения на три типа:

  1. Убеждения о возможностях.

То есть убеждения о том, что человек может, а что нет:

  • Я совершенно не способен быстро думать.
  • Для того чтобы выспаться, мне хватает 4-5 часов в сутки.
  • Ну не могу же я бросить семью.
  • Убеждения о личностном своеобразии.
  • Кто я такой, что из собой представляю (то же самое и о других людях)

    • Я вполне компетентный специалист!
    • Таким как я всегда не везет.
    • Иван Петрович - неудачник.
  • Убеждение о значении (соответствии).
    • Если ревнует - значит любит.
    • Красивым нет в жизни счастья.
    • Если руки есть - значит семью прокормит.
  • Зачем знать об убеждениях.

    Если это касается других людей - убеждения помогают нам понять, что собственно этому другому человеку надо, почему он так реагирует и какова причина его действий. Так же, при желании (как собственном, так и "клиента") можно попробовать эти убеждения изменить.

    Для себя знание собственных убеждений (и способ их менять) представляет прекрасный инструмент организации себя нужным способом и избавления от собственных ограничений.

    По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru


    Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
    Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.

    форма отношений, при которых взгляды и убеждения человека изменяются без насилия. Каждый человек имеет свои убеждения устойчивые сознательные конструкции в разных областях жизни, которые служат ориентиром для оценки личностью ситуации и выбора способа действия. Убеждения складываются на основе общественного сознания, общественной практики, воспитания, образования и окружающей среды

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    УБЕЖДЕНИЕ

    вера в то, что выдвигаемая идея или система идей должна быть принята в силу имеющихся оснований. Предметом У. может быть не только отдельное высказывание, но и связная система высказываний: сообщение о каких-то событиях, доказательство, концепция, теория и т.д. У. не совпадает ни с истиной, ни с верой, лишенной сколь-нибудь отчетливых оснований («слепой верой»). Когда высказывание истинно, описываемая им ситуация реально существует. Но если высказывание представляет собой чье-то У, это не означает, что ему что-то соответствует в действительности. В отличие от чистой веры, способной служить основанием самой себя, У. предполагает определенное основание. Последнее может быть совершенно фантастичным или даже внутренне противоречивым, но, тем не менее, оно должно существовать.

    У. - одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности, и в то же время сложная, противоречивая, с трудом поддающаяся анализу категория. Миллионы людей можно убедить в том, что они призваны построить «новый прекрасный мир», и они, живя в нищете и принося неимоверные жертвы, будут повсюду видеть ростки этого мира. С др. стороны, есть люди, которых невозможно убедить в самых простых математических истинах. Так, А. Шопенгауэр называл доказательство теоремы Пифагора «мышеловкой» и отказывался его принять; Т. Гоббс, прочитав это доказательство, воскликнул: «Боже, но это невозможно!»; И. Ньютон, напротив, читая в студенческие годы геометрию Евклида, пропускал доказательства теорем, считая их очевидными и потому излишними.

    У. включают не только представления о реальности (ее описания), но и ее оценки, идеалы, символы веры, нормы, планы и т.д. Человек действует на основе имеющихся у него У., их изменение влечет за собой изменение его поведения.

    Среди многих наук, изучающих У. (психология, логика, лингвистика, риторика и др.), наиболее близка к философии аргументации теория. Она исследует способы обоснования и опровержения У., зависимость этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы, своеобразие обоснования в разных областях мышления и деятельности и т.д.

    Основания принятия высказываний и превращения их в У. могут быть очень разными. Одни высказывания принимаются, поскольку кажутся верными описаниями реального положения дел, др. принимаются в качестве полезных советов или предостережений, третьи - в качестве эффективных оценок или норм и т.д. Создать полный перечень оснований принятия высказываний или их групп невозможно. Нет также к.-л., даже предварительной, классификации таких оснований. Вместе с тем существуют определенные приемы, позволяющие с той или иной вероятностью побудить человека принять одни утверждения и отвергнуть другие. В числе таких хорошо известных приемов - ссылка на эмпирические данные, на существующие логические доказательства, на определенные методологические соображения, на особо проницательную интуицию, на здравый смысл или вкус, на причинную связь или связь цели и средства и т.д. Теория аргументации ничего не говорит о том, почему те или иные люди или группы людей разделяют какие-то - разумные или, напротив, нелепые - У. Ее задача - исследовать и систематизировать те приемы, или способы, рассуждения, с помощью которых можно попытаться убедить отдельного человека или группу людей в необходимости или целесообразности принятия каких-то утверждений.

