Японская оккупация индонезии

Разработка политики в отношении послевоенной Японии началась в США еще в ходе второй мировой войны.Тогда были выдвинуты планы использования Японии в качестве основной военно-политической базы США на Дальнем Востоке. Послевоенная политика США в отношении Японии была направлена на создание в лице этой страны «противовеса» СССР для «сдерживания коммунизма». Япония была оккупирована американцами спустя 2 недели после принятия капитуляции. Сам процесс оккупации можно разделить на два этапа: 1) 1945 - 1947 первый период оккупации, 2) 1948-1951 второй.

В результате оккупации в Японии сохранился государственный аппарат, американцы старались не разрушать японскую инфраструктуру, а в дальнейшем использовать ее в своих целях. Своеобразие этапа оккупации в послевоенной истории Японии заключается в том, что, хотя верховная власть в стране находилась в руках американской оккупационной армии, выступавшей от имени союзных держав, США осуществляли эту власть не непосредственно, а через японское правительство, отражавшее интересы господствующих классов.

Влияние Дальневосточной комиссии на оккупационную политику США в Японии не было решающим. Ее постановления, принимавшиеся, как правило, с большим опозданием, осуществлялись через соответствующие распоряжения американского правительства, направляемые главнокомандующему оккупационными войсками генералу Макартуру. Более того, американское правительство могло и самостоятельно ему направлять, так называемые, "временные директивы". В то же время без согласия США Дальневосточная комиссия не могла провести ни одного мероприятия в Японии. В целом, экономическое положение было тяжелым, объем промышленного производства в 1946г. составил 30% от уровня 1936г.

11 октября 1945 г. Макартур направил японскому правительству директиву о проведении пяти крупных реформ - предоставлении рабочим права на организацию профсоюзов, о демократизации системы просвещения, ликвидации абсолютизма, уравнении в правах женщин и демократизации экономики. Американские оккупационные власти проводят земельную реформу: ликвидация помещечьего землевладения, натуральная плата за пользование землей в случае ее аренды заменялась денежной.

3 мая 1947 года была принята конституция, которая ограничивала власть императора, император объявлялся символом единства нации. Конституция ликвидировала тайный совет при императоре, значительно повысилась роль Кабинета министров в качестве исполнительного органа, расширились права двухпалатного парламента, введено всеобщее избирательное право, провозглашались демократические права и свободы граждан, религия была отделена от государства, Япония отказывалась от армии и флота как орудия разрешения споров.

США присвоили себе ряд государственных функций. Они полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, поставили под контроль все органы правосудия, полицейскую власть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть парламента. В области дипломатии японское правительство было лишено права устанавливать и поддерживать непосредственную связь с другими странами. Все функции внешней политики Японии находились в руках оккупационных властей или могли осуществляться только через них. Министерство иностранных дел Японии хотя и существовало, однако никакой самостоятельной роли в период оккупации не играло. Все его внешнеполитические функции сводились к поддержанию связи между правительством и штабом оккупационных войск.

В 1947г. принимается антимонополистическое законодательство. Монополии должны были быть разрушены, но фактически они существуют и сейчас. Под американскую демонополизацию попадали военные монополии и те, которые в будущем могли стать конкурентами американским промышленникам.

В 1948г. в Китае происходят события (успехи народно-освободительной армии), которые заставляют США изменить свой курс в Японии. Америка решила сделать Японию плацдармом для своей внешней политики на Д. Востоке. Одной из мер, направленных на реализацию этой цели, было осуществление «программы экономической стабилизации». Американские оккупационные власти стали поощрять возрождение военных отраслей японской экономики. С 1948г. американцы начинают активно вкладывать деньги в промышленность Японии, во флот и армию. Обсуждался вопрос о подписании Японией мирного договора со странами, воевавшими во второй мировой войне.

8 сентября 1951г. был подписан Сан-францисский мирный договор, который вступил в силу 28 апреля 1952г. По нему Япония признавала независимость Кореи, отказывалась от прав на остров Тайвань, Курилы, юж. Сахалин. Также Япония соглашалась с установлением опеки США над островами Рюкю и рядом других.

В 1952г. был заключен американо-японский пакт - «Пакт безопасности», позволивший США размещать в Японии свои наземные, воздушные и морские силы. Пакт был подписан на 8 лет. Но в 1960г. он был продлен на неопределнный срок.

Все политические партии во время войны были распущены и вместо них создана единая политическая организация - Политическая ассоциация Великой Японии. Сразу же после капитуляции Японии стали восстанавливаться старые и возникать новые партии различного направления. В ноябре 1945 г. На учредительном съезде было провозглашено создание Социалистической партии Японии (СПЯ) путем объединения последователей различных довоенных социал-демократических партий и групп, распущенных вместе с профсоюзами в 1940 г. В нее вошли социал-демократы всех оттенков - от крайне правых до левых социалистов, выступавших за единство с Коммунистической партией Японии. Руководящую роль играли в образовании СПЯ правые социалисты. Программа партии, принятая на учредительном съезде выдвигала лозунги демократии, мира и социализма, подразумевая проведение крупных социальных реформ, и построение социализма в условиях императорской системы.


Похожая информация.


I. Япония к 1945 г.Положение Японии к окончанию Второй мировой войны выглядело ка­тастрофическим. Последствия войны были ужасными. Жертвы соста­вили 6,5 млн. человек убитыми, да еще 1,5 млн. числились без вести пропавшими.

Массированные бомбардировки в конце войны принесли страшные разрушения. В Токио, Иокогаме и других крупных городах было унич­тожено свыше половины всех строений, из 200 крупных населенных пунктов в развалинах лежали 80. Была уничтожена большая часть про­изводственного оборудования, и без того устаревшего еще до войны.

К этому добавились прочие негативные последствия поражения: Япо­ния лишилась всех своих колоний, а следовательно, источников сырья, рынков сбыта, большей части своих заграничных активов. Страна утра­тила Корею, которая вошла в состав Японии еще в 1910 г., Тайвань и Пескадорские острова, перешедшие к Японии после Японо-китай­ской войны 1894-1895 гг., Южный Сахалин и Курильские острова, при­надлежавшие Японии после Русско-японской войны 1904-1905 гг., а также острова Рюкю, оккупированные США.

Большая часть внутреннего рынка, связанная с военными заказами правительства, была потеряна. Проблему массовой безработицы по­сле демобилизации армии и флота (10-15 млн. человек) усугубила массовая эмиграции японцев из Кореи, Тайваня и других азиатских стран (свыше 10 млн. человек), их надо было как-то обустроить на ис­торической родине.

Кроме того, на Японию было возложено бремя выплаты репара­ций, его должны были нести 500 крупных промышленных компаний.

Но самое главное - морально-психологические последствия. Пора­жение в войне, крушение тоталитарного режима, поддерживавшегося массой населения, которое воспринимало идеи кокутай как великую историческую миссию Японии, оккупация страны иностранными войсками и неясность судьбы императора, с чьим именем связыва­лась вся японская история. Люди полагали, что история Японии за­вершилась. Не случайно после Указа о капитуляции, подписанного императором 14 августа 1945 г., последовали массовые самоубийства среди фанатиков. Японцев охватила полная апатия, их энергия была парализована.

Долгие столетия межклановых войн выработали в Японии осо­бые традиции поведения проигравших: они полностью отдавали се­бя в распоряжение победителей, полностью подчинялись им. Так и в 1945 г. японцы были готовы выполнить любые распоряжения ок­купационных властей, не помышляя о каком-либо сопротивлении или даже неподчинении воле победителей.

В чем заключались цели США в отношении Японии? Главный во­прос, который волновал американцев: что нужно сделать, чтобы ни­когда впредь не допустить превращения Японии во врага? Для этого, прежде всего, нужно способствовать созданию в Японии такой эконо­мической системы, которая позволила бы развиваться, не прибегая к внешней агрессии.

Этой системой могла быть только рыночная экономика. Но для это­го требовалось разорвать традиционные для Японии связи между эко­номикой и государством. Необходимо было затронуть и социальную систему: дать шансы всем слоям, а не только самураям.

Нарушением традиций был и отказ государства от социальной опе­ки над гражданами, но иначе невозможно было стимулировать эконо­мическое развитие.

