Зрение у новорожденного. Как развивается зрение новорожденного? Как развивается зрение у детей до года

Многие мамочки уверены, что грудные дети в первые месяцы жизни воспринимают мир вверх ногами. Так ли это и какими особенностями обладает зрение у новорожденных поговорим в этой статье.

Удивителен тот факт, что глаза начинают развиваться у зародыша практически одновременно с зачатком сердца. Уже на 3 неделе внутриутробного развития можно определить группы клеток, которые в дальнейшем сформируют орган зрения будущего ребенка. Сначала глаза располагаются по бокам головы зародыша, отчего он больше напоминает рыбку, а не человеческий эмбрион. Свое привычное место на лице они занимают только к концу I триместра.

Вплоть до рождения глазки малыша развиваются в полной темноте. К концу беременности все анатомические структуры органа зрения плода сформированы и он полностью похож на глаз взрослого. Незавершенным остается только один отдел – сетчатка, который отвечает за восприятие изображения . Для его полноценного развития необходим свет. Именно поэтому окончательное формирование органа зрения происходит только после того, как малыш рождается.

Зрение ребенка от рождения до года

В отличие от сердца, почек и пищеварительной системы, которые к моменту рождения малыша уже полностью готовы обеспечивать его независимое от мамы существование, зрение у новорожденных совершенствуется постепенно вместе с развитием ребенка.

Особенностью глаз детей грудного возраста является то, что их размер по отношению к размеру головки намного больше, чем у взрослого. Именно это придает малышам неповторимый трогательный вид.

0-7 дней

В первые дни жизни малыша его глазки боятся света, врачи называют это состояние фотофобией . Это неудивительно, ведь долгие 9 месяцев он провел в кромешной тьме маминого живота. Веки новорожденного почти всегда плотно закрыты, и маме трудно определить, какого цвета у него глаза. Несмотря на это зрачки малыша очень хорошо реагируют на свет. Они сужаются, если поднести ребенка к окну или попытаться приподнять края века. Живой зрачковый рефлекс – один из показателей, говорящий о том, что нервная система малыша здорова.

В ответ на вспышку света, например, если включить в темной комнате лампу, веки новорожденного плотно смыкаются.

Если приподнять края век малыша на первой недели жизни, то можно заметить, что его глазные яблоки совершают частые горизонтальные движения из стороны в сторону. Это явление называется нистагм и он является нормой для детей этого возраста.

Еще один интересный факт: малыш на этом этапе жизни неспособен плакать слезами, так как слезные железы еще не выделяют слезу.

Мам и пап, конечно, волнует вопрос, когда начинают видеть новорожденные, способны ли они разглядеть лицо близкого человека.

Как бы обидно это ни звучало, но малыш на первой недели жизни неспособен не то чтобы разглядеть, но даже увидеть своих родителей. Это происходит потому, что зрительные клетки, которые расположены на сетчатке, еще только начинают совершенствовать свои функции и неспособны к четкой передаче изображения.

Кроме того, анатомические особенности глаза новорожденного делают его очень дальнозорким, то есть неспособным к четкому восприятию предметов, расположенных вблизи. Таким образом, мир предстает перед только что появившимся на свет малышом в виде неясных очертаний предметов, пятен света и тени.

Если ребенок родился в срок, у него может наблюдаться неосмысленное открывание глаз начиная с первых часов жизни. При этом складывается впечатление, что малыш сосредоточивает взгляд на находящимся перед ним предмете. На самом деле, это всего лишь непроизвольная двигательная реакция, которая не имеет ничего общего с рассматриванием.

Если приблизить к лицу малыша крупный предмет на расстояние 20-30 см, то глазки не смогут его «поймать» и проскользнут мимо. Они начнут «блуждать» из стороны в сторону, иногда совершенно независимо друг от друга, чем очень пугают родителей. Но это нормальное явление, которое проходит к концу первого месяца жизни.

7-28 дней

Начиная с конца первой недели жизни малыш учится устанавливать зрительный контакт с предметом, который расположен непосредственно перед его глазами, и может следовать за движущимся предметом глазами в течение нескольких секунд. Но голова и шея при этом все еще остаются неподвижными.

К концу 2 недели жизни новорожденные начинают фиксировать, удерживать взгляд на неподвижном предмете. Это впервые можно назвать непосредственно «рассматриванием». Сначала это длится не более пары секунд, но постепенно малыш учится подолгу задерживать взгляд.

В этом же время начинают образовываться первые слезы, которые смачивают поверхность роговицы, тем самым предохраняя ее от высыхания и позволяя малышу дольше времени находиться с открытыми глазками.

2-5 месяц

С 6-недельного возраста у малыша можно отметить устойчивую фиксацию на неподвижном предмете.

Начиная со 2 месяца жизни ребенок учится следить за движущимся предметом не только с помощью глаз, но и с помощью поворота головы.

