Язык мимики и жестов человека. Эмоции. мимика. жесты

Большинство людей совершенно недооценивают роль жестов и мимики в общении, уделяя больше внимания словам. Однако, именно основываясь на невербальных сигналах, создаётся первое впечатление о собеседнике. Оно же впоследствии запоминается на очень долгое время.

Фанатики красочны, а человечеству приятнее видеть жесты,
нежели выслушивать доводы.
Фридрих Вильгельм Ницше

Жесты, как невербальное средство общения

Действия и различные жесты, которыми мы сопровождаем нашу речь, вносят значительный вклад в наше выступление.

Они помогают или, наоборот, отвлекают слушателей от разговора. Даже полное отсутствие жестов тоже несёт определённую информацию.

В любом случае невербальная речь очень многое может рассказать о нас, как ораторах.

Рукопожатие

Обращая внимание на действия и поступки, которые люди делают неосознанно, можно многое о них узнать. Например, рукопожатие .

Совершая это действие, человек не задумывается, как именно он это делает. Очень часто из-за этого рукопожатие получается неправильным.

  • Если оно неуверенное и вялое , то это наверняка вызовет у собеседника мысль, что не вы здесь авторитет .
    Также нельзя переусердствовать, сжимая руку собеседника, словно клещами . Такой жест можно воспринять, как желание навязать свою волю .

Не контролируемые прикосновения

Существуют различные, не контролируемые сознанием жесты, такие как ерзанье на стуле , прикосновение к лицу , волосам .

Они свидетельствуют о вашей взволнованности и даже лукавости.

  • Когда причёску поправляет женщина , это воспринимается как сексуальный жест , символизирующий «прихорашивание».
    Всякие прикосновения ко лбу, носу, рту на языке жестов расценивается как неправда . Бессознательно вы пытаетесь нейтрализовать ложь, которую говорите, тем самым пытаясь закрыть самому себе рот.

Почему жесты необходимо распознавать

Все люди периодически врут. Вот почему так важно умение расшифровывать действия, которые не контролируются сознанием.

Бессознательные жесты и телодвижения могут выдать обманщика. Многие психологи убеждены, что лгуна всегда можно распознать, как бы он ни старался скрыть свою ложь. Его выдаст несогласованность между тем, что он говорит и тем, что делает.

Руки нам все расскажут о собеседнике

Стоит обращать внимание на симметрию :
  • Когда человек жестикулирует одной рукой , выглядит это неестественно . Поэтому необходимо использовать обе руки попеременно или в равной мере.
    Скрещивание рук во время разговора, наталкивает ваших собеседников на мысль, что вы демонстрируете свой скепсис либо не верите своим же словам.

Видео: Интересные факты о жестах. Язык жестов

Осанка

О многом может рассказать осанка:
  • Сутулых , сгорбленных людей всегда принимают за неуверенных в себе или апатичных. Таких людей считают нервными или нездоровыми.

Часы

Постоянно поглядывая на часы, вы можете разозлить собеседника . Этот жест нужно делать как можно незаметней или вовсе от него отказаться .

Роль языка жестов и мимики при невербальном общении

Язык жестов необходим не только в общении. Он помогает менять собственный подход ко многим вещам. Так как выразительность языка жестов достаточно высокая, то использовать его следует крайне осторожно.

Элементы невербальной коммуникации многозначны, следовательно, и толковать их нужно только исходя из контекста определённой ситуации.

Однако нельзя безоговорочно доверять исключительно бессознательному поведению. Необходимо воспринимать информацию в комплексе, совмещая невербальную информацию с вербальной. Имея уже определённые знания о конкретных человеческих жестах, можно лишь основываться на них.

Необходимо развивать наблюдательность , так как она помогает собрать как можно больше сведений о людях, с которыми приходится общаться.

Умение слушать - отличный навык . Интонация и звучание голоса имеют не меньшее значение, чем сам смысл слов.

Следим за собой

Собственным бессознательным поступкам также нужно уделять внимание.

Подмечая исходящие от нас сигналы, нужно отмечать нашу реакцию на происходящее, запоминать изменение голоса, положение тела, жесты.

Необходимо учитывать внутренние сигналы, которые ощущаем мы. К таковым относится нервная дрожь, оповещающая о возбуждении или, например, головная боль, предупреждающая о стрессе.

Заключение

Язык жестов используют и для того, чтобы объяснить поведение людей, и для достижения успеха в жизни. Научившись правильно интерпретировать различные поступки и действия можно помочь как самому себе, так и другим.

Ведь если правильно расшифровать бессознательные сигналы , которые поступают к нам от других людей, можно постичь скрытые их мотивы .


Человеку свойственно в процессе общения выражать свои эмоции и чувства, независимо от устного изложения или в виде письменных сообщений. Люди, при непосредственном контакте друг с другом, используя мимику, язык тела и жестов вносят в повествование яркие краски. Появляется возможность понять, заинтересовала собеседника эта тема или оставила равнодушным.

Невербальное общение. Правда или миф?

Некоторые сомневаются в существовании языка тела, считая все разговоры на эту тему пустым вымыслом.

Противники теории поз и жестов утверждают, что изменение положения тела происходит совсем по иным причинам. К примеру, при положении сидя человеку удобней скрестить руки, если нет подлокотников, а вовсе не потому, что тот мизантроп.

Зевать начинают не только от того, что начинают скучать. Недостаток кислорода в тесном кабинете или переутомление могут спровоцировать этот процесс. Следовательно, до формулировки выводов необходимо понять, почему собеседник начал активно жестикулировать или вращает в руках какой-либо предмет.

Раскрыть язык жестов поможет эксперимент. А испытуемыми могут стать друзья и родственники, мимика, позы и жесты которых в разных жизненных ситуациях меняются. Но ни в коем случае не стоит навязываться и давить, иначе можно нанести урон многолетней дружбе и хорошим отношениям.

Невербальные средства коммуникации


Невербальным средством общения является процесс передачи мыслей без использования речи – второй сигнальной системы. Он вбирает в себя 60–80% завуалированной информации.

Каждый из нас, общаясь с оппонентом, грамотно излагающим суть дела и аргументирующим фактами, зачастую чувствует в его словах некий подвох. Но, несмотря на достоверность и правдивость сведений, интуиция подсказывает, что не стоит целиком полагаться на этого человека. И при дальнейшем общении ощущается дискомфорт, человек ищет, к чему бы придраться.

