Урок развития речи «Описание предмета. Сочинение описание любого предмета

Тема (предмет описания) Тема [от греч. théma, буквально - то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, изображения, исследования, выступления, дискуссии. 2) Объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отображенных писателем или художником и спаянных воедино авторским замыслом. Органическая связь с идейным замыслом в известной мере даёт основания понимать Т. и как основную проблему, идею произведения (отсюда - понятия «идейно-тематическая основа» или «идейно-тематическое истолкование» произведения; см. Содержание и форма в искусстве). Отмечая роль миросозерцания художника в выборе и формировании Т., следует иметь в виду, что художественная Т. не существует вне художественного образа и, в частности, вне сюжета (в повествовательных и драматических произведениях), хотя её логическое вычленение и более допустимо, чем иных компонентов художественного содержания. Поэтому Т. нельзя трактовать однозначно: всякое произведение тяготеет к многотемности - тематике (этим же словом называют совокупность Т. отдельного писателя, художественного направления, эпохи). Образное «бытие» Т. приводит также к тому, что в конечном итоге различные произведения на одну общую тему (например, о «лишнем человеке» или «потерянном поколении» ) обретают разный духовно-ценностный смысл; в поэзии существуют так называемые «вечные темы» - о любви, смерти, свободе и др. В современном искусствознании бытует понятие «тематическая картина» - художественное произведение на значительные Т. (военно-исторические, трудовые, бытовые). Т. выступает жанрообразующим принципом в изобразительном искусстве (бытовой, исторический жанр, портрет) и отчасти в литературе (научная фантастика, детективная литература). В музыке Т. - построение, выражающее определённую музыкальную мысль и представляющее важный элемент музыкального произведения. Как правило, в музыкальной пьесе Т. не только излагается, но и развивается. В полифонической музыке Т. одноголосна и поочерёдно проводится в различных голосах, в гомофонной музыке Т. обычно объединяет ведущую мелодию и сопровождающие голоса, дающие мелодии гармоническое истолкование. В основе относительно крупных музыкальных пьес часто лежит 2-3 и более контрастирующих Т. (см. Политематизм ; наиболее сложное построение в инструментальной музыке свойственно сонатной форме ). В других случаях сочинение строится на больших или малых свободных (вплоть до изменения жанровой основы) преобразованиях одной темы (см. Вариации , Монотематизм ). Иногда, особенно в оперной музыке, значение Т. приобретают и очень короткие музыкальные построения (см. Лейтмотив ).

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Тема (предмет описания)" в других словарях:

    Тема - [от греческого thema, буквально то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, исследования, разговора и т.д. 2) В искусстве (литературе, театре, кино, живописи) объект художественного изображения, круг жизненных явлений, запечатленных в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Энциклопедия социологии

    Энциклопедический словарь

    Ы; ж. [греч. thema то, что положено в основу] 1. Предмет повествования, изображения, исследования. Неисчерпаемая, основная т. Историческая, бытовая т. Вечная, актуальная т. Т. доклада, диссертации. Т. романа, стихотворения. Т. для монографии.… … Энциклопедический словарь

    I Тема [от греч. théma, буквально то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, изображения, исследования, выступления, дискуссии. 2) Объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отображенных писателем или художником и … Большая советская энциклопедия

    ТЕМА - (от греч. thema вопрос для обсуждения) англ. subject/theme; нем. Thema. 1. Предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д. 2. В научной работе часть научной проблемы, охватывающая один или несколько вопросов, к рые предстоит решить … Толковый словарь по социологии

    Реферат - кратко изложенное содержание произведения, включающее его осн. положения, фактические сведения и выводы и позволяющее определить целесообразность его чтения целиком. Р. является одним из элементов аппарата издания его выходных сведений. Р. может… … Издательский словарь-справочник

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: урок обучающего сочинения.

Уровень подготовки класса: высокий.

Цели урока:

Познавательные:

  • повторить через анализ готовых текстов следующие понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;
  • познакомить с особенностями описания предмета в научном и художественном стилях;
  • показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому;
  • познакомить с языковыми средствами изображения признаков предмета в художественном стиле;
  • показать возможные речевые недочеты сочинения-описания предмета.

Практические:

  • совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль;
  • формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания;
  • формировать умение отличать художественное описание от научного;
  • учить рецензировать написанное;
  • формировать умение строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений.

