Вербальный тест онлайн. Вербальный тест при приеме на работу — что это, примеры. Для каких целей используют вербальный тест Айзенка

В зависимости от типа заданий тесты подразделяются на: вербальные (например, тест классификации слов) и невербальные (например, матрицы Равена). Вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала.

Первые состоят из заданий, стимульный материал которых представлен в языковой форме - это слова, высказывания, тексты. Содержанием работы испытуемых является установление логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, опосредованных языковой формой.

В вербальных тестах от испытуемых требуется в том или ином виде работать со словами: производить операции с понятиями, мыслительные действия в словесной форме. Данные тесты очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям.

Вербальный тип заданий распространен среди многих тестов интеллекта.

Пример: вербальный тест интеллекта Г. Айзенка. Шкалы: уровень интеллекта (IQ).

Назначение: оценка интеллектуальных способностей, определения, в какой мере испытуемый обладает нестандартным мышлением. Для исследования людей от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.

Невербальные тесты - такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). К сожалению, полностью избавиться от вербального компонента все равно не получится, потому что инструкцию все равно придется понимать. Однако само выполнение заданий опирается лишь на перцептивные, психомоторные функции, деятельность наглядного мышления.

Невербальные тесты также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Они также широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления.

Доски форм Сегена (1866) - Тест воспроизведения прежнего порядка на доске.

Он применяется для диагностики детей с умственной отсталостью, начиная с 2 лет. Стимульный материал: 5 досок с гнездами, в которых расположены разные фигурки.

Диагностика проводится индивидуально. Перед ребенком располагают первую доску с вставленными в гнезда фигурками и предлагают внимательно рассмотреть ее. Через 10 сек. психолог переворачивает доску, а выпавшие из гнезд фигурки перемешивает, после чего просит ребенка воспроизвести прежний порядок (уложить все фигурки на прежнее место). Делаются три пробы, а показателем является самое короткое время, потребовавшееся ребенку для выполнения задания. Процедура повторяется с каждой из четырех досок. Помимо времени выполнения, фиксируются ошибки, отдельные попытки и особенности действий ребенка, его высказывания, а также характер использования помощи психолога при безуспешных попытках выполнить задания.



Прогрессивные матрицы Дж. Равена.

Методика основана на теории гештальтпсихологии. Каждое задание - определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов. Предполагается, что вначале испытуемый осуществляет глобальное оценивание матрицы, а затем дифференцирует изображение на отдельные элементы с выделением принципа из интеграции. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что и позволяет обнаружить недостающую часть изображения.

Этот тест многими британскими психологами рассматривается как лучший из существующих измеритель генерального фактора (g-фактора).

Стимульный материал: матрицы - композиции с пропущенным элементом. Испытуемый должен выбрать не­достающий элемент среди 6-8 предложенных вариантов. В настоящее время используются три формы теста, рассчитанные на разный возраст и разный уровень интеллектуального развития. В каждой из них однотипные, но возрастающей сложности задания организованы в некоторое число серий, трудность которых также повышается от первой к последующим. Усложнение заданий как внутри каждой серии, так и от серии к серии позволяет, по мнению автора, осуществить принцип прогрессивности. Он состоит в том, что выполнение предшествующих заданий является подготовкой испытуемого к выполнению последующих - идет процесс обучения.

Проведение теста не ограничено во времени, может быть как индивидуальным, так и групповым. Психометрические параметры высоки и получены на разных как по объему, так и по характеру выборках.

Тест - Нарисуй человека - Ф. Гудинаф (1926) - диагностика детей от 3 до 13 лет.



Ребенка просили изобразить на листе бумаги мужчину, причем, сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивалось. Оценка уровня интеллектуального развития осуществлялась на основе того, какие части тела и детали одежды изображал испытуемый, как учтены про­порции фигуры, перспектива и т. д. Ф. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка, а также получила статистические нормы для каждой возрастной группы.

В 1963 г. Д. Харрис пересмотрел его, расширил и опубликовал под названием Тест рисования Гудинаф-Харриса .