    П Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991; Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997; Rescher N. Plausible Reasoning. Amsterdam, 1976; Eemeren F. van, Grootendorst R., Kruger T. Handbook of Argumentation Theory. Dordrecht, 1987.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Убеждения человека – это своего рода условные рефлексы нашего ума, установки и правила, которые помогают отвечать на те или иные жизненные ситуации. Мы реагируем и поступаем так, как подсказывают нам наши убеждения.

    Казалось бы, нет ничего лучше, чем иметь таких подсказчиков. Внутренние убеждения человека как путеводные звезды, по которым он направляет движение своей жизненной шхуны. Он плывет туда, куда зовут его внутренние установки. Иногда направление совпадает с общими для всех указателями, но порой убеждения зовут его плыть против течения, бороться со стихиями и непогодой. Убеждения могут выбросить человека за борт или на необитаемый остров. Могут сделать его странствующим рыцарем без страха и упрека или отшельником, замкнутым в сизую ловушку одиночества.

    Отчего человек постоянно испытывает дискомфорт существования, болезненный конфликт столкновения с самим собой, миром и окружающими людьми? Нам кажется, виной тому его убеждения.

    • Во-первых , потому, что они расходятся с убеждениями других людей.
    • Во-вторых , убеждения порой вступают в конфликт с его внутренними потребностями или естественными желаниями.
    • В-третьих , внутренние убеждения человека превращаются в барьеры и ограничения для его свободного развития и движения вперед и навстречу людям. Конечно, каждому из нас хотелось бы этого избежать. Научиться жить в гармонии с собой и миром, понимать смысл своего существования, любить и быть счастливым. Как это сделать?

    На первый взгляд, это кажется непосильной задачей, ведь человек находится в постоянном движении, развитии, меняются его взгляды, убеждения, возможности, желания. «И вечный бой, покой нам только снится!» - эта бессмертная строка А. Блока будто обрекает человечество на вечный конфликт с самим собой и бесконечное болезненное обретение истины, которая неуловима как время.

    И все же есть та волшебная нить Ариадны, которая поможет человеку найти себя и свое счастье. Она заключается в осмыслении собственных ошибочных, статичных, тормозящих, опасных, роковых и негативных убеждений, которые мешают нам жить и радоваться каждому мгновению.

    Формирование убеждений

    Чтобы понять себя и свои заблуждения-убеждения, нужно разобраться, с чего все начиналось. Как я стал таким занудой (перфекционистом, задавалой, неудачником, конфликтером, маргиналом и т.д.)?

    Внутренние убеждения человека формируются под влиянием множества факторов:

    • Влияние семьи. Традиции, особенности взаимоотношений между родителями и родственниками, собственные убеждения родителей. Семейные модели поведения, ритуалы, словесные программы.
    • Влияние этноса, социума, исторические традиции, культура, атмосфера и дух того окружения, в котором формируется человек.
    • Влияние литературы, науки, искусства и т.п.
    • Влияние кино, интернета, СМИ.
    • Влияние авторитетов (учителей, кумиров, психологов, идеологов и т.д.)

    Ценности и убеждения человека формируются задолго до его рождения.
    Как это ни странно, уже в одном факте зачатия и отношения будущих родителей к появлению на свет ребенка заложено первое зерно его будущих убеждений. Желанен ли он или появится незапланированным? Уже любим или видится как будущая проблема и обуза? Уважают ли друг друга его родители? Как они относятся к себе, миру, людям? Все это, так или иначе, проявится в дальнейшем. В той тонкой сети самых разнообразных мелочей, которые окутают новорожденного.

    Младенец, которого любят, не оставляют подолгу в одиночестве, оберегают, о котором заботятся, примет мир как прекрасное место, где можно быть счастливым и любимым. Это будущий оптимист, счастливчик, весельчак. Будущий смелый и открытый борец за свое и всеобщее счастье. Но это может быть и будущий самовлюбленный эгоист, занятый исключительно собственным благополучием.

    Ребенка может встретить в этом мире совсем иное: равнодушие, жестокость, отсутствие тепла и заботы, грубость, холод, резкая смена и множество разных трудностей, которые заставят его защищаться. Искать замены, симулировать, хитрить, обманывать. И все для того, чтобы вернуть себе каплю тепла и света, на которую вправе рассчитывать каждый новорожденный. Такой человек всю жизнь будет бороться с миром, доказывать свою ценность. Он будет вечно искать любовь и не сумеет разглядеть её там, где она обитает. А все потому, что он не знал её в детстве.