И, действительно, собеседника выдают изменения мимики, позы и жестикуляции, противоречащие его гладкому изложению. Появляется некое несоответствие и возникают серьезные опасения, что он действует совсем не в ваших интересах.

Человеку трудно долго сдерживать эмоции, они должны найти выход. Но в силу обстоятельств, правил приличий и норм общества мы не вольны отдаваться на волю чувств и выражаем их, меняя позу, мимику и жесты. Нередко такое поведение становится нормой и превращается в привычку.

Примеры невербального общения


  • Если девушка, демонстрируя свое запястье, общается с представителем противоположного пола, она дает ему понять, что готова сблизиться с ним. А если еще красит губы яркой губной помадой, то он действительно стал объектом ее страсти.
  • Существует распространенный метод налаживания контакта с новыми знакомыми: следует копировать его жесты и позы. Если собеседник скрестил руки, можно повторить это телодвижение. Данная манипуляция способствует невербальному единению. Существует целый свод таких небольших хитростей.

Чтобы уловить истинный смысл, необходимо уделить пристальное внимание положению рук и ног собеседника.

Главным образом жесты и позы подчеркивают правоту, а иной раз и противоречат сказанному.

Трудно поверить человеку со скрещенными конечностями, убеждающего другого в благих намерениях. Вряд ли он исполнит обещанное. Наверняка он использует расположение и доверие партнеров в личных интересах.

Посредством жестов и позы можно утаить часть информации от оппонентов. Несмотря на непринужденность и легкость в общении, поза дает понять, что владелец ни с кем не намерен делиться важными сведениями.

Психология жестов

Алана Пиза, известного психолога, называют «мистером языка телодвижений». Автор выпустил свои произведении миллионными тиражами. Алана Пиз задался целью не только научить читателя «расшифровывать» язык тела, но и применять приобретенные знания на практике. Не ускользают от его внимания даже малейшие изменения, вплоть до расширения зрачков и смежевания век.

Во-первых, появляется возможность наладить коммуникации.

Во-вторых, можно с большой долей вероятности просчитать дальнейшие действия человека.

С позиций психологических знаний Алан акцентирует внимание на отличительные особенности поведения и жестикуляции у женщин и мужчин.

Помимо гендерных различий, резко разнятся телодвижения руководителей и подчиненных. Наблюдая беседу, можно зафиксировать быструю смену эмоций.

Невербальное поведение и жесты

  • Если знакомый горбится, это свидетельствует о том, что ему нанесли сильнейшую обиду или он пережил мощный стресс. Непомерная «тяжесть проблем» не дает ему расправить плечи. Он испытывает дискомфорт от того, что не может справиться с ситуацией и таким образом закрывается.
  • Если собеседник наклоняется в сторону оратора, то это значит, что он заинтересован темой беседы. Так он старается приблизиться к источнику информации.
  • Наклоняя голову и одновременно опуская веки, собеседник высказывает полное одобрение. Можно не сомневаться в его уважительном отношении. Напротив, если человек часто трогает руками лицо, касаясь глаз или уголков рта, он вам не доверяет.
  • Состояние индивида выдают руки. При волнении и раздражении человеку свойственно поглаживать себя, поправлять волосы или катать и теребить первые попавшиеся предметы в руках. Иногда он засовывает пальцы в рот. В этом случае ему необходимы поддержка и одобрение оппонента.
  • Доверие, открытость, готовность к сотрудничеству демонстрируют раскрытые ладони. Если он не скрещивает локти и ноги, то импонирует вам. А если он отвел руки за спину и высоко поднял подбородок, то тем самым демонстрирует свое превосходство.
  • Чтобы убедить партнера в серьезном и ответственном подходе к дальнейшему сотрудничеству, следует использовать следующий метод. В ходе деловых переговоров необходимо мысленно нарисовать потенциальному партнеру треугольник между глазами выше переносицы и смотреть в эту зону.

75 признаков языка тела по Максу Эггерту

Физический знак

Возможные значения

Движения кадыка

Тревога, ложь

Руки перед корпусом, прикосновения к сумочке, украшениям, воротнику рубашки и т.п.

Неуверенность

Одна рука поперек тела, закрепившись за другую руку

Неуверенность

Руки и ладони открыты

Открытость, искренность

Руки скрещены на груди

Отгораживание от кого-то или чего-то, не признаваемого, выражение отрицательного отношения

Руки скрещены, одна держит другую

Неуверенность

Руки держатся за сумочку, чашку и т.п. как за барьер

Неуверенность

Съеживание

Желание защититься

Моргание (учащенное)

Глубокий вздох

Расслабление, согласие

Поглаживание подбородка

Обдумывание решения, оценка

Искренняя улыбка

Приветствие, стремление к сближению, одобрение

Потирание глаз

Смущение, усталость

Потухший взгляд

Скука, обдумывание

Прикосновения к лицу (включая рот, глаза, уши, шею)

Стремление скрыть правду или нервозность

Палец (дужка очков и др.) во рту

Оценка или ожидание под­тверждения

Направление носков ступней

Указание, куда направлено внимание (к двери, если человек хочет уйти, к собесед­нику, если тот привлекателен)

Притопывание

Поглаживание собеседника

Стремление к близости

Прихорашивание

Проявление интереса к собе­седнику

«Рубка» ладонью

Агрессивность

Обхват запястья руки за спиной

Полное доверие или наобо­рот - фрустрация

Рука покоится на голове

Заинтересованная оценка

Поглаживание шеи сзади

Ощущение угрозы или гнев

Лицо, опертое на раскрытые ладони, локти на столе

Женский прием для придания себе более привлекательного вида или привлечения внима­ния мужчины

Стиснутые кулаки

Фрустрация (чем сильнее фрустрация, тем выше кулаки)

Руки за спиной

Уверенность, властность

Руки в карманах

Стремление выглядеть уверен­ным, призыв «Убедите меня» или демонстрация отстранения

