Цитаты знаменитых людей о вегетарианстве. Известные люди о вегетарианстве (цитаты)

Веды (Махабхарата): "Тот, кто наращивает свое тело, поедая плоть других созданий, обрекает себя на страдания, в каком бы теле он не родился".

Библия (Бытие, 1.29.): ‘’И сказал Бог: Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу"".

Библия (Бытие, 9.4-5.): “Только плоти с ее жизнью, с ее кровью, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой ваша жизнь, взыщу с руки каждого зверя”.

Иисус Христос (6-ая заповедь): “Не убий”.

Иоанн Златоуст (ок. 347 - 407, архиепископ Константинопольский, богослов): “Ограничьтесь растениями, если хотите питаться сытно и здорово”.

Исаия (ок. 765 года до н. э., один из великих библейских пророков): “Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.(...) И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки обагрены кровью: закалывающий вола - то же, что убивающий человека”.

Эндрю Линзи (доктор богословских наук, участник движения за права животных в Великобритании): "Если родившийся человек наделяется особым даром Бога, то он может сделать то, что не могут другие существа на Земле, а именно: почитать и уважать все Божьи создания и радоваться им так, как радуется Бог".

Будда (Господь Будда известен проповедью против убийства животных и провозгласил ахимсу (непричинение вреда живому) и вегетарианство необходимыми условиями духовного самосовершенствования): “Не причиняй вреда ничему живому”.

Мухаммед (571-632, арабский проповедник и пророк ислама): “Бойтесь Бога, не мучьте животных. Пользуйтесь ими, пока они служат охотно, и отпускайте их, когда они устали, и давайте вволю пищи и питья бессловесным”.

Леонардо да Винчи (1452-1519, итальянский ученый-гений): "Человек воистину царь зверей, ибо жестокостью превосходит их. Мы живем смертью других. Мы - ходячие кладбища!"
"Еще в молодости я отрекся от мясоедения, и придет время, когда люди, как и я, будут смотреть на убийцу животных так же, как сейчас на убийцу человека".

Гораций (65-8 г. до н. э. , римский поэт-классик): "Отважься стать мудрым! Перестань убивать животных! Тот, кто откладывает справедливость на потом, неотличен от крестьянина, который надеется, что река обмелеет, прежде чем он ее перейдет".

Альберт Эйнштейн (1879-1955, немецко-американский физик, лауреат Нобелевской премии 1921 года): "Благодаря чисто физическому воздействию на человеческий темперамент вегетарианский образ жизни смог бы в высшей мере повлиять на судьбу человечества".

Томас Алва Эдисон (1847-1931, американский изобретатель, изобрел, в частности, лампу накаливания, граммофон и микрофон): "Я вегетарианец и противник алкоголя, поэтому я могу найти лучшее применение моему уму".

Лев Толстой (1828-1910, русский писатель, философ): “Убивая животных ради пропитания, человек подавляет в себе высшие духовные чувства - сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, - и, переступая через себя, ожесточает свое сердце. Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные? Если человек серьезен и искренен в поисках нравственности, то первое, от чего он должен отвернуться - это мясоедение... Вегетарианство считается критерием, по которому можно распознать, насколько серьезно и истинно стремление человека к моральному совершенству”.

Вильгельм Буш (1832-1908, немецкий писатель и график): "Истинная человеческая культура возможна лишь в том случае, если не только людоедство, но и всякое наслаждение мясом будут считаться каннибализмом".

Эмиль Золя (1840-1902, французский писатель): "Вопрос животных для меня важнее, чем озабоченность тем, будут ли меня высмеивать".

Дж. Бернард Шоу (1856-1950, английско-ирландский драматург):“Животные - это мои друзья...и я не ем своих друзей. Это ужасно! Не только страданием и смертью животных, но тем, что человек понапрасну подавляет в себе высшее духовное сокровище - сочувствие и сострадание к живым существам, подобным себе, растаптывая свои собственные чувства, становясь жестокими.
Мы молим Бога озарить наш путь:
“Даруй нам свет, о всеблагой Господь!
Кошмар войны нам не дает уснуть,
Но на зубах у нас животных мертвых плоть””.

Свен Хедин (1865-1952, шведский исследователь Азии): "Я никогда не мог решиться погасить огонь жизни, зажечь его вновь я не в силах".

Махатма Ганди (1869-1948, индийский политик и представитель Движения ненасильственного сопротивления): "Я думаю, что духовный прогресс потребует от нас в определенный момент, чтобы мы прекратили убивать окружающие нас живые существа для удовлетворения прихотей нашего тела".
"Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как в этой нации относятся к животным".

Альберт Швейцер (1875-1965, эльзасский теолог и врач-миссионер, лауреат Нобелевской премии 1952 года): "Мое мнение: мы должны выступить в защиту животных, полностью отказаться от мясоедения и говорить против него".

Франц Кафка (1883-1924, австро-чешский писатель): "Теперь я могу созерцать вас в покое; я вас больше не ем" (при разглядывании рыб в аквариуме).

Исаак Башевис Зингер (1904, американский писатель, лауреат Нобелевской премии 1978 года в области литературы): "Мы все творения божьи - и наши молитвы о божьей милости и справедливости несовместимы с тем, что мы продолжаем поедать мясо животных, которых забивают по нашей прихоти".
"Я бы уехал прочь, чтобы жить по-вегетариански, даже если бы весь мир начал есть мясо. Это - мой протест состоянию мира. Атомная энергия, нужда и голод, жестокость - мы должны предпринять усилия против этого. Вегетарианство - мой шаг. И я думаю, очень важный".

Бриджит Бардо (1934, французская киноактриса и фотомодель): ‘’Если бы вам самим пришлось убивать животное, которое попадает вам в тарелку, вы бы стали вегетарианцем, как я”.