Общепредметные:

  • развивать наблюдательность, способность видеть признаки предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации;
  • воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира.

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Прежде чем садиться, посмотрите минутку вокруг себя, обратите внимание на то, какие предметы вас окружают в нашей классной комнате, какие из них привлекают ваше внимание постоянно, а какие из них вы почти не замечаете. Подумайте, почему так происходит. Садитесь, пожалуйста.

II. Объяснение нового материала:

Организация восприятия темы:

Вопросы к классу

  1. Назовите предметы, которые привлекают ваше внимание в классе. Попробуйте объяснить, чем именно. Это связано с их красотой, изяществом, необычностью, обыденностью, безобразием, уродством, загадочностью, неясностью предназначения, цветом, формой, постоянным использованием и т. п.
  2. Какие предметы вы вообще не замечали и увидели их только сегодня, когда стали специально осматривать класс?
  3. Когда вы объясняли, чем именно привлек ваше внимание тот или иной предмет, то перечисляли признаки этого предмета. Как называется тип текста, в котором изображаются признаки предмета, явления?
  4. На какой вопрос отвечают описательные тексты?
  5. Верно. Тексты описательного типа отвечают на вопрос какой?, основным своим содержанием имеют описание словами признаков изображаемого словами предмета, явления, состояния. Описание признаков может быть разным в зависимости от цели описания. Скажите, в каких жизненных ситуациях человеку требуется умение подробно, точно описать предмет?
  6. Где мы с вами найдем точное, подробное описание предмета? Предметов?
  7. А где можно встретить образное описание отдельного предмета?

Вывод: Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни необходимы ему, чтобы экономить время в быту, в хозяйстве, другие - помогают учиться, третьи - облегчают общение с людьми... Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они связаны, как правило, с какими-либо воспоминаниями и являются своеобразными символами событий, встреч, дорогих сердцу людей, милых душе и глазу мест...

Цель урока - учиться описывать такие памятные предметы в художественном стиле. Открывайте тетради по развитию речи, записывайте число и тему урока "Сочинение-описание предмета". Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с текстами, содержание которых является описанием какого-либо предмета, и на примере анализа таких текстов подготовимся к написанию домашнего сочинения.

Осознание сути нового материала (организуется через метод аналитических наблюдений над готовым текстом):

Задание № 1.

Цель: Вспомним строение описательного текста, т. е. его композицию.

Задание: Прослушайте текст, определите его тему и основную мысль, подумайте, на сколько частей по содержанию он распадается. Это отрывок из рассказа К. Бальмонта "На волчьей шубе".

Хозяин усадьбы, если отлучался, как теперь, приказывал старой ключнице хорошенько накормить барчонка и уложить его спать вовремя, в столовой, на волчьей шубе, и печку зажечь, чтобы было тепло и чтоб можно было мальчику потешиться огнем. Волчья шуба была огромная и причудливая. Целых пять волков распростились со своей волчьей жизнью, чтоб она могла быть сделана, и весь мех был очень хороший, светло-серый с беловатым оттенком, каковой весьма ценится знатоками.

Причудливая шуба из пятерного меха была скорее украшением, чем предметом необходимости. Охотник надевал ее лишь иногда, поверх другой теплой одежды, когда он ехал куда-нибудь очень далеко, и во время лютых морозов. А так, обыкновенно, эта шуба служила лишь для дивования немногих посетителей уединенной усадьбы, да вот иногда молчаливый рыжий мальчик спал на ней"

(По К.Бальмонту.)

Вопросы после прослушивания текста:

  1. О чем говорится в этом тексте?
  2. На сколько частей по содержанию он распадается?
  3. О чем говорится в первой части?
  4. Во второй?
  5. В третьей?

Вывод: Таким образом, мы с вами вспомнили, что описательный текст, как правило, состоит из трех частей: начало, основная часть, концовка. При описании предмета в начальной части обычно рассказывается о том, откуда появился предмет, кому он принадлежит или почему о нем дальше пойдет речь; в основной части описываются признаки предмета, каждое предложение этой части добавляет к сказанному новые признаки; конечная часть чаще всего выражает отношение автора к описываемому предмету. В ней часто формулируется основная мысль. (По ходу данного обобщения учитель на доске, а дети в тетрадях записывают структуру описательного текста).