С 3 месяца жизни малыш начинает использовать слезы в качества средства выражения своих эмоций. То есть он по-настоящему плачет, когда ему больно или страшно. Обычные физиологические потребности в еде, смене подгузника груднички выражают громким криком, а не слезами.

В 4 месяца у малышей обнаруживается направленный взгляд и одновременная совместная работа уха и глаза: услышав звук, ребенок старается найти его источник с помощью глаз. С этого же возраста грудничок начинает узнавать маму не только по голосу и запаху, но и в лицо.

6 месяцев – 1 год

Глаза малыша начинают выполнять все функции, которые характерны для глаз взрослого: следят за движущимися предметами, могут определить далеко или близко они расположены, учатся распознавать глубину, координируют работу глаз с движениями рук. Острота зрения в этот период достаточна для того, чтобы видеть даже мелкие детали.

До 6 месячного возраста достаточно сложно сказать, какие цвета может различать малыш. Но именно с этого возраста можно уверенно говорить о реакции на желтый и красный цвета. Например, дети стремятся взять красно-желтую или оранжевую погремушку и равнодушны к зеленой или синей.

Развивающие игры для зрения

Как мы уже говорили, для правильного и полноценного развития сетчатки необходима постоянная стимуляция ее светом и изображением. Чем больше информации получают глазки малыша, тем быстрее и лучше устанавливаются связи между зрительными клетками и корой головного мозга.

В зависимости от возраста малыша зрение у новорожденного можно тренировать с помощью развивающих игр. Лучше всего начинать занятия со 2 месяца жизни ребенка , когда уже устанавливается навык кратковременного удержания предмета в поле зрения.

Для тренировки глазок можно использовать обычную погремушку с приятным звоном. Лучше, если она будет красно-желтого цвета.

Следует приблизить игрушку на расстояние 20-30 см от глаз малыша и удерживать ее в течение нескольких секунд. Необходимо внимательно следить за реакцией ребенка. Как только его взгляд «поймал» погремушку, медленно отведите ее вправо на 10-15 см, потом верните в исходное положение. Повторите в левую сторону.

Если малыш потерял объект из вида, привлеките его внимание, потряся погремушку. Постепенно увеличивайте количество повторов и время удерживания игрушки перед глазками.

Когда малыш научится удерживать головку лежа на животе и опираясь на предплечья, постучите погремушкой о пол прямо перед ним, привлекая внимание. После того как ребенок задержал взгляд на игрушке, медленно поводите ею в обе стороны.

Хорошим тренажером для малышей раннего возраста является музыкальная карусель на кроватку (мобиль) . Движущиеся подвески стимулируют глазки малыша и учат его удерживать в поле зрения предметы. Устанавливайте карусель таким образом, чтобы висящие игрушки находились на расстоянии 30 см от глаз малыша.

Результаты некоторых научных исследований говорят о том, что малыши до 6 месяцев все видят в черно-белом цвете, а все остальные цвета различают как оттенки серого. И только после полугода начинают определять красный цвет. Насколько это соответствует действительности, сложно сказать.

Но доказано, что малыши очень любят рассматривать структурированные объекты , раскрашенные в контрастные цвета. Например, по типу шахматной доски, зебры. Если положить перед ребенком два предмета, один из которых окрашен в пастельный тон, а другой представляет собой чередование черно-белых полос, то малыш сосредоточит свое внимание именно на структурированном объекте.

Также по результатам исследования, что у малышей, рассматривающих черно-белые картинки, скорее устанавливаются связи между нейронами, они раньше начинают осознавать увиденное, развиваются более спокойными, внимательными.

Стимуляция коры головного мозга при рассматривании черно-белых картинок входит в курс лечения детей с ДЦП, повреждениями головного мозга, задержкой умственного развития.

Заботливым родителям так хочется узнать, что чувствует новорожденный ребенок. Они вглядываются в маленькое личико младенца, и пока еще не видят осознанного взгляда. Грудничок то косит глазки в сторону, то безучастно смотрит по сторонам. Неопытные мамы и папы могут принять эти признаки за нарушение зрения, но для новорожденного малыша это нормально. Он видит лишь размытую картинку, и ему только предстоит познать окружающий мир.

У младенца зрительная система устроена так же, как и у взрослого человека, но в первые месяцы жизни она только начинает свое развитие. Поэтому малыш все видит не так, как взрослый. Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, нужно узнать физиологическое строение зрительной системы человека:

  • Глазное яблоко, которое само по себе состоит из зрительного нерва, сетчатки, стекловидного тела, хрусталика и роговой оболочки;
  • Глазница, или глазное вместилище. Это черепная впадина, в которой располагаются глазодвигательные мышцы, глазное яблоко, зрительный нерв, клетчатка и кровеносные сосуды;
  • Веки, которые выполняют важную защитную функцию глаза;
  • Слезный аппарат, который не менее важен для правильного функционирования зрительной системы человека. Он омывает и увлажняет слизистую глаза, к тому же, в слезе присутствуют антибактериальные вещества, защищающие слизистую от всевозможных микробов.

