Выразительные возможности русского синтаксиса. Выразительные возможности русского синтаксиса подготовила халиуллина а группа

Синтаксис русского языка, кроме того, располагает множеством эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций. Так, разнообразными модально-экспрессивными значениями характеризуются инфинитивные предложения, обладающие окраской разговорности: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Не скрыть, // Не спрятать изумления //Ни горновым, ни мастерам (В. Федоров).

Эмоционально-оценочное отношение к содержанию высказывания можно выразить с помощью восклицательных предложений: Какой красивой кажется мне жизнь, когда я встречаю в ней беспокойных, неравнодушных, увлеченных, ищущих, щедрых душою людей! (В. Чивилихин); предложений с инверсией: Судьбы свершился приговор! (М. Лермонтов), сегментированных и парцеллированных конструкций: Зима — это так длинно, так бесконечно; Тал, где мы будем жить, лес настоящий, не то что наша роща... С грибами, с ягодами (В. Панова) и др.

Оживляет повествование, позволяет передать эмоционально-экспрессивные особенности речи автора, ярче показать его внутреннее состояние, отношение к предмету со-общения прямая и несобственно-прямая речь. Она более эмоциональна, выразительна и убедительна, чем косвенная. Для примера сравним отрывок из рассказа А. П. Чехова «Дорогие уроки» в первой и второй редакциях:

Воронов приказал просить, и меньше, чем через минуту, в кабинет вошла молодая, очень прилично и изысканно одетая барышня.

— Проси, — сказал Воронов.

И в кабинет вошла молодая, по последней моде, изысканно одетая барышня.

Придают высказыванию живость, подчеркивают динамизм изложения определенно-личные предложения; большой смысловой емкостью и выразительностью отличаются номинативные; разнообразные эмоции выражают вокативные и другие предложения: Всей земли народ // Пусть тревогу бьет: // Будем мир беречь! // Встанем, как один, — // Скажем: не дадим // Вновь войну зажечь (А. Жаров); Эх, дороги! //Пыль да туман, // Холода, тревоги // Да степной бурьян (Л. Ошанин); — Верочка, скажи-ка Аксинье, чтобы она отперла нам калитку! (Пауза.) Верочка! Не ленись же, встань, милая! (А. Чехов).

Выразительные возможности синтаксических (как и, других) средств языка актуализируются благодаря различным стилистическим приемам использования их в речи. Вопросительные предложения, например, являются средством выразительности, если они не только содержат побуждение к получению информации, но и выражают разнообразные эмоционально-экспрессивные оттенки (Разве это утро?; Так ты не придешь?; Опять этот противный дождь?); пробуждают у адресата интерес к сообщению, заставляют задуматься над поставленным вопросом, подчеркивают его значимость: Далеко ли уплывешь на волне кризиса?; Тяжела ли сумка почтальона?; Светит ли нам тепло?; Укрепит ли позиции СНГ? (таковы некоторые заголовки статей). Привлечению внимания адресата и усилению воздействия речи на его чувства способствуют риторические вопросы, широко используемые в публичных выступлениях: Разве нет у нас творчества, бьющего через край? Разве у нас нет умного, богатого, гибкого, роскошного языка, более богатого и гибкого, чем какой-либо из европейских языков?

Почему мы должны скучно скрипеть перьями, когда наши идеи, мысли, образы должны греметь, как золотая труба нового мира"? (А. Н. Толстой).

В практике ораторского искусства выработался особый прием использования вопросительных предложений — вопросно-ответный ход (говорящий ставит вопросы и сам на них отвечает): Как же эти обыкновенные девушки становились необыкновенными солдатами? Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. И армия, в свою очередь, не была готова к ним, потому что в большинстве девушки шли добровольно (С. Алексиевич).

Вопросно-ответный ход диалогизирует монологическую речь, делает адресата собеседником говорящего, активирует его внимание. Диалогизация оживляет повествование, придает ему выразительность.

