Выраженная дисфункция стволовых структур головного мозга. Что такое дисфункция мозга. Диэнцефальный синдром: диагностика

Люди с дисфункцией ствола головного мозга, по данным ABR-иссле-дования (реакции ствола головного мозга на слух, см. главу "Биологические основы аутизма"), обычно имеют некоторые структурные нарушения ствола мозга. Эти нарушения обычно ведут к более длительной передаче импульсов в этой ("низкой") области головного мозга. Слуховые импульсы обычно задерживаются на 15-20% или более. Это скорей всего ведет к расстройству кодирования обычного (быстрого) разговорного языка, которое нуждается в быстрой трансмиссии, передаче нервных импульсов, через ствол головного мозга для эффективного декодирования (понимания) речи со стороны собеседника.

Так, индивиды, страдающие аутизмом, имеющие невысокие результаты по ABR-исследованию (с более длительной продолжительностью трансмиссии подкорковых структур), могут нуждаться в более медленном темпе речи обращающихся к ним людей и в использовании только нескольких слов в определенный отрезок времени для того, чтобы они могли лучше понимать разговорный язык.

В дополнение, наш многолетний опыт показывает, что люди с аутизмом и с нарушением функций ствола головного мозга (по данным ABR-исследования или по данным других тестов, таких как тест пост-механического "нистагма") не очень хорошо переносят музыку (или отдельные виды музыки) по сравнению с теми, у кого нет нарушении функции ствола головного мозга Это очень важно, так как существует широко распространенное мнение, что все люди с аутизмом любят музыку. Это определенно не является правдой. Исследование типа ABR могут иногда служить в целях выявления тех, кто страдает от чрезмерного влияния действия музыки. (В данном случае это, конечно, не говорит о том, что музыка не воспринимается многими людьми с аутизмом и заболеваниями этого спектра).

Многие аутичные люди имеют мышечную гипотонию средней степени т к. их общий мускульный тонус низкий, и в результате этого они могут показаться вялыми и неуклюжими. Дисфункции ствола головного мозга (и дисфункция мозжечка) могут быть причинами такой гипотонии.

Дисфункции мозжечка

Данные нескольких исследований о том, что нарушение функции мозжечка существует во многих случаях заболеваний аутистического спектра могут являться причиной часто присутствующей неуклюжести. Ранее предполагалось что аутизм в какой-то мере ассоциируется с хорошими моторными навыками. Систематические исследования опровергли это предположение, так как многие люди, страдающие аутизмом, имеют в некоторой степени моторную неуклюжесть. Это более явно может быть выражено при синдроме Аспергера. Неспособность координации движений различных частей тела в одно и тоже время, средние моторные навыки, слегка трясущаяся и нестабильная походка (и в большой степени нетерпеливая"), встречающаяся у многих маленьких детей с аутизмом и синдромом Аспергера - все они являются отражением нарушения функции мозжечка. "Неловкий" язык тела во время социального взаимодействия может также вызываться дисфункциями мозжечка.

Нанесения себе повреждений

Многие люди с аутизмом наносят себе физические повреждения. Они бьют себя или ударяются головой о стены, пол или окна. Группа людей, страдающих аутизмом и имеющих тяжелую умственную отсталость, имеет наиболее тяжелые проблемы в этой области. Это те люди, у которых обнаруживаются наибольшие трудности в коммуникации (вербальной и невербальной) с другими людьми. Всегда важно рассматривать возможность скрытого физического нарушения в таких случаях, особенно тогда, когда такие симптомы появляются в первый раз у людей, у которых ранее не было замечено таких симптомов. Сломанная челюсть или кость конечности, инфекция среднего уха, пневмония или аппендицит могут доставить боль в такой мере что человек, страдающий аутизмом, не может справиться с коммуникацией или выразить себя другим образом, кроме как путем нанесения себе повреждений. Иногда попадание в желудок иголок, лезвий бритв, растений могут являться причинами тяжелых нарушений кишечника которые будут выражаться только через нанесение себе большего количества повреждений. Таким образом, в случаях когда встречается такое поведение должно быть проведено врачебное обследование.

Диэнцефальный синдром представляет собой комплекс клинических проявлений. Он формируется в результате поражений, в картине которых присутствуют вегетативно-трофические эндокринные расстройства. Другими словами, имеет место нарушение гипоталамо-гипофизарной системы. Далее рассмотрим данную патологию более подробно.

Гипоталамо-гипофизарная система: общие сведения

Внутри этой структуры между основными элементами установлена тесная гуморальная и нервная связь. Принято выделять в гипоталамусе три части: задний, средний и передний разделы. Последний участвует в регулировании нервной парасимпатической системы. Средний обеспечивает контроль над трофическими и эндокринными функциями. В задачи заднего раздела входит регулирование нервной симпатической системы. В ядрах гипоталамуса продуцируются некоторые стероиды, которые затем концентрируются в гипофизе. В связи с этим поражение одного отдела приводит, как правило, к повреждениям в другом. Гипоталамо-гипофизарная система, таким образом, выступает в качестве структуры, элементы которой существуют в тесном взаимодействии.

Связь с мозгом

Особенностью васкуляризации гипоталамуса считается интенсивность капиллярного снабжения кровью. Она существенно превосходит скорость в прочих отделах мозга. За счет васкуляризации повышается проницаемость сосудов. Это, в свою очередь, обеспечивает переход в мозг из крови разнообразных гуморальных соединений, которые сигнализируют о состоянии организма. Гипоталамус тесно связан с корой полушарий, ретикулярной формацией и подкорковыми образованиями. Подбугорье участвует в регулировании гуморальных и эндокринных процессов. Они, в свою очередь, обеспечивают приспособление организма к постоянно изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Роль гипоталамо-гипофизарной системы в организме имеет жизненно важное значение. Эта структура - важное звено, ключевой элемент лимбико-ретикулярной организации церебрального интегративного механизма. Она обеспечивает целостность формирования деятельности.

