Журналистика периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия. Журналистика периода Великой Отечественной войны

Военные корреспонденты всегда были востребованы в своей специальности. Однако особенно популярной профессия стала во времена Великой Отечественной. Именно тогда многие корреспонденты, фотографы, дикторы записывались добровольцами и шли на фронт, чтобы рассказать и показать людям, каким трудом достается каждая пядь отвоеванной земли. НТВ вспоминает знаменитых военных журналистов, которые смогли не только объективно рассказать о происходящем на полях сражений, но и рисковать жизнью ради общей победы и стать Героями Советского Союза.

Читайте ниже

Кто такие военные журналисты?

Военным корреспондентом можно назвать журналиста, который сопровождает армию, авиацию и флот во время боевых действий и освещает события войны в прессе.

Юрий Левитан

Юрий Борисович Левитан (при рождении его звали Юдка Беркович Левитан) родился в 1914 году во Владимире. Интересно, что с самого детства будущий знаменитый диктор имел зычный и громкий голос. Уже тогда его называли «Трубой», а его голос, похожий по силе звучания на мегафон, мог разноситься на большие расстояния.

Несмотря на природный талант и особый тембр, Юрия Левитана неохотно брали на радио из-за сильного провинциального говора. Никто не знает, как могла бы сложиться его карьера, если бы не звонок Сталина. Именно верховный главнокомандующий в 1934 году услышал однажды ночью, как неизвестный ему диктор читает в эфире новости газеты «Правда». Сталин сразу же позвонил в Радиокомитет и сказал, что текст его доклада на ХVII съезде партии должен читать только «этот голос».

Осенью 1941 года Юрий Левитан был эвакуирован в Свердловск (сейчас Екатеринбург) по причине того, что вести вещание из столицы было нельзя: все московские радиовышки были демонтированы, так как являлись ориентирами для вражеских бомбардировщиков. Студия была размещена в подвальном помещении, а сам диктор жил в бараке в тяжелых условиях и в режиме полной секретности.

Специальные меры безопасности были предприняты еще и потому, что сам Гитлер обещал любому, кто принесет ему голову Левитана, 250 тысяч марок — настолько ему был противен голос, который на весь мир объявлял о военных победах Советского Союза.

В марте 1943 года Левитан секретно переехал в Куйбышев (ныне Самара), где и был размещен на постоянной основе Радиокомитет.

На всем протяжении Великой Отечественной войны Юрий Левитан читал сводки Совинформбюро и приказы Сталина, а его голос был известен каждому жителю страны. Юрию Левитану было доверено объявлять о взятии Берлина и о Победе.

Знаменитый диктор скончался в 1983 году в Белгородской области во время встречи с ветеранами Курской битвы. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Муса Джалиль

Муса Джалиль был не только известным в СССР поэтом и журналистом, но и участником Великой Отечественной войны, Героем Советского Союза.

Муса Мустафович Залилов родился в 1906 году в Оренбургской области. В 1919 году начал обучение на литературном факультете МГУ, работал редактором в детских журналах. Первый сборник его стихотворений «Мы идем» вышел в 1925 году, а через 10 лет свет увидели еще два сборника — «Стихи и поэмы» и «Орденоносные миллионы».


Фото: ТАСС

В 1941 году Муса Джалиль одним из первых ушел на фронт, работал там военным корреспондентом. Через год после начала войны был захвачен в плен и переправлен в концлагерь Шпандау. Даже в тех чудовищных условиях он не переставал писать стихотворения. В концлагере Джалиль организовал подполье, которое готовило массовый побег заключенных. Его казнили в 1944 году за работу в этом подполье. Звание Героя СССР он получил посмертно спустя двенадцать лет.

Константин Симонов

«Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой»


Фото: ТАСС, Мастюков Валентин

Это знаменитое стихотворение было написано Константином Симоновым в июле-августе 1941 года. Писатель окончил Литературный институт им. Горького, во время войны проходил обучение на курсах военных корреспондентов, а затем работал с передовой для газет «Красная звезда» и «Боевое знамя». Даже в тяжелые военные годы он продолжал создавать литературные произведения.

Летом 1941 года работал военным корреспондентом в захваченной Одессе. Уже в 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, а в 1943 году — звание подполковника. В качестве журналиста побывал на всех фронтах Великой Отечественной войны, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, Германии, описывал происходящее в последних боях за Берлин.

В 1944 году Константин Симонов был награжден медалью «За оборону Кавказа». После войны работал военным корреспондентом в СССР, США и Японии. Был главным редактором «Литературной газеты». Умер в 1979 году, оставив почитателям своего таланта богатое литературное наследие.

Лев Озеров

Лев Адольфович Озеров (настоящая фамилия Гольдберг) был выдающимся русским поэтом, переводчиком и военным корреспондентом.

Родился в 1914 году в Киеве, в 1939 году закончил Московский институт философии, литературы и истории.


Фото: er3ed.qrz.ru

В самом начале войны записался добровольцем и отправился на фронт работать военным корреспондентом. На полях сражений не переставал писать, а с 1943 года был преподавателем Литературного института. Позже получил степень доктора филологических наук.

Знаменитое четверостишие, представленное ниже, также принадлежит Льву Озерову.

«Пренебрегая словесами,
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами»

Михаил Шолохов

Знаменитый на весь мир писатель во времена Великой Отечественной войны также работал военным корреспондентом.

Михаил Шолохов родился в 1905 году в Ростовской области. Учился в церковноприходской школе, а затем в гимназии. Специальное образование получить не смог из-за начавшейся революции и гражданской войны. В 1922 году приехал в Москву и твердо решил стать писателем. В то время Шолохов работал грузчиком, каменщиком, счетоводом, а в 1923 году смог опубликовать свое первое литературное произведение — фельетон.


Фото: ТАСС, Ступаков В.

В 1926 году начинает работать над романом «Тихий Дон».

Во времена Великой Отечественной войны оставил литературную деятельность и стал военным корреспондентом сразу двух газет: «Правда» и «Красная звезда». Очень часто выезжал на линию фронта, писал много очерков и рассказов. В последние годы войны публикует рассказ «Наука ненависти» и главы из романа «Они сражались за родину».

После войны писатель занимался не только литературной, но и общественной деятельностью. Михаил Шолохов опубликовал вторую книгу романа «Поднятая целина», продолжение книги «Они сражались за родину». В 1965 году за роман «Тихий Дон» Шолохов получил Нобелевскую премию. Всю свою жизнь, за исключением военных лет, прожил в своей станице, где и скончался в 1984 году.

За торжественными мероприятиями в День Победы НТВ будет следить в течение всего праздничного дня. Зрители увидят не только парад на Красной площади, но и . Кроме этого, патриотическую акцию , придуманную крымской школьницей, может поддержать любой желающий.

Тема урока:

Роль военных журналистов и корреспондентов в годы ВОВ

Тип урока:

Интегрированный(исследовательский -творческий)

Форма работы: групповая

Цели:

  • Образовательные- Познакомить учащихся с трагическими событиями ВОВ.
  • Развивающие- Формировать умение работать с историческими документом, способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Воспитательные- Охарактеризовать героизм советских людей разных профессии.

Проблемный вопрос:

В виде выводов назовите все функции, которые выполняли военные корреспонденты?

Ход урока

I. Организационный момент

II.Учитель: Великая Отечественная Война…

Чтобы не говорили, ни писали, время не изгладит из памяти народа самую тяжёлую из всех войн в истории человечества, тем более в истории нашей Родины.

В этом году наша страна отмечает семидесятую годовщину Великой Победы.ВОВ заставила перестроиться на военный лад все стороны жизни советских людей. Мирные жители одевали военную форму и брали в руки оружие. Не остались в стороне и те, кого жизнь наградила величайшим даром красноречия.

«Война не существует, если о ней ничего не известно». Да, этот урок мы посветим всем фронтовым и тыловым журналистам- корреспондентам ВОВ. Они не думали о том, что совершают подвиг, они просто выполняли свою работу.

Задача вашей исследовательской работы показать и рассказать о подвигах этих людей.

