Зрительный анализатор гигиена зрения. Зрительный анализатор и его гигиена. Что такое анализаторы

Процесс обучения проходит через углубление в изучаемый материал,
затем через углубление в самого себя.

И.Ф. Гербарт

Цели:

Воспитательная цель: социализация учащихся в учебной ситуации, развитие чувства толерантности друг к другу и самоуважения.

Развивающая цель: Формирование элементов естественнонаучного мировоззрения учащихся знаньевыми средствами основ анатомии и физиологии, развитие коммуникативных умений через формирование навыков работы в мини-группах и умения анализировать свою деятельность

Комплексная обучающая (дидактическая) цель (КДЦ): – овладение содержанием темы «Анализаторы». Формирование у учащихся понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов.

Частные дидактические цели (ЧДЦ):

  1. Развитие навыков узнавания структур глаза.
  2. Формирование готовности использовать знания и умения, полученные на уроке.
  3. Расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора.

Учащиеся должны знать: терминологию по теме «Зрительный анализатор», основные структуры глаза и их работу.

Учащиеся должны уметь:

  1. Находить на предложенном дидактическом материале структуры зрительного анализатора,
  2. Описывать анатомию и физиологию анализаторов.
  3. Обосновывать необходимость валеологического подхода к себе и окружающим людям.
  4. Иметь навыки здоровьесберегающего поведения.

Формулируемая область понимания Структурно-функциональный анализ глаза и зрительного анализатора на пропедевческом уровне.

Педагогическая стратегия: «Для того чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (Анатоль Франц)

Педагогическая тактика: Индивидуализация фронтального обучения средствами дифференциации знаний на стадии объяснения нового материала.

Ведущие формы урока: эвристическая беседа, работа с цифровым микроскопом, анализ материалов презентации темы, рефлексия в рамках командной деятельности.

Педагогическая технологи: личностно-ориентированное обучение.

Оборудование урока: Мультимедийный проектор, цифровой микроскоп QX3+ CM, препараты высушенных бычьих глаз.

Формы контроля: Самоконтроль, взаимоконтроль и экспертный контроль.

Краткое содержание урока

Часть 1. Постановка проблемы: Значение зрительного анализатора (слайды № 1-2)

Для решения задач данного урока необходимо формирование у детей понимания руководящей роли зрительного анализатора. Поэтому учениикам предлагается работа с бегущей полилингвальной строкой. Учащиеся создают собственный список слов и выражений о зрении и глазах. Функциональный вклад данной части урока можно охарактеризовать как эмоционально-интеллектуальное погружение детей в тему.

Часть 2. Объяснение и закрепление нового материала: Строение глаза. (слайды № 3, 4, 5, 6)

Пропедевческое изучение строения глаза осуществляется в 6-7 классах. Поэтому главной сложностью в изложении темы в 8 классе является «всезнайство» детей, которое можно избежать обращением к анализу «бытового знания» с повторением и углублением изученного ранее. Сочетая эвристическую беседу с командной работой в интеллектуальных парах, учитель подводит учащихся к демонстрационной лабораторной работе.

Часть 3. Демонстрационная лабораторная работа: Строение глаз млекопитающего. (слайд № 3)

Наиболее динамичной и поэтому запоминающейся формой сравнительного анализа структур является микроскопирование. Учебными ситуациями при этом является:

а) предъявление ученикам-демонстраторам узкоспециализированного задания в виде отдельных препаратов.
б) последовательное обсуждение в командах «картинок» цифрового микроскопирования.

Часть 4. Объяснение и закрепление нового материала: Главные преломляющие среды глаза и глазное дно. (слайды № 7, 8, 9, 10, 11, 12)

В данной части продолжаетсяосновная интрига урока: столкновение различных бытовых наблюдений и превращение их в научное знание. В этой же части урока вводятся новые сложные понятия, формирующие у детей понимание особенности цвето- и свето- восприятия человека. Поэтому 3 слайда из 6 посвящено обсуждению информации.

Часть 5. Объяснение и закрепление нового материала: Восприятие изображения. (слайды № 13-15)

Сложностьданной части определяется ее интегративностью. Обсуждение неожиданных последствий ассиметрии мозга для восприятия картины Мира методом следов позволяет детям наглядно оценить степень усвоения материала, причем неполнота, степень репродуктивности и креативности ответов может выражаться как в укорочении дорожки следов, так и в изменении цвета шага.

Демонстрационная лабораторная работа длится 10 минут. Учащиеся-демонстраторы и учащиеся-наблюдатели обсуждают препараты. А - внешний вид глаза, Во - внутреннее строение глаза, С – сетчатка

Часть 2 (продолжение). Объяснение и закрепление нового материала: Строение глаза. (Слайды № 5, 6)

Слайд № 13 Создание зрительного образа происходит в затылочной доле коры головного мозга. Очень важно как передается в мозг изображение, ведь мозг ассиметричен. Вспомните курицу. У нее не соединятся информация от двух половинок мозга, поэтому курица видит автономно каждым глазом. У человека правая часть сетчатки каждого глаза передает изображение в левое аналитическое полушарие, а левая часть сетчатки передает изображение в правое образное полушарие.

Слайд № 14 Особенности глаза женщины

В женском глазу больше палочек. Поэтому:

  1. Лучше развито периферийное зрение.
  2. Лучше видят в темноте.
  3. Воспринимают информации больше, чем мужчины в каждый момент времени
  4. Моментально фиксируют любое движение.
  5. Палочки работают на правое, конкретно- образное полушарие.

Слайд № 15 Особенности глаза мужчины

В мужском глазу больше колбочек.

На колбочки, приходится фокус глазного хрусталика. Поэтому:

  1. Лучше воспринимают цвета.
  2. Четче видят картинку.
  3. Концентрируют внимание на одном аспекте изображения, сводя все поле зрения к тоннелю.
  4. Колбочки работают на левое, абстрактное полушарие.

Часть 6. Рефлексия (слайды № 16, 17).Эти слайды не вошли в презентацию, представленную на Фестиваль

А) Ученики знакомит учащихся с фрагментом учебно-исследовательского проекта «Функциональная зависимость состояния глаза от режима дня школьника».

Гигиена глаз заключается главным образом в соблюдении режима дня, ночного отдыха (ночной сон не менее 8 часов), работы за компьютером (ученики 8-х классов могут работать за компьютером около 3 часов в день). Необходимо систематически делать упражнения для глаз.

  1. Пиши носом.
  2. Смотри сквозь.
  3. Двигай бровями.

Б) Учащиеся записывают главную, по их мнению, мысль урока в дневнике режима дня, обобщая тем самым собственный график сна и диаграммы суточной занятости.

Домашнее задание : по учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапин Биология. Человек. М.Дрофа.

  1. Репродуктивное задание
стр. 73-75.
  • Креативное задание
  • стр.73-77, 79.
  • Общее задание
  • : Научи друзей и близких людей делать упражнения для глаз.

    Грищенко Надежда Васильевна
    Гигиена слухового и зрительного анализаторов

    Гигиена слухового анализатора

    Слуховой анализатор – это второй по значению анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. Его особая роль у человека связана с членораздельной речью.

    Периферическим отделом является ухо. Рецепторную функцию выполняет Кортиев орган, находящийся в улитке во внутреннем ухе. Кортиев орган – это система волосковых высокочувствительных рецепторных клеток.

    Проводниковый отдел представлен слуховыми нервами, направляющимися в центральный (корковый) отдел, расположенный в височных долях коры больших полушарий.

    В первые годы жизни дети нередко болеют отитом, т. е. воспалением среднего уха. Это связано с тем, что через широкую и короткую слуховую трубу ребенка легко проникают микробы, находящиеся на слизистой оболочке носоглотки. Поэтому отит часто возникает при различных инфекционных заболеваниях, особенно при кори, скарлатине, коклюше, гриппе, а также при насморке. Если ребенок жалуется на боль в ушах или у него ухудшается слух, надо немедленно показать его врачу-специалисту. Запущенный отит может привести к очень тяжелому заболеванию - воспалению мозговых оболочек, чему способствует незаконченное окостенение височной кости.

    При отите воспалительный процесс затрагивает и барабанную перепонку, что иногда приводит к притуплению или даже полной потере – слуха. В сырую холодную и ветреную погоду надо оберегать уши ребенка от охлаждения, которое, как правило, понижает сопротивляемость тканей, и тем самым облегчает возникновение воспаления.

    В наружном слуховом проходе легко скапливаются грязь и ушная сера, что вызывает раздражение и зуд. Дети, стараясь устранить неприятные ощущения, часто прибегают к твердым и даже острым предметам (ручки, карандаши, шпильки). При этом они могут поранить слуховой проход и барабанную перепонку, занести в ухо инфекцию. Поэтому содержание ушей в чистоте – одно из важных правил гигиены. При жалобах ребенка на зуд в ушах следует осторожно с помощью ватного тампона промыть их теплой водой или раствором перекиси водорода и затем просушить кончиком полотенца.

    Для удаления из уха небольших инородных тел и насекомых в него вливают половину чайной ложки подогретого жидкого масла, глицерина, спирта или водки, а затем на 5-10 мин. ребенка следует положить больным ухом вниз. Инородное тело или погибшее насекомое при этом удаляется вместе с жидкостью. Если таким способом инородное тело из уха ребенка удалить не удалось, его направляют к врачу.

    Одно из существенных требований гигиены слуха - предохранять слуховой аппарат от чрезмерно сильного и длительного, раздражения и тренировать его реакции на слабые и средние звуки, особенно музыкальные.

