Вычитание десятичных дробей: правила, примеры, решения. Вычитание десятичных дробей

Цели урока:

  • формирование знаний о правилах сложения и вычитания десятичных дробей и умения применять их в простейших случаях;
  • развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
  • воспитание самостоятельности при выполнении заданий.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитные доски для учащихся, индивидуальные разноуровневые карточки.

Структура урока:

1. Организационный момент.
2. Активизация ранее полученных знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Первичное закрепление изученного материала.
5. Тест.
6. Постановка домашнего задания.
7. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверяется готовность класса к уроку. Отмечается, что учащиеся недавно познакомились с понятием «десятичная дробь», научились читать и сравнивать десятичные дроби. На уроке будет рассмотрен вопрос о том, как складывать и вычитать десятичные дроби. Записывается тема урока. Слайд 1.

II. Активизация ранее полученных знаний

Коль скоро речь сегодня пойдет о десятичных дробях, давайте вспомним:

  • Какие из этих дробей можно записать в виде десятичных:

Слайд 2. (Учащиеся называют дроби).

    Представьте дроби в виде десятичных. (Учащиеся показывают на магнитных досках) .
    Еще раз вспомним, какие дроби можно записать в виде десятичных. (Ученики дают ответ).

    Представьте в виде десятичных дробей:

Слайд 3. (На магнитных досках учащиеся показывают записи).

  • Читаем числа:

0,62; 7,321; 21,0001; 63,01246. Слайд 4.

III. Изучение нового материала

Ребята, а какой из приведенных примеров касается сегодняшней темы. (Учащиеся отвечают, что последний).
– Давайте запишем этот пример в тетрадь и найдем сумму.

Давайте запишем этот пример в виде десятичных дробей.

Тот же самый результат мы получим, складывая числа в столбик.

– Что мы с вами получили? (Сумму десятичных дробей).
– Давайте проговорим, как мы это сделали. Слайд 6.

– Хорошо!

Ученикам предлагается найти сумму десятичных дробей, у которых разное количество цифр после запятой 6,23 + 173,3. Учащимся задается вопрос: «Как действовать в этом случае?». (Учащиеся отвечают, что в слагаемых разное количество знаков после запятой).

– Как же быть? (Нужно уравнять, дописав нуль справа у второго слагаемого).

6,32 + 173,7 = 6,32 + 173,70

А теперь можно записать числа в столбик и найти сумму.

Алгоритм сложения десятичных дробей дополняется и выглядит следующим образом:

– А как найти разность двух десятичных дробей? (Точно так же).

Алгоритм дополняется и выглядит так:

– Итак, как сложить или вычесть десятичные дроби?

Алгоритм повторяется учащимися и появляется на экране.

IV. Первичное закрепление полученных знаний

1. Вычислим устно (примеры учащимся предлагаются на табличках, а ответы – на магнитных досках):

2. Решение упражнений.

№1213 (а, г, б), №1214 (а, д, е), №1219 (в, е, л).

Примеры решаются у доски с комментариями . Слайд 7.

V. Тест

Итак, а сейчас мы проверим, как вы запомнили правила сложения и вычитания десятичных дробей.
Устно повторяется еще раз алгоритм.
Учащимся предлагаются карточки трех типов (Приложение 3 )
Ответы учащиеся демонстрируют на табличках. При успешном выполнении заданий у всех учащихся на табличках должно быть написано слово «плюс». Слайд 8.

VI. Подведение итогов урока

– Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
– Что не понравилось?
– Чему мы с вами научились на уроке? (Складывать и вычитать десятичные дроби).
– Какой способ нам позволит это сделать быстро? (Сложение и вычитание «в столбик»).
– А как это сделать?

Учащиеся проговаривают алгоритм.

VII. Постановка домашнего задания

– Пользуясь этим алгоритмом дома, вы выполните следующие задания: № 1255 (а, г, е), №1256 (е, з), а также ознакомитесь с пунктом параграфом 32 учебника. Сравните алгоритм, предложенный в учебнике, с нашим.
– Урок окончен.

Дробью будем называть одну или несколько равных между собой долей одного целого. Дробь записывается с помощью двух натуральных чисел, которые разделены между собой чертой. Например, 1 / 2 , 14 / 4 , ¾, 5 / 9 и т.д.

Цифра, которая записана сверху над чертой, называется числителем дроби, а цифра записанная под чертой, называется знаменателем дроби.

Для чисел, у которых знаменатель равен 10, 100, 1000, и т.д. условились записывать число без знаменателя. Для этого сначала пишут целую часть числа, ставят запятую и пишут дробную часть этого числа, то есть числитель дробной части.

Например, вместо 6(7 / 10) пишут 6,7. Такую запись принято называть десятичной дробью .

Разберемся, как выполнять простейшие арифметические действия с десятичными дробями.

Сложение десятичных дробей в смешанной форме

Допустим нам нужно сложить десятичные дроби 2,7 и 1,651.

Первым делом необходимо уравнять количество цифр после запятой. Для этого нужно приписать к десятичной дроби 2,7 справа два нуля, получим: 2,7 = 2,700.

  • 2,700 = 2 * (700 / 1000);
  • 1,651 = 1 * (651 / 1000).

Для сложения воспользуемся правилом, целые части складываем отдельно, дробные отдельно, и результаты складываем между собой.

  • 2 + 1 = 3;
  • 700 / 1000 + 651 / 1000 = 1351 / 1000 = 1 * (351 / 1000);
  • 3 + 1 * (351 / 1000) = 4 * (351 / 1000).

А теперь, записываем это число в десятичной форме, имеем: 4,351.

Получаем в итоге, 2,7 + 1,651.= 4,351.

Сложение десятичных дробей в столбик

Еще одним способом сложения десятичных дробей, является сложение чисел в столбик.

Снова, уравниваем количество цифр после запятой, приписывая нули. Записываем одно число над другим и складываем.