III.Первая группа учеников – Первые военные корреспонденты в России появились во время Кавказской войны(1817-1864 гг). Издававшаяся в Тбилиси газета «Кавказ» правдиво описывала события, а авторы печатались под псевдонимом, потому что власть не хотела огласки. По этому поводу в «Русском слове» Немирович Данченко писал: «многие журналисты просили указаний, о чём писать».Благодаря таким смелым корреспондентам, как Всеволод Гаршин, Всеволод Крестовский и знаменитый художник Василий Верещагин жители Царской России получали достоверную информацию о русско- японской войне.

Грозный вихрь событий, натиск брони и стали,несущий смерть и разрушения, явился испытанием на крепость не только для советского оборонного и политического строя, мастерства и доблести советской армии, но и для духовной силы народа, испытанием его патриотичности и преданности Родине, воли и жизнестойкости, мужества и силы человеческих сердец. Миллионы людей, взяв в руки винтовки и автоматы, стали ратниками. На горькую и кровавую дорогу войны вступили также и писатели, поэты, публицисты и журналисты, оружием которых стало не только перо, разящее врага не мене эффективно, чем свинцовый град, но и штык. Советская печать, радио, литература и искусство были направлены на обеспечение разгрома врага.

Слайд№1

Особенно важно отметить роль периодической печати в годы ВОВ. Утро первого дня ВОВ советскими жителями было встречено по- разному. Первым приняли боевое крещение работники газет приграничных соединений. Вместе с бойцами переднего края они вступили в бой с врагом, в то время как в редакциях тыловых газет заново переделывались подписанные к печати номера. Вместо мирных воскресных заголовок на газетных полосах запестрели «шапки», звавши советских людей на священную войну: «Фашистская Германия вероломно напала на нас!», «Фашистская Германия будет разгромлена!». Одно из ведущих мест в этой области играла газета «Правда». Газета явилась мощным проводником идеологического воздействия, поскольку в стране, где идеология играла ключевую роль, очень важно было мобилизовать духовный потенциал, чтобы компенсировать неудачи первых дней войны, нехватку вооружения.

Писатель Пётр Павленко говорил, что газета на фронте представляет собой тот обязательный поёк духовной пищи. Тот неприкосновенный запас бодрости, без которого советский солдат не обходится в самые безрадостные часы тяжёлых испытаний. Анализируя факты о периодической печати можно сказать, что она олицетворяла собой также один из ярчайших примеров монолитности, единства и братства народов Советского Союза.

Слайд 2:

Во время ВОВ очень важно было поднять всю страну, весь многонациональный народ на защиту Родины. Эту задачу можно было решить только с помощью прессы. Дружные, сплочённые коллективы фронтовых газет, где писали свои очерки сыны многонационального советского народа: русские, украинские, грузинские, белорусские, армянские, казахские корреспонденты. Всех имён назвать, конечно же невозможно. Это Александр Анохин-корреспондент газеты «Красная звезда», погиб под Великими Луками в феврале 1943 года, Павел Апрышков - сотрудник краснодарской краевой газеты «Комсомолец», по совместительству гвардий сержант, разведчик, Аман Бердыев- писатель, журналист туркменской газеты «Яш Коммунист»,погиб на фронте при выполнении профессиональных обязанностей. Григор Зограбян- журналист, на фронте был заместителем командира роты, затем сотрудником многотиражки 89-ой Таманской стрелковой дивизии. Абдулла Шарафутдинов- журналист фронтовой газеты «Красноармейская правда», выпускавший специальные номера для воинов-узбеков, погиб в январе 1945г.

IV (вторая группа)

Слайд 3

Очень часто журналисты оказывались лицом к лицу с огнём и смертью вместе с героями своих очерков и статей. Например, когда наши войска штурмовали под Севастополем знаменитую Сапун-гору, сквозь яростный ливень огня пехотинец Иван Яцуненко первым достиг каменистой вершины и водрузил красное знамя. Золотая Звезда Героя увенчала подвиг солдата, о нём узнала вся страна, но мало кому известно, что вместе с героем взобрался на гору и молодой корреспондент Николай Воронцов, рассказавший о подвиге Яцуненко в своей дивизионной газете.

Творческая группа- Опять война, опять Блокада…(Ю. Воронов)

Опять война,
Опять Блокада, -
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.

Слайд 4

Роль советской журналистики, в том числе и глубоко периферийной «районки», в системе идеологического воспитания тыла в годы ВОВ была очевидна. В газете «Большевик», редактором которого был Иван Юдин, вышел его очерк « По следам фашистского зверя». Во время оккупации, кубанские журналисты в тылу врага издавали « газеты- мстители».Партийное руководство очень большую роль уделяло региональным газетам. На Кубани, в начале ВОВ издавались 154 газет. Самыми известными считались «Советское казачество», «Сталинец». Поручив журналистам вести патриотическое воспитание, советскому руководству пришлось даже вспомнить о казачестве и его военно- патриотических традициях. Прежде всего, было объявлено, что всё казачество стало советским. Даже одну из районных газет переименовали в «Советское казачество».Самая востребованная населением тема была военная хроника «от советского информбюро».

Слайд 5

Подвиги известных советских писателей – Ангелина

Невозможно не восхищаться подвигами советских писателей. Без преувеличения и излишнего пафоса можно сказать, что эти талантливые люди, выразители дум и чаяний народа сражались в первом эшелоне, щедро отдавая Родине свой талант и духовный потенциал. Их песни, поэмы, стихи читались в траншеях и землянках, в тылу врага, от Балтики до Чёрного моря. В музеях хранятся не мало книг, обагрённых кровью и пробитых пулями. К некоторым из них приложены письма солдат и офицеров, говорящие об их любви к литературе. В одном из таких писем говориться: «Вашу книгу (речь шла о книге М.А.Шолохова «Они сражались за Родину») я нашу так же, как и мои товарищи, всегда с собой в сумке. Она нам помогает жить и сражаться. Ваша книга нам нужна». Во время ВОВ М.Шолохов был военным журналистом «Правды» и «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерк «На Смоленском направлении» публиковалась в разных изданиях, и вдохновлял солдат на ратные подвиги. Строки из поэмы « Книга про бойца» А. Твардовского опубликованы в «Красноармейской правде», стали молитвой для многих солдат:

«Буду пикать, выть от боли

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда».

Слайд 6 (вторая творческая группа)- Боевые заслуги и трудовая доблесть журналистов, писателей были высоко оценены советским правительством. На груди многих журналистов сверкали заслуженные ими ордена Красного Знамени, Отечественной Войны, Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги». Об этих отважных и смелых мастеров слова можно говорить бесконечно. О них слагали, слагают стихи, поэмы, прозы, песни. Но нам кажется, что «Песня военных корреспондентов» есть и останется на все времена гимном всех журналистов.

V(Поёт вся группа)

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы ни скитались

Мы в пыли.

С лейкой и с блокнотом,

А то и с пулемётом

Сквозь огонь и стужу, мы прошли.


Что такое война? Ответить на этот вопрос может только тот, кто сам познал ее прогорклый, полынный вкус. Одолел все ее адовы круги. Потому-то она у каждого своя, особенная.

Михаил Савин сполна испил ее страшного кровавого варева. Всю войну он прошел с фотокамерой в руках. От первого и до последнего ее дня. Фоторепортером газеты Белорусского военного округа "Красноармейская правда" , впоследствии ставшей газетой Западного фронта, а позднее и 3-го Белорусского фронта.

Нападение фашистской Германии не стало для сотрудников "Красноармейской правды" большой неожиданностью. Тревожные предчувствия витали в воздухе давно. Войну ждали. К ней готовились. Именно из-за осознания ее неотвратимого приближения Михаил, который работал в Минске собкором фотохроники ТАСС, и перешел в 1941 году в редакцию военной газеты. Он хотел заранее подготовить себя к работе на фронте. Война не заставила себя долго ждать.

На протяжении всех долгих военных лет он беспрерывно снимал фронтовые будни. Создавал свою уникальную фотолетопись войны. В своих фотоработах он донес до нас – ныне живущих – ее суровый беспощадный лик. Особую, им самим изведанную, увиденную и прочувствованную быль и боль.