    Гигиена зрительного анализатора

    Зрительный анализатор – парное образование, представлен следующими отделами. Глаз – является периферическим отделом анализатора, рецепторную функцию в глазу выполняют фоторецепторы – палочки и колбочки. Палочки – структуры сумеречного зрения, отвечают за черно-белое изображение. Колбочки обеспечивают цветное, дневное видение. Проводниковый отдел – зрительный нерв, а корковый отдел располагается в затылочной доле каждого полушария.

    К моменту рождения зрительный анализатор морфологически подготовлен к деятельности. Однако и после рождения происходит совершенствование структуры соответствующих нервных образований.

    В период раннего детства большинство детей имеют дальнозоркость, поскольку продольная ось их глаза короткая. Примерно с 4-5 лет глазные яблоки начинают более интенсивно расти в длину, а не в ширину и у большинства детей формируется функциональная близорукость, которая обычно продолжается до возраста 10-12 лет.

    Кажущаяся близорукость сохраняется в течение всего дошкольного возраста. Даже в 7-летнем возрасте расстояние до ближайшей точки ясного видения, как правило, не превышает 6-7 см. Поэтому, когда ребенок дошкольного возраста старательно рисует или внимательно рассматривает, он так низко склоняет голову, что легко принять его за близорукого.

    У детей не кажущаяся, а настоящая близорукость выявляется, как правило, лишь после трехлетнего возраста. Чаще всего близорукость передается по наследству. Однако она может быть и приобретенной. Развитию близорукости способствует усиленное напряжение органа зрения во время занятий, рассматривания картинок, вышивания и др., особенно если не соблюдаются гигиенические требования к посадке, освещению помещений, к учебным и наглядным пособиям. Близорукость чаще развивается у ослабленных детей.

    Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, горбится, жалуется на головные боли, боли в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются. Некоторые дети при сосредоточенном рассматривании предметов, особенно при утомлении, начинают косить глазами. При подозрении на близорукость ребенка надо направить к офтальмологу.

    Детей с плохим зрением обычно во время занятий сажают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатели должны следить за тем, чтобы выписанные детям очки были правильно подогнаны к глазам, а заушины очков удобно и плотно держались за ушами. При постоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бесполезными и даже вредными, а потому при выявлении дефектов очки надо отдавать оптику для исправления. Дети, которым выписаны очки, обязательно должны пользоваться ими. В противном случае близорукость будет быстро прогрессировать.

    При дальнозоркости человек ясно видит более или менее удаленные предметы, что объясняется уменьшенным передне-задним диаметром глазного яблока. Для исправления дальнозоркости необходимо усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми стеклами. У детей дошкольного возраста дальнозоркость выявляется редко.

    Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, спо-собствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Поэтому необходимо большое внимание уделять организации такой обстановки, которая облегчает функцию органов зрения. Глаза напрягаются при недостаточном освещении, а также при сильной аккомодации. Поэтому надо следить за освещением помещений, в которых занимаются дошкольники, и за правильным расстоянием от рабочей поверхности до глаз: менее всего утомляется зрение при расстоянии, равном 15-20см. На занятиях, связанных с длительным напряжением глазных мышц (рисование, лепка, вышивание, время от времени надо отвлекать детей от работы каким-либо замечанием или показом наглядных пособий, чтобы переключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых рес-ничной мышце.

    Особое внимание надо обращать на правильную с гигиенической точки зрения организацию просмотра фильмов и телевизионных передач. Количество кадров в диапозитивном фильме не должно превышать для младших групп детского сада 25-30, средних 35-40 и старших 45-50. Детям 3-5 лет рекомендуется смотреть не более одного фильма (15-20 минут, а старшим (6-7 лет) - два фильма, если общая их продолжительность не превышает 20-25 минут.

    Смотреть телевизионные передачи следует не чаще двух раз в неделю. Телевизор надо установить на столике высотой 1-1,2м над полом и по испытательной таблице получить хорошее качество изображения. Первый ряд стульев должен быть не ближе 2м, а последний не дальше 5м от экрана; в промежутке устанавливаются еще 5 рядов по4-5 стульев. Продолжительность телевизионной передачи для детей 3-4 лет должна быть не более 10-15, а для детей 5-7лет - не более 25-30 минут. В помещении, кроме светящегося экрана, рекомендуется иметь еще небольшой источник света, расположенный за спиной зрителей, что способствует меньшему утомлению зрения.

    Светочувствительный аппарат глаза. Луч света, пройдя через оптические среды глаза, пронизывает сетчатку и попадает на ее наружный слой. Здесь находятся рецепторы зрительного анализатора. Это особые, чувствительные к свету клетки-палочки и колбочки. Палочки дают возможность видеть в сумерки и даже ночью, но без различения цвета. Колбочки приходят в состояние возбуждения лишь при достаточно сильном освещении, но зато позволяют различать цвета. Цветовое зрение у ребенка можно развить, давая ему игрушки разного цвета, и особенно различной их яркости (насыщенности).

    Нарушение функции цветоощущения является врожденным и проявляется с раннего детства, его следует иметь в виду и учитывать при работе с детьми. Чем раньше будут выявляться у детей нарушения зрительных функций, тем будет легче их вылечить. Первую проверку зрения у детей проводят в возрасте 1-1,5 года, следующую – в 3-4 года и, наконец, в 6-7 лет, перед поступлением в школу.

    Освещение. При хорошем освещении все функции организма протекают более интенсивно, улучшается настроение, повышается активность, работоспособность ребенка. Наилучшим считается есте-ственное дневное освещение. Для большей освещенности окна игровых и групповых комнат обычно смотрят на юг, юго-восток или юго-запад. Свет не должны заслонять ни противоположные здания, ни высокие деревья.

    Чем больше площадь помещения, тем больше должна быть световая поверхность окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом. Для игровых и групповых помещений в городах принята норма светового коэффициента, равная 1:4- 1:5; в сельской местности, где здания, как правило, строят на открытых со всех сторон площадках, световой коэффициент допускается равным 1:5-1:6. Световой коэффициент для остальных помещений должен быть не менее 1: 8.

    Чем дальше место от окна, тем хуже его освещенность естественным светом. Для достаточной освещенности глубина помещения не должна превышать двойное расстояние от пола до верхнего края окна. Если глубина помещения равна 6 м, то верхний край окна должен быть на расстоянии 3 м от пола.

    Ни цветы, которые могут поглощать до 30% света, ни посторонние предметы, ни шторы не должны мешать прохождению света в помещение, где находятся дети. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани, которые располагаются на кольцах по краям окон и применяются в тех случаях, когда необходимо ограничить прохождение в помещение прямых солнечных лучей. Матовые и замазанные мелом оконные стекла в детских учреждениях не допускаются. Необходимо заботиться, чтобы стекла были гладкие, высокого качества.

    Достаточное освещение групповых комнат площадью в 62кв. м дают 8 ламп мощностью 300Ватт каждая, подвешенных в два ряда (по 4 лампы в ряду) на уровне 2,8-3м от пола. В спальнях площадью в 70кв. м надо иметь 8 ламп по 150Ватт каждая. Кроме того, в спальнях и примыкающих к ним коридорах необходимо дополнительное ночное освещение с помощью ламп синего цвета. Лампы должны быть помещены в арматуру, смягчающую их яркость и дающую рассеянный свет. Установлено, что прямой, не огражденный арматурой свет снижает работоспособность, сильно слепит глаза, вызывает резкие тени. Так, при прямом освещении тень от туловища понижает освещенность рабочего места на 50%, а от руки даже на 80%.

    Естественное и искусственное освещение не достигает цели, если отсутствует надлежащий уход за источниками света и помещениями, в которых они находятся. Так, например, замерзшее стекло поглощает до 80% световых лучей, грязь может снижать прохождение света на 25% и больше. Значительно снижается мощность электрических ламп по мере их эксплуатации. Поэтому необходим систематический уход как за стеклами окон и арматурой, так и за самим помещением, его стенами и потолком. Надо следить также за своевременной сменой устаревших ламп.

    Первая помощь при попадании в глаз инородного тела (песчинка, выпавшая ресница, мошка и т. д.). Оно вызывает жжение, слезотечение, светобоязнь. Если при осмотре глаза инородное тело хорошо видно, его надо удалить кусочком марли, смоченным в 1% -ном растворе борной кислоты. Можно попытаться удалить инородное тело, интенсивно промокая глаз водой из пипетки; если это не поможет, ребенка надо отправить к специалисту, так как длительное пребывание инородного тела в глазу вызывает воспаление конъюнктивы и роговицы.

    Список использованной литературы

    1. Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М. «Просвещение». 1969.

    2. Леонтьева Н. Н. Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. М. «Просвещение». 1986.

    3. Чабовская А. П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М. «Просвещение». 1980.

    4. Электронный ресурс: window.ru/resource/ Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебное пособие. Составитель Ю. А. Гончарова. Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. 2008.

    5. Электронный ресурс: w.w.w. examen.ru / add/ Schoo/.- Subjects/Human – Seiences/ Anatomy-and-Physiolopy/ 8741.