    Наиболее устойчивыми являются убеждения, заложенные в человеке в период формирования его личности. То есть те, которые сложились в семье и школе под воздействием близких и родных, учителей и воспитателей, целенаправленно занимающихся формированием личности ребенка. При всей плановости и осознанности такого воздействия, некоторые влияния оказываются пагубными для человеческой психики и формируют убеждения, которые впоследствии станут препятствием для нормального существования человека в социуме.
    Неосторожные и не осознаваемые родителями определения, которые они дают собственному ребенку (неряха, зануда, замарашка, тупица, бездарь и т.п.), формируют негативные программы будущей жизни малыша. В детстве коренятся все те ошибочные модели поведения, убеждения, ментальные проекции, которые впоследствии станут причиной проблем, кризисов и конфликтов, с которыми человек сталкивается во взрослой жизни.

    Наиболее стойкие и яркие убеждения человека закладываются на высоком эмоциональном уровне и связаны:

    • либо с особенностями детского восприятия, способного удивляться даже самым незначительным событиям
    • либо - с острыми критическими моментами жизни, эмоционально насыщенными и оказывающими шокирующее воздействие на психику. Например, во время конфликта, войны, столкновения, преодоления препятствий, озарения, открытия. Иногда это связано с важными вехами в жизни: женитьба, развод, рождение, смерть, болезнь, карьерные успехи и неудачи.

    Яркое переживание (негативное или положительное) отпечатывается в сознании, запоминается, остается в подсознании, связывая последующие события и их оценку с тем опытом, который был получен в результате. На основании этого опыта у человека вырабатывается определенный набор реакций на события. В любом случае эти реакции выражают стремление к комфорту, к лучшему. Человек либо снова стремиться пережить ощущение удовольствия и душевного подъема, состояние счастье. Либо пытается избежать негатива, который принесла ему та или иная жизненная ситуация. Чтобы плохое не повторялось, ему необходимо выработать защитные меры, придумать механизм избегания или уменьшения негатива. Такое стремление формирует в нем определенные жизненные убеждения. Таким образом, жизненные убеждения формируются под воздействием двух главных факторов:

    • стремление к счастью;
    • избегание несчастья.

    Так формируются убеждения оптимиста и пессимиста. С этой точки зрения можно рассмотреть два противоположных убеждения. «Мир прекрасен и добр ко мне!» и «Я могу достичь любой цели, если только захочу!» - такое убеждение рождается у человека, который когда-то испытал счастье триумфа, одержал победу. Состояние победителя окрыляет, и делает человека счастливым от сознания собственной силы, веры в себя. Не случайно, поэтому школьные психологи советуют, почаще создавать для детей моменты побед. Пусть даже незначительных, но ощутимых с точки зрения ценностной идентичности личности. Каждый из нас для веры в свои силы нуждается даже в самом незначительном одобрении.

    С другой стороны, синдром неудачника формируют такие негативно воздействующие факторы, как постоянная критика, приклеивание отрицательных ярлыков, физические наказания, грубость. Подсознательно стремясь избежать негатива, человек постепенно вырабатывает такие убеждения: «Мир отвратителен и жесток ко мне!» и «Все равно ничего не получится, моя хата с краю!»

    Можно ли с уверенностью сказать, что стремление к счастью лучше, чем избегание несчастья? Однозначный ответ дать трудно. Порой убеждения, связанные с защитой от негативного воздействия внешней среды, помогают человеку избежать ошибок, предохраняют его от необдуманных и опасных шагов, которые могут стоить ему очень дорого.

    Напротив, преобладание убежденности в своем всесилии и правоте часто проявляется в таких неприятных качествах, как , властолюбие, высокомерие или безбашенность, шапкозакидательство. В конечном итоге, изначально положительное убеждение незаметно отторгает человека от социума, над которым он триумфально возвышается, делает его маргиналом, одиноким и несчастным человеком.

    Жизненные убеждения человека складываются из множества незаметных и значимых влияний, зависят от его опыта, знаний, окружения, воли. И если глубокие внутренние убеждения, которые были сформированы в младенчестве и раннем детстве, изменить чрезвычайно тяжело, так как они находятся зачастую в области бессознательного, то более поздние убеждения, которые сформировались в период взросления под воздействием книг, искусства, кино, интернета, социума и т.п., могут претерпевать значительные изменения.

    В определенный период своей жизни человек осознанно может формировать свои нравственные убеждения, не дожидаясь, пока кто-то сделает из него фигурку на своей идеологической шахматной доске. Ему просто надо перестать слепо доверять привычным источникам информации, анализировать полученные знания, подвергать сомнению навязанные извне формулировки. Человек сможет научиться жить в гармонии с собой и миром, стать гибким и подвижным только тогда, когда поймет, как и под воздействием чего в нем сформировались убеждения. Найдет истоки своих ошибок и ограничений, осознает их и избавиться от них.