3,700
+
2,651
_____
6,351

Со сложением разобрались, теперь найдем разность тех же чисел.

Вычитание десятичных дробей в смешанной форме

Опять, же повторяем первый пункт и уравниваем количество цифр после запятой, дописывая нули.

  • 2,7 = 2,700.

Запишем эти числа в смешанной форме.

  • 2,700 = 2 * (700 / 1000);
  • 1,651 = 1 * (651 / 1000).

Для нахождения разности воспользуемся правилом, работаем отдельно с целыми и с дробными частями, а потом складываем полученные результаты.

  • 2 - 1 = 1;
  • 700 / 1000 - 651 / 1000 = 49 / 1000 = 49 / 1000 ;
  • 1 + 49 / 1000 = 1 * (49 / 1000).

А теперь, записываем это число в десятичной форме, имеем: 1,049.

Получаем в итоге, 2,7 - 1,651.= 1,049.

Вычитание десятичных дробей в столбик

Такой же результат моно было бы получить и при вычитании столбиком.

3,700
-
2,651
_____
1,049

Общее правило сложения и вычитания десятичных дробей

1. Уравнять в дробях количество знаков после запятой

Решение задач из задачника Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбурд за 5 класс на тему:

  • § 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей:
    32. Сложение и вычитание десятичных дробей
  • 1211 На пальто израсходовали 3,2 м ткани, а на костюм 2,63 м. Сколько ткани израсходовали на пальто и костюм вместе? Решите задачу сложением десятичных дробей и путем перехода к сантиметрам.
    РЕШЕНИЕ

    1212 Масса автомобиля Нива 11,5 ц, а масса автомобиля Волга 14,2 ц. На сколько масса Волги больше массы Нивы? Решите задачу с помощью десятичных дробей и переводом данных в килограммы.
    РЕШЕНИЕ

    1213 Выполните сложение: а) 0,769 + 42,389; б) 5,8 + 22,191; в) 95,381 + 3,219; г) 8,9021 + 0,68; д) 2,7 + 1,35 + 0,8; е) 13,75 + 8,2 + 0,115.
    РЕШЕНИЕ

    1214 Выполните вычитание: а) 9,4 - 7,3; б) 16,78 - 5,48; в) 7,79 - 3,79; г) 11,1 - 2,8; д) 88,252 - 4,69; е) 6,6 - 5,99.
    РЕШЕНИЕ

    1215 С одного участка собрали 95,37 т зерна, а с другого на 16,8 т больше. Сколько тонн зерна собрали с двух участков?
    РЕШЕНИЕ

    1216 Один тракторист вспахал 13,8 га земли, что оказалось на 4,7 га меньше, чем вспахал второй тракторист. Сколько гектаров земли вспахали оба тракториста вместе?
    РЕШЕНИЕ

    1217 От куска провода длиной 30 м отрезали 4,75 м. Сколько метров провода осталось в куске?
    РЕШЕНИЕ

    1218 Груз, поднимаемый вертолетом, легче вертолета на 4,72 т. Какова масса вертолета вместе с грузом, если масса груза 1,24 т?
    РЕШЕНИЕ

    1219 Выполните действие: а) 7,8 + 6,9; б) 129 + 9,72;в) 8,1 - 5,46; ж) 0,02 - 0,0156; г) 96,3 - 0,081; д) 24,2 + 0,867; е) 830 - 0,0097; з) 0,003 - 0,00089; и) 1 - 0,999; к) 425 - 2,647; л) 83 - 82,877; м) 37,2 - 0,03
    РЕШЕНИЕ

    1220 Собственная скорость катера (в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.
    РЕШЕНИЕ

    1221 Скорость теплохода по течению равна 37,6 км/ч. Найдите собственную скорость теплохода и его скорость против течения, если скорость течения реки 3,9 км/ч.
    РЕШЕНИЕ

    1222 Скорость велосипедиста 15 км/ч, а скорость пешехода на 9,7 км/ч меньше. На сколько уменьшится расстояние между ними за 1 ч, если они движутся навстречу друг другу? На сколько увеличивается расстояние между ними за 1 ч, если они движутся из одной точки в противоположные стороны?
    РЕШЕНИЕ

    1223 Расстояние между городами 156 км. Из них навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Один проезжает в час 13,6 км, а второй 10,4 км. Через сколько часов они встретятся?
    РЕШЕНИЕ

    1224 Веревку разрезали на пять кусков. Первый кусок больше второго на 4,2 м, но меньше третьего на 2,3 м. Четвертый кусок больше пятого на 3,7 м, но меньше третьего на 1,3 м. Какова длина веревки, если длина четвертого куска 7,8 м?
    РЕШЕНИЕ

    1225 Найдите периметр треугольника ABC, если AB = 2,8 см, BC больше AB на 0,8 см, но меньше AC на 1,1 см.
    РЕШЕНИЕ

    1226 Используя буквы x и у, запишите переместительное свойство сложения и проверьте его, если x = 7,3, а у = 29. Используя буквы a, b и c, запишите сочетательное свойство сложения и проверьте его при a = 2,3; b = 4,2 и c = 3,7.
    РЕШЕНИЕ

    1227 Используя буквы a, b и c, запишите свойство вычитания числа из суммы и свойство вычитания суммы из числа. Проверьте эти свойствапри a = 13,2; b = 4,8 и c = 2,7.
    РЕШЕНИЕ

    1228 Используя свойства сложения и вычитания, вычислите самым удобным способом значение выражения: а) 2,31 + (7,65 + 8,69); б) 0,387 + (0,613 + 3,142); в) (7,891 + 3,9) + (6,1 + 2,109); г) 14,537 - (2,237 + 5,9); д) (24,302 + 17,879) - 1,302; е) (25,243 + 17,77) - 2,77.
    РЕШЕНИЕ