    Инструктор по физической культуре:

    Грищенко Надежда Васильевна

    В глазах прекрасных и больших должно быть счастья отраженье»
    (Г. Александров)
    «Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что
    основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете
    значения человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть
    истину, а глаза - никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже
    не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что
    нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно
    говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы,
    встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в
    глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!»
    (К-ф "Мастер и Маргарита‘)
    «А вот по глазам - тут уж и вблизи и издали не спутаешь. О, глаза
    - значительная вещь. Вроде барометра. Все видно - у кого великая
    сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в
    ребра, а кто сам всякого боится»
    (Михаил Афанасьевич Булгаков. Собачье сердце).
    «Глаза – зеркало души»
    (В. Гюго)

    «Прекрасный мир, полный красок, звуков и запахов, дарят нам наши органы чувств» (М.А. ОСТРОВСКИЙ)

    «ПРЕКРАСНЫЙ МИР, ПОЛНЫЙ КРАСОК, ЗВУКОВ И ЗАПАХОВ, ДАРЯТ НАМ
    НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ» (М.А. ОСТРОВСКИЙ)

    Ее глаза – как два тумана,
    Полуулыбка, полу плач,
    Ее глаза – как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Соединенье двух загадок.
    Полу восторг, полу испуг,
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенье смертных мук.
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают
    Ее прекрасные глаза.
    Николай Заболоцкий

    Сколько у человека органов чувств?

    СКОЛЬКО У ЧЕЛОВЕКА ОРГАНОВ ЧУВСТВ?
    - Пять: зрение, обоняние, слух, вкус,
    осязание.
    Оказывается, и шестое чувство тоже имеется
    у нас – чувство равновесия.

    Органы чувств человека.

    ОРГАНЫ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА.

    Центры мозга, контролирующие работу органов чувств.

    ЦЕНТРЫ МОЗГА, КОНТРОЛИРУЮЩИЕ РАБОТУ
    ОРГАНОВ ЧУВСТВ.

    Что такое анализаторы?

    ЧТО ТАКОЕ АНАЛИЗАТОРЫ?
    Физический, химический
    процесс
    Раздражители
    Физиологический
    процесс.
    раздражение
    Психический процесс.
    Ощущение
    возбуждение
    Орган
    чувств
    (рецепторы)
    проводящие
    пути
    Центр в коре
    головного
    мозга

    Анализаторы – физиологические системы,
    обеспечивающие восприятие, проведение
    и анализ информации из внутренней и
    внешней среды и формирующие
    специфические ощущения.
    Ощущение - это непосредственное
    отражение свойств предметов и явлений
    внешнего мира и внутренней среды,
    воздействующие на органы чувств.
    Анализатор – это система, состоящая из
    рецепторов.

    Рецепторы – это специализированные
    нервные окончания, преобразующие
    раздражения в нервное возбуждение.
    Информация – это сведения об объектах
    и явлениях окружающей среды.
    Иллюзии – это искаженные, ошибочные
    восприятия.
    Эстезиология - раздел анатомии,
    изучающий строение органов чувств.

    Зрительный анализатор

    ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

    * Глаз – периферическая часть зрительного анализатора.
    * Глаз довольно часто сравнивают с фотоаппаратом, в
    котором имеется кожух (роговица), объектив (хрусталик),
    диафрагма (радужка) и светочувствительная пленка
    (сетчатка). Более уместно было бы сравнить глаз человека
    с аналогом сложнейшего компьютерного кабельного
    устройства, поскольку смотрим мы глазом, а видим
    мозгом.
    * Глаз имеет неправильную шаровидную форму примерно
    2,5 см в диаметре.

    * Два глазных яблока надежно укрыты в глазницах черепа.
    Орган зрения состоит из вспомогательного аппарата глаза,
    который включает веки, конъюнктиву, слезные органы,
    глазодвигательные мышцы и фасции глазницы, и
    оптического аппарата – роговицы, водянистой влаги
    передней и задней камер глаза, хрусталика и стекловидного
    тела.
    * Сетчатка, зрительный нерв и зрительные пути передают
    информацию в головной мозг, где происходит анализ
    полученного изображения.
    * Хрусталик обладает удивительным свойством –
    аккомодацией.
    * Аккомодация – это способность глаза к четкому видению
    разноудаленных предметов за счет изменения кривизны
    хрусталика.

    Внешнее строение органа зрения

    Глаз прикрыт спереди верхним и нижним
    веками. Снаружи веки покрыты кожей, а
    изнутри тонкой оболочкой – конъюнктивой. В
    толще век в верхней части глазницы
    располагаются слезные железы. Жидкость,
    которую они вырабатывают, через слезные
    канальцы и слезный мешок попадает в полость
    носа. Она также увлажняет слизистую оболочку
    глаза, поэтому поверхность глазного яблока
    всегда влажная. Веки свободно скользят по
    слизистой, защищая глаз от неблагоприятных
    факторов окружающей среды.
    Под кожей век расположены мышцы глаза:
    круговая мышца и подниматель верхнего века.
    С помощью этих мышц глазная
    щель открывается и закрывается. По краям
    век растут ресницы, выполняющие защитную
    функцию.
    Глазное яблоко движется с помощью шести
    мышц. Все они работают согласованно, поэтому
    движение глаз – их перемещение и поворот в
    разные стороны – происходит свободно и
    безболезненно.
    ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ
    ОРГАНА ЗРЕНИЯ

    Склера, роговица, радужка

    Внутреннее строение
    органа зрения.
    СКЛЕРА, РОГОВИЦА,
    РАДУЖКА
    Глазное яблоко состоит из трех оболочек: наружной, средней
    и внутренней.
    Наружная оболочка глаза состоит из склеры и роговицы.
    Склера (белок глаза) – прочная наружная капсула глазного
    яблока – выполняет роль кожуха.
    Роговица – наиболее выпуклая часть переднего отдела
    глаза. Это прозрачная, гладкая, блестящая, сферичная,
    чувствительная оболочка. Роговица – это, образно говоря,
    объектив, окно в мир.
    Средняя оболочка глаза состоит из радужки, ресничного
    тела и сосудистой оболочки. Эти три отдела составляют
    сосудистый тракт глаза, который располагается под склерой и
    роговицей.
    Радужка (передний отдел сосудистого тракта) – выполняет
    роль диафрагмы глаза и располагается позади прозрачной
    роговицы. Она представляет собой тонкую пленку,
    окрашенную в определенный цвет (серый, голубой,
    коричневый, зеленый) в зависимости от пигмента
    (меланина), определяющего цвет глаз. У людей, живущих на
    Севере и Юге, как правило, разный цвет глаз. У северян в
    основном глаза голубые, у южан – карие. Это объясняется
    тем, что в процессе эволюции у людей, проживающих в
    Южном полушарии, образуется больше темного пигмента в
    радужке, так как он защищает глаза от неблагоприятного
    действия ультрафиолетовой части спектра солнечного света.

    Зрачок, хрусталик, стекловидное тело

    Внутреннее строение
    органа зрения.
    ЗРАЧОК, ХРУСТАЛИК,
    СТЕКЛОВИДНОЕ ТЕЛО
    В центре радужки имеется черное круглое отверстие –
    зрачок. Через него и оптическую систему глаза проходят
    лучи, достигающие сетчатки.
    Зрачок с помощью мышц регулирует количество
    поступающего света, что способствует ясности
    изображения. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до
    8 мм в зависимости от освещения и состояния
    центральной нервной системы. При ярком свете зрачок
    сужается, а при слабом свете - расширяется.
    По периферии радужка переходит в ресничное тело, в
    толще которого расположена мышца, изменяющая
    кривизну хрусталика и служащая для аккомодации.
    В области зрачка располагается хрусталик, «живая»
    двояковыпуклая линза, также активно участвующая в
    аккомодации глаза.
    Между роговицей и радужкой, радужкой и хрусталиком
    находятся пространства – камеры глаза, заполненные
    прозрачной, светопреломляющей жидкостью –
    водянистой влагой, которая питает роговицу и хрусталик.
    Позади хрусталика располагается прозрачное
    стекловидное тело, относящееся к оптической системе
    глаза и представляющее собой желеобразную массу.

    Сетчатка

    Внутреннее строение
    органа зрения.
    СЕТЧАТКА
    Свет, попадающий в глаза, преломляется и проецируется
    на задней поверхности глаза, которая называется
    сетчаткой. Сетчатка (светочувствительная пленка) – очень
    тонкое, нежное и исключительно сложное по структуре и по
    функциям нервное образование,
    Образно говоря, сетчатка – своеобразное окно в мозг –
    является внутренней оболочкой глазного яблока.
    Сетчатка прозрачна. Она занимает площадь, равную
    примерно 2/3 сосудистой оболочки.
    Слой фоторецепторов, включающий палочки и колбочки,
    самый важный слой клеток сетчатки.
    Сетчатка неоднородна. Ее центральная часть – макула, в
    которой располагаются только колбочки. Макула имеет
    желтый цвет из-за содержания желтого пигмента и поэтому
    называется желтым пятном.
    На периферических частях наиболее часто встречаются
    палочки. Ближе к желтому пятну, кроме палочек, находятся
    колбочки. Чем ближе к желтому пятну, тем больше
    становится колбочек, а в самом желтом пятне имеются
    одни только колбочки.
    В центре поля зрения мы видим с помощью колбочек, этот
    участок сетчатки ответственен за остроту зрения вдаль, а
    на периферии в восприятии света участвуют палочки.
    Сетчатка человека устроена необычным образом – она
    как бы перевернута. Одна из возможных причин этого –
    расположение позади рецепторов слоя клеток,
    содержащих черный пигмент меланин. Меланин
    поглощает свет, идущий через сетчатку, не давая ему
    отражаться обратно и рассеиваться внутри глаза. По сути,
    он играет роль черной краски внутри фотокамеры, которой
    является глаз.