Таким образом, выразительность речи может создаваться самыми обычными, стилистически немаркированными языковыми единицами благодаря умелому, наиболее целесообразному использованию их в контексте в соответствии с содержанием высказывания, его функционально-стилевой окраской, общей экспрессивной направленностью и целевым назначением.

В качестве средств речевой выразительности в определенной ситуации преднамеренно используются отступления от норм литературного языка: употребление в одном контексте единиц разной стилистической окраски, столкновение семантически несоединимых единиц, ненормативные образования грамматических форм, ненормативное построение предложений и др. В основе такого употребления лежит сознательный выбор языковых средств, базирующийся на глубоком знании языка 1 .

Добиться речевой выразительности можно лишь при правильном соотношении основных аспектов речи — логического, психологического (эмоционального) и лингвистического, что определяется содержанием высказывания и целевой установкой автора.

Примечание:

1. Определить, является ли ненормативное употребление языковых средств стилистическим приемом или речевой ошибкой, можно лишь на основании речевой ситуации, контекста высказывания и целевой установки автора.

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи — Мн., 2001г.

    Слайд 1

    формироватьпредставлениеосинтаксическихсредствахвыразительности; формироватьумениеопределятьстилистическуюрольсинтаксическихсредстввхудожественномтексте; закреплятьпредставлениеоролиграмматикивречевомобщении. Основные выразительные средства синтаксиса Цели и задачи урока: МБОУ «Вельеникольская СОШ» Учитель русского языка и литературы Леонтьева В.А.

    Слайд 2

    Синтаксические средства выразительности АНАФОРА/ЭПИФОРА ИНВЕРСИЯ ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ ПРЯМЫЕ ОБРАЩЕНИЯ АНТИТЕЗА ВВОДНЫЕ СЛОВА РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ (С СОЮЗАМИ И БЕЗ СОЮЗОВ

    Слайд 3

    Антитеза. (греч. antithesis – «противоположение») – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении каких-либо понятий: Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт. Ты румян, как маков цвет, – Я, как смерть, и тощ, и бледен (А. Пушкин). Бессоюзие.Асиндетон Пропуск между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию. Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон… (М. Лермонтов). Многосоюзие. ПолисиндетонНамеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи. Ипращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы… (А. Пушкин).

    Слайд 4

    Инверсия(от лат. inversio – «перестановка») – стилистический прием, заключающийся в нарушении обычного порядка слов: подлежащее – после сказуемого, определение – после определяемого слова, отрыв эпитета от определяемого слова и т.п. Вот нахмурилцарьброви черные, и навел на него очи зоркие(М. Лермонтов). Синтаксический параллелизм одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи: Око зрит – невидимейшую даль, Сердце зрит – невидимейшую связь, Ухо пьет – невидимейшуюмолвь. (М. Цветаева). Градация (от лат. gradatio – «постепенное усиление») – такое расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего: Большинство носило усики, усы и даже усищи(А. Куприн).

    Слайд 5

    Анафора(разновидность повтора). (Греч. anaphora – «вынесение вверх») - повторение слов или выражений в начале соседних отрезков текста: Только ветер да звонкая пена, Толькочаек тревожный полет, Толькокровь, что наполнила вены, закипающим гулом поет (Э. Багрицкий). Эпифора (разновидность повтора). (от греч. epiphora из epi – «после» и phoros – «несущий») повторение слов или выражений в конце соседних отрезков текста. …делать то, чего я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу (Н. Добролюбов).

    Слайд 6

    Риторический вопрос. Вопросительное по форме, но утвердительное по смыслу предложение (вопрос, не требующий ответа). Какой же русский не любит быстрой езды? Риторическое обращение. Обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу. Русь, куда же несешься ты? дай ответ (Н. Гоголь). Риторическое восклицание. Восклицательное предложение, выражающее экспрессию, эмоции автора. Образующийся при нуле градусов лед легче воды и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В. Чивилихин). Вопросно-ответная форма изложения. Автор задает вопрос, а затем сам на него отвечает. Что плохого в насмешливом взгляде? А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз. (В. Харченко).

