Виды медицинских лабораторий и назначение. Участие медицинской сестры в лабораторных исследованиях пациента. Микроскопы и методы микроскопии

Все микробиологические, биохимические и моле-кулярно-биологические исследования микроорганизмов про-водят в специальных лабораториях, структура и оборудование которых зависят от объектов исследования (бактерий, вирусов, грибов, простейших), а также от их целевой направленности (научные исследования, диагностика заболеваний). Изучение иммунного ответа и серодиагностика заболеваний человека и животных осуществляют в иммунологических и серологичес-ких (serum — сыворотка крови) лабораториях.

Бактериологические, вирусологические, микологические и серологические (иммунологические) лаборатории входят в со-став санитарно-эпидемиологических станций (СЭС), диагнос-тических центров и крупных больниц. В лабораториях СЭС выполняют бактериологические, вирусологические и серологи-ческие анализы материалов, полученных от больных и контак-тировавших с ними лиц, обследуют бактерионосителей и про-водят санитарно-микробиологические исследования воды, воз-духа, почвы, пищевых продуктов и т.д.

В бактериологических и серологических лабораториях боль-ниц и диагностических центров проводят исследования с целью диагностики кишечных, гнойных, респираторных и дру-гих инфекционных заболеваний, осуществляют микробиологи-ческий контроль за стерилизацией и дезинфекцией.

Диагностику особо опасных инфекций (чума, туляремия, сибирская язва и др.) проводят в специальных режимных ла-бораториях, организация и порядок деятельности которых строго регламентированы.

В вирусологических лабораториях диагностируют заболева-ния, вызванные вирусами (грипп, гепатит, полиомиелит и др.), некоторыми бактериями — хламидиями (орнитоз и др.) и риккетсиями (сыпной тиф, Ку-лихорадка и др.). При организации и оборудовании вирусологических лабораторий учитывают спе-цифику работы с вирусами, культурами клеток и куриными эмбрионами, требующую строжайшей асептики.

В микологических лабораториях проводят диагностику за-болеваний, вызываемых патогенными грибами, возбудителями микозов.

Лаборатории обычно размещаются в нескольких помещени-ях, площадь которых определяется объемом работ и целевым назначением.

В каждой лаборатории предусмотрены:

а) боксы для работы с отдельными группами возбудителей;

б) помещения для серологических исследований;

в) помещения для мойки и стерилизации посуды, приготов-
ления питательных сред;

г) виварий с боксами для здоровых и подопытных живот-
ных;

д) регистратура для приема и выдачи анализов.

Наряду с этими помещениями в вирусологических лабора-ториях имеются боксы для специальной обработки исследуе-мого материала и работы с культурами клеток.


Оборудование микробиологических лабораторий

Лаборатории снабжены рядом обязательных приборов и аппаратов.

1. Приборы для микроскопии: биологический иммерсион-ный микроскоп с дополнительными приспособлениями (ос-ветитель, фазово-контрастное устройство, темнопольный кон-денсор и др.), люминесцентный микроскоп.

2. Термостаты и холодильники.

3. Приборы для приготовления питательных сред, растворов и т.д.: аппарат для получения дистиллированной воды (дистил-лятор), технические и аналитические весы, рН-метры, аппара-тура для фильтрования, водяные бани, центрифуги.

4. Набор инструментов для манипуляций с микробами: бак-териологические петли, шпатели, иглы, пинцеты и др.

5. Лабораторная посуда: пробирки, колбы, чашки Петри, матрацы, флаконы, ампулы, пастеровские и градуированные пипетки и др., аппарат для изготовления ватно-марлевых про-бок.

Крупные диагностические комплексы имеют автоматичес-кие анализаторы и компьютеризированную систему оценки полученной информации.

В лаборатории выделено место для окраски микроскопичес-ких препаратов, где находятся растворы специальных красите-лей, спирт, кислоты, фильтровальная бумага и др. Каждое рабочее место снабжено газовой горелкой или спиртовкой и емкостью с дезинфицирующим раствором. Для повседневной работы лаборатория должна располагать необходимыми пита-тельными средами, химическими реактивами, диагностически-ми препаратами и другими материалами.

В крупных лабораториях имеются термостатные комнаты для массового выращивания микроорганизмов, постановки се-рологических реакций. Для выращивания, хранения культур, стерилизации лабораторной посуды и других целей используют следующую аппаратуру.

