Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечение. Определение зпр у детей: симптоматика и методика лечения Факторы возникновения зпр

Отклонение от возрастной нормы, т.е. задержка в развитии детей чаще всего наблюдается воспитателями и педагогами в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Во время развивающих занятий или уроков они обнаруживают недостаток знаний у ребенка относительно окружающего мира, а также неразвитость представлений о нем, сужение мышления, его ограниченность игровыми интересами, сложности с усвоением нового, практических навыков, малый запас слов и др.

Код по МКБ-10

Медицинская наука относит ЗПР к нарушениям психологического развития (F80-F89).

Эти патологии имеют ряд общих характеристик:

  • проявляются с детского возраста;
  • протекают ровно, без обострений;
  • страдают: нервная система, речь, общая конституция тела.

Темповая задержка в развитии ребенка сказывается не только на качестве обучения , но и на взаимоотношениях со взрослыми и детьми. Часто пациенты с ЗПР не могут выстроить межличностные отношения с окружающими людьми, страдают поведенческими и эмоциональными расстройствами.

Классификация

Нарушения детского развития могут протекать по-разному, их подразделяют на следующие виды:

1. ЗПР конституционального характера

В основе этого нарушения лежит наследственность, которая обуславливает одновременную незрелость физического и психологического развития ребенка. Даже внешне эти дети отстают от сверстников по росту, набору веса, а во время игр - уступают им в силе и ловкости.

В школьном возрасте они пренебрегают общепринятыми правилами (опаздывают на уроки, громко разговаривают или смеются во время занятий, не понимают преимущества хороших оценок перед плохими, не воспринимают дисциплинарных взысканий, пренебрежительно относятся к ведению тетрадей или дневника.

2. ЗПР соматогенного характера

Отклонения при данном типе развития болезни появляются после тяжелых инфекциий, аллергического шока, астено-невротических расстройств.

В младенческом возрасте замедление темпов детского рвзвития обнаружить сложно, лишь с 3-х лет, когда малыши начинают рисовать и активно включаются в игру родители могут заметить:

— нарушения концентрации у ребенка (сильную рассеянность, заторможенность);
— возникновение сердечных, головных, абдоминальных болей при переутомлении;
— узкий кругозор ребенка.

3. ЗПР психогенного характера

Нормальное развитие детей в этом случае приостанавливается из-за психологических травм, сенсорной депривации (родительской холодности), вербальной и физической агрессии со стороны взрослых людей.

В данном случае болезнь характеризуется:

— незрелостью эмоций;
— отсутствием элементарной самостоятельности;
— поведенческим инфантилизмом;
— высоким уровнем тревожности.

4. ЗПР церебрально-органического характера

Здесь в основе замедления психического развития лежат органические поражения головного мозга. Патологические изменения в мозговой ткани появляются под воздействием длительной гипоксии плода или выраженного токсикоза во время беременности, тяжелых отравлений, алкоголизма и (или) наркомании родителей. Наблюдать выраженную картину болезни можно после 4-х лет, с началом регулярных подготовительных занятий в детском саду.

Воспитатели и методисты сразу замечают:

— плохое усвоение должного объема знаний (фрагментарное);
— отсутствие мотивации к обучению;
— снижение памяти;
— речевые нарушения;
— неадекватные эмоциональные реакции (гнев, агрессию, вялость, безразличие к окружающему миру).

Причины возникновения

К факторам, провоцирующим появление ЗПР относят:

— генетическую предрасположенность (сочетание отставания в развитии тела и психики);
— постоянные болезни, инвалидность, длительные курсы лечебных мероприятий;
— травматические эмоциональные переживания;
— мозговые дисфункции.

Симптомы ЗПР лучше всего диагностируются у детей 3 лет и старше , в более раннем возрасте распознавание болезни затруднительно, так как его клинические проявления носят субъективный характер и связанны с усвоением знаний.