Нарушение деятельности

Диэнцефальный синдром является следствием действия патогенных факторов. Одним из них является повышенная проницаемость сосудов. Она способствует проникновению в мозг вирусов и токсинов, присутствующих и циркулирующих в крови. Немаловажное значение имеет и закрытая ЧМТ. При смещении столба жидкости травмируются стенки третьего желудочка, эпендима которого накрывает ядра. Наблюдается диэнцефальный синдром и при поражении опухолью. Это может быть пинеалома, подкорковая глиома, базальная менингеома, краниофарингиома. Диэнцефальный синдром может стать следствием затяжных патологий внутренних органов и эндокринных расстройств. Психическая травма, наряду с прочими провоцирующими факторами, также имеет определенное значение. Все это говорит о том, что в основе диэнцефального синдрома лежат не только структурно-анатомические повреждения, но и функциональные расстройства.

Клиническая картина

Диэнцефальный синдром, симптомы которого крайне полиморфны, может проявляться непосредственно сразу либо спустя продолжительный период после патогенного воздействия. Наиболее закономерно при поражении отмечается расстройство деятельности сосудистой структуры и внутренних органов, терморегуляции, обменных процессов (белкового, минерального, водного, жирового). Наблюдается дисфункция внутрисекреторных желез, сбой в режиме бодрствования и сна. Разнообразная комбинация этих нарушений определяет тот или иной характер клинической картины. К типичным проявлениям относят жажду, головную боль, изменения аппетита (анорексию либо булимию), затрудненное дыхание, бессонницу либо сонливость, сердцебиение.

Классификация

Патология может быть первичной либо вторичной. Тот или иной тип определяется в соответствии с причинами появления синдрома. В качестве провоцирующих факторов первичного заболевания выступают нейроинфекции и травмы. Вторичный тип патологии обуславливается расстройством процессов обмена. Об этом свидетельствует ожирение. Существует также классификация по степени тяжести: тяжелая, средняя, легкая. В соответствии с тем, какой преобладает в ходе патологии клинический симптом, выделяют диэнцефальный синдром с:

  • ожирением;
  • нейроэндокринными расстройствами;
  • признаками гиперкортицизма;
  • нейроциркуляторными расстройствами.

Нейроэндокринный тип

Эта категория считается наиболее распространенной формой патологии. В ее основе лежит обычно плюригландулярная дисфункция, которая сочетается с вегетативными расстройствами. К данной группе относят ряд очерченных клинических форм, в частности:

Вегето-сосудистые расстройства

Клиническая картина в данном случае включает в себя такие симптомы, как:

  • высокая возбудимость сосудов (неустойчивость артериального давления, склонность к сердцебиениям),
  • повышенная потливость,
  • спазмы в периферических, мозговых и сердечных сосудах.

Отмечается также неустойчивость в деятельности системы пищеварения. Для данного типа диэнцефального синдрома характерны также вегето-сосудистые периодические пароксизмы. Могут случаться кризы. У некоторых пациентов они редки (раз в несколько месяцев), у других - часты (до нескольких раз в сутки). Обычно для данной формы типичны выраженные эмоциональные расстройства.

Нейродистрофическая форма

Она встречается сравнительно редко. Клиническая картина включает в себя:

  • Трофические кожные и мышечные нарушения (пролежни, нейродермит, сухость и зуд).
  • Поражения внутренних органов (кровотечения и язвы по ходу ЖКТ).
  • Костные повреждения (склерозирование, остеомаляция).

Наблюдаются нарушения в солевом обмене. В результате него в некоторых случаях имеет место оссификация мускулатуры, внутритканевая отечность. В некоторых случаях отмечаются расстройства сна и бодрствования, постоянный субфебрилитет, сопровождающийся гипертермическими приступами. Обнаруживаются также явления астено-невротического характера. Они сопровождают трофические, эндокринные и вегетативные расстройства. Неврологическая клиническая картина представлена в качестве негрубых рассеянных признаков.

Диэнцефальный синдром: диагностика

На фоне патологии отмечается изменение ряда показателей крови. Выявление заболевания осуществляется с помощью определения в сыворотке основных гормонов. Исследование циркадных ритмов процесса синтеза ЛГ, пролактина и кортизола является обязательным анализом при обследовании на диэнцефальный синдром. Лечение патологии назначается в соответствии со степенью расстройств обменных процессов. В список обязательных исследований включено также определение концентрации в сыворотке глюкозы, тест на толерантность к ней и анализ с пищевой нагрузкой. Большим значением при постановке диагноза обладает уровень метаболитов для половых гормонов в суточной моче у пациента в подростковом возрасте.

Терапевтические мероприятия

Основная задача лечения заключается в стабилизации обменных процессов, восстановлении механизмов, участвующих в регулировании деятельности репродуктивной системы, формировании у девочек оваро-менструального цикла. Наиболее значимыми этапами немедикаментозного воздействия считаются нормализация режима сна и бодрствования, санация всех инфекционных хронических очагов, приведение в норму массы тела. При патологии показаны физио-, бальнео- и рефлексотерапия. Для устранения причин заболевания применяют хирургическое вмешательство по удалению опухолей. Назначается также рациональная инфекционная терапия, проводится устранения последствий травм, воздействие на первично пораженные висцеральные и эндокринные органы. В качестве патогенетического лечения применяют вегетотропные средства, снижающие либо повышающие тонус в парасимпатическом или симпатическом отделе нервной вегетативной системы. Назначается аскорбиновая кислота, витамин В1, препараты кальция, спазмолитики, ганглиоблокаторы (медикаменты "Пентамин", "Бензогексоний", "Пахикарпин").