Бурваш Питер (теннисист мирового класса, обладатель кубка Девиса):‘’Я не кисейная барышня. Я играл в хоккей, пока не лишился половины зубов, я сражался на теннисных кортах... Но то, что я увидел на бойне, потрясло меня. Выйдя оттуда, я уже твердо знал, что не причиню никогда зла ни одному животному! Я уже раньше был знаком с экономическими, экологическими и психологическими доводами в защиту вегетарианства, но этот непосредственный опыт, открывший мне всю жесткость, проявляемую человеком по отношению к животным, стал прочной основой моего вегетарианства’’.

Пол Маккартни (1942, один из основателей группы The Beatles, многократный лауреат премии Грэмми, кавалер Ордена Британской империи): “Если бы на мясокомбинатах были стеклянные стены, все стали бы вегетарианцами”.

Пифагор (570-490 гг. до н. э., древнегреческий философ и математик):“До тех пор пока люди будут резать животных, они будут убивать друг друга. И, действительно, тот, кто сеет зерно убийства и боли, не может пожинать радость и любовь”.

Плутарх (ок. 45 - ок. 127, древнегреческий философ, биограф, моралист): “Будьте последовательны и сделайте все сами, без тесаков, дубин и топоров - как волки, медведи и львы делают это, убивая и поедая свою жертву. …Но если вы предпочитаете постоять в стороне, пока жертва ваша не умрет, и терпеть не можете собственноручно отправлять кого-либо на тот свет, почему же тогда вопреки законам Природы вы продолжаете поедать живых существ?”
“Какое неудержимое безумие понудило вас обагрить ваши руки кровью, чтобы питаться мясом животных”.
“Вы спрашиваете меня, на каком основании Пифагор воздерживался от употребления мяса животных? Я, со своей стороны, не понимаю, какого рода чувство, мысль или причина руководила тем человеком, который впервые решился осквернить свой рот кровью и позволил своим губам прикоснуться к мясу убитого существа. Я удивляюсь тому, кто допустил на своем столе искаженные формы мертвых тел и потребовал для своего ежедневного питания то, что еще так недавно представляло собою существа, одаренные движением, пониманием и голосом”.

Альберт Швейцер (1965, немецкий теолог, философ, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира 1952 года): “Добро - поддерживает и лелеет жизнь. Зло - уничтожает и препятствует ей”.

Шелтон Герберт(1895-1985, выдающийся американский ученый, крупнейший представитель школы натуральной гигиены XX века): “Не существует ни единого факта, ни единого аргумента в оправдание мясоедения, которые нельзя было бы употребить и в оправдание каннибализма”.

У Ну (1995, бирманский политический и государственный деятель): “ Мир на земле, или любой другой мир находится в огромной зависимости от состояния ума. Вегетарианство дает правильное ментальное состояние для мира... оно несет в себе силу лучшего пути жизни, который если станет всеобщим, может привести к лучшему, более справедливому и более мирному сообществу наций”.

Артур Шопенгауэр (1788-1860, немецкий мыслитель, представитель философии пессимизма): “Мнимое бесправие животных, заблуждение, будто наши деяния относительно их не имеют нравственного значения, или, говоря языком морали, будто перед животными не существует никаких обязанностей, в этом проявляются возмутительные грубость и варварство”.

Александр Гумбольдт (1769-1859, основатель научной географии):"Жестокость по отношению к животным не может существовать ни там, где люди по-настоящему образованы, ни там, где царит истинная ученость. Эта жестокость - один из характернейших грехов низкого и неблагородного народа".

Френсис Бекон (1561-1626, основоположник эмпирического направления в философии): “Давая детям мясную пищу, мы даём им все пороки”.

Джордж Кувьер (1769-1832, французский зоолог): “Человек не похож ни на одно плотоядное животное...пищеварительные органы...во всех своих деталях указывают на чисто растительную пищу”.

Беке́тов Андре́й Никола́евич (1825 - 1902, русский ботаник, педагог, общественный деятель): ”Любовь не только к одному человечеству, но и ко всему живому... вот высшее проявление этого благородного атрибута нравственно развитого человека - гуманности. Будущее за вегетарианством”.

Адам Смит (1723- 1790, шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории): "Очень сомнительно, что для поддержания жизни нам необходимо мясо убитых животных. Овощи и зерновые, молоко, сыр, сливочное масло дают нам полноценную, обильную, питательную, калорийную пищу. Никакие разумные соображения не требуют от человека, чтобы он питался убоиной".
"Я нисколько не сомневаюсь в том, что человеческий род будет постепенно совершенствоваться и главной причиной этого будет отказ от мясоедения..."

Генри Дэвид Торо (1817-1862, американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель, аболиционист): "Я нисколько не сомневаюсь в том, что человеческий род будет постепенно совершенствоваться и главной причиной этого будет отказ от мясоедения...".

Жан Поль (1763-1825, немецкий поэт): "О справедливый Господь! Из скольких часов адских мучений животных человек выдаивает одну-единственную минуту наслаждения для языка!"

Питер Сингер (1938, философ): "Всевозможные философы и религиозные деятели пытаются убедить своих учеников и последователей в том, что животные - не более, чем машины без души. Но любой, кто когда-нибудь держал у себя дома животное - будь то собака, птица или даже мышь, - знает, что эта теория - наглая ложь, выдуманная для того, чтобы оправдать жестокость”.

Георг Вильгельм фон Струве (1793-1864, немецкий астроном): “До тех пор, пока прочие животные будут исключены из круга духовной жизни, в котором признаются общие правила и обязанности, люди не сделают ни шага вперед на пути к нравственному совершенствованию”.
“Старшие, может быть, и толкуют детям, что не следует быть жестокими к животным и вообще к слабым существам. Но стоит только ребёнку войти в кухню, и он сейчас же увидит убитых и ощипанных кур и гусей”.

