"знатоки русского языка" интеллектуальная игра по русскому языку. Интеллектуальная игра «Знаток русского языка

Цели:

  • прививать любовь к великому русскому языку, повышать общую языковую культуру;
  • развивать любознательность, познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету;
  • учить общению со сверстниками и единомышленниками, формировать чувство коллективизма.

Оформление: на доске высказывания о слове С.И.Ожегова и В.И. Даля.

1. Оргмомент

Участники игры делятся на две команды. Ведущий – учитель. Жюри – старшеклассники.

2. Вступительное слово учителя

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово? (Ответы учащихся).
Заглянем в словарь:
«Слово – единица речи, служащая для выражения отдельного понятия». С.И.Ожегов.
А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».
И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

3. Разминка

Вопросы задаются командам быстро, отвечает вся команда. Если ответа нет, то может ответить другая команда.)

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «Ц»).
2. Что общего у дня и ночи? («Ь» на конце).
3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет).
4. В каком слове буква А повторяется сорок раз? (Сорока).
5. Что находится между горой и оврагом? (Союз И).
6. Какое государство можно носить на голове? (Панама).
7. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).
8. Из какого полотна не сшить рубашки? (Железнодорожного).
9. Какой город летает? (Орёл).
10. Какой птицей можно достать воду из колодца? (Журавлём).
11. Какая мушка не летает? (У ружья).
12. На какой плитке не поджарить яичницу? (Кафельной).
13. Какую шляпку нельзя надеть? (У гвоздя).
14. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

4. Конкурс знатоков норм русского языка

Учитель: Расставьте правильно ударение в словах (по 1 человеку от команды) :

1 команда – агент, гусеница, торты, балуюсь, комбайнер, тефтели, кухонный, украинский, красивее.
2 команда – мельком, мусоропровод, вахтер, щавель, силос, квартал, августовский,кружево, копировать.

Учитель: Пока выполняется это задание, остальным членам команд предстоит ответить на вопросы:

Как говорить правильно:

– Я извиняюсь или извините, пожалуйста?
– Я кладу или ложу?
– Мы не хотим или не хочем?
– Сколько времени или который час?
– Телефон звонИт или звОнит?
– ГрушОвый или грУшевый?

5. Конкурс знатоков пословиц.

Учитель: В нашей речи часто употребляются пословицы и поговорки, которые создал наш народ. А сможете ли вы определить, о какой поговорке идёт речь?

(Отвечает вся команда)

– В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почём фунт лиха).
– Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезешь).
– Согласно какой поговорке зубы могут находится не во рту? (Положить зубы на полку).
– Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться).
– Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг)
– О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано встаёт, тому Бог даёт).

Учитель: Мудрость предков звучит на различных языках по-разному. Попробуйте подобрать к пословицам разных народов соответствующие по смыслу русские пословицы. (Отвечает вся команда).

– Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».(Поспешишь – людей насмешишь.)
– Украинская: «И живи до старости, и учись до старости». (Век живи – век учись).
– Киргизская: «Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь». (Тише едешь – дальше будешь).
– Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнёшь. Как аукнется, так и откликнется).
– Таджикская: «Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда». (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда).
– Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает).
– Удмуртская: «Слово не стрела, а сердце пронзает». (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь).
– Малайская: «Кончил шить – оборвал нить». (Сделал дело – гуляй смело).

Учитель: Продолжите поговорку. (Отвечает вся команда).

– Сам пропадай… (а товарища выручай).
– По одёжке встречают… (по уму провожают).
– Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
– Глаза страшатся… (а руки делают).
– С кем поведёшься… (от того и наберёшься).
– Грамоте учиться… (всегда пригодится).
– Любишь кататься… (люби и саночки возить).
– Не зная броду… (не суйся в воду).
– Что посеешь… (то и пожнёшь).
– Кто не работает… (тот не ест).

6. Конкурс фразеологизмов

Учитель: Русский язык очень богат фразеологизмами. Их источники различны. Одни возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями, третьи вышли из сказок, легенд, песен. Знаете ли вы, что означают фразеологизмы и откуда они пришли в нашу речь?

(Отвечает вся команда) :

– Остаться у разбитого корыта. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
– Слона-то я и не приметил. (И.С.Крылов. Басня «Любопытный»).
– Сизифов труд. (бесполезный, напрасный труд).
– Авгиевы конюшни.(очень загрязнённое место).
– Ахиллесова пята. (слабое, уязвимое место).
– Троянский конь. (неожиданное предательство).