Минск, Гомель и Великие Луки, Днепр, Сож, и Березина. Битвы под Вязьмой, под Москвой. Курская дуга. Освобождение Смоленска, Беларуси, Прибалтики, Восточной Пруссии. Нельзя сказать, что смерть шла за Михаилом по пятам. Он сам ходил за ней, испытывая судьбу, постоянно держал ее за хвост. Со своей камерой он вечно лез в самое пекло. А где еще можно сделать в номер снимки реальных боев?! Только на передовой. На самом переднем крае. "Смерть не просто ходила рядом, бывало так, что она словно вселялась в тебя, и ты чувствовал, что тебя уже нет, а есть она – одна, твоя единственная ", – писал Михаил Савин.

Однако за всю войну ни одного ранения. Ни единой царапины, словно сам Бог хранил его.

Все четыре года войны Савин беспрестанно снимал и снимал жуткий лик войны. Суровый, кровавый, беспощадный. Немудреный окопный быт, атаки, привалы, редкие минуты затишья. Герои его снимков – красноармейцы, офицеры, генералы. Своим верным, прошедшим огонь и воду ФЭДом он выхватывал из смертельной круговерти их светлые улыбающиеся лица, даровал им бессмертие и вечную молодость. На его снимках они навсегда остались молодыми и красивыми. Поправ все законы бытия, остановив бег времени.

Сегодня его дочь - Елена Баркова поделилась с нами записками своего отца, передала его фронтовые снимки и уникальные записки.

Записки Михаила Савина. Так начиналась война

Тихое солнечное утро. Воскресенье. Двор редакции, где были и квартиры сотрудников, пуст. Только несколько ребятишек, собравшись в кружок у стены дома, о чем-то шумно говорили. Я пришел сюда по привычке. Надо было что-то напечатать, кого-то снять, куда-то пойти с товарищами. Но ничего этого сделать не успел: по радио объявили о начале войны. Вскоре я пошел по улицам Минска. На душе было грустно. Город сразу притих. Умолкли воскресный шум, веселье, смех. Люди торопливо расходились по домам. В небе появились первые немецкие разведчики. Голоса людей стали тихими. Говорили мало и почти шепотом, словно солдаты, находясь в разведке. Настроение было каким-то непонятным. Было и страшно, и в то же время чувствовалась уверенность в силе своей страны. Но самое главное, было жаль расставаться с мирной жизнью, с молодостью.

Рано утром, когда солнце было еще невысоко над городом, жители Минска наблюдали за воздушным боем. Вокруг вражеских самолетов рвались снаряды, образуя гирлянды из желтых и серых облачков. Шел бой между истребителями, а тяжелые бомбардировщики делали свое дело – они сбрасывали бомбы на железнодорожный узел. В подъездах, прижавшись к стенам, молча стояли люди. Их глаза были полны ужаса.

10 часов. Поехал на аэродром в Лошице. Снял капитана Новикова, сбившего в первом бою фашистский самолет. Встретился с летчиком Ибатулиным, старым знакомым, которого незадолго до войны снимал как отличника боевой и политической подготовки. Он был утомлен, глаза ввалились, выперли и без того большие скулы. Несмотря на это, он был взволнованно рад. Ведь он также пустил к земле стервятника. Потом сделал еще несколько снимков "технарей", готовивших истребители к боевым вылетам. Среди отличившихся в первых боях был также младший лейтенант И.Д. Чулков, он сбил два немецких истребителя.

Вдруг с запада появились самолеты. Вражеские! И все побежали к щелям. Я тоже прыгнул в ров, чуть не напоровшись на штык винтовки. Тут же начали рваться первые бомбы, земля затряслась, края щели обваливались, засыпая спасавшихся. Бомбы падали все ближе и ближе, и казалось, что вот эта уже наверняка твоя. С каждым новым взрывом люди, прикрывая головы руками, плотнее прижимались к земле. Лиц не было видно, но, судя по съежившимся телам, все испытывали величайший страх первой бомбежки.

Наконец эти страшные минуты, показавшиеся долгими часами, прошли. На летном поле горели два истребителя, горела и деревня, находившаяся невдалеке. Спешу в редакцию. По пути нашел осколок бомбы, который был еще горячий. В редакции его рассматривали с большим интересом, как первый грозный знак войны.

В три часа утра меня разбудили. Вместе с редактором Устиновым и литсотрудником Черневичем поехали в штаб округа. Дивизионный комиссар Лестев рассказал нам, что неподалеку от старой границы идет разгром немецкого десанта, сброшенного ночью. Однако точных сведений не было. Мы немедленно выехали и взяли курс на запад. На дорогах, забитых войсками и беженцами, творилось что-то несусветное – хаос и полная дезорганизация. Кто продвигался на запад, кто на восток… Никто не знал, где идут бои, где какие части, где их штабы, куда идут, их задачи.

Долго мы искали следы десанта. Правда, иногда нападали на слухи, что он где-то был в количестве тысячи человек, потом эта цифра уменьшалась до пятисот, затем до отряда в сто человек. Но истина была, вероятно, в том, что были задержаны несколько беженцев из Литвы, потому как они были не по-нашему одеты и не знали русского языка…

В полдень, подъезжая к окрестностям Минска, увидели большие соединения немецких самолетов, приближавшихся к городу с юго-запада. Вскоре поднялись облака дыма, вспыхнули пожары. Фашисты сбросили свой смертоносный груз. Это была первая крупная бомбежка самого города. Воспользовавшись перерывом бомбежки, мы въехали в город. Разбитые дома, вывороченные и согнутые в кольцо трамвайные рельсы, взорванный водопровод, улицы, усеянные воронками от бомб. Сотни жителей, убитых, раненых, мечущихся среди этого огненного ада.

Едва мы успели добраться до редакции, как начался второй налет. Мы все убежали в соседний дом, бетонные подвалы его были вполне надежными убежищами. Только с наступлением ночи не стали слышны разрывы бомб. Весь город был объят пламенем. Треск догоравших и разрушавшихся домов, стоны и крики людей нарушали наступившую мертвую тишину.

Ночью оперативные сотрудники покинули Минск. Мы пробирались по задымленным улицам. Увидел я и свой дом, разрушенный и горящий. К утру мы были километрах в десяти по Московскому шоссе. Нескончаемой вереницей тянулись жители, нагруженные котомками. Среди них были и актеры МХАТа, приехавшие накануне войны на гастроли. На запад двигались войска, но организованности у них не было. Немецкая авиация, господствующая в воздухе, беспрерывно бомбила дорогу и расстреливала из пулеметов беззащитных женщин и детей, которых было больше в этом месиве. Трупы людей и умирающие лежали на обочинах. На каждом шагу разбитые автомобили, другая техника. Я видел, как озверевшие фашистские летчики охотились даже за одним человеком, бегущим по полю. Просто так, из спортивного интереса.

Проселочные дороги также были забиты людьми и техникой. От разбитой земли поднялась плотная завеса пыли. Погода стояла жаркая, сухая. Дышать было нечем. Вспотевшие лица покрылись толстой серой коркой, словно все надели одинаковые маски.

Измотанные в первых боях, наши части отходили, получали пополнение, залечивали раны, имея небольшой передых. В кустарник на опушку леса возвращались танки из боя. Танкисты были настолько уставшими, что едва стояли на ногах, и первым словом их было "вода". Их лица были покрыты слоем пыли и мазута. Только узкие щелки глаз блестели от волнения и радости, что вышли живыми из смертельного боя. Здесь я встретил командира батальона капитана П.Г. Мазурина. В недавнем бою он своим танком раздавил несколько орудийных расчетов, взял в плен четырех офицеров и двух солдат противника.

Просачиваются скупые сведения с передовой: в приграничных районах идут ожесточенные бои, истекая кровью, стоит непобедимо Брестская крепость.

Так из одного лесного лагеря в другой, от танкистов к пехотинцам, артиллеристам начал я мотаться по широкому пространству фронта. Под бомбежками, под артобстрелами, под взвизгиванием мин снимал, снимал и снимал.

Повстречались мне совсем не героические на вид два бойца: П.Д. Черный и М.Н. Клягин из взвода связи сержанта Волкова. Они первыми заметили колонну вражеских танков, прорвавшихся через наши передовые линии обороны, вступили с ними в поединок. Вместе со своими товарищами они подожгли бутылками с горючей жидкостью семь танков.