Филип Капло (один из первых американцев, принявших сан мастера Дзэн (Буддизм)): “Так как же все таки происходит забой? …В настоящее время для этих целей используются в основном три метода: оглушение кувалдой или топором, оглушение так называемым "болваночным пистолетом" и электрошок. Когда животные приближаются непосредственно к месту забоя, они чуют, что ожидает их впереди и начинают упираться. Чтобы заставить их зайти в крохотные загоны, рабочие используют обнаженные электроды или дубины. Итак, в первом случае животному наносится мощный удар кувалдой по голове, который проламывает ему череп и приводит в бессознательное состояние. …Если животное большое и сильное, одним ударом дело не заканчивается. …В случае с болваночным пистолетом, ствол этого крупного оружия приставляется ко лбу животного, запертого в тесном стойле. Существуют два типа таких пистолетов. Первый с огромной силой выстреливает болванкой из ствола, вызывая контузию животного. Второй выстреливает болванкой, которая, пробив череп, проникает внутрь и затем опять втягивается в пистолет. …Наиболее гуманным и наименее болезненным способом оглушить животное перед смертью является, пожалуй, электрошок. …Электрический разряд пропускается через мозг жертвы, парализуя и оглушая ее. Животное затем должно быть спешно заколото и обескровлено, ибо через семь минут оно может прийти в себя”.

Сенека (римский философ-стоик, поэт и государственный деятель, воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма):“Спросите себя "Что нравственно?", а не "Что принято среди людей?"”.

Гольдштейн Александр Леонидович (1957-2006, русский писатель, эссеист, лауреат премии «Антибукер», редактор известного русскоязычного приложения «Окна» к газете «Вести»): Чем больше человек сосредотачивает внимание и старание на том, чтобы убитое животное съесть с наибольшим удовольствием, чтобы дать убитому существу наибольшую вкусность,тем это убийство отвратительнее.

Альфонс де Ламартин (1790-1869, знаменитый французский поэт и политический деятель): “Не поднимай руки против брата твоего и не проливай крови никаких живых существ, населяющих землю, - ни людей, ни домашних животных, ни зверей, ни птиц; в глубине твоей души вещий голос запрещает тебе проливать кровь, ибо в ней жизнь, а жизнь ты не можешь вернуть”.

Жан-Жак Руссо (1712-1778, французский писатель, мыслитель, композитор): “Как на одно из доказательств того, что мясная пища несвойственна человеку, можно указать на равнодушие к ней детей и на предпочтение, которое они всегда оказывают овощам, молочным блюдам, печеньям, фруктам”.

Анна Ахматова (1889- 1966, русский поэт, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; один из крупнейших русских поэтов XX века):
“О Боже, за себя я все могу простить
Но лучше б ястребом ягненка мне когтить
Или змеей уснувших жалить в поле
Чем человеком быть и видеть поневоле
Что люди делают, и сквозь тлетворный срам
Не сметь поднять глаза к высоким небесам”.

Милан Кундера(1929, современный французский (в прошлом - чехословацкий) писатель-прозаик): “Истинная доброта человека во всей ее чистоте и свободе может проявиться лишь по отношению к тому, кто не обладает никакой силой. Подлинное нравственное испытание человечества, то наиглавнейшее испытание (спрятанное так глубоко, что ускользает от нашего взора) коренится в его отношении к тем, кто отдан ему во власть: к животным. И здесь человек терпит полный крах, настолько полный, что именно из него вытекают и все остальные”.

Моррисси Стивен Патрик (1959, английский поэт и музыкант): “Стать вегетарианцем - это абсолютно рациональное решение. У большинства людей мозг просто не до конца сформирован, он не работает должным образом, люди не способны продумывать до конца последствия своих поступков. Так много уже сказано о жестоком обращении к животным, что невозможно считать человека разумным существом, если он продолжает поедать чужую плоть. Нет ни одного разумного аргумента в пользу убийства животных”.

Фридрих Ницше (1844-1900, немецкий философ, композитор, культуролог, представитель иррационализма): “Вся античная философия была ориентирована на простоту жизни и учила некоторой непритязательности. В этом смысле немногие философы-вегетарианцы оказали человечеству большую услугу, чем все новые философы, и до тех пор, пока эти философы не наберуться мужества и не отправятся на поиски совершенно иного образа жизни, и не покажут это на собственном примере, они останутся пустым местом”.

Ральф Валдо Эмерсон (1803-1882, американский писатель и политик):"Вы только что пообедали; и как тщательно, на почтительном удалении в несколько или много километров не скрывалась бы скотобойня, - Вы - соучастник".

Будда Шакьямуни (Сиддхаттха Гаутама) (563-483 до н.э. индийский духовный учитель): "Пусть все, что имеет жизнь, будет избавлено от страдания.
Во имя идеалов добра и чистоты Бодхисаттве надлежит воздерживаться от употребления в пищу плоти умерщвленных животных, рождённых от семени, крови и тому подобного. Во избежание устрашения животных и освобождения их от оков ужаса, Бодхисаттва, стремящийся к обретению сострадания, да не вкушает плоти живых существ... (Ланкаватара-Сутра).
Не потому человек выше других существ, что бессердечно мучает их, но потому, что он сострадателен ко всему живому. (Буддийская мудрость).
Всё живое боится мучений, всё живое боится смерти; познай самого себя не только в человеке, но во всяком живом существе, не убивай и не причиняй страдания и смерти.
Всё живое хочет того же, чего и ты; пойми же самого себя во всяком живом существе. (Буддийская мудрость)."

Гиппократ (ок.460 - ок.377 до н.э. древнегреческий врач, философ, естествоиспытатель, "отец медицины"): "Пусть Вашим единственным лекарством будет пища.
Действия диетических средств продолжительны, а действия лекарств скоропреходящи."

Диоген (412?-323? до н.э. греческий философ): "Мы можем с таким же успехом поедать человеческую плоть, как мы делаем это с мясом животных."

Порфирий (ок. 233 - между 301 и 305 н.э., древнегреческий философ): "Тот, кто воздерживается от причинения вреда живому... будет куда более осторожен, дабы не причинить вреда представителям своего вида. Тот же, кто любит собратьев своих, не несет ненависти к другим видам живых существ.
Отправлять животных на бойню и в котёл, участвуя тем самым в убийстве и не от гастрономической неизбежности, следуя естественным законам природы, а ради удовольствия и потакая демону обжорства, - чудовищн Заметка обрезана, так как ее максимальный размер превышен.