Учитель: Замените фразеологизм синонимом:

– Делать из мухи слона (преувеличивать).
– Два сапога – пара (очень похожи).
– Заблудиться в трёх соснах (не разобраться в чём-то простом).
– После дождичка в четверг (никогда или не очень скоро).
– Во всё горло (очень громко).
– Повесить нос (огорчиться).
– Ходить на голове (шалить, беситься).
– С глазу на глаз (наедине, без свидетелей).
– Ни в зуб ногой (ничего не знать).
– Путаться под ногами (мешать).
– Плевать в потолок (бездельничать).

Учитель: Подобрать как можно больше фразеологизмов со значением «быстро». (Задание выполняет команда письменно в течение определённого времени одновременно).

Предполагаемый ответ: во все лопатки, во весь дух, изо всех сил, на всех парах, на всех парусах, очертя голову, сломя голову, со всех ног, что есть духу, что есть силы).

7. Конкурс знатоков орфографии.

Учитель: Любите ли вы разгадывать кроссворды? А нужно ли знать орфографию, чтобы это делать? Давайте проверим. (Каждой команде даётся кроссворд. Пока команды разгадывают кроссворды, жюри подводит предварительные итоги.)

  1. Молодые побеги растения.
  2. Мальчик, юноша.
  3. Человек, выращивающий растения.
  4. Количество лет, которые прожил человек.
  5. Растениеводство, животноводство – это … сельского хозяйства.
  6. Увеличение, прибавление в количестве.
  7. Сросшееся что-либо в одно целое.
  8. То, что всходит из семени при проращивании.
  9. Как иначе называется древесный гриб.
  10. Что измеряют в человеке.
  11. Берёзовая … .
  12. Человек, дающий деньги в долг под проценты.
  13. Густо разросшиеся кустарники, деревья.

Ответы: 1 – поросль, 2 – подросток, 3 – растениевод, 4 – возраст, 5 – отрасль, 6 – прирост, 7 – сросток, 8 – росток, 9 – нарост, 10 – рост, 11 – роща, 12 – ростовщик, 13 – заросли.

8. Подведение итогов. Награждение победителей

Интеллектуально – познавательная игра "Русский язык"

Внеклассное мероприятие по русскому языку 5-7 класс

Описание работы: предлагаю Вашему вниманию разработку интеллектуально-познавательной игры "Русский язык" для учащихся 5-7 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка, классным руководителям.
Цель : создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению русского языка.
Задачи:
1. Развитие логического и творческого мышления.
2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, мыслительных процессов.
3. Развитие навыков командной работы.

Пояснительная записка.
Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов. Использовать такую форму можно как на уроке, так и во внеклассной работе.

1 конкурс. РАЗМИНКА.
Ведущий:
Ответьте, о ком или о чем говорится.
1)«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей (дневник).
2) Что такое ручкохранилище? (пенал).
3) Земля, которую может покрутить любой желающий (глобус).
4) Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника (звонок).
5) Как называется школьный известняк? (мел).
6) Предмет, опровергающий поговорку «Что написано пером, не вырубишь топором» (ластик).
7) Слово белый по отношению к слову черный (антоним).
8) Пишется так же, но смысл другой (омоним).
9) Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (корень).
10) Он бывает между корнем и окончанием (суффикс).
11) В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (в О да.)
12) Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С. Пушкин призвал «жечь сердца людей» (глагол).

2 Конкурс. ПОСТИЖЕНИЕ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ.
Ведущий:
Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной.
Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы: вспомните соответствующие пословицы и поговорки, сформулируйте их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к
поговоркам.
1. Он здоровый, в здоровом теле... (здоровый дух).
2. Часть одежды, которую рекомендуют держать шире... (карман шире).
3. У него глаза велики... (у страха).
4. Только там бывает бесплатный сыр... (в мышеловке).
5. Ее ждут, сидя у моря... (погоды).
6. Эта часть предмета бывает золотой... (середина).
7. Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (кашу – «сапоги каши просят»).

3 Конкурс. «ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?»
Ведущий:
Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Этот автор спит в портфеле... АВТОРУЧКА
Этот пони – день недели... ПОНЕДЕЛЬНИК
Этот плот – из полотна... ПОЛОТЕНЦЕ
Этот рак сильней слона... ТРАКТОР
Эта марка ест бананы... МАРТЫШКА
Этот сыр – с лесной поляны... СЫРОЕЖКА

4 Конкурс. РАССТАВЬТЕ ГЛАСНЫЕ.
Ведущий:
Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях.
Например:
Букву Е
БРТ – БеРеТ
СВР – СеВеР
ВР – ВееР
КЛЩ – КЛеЩ
Команды получают задание на карточках:

5 Конкурс. РЕДАКТОР.
Ведущий:
В этом конкурсе я проверю ваше умение правильно строить предложения.
Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Ведущий раздает командам тексты:
1) Я одел пальто и пошел гулять (на себя – надел).
2) Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками (известен всей школе).
3) У дороги стоял пожилой гриб (старый).
4) Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов (из-за).
5) Она уверена в свои силы (уверена в своих силах).

