Все про сны и сновидения. Про сновидения: как они формируются. Различие между сном и сновидением

Человек проводит во сне примерно треть своей жизни. К необходимости спать люди относятся по-разному — одних раздражает, что сон отнимает время, которое можно было бы потратить на какую-то деятельность, другие, наоборот, склонны поспать и во внеурочное время. В этом посте — интересные факты про сон и всё, что с этим связано.

1) Спят не только люди, но и животные. Причём, изучая сон животных, учёные узнали немало интересного.

Потребность во сне присутствует у всех более-менее сложноорганизованных животных, включая млекопитающих, птиц, рептилий, рыб, насекомых, моллюсков и даже червей.

Учёные выявили общие закономерности в продолжительности сна у разных животных. Оказалось, что в среднем хищники спят дольше, чем травоядные, а мелкие животные — дольше, чем крупные. Также продолжительность сна зависит от образа жизни и скорости метаболизма.

Продолжительность сна у разных животных

Очень мало спят крупные копытные, такие, как зебры и жирафы, — всего 2-3 часа в сутки, подолгу, до 20 часов в сутки, спят кошачьи, а рекордсмен среди животных — коала, она тратит на сон до 22 часов.

Коала проводит во сне большую часть жизни

Также оказалось, что некоторые животные способны спать стоя, на ходу и даже в полёте. Изучение сна дельфинов показало, что у этих животных спят поочерёдно разные полушария мозга. Заснуть совсем дельфин не может, т. к. должен постоянно всплывать к поверхности для дыхания, поэтому во время сна у него по очереди засыпает то левое, то правое полушарие, и, соответственно, расслабляется то одна, то вторая половина тела. Точно так же погружать в сон лишь половину мозга умеют и некоторые птицы.

2) Кроме режимов бодрствования и сна есть ещё спячка и анабиоз.

Хотя во время сна обмен веществ замедляется, он не сильно отличается от состояния покоя во время бодрствования. Тем не менее, известно немало животных, которые способны впадать в такие состояния, при которых обмен веществ и расход энергии снижаются в десятки, сотни и даже тысячи раз.

Спячка (оцепение, гибернация) — состояние, в которое впадают некоторые животные (такие, как лягушки и суслики) на время неблагоприятного периода, например, зимы или засухи. При спячке уровень метаболизма (обмена веществ) падает до 2-3% от нормального, частота дыхания и сердечных сокращений падает в десятки раз, понижается температура тела. Спячка у некоторых животных (в районах крайнего Севера) может продолжаться до 8 месяцев.

Соня (вид мелких грызунов) в спячке

Ещё более необычное состояние — анабиоз. В анабиоз могут впадать некоторые животные при наступлении разного рода неблагоприятных условий, при этом обмен веществ падает практически до нуля, а организм может потерять большую часть воды. Животное может казаться мёртвым, но при наступлении благоприятных условий вновь оживает.

Одно из самых поразительных животных, которое может переносить экстремальные условия, впадая в анабиоз, — тихоходка. Это маленькое животное (размером всего около 1 мм), близкое к членистоногим. Тихоходки способны переносить охлаждение в жидком гелии и нагревание в кипятке, давление в тысячи атмосфер и космический вакуум, воздействие ядовитых химикатов и высокую радиацию.

А имеет ли всё это какое-то отношение к людям? Как ни странно, да. Хотя люди — не те существа, которые регулярно впадают в спячку или анабиоз, в редких случаях у них могут наблюдаться похожие состояния. Так, зафиксировано немало случаев летаргического сна, при котором у человека резко замедляются все процессы, дыхание и сердцебиение становится очень слабым. Такое состояние может продолжаться разное время, от нескольких часов до нескольких десятков лет. Нередко людей, впавших в летаргический сон, принимали за умерших. Так, известный поэт эпохи Возрождения Петрарка, впавший в летаргический сон на 20 часов, очнулся, когда его уже готовили к похоронам. Даже в наше время известны случаи, когда люди внезапно приходили в себя в морге. Рекордные же периоды летаргического сна составляют около 20 лет.

В летаргический сон люди обычно впадают помимо своей воли, чаще всего в результате сильного утомления, истощения или стресса. Но бывает и иначе. Так, история сохранила описание удивительного эксперимента, проведенного в 1837 г. в Индии. Йог по имени Харид решил продемонстрировать свои способности местному махарадже (правителю) и английскому майору, которые во всё это не верили. 6 недель он должен был провести в заколоченном ящике, без еды и воды, к нему была приставлена стража. Когда ящик вскрыли, тело йога было закоченевшим и не подавало никаких признаков жизни. Врач констатировал, что йог мёртв. Однако после этого помощники начали реанимировать йога, поливая его горячей водой и растирая, в результате йог ожил и поинтересовался у махараджи и англичанина, верят ли они ему теперь.

3) Сон бывает быстрым и медленным.

В начале 20 века учёные начали изучать сон. Оказалось, что активность мозга во время сна не только отличается от режима бодрствования, но и существенно меняется на протяжении самого сна. Анализируя электрическую активность мозга и другие показатели, учёные выделили пять стадий сна, которые повторяются друг за другом. Причём 4 стадии относятся к фазе т. н. медленного сна, а последняя — к фазе быстрого сна. В фазе медленного сна все процессы в организме замедляются, а в активности мозга преобладают волны большого периода и амплитуды. В фазе быстрого сна все процессы, напротив, ускоряются, а активность мозга резко возрастает. В это время человек обычно видит яркие сновидения.

После засыпания обычно начинается фаза медленного сна, через некоторое время наступает период быстрого сна, который снова сменяется медленным и т. д. Продолжительность одного цикла, включающего обе фазы — примерно 90-100 минут.

4) Регулировка сна очень сложно устроена и иногда даёт сбои.

Учёным понадобилось немало времени, чтобы понять, как и почему происходит засыпание и пробуждение. В результате было установлено, что регулирование сна зависит от активности разных центров в мозге, одни из которых активны во время бодрствования, а другие, наоборот, во время сна, а также от гормонов, причём нескольких видов.

Часто гормоном сна называют мелатонин, накопление которого в организме действительно приводит к тому, что человека тянет ко сну. Мелатонин почти не вырабатывается днём (и вообще, когда вокруг светло), но активно вырабатывается в тёмное время суток. Однако мелатонин далеко не единственный гормон, влияющий на сон. Есть целая группа других гормонов, которые постепенно накапливаются в организме во время бодрствования и постепенно их количество повышается до уровня, когда человека начинает клонить ко сну, причём тем сильнее, чем дольше он не спит.