Руки с раздвинутыми локтями на коленях

Использование пространства для демонстрации главенства

Руки раскрыты ладонями вверх

Покорность

Потирание ладоней

Надежда на успех

Руки сцеплены

Уверенность, расслабленность, самонадеянность

Опора на руки

Выражение власти путем использования пространства

Рукопожатие с обхватом локтя

Попытка демонстрации тесной дружбы

Протягивание руки ладонью вниз

Попытка оказать давление

Протягивание руки ладонью вверх

Признак подчинения

Рукопожатие, другая рука на плече

Попытка демонстрации близости

Рукопожатие с другой рукой сверху

Желание показать главенство

Рукопожатие с вертикальными ладонями и примерно одинако­вой силой

Проявление уважения, признание равенства и «приглашение» к раппорту

Рукопожатие с обхватом запястья

Проявление радости при встрече. Допустимо при близких отношениях

Жестикуляция перед лицом

Отрицательное отношение; ложь или нервозность

Усиленное дыхание

Страх или тревога

Наклон вперед

Интерес, одобрение

Скрещенные ноги

Замкнутость, поза покорности или защиты; у женщин - при­знак комфортности

Нога закинута на ногу так, что дальняя от соседа оказывается ближней к нему

Знак одобрения или симпатии

Ноги «четверкой»: лодыжка одной на колене другой

Уверенность, главенство, поза соперничества

Носки врозь (мужчины)

Открытость или главенство

Ноги расставлены

Использование пространства для утверждения главенства

Кусание губ

Тревога, нежелание высказываться

Облизывание губ

Тревога, привлечение внимания

Поглядывание на часы

Желание уйти, скука, безраз­личие

Отзеркаливание

Прикрывание рта

Желание спросить, не лгут ли вам, или нежелание сказать лишнее

Движение назад

Несогласие или тревога

Движение вперед

Ладонь согнута, указательный палец направлен вперёд

Стремление добиться согласия или подчинения

Ладони обращены вниз

Демонстрация власти

Ладони обращены вверх

Согласие, готовность слушать

Прихорашивание

Желание быть привлекатель­ным

Быстрый или резкий вдох

Удивление, шок

Сидение напротив друг друга

Позиция соперничества или обороны

Сидение рядом, стулья чуть повернуты друг к другу

Позиция сотрудничества

Улыбка одними губами

Покорность или неискренность

Улыбка во все лицо

Приветствие, доброжелательность, приглашение к призна­нию

Высокомерие или неискрен­ность

Речь свободная и быстрая

Страстность

Внезапное замедление речи

Поза во весь рост

Стремление к главенству, к привлекательности

Стиплинг

Доверие или, при слушании, знак «Убедите меня!»

Сжатые зубы

Фрустрация, гнев

Игра большими пальцами, например засовывание их в карманы пиджака или брюк

Знак превосходства, главен­ства, властности

Большие пальцы засунуты за пояс или в карманы

Поза сексуальной агрессии

Учащение тиков

Тревога

Ничто так не способно выдать намерения человека, как его телодвижения. Ведь каждая наша мысль сопровождается определенным набором сокращений мышц. Зная эту особенность, многие пытаются имитировать свою мимику и жесты. Однако, человек, знающий язык телодвижений сразу распознает истинные помыслы своего собеседника. Если и вы жаждете обладать такими знаниями, давайте подробно разберем, что означают мимика и жесты человека.

Жесты, мимика и позы

Главный вопрос, который терзает большинство современных людей, касается того, насколько искренне ведет себя с нами тот или иной собеседник. Определить это можно, например, по степени симметричности лица. Чем больше разнятся правая и левая его стороны, тем сильнее ложь, которую вас говорят. Но за намерения человека отвечает не только мимика, но и жесты, и различные позы. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся проявления тех или иных эмоций и мыслей:

1. Выражения лица:

  • удивление – глаза расширены, поднятые брови образуют небольшую морщину на лбу, рот приоткрыт и округлен;
  • радость – губы сложены в еле заметную улыбку, а вокруг глаз видно мелкие морщины;
  • гнев – мышцы лба сдвинуты вниз, выражение лица нахмурено, губы плотно сжаты, ноздри слегка расширены, а само лицо может быть красным;
  • интерес – веки слегка сужены, либо расширены, а брови могу быть приподняты или опущены;
  • отвращение – внешне кажется, что человек чем-то подавился или хочет сплюнуть. Нос сморщен, брови опущены вниз, а нижняя губа слегка выпячена.

2. Микровыражения глаз:

  • любое изменение в выражении глаз и их движении является реакцией на сказанное;
  • частое моргание – ложь или возбуждение;
  • расширение зрачков – получение удовольствия от информации, интерес от общения. Также может быть проявлением страдания;
  • остановившийся, «стеклянный» взгляд – огромная слабость;
  • ощущение, что глаза блестят – возбуждение или горячка;
  • «бегающие глаза» - стыд, тревожность, обман или страх.

3. Жесты и их значение (стоит помнить, что определять направление помыслов человека можно только по непроизвольной жестикуляции):

  • открытые ладони – жест откровенности;
  • легкие почесывания носа или прикосновения к нему – ложь, неуверенность или подозрение лжи в том, что говорят;
  • суетливые движения руками (дотрагивание до предметов, теребление чего-то в руках) – нервозность, настороженность или смущение;
  • почесывание или прикосновение к различным частям головы (затылок, лоб, макушка, щеки) – неуверенность, смущение;
  • сжатие кулаков – агрессия или внутреннее возбуждение;
  • стряхивание ворсинок с одежды – неодобрение;
  • почесывание или потирание века – ощущение подозрительности со стороны собеседника или ложь;
  • потирание подбородка – момент принятия решения;
  • наклон головы на бок – проявление интереса к тому, что говорят.

4. Если мимика и жесты в общении для вас недостаточно красноречивы, обратите внимание на позу собеседника :

  • опора руками на стул или стол – защита от разговора или ощущение неполного контакта с собеседником;
  • руки за спиной, а голова высоко поднята – чувство превосходства над окружающими;
  • открытые (не скрещенные) конечности, расстегнутая пуговица на воротнике и слегка развязанный галстук – признак доверия и принятия собеседника;
  • скрещенные конечности (так называемая закрытая поза) – скептицизм или защита от собеседника;
  • обхватывание бокала или кружки обеими руками – признак завуалированной нервозности;
  • сцепленные пальцы рук – попытка скрыть разочарование в собеседнике или негативное отношение;
  • частая смена поз или ерзанье – напряженность и внутреннее беспокойство.

Это далеко не все проявления телодвижений, которые можно заметить во время мыслительного процесса нашего собеседника. Наибольший интерес для многих представляет язык жестов в отношениях между мужчинами и женщинами. Давайте наглядно рассмотрим некоторые примеры.

Мимика и жесты влюбленных

Многих женщин всегда интересовала психология мимики и жестов мужчин. Хотя и сильный пол в свою очередь также интересуется, как понять, что женщина проявляет интерес или симпатию. Давайте разберемся, кто во что горазд.