6 Конкурс. УСТНАЯ РЕЧЬ.
Ведущий:
В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание (цифру) с его объяснением (букву).
1. Не ударить в грязь лицом.
2. Держать себя в руках.
3. Мелькнуть, как молния.
4. Игра не стоит свеч.
5. Стрелять без промаха.
6. Во что бы то ни стало.
7. Не находить себе места.
8. Вешать голову.
А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.
Ключ: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

7 Конкурс. ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА.
Ведущий:
читает стихотворение О. Высоцкой
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом у теплой печи
Повторяем части речи!

Ведущий:
Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.
Храбрый – храбрость, сильный – сила, гордый – гордость, мудрый – мудрость, грубый – грубость, веселый – веселье, умный – ум, смелый – смелость, добрый – доброта, богатый – богатство, ленивый – лень.

Подведение итогов.

Ведущий:
Читает высказывание И.С.Тургенева:"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса".

Всем участникам вручается брошюра "Русский язык".

    Задачи игры:

    1. Формирование системно - информационного подхода к анализу окружающего мира.

    Ход игры:

    Ведущий: -Здравствуйте, ребята, учителя!

    Правила игры:

    Вопрос:

    Ты - сталь и пепел, колокол и лён,

    Ведущий:

  • Русский язык- один из самых распространённых в мире: более 250 млн. человек считают его родным. О нём восторженно отзывались многие русские писатели от М.В. Ломоносова до наших современников. Высоко оценивая русский язык, Тургенев завещал беречь его. Беречь язык - это прежде всего, грамотно писать и правильно говорить. И пусть наша встреча, ребята, поможет каждому из вас в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Наша встреча пройдёт в форме интеллектуальной игры, которая называется «Знатоки русского языка». Сегодня в игре встречаются сильнейшие представители 9-х классов - знатоки русского языка.

Просмотр содержимого документа
«"Знатоки русского языка" Интеллектуальная игра по русскому языку »

Интеллектуальная игра для учащихся 9 классов

Учитель по русскому языку и литературу Алтынбаева Лиза

Тема: «Знатоки русского языка»

Цели игры :

    активизировать позновательную деятельность детей;

    развивать логику, интеллект, память, внимательность;

    способствовать повышению интереса к изучению русского языка и литературы;

    воспитывать чувство коллективизма.

Задачи игры:

    Повторение и обобщение знаний.

    Формирование системно – информационного подхода к анализу окружающего мира.

    Формирование учебных и культурных навыков работы с информацией.

    Формирование умениий и навыков, котрые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.

Ход игры:

Ведущий: - Здравствуйте, ребята, учителя!

Сегодня мы проводим интеллектуальную игру.

Правила игры:

Соревнуются сборные команды учащихся 9 классов. Игра состоит из 8 заданий.

Итак, играки готовы. Зрителей прошу не выкрикивать, не подсказывать, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество очков.

Послушайте отрывок из стихотворения М. Дудина.

Вопрос: Как вы думаете, о чём идёт речь в этом стихотворении?

Ты твёрд и гибок, нежен и силён,

Ты-соловей на ветке бересклета.

Ты – сталь и пепел, колокол и лён,

Загадка тьмы и откровенье света.

Ведущий: Верно, речь идёт о русском языке. Вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Слайд Русский язык- один из самых распространённых в мире: более 250 млн. человек считают его родным. О нём восторженно отзывались многие русские писатели от М.В. Ломоносова до наших современников. Высоко оценивая русский язык, Тургенев завещал беречь его. Беречь язык – это прежде всего, грамотно писать и правильно говорить. И пусть наша встреча, ребята, поможет каждому из вас в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Наша встреча пройдёт в форме интеллектуальной игры, которая называется «Знатоки русского языка». Сегодня в игре встречаются сильнейшие представители 9-х классов – знатоки русского языка.

Ведущий:

Пусть не всё известно вам заранее

И подчас подъём бывает крут………

Вам всегда во всём поиогут знания,

Вам всегда во всём поможет труд!

Этапы игры :

*Приветствие команд

*Разминка

*Конкурс «Созвездие смекалистых».

*Расставьте ударение в словах.

* «Угадай фразеологизм» , «Что это?»