Теперь ребенку предлагалось рисовать женщину. Выполнение оценивалось на основе учета 73 элементов рисунка (для изображения мужчины) и 71 (для изображения женщины). Наряду с оценкой рисунков по элементам была предложена более простая обработка - качественная оценка путем их сопоставления с 12 образцами-эталонами (по степени сходства). Нормы были получены для возрастов от 5 до 15 лет. Ретестовая надежность Теста рисования выше, чем у теста Гудинаф (порядка 0,80), а валидность сохранилась на том же уровне. В России эти методики не использовались.

Интеллектуальный тест свободный от влияния культуры был разработан Р. Б. Кеттеллом . Он имеет три варианта. Первый предназначен для детей 4-8 лет и умственно отсталых взрослых; второй - для детей 8-13 лет и взрослых, не имеющих высшего образования; третий для детей 10-16 лет и взрослых с высшим образованием.

Тест состоит из двух частей, каждая из которых включает по 4 одинаковых субтеста. Субтест «Серии» состоит из заданий, требующих выбора завершающего серию элемента. В заданиях субтеста «Классификации» следует найти элемент, не подходящий к другим находящимся в ряду. В субтесте «Матрицы» нужно отметить элемент, правильно дополняющий каждую матрицу. В субтесте «Условия» требуется найти среди предлагаемых вариантов тот, для которого соблюдалось условие, заданное в образце.

Все задания представлены в графической форме, а время их выполнения ограничено 3-4 мин. Первичные баллы переводятся в шкальные оценки, по которым устанавливается соответствие испытуемого статистической норме (ее границы 84 и 116 IQ).

Одним из способов проверки способности сотрудника принимать верные решения и анализировать информацию являются вербальные , примеры которых будут полезны каждому участнику трудовых взаимоотношений - и работодателям, и соискателям. Вербальный тест - это удобный и унифицированный метод быстрой оценки соискателей на их профпригодность, позволяющий определить наиболее подходящего кандидата или сразу нескольких человек из большого количества обратившихся соискателей.

Вербальный тест при приеме на работу - что это такое

При приеме на работу для оценки соискателя работодателями применяются различные методики. Одной из них является вербальный тест. Как можно понять из названия такого тестирования, оно призвано оценить навыки соискателя разбираться в различных словесных конструкциях и проводить их анализ, равно как и принимать верное решение на основании предоставленных тезисов и предложений. Вербальный тест во многом можно считать противоположностью числового теста при приеме на работу, о котором можно прочитать в отдельной статье.

Так, вербальный тест предполагает в первую очередь проверку у соискателя следующих качеств:

  • Умения быстро воспринимать информацию в виде слов и делать правильные логические выводы из сказанных или написанных данных.
  • Способности к аналитическому мышлению и определению истинности или ложности фактов исходя из имеющейся информации.
  • Внимательности и скорости реакции. Большинство вербальных тестов предполагают достаточно сжатые сроки для ответа на поставленные вопросы, поэтому также с их помощью можно узнать не только насколько правильно и последовательно думает человек, но и как быстро он анализирует информацию.

Учитывая, что как вербальные, так и числовые тесты редко требуют от соискателя наличия конкретных профессиональных знаний и умений, они позволяют в первую очередь оценить именно его личностные качества и способности.

Вербальное тестирование при приеме на работу позволяет во многом ускорить процесс поиска наиболее подходящего кандидата. Оцениваются вербальные тесты чаще всего в процентилях по отношению к другим соискателям - успешнее какого процента кандидатов или в целом респондентов тестирования был сдан тест. Это позволяет выделить наиболее способных соискателей при минимальных затратах времени, особенно в случаях, когда проведение длительных индивидуальных является нецелесообразным.

Как провести вербальное тестирование для соискателя - примеры задач

Всего существует две основных разновидности вербальных тестов при приеме на работу. Первый вид тестов подразумевает предоставление соискателю информации, обычно в виде текста, а также нескольких вопросов, касающихся представленной информации в виде тезисов. Кандидату нужно ответить, является ли каждый конкретный тезис верным, неверным, или же у него недостаточно информации, чтобы дать ответ на этот вопрос.