Описание предмета

  1. Начало (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?).
  2. Основная часть (Какой:. по форме, величине, цвету, материалу, назначению:?)
  3. Концовка (отношение).

Задание № 2.

Цель: Чтобы описать предмет точно, подробно, необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но в деталях.

Задание: Откройте пособие по развитию речи на с. 54, упр. 123, прочитаем, как описывает часы Э. Успенский, какие признаки этого предмета он отмечает.

Вопросы после чтения текста:

2. Найдите слова, при помощи которых Э. Успенский говорит о размере, величине часов.

3. Докажите, что эти прилагательные не только характеризуют величину часов, нои показывают, что автор удивлен, пораженихразмером.

Вывод: Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета словами рисуются его признаки по величине, форме, цвету, материалу, строению (устройству). При этом специально подчеркиваются какие-то примечательные, необычные его стороны, детали. Для этого выбираются такие слова, которые могут передать неповторимость предмета и наше удивление, восхищение этой неповторимостью. В каком стиле речи возможно так изобразить словами предмет?

Задание № 3.

Цель: Наша с вами задача - научиться описывать предмет именно в художественном стиле, значит, образно, красочно, с передачей собственных впечатлений о предмете.

Задание: Сравните два текста, описывающих один и тот же предмет - перочинный нож. Один текст помещен в упр. 126 на с. 54 пособия по развитию речи, другой - на карточке № 1 у вас на партах.

Перочинный нож.

Перочинный нож - это небольшой карманный складной нож. Он имеет одно или несколько стальных лезвий, в каждом из которых есть углубление для открывания ножа пальцем. Перочинным этот нож называется потому, что первоначально, он служил для чинки гусиных перьев.

Вопросы после чтения текстов:

  1. В каком из описаний только сообщаются сведения о перочинном ноже, а в каком - автор делится своими впечатлениями о нем?
  2. Найдите в описании В. Солоухина те слова, которые передают впечатления от предмета, выражают отношение к нему.
  3. Что именно в устройстве перочинного ножика восхищало автора, когда он был мальчиком?
  4. Почему таких слов нет во втором тексте?
  5. Назовите сведения из текста В. Солоухина, которых нет и не может быть во втором описании. Почему?

Вывод: Значит, описание предмета в научном стиле - это точное, однозначное, полное перечисление его существенных признаков, без какой-либо оценки. Описание в художественном стиле предполагает выражение отношения к изображаемому; в таком описании не так важно перечислить все детали предмета, как важно остановиться на самых ярких, позволяющих создать образ предмета. Вот как, например, описывает старинную шарманку А.И. Куприн в повести "Белый пудель".

Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из "Путешествия в Китай" - обе бывшие в моде лет тридцать- сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной - дискантовой - пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу открывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор, пока ей вдруг приходило желание замолчать.

(А.И. Куприн.)

Задание № 4 .

Послушайте и подумайте, каким приемом создания образности, известным нам по сказкам, пользуется А. Куприн в этом тексте-описании?

Вывод: Верно, приемом олицетворения. Благодаря этому приему шарманка будто оживает, воспринимается живым существом, а описание становится эмоциональным, образным.

Задание № 5.

Цель: Такими же эмоциональными, образными должны быть и ваши будущие сочинения. Чтобы успешно справиться с такой задачей, поучимся видеть ошибки в языковом оформлении сочинений и исправлять их.

Задание: Прочитайте фрагменты трех сочинений на карточке № 2, укажите, какие слова мешают воспринимать эти тексты легко, с интересом.

Фрагмент № 1.

Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.

Фрагмент № 2.

Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтал о заводном зайчике (замена - о такой игрушке).

Фрагмент № 3.

Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.

Какие слова повторяются в этих фрагментах? Устраните повторы, воспользовавшись одним из следующих способов:

а) исключение повторяющегося слова;

б) замена местоимением;

в) замена синонимичным для данного текста словом или словосочетанием.

Вывод: При написании своего сочинения пользуйтесь этими способами устранения неоправданных повторов одних и тех же слов и выражений.

Итоги урока:

Кратко повторим то, о чём вам следует помнить при написании сочинения дома.

  1. Из каких частей состоит описание?
  2. О чём говорится в первой части?
  3. В основной?
  4. В конечной?
  5. Чем художественное описание отличается от научного?