* «Найди замену»

* «Пословицы и поговорки» . Приветствие команд

* Творческий конкурс «Ода русскому языку»

Организация игры

Помочь првести игру мы пригласили компотентное жюри (представляю членов жюри), которое будет судить честно и справедливо.

Начало игры

Итак, прежде познакомимся с командами. Команды, поприветствуйте друг друга!

1.Этап. Приветствие команд

2.Этап. Разминка. За 1 минуту вы должны дать ответы на как можно большее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Планета на который мы живём

2. Промежуток времени в 60 минут

3. Человек, который любит сдадкое

4. Главная песня государства

6. Второй месяц зимы

7. На какой вопрос отвечает глагол?

8.Что известная пословица предлагает взамен 100 рублей?

9. Как называется всемирная компьютерная сеть?

10. Как рашифровывается аббревиатура ООН?

11.Сколько гласных в имени Марта?

12. Какой вопрос можно поставить к слову белка?

13.Часть света, состоящая из 2-х материков

14. Человек, владеющий несколькими языками

15. Оны бывает интересная, новая, библиотечная

16. Самое близкое к Земле небесное тело

17. Священная книга мусульман

19.Как называется картина природы?

20. Европейская валюта

21. Тот, кто сочиняет музыку

22.Сколько согласных букв в слове столб?

23.Как называется церемония прощания выпускников со школой?

А) последний класс; Б) последний прогул; В) последний звонок;

24. Родина шахмат

25. Денежная единица Китая

26.Наука, изучающая растения

27. Предмет, которым копают землю

28. Какой день недели пишется с удвоенной буквой?

29. Очень смешной фильм

30. Основной закон страны

Итоги 1 раунда

3.Этап. Конкурс «Созвездие смекалистых»

Команды получают по пакету со свёздами, из которых нужно составить «созвездие» ,т.е из частей слов составить высказывание. Команда, выполнившая задание, поднимает руку. Какая команда раньше составит, та получает право открыть игру.



Ответ: Язык – река, которая течет и меняется

4.Этап.Расставьте ударение в словах.

(Команды получают карточки со словами. В течение минуты нужно поставить в словах ударение. Жюри проверяет и прочитывает слова в соответствии с нормами произношения. За каждый правильный ответ даётся 1 балл)

Баловать, щавель, каталог, свекла, красивее, звонит, творог,упростить, цемент.

Конкурс капитанов.

«Аз, буки, веди........ ». По памяти необходимо воспроизвести русский алфавит.

5.Этап. « Угадай фразеологизм » «Что это?»

1)Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)

2)Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего –то не понимают; не бельёа их развешивают чрезмерно доверчивые (уши)

3) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно изчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ветер)

Что такое фразеологизм? (устойчивое сочетание в языке)

Каждая команда получит по 2 фразеологизма и должна через 2 минуты с помощью жестов и мимики передать их значение. Задача остальных команд – угадать данные фразеологизмы. Очки получает команда, отгадавшая фразеологизм, и команда, удачно показавшая его.

1.Чесать язык

В одно ухо вошло, в другое вышло.

2. Лезть на стенку.

Совать нос не в свои дела

3.Водить за нос

Льёт как из ведра.

4.Намылить шею

Дело в шляпе.

6.Этап. «Найди замену»

Русские слова Иностранные слова Правильный ответ

Валюта обезболивание деньги

Карцер зрелище тюрьма

Наркоз представление обезболивание

Шоу деньги зрелище

Комерция сообщение торговля

Презентация изложение представление

Резюме торговля сообщение

Ностальгия тоска изложение

Тюрьма тоска

7.Этап. «Пословицы и поговорки»

Необходимо собрать 1 и 2 часть пословиц и поговорок.

Пословица Правильный ответ

Семь бед-........... люби и саночки возить один ответ

Что с возу упало, то... не садись пропало

В мешке шило..... не ездят не утаишь

Гусь свинье........ а два - лучше не товарищь

Не в свои сани пропало не садись

В Тулу со своим самоваром.... не утаишь не ездят

Любишь кататься........ не товарищ люби и

Один ум хорошо......... один ответ саночки возить

а два - лучше

8. Этап. Творческий конкур « Ода русскому языку»

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Определение Интеллектуальная игра – одна из форм досуговой деятельности, оказывающей на человека определённое просветительское и воспитательное влияние Что такое досуговая деятельность? Какое влияние можно назвать просветительским? Что воспитывает интеллектуальная игра?