Требовалось изменить и характер политической системы, привить Японии навыки парламентской демократии. Это было непросто, учи­тывая полное отсутствие у японцев каких-либо демократических тра­диций в западном понимании. В Японии всегда исходили из того, что каждый должен заниматься своим делом, будь то ремесло, сельское хозяйство, война, управление. Участвовать в делах государства про­стому человеку - немыслимо.

Достаточно вспомнить, как трудно приживалась в Японии система политических партий и конституционные гарантии прав человека. В японской традиции всегда делался акцент на обязанности, а не на права личности: групповая солидарность была характерной чертой социальной жизни, а индивидуализм всегда осуждался.

Серьезной задачей считалось устранение воинственного духа, ис­коренение милитаризма в Японии. Пришлось проводить широкую чистку чиновников, действовавших во всех сферах общества. Ей подвер­глись 660 тыс. человек, из них около 200 тыс., тесно связанных с преж­ним режимом, были уволены. Главным образом, это были военные. Для преступников даже создали специальный международный воен­ный трибунал, который вынес в 1945 г. приговоры 28 лицам.

Вклад США в военный разгром Японии был настолько велик, что они особенно не церемонились с союзниками после окончания вой­ны. Воспротивившись советской оккупации острова Хоккайдо, на; что явно нацеливался Сталин, США пошли на создание двух орга­нов власти, которые формально были полномочны решать вопросы с Японией.

Первый - Союзный совет по делам Японии с участием США, СССР и Китая, а также представителей Великобритании и стран Со­дружества Тихоокеанского региона - находился в Токио.

Второй - Дальневосточная комиссия - размещался в Вашингто­не и состоял из 11 членов. Но фактическая власть принадлежала шта­бу оккупационных войск США в Японии во главе с генералом Д. Ма-картуром.

Оккупационная администрация США была создана сразу после 2 сентября 1945 г., официальной даты капитуляции Японии. По сути дела Д. Макартур и стал верховным правителем Японии. Его отлича­ли большие амбиции и авторитарные замашки, и на первых порах это играло позитивную роль.

В условиях начавшейся «холодной войны» работа союзных органов в Японии была парализована, и американцы получили полную сво­боду действий. Однако они все же были связаны обстоятельствами. В Японии нельзя было ввести прямое правление американских воен­ных: для этого в США даже не было достаточного количества людей, знавших японский язык. Управлять можно было, только опираясь на японскую администрацию, это диктовалось традициями. После про­веденной чистки госаппарата (от работы было отстранено, как отме­чалось выше, свыше 200 тыс. чиновников), американцы и создали та­кую систему.

Первоначальная инициатива исходила именно от генерала Д. Ма-картура, его штаб выпускал соответствующие директивы. А претворя­лись в жизнь они уже японскими чиновниками, которые всегда по­слушно исполняли все, что им спускалось сверху.

Таким образом, в Японии до 1952 г. действовала своеобразная сис­тема подстраховки деятельности японских чиновников со стороны американских военных властей. Во всяком случае, основные направ­ления преобразований были явно навязаны Японии американцами.

II. Переход к рыночной экономике. Для Японии всегда был характерен строгий контроль властей над лю­быми экономическими процессами. Однако, когда государство игра­ет ведущую роль в экономике, это убивает стимулы к совершенство­ванию, повышению качества продукции. Вот почему японские товары заслужили устойчивую репутацию неконкурентоспособных на мировом рынке еще с конца XIX в.

Многие в Японии считали это оправданием японской агрессивно­сти во внешней политике: что же, мол, остается делать, когда внут­ренних ресурсов для развития не хватает.

До поражения в войне в Японии существовали так называемые Ас­социации контроля, которые ведали целыми отраслями экономики. Они были тесно связаны с дзайбацу - японскими корпорациями - распределяя среди них сырье и дефицитные материалы. Вся эта сис­тема теперь подлежала демонтажу.

11 октября 1945 г. Д. Макартур издал Директиву о проведении в Японии аграрной реформы. Земля переходила в руки тех, кто на ней трудился. Были лишены прав собственности крупные землевладель­цы, проживавшие вне своих имений. Основным слоем сельского на­селения стали фермеры. Размер земельных владений ограничивался 9 гектарами, перепродажа земли с целью спекуляций была запрещена. Земельные излишки перешли в руки государства, которое затем за минимальную цену передавало землю крестьянам.

Аграрная реформа имела огромное значение для последующего экономического развития. Новый фермерский уклад жизни созда­вал у крестьян спрос на многие промышленные изделия, что объясняет возросшую покупательную способность населения, резко увеличилось производство продовольствия и сырья в стране. Созда­ние фермерских хозяйств и стало постоянным фактором экономи­ческого возрождения.

В ноябре 1945 г. Директивой Макартура распущены дзайбацу. Объ­явлена полная экономическая свобода, каждый мог заниматься чем угодно, чтобы обеспечить себе средства к жизни. Но это было для японцев совершенно новым явлением: они привыкли полагаться во всем на государство. Люди чувствовали себя опустошенными и про­являли полную апатию.

Предприятия, приученные к постоянным государственным субси­диям, в первые послевоенные годы «съедали» часть бюджета. Корпо­рации, кроме того, не были заинтересованы в восстановлении произ­водства, так как на них возлагалось бремя выплаты репараций.

В 1946 г. создан Государственный банк финансирования восстановле­ния, но его кредиты поглощались в качестве субсидий.

Восстановление происходило медленно. В эти годы США непре­рывно наращивали экономическую помощь: в Японию шли поставки американского продовольствия, медикаментов, товаров широкого потребления. Средства от их реализации зачислялись на специальный счет восстановления экономики.

В 1946 г. основана Федерация экономических организаций (Кей-данрен), которая стала лоббировать интересы японского бизнеса в политике. 21 ноября 1946 г. принят Закон о профсоюзах - они полу­чили право на заключение коллективных договоров, на забастовки в поддержку своих требований. Однако американская администра­ция в Японии держала профсоюзы под контролем, не давая им воз­можности выдвигать чрезмерные требования в отношении заработ­ной платы и условий труда.

Американцы знакомили японцев и с передовым опытом в сфере уп­равления бизнесом. Так, с 1947 г. в Японии внедряются американские методы бухгалтерского учета, в 1948 г. принят Закон о дипломирован­ных бухгалтерах, упорядочены методы проведения финансовых реви­зий на предприятиях. В 1949 г. для директоров японских предприятий был прочитан курс лекций о рационализации управления. В 1950 г. в Японии под эгидой Консультативного комитета по рационализации промышленности внедряется американская система подготовки «об­разцовых мастеров», утверждаются положения «О внутреннем кон­троле на предприятиях».

Особое внимание уделено повышению качества японских товаров, без чего немыслим их сбыт за рубежом. С июля 1950 г. в Японии читал лекции профессор Эдвард Деминг, крупнейший американский специ­алист по качеству продукции. Его лекции по внедрению передовых ме­тодов контроля качества впечатляли японцев. Сказалась их страсть ко всему новому, стремление заимствовать и внедрять у себя новшества.

С 1951 г. в Японии учреждена специальная премия им. Э. Деминга, которая с тех пор стала ежегодно присуждаться японским компаниям за успехи в области внедрения новых методов управления качеством. Внедрение японцами американских методов контроля качества про­дукции поразило даже американцев. В скором времени ярлык «Сдела­но в Японии» стал синонимом высочайшего качества.

Экономическое восстановление шло медленными темпами: к 1950 г. уровень промышленного производства едва достигал половины дово­енного. В этих условиях применялись обычные антиинфляционные меры, приводившие к разорению слабых предприятий и росту безработицы. С 1949 г. американцы, неожиданно для многих, прекратили взимать репарации с Японии, последовав рекомендациям Доджа, главного экономического советника США.

С лета 1950 г. конъюнктура резко улучшилась в связи с началом Ко­рейской войны. Япония стала выполнять заказы на обслуживание экс­педиционного корпуса ООН и американских войск, вовлеченных в этот конфликт. Уже в 1951 к это позволило превзойти уровень дово­енного промышленного производства.

США взяли курс на превращение своего побежденного противни­ка в будущего союзника: сняты ограничения на внешнюю торговлю, ускоренными темпами идет подготовка к ликвидации оккупационно­го режима.

К 1952 г. сформировалась система государственного регулирования экономики в Японии. Ее основными структурами стали:

Министерство финансов;

Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП);

Японский банк;

Управление экономического планирования.