    В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высокочувствительные
    палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и
    менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное
    зрение.
    В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек,
    максимум чувствительности которых приходится на
    красный, зелёный и синий участок спектра, то есть
    соответствует трем «основным» цветам. Они
    обеспечивают распознавание тысяч цветов и оттенков.

    ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР
    ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ
    ОЩУЩЕНИЙ
    Зрительный анализатор совокупность нервных образований,
    обеспечивающих восприятие
    величины, формы, цвета предметов,
    их взаимного расположения. В
    зрительном анализаторе:
    - периферический отдел составляют
    фоторецепторы (палочки и колбочки);
    - проводниковый отдел - зрительные
    нервы;
    - центральный отдел - зрительная
    кора затылочной доли.
    Зрительный анализатор представлен
    воспринимающим отделом –
    рецепторами сетчатой оболочки
    глаза, зрительными нервами,
    проводящей системой и
    соответствующими участками коры в
    затылочных долях мозга.

    Гигиена зрения.

    ГИГИЕНА
    ЗРЕНИЯ.
    Наши глаза дают уникальную возможность познавать окружающий мир. Но
    уязвимы и нежны, поэтому мы обязаны их беречь. Существуют правила,
    следование которым способствует сохранению здоровья глаз надолго.
    Читать необходимо при достаточном, хорошем освещении. Глаза не должны
    перенапрягаться. Освещение считается хорошим, если:
    - лампа находится сверху и сзади – свет должен падать из-за плеча;
    - когда свет направлен прямо в лицо, читать нельзя;
    - яркость освещения должна быть достаточной, если вокруг полумрак, и буквы
    различаются с трудом – книжку лучше отложить;
    - рабочий стол при дневном свете должен стоять таким образом, чтобы окно было
    слева;
    - настольная лампа в вечернее время должна находиться слева;
    - лампа обязательно должна быть прикрыта абажуром, чтобы свет не попадал
    прямо в глаза.
    Не следует читать в транспорте, когда он движется. Ведь из-за постоянных толчков
    книга приближается, удаляется, отклоняется в сторону. Нашим глазам наверняка
    не по душе такие «тренировки».

    Не держите книгу ближе, чем за 30 см от глаз. Если рассматривать предметы на
    слишком близком расстоянии, глазные мышцы перенапрягаются, быстро вызывая
    утомление.
    Собираясь на пляж либо на прогулку под ярким солнцем, не забудьте надеть
    солнцезащитные очки. Ведь глаза тоже могут получить ожог от солнца. При таком
    ожоге конъюнктива глаза опухает и краснеет, глаза чешутся и болят, зрение
    ухудшается – предметы вокруг кажутся размытыми. Если солнечный свет неяркий,
    очки можно снять.
    Долгий просмотр телевизора или работа за компьютером в течение длительного
    времени также негативно влияют на наши глаза. От телевизора лучше сесть
    подальше, как минимум за два метра. А вот расстояние до монитора должно быть
    не меньше длины вытянутой руки. При работе за компьютером очень полезно
    делать перерывы каждые 40-45 минут и…моргать! Да, именно моргать. Потому что
    это – естественный способ очистить и смазать поверхность глаза.
    Чтобы хорошее зрение не оставляло вас долгие годы, необходимо правильно
    питаться. Особенно полезны для глаз витамины A и D. Витамин A находится в таких
    продуктах, как печень трески, желтки яиц, сливочное масло, сливки. Кроме этого,
    существуют продукты, богатые на провитамин А, из которого в организме человека
    синтезируется собственно сам витамин. Провитамин А есть в моркови, зеленом
    луке, облепихе, сладком перце, шиповнике. Витамин D содержится в свиной и
    говяжьей печени, селедке, сливочном масле.

    Болезни глаз

    БОЛЕЗНИ ГЛАЗ
    Есть такая старая туркменская пословица: “От глазных болезней человек
    не умирает, но и о здоровье его справляться никто не придет.”
    Беречь глаза нас учат с детства, но в стремительном ритме жизни мы
    забываем о добрых советах родителей, учителей и врачей, и, к сожалению,
    не имеем четкого представления о том, как сохранить свое зрение на
    долгие годы. Это связано с особенностями нашего воспитания, условиями
    жизни, семейными традициями и др.
    Блефарит - воспаление краев век.
    Абсцесс века - гнойное воспаление век.
    Аллергические состояния. При этом отмечается зуд в области глаза,
    отечность мягких тканей, может быть покраснение и слезотечение.

    Болезни глаз

    БОЛЕЗНИ ГЛАЗ
    Катаракта. Это заболевание хрусталика. Оно в основном встречается в
    старческом возрасте и связано с помутнением хрусталика, причиной
    которого является нарушение его строения.
    Цветовая слепота(дальтонизм). При этом заболевании отмечается
    неспособность различать определенные цвета.
    Подергивание века. Это один из видов нервного тика. Он может быть
    связан как со стрессом, недостатком сна и т.д.
    Дальнозоркость или гиперметропия особенно развита у
    пожилых людей. При ней лучи света фокусируются как бы за
    сетчаткой. Окружающие предметы видятся расплывчатыми, не
    контрастными.
    Близорукость или миопия может быть врожденной и
    приобретенной. При ней лучи света фокусируются перед
    сетчаткой. Хорошая острота зрения возможна только вблизи, а
    удаленные предметы видятся нечетко.

    Выполните тест.

    ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ.
    1. Соотнесите органы чувств и раздражители, которые они воспринимают:
    Орган чувств
    Раздражитель:
    1. Орган зрения
    А. Красный сигнал светофора.
    2. Орган слуха
    Б. Гладкий шелк
    3. Орган вкуса
    В. Горькое лекарство
    4. Орган обоняния
    Г. Пожарная сирена
    5. Орган осязания
    Д. Аромат духов
    2. Расположите части анализатора по порядку.
    а) ассоциативная зона коры головного мозга,
    б) рецепторы,
    в) проводящие пути
    3. Соотнесите анализаторы с их представительствами в головном мозге:
    1) затылочная зона;
    а) Слуховой анализатор:
    2) теменная зона;
    б) Зрительный анализатор;
    в) Вкусовой анализатор
    Проведи самопроверку и оцени свою работу по следующим критериям:
    “3 балла” – выполнил правильно все задания.
    “2 балла” – выполнил правильно 2 задания.
    “1 балл” – выполнил правильно 1 задания

    Выполните тест.

    ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ.
    1.Что из ниже перечисленного входит в состав глазного яблока?
    А) Наружная прямая мышца глазного яблока
    Б) Ресничная мышца
    В) верхнее и нижнее веко.
    2. За что отвечают колбочковидные клетки сетчатки?
    А) Сумеречное и дневное зрение
    Б) Сумеречное и цветное зрение
    В) Дневное и цветное зрение
    3. Что такое миопия?
    А) Близорукость;
    Б) Дальнозоркость;
    В) Астигматизм
    4. «Слепое пятно» – это:
    А) место, где сосредоточены колбочки;
    Б) внутреннее пространство глазного яблока;
    В) место, откуда выходит зрительный нерв.
    5. При чтении книги в вечернее время свет должен:
    А) быть направлен прямо в лицо;
    Б) падать слева;
    В) вообще не нужен.

    Кроссворд

    КРОССВОРД
    1. Небольшое отверстие в центре радужной оболочки, которое
    рефлекторно с помощью мышц может расширяться или сужаться,
    пропуская в глаз необходимое количество света.
    2. Двояковыпуклое прозрачное образование, расположенное за
    зрачком.
    3. Выпукло-вогнутая линза, через которую свет проникает внутрь
    глаза
    4. Внутренняя оболочка глаза.
    5. Отростки нервных клеток или специализированные нервные
    клетки, реагирующие на определенные раздражители.
    6. Рецепторы сумеречного света.
    7. Нарушение зрения, при котором хрусталик теряет эластичность
    и близко расположенные предметы расплываются.
    8. Углубление в черепе.
    9. Вспомогательный аппарат, защищающий глаз от пыли.
    10. Орган зрения.
    11. Прозрачное и бесцветное тело, заполняемое внутренность
    глаза.
    12. Средняя часть сосудистой оболочки, в которой содержится
    пигмент, определяющий цвет глаз.
    13. Место выхода зрительного нерва, где нет рецепторов.
    14. Один из вспомогательного аппарата.
    15. Наружная оболочка.
    16. Белковая оболочка.
    17. Нарушение зрения, когда изображение предмета
    фокусируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как
    расплывчатое.
    18. Рецепторы способные реагировать на цвета.
    19. Защитные образования от стекающего со лба пота.
    20. Сложная система, обеспечивающая анализ раздражения и
    контролирующая двигательную и трудовую деятельность
    человека.

    Используемые ресурсы.

    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ.
    Eyesurgery.surgery.su/eyediseases/
    cureplant.ru/index.php/bolezni-glaz
    travinko.ru/stati/bolezni-glaz
    le-cristal.ru/gigiena-zreniya/

    Это комплекс норм, условий и требований, который следует осуществлять для создания оптимальных условий деятельности зрительного анализатора.

    1. Соблюдение норм естественной и искусственной освещенности.

    2. Правильный подбор мебели, с учетом роста ребенка (расстояние от глаз до стола 30-35 см).

    3. Соблюдение норм и требований к просмотру телевизионных передач.