У родителей может возникнуть закономерный вопрос. Если глаз ребенка устроен так же, как и у взрослого, то почему же младенцы видят все по-другому? Дело в том, что все органы зрительной системы новорожденного находятся на стадии активного развития. Они пока еще незавершенные и незрелые, и для того, чтобы ребенок увидел полноценную картинку, как взрослый человек, должно пройти около года.

Какие же изменения претерпевают зрительные процессы маленького ребенка?

  • Глазное яблоко новорожденного еще совсем маленькое, весом около 3 грамм и размером 16-16,2 мм. И хоть глаза младенца кажутся очень крупными в лицевой пропорции, у них впереди еще период активного развития и роста. К пяти годам жизни ребенка размер его глазного яблока максимально приблизится к взрослому. Зрительная система полностью завершает свое развитие в 17-18 лет.
  • Внимательные родители заметили, что цвет глаз новорожденного мутный и неопределенный, в основном, голубоватый. Это происходит из-за недостатка пигментных клеток. Окончательно цвет глаз сформируется к двум годам.

  • Склера, или белковая оболочка, также имеет голубоватый оттенок, ведь через нее просвечиваются глазные сосуды.
  • Слезы выполняют важную увлажняющую и защитную функцию. Их избыток выделяется из слезного мешка через специальный слезный канал, который находится у основания глаза рядом с переносицей новорожденного. Этот канал открывается у новорожденных через некоторое время после появления их на свет. Но бывает, что слезный канал остается закрытым, и происходит воспаление слезного мешка, то есть .
  • Слезы у младенцев образуются с самого рождения. Но в первый месяц родители могут наблюдать, что их малыш плачет без слез. Это вполне нормальный процесс развития новорожденного. Слезы у младенца начинают активно выделяться после месяца, в результате совершенствования зрительной системы и мимических мышц. К тому же, ребенок может не плакать, а кричать для привлечения внимания. Так он общается с мамой и пытается сообщить о том, что пора менять подгузник или покушать.

  • В первые дни развития зрения у малыша можно заметить блуждающий взгляд. Он не смотрит на родителей, не реагирует на изменение местоположения мамы и т. д. Это вполне естественно, ведь малыш видит лишь размытую картинку, и еще не может фокусироваться на отдельных предметах. Новорожденный может косить глазами, и его зрачки иногда двигаются, как будто несогласованно.
  • Хотя зрение младенца еще совсем не развито, офтальмологи уже могут сделать простой тест на светочувствительность и определить, в норме ли глаза малыша. Молодые родители должны знать, как проверяют зрение у новорожденного. Для этого доктор светит фонариком в глаз ребенку и смотрит на изменение размера зрачка. Зрачки должны сужаться, это говорит о нормальном зрении. Неподвижный зрачок может говорить о патологии. Со временем мама сама должна замечать, как развивается зрение грудничка, фиксация на предметах и т. д.

Развитие зрения у новорожденных по месяцам

  • Новорожденный видит только тень или свет, он совсем не различает очертания предметов, для младенца весь окружающий мир видится размытым.
  • Зрение новорожденного в 1 месяц немного отличается от восприятия мира первых дней жизни. Младенец уже может выделить из всего окружающего мира нечеткое изображение маминого лица на размытом фоне. К концу первого месяца ребенок начинает следить за движущимися предметами. А также задерживать взгляд на источнике света. Ребенок видит предметы, расположенные не далее, чем 30 см от него.
  • На 2 месяце развития у новорожденного появляется центральное зрение. Он уже может фокусировать свое зрение на предметах, которые находятся на 80 см от него и ближе, особенно на ярких игрушках. У ребенка появляется двухмерное восприятие предметов, то есть он различает ширину и высоту, но пока еще не может понять, что вещи имеют объем, в его восприятии они плоские.

  • В 3 месяца младенец начинает различать цвета (в первую очередь, красный и желтый) и распознает контрастные рисунки. Карапуз уже может долго задерживать взгляд на игрушке. У него начинает формироваться бинокулярное зрение. Теперь он может узнавать маму и отличать ее от других людей.

  • К 4-6 месяцам грудничок различает все больше цветов, дольше задерживает взгляд на предметах и дольше следит за движением. Ребенок видит себя в зеркале, но еще не осознает, что это его отражение.
  • В 7-12 месяцев развития грудничок видит на 7-8 метров. У него увеличивается острота зрения и восприятие мелких предметов. В связи с подготовкой к первым шагам и тем, что малыш уже уверенно ползает, он уже ориентируется в пространстве и может относительно оценить расстояние до предметов. В этом возрасте уже не должно быть эпизодического косоглазия. К году малыш видит достаточно хорошо, но его зрительная система продолжает активное развитие.