Пример вербального тестирования при приеме на работу по принципу «верно-неверно» можно сформулировать в виде следующей задачи:

В Азовском море обитает 250 видов рыб. Из них только 5 видов бычка являются эндемическими, все остальные виды рыб присутствуют в том числе и в других акваториях. Белый азовский бычок, который обитает только в Азовском море, может скрещиваться с бычком обыкновенным, который водится в том числе и в множестве других морей.

Какие из этих тезисов верны, а какие ошибочны?

  • А) Все бычки, которые водятся в Азовском море, водятся только в нём.
  • Б) В Азовском море водятся лишь пять видов бычков.
  • В) Каждый 50-й вид рыбы в Азовском море - бычок.
  • Г) Обыкновенный бычок водится в Азовском море.

Ответы на этот вопрос будут следующими.

Аналитические задачи при проведении вербального тестирования, предлагают не просто дать ответы на вопросы, а более глубоко проанализировать предоставленную информацию и сделать из неё правильные логические выводы. Проще всего продемонстрировать аналитический подход на следующем варианте задачи и ответов:

Согласно исследованиям шведских ученых, 6-часовой рабочий день демонстрирует аналогичную производительность сотрудников за день, как и при 8-часовом рабочем дне. Какой из нижеприведенных тезисов может быть использован в качестве аргумента против использования 6-часового рабочего дня работодателем, при условии, что каждый из этих тезисов по умолчанию правдив.

  • А) 6-часовой рабочий день приводит к большей активности коллектива во внерабочее время, в том числе и в вопросах совместного времяпрепровождения сотрудников в неформальной обстановке.
  • Б) Среди опрошенных перед внедрением 6-часового режима труда работников, почти половина голосовала против 6-часового рабочего дня вместо 8-часового, так как они опасались не успеть выполнить рабочие задачи.
  • В) 6-часовой рабочий день при одинаковой эффективности труда работников снижает количество клиентов в течение рабочего дня, так как предприятия имеют меньшее окно работы и доступности для покупателей.

Правильный ответ на данный вопрос - В, так как ни тезис А, ни тезис Б даже при своей стопроцентной верности, не оказывают влияния на интересующие работодателя аспекты деятельности.

Информация, предоставляемая во время вербальных тестов сотруднику в качестве исходных данных задачи совсем не должна соответствовать реальности и энциклопедическим данным. Однако необходимо объяснить соискателям, что они должны воспринимать задачи и их условия как реальную данность, а не пытаться опровергнуть предоставленные факты как несоответствующие сторонним сведениям или личным познаниям.

Как пройти вербальное тестирование при приеме на работу

Сейчас большинство компаний используют либо самостоятельно разработанные вербальные тесты при приеме на работу, либо - заказывают тестирование у компаний, составляющих данные тесты. Поэтому какая-либо предварительная подготовка в виде заучивания распространенных заданий и ответов на них не будет являться эффективной. Однако, есть возможность подготовиться к тестам в любом случае.

Так, большинство вербальных тестов при трудоустройстве предполагают использование одних и тех же видов заданий, которые просто преподносятся с разными словами и разными видами данных, в то время как костяк задачи и основные требования для оценки мышления остаются одинаковыми. Соответственно, если предварительно попрактиковаться в прохождении подобных тестов, можно значительно повысить свои шансы на трудоустройство.

При ответах на вербальные тесты необходимо полагаться исключительно на изложенную в них информацию как на данность, не пытаясь связывать её с реальными фактами и доказывать несоответствие задачи реальности, если только работодатель прямо не говорит об этом. Также, следует помнить о том, что в разных компаниях может быть различный конкурс, и в одном случае ответ лучше, чем у 60% соискателей может гарантировать трудоустройство, а в другом - даже ответ лучше 90% кандидатов может оказаться недостаточно хорошим в связи с высокой конкуренцией и большим количеством кандидатов.

Вербальные (от латинского verbalis - словесный) и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала.