В укрытии за бугром стояла зенитная батарея, которой командовал лейтенант Николай Михайлович Леонтьев. Только за два боя отважные зенитчики сбили семь фашистских самолетов. На страницах газеты я показывал героев боев. Бойцы гордились ими, старались подражать им и приумножать их подвиги. Все жили одним желанием – побыстрее разгромить врага. Но никто не знал, что победа придет лишь через долгие четыре года.

Могилев

27 июня мы кое-как добрались до Могилева. Город жил своей предсмертной тихой жизнью. В редакции газеты мне удалось раздобыть некоторые химикаты. Проявил пленки в тарелке, перекручивая ее из одной руки в другую. Температура была слишком высокой, и пленка немного подтопилась. Мой запас пленки, химикатов и увеличитель были положены в объемный железный ящик. Редактор, видя, как я маюсь, посоветовал положить ящик в свою "эмку". Водителю надоело его громыхание, и он выкинул его, не зная, чей это багаж и что в этом ящике.

На дорогах господствовали немецкие диверсанты. Переодетые в нашу офицерскую форму, они давали ложные приказы и порой расстреливали наших командиров. Так они поступили и с нашим замом редактора, но, к счастью, он выжил.

На аэродром, где я хотел поснимать летчиков, принимавших участие в первых боях, иду в сопровождении двух красноармейцев, направивших на меня штыки. Они приняли меня за шпиона, потому что я был с фотоаппаратом. Никакие документы не принимались в расчет. Понадобилось несколько часов для выяснения моей личности. Но с кем выяснять, никакой связи со штабами… Решили прикончить меня немедленно как фашистского лазутчика. Но гроза миновала, все обошлось благополучно. На мое счастье, пришел командир дивизии, с которым я был знаком до войны…"

Такими увидел первые дни войны фотокорреспондент "Красноармейской правды" Михаил Савин.

Начало Великой Отечественной войны было полной неожиданностью для всех советских людей, громом среди ясного неба. Буквально за неделю до войны ТАСС распространило сообщение о том, что, по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии предпринять нападение на Советский Союз «лишены всякой почвы». Все газеты от 22 июня рассказывали только о мирных делах, а в то время, когда читатели держали их в руках, уже лилась кровь на западных рубежах страны. В полдень Центральное радио передало выступление В.М. Молотова. В правительственном заявлении сообщалось о вероломном нападении фашистской Германии. Люди узнавали эту страшную новость главным образом на улицах, из репродукторов, включенных по всей стране.

В связи с новыми задачами, которые поставило военное время, система прессы была значительно изменена. Существенному сокращению подверглась гражданская печать. Если до войны в стране издавалось 39 центральных газет, то теперь их количество уменьшилось до 18. Был приостановлен выход ряда отраслевых изданий, как, например, «Нефть», «Животноводство», «Металлургия». Некоторые близкие по тематике и аудитории издания были объединены в одно, как это произошло с газетой «Советское искусство» и «Литературной газетой», слитых в общий орган «Литература и искусство». Общественно-политические издания, как правило, сокращали свои тиражи и объемы: «Правда» перешла с 6 полос на 4, республиканские, краевые, областные газеты стали выходить на 2 полосах, районные газеты перешли на еженедельный выпуск. Практически повсеместно закрылись областные комсомольские издания и вновь, как и в годы гражданской войны, их функции стали выполнять сменные молодежные страницы в партийных газетах. Сокращение числа газет и журналов происходило и за счет территориальных потерь. Таким образом, если накануне войны в стране выходило более 8800 газет с разовым тиражом свыше 38 млн. экз., то в 1942 г. их стало около 4,5 тысячи, а тираж сократился до 18 млн. экз.

24 июня 1941 г. было принято совместное постановление ЦК партии и правительства «О создании и задачах Советского Информационного Бюро», в котором определялись его основные задачи: «а) руководство освещением международных событий и внутренней жизни Советского Союза в печати и по радио; б) организация контрпропаганды против немецкой и другой вражеской пропаганды; в) освещение событий и военных действий на фронтах, составление и опубликование военных сводок по материалам Главного Командования». Такая последовательность в изложении задач свидетельствует о том, что в первую очередь руководство страны беспокоили проблемы контроля за всей журналистикой, а не обеспечение населения всесторонней информацией. Тем не менее, ежедневные сводки Совинформбюро являлись основным источником информации о положении на фронте в течение всего периода войны. Работники Совинформбюро получали сообщения из ТАСС, редакций центральных газет, от своих собственных корреспондентов, но основные данные приходили из Генерального штаба.

С первых дней войны начала разворачиваться широкая сеть военных изданий. Самой массовой центральной военной газетой была «Красная звезда», помимо нее в число общесоюзных изданий входили «Красный флот», «Красный сокол», «Сталинский сокол».

Центральные военные журналы в большинстве своем специализировались по родам войск и были рассчитаны на офицерский состав – «Артиллерийский журнал», «Связь Красной Армии», «Военно-инженерный журнал» и др. Для рядовых солдат выпускались массовые популярные издания – «Красноармеец», «Фронтовая иллюстрация».

Газеты фронтов и флотов (многие из них были созданы на основе изданий военных округов) выходили ежедневно на 4 полосах, армейские – также ежедневно объемом в 2 полосы, дивизионные и бригадные издания, как правило, были двухполосными и имели меньшую периодичность – 3–4 раза в неделю. Все издания этой группы были рассчитаны главным образом на массового читателя, некоторые газеты выпускались на языках народов СССР. В действующей армии уже в 1942 г. насчитывалось 13 фронтовых, 93 корпусных и армейских, более 600 дивизионных и бригадных газет.

Формирование на оккупированных территориях партизанских соединений, подпольных организаций привело к возникновению партизанской и подпольной печати, рост которой был особенно активен в 1943 г. В частности, в Смоленской области выпускались «Лазовец», «Народный мститель», «Партизанская правда». Много газет выходило на Украине, в Белоруссии, а всего по стране в 1943–1944 гг. было издано около 270 партизанских и подпольных периодических органов. Распространялись эти газеты среди населения регионов, занятых фашистами, их основной задачей было укрепление веры в победу, организация сопротивления врагу, разоблачение гитлеровской пропаганды.

Аналогичные функции были возложены на всю печать, выпускавшуюся для населения оккупированных территорий (а это более 80 млн. человек), – центральную газету «Вести с Советской Родины», республиканские «За Советскую Украину», «За Советскую Литву» и др., областные газеты. Как правило, эти издания выходили в Москве и распространялись через партизан и подпольщиков, сбрасывались с самолетов. Например, в Смоленскую область регулярно доставлялась областная газета «Рабочий путь», при которой в 1942 г. начал выходить специальный выпуск под названием «Малютка». Это было небольшое по формату издание, которое зимой печаталось с красной полосой, чтобы легче было заметить на снегу.

В особых условиях работали в годы войны журналисты Ленинграда. Все 900 дней в блокадном городе печатались основные центральные издания, а также выходили местные – областная партийная газета «Ленинградская правда», областная комсомольская газета «Смена», военная газета «На страже Родины» и даже многотиражки, как, например, «За трудовую доблесть» Кировского завода. Бумага для периодических изданий и листовок доставлялась по «дороге жизни», а матрицы центральных газет – самолетом. Всю войну, при любых бомбежках и артобстрелах, работало и Ленинградское радио. Круглые сутки раздавался в радиосети стук «символического сердца города» – метронома.

Деятельность советского радиовещания в 1941–1945 гг. была перестроена таким образом, чтобы обеспечить постоянной и оперативной информацией о ходе военных событий население всей страны. В Куйбышеве, Свердловске и Комсомольске-на-Амуре создаются филиалы Всесоюзного радиокомитета. В эфире постоянно звучали боевые репортажи с различных участков фронта, очерки и рассказы о героизме солдат, мужестве и стойкости работников тыла. Одна из ценнейших находок радиожурналистов этого времени – «говорящие письма» солдат, благодаря которым многие потерявшиеся родственники смогли найти друг друга. Передачи, которые транслировались на оккупированные территории, зачастую были единственными ниточками, связывавшими людей с большой Родиной. Они перепечатывались партизанами и подпольщиками в виде листовок, газет и служили основным орудием борьбы с фашистской пропагандой. Значительно увеличивается объем вещания на зарубежные страны – более 50 часов в сутки.

Как и в годы гражданской войны, в 1941–1945 гг. широко использовались такие формы пропаганды и агитации, как листовки, брошюры, плакаты, регулярно выходили «Окна ТАСС» (всего около полутора тысяч выпусков).