В школьном возрасте предположить наличие заболевания можно по результатам обучения, диагностическим тестам. Психолого педагогическая характеристика детей с задержками в развитии может указать на степень развития болезни, а выявить причины должен врач-дефектолог или детский психолог. Только тогда можно разработать программу лечения этого отклонения и добиться положительных результатов в обучении таких детей.

ЗПР: симптомы и признаки

Выявить отставание в развитии можно только с применением комплексного обследовани я детей. В некоторых случаях грань между ЗПР и умственной отсталостью очень тонка, а клиническая картина очень похожа. Поэтому диагностировать зпр у детей, симптомы которого похожи на психические, вегетативные или соматические расстройства, должен только специалист.

С амостоятельно распознать его очень сложно, и без нужных знаний практически невозможно. Учитывая характер проявлений ЗПР, порой стертый или копирующий заболевания нервной системы, при образовательных учреждениях создаются специальные комиссии.

Например, характеристика на ребенка с зпр для пмпк включает ряд параметров, обследованных методами наблюдения, анкетирования, тестирования. Документ описывает физическое и психологическое развитие воспитанника (ученика), уровень его знаний, умений, навыков, умение концентрироваться, поведенческие реакции и многое другое.

Такие комиссии принимают общее решение о системе обучения ребенка и его психологическом сопровождении. Коллегиальный подход необходим потому, что клинические проявления болезни разнообразны, в каждом отдельном случае ЗПР протекает индивидуально . У многих детей на первый план выходят неадекватные эмоциональные реакции, страхи и тревожность, незрелость самоконтроля, сочетаясь с нормальным интеллектуальным развитием. Отличить такое течение ЗПР от невроза сложно даже профессионалу.

Некоторые ребята испытывают только сложности с усвоением знаний, строя хорошие отношения с окружающими, имея адекватное поведение. Другие просто уходят в себя, боятся любых контактов, стрессов, но при этом могут хорошо учиться. Здесь нужна дифференциальная диагностика с аутизмом.

Лечение

Несмотря на то, что ЗПР имеет многогранные признаки, у детей эта болезнь хорошо поддается коррекции. Важно начать систематически заниматься с ними, сочетая методы медикаментозной терапии и психологии .
Адаптированная образовательная программа требуется только детям с органической природой заболевания.

В остальных случаях проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия . Специальные упражнения помогают бороться с основными проявлениями ЗПР.

Постепенно к детям возвращается нормальная способность усваивать знания и диагноз снимается.

Для эффективной терапии ЗПР необходимо объединение усилия педагогов, воспитателей и родителей.

Видео:

Тема: ЗПР. Определение, основные причины, их краткая характеристика.

План:

Введение.

1. Определение ЗПР

2.Причины ЗПР и их характеристика.

3.Классификайия детей с ЗПР.

Список литературы.

Введение.

В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития. Проблема трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы: учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.

Задачей психолога является установление уровня развития ребёнка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития. Психолог, с одной стороны, может дать полезный диагностический материал лечащему врачу, а с другой стороны, может подобрать методы коррекции, дать рекомендации в отношении ребёнка.

Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Для определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используем термин «задержка психического развития»

1. Определение ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) - понятие, которое говорит не о стойком и необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

У этих детей имелась потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована, и это привело к появлению новых проблем в учёбе, поведении, здоровье. Диапазон определений ЗПР достаточно широк: от «специфической неспособности к обучению», «медленной обучаемости» до «пограничной интеллектуальной недостаточности». В этой связи одной из задач психологического обследования является разграничение ЗПР с педагогической запущенностью и интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).

Педагогическая запущенность - это состояние в развитии ребёнка, которое характеризуется дефицитом знаний, умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Педагогическая запущенность не является патологическим явлением. Она связана не с недостаточностью нервной системы, а с дефектами воспитания.

Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений ЦНС. Страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Аномалия развития, определяемая как ЗПР, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического развития. По разным данным до 30% детей в популяции имеют в той или иной степени ЗПР, и их количество возрастает. Есть также основания полагать, что этот процент выше, особенно в последнее время.