Значение интеллектуальных игр Развивает познавательный интерес Расширяет границы учебного процесса Вызывает живой интерес к процессу познания Активизирует учебную деятельность Помогает усваивать программный материал Формирует элементарный исследовательские навыки Учит делать первые шаги к самообразованию, к выбору профессии

Задачи интеллектуальных игр Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия) Развитие образного и логического мышления Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений Развитие речи (строить простейшие умозаключения, обосновывать свои убеждения) Формирование умения обдумывать и планировать действия, искать решения, догадываться о результатах и проверять их по строгим критериям

Внимание! Особую пользу игра приносит слабоуспевающим детям, т. к. появляется повышенная учебная мотивация (без мотива невозможна никакая деятельность!) Игра может раскрыть их дремлющие способности Вывод: строим игру так, чтобы ВСЕ дети могли проявить в ней себя Высока эффективность интеллектуальных игр, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе

Педагогический эффект игр Моделирует жизненные ситуации борьбы, соревновательности Создаёт условия для взаимодействия, взаимопомощи Сплачивает, рождает, хотя и временную, но общность (людей, интересов, цели) У игры свои законы, она учит им подчиняться Игра, хотя и проходит в рамках правил, создаёт простор для фантазии, импровизации Учит получать удовольствие не только от самой игры, но и от расширения своих знаний, от умения воспользоваться ими и обогатиться знаниями других В игре можно проявить такие свои хорошие качества, которые в обыденной жизни не нашли применения

Классификация игр Классифицировать игры очень сложно: признаки одной переплетаются с признаками другой, пересекаются, размывая границы

Варианты интеллектуальных игр Своя игра Что? Где? Когда? Поле чудес Крестики-нолики Викторина Аукцион Сто к одному Слабое звено Джентльмены удачи Эрудицион Умники и умницы Как правило, это КОМАНДНЫЕ игры

Игра «Джентльмены удачи» Цель: проверка эрудиции, логического мышления, уровня интеллектуальности Команда «Добрые молодцы» Команда «Благородные рыцари» 6 туров Разминка «Кто быстрей ответит? » (10 вопросов)

1 тур Разминка 1. Корова в детстве? (Телёнок) 2. Костюм космонавта? (Скафандр) 3. Отец деревянного мальчика? (Папа Карло) 4. Последняя буква в алфавите? (Я) 5. Что делает ёж зимой? (Спит) 6. День веселья, радости, торжества? (Праздник) 7. Ребенок овцы? (Ягнёнок) 8. Колобок, обросший иглами? (Ёжик) 9. Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа) 10. Что идет не двигаясь с места? (Время) Как соотносится с разделами языка каждое задание?

2 тур «В гостях у сказки» Давным-давно, когда у людей ещё не было реактивных самолётов, электрических чайников, телевизоров, подводных лодок, они об этом мечтали. Мечты помещали в сказки. Я называю сказочные чудеса, а вы название изобретений: Конёк-горбунок (аэросани) Ковёр-самолёт (воздушный лайнер) Золотой петушок (радиолокатор) Чудо-зеркальце (телевизор) Перо жар-птицы (прожектор) Клубок нити, указывающей путь (компас) Садко с гуслями на дне морском (водолаз)

3 тур Страницы истории Что можно считать началом письменности? (Медвежьи царапины на скалах) Как называется рисуночное письмо? (Пиктография) Кто изобрёл печатный станок? (Иван Фёдоров) Какая часть речи самая древняя? (Имя существительное) Как появилось слово «учтивый» ? Каков древний корень в слове «вежливый» ?

4 тур Сообразительный 1. Загадки (обычные и языковые) Языковые загадки В каком слове 7 букв О? (Обороноспособность) Какое слово является подлежащим в предложении: Жить – Родине служить. 2. Ребусы 3. Шарады 4. Анаграммы

5 тур Сочинительный 1. Буриме (стихотворение по заданным рифмам) Например: тишина – весна Вариант 1 Вмиг пропала тишина: По земле пошла весна! Вариант 2 Все умолкло. Тишина. Где же ты, скажи, весна? Другие рифмы: "роса - небеса"; "пес - принес"; "краски-сказки"; "ветерки-мотыльки"; "у реки - глубоки"; "в лесу - принесу", "колдуны - не страшны", "холодна - у окна"

5 тур Сочинительный 2. Лимерик - это английский вариант организованной и узаконенной нелепицы, пятистрочие: А-А-Б-Б-А Например: Жил да был старик болотный, Вздорный дед и тягомотный, На колоде он сидел, Лягушонку песни пел Въедливый старик болотный. Винни-Пух обучал Пятачка На крючок наживлять червячка; Но взамен червячка Голый хвост Пятачка Поддевал он на кончик крючка