Для регулирования тонуса парасимпатической системы рекомендуют холинолитики (например, средство "Атропин"). Назначаются также витамин В12, препарат "Ацефен". При преобладающей симпатико-адреналовой патологии показан медикамент "Пирроксан".

Дисфункция чаще всего развивается у детей по причине незрелости структур головного мозга к моменту рождения. Также нарушается обмен веществ и кровообращение в основных структурах мозга. Это возникает на фоне наследственной предрасположенности или патологии беременности и родов.

Расстройства могут возникнуть при недоношенности в результате преждевременных родов, при различных болезнях и токсикозах и недостаточном питании во время беременности. Анемия беременной, гипоксия и асфиксия плода могут также привести к нарушению головного мозга. Причиной часто бывает гемолитическая болезнь, угроза выкидыша или самопроизвольного аборта, различные патологии родов, например, слабая родовая деятельность, скорые роды.

Причинами, которые способствуют дисфункции в раннем детском возрасте, служат такие факторы, как недоедание, неправильное питание, недостаток витамин, тяжелые заболевания, в особенности инфекционные, а также те патологии, при которых возникает недостаток кислорода (бронхиальная астма, порок сердца, сердечная недостаточность).

Факторы риска

В группу риска попадают люди с черепно-мозговой травмой, постоянным нарушением кровообращения, частыми утратами сознания. Существенно возрастает риск развития патологии у детей, имеющих нарушение сердечной и дыхательной функции, подверженных частым приступам эпилепсии, нервных срывов, потери сознания, судорог.

Любые заболевания, при которых развивается дефицит кислорода, влекут за собой нарушение нормального функционирования мозга.

Патогенез

В основе патогенеза лежат нарушения в структуре и функциональном состоянии головного мозга. В большинстве случаев повреждения возникают при внутриутробном развитии ребенка. После рождения патология усугубляется под действием различных неблагоприятных факторов внешней среды. Происходят преимущественно функциональные нарушения, тогда как органические поражения менее заметны.

Симптомы дисфункции структур мозга

Основными симптомами являются различные функциональные нарушения головного мозга. У ребенка может наблюдаться заторможенность или гиперактивность, поведение резко меняется и существенно отличается от сверстников. Ребенок поздно садится, поздно начинает ходить. У него наблюдается отставание в развитии: нарушается нормальная речь, произношение, развиваются различные невротические реакции и психические расстройства. Нарушается мелкая моторика и координация движений.

Часто патология проявляется на фоне стрессовой ситуации, при длительном нахождении ребенка в незнакомо обстановке. Для больного характерна невозможность сосредоточиться, отсутствие усидчивости, повышенная отвлекаемость и отсутствие концентрации внимания. Впоследствии ребенок не может справиться со школьной программой, отстает в обучении, отличается поведением.

Также у ребенка появляется плохой сон, часто меняется настроение, наблюдается эмоциональная лабильность, импульсивность. Обычно гиперактивность преобладает над другими качествами. Снижение чрезмерной активности наступает к подростковому возрасту.

Следует обратить особое внимание на ребенка, если он становится неусидчивым, беспорядочно дергает руками и ногами, не может успокоиться и прийти в себя, слишком импульсивно реагирует на любые события. Ребенок с дисфункцией не может сосредоточиться на одном деле, постоянно берется за что-то новое, не доводит дела до конца. При общении со сверстниками может проявлять импульсивность, агрессию.

Внешние раздражители легко отвлекают его внимание, после чего он длительное время не может сосредоточиться на определенном действии. Ребенок может не видеть или не слышать, когда к нему обращаются, очень много и без повода говорит, разговаривает сам с собой. Часто такие дети назойливы, перебывают других, требуют к себе постоянного внимания. Часто теряют и забывают свои вещи дома и в школе, совершают абсолютно бездумные поступки, которые могут быть опасны для жизни и здоровья.

Стадии

Как показывает практика, если в детстве были диагностированы минимальные расстройства мозга, со временем они проходят, или существенно снижаются. Тем не менее, следует отметить, что проходят преимущественно неврологические проблемы, тогда как психологические и адаптационные продолжают сохраняться. Также у взрослого может возникнуть дисфункция на фоне черепно-мозговой травмы.

Взрослые с дисфункцией мозга испытывают трудности в межличностном общении, социальном взаимодействии. Часто таким людям свойственно чувство несостоятельности, незрелости. Они проявляются низкий уровень адаптационных способностей, неудовлетворительные учебные и трудовые навыки.

Часто на дисфункцию мозга в зрелом возрасте указывают проблемы с моторной функцией, например, неловкость, неуклюжесть. Человек не способен к обучению, не может длительное время заниматься одним и тем же делом, у него нет усидчивости. Настроение постоянно сменяется, развиваются депрессии, причем зачастую, без какого-либо объективного повода. Существует проблема с произвольным вниманием, импульсивное поведение, чрезмерная агрессивность.

Такой человек тяжело переносит стрессы, ему свойственна высокая степень раздражительности, истерия. Ему трудно справляться с повышенной физической и интеллектуальной нагрузкой. Основным методом коррекции состояния является массаж, сеансы остеопатии.

Минимальная дисфункция мозга

Зачастую именно минимальная дисфункция является причиной частых головных болей. У детей она приводит к развитию гиперактивности и гиперчувствительности. Дети чрезмерно возбудимы, им трудно сосредоточиться на выполняемом задании, на однообразной работе. На фоне этих расстройств появляются вторичные патологии: нарушение памяти, внимания, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность и обучаемость.

Со временем могут развиться невротические расстройства, эпилепсия. В настоящее время минимальные расстройства наблюдаются примерно у 20% детей.