При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Кроме того, в отличие от умственной отсталости, у детей с ЗПР отсутствует та инертность психических процессов, которая наблюдается при умственной отсталости. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

2.Причины ЗПР и их характеристика.

Причинами задержки психического развития могут быть тяже­лые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, тяжелые заболевания, особенно в раннем возрасте недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуаль­ная особенность развития ребенка («церебрастенический инфан­тилизм» - по В.В.Ковалеву), тяжелые эмоциональные расстрой­ства невротического характера, связанные, как правило, с край­не неблагоприятными условиями раннего развития. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребенка происходит как бы приостановка или искаженное развитие определенных структур коры головного мозга. Очень большое, а иногда и решающее значение здесь имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается малыш. Здесь на первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, недостаток ухода за малышом. Именно по этим причинам так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах, круглосуточных яслях. В таком же тяжелом положении оказываются и предоставленные сами себе дети, воспитывающиеся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный образ жизни.

По данным Американской ассоциации по изучению повреж­дений мозга, среди детей с трудностями в обучении до 50 % со­ставляют дети, которые получили травму головы в период от рож­дения до 3-4 лет.

Известно, как часто падают маленькие дети; нередко это бы­вает, когда нет взрослых поблизости, а иногда и присутствующие взрослые не придают особого значения таким падениям. Но, как показали исследования, недавно проводившиеся Американской ассоциацией по изучению повреждений мозга, такое, казалось бы, небольшое травматическое повреждение мозга в раннем дет­стве может привести даже к необратимым последствиям. Это бы­вает в случаях, когда возникает сжатие ствола мозга или растяже­ние нервных волокон, которое может проявляться в более выра­женных случаях на протяжении всей жизни.

3.Классификайия детей с ЗПР.

Остановимся на классификации детей с задержкой психиче­ского развития. Нашими клиницистами выделяется среди них (клас­сификация К.С.Лебединской) четыре группы.

Первая группа - задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно вы­ражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они нахо­дятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выражен­ность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.

Гармонический инфантилизм - это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задер­жано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть не выражено отставание физическое - наблюдается только психическое, а иногда имеется и психофизическое отставание в целом. Все эти формы объединя­ются в одну группу. Психофизический инфантилизм иногда имеет наследственную природу. В некоторых семьях отмечается, что и родители в детстве имели соответствующие черты.

Вторая группа - задержка психического развития сомато­генного происхождения, которая связана с длительными тяже­лыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приво­дит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточ­ность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.

Время на чтение: 3 мин

Дети с ЗПР (задержкой психического развития) входят в особую смешанную по степени психофизиологического развития группу лиц. Задержку психического развития психиатры относят к классу маловыраженных отклонений психического развития. ЗПР сегодня считается часто встречаемым видом психических патологий в раннем возрасте. О наличии заторможенности развития психических процессов говорить следует исключительно при условии, что индивидуум еще не вышел за границы младшего школьного периода. В случаях, когда симптомы ЗПР наблюдаются на фазе старшего школьного периода, уже следует говорить об или инфантилизме. Отклонение, выраженное в задержке психического формирования, занимает позицию между анормальным развитием и нормой.

Малышам с замедленным развитием присуще опасение перед новыми, неожиданными впечатлениями, неминуемо появляющимися в их жизни вследствие изменений условий обучения. Они ощущают повышенную потребность в одобрении и внимании. Некоторые дети могут проявлять при смене привычных для них условий, некоторые – проявляют своеобразную реакцию на наказание (могут начать раскачиваться, либо петь). Подобная реакция может расцениваться в качестве избыточной компенсации в травмирующей ситуации. Таким детям присуща повышенная чувствительность к воздействиям ритмического характера, потребность в таких действиях и любовь к музыке. Малыши с удовольствием посещают музыкальные занятия. Они способны быстро освоить различные танцевальные движения. Вследствие воздействия ритма такие дети быстро успокаиваются, настроение у них становится ровным.

