Заболоцкий Н - Все, что было в душе (стих. чит. Э.Марцевич). Анализ стихотворения Заболоцкого «Все, что было в душе

Николай Заболоцкий

"Все, что было в душе"

Все, что было в душе, все как будто опять потерялось,
И лежал я в траве, и печалью и скукой томим.
И прекрасное тело цветка надо мной поднималось,
И кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним.

И тогда я открыл свою книгу в большом переплете,
Где на первой странице растения виден чертеж.
И черна и мертва, протянулась от книги к природе
То ли правда цветка, то ли в нем заключенная ложь.

И цветок с удивленьем смотрел на свое отраженье
И как будто пытался чужую премудрость понять.
Трепетело в листах непривычное мысли движенье,
То усилие воли, которое не передать.

И кузнечик трубу свою поднял, и природа внезапно проснулась.
И запела печальная тварь славословье уму,
И подобье цветка в старой книги моей шевельнулось
Так, что сердце мое шевельнулось навстречу ему.

Николай Алексеевич Заболоцкий родился (24 апреля) 7 мая 1903 года в Казани в семье агронома. Детские годы Николая прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума. После окончания реального училища в Уржуме в 1920 году, Заболоцкий поступает в Московский университет сразу на два факультета – филологический и медицинский. Литературная жизнь Москвы захватывает поэта. Он увлекается подражанием то Блоку, то Есенину. С 1921 по 1925 годы Заболоцкий обучается в педагогическом институте им. Герцена в Ленинграде. За годы учебы сближается с группой молодых авторов, «обериутов» («Объединение реального искусства»). Всем членам этого объединения были свойственны элементы алогизма, абсурда, гротеска, эти моменты не были чисто формальными приемами, а выражали, и своеобразно, конфликтность мироуклада. Участие в этой группе помогает поэту найти свой путь. Первая книга его стихов, «Столбцы», вышла в 1926 году. Эта книга имела шумный и даже скандальный успех. Читателей буквально ошеломили поэтика гротеска и косноязычия, нарушения ритма и метра, шокирующие прозаизмы, откровенная нелитературная стилистика. В 1938 году его репрессируют по ложному обвинению и отправляют работать строителем на Дальний Восток, в Алтайский край, Караганду. В 1930-1940-е годы Заболоцкий пишет «Метаморфозы», «Лесное озеро», «Утро» и др. В 1946 году Заболоцкий возвращается в Москву. Работает над переводами грузинских поэтов, посещает Грузию. В 1950-е выходят стихи «Некрасивая девочка», «Старая актриса» и др., которые делают его имя широко известным. В 1957 году он побывал в Италии. Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала, Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь. В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, а 14 октября 1958 года его больное сердце остановилось навсегда.
http://audio.tv-on-line.eu/spisok-rasskazi/1273-zabolockii.html

Ст. читает А. Межиров

"Все, что было в душе"

Все, что было в душе, все как будто опять потерялось,
И лежал я в траве, и печалью и скукой томим.
И прекрасное тело цветка надо мной поднималось,
И кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним.
И тогда я открыл свою книгу в большом переплете,
Где на первой странице растения виден чертеж.
И черна и мертва, протянулась от книги к природе
То ли правда цветка, то ли в нем заключенная ложь.
И цветок с удивленьем смотрел на свое отраженье
И как будто пытался чужую премудрость понять.
Трепетело в листах непривычное мысли движенье,
То усилие воли, которое не передать.
И кузнечик трубу свою поднял, и природа внезапно проснулась.
И запела печальная тварь славословье уму,
И подобье цветка в старой книги моей шевельнулось
Так, что сердце мое шевельнулось навстречу ему.