Легкая дисфункция мозга

Под легкой дисфункцией подразумевают незначительное поражение функций головного мозга, при котором нарушено только функциональное состояние, тогда как органических поражений не наблюдается. Такие повреждения обратимые. У детей отмечается гиперактивность, плохая память. Внимательность практически не развита.

В школе у таких детей развиваются проблемы с обучением. Дети не могут грамотно писать, четко излагать свои мысли, у них нарушена пространственная ориентация. Гиперактивность не дает возможности сосредоточиться. В лечении данной патологии важная роль отводится психологическому фактору. Такие дети должны быть окружены достаточным уровнем внимания.

У некоторых детей, наоборот, проявляется гипоактивность. Они выглядят вялыми, апатичными, практически не имеют никаких желаний, интересов. Часто нарушена речь. Наблюдается неустойчивость вегетативной нервной системы.

Расстройства особенно интенсивно проявляются в подростковом возрасте, когда происходят эндокринные нарушения, дисбаланс гормонов, несовершенство нервной регуляции. Для подростков свойственен повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, появляется тяга к ранним половым контактам и различным извращенным вкусам. Подростки с такими патологиями становятся асоциальными, агрессивными. Часто их тянет на совершение преступлений, участие в противозаконных и криминальных организациях. Проявляется склонность к жестокости, насилию, азартным играм.

Умеренная дисфункция мозга

Проявляется достаточно стойким нарушением венозного оттока, застойными явлениями в результате травмирующего повреждения головы. Также дисфункция может возникнуть во время родов, при неправильном уходе за младенцем, развитии различных инфекционных и воспалительных процессов. Часто развиваются головные боли. Боль может носить пульсирующий характер. Обычно она связана со сменой погоды, перепадами давления. Может появляться спазм головного мозга, который сопровождается тошнотой, рвотой. По утрам возникают тупые боли, бывают случаи потери сознания, обморочные состояния. На лице наблюдается синюшный оттенок, появляется цианоз. Развивается чувство потемнения в глазах. В первую половину дня, как правило, отсутствует активность, наблюдается плохое самочувствие. По утрам появляются отеки, в частности, отекает лицо, веки.

Для лечения часто применяют различные физиотерапевтические процедуры, массаж, мануальную терапию, сеансы остеопатии. Также необходима комплексная диагностика, которая позволит поставить точный диагноз, определить причину патологии и подобрать соответствующее лечение. Рекомендуется также медикаментозное лечение.

Кроме того, ребенок с умеренной дисфункцией должен проходить психокоррекцию, как со специалистом, так и дома. В работе обязательно принимает участие педагог, логопед, психолог. Это связано с тем, что головные боли, спазмы и другие симптомы часто приводят к психическим нарушениям у ребенка. Для него важно создать развивающую среду, спокойную обстановку. Контакты с большим количеством незнакомых людей лучше ограничить.

Необходимо уделять ребенку как можно больше внимания, заботы. Родители должны понимать и осознавать, что возникающие трудности связаны не с особенностями характера или поведения ребенка, а с функциональными нарушениями мозга. Поэтому важно адекватно относиться к заболеванию, воспитывать его, заниматься с ним.

Нужно строго соблюдать режим дня. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания. Родители должны быть терпеливы к ребенку, разговаривать только в спокойном тоне, избегая чрезмерной эмоциональности. Указания нужно давать четко, они не должны быть противоречивыми. Компьютер и телевизор необходимо ограничить. Важным условием является поддержание необходимого уровня физической активности. Важно контролировать питание, следить за тем, чтобы оно было полноценным, сбалансированным. Только при строгом соблюдении всех рекомендаций врача, своевременном лечении, тщательной работе с ребенком, дисфункция мозга может быть успешно вылечена. В противном случае болезнь будет прогрессировать.

Формы

Существует множество различных классификаций поражений головного мозга, в зависимости от того, какая именно часть подвержена деформации. По локализации патологического процесса различают следующие виды дисфункций:

  • дисфункция дизэнцефальных структур головного мозга, при которых нарушается регуляция аппетита, сна. Нарушается терморегуляция и обменные процессы;
  • дисфункция стволовых структур головного мозга, которые отвечают преимущественно за жизненно важные функции, такие как дыхание, нарушение аппетита, нарушение мышечного тонуса;
  • дисфункция срединных структур головного мозга, которые отвечают за вегетативные функции нервной системы, эмоциональное состояние.

Осложнения и последствия

Последствия могут быть социальными и физическими. К числу социальных последствий относят трудности адаптации, проблемы с общением, обучением, работой. Вместе с социальными нарушениями развивается вегето-сосудистая дистония, перепады артериального давления, нарушение сосудистого тонуса.

В детском возрасте последствия менее серьезные, чем во взрослом. Основной проблемой взрослого контингента является высокий уровень социальной дезадаптации, вплоть до психических расстройств и нервных патологий.

Во взрослой жизни дисфункция мозга влечет за собой невозможность реализовать себя на профессиональном плане, отсутствие карьерного роста и профессионального становления. Такие люди часто страдают наркоманией, алкоголизмом, склонны к суицидам и противоправным поступкам. Также дисфункция мозга влечет за собой большое количество разводов, постоянные переезды и смену места работы, частую смену половых партнеров, аморальный образ жизни.

Диагностика дисфункции структур мозга

Основную диагностику проводит врач-остеопат. Первый диагностический сеанс включает в себя сразу же и коррекцию состояния. Это даст возможность оценить, станет ли пациенту лучше после сеанса. Если наступят улучшения, значит, проблема остеопатического характера и требует дальнейшего лечения. Если же улучшений не наступает в течение нескольких дней, значит, проблема иного характера и необходима дальнейшая диагностика для обнаружения причин патологии. В большинстве случаев проводится инструментальная и дифференциальная диагностика.