Опираясь на эти четыре «столпа», государство смогло оказывать решающее влияние на развитие экономики, что в немалой степени способствовало экономическому возрождению Японии в 1950- 1960-е гг.

III. Становление представительной демократии в Японии. Одним из первых актов американской администрации стало принятие в октябре 1945 г. директивы, провозгласившей в Японии политические и религиозные свободы. Отменялась цензура печати, освобождались все политические заключенные, распускались прежние милитаристские общественные организации. Начался процесс воссоздания политиче­ских партий.

Осенью 1945 г. образованы Либеральная, Прогрессивная, Социалисти­ческая и Коммунистическая партии. Появлялись и разного рода профес­сиональные организации, в частности в феврале 1946 г. создан Япон­ский крестьянский союз, постепенно активизировались профсоюзы.

Уже в начале 1946 г. состоялись первые после войны выборы в япон­ский парламент. В них приняли участие и женщины - они также по­лучили избирательные права, что было новшеством для Японии. Ре­зультаты первых выборов таковы: Либеральная партия - 140 мест, Прогрессивная - 94 места, Социалистическая - 92 места, Коммуни­стическая - 5 мест.

Было создано правительство, опиравшееся на Либеральную пар­тию. Но в условиях оккупационного режима оно просто дублировало указания американской военной администрации и непосредственно проводило в жизнь ее директивы. Американцы как бы приучали японское общество жить в условиях демократии: японцы участвовали в выборах, избирали парламент, формировали правительство на базе парламентского большинства, но все это происходило под контролем штаба оккупационных войск генерала Д. Макартура.

С декабря 1945 г. начала проводиться в жизнь Директива о демокра­тизации системы образования. В школах отменялось военное обучение и милитаризованное физическое воспитание, школьников перестали пичкать шовинистической пропагандой идей кокутай. Из преподава­тельской среды изгонялись милитаристски настроенные и тесно свя­занные с прежним режимом люди, возвращались ранее уволенные либерально настроенные учителя. В Японии сразу же было введено обязательное 9-летнее образование, была подтверждена автономия университетов и высшей школы.

Одновременно проходила разработка новой Конституции. Разраба­тывалась она штабом генерала Д. Макартура, но при консультациях как с союзниками, так и с политическими деятелями Японии. Работа продвигалась с трудом: князь Коноэ даже покончил с собой в знак не­согласия с навязыванием японцам чуждых им принципов.

Наиболее остро стоял вопрос о японской монархии. Еще 15 декабря 1945 г. последовала Директива оккупационных властей об отделении синтоистской религии от государства. В своем новогоднем обраще­нии к народу в 1946 г. император Хиротито публично отрекся от свое­го «божественного происхождения».

По данным социологов, сразу после капитуляции за ликвидацию монархии выступали лишь 5% японцев, в частности такой проект был представлен Компартией. Добивались отмены императорского строя в Японии и союзники США по войне - Австралия, СССР, Ки­тай. Но штаб оккупационных войск предложил сохранить сам ин­ститут императорской власти для исполнения государственных це­ремоний.

В сентябре 1946 г. новая Конституция Японии была утверждена пар­ламентом, вступила она в силу с 3 мая 1947 г. Япония оставалась мо­нархией, но ее глава - лишь простой смертный, символ государства. Он выполняет представительские обязанности и пользуется почитанием только в силу традиций. Фактически, в стране вводилась парла­ментская демократия.

Правительство формировалось партией, получившей большинст^ во на выборах в парламент. В первые годы выборы проходили ежегод­но, очевидно, чтобы приучить японцев действовать в условиях демо­кратии. В 1948 г. в Японии создано коалиционное правительство из представителей Либеральной и Демократической партий, во главе ко­торого стоит опытный политический деятель Сигэру Ёсида.

Парламент состоит из двух палат. Нижняя - Палата представите­лей - выборы в которую проводятся один раз в четыре года по изби­рательным округам (по 3-5 депутатов от каждого округа). Верхняя - Палата советников - представляет префектуры Японии. Она избира­ется сроком на 6 лет и имеет право отвергнуть решение нижней пала­ты - в свою очередь, та может вновь преодолеть это вето большинст­вом в 2 / 3 голосов.

Любой министр правительства, включая и премьер-министра, дол­жен быть предварительно избран депутатом парламента: в Японии признано, что лишь популярные в обществе люди могут исполнять публичные функции. Местные органы власти - префектуральные собрания - также выборные. Япония была поделена на 47 префектур.

Конституция 1947 г. упразднила сословия, провозгласила равенство гражданских прав, в том числе и равноправие полов, демократичес­кие свободы, категорически запретила детский труд.

Девятая статья Конституции предусматривает отказ Японии от во­оруженных сил и угрозы их применения. Правда, в 1950 г. были обра­зованы Резерв национальной полиции и «силы самообороны», но по своей структуре они могут выполнять лишь функции поддержания порядка да нести службу по гражданской обороне. Их общая числен­ность в 1980 г. не превышала 250 тыс. человек.

В Конституции зафиксирован принцип разделения властей. Орган третьей власти - юридический. Верховный суд независим и неподкон­тролен другим, он обладает правом трактовать принятые парламентом законы на их соответствие Конституции. Поправки в действующую Конституцию можно вносить в случае согласия 2 / 3 действующего парла­мента при условии проведения референдума по этому вопросу.

С 1 мая 1951 г., после ухода с поста генерала Д. Макартура, главой оккупационных войск в Японии стал генерал Риджуэй. Он ускорил окончательное урегулирование. 8 сентября 1951 г. на Сан-Францис-ской мирной конференции с участием 52 государств состоялось под­писание Мирного договора с Японией. Не подписали договор СССР, КНР, Индия, Бирма, Польша, МНР, Чехословакия, Югославия. Согласно договору, Япония подтверждала свой отказ от Кореи, Тайваня, Пескадорских островов, Микронезии, от всех прав и претензий в Ки­тае и Антарктиде, а также от Южного Сахалина и Курил.

Статус двух последних территорий оставался неясным, поскольку СССР не участвовал в подписании договора, хотя и занял Курильские острова в 1945 г., а в 1947 г. эти территории были включены в Сахалин­скую область. Острова Рюкю, отторгнутые по договору, были возвра­щены Японии Соединенными Штатами Америки в период с 1968 по 1972 г.

Мирный договор с Японией вступал в силу при условии подписания еще одного договора, а именно - двустороннего Договора безопасности между США и Японией. Он был подписан в феврале 1952 г. и предусма­тривал ответственность США за безопасность Японии. США получили право размещать в Японии свои войска, они также приняли обязатель­ство в случае нападения на Японию защищать ее всей своей мощью.

Это привело к прекращению режима американской оккупации на территории Японии в апреле 1952 г. В условиях «холодной войны» Япония не имела иного выхода, как присоединиться к лагерю Запада.

Выводы

1. Самое страшное из последствий поражения в войне - морально-психологиче­ский шок от иностранной оккупации Японии. Штаб американских вооружен­ных сил в Японии возглавил генерал Д. Макартур. Он ввел двойную систему уп­равления: все свои директивы проводил в жизнь через японских чиновников.

2. Отмена дзайбацу, аграрная реформа, объявление экономической свободы спо­собствовали развитию элементов рыночной экономики в Японии. Это посте­пенно вывело японцев из состояния шока и позволило им активно включиться в борьбу за экономическое возрождение своей страны.

3. США содействовали также формированию режима представительной демо­кратии в Японии, начало этому процессу положило принятие Конституции 1946 г. Конституция, несомненно, была навязана стране вопреки воле болъ-

I шинства населения, но, в конечном счете, она сыграла позитивную роль, по­могла японцам адаптироваться к условиям современной жизни.

4. Подвел черту под окончанием Второй мировой войны Сан-Францисский мирный договор с Японией, подписанный 8 сентября 1951 г. Он вступил в силу после подписания договора безопасности между США и Японией в начале 1952 г. С апреля 1952 г. Япония стала полностью суверенной страной, режим американской оккупации был ликвидирован.


