Валерий Яковлевич Брюсов. «Кинжал. «Кинжал» В. Брюсов

В стихотворении «Кинжал» В. Брюсов обращается к теме предназначения поэта и поэзии. Эта тема часто поднималась великими русскими классиками в их творениях. Об этом писал и Пушкин, и Лермонтов… Но несмотря на это, рассуждения Брюсова нельзя назвать посредственными и ординарными. Пусть он не первый рассуждает на эту тему, но рассуждения его оригинальны и не являются «очередными» в общем потоке.

Взгляды Брюсова на роль поэта в жизни общества отличаются от взглядов его предшественников. Главная идея стихотворения такова: творец должен вынимать из ножен “кинжал поэзии» и призывать народ к борьбе только тогда, когда сам народ окажется в полной готовности к переменам. Иначе борьба будет лишена всякого смысла. Ранее авторы высказывали в своих стихотворениях мысль о необходимом бунте поэта, его восстании против большинства. В их понимании поэт противопоставлен обществу, и именно из этого противопоставлении вытекает прогресс, движущая сила. У Брюсова абсолютно другое видение. Он наоборот придерживается мнения о том, что поэт и общество – это одна сила, части которой не могут существовать отдельно.

Линейная композиция стихотворения выстроено предельно четко. Автор развивает свою мысль последовательно на протяжении всех 5 строф. В первой строфе Брюсов призывает поэта к борьбе, формулируя тезис о том, что «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,

И песня с бурей вечно сестры».

Однако во второй строфе автор делает резкое замечание, реставрируя смысл первой строфы. По его словам, когда у народа нет “ни дерзости, ни сил”, лучше не поднимать народ на борьбу, а уйти с головой в свой собственный поэтический мир, ибо реальный мир к переменам не готов.

В третьей строфе он продолжает развивать мысль о том, что поэт не может противостоять общественным настроениям, ибо именно они строят дальнейший путь развития, а не единичные личности. Брюсов «ненавидит всей этой жизни строй», который он считает позорно-мелочным, неправым, некрасивым». Но ничего предпринять он не может, ибо поэт и общество-это одно целое и противостояние между ними обречено на неудачу, которая повлечет за собой неотвратимые последствия, а именно – крах идей борьбы и падение прежних идеалов.

В четвертой строфе автор описывает уже иную ситуацию. Ту, в которой поэт и общество уже полны радикальных настроений и настроены на активную борьбу. Брюсов пишет: «Я вторю грому с небосклона», подчеркивая его готовность разделить боевой дух общества, направлять его в нужное русло.

Пятая строфа подводит итог всему стихотворению. В ней Брюсов обобщает мысль о том, что смысл имеет только совместная борьба поэта и общества. Невозможно двигаться к переменам, если люди опустили головы и не хотят смотреть на предстоящий путь.

Стихотворение доверху наполнено художественными средствами. Давайте обратимся к ним.

Сразу бросается в глаза обилие пафосной лексики. Я полагаю, автор вводит ее для того, чтобы придать стихотворению должную торжественность. Ведь оно, по сути, является своеобразным манифестом, выражающим отношение Брюсова к роли поэта и поэзии в обществе. Хоть Брюсов и является поэтом-символистом, все строки стихотворения выстроены четко, здесь нет места двусмысленным образам, что произведение с понятием классицизма.

Ритмика стихотворения также работает на основное идейное содержание. В первых трех строчках каждой строфы поэт использовал шестистопный ямб, а в заключительной – четырехстопный. Такая ритмическая конструкция придает четверостишиям «Кинжала» афористичность, объемность, нужную эмоциональную напряженность.

Что касается звукописи, то в четвертой строфе можно заметить аллитерацию («заветный зов трубы», «я вторю грому» и т.д.). Более того, в том или ином виде она прослеживается по ходу всего произведения. В свою очередь, строчка «Как прежде, пробежал по этой верной стали» дает выверенное сочетание ассонансов (на «е» и «а») с пунктиром «рокочущих» согласных. Она не выражена так ярко, как у Бальмонта, например, однако Брюсов ее все равно использует, и она так же, как и ритмика, подчеркивает идейное содержание творения. Борьба, напряженность, мощность… Все это чувствуется сквозь строки.