Световой режим и выбор игрушек

Свет

При выборе освещения помните, что в детской комнате необходимо несколько источников света для разных целей. Это должна быть люстра, которая является основным освещением, также настенное бра и ночной светильник. Для основного освещения выбирайте лампы с достаточно ярким желтым светом, они благотворно влияют на зрение малыша. Тусклые лампы будут усугублять и без того слабое зрение новорожденного. Лампочки с синим светом можно использовать для игровой комнаты или игровой зоны.

Важно, чтобы детская комната находилась на солнечной стороне, и в ней было светло, в первую очередь, от солнечного света.

Ночник очень важен для ночного сна. Он придет на помощь маме, чтобы она могла спокойно перепеленать и покормить грудничка. Со временем он потребуется и малышу, который будет видеть предметы в мягком свете и спокойно засыпать. Полная темнота может напугать маленького ребенка. А слишком яркий свет мешает крепкому сну не только детей, но и взрослых.

При выборе цветов для оформления детской отдайте предпочтение пастельным и светлым тонам. Не переусердствуйте с белым цветом. Психологи считают, что это может негативно сказаться на развитии психики малыша. Но не стоит закрашивать потолок или совсем убирать этот цвет из детской комнаты. Просто разбавьте его другими цветами и оттенками, чтобы детская не была похожа на больничную палату. Стены можно покрасить нежно-розовым, голубым или песочным цветом, а вот мебель, подушки или какие-то аксессуары можно сделать яркими и запоминающимися.

Выбираем игрушки

  • Для развития малышей до года нужны простые и нефункциональные игрушки. Не спешите покупать мальчикам машинки, а девочкам куклы, в данный момент они их не заинтересуют. Вообще до трех месяцев карапузы могут не реагировать на игрушки и не пытаться взять их в руки. Впоследствии их будут привлекать погремушки и другие яркие предметы. Когда у грудничков начнут резаться зубки, то они будут тащить их в рот, помните об этом.
  • При прорезании зубов грудничку могут принести облегчение специальные игрушки, которые можно кусать и чесать при этом десны. Они могут быть разных цветов и размеров, но чтобы заинтересовать карапуза, выберите яркие варианты.

  • Педиатры советуют выбирать яркие игрушки для привлечения внимания малыша и для концентрации его зрения.
  • Не стоит забывать, что погремушка должна быть в первую очередь безопасной. Поэтому желательно покупать такой предмет в аптеке или в магазине, имеющем сертификацию всех товаров. Не покупайте дешевые китайские игрушки с рук во всевозможных палатках и на стихийных рынках, часто такой товар не соответствует требованиям безопасности. При покупке игрушки проверьте ее на наличие повреждений, сколов и острых образований. Иногда пластмассовые предметы имеют на стыках острые неотшлифованные выпуклости. Яркая игрушка не должна плохо пахнуть. Слишком сильный химический запах говорит об использовании при производстве этого предмета вредных веществ. Качественные игрушки не должны оставлять мажущие следы краски на руках, но и откалывающаяся краска также очень вредна.

Миф о зрении малышей

Главный миф заключается в том, что дети все видят в перевернутом виде. Это мнение появилось довольно давно, а сформировалось оно благодаря строению человеческого глаза и особенностям зрения.

Строение нашего глаза похоже на собирающую линзу, которая имеет свойство переворачивать изображение. Поэтому наш глаз действительно получает перевернутую картинку, которую, в свою очередь, обрабатывает головной мозг. В результате, мы видим правильное изображение.

Достоверно неизвестно, кто впервые выдвинул теорию о перевернутом зрении младенцев, но этот человек руководствовался базовыми знаниями, хотя и сделал неправильный вывод. Эта ошибочная теория очень популярна и до сих пор.

Видео

Зрение у новорожденных детей несовершенно. Оно не отвечает тем требованиям, которые предъявляют к нему взрослые. Развитие зрения у новорожденных детей до года проходит по определенным этапам. Предлагаем вам узнать все необходимую информацию. Вы поймете, как выглядит мир глазами младенца.

Новорожденный ребенок представляется нам, взрослым, неким инопланетным существом. Совершенно непонятно, что он чувствует и чувствует ли вообще, что видит и слышит. В народе бытует мнение, что новорожденные если и различают предметы, то почему-то в перевернутом виде, а молодые матери волнуются, видит ли ребенок вообще — ведь его взгляд ни на ком не задерживается. Как же все-таки устроено зрение маленького человека? Когда новорожденный начинает видеть и узнавать предметы и близких ему людей?