    1229 Выполните действия: а) 9,83 - 1,76 - 3,28 + 0,11; б) 12,371 - 8,93 + 1,212; в) 14,87 - (5,82 - 3,27); г) 14 - (3,96 + 7,85)
    РЕШЕНИЕ

    1230 Сколько единиц в каждом разряде числа: 32,547; 2,6034?
    РЕШЕНИЕ

    1231 Разложите по разрядам число: а) 24,578; б) 0,520001
    РЕШЕНИЕ

    1232 Запишите десятичную дробь, в которой: а) 15 целых, 3 десятых, 7 сотых и 9 тысячных; б) 0 целых, 3 десятых, 0 сотых и 4 тысячных.
    РЕШЕНИЕ

    1233 Выразите длину отрезка AB = 5 м 7 дм 6 см 2 мм: а) в метрах; в) в сантиметрах; б) в дециметрах; г) в миллиметрах. Выразите длину отрезка СМ в метрах, дециметрах, сантиметрах и миллиметрах, если СМ = 4,573 м.
    РЕШЕНИЕ

    1234 Отметьте на координатном луче точки с координатами: 0,46; 0,8; 1,25; 0,36; 0,77; 1,47. Единичный отрезок равен 1 дм.
    РЕШЕНИЕ

    1235 Найдите координаты точек A, B, C, D и К (рис. 146).
    РЕШЕНИЕ

    1236 Зная, что 11,87 - 7,39 = 4,48, найдите значение выражения или решите уравнение: а) 7,39 + 4,48; б) 11,87 - 4,48; в) х- 7,39 = 4,48; г) 7,39 + у = 11,87; д) 4,48 + z = 11,87; е) 11,87 - р = 7,39.
    РЕШЕНИЕ

    1237 Прочитайте показания термометров (рис. 147). Сколько градусов будет показывать каждый из них, если его столбик: а) поднимется на 4 малых деления; на 2 больших деления; на 0,5°С; на 1,3°С; б) опустится на 7 малых делений; на одно большое деление; на 0,3°С; на 1,4°С?
    РЕШЕНИЕ

    1238 Решите уравнение: а) z + 3,8 - 8; б) y - 6,5 12; в) 13,5 - x = 1,8; г) ,15,4 + k = 15,4; д) 2,8 + l+ 3,7 - 12,5 е) (5,6 - r) + 3,8 = 4,4
    РЕШЕНИЕ

    1240 Восстановите цепочку вычислений
    РЕШЕНИЕ

    1241 Назовите какое-либо число, расположенное на координатном луче: а) между числами 0,1 и 0,2; б) между 0,02 и 0,03; в) левее 0,001, но правее 0.
    РЕШЕНИЕ

    1242 Какую часть квадратного метра составляет: а) 1 дм2; б) 1 см2; в) 10 дм2; г) 100 см2?
    РЕШЕНИЕ

    1243 Стороны треугольника 3/7, 4/7, 5/7. Найдите его периметр.
    РЕШЕНИЕ

    1244 Найдите число, если 3/10 его равны: 30; 15; 6.
    РЕШЕНИЕ

    1245 Какая часть периода хоккейного матча сыграна, если с начала матча прошло: 5 мин; 10 мин; 15 мин; 1 мин 20 c; 20 с? (Период продолжается 20 мин.)
    РЕШЕНИЕ

    1246 Сколько Буратино заплатил за арбуз, который стоил 20 сольдо и еще пол-арбуза?
    РЕШЕНИЕ

    1247 Сравните числа: а) 12,567 и 125,67; б) 7,399 и 7,4.
    РЕШЕНИЕ

    1248 Между какими двумя соседними натуральными числами находится число: а) 5,1; б)6,32; в) 9,999; г) 25,257
    РЕШЕНИЕ

    1249 Расставьте в порядке убывания числа: 0,915; 2,314; 0,9078; 2,316; 2,31; 10,45.
    РЕШЕНИЕ

    1250 Расставьте в порядке возрастания величины: 8,09 км; 8165,3 м; 8 154 257 мм; 815 376 см.
    РЕШЕНИЕ

    1252 Выразите: а) в метрах: 17 м 8 см; 8 м 17 см; 4 см; 15 дм; б) в тоннах: 3 т 8 ц 67 кг; 1244 кг; 710 кг.
    РЕШЕНИЕ

    1253 Решите задачу: 1) На машину погрузили 7 одинаковых мешков с мукой и 12 одинаковых мешков с крупой. Масса мешка с мукой в 2 раза больше массы мешка с крупой. Найдите массу мешка с мукой и мешка с крупой, если всего на машину погрузили 780 кг. 2) Масса индюка меньше массы овцы в 3 раза, а масса трех таких овец больше массы пяти индюков на 60 кг. Какова масса одного индюка и какова масса одной овцы?
    РЕШЕНИЕ

    1254 Разгадайте чайнворд, помещенный на форзаце в конце учебника.
    РЕШЕНИЕ

    1255 Выполните сложение: а) 395,486 + 4,58; б) 7,6 + 908,67; в) 0,54 + 24,1789; г) 1,9679 + 269,0121; д) 23,84 + 0,267; е) 0,01237 + 0,0009876.
    РЕШЕНИЕ

    1256 Выполните вычитание: а) 0,59 - 0,27; б) 6,05 - 2,87; в) 3,1 - 0,09; г) 18,01 - 2,9; д) 15 - 1,12; е) 3 - 0,07; ж) 7,45 - 4,45;з) 206,48 - 90,507; и) 0,067 - 0,00389.
    РЕШЕНИЕ

    1257 Одна из сторон треугольника 83,6 см, вторая на 14,8 см длиннее первой, а третья на 8,6 см длиннее второй. Найдите периметр треугольника.
    РЕШЕНИЕ

    1258 Трубу длиной 9,35 м разрезали на две части. Длина одной части 2,89 м. На сколько метров вторая часть длиннее первой?
    РЕШЕНИЕ

    1259 Воздушный шар состоит из оболочки, гондолы для пассажиров и газовой горелки для нагрева воздуха внутри оболочки. Масса гондолы 0,24 т, и она меньше массы оболочки на 0,32 т, но больше массы газовой горелки на 0,15 т. Какова масса воздушного шара?
    РЕШЕНИЕ

    1260 Автомашина в первый час прошла 48,3 км, во второй час на 15,8 км меньше, чем в первый, а в третий час на 24,3 км меньше, чем за первые два часа вместе. Какой путь прошла автомашина за эти три часа?
    РЕШЕНИЕ

    1261 Собственная скорость теплохода 40,5 км/ч, а скорость течения 5,8 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению и против течения.