Но сон регулируется отнюдь не только гормонами. Группа центров в мозге, получившая название ретикулярная формация, поддерживает состояние бодрствования. Человек засыпает лишь, когда активность этих центров падает, но и тогда ретикулярная формация выполняет роль «сторожа», продолжая воспринимать сигналы из окружающей среды и прерывая сон, если происходит что-то важное. Есть и другие центры, которые, напротив, активны во время сна, они расположены, в частности, в таком отделе мозга, как гипоталамус. На экспериментах с животными было обнаружено, что воздействие на некоторые участки мозга при помощи электрических импульсов приводило к тому, что они засыпали.

Наконец, есть ещё механизм, подавляющий слишком быстрое и частое переключение между режимами сна и бодрствования, стабилизируя соответствующее состояние.

Нарушение этой сложной регуляции приводит к различного рода нарушениям сна. Наиболее частым проявлением нарушений сна является бессонница, иногда, напротив, повышенная сонливость (гиперсомния). Если же нарушается механизм стабилизации режимов, это приводит к нарколепсии, когда человек в течении суток может многократно на небольшое время (иногда даже исчисляемое секундами) засыпать и просыпаться.

5) Лунатизм и сонный паралич.

Но есть ещё более странные виды нарушений сна. Обычно при наступлении сна отключается сознание, и синхронно перестаёт поступать информация от органов чувств, а также блокируется мышечная система. При пробуждении всё одновременно активизируется. Однако в этом механизме случаются сбои.

Бывает так, что во время сна сознание не включается и человек продолжает спать, однако снимается блокировка мышц и органов чувств. Это приводит к такому явлению, как лунатизм (более современное название сомнамбулизм). Лунатик может встать с кровати, ходить и выполнять разные действия, но при этом будет спать и вряд ли что-то вспомнит, проснувшись. Лунатизмом, по разным оценкам, страдают до 10% населения, при этом чаще всего это расстройство сна встречается в детском и подростковом возрасте.

Чаще всего приступы лунатизма продолжаются недолго, но иногда затягиваются и приводят к опасным последствиям как для самого лунатика, так и для окружающих. Во время приступа лунатик может съесть несъедобные предметы, выйти в окно вместо двери, а также причинить окружающим вред или даже убить. Например, 16-летней американке Джо Энн однажды приснилось, что в дом ворвался преступник, который хочет убить всю ее семью. Схватив два револьвера, она кинулась спасать родных и до того, как проснулась, успела нанести несколько смертельных ранений младшему брату и отцу, а также ранила в ногу мать. Суд признал ее невиновной.

Противоположным видом нарушения является явление, когда сознание включается, но блокировка мышц не снимается, и человек всё ещё продолжает видеть и слышать какие-то образы, которые обычно сопровождают сновидение. Такое явление получило название сонный паралич. Столкнувшиеся с ним люди описывают его похожим образом — они просыпаются, но при этом некоторое время не в силах пошевелить ни рукой, ни ногой. Сонный паралич часто сопровождается ощущением тяжести и давления, а также видениями разных страшных существ. Хотя сонный паралич неприятен, он безвреден и заканчивается полноценным пробуждением в течение 1-2 минут.

6) Недостаток сна крайне вреден.

Научные исследования показали, что сон — это не просто отдых для организма, он выполняет важные функции. Так, оказалось, что именно во время сна происходит систематизация информации, накопленной за день и перевод её в долговременную память. Психологические тесты показали, что люди, которым дали задание запомнить некоторую информацию и затем разрешили поспать, запомнили её намного лучше, чем те, кто провёл такой же период без сна. Поэтому, если вы сдаёте какой-то экзамен, перед ним нужно обязательно хорошо выспаться!

Весь же перечень вредных последствий недосыпания, помимо проблем с памятью и концентрацией внимания, оказался весьма разнообразен. Установлено, что недостаток сна приводит к перееданию и ожирению, к повышению риска простудных заболеваний, к повышению вероятности инфарктов и инсультов, к развитию сахарного диабета, и, наконец, в целом сокращает продолжительность жизни. Взрослый человек должен спать не меньше 7-8 часов в сутки.

7) Сколько человек может прожить без сна?

Обычный человек не может долго прожить без сна. Выдержать без сна больше недели уже почти невозможно, человек не может бороться с сонливостью и засыпает помимо своего желания. Длительное лишение сна считается опасным — человек может сойти с ума и даже умереть. Раньше в некоторых странах использовали пытки лишением сна и даже казнь при помощи подобного метода. Например, согласно сведениям англичан, в 1850 г. в Китае казнили купца, осуждённого за убийство своей жены, лишив его сна. От бессонницы он умер на 19й день. Известно об экспериментах над собаками по лишению их сна, при этом щенки выдерживали примерно 4-6 дней, взрослые собаки — умирали на 11й день.

Исследования на добровольцах показали, что при длительном лишении сна возникают головные боли, снижается концентрация внимания и память, становится намного сложнее выполнять любые действия, требующие умственных способностей, падает резкость зрения. Через 4-5 дней начинаются галлюцинации, нарушается адекватное восприятие реальности, речь становится сбивчивой, человек забывает, что произошло минуту назад.

Несмотря на явный вред от лишения сна, депривация сна (т. е. отказ от сна на какое-то время) используется как метод лечения депрессии. Правда при этом до нескольких дней лишения сна людей не доводят, ограничиваются периодом примерно в 36 часов.

И всё же, как ни удивительно, известны достоверные примеры, когда люди могли обходиться без сна вообще. Среди них — люди с редкими заболеваниями или получившие ранение в голову на войне. Один из самых известных примеров — случай с венгерским солдатом Паулем Керном, которому во время первой мировой пуля попала в висок. Была повреждена значительная часть мозга, однако солдату это не повредило. Единственным последствием ранения было то, что Пауль перестал спать. Ему совсем не хотелось спать, более того, у него не наблюдалось никаких отрицательных последствий от отсутствия сна. Пауль Керн прожил ещё 40 лет, но так ни разу и не заснул до самой смерти.

8) Интересные факты о сновидениях.

Большинство людей (и животных, кстати) видят сны. Правда, около 90% увиденных снов забываются, поэтому люди, которым кажется, что они не видят снов, скорее всего, их просто не помнят.

Проводя исследования, учёные установили, что есть связь между снами и уровнем интеллекта. А именно — чем больше снов видит человек, чем они ярче и чем лучше запоминаются, тем этот человек умнее.

Психологи установили, что есть связь между содержимым снов и содержимым подсознания. Другими словами, между сюжетом сна и тайными мотивами, подсознательными желаниями, мыслями, которые человек может скрывать даже от самого себя. В психоанализе разработаны методы толкования снов, которые помогут человеку лучше понять самого себя и избавиться от тех или иных психологических проблем. А вот толкование снов при помощи «сонников» — это ерунда.

9) Бывают вещие и пророческие сны.