Зрение у детей до года

Орган зрения начинает закладываться очень рано (с 3 недели внутриутробного развития), и к моменту рождения ребенка его формирование еще не закончено. Глаза это видимая часть зрительного анализатора, который включает также зрительные нервы и зрительные центры в головном мозге. Зрительная система новорожденного далека от совершенства, и мир представляется ребенку в виде смутных пятен разных оттенков серого цвета. После рождения, особенно в первые месяцы жизни, острота зрения у детей до года стремительно увеличивается, достигая к г12 месяцам примерно 1/2 от взрослой нормы. Глаз новорожденного дальнозорок, с возрастом он увеличивается в размерах, и дальнозоркость снижается, сменяясь нормой. Глазные мышцы развиты слабо, и поэтому новорожденные обычно косят, но постепенно ребенку становится все легче фокусировать взгляд. А откуда пошло убеждение, что новорожденные видят все вверх ногами? Дело в том, что у всех людей от младенцев до стариков изображение действительно отображается на сетчатку глаза вверх ногами. О
днако кора головного мозга, анализируя изображение, опять «переворачивает» его, и мы воспринимаем мир таким, каков он есть. Долгое время было неизвестно, является ли эта способность коры врожденной или появляется в процессе роста и развития, однако наблюдения за реакцией новорожденных и последние функциональные исследования доказывают, что новорожденный видит «правильно». Еще одно суеверие говорит о том, что ребенка до 3 мес нельзя подносить к зеркалу. Но никаких научных обоснований для этого нет.

Зрение новорожденного: этапы развития

Важно отметить, что нормальное развитие зрительной системы происходит только при ее постоянной тренировке, поэтому важно обеспечить ребенку разнообразие зрительных впечатлений смену света, темноты и тени, яркие краски и контрастные изображения. В процессе роста зрение новорожденного этапы развития проходит постепенно.

Первый месяц — мир глазами младенца

В первый месяц новорожденному вполне достаточно общения с родителями, а игрушки можно не использовать ведь ребенок еще не различает цвета. Мир глазами младенца в первый месяц жизни выглядит совсем не так красочно, как к этому привыкли мы. Взрослый наклоняется к ребенку, стараясь, чтобы расстояние между ними не превышало 30 см (более отдаленные предметы и людей новорожденный просто не увидит), и ласковыми словами старается привлечь внимание малыша. Удивительное «совпадение», в очередной раз свидетельствующее о мудрости Природы: когда мать держит ребенка на руках и кормит его грудью, ее лицо находится как раз на расстоянии 30-40 см от лица ребенка, так что он может подолгу рассматривать своего самого близкого человека и таким образом тренировать зрение. Вначале ребенок фокусирует взгляд лишь на несколько секунд, но уже через 1 нед это время увеличивается. В играх можно переходить к следующему этапу: взрослый медленно отклоняется от средней линии вправо или влево, а ребенок поворачивает голову, отслеживая перемещения.

Какое зрение у новорожденных во второй месяц

В течение второго месяца световая чувствительность сетчатки возрастает, острота зрения увеличивается. Ребенок видит уже не пятна, а вполне четкие, но пока еще двухмерные изображения и начинает проявлять к ним интерес — например, поворачивает голову, пытаясь разглядеть что-то интересное. В это же время он начинает различать красный и зеленый цвета. Самое время повесить над кроваткой яркие игрушки (в центре красные, по бокам желтые, на периферии синие), но не слишком близко к глазам (это может привести к косоглазию). На расстоянии вытянутой руки примерно 40 см. Расположение игрушек нужно менять и подвешивать их то справа, то слева, то посередине, чтобы ребенок привыкал смотреть в разные стороны. Стены детской можно украсить картинками контрастными черно-белыми и цветными, и ежедневно совершать экскурсии по собственной художественной галерее. К концу второго началу третьего месяца развивается объемное зрение. Вот вы и узнали, какое зрение у новорожденных на втором месяце жизни.

Когда у новорожденного фокусируется зрение?

Как правило, ответ на вопрос о том, когда у новорожденных фокусируется зрение, зависит от индивидуальных особенностей малыша. Это примерно 3 — 5 месяц жизни. В это время ребенок легко переводит взгляд с близких предметов на удаленные, различает детали предмета. Мир обретает новые краски — синюю и желтую. Теперь можно играть втроем. Например, папа держит ребенка на руках и показывает ему игрушку вблизи, а мама уходит на противоположный конец комнаты с другой игрушкой и зовет малыша, чтобы он посмотрел на игрушку (желательно другого цвета и формы) в ее руках. Это отличная тренировка аккомодации. Можно также начинать игру в прятки мама показывает ребенку игрушку то справа, то слева, сверху и снизу, медленно кружит ею над головой ребенка. Конечно, малыш будет крутиться во все стороны, но глазодвигательные мышцы поработают тоже.

Как развивается зрение у новорожденного после 6 месяца

Зрительная система продолжает активно развиваться. Формируется макула центральная зона сетчатки, отвечающая за остроту зрения, а само зрение становится бинокулярным, то есть ребенок, одновременно четко видит предмет двумя глазами. Это позволяет видеть мелкие детали предмета, различать черты лица, мимику. Теперь можно строить ребенку рожицы вполне возможно, что он даже попытается вам подражать. Нужно помнить, что острота зрения ребенка все еще невысока, поэтому для полноценного развития зрительного анализатора в дневное время освещение в комнате должно быть достаточным. А вот спать ребенку желательно не в полной темноте, а в полумраке (запасаемся ночником), так как развивается зрение у новорожденного.