Бытует мнение, что вегетарианству столько же лет, сколько и человечеству. Поэтому споры и размышления о нем постоянно наталкивали великих и известных личностей нашей планеты на интересные мысли, которые позже были запечатлены в истории в виде цитат, стихов и афоризмов. Просматривая их сегодня, невольно убеждаешься в том, что людей, которые сознательно отказались от животной пищи, на самом деле не счесть. Просто не все их слова и идеи пока удалось отыскать. Тем не менее, благодаря кропотливому труду историков был составлен следующий список. Пожалуй, узнать кто в него вошел интересно абсолютно всем, вне зависимости от того кто мы по натуре и как мы к этому относимся.

Традиционно о пользе растительной пищи и вреде мясной размышляли:

  • мудрецы и философы, ученые;
  • писатели, поэты, художники, врачи;
  • политики и политические деятели всех стран и народов;
  • музыканты, актеры, радиоведущие.

Но что подтолкнуло их самих к вегетарианству? Говорят, этические соображения. Просто потому, что последние позволяли проникнуть в суть вещей и прочувствовать на себе чужую боль. Обладая заостренным чувством справедливости, такие люди просто не могли не переступить через собственные взгляды, желания и интересы, если кому-то из-за них плохо. О них в первую очередь и поговорим.

Мудрецы и философы Древней Греции и Рима о вегетарианстве

Диоген Синопский (412 – 323 гг. до н. э.)

«Мы можем точно так же поедать человеческую плоть, как мы поедаем мясо животных».

Плутарх (приблизительно 45 – 127 гг. н. э.)

«Я не понимаю, какими должны быть ощущения, состояние души и рассудка первого человека, который, совершив убийство животного, принялся поедать его окровавленную плоть. Как он, выставив перед гостями на столе угощения из мертвечины, называл их словами «мясо» и «съестное», если еще вчера они ходили, мычали и рассматривали все вокруг? Как может зрение его сносить картины изувеченных, ободранных и невинно убиенных тел с пролитой кровью? Как обоняние его могло сносить страшный запах смерти, а весь этот ужас не портил ему аппетит?»

«Как безумие прожорливости и алчности толкает людей на грех кровопролития, если вокруг в избытке ресурсов для обеспечения безбедного существования? Как им не стыдно ставить на одну ступень продукт земледелия с растерзанной жертвой бойни? Среди них заведено звать змей, львов и леопардов дикими зверями, тогда как сами они покрыты кровью и ни в чем им не уступают».

«Мы не едим львов и волков. Мы ловим невинных и беззащитных и безжалостно их убиваем». (О поедании плоти).

Порфирий (233 – ок. 301 – 305 гг. н. э.)

«Тот, кто воздерживается от причинения вреда живому, будет куда более осторожен, чтобы не причинить вред представителям своего вида».

Гораций (65 – 8 гг. до н. э.)

«Отважься стать мудрым! Перестань убивать животных! Тот, кто откладывает справедливость на потом, подобен крестьянину, надеющемуся, что река обмелеет, прежде чем он ее перейдет».

Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. – 65 г. н. э.)

«Принципы избегания мясной пищи Пифагора, если они верны, учат чистоте и невинности, а если нет – по крайней мере, учат бережливости. Велика ли будет ваша утрата, лишись вы жестокости?»

Евангелие мира от Есеев хранит слова Иисуса о вегетарианстве : «И плоть умерщвленных тварей в теле его станет его могилой. Ибо говорю я вам истинно: тот, кто убивает – убивает себя, поедающий плоть убиенную, вкушает от тела смерти».

Писатели, поэты, художники о вегетарианстве

Их труды радуют глаза, душу, сердце. Тем не менее, помимо их творения, они активно призывали людей отказаться от жестокости, убийства и насилия и, по совместительству, от мясной пищи.

Овидий (43 г. до н. э. – 18 г. н. э.)

О, смертные! Страшитесь осквернять,
Свои тела сей пищей нечестивой,
Взгляните - ваши нивы злаками полны,
И ветви древ под тяжестью плодов склонились,
Даны вам овощи и травы, что вкусны,
Когда искусной приготовлены рукою,
Богата гроздью виноградная лоза,
И мед дарит душистый клевер ,
Воистину, Природа-мать щедра,
Даря нам этих лакомств изобилье,
У ней есть все для вашего стола,
Все.. чтоб избежать убийства и кровопролитья.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519)

«Воистину человек – царь зверей, ибо какой еще зверь сравниться с ним в жестокости!»

«Мы живем за счет убийства других. Мы – ходячие могилы!»

Александр Поуп (1688 – 1744)

«Как роскоши развратный сон,
Упадок и болезнь сменяет,
Так смерть в себе отмщение несёт,
И пролитая кровь к возмездию взывает.
Безумной ярости волна
Сей кровью рождена от века,
Спустив на род людской напасть,
Свирепейшего зверя - Человека.»

(«Эссе о человеке»)

Франсуа Вольтер (1694 – 1778)

«Порфирий рассматривает животных как наших братьев. Они, также как мы, наделены жизнью и делят с нами жизненные принципы, понятия, чаянья, чувства – те же, что и мы. Человеческая речь – единственное, чем они обделены. Обладай они ею, посмели бы мы убивать и поедать их? Станем ли мы и дальше вершить это братоубийство?»

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)

«Одним из доказательств того, что мясная пища несвойственна человеку, является равнодушие к ней детей. Они предпочитают фрукты , молочные продукты, печенье, овощи и т. д.»

Жан Поль (1763 – 1825)

«О, справедливый Господь! Из скольких часов адских мучений животных человек выдаивает одну-единственную минуту наслаждения для языка».