Вся система советской журналистики работала на общую победу, на разгром врага. В первые месяцы войны на основании сообщений Совинформбюро трудно было понять, что происходит в стране: города не назывались, указывались только направления, «энские» участки фронта. Сведений о потерях в Красной Армии не было, но сообщалось о том, как бойцы отдельных подразделений стойко оборонялись, сколько ими уничтожено живой силы и техники противника. Со временем стала появляться информация о действиях партизан и зверствах немцев на оккупированной территории, о трудовом героизме рабочих в тылу.

Главное управление политической пропаганды Красной Армии уже на следующий день после начала войны подготовило директивы, согласно которым главной задачей военной прессы становилось воспитание героизма, мужества, военного искусства, дисциплинированности. Были сформулированы основные лозунги, которыми должна была руководствоваться пресса, в частности: «Фашизм – это порабощение народов. Фашизм – это голод, нищета, разорение. Все силы на борьбу с фашизмом!», «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Эти и другие лозунги во многом и определяли основное содержание как военных, так и гражданских газет.

3 июля рано утром по радио на всю страну была передана речь И.В. Сталина, в которой он называл своих слушателей «братья и сестры», «друзья». Он объяснял отступление и военные неудачи первых дней внезапностью нападения гитлеровцев, их вероломством. Вместе с тем И.В. Сталин подчеркнул, что благодаря советско-германскому пакту страна выиграла время, оправдывая таким образом предвоенную «дружбу» с фашистами.

С начала войны и до ноября 1941 г. имя И.В. Сталина почти не упоминается в газетах, нет его портретов, нет «обращений народа» к вождю. Но в целом сталинская политика по отношению к прессе остается прежней. Под предлогом военной тайны вся информация жестко регламентируется. Так, после падения столицы Украины в сообщении Совинформбюро содержалась по этому поводу только одна строка: «После многодневных ожесточенных боев наши войска оставили Киев». Всем редакторам центральных изданий был специальный звонок – не давать никаких подробностей. Осенью 1941 г., когда над Москвой нависла прямая угроза, в газетах прямо об этом не могли писать, поскольку такой формулировки еще не было в сообщениях Совинформбюро. В передовой статье «Правды» от 10 октября, например, говорилось о «важнейших жизненных промышленных центрах», к которым пытается пробиться враг, но Москва не называлась.

Тема патриотизма, любви к Родине в годы войны начинает звучать с особой силой. После долгих лет пропаганды идей пролетарского интернационализма началось обращение к национальным чувствам, национальной гордости, особенностям национального характера. В публикациях часто использовались исторические аналогии, рассказывалось о великих русских полководцах, о военных успехах страны в прошлом, показывались освободительные традиции народов России. Так, в первом военном номере «Красной звезды» в статье «Уроки истории» В. Вишневский писал: «Не быть вольному русскому человеку – сыну победителей на Чудском озере, у Танненберга, сыну покорителей Берлина – под фашистской пятой. Не быть свободолюбивому украинцу – сыну запорожцев – под проклятой баронской пятой... Не быть никогда! Не согнет шею ни белорус, ни гордый грузин, ни казах, ни смелый латыш»14.

В начале войны у советских людей еще не было подлинной ненависти к агрессорам, присутствовало определенное благодушие, наивность – сказывался и запрет на антифашистские выступления, который фактически существовал с 1939 г. Показать звериную суть фашизма, вызвать ярость и гнев против врага – одна из важнейших задач, которая решалась журналистами. И. Эренбург, например, так и называл свои статьи – «О ненависти», «Оправдание ненависти», «Убей!», «Отомстить!».

В период, когда советские войска отступали, внимание прессы и радио было приковано к небольшим участкам фронта, к отдельным бойцам, которые проявляли колоссальное мужество и самоотверженность. Рассказы о подвигах Н. Гастелло и А. Матросова, В. Талалихина и 28 памфиловцев, тысяч других героев не только показывали силу духа советских людей, но и давали образцы для подражания. Со 2 июля в «Правде» появляется постоянная рубрика «Боевые эпизоды» (впоследствии – «На фронтах Отечественной войны»), которая не сходила с газетной полосы до 1945 г. Здесь были опубликованы, например, «Четыре товарища» А. Безыменского, «Морские охотники» В. Вишневского, «Поединок» С. Голованиновского и мн. др. Отличительной чертой всех материалов, вышедших под этой рубрикой, было внимание к отдельным случаям, конкретным эпизодам. Широкие картины военных сражений, действия армий и фронтов в целом начали показываться уже во время наступательных операций, после Сталинграда. Характерны в этом отношении заголовки материалов Б. Полевого, написанных весной 1944 г., – «Днестровская эпопея», «Разгром немцев под Уманью», «Наступление наших войск в Румынии» и т.д.

Пресса уделяла много внимания проблемам воинского мастерства. На первом этапе массовые издания в какой-то степени выполняли функции учебника по военному делу, например, рассказывали о том, как нужно уничтожать танки, строить оборонительные сооружения, давали практические советы по гражданской обороне. Когда уже был получен опыт в боях с гитлеровцами, все чаще стала проводиться мысль, что главный показатель умения воевать – это урон, нанесенный противнику, а не только личный героизм. Поэтому, в частности, изменилось отношение к воздушному тарану.

В течение первого года войны работа промышленности, сельского хозяйства освещалась не очень широко, поскольку тысячи предприятий только начали перестраиваться на военный лад, либо пребывали в стадии эвакуации. В мае 1942 г. вновь разворачивается Всесоюзное социалистическое соревнование – за увеличение выпуска военной продукции. Очерки, репортажи, корреспонденции о самоотверженной работе женщин, подростков у станков и в поле публиковались под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!». С началом освобождения захваченных территорий все шире освещается тема восстановления народного хозяйства.

Страшные преступления фашистов на оккупированной территории, героизм подпольщиков и партизан – эти темы зазвучали с особой силой зимой 1941–1942 гг. После изгнания фашистов из Подмосковья журналисты узнали от жителей с. Петрищево о том, как фашисты мучили и казнили девушку, пытавшуюся поджечь дома, где жили немецкие захватчики. 27 января в «Правде» был напечатан подвал «Таня» П. Лидова, а в «Комсомольской правде» – очерк С. Любимова «Мы не забудем тебя, Таня!». В феврале, после того, как по опубликованной фотографии была опознана героиня, 3. Космодемьянская, вышел второй очерк П. Лидова «Кто была Таня». Материалы вызвали огромный резонанс, они перепечатывались многими местными и армейскими газетами, в зарубежной прессе, передавались по радио, издавались отдельными листовками и брошюрами. Картина зверств фашистов с каждым освобожденным селом и городом дополнялась все новыми и страшными подробностями. На протяжении всей войны журналисты показывали в своих материалах кровавые злодеяния агрессоров. Последними страницами в этой летописи преступлений стали документы Нюрнбергского процесса, публиковавшиеся в советской печати в 1945–1946 гг.

В связи с началом освобождения от оккупантов территорий европейских стран в советской журналистике была развернута кампания по пропаганде освободительной миссии Советской Армии и идей интернациональной солидарности, помощи братским народам. Вступление войск на территорию Германии обосновывалось необходимостью «задушить зверя в его логове», окончательно разгромить фашизм. Как и в начале войны, особую актуальность приобретает тема фашизма, нацизма, но уже в другом аспекте – аспекте трагедии всей немецкой нации, которая не должна нести ответственность за преступления гитлеровцев. Гуманизм советского воина, вступившего на землю врага, подчеркивался, например, в очерке Б. Горбатова и О. Курганова «Мирные немцы», опубликованном в «Правде» 26 февраля 1945 г.

Пресса, радиовещание подробно рассказывали обо всех важнейших этапах Великой Отечественной войны: битве за Москву, обороне Ленинграда, сражении за Сталинград, штурме Берлина.