    В этой статье внимание сосредоточим на вычитании десятичных дробей . Здесь мы рассмотрим правила вычитания конечных десятичных дробей, остановимся на вычитании десятичных дробей столбиком, а также рассмотрим, как проводится вычитание бесконечных периодических и непериодических десятичных дробей. Наконец, поговорим о вычитании десятичных дробей из натуральных чисел, обыкновенных дробей и смешанных чисел, и о вычитании натуральных чисел, обыкновенных дробей и смешанных чисел из десятичных дробей.

    Сразу скажем, что здесь мы будем рассматривать лишь вычитание меньшей десятичной дроби из большей десятичной дроби, другие случаи разберем в статьях вычитание рациональных чисел и вычитание действительных чисел .

    Навигация по странице.

    Общие принципы вычитания десятичных дробей

    По своей сути вычитание конечных десятичных дробей и бесконечных периодических десятичных дробей представляет вычитание соответствующих обыкновенных дробей. Действительно, указанные десятичные дроби являются десятичной записью обыкновенных дробей, о чем сказано в статье перевод обыкновенных дробей в десятичные дроби и обратно .

    Рассмотрим примеры вычитания десятичных дробей, отталкиваясь от озвученного принципа.

    Пример.

    Выполните вычитание из десятичной дроби 3,7 десятичной дроби 0,31 .

    Решение.

    Так как 3,7=37/10 и 0,31=31/100 , то . Так вычитание десятичных дробей свелось к вычитанию обыкновенных дробей с разными знаменателями : . Полученную дробь представим в виде десятичной дроби: 339/100=3,39 .

    Ответ:

    3,7−0,31=3,39 .

    Заметим, что вычитание конечных десятичных дробей удобно проводить столбиком, об этом методе мы поговорим в .

    Сейчас разберем пример вычитания периодических десятичных дробей.

    Пример.

    Отнимите от периодической десятичной дроби 0,(4) периодическую десятичную дробь 0,41(6) .

    Решение.

    Ответ:

    0,(4)−0,41(6)=0,02(7) .

    Осталось озвучить принцип вычитания бесконечных непериодических дробей .

    Вычитание бесконечных непериодических дробей сводится к вычитанию конечных десятичных дробей. Для этого вычитаемые бесконечные десятичные дроби округляют до некоторого разряда, обычно, до самого младшего из возможных (смотрите округление чисел ).

    Пример.

    Проведите вычитание конечной десятичной дроби 0,52 из бесконечной непериодической десятичной дроби 2,77369… .

    Решение.

    Округлим бесконечную непериодическую десятичную дробь до 4 знака после запятой, имеем 2,77369…≈2,7737 . Таким образом, 2,77369…−0,52≈2,7737−0,52 . Вычислив разность конечных десятичных дробей, получаем 2,2537 .

    Ответ:

    2,77369…−0,52≈2,2537 .

    Вычитание десятичных дробей столбиком

    Очень удобным способом вычитания конечных десятичных дробей является вычитание столбиком. Вычитание десятичных дробей столбиком очень схоже с вычитанием столбиком натуральных чисел .

    Чтобы выполнить вычитание десятичных дробей столбиком , нужно:

    • уравнять количество десятичных знаков в записях десятичных дробей (если оно, конечно, отличается), дописав справа некоторое количество нулей к одной из дробей;
    • вычитаемое записать под уменьшаемым так, чтобы цифры соответствующих разрядов находились друг под другом, и запятая находилась под запятой;
    • выполнить вычитание столбиком, не обращая внимания на запятые;
    • в полученной разности поставить запятую так, чтобы она располагалась под запятыми уменьшаемого и вычитаемого.

    Рассмотрим пример вычитания десятичных дробей столбиком.

    Пример.

    Выполните вычитание десятичной дроби 10,30501 из десятичной дроби 4 452,294 .

    Решение.

    Очевидно, количество десятичных знаков дробей различно. Уравняем его, дописав два нуля справа в записи дроби 4 452,294 , при этом получится равная ей десятичная дробь 4 452,29400 .

    Теперь запишем вычитаемое под уменьшаемым, как это предполагает метод вычитания десятичных дробей столбиком:

    Проводим вычитание, не обращая внимания на запятые:

    Осталось лишь поставить десятичную запятую в полученной разности:

    На этом этапе запись приняла законченный вид, и вычитание десятичных дробей столбиком закончено. Получился следующий результат .

    Ответ:

    4 452,294−10,30501=4 441,98899 .

    Вычитание десятичной дроби из натурального числа и наоборот

    Вычитание конечной десятичной дроби из натурального числа удобнее всего выполнить столбиком, записав уменьшаемое натуральное число в виде десятичной дроби с нулями в дробной части. Разберемся с этим при решении примера.

    Пример.

    Отнимите от натурального числа 15 десятичную дробь 7,32 .

    Решение.

    Представим натуральное число 15 в виде десятичной дроби, дописав после десятичной запятой две цифры 0 (так как вычитаемая десятичная дробь имеет две цифры в дробной части), имеем 15,00 .

    Теперь выполним вычитание десятичных дробей столбиком:

    В итоге получаем 15−7,32=7,68 .