1. Термостат. Аппарат, в котором поддерживается постоян-ная температура. Оптимальная температура для размножения большинства патогенных микроорганизмов 37 "С. Термостаты бывают воздушными и водяными.

2. Микроанаэростат. Аппарат для выращивания микроорга-низмов в анаэробных условиях.

3. С0 2 -инкубатор. Аппарат для создания постоянной тем-пературы и атмосферы определенного газового состава. Пред-назначен для культивирования микроорганизмов, требователь-ных к газовому составу атмосферы.

4. Холодильники. Используют в микробиологических лабора-ториях для хранения культур микроорганизмов, питательных сред, крови, вакцин, сывороток и прочих биологически актив-ных препаратов при температуре около 4 °С. Для хранения препаратов при температуре ниже О °С применяют низкотем-пературные холодильники, в которых поддерживается темпе-ратура —20 °С или —75 "С.

5. Центрифуги. Применяют для осаждения микроорганиз-мов, эритроцитов и других клеток, для разделения неоднород-ных жидкостей (эмульсии, суспензии). В лабораториях исполь-зуют центрифуги с различными режимами работы.

6. Сушилъно-стерилизационный шкаф (печь Пастера). Пред-назначен для суховоздушной стерилизации стеклянной лабо-раторной посуды и других жаростойких материалов.

7. Стерилизатор паровой (автоклав). Предназначен для сте-рилизации перегретым водяным паром (под давлением). В ми-кробиологических лабораториях используют автоклавы разных моделей (вертикальные, горизонтальные, стационарные, пере-носные).

БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЕ, ВИРУСОЛОГИЧЕСКИЕ, МИКОЛОГИЧЕСКИЕ, ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ И ИХ ОБОРУДОВАНИЕ. УСТРОЙСТВО СОВРЕМЕННЫХ МИКРОСКОПОВ. МЕТОДЫ МИКРОСКОПИИ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ МИКРООРГАНИЗМОВ

Программа

1. Правила работы и организация микробиологических (бактериологических, вирусологических, микологи-ческих) лабораторий.

2. Основные приборы и оборудование микробиологичес-кой лаборатории.

3. Микроскопы и микроскопическая техника. Правила работы с иммерсионным микроскопом (объективами).

Демонстрация

1. Устройство и применение основных приборов и обо-рудования, используемого в микробиологических ла-бораториях: термостата, центрифуг, автоклава, су-шильного шкафа, инструментария и посуды.

2. Устройство биологического микроскопа. Различные ме-тоды микроскопии: темнопольная, фазово-контрастная, люминесцентная, электронная.

3. Препараты микробов (дрожжей и бактерий) при раз-личных методах микроскопии.

Задание студентам

1. Микроскопировать и зарисовать препараты дрожже-подобных грибов рода Candida , используя различные виды микроскопии.

Методические указания

Правила работы в микробиологических лабораториях .

Работу в микробиологической лаборатории медицинского учреждения проводят с возбудителями инфекционных заболеваний — пато-генными микроорганизмами.

Поэтому для предохранения от заражения персонал обязан строго соблюдать правила внутрен-него распорядка:

1. Все сотрудники должны работать в медицинских халатах, шапочках и сменной обуви. Вход в лабораторию без халата категорически воспрещен. В необходимых слу-чаях работающие надевают на лицо маску из марли. Ра-бота с особо опасными микробами регламентируется спе-циальной инструкцией и проводится в режимных лабора-ториях.

2. В лаборатории запрещается курить и принимать пищу.

3. Рабочее место должно содержаться в образцовом порядке. Личные вещи сотрудников следует хранить в специально отведенном месте.

4. При случайном попадании инфицированного мате-риала на стол, пол и другие поверхности это место необ-ходимо тщательно обработать дезинфицирующим раство-ром.

5. Хранение, наблюдение за культурами микробов и их уничтожение должны производиться согласно специаль-ной инструкции. Культуры патогенных микробов реги-стрируют в специальном журнале.

6. По окончании работы руки следует тщательно вы-мыть, а при необходимости обработать дезинфицирующим раствором.

Микроскопы и методы микроскопии

Рис. 1.1. Микроскопы.