    4. Правильная дозировка зрительных нагрузок (шрифт для каждого возраста, нельзя читать лежа, в движущемся транспорте- соблюдать расстояния, соблюдать нормы непрерывности письма: для учащихся 6-7 лет 5-7 мин, 7-10 лет 10 мин, 11-12 лет 15 мин, 13-15 лет 20 мин, 16-18 лет 25-30 мин. Непрерывное чтение: 6-7 лет 5-10 мин, 8-10 лет 15-20 мин, 11-15 лет 25-30 мин, 16-18 лет 35-45 мин, в промежутках следует давать отдых глазам примерно на 10 минут).

    Слуховой анализатор

    Слуховой анализатор- это второй по значению анализатор в обеспечении адаптитвных реакций и познавательной деятельности человека, его особая роль у человека связана с членораздельной речью.

    Слуховое восприятие- основа членораздельной речи. Ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает и речевую способность, хотя весь артикулярный аппарат у него остается ненарушенным.

    Слуховой анализатор воспринимает слуховые волны, отличающие по высоте, частоте и внутреннего уха. Звуковые волны поступают в наружное ухо, состоящие из ушной раковины и слухового прохода переходит в среднее ухо, состоящее из барабанной перепонки и 3-х слуховых косточек-молоточек, наковальня, стремечко, затем поступают во внутреннее ухо, включающее лабиринт, который состоит из трех частей: в центре- преддверие, спереди от него находится улитка, состоящая из 2,5 витков, сзади – полукружные каналы. В центре улитки расположены рецепторы слухового анализатора – звуковоспринимающий аппарат- спиральный, или кортиев орган, представляющий собой слуховые волосики, ударяясь о которые звуковая волна преобразуется в электрический импульс, передающийся в слуховой нерв, который поступает в слуховой центр.

    Слуховой анализатор включает вестибулярный аппарат, обеспечивающий удержание тела в пространстве.

    Возрастные особенности слухового анализатора

    Чем меньше ребенок:

    1. Тем меньше пороги слышимости, наименьшая величина порогов слышимости, т.е. наибольшая острота слуха свойственная подросткам и юношам (14-19 лет)

    2.Тем ниже острота слуха.

    3.Тем быстрее развивается утомление слухового анализатора.



    Гигиена слухового анализатора

    Гигиена слухового анализатора- это комплекс норм, условий и требований, направленных на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.

    1. Для слуха детей вредны чрезмерно сильные звуки. Это может привести к стойкому снижению слуха и даже полной глухоте.

    2.Профилактика “ школьного шума”.

    3.Речь учителя должна быть живой, богатой разнообразными интонациями, слова должны произноситься четко.

    4.Правильная дозировка слуховых нагрузок.

    5.Гигиеной слуха диктуются размеры учебного помещения.

    Лекция 6. Железы внутренней секреции и опорно-двигательный аппарат

    План

    1.Понятие об эндокринных железах.

    2.Значение деятельности желез внутренней секреции.

    3.Особенности желез внутренней секреции.

    4.Железы внутренней секреции

    5. Значение опорно-двигательного аппарата.

    6. Функции костно-мышечной системы.

    7. Скелет – структурная основа тела.

    8. Рост и развитие костей.

    9. Части скелета и их развитие

    10.Мышечная система.

    11.Возрастные особенности костно-мышечной системы.

    12.Гигиена костно-мышечной системы.



    Ключевые слова

    Железы внутренней секреции, эндокринная система, гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, поджелудочная железа, надпочечники, тимус, гормоны, движение, скелет, мышцы, костно-мышечная система, лордоз, кифоз, сколиоз, плоскостопие.

    Литература

    1. Хрипкова А. Г. , Антропова м. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школоная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
    2. Иргашев А. С. Возрастная физиология. Ташкент, 1989.
    3. Фарбер Д. А., Корниенко, Сонькин В. Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990. – 64 с.
    4. Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 2-е изд, испр. – М.: Дрофа, 2000. 216 с.
    5. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ пед. вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 456
    6. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях./ Под ред. В. А. Поляква. – М.: Мелицина, 1990 – 120 с.

    Вопросы к практическому занятию

    1. Назовите особенности желез внутренней секреции.

    2. Чем отличается железы внутренней секреции от желез внешней секреции?

    3. Что такое гормон?

    4. Роль щитовидной железы.

    5. Основные функции опорно-двигательного аппарата.

    6. Значение мышечной системы.

    7.Какие нарушения опорно-двигательного аппарата у детей Вы знаете?

    8. Гигиенические требования к школьной мебели.

    9. Возрастные особенности костно-мышечной системы.

    Железы внутренней секреции.

    Эндокринная система

    Железы внутренней секреции. В регуляции функций организма важная роль принадлежит эндокринной системе. Органы этой системы – железы внутренней секреции -выделяют особые вещества, оказывающие существенное и специализированное влияние на обмен веществ, структуру и функцию органов и тканей.

    Железы внутренней секреции осуществляют вместе с нервной системой нервно-гуморальную регуляцию деятельности органов и систем, направленную на под­держание гомеостаза (постоянства) внутренней среды организма.

    Железы внутренней секреции осуществляют гуморальную регуляцию рефлекторно, путем выделения в кровь при их возбуждении гормонов – высокоактивных биологических веществ, влияющих на рост и развитие, обмен веществ в организме и на сохранение постоянства внутренней среды. К железам внутренней секреции относятся:

    Гипофиз,

    Поджелудочная железа,

    Щитовидная железа,

    Надпочечники,

    Паращитовидные или околощитовидные железы,

    Вилочковая (зобная) железа, тимус, половые железы (мужские и женские).

    Железы внутренней секреции отличаются от других желез, имеющих выводные протоки (желез внешней сек­реции), тем, что выделяют продуцируемые ими вещества прямо в кровь. Поэтому их называют эндокринными железами (греческого-endon – внутри, krinein – выделять).

    Как уже говорилось выше, железы внутренней секреции или эндокринные железы выделяют свои гормоны непосредственно в кровь, в отличие от них железы внешней секреции выделяют свой секрет либо наружу либо в полость (потовые, сальные, слезные, желудочные, кишечные, слюнные). Существуют смешанные железы, которые часть секрета выделяют наружу, а часть в виде гормонов в кровь. К ним относятся: поджелудочная железа, частично кишечная и половые железы. Поджелудочная и половые железы – смешанные, так как часть их клеток выполняет внешнесекреторную функцию, другая часть – внутрисекреторную. Половые железы вырабатывают не только половые гормоны, но и половые клетки (яйцеклетки и сперматозоиды).Часть клеток поджелудочной железы вырабатывает гормон инсулин и глюкагон, другие её клетки вырабатывают пищеварительный и поджелудочный сок.

    Эндокринные железы человека невелики по размерам, имеют очень небольшую массу (от долей грамма до нескольких граммов), богато снабжены кровеносными сосудами, кровь приносит к ним необходимый строительный материал и уносит химически активные секреты. К эндокринным железам подходит разветвленная сеть нервных волокон, их деятельность постоянно контролирует нервная система.

    Железы внутренней секреции функционально тесно связаны между собой, и поражение одной железы вызывает -нарушение функции других желез.

    Гормоны. Специфические активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, называются ормонами (от греч. Herman – возбуждать). Гормоны обладают высокой биологической активностью и сравнительно быстро разрушаются тканями, поэтому для обеспечения длительного действия необходимо их постоянное выделение в кровь. Только в этом случае возможно поддержание постоянной концентрации гормонов в крови.

    Гормоны обладают относительной видовой специфичностью, что имеет важное значение, так как позволяет недостаток того или иного гормона в организме человека компенсировать введением гормональных препаратов, получаемых из соответствующих желез животных.

    Гормоны действуют на обмен веществ, регулируют клеточную активность, способствуют проникновению продуктов обмена веществ через клеточные мембраны. Гормоны влияют на дыхание, кровообращение, пищеварение, выделение; с гормонами связана функция размножения.

    Рост и развитие организма, смена различных возрастных периодов связаны с деятельностью желез внутренней секреции.

    В зависимости от количества выделяемых гормонов различают нормальную, пониженную (гипофункция), повышенную (гиперфункция) функции той или иной железы.

    Например, при малом выделении гормона роста гипофиза, развивается гипофизарный карлик, при большом гипофизарные гиганты.

    Особенностью желез внутренней секреции является:

    Высокая специфичность гормонов, то есть щитовидная железа выделяет только тироксин;

    Множественность функций (эмоции и другие функции); -высокая взаимозависимость и взаимосвязанность. Железы внутренней секреции относятся к разряду тех органов, которые будучи весьма малыми по размеру, творят поистине великие дела, так как выделяясь в кровь и разносясь по всему организму, оказывают влияние практически на функции всех органов и систем.

    Королем всех гормонов является гипофиз , восседающий на турецком седле. Гипофиз – небольшое образование овальной формы, это железа весом до 0,5 г. у взрослого человека и значительно меньшая у детей. При её микроскопическом изучении у взрослого различают три доли: переднюю, заднюю и промежуточную.

    Внутрисекретное влияние гипофиза отличается разно­сторонностью, что связано с наличием множества гормонов, выделяемых железой в кровь и спинномозговую жидкость.

    Гипофиз – влияет на функции почти всех желез внутренней секреции, а также на темпы роста и развития ребенка. Эта железа выделяет следующие гормоны:

    1) Соматотропин, или гормон роста, обусловливает рост костей в длину, ускоряет процессы обмена веществ, что приводит к усилению роста, увеличению массы тела. Недостаток этого гормона проявляется в малорослости (рост ниже 130 см),задержке полового развития; пропорции тела при этом сохраняются.