Эти и многие другие героические события 1941–1945 гг. отражены в той летописи, которая велась ежедневно на газетных страницах советскими журналистами. Публицистика периода 1941–1945 гг. – одна из непревзойденных вершин, ее воздействие на умы и сердца людей было сильно как никогда, газетные строки, прозвучавшие в эфире слова часто вызывали боевой порыв, героические поступки, внушали веру в победу. Нет ничего удивительного в том, что мастерство журналистов в годы войны достигло такого высочайшего уровня. Постоянными корреспондентами газет стали многие крупные художники – А. Толстой, М. Шолохов, И. Эренбург, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Горбатов, Н. Тихонов, А. Платонов, В. Гроссман, В. Вишневский и другие. Их яркие, страстные выступления помогли советским людям выжить и победить в самой страшной войне XXвека.

Первая статья А. Толстого, написанная после начала войны, называлась «Что мы защищаем» и была опубликована в «Правде» 27 июня 1941 г. В ней определились все основные темы дальнейшей военной публицистики писателя и в том числе центральная – тема Родины. Завершалась статья пронзительными словами: «Это – моя Родина, моя родная земля, мое Отечество, – и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе...». Большой резонанс среди читателей имела статья А. Толстого «Кровь народа» – яркое правдивое произведение, пронизанное горечью и верой в победу одновременно. Огромное число откликов и писем вызвала и статья писателя «Родина», посвященная ответу на один вопрос – за что воюет советский народ. Его жизнеутверждающие слова «Ничего, мы сдюжим!», которые идут рефреном через всю статью, стали символом, лозунгом, были подхвачены многими газетами страны. Эти и другие статьи А. Толстого, а также рассказ «Русский характер», цикл «Рассказы Ивана Сударева» публиковались в разных газетах – в «Правде», «Красной звезде», «Известиях», «Комсомольской правде» и др., кроме того, выходили в авторских сборниках, которые печатались огромными тиражами с «Блиц-криг» или «блиц-крах» (1941), «Немецкие орды будут разгромлены» (1942), «Что мы защищаем» (1942), «Я призываю к ненависти» (1942) и др.

С первых дней войны начал сотрудничать с «Правдой» и с «Красной звездой» М.

Шолохов. Уже 4 июля в «Правде» был опубликован его очерк «На Дону», где показывались сцены проводов на войну в казачьих станицах, размышления и настроения тех, кто остается на хозяйстве. Патриотический дух казаков очень тонко передан в корреспонденции «В станице Вешенской», очерке «В казачьих колхозах». Непосредственно из действующей армии М. Шолоховым был написан материал «На смоленском направлении», основная идея которого сформулирована в словах: «Какие бы тяжелые испытания ни пришлось перенести нашей Родине, – она непобедима». О зверствах фашистов, о гневе, который нарастает в сердцах людей, рассказал писатель в очерке «На Юге». Тема ненависти была продолжена М. Шолоховым в очерке-рассказе «Наука ненависти». Он был опубликован в «Правде» в первую годовщину войны – 22 июня 1942 г. и по праву считается одним из наиболее ярких художественно-публицистических произведений этого периода. И. Эренбург к 1941 г. был известен не только как писатель, но и как автор ярких очерков и репортажей о войне в Испании, которые он публиковал как корреспондент газеты «Известия». В годы Великой Отечественной войны он стал одним из самых активных журналистов, ежемесячно писал по 12–20 материалов, которые печатались в центральных и фронтовых газетах, а затем издавались сборниками под названием «Война» (вышло 4 тома). Как вспоминал впоследствии сам И. Эренбург, он никогда в жизни так много не работал, как в эти годы. Иногда писал по 3–4 материала в день – для «Красной Звезды» в номер, по просьбе «Daily Herald», «New York Post», «La France», информационного агентства «United Press» и пр. Чуть ли не ежедневно выступал по радио как для советских слушателей, так и для французов, американцев, чехов, поляков. Яростный антифашист, он едко высмеивал врагов. Серия материалов «Фриц-философ», «Фриц-нарцисс», «Фриц-блудодей», «Фриц-литератор» показывала бесчеловечность, духовное ничтожество, подлость захватчиков, вызывала чувство нравственного превосходства над врагом. Одна из самых знаменитых статей И. Эренбурга «Выстоять!» появилась на страницах «Красной звезды» в период тяжелейших битв под Москвой в октябре 1941 г. Публицист не скрывает опасности, но его вера в победу незыблема: «Враг наступает. Враг грозит Москве. У нас должна быть только одна мысль – выстоять... Мы должны выстоять. Октябрь сорок первого года наши потомки вспомнят как месяц борьбы и гордости. Гитлеру не уничтожить России! Россия была, есть и будет».

Исключительной оперативностью и точностью в работе отличался корреспондент «Правды» Б. Полевой. Его материалы с военной точки зрения всегда были грамотными, отвечающими действительной обстановке. По мнению маршала И.С. Конева, Б. Полевой писал о боевых событиях на фронте «с наибольшим знанием дела, наиболее справедливо и объективно». Его посылали на самые важные участки фронта, он всегда был на переднем крае, а часто и в самом пекле событий. На основе личных наблюдений, а не на основе сводок писал свои материалы и военный корреспондент «Правды» Б. Горбатов. Он опубликовал немало ярких очерков и корреспонденции, но вершиной его творчества справедливо считаются «Письма к товарищу». В «Письмах» журналист вел прямой, проникновенный разговор с бойцами – своими товарищами, одетыми в солдатскую шинель. Он вкладывал в эти послания всего себя, все свое сердце, обращаясь ко всем вместе и к каждому в отдельности. Первое «Письмо» появилось в печати в сентябре 1941 г., когда немцы захватывали один город за другим, и Б. Горбатов заговорил о родной земле, о своем Донбассе: «Там наши хаты под седым очеретом – и моя, и твоя. Там прошумела наша веселая юность – и моя, и твоя. Там степь бескрайна и небо сурово...» По лиричности, образности языка отдельные части текста напоминали стихотворение в прозе. Совсем другой характер у второго письма, названного «О жизни и смерти», – строгий, четкий как клятва: «Над родной донецкой степью встает солнце. Солнце боя. Под лучами его я торжественно клянусь тебе, товарищ! Я не дрогну в бою! Раненый, не уйду из строя. Окруженный врагами – не сдамся. Нет в моем сердце сейчас ни страха, ни смятения, ни жалости к врагу – только ненависть. Лютая ненависть. Сердце жжет... Иду». Последние «Письма к товарищу» Б. Горбатов писал после освобождения родного Донбасса от немецких оккупантов, и посвящены они теме восстановления народного хозяйства. Как считает К. Симонов, цикл «Писем» Б. Горбатова – это самый сильный и самый точный «художественный документ» периода войны.

В 1941–1945 гг. связи отечественной журналистики с мировой системой СМИ значительно упрочились и окрепли. Общий враг, фашизм, сплотил мировые державы, была создана антигитлеровская коалиция, открыт второй фронт. Как в европейской, так и в советской прессе тема борьбы с фашизмом вышла на первый план. Начался активный обмен информацией: в СССР на страницах газет публиковались многочисленные отклики на победы русского оружия, цитировались и перепечатывались материалы зарубежных авторов, а в западных СМИ – советских. Впервые после 1917 г. журналисты нашей страны так активно работали с европейскими и американскими газетами, журналами, радиокомпаниями и информационными агентствами. Только один И. Эренбург подготовил несколько сотен материалов для зарубежной аудитории. После окончания войны эти интеграционные процессы начали сворачиваться, но в то же время усилилось влияние СССР на функционирование системы журналистики в странах Восточной Европы.

После подписания акта о капитуляции гитлеровской Германии и празднования Победы началась всесторонняя перестройка жизни страны на мирный лад. Урон, принесенный войной СССР, был огромен – более 20 млн. жизней, около 70 тысяч разоренных сел и деревень, почти 2 тысячи разрушенных городов. Большая часть промышленных предприятий европейской части России подлежала полному или частичному восстановлению – всего около 32 тыс. заводов, фабрик, электростанций, шахт и т.д. Поэтому в первые послевоенные годы проблемы восстановления и подъема народного хозяйства стали центральными для всей страны и для отечественной журналистики, в частности.