У детей с ЗПР наблюдаются ярко выраженные трудности с адаптивным поведением, что может проявляться в различных формах. Ограниченные возможности к самообслуживанию и обучению социальным навыкам наряду с серьезными недостатками поведения являются характерными чертами малышей с ЗПР. Болезненное реагирование на критику, ограниченный самоконтроль, неуместное поведение, агрессивность, нередко членовредительство – все это может наблюдаться. Проблемы с поведением обуславливаются степенью задержки развития – чем глубже уровень замедления развития, тем ярче выражено нарушение поведенческих реакций.

Таким образом, патологическое состояние, выраженное в задержке формирования процессов психики, можно рассматривать в качестве полисимптомного типа изменений интенсивности и характера развития детей, который охватывает многообразные комбинации расстройств и их симптомов. Несмотря на это в психическом статусе детей с ЗПР следует выделить ряд ключевых особенностей, представленных ниже.

Незрелостью различных анализаторных систем и неполноценностью зрительно-пространственного ориентирования представлена сенсорно-перцептивная сфера. Расстройство психомоторной сферы включает разбалансированность двигательной активности, импульсивность, тяжесть в усвоении двигательных навыков, различные нарушения координации движений. Мыслительная деятельность представлена преобладанием простейших мыслительных операций, снижением степени логичности и абстрактности мышления, сложностями в переходе к абстрактно-аналитическим конфигурациям мыслительной деятельности. В мнемической сфере наблюдается доминирование механического запоминания над абстрактно-логической памятью, преобладание непосредственной памяти над опосредованным запоминанием, понижение объема памяти, существенное снижение непроизвольного запоминания. Речевое развитие представлено ограниченностью словарного запаса, замедлением усвоения грамматической структуры, сложностями в овладении письменной речью, недостатками в произношении. Эмоционально-волевая сфера представлена общей незрелостью, инфантилизмом. Преобладание игровой мотивации, устремленность к получению удовольствий, неприспособленность мотивов и интересов наблюдаются в мотивационной сфере. В характерологической сфере заметно усиление вероятности возникновения различных акцентуаций характерологических качеств и психопатоподобных проявлений.

Работа с детьми с ЗПР

Методы воздействия и коррекционная работа с детьми ЗПР должны строго соответствовать ключевым позициям формирования в конкретном возрастном периоде, опираясь на характерные для данного возрастного периода черты и достижения.

На первом месте должна стоять коррекционная работа с детьми с ЗПР, направленная на выправление и доразвитие, компенсацию таких процессов психики и ее новообразований, которые на предыдущем возрастном промежутке начали образовываться и которые представляют собой фундамент для развития в последующем возрастном промежутке.

Коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР надлежит создавать условия и их организовывать с целью максимально эффективного развития функций психики, особенно интенсивно вырабатывающихся в текущем периоде.

Программа для детей с ЗПР в идеале должна быть целенаправленна на формирование предпосылок для дальнейшего успешного развития на последующем возрастном промежутке, на гармонизацию развития личности малыша на текущем возрастном этапе.

При построении стратегии коррекционной работы, направленной на развитие, не менее важным будет, как полагал Л. Выгосткий, учет зоны ближайшего формирования. Под такой зоной развития можно понимать различие между степенью сложности поставленных задач, доступной малышу при самостоятельном ее разрешении, и той, которую он может достичь при помощи взрослых лиц или товарищей в группе.

Коррекционную работу с детьми с ЗПР надлежит выстраивать с учетом периодов развития, которые являются максимально оптимальными для формирования определенного качества или психической функции (сензитивных периодов). Тут нужно понимать, что при заторможенности формирования процессов психики сензитивные периоды могут также сдвинуться по времени.