Оккупированная Япония. 1 - японская метрополия, оккупирована США. 2 - Тайвань, аннексирован Китаем. 3 - Южный Сахалин и Курилы, аннексированы СССР. 4 - Корея, разделена на советскую и американскую зоны оккупации. 5 - Квантунская область, аннексирована СССР. 6 - Южно-Маньчжурская железная дорога, аннексирована Китаем. 7 - Южный Тихоокеаский мандат, оккупирован США. Столица Токио Крупнейшие города Токио , Осака , Киото Язык(и) японский Денежная единица иена Площадь 377 835 Форма правления Военная оккупация Верховный Командующий Союзными войсками - 1945-1951 Дуглас Макартур - 1951-1952 Мэтью Риджуэй Император Японии - 1945-1952 Сёва Премьер-министр Японии - 2 сентября - 9 октября Принц Нарухико - 9 октября - 22 мая Кидзюро Сидэхара - 22 мая - 24 мая Сигэру Ёсида - 24 мая - 10 марта Тэцу Катаяма - 10 марта - 15 октября Хитоси Асида - 15 октября - 28 апреля Сигэру Ёсида

Оккупация Японии союзными войсками (яп. 連合国軍占領下の日本 Рэнго:кокугун сэнрё:ка но Нихон ) имела место в - 1952 годах после её капитуляции во Второй мировой войне. В течение этого периода Япония не обладала государственным суверенитетом, правительство и император подчинялись Верховному Командующему Союзными войсками. Важнейшей задачей оккупационных войск было проведение демилитаризации Японии. В течение этого периода был проведен Токийский процесс , принята новая Конституция страны и начато восстановление японской экономики. После вступления в силу Сан-Францисского мирного договора оккупация закончилась и Япония вновь стала суверенным государством.

Организация и контроль над оккупированной Японией

На случай продолжения сопротивления Японии после занятия её колоний и локальных ударных операций (включая атомную бомбардировку), что потребовало бы кровопролитных боёв и было не под силу одним США, в США был разработан общий план раздела Японии с разделением страны на зоны ведения боевых действий и оккупации, а у СССР имелся оперативный план советской оккупации, начиная с высадки на Хоккайдо двух стрелковых дивизий, которая должна была последовать за Маньчжурской и Южно-Сахалинской сухопутными, Курильской и тремя корейскими тактическими десантными операциями Советско-японской войны согласно приказу, отданному главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке маршалом Василевским, но отложенному до новых указаний Ставки . В связи с Актом капитуляции Японии реализация планов не потребовалась, оккупация Японии западными войсками состоялась без кровопролития.

Оккупационная политика союзных держав в отношении Японии определялась прежде всего Потсдамской декларацией . Но основой конкретной политики в отношении Японии явился документ, подготовленный государственным департаментом США с участием военного и морского министерств и опубликованный 23 сентября 1945 года под названием «Основные принципы политики США в отношении Японии в начальный период оккупации». Предусматривалось, что главнокомандующий «будет осуществлять свою власть через посредство японской правительственной машины и агентства, включая императора…» За японским народом признавалось «право свободы перемены правления Японии», при условии, что подобная перемена не будет противоречить безопасности американской армии и целям оккупационной политики. В документе также говорилось о демилитаризации Японии, ликвидации идеологии милитаризма и агрессии и обеспечении развития мировой экономики.

На совещании министров иностранных дел Советского Союза , США и Англии , которое состоялось в Москве в декабре 1945 года, было принято решение учредить Дальневосточную комиссию (ДВК) (с постоянным пребыванием в Вашингтоне) и Союзный совет (с местонахождением в Токио) для Японии, которые начали действовать с 1946 года . Дальневосточная комиссия должна была вырабатывать основы оккупационной политики союзных держав в отношении Японии, а Союзный совет консультировать главнокомандующего оккупационных войск. В дальнейшем, по мере изменения международной обстановки, в частности с обострением отношений между США и Советским Союзом, роль и значение этих международных органов резко ослабли.

Для осуществления военной оккупации самой Японии на её территорию были введены сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы под общим командованием генерала Макартура. Но управление Японией не носило чисто военного характера, господство союзников над Японией осуществлялось косвенно: через японские правительственные органы. На местах, во всех префектурах и городах, 8-й армией США были созданы соответствующие отделы, которые и осуществляли руководство и контроль за деятельностью японских органов власти. Эти органы существовали весь период оккупации, но численность личного состава в них по мере выполнения задач оккупации, начиная с 1949 года , постепенно сокращалась.

Оккупационная политика

Политика демократизации

  • Директива о ликвидации ограничений политических и религиозных свобод и прочих гражданских прав (4 октября 1945 года).
  • Разрешение деятельности запрещённых в годы войны профсоюзов (1946 год).
  • Разрешение деятельности оппозиционных политических партий, включая КПЯ и СПЯ .
  • Предоставление избирательного права женщинам.

В декабре 1945 года на основе директивы оккупационных властей синтоистская религия была отделена от государства, а в новогоднем обращении к народу в 1946 года император публично отрёкся от своего «божественного происхождения». (см. Нингэн-сэнгэн)

Экономическая политика

  • Ликвидация дзайбацу (крупные монополистические концерны).
  • Аграрная реформа 1946-1949 годов , в результате которой помещичье землевладение было практически уничтожено, а из арендаторов крестьяне стали собственниками земли. Группу разработчиков реформы возглавил американский экономист Вольф Ладежинский.
  • «Линия Д. Доджа» (1949-) - линия стабилизации японской экономики, разработанная американским финансистом Д. Доджом. Важной частью «линии Доджа» была осуществленная в 1949 году реформа налоговой системы Японии, проект которой был разработан группой американских экспертов во главе с Шоупом. Суть реформы состояла в увеличении налогов в целях преодоления инфляции и стабилизации экономики. Центральное место в ней занимали прямые налоги , в основу которых был положен принцип прогрессивного подоходного налога . Главным итогом финансовой реформы Доджа стало то, что был сверстан и принят к исполнению бездефицитный государственный бюджет , при котором доходы не просто покрывали расходы, но и значительно превышали их. Эта финансовая реформа также оказала благотворное влияние на состояние внешней торговли Японии: стабилизировала иену и позволила выйти государству из затянувшегося финансового кризиса.

В 1945 году оккупационными властями начат выпуск в обращение оккупационных иен , находившихся в обращении параллельно с японской иеной . В 1948 году оккупационная иена была изъята из обращения, за исключением Окинавы, где она была объявлена единственным законным платёжным средством, полностью заменив в обращении японскую иену.

Культура оккупированной Японии. Цензура

В первые годы оккупации американским командованием был издан ряд законов и директив, были декларированы основные права и свободы, выпущены из тюрем политические и культурные деятели, распущены профашистские объединения (в том числе Японское литературное общество и Ассоциация писателей Великой Восточной Азии), упразднена цензура в кинематографе и театральном искусстве. Вместе с тем масштаб преобразований был урезан рядом специальных указаний, запрещавших, в частности, упоминание жестокостей американских военнослужащих .

Изданные в первый послевоенный месяц распоряжения открыли американской администрации путь к американизации японской культуры и образа жизни. При штабе оккупационных войск было создано Управление гражданской информации и просвещения, в функции которого вошло руководство различными областями культуры, контроль за исполнением распоряжений штаба в этой области и на первое время пресечение проявлений идеологии японского милитаризма. Отдел гражданской цензуры (Минкан дзёхокёку) занимался цензурой всех форм информации - книг, фильмов, радиопередач, корреспонденции и т. д. В сентябре 1945 года был издан «Кодекс прессы» («Прэсу кодо») - директива, запрещавшая публикацию критики оккупационной администрации и любых материалов, могущих повредить американской политике .

Одной из мер по демократизации японского общества стали и регламентации в области религии. Согласно директиве от 15 декабря 1945 года все синтоистские учреждения (храмы, училища и т. д.) были отделены от государства, а Бюро по храмам при министерстве внутренних дел и учреждения, занимавшиеся подготовкой священников и исследованием этой религии, были распущены. Распространение идей синтоизма в учебных заведениях подпало под запрет, а синтоистские алтари были убраны из всех школ. Вместе с тем увеличивалось влияние христианства : под эгидой американских властей в Японии активизировали свою деятельность миссионеры. Католики и представители других конфессий создали в стране большую сеть школ, семинарий и университетов .

Оживление культурной жизни, начавшееся с окончанием Второй мировой войны, коснулось и живописи. В то время как в годы войны в соответствии с политикой «японского духа» насаждалось направление традиционной японской живописи нихонга, и опиравшиеся на европейские традиции художники были вынуждены практически прекратить деятельность, после войны появилось сразу несколько организаций работавших в жанре европейской масляной живописи - «Докурицу бидзюцу кёкай» («Ассоциация независимого искусства»), «Иссуй кай» и др.