Генри Дэвид Торо (1817 – 1862)

«Я не сомневаюсь в том, что человечество в процессе своей эволюции прекратит поедать животных так же, как когда-то дикие племена перестали поедать друг друга, когда они вошли в контакт с более развитыми».

Лев Толстой (1828 – 1910)

«Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?»

«Если человек серьезен и искренен в поисках нравственности, первое, от чего он должен отвернуться – мясоедение. Вегетарианство считается критерием, по которому можно распознать, насколько серьезно и искренне стремление человека к моральному совершенству».

Джордж Бернард Шоу (1859 – 1950)

«Животные – это мои друзья... и я не ем своих друзей. Это ужасно! Не только страданием и смертью животных, но и тем, что человек напрасно подавляет в себе высшее духовное сокровище – сочувствие и сострадание к живым существам, подобным себе».

«Мы молим Бога озарить наш путь:
"Даруй нам свет, о, всеблагой Господь!"
Кошмар войны нам не дает уснуть,
Но на зубах у нас животных мертвых плоть».

Джон Харви Келлог (1852 – 1943), американский хирург, основатель госпиталя Батл Крик Санаториум

«Плоть не является оптимальным продуктом питания для человека. Она не входила в рацион питания наших предков. Мясная пища – это вторичный производный продукт, ибо первоначально вся еда поставляется растительным миром. В мясе нет ничего полезного или незаменимого для человека. Того, чего бы не смог он найти в растительной пище. Мертвая овца или корова, лежащая на лугу – это падаль. Деликатес, приукрашенный и подвешенный в мясной лавке – это труп! Лишь тщательное микроскопическое исследование покажет различия между мертвечиной под забором и мясной тушей в лавке, если не полное отсутствие таковых. Обе они кишат болезнетворными бактериями и источают гнилостный запах».

Франц Кафка (1853 – 1924) о рыбках в аквариуме

«Теперь я могу смотреть на вас спокойно: я вас больше не ем».

Альберт Эйнштейн (1879 – 1955)

«Ничто не принесет такой пользы человеческому здоровью и не увеличит шансы сохранения жизни на Земле, как распространение вегетарианства».

Сергей Есенин (1895 – 1925)

Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях.

Сердце неласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу
О белоногом телке.

Не дали матери сына,
Первая радость не впрок.
И на колу под осиной
Шкуру трепал ветерок.

Скоро на гречневом свее,
С той же сыновней судьбой,
Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.

Жалобно, грустно и тоще
В землю вопьются рога...
Снится ей белая роща
И травяные луга.

(«Корова»)

Политики и экономисты о вегетарианстве

Бенджамин Франклин (1706 – 1790), американский политический деятель

«Я стал вегетарианцем в возрасте шестидесяти лет. Ясная голова и повышенная сообразительность – так бы я охарактеризовал перемены, произошедшие во мне после этого. Мясоедение - ничем не оправданное убийство».

Мохандас Ганди (1869 – 1948), лидер и идеолог индийского национально-освободительного движения

«Показателем величия нации и уровня нравственности в обществе может служить то, как ее представители обращаются с животными».

Прасад Раджендра (1884 – 1963), первый президент Индии

«Любой интегрированный взгляд на жизнь как единое целое выявит взаимосвязь между тем, что индивид ест и как поступает по отношению к окружающим. Путем дальнейшего размышления мы придем к заключению, что единственным способом избегания водородной бомбы будет уход от того состояния ума, которое ее породило. А единственным способом избегания ментальности будет развитие уважения ко всему живому, всем формам жизни при любых обстоятельствах. И все это – лишь еще один синоним вегетарианства».

У Ну (1907 – 1995), премьер-министр Бирмы

«Мир на земле находится в огромной зависимости от состояния ума. Вегетарианство дает правильное ментальное состояние для мира. Оно несет в себе силу лучшего пути жизни, который, если станет всеобщим, может привести к лучшему, более справедливому и мирному сообществу наций».

Музыканты и актеры

Сева Новгородцев (1940), радиоведущий ВВС.

«Попал под дождь - вымок. Угодил в грязь – испачкался. Выпустил вещь из рук - она упала. По таким же непреложным, только невидимым законам человек обретает то, что на санскрите называют кармой. Каждый поступок и мысль определяют дальнейшую жизнь. И все - куда хочешь, туда и двигай, к святым или крокодилам. В святые мне не попасть, но и в крокодилы не хочется. Я - где то посередине. Мяса не ем с 1982 года, запах его со временем стал противен до мерзости, так что сосиской вы меня не соблазните».

Пол Маккартни (1942)

«Сегодня на нашей планете очень много проблем. Мы слышим много слов от бизнесменов, от правительства, но, похоже, они ничего не собираются с этим делать. Но ты сам можешь кое-что изменить! Вы можете помочь окружающей среде, можете помочь прекратить жестокое обращение с животными, и вы можете улучшить свое здоровье. Все, что вам нужно сделать, - это стать вегетарианцем. Так что подумайте об этом, это отличная идея!»

Михаил Задорнов (1948)

«Я видел, как женщина ест шашлык. Эта же женщина не может смотреть, как забивают барашка. Я считаю это лицемерием. Когда человек видит явное убийство, он не хочет быть агрессором. Вы видели бойню? Это как ядерный взрыв, только ядерный взрыв мы можем заснять, а здесь - лишь чувствуем выход страшнейшей отрицательной энергии. Это ужаснет самого последнего обывателя. Я считаю, что человек, который стремится к самосовершенствованию, должен начинать с питания, я бы даже сказал, с философии, но не каждому это дано. Сейчас мало найдется людей, способных начать с философии и прийти к заповеди «не убий», поэтому правильно будет начать с еды; через здоровую пищу очищается сознание и, следовательно, меняется философия».

Натали Портман (1981)

«Когда мне было восемь лет, отец взял меня на медицинскую конференцию, где демонстрировали достижения лазерной хирургии. В качестве наглядного пособия использовали живую курицу. С тех пор я мяса не ем».