а — общий вид микроскопа "Биолам"; б — микроскоп МБР-1: 1 — основание микроскопа; 2 — предметный столик; 3 — винты для перемещения предмет-ного столика; 4 — клеммы, прижимающие препарат; 5 — конденсор; 6 — кронштейн конденсора; 7 — винт, укрепляющий конденсор в гильзе; 8 — рукоятка перемещения конденсора; 9 — рукоятка ирисовой диафрагмы кон-денсора; 10 — зеркало; 11 — тубусодержатель; 12 — рукоятка макрометричес-кого винта; 13 — рукоятка микрометрического винта; 14 — револьвер объек-тивов; 15 — объективы; 16 — наклонный тубус; 17 — винт для крепления ту-буса; 18 — окуляр.

Для микробиологических исследований используют не-сколько типов микроскопов (биологический, люминесцентный, электронный) и специальные методы микроскопии (фа-зово-контрастный, темнопольный).

В микробиологической практике применяют микроскопы отечественных марок: МБР-1, МБИ-2, МБИ-3, МБИ-6, "Био-лам" Р-1 и др. (рис. 1.1). Они предназначены для изучения формы, структуры, размеров и других признаков различных микробов, величина которых не менее 0,2—0,3 мкм.

Иммерсионная микроскопия

Применяется для увеличения разрешающей способности метода световой микроскопии . Раз-решающая способность системы светооптической микроско-пии определяется длиной волны видимого света и числовой апертурой системы. Числовая апертура показывает величину угла максимального конуса света, попадающего в объектив, и зависит от оптических свойств (преломляющей способности) среды между объектом и линзой объектива. Погружение объ-ектива в среду (минеральное масло, вода), имеющую высокий коэффициент преломления, близкий к таковому стекла, пре-пятствует рассеянию света от объекта.

Рис. 1.2. Ход лучей в иммерсионной системе, п — показатель преломления.

Рис. 1.3. Ход лучей в темнопольных конденсорах, а — параболоид-конденсор; б — кардиоид-конденсор; 1 — объектив; 2 — иммерсионное масло; 3 — препарат; 4 — зеркальная поверхность; 5 — диа-фрагма.

Таким образом достигается увеличение числовой апертуры и соответственно разре-шающей способности. Для иммерсионной микроскопии при-меняют специальные иммерсионные объективы, снабженные меткой (МИ — масляная иммерсия, ВИ — водная иммерсия). Предельная разрешающая способность иммерсионного микро-скопа не превышает 0,2 мкм. Ход лучей в иммерсионной системе показан на рис. 1.2.

Общее увеличение микроскопа определяется произведением увеличения объектива на увеличение окуляра. Например, уве-личение микроскопа с иммерсионным объективом 90 и окуля-ром 10 составляет: 90 x 10 = 900.

Микроскопия в проходящем свете (светлопольная микроско-пия) используется для изучения окрашенных объектов в фик-сированных препаратах.

Темнопольная микроскопия . Применяется для прижизненно-го изучения микробов в нативных неокрашенных препаратах. Микроскопия в темном поле зрения основана на явлении дифракции света при боковом освещении частиц, взвешенных в жидкости (эффект Тиндаля ). Эффект достигается с помощью параболоид- или кардиоид-конденсора, которые заменяют обычный конденсор в биологическом микроскопе (рис. 1.3). При этом способе освещения в объектив попадают только лучи, отраженные от поверхности объекта. В результате на темном фоне (неосвещенном поле зрения) видны ярко светя-щиеся частицы. Препарат в этом случае имеет вид, показанный на рис. 1.4, б (на вклейке).

Фазово-контрастная микроскопия . Предназначена для изуче-ния нативных препаратов. Фазово-контрастное приспособле-ние дает возможность увидеть в микроскоп прозрачные объек-ты. Свет проходит через различные биологические структуры с разной скоростью, которая зависит от оптической плотности объекта. В результате возникает изменение фазы световой волны, не воспринимаемое глазом. Фазовое устройство, вклю-чающее особые конденсор и объектив, обеспечивает преобра-зование изменений фазы световой волны в видимые изменения амплитуды. Таким образом достигается усиление различия в оптической плотности объектов. Они приобретают высокую контрастность, которая может быть позитивной или негатив-ной. Позитивным фазовым контрастом называют темное изо-бражение объекта в светлом поле зрения, негативным — свет-лое изображение объекта на темном фоне (см. рис. 1.4; на вклейке).