Восстановительные мероприятия осуществляются и в самой системе прессы. В июне 1945 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет». В этом документе был дан перечень из 35 газет, которые с 15 июля должны были перейти на 4-полосный объем, т.е. вернуться к довоенному варианту. Постепенно были восстановлены объем и периодичность городских и районных изданий, возобновили свой выход местные молодежные газеты. Появляются и новые областные, городские, молодежные газеты, как, например, «Калининградская правда», «Львовская правда», «Невская заря» (Черняховск), «Заполярье» (Воркута), «Комсомолец Кузбасса», «Молодежь Эстонии», «Тюменский комсомолец» и т.д. Только городских газет было создано около 60. Активно развивается печать на национальных языках. Все эти мероприятия приводят к быстрому количественному росту прессы: в 1946 г. выходило 7039 газет с тиражом 29, 6 млн. экз., а к 1950 г. их число увеличилось почти на 800 наименований, тираж – более чем на 6 млн. экз. Еще выше были темпы развития журнальной периодики: в 1946 г. выходило 960 изданий, а в 1950 – 1408, тиражи увеличились соответственно с 104 млн. почти до 182 млн. экз.

Из вновь созданных центральных изданий особое значение придавалось газете «Культура и жизнь», которая начала выходить как орган отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) летом 1946 г. В ее задачи входило не только общее руководство, но и постоянное инструктирование прессы и радиовещания, а также контроль за развитием литературы и искусства с точки зрения соответствия линии партии. «Выше уровень идеологической работы!», – призывала передовая статья первого номера газеты.

В послевоенные годы главное информационное агентство страны ТАСС значительно расширяет свою работу: увеличиваются его республиканские отделения, растет число корреспондентских пунктов по стране. Под руководством ТАСС были созданы телеграфные агентства в республиках – РАТАУ (Украина), БелТА (Белоруссия), ГрузТАГ (Грузия) и т.д. Особое внимание стало уделяться зарубежной информации, в связи с чем были открыты новые корпункты в странах Восточной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки.

Еще во время войны в конце 1944 г. правительство СССР приняло меры к укреплению материально-технической базы радиовещания. В годы первой послевоенной пятилетки значительно увеличился выпуск радиоприемников и репродукторов, было установлено около 30 новых радиостанций, а к 1955 г. их общая мощность возросла вдвое. В Постановлении ЦК ВКП(б) «О мерах по улучшению центрального радиовещания» (1947 г.) был высказано недовольство по поводу содержания и профессионального уровня политических, музыкальных и литературных передач. Основными причинами недостатков, по мнению руководства партии, были плохая организация работы аппарата и недостаточно строгий повседневный контроль над содержанием радиопередач. В качестве одной из важнейших задач было обозначено ведение пропаганды по радио на зарубежные страны.

Практически сразу после окончания войны, уже в июне, Московский телевизионный центр провел свои первые передачи. К концу года было возобновлено регулярное вещание в Москве, а потом оно начало вестись и в других крупнейших городах страны. Было осуществлено переоборудование Московского телецентра и строительство новых в Ленинграде, Киеве и Свердловске. Благодаря созданию передвижных телевизионных станций в 1949 г. была проведена первая в СССР нестудийная телевизионная передача – репортаж о футбольном матче на стадионе «Динамо», но в основном в эфир транслировались разнообразные кинофильмы и общественно-политические, музыкальные, литературно-драматические программы, подготовленные в студиях.

Руководство всей журналистикой в этот период осуществляется методами жесткого администрирования и централизации. ЦК партии в своем постановлении от 20 июня 1945 г. не только требует от газет стать «боевыми органами политического воспитания масс», но и указывает, сколько и каких отделов должно быть в редакциях газет разного типа, определяет количество штатных единиц в изданиях и даже объем гонорарного фонда на номер. Такая подробная регламентация абсолютно всех сторон деятельности редакций вполне соответствовала взглядам И.В. Сталина на прессу как на колесико и винтик общепартийного дела, и его отношению к журналистам как к подручным партии. В эти годы активно практикуются совещания, семинары редакторов, их отчеты и доклады как в центральных, так и в местных органах власти, что являлось одной из форм руководства журналистикой и средством повышения личной ответственности редакторов за содержание материалов прессы и передач радио.

Проблемно-тематический комплекс выступлений газет, журналов и радиовещания послевоенного десятилетия развивался в целом по тем же направлениям, как и в 30-е гг.: борьба за выполнение и перевыполнение пятилетних планов, подробный рассказ о вводе в строй новых промышленных предприятий, освещение хода сельскохозяйственных кампаний, поддержка различных форм социалистического соревнования, починов, распространение передового опыта новаторов и рационализаторов, разоблачение мирового империализма и т.д. Повторялись многие основные лозунги и рубрики довоенных лет – «Пятилетку – в четыре года!», «На стройках пятилетки», «Из опыта передовых колхозов», «Школа передового опыта» и пр. Использовались те же формы и методы массовой работы – выездные редакции, общественные рейды, сменные полосы, рабселькоровские посты и т.д.

В сентябре 1953 г. состоялся пленум ЦК, на котором впервые было открыто сказано, что в стране дела идут не очень хорошо. Резкой критике подверглась сельскохозяйственная политика в целом, как очень тяжелое было охарактеризовано положение в животноводстве. Это был первый удар по показухе. С целью решения зерновой проблемы руководство страны решило ввести в сельскохозяйственный оборот миллионы гектаров пустовавшей земли. Весной 1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и залежных земель. В прессе, на радио была объявлена «мобилизация» на покорение целины, зазвучали призывы к молодежи стать участниками этого великого дела. «За широкое освоение целинных и залежных земель!», «Покорители целины», «На целинных землях Казахстана», «Так трудятся посланцы комсомола» – типичные рубрики и «шапки» газетных страниц начала 50-х гг.

На страницах послевоенной печати подробно отражался процесс преобразований в странах Восточной Европы, создания новых государств, идущих по социалистическому пути развития, – Польской Народной Республики, Югославской Федеративной Народной Республики, Народной Республики Болгарии, Корейской Народно-Демократической Республики и т.д. Сообщения об этих событиях сопровождались утверждениями, что идеи коммунизма охватывают весь мир. В связи с возникновением мировой системы социализма советская журналистика стала постоянно освещать и пропагандировать социальные, экономические, культурные достижения стран социалистического содружества, подробно рассказывать о национально-освободительном движении в различных регионах мира. С началом «холодной войны» и усилением конфронтации со странами НАТО разворачивается мощная пропагандистская кампания по разоблачению агрессивных устремлений международного империализма и консолидации сторонников движения за мир.

В послевоенные годы отечественная журналистика по-прежнему играет важнейшую роль в поддержании культа личности И.В. Сталина. Газеты, журналы, радио постоянно внушают мысль, что именно И.В. Сталин обеспечил победу в кровавой войне с фашизмом, именно ему принадлежат заслуги в возрождении страны. Преклонение перед Сталиным культивировалось сознательно и постоянно. Огромные портреты, славословия, как со стороны самых известных людей страны – писателей, ученых, артистов, так и от имени «простых» советских людей, тиражировались практически ежедневно.

Одновременно осуществляются мероприятия по усилению идеологической работы, начинается кампания «за партийность и идейность» литературы и искусства. В 50-е гг. выходит целый ряд постановлений партии – «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», «О журнале “Знамя”», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «Об опере “Великая дружба”» и т.д., в которых прозвучала резкая критика в адрес признанных писателей, поэтов, композиторов. Грубые выпады были допущены в адрес А. Ахматовой, М. Зощенко, Д. Шостаковича, В. Мурадели, Д. Кабалевского. Многие материалы, публиковавшиеся в это время в «Культуре и жизни», выглядели как обвинительные заключения. В кампанию травли включились и другие издания. Например, в журнале «Звезда» была напечатана статья, где стихи А. Ахматовой назывались антинародными, ее поэзия – «замкнутой в самой себе», а ее духовный мир – «комнатным мирком». В «Литературной газете» А. Ахматову обвинили в измене и низкопоклонстве перед иностранщиной за то, что она увидела в пушкинском «Золотом петушке» традиции зарубежного фольклора.

В конце 1948 г. закрыли Еврейский антифашистский комитет, газету «Эйникайт», перестали публиковать И. Эренбурга и других известных писателей, журналистов – началась травля «космополитов»-евреев. В рамках кампаний «за чистоту материалистической науки» и «борьбы с низкопоклонством перед Западом» пострадал ряд видных ученых и деятелей культуры. В январе 1953 г. был осуществлен арест «группы врачей-вредителей», которые обвинялись в смерти видных деятелей партии и попытках убить некоторых советских маршалов. 21 января 1953 г. в день годовщины смерти В.И. Ленина под его портретом в газетах был опубликован указ о награждении женщины-врача «за помощь в деле разоблачения врачей-убийц».