Можно отметить несколько важнейших направленностей коррекционной работы с больными детьми. Первое направление имеет оздоровительный характер. Ведь полноценное формирование детей возможно исключительно при условии его физической развитости и здоровья. К этому направлению относятся также задачи упорядочения жизни малышей, т.е. создание нормальных условий для их дальнейшей оптимальной жизнедеятельности, введение разумного режима дня, создание наилучшего двигательного распорядка и др.

Следующим направлением можно считать коррекционно-компенсаторное воздействие при помощи нейропсихологических методик. Современный уровень развития нейропсихологии детей позволяет достигать значительных результатов в работе коррекционного характера с познавательной деятельностью детей. При помощи нейропсихологических методик успешно выравниваются такие школьные навыки, как чтение, письмо и счет, поддаются коррекции различные нарушения поведенческой сферы, например, целенаправленность или контроль.

Следующее направление работы включает в себя формирование сенсорно-моторной сферы. Данное направление обладает особым значением при работе с учениками, имеющими отклонения в сенсорных процессах и дефекты опорно-двигательного аппарата. Для выработки творческих способностей малышей с замедленным формированием процессов психики очень важна стимуляция сенсорного развития.

Четвертое направление представляет собой стимуляцию познавательных процессов. Наиболее разработанной сегодня можно считать систему психологического воздействия и педагогической помощи в полноценном формировании, выравнивании и компенсации дефектов развития всех процессов психики.

Пятое направление – это работа с эмоциональными процессами. Повышение эмоциональной осведомленности, предполагающее способность понимать чувства других индивидов, выражающиеся в адекватном проявлении и контроле собственных эмоций, важно абсолютно для всех малышей вне зависимости от степени выраженности патологии.

Последним направлением будет выработка видов деятельности, характерных для определенной возрастной категории, например, игровых или продуктивных видов деятельности, учебной деятельности и коммуникативной.

Обучение детей с ЗПР

К моменту начала обучения у малышей с замедленным развитием психических процессов, обычно, полностью не сформированы стержневые мыслительные операции, такие как анализ и синтез, обобщение и сравнение.

Дети с ЗПР не способны ориентироваться в поставленных задачах, не умеют планировать собственную деятельность. Если их сравнивать с умственно отсталыми малышами, то обучаемость у них будет на порядок выше, чем у олигофренов.

Ученики с ЗПР намного лучше используют помощь, они способны переносить продемонстрированный способ произведения действий на сходные задания. При условии соблюдения педагогами специальных требований к обучению таких детей, они способны изучить учебную информацию значительной сложности, рассчитанную на учащихся с нормальным развитием, соответствующим их возрастной категории.

Особенности обучения детей с ЗПР в значительной степени обусловлены тем, насколько на подготовительном этапе ученики усваивают навыки учебной деятельности. В подготовительном классе стержневыми задачами обучения являются коррекционная работа в отношении специфических дефектов развития когнитивной деятельности обучающихся, их мыслительных процессов, компенсирование недостатков в азбучных знаниях, подготовка к усвоению ключевых предметов, формирование умственной активности в ходе постижения учебного материала.
В обучении детей, страдающих заторможенностью развития процессов психики, следует основываться на задачах, поставленных требованиями программы обучения общеобразовательной школой, а также учитывать ряд специфических задач и коррекционную направленность, вытекающую из особенностей психофизиологических характеристик школьников указанной категории.

Практика показывает, что целесообразнее начинать предупреждение возможных сложностей в обучении и школьной адаптации детей еще в условиях дошкольных центров. С этой целью разработана специфическая модель дошкольного учреждения (ДОУ) образовательной направленности компенсирующего вида для малышей, характеризующихся заторможенностью развития процессов психики. В таких учреждениях коррекционная работа представлена: диагностико-консультативным направлением, лечебно-оздоровительным и коррекционно-развивающим направлением. Специалисты-дефектологи или логопеды ведут коррекционно-развивающую работу с детьми-дошкольниками с участием семьи малышей.