Для фазово-контрастной микроскопии используют обыч-ный микроскоп и дополнительное фазово-контрастное устрой-ство КФ-1 или КФ-4 (рис. 1.5), а также специальные освети-тели.

Люминесцентная (или флюоресцентная) микроскопия. Осно-вана на явлении фотолюминесценции.

Люминесценция — свечение веществ, возникающее под воздействием внешнего излучения: светового, ультрафиолето-вого, ионизирующего и др. Фотолюминесценция — люмине-сценция объекта под влиянием света. Если освещать люминес-цирующий объект синим светом, то он испускает лучи крас-ного, оранжевого, желтого или зеленого цвета. В результате возникает цветное изображение объекта.

Рис. 1.5. Фазово-контрастное устройство, а — фазовые объективы; б — вспомогательный микроскоп; в — фазовый кон-денсор.

Длина волны излучаемого света (цвет люминесценции) зависит от физико-хими-ческой структуры люминесцирующего вещества.

Первичная люминесценция биологических объектов (собст-венная, или биолюминесценция) наблюдается без предвари-тельного окрашивания за счет наличия собственных люминес-цирующих веществ, вторичная (наведенная) — возникает в ре-зультате окрашивания препаратов специальными люминесци-рующими красителями — флюорохромами (акридиновый оран-жевый, ауромин, корифосфин и др.). Люминесцентная микро-скопия по сравнению с обычными методами обладает рядом преимуществ: возможностью исследовать живые микробы и обнаруживать их в исследуемом материале в небольших кон-центрациях вследствие высокой степени контрастности.

В лабораторной практике люминесцентную микроскопию широко применяют для выявления и изучения многих микро-бов.

Электронная микроскопия . Позволяет наблюдать объекты, размеры которых лежат за пределами разрешающей способнос-ти светового микроскопа (0,2 мкм). Электронный микроскоп применяют для изучения вирусов, тонкого строения различных микроорганизмов, макромолекулярных структур и других суб-микроскопических объектов. Световые лучи в таких микроско-пах заменяет поток электронов, имеющий при определенных ускорениях длину волны около 0,005 нм, т.е. почти в 100 000 раз меньше длины волны видимого света. Высокая разре-шающая способность электронного микроскопа, достигаю-щая 0,1-0,2 нм, позволяет получить общее полезное увеличе-ние до 1 000 000.

Наряду с приборами "просвечивающего" типа используют сканирующие электронные микроскопы, обеспечивающие рель-ефное изображение поверхности объекта. Разрешающая спо-собность этих приборов значительно ниже, чем у электронных микроскопов "просвечивающего" типа.

Правила работы с микроскопом

Работа с любым световым микроскопом включает установку правильного освещения по-ля зрения и препарата и его микроскопию различными объек-тивами. Освещение может быть естественным (дневным) или искусственным, для чего используют специальные источники света — осветители разных марок.

При микроскопии препаратов с иммерсионным объективом следует строго придерживаться определенного порядка:

1) на приготовленный на предметном стекле и окрашенный мазок нанести каплю иммерсионного масла и поместить его на предметный столик, укрепив зажимами;

2) повернуть револьвер до отметки иммерсионного объек-тива 90х или 10Ох;

3) осторожно опустить тубус микроскопа до погружения объектива в каплю масла;

4) установить ориентировочный фокус при помощи макрометрического винта;

5) провести окончательную фокусировку препарата микро- метрическим винтом, вращая его в пределах только одного оборота. Нельзя допускать соприкосновения объектива с пре-
паратом, так как это может повлечь поломку покровного стек-ла или фронтальной линзы объектива (свободное расстояние иммерсионного объектива 0,1—1 мм).

По окончании работы микроскопа необходимо удалить мас-ло с иммерсионного объектива и перевести револьвер на малый объектив 8х.

Для темнопольной и фазово-контрастной микроскопии ис-пользуют нативные препараты ("раздавленная" капля и др., см. тему 2.1); микроскопируют с объективом 40х или специальным иммерсионным объективом с ирис-диафрагмой, позволяющей регулировать численную апертуру от 1,25 до 0,85. Толщина предметных стекол не должна превышать 1 — 1,5 мм, покров-ных — 0,15—0,2 мм.