1. Мимика и жесты мужчин. Многие женщины задаются вопросом, как понять, что он заинтересован в общении и проявляет симпатию? Начнем с того, что мужчины хоть и умеют скрывать свои эмоции, но внешние их проявления все равно выдают их намерения. Рассмотрим, что собой представляют жесты и мимика влюбленного мужчины:

  • оценивающий взгляд, пробегающий по всему телу – мужчине достаточно минуты, чтобы понять понравилась ли ему женщина;
  • если при разговоре рот мужчины приоткрыт и губы немного подрагивают – он испытывает чувство симпатии;
  • поза с напряженными мышцами – демонстрация своего тела и желание понравиться;
  • теребление пуговиц на брюках или пиджаке – он нервничает в присутствии собеседницы;
  • если мужчина в присутствии дамы втянул живот и вытянулся по струнке – он невольно старается выглядеть в ее глазах лучше;
  • если мужчина предлагает свой пиджак или куртку – это свидетельство признания женщины в качестве своей избранницы;
  • рука мужчины на плече или талии женщины – желание быть ближе и страх упустить даму из виду.

Язык сексуальных жестов и мимики мужчин:

  • широко расставленные ноги;
  • заткнутый за ремень большой палец;
  • рука часто потирает или дотрагивается до подбородка или горла;
  • также сексуальный интерес со стороны мужчины может выдать игра с предметами округлой формы, напоминающей женские округлости.

2. не менее интересны для наблюдения, хоть слабый пол и умеет скрывать свои намерения:

  • самый частый жест женщин – игра со своими волосами, а в частности откидывание их с лица. Хорошее проявление интереса и желание обратить на себя внимание;
  • заинтересованность женщины можно увидеть по ее запястьям. Если она держит их в поле зрения и демонстрирует гладкость своей кожи, то она рассматривает мужчину как сексуального партнера;
  • поглаживание какого-либо предмета в форме цилиндра дает понять, что женщина недвусмысленно намекает на более близкое общение с мужчиной;
  • если женщину заинтересовал мужчина, она непроизвольно поставит ноги чуть шире, чем обычно. При этом важно обратить внимание на туфли. Их носки будут смотреть в сторону заинтересовавшего ее собеседника.
  • игра женщины с туфелькой тоже имеет много огромное значение. Оголение ножки это явный намек на близость или флирт.

По позе, жестам и мимике человека можно понять очень многое. Главное научиться распознавать насколько легко даются человеку те или иные телодвижения. В будущем такие познания помогут вам понять, что за человек находится перед вами, и какие мысли и ассоциации вы у него вызываете.

Введение


Сегодня перед лицом новых, общечеловеческих проблем (глобальных, гуманитарных) значимость диалога неизмеримо возрастает. Общность бытия разных регионов, стран, культур, общее проблемное поле не означает их следования одним и тем же стандартам, социальным, экономическим, культурным. Общность формируется из сочетания разных региональных, этнокультурных объединений. Форма этой общности вырабатывается в ходе и посредством диалога или полилога между ними. Интерес к речевому акту в целом, включая как акт выражения, так и намерения говорящего и его воздействие на слушающего, предполагает рассмотрение речевого акта как события речевого общения, т.е. активного социального взаимодействия.

К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога, специалиста в области невербалики. Эта проблема общества начала изучаться только в начале шестидесятых годов, а общественности стало известно о невербальном общении только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Но даже сегодня большинство людей всё ещё не знают о существовании языка телодвижений, несмотря на его важность в жизни человека.

В «язык» телодвижений входят мимика и жесты.

МИМИКА (от греч. mimikos - подражательный), выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. В театре - важный элемент актерского искусства или движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

ЯЗЫК ЖЕСТОВ (язык кинетический, язык линейный), система жестов и телодвижений, используемая как средство общения наряду со звуковой речью или взамен ее в бытовом общении, а также в связи с обрядами, культовыми запретами и т. п. или движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь. Решительный, выразительный, энергичный жест. Язык жестов (линейный язык, передающий сообщение посредством жестов). Театр жестов (пантомима).

Например, открытая протянутая ладонь при рукопожатии у самых разных народов мира символизирует дружелюбие, искренность и отсутствие агрессивных намерений.

Особенно важно знать особенности невербального общения для правильного восприятия немого кино.

Существует гипотеза, что родоначальниками невербальной коммуникации стали Чарли Чаплин и другие актёры немого кино.

В XX веке наиболее влиятельной являлась работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», опубликованная в 1872 году. Она стимулировала современные исследования в области «языка тела», а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени ученые обнаружили более 1000 невербальных знаков и сигналов.

Также эту проблему изучал Альберт Мейерабиан, который определил, что передача информации между собеседниками происходит за счёт вербальных средств (только слов) на 7%, за счёт звуковых средств (тон голоса, интонация звука) на 38%, и за счёт невербальных средств на 55%.

Профессор Бердвиссл проделал аналогичное исследование и установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передаётся с помощью невербальных средств общения.

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал для передачи межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, с помощью одного взгляда можно понять, как расположен к тебе человек. Это можно увидеть по глазам, по жестам и по позе. Так же не мало важную роль могут сыграть глаза.

Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, утверждает Бердвиссл, что подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает человек в момент произнесения той или иной фразы. И наоборот. Также Бердвиссл научился определять, каким голосом говорит человек, наблюдая за его жестами в момент речи.

Ежедневно мы пользуемся десятками жестов, почти не задумываясь об их смысле и не всегда отдавая себе в том отчет, что они способны передавать о нас гораздо больше информации другим людям, чем слова.

Удивительно, что порой не каждый из нас понимает, что его поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает его голос.

Изучение семиотической системы невербального общения не только способствует взаимопониманию между людьми - носителями одной культуры и языка, но и разных культур и языков.

Актуальность данной работы заключается в крайне высокой роли невербального общения и необходимости его глубокого исследования в условиях глобализации мира.

Проблематика данного исследования заключается в неправильном понимании людьми жестов и мимики в процессе невербального общения.

Цель исследования - изучить особенности невербального общения среди представителей как одной, так и разных национальностей, а также определить правильные толкования жестов и мимики.

1.Исследовать роль мимики и жестов в процессе общения.

2.Провести сравнительный анализ символики жестов носителей разных культур.

.Выявить психологические закономерности соответствия человека и мимики и жестов.

.Определить, как используется человеком семиотическая система невербального общения на практике.

.Провести сравнительный анализ символики мимики.