    Ответ:

    15−7,32=7,68 .

    Вычитание бесконечной периодической десятичной дроби из натурального числа можно свести к вычитанию обыкновенной дроби из натурального числа. Для этого периодическую десятичную дробь достаточно заменить соответствующей обыкновенной дробью.

    Пример.

    Проведите вычитание из натурального числа 1 периодической десятичной дроби 0,(6) .

    Решение.

    Периодической десятичной дроби 0,(6) отвечает обыкновенная дробь 2/3 . Таким образом, 1−0,(6)=1−2/3=1/3 . Полученную обыкновенную дробь можно записать в виде десятичной дроби 0,(3) .

    Ответ:

    1−0,(6)=0,(3) .

    Вычитание бесконечной непериодической десятичной дроби из натурального числа сводится к вычитанию конечной десятичной дроби. Для этого бесконечную непериодическую десятичную дробь нужно округлить до некоторого разряда.

    Пример.

    Отнимите от натурального числа 5 бесконечную непериодическую десятичную дробь 4,274… .

    Решение.

    Сначала округлим бесконечную десятичную дробь, мы можем провести округление до сотых, имеем 4,274…≈4,27 . Тогда 5−4,274…≈5−4,27 .

    Представим натуральное число 5 как 5,00 , и выполним вычитание десятичных дробей столбиком:

    Ответ:

    5−4,274…≈0,73 .

    Осталось озвучить правило вычитания натурального числа из десятичной дроби : чтобы вычесть натуральное число из десятичной дроби, надо это натуральное число вычесть из целой части уменьшаемой десятичной дроби, а дробную часть оставить без изменения. Это правило относится как к конечным десятичным дробям, так и к бесконечным. Рассмотрим решение примера.

    Пример.

    Выполните вычитание натурального числа 17 из десятичной дроби 37,505 .

    Решение.

    Целая часть десятичной дроби 37,505 равна 37 . Вычтем из нее натуральное число 17 , имеем 37−17=20 . Тогда 37,505−17=20,505 .

    Ответ:

    37,505−17=20,505 .

    Вычитание десятичной дроби из обыкновенной дроби или смешанного числа и наоборот

    Вычитание конечной десятичной дроби или бесконечной периодической десятичной дроби из обыкновенной дроби можно свести к вычитанию обыкновенных дробей. Для этого вычитаемую десятичную дробь достаточно перевести в обыкновенную дробь.

    Пример.

    Отнимите десятичную дробь 0,25 от обыкновенной дроби 4/5 .

    Решение.

    Так как 0,25=25/100=1/4 , то разность обыкновенной дроби 4/5 и десятичной дроби 0,25 равна разности обыкновенных дробей 4/5 и 1/4 . Итак, 4/5−0,25=4/5−1/4=16/20−5/20=11/20 . В десятичной записи полученная обыкновенная дробь имеет вид 0,55 .

    Ответ:

    4/5−0,25=11/20=0,55 .

    Аналогично вычитание конечной десятичной дроби или периодической десятичной дроби из смешанного числа сводится к вычитанию обыкновенной дроби из смешанного числа.

    Пример.

    Выполните вычитание десятичной дроби 0,(18) из смешанного числа .

    Решение.

    Для начала переведем периодическую десятичную дробь 0,(18) в обыкновенную дробь: . Таким образом, . Полученное смешанное число в десятичной записи имеет вид 8,(18) .

    Глава 2 ДРОБНЫЕ ЧИСЛА И Действия С НИМИ

    § 37. Сложение и вычитание десятичных дробей

    Десятичные дроби записывают по тому же принципу, что и натуральные числа. Поэтому сложение и вычитание выполняют по соответствующим схемам для натуральных чисел.

    Во время сложение и вычитание десятичные дроби записываются «столбиком» - друг под другом так, чтобы одноименные разряды стояли друг под другом. Таким образом, запятая будет стоять под запятой. Далее выполняем действие так, как и с натуральными числами, не обращая внимания на запятые. В сумме (или разности) запятую ставим под запятыми слагаемых (или запятыми уменьшаемого и вычитателя).

    Пример 1. 37,982 + 4,473.

    Объяснение. 2 тысячных плюс 3 тысячных равна 5 тысячных. 8 соток плюс 7 соток равна 15 соток, или 1 десятая и 5 соток. Записываем 5 соток, а 1 десятую запоминаем и т. д.

    Пример 2. 42,8 - 37,515.

    Объяснение. Поскольку уменьшающееся и вычитаемое имеют разное количество знаков после запятой, то можно приписать в уменьшающемся необходимое количество нулей. Разберись самостоятельно, как выполнено пример.

    Заметим, что при сложении и вычитании нуля можно и не дописывать, а мысленно представлять их на тех местах, где нет разрядных единиц.

    При сложении десятичных дробей сбываются изученные ранее переставная и соединительная свойства сложения:

    Начальный уровень

    1228. Обчисли (устно):

    1) 8 + 0,7; 2) 5 + 0,32;

    3) 0,39 + 1; 4) 0,3 + 0,2;

    5) 0,12 + 0,37; 6) 0,1 + 0,01;

    7) 0,02 + 0,003; 8) 0,26 + 0,7;

    9) 0,12 + 0,004.

    1229. Обчисли:

    1230. Обчисли (устно):

    1) 4,72 - 2; 2) 13,892 - 10; 3) 0,8 - 0,6;

    4) 6,7 - 0,3; 5) 2,3 - 1,2; 6) 0,05 - 0,02;

    7) 0,19 - 0,07; 8) 0,47 - 0,32; 9) 42,4 - 42.

    1231. Обчисли:

    1232. Обчисли:

    1233. На одной машине было 2,7 т песка, а на другой - 3,2 т. Сколько песка было на двух машинах?