Испытательные лаборатории являются частью процесса сертификации. Должна быть зарегистрирована юридически. В такой лаборатории должны быть высококвалифицированные сотрудники и оборудование, которое необходимо для проведения аккредитации.

В эпоху современности существует немало видов испытательных лабораторий. Узнать больше о лабораториях медицинской направленности можно https://www.mt.com/ru/ru/home/industries/Labs-Health.html здесь. Необходимы испытательные лаборатории для следующих сфер деятельности:

  • Пищевая.
  • Химическая.
  • Медицинская.

Существует также электролаборатория. Это новая сфера использования лабораторий, так как для испытания электрически приборов необходимо дорогостоящее оборудование. Чаще всего испытательные лаборатории необходимы для исследования пищевой продукции. Благодаря им можно установить характеристики определенного продукта, выявить ряд нарушений в его приготовлении, определить вредные, ядовитые вещества.

Особо тщательную проверку проходят медицинские препараты. Каждый компонент необходимо изучить, ведь от действия препарата будет зависеть состояние человека. Без лабораторных исследований лекарство не допускается к продаже, ведь таким образом его нельзя считать безопасным. Без исследований и тестирований медикамент считается опасным, может причинить вред.

Контрольные лаборатории для пищевой промышленности

Лаборатории для пищевой промышленности должны соответствовать определенным требованиям. Они применяются на птицефабриках, кондитерских заводах, предприятиях по производству молочной продукции. Практически на каждом современном пищевом предприятии имеется такая лаборатория. При выявлении каких-либо нарушений продукт изымают с производства, а рецепт приготовления меняют, чтобы в итоге производился безопасный для человеческого организма продукт.

В лабораториях критериями качества продукт являются микробиологические и физико-химические показатели. На исследование продукта может уйти от нескольких часов до нескольких дней. Все зависит от количества ингредиентов в пище, степени исследования. В некоторых случаях требуется более тщательное изучение продукта.

Каждая лаборатория должна соответствовать современным требованиям, без специального оборудования она не может быть зарегистрирована и открыта. При успешном прохождении проверки, лаборатория выдает производителю продукции официальный сертификат. Это обязательное завершение успешной проверки. При выявлении у продукта нарушений сертификаты не выдаются.

На сегодняшний день многие институты, медицинские клиники и фабрики нуждаются в собственных специализированных лабораториях, предназначенных для изучения какого-либо вопроса и получения информации. Чтобы данные были достоверны, необходимо иметь точное и настроенное оборудование, обученный персонал, а также соблюдать стерильность используемых посуды и инструментов. Как правило, для этой цели владельцы закупают сушильные шкафы .

Какие бывают лаборатории

В зависимости от направленности можно выделить два основных типа: медицинский и химический. Первый включает несколько видов:

Химические подразделяют на:

  • лаборатории органической химии;
  • аналитические, предназначенные для анализа на соответствие установленным требованиям компонентов веществ;
  • химико-технические для контроля какой-либо продукции при помощи специализированной аппаратуры;
  • пробирные спектральные для установления химического состава на основании его люминесцентного, испускающего, поглощающего, отражающего спектров и оценки количества металлических примесей путем сплавления пробы с реагентами.

К отдельной группе относятся судебно-медицинские лаборатории. Так как в зависимости от поставленной задачи может потребоваться подход как с химической, так и с медицинской стороны, данные подразделения имеют сложное оснащение. Патологоанатомические предназначены для установления причины и времени смерти на основании аспирационной биопсии, а также пункционного материала. Многие санитарно-эпидемиологические станции нуждаются в исследовании объектов окружающей среды. Для этих целей также существует специальное подразделение, оснащенное аналитическими приборами, инструментом, посудой и

Лабораторные исследования, опыты, анализы, эксперименты для научных и производственных целей проводятся в специально отведенном помещении – лаборатории. К ней, в свою очередь, выдвигаются определенные требования, которые должен знать и исполнять каждый сотрудник – лаборант.

Лабораторное помещение

Лаборатория – это специальное помещение, оборудованное и предназначенное для проведения исследовательских работ (химических, технических, физиологических, физических, психологических и т.д.). В настоящее время такого рода помещения имеются на всех заводах, фабриках, аптеках, медицинских учреждениях.