    2)Адренокортикотропный гормон (АКТГ) предупреждает гиперфункцию коры надпочечников, приводящей к на­ рушению обмена веществ, увеличению количества сахара в крови.

    3) Лактогенный гормон (выделение молока при рождение ребенка).

    4) Лютиинтропный гормон (регулирует образование желтого тела в матке).

    5) Окситоцин стимулирует гладкую мускулатуру матки при родах, а также оказывает стимулирующее влияние на выделение молока из молочных желез. Несколько гормонов передней доли гипофиза оказывают влияние на функции половых желез. Это гонадотропные гормоны. Одни из них стимулируют рост и созревание фолликулов в яичниках (фоликулотропин), активизируют сперматогенез. Под влиянием лютеинтропина у женщин происходит овуляция и образование желтого тела; у мужчин он стимулирует выработку тес тостерона.

    Эпифиз, или шишковидная железа. Эту железу называют еще верхним мозговым придатком. У детей железа относительно больших размеров, чем у взрослых. Эпифиз участвует в обмене веществ и сохраняет понятие “детскость”, функционирует в основном до 3-х лет, после 3-х лет заплывает жиром.

    Щитовидная железа. Располагается она по гортани и трахее. В ней различают правую и левую доли и перешеек между ними. Железа богата кровеносными сосудами. Содержит много симпатических и парасимпатических нервных волокон. Щитовидная железа имеет для нас региональную особенность.

    Гормон щитовидной железы тироксин содержит до 65 % йода. Тироксин – мощный стимулятор обмена веществ в организме; он ускоряет обмен белков, жиров и углеводов, активирует окислительные процессы в митохондриях, что ведет к усилению энергетического обмена. Особенно важна роль гормона в развитии плода, в процессах роста и дифференцировки тканей.

    Гормоны щитовидной железы оказывают стимулирующее воздействие на центральную нервную систему. Недостаточное поступление гормона в кровь или его отсутствие в первые годы жизни ребенка приводит к резко выраженной задержке психического развития.

    Недостаточность функции щитовидной железы в детском возрасте приводит к кретинизму. При этом задерживается рост и нарушаются пропорции тела, задерживается половое развитие, отстает психическое развитие.

    Щитовидная железа выделяет также гормон трийодтиронин, который регулирует содержание йод а, при большой секреции которого развивается Базедова болезнь, при гипофункции – микседема (отек всего тела). При гиперфункции щитовидной железы, компенсируется недостаток содержания и усвоения йода, что заставляет железу активно продуцировать гормон, что приводит к увеличению массы, размера железы, за счет либо тела, либо двух придатков, это эндемический зоб. Клиническими признаками Базедовой болезни являются: учащение сердцебиения (тахикардия); увеличение размеров щитовидной железы; пучеглазие; увеличение или интенсификация обмена веществ, приводящая к повышению возбудимости нервной системы.

    Паращитовидная железа Паращитовидные или околощитовидные железы располагаются по задней поверхности щитовидной железы поэтому и носят такое название. Это небольшие железки, в количестве 4 штук, общим весом до 0,4 г.

    Паращитовидная железа выделяет парагормон (паратириоидный), регулирующий обмен кальция, повышая его количество в крови и снижающий возбудимость нервной системы. При гипофункции резко увеличивается возбудимость нервной системы.

    Поджелудочная железа. Позади желудка, рядом с двенадцатиперстной кишкой, лежит поджелудочная железа. Эта железа смешанной функции. Поджелудочная железа выделяет в кровь инсулин, который способствует утилизации (усвоению) глюкозы в крови. При гипофункции развивается сахарный диабет.

    Инсулин действует, главным образом, на углеводный обмен, оказывая на него влияние, противоположное адреналину. Если адреналин способствует быстрейшему расходованию в печени запасов углеводов, то инсулин сохраняет, пополняет эти запасы.

    При заболеваниях поджелудочной железы, приводящих к снижению выработки инсулина, большая часть, поступающих в организм углеводов, не задерживается в нем, а выводится с мочой в виде глюкозы. Это приводит к сахарному мочеизнурению (сахарный диабет). Наиболее характерные признаки диабета – постоянный голод, неудержимая жажда, обильное выделение мочи и нарастающее исхудание.

    Благодаря взаимодействию адреналинового и инсулинового влияния поддерживается определенный уровень сахара в крови, необходимый для нормального состояния организма.

    Надпочечники. Надпочечники – парный орган; располагаются они в виде небольших телец над почками. Масса каждого из них 8-10 г. Каждый надпочечник состоит из двух слоев, имеющих разное происхождение, разное строение. Различают: наружно – корковый и внутреннего – мозговой слои. Корковый слой выделяет кортикостероиды, или кортикоиды, влияющие на обмен воды и солей. Деятельность этой железы особое значение приобретает в условиях жаркого климата, для которой характерна резкая интенсификация водно-солевого обмена. Выделяют три основные группы гормонов коркового слоя надпочечников:

    1)глюкокортикоиды – гормоны, действующие на обмен веществ, особенно на обмен углеводов. Сюда относится гидрокортизон, кортизон и кортикостерон. Отмечена способность глюкокортикоидов подавлять образование иммунных тел, что дало основание применять их при пересадке органов (сердце, почки). Глюкокортикоиды обладают противовоспалитель­ным действием, снижают повышенную чувствительность к некоторым веществам.

    2) минералокортикоиды, они регулируют преимущественно минеральный и водный обмен. Гормон этой группы - альдостерон.

    3) андрогены и эстрогены – аналоги мужских и женских половых гормонов. Эти гормоны менее активны, чем гормоны половых желез, вырабатываются в незначительно количестве.

    Главным гормоном мозгового вещества является адреналин, он составляет примерно 80% гормонов, синтезируемых в этом отделе надпочечников. Адреналин известен как один из самых быстродействующих гормонов. Он ускоряет кругооборот крови, усиливает и учащает сердечные сокращения; улучшает легочное дыхание, расширяет бронхи; увеличивает распад гликогена в печени, выход сахара в кровь; усиливает сокращение мышц, снижает их утомление и т.д. Все эти влияния адреналина ведут к одному общему результату – мобилизации всех сил организма для выполнения тяжелой работы. Повышенная секреция адреналина - один из важнейших механизмов перестройки в функционировани организма в экстремальных ситуациях, при эмоциональном стрессе, внезапных физических нагрузках, при охлаждении. Адреналин как правило формирует эмоции человека. При гиперфункции адреналин вызывает повышение уровня кровяного давления, приводя к пертонической болезни.

    Внутренний мозговой слой также выделяет норадреналин, который наоборот снижает уровень кровяного давления до приводя к гипотонии (резкое снижение уровня кровяного давления).

    Вилочковая железа (тимус) – участвует в обеспечении развития ребенка и поддержании иммунной системы, задерживает ребенка на уровне второго детства.

    Цель занятия : Познакомиться со строением зрительного анализатора, меха­низмом его функционирования, возрастными особенностями и гигие­ной.

    1. ХОД РАБОТЫ

    1. Рассмотрите строение зрительного анализатора, найдите его
    основные отделы: периферический, проводниковый и корковый (Атлас

    2. Ознакомьтесь с вспомогательным аппаратом глаза (верхнее и
    нижнее веки, коньюктива, слезный аппарат, двигательный аппарат).

    3. Рассмотрите и изучите оболочки глазного яблока; расположе-
    ние, строение, значение. Найдите желтое и слепое пятно (Атлас

    4. Рассмотрите и изучите строение ядра глазного яблока - опти­ческой системы глаза, пользуясь разборной моделью глаза и табли­цей (Атлас, С. 100)

    Зарисуйте строение глаза, обозначив все оболочки и элементы оптической системы (Атлас 2, С. 331).

    5. Найдите и рассмотрите строение проводникового отделе! (Атлас
    1, С. 100, Атлас 2, С. 332-338).

    6. Объясните механизм формирования зрительных ощущений.

    7. Понятие рефракции, виды рефракций. Зарисуйте схему хода
    лучей при различных типах рефракций (Атлас 2, С. 334) – ЛУЧШЕ ЭТУ СХЕМУ ПОМЕСТИТЬ СРАЗУ В МЕТОДИЧКУ

    8.Назовите возрастные особенности зрительного анализатора.

    9.Гигиена зрительного анализатора.

    10.Определить состояние некоторых зрительных функций: остроту зрения, пользуясь таблицей Головина-Сивцева; размеры слепого пятна

    2. Теоретический материал

    2.1. Понятие о зрительном диализаторе

    Зрительный анализатор - это сенсорная системе, включающая пе­риферический отдел с рецепторным аппаратом (глазное яблоко), проводящий отдел (афферентные нейроны, зрительные нервы и зри­тельные пути), корковый отдел, который представляет совокупность нейронов находящихся в затылочной доле (17,18,19 доля) коры боль-шик полушарий. С помощью зрительного анализатора осуществляется восприятие и анализ зрительных раздражителей, формирование зри­тельных ощущений, совокупность которых дает зрительный образ предметов. Благодаря зрительному анализатору в головной мозг пос­тупает 90% информации.

    2.2. Периферический отдел зрительного ана лизатора

    Периферический отдел зрительного анализатора -это орган зрения глаз. Он состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Глазное яблоко расположено в глазнице черепа. Вспомогательный ап­парат глаза включает защитные приспособления (брови, ресницы, ве­ки), слезный аппарат, двигательный аппарат (мышцы глаза).