    Слайд 7

    Эллипсис. (от греч. ellipsis – «выпадение») – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста. Татьяна – в лес. Медведь – за ней. (А. Пушкин). Умолчание. Оборот речи, состоящий в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном. У себя на ферме овца ненавидела стрижку. Но ведь там было совсем другое. Ее кормили, поили, стригли на дому и ничего за это не спрашивали. А здесь… Если бы у овцы были деньги, она обязательно зашла бы подстричься! (Ф. Кривин). Парцелляция. (от лат. particula – «частица») – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным. Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные (Д. Гранин)

    Слайд 8

    3. ... - это способ создания идей: автор из мысли извлекает противоположность, познает мир не только путем сравнения сходных явлений (метафора), но и в столкновении явлений “противоположных”, “крайних”. 1. …выявляет контраст между явлениями или предметами. Оформляет … пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных. 2. Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен; ... если надо молчать - ты кричишь; когда следует говорить- ты молчишь. Антитеза

    Слайд 9

    Полная жизнь русской классики в школе - это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая “Онегина”, не зная “Преступления и наказания”, “Обломова”, мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют...” - риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (“восходящей …”) или в порядке убывания значений (“нисходящей …”). Градация

    Слайд 10

    …- разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм… … придает ритм речи Анафора … … …

    Слайд 11

    …– повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? Эпифора … … …

    Слайд 12

    … - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм… с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми. Синтаксический параллелизм

    Слайд 13

    … отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи. Риторическое восклицание О времена! О нравы! Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Риторический вопрос …служит для эмоционального выделения смысловых центров текста, Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом. для формирования эмоционально-оценочного отношения адресата к предмету речи

    Слайд 14

    Аллегория -

    В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи. …изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным. …иносказание, в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования. Гротеск Примеры: в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» медведь собирается разорять «типографии и университеты»; градоначальник с фаршированной головой.

    Слайд 15

    Парцелляция

    …- такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы. … - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Флеров-все умет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. Эллипсис Во всех окнах - любопытные, на крышах – мальчишки. Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.

    Слайд 16

    Многосоюзие

    Полисиндетон Асиндетон Перед глазами уходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность Бессоюзие Швед, русский, колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить.

Посмотреть все слайды

Основные виды сложных предложений

Союзные предложения Бессоюзные предложения Предложения с разными видами связи
сложносочи- ненные Сложноподчи- ненные
Части предложения равноправны и соединены сочинительным союзом Одна часть подчиняется другой и присоединяется подчинительным союзом Все части равноправны, но соединяются без союзов, по смыслу и интонационно (на письме - при помощи знаков препинания) Части одного сложного могут иметь как сочинительные, так и подчинительные отношения, с союзами и без
Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца (А.Пушкин) Мы плывем наудачу, так как темнота кажется после зарниц еще гуще (В.Короленко) Утро пасмурное, небо сплошь серое (М.Пришвин); Пойдем домой – ты все увидишь сам (С.Есенин) Но река величаво несет свою воду, и какое ей дело до этих вьюнков: крутясь, плывут они вместе с водой, как недавно плыли льдины (М.Пришвин)

Одна и та же мысль может быть выражена при помощи самостоятельных простых предложений и сложных. Однако в зависимости от того, суммой каких предложений выражена мысль, совершенно изменяется стилистический характер высказывания.

Цель простых предложений - подчеркивать самостоятельный, независимый характер частей высказывания, выделяя отдельные детали. Кроме того, высказывание, выраженное простыми предложениями, носит характер лаконичной, зачастую непринужденной разговорной речи. Такова проза А.С. Пушкина, А.П. Чехова.

Мысли, выраженные при помощи сложных предложений, тщательно увязаны друг с другом в единое сложное целое и выступают как его органические элементы. Сложные предложения дают богатейшие и разнообразнейшие возможности для выражения смысловых отношений и синтаксических связей между частями высказывания.