Говоря о синтаксисе, нельзя не обратить внимание на обильное использование однородных членов в предложениях («Позорно-мелочный, неправый, некрасивый» ; «отточенный и острый.» ; «ни дерзости, ни сил и т.д). Мне кажется, они делают стихотворение более выразительным, образным.

После публикации стихотворения «Кинжал» в 1903 году, в литературном обществе возникло много споров, касающихся данного произведения. В начале двадцатого века, уже окрепший в поэтическом слове Брюсов постепенно отстраняется от юношеских начинаний в направлении символизма. Дореволюционные события полностью овладевают поэтом и становятся предтечей к коренному изменению в его творчестве. В работах Валерия Яковлевича все большее место занимают политические проблемы. Брюсов видит разлад в обществе, наблюдает, как растет недовольство народа властью, слышит возмущенные голоса людей и немоту правительства и, в ответ на развивающуюся революционную бурю, пишет.

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза

В первое десятилетие двадцатого века публикуются лучшие произведения поэта, которые ярко освещают окружающие его события, увековечивают личности выдающихся современников, их героические поступки. Стихотворение «Кинжал» наиболее четко отражает политические мысли автора. В своем произведении Брюсов ярко выражает свою позицию среди людей, размышляет о судьбе и фигуре поэта в историческом развитии общества.

Эпиграф «Кинжала» отсылает нас к лермонтовскому произведению, само название – повторяет название одного из стихотворений Пушкина. Однако, смысловая нагрузка сочинения Брюсова отличается от стихотворений двух русских гениев прошедших эпох. Прежде всего убеждениями: поэты девятнадцатого века считали, что их обязанность освещать путь людям, указывать им правильную дорогу. Брюсов думает иначе, о чем и рассказывает в своем стихотворении. Главная его цель не вести за собой людей в мир истины, а всего лишь поддержать людей в их выборе. Он не славный герой Данко, озаривший людям путь своим сердцем, он – поэт, и его предназначение увековечить событие.

Стихотворение наполнено торжественным звучанием, оно четко, без прикрас и лишних описаний – что определенно не свойственно символисту Брюсову. Поэт специально избегает ярких эпитетов и замысловатых форм – сократив до минимума смысл, он оставляет читателю лишь обнаженную суть. Но отголоски символизма все же находят место в произведении: художественные средства, которые использует Валерий Яковлевич (наиболее заметное – перифраз) помогают поэту обратить внимание на главную мысль, затронутую им в стихотворении.

Когда не видел я ни дерзости, ни сил…
Я уходил в страну молчанья и могил.

Поэту, по его словам, в отличие от революционно настроенных декабристов, свойственно поддаваться общественному настрою. Брюсов честно признает, что он лишь поэт: не зовет в бой, но при зове народа он станет песенником борьбы и будет "вторить грому" людского бунта.

Ритм произведения выразителен и точен. Многие критики, как современные, так и жившие после Брюсова, одобрительно отзовутся о слоге Валерия Яковлевича. Ритмическая конструкция «Кинжала» делает его кратким, но емким, придает торжественность, заставляя читателя верить увековеченным речам поэта.

Биография Брюсова невообразимо сложна. Его литературная деятельность часто меняла направления. Он загорался идеей внезапно; с жаром бросался к ее осмыслению и так же быстро угасал. Многие критиковали поэта, были и те, кто разделял его взгляды. Но ничто не отвлекало Брюсова от его главной идеи, в которую он верил и которой он всегда придерживался: он был голосом самой жизни. Кинжал поэта – слово. И Брюсов писал: писал для истории, писал для памяти и во имя ее.

И снова я с людьми,- затем, что я поэт,
Затем, что молнии сверкали.