Самое интересное, что этот список бесконечен. Выше представлены лишь самые яркие цитаты. Поверить им и изменить свою жизнь к лучшему или нет – личное дело каждого. Но попытаться сделать это – стоит обязательно!

Альберт Эйнштейн: «По моему мнению, вегетарианский образ жизни, благодаря своему чисто физическому воздействию на человеческий темперамент, оказал бы самое благоприятное влияние на большую часть человечества».

Джордж Бернард Шоу: «Животные – это мои друзья …и я не ем своих друзей. Это ужасно! Не только страданием и смертью животных, но тем, что человек понапрасну подавляет в себе высшее духовное сокровище – сочувствие и сострадание к живым существам, подобным себе, растаптывая свои собственные чувства, становясь жестокими».

Лев Толстой: «В то время, как мы представляем собой живые могилы убитых животных, – как можем мы надеяться на какие-то улучшения условий жизни на земле?»

Знам енитый математик древности Пифагор говорил: «Братья мои, не оскверняйте свое тело греховной пищей. У нас есть пшеница, у нас есть яблоки, под тяжестью которых сгибаются ветви яблонь, и виноград, наливающийся на лозах. Есть душистые травы и овощи, которые можно готовить на огне, не отказано нам в молоке и меде, пахнущем чабрецом. Земля щедро дарует нам свои сокровища, предоставляя чистую пищу, и приглашает нас на пиршество, которое не омрачено кровопролитием; только звери утоляют свой голод плотью, и то не все из них, ведь лошади, коровы и овцы кормятся травой».

В трактате, озаглавленном «О поедании плоти», римский историк Плутарх пишет: «Стоит ли спрашивать, почему Пифагор отказался от мяса? Лично меня больше интересует, в каком состоянии ума находился человек, впервые прикоснувшийся устами к окровавленной плоти и отведавший мертвечины, какие обстоятельства вынудили его уставить свои столы блюдами из разложившихся туш и назвать пищей то, что еще недавно мычало и блеяло, двигалось и дышало… Почему- то мы не едим львов и волков, которые представляют угрозу нашей жизни, а вместо этого убиваем безобидные, покорные существа, которые не могут причинить нам никакого вреда, ибо не имеют ни когтей, ни клыков. Ради куска мяса мы лишаем их солнца, света и жизни, на которую они имеют такое же право, как и мы».

Затем Плутарх бросает вызов всем, кто питается мясом : «Если вы так уверены, что животные предназначены вам в пищу, тогда сперва убейте сами то существо, чье мясо хотите съесть. Но убейте его своими собственными руками или зубами, не прибегая к помощи ножа, дубины или топора».

Английский поэт Шелли тоже был убежденным вегетарианцем. В своем эссе «В защиту естественного питания» он писал: «Пусть сторонник мясоедения докажет свои убеждения делом. Пусть он, последовав совету Плутарха, растерзает своими зубами живого ягненка и, вгрызаясь в его внутренности, утолит жажду струящейся кровью… тогда, и только тогда, он будет последователен».

Джордж Бернард Шоу уличал людей в лицемерии: «Когда человек хочет убить тигра, это называется спортом, а когда тигр хочет убить человека, это называется жестокостью».

Лев Толстой писал, что, убивая животных ради пропитания, «человек подавляет в себе высшие духовные чувства – сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, – и, переступая через себя, ожесточает свое сердце». Он также предупреждал: «Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?»

2600 лет назад Пифагор говорил: «Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь уничтожать и себе подобных». Мы страшимся вражеских орудий, бомб и ракет, но спокойно закрываем глаза на смертную боль и ужас, которые испытывают ежегодно убиваемые для нашего пропитания полтора миллиарда коров, овец и свиней и 22,5 миллиарда птиц. Количество рыбы, вылавливаемой каждый год, исчисляется триллионами, не говоря уже о десятках миллионов животных, замученных в «лагерях пыток» – медицинских и научных лабораториях, и о животных, которых убивают ради меха, кожи, или просто ради развлечения на охоте. У кого повернется язык отрицать, что подобные зверства ожесточают наши сердца?

Леонардо да Винчи писал : «Поистине, человек – царь зверей, ибо своей жестокостью он намного превосходит их. Мы живем ценой жизни других. Наши тела – ходячие кладбища!» И далее: «Придет время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят сейчас на убийцу человека».

Махатма Ганди считал, что этические принципы являются более веским основанием для того, чтобы стать вегетарианцем, чем забота о собственном здоровье. «Я убежден, – писал он, – что если мы стремимся к духовному совершенствованию, то должны прекратить убивать наших меньших братьев ради удовлетворения своих физических потребностей». Ему же принадлежит изречение: «О величии страны и ее нравственном состоянии можно судить по тому, как в ней относятся к животным».

Знаменитый врач-диетолог, д-р Дж. X. Кэллог , вегетарианец, однажды сказал перед обедом: «Как замечательно есть пищу, о которой мы не можем сказать, что она погибла по нашей вине»

Ральф Уолдо Эмерсон Вы только что поели на обед кусочек мяса, и все равно на каком тактичном расстоянии находится скотобойня от вашего дома, даже если это много километром за городом – Вы причастны к преступлению!

Пол Маккартни: «Если бы скотобойни были со стеклянными стенами, каждый стал бы вегетарианцем.»

Барон Кювье пишет : «Естественная пища человека, судя по его строению, состоит из плодов, кореньев и овощей»,

Профессор Рэй говорит: «Конечно же, человек никогда не создавался хищным существом».

Джордж Бернард Шоу: « Чудовищно питаться опаленными трупами животных - ведь это каннибализм без самого лакомого блюда.»

Сэр Ричард Оуэн, член королевского хирургического колледжа, пишет: «Антропоиды и все четверорукие добывают себе питание из плодов, зерен и прочих сочных растительных тканей, и существует прямая аналогия между строением этих животных и человека, ясно демонстрирующая его растительноядную природу».