Возраст – один год

Ребенок координирует движения глаз с движением тела, учится оценивать расстояние (бросает игрушки, ползает и пытается ходить). Хорошо различает цвета (хоть и не сообщает об этом вслух) и форму предметов. Острота зрения годовалого малыша вполовину меньше, чем у взрослого, а психика еще очень уязвима, поэтому с мультфильмами лучше подождать, а телевизор в комнате, где находится ребенок, должен быть выключен. Годовалый ребенок хорошо различает рисунки, поэтому можно начинать знакомиться с детскими книжками.

Только в 6-7 лет острота зрения достигает «взрослой» нормы, и ребенок видит десятую строчку таблицы проверки зрения. Пора в школу!


В первые месяцы зрение у новорождённых переживает такое количество изменений и преобразований, сколько не случается с ним за все годы последующей жизни. Стоит заранее поинтересоваться, как развиваются глазки ребенка, чтобы в дальнейшем знать нормы формирования и уберечь себя от беспочвенных страхов.

В роддоме малыш едва различает световую картинку, поэтому для ребёнка так важно иметь тактильный контакт, чувствовать запах мамы. Спустя некоторое время к грудничку приходит навык фокусирования внимания, и только потом он научится различать предметы и людей.

Чтобы чувствовать себя окруженным любовью и вниманием, малышу недостаточно наблюдать вас рядом, ведь по сути он вас не видит. Поэтому родители не жалеют рук, укачивая и поглаживая кроху, а новые люди рядом могут вызвать слезы — чужие запахи вызывают обеспокоенность у малыша.

Особенности зрительного аппарата новорождённых

Органы зрения у ребёнка начинают формироваться еще на 8-10 неделе беременности, а завершается этот процесс уже после появления на свет. Только в 6-7 лет глазные мышцы будут окончательно развиты и схожи по строению со взрослыми.

Порой, семья обращается к офтальмологу в первые дни жизни ребёнка по причине расфокусировки органов зрения или заметив небольшое косоглазие. Конечно, таких родителей стоит только похвалить за заботу и своевременное реагирование, ведь большинство патологий легче исправить на начальных стадиях, пока малыш растет. Но зачастую такие явления вызваны физиологическим развитием глазных мышц и не являются проблемой. Зрение у новорождённого ребёнка только формируется и переживает становление, в ходе которого органы учатся адаптироваться и фокусироваться.

Зрение малышей в первые дни жизни

Знать как развивается зрение у новорождённого необходимо не только для общего развития. Поэтапное наблюдение поможет выявить отклонение от нормы вовремя, когда исправить проблему со здоровьем можно быстро и незаметно.

В роддоме и первые дни пребывания малыша дома глазки продолжают активно развиваться. Кроме отличия света от темноты, ребёнок учится определять источник свечения. Рефлекторно карапуз закрывается от него ручкой, жмурится и отворачивается. Пока мир для него черно-белый, а предметы различимы на расстоянии не дальше 40 см, и то только в виде очертаний, пятен. Понять, когда появляется четкое, ясное зрение у новорождённых, можно по поведению и реакции ребёнка на окружающие предметы.


Изменения зрения ребёнка в первый месяц жизни

Уже на третьей неделе жизни маленький человечек начинает видеть предметы и, следовательно, фиксировать на них свое внимание. Зрение младенца уже развито настолько, что вы можете заметить, как определенные предметы или люди привлекают внимание малыша, и он может задержать на них свой взгляд долго.

Зрение у новорождённых в 1 месяц улучшается с каждым днем, поэтому важно окружить малыша правильными игрушками. Уделите внимание кроватке — лучше разместить её по центру, не закрывая одну из сторон для обозрения стеной или мебелью.

Зрение младенца второго-третьего месяца жизни

Так как цветовое восприятие еще не сформировалось, специалисты рекомендуют проводить “тренировки” с картинками черно-белого цвета, на которых изображены крупные узоры или фигуры. За предметом глазки наблюдают уже активно, двигаясь во все направления — вправо и влево, вверх и вниз. Грудничок задерживает дольше взгляд и различает смену окружающего пространства. Пока картинка остается двухмерной, отображая ширину и высоту.

Дальнейшие изменения зрения у ребёнка до года

Зрение новорождённого только формируется, а этапы его развития заметны явно, но вскоре вы привыкните к ежедневным новым свершениям своего чада. Тем временем, малютка учится различать цвета. Первыми становятся красный и желтый, затем синий и его оттенки, позже всего — зеленый. Этот факт будет полезен в выборе игрушек, но стоит отметить, что перемены произойдут так быстро, что пригодятся все подаренные забавы, любых расцветок.