Анализ стихотворения Кинжал Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов с большой заслугой и гордостью пополняет ряды классиков русской поэзии. За свой творческий путь писатель попробовал поработать в разных поэтических жанрах. И можно сказать, что он освоил их с большим удовольствием. Его стихотворения продолжают затрагивать за душу и новые поколения. Уже став более зрелым и опытным человеком и писателем, Брюсов начинает искать свое предназначение в гражданской лирике. Это совсем не удивительно, ведь на тот момент у поэта за плечами был уже огромный опыт в литературе. Валерий Яковлевич написал много стихотворений на данную тематику. Самым более известным его произведением того времени считается стихотворение "Кинжал".

Основная идея произведения отводится поэту. Роль главного героя, поэта в целом слишком велика. Он полностью посвящает себя служению обществу. У героя складывается свой взгляд на все происходящее в жизни, своя гражданская позиция. Брюсов был вдохновлен работами Пушкина и Лермонтова, которые в свою очередь писали о свободе, поднимали тему самодержавия и борьбы с ней. Можно сказать что "Кинжал" Брюсова посвящен именно этим двум великим писателям. В своем стихотворении Валерий Яковлевич описывает кинжал не как предмет. Кинжал - это словно главный герой поэт, его труды и работы, в некотором роде, воспевание его самого.

Прочитав стихотворение "Кинжал" можно сделать вывод, что Брюсов хоть и был впечатлен работами своих предшественников, все же имел немного другое восприятие и мировоззрение. Писатель знал, пока народ подневольный, трудно вести беседы о высокой материи, у людей совсем другие проблемы. Стихотворение наталкивает на мысли, что пока народ сам не захочет снять оковы и избавится от гнета, поэт не может ничем помочь. Он всего лишь подчиняется общественности и ее мнению, следуя за ним. Герой Брюсова не видит главного смысла в героизме, он даже выбирает путь, в котором лучше отсидеться в стороне от проблем. Это и отличает его от многих писателей ХIХ века, которые думали немного иначе.

Рисуя образ главного героя, поэт олицетворяет его с собой. Он даже пытается написать все предельно просто и понятно. В стихотворении ощущаются грядущие перемены в истории, ведь возникшая революция набирала оборотов. Благодаря произведению Брюсова можно задуматься о надвигающихся проблемах. Главный герой свято верит в то, что его мысли будут услышаны людьми. Именно он должен вдохновлять и поддерживать народ в их целях и начинаниях.

11 класс кратко по плану. Выразительные средства

Картинка к стихотворению Кинжал

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пастернака Единственные дни

    Отношение великого русского поэта Пестернака Бориса Леонидовича к этому миру, ко времени, к вечности очень четко выражено в знаменитом произведении "Единственные дни"

  • Анализ стихотворения Есенина Ты запой мне ту песню, что прежде

    Есенин является знаменитым русским писателем начала двадцатого века, его стихотворения имеют много тематик, но больше всего поэт любил писать о родимом крае, и своем селе. Творчество Сергея Есенина во многом отличается от

  • Анализ стихотворения Бунина Ночь

    «Ночь» - великолепный образец бунинской поэзии, недооцениваемой в наше время. Странно, почему столь прекрасные стихотворения, пробуждающие в душе свет и дающие ей покой, так мало разбираются в школах, мало цитируются,

/ / / Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал»

Стихотворение Валерия Брюсова «Кинжал» увидело свет в 1903 году. Стоит отметить, что это произведение было написано не в творческой манере автора. Валерий Брюсов был ярким представителем символизма. В своих произведениях он часто использовал метафоры для выражения своих чувств и мыслей. А стихотворение «Кинжал» написано в лучших традициях русского классицизма. Объяснение этому довольно простое - «Кинжал» стал знаком уважения и почитания великих русских творцов - Пушкина и Лермонтова.