Бывают ли вещие сны? Многие учёные и психологи в принципе отрицают что-либо паранормальное и стремятся дать любым явлениям материалистическое объяснение. С их точки зрения вещие сны действительно могут иметь место, однако представляют собой работу подсознания, которое независимо от сознания анализирует имеющуюся информацию и на этой основе во сне даёт прогноз предстоящих событий. Однако есть многочисленные случаи пророческих снов, которые сложно объяснить подобным образом. Некоторые из них достаточно известны, например, президент Линкольн накануне своего убийства трижды видел сон, в котором он проходит по Белому дому и видит гроб, в котором хоронят президента. Об этом сне он рассказал своей жене, а через несколько дней был застрелен из револьвера убийцей.

10) Другие факты о снах.

Интересных фактов о снах, на самом деле, можно привести ещё очень много. Вот только некоторые из них:

  • Введение в гипнотический сон давно и успешно используется для лечения разных психических нарушений, особенно всяких фобий, страхов, неврозов и т. п. В гипнотическом сне человек может отвечать на разные вопросы и получать установки, не осознавая этого.
  • Во сне человек продолжает получать информацию от органов чувств, но не воспринимает её сознательно. Однако такая информация может влиять на содержание сновидений — например, если человека слегка побрызгать водой, он может увидеть во сне протекающую крышу.
  • Одно время среди психологов была популярна идея использовать сон для обучения. Первые результаты были обнадёживающими, но позже выяснилось, что этот метод не столь эффективен, как обучение в состоянии бодрствования, и вдобавок применим лишь для запоминания информации определённого типа, например, математических таблиц и иностранных слов.

В отличие от предсказателей, ученые старались как-то рационально объяснить различные сновидения. Но, к сожалению ни тем ни другим так и не удалось раскрыть загадку снов…Сны так и остаются малоизученной областью.

Есть еще и третья категория тех, кто может толковать сны как-то по-своему - это обычные люди. Они годами копили и систематизировали познания в этой области…
Раньше существовала такая теория: мозг человека подобно губке накапливает в себя множество разной информации за день, также вместе с информацией к мозгу попадают разные химические вещества (диоксид углерода, молочная кислота и холестерин). Учёные считали, что именно во время сна осуществляется процесс распада химических веществ, который сопровождался видениями и странными снами.


Философ и мистик Карлос Кастанеда говорил, что сон – это такой же мир, как и наш, только это параллельная реальность. По его мнению, каждый может посещать много различных миров, просто нужно научиться перенастраивать свой центр восприятия. Эта настройка непроизвольно происходит во время ночного отдыха, что и порождает странные сны и фантастические, неземные миры.
Чарльз Ледбитер - член теософического общества, утверждает, что во время сна астральное тело человека, покидает границы физического тела и отправляться в путешествие. Астральное тело может путешествовать со скоростью ветра по любых городах и мирах, по всему земному шару.
Но есть одно «но»… Сознательно отправиться в подобное путешествие в астрале могут только ученики Великих Учителей.
1. Внешний мир, и то, что окружает человека очень влияет на то, что человек увидит ночью, т.е. какой сон. Например, был такой случай: во время сна, мужчине на горло упал шнурок, а ему в это время приснилась революция: его взяли в плен, судили, а затем и гильотинировали. Расслабленное тело очень преувеличено реагирует на внешние раздражители.


2. Когда человек спит, можно считать, что его тело парализовано. Оно очень расслабляется, если бы тело не отдыхало, человек в напряженном виде повторял все движения, которые ему сняться.


3. Странным является то, что дети от 3 до 8 лет чаще всего видят кошмарные сны. Наверное, это связано с нестойкой детской психикой.


4. Иногда проснувшись, человек думает что ему ничего не снилось. Но это ошибочно. 90% того что нам снится мы забываем уже через 10 минут после того, как проснулись. Стоит отметить, что многим учёным, поэтам, музыкантам и писателям снились странные сны, в которых они сочиняли новые произведения, разрабатывали новые теории. Так примером «родилась» известная таблица Менделеева, одно из творений Бетховена, также басня «Два Голубя» Лафонтена, и формула бензола, изобретённая Августом Кекуле.


5. Ошибочно думать, что нам сняться незнакомые люди. Все герои наших снов реальные люди, больше того, те которых Вы уже видели в своей жизни просто не запомнили их лиц. Подсознание просто выдает то, что уже видело.


6. А Вы слышали об интересном факте, что Шиллер, Пётр І, Бехтерев и Гёте - спали всего-навсего около 5 часов в сутки? Наполеон - не более 4 часов, а Эдисон вообще – всего 2-3 часа.


7. С греческого языка слово «сон» переводится как «гипноз». Именно эти два состояния невероятно похожи, человек стает очень внушительным и на него можно влиять.


8. Иногда очень сложно толковать собственные сны. А все потому, что подсознание не показывает нам буквальные сны. Оно кодирует информацию с помощью символов и разных образов.

9. Те, которые избавлены с рождения сновидений - слепые. Они видят сны не так, как обычный человек. Сны слепого человека наполнены тактильными ощущениями, звуками и даже запахами.

10. Не многие могут похвастаться тем, что ему сняться цветные сны. Однако, каждому человеку хоть раз снилось, как выпадают зубы, провал на экзаменах, падение с высоты, побег от преследователей.


11. Те, кто засыпают очень быстро, за 5 минут, страдают от хронической нехватки сна. Нормальным и оптимальным временным интервалом считается 10-15 минут.


12. Если бодрствовать больше чем 17 часов, это приводит к ухудшению производительности, эффект на организм можно сравнить с воздействием 5 промилле алкоголя в крови человека.


13. Долгое отсутствие сна у водителя, является причиной каждой 6 автокатастрофы (ДТП).

14. До эпохи всеобщей электрификации люди спали приблизительно 9-10 часов в сутки, период бодрствования определялся продолжительностью светового дня.


15. Медицинские эксперты твердят, что круглосуточный доступ в интернет является очень мощным фактором, который нарушает полноценный сон.
Сегодня говорят о том, что сон просто необходим мозгу для того, чтобы он освобождался от лишней информации и нормально мог работать. Так сказать, во сне происходит очищение мозга. Любой человек каждые 90 минут ночного отдыха видит разные сны. Наиболее запоминающиеся - это те сны, которые мы видим под утро.