    1234. Выполни сложение:

    1) 6,9 + 2,6; 2) 9,3 + 0,8; 3) 8,9 + 5;

    4) 15 + 7,2; 5) 4,7 + 5,29; 6) 1,42 + 24,5;

    7) 10,9 + 0,309; 8) 0,592 + 0,83; 9) 1,723 + 8,9.

    1235. Найди сумму:

    1) 3,8 + 1,9; 2) 5,6 + 0,5; 3) 9 + 3,6;

    4) 5,7 + 1,6; 5) 3,58 + 1,4; 6) 7,2 + 15,68;

    7) 0,906 + 12,8; 8) 0,47 + 0,741; 9) 8,492 + 0,7.

    1236. Выполни вычитание:

    1) 5,7 - 3,8; 2) 6,1 - 4,7; 3) 12,1 - 8,7;

    4) 44,6 - 13; 5) 4 - 3,4; 6) 17 - 0,42;

    7) 7,5 - 4,83; 8) 0,12 - 0,0856; 9) 9,378 - 8,45.

    1237. Найди разницу:

    1) 7,5 - 2,7; 2) 4,3 - 3,5; 3) 12,2 - 9,6;

    4) 32,7 - 5; 5) 41 - 3,53; 6) 7 - 0,61;

    7) 8,31 - 4,568; 8) 0,16 - 0,0913; 9) 37,819 - 8,9.

    1238. Ковер-самолет за 2 ч пролетел 17,4 км, причем за первый час он пролетел 8,3 км. Сколько пролетел ковер-самолет за второй час?

    1239. 1) Приумножь число 7,2831 на 2,423.

    2) Уменьшить число 5,372 на 4,47.

    Средний уровень

    1240. Реши уравнения:

    1) 7,2 + х = 10,31; 2) 5,3 - х = 2,4;

    3) х - 2,8 = 1,72; 4) х + 3,71 = 10,5.

    1241. Реши уравнения:

    1) х - 4,2 = 5,9; 2) 2,9 + х = 3,5;

    3) 4,13 - х = 3,2; 4) х + 5,72 = 14,6.

    1242. Как удобнее добавить? Почему?

    4,2 + 8,93 + 0,8 = (4,2 + 8,93) + 0,8 или

    4,2 + 8,93 + 0,8 = (4,2 + 0,8) + 8,93.

    1243. Обчисли (устно) удобным способом:

    1) 7 + 2,8 + 1,2; 2) 12,4 + 17,3 + 0,6;

    3) 3,42 + 4,9 + 5,1; 4) 12,11 + 7,89 + 13,5.

    1244. Найди значение выражения:

    1) 200,01 + 0,052 + 1,05;

    2) 42 + 4,038 + 17,25;

    3) 2,546 + 0,597 + 82,04;

    4) 48,086 + 115,92 + 111,037.

    1245. Найди значение выражения:

    1) 82 + 4,042 + 17,37;

    2) 47,82 + 0,382 + 17,3;

    3) 15,397 + 9,42 + 114;

    4) 152,73 + 137,8 + 0,4953.

    1246. От металлической трубы длиной 7,92 м отрезали сначала 1,17 м, а потом еще 3,42 м. Какова длина оставшейся трубы?

    1247. Яблоки вместе с ящиком весят 25,6 кг. Сколько килограммов весят яблоки, если пустой ящик весит 1,13 кг?

    1248. Найди длину ломаной ABC , если АВ = 4,7 см, а ВС на 2,3 см меньше АВ.

    1249. В одном бидоне есть 10,7 л молока, а в другом на 1,25 л меньше. Сколько молока в двух бидонах?

    1250.Обчисли:

    1) 147,85 - 34 - 5,986;

    2) 137,52 - (113,21 + 5,4);

    3) (157,42 - 114,381) - 5,91;

    4) 1142,3 - (157,8 - 3,71).

    1251. Обчисли:

    1) 137,42 - 15 - 9,127;

    2) 1147,58 - (142,37 + 8,13);

    3) (159,52 - 142,78) + 11,189;

    4) 4297,52 - (113,43 + 1298,3).

    1252. Найди значение выражения а - 5,2 - b , если а = 8,91, b = 0,13.

    1253. Скорость лодки в стоячей воде 17,2 км/ч, а скорость течения 2,7 км/ч. Найди скорость лодки по течению и против течения.

    1254. Заполни таблицу:

    Собственная

    скорость,

    км/ч

    Скорость

    течения,

    км/ч

    Скорость по течению, км/ч

    Скорость против течения, км/ч

    13,1

    17,2

    18,5

    12,35

    10,85

    13,5

    1,65

    12,95

    1255. Найди пропущенные числа в цепочке:

    1256. Измерь в сантиметрах стороны четырехугольника, изображенного на рисунке 257, и найди его периметр.

    1257. Начерти произвольный треугольник, измерь его стороны в сантиметрах и найди периметр треугольника.

    1258. На отрезке АС обозначили точку В (рис. 258).

    1) Найдите АС, если АВ = 3,2 см, ВС = 2,1 см;

    2) найдите ВС, если АС = 12,7 дм, АВ = 8,3 дм.

    Рис. 257

    Рис. 258

    Рис. 259

    1259. На сколько сантиметров отрезок AB длиннее отрезка CD (рис. 259)?

    1260. Одна сторона прямоугольника равна 2,7 см, а другая - на 1,3 см короче. Найди периметр прямоугольника.

    1261. Основа равнобедренного треугольника равна 8,2 см, а боковая сторона на 2,1 см меньше основы. Найди периметр треугольника.

    1262. Первая сторона треугольника равна 13,6 см, вторая на 1,3 см короче первой. Найди третью сторону треугольника, если его периметр равен 43,1 см.

    Достаточный уровень

    1263. Запиши последовательность из пяти чисел, если:

    1) первое число равно 7,2, а каждое следующее на 0,25 больше, чем предыдущее;

    2) первое число равно 10,18, а каждое следующее на 0,34 меньше предыдущего.