«Обратный курс» в политике США в области культуры выразился в незаконных преследованиях деятелей культуры, стремлении ускорить процесс американизации японского общества и общем усилении контроля над культурной жизнью. С июня 1949 года по февраль 1950 года прошла первая волна «чистки красных»: репрессии, направленные против работников просвещения встречали сопротивление со стороны учащихся и их родителей, бывали случаи, когда целые школьные классы, протестуя против увольнения учителя, уходили в горы, отказываясь вернуться . В то же время, как реакция на американизацию культуры и политику «обратного курса» в Японии повысился интерес к культурному наследию страны классической литературе, традиционному театру, бытовой культуре (чайной церемонии , искусству икебана): Например, большой резонанс получил выход в 1952 году полного перевода на современный японский язык классического романа Мурасаки Сикибу «Гэндзи-моногатари », выполненного Дзюнъитиро Танидзаки .

Театр

В годы Второй мировой войны тех актёров, что не были мобилизованы в армию, заставляли участвовать в представлениях для солдат . По распоряжению Отдела информации был создан Японский союз передвижных театров, коллективы которых разъехались по Японии и демонстрировали программы, призванные мобилизовать население . В результате бомбардировок была уничтожена значительная часть театральных помещений, а немногие из уцелевших зданий были преобразованы оккупационными властями в кинотеатры и клубы для военных .

В сентябре 1945 года Управлением гражданской информацией и просвещения была издана директива «О направлении творческой деятельности в кино и театре», в которой определялось каким принципам следовало придерживаться деятелям этих искусств. Традиционный театр Японии - кабуки , но , нингё дзёрури - был объявлен антидемократическим . По свидетельству американского театроведа Эрла Эрнста, назначенного сразу после войны экспертом по театру при Штабе оккупационных войск, работниками театральной секции Управления «был просмотрен весь репертуар японских театров, особенно традиционный театр дзёрури и кабуки», и после консультации с японскими учёными «секция пришла к заключению, что большинство наиболее популярных пьес традиционного театра основано на феодальной идеологии и не подходит для народа, который намерен навсегда отказаться от войны и встать на путь демократии» . Допущенные к постановке пьесы были включены в особый список. Театрам было предписано ежегодно обновлять репертуар минимум на одну треть, причём английский перевод новых пьес было необходимо предоставлять в Отдел гражданской цензуры при Управлении за неделю до предполагаемой премьеры .

Такое отношение к театру вызывало у общественности недовольство, и в газетах стали появляться заметки, авторы которых выражали сомнения, что традиционный театр сможет выжить в таких условиях . Тем не менее, на сцену стали возвращаться артисты, находившиеся в эвакуации, работавшие в бригадах Японского союза передвижных театров и репрессированные во время войны . Развитию театра в первое время мешали высокие налоги и отсутствие материальной базы . Наиболее трудное положение сохранял театр но . В августе, незадолго до конца войны, была создана ассоциация актёров и музыкантов но «Ногаку кёкай» , которую, объединившую около тысячи человек, возглавил Кита Минору. Целью организации стало спасение но от деградации и уничтожения . Ассоциация занималась снабжением трупп реквизитом и вела переговоры с оккупационными властями о намечавшихся постановках; создавались частные и общественные школы для обучения актёров и музыкантов - «Ногакудзюку» и «Ногаку ёсэйкай», издавался журнал «Но» (с 1946 по 1953 год) .

Первым послевоенным представлением стал показанный в театре «Дзэнсиндза» в сентябре 1945 года спектакль «Сукэроку» Дзихэя Цуути, один из самых популярных классического репертуара кабуки . В декабре усилиями трёх трупп театра сингэки «Бунгакудза», «Хайюдза» и «Токё гэйдзюцу гэкидзё» был поставлен «Вишнёвый сад» А. П. Чехова , что ознаменовало возвращение на японскую сцену и русской драматургии . В 1946 году вернулся к театральной деятельности репрессированный Томоёси Мураяма; в организованную им труппу сингэки «Синкё гэкидан» вошли 40 актёров, придерживающихся наиболее левых взглядов. Подвергался критическому переосмыслению классический репертуар кабуки; в октябре 1946 года под руководством Мураямы в театре «Дзэсиндза» была поставлена антифашистская пьеса американской писательницы-драматурга Лилиан Хелман «Стража на Рейне» .

Литература

По окончании войны возобновили выпуск такие литературные, театральные и общественно-политические журналы, как «Бунгэй сюндзю» («Литературная летопись»), «Тэаторо» («Театр»), «Тюо корон» («Центральное обозрение»), появились новые издания - «Синсэй» («Новая жизнь»), «Синтё бунгэй» («Литература нового направления»), «Тэмбо» («Панорама»). Увеличение числа печатных изданий открыло новые возможности перед японскими авторами. В 1946 году Кафу Нагаи были опубликованы несколько произведений («Танцовщица», «Непрошенные заметки», «Взлёт и падение» и др.), которые в целом отражали довоенный жизненный опыт писателя. В том же году опубликовали свои работы два крупнейших писателя неогуманистического направления: Хакутё Масамунэ («Тяга к новому», «Меняющийся мир», «Страдания жертвы войны») и Наоя Сига («Серая луна») .

Началось возрождение подавленного в 30-х годах демократического литературного движения, во главе его стали литературный критик Курэхито Курахара (род. 1902), а также писатели Сунао Токунага и Юрико Миямото . В декабре 1945 года было создано Общество новой японской литературы (Син нихон бунгаку кай), которое ставило своей целью борьбу за демократическое развитие японской литературы . Общество повсеместно организовывало литературные кружки для молодёжи и вело работу по привлечению в свои ряды демократически настроенных литераторов .

Юрико Миямото, переживавшая в этой период новый расцвет творчества, опубликовала несколько произведений: «Футисо» (1946), «Равнина Бансю» (1946-1947), «Два дома» (1947), «Вехи» (1947-1949), первые два из которых показывают жизнь в стране после капитуляции, а последние являются заключительными частями её автобиографической трилогии. Сунао Токунага опубликовал поесть «Спи с миром, жена!» (1946-1948), в который раскрыл свои переживания предвоенных и военных лет, и роман «Тихие горы» (1950), в которой изобразил борьбу рабочего класса в новых условиях .

Демократический подъём испытывала и поэзия: при Обществе новой японской литературы была создана секция поэтов. Результатом её работы стал выпуск журнала «Новые японские поэты» («Син нихон сидзин»). К обществу примкнули такие поэты, как Дзюн Окамото, Мицухара Канэко, Киёси Акияма, один из крупнейших поэтов периода пролетарского литературного движения Сигэдзи Цубои выпустил в 1946 сборник стихов «Плоды» .

По окончании войны сложилось ещё одно писательское объединение - «Послевоенная группа» («Сэнго ха»), участники которой своими задачами ставили формирование «современного свободного человека» и углублённое изображение личности . С января 1946 года «Сэнго ха» стала выпускать журнал «Новая литература» («Киндай бунгаку»), вокруг которого постепенно сложилась группа завоёвывавших внимание читателя писателей - Хироси Нома , Риндзо Сиина, Харуо Умэдзаки, Синъитиро Накамура и др.

Участникам «Послевоенной группы» было свойственно резко отрицательное отношение к войне, значительную роль в их творчестве играла критическая литература. Среди проблем, поднимавшихся «Сэнго ха» - вопрос взаимоотношения искусства и политики, а также вопрос о «современной личности»: представители группы, объяснявшие отсутствие организованного сопротивления распространению фашизма интеллигенцией отсутствием у японцев качеств «раскрепощённой современной личности», делали вывод, что главной задачей литературы является выработка и последующее распространение правильного понимания отношений личности и общества, прежде пренебрегавшего интересами индивидуума .

Рост интереса к культурному наследию в области литературы выразился в увеличении числа изданий, посвящённых таким жанрам поэзии, как танка и хайку: «Танка дзасси» («Журнал танка», 1948), «Танка хайку кэнкю» («Изучение танка и хайку», 1948), «Танка сэйтё» («Звук танка», 1950) и др. Эта тенденция привела и к созданию Дзюндзи Киноситой нового жанра пьес минвагэки на темы народных сказаний. Пьесы Киноситы ставились коллективами различных направлений и жанров и вызвали такой интерес, что даже было создано Общество по изучению народных сказаний. В конце 1940-х годов приобретают популярность литературные произведения, в которых воспевается специфика национальных обычаев и традиций: Дзюнъитиро Танидзаки публикует роман «Мелкий снег» (1947), а Ясунари Кавабата - «Тысячу журавлей» (1949-1951) .

