Влияние музыки на психику человека. Воздействие музыки и поэзии на психику человека, мотивирующие и успокаивающие свойства

«Mens sana in corpore sano» (в здоровом теле здоровый дух) – гласит античная поговорка. Но величайший мастер парадокса Бернард Шоу утверждает обратное: «"В здоровом теле здоровый дух" – бессмысленное изречение. Здоровое тело есть продукт здорового духа». Утверждения эти противоположны, но не противоречивы. Они оба верны, они отражают две стороны одного и того же – единство тела и духа.

Первое из этих утверждений кажется более очевидным. Влияние тела на психику всем хорошо известно. Вероятно, каждый даже на своем личном опыте знает, как трудно сохранить «бодрый дух», когда болят зубы. К отчетливым изменениям характера могут приводить длительно протекающие хронические заболевания внутренних органов (недаром говорят о «желчном характере»).

Но верно и то, что пишет Бернард Шоу: «Здоровое тело есть продукт здорового духа». И это было замечено уже много веков назад. Со времен средневековья сохранился стихотворный «Салернский регламент здоровья», выдержавший затем очень много печатных изданий и переведенный на ряд языков. Его вводные стихи гласят: «Салернская школа стремится этими строками сообщить здоровье английскому королю и указать на необходимость держать голову свободной от заботы, а сердце – от сокрушения; не пить много вина, ужинать легко, вставать рано, после еды не сидеть долго, пользоваться только тремя врачами: первым врачом – покоем, вторым врачом – весельем и третьим врачом – диетой». Итак, не сокрушаться и быть веселым – одна из основных рекомендаций для сохранения здоровья...

В XIX веке открытие микробов как причины заразных болезней и развитие патологической анатомии на какое-то время уменьшили уважение врачей к подобным советам.

И все же врачи замечали, что иногда первые признаки болезни относятся ко времени серьезных жизненных неудач и тяжелых переживаний; что у больного, утратившего веру в выздоровление и интерес к жизни, течение болезни нередко принимает катастрофический характер; что обрадовать, ободрить больного, вселить в него уверенность в выздоровление иногда бывает полезнее, чем дать ему лекарство. Вольтер говорил, что «надежда выздороветь – половина выздоровления».

Замечательный русский клиницист начала XIX века М.Я. Мудров говорил: «При повальном заболевании солдат следует не допускать больных до “страха", ибо неприятное чувство располагает тело к принятию заразы».

В рассказе О. Тенри «Последний лист» девушка, больная пневмонией и утратившая волю к жизни, решила, что умрет, когда упадет последний лист с плюща за окном. Ветер срывает лист за листом, и состояние девушки становится все хуже и хуже. «Я устала ждать. Я устала думать», – говорит она. «Когда мой пациент начинает считать кареты в своей похоронной процессии, я скидываю пятьдесят процентов с целебной силы лекарств», – замечает лечащий ее врач. Спасает больную девушку художник, нарисовавший на стене перед ее окном лист, который не могли сорвать порывы осеннего ветра.

Ученые специально исследовали влияние психики на внутренние органы. Оказалось, что в состоянии гипноза можно изменять количество и химический состав желудочного сока, внушая человеку, что он ест бульон, хлеб или молоко. При рентгеновском исследовании желудка видели, как под влиянием внушения возникает резко выраженная картина спастических явлений желудка и кишок, картина атонии и опущения желудка. Удавалось наблюдать, как опущенный желудок под влиянием внушения становится на нормальное место. Когда исследуемому внушали, что он ест невкусную, противную пищу, желудок на рентгеновском экране принимал форму вялого мешка без всяких перистальтических движений. Когда же внушали представление о вкусной, любимой пище, желудок резко сокращался и живо перистальтировал. Если человеку внушали, что он выпил много воды (при этом ему давали пустой стакан), то это приводило к увеличению количества выделяемой мочи и таким изменениям состава крови, какие наступают обычно после обильного питья.

Широко известно влияние эмоций на состояние кровеносных сосудов и кровяное давление. При страхе кровяное давление повышается, а под влиянием огорчений и психической депрессии повышение давления может стать стойким. И наоборот, благоприятные влияния на психику способствуют снижению кровяного давления.

Крупный терапевт-клиницист Р.А. Лурия наблюдал ряд случаев желтухи, возникшей под влиянием психической травмы. Он объясняет возникновение в таких случаях желтухи тем, что нарушается иннервация сфинктеров (мышечных жомов), регулирующих желчевыделение.

Р.А. Лурия различает внешнюю и внутреннюю картины болезни. Внешняя картина болезни – это все то, что врачу удается получить доступными ему методами исследования, все то, что можно описать и так или иначе зафиксировать. Внутренняя картина болезни – все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений, его общее самочувствие, его представления о своей болезни и о ее причинах – весь внутренний мир больного.

В общем течении болезни ее внутренняя картина занимает очень большое, иногда доминирующее место. Порой бывает гораздо легче ликвидировать реального микроба в организме больного, чем выселить воображаемого микроба из его психики. В таких случаях воздействие на психику больного, психотерапия, может оказаться важнейшим методом лечения.

Известны и такие случаи, когда только психотерапия в состоянии гипноза освобождает больного от «внушенного» недуга и возвращает ему трудоспособность. Иногда же причиной болезни (или ее обострения) может быть неосторожно сказанное кем-то и неверно понятое человеком слово.