Сон — это периодически наступающее физиологическое состояние, характеризующееся почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители. Картины, видимые в состоянии сна, являются результатом естественной работы мозга, и большинство сновидений вполне можно объяснить физиологическими и психическими причинами. Однако если отвлечься от сухого языка медицины и психологии, нужно признать, что сны являются для человека чем-то более существенным, чем просто «физиологическое состояние». Треть нашей жизни мы проводим во сне — спим и видим сны. Сны представляют обрывки ничего не значащих образов, воспоминаний, облеченных в форму эмоциональных переживаний, душевных стремлений. Другие сны есть более сложные, развернутые действия, связанные между собой сюжеты. Иные сны извлекают нечто затаенное из глубин сердца, из тайников совести, представляются страданием, расплатой за совершенные ошибки и злые поступки. Сны позволяют пережить и вспомнить давно забытое, увидеть живыми давно умерших и наоборот, показывают в тревожном или бедственном виде близких нам живых и здравствующих людей. Трудно себе представить человека, которого бы не обеспокоило сновидение, где бы он увидел, что с его родными или детьми происходит несчастье или болезнь. И что являет собой подобный сон — предостережение, некий знак свыше или просто облеченную в образ подсознательную вину за недостаток заботы и внимания?

Область сновидений бесконечна и многообразна, как сама жизнь, а порой достоверна и реальна более, чем повседневная действительность. Но она, эта область, сама по себе не жизнь и не смерть, а что-то промежуточное между первым и вторым. Образы сновидений издревле воспринимались как особый язык знаков и символов. В древних языческих верованиях снам отводилась роль образных текстов, которыми высшие силы и божества общаются со смертными. В греческой мифологии сон олицетворяло соответствующее божество — Гипнос, сын Ночи и брат Смерти. Латинский поэт Овидий (I в. н. э.) описывает в «Метаморфозах» обиталище Гипноса в Киммерийской земле: «... пещера есть, углубленье в горе — неподвижного Сна там покои... там смутные сумраки вечно... подражая обличиям разным, всё сновиденья лежат, и столько их, сколько колосьев на поле, листьев в лесу иль песка, нанесенного морем...»

Первый из известных систематизированных сборников толкования снов — «Онейрокритика», предшественник позднейших «Сонников», принадлежит Артемид ору Далдианскому (2-я пол. II в. н. э.). Во вступлении к своему труду автор ссылается на «книги древних» и «древние сочинения», а также на то, что, «во-первых, почитал делом чести добыть любую книгу о сновидениях, а во-вторых, ...много лет, пренебрегая клеветой, водился с теми оболганными рыночными гадателями, которых люди важные и надменные обзывают нищими, обманщиками и шутами». Артемидор описывает различие между обычным сновидением и вещим сном. Причина обычных снов, по Артемидору, — воспоминание о настоящем, то есть отображение в сновидении жизненных впечатлений. В свою очередь, вещие сны подразделяются им на «прямосозерцательные» и «аллегорические». Прямосозерцательные сны — это те, исполнение которых в реальности схоже с тем, что привиделось во сне. Аллегорические же сны знаменуют одно через другое и делятся на пять видов.

Любопытно отметить, что люди, жившие две тысячи лет назад, во времена Артемидора Далдианского, и гораздо раньше, как показывают тексты табличек из библиотеки царя Ассирии Ашшурбанипала (668-627 гг. до н. э.), видели такие же сны, какие видим мы, — о восхождении на небеса и нисхождении в подземное царство, сны о полетах, выпадении зубов, ссорах с родственниками, получении подарков, о переездах, торговых сделках...

Люди, жившие в глубокой древности, как и сегодня, пытались угадать за образами и картинами снов предуказания своей будущности, счастливых или горестных событий. Если картина, привидевшаяся во сне, представлялась неясной, в помощь привлекались профессиональные гадатели или пособия, подобные «Онейрокритике» Артемидора. Сомнительная наука часто занимается усложнением пустоты, когда относится к своему предмету слишком серьезно. О том, насколько разнообразны вариации толкований по отдельному предмету, существовавшие в древности, подтверждает, к примеру, раздел, посвященный снам о зубах, в книге Артемидора. И поныне в наших народных суевериях сохранились приметы, связанные со сновидениями о выпавших зубах, которые однозначно понимаются как «к худу», «выпавшие зубы во сне — к смерти» и т. д. В «Онейрокритике» (Книга 1, 31) различаются сны о верхних зубах и о нижних, правых и левых, причем «средние зубы, называемые резцами, указывают на молодых, клыки — на людей средних лет, а коренные — на стариков. Какой зуб кто теряет, такого человека и лишится». Одновременно, непонятным образом, выпавшие во сне зубы указывают и на имущество, причем «коренные означают сокровища, клыки — не очень ценные вещи, а резцы — домашнюю утварь», также «должникам любые выпавшие зубы сулят уплату долгов», рабу — освобождение, торговцам — распродажу товара и т. д. Как видно из перечня древнего автора, приснившееся выпадение зуба можно подвести под какое угодно событие, приключившееся в жизни, была бы соответствующая примета.

Примета сама по себе еще не есть суеверие — она может быть естественным следствием житейской наблюдательности, например — приметы погоды, урожая, внешние приметы характера человека. В самом слове «примета» (от — приметывать, наживлять, наметывать что-либо на скорую руку) содержится частичное объяснение устойчивости этого явления. Примета соединяет, «наметывает» события, придавая им видимость причинно-следственной связи, и претендует быть своего рода «тайным пророчеством», выраженным посредством знака, или собственно знаком, указывающим на нечто, что должно случиться. Другое дело суеверное или языческое состояние приметчивости — веры в приметы, выведение из каких-либо случайных предпосылок таинственных и мистических связей, имеющих отношение к настоящему или будущему. Все, что касается веры, в том числе и вера в приметы, — есть уже область духовного, то есть область верности и упования. Христианская вера есть освобождение человека от низменных верований в темные и магические силы. Отношение к приметам, в том числе и во снах, в христианстве очень осторожное и строго ограниченное определенными условиями, о которых мы поговорим ниже. Область сна, сновидений, — с точки зрения исследования, правильное, не ложное и уклоняющееся в соблазн отношение в этой области, тщательно разъяснялось духовными подвижниками и аскетами: «Приметы есть предчувствия, и иногда правильные, имеющих сотвориться событий, если перед этими событиями не попросить Бога, чтобы Он избавил нас от беды», — говорил преподобный старец Нектарий Оптинский.

Отношение к снам в Священном Писании

Отношение Библии к снам и сновидениям двоякое: с одной стороны, она сравнивает сны с мякиной, а с другой, — говорит, что и Бог вразумляет людей сно-видениями (Деян. 2,17).
Библия связывает способность человека видеть сны с деятельностью нашего мозга как физической ос-новы ума: она показывает, что сновидения бывают и естественными, и сверхъестественными.