В вербальных тестах от испытуемых требуется в том или ином виде работать со словами: производить операции с понятиями, мыслительные действия в словесной форме. Данные тесты очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Можно даже выдвинуть такую максиму: если неверное понимание смысла слов может сказаться на результатах тестирования, значит этот тест вербальный. В самом деле, если испытуемый не понимает смысла слова "философия", то он не сможет ответить на вопрос вроде такого: "Вы любите читать книги по философии?"

Вербальный тип заданий распространен среди многих тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей (например, творческих) и, разумеется, в опросниках.

Невербальные тесты (или невербальные типы заданий) - такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). К сожалению, полностью избавиться от вербального компонента все равно не получится, потому что инструкцию все равно придется понимать. Однако само выполнение заданий опирается лишь на перцептивные, психомоторные функции, деятельность наглядного мышления.

Одним из самых известных невербальных тестов являются "Прогрессивные матрицы Равена". Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. В тесте Равена задания имеют настолько абстрактный характер, что их сложно заподозрить хоть в какой-то связи с культурными особенностями.

Невербальные тесты также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Они также широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления.

В настоящее время невербальных тестов разрабатывается не так уж много. В основном невербальные задания включаются отдельными субтестами во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

Половина вопросов теста – математические, вторая половина – вербальные. Математика включает примеры на расчет пропорций, процентов, площади, производительности, времени, а также нахождение отрезков, смесей, гистограммами, диаграммами, а также работу с графиками. По перечню видно, что примеры школьного уровня, нет высшей математики, производных, интегралов и т.п. Однако заранее расслабляться не следует, учитывая условия тестирования.

Вербальные тесты включают два типа вопросов: оценку корректности утверждений и анализ текста. К небольшому тексту прилагается несколько утверждений, которые отмечаются как «истинные», «ложные» либо «недостаточно информации».

Простые примеры дают понимание тестов.

Например, есть исходные данные о том, что жильцов дома было в таком-то году 100 человек и число их росло со скоростью 4 % в год. Для ответа надо посчитать, сколько человек в городе стало через пять лет.

Например, есть текст, где говорится, что недавно была проведена полная инвентаризация библиотеки, после которой выявилась недостача двух десятков книг, а пять книг оказались неучтенными. Первое утверждение говорит, что из-за проверки нашлись книги, и оно верное, а во втором предположении указывается, что книги пропали из-за халатности библиотекаря, и тут правильный ответ – недостаточно информации, так как исходя из текста неизвестно, почему именно исчезли книги.

Пройти тест SHL сложнее, чем можно судить по приведенным примерам. Эти задачи вряд ли встретятся на реальном тестировании – там примеры посложнее, но суть похожа.

Помощь в прохождении тестов

Нет «волшебных» рецептов для прохождения тестов SHL или каких-либо шпаргалок, но есть несколько разумных рекомендаций, с помощью которых можно понять, как лучше готовиться к тестированию.

Постоянная практика. Примеры задач на логику и математику лучше решать регулярно, через день либо несколько раз в неделю. Задачи не особо сложные, но требуют максимальной сосредоточенности, автоматизма. Если над каждым примером начинать рассуждать, то успех вряд ли возможен.

«Тайминг». Последние пару лет тесты все сложнее, особенно в плане нехватки времени. Раньше на задание давали минуту, сейчас – тридцать секунд. Это связано с постоянно возрастающим количеством претендентов. Чтобы обезопасить себя от неприятного сюрприза на самом тестировании, лучше готовиться, постепенно уменьшая количество времени.

Поиск информации. В интернете часты поисковые запросы о том, как правильно пройти тест SHL, и в этом нет ничего негативного, наоборот, чем больше данных о предстоящем тестировании найдет претендент, тем лучше он подготовится. Не нужно, конечно, собирать кучу «мусора», надо отсеивать поступающую информацию, но раньше не было вообще такого прекрасного источника знаний, и не пользоваться им – глупо.

Пропуск сложных примеров. Если есть возможность пропускать одни задания и переходить к следующим, а она обычно есть, то следует пользоваться. Единственное условие – умение мгновенно оценивать уровень сложности задания, иначе можно бесконечно пролистывать список. Способность быстро оценивать пример надо выработать заранее.