Полугодовалый ребёнок уже знает какой цвет ему нравится больше, а также определился с идентификацией форм. И если зрение у грудничков в первые дни жизни позволяло им комфортно чувствовать себя в черно-белом пространстве, то теперь внимание малыша привлекают яркие, разноцветные игрушки. Мир уже становится трёхмерным, с глубиной. Расстояние, на котором видит малыш, может равняться 8 метрам.

Физиологически уже у двухлетнего ребёнка устанавливается 50% острота зрения. Он видит предметы и различает их, но еще не так четко и ясно, как взрослый. А стопроцентная острота придет уже к 6 годам.

Этапы развития зрительного аппарата у недоношенного ребёнка

Для деток, появившихся на свет раньше срока, посещение офтальмологом необходимо в течение 4 недель после рождения. Физиологическая неразвитость глазных органов и слабость сосудов увеличивают риск возникновения аномалий. Но качественное наблюдение и профессиональное вмешательство помогут исправить положение. Знание этапов развития зрительного аппарата во время беременности даёт возможность понять как видит не доношенный малыш в этот период (по неделям):

  • 24 — все структуры зрения полностью сформированы;
  • 32 — отчетливо видит свет, понимает где его источник;
  • 36 — зрение ничем не отличается от способностей доношенного.

Однако ребёнка, рожденного на 34-35 неделе беременности, следует показать офтальмологу в течение первых 4 недель, чтобы своевременно приступить к профилактическим или лечебным мерам.


Проблемы со зрением у новорождённых

Косоглазие

Пока новорождённый учится фокусироваться, а его мышцы продолжают формироваться, косоглазие проявляется не как симптом, а лишь как этап развития. Но само по себе явление, как болезнь, весьма опасно, ведь в таком случае бинокулярное зрение у малыша развивается неравномерно. Бывает врожденным и приобретенным.

Источниками возникновения врожденного косоглазия называют такие факторы, как:

  • генетическая предрасположенность;
  • внутриутробное инфицирование;
  • задержка в развитии плода;
  • негативное влияние химико-радиационных загрязнений атмосферы;
  • вредные привычки матери;
  • иммунодефицит.

Проблемы со здоровьем, которые становятся причиной приобретенного косоглазия:

  • недоношенность;
  • высокое внутричерепное давление;
  • слабость мышечной ткани;
  • гидроцефалия или водянка головного мозга.


Врождённая миопия

Миопия также известна, как близорукость. Проявляется болезнь из-за дефекта — чрезмерно вытянутого глазного яблока. У здорового человека оно также не в форме идеального шара, но здесь наблюдается отклонение от нормы. Из-за этого увиденная картинка не достигает пункта обработки информации — сетчатки. Ребёнок с миопией пугается своих ручек и ножек, а распознавание родителей проявляется с задержкой. Но на данный момент существует ряд исследований и успешных методик, благодаря которым этот недуг полностью или частично удается искоренить в детстве.

Младенческая дальнозоркость

До 6 месяца все малыши смотрят на мир глазами человека с дальнозоркостью, но если это явление не исчезает со временем, а вблизи ребёнок по-прежнему видит плохо, врач проводит обследование на выявление патологии. Тревожными звоночками в таких случаях считается вялая реакция на приближённые предметы, отсутствие зрительного контакта с родителями, когда младенец на руках, и интереса к своим конечностям — обычно, это первое, что детки начинают изучать.

Слепота

Поэтому при первых симптомах, лучше обратитесь к врачу, если вы:

  • заметили явное помутнение зрачков;
  • наблюдаете беспорядочное движение глаза;
  • ребёнок безразличен к включению или выключению света;
  • не моргает при прикосновении к нижнему веку (это рефлекс);
  • нет реакции на поднесенный близко к лицу раздражитель.

Нистагм или бегающие глазки

В первые 10 дней жизни двигательные мышцы набирают силы и упругость, поэтому родители могут заметить, как глазные яблоки без каких-либо раздражителей извне начинают двигаться в разных направлениях. Пугаться не стоит, это норма для такого периода. Однако позже явление носит аномальный характер и требует профессиональной диагностики с последующей специально подобранной гимнастикой.


Врождённая глаукома

К сожалению, это заболевание в последнее время стало распространенным. Глаукома определяется как повышение давления внутри глазного яблока, которое приводит к нарушению формации и работы органов зрения. Признаки недуга отчетливо распознаваемы:

  • помутнение роговицы;
  • её опухлость;
  • слезотечение на свету;
  • нетипичные реакции зрачков.

Хирургическое вмешательство способно исправить недуг, а срок реабилитации при нормальном течении периода восстановления составит не больше трёх месяцев. После этого ребёнок будет видеть не хуже здоровых сверстников.