    Веки это полулунные пластинки волокнистой соединительной тка-ни, снаружи они покрыты кожей, а изнутри слизистой оболочкой (коньюнктивой). Конъюнктива покрывает переднюю поверхность глазного яблока, кроме роговицы. Коньюктива ограничивает коньюктивальный мешок, в нем слезная жидкость, омывающая свободную поверхность глаза. Слезный аппарат состоит из слезной железы и слезовыводящих путей.


    Слезная железа расположена в верхне-наружной части глазницы. Выводные протоки ее (10-12) открываются в конъюктивальный мешок. Слезная жидкость предохраняет роговицу от высыхания и смывает с нее пылевые частицы. Она оттекает по слезным канальцам в слезный мешок, соединяющийся слезно-носовым протоком с носовой полостью. Двигательный аппарат глаза образован шестью мышцами. Они прик­реплены к глазному яблоку, начинаются от сухожильного конца, расположенного вокруг зрительного нерва. Прямые мышцы глаза: ла­теральная, медиальная верхняя и нижняя - вращают глазное яблоко вокруг фронтальных и сагиттальных осей, поворачивая его во внутрь и наружу, вверх, вниз. Верхняя косая мышца глаза, повора­чивая глазное яблоко, обращает зрачок вниз и кнаружи, нижняя косс1Я мышца глаза - вверх и кнаружи.

    Глазное яблоко состоит из оболочек и ядра. Оболочки: волокнис­тая (наружная), сосудистая (средняя), сетчатка (внутренняя).

    Волокнистая оболочка спереди образует прозрачную роговицу, которая переходит в белочную оболочку или склеру. Эта наружная оболочка защищает ядро и сохраняет форму глазного яблока. Сосу­дистая оболочка выстилает изнутри белочную, состоит из трех раз­личных по структуре и функциям частей: собственно сосудистой обо­лочки, ресничного тела, расположенного на уровне роговицы и ра­дужки (Атлас, стр. 100).

    Собственно сосудистая оболочка тонка, богата сосудами, содер­жит пигментные клетки, придающие ей темно-коричневый цвет.

    Ресничное тело, имеющее вид валика, вдается внутрь глазного яблока там, где белочная оболочка переходит в роговицу. Задний край тела переходит в собственно сосудистую оболочку, а от перед­него отходит до „70 ресничных отростков, от которых берут начало тонкие волоконца, другим своим концом прикрепляющиеся к капсуле хрусталика по экватору. В основе ресничного тела, кроме сосудов, содержатся гладкие мышечные волокна, составляющие ресничную мыш­цу.

    Радужная оболочка или радужка - .тонкая пластинка, она прик-репляется к ресничному телу. В центре ее - зрачок, просвет его изменяется мышцами, находящимися в радужке.

    Сетчатка выстилает сосудистую оболочку изнутри (Атлас, С. 100) она образует переднюю (меньшую) и заднюю (большую) части. Задняя часть состоит из двух слоев: пигментного, срастающего с сосудистой оболочкой и мозгового. В мозговом слое находятся све­точувствительные клетки: колбочки (6 млн) и палочки (125 млн) На­ибольшее количество колбочек в центральной ямке желтого пятна, расположенного кнаружи от диска (место выхода зрительного нер­ва). С удалением от желтого пятна количество колбочек уменьшает­ся, а палочек - увеличивается. Колбочки и net л очки - это фоторе­цепторы зрительного анализатора. Колбочки обеспечивают цветовосп-риятие, палочки - световосприятие. Они контактируют с биполярными клетками, которые в свою очередь контактируют с ганглиозными. Ак­соны ганглиозных клеток образуют зрительный нерв (Атлас, С. 101). В диске глазного яблока фоторецепторы отсутствуют это слепое пятно сетчатки.

    Ядро глазного яблока - это светопреломляющие среды, образую­щие оптическую систему глаза: 1) водянистая влага передней каме­ры (она находится между роговицей и передней поверхностью ра­дужки); 2) водянистая влага задней камеры глаза (она находится между задней поверхностью радужки и хрусталиком); 3) хрусталик; 4)стекловидное тело (Атлас, стр. 100). Хрусталик состоит бесцветного волокнистого вещества, имеет форму двояковыпуклой линзы, обладает эластичностью. Он находится внутри капсулы, прикрепляемой нитевидными связками к ресничному телу. При сокра­щении ресничных мышц (при рассматривании близких предметов) связки расслабляются и хрусталик становится выпуклым. Это увели­чивает его преломляющую способность. При расслаблении ресничных мышц (при рассматривании удаленных предметов) связки натягива­ются, капсула сдавливает хрусталик и он уплощается. При этом преломляющая способность его уменьшается. Это явление называется аккомодацией. Стекловидное тело представляет собой бесцветную студенистую прозрачную массу шаровидной формы.

    2.3. Проводниковый отдел зрительного анализатора . Проводниковый отдел зрительного анализатора включает биполяр­ные и ганглиозные клетки мозгового слоя сетчатки, зрительные нервы и зрительные пути, образующиеся после перекреста зрительных нервов. У обезьян и человека перекрещивается половина волокон-зрительных нервов. Это обеспечивает бинокулярное зрение. Зри­тельные пути разделяются на два корешка. Один из ник направляется к верхним буграм четверохолмия среднего мозга, другой - к латеральному коленчатому телу промежуточного мозга. В зрительном бугре и латеральном коленчатом теле происхо­дит передача возбуждения на другой нейрон, отростки (волокна) которого в составе зрительной лучистости направляются к корково­му зрительному центру, который находится в затылочной доле коры больших полушарий (17, 18, 19 поля).

    2.4. Механизм свето- и цветовосприятия.

    Светочувствительные клетки сетчатки (палочки и колбочки) со­держат зрительные пигменты: родопсин (в палочках), йодопсин (в колбочках). Под действием световых лучей, проникающих через зра­чок и оптическую систему глаза, зрительные пигменты палочек и колбочек разрушаются. Это вызывает возбуждение светочувствитель­ных клеток, которое по проводниковому отделу зрительного анали­затора передается в корковый зрительный анализатор. В нем про­исходит высший анализ зрительных раздражений и формируется зрительное ощущение. Световосприятие связано с функцией палочек. Они обеспечивают сумеречное зрение. Световосприятие связано с функцией колбочек. Согласно трехкомпонентной теории зрения, выд­винутой М.В.Ломоносовым существует три типа колбочек, каждый из которых имеет повышенную чувствительность к электромагнитным волнам определенной длины. Одни колбочки более чувствительны к волнам красной части спектра (длина их 620-760 нм), другой тип -к волнам зеленой части спектра (длина их 525-575 нм), третий тип - к волнам фиолетовой части спектра (длина их 427-397 нм). Это и обеспечивает цветовосприятие. Фоторецепторы зрительного анали­затора воспринимают электромагнитные волны длиной от 390 до 760 нм (1 нанометр равен 10-9 м).

    Нарушение функции колбочек вызывает потерю правильного цвето-восприятия. Это заболевание называют дальтонизм по имени анг­лийского физика Дальтона, который впервые описал это заболевание у себя. Отличают три разновидности цветовой слепоты, каждая из них характеризуется нарушением восприятия одного из трех цветов. Краснослепые (при протанопии) не воспринимают красный цвет, си­не-голубые лучи видят как бесцветные. Зеленослепые (при диттера-нопии) не отличают зеленый цвет от темно-красного и голубого. Люди с трианопией не воспринимают лучи синий и фиолетовой части спектра. При полном нарушении цветовосприятия (ахромазия) все цвета воспринимаются как оттенки серого цвета. Дальтонизмом чаще болеют мужчины*(8%), чем женщины (0,5%).

    2.& Рефракция

    Рефракция - это светопреломляющая способность оптической системы глаза при максимально уплощенном хрусталике. Единицей измерения светопреломляющей силы любой оптической системы явля­ется диоптрия (Д). Одна Д равна преломляющей силе линзы с Фокус­ным расстоянием 1 м. При рассматривании близких предметов пре­ломляющая способность глаза равна 70,5 Д, при рассматривании удаленных - 59 Д.

    Проходя через светопреломляющие среды глаза световые лучи преломляются и на сетчатке получается чувствительное, уменьшенное и 1 обратное изображение предметов.

    Различают три типа рефракции: соразмерную (эмметропию), близо­рукую (миопию) и дальнозоркую (гиперметропию).

    Соразмерная рефракция имеет место, когда передне-задний диа­метр глазного яблока соразмерен главному фокусному расстоянию. Главное фокусное расстояние - это расстояние от центра линзы (роговицы) до точки пересечения лучей, при этом изображение предметов находится на сетчатке глаза (нормальное зрение).

    Близорукая рефракция отмечается, когда передне-задний диаметр глазного яблока больше главного фокусного расстояния. Изображе­ние предметов при этом образуется перед сетчаткой глаза. Для коррекции близорукости применяют рассеивающие двояковогнутые линзы, увеличивающие главное фокусное расстояние и переносящее таким образом, изображение на сетчатку глаза.

    Дальнозоркая рефракция отмечается, когда передне-задний диа­метр глазного яблока меньшее главного фокусного расстояния. Изоб­ражение предметов при этом образуется за сетчаткой глаза. Для коррекции дальнозоркости применяют собирающие двояковыпуклые линзы, уменьшающие главное фокусное расстояние и переносящие изображение на сетчатку глаза (Атлас 2, рис. 333).