    Теоретические понятия «убеждения»

    Анализ определения понятия «убеждения»

    Общество -- это единый организм, составляющие которого тесно взаимосвязаны. Иными словами, человек является неотделимой частицей общества, в то время как нить, связующая всех людей, - это общение. В процессе общения происходит тесная взаимосвязь между людьми, устанавливаются контакты, передается информация, происходит развитие личности. Общаясь, люди выражают свои эмоции, впечатления, рассуждения. Более того, в процессе общения формируется взаимное отношение собеседников друг к другу. В наше время также ни для кого не секрет, что при помощи общения, построенного определенным образом, можно влиять на собеседника, в том числе и убеждать его в правильности взглядов.

    Убеждение -- это метод воздействия на людей, обращенный к их собственному критическому восприятию, это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения либо недопустимости какого-либо проступка.

    Убеждение - сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющие своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения.

    Понятию убеждение в социальной психологии дают следующие определения:

    • 1. Убеждение - это система мировоззренческих знаний человека, прошедших через его ум, чувство и волю .
    • 2. Убеждение - это совокупность разносторонних влияний на личность с целью воспитания у нее общественно необходимых качеств .
    • 3. Убеждение - это побуждение человека к определенной деятельности . Убеждать -- это значит побуждать людей словом, делом, своим примером и целенаправленной организацией социальной сферы .
    • 4. Убеждение - личностное образование, представляющее отношение человека к действительности и характеризующееся единством когнитивного и потребно-личностного компонента. . Качества убеждения зависят от способа усвоения определённых знаний, мнений оценок.
    • 5. Убеждение - это воздействие на сознание, чувства, волю людей посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения, взгляда, поступка либо их недопустимости с целью заставить слушающего изменить существующие взгляды, установки, позиции, отношения и оценки либо разделить мысли или представления говорящего .

    Убеждение - основной, наиболее универсальный метод руководства и воспитания . Механизм убеждения основан на активизации умственной деятельности человека, на обращении к рациональной стороне сознания. Предполагается, что убеждаемый должен осуществить сознательный выбор путей и средств достижения цели, т.е. чтобы убедить, надо привлечь внимание объекта воздействия, изложить и разъяснить новую информацию, привести впечатляющие аргументы.

    Убедить кого-либо в чем-либо - значит добиться такого состояния, когда убеждаемый, вследствие логичных рассуждений и умозаключений, согласится с определенной точкой зрения и будет готов защищать ее или действовать в соответствии с ней .

    Основными средствами убеждения выступают графический знак, образ, тембр речи, жест, мимика, эмоционально-волевые состояния, ритм речи и действий, свет и цвет наглядного средства, результаты труда, статус и авторитет убеждающего. Следует добавить, что не все люди в равной степени обладают готовностью принять точку зрения воздействующего лица. Чаще всего воспринимается лишь та информация, которая согласуется с имеющимися установками .

    По мнению Майерса , существует два способа убеждения: прямой и косвенный.

    Прямой способ убеждения - это убеждение, имеющее место, когда заинтересованная аудитория сосредотачивает всё внимание на благоприятных аргументах .

    Косвенный способ убеждения - это убеждение, имеющее место в том случае, когда на людей влияют случайные факторы, например: привлекательность автора .

    Прямой способ убеждения имеет место, когда люди от природы склонны анализировать происходящее или заинтересованы в предлагаемой теме. Если тема не привлекает устойчивого внимания аудитории, убеждение может осуществляться посредством косвенного способа, когда люди используют случайные признаки или эвристику для поспешных выводов . Убеждение, осуществляемое прямым способом, является более аналитическим и менее поверхностным, оно более устойчиво и с большей вероятностью способно повлиять на поведение .

    Вся процедура убеждения укладывается в четыре вида воздействия. Это информирование, разъяснение, доказательство и опровержение .

    Информирование - это сообщение, во имя чего личность должна действовать. Для того чтобы побудить личность к деятельности, требуется целый спектр побудительных воздействий . Это связано с тем, что субъект воздействия, прежде чем действовать, хочет убедиться, что надо делать и сумеет ли он это делать. Никто не начнет действовать, если считает, что действовать, либо не стоит, либо невозможно. Психолог Т. Томашевский вывел вышеизложенную зависимость и выразил её следующей формулой:

    по которой решение, приводящее к действию, является функцией (f) ценности цели (У) и вероятности ее реализации (р) " . Между оценкой ценности цели и оценкой вероятности ее реализации существует отношение псевдопроизведения (если один элемент приближается к нулю, тогда и все произведения" приближается к нулю, несмотря на величину другого элемента).