Минимум технической помощи. Некоторые компании проводят тестирование в онлайн-режиме, другие – непосредственно в офисе. Не стоит думать, что на дому намного легче – время все равно ограничено, но теоретически можно искать данные в интернете, пользоваться счетными программами и т.п. В офисе чаще всего не позволяют пользоваться даже калькуляторами, и к этому надо быть готовым, практикуя решение примером только с ручкой и листиком.

Тренировка памяти. Для решения числовых тестов надо делать простые вычисления в уме, сложные – на листике, но с вербальными тестами иная ситуация. Есть текст объемом 500-600 знаков, грубо говоря, один абзац, и к нему даются утверждения для оценки. Если постоянно перечитывать текст – времени не хватит на ответы, поэтому надо, чтобы он отпечатался в памяти, а оставшееся время было использовано на оценку утверждений.

Создание «помех». Сдача «экзамена» в офисе может быть усложнена намеренно или случайно окружающим шумом, какими-либо происходящими процессами, что при наложении на нервозность самого конкурсанта может привести к полному срыву тестирования. Будет неплохо попрактиковаться дома, включив музыку, попросив родных громко разговаривать рядом. Умение концентрироваться в любых условиях станет незаменимым.

Так как следующая попытка дается минимум через полгода, следует заранее узнать способы пройти тест SHL грамотно. Для этого надо потратить много времени, особенно в первый раз, зато следующие пробы окажутся более успешными, а подготовка займет меньше времени.

С уважением, команда worldcompanyjob

Крупные российские и международные компании используют вербальные тесты для отбора кандидатов. Для того чтобы успешно пройти вербальный тест онлайн : внимательно прочитайте инструкцию, изучите примеры и воспользуйтесь советами на данной станице. Помните, практика повышает результаты. Пройдите вербальные тесты с ответами бесплатно, чтобы проверить свои навыки и способности.

Перейти к нужному разделу:

Вербальные тесты с ответами

Вербальный тест содержит 30 вопросов. У вас будет 25 минут, чтобы дать максимально возможное число правильных ответов. Вопросы содержат небольшой текст и утверждение относительно него. Вам нужно будет выбрать один из следующих вариантов ответов относительно каждого утверждения.

Правда – утверждение происходит логически из информации, содержащейся в тексте.

Ложь – утверждение логически противоречит информации, содержащейся в тексте.

Нельзя утверждать – невозможно определить является ли выражение правдой или ложью без дополнительной информации.

Для того чтобы хорошо пройти вербальный тест нужно анализировать информацию быстро и точно. Если вы не знаете ответ на вопрос, оставьте его и переходите к следующему. У вас будет возможность вернуться к вопросу при наличии оставшегося времени.

Постарайтесь найти место, где вы не будете отвлекаться во время теста. Результаты вербального теста с ответами будут доступны бесплатно сразу после завершения.

Пример вербального теста

Первая проблема финансовых отчетов заключается в том, что они дают устаревшую информацию о компании; как бы их не детализировали, они предоставляют только лишь снимок предприятия в момент времени. Кроме того, в финансовых отчетах отсутствует подробная информация, что мало помогает в управлении бизнесом. Финансовая отчетность предоставляется по юридическим причинам для соответствия требованиям бухгалтерского учета и используется главным образом аналитиками, которые вычисляют стоимость компании и дают рекомендации акционерам. Счета часто скрывают информацию и могут быть непоследовательными; несмотря на наличие определенных стандартов, сложно сравнивать счета двух компаний, поскольку ведение счетов достаточно свободно.

Q1. Если бы стандарты ведения счетов были более жесткими, сравнивать показатели различных компаний было бы легче. ( Правда, Ложь или Нельзя утверждать? )

Нельзя утверждать – в последнем предложении говорится: “несмотря на наличие определенных стандартов, сложно сравнивать счета двух компаний, поскольку ведение счетов достаточно свободно”. Исходя из этого, можно предположить, что если бы стандарты были более жесткими, то возможно сравнивать компании было бы легче, но это только предположение. Таким образом, это предположение может быть рассмотрено только как вероятность, нежели установленный факт. Так как в отрывке нет ясного вывода на этот счет, нам нужно больше информации. Соответственно правильный ответ: нельзя утверждать.