Стихотворение «Кинжал» посвящено теме роли поэта в обществе. Вчитываясь в строки произведения, мы можем провести некую параллель с «Кинжалом» Михаила Лермонтова. Брюсов высказывает мнение, что кинжалом могут быть слова. Ведь ни для кого ни секрет, что словом можно ранить больнее любого оружия. Автор придерживается мнения, что настоящий поэт должен владеть словом в совершенстве, ежедневно усовершенствовать и оттачивать свое мастерство. Чтобы простой народ, читая литературные произведения, довольно легко понимал их скрытый смысл.

Также стоит отметить, что хотя «Кинжал» является данью уважения Пушкину и Лермонтову, Брюсов не разделял их мнения о месте и роли поэта в обществе. Валерий Брюсов высказывал мнение о том, что если народ находится в тяжелом положении, под грузом проблем, ему нет дела до литературных произведений. Литераторы ни чем не смогут помочь страдающему народу, пока он сам не избавится от своих проблем. Таким образом, Брюсов делает вывод, что поэт должен растворится в толпе, стать серой массой, что литературные произведения не имеют влияния на общественно-политические взгляды народа, что поэт должен выходить на передний план только тогда, когда народ самостоятельно поднимется на борьбу. Это мнение отражено в строках:

Когда все под ярмом клонили молча выи,
Я уходил в страну молчанья и могил

Брюсов также отмечает, что в «былые дни» поэт играл более весомую роль в общественно-политической системе общества.

Кроме того, вчитываясь в строки стихотворения, мы можем наблюдать за трансформацией общественно-политических взглядов самого автора. Так, если ранее «я на зов к борьбе лишь хохотал порой», то сейчас «я - песенник борьбы». По моему мнению, такие изменения связаны с тем, что надвигалась революция 1905 года. Брюсов выбрал сторону народа. На вопрос, почему именно он решил быть с народом, автор ответил «затем, что молнии сверкали».

Брюсов понимал, что это произведения не страшны царскому режиму в отличие от произведений Пушкина и Лермонтова, ведь не содержат призывов к борьбе. Для себя автор отводит роль песенника борьбы. Он понимает, что не поведет за собой народ, а только растворится в нем и будет воспевать его подвиги.

Современники отмечали отрывистую, “лающую” манеру декламации Брюсовым своих произведений. Ритмические ассоциации при чтении Брюсова – размеренное, уверенное в себе движение, точные, выверенные шаги, устойчивый подъем по ступеням стихов. Уже само чтение стихотворения “Кинжал” вслух может помочь настроиться на восприятие стилевой системы Брюсова.

Стихотворение представляет собой Поэтический монолог, Призванный убедить слушателя в верности избранного лирическим героем пути. Это своеобразная поэтическая декларация, раскрывающая понимание Брюсовым сути и задач поэзии. По контрасту с расплывчатой многогранностью лирического героя Бальмонта лирическое “я” Брюсова наделяется ясностью, конкретностью позиции. Это уверенный в себе человек, не доверяющий чужим призывам, полагающийся на собственный разум. Он гордо отстраняется от мелочности окружающей жизни, уходя мыслью в безграничную даль истории. Вернуть его музу к современности способен только настоящий взрыв социальной стихии, буря борьбы, сила страсти. Мещанской робости Брюсов противопоставляет высокую героику, борьбу на пределе возможностей.

Ведущее начало в поэзии Брюсова – мысль.

Логика Композиционного построения

Стихотворения – это логика обоснования исходного тезиса. Своеобразным дополнительным аргументом оказывается даже эпиграф. Используя строчки лермонтовского стихотворения “Поэт”, Брюсов тем самым опирается на освященную временем традицию отношения искусства к жизни. Оттолкнувшись от лермонтовского образа и заявив о родственности поэтического и социального творчества (“песня с бурей вечно сестры”), лирический герой Брюсова во второй и третьей строфах анализирует причины собственной социальной индифферентности, разрыва между творчеством и современной жизнью. Уход в “века загадочно былые”, ориентация на прошлое вызваны отсутствием в современной жизни творческого начала – страсти, энергии, борьбы.