Всякая болезнь – сложный процесс, захватывающий многие системы организма. Деятельность различных органов в борьбе с болезнью координирует нервная система. Ее влияние на течение болезни подтверждается многими наблюдениями и исследованиями.

А.Д. Сперанский считал, что заболевание возникает в месте встречи болезнетворного начала с чувствительным к этому началу нервным окончанием. Место воздействия яда предопределяет развертывание, а порой и судьбу процесса. Исследования, проведенные в лаборатории А.Д. Сперанского, подтверждают его предположения. Оказалось, например, что смертельная доза стрептококка различна в зависимости от того, в какую вену кролика вводится культура этого микроба: яд неодинаково действует на различные нервные окончания.

Опыты показали, что если до заражения животного туберкулезом подействовать висмутом на нервные окончания, находящиеся в грудной полости, то туберкулезный процесс протекает значительно доброкачественнее. С помощью подобных методов А.Д. Сперанскому удавалось улучшать состояние больных при некоторых заболеваниях: инфекция продолжала гнездиться в их организме, но измененная нервная система пациента становилась нечувствительной к ней.

В исследовании М.К. Петровой у собак при длительном перенапряжении нервной системы часто возникали различные дистрофические болезни (экземы, хронические, язвы, фурункулез), причем появлению этих заболеваний всегда предшествовали нервные срывы. При отсутствии такого перенапряжения дистрофические процессы возникали у собак значительно реже. У некоторых собак нервное перенапряжение приводило к возникновению доброкачественных и злокачественных опухолей.

Весьма показательны опыты А.И. Долина. Собаке под кожу вводили морфий, всегда сопровождая эту процедуру бульканьем воды. После многократного повторения этой процедуры у собаки образовался условный рефлекс: введение воды (вместо морфия), сопровождаемое бульканьем, вызывало у нее картину отравления морфием. Затем стали часто повторять введение воды, сопровождавшееся бульканьем и звонком. В этом случае картина отравления не наступала: звонок стал дифференцировочным раздражителем, он тормозил реакцию отравления (наступавшую при отсутствии звонка). Подготовленной таким образом собаке однажды ввели морфий, сопровождая введение бульканьем и звонком. Результат был поразительным: отравления не возникло! Действующее через нервную систему торможение симптомов отравления (звонок) оказалось более сильным, чем действие сильного яда – морфия.

Пользуясь аналогичным методом (методом условных рефлексов), удалось получить условно-рефлекторный лейкоцитоз – очень важный механизм борьбы с инфекцией.

Высшая функция нервной системы – психическая деятельность – тоже сильно влияет на течение болезненных процессов. Влияние это может быть как положительным, так и отрицательным.

Если в состоянии гипноза прикоснуться к коже и внушить, что прикоснулись раскаленным железом, то через некоторое время на этом месте возникает волдырь, как при ожоге. Организм реагирует так, как будто ожог действительно имел место.

Вера в то или иное лечебное средство часто значительно улучшает действие этого средства. Этим, в частности, объясняются случаи «чудесных» исцелений на мощах святых, случаи исцелений у знахарей, у «заговаривающих» болезни бабок.

У офицеров побеждающей армии раны заживают быстрее, чем в армии, терпящей поражение. Это объясняется, конечно, не только лучшим уходом, но и лучшим моральным состоянием раненых.

Воздействие на психику – мощный фактор. Однако в неумелых руках он может оказать и вредное действие. Как уже упоминалось, неудачно сказанное врачом слово может вселить в пациента ненужную тревогу; у него даже могут появиться признаки предполагаемой болезни. Внушенные болезни не такое уж редкое явление. Известны даже случаи внушенной беременности, где были налицо все внешние признаки беременности и на девятом месяце наступали родовые схватки.

Влияние психики накладывает свой отпечаток на течение болезни у человека. Врач не может ограничиваться рамками биологии. Психологические и социальные факторы болезни всегда должны быть в поле его внимания.

Психические процессы влияют па работу внутренних органов и на течение болезненных процессов в них. И наоборот – болезненные процессы в различных органах влияют на психику. Одним из сильных факторов такого влияния является чувство боли. Болевые сигналы занимают особое место среди сигналов, которые мозг получает от различных органов и использует для управления. Они могут приходить почти от любой части тела и несут мало информации о физических свойствах раздражителя. И откуда бы они ни пришли, они всегда неприятны.

Зачем же они? Есть ли организму польза от того, что существует чувство боли? На первый взгляд даже сам вопрос кажется странным. В самом деле, боль доставляет нам столько страданий. Может показаться, что человек стал бы счастливее, если бы потерял способность ощущать боль...

Если вы захотите поискать таких «счастливцев», то найдете их в неврологических клиниках. У этих людей болезнь сирингомиэлия разрушила в спинном мозге нервные пути, по которым в головной мозг идут сигналы о боли. У больного на определенном участке тела теряется болевая чувствительность, в то время как тактильная чувствительность – способность ощущать прикосновение – сохранена. Одним из симптомов сирингомиэлии являются рубцы от ожогов, возникновение которых не вызвало чувства боли и потому не было своевременно замечено больным. В ожоговом отделении хирургической клиники бросается в глаза большое число больных, получивших ожоги в состоянии алкогольного опьянения, когда чувствительность к боли понижена.