    В формуле Томашевского отражена очень важная для руководителя мысль: чтобы побудить работника к нужной деятельности, следует информировать его о ценности цели и вероятности ее достижения, т. е. убедить его в целесообразности действий .

    Ярким примером в этом плане является работа с людьми по стимулированию их на внедрение новой технологии и новой техники. Следует подчеркнуть, что все известные нам нововведения по степени принятия их людьми можно разделить на две группы:

    • а) нововведения, имеющие отношение исключительно к технической (технологической) стороне производства;
    • б) нововведения, связанные с социальными аспектами производства.

    Первая группа нововведений - это, например, совершенствование какого-либо технического устройства, облегчающего труд работника.

    В начале 2000 годов на многих предприятиях появилась проблема, связанная с компьютеризацией. Она заключается в том, что это техническое устройство значительно облегчит труд работника, при условии, что сотрудник владеет навыками работы с этой машиной. Зачастую специалисты в своём деле и большим опытом работы сталкивались с тем, что они беспомощны перед компьютером. Сотрудники обычно с негативизмом ждали такого нововведения, это связано было боязнью нового, ригидностью. Важно в таких случаях информировать персонал о пользе всякого нововведения, отправлять работников на курсы по овладению необходимыми навыками. Необходима работа с информацией для руководителя, как и по каким каналам, она поступает к подчинённым.

    Вторая группа нововведений обычно также внедряется не гладко. Дело здесь заключается в том, что такое нововведение ломает устоявшиеся стереотипы поведения персонала .

    Информирование о результатах работы - ознакомление с результатами деятельности оказывает стимулирующее воздействие на сотрудников. Рядом исследователей доказывается, что информирование исполнителя способно повысить результаты труда на 12 - 15% .

    Речь идет об информации, как об успехах, так и о неудачах. В то же время отсутствие какой-либо информации приводит к снижению результатов, напряженности, конфликту . Кроме того, информирование способствует налаживанию благоприятных деловых отношений "по вертикали", улучшает взаимопонимание, облегчает процесс воздействия в целом. Хорошо организованное обсуждение результатов работы способствует мотивации подчиненных, а также необходимо для ощущения ими собственной значимости и внесения тех или иных изменений в их поведение . Сила цифры иногда оказывается более действенной, чем убеждения и наказания .

    Информирование о результатах деятельности будет действенно при условии, что до этого произведена объективная оценка работы сотрудников на основе выделенных и согласованных критериев . Желательно, чтобы для молодого сотрудника их было немного (два-три). В дальнейшем можно включать в набор оценок результатов работы другие критерии, например коммуникабельность, обязательность, дисциплинированность, взаимодействие и т.п. Обсуждение результатов работы должно проводиться регулярно: один раз в квартал и по истечении года . В условиях дефицита количественных показателей деятельности подчиненных наибольшую трудность для руководителя будет представлять преодоление "эффекта ореола", т.е. позитивной оценочной пристрастности при благоприятном отношении к сотруднику и гипертрофированном внимании к недостаткам при антипатии .

    Следующий вид убеждающего воздействия, который занимает не менее важное место, чем информирование - это разъяснение . Сама должность обязывает руководителя производства разъяснять многие насущные вопросы. Можно выделить наиболее типичные виды разъяснения: а) инструктивное; б) повествующее; в) рассуждающее .

    Инструктивное разъяснение - это схематическое раскладывание деятельности подчиненных, побуждаемых к усвоению инструкции . При таком разъяснении мышление подчинённого не загружается, а задействуется память. Следует заметить, что такой прием не очень нравится творческим натурам или лицам с художественными наклонностями. У тех же, кто привык к строгим, можно сказать алгоритмическим, правилам и указаниям, инструктирование не порождает противодействия .

    Повествующее разъяснение - это своеобразный рассказ нацелен на изложение фактов в виде живого повествования, которое последовательно приводит к вполне определенным выводам . Во многих случаях такой вид разъяснений привычнее (знаком еще со школьной скамьи) и потому предпочтительнее. Но его использование обязывает руководителей производства тренироваться в компоновке материала сообщения, в постановке голоса, мимики и жестов .

    Рассуждающего разъяснения - это разъяснение с полемикой, активизирует мыслительную деятельность, побуждает внимательнее отнестись к предлагаемым конкретным выводам . Приёмы рассуждающего разъяснения важны для руководителей, общающихся с творческими, инициативными людьми, которые жаждут активного участия общения .