Но чуть только жизнь начинает наполняться героикой борьбы, – продолжает свою декларацию Брюсов в четвертой строфе, – как певец возвращается к бурной современности. И вновь поэзия родственна разящей стали, – с максимальной энергией использует поэт символику в завершающей строфе. Тезис о родственности поэзии и оружия доказан, он отливается теперь в афористическую концовку. Кольцо доказательства замыкается на том же, с чего начинался процесс поэтического размышления, – на образе “кинжала поэзии”. Убедительность совершенной работы подчеркнута напоминаниями “как прежде”, “снова”. Довершает дело двойной повтор союза “затем” – будто последние удары молотка по шляпке загоняемого в доску гвоздя. В полном соответствии с пафосом монолитно-твердых, героических начал человеческого духа – стилистика брюсовского стиха, его лексика, ритмика и фоника (звукопись).

Лексика “Кинжала” – звучная, торжественно-приподнятая, близкая высокой ораторской речи. Брюсов в символизме выделялся апелляцией не столько к подсознанию читателей, сколько к его разуму. В этом отношении его творчество наследует принципы традиционной риторической поэтики. В период творческой зрелости Брюсову было чуждо искусство полутонов, оттенков, недоговоренностей в отличие, например, от Анненского.

Стилистические приемы, которые он использовал, должны были гарантировать ясность понимания читателем высказываемой мысли. Вот почему его излюбленным средством становится не ассоциативная метафора, а украшающий Перифраз. Брюсов не говорит, например, “все смирились с насилием”, а использует украшающее иносказание “все под ярмом склонили молча выи”; вместо “я обращался к истории” он скажет “я уходил в страну молчанья и могил”. Характерно тяготение поэта к Архаизмам и отвлеченным словесным формулам: “былые дни”, “строй жизни”, “песенник борьбы”.

Риторической стилистике Брюсова в полной мере соответствует Ритмика Его стиха. Высшими достоинствами поэзии он считал сжатость и силу, предоставляя нежность и певучесть, как он признавался, Бальмонту. С этим связано пристрастие Брюсова к классическим силлабо-тоническим размерам. В “Кинжале” шестистопный ямб первых трех стихов каждой строфы придает стихотворению упругость и четкость. В заключительном – четвертом стихе строфы – фраза сгущается до афоризма благодаря сокращению числа стоп до четырех.

Звукописью Брюсов пользуется гораздо осмотрительнее и скупее, чем Бальмонт. У него не найти завораживающего потока звуковых перекличек. В то же время используемые им ассонансы и аллитерации всегда выверены, всегда отвечают решаемой риторической задаче. Выразительные примеры такой инструментовки – в двух заключительных строфах стихотворения. Строка “Но чуть заслышал я заветный зов трубы” включает эффектную аллитерацию на “з”, поддержанную в смежных стихах словами “знамена” и “отзыв”. В свою очередь, строчка “Как прежде, пробежал по этой верной стали” дает выверенное сочетание ассонансов (на “е” и “а”) с пунктиром “рокочущих” согласных.

Важно при этом, что звукопись ни в коей мере не размывает смысловой определенности слов. Напротив, звуковое сопровождение делает утверждаемые тезисы более выпуклыми, даже картинными. В целом фонетика стихотворения обеспечивает ему звонкость, форсированную громкость – те “эстрадные” качества, которые необходимы для овладения вниманием аудитории.