В задачи остеопата входит определение поврежденных мест. После этого при помощи массажа проводится правка. Путем перемещения спинномозговой жидкости, позвоночник вновь приобретает правильное положение, нормальную структуру. Несколько сеансов остеопатии даст возможность вправить позвонки. Несколько сеансов существенно облегчит состояние пациента.

Анализы

Для исследования необходима кровь пациента. Основное исследование направлено на обнаружение в крови глиального нейротрофического вещества. Анализ проводится преимущественно методом иммуноферментного анализа. Для того чтобы пациенту был поставлен диагноз минимальная мозговая дисфункция, показатели глиального вещества должны превышать 17,98 пг/л.

Также весьма информативными могут быть клинические анализы крови, мочи. При необходимости проводится исследование спинномозговой жидкости.

Многие заболевания диагностируются на основе клинической картины патологии. Для того чтобы сделать окончательный вывод по поводу диагноза, нужно сопоставить данные лабораторных исследований, инструментальных методов и анамнеза. Изучается семейный анамнез человека, а также анамнез жизни и болезни. Дополнительно могут потребоваться консультации таких специалистов, как ортопед, окулист, психиатр. При необходимости они назначат дополнительные анализы.

Инструментальная диагностика

Представляет собой основной этап, который дает возможность поставить окончательный диагноз. Используют преимущественно специальные методы исследования, например, РЭГ, КИТ, КТ, УЗИ, ЭЭГ. Результаты всех исследований сопоставляют с результатами анализов, после чего выводят окончательный диагноз.

Если есть подозрение на травму во время родов, кровоизлияние, проводится спондилография шейных позвонков. Это метод, который позволяет оценить степень и тяжесть патологического процесса. Процедура состоит их 4 снимков рентгена. Их выполняют сбоку, прямо, снизу (при запрокинутой назад голове) и с наклоном головы вперед. Это исследование особенно информативно при обильном слюноотделении и синкопальных симптомах.

Широкое применение нашел такой метод, как УЗИ допплерография. При помощи этого метода можно получит информацию о состоянии кровотока в голове, а также о том, как осуществляется венозный отток от головного мозга. Исследуются особенности реакции сосудов головного мозга на задержку дыхания, повороты головы.

При дисфункциональных расстройствах также обязательно проводят сонографическую проверку мозга, которая позволяет оценить состояние сосудов, размеры желудочков мозга. Обследование дает возможность выявить, причину возникновения проблем развития мозга.

При помощи ЭЭГ регистрируют показатели биоэлектрической активности мозга, а также регистрируют изменения, происходящие в головном мозге. Показаниями к проведению электроэнцефалограммы служат различные судорожные состояния. Дополнительно применяются такие методы исследования, как УЗИ мозга, допплерография, энцефалограмма, нейросонография, сканирование состояния мозга, рентген, УЗИ. эти методы дают возможность не только проводить диагностику, но и осуществлять лечебные мероприятия.

Дисфункция срединных структур мозга на ЭЭГ

Электроэнцефалограмма является очень информативным методом, который проводят при подозрении на нарушения в функциональном состоянии мозга. Исследование проводится в специальной комнате. Комната темная, с хорошей светоизоляцией и шумоизоляцией.

Пациенту дают различные раздражители и регистрируют показатели работы мозга. По показателям активности судят о задержке психического и физического состояния человека. а также о степени развития его навыков. При помощи этого метода можно выявить очаги эпилептической активности.

Определяют тета-ритм и дельта-ритм, который имеет частоту 8-14 Гц. Эти ритмы отражают состояние покоя человека, и регистрируется у человека, который находится в состоянии бодрствования, но с закрытыми глазами. Возникновение такого патологического дельта ритма указывает на нарушение функции головного мозга. Появляется он именно над той областью, в которой развиваются патологические изменения.

При дисфункции мозга наибольшую диагностическую значимость имеют показатели альфа-ритма. Если они проявляются с высокой частотой и носят нестабильный характер, можно говорить о травматическом повреждении головного мозга. Такое часто возникает после сотрясения мозга или на фоне черепно-мозговой травмы.

Выявлена закономерность: чем больше периодичность, длительность и амплитуда таких веретен, тем тяжелее воспалительный процесс.

На развитие второго типа неврозов может указывать десинхронизация ЭЭГ. При этом во всех частях мозга преобладают медленные волны, которые фиксируются в норме только во время сна.

Если на ЭЭГ появляется синхронный тета-ритм, дельта-волны, регистрируемые во всех частях мозга, а также вспышки билатерально-синхронных тета-волн с высокой амплитудой, можно диагностировать приобретенное слабоумие. Наличие пароксизм и тета-ритмов указывает на преобладание возбудимого типа психопатии.

Появление диффузных изменений без каких-либо других нарушений может рассматриваться как вариант нормы. Однако если такие изменения обнаруживаются на фоне пароксизмозных изменений и очагов патологической активности, можно говорить о наличии эпилепсии и склонности к судорогам.

Депрессия может проявляться в виде сниженной биоэлектрической активности мозга. ЭЭГ может показать особенности функционального состояния мозга при различных физиологических состояниях пациента, например, при сне, бодрствовании, активной умственной или физической активности. Также можно зарегистрировать признаки ирритации коры и срединных структур мозга, пароксизмальную активность.

Дифференциальная диагностика

В основе дифференциальной диагностики лежит выделение специфических признаков определенных заболеваний и дифференцировка различных заболеваний со сходными признаками. Например, для того чтобы поставить диагноз дисфункция мозга, нужно дифференцировать его от такой патологии, как ДЦП. Легче всего это сделать на основании клинических признаков, а также с использованием инструментальных методов исследования.