Занятия для детей с ЗПР учитывают состояние и степень развитости малышей, вследствие чего предполагают обучение по различным направлениям: ознакомление с окружающей средой, развитие функций речи, выработка правильного звукопроизношения, знакомство с художественной литературой, обучение игровой деятельности, подготовка к дальнейшему обучению грамоте, формирование примитивных математических представлений, трудовое воспитание, физическое развитие и эстетическое воспитание.

При продуктивном усвоении учебных программ в специализированных классах вследствие решения школьного медико-психолого-педагогического консилиума ребенок переводится в общеобразовательную школу в соответствующий его уровню класс.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии ЗПР у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

В широком смысле задержка психического развития у детей представляет собой незрелость эмоционально-волевой сферы у детей . При своевременной терапии данную патологию удается излечить полностью или частично.

Ключевыми факторами является степень прогрессирования недуга и причины его проявления. Лечение заболевания включает в себя прием определенных медикаментов, занятия с профильными специалистами и специальные медицинские процедуры . О симптомах и лечении задержки психического развития у детей поговорим в статье.

Понятие и характеристика

В медицинской практике термином ЗПР обозначается темповое развитие отставания психических процессов у ребенка.

Происходящие нарушения имеют обратимый характер. У таких детей на протяжении длительного времени преобладают игровые предпочтения, мышление отличается специфической незрелостью и нехваткой базовых знаний.

По сравнению со сверстниками дети с ЗПР отличатся ограниченностью представлений и низким уровнем интеллектуальной деятельности .

Чем вызывается?

Причины ЗПР включают в себя многочисленные факторы, которые создают угрозу эмоционально-волевого развития ребенка. Возникать такая опасность может на фоне наследственности, осложнений в период вынашивания плода , сложных родов и индивидуальных особенностей организма ребенка.

Внешние факторы могут спровоцировать задержку психического развития у ребенка только при наличии внутренних предпосылок.

Воздействие окружающей среды в данном случае становится причиной прогрессирования патологии и усиления интенсивности ее симптоматики.

Причинами задержки нервно-психического развития у ребенка могут стать следующие факторы:


Классификация и виды

Классификация задержки психического развития детей осуществляется в зависимости от причин, которые спровоцировали данную патологию. В педиатрии чаще всего встречается четыре типа заболевания.

Каждая из его форм имеет свои характерные черты и является ключевым фактором для определения комплекса лечебных действий. Прогнозы при разных формах ЗПР отличаются.

В большинстве случаев нарушения являются обратимыми, но и исключением может стать патология, возникшая на фоне генетических предпосылок.

Основная классификация ЗПР у детей:

ЗПРР с элементами аутизма

Задержка психо-речевого развития у детей может сопровождаться элементами аутизма. Данное сочетание патологий является осложнением ЗПР и подразумевает специальные методы лечения.

Опасностью ЗПРР в таком случае становится развитие . В медицинской практике эффективных способов терапии этой патологии не существует. Полностью вылечить аутизм невозможно.

На риск развития аутизма указывают следующие дополнительные симптомы при ЗПРР:

  • скудная мимика;
  • отсутствие интереса к окружающему миру;
  • постоянное выполнение действий, не имеющих смысловой нагрузки;
  • частичное или полное отсутствие речи;
  • аномальная речь.

О причинах развития ЗПР и способах выхода из ситуации в этом видео:

Осложнения и последствия

При ЗПР возникает риск нарушения речевого развития ребенка.

Последствиями сочетания таких патологий могут стать дисграфия или дислексия .

Результатом прогрессирования данных состояний может стать критично низкий уровень успеваемости в школе.

Адаптироваться в обществе детям с задержкой психического развития крайне сложно. Попытки сверстников найти к ним подход спровоцируют не только замкнутость ребенка, но и приступы агрессии.

Осложнениями ЗПР могут стать следующие состояния:

  • развитие сложных психических расстройств;
  • значительное нарушение элементарных навыков;
  • серьезные проблемы с социальной адаптацией;
  • развитие сопутствующих заболеваний (ЗПРР, ЗРР и пр.).

Как выявить?