Другой член Королевского общества, профессор Уильям Лоуренс, пишет: «Зубы человека не имеют и малейшего сходства с зубами хищных животных; и рассмотрим ли мы зубы, челюсти, или органы пищеварения, строение их у человека близко напоминает их строение у травоядных животных».

Доктор Спенсер Томпсон также замечает: «Никакой физиолог не станет спорить с тем, что человеку следует жить на вегетарианской диете»,

Сенека: Человеку и бескровной пищи хватит; а там, где резня служит удовольствию, жестокость переходит в привычку.

А доктор Силвестр Грэхэм пишет: «Сравнительная анатомия подтверждает, что от природы человек — растительноядное существо, питающееся
плодами, семенами и мучнистыми растениями».

Вот, что Бог сказал Адаму в Эдемском саду: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу.»

Толчком к тому, чтобы стать убежденным вегетарианцем, послужил случай, когда Толстой явился невольным свидетелем того, как резали свинью. Зрелище настолько потрясло писателя своей жестокостью, что он решил отправиться на одну из тульских боен, чтобы еще острее пережить свои чувства. На его глазах убивали молодого красивого быка.

С этого момента в ряде своих работ писатель развивает мысль о том, что этический - нравственный - смысл вегетарианства заключается в недопустимости любого насилия. Он говорит о том, что в человеческом обществе насилие будет царить до тех пор, пока не прекратится насилие над животными. В течение последних 25 лет своей жизни Толстой активно пропагандировал идеи вегетарианства в России. Он способствовал развитию журнала «Вегетарианство», в который писал свои статьи, поддерживал публикации различных материалов о вегетарианстве в прессе, приветствовал открытие вегетарианских трактиров, гостиниц, являлся почетным членом многочисленных вегетарианских обществ.

Однако, по мнению Толстого, вегетарианство - это только одна из составляющих человеческой этики и нравственности. Нравственное и духовное совершенствование возможно лишь при условии, если человек откажется от огромного количества различных прихотей, которым он подчиняет свою жизнь. К таким прихотям Толстой относил прежде всего праздность и обжорство. В его дневнике появилась запись о намерении написать книгу «Жранье». В ней он хотел выразить мысль о том, что неумеренность во всем, в том числе в еде, означает отсутствие бережного отношения к тому, что нас окружает. Следствием этого является чувство агрессии по отношению к природе, к себе подобным - ко всему живому. Если бы люди не были так агрессивны, считает Толстой, и не уничтожали то, что дает им жизнь, в мире воцарилась бы полная гармония.

Цитаты Льва Толстого о вегетарианстве:

Вегетарианство, провозглашенное еще в самые древние времена, долго лежало под спудом, но в наше время оно с каждым годом и часом захватывает все больше и больше людей, и скоро наступит время, когда одновременно кончатся: охота, вивисекция и, главное, убийство для удовлетворения вкуса.

Человек выше животных, не потому что может мучить их, а потому, что он способен жалеть их. А жалеет человек животных потому, что чувствует, что в них живет то же, что живет в нем.

Можно отучить себя от жалости даже к людям, и можно приучить себя к жалости даже к насекомым. Чем больше в человеке жалости, тем лучше для его души.

Отгоняй от себя все то, что мешает тебе видеть свою связь со всем живым.

Лев Толстой

Убийство и поедание животных происходит, главное, оттого, что людей уверили в том, что животные предназначены Богом на пользование людям и что нет ничего дурного в убийстве животных. Но это неправда. В каких бы книгах ни было написано то, что не грех убивать животных, в сердцах всех нас написано яснее, чем в книгах, что животное надо жалеть так же, как и человека, и мы все знаем это, если не заглушаем в себе совести.

Не смущайтесь тем, что при вашем отказе от мясной пищи все ваши близкие домашние нападут на вас, будут осуждать вас, смеяться над вами. Если бы мясоедение было безразличное дело, мясоеды не нападали бы на вегетарианство; они раздражаются потому, что в наше время уже сознают свой грех, но не в силах еще освободиться от него.

Животные - мои друзья... и я не ем моих друзей.

Зачем требовать от меня отчет, почему я питаюсь, как порядочный человек? Если бы я поедал обожженные трупы невинных существ, вы не имели бы основания спросить меня, почему я так поступаю?

Я не ем мясо, рыбу, птицу.
Сегодня не играет большой роли, что люди едят или пьют, потому что они не работают на пределе своих возможностей ни количественно, ни качественно.

Это ужасно! Не только страданием и смертью животных, но тем, что человек понапрасну подавляет в себе высшее духовное сокровище - сочувствие и сострадание к живым существам, подобным себе, растаптывая свои собственные чувства, становясь жестокими.

Люди – это единственные животные, которых я панически боюсь.

Самый тяжкий грех перед братьями нашими меньшими – это не ненависть к ним, а равнодушие. В этом и состоит суть бесчеловечного.

Мы молим Бога озарить наш путь:
"Даруй нам свет, о всеблагой Господь!"
Кошмар войны нам не дает уснуть,
Но на зубах у нас животных мертвых плоть.

Когда семидесятилетнего Бернарда Шоу спросили о его самочувствии, то он ответил:
"Прекрасно, прекрасно, только мне докучают врачи, утверждая,что я умру, потому что не ем мяса".
Когда же к девяностолетнему Шоу обратились с тем же вопросом, он отвечал: "Прекрасно. Больше меня никто не беспокоит. Все врачи, которые мучили меня, утверждая, что я не смогу прожить без мяса, уже умерли ".

*Однажды Шоу спросил свою экономку Элис, достаточно ли у нее денег, чтобы оплатить предъявленные счета.
- Да, - ответила Элис, - я обменяю ваши чеки в мясной лавке, мне хватит.
- Что-о-о? В мясной лавке? – закричал Шоу -, вы знаете, что я не ем мяса и не желаю, чтобы к моим чекам прикасался мясник! Прекратите это навсегда. Я лучше открою вам счет в банке.