Опущение верхнего века

Также недуг известен, как птоз. Болезнь проявляется и внутриутробно, и после рождения. Степень негативного влияния на развитие зрения зависит от того, насколько веко закрывает глаз — когда наполовину и больше, без хирургической корректировки не обойтись. Если не исправить проблему вовремя, развитие органа происходит замедленно, частично и в дальнейшем порождает серьезные неприятности.

Врачебный осмотр

Роддом является местом первого контакта малыша с медицинскими работниками. Здесь новорождённый проходит визуальный осмотр всех органов чувств, в том числе и зрительных.

На протяжении 1-2 месяца жизни ребёнку необходим целенаправленный осмотр врачом-окулистом. Здоровым деткам доктор посоветует гимнастику и развивающие игры, а в случае обнаружения аномалии, направит к профильному коллеге для дальнейшего обследования.

Как проверить зрение у грудничка в домашних условиях

Поэтому лучшей домашней диагностикой будет постоянное наблюдение. Присмотритесь, не заметили ли вы:


Тренировка зрения у грудничков

Учитывая, что первые полгода жизни характеризуются, как самые ответственными в формировании всех органов чувств ребёнка, включая зрительные, крайне важно не упустить этот момент. Приступая к активным занятиям, не забудьте позаботиться о:

  • ровной, относительно твердой поверхности, на которую вы положите малыша (кроватка, столик для пеленания);
  • полноценном освещении, при котором источник света расположен за головой младенца (окно, лампа);
  • черно-белых и цветных карточках с узорами и изображениями животных, растений, предметов.

Некоторые молодые родители считают, что организм малыша, только что появившегося на свет, представляет собой полную копию организма взрослого человека, только несколько уменьшенную. На самом деле это не так. Многим органам и системам предстоит проделать долгий путь развития и совершенствования. Среди них - орган зрения новорожденного малыша.

Как устроен глаз новорожденного?

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно, Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство - причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорожденного сформированы не полностью, Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности .

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика, Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Наблюдение
С первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Такой овал соответствует человеческому лицу.

Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов, У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы, С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Анатомия глаза
Орган зрения представлен глазным яблоком и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко включает в себя несколько составляющих: светопреломляющий аппарат, представленный системой линз: роговицей, хрусталиком и стекловидным телом; аккомодационный аппарат (радужная оболочка, цилиарная область и ресничный поясок), обеспечивающий изменение формы и преломляющей силы хрусталика, фокусировку изображения на сетчатке, приспособление глаза к интенсивности освещения; и световоспринимающий аппарат, представленный сетчаткой. К вспомогательному аппарату относятся веки, слезный аппарат и глазодвигательные мышцы.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на младенец реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на , закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на ) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

Наблюдение
Одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения. В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире. "Оттачивается" содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется "библиотека" зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-V2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша, При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни. Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого "лица", а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени. На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0 - т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жизни все еще считается слаборазвитым.

. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него "проплывают" красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контрастные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объекты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров.

Таким образом, одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Однако ему еще сложно дается плавное неотрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе "восьмерку". Острота зрения продолжает повышаться.

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию , С этого периода малыш способен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается "взять" цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Это объясняется тем, что вплоть до конца четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным. Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание. Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепенно нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четкими. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

В возрасте ребенок способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот. Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе. Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и сознанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки.

Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие детали предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и обратно, не теряя его из вида. С этого периода у малыша развиваются следующие реакции: моргание при быстром приближении предмета, рассматривание себя в отражении зеркала, узнавание груди.

. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он может испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой, ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Шестимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь, развивает у малыша трехмерное восприятие. Ребенок способен выбрать взглядом любимую игрушку. Ему уже удается фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 см от его носа.

. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов.

. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают из поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте. Выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить "своих" от "чужих". Острота зрения еще увеличивается.

От года до 2 лет . Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. Ребенок наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. Он способен понимать 2-3 жеста ("пока", "нельзя" и др.).

В возрасте зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.

Новорожденные не различают цветов, так как зрительный анализатор у них еще не совсем развит. Способность дифференцировать цвета появляется у малышей в промежутке от шести недель до двух месяцев. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать синий и зеленый цвета возникает позже. Обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам .

Наблюдение
Примерно на восьмом месяце выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить "своих" от "чужих".

Световой режим и выбор игрушек

Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.

При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве I основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.

Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник. Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Распространенные заблуждения о зрении новорожденного
Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако современные данные это не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки - направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким оно якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, "приспособилась" переворачивать картинку. К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд собственного отражения и улыбается ему.

Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.

Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот "синих" колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Наблюдение
Поле зрения, малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так, для новорожденного самой "любимой" игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так, как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.

Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира, используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий, Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша будет развиваться быстрее.

Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание которых дает возможность выявить существующие отклонения, а своевременное обращение к офтальмологу позволит не только диагностировать заболевание, но и предупредить его развитие.

Наталья Фирсова,
Аспирант Института биологии развития
им. Н.К. Кольцова РАН