Отчетливо симптоматика задержки психического развития у ребенка проявляется к пяти или шести годам .

Такие дети в значительной степени отличаются от сверстников по имеющимся навыкам и некоторым чертам поведения.

Например, элементарные действия им даются с трудом (завязывание шнурков, самостоятельное одевание, употребление пищи и пр.). Дополняется клиническая картина отклонениями психо-эмоциональными нарушениями.

Симптомами ЗПР в большинстве случаев являются следующие факторы:

Характерные качества

При задержке психического развития интеллект у детей практически не нарушается, но происходят серьезные отклонения в процессе восприятия определенной информации.

Ребенку с таким диагнозом сложно запоминать учебный материал и проанализировать его. Восприятие у таких детей осуществляется фрагментарно.

Для детей с ЗПР характерны следующие качества:


Методы диагностики

Диагноз ЗПР может быть установлен детям, достигшим четырехлетнего возраста. В большинстве случаев выявление данной патологии осуществляется у дошкольников.

Тревожным сигналом становится плохая успеваемость ребенка в школе и трудности с усвоением учебного материала.

Подтверждается диагноз комплексным обследованием детей и заключением специальной комиссии (ПМПК).

Диагностика проводится следующими методами:

  • обследование профильными специалистами (логопед, детский психолог, невролог, педиатр, психиатр и пр.);
  • нейропсихологическое тестирование;
  • исследование интеллектуальных процессов;
  • МРТ головного мозга;
  • КТ и ЭЭГ;
  • обязательная дифференциальная диагностика с аутизмом и олигофренией.

Лечение и коррекция

Методы лечения ЗПР всегда назначаются в соответствии с индивидуальной клинической картиной состояния здоровья ребенка.

Детям с таким диагнозом должна быть оказана помощь не только психологов и педагогов, но и со стороны родителей.

Медикаментозная терапия используется только при отсутствии результатов других методик или замедленной тенденции к выздоровлению.

Микротоковая рефлексотерапия

Использование микротоковой рефлексотерапии при лечении ЗПР у детей показывает хорошие результаты и ускорение тенденции к выздоровлению. Суть данной процедуры заключается в воздействии на определенные участки головного мозга сверхмалыми электрическими импульсами .

При своевременном применении данной методики поврежденные функции центральной нервной системы восстанавливаются. Процедура разрешена для детей с шестимесячного возраста.

Занятия с дефектологом и логопедом

Проведение занятий с логопедом и дефектологом входят в число обязательных методов лечения ЗПР у детей. Упражнения и обучающий материал подбираются каждому ребенку индивидуально .

Логопеды дополнительно могут использовать технику точечного массажа (на область кончика носа, между глаз, в центре подбородка, в уголках губ и под ушными раковинами оказывается легкое воздействие массажными движениями).

В большинстве случаев необходимость занятий с такими специалистами возникает при достижении ребенком пятилетнего возраста.

Цель логопедических и дефектологических занятий:

  • развитие памяти ребенка;
  • улучшение моторики;
  • нормализация артикуляции;
  • улучшение адаптационных качеств;
  • устранение ;
  • улучшение мышления.

Лекарственная терапия

Выявить необходимость использования медикаментозной терапии при ЗПР может только невролог или невропатолог .

Применяются лекарственные препараты в первую очередь для восстановления определенных функций головного мозга и нервной системы ребенка.

Самостоятельно принимать такие медикаменты нельзя ни в коем случае . Для лекарственной терапии должны быть определенные основания, выявленные путем комплексного осмотра малыша и проведения специальных процедур исследования его ЦНС и отделов головного мозга.

При задержке психического развития у детей могут быть использованы следующие препараты:

  • ноотропы (Пирацетам, Кортексин);
  • витаминные комплексы, соответствующие возрасту ребенка.

Семейная атмосфера играет ключевую роль в лечении ЗПР у ребенка. Дети с таким диагнозом требуют особого подхода.