Таким образом, способность ощущать боль полезна. Она предохраняет организм, заставляет его принять меры защиты, как только начнется повреждающее воздействие.

Боль – сигнал угрозы благополучию организма. Она ценнейшее приобретение живых организмов в процессе эволюции. Если бы какой-нибудь вид животных оказался лишенным способности воспринимать боль, то он был бы обречен на вымирание.

Боль очень неприятное чувство. И это полезно. Ведь боль требует незамедлительной реакции организма. Не случайно люди выбрали в качестве сигнала пожарной опасности тревожный и заглушающий другие звуки вой сирены, а не какой-нибудь приятный, мелодичный звук.

Но боль полезна лишь до поры до времени. Она становится вредной, когда, уже выполнив роль сигнала опасности, она продолжает «звучать» в организме, дезорганизуя его работу. Дезорганизующее влияние длительной боли очень велико. Она может вызвать сердцебиение, сужение кровеносных сосудов, нарушения функций нервной системы, пищеварения, дыхания. При боли может измениться содержание различных веществ в крови, повышается свертываемость крови, боль может вызвать анурию – задержку выделения мочи.

Затянувшаяся боль отрицательно влияет и на психику человека. Каждый знает, как трудно сосредоточиться на чем-либо во время боли. Боль может вызвать чувство страха. В некоторых случаях (например, при болях в сердце, вызванных спазмом кровеносных сосудов, снабжающих кровью сердечную мышцу) страх и тревога могут становиться чрезвычайно сильными. Очень сильная боль может вызвать болевой шок – резкое снижение кровяного давления, потерю сознания. Она может даже привести к смертельному исходу.

Значит, надо уметь управлять болью, уметь снимать ее, когда она не несет полезной для организма службы сигнала тревоги. Без умения управлять болью была бы невозможна современная хирургия. Для устранения болезненного очага (например, опухоли) хирургу приходится нарушать целостность живой ткани. А во всей истории живых существ, предшествующей появлению цивилизованного человека, повреждение живой ткани являлось сигналом опасности. Поэтому в процессе эволюции и выработался болевой сигнал в ответ на такое повреждение. В условиях же современной хирургии операционная "рана не несет опасности, и боль от нее лишь вредна организму.

Изучение боли имеет свою историю, своих героев.

Одним из пионеров в изучении боли был в прошлом веке английский невропатолог Хэд. Необходимые для изучения боли эксперименты не могут быть безболезненными, и поэтому Хэд решил проводить их на самом себе. Так, по его просьбе один из коллег сделал ему операцию – перерезал ветвь лучевого нерва у основания большого пальца. Эта операция позволила Хэду изучить, как восстанавливается чувствительность в пальце по мере регенерации (восстановления) поврежденного нерва. Изучение заняло пять лет. В результате Хэд установил, что чувствительность восстанавливается в два этапа – сначала болевая, потом тактильная. Волокна, проводящие чувство боли, восстанавливаются быстрее, чем волокна тактильной чувствительности.

Представление о том, что болевая чувствительность – это особый вид чувствительности, подтвердилось и в наблюдениях других ученых. При исследовании кожи под микроскопом было обнаружено несколько типов рецепторов – образований на концах нервных волокон, воспринимающих различные раздражения. Наряду с рецепторами холода, тепла, прикосновения, давления были обнаружены и свободные нервные окончания, которые воспринимают раздражения, вызывающие боль.

Сигналы о боли идут в мозг по своим путям, отдельным от путей тактильной чувствительности. Чтобы человек почувствовал боль, нервные импульсы, идущие по проводникам болевой чувствительности, должны прийти в соответствующие центры головного мозга. Если эти пути нарушены (как это бывает при сирингомиэлии), болевого ощущения не наступает, хотя раздраженные болевые рецепторы посылают соответствующие импульсы.

Болевые ощущения играют большую роль в диагностике многих заболеваний. Недаром первым вопросом врача часто бывает вопрос: «Где у вас болит?» Болевые сигналы могут идти в мозг не только от кожи, но и от внутренних органов, в которых имеются свои рецепторы (их называют интерорецепторами). Возбуждение интерорецепторов возникает под влиянием изменений состояния внутренних органов или состава внутренней среды организма. Импульсы от внутренних органов поступают в те же участки спинного мозга, в которые поступают импульсы от определенных участков кожи. Поэтому при заболеваниях внутренних органов болезненность может локализоваться в определенных участках поверхности тела. Тот факт, что определенным внутренним органам соответствуют (в этом отношении) определенные зоны кожной поверхности, имеет большое значение для диагностики. Известно ведь, что сердечные больные часто обращаются к врачу с жалобой на боли в левом плече.

Мы уже говорили, что если пути болевой чувствительности где-либо нарушены и не пропускают импульсов в мозг, то повреждающие воздействия на соответствующий участок тела не будут вызывать болевых ощущений. Но бывает и иначе. Проводник боли может быть раздражен не у своего начала, а на каком-либо другом участке. От места раздражения в нервные центры идут импульсы. А приход импульсов в эти центры воспринимается как боль в том органе, где начинаются соответствующие (идущие в этот центр) нервные волокна. И человек локализует боль не там, где действительно находится очаг раздражения, а там, где расположены рецепторы, на пути от которых возникло раздражение.