6 тур Мудрые мысли Объясните фразу: «То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего не знаем, - бесконечно» (Пьер Симон Лаплас)

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Конкурс 1. Разминка Назовите национальное дерево России (Береза) Назовите полюбившийся всему миру сувенир русской земли (Матрешка) Какой город называли городом Мастеров? (Тула) Какую обувь носил русский крестьянин? (Лапти) Как называется праздник проводов зимы? (Масленица) Какое угощение обязательно на Масленице? (Блины) Какой зверь любит малину? (Медведь) Какой лесной зверь сушит себе на за зиму на деревьях грибы? (Белка) Чем оканчиваются день и ночь. (Ь) Что посреди Волги стоит. (Л) Сколько ушей у 5 мышей? (10) Сколько пальчиков у 4 мальчиков? (80) Кто первым позвонил К. Чуковскому по сказочному телефону? (Слон) Как добиралась на юг сказочная лягушка – путешественница? (Утки, прутик) Назовите героя сказки с красивой богатой шубой, пожелавшего взять Дюймовочку в жены. (Крот)

Конкурс 3. Составь поговорку Каждая команда получает конверт. В конверте карточка. На карточке в пустые клеточки надо вписать пропущенные буквы так, чтобы получилось слово, называющее черту характера человека, сходную с повадками какого-либо животного и дописать поговорку Например: ХВ_С_Л_В_Й (хвастливый, как заяц) У_РЯ_Ы_ (упрямый, как осёл) К_А_НЫЙ (красный, как рак)

Конкурс 4. «На каком языке» На каком языке говорили сказочные герои, портреты которых вы видите? Красная Шапочка – французский (Ш. Перро) Чиполлино – итальянский (Дж. Родари) Карлсон – шведский (А. Линдгрен) Буратино – русский (А. Толстой) Бременские музыканты – немецкий (Братья Гримм) Дюймовочка – датский (Г-Х. Андерсен) Пиноккио – итальянский (К. Коллоди) Том Сойер – английский (М. Твен) Золушка – французский (Ш. Перро) Маугли – английский (Р. Киплинг)

Конкурс 5. «Поле чудес» Хоть на птицу и похож я, с вышиною не знаком, крылья есть, но только все же я всю жизнь хожу пешком (страус) В древности считалось, что этот предмет обладает магической силой. Если его потереть, то появляется электрический заряд, поэтому греки называли его “электрон” (янтарь) Это слово означает “лохмотья”, “пеленка”. В польском языке слово имеет более пристойный смысл: измаранный негодный клочок бумаги (шпаргалка)

Игра со зрителями «Чёрный ящик» Это знак. Имеет своё название. Бывает печатный и рукописный. Обозначает на письме звуки. (Буква) Это знак. Имеет не совсем точное название. Стоит после приставки. Предупреждает правую соседку, что она после него обозначает сразу два звука (Разделительный Ъ) Это знак. Его мы используем тогда, когда слово не помещается на строку (Чёрточка, знак переноса)

Северо-Казахстанская область Акжарский район Киевская средняя школа

Интеллектуальная игра по русскому языку для 6-8 классов

Выполнила учитель русского языка и литературы

Жакупова Г.Г.

2013

Цели:

    повторение тем школьного курса (фонетика, лексикология, фразеология, морфология, морфемика, культура речи);

    совершенствование умений отбора и анализа языкового материала;

    привлечение интереса к языковым явлениям.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Игра проводится по несколько измененным правилам популярного телешоу «Своя игра». Класс делится на три команды, к игровым местам выхо дят игроки (по одному из каждой команды), и каж дый игрок из тройки отвечает на выбранный им самим вопрос. Потом игровые места занимает следующая тройка и т.д. Желательно, чтобы все уча щиеся класса поочередно побывали на игровом месте. В игре четыре раунда, в каждом раунде, кроме финального, три категории вопросов, в каждой категории три вопроса разной сложности (чем слож нее вопрос, тем больше очков он приносит игро ку). Игрок сам выбирает категорию и цену вопро са, после чего ему зачитывается или показывается вопрос. Участник, верно ответивший на выбран ный им вопрос, приносит своей команде количество очков, равное цене вопроса. И наоборот: участник, давший неверный ответ, теряет эти очки. Если пра вильный ответ дает другой игрок из тройки, то очки получает его команда. Среди вопросов каждого ра унда есть вопрос-аукцион и «кот в мешке». Если участнику попадается вопрос-аукцион, то другой игрок из тройки может «перекупить» его, дав боль шее количество очков, и тогда в случае правильного ответа игрок, перекупивший вопрос, приносит своей команде то количество очков, которое он «заплатил» за вопрос (если же ответ дан неверно, команда теряет эти очки). «Кот в мешке» - вопрос не из выбранной категории. Участник, которому попадается «кот в мешке», может по желанию от дать его любому игроку тройки.