Основная гипотеза: предположим, что исследуемая часть населения (студенты) относятся к группе людей, хорошо понимающих мимические движения, жесты, но практически не используют это понимание в повседневной жизни, что может приводить к непониманию собеседников, а также возникновению конфликтных ситуаций.

В процессе исследования нами были использованы следующие научные методы:

.Таксономический метод, позволивший классифицировать мимику и жесты.

.Исторический метод, благодаря которому выявили происхождение мимики и жестов.

.Описательный метод, позволивший дать психологическую характеристику мимики и жестов.

.Экспериментальный метод, предоставивший возможность выявить психологические закономерности человека и мимики и жестов.

.Сравнительно-сопоставительный метод, благодаря которому мы сравнили мимику и жесты людей, являющихся носителями разных языков.

Лингвопсихологический метод, который позволил нам говорить о символическом значении мимики и жестов.

Статистический метод, предоставивший возможность выявить, на сколько респонденты понимают жесты и мимику, и систематизировать полученные данные.

Объект исследования - невербальное общение.

Предмет исследования - толкование мимики и жестов.

В предварительный период исследования было проведено анкетирование 90 студентов 1 курса БГЭУ факультета финансов и банковского дела, которое позволило определить восприятие мимики и жестов, носителями русского языка, живущими в начале XXI столетия.


1.Мимика, жесты и традиции


В разговоре всех людей всегда присутствуют жесты. Это стало так распространено, что порой мы не замечаем этого. Но в каждой стране свои жесты и своя мимика. Если говорить про британцев, то они очень скупы на жесты. Они стараются не прикасаться друг к другу и тщательно сохраняют при разговоре дистанцию размером с вытянутую руку. К нашему большому удивлению британцы поместили на проспектах авиакомпаний, осуществляющих зарубежные рейсы, следующее предупреждение: "Будьте осторожны - ваша жестикуляция может поставить вас в двусмысленное положение".

Многие русские при разговоре помещают руки в карман. Но и это, оказывается, тоже может создать проблему: в Аргентине человеку, сунувшему руки в карманы брюк, полицейский может указать на неприличное поведение.

В Германии, при разговоре дистанция с вытянутую руку маловата. Немец отступит при этом еще на полшага. В Италии, напротив, итальянец на полшага приблизится к вам, а человек, живущий в Саудовской Аравии, постарается общаться так, чтобы дышать вам прямо в лицо.

Как обиду и вызов воспримет грек поднятие руки с открытой в его сторону ладонью, а американец, в свою очередь не будет так зол.

В Японии не следует подтягивать на публике ремень. Это могут воспринять как начало харакири.

Грек, турок и болгарин, говоря "да", покачивают головой из стороны в сторону, что для большинства европейцев означает "нет". А североамериканские индейцы сопровождают свою речь особыми плавными жестами, которые могут обогащать сказанное дополнительным смыслом или придавать словам прямо противоположное значение.

Американцы считают на пальцах, отгибая их от кулака, а, не загибая их, как мы. Но если у нас чаще всего принято загибать пальцы, начиная с мизинца, то японец, сначала загибает большой палец, а после пяти начинает обратный процесс.

Указательный палец у виска означает "глупость" во Франции, "ум" в Голландии и "живи своим умом" в Великобритании.

Когда француз, немец или итальянец считает какую-либо идею глупой, он выразительно стучит, себя по голове, а если немец шлепнет себя по лбу открытой ладонью, то это может означать: "Да ты с ума сошел!" Кроме того, немцы, так же как американцы, французы и итальянцы, имеют обыкновение рисовать указательным пальцем спираль у головы, что означает: "Сумасшедшая идея..." И напротив, когда англичанин или испанец стучит себя по лбу, всем ясно, что он доволен, и не кем-нибудь, а собой. Несмотря на то, что в этом жесте присутствует доля самоиронии, человек все-таки хвалит себя за сообразительность: "Вот это ум!" Если голландец, стуча себя по лбу, вытягивает указательный палец вверх, то это означает, что он по достоинству оценил ум собеседника. Но если же палец укажет в сторону, то это означает, что у того не работает голова. Немцы часто поднимают брови вверх в знак восхищения чьей-то идеей. Такое же поведение в Англии будет расценено как выражение скептицизма.

Дотрагиваясь пальцем до века, итальянец выразит свою доброжелательность: "Я вижу, ты славный парень". В Испании этот жест означает сомнение в правдивости ваших слов, а для француза это - "болтун ты, братец!"

Если англичанин намерен кого-то проучить, он поднимает два пальца, сложенные вместе, что означает "Ну я тебе покажу!". А в США тот же жест воспримет как "Мы с тобой хорошая команда" или "Нас с тобой водой не разольешь!"

Типичный жест итальянцев - ладонь в форме лодочки - означает вопрос, призыв к объяснениям. А аналогичный жест в Мексике - призыв заплатить за информацию: "Ничего тебе не скажу бесплатно".

"Рога", образованные из указательного пальца и мизинца, служат итальянцам для того, чтобы "отвести дурной глаз", француз посчитает, что его хотят обозвать рогоносцем. Совсем неприличный жест (выставленный вверх средний палец руки) стал известен благодаря кино почти на всех континентах. Но во Франции и наш отечественный "кукиш" имеет такой же смысл.

Поднятый вверх большой палец руки в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии имеет три значения. Обычно этот жест используется при голосовании на дороге, в попытках поймать попутную машину. Второе значение - все в порядке, а когда большой палец резко выбрасывается вверх - это становится оскорбительным знаком, означающим нецензурное ругательство.

Когда итальянцы считают от одного до пяти, этот жест представляет цифру 1, а указательный палец - 2. Если считают американцы и англичане, указательный палец означает 1, а средний палец - 2; в таком случае большой палец представляет цифру 5.

Поднятие большого пальца руки в сочетании с другими жестами используется также как символ власти и превосходства, а также в ситуациях, когда кто-нибудь вас хочет раздавить пальцем.образный знак пальцами

Этот знак очень популярен в Великобритании и Австралии и здесь имеет оскорбительную интерпретацию. Во время второй мировой войны Уинстон Черчилль популяризировал знак V для обозначения победы, но при этом рука повернута тыльной стороной к говорящему. Если же рука будет повернута ладонью к говорящему, то жест приобретает оскорбительное значение.

В большинстве стран Европы тем не менее V-жест в любом случае означает победу.

Вы пожимаете друг другу руку. Помните, что один и тот же жест может иметь разные нюансы, которые полностью изменяют его характер. Рукопожатие - вещь обычная.