Типичный пример этого явления – так называемые фантомные боли (от французского fantome – призрак), т.е. боли в отсутствующем органе. Например, после ампутации ноги рубец в культе начинает раздражать обрезанный нерв, волокна которого несли чувствительность от ампутированного органа. Приходящие в мозг сигналы воспринимаются как боль в стопе, которая ампутирована.

Болевые сигналы, пришедшие в центральную нервную систему, воспринимаются не изолированно, а во взаимодействии с сигналами других видов чувствительности. Обострение болевых ощущений после операций, связанных с перерезкой нервных стволов, в период, когда еще не восстановилась тактильная чувствительность, Л.А. Орбели объяснял именно тем, что нормально тактильная чувствительность ослабляет болевую.

Взаимодействие болевой чувствительности с тактильной проявляется и в способности точно локализовать место болевого раздражения. Орбели очень остроумно исследовал это в опытах на кошке. Если здоровой кошке надеть на хвост зажим, то она изгибает голову и хвост так, чтобы достать зубами зажим, и сбрасывает его. Такой же опыт Л.А. Орбели и М.А. Панкратов провели на кошке, у которой задние столбы спинного мозга, по которым передаются в головной мозг сигналы тактильной чувствительности, были перерезаны, боковые же столбы, по которым передаются сигналы болевой чувствительности, были сохранены. Если такой кошке надеть зажим на хвост или заднюю лапу, то ее реакция на боль проявляется более бурно, чем до операции, – кошка царапается, визжит. Но ее попытки снять зубами зажим остаются безрезультатными: кошка, лишенная тактильной чувствительности, не может локализовать место болевого раздражения.

Локализация болевого раздражения возможна только при условии, что одновременно с болевыми рецепторами возбуждаются и тактильные рецепторы. Боли, возникающие при раздражении внутренних органов без сопутствующего тактильного раздражения, часто воспринимаются как разлитые, не строго локализованные.

Взаимодействие болевой чувствительности с другими видами чувствительности отчетливо проявляется и при каузалгии – мучительных болях жгучего характера, возникающих иногда после повреждения нервов. Длительное раздражение поврежденного нерва приводит к тому, что в нервной системе возникает стойкий очаг возбуждения, которое воспринимается как боль. Свет, звук, запах, вкусовое раздражение резко усиливают боль. Эти раздражения как бы суммируются со стойким болевым раздражением.

Мы уже говорили о том, что боль может влиять на различные процессы, протекающие в организме, в том числе и на психическое состояние человека. Но и психические процессы могут влиять на чувство боли. В состоянии страха, тревоги ощущение боли может возникать под влиянием таких раздражителей, которые обычно боли не вызывают. Увлеченность каким-нибудь делом может ослабить или даже на время устранить чувство боли. При засыпании слабые сигналы от внутренних органов могут доходить до сознания. Поэтому иногда в начальной стадии заболевания какого-либо органа первым симптомом, который замечает больной, является сон о болезни этого органа.

В состоянии гипноза человеку можно внушить отсутствие боли, в то время как на кожу наносятся болевые раздражения (уколы, ожоги). Человек, которому в гипнозе внушили аналгезию (безболезненность) определенного участка кожи, перестает чувствовать боль. Об этом можно судить по тому, что он никак не реагирует на укол (при уколе других участков кожи он отдергивает руку). Однако в момент болевого раздражения «нечувствительного» участка кожи биотоки мозга отчетливо изменяются. Значит, сигналы от рецепторов этого участка продолжают поступать в мозг.

Объяснить изменение биотоков мозга при отсутствии субъективного ощущения боли можно исходя из современного представления о путях сигналов от рецепторов к коре головного мозга. Как упоминалось в очерке «О мозге», сигналы от различных рецепторов направляются к различным участкам коры головного мозга: от зрительных рецепторов – к затылочным долям, от слуховых – к височным, от кожных рецепторов – к теменным. Поступление сигналов в эти зоны коры и вызывает соответствующее ощущение. Но, кроме того, от каждого специфического пути отходят ответвления к сетевидной, или ретикулярной, формации – скоплению нервных клеток, расположенному в продолговатом и среднем мозге. От сетевидной же формации сигналы поступают во все области коры (от каких бы рецепторов – зрительных, слуховых или кожных – эти сигналы ни начали свой путь). Приход в кору мозга сигналов по этому неспецифическому пути и вызывает изменение биотоков мозга – депрессию альфа-ритма.

Таким образом, если чувствительный путь блокирован ниже (т.е. ближе к рецепторам), чем место ответвления к сетевидной формации, то раздражение рецепторов не вызовет ни ощущения, ни депрессии альфа-ритма. Если же блокирована центральная часть специфического пути, выше места ответвления к ретикулярной формации, то ощущения не возникает, но депрессия альфа-ритма наступает (так как неспецифический путь сохранен). Опыты с болевым раздражением в состоянии гипноза показывают, что при гипнотическом внушении безболезненности блокируется центральный участок специфического пути.

Современная медицина располагает большим арсеналом эффективных средств борьбы с болью. Разработаны надежные методы местного обезболивания и общего наркоза. Анестезиология настолько развилась, что выделилась из хирургии в самостоятельную специальность. Но чтобы успешно пользоваться болеутоляющими средствами (прекращающими или ослабляющими болевые ощущения) и обезболивающими (предупреждающими болевые ощущения), необходимо хорошо знать природу боли: знать, от чего она происходит в каждом случае, когда она наш враг, а когда друг.