От поведения родителей во многом зависит тенденция к выздоровлению и результативность проводимых способов коррекции. Взрослым необходимо помнить о том, что с ребенком придется постоянно заниматься (даже во время игр и общения).

При воспитании детей с ЗПР важно учитывать следующие рекомендации :

  1. Ускорить процесс лечения ребенка могут дельфинотерапия и иппотерапия (считается, что лошади и дельфины помогают детям в значительной степени нормализовать психическое состояние).
  2. Ребенка надо всегда хвалить за успехи и подбадривать (поддержка родителей придаст ему уверенности в себе и поможет развить адаптационные навыки).
  3. Если малышу сложно выполнять элементарные действия (например, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и пр.), ни в коем случае нельзя его критиковать, наказывать или оставлять без внимания (обучение надо осуществлять постепенно).
  4. Ссоры между членами семьи, нервные срывы на ребенке и другие негативные факторы должны быть исключены .
  5. С ребенком надо как можно больше общаться (надо стараться обсуждать с малышом все, что его окружает).
  6. Во время игр или прогулок ребенку надо преподносить важную информацию в игровой форме (описание флоры, фауны, окружающих предметов, зачем они нужны и пр.).
  7. Не стоит ставить перед ребенком сложно-выполнимые задачи (родители должны учитывать, что причиной отсутствия определенных навыков у ребенка является не лень, а имеющаяся патология).

Где лечить в России?

При наличии осложнений, отсутствия результатов терапии или определенных медицинских показаний, ребенку может быть назначено специализированное лечение задержки психического развития.

В медицинской практике в последние годы стали широко использоваться хирургические методы исправления недуга. В России клиники, предлагающие спектр процедур по устранению ЗПР, находятся в основном в Москве .

Примеры столичных клиник, занимающихся лечением ЗПР у детей:

  • Клиника восстановительной неврологии;
  • Медикор плюс;
  • Александрия.

Прогнозы

При своевременном и правильном лечении задержка психического развития у детей в значительной степени снижает свою интенсивность .

Если патология сопровождается осложнениями, то возникает необходимость определения ребенка в специализированную школу или коррекционные классы. Общая программа обучения будет для него слишком сложной.

Кроме того, не стоит прекращать занятия даже при наличии тенденций к улучшению состояния здоровья. Заболевание имеет высокий риск регресса.

При правильном и своевременном лечении возникает вероятность следующих факторов:

  • ребенок хорошо адаптируется среди сверстников;
  • функции головного мозга и нервной системы в значительной степени восстанавливаются;
  • развиваются определенные таланты (музыкальные, хореографические и пр.);
  • диагноз не мешает получить высшее образование и добиться успехов в профессиональной деятельности.

Можно ли предупредить болезнь?

Профилактикой ЗПР рекомендуется заниматься на этапе планирования беременности. Если у родителей выявлены патологии, повышающие риск задержки психического развития у ребенка, то в первую очередь необходимо максимально снизить их проявление.

Медики отмечают, что психическое формирование снижается у детей к восьмилетнему возрасту. Если до этого периода заболевание не будет диагностировано, то риск его развития минимален.

Меры профилактики ЗПР включают в себя следующие рекомендации :

  • внимательное отношение родителей к этапу планирования ребенка;
  • предотвращение воздействия на плод любых неблагоприятных факторов;
  • профилактика и своевременное лечение соматических и инфекционных заболеваний у детей с самого раннего возраста;
  • при подозрении на ЗПР у ребенка необходимо в кратчайшие сроки пройти обследование;
  • обеспечение благоприятных условий воспитания ребенку.

При наличии у ребенка любых симптомов задержки психического развития, необходимо в кратчайшие сроки провести его обследование в медицинском учреждении.

Если диагноз подтверждается, то начало терапии должно быть осуществлено незамедлительно. Раннее выявление патологии и правильный подход к ее лечению увеличивают шансы возникновения благоприятной тенденции и хороших прогнозов.

Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР. Все что надо знать родителям в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!