Также нужно дифференцировать дисфункцию от травм и повреждений головы, инфекционных заболеваний, таких как менингит. Для этого используются преимущественно бактериологические методы исследования. Подобным образом проявляют себя различные отравления, в частности, отравление свинцом. Для дифференциации диагноза проводят токсикологическое исследование. Для дифференциации от церебральной гипоксии проводят функциональные тесты и инструментальные исследования. Необходимо дифференцировать от нервных и психических расстройств.

Лечение дисфункции структур мозга

Известно множество методов коррекции дисфункциональных состояний головного мозга. Все они резко отличаются друг от друга. В основе каждого из методов лежат различные подходы. В целом, ученые различных стран мира сходятся на единой точке зрения о том, что для коррекции мозговых дисфункций необходим комплексный подход. Коррекционные воздействия осуществляются на основе индивидуального подхода. В арсенале специалистов есть множество подходов, которые дают возможность учесть потребности различных категорий пациентов.

Основными методиками, которые чаще всего применяются на практике, являются методики нейропсихологической и педагогической коррекции. Модификация поведенческих и эмоциональных реакций.

При неэффективности применяемой терапии, прибегают к медикаментозной коррекции. Основными группами лекарств являются транквилизаторы, антидепрессанты, писхостимуляторы, ноотропные вещества. Наиболее эффективными средствами большинство врачей признает амфитамины, такие как риталин и амитриптилин, которые относят к группе антидепрессантов.

Для проведения диагностики и принятия своевременных мер, при появлении первых признаков дисфункции необходимо обращаться к педиатру (терапевту), или психиатру.

Необходимо отметить, что лечение болезни связано с рядом сложностей. Например, необходимо обеспечить ребенку или взрослому необходимый уровень двигательной активности, поскольку без него невозможно гарантировать успех лечения. Важно обратить внимание на развитие таких качеств, как ловкость и координация движений.

При использовании психологических и педагогических методов коррекции важно обеспечить полноценную работу с ребенком в семье. Ему необходимо уделять должное внимание, использовать различные развивающие совместные игры. Необходимо ограничить время пребывания ребенка за компьютером, перед телевизором. Этот вид досуга целесообразно заменить подвижными играми, прогулками на свежем воздухе. Родители должны проводить как можно больше времени вместе. Должен быть тщательно продуман режим дня, организовано общение с ребенком. Питание должно быть своевременным и полноценным. Ребенок должен получать необходимое количество внимания, должный уровень поощрений и похвал.

План терапии зависит от того, каких целей необходимо достичь, а также от выраженности основных симптомов. Например, при гиперактивности терапия должна быть направлена на снижение активности, устранение импульсивности, предотвращение необдуманных действий. Ребенка нужно приучить к внимательности, контролю над собой. Помогут в этом седативные, успокаивающие средства. Можно применять как лекарственные препараты, так и различные травы, гомеопатические средства. Проводится обязательная витаминотерапия. При необходимости в рацион вводят добавки, содержащие питательные вещества.

Если обнаруживаются и другие проявления заболевания, проводится симптоматическая терапия, направленная на подавление этих симптомов.

Если же у ребенка преобладает торможение, терапия должна быть направлена на возбуждение, активизацию структур головного мозга. Также важно применять средства, направленные на активизацию моторики, психической деятельности. Зачастую применяют различные стимулирующие средства.

Лекарства

Мозговая дисфункция довольно эффективно лечится медикаментозными средствами. При их применении нужно соблюдать ряд мер предосторожности. Лекарства ни в коем случае нельзя пить самостоятельно, без назначений врача. В большинстве случаев это заканчивается серьезными последствиями. Ситуация только усугубляется, развиваются патологии других отделов головного мозга. При неправильном лечении из легкой формы дисфункция может перерасти в выраженную, устойчивую. Лекарства требуют точного соблюдения дозировки, схем лечения. Побочные эффекты проявляются в виде усугубления патологии, головных болей, мигреней.

Хорошо зарекомендовал себя меллерил, относящийся к группе сильнодействующих неролептиков. Но снижает гиперактивность, повышенную возбудимость и нормализует работу ЦНС. Применяют при дисфункции головного мозга, сильной раздражительности, неврастении, неврозах. Рекомендуется принимать по 0,005 грамм трижды в сутки. При тяжелых психических заболеваниях дозировка увеличивается до 50-100 мг в день. Нужно учитывать, что при длительном приеме возможно снижение количества лейкоцитов. Может возникать сухость во рту, часто развиваются экстрапирамидные расстройства. Нельзя принимать при заболеваниях глаз и проблемах с сетчаткой.

Триоксазин применяют при повышенной возбудимости и невротических заболеваниях. Также эффективно борется с раздражительностью, бессонницей, слабостью и повышенной утомляемостью. Принимают по 0,3 грамма трижды в день. Побочным эффектом и признаком передозировки служит сухость во рту, тошнота, рвота.

Седуксен способствует расслаблению мышц, успокаивающе воздействует на ЦНС, устраняет судороги. Суточная дозировка для взрослого человека составляет 8-10 мг.

Аминалон применяется для лечения родовых травм и послеродовых повреждений головного мозга. Препарат показан при задержке психического развития, отставании в физическом и умственном развитии, различных дисфункциях мозга. Принимается по 1 грамму дважды в сутки.

Витамины

  • Витамин РР – 60 мг
  • Витамин Н – 150 мкг
  • Витамин С – 500-1000 мг
  • Витамин Д – 45 мкг.

Физиотерапевтическое лечение

Применяется в том случае, если традиционное медикаментозное лечение неэффективно. Физиотерапевтические методики подбирают, исходя из индивидуальных особенностей организма, цели и задач проведения коррекционных вмешательств. В большинстве случаев комплекс лечебных методик содержит сеансы мануальной терапии, сеансы, направленные на восстановление позвоночника, массаж. Хорошо зарекомендовала себя кинезотерапия. Для улучшения обменных процессов могут применять методы акупунктуры и электростимуляции.