Лабораторное помещение должно быть просторным, светлым, вдали от шума и вибраций. На предприятии оно должно находиться в отдельном здании или на отдельном этаже. В нем должны быть большие окна для освещения в дневное время, а для дополнительного освещения, в том числе и в вечернее время использоваться искусственное освещение в виде потолочных и настольных ламп, а также лампы дневного света. Освещение должно падать слева или на переднюю часть рабочей зоны. Не рекомендуется, чтобы в ней находилось большое количество работников одновременно. На каждого работника площадь должна составлять не менее 14 м 2 .

У каждого сотрудника должен быть свой письменный и рабочий стол. Длина рабочего стола должна составлять 1,5 м, для проведения серийных анализов – 3 м.

Лаборатория должна быть оборудована водопроводом (как горячей, так и холодной водой), канализацией, электрическим током, газом, сжатым воздухом и вакуумом, деминерализованной (дистиллированной) водой, раковины для мытья лабораторной посуды из стекла, лабораторного оборудования и приборов. Возле раковин должны находиться специальные емкости для слива использованных химических реактивов, так как их запрещается сливать в канализацию. Должны быть шкафы для хранения лабораторной посуды и химических реактивов . В каждой лаборатории должны быть средства противопожарной безопасности с планом эвакуации и аптечка первой медицинской помощи.

Лабораторное оборудование – это перечень инструментов и снаряжений, необходимых для осуществления всевозможных измерений, экспериментов, анализов.

Лабораторное оборудование по назначению подразделяется на несколько категорий:
- общего – находится в любой лаборатории (лабораторные весы, чашка Петри, фильтровальная бумага, бюретка с краном, мешалка магнитная, ступка с пестиком);
- специального – находится в лабораториях определенного профиля (колба Бунзена , тигель кварцевый);
- испытательного;
- измерительного (воронка капельная);
- аналитического (аналитические весы).

Лабораторное оборудование по типу пользования бывает:
- общего (находится в шкафах для хранения и вытяжных шкафах);
- индивидуального (находится на рабочем столе каждого сотрудника).

Все сотрудники лаборатории должны быть одеты в халаты и иметь по два полотенца: одно – для личного пользования, другое – для вытирания чистой лабораторной посуды. В целях соблюдения техники безопасности у каждого работника должны быть следующие защитные изделия:
- полиэтиленовый фартук;
- защитные очки;
- резинотехнические изделия (перчатки смотровые и перчатки нитриловые);
- косынка;
- бахилы;
- маска.

В лаборатории для соблюдения режима работы нужно:
- соблюдать тишину;
- планировать все проводимые исследования и эксперименты заранее;
- работать аккуратно.

Для экологического исследования в лабораторном помещении должны быть представлены приборы и средства физического и химического контроля окружающей среды.

Нужно помнить! Во время работы в лаборатории необходимо строго соблюдать правила по технике безопасности, так как от их соблюдения зависят не только результаты проводимых исследований, но и, что самое главное, – здоровье сотрудников.

Нужно лабораторное оборудование в Москве ?

«Прайм Кемикалс Групп» – это магазин химических реактивов Москва розница и опт по продаже и доставке лабораторного оборудования и приборов по Москве и области. В нашем интернет-магазине представлен широкий ассортимент продукции от общеизвестных торговых марок. Весь товар сертифицирован, прошел первичное тестирование и соответствует международным и российским требованиям стандарта (ГОСТ).

С нами сотрудничать выгодно. У нас доступные цены.

Доверьте оснащение Вашей научной или производственной лаборатории “Prime Chemicals Group” и убедитесь в гарантии качества.

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка лекции:

I. Методический блок

Тема лекции: «Участие медсестры в лабораторных методах исследования»

Дисциплина: Технология оказания медицинских услуг

Специальность: Сестринское дело

Курс: 1 Семестр: II Количество часов: 2

Цель лекции: познакомить с правилами подготовки к различным лабораторным исследованиям мочи, кала и обучению техники взятия мазка из зева и носа на BL.

1. Учебные цели: Формирование системы профессиональных знаний и умений по разделу: «технология оказания медицинских услуг».