Боль вызывает не только «внутренние» изменения в организме – сердцебиение, сужение кровеносных сосудов и т.п., она вызывает и «внешние» изменения – в движениях, в мимике, в тембре голоса, в крике. Эти внешние выражения боли есть и у человека и у животных. И они выполняют важную роль – информируют других особей этого вида, что одной из них грозит опасность, что надо ему помочь, что надо самому принять меры против грозящей опасности.

Внешние выражения боли адресованы окружающим, в них надежда на помощь от грозящей опасности. А в надежде – и капелька облегчения. Боль менее мучительна", если рядом друзья, готовые помочь. Именно об этом стихи, которыми хочется закончить очерк:

Когда человеку больно И он закричит от боли и кто-то его услышит И руку сожмет в кулак, Легче тогда человеку, Легче бороться с болью, Легче – ведь кто-то рядом Жизнь устроена так...

Фейгенберг И.М. МОЗГ ПСИХИКА ЗДОРОВЬЕ АКАДЕМИЯ НАУК СССР
Серия «Проблемы современной науки и научно-технического прогресса».
– М.: «НАУКА», 1972

Сила гипноза не имеет границ. Многие профессиональные гипнологи утверждают, что, изучив, как действует гипноз, и применив определенные навыки на практике, можно добиться удивительных результатов.

Гипноз обладает силой, которая не имеет границ

Определение методики

Под гипнозом понимают сонное состояние, при котором сознание человека поддается управлению. Наиболее эффективная сфера применения гипноза - психиатрия. Квалифицированный врач-гипнолог, может проводить терапевтические сеансы гипнозом при имеющихся признаках неврозов и психозов.

Границы сил гипнотического воздействия неизведанны. По мнению врачей, разработка правильного подхода к введению человека в транс и последующего внушения может привести к необъяснимым явлениям и действиям. Гипноз настолько влияет на психику человека, что это может привести к быстрому восстановлению пациента при соматических патологиях.

Пример необъяснимого и чудесного воздействия был описан известным гипнологом Рожновым. В его личной практике был случай восстановления опорно-двигательного аппарата гипнозом. Женщина, переставшая ходить после нервного потрясения, поддавшись гипнозу, смогла встать с кровати и свободно передвигаться без помощи костылей и других приспособлений.

Находясь под гипнотическим воздействием, пациент пребывает в состоянии, схожем по своим особенностям со сном. Единственное отличие - это нервные клетки в головном мозге, которые продолжают активно работать, поддаваясь контролю гипнотизера. Похожее действие оказывает усталость и вынужденное ей противостояние. Простой пример: это усталый часовой на посту, он может уснуть стоя, его тело остается в напряжении, а сознание выключается. По мнению врачей, у такого человека остается только один небольшой очаг возбуждения.

Степени воздействия

Влияние на психику человека зависит от силы воздействия гипноза. Чем сильнее используемый метод, тем больше человек становится подвластным манипулятору. Специалисты подтверждают существование 3 степеней гипнотического воздействия:

  • сонливость;
  • гипотаксия;
  • сомнамбулизм.

Сонливость - дремотное состояние, которое характеризуется расслабленностью мышц и легким помутнением сознания. Это транс, выйдя из которого человек помнит, что с ним происходило. Вторая стадия (гипотаксия) - это подчинение. Загипнотизированный не может контролировать свои движения. Он готов к выполнению приказов.

Особый интерес вызывает третья стадия гипнотического воздействия - сомнамбулизм. Это наиболее глубокая стадия гипноза, при которой внушаемый может:

  • выполнять любые команды;
  • ощущать внушенные галлюцинации;
  • вспомнить отдельные фразы и движения, которые выполнялись в раннем детстве;
  • не ощущать боль.

Такому воздействию на психику поддаются более 25% людей.

В эксперименте Левенфельда, привлекшем в своем время особое внимание, пожилая женщина под воздействием гипноза, начала танцевать так, как делала это в молодости. Выйдя из-под влияния гипноза, она не поверила рассказам врачей.

Гипноз действует на человека как сон. Единственным отличием от него является активная работа отдельных участков нервной системы. Подобными навыками пользуются животные. Летучие мыши спят вниз головой, лошади спят стоя и т.д. За такие функции отвечает «сторожевой пункт» в нервной системе, который работает у людей иначе. Он поддается контролю и регулированию только под воздействием гипноза.

Гипноз действует на человека как сон. Единственное отличие — активная работа отдельных участков нервной системы

Применение метода

Метод применяется давно. Самым старым упоминанием о является работа А.Месмера 1848 года «Месмеризм». Ученый считал такое воздействие магнетизмом животного происхождения.

Современная гипнология усовершенствована, благодаря доказанным теориям Павлова, Платонова, Бехтерева и др. Сегодня применение гипноза позволяет «программировать» пациента на выполнение не менее двух задач: он может поддаваться терапевтическому лечению внушением и использовать давно утерянные со временем навыки профессиональной или любительской деятельности.

Возможные последствия

Основной особенностью гипнотического внушения является обращение одного человека к бессознательному подсознанию другого.