(No Ratings Yet)

Анализ стихотворения “Кинжал” Брюсова

Другие сочинения по теме:

  1. Стихотворение Брюсова – это призыв, предупреждение скорого конца. На улицах этого города кошмар: “буря”, “адский шепот”, “грохот”, “рокот колес” –...
  2. Одно время под влиянием Ивана Коневского Брюсов занялся метафизической поэзией, некоторые его стихи в этом роде – чудная риторика, но...
  3. Анализ стихотворения С. А. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу” Из всей русской лирики ХХ века более ярко выделяется...
  4. Своеобразие поэзии В. Брюсова заключается, прежде всего, в новом типе личности, который она выражала. Он воспевал могущество завоевателей, попиравших целые...
  5. 1873, 1 декабря (по ст. ст.) Дата рождения Валерия Яковлевича Брюсова (г. Москва). 1885-1893 Учеба в гимназиях Москвы; увлечение поэзией...
  6. В его дневниках 90-х годов поражает обилие противопоставлений, наметок на будущее и стоящее за этим чувство обязанности перед собой, какого-то...
  7. Вірш “Прийдешні гуни” Валерій Брюсов писав майже цілий рік і закінчив 10 серпня 1905 р. В “Прийдешніх гунах” – найбільш...
  8. Валерий Яковлевич Брюсов родился в 1873 г. в купеческой семье. Он получил хорошее образование и позже, постоянно читая и занимаясь,...
  9. На первом этапе существования символизма В. Брюсов был главным теоретиком нового течения и его признанным лидером. Сила характера, умение подчинять...
  10. Нельзя не обойти вниманием такое исключительно важное событие в жизни Брюсова, как сближение его с армянской культурой и ее деятелями,...
  11. Стихи Брюсова 1914-1917 годов о войне собраны в трех отделах “Семи цветов радуги” и в одном из отделов “Девятой Камены”....
  12. Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, с которым я познакомился еще в детстве, было стихотворение “Парус”....
  13. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из...
  14. Брюсов родился в зажиточной купеческой семье. Отец Валерия Брюсова, Яков Кузьмич, в зрелые годы отошел от торговых дел и жил...
  15. Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и...
  16. “Фантазия” внешне представляет собой развернутое описание спящего зимнего леса. Поэт никак не локализует позицию лирического “наблюдателя”, не конкретизирует психологических обстоятельств...
  17. При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к...
  18. Процесс идейно-политического расслоения интеллигенции, значительно усилившийся под влиянием событий 1905-1906 годов, в период Октябрьской революции приобрел бурный и острый характер....

Чтение этого стихотворения вслух поможет настроиться на восприятие контрастной Бальмонту стилевой системы Брюсова. Это не баюкающе-распевная мелодия бальмонтовской «Фантазии», а энергичная, четко артикулированная поступь брюсовского стихотворения. Заметим, что современники отмечали отрывистую, «лающую» манеру декламации Брюсовым своих стихотворений. При чтении Брюсова у вас наверняка возникли новые ритмические ассоциации: по контрасту с бальмонтовскими переливами и легкоструйностью здесь ощутимо размеренное, уверенное в себе движение, точные, выверенные шаги, устойчивое восхождение по ступеням стихов.

Стихотворение представляет собой поэтический монолог, призванный убедить слушателя в правильности избранного лирическим героем пути. Это своеобразная поэтическая декларация, раскрывающая понимание Брюсовым сути и задач поэзии. По контрасту с расплывчатой многогранностью лирического героя Бальмонта лирическое «я» Брюсова отличается ясностью, конкретностью позиции. Это уверенный в себе человек, не доверяющий чужим призывам, полагающийся на собственный разум. Он гордо отстраняется от мелочности окружающей жизни, уходя мыслью в безграничную даль истории.

Вернуть его музу к современности способен только настоящий взрыв социальной стихии. Мещанской робости Брюсов противопоставляет высокую героику, борьбу на пределе возможностей. В период расцвета своего таланта - в 1900-е годы - Брюсов часто обращался к древним цивилизациям и мифологии в поисках персонажей, которые могли бы служить идеальными образцами героики («Ассаргадон», «Александр Великий», «Антоний» и др.).