Мужчины обычно крепче жмут руку, чем женщины, но внутренние убеждения и взгляды играют при этом чуть ли не определяющую роль. Если представитель так называемого сильного пола придерживается либеральных воззрений, относится к подвиду "интеллигентов очкастых", то у него, скорее всего, будет вялое, дряблое, маловыразительное рукопожатие. Но если женщина исповедует либеральную философию жизни, то у нее, напротив, может быть бульдожья хватка.

Знать о тонкостях искусства рукопожатия стоит всем, кто собирается на собеседование со своим потенциальным работодателем. Полезно познакомиться и с классификацией рукопожатий, составленной Ником Айлзом, экспертом одного из лондонских институтов, который выделяет четыре основных типа: "костоломный", "мокрая рыба", "масонский" и а-ля Билл Клинтон".

Костоломный: есть любители прессовать вам руку с таким отчаянным энтузиазмом, словно они выжимают белье. Возможный диагноз - у них внутренняя неуверенность в себе, требующая ее чем-то компенсировать. Мокрая рыба: потная ладонь, которая способна у вас "вызвать озноб".

Масонский знак: любое хитроумное перебирание пальцев, что эксперт Айлз не рекомендует делать ни при каких обстоятельствах.

И, наконец, стиль бывшего американского президента США, который имеет привычку в момент рукопожатия класть свою левую руку на правую руку своего собеседника - чуть выше локтя. У него немало подражателей, но в основном среди политиков. Обычно такой жест сочтут за излишнюю фамильярность.

Это лишь самая малость примеров и сравнений разных стран мира (в частности Европы). Ниже следует основные этапы характеристики:

сравнение жестов;

внешний вид, одежда, поза;


ГОЛОС - совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих у человека в результате колебания эластичных голосовых связок. В образовании голоса участвуют воздушные пути (легкие, бронхи, трахея, гортань, ротовая и носовая полости).

Большинство людей обращают огромное внимание на голос. Голос может быть высоким, средним и низким (бас). Темп и интонация тоже играют большое значение при разговоре. К примеру, интонация может быть деловой (официальной), бытовой (неофициальной) и т.д.

По тону, интонации, с которой была высказана просьба, можно сказать, насколько важна эта просьба для собеседника, и является ли это просьбой сделать дружеское одолжение или скорее похожа на приказ. Например, выражение "Привет" может быть произнесено с множеством различный интонаций и иметь, соответственно, совершенно разный смысл: это может быть дружеское приветствие, а может значить: "как ты этого не понимаешь".



ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ - это одна из важнейших категорий невербального общения. Их настолько много, что ни один человек не сможет перечислить все жесты. Ниже перечислено только несколько групп жестов.

Копирование движений

Если один человек копирует элементы языка тела другого (одновременно кладут ногу на ногу, подпирают голову рукой, сжимают руки и т. д.), есть вероятность того, что один из собеседников или оба настроены на лирический лад. Когда человек подражает другому человеку, это свидетельствует о том, что он хочет на него быть похожим.

Раскачивание с пятки на носок

Эти телодвижения сигнализируют о том, что человек испытывает нетерпение или беспокойство. Взрослые люди раскачиваются с пятки на носок в минуты волнения, когда им неловко, и они хотят успокоиться.

Такое поведение не редкость и у детей: это их способ подбодрить себя и восстановить душевное равновесие. Если подобным образом ведут себя взрослые люди, окружающим это не нравится, потому что это их отвлекает. Они не могут собраться и сосредоточиться на том, что пытается им сказать человек, который раскачивается.

Когда люди не находят себе места, они тем самым сообщают о себе множество информации. Они нервничают, и тогда это признак того, что они не хотят здесь больше находиться. Они заламывают руки или переминаются с ноги на ногу, что свидетельствует о волнении или раздражении. Когда человеку неловко, он постоянно делает какие-нибудь движения, чтобы чувствовать себя лучше.

Когда людям неловко, у них повышается температура, они буквально ощущают жар в груди.

Поэтому, когда кто-то ерзает, он посылает сообщение о том, что ему неловко или его что-то беспокоит. Возможно, человек солгал или хочет уйти от людей, в обществе которых он в данный момент находится.

Наклон головы

Голова, склоненная набок, сигнализирует о том, что человеку интересно, и он готов выслушать то, что вы намерены сказать. Он сосредоточен на ваших словах, и вам удалось полностью завладеть его вниманием.

Резкое движение головой

Услышав то, что им пришлось не по душе, люди часто делают головой резкое движение в сторону от говорящего. Скорее всего, это бессознательная реакция, призванная создать преграду между человеком и источником дискомфорта.

Людям, постоянно кивающим, когда говорит собеседник, нравится всем угождать. Обычно они испытывают горячее желание нравиться. Их манера как бы говорит: "Я соглашаюсь со всем, что вы говорите, а вы должны меня за это любить". Как правило, это неуверенные в себе люди, которые опасаются того, что их отвергнут.

Когда человек качает или вертит головой, это означает, что он выражает сомнение или несогласие с тем, что было сказано. Он может качать головой, пытаясь проанализировать сказанное и решить, какую позицию должен в этом случае занять.

Почесывание головы

Почесывание головы означает, что человек смущается или в чем-то не уверен.

Обычно это хорошо видно. Этот жест в большинстве случаев дополнительной мимикой. К примеру, искривлением губ.

Пожимание плечами Когда люди пожимают плечами, это означает, что они говорят неправду, неискренни или им все безразлично. Также это можно расценить, как "не знаю", "не уверен" или "что-то мне не верится".

Человек, который лжет, обычно пожимает плечами очень быстро. В этом случае это делается абсолютно непроизвольно и означает нечто совершенно иное, нежели безразличие или отсутствие заинтересованности. Человек как бы сообщает, что говорит неправду.

Если человек поднимает плечи, но не пожимает ими, а оставляет их в таком положении, то он показывает свою беззащитность. Это движение часто делала Мэрилин Монро, чтобы подчеркнуть свою сексуальность и готовность к общению.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх (жест, связанный с искренностью и открытостью), пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (обозначает открытость натуры), расстегивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашем присутствии). Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты (оборонительные). Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, что мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Например, жест "рука у щеки" - люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки - подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы - ниже рта (позиция "подождем-посмотрим"). Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают (позиция "это замечательно!"). Наклоненная голова - жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены, значит, группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает преподаватель. Почесывание подбородка (жест "хорошо, давайте подумаем") используется, когда человек занят принятием решения. Жесты с очками (протирает очки, берет в рот дужку очков и т. п.) - это пауза для размышления, обдумывания своего положения перед тем, как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Расхаживание - жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы - жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности, напряженной мысли.

Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелканье колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд ("Я смотрю на вас, но не слушаю").

Жесты ухаживания, "прихорашивания". У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев ("в вашем присутствии я чувствую себя уютно"), у мужчин - поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз и др.

Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот - собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону - показатель скрытности. Ноги или все тело обращены к выходу - верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем - знак сомнения (другие разновидности этого жеста - потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз).

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит, он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи - это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности. Руки на бедрах - первый признак готовности (его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать). Вариация этой позы в положении сидя - человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени (так сидят непосредственно перед заключением соглашения или, наоборот, перед тем, как встать и уйти).

Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы - переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем, как сесть.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности - медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п. (тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями); тесно оплетенные, напряженные руки - жест недоверия и подозрения (тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха), руки тесно сжимают одна другую - значит, человек попал в "переделку" (например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него); поглаживание шеи ладонью (во многих случаях, когда человек защищается) - женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.

Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма (жест "купол"), что означает доверительность и некоторое самодовольство, эгоистичность или гордость (очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный).

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят (так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители). Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом - сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, встать перед ним.

Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла (тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство), локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук, расположенные прямо перед ртом (такие люди играют с партнерами в "кошки-мышки", пока те не дают им возможности "раскрыть карты", указанием на что служит убирание рук ото рта на стол), позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо - признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки заведены за спину и сильно сжаты. Другая поза - сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники (типична для ожидания приема у зубного врача). Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями.


1.3 Внешний вид: одежда, поза


Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т. п. Если ваш партнер сидит почти неподвижно, в темных очках, да еще прикрывает записи руками, вы чувствуете себя крайне неуютно.

Поэтому при деловых встречах не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы. Избегайте надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве. Не видя глаз собеседника, партнер может чувствовать себя неловко, поскольку значительная доля информации оказывается ему недоступной. В результате будет нарушена общая атмосфера общения.

В позе отражается субординация участников беседы. Причем, именно психологическая субординация - стремление доминировать или, напротив, подчиняться, а это может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство. Например, один присел на краешек стула, положив руки на колени, другой развалился, небрежно положив ногу на ногу. Взаимоотношения этих людей очевидны, даже если не слышно, о чем идет речь: первый - подчинен второму (при этом неважно формальное соотношение занимаемых ими должностей).

О стремлении к доминированию свидетельствуют также и такие позы, как: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стенку; голова чуть приподнята, руки перекрещены у талии. Напротив, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Так, если один из партнеров при дружеской беседе сидит, подперев голову рукой, другой почти автоматически делает то же, как бы сообщая тем самым «я такой же, как ты». Незнакомые люди стараются избегать копирования поз друг друга. И, наоборот, если собеседники хотят установить дружеские, непринужденные отношения, они повторяют движения друг друга. Однако важно, чтобы оба собеседника стремились к неформальной, дружеской атмосфере. В противном случае копирование позы может вызвать крайне негативную реакцию.

Внешний вид

Внешний вид - то, как другие люди видят и воспринимают другого человека. Это важная часть невербального общения.

Хороший внешний вид зависит от характеристик:

опрятный и чистый внешний вид;

свободное естественное поведение;

грамотная речь;

достойные манеры;

спокойная реакция на похвалу и критику;


жест мимика семиотический невербальный

Ещё одна главная черта в невербальном общении. На примере мы взяли небольшой тест:


С помощью данного несложного теста вы можете поупражняться в своем умении читать по лицам. Определите, какое чувство выражает лицо на каждом из 12 рисунков.

Правильные ответы (таковыми считаются исходные по смыслу с приводимыми ниже определениями):

1.Всем известное выражение неоднозначности, растерянности.

2.Угрюмость.

.Выражение заинтересованности.

Недовольство.

.Грусть, печаль, расстроенность.

Удивление.

.Незаинтересованность. Полная противоположность жесту по номером 9.

.Злость. Нахмуренные брови говорят о очень рассерженном состоянии.

.Радость, некоторое удивление заинтересованность.

Печаль.

.Выражение задумчивости.

.Озабоченность и волнение.


2.Сравнительный анализ символики мимики и жестов


В ходе исследования нами было проведено анкетирование студентов 1 курса БГЭУ факультета финансов и банковского дела. 90 респондентам была предложена анкета.

Задача исследования: выяснить, какое значение мимике придают в своей повседневной жизни молодые люди. В какой степени они умеют читать её, разбираются ли, что означают мимические движения, как реагируют при общении с другими людьми.

Рабочая гипотеза.

Факт понимания мимики молодёжью влияет на их взаимоотношения непосредственно между собой, а так же с обществом, окружающим их. Однако каждый человек может придавать разное значение мимике собеседника. Предполагается, что исследуемая часть населения (студенты) относятся к группе людей, хорошо понимающих мимические движения, жесты, но практически не используют это понимание в повседневной жизни, что может приводить к непониманию собеседников, а также возникновению конфликтных ситуаций.

Основной процедурой сбора данных социологического исследования является анкетирование респондентов.

Процедурой анализа полученных данных является обработка анкет.

Тело - это перчатка для души

Для каждого вопроса выберите свой вариант ответа.

Вы считаете, что мимика и жесты - это …

  1. Спонтанное выражение душевного состояния человека;
  2. Дополнение к речи;
  3. Проявление нашего подсознания.

2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин?

  1. Нет;
  2. Не знаю.

3. Какие мимические движения и жесты, по-вашему, понимаются во всём мире одинаково? (выберите три варианта.)

  1. Качание головой;
  2. Кивки головой;
  3. Морщенье носа;
  4. Морщенье лба;
  5. Подмигивание;
  6. Улыбка.

4. Какая часть тела выразительнее всего?

  1. Ступни;
  2. Ноги;
  3. Руки;
  4. Кисти рук;
  5. Плечи.

5. Какая часть лица наиболее выразительна? (выберите два варианта.)

  1. Лоб;
  2. Брови;
  3. Глаза;
  4. Нос;
  5. Губы;
  6. Углы рта.

6. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что…

  1. Ему есть, что скрывать;
  2. У него некрасивые зубы;
  3. Он чего-то стыдится.

7. На что вы, прежде всего, обращаете внимание, разговаривая с человеком?

  1. На глаза;
  2. Рот;
  3. Руки;
  4. Позу.

8. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит взгляд, это для вас признак…

  1. Нечестности;
  2. Неуверенности;
  3. Собранности.

9. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что

  1. Первый шаг всегда делают именно мужчины;
  2. Женщина неосознано даёт понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;
  3. Он достаточно мужествен, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.

10. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем сигналам, которые вы уловили из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?

  1. Словам;
  2. Сигналам;
  3. Он вообще вызовет у вас подозрение.

11. Поп-звёзды вроде Мадонны или Принца пользуются на концертах жестами, носящими откровенно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?

  1. Просто фиглярство;
  2. Они заводят публику;
  3. Это выражение их собственного настроения.

12. Можно ли полностью контролировать свою мимику?

  1. Нет;
  2. Только отдельные элементы мимики.

13. При интенсивном флирте вы изъясняетесь преимущественно…

  1. Глазами;
  2. Руками;
  3. Словами.

14. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов…

  1. подсмотрены у кого-то и заучены;
  2. передаются из поколения в поколение;
  3. заложены от природы.

Результаты обработки анкет представлены в таблице.


Номер вопросаВариант ответаaBcDEf110%75%15%---220%75%5%---310%50%50%20%70%100%410%10%45%15%20%-515%5%25%10%45%100%60%0%100%---740%15%5%40%--80%100%0%---940%10%50%---100%0%100%---110%100%0%---1220%5%75%---1350%45%5%---140%0%100%---

После обработки данных имеем результаты:

% - люди, хорошо интерпретирующие мимику и жесты, но редко использующие эту информацию в реальной жизни. Эти люди склонны скорее буквально, воспринимать сказанные им слова и руководствоваться ими, а не сделанными выводами по полученной информации из мимики и жестов собеседника.

Рекомендация этой группе людей: больше уделять внимания, полученной информации из мимики и жестов своего собеседника и принимать решения (действия), учитывая эту информацию. Это поможет им комфортнее общаться и избегать конфликтных ситуаций.

% - люди, у которых определённо есть способность к пониманию людей без слов, но они слишком полагаются на это качество. Ведь если вам улыбаются, это ещё не значит, что объясняются в любви.

% - люди, для которых язык мимики и жестов - китайская грамота. И дело не в их способностях, они просто не придают этому значения.

Рекомендация этой группе людей: необходимо постараться намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих вас людей. Помните пословицу: Тело - это перчатка для души. Понимая других, вы никогда не окажитесь в капкане одиночества.



Таким образом, исследовав проблему мимики и жестов, можно сделать следующие выводы:

.мимика и жесты являются семиотической (знаковой) системой невербального общения, различной в разных национальных культурах;

.экстралингвистические причины (т.е. государство, в котором живет человек, политическая обстановка, социальное положение и т.д.) оказывают большое влияние на восприятие жеста и мимики;

.немаловажен культурологический аспект восприятия семиотической системы невербального общения, поскольку культура, история, традиции народа важны для формирования менталитета человека;

.большинство людей (ок.90%) хорошо интерпретируют мимику и жесты, но редко используют эту информацию в реальной жизни;

.проблема невербального общения крайне актуальна в условиях глобализации мира и требует глубокого исследования.


Литература


1.Голд Сабрина. Новейшее руководство по расшифровке жестов, поз, мимики. - М., 2007.

.Нелсон Одри, Голант Сюзанн. Язык мимики и жестов. Что это такое. - Спб, 2003.

.Нэпп Марк,Холл Джудит. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. Полное руководство по невербальному общению. - М., 2007.

.Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. - М., 2003.

.Степанов С. Язык внешности. Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда. - М., 2000.

.Тумаркин П.С. Жесты и мимика в общении японцев. Лингвострановедческий словарь-справочник. - М.: Русский язык, 2001.

.Рыбалка С.В. Язык мимики, взглядов и жестов. - М., 2007.

.Хомич Е.О. Язык мимики и жестов. - М., 2008.

.Хьюбер Ч. Первое впечатление. Язык мимики и жестов. - М., 2007.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Донести до других свои чувства и мысли человеку помогает устная или письменная речь. В первом случае используется не только голосовая передача текста, но и невербальные средства общения, такие как жесты или мимика. Они оживляют речь, придавая ей более эмоциональную окраску. Умение правильно считывать невербальные сигналы позволяет понять истинные мотивы собеседника, поскольку именно мимика в общении выражает непосредственное отношение к происходящему.

Значение мимики в жизни человека

Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное 65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость.

Фактически, невербальные средства общения вполне способны заменить собой . Так происходит с глухо — немыми людьми. Для них безречевое общение посредством жестов и мимики – обычный способ коммуникации с окружающими. То же самое можно сказать о детях, которые еще не научились говорить. Приёмами невербального общения люди пользуются, чтобы установить коммуникативные связи с представителями животного мира.

Нельзя недооценивать значение мимики в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того как эмоция будет оценена мозгом. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов

Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся к оптико — кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в пространстве. Успешное установление контакта зависит не только от того, что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, , голос, взгляд. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят построить карьеру.

О чём расскажет мимика?

Важнейшим элементом невербальной коммуникации является мимика. Американский психолог Пол Экман разработал методику «Facial Affect Scoring Technique» или, сокращенно, FAST , которая позволяет определить эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил условно разделить лицо человека на три зоны:

  • лоб и глаза,
  • нос и область вокруг него,
  • рот и подбородок.

Согласно методике FAST значение невербальной мимики рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости.

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • отвращение,
  • ужас,
  • печаль.

Непроизвольная или рефлекторная мимика это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

Предлагаем рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на картинке:

  1. Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.
  2. Лицо человека, который испытывает счастье , расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.
  3. Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.
  4. Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.
  5. Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.
  6. Лицо испуганного человека напряжено. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.
  7. Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок .
  8. Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие.
  9. Взгляд человека, размышляющего над проблемой , направлен вверх. Уголки губ немного опущены.
  10. Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи .
  11. Человек, довольный собой , выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.
  12. О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.
  13. Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.
  14. Демонстрируя решимость , человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.
  15. Смущаясь , люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.
  16. Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.
  17. Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.
  18. Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.
  19. Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично.
  20. Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу.

Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив, немигающий взгляд. О неискренности свидетельствует асимметрия лица, слишком подвижная мимика.

Заключение

Интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол, возраст собеседника, ситуация при которой происходит . Стоит помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо контролируют свои невербальные реакции. Чтобы уловить подлинные эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды, требуется определенный навык, наблюдательность.