В финальном раунде игроки последней тройки поочередно убирают трудные для них категории вопросов, и каждый из игроков отвечает (письмен но) на вопрос оставшейся категории. Перед озву чиванием вопроса игроки объявляют свои ставки (разумеется, ставка не может превышать набран ное командой количество очков). Если ответ дан верно, ставка добавляется к общей сумме очков, в противном случае поставленные очки снимаются. Выигрывает команда, набравшая большее количест во очков.

Буквы и звуки 100 200 300 Фразеология 100 200 300

Значение слова 100 200 300

ВОПРОСЫ

Категория «Буквы и звуки»

1. Прочитайте слово лён по звукам справа нале во (100 очков).

Ответ: ноль.

2. Сколько звуков [о] в слове молокозавод (200 чков)?

Ответ: один (последний ударный).

3. Решите шараду и назовите слова (300 очков):

С глухим траву она срезает, Со звонким - листья объедает.

Ответ: коса - коза.

1. Этот головной убор опасен для здоровья человека, нечистого на руку. Назовите его. (100 очков)

Ответ: слово шапка входит в состав фразеологизмов на воре шапка горит.

2. В русском языке есть фразеологизмы начать с азов, аза в глаза не видал. Что же такое аз? (200 очков)

Ответ: аз - первая буква кириллицы.

3 . Вопрос-аукцион . Приведите русский фразеологизм, синонимичный французскому хорошему коту - хорошую крысу. (300 очков)

Ответ: Большому кораблю - большое плавание.

Категория «Значение слова»

1. «Кот в мешке» (100 очков).

Этой букве, незаслуженно обиженной, в 2005 году в городе Ульяновске был поставлен памятник. На зовите ее.

Ответ: памятник букве Ё был поставлен на ро дине ее автора Н.М. Карамзина.

2. Можно ли сказать: Я поднял тост?( 200 очков)

Ответ: можно, если тост - кусочек жареного хлеба.

3. Сапфирный, индиго, васильковый, маренго. Какое из этих слов лишнее? (300 очков)

Ответ: маренго - оттенок черного цвета, все остальные - оттенки синего.

Все мы ошибаемся 100 200 300

Части речи 100 200 300

Мы полиглоты 100 200 300

ВОПРОСЫ

Категория «Все мы ошибаемся»

1. В стихотворении В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» есть такие строки:

Этот, вот кричит:

«Не трожь тех, кто меньше ростом!»

Этот мальчик так хорош - Загляденье просто!

(100 очков)

Ответ: для придания детскости речи героя автор вместо литературной формы повелительного наклонения глагола (не тронь) употребляет просторечную (не трожь).

2. Перед вами строки из известной песни к кинофильму «Москва слезам не верит»:

Москву рябины красили,

Дубы стояли князями,

Но не они, а ясени

Без спросу наросли.

(Д.Сухарев, Ю.Визбор)

В каком слове нарушена литературная норма? (200 очков)

Ответ: авторы текста употребляют устаревшую форму князями вместо современной литературной князьями, для того чтобы подчеркнуть древность Москвы.

3. В песне А.Розенбаума «Вальс-бостон» есть такие строки:

И со всей округи люди приходили к нам,

И со всех окрестных крыш слетались птицы,

Танцовщице золотой захлопав крыльями,

Как давно, как давно звучала музыка там..

В каком слове нарушена литературная норма? (300 очков)

Ответ: для сохранения размера стихотворения автор ставит ударение в слове танцовщица на предпоследний слог (литературная норма - танцовщица).

Категория «Части речи»

1. Какая змея может быть наречием? (100 очков) Ответ: уж.

2. Мыло, мороженое, печь, плачь. Сколько слов из приведенных могут быть только одной частью речи? (200 очков)

Ответ: одно (плачь - глагол, существительное плач пишется без мягкого знака).

3. Перед вами строки из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час»:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви.

Сколько существительных в этом фрагменте ? (300 очков)

Ответ: девять существительных (ликующие, болтающие, обагряющие, погибающие - причастия, перешедшие в существительные).

1. Многие из нас носят греческие имена, даже не подозревая об этом. Имя Алексей, например, в переводе с греческого означает «защитник», Андрей - «мужественный», Макар - «счастливый». Часто на нашем столе бывает блюдо, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его - это испытать настоящее блаженство. Назовите это блюдо . (100 очков)

Ответ: макароны (подсказка дана в вопросе).