Ещё один японский писатель, Тацудзо, Исикава, в романе-эпопее «Тростник под ветром» (1949), описывая время с конца Второй мировой войны до запрещения всеобщей забастовки штабом в феврале 1947 года, говорил о недопустимости повторения той трагедии, что пережил японский народ в годы войны. В 1952 году свой антивоенный роман «Огни на равнине» на основе личных воспоминаний создал Сёхэй Оока ; по сюжету произведения рядовой Тамура становится свидетелем того, как его озверевшие товарищи доходят до каннибализма .

Кинематограф

Значительное внимание Управление гражданской информации и просвещения уделяло восстановлению японского кинопроизводства . В октябре 1945 года была издана директива, определявшая принципы, которыми следовало руководствоваться участникам съёмочного процесса: отказ от идеи японского милитаризма, стимулирование либерального движения и создание условий, при которых исключается новая угроза миру со стороны Японии. Для осуществления этого распоряжения в декабре 1945 года была создана Федерация кинопродюсеров (Эйга сэйсакуся рэнгокай). Ещё раньше, в ноябре, был определён список из 277 старых фильмов, которые было запрещено демонстрировать из-за их направленных на пропаганду националистских и милитаристских идей .

Преобразования открыли путь на японский экран ранее цензурировавшихся любовных сцен и сцен с поцелуями. Руководство штаба не стало поддерживать это табу и не стало препятствовать потоку американских фильмов, наводнивших послевоенную Японию. Благодаря этому в стране появились «фильмы с поцелуями» («сэппун эйга») и «фильмы с обнажённым телом» («хадака эйга»): благодаря возможности включать в картины любовные сцены японские кинематографисты получили возможность привлечь зрителей и хорошо заработать (например, фильмы 1946 года «Ученица и учитель» и «Ночной поцелуй») .

В кинематографе наиболее сильно из всех видов искусства проявилась политика «обратного курса». В 1948 году было уволено 270 сотрудников кинокомпании «Тохо », выпускавшей фильмы с осуждением бюрократии и героизацией коммунистов революционеров. После забастовки, объявленной в «Тохо» и продолжавшейся 195 дней были уволены ещё 100 человек - профсоюзных активистов и коммунистов . Оставшиеся без работы создали собственные объединения, организовали сбор средств и наладили внестудийный выпуск продукции, таким образом положив начало независимому японскому кинематографу. Крупные же кинокомпании всё больше уделяли внимание выпуску антикоммунистических и милитаристских фильмов . Впоследствии период с 1948 по 1953 год оказался запечатлён в фильме «Японская трагедия» (1958) Кэйсукэ Киноситы, в которой рассказывается история бедной женщины, не интересующейся политикой и не понимающей значения послевоенных событий .

Народная поддержка сделала возможным выпуск новых фильмов ; существуя за счёт помощи зрителей, независимому кино удалось создать свою прокатную сеть . В 1951 году вышла картина «А всё-таки мы живём», рассказывающая о жизни японских рабочих, режиссёра Тадаси Имаи , работавшего в документально-реалистическом стиле . В послевоенную эпоху Имаи стал всё больше внимания уделять гуманистическим вопросам, предпочитая их развлекательной стороне кино, и исследовал причины несчастий в жизни добрых людей. Так, в его фильме 1952 года «Школа эха» рассказана история молодого учителя, который вместе со своими учениками, продолжает занятия в своей деревушке, несмотря на бедность .

В 1952 году выходит фильм «Дети атомной бомбы» в стиле документального кино по сценарию Канэто Синдо , потерявшем в день бомбардировки Хиросимы свою семью . В послевоенное время продолжал активно работать классик японского кинематографа Кэндзи Мидзогути : его фильм «Женщина Сайкаку» о дочери придворного

Японская оккупация Индонезии в ходе Второй мировой войны длилась с 9 марта 1942 года по 17 августа 1945 года . Япония без труда захватила Индонезию, не встречая сопротивления местного населения, поскольку сама страна на момент оккупации являлась колониальным владением Нидерландов и называлась Голландская Ост-Индия . Поскольку Япония была не в состоянии контролировать огромные территории от Алеутских до Соломоновых островов, то она делала ставку на создание туземной администрации с привлечением к управлению местного населения. Идеологически, Япония стремилась показать, что она стремится к созданию сферы сопроцветания Великой Восточной Азии . Эти идеи нашли сочувствие у индонезийских борцов за независимость. Именно в годы японской оккупации появились «ростки независимости». В японской колониальной администрации начал свою карьеру будущий президент страны Сукарно . Легальное положение обрел национальный флаг, гимн и язык. Появились индонезийские вооруженные формирования.

Предвоенное положение в Нидерландской Ост-Индии

24 мая 1937 года радикальные националисты и некоторые члены подпольной компартии создали «Движение индонезийского народа» («Гериндо»). Движение Гериндо, не провозглашая принцип несотрудничества, выступало за политическую и экономическую независимость страны, а также за борьбу против фашизма. В связи с распространением слухов о том, что в соответствии с Антикоминтерновским пактом Германия и Япония договорились о разделе Индонезии, в 1939 году Гериндо потребовало принять меры к развитию экономики Индонезии и к созданию народной милиции для обороны архипелага.

Проведение в жизнь пропагандистской кампании было возложено на отдел пропаганды 16-й армии. Разработанный в Токио план назывался «Тига-А» («Три А»), что расшифровывалось как три ипостаси Японии в Азии: «светоч», «вождь» и «покровитель». Цель кампании заключалась в доказательстве индонезийцам общности их интересов с Японией, после чего они должны были трудиться на японскую армию и поддерживать японскую войну.

Создание национальной администрации

Вскоре после оккупации японцами Суматры полковник Фудзияма, командовавший разместившейся там дивизией, приказал отыскать Сукарно и доставить его к себе. После недолгих колебаний, Сукарно дал согласие. Сам он впоследствии вспоминал:

Наш народ ненавидел голландцев, тем более теперь, когда они бежали, как крысы, оставив нас на милость победителей. Никто из них даже не пытался защитить нас или нашу страну… Я знал жестокость японцев, знал, как они себя вели на оккупированных территориях, но что поделать - с этим нам пришлось смириться на несколько лет.

Узнав о том, как Фудзияма использует Сукарно, командующий размещённой на Яве 16-й армией генерал Имамура попытался также привлечь на свою сторону местных националистических лидеров, однако те указали, что без привлечения к работе на Яве самого Сукарно из движения «Тига-А» ничего не выйдет. Поэтому в июле 1942 года Сукарно был перевезён на Яву. Сразу же после прибытия Сукарно встретился с основными лидерами индонезийского национализма - Хаттой и Шариром , и предложил им сотрудничество до тех пор, пока не будут изгнаны японцы. План Сукарно заключался в том, чтобы использовать все легальные возможности для укрепления индонезийских освободительных сил и создания национальных организаций. Как говорил Сукарно, «мы посадили семена национализма - теперь пускай японцы их выращивают».

Путера

Все жившие на архипелаге европейцы - порядка 62 тысяч человек - к концу 1943 года оказались в концлагерях, из них лишь треть было мужчинами, остальные - женщины и дети. Помимо них, ещё около 45 тысяч человек содержалось в лагерях для военнопленных.

Для денежных расчётов на территории оккупированной Индонезии японцы выпустили специальные оккупационные гульдены . Реальная их стоимость быстро падала, что привело к такому необычному результату, как погашению индонезийскими крестьянами своих долгов перед помещиками: долги крестьяне стали отдавать исключительно оккупационными деньгами, а не принимать их помещики не могли, ибо в этом случае могли вмешаться японцы, вынужденные выступать на стороне крестьян чтобы не признавать, что их деньги являются фикцией.

ПЕТА

Мы, индонезийская нация, настоящим провозглашаем независимость Индонезии. Вопросы, связанные с передачей власти, и другие вопросы будут решены самым тщательным образом в кратчайший срок.