Цель терапии - это выявление содержимого внутреннего мира человека, его подсознания. С применением современных методик, можно выявить:

  • пережитые события в жизни личности;
  • полученные ранее установки;
  • отдельные детали прошлого, описанные до мелочей;
  • изменять биологические особенности организма (уменьшать или вызывать боль, устранять зависимости от ПАВ, бороться с отдельными признаками психосоматических заболеваний).

Несмотря на силы возможностей, которые открываются перед человеком под гипнотическим воздействием, гипнологи считают это опасным занятием. Любая ошибка специалиста может повлиять на здоровье больного и даже лишить его жизни. Изменив болевой порог, пациент рискует в будущем нанести себе травму, наличие которой может привести к осложнениям.

Современные эксперименты

Действие гипнотического сеанса на человека ограничено. И это доказано на практике. Несмотря на теоретически возможное полное воздействие на психику, достичь максимального эффекта невозможно.

Это доказали своими экспериментами П.Буль и В.Пушкин.

Отдельного внимания стоит эксперимент В.Пушкина, по результатам которого ученый сделал вывод о том, что загипнотизированный не может выполнять установки, противоречащие его моральным устоям. Смысл же самого эксперимента лежал во внушении необходимости зарезать человека пластиковой картой. Пациенту под воздействием гипноза внушили, что в руках его нож и следует одним действием лишить человека жизни.

Результат эксперимента удивил ученых. Пациентка под воздействием гипноза начала биться в припадке и не смогла выполнить установку врача. Под гипнотическим воздействием существует внутренняя борьба сознания и подсознания, и результат может быть непредсказуемым.

Заключение

Гипнотическое воздействие может иметь разное целевое применение. Его удачно используют в лечении неврозов и психозов, с его помощью можно добиться желаемых результатов в терапии соматических заболеваний и т.д.

Гипноз помогает вылечить нервозные и психозные состояния

Сила гипнотического воздействия на психику зависит от множества факторов. При благоприятных внешних условиях, профессиональных навыках гипнотизера, человек может выполнять любые внушенные приказы, ощущать галлюцинации и даже не испытывать физическую боль. Гипноз не всесилен. По результатам некоторых исследований, психологи определили, что, находясь в подвластном гипнотизеру состоянии, человек может бороться с внушаемыми командами.

Не стоит недооценивать влияние цветов на психику человека. Цветовое решение в интерьере дома может обернуться раздражительностью, агрессивностью домочадцев. В офисе - снизить работоспособность. А в одежде - изменить вашу личность до неузнаваемости.

Задача психологии состоит в том, чтобы изучить влияние окружающей среды на человеческую психику (в чём бы оно не выражалось) и научить каждого желающего применять эти знания на благо себе. Отсюда и появление всевозможных интерпретаций, которые весьма полезны для создания нужного образа «Я». Хотите ли вы быть успешным и уметь преподносить себя людям? Меняйте гардероб, советуют психологи. Хотите, чтобы ребенок развивался в спокойных и благоприятных условиях? Делайте ремонт. Целенаправленно используйте воздействие цвета на психику человека, и это сослужит вам хорошую службу.

Основные характеристики цветов

Для разбора возьмем лишь основные цвета по существующим сегодня общепризнанным моделям смешивания цветов: белый и черный, желтый, синий, красный, зелёный. И поскольку фиолетовый также интересен с психологической точки зрения, рассмотрим и его.

По одной модели белый - это воплощение отсутствия цвета, по другой таковым является чёрный. Однако с точки зрения психологов именно чёрный символизирует отрицание цвета, а вместе с этим и всех социальных норм, отказ от ярких красок жизни, от давления общества. Белый же не несёт в себе особой нагрузки, но мысленно всегда связывается с чистотой, безупречностью.

Красный, говорят, цвет страсти. Так оно и есть. Если человек предпочитает красный цвет, это говорит об определённых особенностях его характера, о том, что в его личности доминируют следующие черты: импульсивность, необузданность, раскрепощенность, целеустремлённость. Это властолюбивые люди. Некоторые яркие представители этой категории проявляют себя не самым этичным образом в желании добиться своего: «идут по головам».

Люди, предпочитающие имеют противоположные черты, но вместе с тем, в них есть «творческая жилка» благодаря чувствительной натуре, и тяга к путешествиям. А также высокое чувство меры и ответственности.

Желтый цвет предпочитают жизнерадостные люди, о которых говорят: «душа компании». За ними хочется идти навстречу приключениям.

Зелёный отражает который может, в отличие от многих, похвастаться стабильным положением, он уверен в себе, достаточно подкован в своей сфере, что даёт ему смелость шагать по жизни.

Фиолетовый цвет связывают с незрелостью личности: эмоциональной, а при ярко выраженном предпочтении этого цвета, а также розового, и с интеллектуальной.

Особенно сильно проявляется влияние цветов на психику человека через окружающую среду и одежду.

Цвет в интерьере дома, офиса

Синий цвет создаёт иллюзию более просторной комнаты, но и холодной. Не рекомендуется использовать его в интерьере более, чем на 40% от общего цветового оформления. Поскольку в избытке синий цвет вызывает ощущение давления: даже самый уверенный в себе человек может засомневаться в собственных силах. Успокаивающее действие, с которым многие дизайнеры связывают синий цвет, скорее присуще более светлым его оттенкам, т.е. голубому (для оформления офисов точно не подходит).