Народное лечение

Народное лечение широко применяется для лечения дисфункциональных расстройств головного мозга.

Рекомендуется принимать витаминизированную смесь, которую можно легко приготовить в домашних условиях. Для приготовления нужно взять по 150 грамм кураги, изюма, чернослива и грецкого ореха. Пропустить все это через мясорубку. Добавить сок одного лимона и сок, полученный из мякоти листа алоэ. Все это тщательно перемешивают, добавляют столовую ложку меда. Настаивают в течение суток в холодильнике. Принимают по столовой ложке трижды в день. Насыщает организм витаминами, способствует быстрому восстановлению, стимулирует иммунную систему.

Также при дисфункциях целесообразно пить витаминизированный сок. Для приготовления требуется 200 мл гранатового сока и 50 мл сока или сиропа боярышника. Смешивают, можно добавить мед по вкусу. Выпивают в 2 приема: часть утром, вторую часть – вечером. Продолжительность курса составляет 7-14 дней.

Для очищения организма, стимуляции обменных процессов, назначают сок алоэ с медом. Для приготовления берут 50 грамм сока и столовую ложку меда. Тщательно смешивают. Дают возможность настояться в течение получаса. Пьют за 1 или 2 подхода. Курс лечения – от 5 до 7 дней.

], ,

Лечение травами

Можно лечить дисфункции травами. В этом хорошо помогает ромашка лекарственная. Она помогает снять воспалительный процесс, оказывает тонизирующее успокаивающее воздействие на организм. Применяют отвар: 1,5 столовые ложки травы заливают стаканом кипятка, настаивают в течение получаса. Пьют по половине стакана дважды в день. Также можно добавлять ромашку в чай и пить в неограниченных количествах в течение дня.

Хорошо зарекомендовал себя отвар мяты. Для приготовления требуется 1-2 столовые ложки мяты. Заливают стаканом кипятка, пьют небольшими глотками в течение дня. Воздействует на организм успокаивающе, тонизирует нервную систему. Устраняет побочные диспептические расстройства, тошноту. Не рекомендуется принимать мужчинам, так как содержит в составе женские гормоны, которые способствуют восстановлению и нормализации женского гормонального фона и негативно влияют на гормональный фон мужчин.

При повышенной возбудимости нервной системы, раздражительности, нервозности, неусидчивости принимают отвар пустырника. Для приготовления 2 столовые ложки травы заливают 500 мл кипятка, настаивают в течение часа. Пьют как чай. Весь отвар необходимо выпить за сутки. На следующий день заваривают новый. Продолжительность лечения должна составлять не менее месяца.

Гомеопатия

Гомеопатические средства являются довольно эффективными в лечении различных нарушений работы мозга. Однако они не являются столь безопасными, чтобы их можно было бесконтрольно принимать. Они могут оказывать серьезные побочные эффекты, как на головной мозг, так и на другие органы и системы. Важной мерой предосторожности является соблюдение осторожности – принимать гомеопатические средства только после того, как будет сделана комплексная диагностика и выявлена причина патологии. Это даст возможность подобрать средство максимально точно, встроить оптимальную схему лечения.

Хорошо зарекомендовал себя растительный сбор. Для приготовления требуется взять по столовой ложке травы ромашки, цветков календулы и мяты. Смешивают, заливают двумя стаканами кипятка, пью в течение суток. Помогает снять стресс, усталость, нервно-психическое перенапряжение. Воздействует тонизирующее и успокаивающе.

При депрессивном состоянии, упадке сил, слабости нервного происхождения рекомендуется растительный сбор. Для приготовления берут столовую ложку соцветий астры и половину столовой ложки горца птичьего. Для заваривания смесь заливают стаканом кипятка, настаивают в течение часа. Затем пьют по трети стакана трижды в день.

Для устранения расстройств головного мозга и нормализации его основных функций применяют настой женьшеня. Для приготовления берут 5-10 грамм растения, заливают стаканом водки, настаивают в течение суток. Пьют по 2 столовые ложки трижды в день в течение 15 дней.

Прогноз

При минимальной и легкой степени патологии симптомы заболевания самостоятельно исчезают по мере взросления ребенка и окончательно перестают его беспокоить к подростковому возрасту.

При более тяжелых патологиях, расстройства самостоятельно не исчезают, а требуют обязательной коррекции. Если выполнять все рекомендации врача, заниматься с ребенком дома, можно преодолеть дисфункцию без последствий. Если же относиться к коррекции и лечению безответственно, дисфункция мозга может привести к ухудшению здоровья, нарушению психики и социальной адаптации.


Одним из возможных нарушений нервной системы является дисфункция . Данная патология является довольно опасным нарушением, которое характеризуется наличием расстройств нервно-психического характера. Патология возникает из-за незначительного поражения ЦНС человека.

При первых подозрениях врача-терапевта на нарушение работы ЦНС, пациент перенаправляется к врачу-неврологу. В задачу данного специалиста входит:

  • Обнаружение различных патологий в головном и спинном мозге
  • Выявление поражения периферической нервной системы
  • Установка и составление плана дальнейшего лечения пациента

В зависимости от того какой отдел мозговых структур был поражен выделяют 3 типа дисфункции мозговых структур:

  • Диэнцефальные. Отвечают за наш сон, аппетит, температуру тела, процессы обмена веществ
  • Стволовые. Регулируют основные жизненные процессы человеческого организма, а именно дыхание, аппетит и тонус мышц
  • Срединные. Отвечают за вегетативные процессы нервной системы и эмоции

Данное состояние характеризуется поражением промежуточного мозгового отдела. Сюда входят таламические расстройства и различные нейроэндокринные синдромы, которые проявляются как:

  • Падение чувствительности в лицевой области и туловище
  • Снижение болевого порога с постепенным развитием острых таламических болей
  • Интенционный тремор, который выявляется при помощи стандартной пальценосовой пробе
  • Беспричинная плаксивость и смех
  • Большое количество эндокринных расстройств (саливация гипертермия), характер которых зависит от локализации очагового поражения

Дисфункция диэнцефальных структур головного мозга относится к наиболее распространенным типам заболеваний неврологического характера. Одной из самых частых форм дисфункции структур является вегетососудистая дистония, которая встречается у 30% населения и из которых большая часть заболевших – женщины. Было установлено, что частота возникновения дисфункции возрастает в период усиленной трудоспособности.