Сразу после распространения текста декларации средствами массовой информации по всей стране начались массовые манифестации, в ходе которых демонстранты срывали японские флаги. 19 августа было сформировано первое правительство независимой Индонезии. Так как японцы не отрицали за Индонезией права на независимость, то они не предпринимали никаких действий, направленных на свержение правительства Сукарно, однако продолжали вести борьбу с радикальными индонезийскими группировками, тем самым расчищая дорогу умеренным элементам, сотрудничавшим с японцами в годы оккупации. Правительство Индонезии продолжало вести себя сдержанно по отношению к японской администрации, а 29 августа 1945 года приняло резолюцию, в которой говорилось, что господство Нидерландов над Индонезией завершилось 9 марта 1942 года, так как нидерландское правительство оказалось неспособным обеспечить безопасность и благосостояние индонезийского народа.

Союзники не имели свободных войск для немедленного десанта в Индонезии, и потому лорд Маунтбеттен мог лишь послать маршалу Тэраути телеграмму, в которой возлагал ответственность за поддержание порядка в Индонезии до прихода туда Союзников на японские войска. Одновременно Маунтбеттен направил в Джакарту миссию адмирала Петерсона, которая должна была проследить, чтобы японцы не капитулировали перед «самозванцами». Прибыв в Джакарту 15 сентября на крейсере «Кэмберленд» Петерсон обнаружил, что Республика Индонезия уже существует, причём не только в столице, но и в провинциях, что действует гражданская администрация, созданы министерства и ведомства и даже гражданская полиция. Он попытался заставить японский гарнизон Сурабаи продержаться до подхода англичан, но японцы наотрез отказывались сражаться, и к концу сентября сдались индонезийским отрядам.

29 сентября 1945 года в Джакарте высадился первый английский небольшой десант. Его командир генерал-лейтенант Кристисон сделал официальное заявление, что десант прибыл для того, чтобы разоружить японцев. Сукарно, выступая 2 октября, обратился к индонезийцам с просьбой сохранять спокойствие: если цели англичан таковы, как официально объявлено, то индонезийское правительство им препятствовать не будет. Однако Петерсен заявил, что английские войска будут поддерживать в стране порядок до тех пор, пока не начнёт функционировать законное правительство Нидерландской Ост-Индии. 4 октября прибыла новая партия британских войск, а также переброшенные из Европы первые нидерландские части, рассматривавшие индонезийцев как коллаборационистов , которых необходимо разоружить наравне с японцами. В этих условиях 5 октября Сукарно опубликовал президентский декрет о создании Национальной армии Индонезии.

Понимая, что для дальнейшего контроля над страной необходимо овладеть морской базой в Сурабае, 25 октября 1945 года англичане высадили там войска. Индонезийские отряды отказались сдать оружие, и началась

Послевоенную историю Японии можно разделить на пять основных этапов: 1) 1945-1951 гг. - период американской военной оккупации; 2) 1951 - 1960 гг. - период «послеоккупационной политики»; 3) 1960-1973 гг. - период высоких темпов экономического роста; 4) 1974-1989 гг. - период умеренных темпов экономического роста; 5) 1990-2010-е гг. - постбиполярный период.

Период американской военной оккупации

После подписания акта о полной и безоговорочной капитуляции 2 сентября 1945 г. Япония оказалась под управлением американской оккупационной администрации. Для реализации оккупационной политики союзные державы создали два органа: Союзный совет для Японии, действовавший в Токио для непосредственного консультирования главнокомандующего оккупационными войсками, и работавшую в Вашингтоне Дальневосточную комиссию, которая определяла политическую линию в отношении выполнения условий капитуляции. В реальности, однако, ключевую роль в проведении оккупационной политики играло командование американских оккупационных войск в Японии. Главнокомандующий издавал в адрес японского правительства меморандумы и директивы, которые были обязательными для исполнения и оформлялись в виде соответствующих законов или постановлений уже от имени японских властей.

На первом этапе оккупации (1945-1948) в стране были проведены масштабные демократические реформы, затронувшие экономическую, политическую и социальную сферы. В мае 1947 г. в силу вступила новая демократическая конституция, проект которой был подготовлен в штабе главнокомандующего оккупационными войсками генерала Д. Макартура (D. MacArthur).

Для США важно было устранить военную угрозу со стороны Японии, минимизировать даже теоретическую возможность появления нового милитаристского режима , для чего было необходимо создать прочные основы для развития демократии в стране. Поэтому реформы были направлены на коренную демилитаризацию и демократизацию Японии. Прежде всего следовало решить вопрос о суверенитете - источнике власти. В отличие от довоенной конституции 1889 г., где в качестве источника власти был указан император, в преамбуле японской конституции 1947 г. было отмечено, что суверенитет принадлежит народу, который реализует его через всенародно избираемый парламент.

Ликвидировался институт «государственного синто». Император отказывался от своего божественного происхождения, для чего он выступил по этому поводу со специальной речью по радио 1 января 1946 г. По конституции император становился «символом государства и единства народа». Прерогативы императора теперь стали носить исключительно церемониальный характер. В рамках проводившейся реформы образования из школьных программ были изъяты положения, пропагандировавшие чувство национальной исключительности японской нации, верноподданнический долг по отношению к императору и т.д.

В сфере государственного управления вводилась кабинетно-парламентская система , в рамках которой парламент избирается всенародным голосованием, а глава исполнительной власти выбирается парламентом страны из числа своих членов (ст. 67). Он формирует кабинет министров, который, как указано в конституции, должен в большинстве своем состоять из членов парламента (ст. 68). Каждый из членов кабинета возглавляет одно из министерств, а законопроекты вносятся в парламент, главным образом, от имени правительства. Важным моментом явилось положение ст. 66 конституции о том, что кабинет министров, являющийся центральным органом исполнительной власти, несет перед парламентом коллективную ответственность.

Обширный ряд конституционно оформленных положений был призван закрепить центральную роль парламента в политической системе страны. Основополагающей в этом отношении стала ст. 41 конституции, определившая парламент как «высший орган государственной власти» и «единственный законодательный орган государства». Конституцией определялась двухпалатная модель парламентской системы , в целом нехарактерная для унитарных мононациональных государств с демократическими принципами государственного устройства. Для Японии смысл существования двухпалатной системы заключается в создании более сбалансированной конфигурации парламента за счет особого статуса палаты советников, которая более устойчива к колебаниям политической конъюнктуры, поскольку, в отличие от палаты представителей, неподвержена роспуску со стороны исполнительной власти. В обеих палатах парламента создавалась система комитетов и комиссий по различным аспектам государственной политики, которые становились главной ареной проведения парламентских дискуссий.

Особое место в ряду политических преобразований стало введение гарантий политических прав и свобод : свободы слова, собраний, объединений, право на создание профсоюзов, политических партий и общественных организаций (по старой конституции права подданных могли ограничиваться действующими законами). Важным шагом на пути к демократизации стало введение всеобщего избирательного права. В отличие от избирательного закона 1925 г., новый закон распространил избирательные права на женщин и снизил возрастной ценз активного избирательного права с 25 до 20 лет. Было провозглашено равенство всех граждан перед законом, запрещены все виды дискриминации по признакам расы, религии, пола и социального происхождения. Была поставлена цель гарантировать открытое выражение любых политических взглядов, не противоречащих закону, для предотвращения довоенной ситуации, при которой государственная власть была освобождена от критики.

Большое место в общем ряду послевоенных реформ занимают шаги по демилитаризации политической, экономической и общественной жизни. Императорская армия была расформирована, а в конституцию была введена уникальная для современного конституционного права ст. 9, в соответствии с которой японский народ отказывался от войны как средства решения международных споров. Другой гарантией от возрождения милитаризма стало положение о том, что глава правительства и члены кабинета министров должны быть гражданскими служащими (ст. 66 конституции). Было ликвидировано министерство внутренних дел, в сферу полномочий которого в довоенной Японии входила охрана общественного порядка и деятельность полиции, выборы всех уровней, включая губернаторов префектур, а также вопросы деятельности местных органов власти.

На смену централизованной системе государственной власти пришла двухступенчатая система, в рамках которой наряду с центральным правительством создавалась система местного самоуправления, имеющая независимое финансовое обеспечение. Все руководители местных органов власти всех уровней стали выборными.

Была проведена судебная реформа: переписан гражданский кодекс на базе демократических норм права, с целью повышения независимости судов были ослаблены прерогативы министерства юстиции, касающиеся контроля судебной системы, и одновременно усилены полномочия Верховного суда.