Ведущее начало в поэзии Брюсова - мысль. Логика композиционного строения стихотворения - это обоснование исходного тезиса. Своеобразным дополнительным аргументом становится даже эпиграф: используя строчки лермонтовского стихотворения «Поэт», Брюсов тем самым опирается на освященную временем традицию отношения искусства к жизни. Оттолкнувшись от лермонтовского образа и заявив о родственности поэтического и социального творчества («песня с бурей вечно сестры»), Брюсов во второй и третьей строфах анализирует причины собственной социальной индифферентности, разрыва между творчеством и современной жизнью. Уход в «века загадочно былые», ориентация на прошлое вызваны отсутствием в современной жизни творческого начала - страсти, энергии, борьбы.

Ho чуть только жизнь начинает наполняться героикой борьбы, продолжает свою декларацию Брюсов в четвертой строфе, как певец возвращается к бурной современности. И вновь поэзия соприродна разящей стали - с максимальной энергией использует он символику в завершающей строфе. Тезис о родственности поэзии и оружия доказан, он отливается теперь в афористическую концовку. Кольцо доказательства замыкается на том же, с чего начинался процесс поэтической рефлексии, - на образе «кинжала поэзии». Убедительность совершенной работы подчеркнута словами-напоминаниями «как прежде», «снова». Довершает дело двойной повтор союза «затем» - будто последние удары молотка по шляпке загоняемого в доску гвоздя.

В полном соответствии с пафосом монолитно-твердых, героических начал человеческого духа - стилистика брюсовского стиха, его лексика, ритмика и фоника (звукопись). Лексика «Кинжала» - звучная, торжественно-приподнятая, близкая высокой ораторской речи. В символизме Брюсов выделялся апелляцией не столько к подсознанию читателей, сколько к его разуму. В этом отношении его творчество наследует принципы традиционной риторической поэтики. В отличие от Бальмонта, например, зрелому Брюсову чуждо искусство полутонов, оттенков, недоговоренностей. Стилистические приемы, которые он использует, должны обеспечить ясность понимания читателем высказываемой поэтом мысли. Вот почему его излюбленным средством становится перифраз. Брюсов не говорит, например, «все смирились с насилием», а использует украшающее иносказание «все под ярмом склонили молча выи»; вместо «я обращался к истории» он скажет «я уходил в страну молчанья и могил». Характерно тяготение поэта к архаизмам и отвлеченным словесным формулам-. «былые дни», «строй жизни», «песенник борьбы».

Риторической стилистике Брюсова целиком соответствует ритмика его стиха. Высшими достоинствами поэзии он считал сжатость и силу, предоставляя нежность и певучесть, как он признавался, Бальмонту. С этим связано пристрастие Брюсова к классическим силлаботоническим размерам. Шестистопный ямб первых трех стихов каждой строфы придает «Кинжалу» упругость и четкость. В заключительном, четвертом стихе строфы фраза уплотняется до афоризма благодаря сокращению числа стоп до четырех. «Стихи Брюсова, - пишет один из лучших исследователей его творчества, Д. Максимов, - это стихи с развитой упругой мускулатурой... Можно сказать, что Брюсов был поэтом с бронзовым голосом». He менее выразительно характеризовал ритмику Брюсова его современник М. Волошин: «Ритм брюсовского стиха - это... алгебраические формулы, в которые ложатся покорные слова».

Звукописью Брюсов пользуется гораздо осмотрительнее и скупее, чем Бальмонт. У него не найти завораживающего потока звуковых перекличек. В то же время использование ассонансов и аллитераций всегда выверено, всегда отвечает поставленной риторической задаче.

Обобщим наши наблюдения над поэтической манерой Брюсова. В современной жизни и в глубине веков поэт любит выявлять высокое, достойное, прекрасное - и утверждает эти свойства в качестве устойчивых основ человеческого существования. Образная ткань брюсовского стиха наглядна, его образы - чеканны, полновесны, четко очерчены крепкой графической линией. He случайно современники называли Брюсова поэтом «бронзы и мрамора». В ряду символистов его отличала ориентация не столько на музыкальное начало, сколько на «живопись словом». Строгая организованность, гармоничная уравновешенность, соответствие риторических положений и использованных приемов - вот главное в его поэтике.