    Аномалией рефракции вместе с близорукостью и дальнозоркостью является астигматизм. Астигматизм - это неодинаковое преломление лучей роговицей глаза вследствие разной ее кривизны по верти­кальному и горизонтальному меридианам. При этом фокусирования лучей в одной точке не происходит. Небольшая степень астигматизма характерна для глаз и при нормальном зрении, т.к. поверхность ро­говицы не является строго сферической. Астигматизм исправляют ци­линдрическими стеклами, выравнивающими кривизну роговицы по вер­тикальному и горизонтальному меридианам.

    2.6 Возрастные особенности и гигиена зрительного анализатора .

    Форма гладкого яблока у детей более шаровидная, чем,у взрос­лых, у взрослых диаметр глаза составляет 24 мм, а у новорожден­ных - 16 мм. В результате такой формы глазного яблока новорожден­ные дети в 80-94 % случаев обладают дальнозоркой рефракцией. Рост глазного яблока продолжается после рождения и на смену дальнозор­кой рефракции приходит соразмерная рефракция к 9 - 12 годам. Склера у детей тоньше и обладает повышенной эластичностью. Рого­вица у новорожденных детей более толстая и выпуклая. К пяти годам толщина роговицы уменьшается, а радиус кривизны ее не меняется с возрастом. С возрастом роговица становится более плотной и ее преломляющая сила уменьшается. Хрусталик у новорожденных и детей дошкольного возраста более выпуклый и обладает большей эластич­ностью. С возрастом эластичность хрусталика уменьшатся, поэтому с возрастом меняются аккомодационные возможности глаза. В 10 лет ближайшая точка ясного видения находится на расстоянии 7 см от глаза, в 20 лет - 8,3 см, в 50 лет - 50 см, а 60-70 лет приближа­ется к 80 см. Световая чувствительность значительно возрастает от 4 до 20 лет, а после 30 лет начинает снижаться. Различение цветов круто возрастая к 10 годам, продолжает увеличиваться до 30 лет, а затем медленно снижается к старости.

    Глазные болезни и их профилактика. Глазные болезни подразде­ляют на воспалительные и невоспалительные. К мерам профилактики воспалительных заболеваний относится строгое соблюдение правил личной гигиены: частое мытье рук с мылом, частая смена личных полотенец, наволочек, носовых платков. Существенное значение имеет и питание, степень его сбалансированности по содержанию питательных и особенно витаминов. Воспалительные заболевания возникают при травмировании глаз, поэтому необходимо строгое соблюдение правил в процессе выполнения различных работ. Наибо­лее частым нарушением зрения является близорукость. Различают врожденную и приобретенную близорукость. Чаще встречается приоб­ретенная близорукость. Ее развитию способствует продолжительное напряжение на орган зрения на близком расстоянии при чтении и письме. Это вызывает увеличение размеров глаза, глазное яблоко начинает выступать вперед, глазная щель расширяться. Это первые признаки близорукости. Появление и развитие близорукости зависит как от общего состояния, так и от влияния внешних факторов: дав­ления на стенки глаза со стороны мышц при длительной работе глаз, приближении предмета к глазу при работе, чрезмерном накло­не головы вызывающим дополнительное давление крови на глазное яблоко, плохое освещение, неправильно подобранная мебель, чтение мелкого шрифта и т.д.

    Предупреждение нарушений зрения - одна из задач в воспитании здорового подрастающего поколения. Почти вся профилактическая работа должна быть направлена на создание благоприятных условий для работы органа зрения. Большого внимания заслуживает правиль­ный режим труда и отдыха, хорошее питание, сон, длительное пре­бывание на свежем воздухе, дозированный труд, создание нормаль­ных гигиенических условий, кроме того необходимо следить за пра­вильной посадкой детей в школе и дома при чтении, и письме, осве­щением рабочего места, через каждые 40-60 мин необходимо делать отдых глазам на 10-15 мин, для чего нужно рекомендовать детям посмотреть вдаль, чтобы снять напряжение аккомодационной мышцы.

    Практическая работа

    1, Определить остроту зрения (Гуминский Н.В.. Работа N 522)

    2. Определить поле зрения (Гуминский Н.В. Работа Н 54)

    3. Определить размеры слепого пятна.

    4. Данные записать

    5. Провести некоторые опыты со зрением.

    Острота зрения. Остроту зрения определяют с помощью табли­цы Головина-Сивцева. Она состоит из двух половин: в левой рас­положены буквы, в правой - кольца с разрывами. Буквы и коль­ца расположены в случайном порядке по 12 строчек, каждая из которых содержит знаки одинакового размера. При исследовании остроты зрения у детей дошкольного возраста используется спе­циальная таблица с понятными для детей тест-объектами (елоч­ка, самолет, гриб и пр.). Напротив каждой строки слева обозначе­на величина остроты зрения в условных единицах. Верхняя строка соответствует остроте зрения 0,1. Таблица рассчи­тана на исследование остроты зрения с расстояния 5 м.

    При определении остроты зрения таблица помещается на стороне напротив окна, и на уровне глаз обследуемого. Острота каждого глаза устанавливается отдельно, начиная, с правого. Другой глаз прикрывается листом бумаги или тетрадью. Указкой или тупым концом карандаша на таблице показываются буквы или кольца. Если испытуемый с расстояния 5 м правильно называет знаки верхних 10 строк таблицы, то острота его зрения равна 1,0 и счи­тается нормальной.

    Пример. Обследуемый с расстояния 5 м читает без ошибок только 5 верхних строк таблицы Головина-Сивцева. Заключение. Острота зрения равна 0,5.

    В случае отсутствия таблицы остроту зрения ориентировочно можно определить с помощью тест-объектов в виде буквы «Ш» различных размеров, которые можно вырезать из черной бумаги или из таблиц Головина. При остроте зрения равной 1,0 самая маленькая из букв различается с расстояния 5 м (Д = 5 м), сред­няя и большая буквы соответственно - с расстояния 10 м (Д = 10 м) и 25 м (Д = 25 м). Вначале показывается наименьшая из букв и определяется расстояние (d ), с которого она четко различается обоими глазами и каждым в отдельности. Допусти­мый уровень сокращения расстояния составляет 3 м. Если буква не различается с этого расстояния, то используют буквы боль­ших размеров. Определение остроты зрения производят по фор­муле: V (visus) =d :Д, где V- острота зрения в относительных едини­цах; d - расстояние, с которого испытуемый правильно читает букву; Д - расстояние в метрах, с которого буква должна разли­чаться правильно (5, 10 и 25 м).

    Пример. Буква «Ш» наименьших размеров правильно читается с расстояния 4 м. Следует определить ориентировочно остроту зрения об­следуемого.

    Р е ш е н и е. V= d: Д = 4:5 = 0,8.

    Заключение. Острота зрения испытуемого равна 0,8.

    Слепое пятно. Для его определения необходима небольшая проволочная указка с белым кружком на конце, лист черной бумаги, цветной мелок.

    В том месте сетчатки, где находится диск зрительного нерва, нет светочувстви­тельных клеток. Диск зрительного нерва занимает не так уж мало места на сет­чатке. В вашем поле зрения есть соот­ветствующая диску овальная зона - это сле­пое пятно.

    Сделайте указку из тонкой проволо­ки, насадите на ее кончик белый кру­жок диаметром примерно 3 мм. В цен­тре листа черной бумаги размером не менее 20 - 24 см поставьте белую точку. Прикрепите бумагу к стене. Завяжите один глаз вашему партнеру и усадите его так, чтобы второй глаз оказался точно против фиксационной точки на расстоянии 30-35 см. Пусть он смотрит не подвижно на эту точку. Белым кружком на указке ведите по листу черной бума­ги. Сначала испытуемый видит кружок, затем он исчезает. Это место отметьте и ведите указку дальше - кружок снова появится. Это место также отметьте. Повторите процедуру в нескольких на­правлениях - вы получите овальный кон­тур слепого пятна.

    Таким образом, предмет не виден, когда он проецируется на диск зритель­ного нерва. Измерьте отмеченную об­ласть слепого пятна. А теперь подсчитайте размер соответствующей области на расстоянии ста метров от глаза. Можно скрыть целый автомобиль.

    Опыты со зрением.

    Известны тысячи зрительных иллюзий.

    1. Фигуры-перевертыши:

    Линии кажутся непараллельными из-за того, что их под углом пересекают другие линии.

    а б

    3. Ведущий глаз

    Знаете ли вы, что один глаз у вас является ведущим?

    Возьмите кусок картона, в котором проде­лано отверстие диаметром примерно 2,5 см. Держите картон на вытянутых руках и через отверстие смотрите на какой-нибудь удален­ный предмет. Постепенно приближайте кар­тон к лицу, пока он не коснется вашего носа. Тогда станет ясно, что точно через отверстие смотрел только один глаз, он и является веду­щим. Повторив этот опыт, определите, всегда ли ведущим оказывается один и тот же глаз. У некоторых людей глаза равноценны и ве­дущий глаз выявить нельзя.

    4. *Дыра* в ладони

    Свернете узкую трубку из газеты и приставь­те ее к одному глазу. Рядом с концом трубки перед другим глазом поставьте ладонь, чтобы она заслонила центр поля зрения этого глаза. Тем самым вы выключаете всю периферию поля зрения одного глаза и центр поля зрения дру­гого глаза. Смотрите вдаль прямо перед собой. Образуется довольно странное изображение: его периферия - предметы в комнате и ладонь, а центр - дыра в ладони, сквозь которую видны далекие предметы, - и все это составляет еди­ную картину.

    Этот опыт еще раз наглядно демонстриру­ет, что целостность поля зрения - столь важ­ное условие, что все помехи целостному вос­приятию устраняются.