Естественные сновидения вызываются физиологической и психологической деятельностью человека, а сверхъестественные приходят к людям из двух источников — от Бога и от сатаны.
Екклесиаст (5, 2) говорит, что сны бывают при множестве забот, которые так сильно отягощают нашу психику. «...Даже и ночью сердце его не знает покоя» (Еккл. 2,23). Этот мудрый проповедник учит не придавать снам большого значения как суетным видениям. «Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, много суеты; но ты бойся Бога» (Еккл. 5, 6). С пробуждением и наступлением трудового дня с его обязанностями и неотложными задачами такие снови-дения вместе с ночью исчезают, как туман, ибо не имеют никакого значения (Пс. 72, 20; Ис. 29, 7). Под наплывом новых забот и дум, под впечатлением свежей информации человек быстро их забывает.

Ночи считаются благоприятным временем для посещения и откровения воли Божией, и таких ссылок в Библии очень много (Быт. 15,12; 20, 3; 28,10-12; 37, 5; Мф. 1, 20 и др.).
Так, патриархи Исаак и Иаков получали свои откровения и наставления в сновидении (Быт. 26, 2-4; 46, 2). Господь говорил с Иаковом по-разному, но в первый раз Он заговорил с ним во сне, когда Иаков бежал от своего брата в Харран и по дороге заснул, положив камень у изголовья. Во сне ему явился Господь и подтвердил то благословение, которое было дано Аврааму и Исааку, а теперь переходило на него. «Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной...и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот, Я с тобою» (Быт. 28,13-15).

Праведники Божии всех времен использовали тишину ночи для общения с Господом. В псалмах Давидовых имеются об этом следующие строки: «...Даже и ночью учит меня внутренность моя» (Пс. 15, 7); «... и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей» (Пс. 41, 9). Он размышляет о Боге «в ночные стражи» (Пс. 62,7), находя в этом ответы на вопросы и назидание для себя. Праведный Иов предается размышлениям «о ночных видениях, когда сон находит на людей» (Иов. 4,13).

Согласно книге Иова (4,13; 7,14), сновидения в те древние времена, когда еще не было Библии, писанного слова Божия, являлись особой формой откровения и наставления Господня. Вот как это объясняет Елиуй страдающему Иову: «Бог говорит однажды, и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов. 33,14-18).

Моисей говорил с Господом устами к устам и «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33, 12-23). С другими пророками Он разговаривал двумя путями: либо вкладывал весть в их уста, либо показывал им видения и сновидения. Пророк Иеремия получал свои откровения через посредство Духа Святого, но судьбу еврейского народа Бог ему открыл через сновидение. «При этом я пробудился и посмотрел, — пишет он, — и сон мой был приятен мне» (Иер. 31, 26).

Пророки Божии, чьи речи и деяния записаны в Библии и чьи книги составляют более четверти общего объема Ветхого Завета, призывались быть проводниками откровений Божиих. Они составляют лишь малую часть людей, которые считаются истинными пророками. Бедой Израиля были лжепророки. Они готовы были идти на любой компромисс, даже идти против Истины и высказывать то, что было угодно их покровителям, т. е. царям. Пророк Иеремия (14,14) записал: «И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и задания, и пустое и мечты сердца своего».

Ложных пророков было много (3 Цар. 18, 19; 22, 6). Они были очень активны, обольщая людей своими ложными снами: «Я не посылал этих пророков, а они сами побежали... Они говорили: "мне снилось, мне снилось"... Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?.. Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном?» — говорит Господь... «Вот, Я — на пророков ложных снов, — говорит Господь, — которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им...» (Иер. 23, 21—32).

Этот большой отрывок из пророка Иеремии разъясняет нам коренное отличие одних снов, будто бы «вещих», в которых что-то «привиделось», — от тех снов, где Сам Господь говорит с избранными, праведниками и святыми. Мнимые пророки, как это происходит и сегодня, смущали своими видениями и пророчествами народ Израиля. Одни лицемерили, другие лукавили, третьим казалось, что они действительно что-то видят и принимают в видениях некие знамения от Бога. Им, этим ложным пророкам, что-то «казалось», «мнилось» во снах, что давало им повод затем выходить к людям и говорить: «мне снилось». То есть, таким образом, возвещать свое видение как волю Божью, так, как возвещали ее с властью и силой истинные пророки. И те и другие, настоящие и ложные пророки, утверждали, что Бог являет им во снах Свою волю, дает им Свое слово к народу, наставление, выбор. Но, как говорит пророк Захария: «вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые» (Зах. 10, 2). Вещуны, то есть лжепророки, видят такие сны, которые только мнятся быть вещими, но самом деле они не от Бога исходят, а от лукавого. Уже Ветхий Завет затрагивает эту разницу в подлинных и ложных откровениях. В Новом Завете устами Самого Господа подводится определяющая черта: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде» (Мф. 7,15); «не всякий говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 24).

Вопрос о различении подлинных и ложных видений будет с новой силой поднят позднее, в святоотеческой, аскетической письменности, когда это различие станет поистине вопросом жизни и смерти для монахов и подвижников.

В первые века водительства Божия народом Израилем, когда Господь терпеливо выпасал избранный народ, проводя его через страны и народы, явление воли Божьей во снах было частым. В Писании неоднократно встречается: «пришел Бог к Авимелеху во сне» (Быт. 20, 3), «пришел Бог к Лавану во сне» (Быт. 31, 24), «явился Господь Соломону во сне» (3 Цар. 3, 5)... С завершением эпохи Ветхого Завета и наступлением Нового явление Божие во снах встречается все реже. Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, приходит на землю — вочеловечивается, и отпадает нужда в обращении к отдельным, избранным из среды людей пророкам, потому что Сам Господь проповедует благую весть спасения. Еще благочестивому Иосифу, по велению Божию, трижды во сне явился ангел Господень с откровением, наставляя, чтобы он не боялся принять Деву Марию и что «родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф. 1, 20); приказывая бежать в Египет ради сохранения жизни Богомладенца (Мф. 2,13), и, наконец, по прошествии времени, вернуться обратно в землю Израилеву (Мф. 2,19).

Апостол Павел, во всем послушный водительству Духа Святого, тоже получал откровения во сне. Ему в видении «предстал некий муж» (Деян. 16,9). Он слышит во сне наставление от ангела Божия (Деян. 27, 23). В видении Господь укрепляет его (Деян. 18,9) и затем приказывает отправиться на проповедь в Рим (Деян. 23,11).

Нужно отметить, что в Новом Завете, по сравнению с Ветхим, изменяется если не отношение к сновидениям, то их роль в Промысле Божьем. В Новом Завете сновидения как средство откровения от Бога теряют свое первостепенное значение. Если Бог использует сновидения, то исключительно в целях предупрежде-ния об опасности, угрозе; одним словом, в редких случаях. Ни в одном из апостольских посланий мы не на-ходим даже намека на использование снов в качестве духовной помощи или руководства. Из важнейшего средства водительства и провозвещения воли Божьей сновидения становятся чем-то частным, касающимся судьбы одного человека, пусть и апостола. Дух Божий говорит и действует теперь через Церковь, через апостолов и учеников Христовых.