Домашнее задание:

Упр. 295. Вот так же, как здесь в классе, вы должны будете дома внимательно рассмотреть выбранный вами для описания предмет, вспомнить, как и благодаря кому он оказался у вас, чем этот предмет вам или вашей семье особенно дорог, и написать сочинение в художественном стиле на тему "Моя любимая игрушка", "Самый дорогой подарок" и т. п.

Урок окончен! Всем спасибо!

Литература

  1. Гадалова В.В. Теория и практика урока русского языка - М.: Московский лицей, 2002.
  2. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. средн. шк. - М.: Просвещение, 1992.
  3. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. А Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2010.

УРОКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Тема 11. УСТНЫЙ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СТИЛЕ

ВСПОМНИМ. Что такое описание?

508 И. Есть ли в вашей комнате, во дворе дома или в школе самый красивый или любимый вами предмет? Как бы вы могли его описать?

II. Рассмотрите иллюстрацию. Какой предмет на ней изображен? Подберите слова (словосочетания), с помощью которых можно передать его внешний вид.

Петриковская роспись

«Известное» и «новое»

Описать предмет-значит назвать его признаки, а также признаки его частей.

«Известным» в предложениях описания является название предмета или его частей. «Новым» является название признака. НАПРИМЕР:

Структура

Текст описания должен иметь вступление, основную часть, концовку.

Структура сочинения-описания предмета

Художественное описание

Художественное описание отражает предметы в яркой, образной форме с целью эмоционального воздействия на читателя. В таком описании используем художественные средства (сравнения, эпитеты и др.).

Обратите внимание

К описанию можно поставить общий вопрос какой?

509 И. Прочитайте текст. Определите его стиль речи. Докажите, что в тексте есть описание предмета, а не рассказ о нем.

Я держу в руках новенький карандаш. Он поблескивает на солнце своими шестью гранями. Карандаш одет в желтую рубашку и похож на солнечный лучик. На одежде вышит узор из ярких цифр и буквы. Я застругую карандаш, снимаю с него деревянные кудряшки. Из-под них выглядывает острый, как игла, носик черного цвета со стальным отблеском. Это - стержень, сердцевина неутомимого труженика. А еще карандаш имеет маленькую резиновую шапочку, которой будет исправлять мои ошибки.

С таким помощником я с удовольствием ходить в школу.

II. Проследите, как разворачивается мысль в тексте. Для этого определите, какой предмет описан в тексте. Что нового мы узнаем о предмете с каждого следующего предложения? Укажите «известное» и «новое» в предложениях описания,

III. Найдите использованы в описании художественные средства (эпитеты и сравнения), слова в переносном значении.

510 Выберите один из предметов, который есть в вашем портфеле (доме, квартире, дворе, классе). Внимательно рассмотрите предмет, его части («известно»), назовите его признаки («новое»). Составьте план сочинения-описания этого предмета. По плану устно опишите предмет в художественном стиле. Воспользуйтесь представленным ниже ориентировочным планом.

Ориентировочный план сочинения-описания предмета

1. Как предмет появился у меня?

2. Размер и форма предмета.

3. Цвет (запах, вкус) предмета.

4. Материал, из которого сделан предмет, отделка.

5. Части предмета, их размеры, форма, цвет.

6. Я люблю пользоваться предметом.

511 Вспомните какой-то из фантастических предметов, которые упомянуты в сказках, мультфильмах или кинофильмах (волшебную палочку, шапку-невидимку, меч и тому подобное). Составьте художественное произведение-описание этого предмета. По желанию нарисуйте этот предмет (на отдельном листе).

512 И. Вспомните, что вам известно о жизни и творчестве известной украинской художницы Екатерины Билокур (параграф 7, упражнение 53)

II. Рассмотрите репродукции картин К. Билокур. Что на них изображено? Или можно какой-то из предметов считать второстепенным, лишним? Какое впечатление производят картины на вас?

К. Билокур. Натюрморт с колосками и кувшином

К. Билокур. Богдановские яблоки

III . Составьте устно сочинение-описание яблоки или кувшина за картиной Екатерины Белокур (в художественном стиле). Воспользуйтесь справкой и памятником, представленным ниже.