Студент должен знать:

- правила подготовки и сбору общего и бактериологического анализов мочи, суточного анализа мочи на сахар, диастазу, по Зимницкому, по Нечипоренко;

- правила подготовки и сбору общего и копрологического анализов кала, кала на скрытую кровь, на яйца гельминтов, на простейшие, на энтеробиоз;

Технику взятия мазка из зева и носа на BL.

2. Развивающие цели:

способствовать развитию: общения, внимания, памяти, профессионального мышления, уважения к больному, развитию логического и клинического мышления.

3. Воспитательные цели:

стремиться к воспитанию: чувства ответственности, чувства гуманизма, чувства такта, милосердия и бережного отношения к больному.

4. Общие компетенции: ОК1-ОК13

Межпредметные связи:

анатомия, латинский язык, психология, этика и деонтология, терапия, хирургия, фармакология, микробиология, лабораторная диагностика.

Организационная структура лекции

№ пп Основные этапы лекции и их содержание Цели в уровнях усвоения Тип лекции, методы и способы обучения Дидактическое обеспечение, наглядность, ТСО
I Подготовительный этап. 1.Организационный момент. 2. Формулирование темы, обоснование актуальности. 3. Определение учебных целей и мотивация учебной деятельности студентов. 2

Организация студентов обеспечение внимания и усваива ния матери ала.

II Основной этап План изучения лекционного материала 1. Значение лабораторных методов исследования. 2. Виды лабораторий. 3.Исследования и порядок забора 4.Взятие мочи для различных исследований 5. Взятие кала для исследования крови 2 Поэтапное изложение материала, Видеоматериалы, схемы, таблицы, наглядне пособия информирует студентов о новых элементах знаний, умений объясняет наиболее важные моменты организует текущий контроль знаний для усвоения материала. Видеоматериалы, таблицы, коспект лекции, наглядные пособия, оборудование кабинетв докдинической практики.
III Заключительный этап 1. Резюме лекции. 2. Ответы на заданные вопросы 3. Задание для самоподготовки изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы 2

Студентами предлагается ответить на вопросы

изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы

Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова, Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с..

Т.П. Обуховец, Основы сестринского дела. Феникс, Р.-на-Д., 2015,с.

II. Информационный блок

Текст лекции

«Правила подготовки к лабораторным исследованиям»

Лабораторные методы исследования – исследование биологического материала (биосубстрато в). Биоматериалы - кровь и ее компоненты (плазма, эритроциты), моча, кал, желудочный сок, желчь, мокрота, выпотные жидкости, ткани паренхиматозных органов, получаемые при биопсии.

Цель лабораторных исследований:

· установление этиологии заболевания (его причины); иногда это единственный критерий оценки клинической ситуации – например, инфекционных заболеваний;

· назначение лечения;

· контроль эффективности лечения в динамике.

Назначаются и оцениваются лабораторные исследования врачом. В лабораторном этапе ответственны сотрудники лаборатории. Впреданалитическом этапе важную роль выполняет медицинская сестра:

· готовит пациента к исследованию, обеспечивает его лабораторной посудой, оформляет направление на исследование;

· проводит забор биоматериала, обеспечивает правильное хранение;

· транспортирует материал в лабораторию.

От того, на сколько правильно пройдет данный этап зависит достоверность исследований.

Виды лабораторий, их назначение

Клинико-диагностическая

Определение физико-химических свойств биологических субстратов и микроскопия. Например, общий анализ (крови, мочи, мокроты, кала), анализы мочи по Зимницкому и Нечипоренко, кал на скрытую кровь, кал на яйца гельминтов, общий анализ желудочного сока и желчи, экссудатов и транссудатов, спиномозговой жидкости и т.д. Для транспортировки биоматериалов в лабораторию используют чистую, сухую стеклянную посуду или специальные одноразовые контейнеры.

Биохимическая

Определение химических свойств биологических субстратов. Например, печеночные пробы крови (общий белок, билирубин, тимоловая и сулемовая пробы), кровь на ревматесты (С-реактивный белок, формоловая проба), исследование липидного обмена (бета-липопротеиды, общий холестерин), ферменты (АЛАТ, АСАТ, ЛДГ и др.), исследование углеводного обмена (глюкоза крови), исследование крови на железо, на содержание электролитов, биохимическое исследование желчи и мочи и др.