Анализируя изобразительно-выразительные средства синтаксиса, необходимо выяснить, какую роль играют различные элементы поэтического синтаксиса, стилистические фигуры.

Использование приема инверсии (перестановки слов) приводит к логическому или эмоциональному выделению тех элементов высказывания, которые для автора в условиях данного контекста наиболее значимы и на которых он хочет остановить внимание читателей, например, у И.С. Тургенева: Чего ждала эта теплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она; живого голоса ждала эта чуткая тишина - но все молчало.

Бессоюзие придает речи быстроту, стремительность, энергичность: Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет… (П.), а многосоюзие замедляет речь, делает её главной: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…(Л.).



Одно из ярких синтаксических средств – парное соединение однородных членов предложения . Этот приём используется в текстах художественного и публицистического стилей как одно из выразительных языковых средств. Очень часто в роли однородных членов выступают антонимы: Ничего не дается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. (А. Герцен).

Парцелляция – расчленение единой синтаксической структуры предложения с целью более эмоционального, яркого его восприятия: Ребенка нужно учить чувствовать. Красоту. Людей. Всё живое вокруг.

Одна и та же мысль может быть выражена при помощи самостоятельных простых предложений и сложных. Однако в зависимости от того, суммой каких предложений выражена мысль, совершенно изменяется стилистический характер высказывания.

Цель простых предложений - подчеркивать самостоятельный, независимый характер частей высказывания, выделяя отдельные детали. Кроме того, высказывание, выраженное простыми предложениями, носит характер лаконичной, зачастую непринужденной разговорной речи. Такова проза А.С. Пушкина, А.П. Чехова.

Мысли, выраженные при помощи сложных предложений, тщательно увязаны друг с другом в единое сложное целое и выступают как его органические элементы. Сложные предложения дают богатейшие и разнообразнейшие возможности для выражения смысловых отношений и синтаксических связей между частями высказывания.

Анализируя изобразительно-выразительные средства синтаксиса, необходимо выяснить, какую роль играют различные элементы поэтического синтаксиса, стилистические фигуры.

Использование приема инверсии (перестановки слов) приводит к логическому или эмоциональному выделению тех элементов высказывания, которые для автора в условиях данного контекста наиболее значимы и на которых он хочет остановить внимание читателей, например, у И.С. Тургенева: Чего ждала эта теплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она; живого голоса ждала эта чуткая тишина - но все молчало.

Бессоюзие придает речи быстроту, стремительность, энергичность: Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет… (П.), а многосоюзие замедляет речь, делает её главной: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…(Л.).

Одно из ярких синтаксических средств – парное соединение однородных членов предложения . Этот приём используется в текстах художественного и публицистического стилей как одно из выразительных языковых средств. Очень часто в роли однородных членов выступают антонимы: Ничего не дается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. (А. Герцен).

Парцелляция – расчленение единой синтаксической структуры предложения с целью более эмоционального, яркого его восприятия: Ребенка нужно учить чувствовать. Красоту. Людей. Всё живое вокруг.

Анафора (лексический повтор) Повтор частей в начале строк (единоначатие) Этоутро, радость эта, Этамощь и дня и света, Этотсиний свод, Этоткрик и вереницы, Этистаи, этиптицы…
Эпифора (лексический повтор) Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
Композиционный стык (лексический повтор) Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его Все сделала для меня Родина. Родинаменя выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
Антитеза Противопоставление Волос длинный– ум короткий; Я вчеразадыхался от счастья, а сегоднякричу от боли.
Градация Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака На лице светились, горели, сиялиогромные синие глаза. Но ты должен понятьэто одиночество, принятьего, сдружитьсяс ним и духовно преодолеть...
Оксюморон Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег
Инверсия Изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше) Он пришёл – пришёл он; Досадно было, боя ждали; Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням. – (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара»)
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Параллелизм бывает прямой : Травой зарастаютмогилы - давностью зарастаетболь и отрицательный , в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит - То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.
Эллипсис Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)
Парцелляция Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Многосоюзие (полисиндетон) Однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами Какое странное, иманящее, инесущее, ичудесное в слове дорога! Икак чудна она сама, эта дорога.
Бессоюзие Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов Швед, русский колет, рубит, режет…
Риторическое восклицание Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств Кто не бранивал станционных смотрителей!
Риторический вопрос Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят»
Риторическое обращение Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения Прощай, немытая Россия!
Умолчание Намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.