Как успешно пройти вербальные тесты?

2. Выстраивайте логические суждения, основываясь только на информации, содержащейся в тексте. Это очень важно, иначе вы ответите на множество вопросов неправильно. Вербальные тесты не оценивают ваш кругозор, они оценивают, как хорошо вы понимаете информацию.

Вопросы про вербальные тесты

Q: Как будет выглядеть тест, который мне назначат?
Вербальные тесты чаще всего состоят из текста и ряда утверждений относительно него. Вам нужно будет ответить, являются ли данные утверждения правдивыми, ложными или без дополнительной информации нельзя утверждать. Иногда работодатели используют тесты с вопросами типа «Какое слово лишнее». Но такие тесты используются редко, поскольку зависят от культурных особенностей.

Q: Какие навыки оценивает тест?
Вербальные тесты разработаны, чтобы проверить навыки анализа текстовой информации, то как вы умеете понимать текст, рассуждать и строить логические умозаключения. Тест определяет, спешите ли вы с выводами или понимаете смысловые ограничения, заложенные в тексте. Если говорится, что о чем-то поступил доклад, то это не означает, что информация из доклада соответствует действительности; данное предложение сообщает только о факте доклада и не более. Другой классический пример: если в доме загорелся свет, то это не означает, что там кто-то есть. Тест проверяет умения концентрировать внимание на фактах. Обратите внимание, что юристам и адвокатам всегда назначают вербальный тест при приеме на работу .

Q: Нужно ли уметь быстро читать?
Это может помочь, но более важным является то, как хорошо вы воспринимаете информацию и отличаете факты от предположений.
Вербальные тесты обычно ограничены во времени. Проверяющему будет доступна информация о том, на сколько вопросов вы успели ответить и сколь ответов были даны правильно. Поэтому вам нужно найти баланс между скоростью и качеством. В большинстве тестов ответить на все вопросы за отведенное время очень трудно. Однако, на некоторые тесты отводится достаточно времени и они проверяют только ваше умение анализировать информацию.

Вербальный тест при приеме на работу

Если работодатель назначил вам тест, попробуйте уточнить какой компанией он был разработан. Вы можете перейти на сайт данной компании и получить больше информации о тесте и возможно ознакомиться с примерами. Обычно работодатели используют следующие тесты:

Вербальный тест SHL – одни из наиболее часто применяемых тестов, скорее всего вы с ними столкнетесь во время поиска работы. Их вербальный тест имеет ограничение по времени 17-19 минут. Чтобы показать хороший результат, нужно анализировать информацию быстро и точно. Пройдите вербальный тест онлайн и проверьте свои способности.

Тест Talent q – главное отличие данного теста заключается в том, что он адаптивный. Сложность каждого следующего вопроса определяется автоматически в зависимости от ответа на предыдущий вопрос. Таким образом, если вы правильно отвечаете на вопросы, тест становится более сложным, для того, чтобы быстро определить уровень ваших способностей.

Вербальный тест Cubiks – разработан для оценки кандидатов по вербальному мышлению, ориентированному на бизнес. Обычно на каждый вопрос отводится меньше минуты.

Тест Kenexa/PSL – данная серия тестов состоит из двух уровней: общий уровень и выпускник/управленец. Общий уровень содержит 24 вопроса, на решение отводится 18 минут. Уровень выпускник/управленец состоит из 32 вопросов, на решение которых отводится 25 минут.

И напоследок…

После того, как пройдете вербальный тест, начните готовиться к следующему. Наряду с вербальным, работодатели часто применяют числовые тесты . Плохой результат, продемонстрированный в одном тесте, не может быть причиной, что бы сразу исключить вас из списка кандидатов. Поэтому, если вы считаете, что плохо справились с тестом, постарайтесь не обращать на это внимание, и хорошо пройти оставшиеся испытания.

Не забудьте также попросить работодателя предоставить вам результаты пройденных тестов. Не у всех может быть на это время и возможности, но оно того стоит. Результаты помогут вам лучше подготовиться для прохождения тестов в дальнейшем.