О сновидениях в православной аскетике

Ключевыми моментами, определяющими всю духовную жизнь подвижника, являются состояния ума и сердца. Истинный монах именуется духовным воином, и его воинская доблесть заключается прежде всего в том, чтобы, пребывая непрестанно на посту, то есть бодрствуя в молитве, хранить в чистоте свои мысли и чувства, отражая все посторонние помыслы и прилоги. Ученик прп. Макария Египетского выдающийся подвижник Евагрий Понтийский (IV в.), в своих сочинениях неоднократно обращается к теме снов. Примечательно, сколь глубокая пропасть разделяет «специалиста по сновидениям», язычника Артемидора, и христианского подвижника и наставника духовного ведения — аскетики, аввы Евагрия. Разница не только в том, что первый по своему мировоззрению — язычник, а второй — христианин. Разница, на которую прежде всего хотелось бы указать нашим читателям, — в духовном, в самом что ни на есть буквальном смысле. Для языческого сознания сны — есть предзнаменовывающие что-либо внешние знаки и аллегории, ниспосылаемые свыше, и человеку ничего не остается, как принимать их хорошую или плохую неизбежность. Иногда, при соответствующем истолковании, для язычника есть надежда переменить свою участь умилостивляющей божество жертвой. Язычник покорно отдается року, принимая все могущее с ним приключиться впоследствии как исполнение знамений сна. Язычник — суеверен, он целиком во власти вещих знаков и поэтому обуславливает взаимосвязями между приметами и собы-тиями своей жизни. Он исключительно зависим, то есть не свободен, — он игрушка темных непостижимых случайностей, которые «исполняются» в нем, и которые он «исполняет» своей ложной верой в них.

Кардинально иное отношение к области сновидений и образам сна открывает христианский духовный опыт. Согласно авве Евагрию, бесы, как существа нематериальные, способствуют порождению нечистых образов, приводящих в движение страсти (О помыслах, 25). Бесы есть духи, и как духи, имеющие способность проникать в нематериальную сферу сознания, они конкретным образом творцы многих наших снов. Во сне притупляется воля и утрачивается контроль над вниманием — обычный человек, не аскет, полностью отдается во власть сна. Сны, которые снятся человеку, порождаются в его сознании, это фантазмы (термин Артемидора), могущие принять любое направление не только в силу естественных причин, например от болезни или переедания, но и быть изменяемы и создаваемы под воздействием злых духов — бесов. И тогда сновидения становятся наущениями, внушениями, лукавыми соблазнами, кошмарами, ложными вещими знаками и знамениями. Суеверный человек воспринимает увиденное в таком сновидении как действие таков свыше, но верующий человек должен принимать их как действие падших духов. И зачастую сны есть не просто сложные картины образов, подкрепленных силой эмоций и чувств, но действия нечистых духов, овладевающих спящим сознанием.

Согласно терминологии аввы Евагрия, душе присуще некое яростное начало, являющееся составной частью человеческого естества, т. е. говоря привычным языком, — ей присущи страсти, оказывающие воздействие на нашу свободную волю. Бесы изыскивают изощренные способы воздействия на душу подвижника, любым способом стараясь посеять в ней смятение и привести в действие обуздываемые и умерщвляемые страсти. Евагрий пишет: «Когда бесы приводят во сне в смятение яростное начало души, то заставляют нас шествовать труднодоступными горными путями, наводят на нас вооруженных мужей, ядовитых змей и плотоядных зверей». Когда же они видят, что подвижники не страшатся, то «тут же пре вращаются в женщин, непристойно жеманствующих и жаждущих предаться постыдным игрищам» (О помыс-лах, 27). Если душа приходит в смятение, то становится податливой на искушения, отмечает авва Евагрий. И да-лее: «Когда бесы не могут ночью привести в смятение яростное и желательное начала души, тогда они измышляют сновидения, порождаемые тщеславием, и низводят душу в трясину помыслов. В качестве примера этих бесовских сновидений можно привести следующее: часто кто-нибудь видит себя во сне либо распределяющим наказание бесам, либо исцеляющим какие-либо телесные недуги, либо достойно носящим облачение пастыря и пасущим свое небольшое словесное стадо. А проснувшись, он сразу начинает мечтать о том, как он будет рукоположен в иереи... Или же он мечтает о том, что ему будет дан дар исцеления... А часто бесы ввергают отшельников в неудержимую печаль, являя им некоторых из сродников тяжко больными и подвергающимися опасностям либо на земле, либо на море...»

Евагрий различает бесов, пробуждающих тщеславие, отмечая, что им свойственно предсказывать нечто, но суть этих мнимых предсказаний в том, что они предсказывают то, что всеми силами стараются сами осуществить, — соблазн и падение подвижника. Когда это не удается, они всячески злобствуют. Пожалуй, одним из первых Евагрий формулирует отличительные свойства ангельских и бесовских сновидений. Бесовское сновидение приводит сердце в смятение; «ангельские же сны совсем не такие: они даруют душе ясный покой, неизреченную радость, лишают ее в течение дня страстных помыслов, приносят чистую молитву, тихо обнаруживают смыслытварных вещей, которые являются Самим Господом, и открывают Премудрость Господню» (О помыслах, 28). Определение, приводимое подвижником, является клю-чом к различению снов для всякого христианина.

Синайский подвижник VII века преподобный игумен Иоанн, прозванный Лествичником в честь одно-именной книги духовного восхождения, говорит о сновидениях как о движениях ума при недвижности тела; они есть мечтание, обман очей в усыплении мысли (3, 25).

Прп. Иоанн продолжает мысль аввы Евагрия, говоря, что «бесы тщеславия — пророки во снах». И открывает механизм многих так называемых «вещих снов» — «будучи пронырливыми, они (бесы) заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное. (...) Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом». Важно остановить внимание на этом замечании подвижника — исполнение тех или иных «вещих снов», сновидений, содержащих пророчества не от Бога, мнимые знамения и приметы зависят напрямую от веры в них! Если человек малодушно вверяет свою волю этим знакам, принимая их за истинные, то тем самым загоняет себя в ловушку, ибо падшие духи приложат все свои силы и возможности, дабы воплотить их в дейст-вии. Еще одно свойство бесов, согласно Лествичнику, — их вездесущность: «Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут предсказывать нам смерть» (3, 27). Еще один важный момент в различении снов находим мы у Лествичника: если сны приводят в отчаяние, то они от бесов (3, 28).