2. «Кот в мешке». Решите шараду и назовите слова . (200 очков)

С глухим шипящим я числительное,

Со звонким - имя существительное.

Ответ: шесть - жесть.

3. Вопрос-аукцион.

Очень часто мы употребляем выражение баш на баш, говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечные названия частей тела человека и скажите, как дословно переводится с турецкого это выражение. (300 очков)

Ответ: голова за голову (просторечное слово башка имеет этот же корень). Вероятно, этим выражением пользоватись при обмене пленными.

К истокам слова 100 200 300

Русская грамматика 100 200 300

Состав слова 100 200 300

1. Как зовут костлявого персонажа русских сказок? (100 очков)

Ответ: Кощей (в корне мы наблюдаем чередование согласных ст/щ, ср. юстъ - угощение, тесть - теща).

2. В какой день недели человек идет на шабашку? (200 очков)

Ответ: в субботу (идти на шабашку, пошабашить - поработать в выходные; слово шабаш в русский язык попало из идиша - еврейского диалекта немецкого языка, там оно означало «Суббота». На древнееврейском это слово звучит похоже - шаббат).

3. Название этого любимого нами фрукта в переводе с голландского означает «китайское яблоко». Что это? (300 очков)

Ответ: апельсин

/. Угодить, победить, ходить, водить. Какой из этих глаголов не имеет формы первого лица единственного числа? (100 очков)

Ответ: победить.

2. Бежать, ругать, пугать, ломать. Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные? (200 очков)

Ответ: бежать - разноспрягаемый глагол.

3. Мертвец, покойник, кукла, дерево. Какие из этих существительных являются неодушевленными? (300 очков)

Ответ: дерево (винительный падеж множественного числа у одушевленных существительных совпадает с родительным: вижу покойников, мертвецов, кукол, но деревья).

/. Мячик, лучик, огурчик, стульчик. В каком слове суффикс не такой, как в остальных? (100 очков)

Ответ: в слове стульчик суффикс -чик-, в остальных -ик.

2. Вопрос-аукцион. Сколько приставок в слове недопонимать? (200 очков)

Ответ: две: недо- и по-.

3. «Кот в мешке». Вам предложили поставить ва-банк. Сколько очков вы поставите? (300 очков).

Ответ: все очки.

(ф и н а л ь н ы й)

1. Имена.

2. Города и горожане.

3. Молодежный жаргон.

4. Женский род.

5. Ударение.

6. Афоризмы.

7. Другие языки.

ВОПРОСЫ

1. Имена

Этим словом древние греки и римляне называли любого иноземца, а мы употребляем это слово, говоря о грубом, жестоком человеке. Назовите женское имя, которое в переводе с греческого означает «чужая».

Ответ: Варвара.

2. Города и горожане

На конкурсе молодых исполнителей мы услышали такой диалог:

Я здесь с одним вяткинцем познакомился - отлично играет!

Понимаю, о ком ты говоришь... Этот вятич и с прошлого конкурса увез гран-при...

А мне кажется, что у этого вятчанина слишком агрессивная манера исполнения...

Так как же правильно назвать исполнителя из Вятки?

Ответ: вятич.

3. Молодежный жаргон

В песне «Тачанка» на стихи М.Рудермана есть такие строки:

Ты лети с дороги, птица,

Зверь, с дороги уходи,

Видишь, облако клубится,

Кони мчатся впереди.

И с налета, с поворота

По цепи врагов густой

Застрочит из пулемета

Пулеметчик молодой.

Какое из слов этой строфы на современном молодежном жаргоне означает «весело проводить время в ночном заведении»?

Ответ: клубиться - веселиться в ночном клубе.

4. Женский род

Тюль, толь, мозоль, аэрозоль. Какие из этих слов относятся к женскому роду?

Ответ: мозоль.

5. Ударение

Решите шарады и назовите слова:

Мы - для пильщиков подставка,

Мы - для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами

Ответ: козлы - козлы.

6. Афоризмы...

Продолжите знаменитый пушкинский афоризм: Чем меньше женщину мы любим...

Ответ: ...тем легче нравимся мы ей.

7. Другие языки

Название этого цветка в переводе с греческого означает «звезда». О каком цветке идет речь?

Ответ: астра (этот же корень находим в словах астрономия, астрология, астронавт).

ЛИТЕРАТУРА

/. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987.

2. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

3. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2004.

4. Храппа В. От адамова яблока до яблока раздора: опыт этимологических заметок. Калининград: Янтарный сказ, 2005.

И. А Руденко,