В 1946-1948 гг. державами-нобедительницами был проведен Международный военный трибунал для Дальнего Востока (Токийский процесс), который принял постановление о преступном характере политики японского правительства в ходе Второй мировой войны. Деятели военного времени, занимавшие ключевые посты в правительстве, политических партиях и крупнейших экономических структурах Японии, были привлечены к уголовной ответственности и оказались за решеткой, а семь человек, включая двух бывших премьер-министров - X. Тодзё (Н. Tojo) и К. Хирота (К. Hirota) - приговорены к смертной казни и повешены.

Это важно!

Следует отметить, однако, что, несмотря на большой масштаб репрессивных мер (эти меры, имевшие широкий диапазон применения - от уголовной ответственности до запрета занимать общественные должности - коснулись примерно 200 тыс. человек), политические чистки не имели всеобъемлющего характера, как это было в послевоенной Германии в рамках политики денацификации, и не затронули костяк гражданской бюрократии довоенного времени.

Именно из довоенной бюрократии в дальнейшем черпались кадры для высшей политической элиты. Этому способствовала формировавшаяся в Японии на протяжении многих веков конфуцианская традиция высокого общественного кредита по отношению к чиновникам. С учетом того обстоятельства, что любые альтернативные политические институты, включая политические партии, были на тот момент слабыми и не пользовались большим доверием в обществе, оккупационные власти, нуждавшиеся в институциональных инструментах проведения своей политики, были вынуждены опираться на существующие структуры правительства. Свою роль играло и то, что ограниченные чистки, проводившиеся оккупационными властями, затронули в первую очередь руководство довоенных политических партий, стоявших у власти, а также верхушку военной администрации. Таким образом, гражданская бюрократия заполнила собой тот вакуум власти, который образовался на волне указанных чисток.

На первом этапе оккупационной политики особым расположением оккупационных властей, стремившихся найти политическую альтернативу дискредитировавшим себя довоенным партиям, пользовались именно левые партии, в наибольшей степени пострадавшие от довоенных репрессий. Полностью легализована была компартия страны, основанная в 1922 г. и вынужденная уйти в подполье в условиях жестких репрессий довоенного времени. В ноябре 1946 г. была создана Социалистическая партия Японии, лидер которой Т. Катаяма (Т. Katayama) в 1947 г. па недолгое время возглавил правительство. Ряд мер был предпринят для становления в стране гражданского общества. Началось активное развитие профсоюзного движения.

Были распущены финансово-промышленные группировки дзайбацу , игравшие ключевую роль в экономике довоенного времени. Тем самым в стране создавались условия для развития свободной конкуренции и рыночных отношений. Была проведена земельная реформа , призванная покончить с помещичьим землевладением. В ее рамках был установлен потолок максимального размера индивидуальных земельных владений, составлявший в среднем по стране менее 3 га (для Хоккайдо в среднем до 12 га). Структурные реформы в экономике имели большие политические последствия, заложив экономические основы для развития демократической системы. Вместе с тем эти преобразования не носили радикального характера, а преемственность с довоенным периодом проявилась в дальнейшем в формировании специфической для Японии ограниченно рыночной экономической модели.

Это важно!

В целом можно заключить, что принятие конституции 1947 г. и демократические реформы 1940-х гг. имели решающее значение для дальнейшего развития всей политической системы. Результаты этих реформ были с одобрением восприняты народом Японии.

На втором этапе оккупационной политики (1948-1951) в условиях обострения противоречий между СССР и США, начала «холодной войны», а также прихода к власти в Китае компартии, Вашингтон стал рассматривать Японию в контексте политики сдерживания коммунизма. В этой связи были внесены существенные коррективы в политическую составляющую оккупационного режима. США начали поддерживать умеренно консервативные силы, которые поощрялись в их борьбе с левым движением, и прежде всего коммунистами. В Вашингтоне было принято решение активно содействовать экономическому развитию Японии с целью предотвращения распространения коммунистической идеологии и создания в ее лице некой витрины капитализма на Дальнем Востоке. Кроме того, был взят курс на перевооружение Японии, за которым стояла идея ее превращения не только в политического, но и военного союзника. Новые акценты в политике оккупационных властей получили известность в историографии под общим названием «обратного курса».

Энергичные меры по стабилизации экономического положения страны, известные как «линия Доджа» - по имени разработавшего их американского банкира Д. Доджа (J. Dodge), включали жесткие меры контроля над бюджетными расходами и денежной эмиссией, замораживание заработной платы и освобождение ранее регулируемых цен на потребительском рынке, введение фиксированного курса иены и т.д. Одновременно проводилась налоговая реформа, направленная на отказ от архаичной и запутанной довоенной системы налогообложения и повышение ее эффективности, которая проводилась в соответствии с выводами направленной в Японию группы американских специалистов - «миссия К. Шоупа» (С. Shoup). В результате последовательного проведения в жизнь рекомендаций американских консультантов к середине 1950 г. правительству удалось существенно улучшить баланс государственного бюджета, снизить инфляцию, либерализовать цены и стабилизировать обменный курс национальной валюты.

С 1950 г. в Японии начался экономический бум , связанный с началом войны в Корее. Поскольку территория страны использовалась как тыло-

вая база американских вооруженных сил, японские предприятия получили большой объем «специальных заказов», связанных как с товарными поставками, гак и с оказанием большого объема услуг. В сочетании с хорошей конъюнктурой на мировых рынках это позволило не только ускорить процесс послевоенного восстановления, но и добиться наращивания экспортного потенциала японской экономики. В ходе Корейской войны Вашингтон окончательно оформил курс на превращение Японии в своего стратегического союзника. Была ускорена работа по завершению оккупационного правления и активизирована подготовка к подписанию союзнического договора с Японией, который бы подвел юридическую базу под размещение американских военных баз на ее территории.

С 4 по 8 сентября 1951 г. в Сан-Франциско состоялась конференция, посвященная заключению мирного договора с Японией. На конференцию, в которой приняли участие 48 стран, не были приглашены представители Китая и Тайваня, по разным причинам отсутствовали представители Индии и Бирмы.

8 сентября Сан-Францисский мирный договор был подписан представителями 49 стран. СССР прислал свою делегацию, но отказался ставить подпись под договором, во многом из солидарности с отсутствовавшим на конференции коммунистическим Китаем, являвшимся на тот момент его стратегическим союзником. Советский представитель заявил на пресс- конференции, что Москва рассматривает договор как сепаратный.

Это важно!

Договор содержал декларацию о прекращении состояния войны и аннулировал результаты японской агрессии на Тихом океане. Вопрос о репарациях решался в необременительном для Японии порядке. Япония признала независимость Кореи, отказалась от всех прав на Формозу (Тайвань), Пескадорские острова, а также от прав и претензий на Курильские острова и на ту часть Сахалина, суверенитет над которым она приобрела по Портсмутскому мирному договору. Вместе с тем в тексте договора не упомянуто, в чыо пользу Япония отказывается от этих территорий, что в условиях отказа СССР подписывать договор стало в дальнейшем использоваться официальным Токио в качестве одного из аргументов для обоснования его позиции в территориальном споре с Москвой.

не только для «поддержания мира и безопасности на Дальнем Востоке», но и для подавления по просьбе японского правительства внутренних беспорядков в стране. Одна из статей договора запрещала Японии предоставлять без согласия США военные базы третьим странам.

В подписанном в январе 1952 г. «административном соглашении» оговаривались конкретные условия размещения американских войск, которые получили возможность создавать свои военные базы в любых районах Японии, использовать объекты гражданской инфраструктуры. Американским военнослужащим и их семьям предоставлялось право экстерриториальности (вскоре, однако, под давлением японской общественности над размещенными в Японии американскими военными, наряду с юрисдикцией США, стала признаваться и юрисдикция Японии).

Подписание Японией мирного договора возвращало ее в систему международных отношений в качестве полноправного субъекта. Оккупационный период закончился. В рамках «договора безопасности» с США Япония становилась одним из звеньев в системе договоров с ключевыми союзниками Вашингтона на Тихом океане, заключенных США в рамках доктрины «сдерживания коммунизма». Вместе с тем особенность договора с Японией заключалась в том, что та, в отличие от прочих союзников США (Южная Корея, Филиппины, Австралия и Новая Зеландия), не несла обязательств но защите американской территории, будучи связанной конституционными ограничениями на отправку войск за рубеж.