Зелёный цвет в интерьере предпочтут индивиды, стремящиеся к единению с природой. Кроме того, этот цвет действительно вызывает в душе чувство гармонии, спокойствия, ощущение великолепия жизни. Человек в комнате с преобладанием зеленого цвета будет предан созерцанию, и только ему. Поэтому в детской комнате он создаст необходимые условия для развития маленького человечка. А в офисе подойдет для ровного, неторопливого, но целенаправленного достижения трудовых задач. Однако, если вы и без того довольно спокойный и невозмутимый человек, а условия работы требуют быстрого реагирования, тогда следует выбрать противоположную цветовую гамму для оформления рабочего кабинета (например, неяркий красный в разумных пределах).

Красный способен пробудить страсти в спальне, только его должно быть по минимуму (около 20%): достаточно сделать акцент в интерьере комнаты (выкрасить одну стену). Он согревает душу и повышает физическую активность. Но его избыток в помещении породит ссоры, агрессивность, раздражительность. В детской комнате не рекомендуется и без того гиперактивным детям. В рабочей обстановке повысит работоспособность, но на короткое время, а затем наступит резкий спад.

Жёлтый цвет добавит солнца в плохо освещаемую квартиру (если окна не выходят на юг) и немного счастья в быт, придаст бодрости. А значит, подойдёт для ванной комнаты, кухни, для детской. Умеренные тона желтого будут уместны в офисе, если только у вас творческая профессия.

Влияние цветов на психику человека в интерьере велико. Оно особенно заметно в негативном действии фиолетового цвета: снижается стремление к познанию, труду, любая активность заменяется пассивностью, угнетенностью.

Черный редко используется в оформлении интерьера, а если используется, то в минимальном количестве. И это разумно, ведь мрачности, холоду и страху не место в уютном жилье.

Зато белый позволяет расширить пространство. В маленьких квартирках он становится спасительным: давящие стены окажутся родными и любимыми, если окрашены в чистый белый цвет.

Цвет одежды

Белая одежда демонстрирует чистоту, светлые его доброту, даже если эти черты совершенно ему не свойственны. Психологи рекомендуют носить белоснежные одежды людям, подверженным болезням, чтобы ощущение чистоты проникало в глубины сознания и очищало от мыслей о болезни.

Люди, предпочитающие носить исключительно чёрные вещи, довольно мрачные личности, протестующие против социума, принятых в нём норм. Иногда ношение одежды означает серьезный стресс, затяжную депрессию. И одежда только усугубляет это состояние. Да, иногда влияние цветов на психику бывает опасным. Чтобы развеять действие негативных эмоций, психологи советуют начать носить одежду ярких цветов.

Фиолетовые оттенки предпочитают люди эмоционально открытые, добрые, общительные. У окружающих такой человек ассоциируется с душевной чистотой, невинностью. Самому человеку он дарит чувство гармонии, спокойствие.

Красная одежда кричит и внушает множество эмоций окружающим людям: иногда раздражение, иногда страх, иногда подавляет волю в обществе такого яркого человека. Для людей неуверенных это прекрасный способ почувствовать себя «по другую сторону баррикад».

Одежда преимущественно синего цвета создаёт облик серьезного, делового человека, которому хочется довериться и вести с ним дела. Чтобы произвести такое же впечатление, следует подбирать и серые костюмы, иногда уместны бежевые (для встреч с деловыми партнёрами, с которыми имеете дело уже не первый год).

Предпочитающие зелёный цвет в одежде - это люди уравновешенные, спокойные, гармоничные как в отношениях с окружающими, так и с самим собой, и с миром в целом. Окружающими они воспринимаются исключительно позитивно и спокойно.

Влияние цветов на психику человека досконально изучено не только профессиональными дизайнерами и модельерами. Даже врачи используют его для лечения пациентов. Пора и нам внести в нашу жизнь нужные краски.

Влияние фильмов ужасов на психику подростков

научная работа

1.2 Влияние фильмов ужасов на человеческую психику

Чтобы определить какое же влияние оказывают на человека просмотр фильмов ужасов, необходимо рассмотреть различные взгляды на эту проблему. Мнения ученых разделяются на два ожидаемых типа: отрицательное и положительное. В качестве примера о положительном воздействии фильмов ужасов предлагается следующая статья: «…качественные ужастики являются неплохим тренингом для человеческих нервов. Руководитель исследования, профессор Дэвид Радд, утверждает, что при просмотре фильмов ужасов мы получаем своеобразное удовольствие, так как наш мозг при этом адекватно оценивает реальность угрозы. Понимая, что в действительности никакой опасности нет, зритель испытывает волнующие ощущения от выброса адреналина. Профессор Радд также утверждает, что неоднократно повторяющийся аналогичный страх вызывает у мозга определенную «привычку», и он перестает реагировать на него как на угрозу. По мнению техасского ученого, этот факт может оказать незаменимую помощь в лечении фобий и прочих психических расстройств».