Преподобный Григорий Синаит, постриженный в монашество на горе Синай и подвизавшийся на Афонской горе в XIV веке, касаясь причин возникновения помыслов и мечтаний, имеющих непосредственное отношения ко снам, подчеркивает: «Само по себе — независимо от бесов — ничего не возникает» (Главы изложенные акростихами, 70). Демоны наполняют образами ум, приражаются в зависимости от наклонности души к действующей страсти. «Они во сне и в бодрственном состоянии показывают нам относящееся к богатой и многообразной фантазии» (Главы... 71). Сама «ночь есть рождающая страсти область» (73). Посему, как говорит авва Исаак Сирин (VII в.), «когда приближаешься к постели своей, скажи ей: "в эту ночь, может быть, ты будешь мне гробом, постель; и не знаю, не придет ли на меня в эту ночь, вместо сна временного, вечный, будущий сон". <...> Кто один час провел, воздыхая о душе своей, тот лучше доставляющего пользу целому миру своим лицезрением. Кто сподобился увидеть самого себя, тот лучше сподобившегося видеть ангелов» (Слово 41).

Работа мозга чрезвычайно сложна и во многом еще не изучена. Это подтверждают и особенности мыслительных и физиологических процессов, проявляющиеся, когда человек спит. Расскажем о некоторых из них.

Источник: depositphotos.com

Ученые выяснили, что в первые пять минут после пробуждения из памяти улетучивается половина содержания сновидения, а в следующие пять минут – еще 40% информации. Физиологический смысл этого процесса не установлен. Зато о случаях запоминания оставшихся 10% знают практически все: именно к ним можно отнести образ Франкенштейна, приснившийся Мэри Шелли, периодическую таблицу Д. И. Менделеева и еще целый ряд широко известных научных открытий и художественных достижений.

На содержание сна может влиять обстановка, в которой находится спящий

Большинство людей хорошо знакомы и с феноменом слияния реальности и сна. Он проявляется, когда внешние факторы как бы встраиваются в ткань сновидения. В такой роли могут выступать звуки, запахи, колебания воздуха и изменения его температуры, даже особенности физического состояния спящего. Например, если организм нуждается в пополнении запасов жидкости, человек видит себя во сне ищущим родник, пьющим воду и т. д. Аналогичным образом проголодавшийся видит во сне продукты и ест их. Интересно, что при этом чувство жажды или голода пропадает на некоторое время, затем возвращается и эпизод удовлетворения желаний повторяется с тем же результатом.

Слепые люди тоже видят сны

Люди, страдающие приобретенной слепотой, видят такие же сны, как зрячие. Если слепота врожденная, сновидения тоже есть. Они основаны на других ощущениях (обонятельных, осязательных, слуховых), но могут быть очень насыщенными и эмоциональными.

Содержание сновидений зависит от пола и возраста

Психически здоровый человек обычно видит сны о себе (что-то вроде фильмов с самим собой в главной роли). Подобные сновидения появляются у ребенка с трехлетнего возраста (самые маленькие себя во сне не видят). У детей очень часто бывают кошмары, но годам к семи-восьми эта особенность, как правило, исчезает.

Представители сильного пола видят сны преимущественно с участием мужчин. В женских сновидениях женщины и мужчины возникают одинаково часто.

Сон, лишенный сновидений, плохо влияет на психическое здоровье

Полное отсутствие сновидений – тревожный признак. Установлено, что таким образом проявляются тяжелые психические расстройства.

Экспериментально подтвержден и другой факт: если человеку в течение двух-трех суток не удается переживать фазу быстрого сна, во время которой и приходят сновидения, он становится рассеянным, раздражительным, агрессивным. При продолжении исследования у испытуемых появлялись галлюцинации и другие признаки расстройства психики. При этом общая длительность ночного сна была вполне достаточной для полноценного отдыха. Кроме того, ученые заметили, что мозг людей, которым возвращали возможность нормально видеть сны, начинал наверстывать утраченные впечатления: испытуемые в течение нескольких суток после окончания эксперимента видели чрезвычайно яркие и содержательные сновидения, длительность которых была гораздо больше нормальной.

Сны не всегда бывают цветными

Бытует мнение, что цветные сновидения свидетельствуют о наличии психических отклонений. Это не так. Большинство людей видят в цвете около 88% снов. Причем содержание сновидения никак не связано с его цветовым восприятием.

События и люди, которых мы видим во сне, отчасти нам знакомы

В период сна мозг продолжает обрабатывать ощущения и эмоции, испытанные в реальности, создавая причудливые сочетания знакомых ситуаций и образов. Поэтому уверенность в том, что мы видим во сне незнакомцев, ни на чем не основана. Каждое лицо, появившееся перед человеком в сновидении, хотя бы мельком было им увидено наяву.

В жизни разные люди часто попадают в схожие ситуации и именно поэтому могут видеть сны одинакового содержания. Чаще всего встречаются сновидения, в которых мы куда-то торопимся, опаздываем, едем в транспорте, сдаем экзамены, кого-то догоняем (или убегаем).