СПРАВКА. Яблоко червонощоке, свежее, большое, круглое; чувствуешь аромат яблок; цвета яркие, сочные.

ПАМЯТНИК

Как составлять сочинение-описание предмета или животного по картине

1. Внимательно рассмотреть картину. Определить, что на ней изображено, ощущение настроения художника. Обратить внимание на цветовые особенности картины.

2. Рассмотреть предмет (животное), который вы хотите описать. Обратить внимание на детали, которые раскрывают его образ.

3. Определить тему и основную мысль будущего высказывания. Составить план.

5. В основной части описать предмет (животное).

6. В заключении передать свое впечатление от предмета (животного): понравился ли он вам? Почему?

Урок развития речи: «Описание предмета»

Цель: познакомиться с особенностями художественного описания предмета

Задачи: Повторить с учащимися правила оформления сочинений, правила разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать культуру речи учащихся; развивать чувство стиля, способность к описательной речи.

Планируемые образовательные результаты :

Предметные : знать особенности художественного описания предмета; приемы систематизации материала; уметь излагать мысли на заданную тему; использовать самостоятельно найденный материал.

Метаредметные: способность к осознанию цели учебной деятельности и умение ее пояснить; умение ориентироваться в ситуации и условиях общения; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения : наблюдение за языком, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: Компьютер, проектор.

Наглядно-демонстративный материал : картинки, информационные карточки

Основные понятия и термины : публицистический стиль, заметка.

Ход урока:

Мотивация

Вступительное слово:

Ребята, давайте определим свой настрой на урок: покажите тот смайлик, который отражает ваше настроение в настоящий момент.

Актуализация и пробное учебное действие (воспроизведение ранее изученного, эвристическая беседа).

Для анализа предлагается учащимся детское сочинение, в котором описывалась любимая игрушка мальчика. Ребятам нужно выделить тему, основную мысль теста. Разбить его на микротемы.

Таким образом, мы выяснили, что очень важную роль при написании сочинения играют тема и цель. Нужно сразу же четко решить, для кого и с какой целью сочинение пишется.

3. Выявление места и причины затруднения

Как вы думаете, каким по типу речи должно быть ваше сочинение, опираясь на информацию в карточках? (Рассказ описательного характера).

Есть ли вас дома, в квартире предмет, который, как вам кажется, наиболее красивым или нравится больше других? Есть ли у вас любимая игрушка? Как бы вы могли описать этот предмет?

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся, беседа по вопросам, анализ предложенного учителем текста.

Учащиеся совместно с учителем формируют цель учебной деятельности.

Учитель предлагает детям картинки разных предметов и игрушек и карточки с вопросами:

Что изображено на картинке?

О каких признаках предмета мы можем рассказать по картинке?

Назначение предмета.

Личное отношение к нему.

Для того, чтобы текст получился связным, законченным, интересным, необходимо подумать, какой именно предмет вы хотите описать. Можно вспомнить интересный случай, связанный с этим предметом, историю его появления дома. По возможности необходимо создать такое описание, которое помогло бы читателю максимально ярко, точно и подробно представить описываемую вещь. Для того, чтобы грамотно написать рассказ, не упустив ничего лишнего, необходимо продумать последовательность текста, то есть составить план.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Попробуйте составить план описания одного из предметов. А потом мы сравним ваши планы с предложенным в презентации.

План - образец

Название предмета, его история.

Описательная часть:

Размер

Цвет, рисунок

Материал

Фактура

Для чего используется этот предмет, его основные функции.

Отношение к описываемому предмету

Учитель организует и сопровождает учебную деятельность детей.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Учитель контролирует правильность выполнения задания.

Чтобы сочинение получилось интересным, описательную часть можно несколько расширить по сравнению с остальными пунктами плана. Какой-то признак предмета вы можете описать более подробно, ярко.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель организует и сопровождает деятельность детей, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом

8. Включение в систему знаний и повторений

Беседа по вопросам:

В каком стиле должно быть написано сочинение? Могут ли в тексте присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске?

Каким должно быть название рассказа?

Каким образом должен составляться план рассказа?

Какие пункты мы можем включать при описании предмета?

9.Рефлексия учебной деятельности

- Что нового узнали на уроке? Какие трудности появились у вас в процессе работы? Как Вы их преодолевали?

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку вашей работе (смайлики)?