Но есть и другие факты, подтверждающие отрицательное воздействие от просмотра фильмов ужасов на физиологическом уровне. К примеру, рассмотрим следующую статью: «Биохимики из Вашингтонского университета обнаружили, что просмотр боевиков и фильмов ужасов со сценами насилия запускает программу самоуничтожения организма. По мнению ученых, такие картины оказывают пагубное влияние не только на психику, но и физиологию человека. В процессе эксперимента группе добровольцев предложили посмотреть несколько фильмов - мелодраму, документальную ленту и жестокий боевик. После каждого из киносеансов у участников был взят анализ крови. Согласно его результатам, мелодрама и документальный фильм никак не повлияли на состав крови, тогда как боевик заставил кровь испытуемых «вскипеть». У испытуемых была зафиксирована повышенная выработка антител. Эти клетки обычно вырабатываются в ответ на проникновение в организм вируса или инфекции. Однако иногда антитела могут атаковать здоровые клетки организма, что в дальнейшем приводит к повреждению и разрушению нормальных тканей.

Ученые объясняют такое деструктивное поведение организма тем, что сильный страх и внутреннее напряжение человека при просмотре насыщенного жестокостью фильма являются для организма сигналом об опасности. Но так как человек не пытается прекратить этот стресс и прореагировать в соответствии с естественной программой самосохранения, то организм считает, что стрессовый фактор находится внутри. На поиск внутреннего врага направляются антитела, которые начинают уничтожать здоровые клетки организма».

Рассмотрим также статью из «Российской газеты», в которой директор Государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского рассказывает нам об истинном влиянии фильмов ужасов: «…К сожалению, не только фильмы, но и жизнь вокруг такова, что ребенок видит слишком много ужасов не только по телевизору. Подрастая, он превращается из потерпевшего от насилия в преступника. Ведь такую норму поведения он перенял у отчима, матери или наставников в школе.

Фильмы, конечно, здесь играют не первую, но важную роль. Одно из самых тяжких преступлений, прошедших нашу экспертизу, было связано с фильмами о вампирах, которые, на мой взгляд, наносят самый большой вред. 14-летние мальчики совершили убийство своей одноклассницы: заманили ее в лес, заставили вырыть себе могилу, перерезали ей горло и пили теплую кровь. Это все взято из фильма. И экспертиза показала, что все они были психически здоровыми, вменяемыми. Причем один из них - лидер - больше остальных увлекался фильмами про вампиров, а остальных - ведомых - заставлял пить кровь. Они давились, но не могли этого не делать. Ведь закон стаи - это специфика подросткового возраста».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что фильмы ужасов влияют на человека на физиологическом и психологическом уровне, при этом носит как отрицательный, так и положительный характер. А именно, из-за просмотров фильмов идут неуправляемые реакции, влияющие на психическое состояние человека, на его поведение, на его действия. Кроме того переживая вместе с героями фильма эмоции страха, ужаса, тревоги, он имеет возможность преодолевать их, «подняться» над ними, «подчинить» их и справиться со своим страхом. Другими словами ситуация просмотра фильма создает комфортные условия для зрителя: события на экране не могут причинить реального вреда, создать реальной угрозы, какими бы пугающими они ни были. Зритель находится в ситуации полной безопасности.

Комфортные условия при просмотре фильма, абсолютная защищенность от опасности - вершина айсберга. В реальности, наш организм реагирует на нереальную опасность максимально реально, пагубно сказывается на нашем здоровье. Но все, же со временем возникает «привыкание» к жестокости и насилию. Не появляется и сопереживание страданию другого существа и становится довольно легко переступить запрет на агрессивное поведение.

В связи с этим следует ввести термин «агрессия».

Агрессия - проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния - это чувства, и прежде всего гнев.

Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:

· физическую - проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (человек ломает, швыряет предметы и т.п.)

· вербальную - выражающуюся в словесной форме (человек кричит, угрожает, оскорбляет других)

· косвенную - непрямая агрессия (человек сплетничает, ябедничает, провоцирует и т.п.).

Но не всегда агрессия сопровождается гневом, и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии.

Таким образом, потребность в безопасности у людей из так называемой «группы поклонников фильмов ужасов» проявляется в повышенном интересе и стремлении пережить пугающие их моменты в достаточно безопасной обстановке, что дает им возможность совладать» с угрозой хотя бы в воображении и более успешно адаптироваться к такой мнимо или реально угрожающей ситуации. Эти устремления остаются, как правило, неосознаваемыми, осознается же только интерес к фильмам этого жанра.

фильм ужас психика подросток

Аффективные свойства личности Интернет–аддиктов в старшем подростковом возрасте

Влияние фильмов ужасов на психику подростков

2.1 Выбор и обоснование методов исследования Существуют различные методы исследования, такие как тесты, опросники, фокус - группы, анкетирование и другие. Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации...

Возрастная психология

Современное образование исторически складывалось как система передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира. Ребенок в такой образовательной системе выступает в основном как субъект познания...

Киберсоциализация личности

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах...

Особенности внутренней картины болезни в молодом, зрелом и пожилом возрасте

Наибольшее значение для практической деятельности врача представляет патогенное влияние соматического состояния на психику, под которым подразумевается не что иное...

Особенности подростков, воспитываемых в опекунских малообеспеченных семьях

«Плохие социальные условия, безусловно, влияют на психику и мозг человека, - заявила директор научно-исследовательского центра «Детская нейропсихология» Анастасия Сунцова...

Проблема застенчивости в подростковом возрасте

Проявляется застенчивость по-разному. Очень много общего в проявлении застенчивости с проявлением растерянности и напряжения. Поэтому все они объединяются в одну группу, называемую в психологии эмоциональными нарушениями деятельности }