Николай Алексеевич Заболоцкий родился (24 апреля) 7 мая 1903 года в Казани в семье агронома. Детские годы Николая прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума. После окончания реального училища в Уржуме в 1920 году, Заболоцкий поступает в Московский университет сразу на два факультета – филологический и медицинский. Литературная жизнь Москвы захватывает поэта. Он увлекается подражанием то Блоку, то Есенину. С 1921 по 1925 годы Заболоцкий обучается в педагогическом институте им. Герцена в Ленинграде. За годы учебы сближается с группой молодых авторов, «обериутов» («Объединение реального искусства»). Всем членам этого объединения были свойственны элементы алогизма, абсурда, гротеска, эти моменты не были чисто формальными приемами, а выражали, и своеобразно, конфликтность мироуклада. Участие в этой группе помогает поэту найти свой путь. Первая книга его стихов, «Столбцы», вышла в 1926 году. Эта книга имела шумный и даже скандальный успех. Читателей буквально ошеломили поэтика гротеска и косноязычия, нарушения ритма и метра, шокирующие прозаизмы, откровенная нелитературная стилистика. В 1938 году его репрессируют по ложному обвинению и отправляют работать строителем на Дальний Восток, в Алтайский край, Караганду. В 1930-1940-е годы Заболоцкий пишет «Метаморфозы», «Лесное озеро», «Утро» и др. В 1946 году Заболоцкий возвращается в Москву. Работает над переводами грузинских поэтов, посещает Грузию. В 1950-е выходят стихи «Некрасивая девочка», «Старая актриса» и др., которые делают его имя широко известным. В 1957 году он побывал в Италии. Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала, Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь. В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, а 14 октября 1958 года его больное сердце остановилось навсегда.

Природа, величественная и суровая, трепетная и грустная - живая, была открыта мне именно НА. Заболоцким. Она восхищает меня, производит такое яркое впечатление, что мне кажется, я будто перерождаюсь, оставаясь с ней наедине.

Я очень люблю стихотворение «Все, что было в душе», потому что в нем Н.А. Заболоцкий выступает против равнодушия человека, забывшего о своем родстве с природой, против того, в чьей душе «все, как будто опять "потерялось». После его прочтения создается ощущение хрупкости окружающего, мира, где «прекрасное тело цветка» может быть разрушено грубым прикосновением, а «труба» кузнечика так и не будет услышана.

Стихотворение «Все,"что было в душе» сюжетно. Картина, связанная с миром людей, проста и реальна: уставший от жизни человек с книгой «в большом переплете» лежит в траве, рассматривая схематичное изображение цветка; картина природы романтична и сказочна:

И прекрасное тело цветка надо мной поднималось,

И кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним.

Человек, находясь рядом с этим чудом, пребывает в состоянии печали и скуки, созерцает «книжную» природу, которая «черна и мертва». Ему понятен чертеж цветка, он сам почти схема. Так и хочется крикнуть: «Оглянись вокруг! Прикоснись к великой мудрости и красоте!»

Олицетворение- основное выразительное средство, использованное Н.А, Заболоцким для изображения природы. Она у поэта и есть олицетворение жизни, высшей мудрости и высшей красоты. Природа в.его стихах живет, мыслит, тревожится:

И цветок с удивленьем смотрел на свое отраженье

И как будто пытался чужую премудрость понять.

И кузнечик трубу свою поднял, и природа внезапно

проснулась...

Безумно трогательно описание образов цветка и кузнечика. Хрупкое растение имеет свое «прекрасное тело», свою «правду», оно смотрит «с удивлением», пытаясь понять «чужую премудрость», в нем есть «мысли движенье» и «усилие воли».

Метафоры в изображении цветка играют не меньшую роль, чем олицетворения, а сравнение кузнечика с «маленьким сторожем» объединяет два образа, делает законченной, почти сказочной парой.

Они более важные персонажи в этом стихотворении, чем человек, потому что в них - жизнь, в кем - печаль и скука.

Герой в этом стихотворении тоже проходит определенную эволюцию: от «все как будто опять потерялось» до «сердце мое шевельнулось навстречу...». Автор обращает внимание на то, что нельзя заменить схемой живое чудо: чертеж растения не сравним с «прекрасным телом цветка». Н.А. Заболоцкий наделяет природу невидимой силой, способной расшевелить и «подобье цветка в старой книге», и холодное сердце. Человек жив, пока еще может чувствовать действие этой чудесной силы.

Природа у поэта предметна, имеет свое лицо. Отсюда большую роль в произведении играют существительные. Малый цветок становится окном в чудесный, забытый равнодушным человеком мир, а труба кузнечика способна разбудить черствую душу.

В стихах Н.А. Заболоцкий, размышляя о природе, ставит вопросы

оправде, лжи, жизненной премудрости. Нужно ли знание, если человек не видит красоты вокруг? Как сохранить в душе «все, что было..»? Сердце не сможет не шевельнуться при виде окружающей его красоты, величия. Иначе человек не может называться Человеком.