К началу 50-х гг. в стране сложилась новая экономическая и политическая ситуация. Восстановительный период закончился, о чем свидетельствовали показатели развития народного хозяйства. В общественной жизни утвердился мирный настрой, люди начали все больше осознавать, что вместе с уходом войны в прошлое должны уходить и тяготы, бытовые лишения, принцип достижения результатов «любой ценой», репрессии против неугодных. Эти новые настроения значительной части советского общества нашли свое отражение в развитии страны в связи с приходом в 1953 г. после смерти И.В. Сталина на пост первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Уже 4 апреля 1953 г., через месяц после смерти И.В. Сталина, в «Правде» появилось сообщение о том, что врачей обвинили незаконно, следователь арестован, а у «помощницы» отобрали орден. Вскоре прошла информация о прекращении еще нескольких политических дел, начался процесс реабилитации жертв сталинизма.

  • Часть IV Журналистика во время перехода от дворянского к разночинскому периоду освободительного движения в России
  • Часть III Журналистика во время перехода от дворянского к разночинскому периоду освободительного движения в России
  • Антисоветская гитлеровская пропаганда на временно оккупированной территории еще настоятельнее требовала перестройки всей советской журналистики, укрепления ее кадров самыми квалифицированными работниками. В этой связи впервые в истории отечественных средств массовой информации, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни и сотни советских писателей. Уже 24 июня 1941 г. на фронт отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Б. Горбатов - на Южный фронт, А. Твардовский - на Юго-Западный, Е. Долматовский - в газету 6-й армии «Звезда Советов», К. Симонов - в газету 3-й армии «Боевое знамя».

    В соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б) «О работе на фронте специальных корреспондентов» (август 1941) и «О работе военных корреспондентов на фронте» (сентябрь 1942) писатели честно выполняли служебный воинский долг, нередко рискуя собственной жизнью. В кадрах Красной Армии и Военно-Моского Флота в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя. Из них - 225 погибли на фронте, 300 - награждены орденами и медалями Союза ССР.

    Насколько дорожили в редакциях писателями, наглядно свидетельствует письмо редактора газеты Западного фронта «Красноармейская правда» полковника Т.М. Миронова. В ГлавПУРККА от 16 декабря 1942 года: «Я узнал, что хотят взять из «Красноармейской правды» Алексея Суркова. Прошу Вас убедительно этого не делать. Сурков с первых дней Отечественной войны работает в нашей газете, он сроднился с коллективом редакции и бойцами Западного фронта. Сурков ведет отдел «Гриша Танкин», пишет статьи, стихи и песни о бойцах нашего фронта. Нам очень трудно будет без Суркова». Начальник Главного политического управления удовлетворил просьбу редактора: А. Сурков остался в газете.

    Полная опасностей работа писателей в качестве военных корреспондентов позволяла им находиться в самой гуще боевых действий, давала богатейший материал для ярких художественных и публицистических произведений. В период деятельности в газете Южного фронта «Во славу Родины» написал свои знаменитые «Письма к товарищу» Борис Горбатов, в редакциях военных газет родились ставшие известными всем советским людям песни «Заветный камень» А. Жарова, «Давай закурим» Я. Френкеля, «Прощайте, скалистые горы» Н. Букина.

    Имеется немало свидетельств о том, насколько благодатной для писателей была их работа в редакциях газет. «Мне повезло, - с признательностью пишет С. Михалков, - в первые месяцы войны я работал в крепком, дружном коллективе газеты Южного фронта «Во славу Родины»... Нам, писателям и поэтам, стала привычной дисциплина, стал необходим чудесный ритм работы военных журналистов. Спасибо им»

    Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах этого времени публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых же дней войны выдающиеся писатели-публицисты М.Шолохов, А.Толстой, Н.Тихонов, К.Симонов, Б.Горбатов, Л.Леонов, М.Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создали сильные произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру и уверенность в несокрушимость нашей армии. В первые годы войны эти произведения звали людей на защиту отечества, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с врагом. Произведения этих авторов публиковались во многих фронтовых газетах. Важную роль играли и корреспонденции военных корреспондентов. Одним из наиболее известных был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления описал в многочисленных очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сурово-сдержанная манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, распространялись по каналам Совинформбюро. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны. Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил специальный журнал “Фронтовая фотоиллюстрация” и “Фотогазета”.

    Публицистика периода ВОВ. Статьи и очерки А. Толстого, М. Шолохова, И. Эренбурга, стихи Симонова и Суркова, пишет в своей книге «Россия в войне 1941-1945» А. Верт, «читал буквально каждый. Особенно большую роль в битве за поднятие морального духа советских людей сыграл Эренбург... Известно, что партизаны в тылу врага охотно обменивали пистолет-пулемет на пачку вырезок его статей. Он проявил гениальную способность перелагать жгучую ненависть всей России к немцам на язык едкой, вдохновляющей прозы, интуитивно уловил чувства, какие испытывали простые советские люди»22. ПАМФЛЕТЫ И СТАТЬИ И. ЭРЕНБУРГА поистине высекали огонь ярости в сердцах советских воинов. Перо Эренбурга, отмечал маршал И.Х. Баграмян, «было действеннее автомата»23. За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. статей и памфлетов писателя.

    Даже в самых жарких сражениях бойцы не расставались с полюбившимся томиком стихов К. Симонова «С тобой и без тебя», с «Василием Теркиным» А. Твардовского, со стихами М. Исаковского «В лесу прифронтовом», «Огонек», А. Суркова «В землянке», многими другими, ставшими популярными песнями. Правдивой летописью войны стала фотопублицистика.

    Особенность публицистики Великой Отечественной войны и в том, что традиционным газетным жанрам - статье, корреспонденции, очерку - перо мастера слова придавало качества художественной прозы. Многими удивительно тонкими наблюдениями запоминаются фронтовые корреспонденции М.А. Шолохова «По пути к фронту»: «На мрачном фоне пожарища неправдоподобно, кощунственно красиво выглядит единственный, чудом уцелевший подсолнечник, безмятежно сияющий золотыми лепестками. Он стоит неподалеку от фундамента сгоревшего дома.

    Одна из основных тем военной публицистики - освободительная миссия Красной Армии. Без нас, писал А.Н. Толстой, немцам не справиться с Гитлером, а помочь им можно только в одном - бить гитлеровскую армию, не давая ни дня, ни часа передышки. Военная советская публицистика вдохновляла на борьбу за освобождение все народы Европы, над которыми опустилась черная ночь фашизма.

    В системе военной печати важное место занимали центральные издания. Всего в годы Великой Отечественной войны в Красной Армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Они были рассчитаны на средний и старший офицерский состав. Ведущей в советской военной прессе продолжала оставаться «Красная звезда», редакция которой с началом военных действий была укреплена новыми силами. В газету пришли и постоянно печатались крупнейшие советские писатели П. Павленко, А. Сурков, В. Гроссман, К. Симонов, А. Толстой, И. Эренбург и многие др. За годы Великой Отечественной войны вышло 1200 номеров газеты. И каждый из них - это героическая летопись крепнувшей боевой мощи и оперативного искусства Красной армии. «Красная звезда», будучи органом Народного Комиссариата обороны, играла определенную роль в разработке и освещении важнейших вопросов тактики, оперативного искусства, организации взаимодействия родов войск, а также в помощи офицерским кадрам овладевать боевым опытом.

    В Военно-морском флоте центральным органом была газета «Красный флот». В сентябре 1941 г. вышла газета для личного состава Военно-воздушных сил «Сталинский сокол», а в октябре 1942 г. «Красный сокол» - для личного состава авиации дальнего действия.

    В годы Великой Отечественной войны в армии и на флоте выходило 20 журналов. Главное Политическое управление Советской Армии издавало «Агитатор и пропагандист Красной Армии», «Блокнот агитатора», литературно-художественные журналы «Красноармеец», «Фронтовая иллюстрация». Издавались журналы в каждом роде войск: «Артиллерийский журнал» «Журнал автобронетанковых войск», «Военно-инженерный журнал», «Связь Красной Армии» и др