    Рассуждающее разъяснение строится таким образом, что руководитель ставит перед собеседником вопросы "за" и "против", заставляя его мыслить самого . При рассуждающем разъяснении можно, поставив вопрос, самому ответить на него, а можно побудить к ответу слушающего. Именно побудить, всем ходом рассуждения возбудить у собеседника желание дать ответ. Здесь нельзя требовать ответа. Как только руководитель начнет побуждать к ответу, рассуждающее разъяснение теряет смысл. При рассуждающем разъяснении слушающий вместе с руководителем ищет пути разрешения ситуации (конечно, под направляющим влиянием руководителя). Слушающий (подчинённый) при этом ощущает свою значимость. Когда же из него вытягивают ответы, то он, лишаясь такого ощущения, переходит в состояние психологической защиты. И тогда рассуждающее разъяснение превращается в инструктивное .

    Естественно рассуждающее разъяснение очень полезно и в устном выступлении руководителя перед аудиторией . В этом случае желателен переход от рассуждений к постановке проблемы. Таким образом, в рассуждающем разъяснении ответ на поставленный вопрос высказывается в основном руководителем, а в проблемном он формируется самими слушающими . Проблемное разъяснение практикуется главным образом перед аудиторией в специальном выступлении .

    Доказательство - логическая операция, строящаяся на основах законов логики: законе тождества, законе противоречия, законе исключённого третьего и законе достаточного основания . Суть доказательства заключается в том, что выдвигается какой-то тезис, и подыскиваются аргументы или доводы для доказывания тезиса .

    Сама процедура обычно называется демонстрацией . Чтобы убедить сотрудников или доказать им истинность какого-либо положения необходимы факты. Без фактов нет доказательства. Факты создают у работников соответствующий настрой на восприятие действительности, формируют установку .

    Оценка труда подчинённых очень сильно сказывается на мотивации их трудовой активности, если эта оценка воспринимается ими, как реальная, истинная, то она выполняет свою побуждающую функцию, если же она воспринимается, как заниженная, надуманная, не реальная, то и побуждения нет . Подчинённым нужны факты, доказывающие истинность оценки. Не менее важная роль в доказательстве принадлежит личным качествам руководителя . Успех доказательства зависит от его чувства такта, от умения ладить с людьми . Доказывая что-либо, мы тем самым отвергаем идею нашего собеседника, а значит для опровержения слово, дело и личность руководителя также свойственны, как и для доказательства .

    Опровержение - критика устоявшихся взглядов и стереотипов поведения людей, с разрушением и формированием его установок . Во время опровержения мы встречаемся с чувством собственного достоинства оппонента. В связи с этим одной логики оказывается недостаточно. Нет смысла вступать в спор, чтобы опровергнуть что-либо. Наш оппонент не признается, что был не прав, для замены одной установки на другую требуется не один день.

    Существуют специфические социально-психологические правила:

    1. При опровержении доводов оппонента следует обращаться к его чувству собственного достоинства. Чувство собственного достоинства равно отношению величины успеха данного лица к его притязаниям.

    Чем выше успех и чем меньше притязания, тем выше. Под успехом здесь понимается не материальная, социально-психологическая величина, выступающая в виде оценочных суждений со стороны окружающих . Во всех случаях добиваются успеха в тех случаях, если дают человеку почувствовать его собственное "Я": называют его по имени и отчеству, подчёркивают реальные заслуги, дают возможность проявить инициативу, побуждают к самостоятельным действиям, стараются не навязывать чужой образ мыслей, а стимулируют к размышлению .

    Эффективность убеждения зависит от личностных свойств тех, кого убеждают . Согласно исследованиям американских учёных убеждению не поддаются: люди с ограниченной фантазией, внутренне ориентированные личности, социально не контактные люди, лица с явно выраженной агрессивностью, индивиды с параноидальными тенденциями .

    Здравствуйте дорогие читатели! Сегодня мы рассматриваем сверх важную для развития и жизни каждого человека тему “Убеждения”. Много писем я получил на свою электронную почту с вопросами о том, как правильно работать со своими убеждениями. Но вначале рассмотрим основные положения: что такое убеждения человека? каково их значение? какие они бывают? Другие вопросы.

    Начнём с определений и с понимания значения убеждений.

    Что такое Убеждение

    Система убеждений – мировоззрение человека, знания записанные в его сознание и подсознание в виде жизненных установок (программ) и представлений (образов). Убеждения (представления о мире, о себе, др.) – информация, которая реализована и представлена в человека в виде мыслительных структур (живых и работающих установок).