    1264. В первом ящике было 12,7 кг яблок, что на 3,9 кг больше, чем во втором. В третьем ящике яблок было на 5,13 кг меньше, чем в первом и втором вместе. Сколько килограммов яблок было в трех ящиках вместе?

    1265. Первого дня туристы прошли 8,3 км, что на 1,8 км больше, чем второго дня, и на 2,7 км меньше, чем третьего. Сколько километров прошли туристы за три дня?

    1266. Выполни сложение, выбирая удобный порядок вычисления:

    1) 0,571 + (2,87 + 1,429);

    2) 6,335 + 2,896 + 1,104;

    3) 4,52 + 3,1 + 17,48 + 13,9.

    1267. Выполни сложение, выбирая удобный порядок вычисления:

    1) 0,571 + (2,87 + 1,429);

    2) 7,335 + 3,896 + 1,104;

    3) 15,2 + 3,71 + 7,8 + 4,29.

    1268. Поставь вместо звездочек цифры:

    1269. Поставь в клетки такие цифры, чтобы образовались правильно выполненные примеры:

    1270. Упрости выражение:

    1) 2,71 + х - 1,38; 2) 3,71 + с + 2,98.

    1271. Упрости выражение:

    1) 8,42 + 3,17 - х; 2) 3,47 + y - 1,72.

    1272. Найди закономерность и запиши три наступление них числа последовательности:

    1) 2; 2,7; 3,4 ... 2) 15; 13,5; 12 ...

    1273. Реши уравнения:

    1) 13,1 - (x + 5,8) = 1,7;

    2) (х - 4,7) - 2,8 = 5,9;

    3) (у - 4,42) + 7,18 = 24,3;

    4) 5,42 - (в - 9,37) = 1,18.

    1274. Реши уравнения:

    1) (3,9 + х) - 2,5 = 5,7;

    2) 14,2 - (6,7 + х) = 5,9;

    3) (в - 8,42) + 3,14 = 5,9;

    4) 4,42 + (у - 1,17) = 5,47.

    1275. Найди значение выражения удобным способом, используя свойства вычитания:

    1) (14,548 + 12,835) - 4,548;

    2) 9,37 - 2,59 - 2,37;

    3) 7,132 - (1,132 + 5,13);

    4) 12,7 - 3,8 - 6,2.

    1276. Найди значение выражения удобным способом, используя свойства вычитания:

    1) (27,527 + 7,983) - 7,527;

    2) 14,49 - 3,1 - 5,49;

    3) 14,1 - 3,58 - 4,42;

    4) 4,142 - (2,142 + 1,9).

    1277. Обчисли, записав данные величины в дециметрах:

    1) 8,72 дм - 13 см;

    2) 15,3 дм + 5 см + 2 мм;

    3) 427 см + 15,3 дм;

    4) 5 м 3 дм 2 см 4 м 7 дм 2 см.

    1278. Периметр равнобедренного треугольника равен

    17,1 см, а боковая сторона - 6,3 см. Найди длину основы.

    1279. Скорость товарного поезда 52,4 км/ч, пассажирского 69,5 км/час. Определите, удаляются или сближаются эти поезда и на сколько километров за час, если они вышли одновременно:

    1) из двух пунктов, расстояние между которыми 600 км, навстречу друг другу;

    2) из двух пунктов, расстояние между которыми 300 км, и пассажирский догоняет товарный;

    1280. Скорость первого велосипедиста 18,2 км/ч, а второго 16,7 км/час. Определите, удаляются или сближаются велосипедисты и на сколько километров за час, если они выехали одновременно:

    1) из двух пунктов, расстояние между которыми 100 км, навстречу друг другу;

    2) из двух пунктов, расстояние между которыми 30 км, и первый догоняет второго;

    3) из одного пункта в противоположных направлениях;

    4) из одного пункта в одном направлении.

    1281. Обчисли, ответ округли до сотых:

    1) 1,5972 + 7,8219 - 4,3712;

    2) 2,3917 - 0,4214 + 3,4515.

    1282. Обчисли, записав данные величины в центнерах:

    1) 8 ц - 319 кг;

    2) 9 ц 15 кг + 312 кг;

    3) 3 т 2 ц - 2 ц 3 кг;

    4) 5 т 2 ц 13 кг + 7 т 3 ц 7 кг.

    1283. Обчисли, записав данные величины в метрах:

    1) 7,2 м - 25 дм;

    2) 2,7 м + 3 дм 5 см;

    3) 432 дм + 3 м 5 дм + 27 см;

    4) 37 дм - 15 см.

    1284. Периметр равнобедренного треугольника равен

    15,4 см, а основа - 3,4 см. Найди длину боковой стороны.

    1285. Периметр прямоугольника равен 12,2 см, а длина одной из сторон - 3,1 см. Найди длину стороны, не равной данной.

    1286. В трех ящиках 109,6 кг помидоров. В первом и втором ящиках вместе 69,9 кг, а во втором и третьем 72,1 кг. Сколько килограммов помидоров в каждом ящике?

    1287. Найди числа a , b , с, d в цепочке:

    1288. Найди числа а и b в цепочке:

    Высокий уровень

    1289. Поставь вместо звездочек знаки «+» и «-» так, чтобы выполнялось равенство:

    1) 8,1 * 3,7 * 2,7 * 5,1 = 2;

    2) 4,5 * 0,18 * 1,18 * 5,5 = 0.

    1290. У Чипа было 5,2 грн. После того как Дейл одолжил ему 1,7 грн., у Дейла стало на 1,2 грн. меньше, чем у Чипа. Сколько денег было у Дейла сначала?

    1291. Две бригады асфальтируют шоссе и движутся друг другу навстречу. Когда первая бригада заасфальтировала 5,92 км шоссе, а вторая - на 1,37 км меньше, то до их встречи осталось 0,85 км. Какова длина участка шоссе, которую необходимо было заасфальтировать?