В моём завещании я высказал свою волю относительно организации моих похорон. Похоронная процессия будет состоять не из траурных экипажей, а из вереницы быков, овец, свиней, стаек птиц и маленького передвижного аквариума с рыбками. На всех присутствующих будут одеты белые шарфы в знак уважения к человеку, который канул в вечность и при жизни не поедал своих собратьев.

Задумайтесь о той невероятной энергии, что заключена в жёлуде! Вы зарываете его в землю, и он выстреливает могучим дубом. Закопайте овцу, и вы не получите ничего, кроме гниющего трупа.

Мне по вкусу вегетарианский образ жизни, вот уж полвека он источник моей молодости. Но этим я не хочу сказать, что каждый, кто ест капусту и свеклу может сравняться с неким Бернардом Шоу. Это было бы чересчур оптимистично…

Об опытах на животных (вивисекции):

Зверства не перестают быть зверствами, если они творятся в лабораториях и называются медицинскими экспериментами.

Единственные знания, которых мы лишаемся, запрещая жестокость, это знания о том, что такое жестокость, полученная из первых рук, то есть именно те знания, от которых гуманные люди хотели бы быть избавленными.

- …Вы определяете, оправдан ли эксперимент, просто показывая его практическую пользу. Разница – не между полезными и бесполезными экспериментами, а между варварским и цивилизованным поведением. Вивисекция – социальное зло, потому что даже если она двигает вперед знания человечества, она делает это за счет подавления гуманности у человека.

Нельзя искать знания преступными способами, точно так же, как нельзя преступными способами добывать деньги.

Не возражал бы против того, что Галилей бросал пушечные ядра с вершины Пизанской башни, но стал бы возражать, если бы Галилей захотел оттуда сбросить двух собак или американских туристов.

Убежден, что существует 50 способов установить любой факт, и только два или три из этих способов безнравственны, и тот, кто намеренно выбирает такие способы, не только моральный, но и умственный урод; потому что смешно ожидать, что экспериментатор, совершающий дьявольски жестокие поступки ради того, что он называет Наукой, не солжет о результатах; что ни один вивисектор никогда не примет заключения, сделанные другим вивисектором и не откажется еще от одной серии вивисекций, чтобы опровергнуть их; что любой дурак может проводить вивисекцию и прославиться, написав статью, описывающую, что произошло. Лаборатории заполонили охотники за славой, которые не знают ничего такого, что нельзя выяснить, спросив у любого полицейского, за исключением того, что им знать не следует (например, ощущения убийцы); и так как эти вивисекторы вытесняют гуманных научных работников из институтов и дискредитируют их, они полностью используют все имеющиеся в наличии пожертвования, не оставляя ничего для серьезного исследования.

У меня была слабость к непризнанным методам лечения. Как только я узнавал про «самое последнее» (в медицине), я тотчас же выставлял свою кандидатуру в качестве подопытного кролика. Моя известность делала из меня интересного пациента, но медицинского интереса мой случай не представлял…

Общественность одобряет вивисекцию в основном потому, что вивисекторы утверждают, будто это приносит людям огромную пользу. Я не допускаю ни единой мысли о том, что такие доводы могут быть состоятельны даже если они будут доказаны.

Вивисекция стала сейчас настолько обыденным явлением, как убой скота, казнь через повешение или телесные наказания; многие люди, которые занимаются этим, делают так только потому, что это является частью профессии, которую они избрали. Они не получают от этого удовольствие, они просто преодолели естественное отвращение и стали равнодушны к этому, так как люди всегда становятся равнодушны к тому, что они делают достаточно часто. Именно опасная сила привычки так мешает убедить человечество, что любая, укоренившаяся традиция берет начало в увлечении. Когда обыденное дело появляется через увлечения, вскоре тысячи людей всю жизнь будут заниматься им. Точно так же многие люди, не будучи жестокими и отвратительными, делают жестокие и отвратительные вещи, потому что обыденное явление, с которым они сталкиваются каждый день, по сути своей жестоко и отвратительно.

Но когда защитник этой точки зрения начинает с утверждения, что во имя науки всеми обычными этическими нормами (в том числе говорить правду), можно пренебречь, что должен подумать об этих доводах разумный человек?

Я скорее солгу пятьдесят раз под присягой, чем буду мучить животное, которое дружески лизало мне руки.

Если бы даже я и мучил собаку, у меня бы не хватило наглости обернуться и спросить, как кто-то может подозревать такого достойного человека в том, что я говорю неправду.

Надеюсь, что разумные и гуманные люди ответят, что достойные люди не ведут себя недостойно даже по отношению к собакам.

Если невозможно получить какие-либо знания, не мучая собаку, необходимо обойтись без этих знаний.

Если смотреть с точки зрения этики вивисектора, придется не просто разрешить проводить эксперименты на людях, но и сделать это первым долгом вивисектора. Если можно принести в жертву морскую свинку, потому что это позволит узнать немного больше, то почему бы тогда не принести в жертву человека, потому что это позволит узнать гораздо больше?

*Мы не утратили веру, но перенесли её с Бога на медицину.

*Шарлатан - это лжеврач, отправляющий вас на тот свет, тогда как настоящий врач дает вам умереть своей смертью.

О цирках с животными

Общественное возбуждение в связи с дрессированными животными для меня дело не новое, и я не могу понять, почему животные либо не сговорятся между собой и не изведут человеческий род, как мы изводим тигров, или же в отчаянии не покончат самоубийством.

Дрессировщиков ученых собачек нужно расстреливать на месте: самые их лица выдают куда красноречивее, чем их хлысты и их обращения с несчастными тварями.

Когда дама-укротительница хлещет львов, я каждый раз надеюсь, что они разорвут ее на части и каждый раз мои надежды не оправдываются.
Томящиеся в неволе птицы и тигры производят впечатление более тягостное, чем узники Бастилии в старинных балладах.

Я никогда не был высокого мнения о смелости дрессировщиков львов. Внутри клетки они, по крайней мере, защищены от людей.

Об охоте

Когда человек хочет убить тигра, это называется спорт, Когда тигр убивает человека, это называется кровожадностью.