    Другими словами, убеждения – это знания, превращённые в представления (установки, образы и ощущения), которые являются для человека основной принятия всех его жизненных решений.

    По сути, убеждения человека – это стержень его , то, во что человек верит по отношению к себе самому, по отношению к окружающему миру и к своей судьбе, то, на что он опирается по жизни, что определяет все его решения, действия и результаты по судьбе.

    Сильные позитивные убеждения дают человеку сильный стержень, делая его успешным, эффективным, т.д. Слабые, неадекватные убеждения делают стержень гнилым, а человека, соответственно, слабым и немощным.

    Основополагающие направления, по которым нужно формировать свои позитивные убеждения! Какие убеждения составляют ваш Стержень:

    Более простым языком, убеждения – это ответы на основные жизненные вопросы, которые и составляют мировоззрение человека.

    1. Отношение к окружающему миру: мир он какой? плохой, ужасный, опасный? или, мир он разный и в нём есть всё, но он прекрасный, и он даёт человеку тысячи возможностей для познания, счастья и успеха? и каждый, раньше или позже, получает по заслугам, или Добра и Зла – нет и любое зло может сойти с рук?
    2. Восприятие себя, отношение к себе: ответы на вопросы – кто я и для чего я живу? я животное, просто тело, которым управляют инстинкты? или я божественная, светлая и сильная по своей природе Душа с огромным потенциалом?
    3. Отношение к своей жизни и судьбе: я рождён, чтобы страдать, быть козлом отпущения и от меня ничего не зависит? или я родился для великих целей и свершений, и всё зависит от моего выбора и я смогу достичь всего, что душа пожелает?
    4. Отношение к другим людям: они все гады, желают мне зла, и моя задача ударить первым? или все люди разные, есть достойные, есть негодяи, и я сам выбираю с кем общаться и связывать свою судьбу, а кого вообще не стоит к себе подпускать?
    5. Отношение к обществу: общество – это грязь, загнивание, и в нём нет ничего хорошего, поэтому – “ненавижу”? или, в обществе во все времена было, как много хорошего, так и плохого, и моя цель приумножать , Благо, делая общество более достойным и совершенным?
    6. Другие.

    Из таких ответов и соответствующих обоснований выстраивается не только мировоззрение человека. Такие убеждения являются основой всех личных качеств человека и его принципов: что и определяет – он лживый или честный, ответственный или безответственный, смелый или трусливый, сильный духом и волей или бесхребетный и слабый, т.д. В се качества и жизненные принципы человека строятся на фундаментальных убеждениях (представлениях и установках).

    В сознании эти убеждения так и записаны, в виде прямых программ, ответов на вопросы:

    • “Я – достойный, сильный, я всё смогу” или “я – ничтожество, чмо бесхребетное и ни на что не способное”.
    • “Я – бренное и больное тело, жующий организм” или “я – бессмертная Душа в физическом теле, и во мне заложен безграничный потенциал”.
    • “Мир – ужасен, жесток и несправедлив” или “мир – прекрасен и удивителен, и в нём есть всё для роста, счастья и успеха”.
    • “Жизнь – это сплошное наказание, это боль и страдания” или “жизнь – это дар Судьбы, уникальная возможность для развития, созидания и борьбы”.

    Такие убеждения можно назвать основополагающими или стержневыми.

    Вы можете сами проверить, какие установки по этим вопросам записаны в вашем подсознании, позитивные или негативные, сильные или слабенькие:

    Для этого просто произнесите про себя или в слух начало установки, например: “мир это…” и слушайте себя, своё подсознание, какие мысли последуют за началом фразы. Какое определение миру даст ваше подсознание? Выпишите все ответы, которые родятся у вас внутри. И, если вы были искренние перед самим собой, вы увидите фронт предстоящей работы – сколько хорошего, а сколько негатива, и над чем нужно будет поработать.

    Сознательные и подсознательные убеждения

    Сознательные убеждения – те, которые живут (записаны) в голове человека (в интеллекте). Подсознательные убеждения – те, которые реализованы в жизни человека, и работают на уровне его качеств, эмоций, реакций и привычек. На много сложнее менять подсознательные убеждения. Но именно они и определяют практически всё, на 90%, что происходит в жизни человека и его судьбе.

    Как это работает? Вы наверное встречали людей, которые сознательно всё знают и понимаю – как правильно жить, во что правильно верить, что нужно делать, чтобы быть счастливым, успешным, радостным, сильным, богатым, добрым, смелым и т.д. И они отлично и складно обо всё рассказывают, если их спросить. Но в своей жизни они ничего на деле реализовать не могут, оставаясь внешне бедными, внутри несчастными и слабенькими.