Проверь себя!

Упражнение 1.

Найдите случаи параллелизма, многосоюзия и бессоюзия. Определите их функции в текстах.

1) Черный ворон в сумраке снежном,
Черный бархат на смуглых плечах.
(А. А. Блок)

2) Часовая стрелка близится к полночи.
Светлою волною всколыхнулись свечи.
Темною волною всколыхнулись думы.
С Новым годом, сердце!
(А. А. Блок)

3) Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине ее, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном. (Ф. М. Достоевский)

4) Если такие мастера, как Ахматова или Замятин, на всю жизнь замурованы заживо, осуждены до гроба творить молча, не слыша отзвука своему написанному, - это не только их личная беда, но горе всей нации, но опасность для всей нации. (А. И. Солженицын)

5) Каждый из них (погибших во время Великой Отечественной войны) был целым миром. И этот мир погас навсегда. Вместе с ним легли в могилы неосуществленные мечты, несыгранные свадьбы, нерожденные дети, неспетые песни, непостроенные дома, ненаписанные книги. (В. В. Быков)

Тема 7. Текст. Стили речи

Стилистические возможности русского синтаксиса. Стилистические фигуры Фигура – обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличии от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, «практического» употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста.

Стилистические фигуры многосоюзие антитеза анафора градация повторение эллипсис риторический вопрос риторическое обращение риторическое восклицание умолчание параллелизм эпифора бессоюзие

Антитеза (греч. antithesis – «противоположение»)- стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении каких-либо понятий. Наиболее четко выраженная и простая по строению антитеза основывается на употреблении антонимов: Я царь – я раб, я червь – я бог! (Державин) Но противопоставление может быть выражено и описательно: Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? (Лермонтов)

Анафора (разновидность повтора). (греч. anaphora – «вынесение вверх»)- повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детский задумчивый взор. (Фет)

Градация – стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости. Восходящая- расположение слов в порядке усиливающегося значения. Пришел, увидел, победил. Нисходящая- расположение слов в порядке уменьшающегося значения. Рыбу ловят в океанах, реках, прудах, а под Москвой также в лужицах и канавах.

Повторение- стилистический прием, который строится на повторении слова, выражения, песенной или стихотворной строки с целью привлечь к ним особое внимание. Мы в поле были, По межам ходит Венки развили, Да житушко родит, – Венки развили «Уроди, Боже, И жито глядели. Жито густое, А святой Илья Жито густое, По межам ходит, Ядренистое!»

Эллипсис (от греч. ellipsis – «выпадение») – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста. Я за свечкой – свечка в печку, Я за книжку – та бежать И вприпрыжку под кровать. (Чуковский)

Риторический вопрос. Вопросительное по форме, но утвердительное по смыслу предложение (вопрос, не требующий ответа). Что ты значишь скучный шепот? Укоризна или ропот Мной утраченного дня? От меня чего ты хочешь?

Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественно изображения. Земля – владычица! К тебе чело склонил я. (В. Соловьев)

Риторическое восклицание. Восклицательное предложение, выражающее экспрессию, эмоции автора. Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! (Мятлев)

Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Я не люблю, о Русь, твоей несменной Тысячелетней, рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты!

Параллелизм – стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строф. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором. . . Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом. . . Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…

Эпифора (разновидность повтора) (от греч. epiphora из epi – «после» и phoros – «несущий») повторение слов или выражений в конце соседних отрезков текста. …делать то, чего я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. (Н. Добролюбов).

Бессоюзие(асиндетон). Пропуск между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию. Живая душа человека (и) страдала, (и) дышала, (и) жила.