    1292. Как изменится сумма двух чисел, если:

    1) одно из слагаемых увеличить на 3,7, а другой - на 8,2;

    2) одно из слагаемых увеличить на 18,2, а другой уменьшить на 3,1;

    3) одно из слагаемых уменьшить на 7,4, а другой - на 8,15;

    4) одно из слагаемых увеличить на 1,25, а другой уменьшить на 1,25;

    5) одно из слагаемых увеличить на 7,2, а другой уменьшить на 8,9?

    1293. Как изменится разность, если:

    1) уменьшающееся уменьшить на 7,1;

    2) уменьшающееся увеличить на 8,3;

    3) вычитаемое увеличить на 4,7;

    4) вычитаемое уменьшить на 4,19?

    1294. Разность двух чисел равна 8,325. Чему равна новая разность, если уменьшающееся увеличить на 13,2, а вычитаемое увеличить на 5,7?

    1295. Как изменится разность, если:

    1) увеличить уменьшающееся на 0,8, а вычитаемое - на 0,5;

    2) увеличить уменьшающееся на 1,7, а вычитаемое - на 1,9;

    3) уменьшающееся увеличить на 3,1, а вычитаемое уменьшить на 1,9;

    4) уменьшающееся уменьшить на 4,2, а вычитаемое увеличить на 2,1?

    Упражнения для повторения

    1296. Сравни значения выражений, не выполняя действий:

    1) 125 + 382 и 382 + 127; 2) 473 ∙ 29 472 ∙ 29;

    3) 592 - 11 и 592 - 37; 4) 925: 25 и 925: 37.

    1297. В столовой есть два вида первых блюд, 3 вида вторых и 2 вида третьих блюд. Сколькими способами можно выбрать обед из трех блюд в этой столовой?

    1298. Периметр прямоугольника равен 50 дм. Длина прямоугольника на 5 дм больше ширины. Найди стороны прямоугольника.

    1299. Запишите наибольшую десятичную дробь:

    1) с одним десятичным знаком, меньше 10;

    2) с двумя десятичными знаками, меньше 5.

    1300. Запишите наименьшую десятичную дробь:

    1) с одним десятичным знаком, больше 6;

    2) с двумя десятичными знаками, больше 17.

    Домашняя самостоятельная работа № 7

    2. Какое из неравенств верное:

    A ) 2,3 > 2,31; Б) 7,5 < 7,49;

    B ) 4,12 > 4,13; Г) 5,7 < 5,78?

    3. 4,08 - 1,3 =

    А) 3,5; Б) 2,78; В) 3,05; Г) 3,95.

    4. Запиши десятичную дробь 4,0701 смешанным числом:

    5. Какое из округления до сотых выполнено правильно:

    A ) 2,729 ≈ 2,72; Б) 3,545 ≈ 3,55;

    B ) 4,729 ≈ 4,7; Г) 4,365 ≈ 4,36?

    6. Найди корень уравнения х - 6,13 = 7,48.

    А) 13,61; Б) 1,35; В) 13,51; Г) 12,61.

    7. Какая из предложенных равенств правильная:

    А) 7 см = 0,7 м; Б) 7 дм2 = 0,07 м2;

    в) 7 мм = 0,07 м; Г) 7 см3 = 0,07 м3?

    8. Названия наибольшее натуральное число, что не превышает 7,0809:

    А) 6; Б) 7; В) 8; Г) 9.

    9. Сколько существует цифр, которые можно поставить вместо звездочки в приближенной равенства 2,3*7 * 2,4 чтобы округление до дестих было выполнено правильно?

    А) 5; Б) 0; В) 4; Г) 6.

    10. 4 а 3 м2 =

    А) 4,3 а; Б) 4,003 а; В) 4,03 а; Г) 43.

    11. Какое из предложенных чисел можно подставить вместо а, чтобы двойное неравенство 3,7 < а < 3,9 была правильной?

    А) 3,08; Б) 3,901; В) 3,699; Г) 3,83.

    12. Как изменится сумма трех чисел, если первое слагаемое увеличить на 0,8, второй - увеличить на 0,5, а третий - уменьшить на 0,4?

    A ) увеличится на 1,7; Б) увеличится на 0,9;

    B ) увеличится на 0,1; Г) уменьшится на 0,2.

    Задания для проверки знаний № 7 (§34 - §37)

    1. Сравни десятичные дроби:

    1) 47,539 и 47,6; 2) 0,293 и 0,2928.

    2. Выполни сложение:

    1) 7,97 + 36,461; 2) 42 + 7,001.

    3. Выполни вычитание:

    1) 46,63 - 7,718; 2) 37 - 3,045.

    4. Округли до:

    1) десятых: 4,597; 0,8342;

    2) сотых: 15,795; 14,134.

    5. Вырази в километрах и запиши десятичной дробью:

    1) 7 км 113 м; 2) 219 м; 3) 17 м; 4) 3129 м.

    6. Собственная скорость лодки равна 15,7 км/ч, а скорость течения - 1,9 км/ч. Найди скорость лодки по течению и против течения.

    7. Первого дня на склад завезли 7,3 т овощей, что на 2,6 т больше, чем второго, и на 1,7 т меньше, чем третьего дня. Сколько тонн овощей завезли на склад за три дня?

    8. Найди значение выражения, выбирая удобный порядок действий:

    1) (8,42 + 3,97) + 4,58; 2) (3,47 + 2,93) - 1,47.

    9. Запиши три числа, каждое из которых меньше 5,7, но больше 5,5.

    10. Дополнительное задание. Запиши все цифры которые можно поставить вместо *, чтобы правильной была приближена неравенство:

    1) 3,81*5 ≈3,82; 2) 7,4*6≈ 7,41.

    11. Дополнительное задание. При каких натуральных значениях n неравенства 0,7 < n < 4,2 и 2,7 < n < 8,9 одновременно являются правильными?