На сегодняшний день в целях лечения данной патологии применяются методы консервативного и медикаментозного воздействия, а также методы физиотерапии, рентгенотерапии и специальной диеты. Медикаментозная терапия направляется в основном на снижение симптоматической картины и нормализацию функциональных показателей мозговых структур.

Стволовая дисфункция и ее диагностика

Дисфункция стволовых структур головного мозга представляет большую опасность для жизни пациента. Мозговой ствол включает в себя жизненно необходимые центры кровообращения и дыхания. Поэтому его дисфункция может привести к такой проявляющейся симптоматике, как:

  • Дисфония (ослабление голосовых связок)
  • Дисфагия (проблемы с глотанием, частые поперхивания)
  • Дизартрия (нарушение произношения, включая расстройства восприятия речи, письма и чтения)

Диагностика дисфункции стволовых структур головного мозга производится с помощью следующих методов:

  1. Компьютерная томография. КТ Данный диагностический метод основывается на послойном исследовании пораженного участка, с использованием рентгеновского излучения. В результате чего получить высокоинформативные снимки головного мозга, определить текущее состояние его структур, а также местоположение очага поражения и нередко причину, вызвавшую данную патологию
  2. Электроэнцефалография (ЭЭГ). Метод ЭЭГ позволяет исследовать функциональное состояние головного мозга путем регистрации его биоэлектрической активности. Является неинвазивной процедурой и обладает высокой чувствительностью, тем самым отражая малейшие изменения функций стволовых структур. Является преимущественным выбором, если отсутствует характер механической травмы мозга

Дисфункция ствола является обратимым нарушением, которое можно купировать буквально за несколько восстанавливающих сеансов, которые позволят восстановить мозговое кровообращение и естественную подвижность структур мозга.

Артериальная и венозная дисфункция

Вследствие нарушения работы сосудов головного мозга, дисфункция которых приводит к недостаточному поступлению питательных веществ, возникает ряд патологических симптомов, к которым относятся:

  • Частые спазматические головные боли, связанные с переменчивостью погодных условий
  • Перепады артериального давления

Состояние сосудистого нарушения в головном мозге диагностируется с помощью транскраниального УЗИ, где определяется сосудистый спазм, который впоследствии разрешается.

Венозная дисфункция головного мозга, это иное патологическое состояние, которое обуславливается нарушением оттока венозной крови из головного мозга, что в итоге может привести к образованию тромбов и в некоторых случаях к смерти человека. При венозной дисфункции наблюдается следующая симптоматика:

  • Тупые головные боли в утреннее время суток
  • Частые обморочные состояния
  • Потемнение в глазах
  • Слабость в первой половине дня
  • Одутловатость лица и нижних век по утрам
  • Периодическая одышка
  • Перепады настроения

Минимальная дисфункция мозга у детей

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) считается наиболее распространенной патологией у детей, которая наблюдается практически у каждого 5 ребенка. Причины развития данной патологии в детском возрасте обуславливается следующими факторами:

  • Тяжелое течение беременности
  • Трудные роды
  • Воздействие токсических веществ
  • Инфекционные заболевания

Симптоматика минимальной мозговой дисфункции у детей имеет ярко выраженный характер и проявляется такими симптомами, как:

  • Систематические головные боли
  • Гиперактивность и гипервозбудимость
  • Чрезмерная нервозность
  • Нарушение моторных и речевых функций
  • Торможение развития
  • Когнитивные расстройства, в особенности ухудшение внимание и памяти
  • Усталость и чрезмерная утомляемость

С постепенным развитием заболевания, симптоматика проявляется еще более интенсивно, что в итоге может спровоцировать возникновение эпилепсии и ряда других опасных нервозных расстройств.

Нередки случаи, когда минимальная дисфункция проявляется в недостаточной развитости корковых отделов и их функций. Данное состояние сопровождается довольно необычными явлениями, которые проявляются тем, что ребенок начинает писать зеркально, не распознавать стороны.

В практике зарубежных специалистов широко распространяется способ, при котором постоянное наблюдение малыша, с момента его появления на свет осуществляет врач-остеопат. При выявлении дисфункции патологии структур на ранней стадии, нарушение достаточно легко купируется медикаментозными средствами, без каких-либо дальнейших последствий для ребенка.

Заключение

Если человек поступает в отделение с травмой головы, при которой произошло нарушение или потеря сознания, а также сбой дыхания и кровообращения, то данное состояние с большой вероятностью указывает на повреждение мозговых структур.

Если человек обратился за помощью с симптомами расстройства сознания, судорожных приступов, но с отсутствием травмы головы, то это также указывает на нарушение деятельности мозговых структур. В этом случае в первую очередь проводится , которая позволит увидеть признаки ирритации (возбуждения) мозгового ствола.

Главной задачей врача является точная установка причины патологического возбуждения. В этом случае пациент направляется или КТ обследование, которое позволит выявить, возможно, сдавливающую структуры мозга, опухоль. Данная патология является распространенной и представляет серьёзную опасность и чаще всего требует хирургического вмешательства.