Сновидения являются результатом того, что мы живем не только в физической реальности. Сны - это еще не достаточно известная, но существенная часть нашей жизни. Они остаются одной из самых волнующих загадок человечества. Изучением воздействия сна на человеческий организм занимается особая наука - сомнология. День 21 марта - это Международный день сна.
По научному определению, сон - это периодически наступающее физиологическое состояние у человека и животных. Он характеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшением активности физиологических процессов. Различают нормальный (физиологический) сон и несколько видов патологического сна (летаргический сон, наркотический сон и др.).
Наше сознание во сне из привычного реального мира перемещается в другой, таинственный духовный мир. По ту сторону границы между сном и бодрствованием сосредоточен Высший разум. Именно поэтому наша душа во время сна распахнута для удивительных открытий и откровений. Благодаря снам мы имеем возможность жить одновременно в двух мирах - материальном и астральном - и от каждого мира получать нужные знания и наполняться космической мудростью. Из сновидений мы можем почерпнуть ответы на многие интересующие нас вопросы.
Сны являются зеркалом нашей жизни - всего, что происходит в нашем сознании, подсознании и сверхсознании. То, что не регистрируют наши чувства, отражается во сне. На сон приходится треть жизни человека. Однако сон - это не только отдых, но и работа подсознания, направленная на переработку разнообразной информации, которая накопилась у человека за день в бодрствующем состоянии. Эта работа направлена на то, чтобы мозг человека был способен воспринимать эту информацию и на следующий день.
Во сне человеку может явиться то, что в бодрствующем состоянии он может не заметить и не обратить на это внимание. История полна фактами того, как сны приводили к великим научным и техническим открытиям. Многие знаменитости именно во сне получали ответы на те проблемы, которые их мучили наяву. Менделеев во сне увидел периодическую таблицу, Карл Гаусс - закон индукции, Нильс Бор - модель атома. Элиас Хоу, изобретатель швейной машинки, во время сна увидел в виде копья вариант формы машинной иглы. Сын Данте во сне получил подсказку от умершего отца, где хранится утерянная глава текста «Божественной комедии». Самюэль Тейлор Кольридж создал свою замечательную комедию, описывая необыкновенные явления, увиденные им в сновидениях. Примеров таких удивительных случаев очень много. На Руси в деревнях существовал такой обычай. Перед тем как строить новую избу, хозяин уходит на ночь в одиночестве на предполагаемое место, чтобы спросить совета о месте строительства у своих умерших предков по мужской линии. Если в том месте были деревья, он срубал дерево так, чтобы был пень. Если деревьев не было, он выкорчевывал пень в другом месте и приносил его с собой. Для сна он простилал свой тулуп, рядом ставил пень, на него клал трубку для курева и огниво. Считалось, что совет был верен и правилен, если родной человек снился сидящим на пне и курившим трубку. Иногда спящему давался совет покинуть это место, и при этом объяснялось почему.
Сны - часть нашей живой реальности, существующей в пространственной форме. Интересен рассказ китайского учителя-философа Чуанг-Цзи (369-286 гг. до н. э.) об одном из сновидений: «Однажды мне приснилось, что я, Чуанг-Цзи, превратился в мотылька - порхающего беззаботного мотылька. Мне было очень хорошо, не было у меня никаких желаний, и я ничего не знал во сне о Чуанг-Цзи. Вдруг я проснулся и почувствовал, что я снова действительно не кто иной, как Чуанг-Цзи. Теперь я не знаю, являюсь ли я Чуанг, которому приснилось, что я мотылек, или же я мотылек, которому теперь снится, что я Чуанг. Однако я знаю совершенно точно, что между Чуанг-Цзи и мотыльком существует какое-то различие. Поэтому мы говорим: «Феномены меняются».

Сны делятся на следующие группы:
1. Сны, отражающие нашу повседневную жизнь. В основном в таких снах показаны события в последние дни, месяцы или годы.
2. Кармические сны. Отражают образы, связанные с нашими предыдущими воплощениями.
3 Ясные сны, в которых мы можем делать выбор. Разъясняют природу нашего сознания.
4.Обычные сны. Отражают дела, ситуации или проблемы в нашей повседневной действительности.
5. Сны подтверждающие. Чаще всего подтверждают варианты наших решений.
6. Сны, связанные с будущим. В таких снах показывается потенциальное будущее и отдельные фрагменты соответствующих событий.
7. Сны беспокоящие. Кошмары со сне, страхи, опасения, агрессия, печаль или разочарование, различные беспокойства то, что нельзя сознательно опровергнуть.
8. Сны, отражающие большие события. Часто являются источником вдохновения в выборе нужных решений и дальнейших жизненных планов.
9. Сны с внесознательным восприятием. Показывают явления, которые отдалены от нас временем и пространством, и их сложно объяснить.
10. Сны ощущаемых состояний. Показывают наше внутреннее отношение к повседневным событиям, интуитивное восприятие.

Первым из известных интерпретаторов снов является Артемидор из Эфеса. Во втором веке нашей эры он создал пятитомный труд о толковании снов. Он разработал толкование снов конкретными символами, и развернутыми метафорами жизни. Артемидор делил сны:
- на визуальные (человек видел наяву то, что видел во сне);
- пророческие (послания от высших духовных существ);
- фантазийные (сны иллюзий, во сне отражаются пустые мечты);
- сны с ночными призраками (чаще всего снятся во время болезней или под впечатлением от «страшных» рассказов, после просмотра соответствующих фильмов и пр.).

Профессор Вернер Уайт писал относительно снов: «Различают три основные вида сновидений. Первый вид - это сны от Бога. В Библии говорится о некоторых сновидениях, посредством которых Бог говорил с людьми (например, с Иосифом). В этих случаях человек, видящий сон, либо узнавал Бога, как непосредственно пославшего сон (Соломон, Даниил), либо Бог посылал исполнителей своей вести (например, Иосиф истолковал в темнице сны хлебодара и виночерпия). Сновидения, в которых с нами говорят Высшие Духовные Силы, можно распознать по тому, что они не отягощают и не пугают, они вскоре могут появиться в виде особой помощи в каких-то жизненных ситуациях. Однако такие разговоры, как подсказывает опыт, происходят в исключительных случаях.
Второй вид - сны, которые отражают еще не осмысленные переживания. Из подсознательного, недоступного преднамеренной воле и разуму, могут возникнуть сновидения особого смысла. Это сны, обусловленные явно знакомыми жизненными ситуациями: непреодолимый страх, непризнанная вина, не вполне преодоленные переживания (например, переживания в связи с войной, волнения перед экзаменами, кризисы в супружеской жизни). Если пугают сны такого типа, освободиться от них возможно, поскольку в большинстве подобных случаев все связано с чувством вины, лучший из выход из положения - простить себя и других.
Третий вид снов - мимолетные, мало значащие, как об этом говорил Иов (Библия): «Как сон улетит и не найдут его, и как ночное видение исчезнет».
Обычно сон имеет два этапа:
- первый, когда мы утрачиваем сознание, а наше тело отдыхает и набирается силы;
- второй, когда к нам приходят сновидения.

В первом случае сон спокойный - медленный (ортодоксальный), во втором - сон - активный (парадоксальный). Во время медленного сна частота дыхания, ритм сердца уменьшаются, замедляется движение глаз. При активном сне эти показатели учащаются. Из этого следует вывод, что спящий не пассивно наблюдает события во сне, а реагирует на них физиологически, то есть он активный участник в своих сновидениях. Его чувства, ощущения функционируют, как во время бодрствования. При этом активный сон всегда более глубокий, чем спокойный, мышцы тела во время глубокого сна предельно расслаблены. В течение ночи активный и спокойный сон чередуются, однако активный сон длится намного меньше, чем спокойный, на его долю приходится 20-25 % всего сна.
При погружении в различные состояния сна происходит изменение нашего сознания. Четыре вида сознания названы греческими буквами: альфа, бета, тета и дельта. Во время бодрствования наш мозг находится в состоянии бета. Это состояние нормальной ежедневной активности. Во время аутогенных тренировок, глубокой релаксации в нашем мозгу появляется ритм альфа. Во время медитации через состояние альфа может быть достигнуто состояние тета. Состояние дельта - это состояние глубокого сна, в котором мы находимся без сознания, характерная частота мозговых волн при состоянии дельта - 0,5-4 Гц (для сравнения: в состоянии тета, когда человек находится без сна, - частота волн составляет 14-30 Гц).