    Почему так происходит? Потому что, в голове у таких людей записаны одни убеждения, а в подсознании реализованы совершенно другие, часто противоположные. Например , человек прекрасно понимает, что смелым быть хорошо, знает что такое смелость и говорит “да, я так хочу”, но в его подсознании живут убеждения и страха, и эти страхи его делают слабым, ненадёжным и трусливым по жизни. Так рождается множество противоречий в человеке между его и . И пока человек не поменяет свои подсознательные убеждения, пока не уберёт негативные установки и не сформирует позитивные, в жизни его и в нём самом качественно ничего не поменяется, он так и будет славить смелость и мужество, оставаясь при этом трусом и слабаком.

    Или , человек знает и понимает, что обманывать не хорошо, что ни к чему хорошему враньё не ведёт, но сам по жизни всё время лжёт и прослыл лжецом. Часто бывает так, что люди с такой пагубной привычкой просто ничего не могут с собой поделать, потому что убеждения, лежащие в основе их лживости, реализованы в подсознании на уровне привычек и реакций: как говориться “сначала соврал, а только потом понял, что наговорил”.

    То же касается и всех остальных качеств, убеждений, привычек. Например , такое качества, как . Ответственность – это способность человека держать данное им слово перед другими людьми и перед самим собой, принцип “сказано – сделано”. И в голове он знает что такое ответственность, и очень даже хочет быть ответственным, хочет сдержать слово, но в его подсознании записано много установок подпитывающих его : “сегодня неохота, завтра сделаю”, “та ничего страшного не случиться, если опоздаю на денёк”, “скажу, что форс мажор случился”, и другие оправдания, почему не обязательно держать данное слово.

    С эмоциями дело обстоит так же. В основе эмоций тоже лежат ни что иное, как подсознательные убеждения человека. Позитивные убеждения рождают и ощущения (теплота, добродушие, радость, др.), негативные убеждения – (раздражение, гнев, обиды, т.д.).

    Так, в основе эмоции “обида” лежат подсознательные убеждения её подпитывающие, обосновывающие, оправдывающие. Например объясняющие – почему другой человек такой негодяй, как он был не прав по отношению к вам, и почему вы такой весь невинный и несправедливо страдающий. Чтобы убрать негативную эмоцию и заменить её на позитивную – нужно определить те установки, которые лежат в её основе (в основе обиды) , и заменить их на позитивные установки, которые являются основной прощения и добродушия . Это называется перепрограммированием своего подсознания.

    Позитивные и негативные убеждения

    Позитивные или адекватные убеждения – представления (знания) и установки соответствующие Духовным Законам (Идеалам ). Такие представления дают человеку максимальные радость (состояние счастья), силу (уверенность, энергию), успех (эффективность, положительные результаты) и позитивные последствия по судьбе (благодарность и любовь других людей, награды духовные и материальные, рост светлых чувств, благоприятные возможности по судьбе, др.).

    Позитивные убеждения – сильные, полные и адекватные ответы на самые важные жизненные вопросы. Ответы, которые дают Душе радость и прилив позитивных сил, снимают ограничения, страдания, боль, максимально раскрывают заложенный в ней потенциал.

    Негативные убеждения – заблуждения, неадекватные представления и установки не соответствующие Духовным Законам. Неадекватные представления – ведут к потере радости в сердце (к боли и страданиям), к утрате сил (к слабости, к потере энергии), к неудачам, к негативным эмоциям и ощущениям, а в итоге, к разрушению судьбы (крах целей, страдания, болезни, смерть).

    Негативные убеждения, неадекватные представления – всегда ведут к таким же неадекватным решениям и ошибочным действиям, которые в свою очередь приводят к негативным результатам и последствиям: украл – сел в тюрьму, соврал – потерял доверие и отношения, и т.д.

    • Если человек живёт в негативе – в его жизненных убеждениях много ошибок.
    • Если делает, старается, а результатов нет – в убеждениях есть ошибки.
    • Если страдает много – это результат ошибок в подсознательных убеждениях.
    • Постоянно болеет, испытывает боль – ошибки в убеждениях, причём в больших объёмах.
    • Если из нищеты выбраться не может – ошибки в убеждениях в сфере денег.
    • Если одинок и отношений никаких нет – ошибки убеждений во взаимоотношениях.
    • И т.д.

    Что с этим делать? Работать над собой! Как? Подробнее читайте в следующих статьях:

    С целью научиться работать со своими убеждениями вы можете обратиться к Духовному Наставнику. Для этого – .

    Успехов Вам и постоянного роста Позитива!